Введение
Строительство- одна из наиболее быстрорастущих и развивающихся отраслей бизнеса. Этообусловлено тем, что на рынке строительства и недвижимости практически всегданаблюдается большой спрос, который растет с каждым днем. Особенно выгоднымявляется строительство в крупных городах, население которых постоянноувеличивается в связи с наплывом новых жителей из регионов, стремящихся кзаработку в больших городах. Спрос на рынке строительства не уступает спросу наавтомобили, туристические услуги и даже спросу на услуги игровых иразвлекательных заведений. Цель курсовой – выявление тенденций развитиястроительства в г. Екатеринбурге и Свердловской области. Для этого поставленыследующие задачи – рассмотреть строительство как вид экономическойдеятельности, определить характеристики рынка и его сегментов, проанализироватьтенденции изменения рынка, выявить системы предпочтений потребителей,исследовать цены, оценить эффективность рекламных кампаний, оценить степенивлияния финансового кризиса на сферу недвижимости.
Актуальностьтемы: определение уровня развития строительной отрасли, весьма точныйпоказатель здоровья экономики любой страны.
Глава 1. Строительствокак вид экономической деятельности
1.1 Понятие строительного комплекса
Строительствоявляется одной из крупнейших сфер экономической деятельности. Оно обеспечиваетрасширенное воспроизводство производственных мощностей и основных фондов длявсего народного хозяйства. Строительство создает для организации любых сфернародного хозяйства основные фонды. Результатом, или продукцией строительства,являются здания или сооружения различного функционального назначения.
Рассматриваяэкономику страны как сложную систему – единый народно-хозяйственный комплекс,можно отметить, что она состоит из более простых комплексов:топливно-энергетического, аграрно-промышленного, лесохимического,машиностроительного, транспортного, строительного и др. Такие комплексы состоятиз множества отдельных организаций, предприятий и производств. Их объединение вкомплексы происходит по принципу участия в выпуске определенной продукции илиоказания услуг.
Строительныйкомплекс – понятие, появившееся в начале 1980-х гг. для обозначения группыотраслей сферы материального производства и их предприятий, участвующих всоздании строительной продукции. Но уже в середине 80-х годов ХХ века понятие«строительный комплекс» стало приобретать более практическое содержание,заключающееся в управлении взаимосвязанными группами отраслей.
В составстроительного комплекса стали включать следующие отрасли и подотраслиобщественного производства:
- Строительное производство (осуществляемое подрядным ихозяйственным способом);
- Производство строительных материалов, конструкций, деталей;
- Строительное, дорожное машиностроение, изготовление инструмента,ремонт техники;
- Транспорт, обслуживающий строительство;
- Материально-техническое обеспечение (поставка, комплектация).
Учитываясложную структуру строительного комплекса, существует довольно большоемногообразие подходов к определению его сущности. Российскаяархитектурно-строительная энциклопедия дает следующую трактовку: «Строительныйкомплекс представляет собой совокупность отраслей, производств, организаций,характеризующуюся тесными устойчивыми экономическими, организационными,техническими и технологическими связями в получении конечного результата –обеспечения производства основных фондов народного хозяйства».
Системауправления строительным комплексом в нашей стране претерпела длительнуюэволюцию, которая продолжается до настоящего времени.
1.2 Этапыформирования строительно-инвестиционного комплекса
Можновыделить несколько этапов формирования строительно-инвестиционного комплекса.
Этап первый(1939-1990) – в условиях социализма в управлении строительством попеременнопреобладали отраслевой и территориальный принципы. В конце этого этапазакрепился территориальный принцип управления. Во всех союзных республиках былисозданы соответствующие министерства, а территория РСФСР поделена междунесколькими строительными министерствами с сохранением компактности районадеятельности. В условиях рыночной реформы в системе управления строительнымкомплексом произошли серьезные изменения, в том числе и на региональном уровне.
В экономикетермин «инвестиционно-строительная деятельность» не существовал. Капитальныевложения (инвестиции) и строительство (строительно-монтажные организации) былиоторваны друг от друга, поскольку «соединялись» через длинную по временицепочку директивных документов (титульные списки строек, план, лимитыкапитальных вложений, строительно-монтажных работ, фондируемых материальныхресурсов, оборудования и др.)
Этап второй(1991-1994) – почти спонтанное разрушение административно-плановой системы, нопродуманного перехода на новую систему управления не было. В стране былполностью утрачен организационный фактор в управлении экономикой.
