Реферат по предмету "Экономика"


Стратегия социально-экономического развития России

Содержание
Введение
1.  Модели социальнойполитики
2.  Принципы стратегиисоциально-экономического развития России
3.  Приоритеты социальнойполитики
4.  Современный этап развитиясоциальной политики в России
Заключение
Список литературы

Введение
Трансформацияроссийского общества породила качественно новые явления во всех сферахжизнедеятельности. Она глубоко затронула уровень, и особенно качество жизнироссиян, потребовала адекватной социальной политики.
Принятиецелого ряда федеральных законов и программ, предусматривающих изменениеструктуры и направлений социально – защитной деятельности, само по себе несняло, к сожалению, остроту жизненно важных проблем многих категорий населения.В обществе всегда существуют социальные слои, семьи и отдельные люди, которыепопадают в трудные жизненные ситуации. Для них, кроме обеспечения общих условийжизнедеятельности дополнительно требуется социальная защита, включающаяадресную социальную поддержку и социальное обслуживание.
Системасоциальный защиты населения Российской Федерации вступила во второй десяток летсвоего развития. С 1991, возродившись как новый вид профессиональнойдеятельности, она прошла определенный путь, отмеченный бурным развитием.
Основнойцелью написания данной курсовой работы является определение нового курсаразвития социальной политики в Росси. Для достижения поставленной целинеобходимо решить ряд задач:
— рассмотретьосновные модели социальной политики;
— обозначитьосновные принципы стратегии социально – экономического развития России;
— выявитьприоритеты социальной политики;
— рассмотретьситуацию развития социальной политики на современном этапе.
Длярассмотрения данной темы использованы учебники и периодическая литература такихавторов как Гончаров П.К., Лайкам К., Пронин С., Ишаев В., Карелова В. идругих.

1.  Модели социальной политики
Государствана постсоциалистическом пространстве имеют общие проблемы в социальной сфере.Среди них одна из главных – наличие огромных государственных социальныхобязательств, унаследованных от социалистической системы и не обеспеченныхфинансовыми ресурсами.
В современнойистории постсоциалистического периода выделяются две основные модели развитиясоциальной политики: патерналистская модель и адресная социальная система.
Патерналистскаямодель социальногоразвития была заимствована из практики регулирования социальной сферыСоветского Союза. Для нее характерно жесткое определение государством поведениячеловека в социальной сфере и охват социальной защитой практически всегонаселения.Низкая эффективность патерналистской модели, неспособностьрешить современные социальные проблемы определили в качестве одной из основныхзадач современного социально – экономического развития необходимость проведениякомплексных, системных преобразований в социальной сфере. (5)
Для моделиадресной социальной политики характерны дифференциация выполнениясоциальных функций государства в отношении различных слоев населения,перераспределение социальных расходов государства в пользу наиболее уязвимыхгрупп населения, повышение эффективности социальной системы, снижениесоциальной напряженности в обществе.
Периодперехода к более эффективной модели социальной политики характеризуетсясложностью и глубиной необходимых преобразований и требует к себе комплексного,системного подхода. Реформирование социальной сферы не может рассматриваться иреализовываться в отрыве от осуществления макроэкономических преобразований,проведения реформы государственной власти. В этот период действуетспецифическая переходная модель.
Уровень социальнойнапряженности, объем, и характер накопившихся социальных проблем требуетпридерживаться поэтапного, эволюционного подхода к построению новой моделисоциальной политики. В процессе перехода к адресной социальной системе можновыделить следующие основные стадии:
— антикризисное управление социальными процессами в обществе;
— достижениесоциальной стабильности;
— устойчивоеразвитие социальной сферы.
Социальнаяполитика в постсоциалистической России, как и во многих других странах спереходной экономикой, была ориентированна преимущественно на сохранениемасштабов оказываемых государством социальных услуг. При этом усилия,направленные на повышение эффективности социальных программ, отступали навторой план. На фоне быстрого падения ВВП происходило увеличение доли удельноговеса социальных расходов в совокупных расходах государства.
Основнойформой социальной защиты населения в странах с рыночной экономикой являетсясоциальное страхование. Для современной системы социального страхования все ещехарактерны основные черты и проблемы патерналистской модели социальногоразвития. Процесс реформирования системы, сформировавшийся в условияхцентрализованного, планового управления и уравнительных признаках, далеко незавершен.