Этот этапхарактеризуется приватизацией в строительном комплексе, проводимой ускореннымитемпами. Основными целями проведения приватизации в строительном комплексеявлялись повышение конкуренции за счет снижения монопольной властигосударственных предприятий и создания предприятий различных формсобственности, а так же уменьшение товарного дефицита за счет повышениякачества продукции и эффективного маркетинга.
Этап третий(1995-2001) – характеризуется, с одной стороны, началом преобладаниянегосударственных форм собственности в строительном комплексе, а с другой –отсутствием действительной конкуренции на строительном рынке, а главное,возможностью для подрядчиков получать незаработанную прибыль путем обсчета иобмана заказчиков. Функционирование системы было неэффективно и не отвечалообщественным требованиям.
Этапчетвертый (с 2002 г. – по настоящее время) – преобладание негосударственныхформ собственности в строительном комплексе и развитием конкуренции настроительном рынке. Появившаяся возможность выбора подрядчиков позволяетзаказчику выдвигать высокие требования к качеству строительных работ.
Такимобразом, экономические реформы в России, проводимые в течение 1990-х годов, нетолько не способствовали преодолению кризисного состояния в экономике, но иобострили его. После распада СССР Россия унаследовала систему государственногоуправления СССР, опирающуюся на единую государственную собственность, системудирективного планирования, распределительную систему ресурсов ипроизводственной продукции при крайне ограниченных товарно-денежных отношениях.
Переходныйпериод в социальной и экономической жизни страны, приватизация большинствапредприятий, смещение акцентов с преимущественно отраслевого принципауправления на территориальный обусловили необходимость замены старых форм иметодов управления отраслями и комплексами экономики на новые. Наиболее остроотреагировали на данные изменения предприятия и организации инвестиционно-строительногокомплекса.
Строительныйкомплекс относится к числу ключевых сфер экономической деятельности в России иво многом определяет решение социальных, экономических и технических задач ееразвития.
Глава 2.Недвижимость в условиях современной экономики
2.1 Рынокнедвижимости и мировой финансовый кризис
строительствонедвижимость кризис
Первоисточникомкризиса на фондовых рынках специалисты единодушно называют события в США,связанные с проблемами ипотечного кредитования. Разумеется, американская ипотекаоказалась не единственным фактором финансовой нестабильности, однако именно онастала тем камнем, от которого начали разбегаться круги по воде. И, несмотря набодрые заявления экономистов о том, что российская экономика изолирована отмировой финансовой системы и сможет выдержать шторм практически без потерь,потери российского фондового рынка превысили 20% в самом начале кризиса.
Напрямуюпроецировать события на фондовом рынке на рынок недвижимости, разумеется,невозможно. Рынок недвижимости менее волатилен, значительно меньше подверженпаническим настроениям, и реагирует даже на самые негативные новости впоследнюю очередь. Это обусловлено многими факторами – от консервативностиучастников рынка до времени, требующегося на оформление любых сделок по покупке-продажеобъектов. По мнению экспертов, для того, чтобы цены на недвижимость испыталипоследствия финансового кризиса, требуется довольно значительное время – отнескольких недель до полугода. Если в течение этого времени негативнаятенденция не переломлена, то изменение цен на недвижимость не заставят себяждать. Достаточно вспомнить злополучный 1998 год, когда системный кризисроссийской экономики привел к тому, что стоимость недвижимости в столице истране упала до минимальных значений за обозримый период. Упала, разумеется,вслед за падением доходов потенциальных покупателей, вслед за потерейбанковских вкладов, вслед за падением курса национальной валюты. В выигрышеостались лишь те счастливчики, кто держал на тот момент сбережения в валюте ипод матрасом. Именно они смогли приобрести квартиры на самых выгодных условиях.В 2008 году, уже к октябрю было объявлено о замораживании и продаже рядакрупных объектов, начался серьезный рост объема предложения, практически исчезспрос и на продажу, и на аренду. Казалось бы – рынок недвижимости отреагировалмгновенно. Но ведь предпосылки к кризису были и ранее — осенью 2007 г.(ипотечный кризис в США), и в начале 2008 г. (кратковременная коррекцияфондового рынка, рост кредитных ставок и т. д.), и летом 2008 г. (роствакантных площадей в офисах, начало коррекции ставок), и в августе 2008 г.(осетинско-грузинский конфликт, анти PR России, уход крупных западныхинвесторов).
Подвлиянием кризиса возведение многих строительных объектов было приостановлено. Всвязи с этим на рынке недвижимости наметилась тенденция снижения численностипродаваемых квартир в новостройках. Большинство покупателей, прежде чем принятьрешение приобрести квартиру в недостроенном доме тщательно проверяли надежностькомпании-застройщика. Если до кризиса было выгодно покупать жилье на начальном этапе строительстваздания, то сейчас тенденция поменялась. Новостройки покупают уже практическиготовые: в долгострои вкладываться невыгодно, покупатели перестали доверятьзастройщикам, застройщики — покупателям. Наглядно об этом свидетельствуетопрос, представленный в Приложении.
Разразившийсяв сентябре 2008 года финансовый кризис ударил по ипотеке. Заемщики, которыевзяли ипотечный кредит до кризиса, оказались в непростой ситуации. Сократилисьдоходы, вырос курс. Многие брали кредиты в иностранной валюте. Из-за разницыкурса ежемесячные выплаты сравнялись и даже превысили доход. Многие банкисвернули свои ипотечные программы. Банки, которые продолжают работать сипотекой, существенно пересмотрели условия программ: увеличили ставки и размерыпервоначального взноса, ужесточили требования к заемщику, кредитуют толькообъекты вторичного рынка недвижимости. Получить ипотечный кредит стало оченьсложной задачей. Для этого необходимо иметь достаточные накопления напервоначальный взнос, обладать уверенностью в стабильности своих доходов. Впротивном случае остается только ждать.
То, чтопосле кризиса рынок коммерческой недвижимости существенно изменится, стало ясноеще на первых этапах кризиса. Неизвестно было, каким он станет. Посленеразберихи конца 2008 – начала 2009 гг. сформировался отличный от докризисногорынок коммерческой недвижимости. Рынок кризисного периода, срок существованиякоторого измеряется длительностью самого кризиса. Основные характеристики этогорынка – превышение предложения над спросом, высокая требовательностьпокупателей, гибкость продавцов и арендодателей, сравнительно низкие цены.Довольно много объектов выставляют с целью определения стоимости, по которой ихсегодня можно продать. Практически перестали сдавать в аренду и продаватьплощади в строящихся зданиях. Предварительные договоры аренды и покупки ушли впрошлое: при нынешнем выборе в этом просто нет необходимости. Кроме того,риски, связанные с недостроем, и неясные ценовые перспективы перевешивают дажебольшие дисконты. И в этом также проявляется взвешенный подход потребителей кприобретению активов.
Глава 3.Сегменты рынка недвижимости в кризис
2010 годбудет переломным после кризиса на рынке коммерческой и жилой недвижимости.Отрицательный тренд в экономике сменится на положительный, и при поддержкегосударства страна начнет постепенно выходить из кризиса. Крупнейшиестроительные холдинги страны, среди которых ЛСР, AFI Development, ПИК объявилио «разморозке» приостановленных кризисом проектов. Эксперты расценили это какоднозначный признак наступающей «оттепели» на строительном рынке.
3.1 Влияниеэкономического кризиса на загородную недвижимость
С началомкризиса цены на землю в коттеджных поселках рядом с крупными городами Россиистали смешными. Так, например, в Москве земля продавалась за 40000-150000рублей за сотку, но покупатели не выстраивались в очередь. На рынке загороднойнедвижимости в период кризиса выжить может лишь тот, кто будет недорогопродавать готовые к заселению дома. Уже осенью 2008 года инвесторы стали терятьинтерес к загородной недвижимости. Слово «инвесторы» не оговорка. До кризисатолько треть покупателей приобретала коттеджи для себя и на свои деньги. Ещетреть составляли клиенты, приобретавшие дома на условиях ипотеки, остальные –это те самые инвесторы, люди и фирмы, покупавшие участки, чтобы перепродать ихчерез год-два намного дороже. Две из трех групп покупателей с рынка ушли. Заоставшимися клиентами – теми, кто рассматривает покупку дома для себя за живыеденьги, началась настоящая охота.
Крупнейшиероссийские компании принимают решение сосредоточиться на уже строящихсяобъектах, проекты которых были заложены еще до кризиса, и самый сложный изатратный этап в их реализации уже пройден, и приостановить те, что находятсяна начальных стадиях.