Основусистемы государственного страхования составили государственные внебюджетные социальныефонды: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхованияРоссийской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования иГосударственный фонд занятости населения. Помимо внебюджетных фондов источникомфинансирования социальной политики является трехуровневая бюджетная система,включающая Федеральный бюджет Российской Федерации, региональные и местныебюджеты. (4)
Произошедшеев 90-е годы повышение доли социальных расходов не смогло предотвратить снижениеуровня жизни населения, включая работников отраслей социальной сферы. Онопривело лишь к дальнейшему быстрому нарастанию проблемы бюджетного дефицита.
В целомпатерналистская модель социального развития показа свою низкую эффективность врегулировании социальных процессов в современном обществе. Среди множества еёнедостатков необходимо выделить следующие:
· несоответствиефинансовых возможностей государства объему законодательно определенныхсоциальных обязательств;
· неоправданновысокие (с точки зрения финансовых возможностей) расходы на социальную сферу;
· недостаточнаямежведомственная координация органов, участвующих в формировании и реализациисоциальной политики;
· перекрестнаяреализация социальных программ, вызывающая дублирование социальной помощи;
· несовершеннаясистема оценки эффективности расходов на социальную сферу;
· отсутствиесистемного подхода к формированию социальной защиты населения.
Несбалансированностьресурсов и обязательств государства являются наиболее острой бюджетнойпроблемой, решение которой выделено в качестве одной из стратегических задачразвития страны на современном этапе.
Существенноевлияние на эффективность реализации социальной политики оказывает проблеманечеткого разграничения расходных и налоговых полномочий между бюджетами всехуровней.
Такимобразом, социальная система современной России несет в себе архаичную структурураспределения социальных услуг по видам, категориям получателей, источникамфинансирования и месту оказания помощи.
Тем не менее,применение на начальном этапе социально-экономических преобразований в Россиипатерналистской модели социальной политики было обосновано в силу рядаобъективных причин:
— резкогопадения уровня жизни большей части населения;
— отсутствияопыта решения столь масштабных задач в области социальной политики;
— необеспеченности техническими и нормативно-методическими средствами для решениямногих задач социальных реформ;
— недостаточной определенностью социально-экономических приоритетов государства;
— несформированностью социальной структуры общества;
— необходимостью полного использования тех ресурсов, форм и методов работы,которые остались от дореформенной системы социальной защиты.
Ввидумасштабности и значимости накопившихся проблем реформирование социальнойполитики государства определено в качестве одной из стратегических задачразвития страны на современном этапе. Социальная реформа рассматривается какнеразрывная составляющая часть экономической и финансовой стратегиигосударства.
Приоритетнымнаправлением проведения социальных реформ является переход к более эффективноймодели – модели адресной социальной политики, реализуемой с учетом реальноимеющихся у государства ресурсов и возможностей и ориентированной на поддержкунаиболее социально уязвимых групп населения.
Адресныйподход позволит перераспределить ресурсы, выделяемые на социальную политику, впользу особо нуждающихся категорий населения, увеличить размер пособий и другихвыплат, одновременно уменьшив бремя неэффективных расходов государства. К особонуждающимся категориям населения, в пользу которых предполагается производитьперераспределение социальных расходов государства, в первую очередь, следуетотнести семьи с детьми, престарелых, инвалидов и безработных с доходом нижепрожиточного минимума.
К основнымцелевым характеристикам модели адресной социальной политики необходимо отнестиследующие:
· дифференциациюсоциальной политики государства в отношении различных слоев населения;
· корректноевыделение категорий получателей социальной помощи;
· использованиепринципа адресности, как средства перераспределения социальной помощи длянаиболее нуждающихся групп населения;
· «муниципализацию»социальной политики за счет передачи значительной части полномочий поопределению размеров и форм предоставления социальной помощи на региональный имуниципальный уровень;
· переводсистемы социального страхования на принципы добровольного страхованиясоциального риска;
четкоеразграничение полномочий в реализации социальной политики между уровнямибюджетной системы.
Одной изпринципиальных проблем адресной модели социальной политики является проблемаминимизации затрат, связанных с корректным определением адресата социальнойпомощи. Задача по разработке эффективных и недорогих методов проверкинуждаемости, хорошо адаптированных к местным условиям, является одной изважнейших для этапа реформирования социальной политики. Существующие методикипроверки нуждаемости, основанные на учете легальных доходов, являютсянесовершенными и недостаточными.(7)
Стратегическимицелями социальной политики в России, определенными на данном этапе развития,являются:
· достижениеощутимого достижения улучшения материального положения и условий жизни людей;
· обеспечениеэффективности занятости населения, повышение качества и конкурентоспособностирабочей силы;
· гарантияконституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения,образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильём;
· переориентациясоциальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий,представляемых семье;
· нормализацияи улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения, особеннодетской и граждан трудоспособного возраста.