Если ценазагородного дома будет сопоставима со стоимостью квартиры, у частногозагородного дома будет ряд преимуществ. Покупатель предпочтет экологию поселкагородской. Так же, например, высотный дом не будет сдан в эксплуатацию, пока непостроен последний этаж. Поселок можно сдавать в эксплуатацию очередями, когдапоследующая часть домов находится на стадии строительства. Когда всенеобходимые коммуникации проложены, строительство последующих очередей не мешаетпроживанию.
В целом,рынок загородной недвижимости с наступлением кризиса как пострадал, так изакрепил позиции. Объекты, находящиеся на завершающей стадии, предназначенныедля среднего класса, обрели хозяев. Некоторые отошли во владения банков. Дома премиум-классаостались ждать своего часа. Постройки на начальных этапах превратились вдолгострои.
В некоторыхслучаях первопричиной плохого положения дел в компаниях оказался не кризис. Онлишь выявил, что компания не способна устоять в период нестабильногофинансового положения в стране. Так, по словам экспертов, в окрестностяхЕкатеринбурга сегодня насчитывается уже около 70 коттеджных поселков. Из нихпримерно 70% имеют концепции неудовлетворительного качества. Управляющиекомпании воспринимают понятие концепции очень упрощенно, часто как красивуюкартинку и без серьезного маркетингового исследования. Результат – череда банкротстви значительные убытки.
Попрогнозам специалистов, в 2010 году на рынке загородной недвижимости будутпользоваться спросом готовые дома эконом и бизнес-класса в профессиональныхкоттеджных поселках. А количество сделок по продаже элитных домов стоимостью от30 млн рублей, по словам участников рынка, наоборот, сократится практически донуля.
Наиболеевостребованными сейчас будут готовые дома в профессиональных коттеджныхпоселках с внятной концепцией, которых на рынке не так много. Основнымикритериями при выборе дома станут хорошее место с лесом или водоемом,расположенное недалеко от города или в черте города, небольшой метраж, провереннаятехнология строительства, подвод всех коммуникаций, готовность дома и вменяемаяценовая политика, рассказал президент РС Центр недвижимости МАН Николай Савин.По его словам, сейчас покупатели не хотят на себя брать дополнительные риски построительству и предпочитают платить за уже готовые объекты.
Вкачестве примера г-н Савин приводит коттеджный поселок Золотой карп,расположенный в Горном щите (рассчитан на 28 домов, площадью по 220 и 290кв.м.). Потенциальные покупатели на дома в нем есть уже сейчас, но заключатьдоговоры и отдавать деньги они не спешат. Застройщики рассчитывают, чтоситуация изменится весной следующего года, когда будут возведены коробки первыхкоттеджей и покупатели смогут наглядно оценить проект.
3.2 Влияниеэкономического кризиса на коммерческую недвижимость
В последниенесколько лет сегменты торговых и офисных центров, гостиниц и логистическихкомплексов развивались достаточно бурно. Это молодой рынок, и удар, нанесенныйпо нему кризисом, носил наиболее болезненный характер. Кризис привел кбанкротству ряда компаний и выявил целый ряд проблем. Для ряда объектовэкономическая проработка концепций оказалась некачественной, не соответствующейреалиям рынка. Например, в Свердловской области грешили этим некоторыемеждународные и федеральные консультанты, которые упрощенно переносилипозитивный опыт Москвы на региональный рынок, без должной его, качественнойоценки. Как следствие – сроки окупаемости многих объектов оказались оченьоптимистичными, а планы возврата взятых кредитов нарушенными. Также проекты необладали необходимой кризисоустойчивостью, ведь возможные риски по проекту тожедолжны оцениваться, а в концепцию объекта – закладываться требуемые изменения.Кризис может быть не последним, а объект коммерческой недвижимости должен иметьхорошую конкурентоспособность и устойчивость на рынке в течение десятков лет.
Внекоторых бизнес-центрах Екатеринбурга ставки оказались на столько низкими (посравнению с аналогичными по качеству объектами), что другие игроки началиговорить об откровенном демпинге конкурентов. Так в сегменте офисов класса А запоследний год полная ставка (включающая базовую арендную ставку, операционныерасходы и НДС) опустилась в среднем на 50 % (базовая ставка при этом снизиласьна 33 %). Такая ситуация сложилась из-за того, что вышедшие на рынок в 2009году объекты не смогли заполниться арендаторами на «рыночных» условиях, и былипоставлены в необходимость привлекать их низкой ценой. Вслед за этими объектамиопускать уровень ставки оказались вынуждены и управляющие компании другихбизнес-центров класса А.
По мнениюдевелоперов, рынок коммерческой недвижимости помогут вернуть к докризиснымобъемам заказы сетевой розницы. Лидерам продуктовой розницы, готовымразвиваться, не хватает торговых площадей. Дефицит можно ликвидировать толькоза счет строительства – хороших предложений в Екатеринбурге нет. Кризисусугубил ситуацию с дефицитом коммерческой недвижимости, сдерживающим развитиеторговых сетей. Торговые сети выделяют средства, чтобы выкупить землю и начатьстроительство собственных магазинов, но и надеются, что девелоперы предложатготовые варианты. Небольшие помещения – от магазина до супермаркета – ритейлерычаще приобретают на вторичном рынке. Например, когда в январе 2010 г. сеть«Супермаркет «Кировский» закрыла (к большому сожалению студентов ИУиП) торговуюточку на пр. Ленина 13а, половину освободившейся площади арендовала оптоваякомпания «РОСТ», развивающая собственную розницу.
3.3 Влияниеэкономического кризиса на вторичное жилье
Вторичныйрынок оказался более стабильным, чем рынок первичной недвижимости, так какпервичный рынок по-прежнему для покупателей остается достаточно рискованнымсегментом, но и там уровень цен снизился. Уже в конце 2008 года квартиры вЕкатеринбурге подешевели на 4%. К середине 2009 года цены значительно снизилисьболее чем на 20%. Подобного спада рынок недвижимости еще не видел. Со временемснижение цен продолжалось.
Самымдинамичным в 2009 был сегмент однокомнатных квартир. Средний срок экспозиции вданном сегменте, оставаясь традиционно самым низким, еще более увеличил отрывот остальных, так как вырос за год всего на 7%, что в 3 раза меньшесреднерыночных темпов. Однокомнатные квартиры быстрее прочих сегментовреагировали на запросы рынка, продемонстрировав по итогам года максимальныетемпы снижения цен (-4,4%). Объем предложения в указанном сегменте сократилсянаиболее значительно, на одну пятую.
Ощутимоеснижение количества объектов на рынке произошло и в другом сегменте небольшихквартир: предложение двухкомнатных квартир за год уменьшилось на 12%. В сектореквартир с числом комнат от трех и более темпы сокращения объемов не превысилиодного процента. Одновременно происходило удлинение сроков экспозиции большихквартир, так средний период нахождения на рынке квартир с числом комнат от трехи более за год вырос на 30%. Особняком стоят квартиры спецпроекта, гдепредложение однокомнатных и двухкомнатных квартир увеличилось на 10-12%, аквартир с числом комнат от трех и более, напротив, сократилось.
Самоераспространенное типовое жилье (хрущевки, брежневки и квартиры улучшеннойпланировки) сильней всего подешевело в секторе трехкомнатных квартир — от 5% до6%. Незначительно, всего на 1%, уменьшилась стоимость трехкомнатных квартирбольших размеров — полнометражек и спецпроектов. Сектор многокомнатных квартирснижение цен затронуло меньше остальных, в среднем цены опустились на 1%, аспецпроекты даже подорожали на 2%. Среди однокомнатных и двухкомнатных квартирмедленней дешевели небольшие: на 2% уменьшились цены однокомнатных брежневок идвухкомнатных хрущевок. В то же время крохотные малосемейки стали лидерами потемпам снижения цен независимо от числа комнат. За год они подешевели на 10%.Меньше всего уменьшилась стоимость квартир, отличающихся большой площадью — полнометражек и спецпроектов (-3%), причем основное снижение 4-6% пришлось насегмент однокомнатных и двухкомнатных квартир. Самая высокая стоимостьквадратного метра на начало января 2009г. у малосемеек и спецпроектов — около68 тыс.руб./кв.м. Минимальная стоимость кв.м. зафиксирована в сегментахполнометражек и хрущевок (59 тыс.руб./кв.м.).
В свердловской области цены на рынке вторичной недвижимостипродолжают снижаться. За март 2010 года цены упали в среднем на 0,07%. Средняяцена одного квадратного метра составляет 53 433 рубля.
ВУПН полагают, что снижение вызвано понижением цен на квартиры верхнего ценовогосегмента. В целом ситуация на рынке жилья Екатеринбурга спокойная, а активностьучастников рынка достаточно высока.