Достижениеопределенных выше целей предполагает осуществление поэтапного перехода кадресной модели социальной политики, в рамках которого выделяются следующиеосновные задачи:
· существенноеповышение социальной политики;
· упорядочиваниегосударственных социальных обязательств;
· концентрацияусилий на решении наиболее острых социальных проблем;
· существенноеулучшение социальной инфраструктуры;
· выработкановых механизмов реализации социальной политики.
В рамкахреализации адресной модели социальной системой Российской Федерации можновыделить следующие основные стадии.
Сложившуюсяна сегодняшний день ситуацию в социальной сфере можно рассматривать как этапантикризисного управления социальными процессами.
Задачейсоциальной политики на ближайшую перспективу является достижение социальнойстабильности развития общества. Социальная стабильность – это такое состояниесоциальных процессов в стране, которое позволяет обеспечить поступательноеразвитие экономики, сохранять политическую стабильность в обществе.
Социальнаястабильность развития общества обеспечивается проведение эффективной социальнойполитики государства, базирующейся на следующих основных принципах:
· признаниенеобходимости динамичного развития социальной сферы как одного из важнейшихусловий устойчивого развития общества;
· четкоеопределение приоритетов в области социальной политики, поддерживаемых нагосударственном уровне;
· обеспечениеуправляемости социальными процессами на основании сохранения единствасоциального пространства и обеспечения федеральных минимальных гарантий вобласти социальной защиты населения;
· обеспечениеединства социальной политики на различных уровнях управления.
Состояниеустойчивого развития социальной сферы характеризуется постоянным улучшениемкачественных показателей социальной сферы, отсутствием угрозы социальнойстабильности развития общества и наличием потенциала для дальнейшего развития.
Устойчивоеразвитие социальной сферы становится принципиальной особенностью перспективнойстратегии социально – экономического развития Российской Федерации, формируемойна современном этапе. (4)
2.Принципы стратегии социально–экономического развития России
Государство врыночной экономике выступает как организатор экономического порядка,ответственный за установление правил игры и являющийся гарантом их стабильностии выполнения, и как выразитель общественных интересов. Переход к современному рынку– это проблема выбора между скоростью перехода и достижимостью ожидаемогоэффекта. В сложившихся условиях эволюционное формирование эффективногорыночного хозяйства в России требует длительного времени, предопределит еёдальнейшего отставание от стран – лидеров экономического развития и будетсопровождаться крупномасштабной потерей производственного и ресурсногопотенциала, неприемлемо большими социальными издержками.
В основестратегии должны лежать высокие, достойные России и одновременно достижимыедолгосрочные цели. Это превращение России в динамично развивающуюся державу,обеспечивающуюся на основе интенсивного труда и деловой инициативы, разумной ипоследовательной экономической политики среднеевропейские стандарты уровняжизни в российских природно-климатических и географических условиях. (6)
Условиемуспешного экономического развития является социальная консолидация. Для тогочтобы запустить взаимообусловленные процессы социальной консолидации иукрепления государства, необходимы следующие условия:
· выбортакой стратегической цели, которая обладает консолидирующим потенциалом,способна объединить усилия разных социальных групп. Формирование механизмасоциального контракта между государством, властью, бизнесом, обществом, накотором, в частности, будут базироваться институты легитимности государства исобственности;
· созданиеновой системы социального порядка, регулирующей поведение основных социальныхсубъектов в контексте реализации стратегических целей государства.
Успешнаястратегия развития государства по принципу благосостояния для большинства будетопределяться динамикой формирования массового среднего класса. Становление среднегокласса предполагает формирование новой модели потребления российского стандартаблагосостояния. Такой стандарт должен включать качественное жильё, высокуюобеспеченность товарами длительного пользования и качественные здравоохранениеи образование.
В настоящеевремя в соответствии с западными стандартами благосостояния живут только 5 – 7%людей. А весь сегодняшний российский класс, который сохранил доперестроечныйуровень жизни, составляет не более 20%. Слой бедности, в котором среднедушевыедоходы не покрывают даже прожиточного минимума, охватывает почти 60 млн., илиоколо 40% населения страны. При этом почти 30 млн. человек живут на гранинищеты, которая стала носить застойный характер.