Глава4. Реклама и недвижимость
Компании, работающие в области недвижимости,тратят огромные деньги на рекламу и PR. Иначе в условиях жесткой конкуренцииесть риск потерять клиентов. Эффективность рекламы впервую очередь зависит от того, где она размещена. Чаще всего недвижимостьрекламируется в прессе и на радио, а вот телевидение в рекламных бюджетахкомпаний — на последнем месте. Это связано с тем, что размещение рекламы на ТВимеет высокую цену, но не отличается результативностью.
Жилье эконом-класса, как правило, продвигаетсярекламой в справочниках, на городских информационных сайтах, в разделе «Недвижимость»,и на местах продаж. Так как это наиболее востребованный сегмент рынка и домаэтого класса отличаются, по сути, только названиями серий, то их реклама носитв основном информативный характер.
Недвижимость бизнес-класса нуждается в оченьактивном продвижении, так как платежеспособный спрос значительно уступаетпредложению. Поэтому используются почти все средства, включая массированнуюрекламную атаку. Например, рекламные щиты 6*3 на улицах города, публикациистатей и рекламных материалов в СМИ, ориентированных на людей, потенциальныхпокупателей. Например, реклама Жилых высоток «Антарес» на разворотебезнес-издания «Деловой квартал». Указаны все преимущества: расположение,площадь территории, наличие сосновой рощи по границе двора, вид остеклениядома. Указаны привлекательные элементы инфраструктуры: детский сад, паркинг сшинным отелем, продуктовый супермаркет, кафе, спортивный клуб, ресторан.
Для элитной недвижимости реклама должна бытьненавязчиво тонкой, «обволакивающей». Как и полагается рекламепродуктов с целевой аудиторией. Реклама для этой аудитории должна отражатьфилософию элитной жизни, создавать привлекательный образ, легенду. Дляпотенциального покупателя элитного жилья больше важны эмоциональныехарактеристики, такие как строгость, сдержанность, стиль. При этом рекламноесообщение не должно быть слишком «крикливым», эпатажным.
Практическаячасть
Приложение1
Проведеныстатистические монографические наблюдения, несплошные по охвату единицсовокупности, прерывные по срокам регистрации, документальные.
/>
Опросо покупке жилья
Опрос,наглядно демонстрирующий поведение потенциальных покупателей, и опасения, связанныес риском.
Приложение2
/>
Средняяцена квадратного метра на вторичном рынке жилья в субъектах РФ
Награфике мы можем наблюдать среднюю цену за квадратный метр вторичного жилья всубъектах России с крупнейшими рынками недвижимости. Влияние оказывает какудаленность от столицы, где самый высокий показатель цены, так и численность населения,и размеры города. Тот факт, что стоимость превышает 50 тыс. рублей лишь в 3субъектах, свидетельствует о намерении федеральной исполнительной властиснизить цены на жилье в российских регионах.
Приложение3
Перспективыразвития жилищного строительства/> 2008 2009 Процент, на который снизились показатели за год Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство» 4606 млрд. рублей 3869,1 млрд. рублей 16,0% Построено квартир 752 000 701 300 6,7% Ввод в эксплуатацию зданий 103 млн. м² 89,9 млн. м² 12,3%
Перспективыразвития жилищного строительства обуславливают потребность в наращиваниипроизводства основных конструкционных строительных материалов на среднесрочныйпериод до 2015 года и долгосрочный период до 2020-2025 гг. С 2002 г. вступила вдействие федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 гг., чтообусловило рост жилищного строительства. Начиная с 2006 г. вступили в стадиюреализации четыре национальных проекта: «Доступное и комфортное жилье –гражданам России» (II этап программы «Жилище»), «Здоровье», «Образование»,«Развитие агропромышленного комплекса». По мере реализации проекта «Доступное икомфортное жилье – гражданам России» увеличивается рост жилищного строительстваи на строительном рынке возник дефицит основных строительных материалов –цемента, кирпича, металла, что ставит под угрозу реализацию установленного на 2010г. задания по вводу жилья в целом по России в объеме 80 млн. м² общейплощади. Однако, хотя из таблицы и следует, что показатели уменьшились, естьнадежда, что намеченные планы будут реализованы.
Приложение4
Относительныйпоказатель динамики цен.