Механизмыдостижения стратегических и социально – экономических целей. Решающим условием вобеспечении экономического роста, а следовательно, и всей стратегии развитияРоссии как социального государства в ближайшие 10 лет становится инвестиционныйпрорыв. Он предполагает:
— форсированный рост капиталовложений;
— инвестиционную поддержку ряда ключевых секторов;
— инновационное наполнение инвестиций.
Но чтобыинвестиции стали значимым фактором роль в их материальном обеспечении должноиграть отечественное производство инвестиционных товаров, в частностимашиностроение. Это предполагает ускоренную модернизацию данного сектора наоснове отечественного и импортного оборудования и технологий.
Необходимоучитывать ряд угроз экономической динамике:
1.  Недостаточностьвнутреннего спроса.
2.  Внешний долг.
3.  Неготовностьинвестиционного комплекса к масштабным инвестициям.
4.  Непропорционально высокийтемп роста цен на топливо, электроэнергию, транспортных тарифов.
Эффективнаятраектория экономического роста в среднесрочной перспективе естественнымобразом распадается на три периода.
Первыйпериод –высоких темпов роста и наращивания инвестиций, опирающихся на вовлечение вэкономический оборот пока еще не используемого потенциала и связанных с этимвозможностей значительного повышения эффективности использования ресурсов. Врамках этого периода возможно достижение темпов роста на уровне 8 – 10%.
Второйпериод — существенного снижения динамики обусловлен исчерпанием резервов и запаздываниемввода новых мощностей, осуществляемых за счет инвестиций последних лет. Расчетыпоказывают, что его длительность может составлять два – три года. Темпыэкономического роста при этом могут снизиться до 2 – 4% в год.
Третийпериод.Начиная с 2006 г. возможен выход на стационарную траекторию развития ссохранением в течение десятилетия темпов роста на уровне не ниже 5% в год.Задача состоит в том, чтобы создать условия расширенного воспроизводства наоснове преимущественных внутренних накоплений и инвестиционных возможностей.
Обюджетной политике. Необходима сбалансированность между социальными обязательствами иеё возможностями мобилизации финансовых ресурсов, как на федеральном, так и нарегиональных уровнях.
Дефицитфедерального бюджета просто переместился в бюджеты субъектов РФ. Это происходитиз – за того, что не учитываются социальные обязательства регионов, которыетакже являются государственными обязательствами, т.е. финансовые ресурсыперемещаются в федеральный бюджет, а обязательства и ответственность остается вфинансово не обеспеченных регионах. Азбучной истиной является то, что единоегосударство должно иметь и единый государственный бюджет, который обязанучитывать всю сумму доходов и расходов за соответствующий год на территориистраны.
Генеральнымпринципом достижения сбалансированного и действительного бездефицитного бюджетаявляется не снижение расходов, чем занимается постоянно последнееправительство, а опережающий рост доходов в бюджет, основой которого являютсядоходы, полученные реальным сектором. (10)
3.  Приоритеты социальнойполитики
Важнейшимобъективно обусловленным требованием, предъявляемым к социальной политикепериода перехода к рыночной экономике, является соблюдение принципасохранения социального равновесия в процессе движения общества ккачественно новому состоянию. В этой связи необходимо обратить внимание наследующие существенные моменты.
Первое.Социальное равновесие в современном индустриальном обществе – это политика,отражающая интересы большинства нации.
Второе.Социальное равновесие поддерживается следующими методами: в социальной сфере –обеспечением равных социальных прав, политикой социальной стабильности ивыравнивания уровня жизни и доходов социальных групп, глобальными и локальнымимеханизмами социальной защиты от потрясений или «провалов» рынка. Вэкономической сфере – государственным регулированием экономики, цен, доходов,сферы занятости, финансированием социальной инфраструктуры какобщегосударственной системы социального воспроизводства и социальных гарантий.В политической сфере – широкой, массовой демократией, системойинституциональных механизмов обеспечения демократических и социальных правграждан, в том числе механизмов реального влияния граждан на политику.
Утверждениепринципа социального равновесия как фундаментальной основы стабильности иразвития является исторически переломным моментом в развитии современныхгосударств. Именно это обстоятельство дало толчок развитию современнойсоциальной политики в качестве средства обеспечения такого равновесия, как втекущем, так и в долгосрочном плане. Был выработан целый набор среднесрочных идолгосрочных ориентиров, основанных не на интуиции, а на научных прогнозныхоценках тенденций социального и экономического развития.
Социальнаяполитика отличается той спецификой, что она не обладает собственным автономныминструментарием, механизмами, обеспечивающими реализацию целей. Социальнаяполитика рождается законодательством (социальным, трудовым, хозяйственным), атакже экономической политикой. Собственно говоря, подлинная экономическаяполитика имеет место тогда и только тогда, когда общество и государствовоспринимают социальные цели как приоритетные направления. Более того,социальная политика – это механизм обеспечения перманентных трансформационныхпроцессов. На переломных этапах развития этот механизм особенно важен, так кактогда трансформация всегда сопряжена с глубокими перестановками внутрисоциальной структуры, ростом и расширением одних социальных групп, сужением иисчезновением других групп, изменением их доходов, статуса и престижа, качестважизни. Все это неизбежно ведет к серьезной ломке сложившейся системы дифференциациисоциальных групп на макросоциальной шкале доходов.
С этой точкизрения особого внимания заслуживают основные модели социальной дифференциации.Существуют некий оптимальный и предельный уровни дифференциации доходов,если рассматривать это явление с точки зрения критериев эффективности иблагосостояния. Условно можно выделить 4 основные модели дифференциации:сверхполярная, умеренно — полярная, умеренная и эгалитарная (нерыночная).
Сверхполярныемоделиразвития для современных условий крайне неустойчивы и хрупки. Этинеустойчивость и хрупкость повсеместно имеют одни и те же проявления. Всоциальном плане – это необеспеченность большинства, часто в форме откровеннойбедности и нищеты, и социальное недовольство. В экономическом плане – этопадение эффективности, дестимулирование и демотивация продуктивнойдеятельности, резкое разделение интересов элиты, работодателей и работников.Именно такие модели развития являются моделями социальной эксплуатации, когдароскошь и баснословное богатство отдельных групп и нищенское существованиедругих. Такие модели взрывоопасны по своей социальной архитектуре, и ихустойчивость поддерживается в значительной степени прямыми репрессивнымисредствами. Сейчас такая модель характерна для большинства слаборазвитых стран.Для таких обществ уровень дифференциации доходов между крайними децильнымигруппами (соотношение доходов 10% наиболее богатых и бедных) составляет неменее 20-30: 1.
Умеренно –полярные модели. Общество осознает необходимость определенных изменений и вводитчастичные элементы социального регулирования. Для них характерно то, чтосоциальная политика осуществляется государством на ограниченном поле, и передней ставятся весьма узкие задачи. Для таких моделей характерна децильнаядифференциация порядка 10-15:1, которая имела место в индустриальных обществахпервой половины XX века, а сейчас ив части развивающихся стран.
Умереннаямодель –тип господствующий сейчас модели в промышленно развитых странах Запада иЯпонии. При тех или иных особенностях для неё характерна в целом болееконсолидирующая социальная дифференциация, более мягкая шкала социальнойиерархии по сравнению с умеренно – полярной моделью. Дифференциация доходовмежду крайними децильными группами колеблется от 3:6 до 6:1.
Наряду срыночными моделями возможны и нерыночные модели, которые возникали в какой – томере как реакция на сверхполярную дифференциацию доходов. Эти моделисуществовали в бывших социалистических странах, а сейчас на Кубе, в КНДР. Такиемодели можно отнести к моделям так называемой планируемой дифференциации,которые помимо несомненных позитивных преимуществ продемонстрировали и серьезныенедостатки, прежде всего, в экономической сфере. Они не способствовали эффективномуэкономическому росту в нормальных условиях, когда не требовалась тотальнаямобилизация ресурсов, для этих моделей в целом характерен весьма не высокийуровень дифференцмации доходов – до 4:1.(9)
Основнойстратегической задачей для Росси в ходе реформ была осуществление комплексаадекватных политических и административных организационных мероприятий, которыеобеспечили бы относительно плавный, без потрясений и катаклизмов, переход кумеренной модели социальной дифференциации. Несмотря на сложность экономическойситуации в 1990 – 1991 гг., в России для этого были все возможности:современная структура промышленности, достаточно высокий технологическийуровень, квалифицированная рабочая сила, мощная социальная инфраструктура инизкий уровень социальной дифференциации. Проблема состояла лишь в том, чтобынайти интегрирующую модель сочетания всех этих преимуществ с принципамирыночного хозяйства и политической демократии. Такая модель дала бы необходимыйимпульс экономики и повышению благосостояния.