Цены за 1кв. м на недвижимость Екатеринбурга в 2008 году, перед началом экономическогокризиса, и в 2010 году, на настоящий момент.
В качествеисходных использованы данные Уральской палаты недвижимости.
/> 2008 год 2010 год Относительная величина изменения цены «Новостройки» 67000 49939 74,5358209 Вторичное жилье 60400 48050 79,55298013 Загородная недвижимость 45729 41000 89,65864112 Коммерческая недвижимость (аренда) 36000 21600 60
/>
На графикенаглядно представлено, что во всех рассматриваемых сферах недвижимости, впериод с 2008 по 2010 год, произошел спад в цене. Он вызван тяжелой ситуацией вмировой экономике. Интервалы между показателями неравные. Это связано с тем,что каждая отрасль отреагировала на экономический кризис индивидуально.Причиной тому служит стабильность отдельных сфер, неустойчивое положениедругих, а так же изменение предпочтений покупателя в условиях нестабильногоматериального положения. Относительная величина показывает изменение цены 2010(сравниваемого) года относительно 2008 (базисного) года — года началаэкономического кризиса. Используя полученные данные, вычислили, на сколькопроцентов в каждом сегменте недвижимости изменились цены. Наглядно этоотображено на втором графике.
Приложение5
Кредит наквартиру для среднестатистического жителя региона.
Используяданные Государственного Комитета Статистики характеризующие
уровеньжизни населения, а так же формулу сложного процента и калькулятор процентнойставки САИЖК, рассчитали процентную ставку по кредиту, ежемесячный платеж покредиту, сумму первого платежа для кредита, сроком на 15 лет, на квартиру вЕкатеринбурге для жителя со средним по области доходом.Денежные доходы на душу населения, руб. 17392 Средняя номинальная начисленная заработная плата, руб. 18795 Среднемесячная начисленная заработная плата, руб. 19017 Регион Max Сумма кредита, руб. Ставка % Ежемесячный платеж, с учетом процента, руб. Первоначальный платеж, руб. Срок кредита, месяцев Стандарт выдачи Свердловская область 8000000 1500000 11,50 17597,06 6616,44 180 Стандарт 1-31 (руб.)
Такимобразом, в настоящее время, житель Свердловской области сможет приобрести1-комнатную квартиру в г. Екатеринбурге, взяв кредит сроком на 15 лет.Основываясь на поясах ценовых диапазонов, предположительно квартиру можнокупить в таких районах, как Орджоникидзевский, Чкаловский, Железнодорожный.
Заключение
Рынокнедвижимости и строительства всегда будет вызывать интерес и находиться вовнимании не только экспертов в этой области, но и обычных людей. Это связано стем, что проблема жилья, «квартирный вопрос» всегда будет волновать людей, таккак является одним из основных в жизни каждого человека. Обеспечение себя исвоих близких крышей над головой – задача, которую человек дает себе надолгосрочный период, стимулирует трудовую деятельность, стремление к лучшимусловиям. Недвижимость необходима во всех сферах деятельности и жизни. Это тотосновной фонд, без которого не сможет существовать ни одно предприятие, ни однаорганизация. Осознание этого приводит людей к стремлению улучшить качествостроительства, перенимать положительный опыт, тем самым повышать качество жизнисвоей страны.
Списокиспользуемой литературы
«Городская недвижимость»,В.А. Троев, 2007г.
«Краткий курс по земельномуправу», Г.С. Антосевич, 2010г.
«Недвижимость.Энциклопедический словарь», Р.Т.Нагаев, 2008г.«Основные показателиинвестиционной и строительной деятельности в Российской Федерации в 2009 году»,Федеральная служба государственной статистики, 2010г.
«Экономика строительства»,под редакцией В.В. Бузырева, 2009г.
Журнал «Forbes» июль 2009г.
Журнал «Деловой квартал» №8-18 2009г.
Интернет-ресурсы:
Сайт www.becar.ru, статья«Планы не меняются: загородная недвижимость в кризис», автор ПархоменкоЕкатерина.
Сайт www.denga.ru
Сайт www.gdeetotdom.ru,статья «Рынок коммерческой недвижимости кризисного периода», беседа сгенеральным директором консалтинговой компании RRG Денисом Колокольниковым.
Сайт www.kb-yarmarka.ru
Сайт www.pron.ru, статья«Финансовый кризис подкосит рынок недвижимости», автор Артем Арюков.