То, чтопроизошло в России в 90 – х. гг., нельзя не квалифицировать как историческийпровал, откат назад в ту систему социальной дифференциации, котораясуществовала в России в конце прошлого – начале этого столетия. Изменение такойситуации относится к числу главных приоритетов социальной политики. Вместе стем, очевидно, что решение оснополагающих проблем позитивного развития далеконе полностью зависит от реалий социально- экономической ситуации 90-х гг. иналичия или отсутствия оптимальной программы действий. Существует более широкийнабор условий, определяющих успех или неудачу такой программы, и эти условиянаходятся за пределами экономики и социальной политики.
Во – первых,новая социальная стратегия обречена на неудачу без кардинальной трансформациивсей системы государственной власти. Речь идет о формировании системы болееэффективной, сбалансированной власти, ответственной перед народом. Необходиморазработать и ввести в действие механизмы, обеспечивающие моральную чистотувласти, как и бизнеса. Проблема «чистоты» государственной власти в России в90-х гг. достигла критической остроты. Криминализация экономики и коррупциядостигли масштабов, угрожающих национальной безопасности.
Во – вторых,необходимо значительное усиление административной власти, её более активное имасштабное воздействие на социально – экономические процессы. Без этогоформирование эффективного рыночного хозяйства просто невозможно.
В – третьих,требуется консолидация общества на труднейшей фазе развития, когда происходитформирование основ эффективной рыночной политики. В этой связи важно, вчастности, чтобы передаваемая СМИ информация о социально – экономическом иполитическом развитии страны носила объективный характер, была бы социальнонейтральной.
Все этиусловия, связанные с формированием системы социально эффективной иответственной политической власти, совершенно необходимы для реализацииэффективных социальных программ.
И, наконец,необходимо провести глубокую ревизию основных принципов концепции социально –экономического развития России.
Успех илинеудача политики в сфере доходов и занятости имеют решающие значение дляобеспечения эффективного социального развития. Актуальным остается вопрос формированияэффективного рыночного механизма регулирования доходов и заработной платы.Основу такого механизма должна составить система тесной взаимосвязи ипараметров цены труда и стоимости рабочей силы. Только такая системаспособна включить в действие механизмы человеческого капитала, а,следовательно, и всю совокупность мотивационных механизмов. (9)
Сложившаяся в90-е гг. система распределения доходов весьма неэффективна в социальномотношении. Крайне низкие доходы для подавляющего большинства активного населениястали в российских условиях одним из механизмов растраты человеческих ресурсов.Сформировался механизм сверхполярной дифференциации доходов и резкого разрывамежду показателями цены и стоимости рабочей силы.
Это означаетне что иное как отсутствие социальной политики. Поэтому цель правительствадолжна состоять в том, чтобы ликвидировать этот растратный механизм ипостепенно восстановить систему параллельной динамики цены и стоимости рабочейсилы, т.е., иначе говоря, способствовать формированию нормального рынка труда.
Недооценкачеловеческого капитала ведет к разрушительным последствиям, так как экономикане может эффективно функционировать ни как производительная, ни какпотребляющая система. Если исходить из того, что главное направление наближайшую и среднесрочную перспективу для России – борьба с бедностью инищетой, то это означает, что приоритет в политике должен отдаватьсяформированию эффективной (как в социальном, так и в экономическом плане)системы распределения доходов и эффективного механизма заработной платы.
В первуюочередь речь должна идти о превращении минимальной заработной платы изформально – статистического показателя в инструмент реального воздействия наэкономические процессы. Приоритетное повышение минимальной заработной платыодновременно означает и снижение уровня дифференциации доходов. Кроме того, этосоздает стимул к труду и повышает экономическую эффективность, так как в этомслучае предприниматель будет делать ставку на более квалифицированный труд сбольшей отдачей. Минимальная зарплата, по меньшей мере, на уровне прожиточногоминимума – важный инструмент обеспечения социальной стабильности.
Весьма важноезначение имеет также политика выравнивания заработной платы, недопущение резкихразличий в оплате труда. Для этого следовало бы разработать и принять Единуютарифную систему взамен нынешней тарифной системы, которая носит формальный иограниченный характер. Нынешняя тарифная система по существу не работает вбольшей части экономики. Уже давно эта система несовместима с принципамисоциальной справедливости и является дискриминационной по отношению кработникам бюджетной сферы.
Всреднесрочной перспективе (например, в течение 3-5 лет) законодательноустановленная минимальная заработная плата должна стать основным элементомсистемы социальных гарантий. Во – первых, она должна подлежать обязательномуиндексированию в полном объеме с учетом роста потребительских цен. Во – вторых,она должна соответствовать минимальному набору товаров и услуг, входящих впонятие «прожиточный минимум». В – третьих, в перспективе необходимо ввестимеханизмы её увеличения и в соответствии с темпами экономического роста.
Особое местодолжно отводиться мероприятиям государства по регулированию зарплаты вбюджетном секторе. В этой сфере сложилась социально и экономически нетерпимаяситуация значительного разрыва в доходах в результате формирования двух системзаработной платы. С одной стороны, это привилегированная система,обеспечивающая особые условия оплаты, социальные льготы и гарантии стабильности,и она охватывает работников госуправления (министерств, ведомств и т.д.). сдругой стороны, это собственно бюджетная сфера, где оплата труда на порядокниже оплаты в органах госуправления и не обеспечивает (даже для работниковвысоких разрядов) прожиточного минимума. Кроме того, отнюдь не потеряла своюактуальность проблема невыплаты или задержки зарплаты.

4.  Современный этап развитиясоциальной политики в России
В настоящеевремя в России происходят серьезные изменения в социальной политики. Как и предполагалосьвся система социальной защиты населения переходит к адресной модели социальнойполитики, увы, граждане Российской Федерации оказались к этому не готовы.
С июня 2004года начиналось бурное обсуждение и представление различных законопроектов. Произошлиизменения и уточнения в определении разделений полномочий между уровнями властив самых разных сферах нашей жизни была выстроена и новая система социальнойзащиты российских граждан. Точнее – социальной поддержки.
Льготы,которые в соответствии с прежней системой защищали разные категории граждан, втом нуждающихся, теперь заменялись мерами социальной поддержки, выраженными врублях.
И этапредполагаемая перемена стала самой острой темой общественной дискуссиипоследних двух месяцев.
Приразработке данной реформы предполагалось:
· Льготыне отбирают, а заменяют ежемесячными денежными выплатами.
· Этиденьги можно получить, только отказавшись от бесплатных услуг.
· Укаждой группы льготников своя сумма, которую считали исходя из спискаположенных ему федеральных льгот.
· Теграждане, у которых тяжелые заболевания (онкология, бронхиальная астма,сахарный диабет), могут дополнительно обращаться в случае нуждаемости загосударственной социальной помощью.
· Ни всобесы, ни в отделения Пенсионного фонда сейчас никому бежать не надо.
· Каждыйльготник получит извещение, где ему предложено: или просто взять деньги, чтобыпотратить их, на что считает нужным (даже на покупку продуктов в магазине), иличасть выплаты получить в виде так называемого социального пакета, куда входятбесплатные годовые проездные билеты, бесплатные лекарства на определенную суммуи бесплатная путевка на лечение в санаторий.
· Если,например, инвалиду нужны лекарства и лечение в санатории, но он не ездит вметро или городском транспорте, он может выбрать себе из социального пакетатолько то, что ему нужно, а остальное получить деньгами.
· Социальныйпакет будет стоить от 300 до 600 рублей, цены без накруток, правительствособирается заключить тарифное соглашение с транспортниками, производителямилекарств.
· Ежемесячныевыплаты будут индексироваться, как пенсии (то есть увеличиваться), с учетомроста цен в целом по стране.
· Ежемесячныеденежные компенсации льгот будут выплачиваться вместе с пенсией, но какотдельная прибавка.
· Прибавкак пенсии повысит социальные выплаты до 6,5 – 7 тысяч рублей в месяц.
· Новаясхема социальной помощи начнет действовать с января 2005 года.
· Однаиз самых многочисленных групп, пользующихся социальными поблажками – ветеранытруда и работники тыла, — не входит в группу федеральных льготников.(12)
Таблица 1.
Какиевыплаты ждут льготников?Категории Ежемесячная выплата (руб.) Герои Советского Союза, России, Социалистического Труда, кавалеры 3 орденов Славы и Трудовой Славы 3500 Инвалиды Великой отечественной войны 2000 Участники Великой Отечественной войны 1500 Участники боевых действий 1100 Жители блокадного Ленинграда (не участники войны) 1100 Инвалиды I группы 1400 Инвалиды II группы 1000 Инвалиды III группы 800 Дети – инвалиды и инвалиды детства 1000 Участники противоздушной обороны 600
Таблица 2.
Как врезультате компенсационных выплат вырастут доходы пенсионеров?Категории пенсионеров Средний размер пенсии (руб.) Ежемесячная денежная выплата (руб.) Суммарный доход вырастет Герои Советского Союза, России, Соцтруда, кавалеры Ордена Славы, Трудовой Славы 4700 3500 В 1,74 раза Инвалиды Великой Отечественной войны 4276 2000 В 1,47 раза Участники Великой Отечественной войны 3405 1500 В 1,44 раза Участники боевых действий 2060 1100 в 1,53 раза Жители блокадного Ленинграда 2060 1100 В 1,53 раза Военносл. по п. «з» ФЗ «О ветеранах» 2060 600 В 1,29 раза Участники противов. обороны 2060 600 В 1,29 раза Инвалиды: I группа 2115 1400 В 1,66 раза II группа 1552 1000 В 1,64 раза III группа 1007 800 В 1,79 раза Дети — инвалиды 1354 1000 В 1,74 раза Инвалиды (СПК, с детства, в с/п.) 1024 1000 В 1,98 раза
В началеавгуста 2004 был окончательно решен вопрос о замене льгот денежными выплатами.Результаты данного решения отличаются от первоначального плана проведенияреформы.
В спискельготников произошли некоторые изменения: из перечня категорий, которые вместоотмененных натуральных льгот с будущего года будут получать ежемесячныевыплаты, удалены Герои СССР, России, Соцтруда и полные кавалеры орденов Славы иТрудовой Славы. Им решено сохранить натуральные льготы в полном объеме, авопрос об их статусе предполагается решить в отдельном законопроекте, которыйправительство подготовит к осени.(11)
В то же времяв список включена категория бывших несовершеннолетних узников фашизма: их правапо получению денежной выплаты приравнены к правам участников ВОВ, узников –инвалидов – к правам инвалидов войны.
Самыезначимые видя натуральных льгот решено сохранить. В 2005 году по-прежнему будетдействовать скидка по оплате жилья и коммунальных услуг. Кроме этого, вводитсятак называемый соцпакет, стоимость которого – 450 рублей – будет каждый месяцвычитаться из суммы выплаты, получаемой льготником. В результате все льготники,социальная поддержка которым обеспечена за счет федерального бюджета, получатправо на бесплатный проезд в пригородных поездках, бесплатные лекарства (поперечню, утверждаемые правительством), а также санаторную путевку (помедицинским показаниям).
В будущемгоду «соцпакет» (и, соответственно, вычеты из социальных выплат) получат все,вне зависимости от желания. В течение года каждый должен будет решить, что емупредпочтительнее: «натуральные» льготы и уменьшенные выплаты или денежныекомпенсации в полном объеме. Заявления об этом нужно будет подать в местныеорганы соцзащиты или отделения Пенсионного фонда до 1 октября 2005 года.Отказаться можно будет и от всего пакета целиком, и только от одной из двухчастей – медицинской или транспортной.
Стоимость«транспортной» части соцпакета оценена в 40 рублей, цена «медицинской»(лекарства плюс санаторное лечение) – 410 рублей. В зависимости от выбора,сделанного льготником, ему будет скорректирована сумма причитающейся социальнойвыплаты.
Выплачиватькомпенсационные суммы поручено Пенсионному фонду – вместе с пенсией.Одновременно с базовой пенсией (которая, по нашему законодательству,индексируется в зависимости от инфляции), будут расти и социальные выплаты.Причем с одним и тем же коэффициентом индексации. Напомним, сегодня базовыепенсии подлежат увеличению, если за квартал (или полгода) инфляция превысила 6процентов. В результате в последние годы базовые пенсии индексировались дваждыв год – в первом квартале и в августе. Такой порядок, видимо, сохранится и вдальнейшем.
Также важно,что сумма компенсационных выплат не будет учитываться (не будет включаться врасчет дохода семьи), если льготник обратится за государственной субсидией наоплату коммунальных услуг.(6)
Таблица 3.
Чтополучилось в итоге реформы льгот?
Категории
льготников Какие льготы имеют сейчас Что предлагается с 2005 года Инвалиды войны, бывшие узники фашизмы — инвалиды Проезд городским и пригородным транспортом; лекарства; жилищно-коммунальные услуги; абонентская плата за телефон и его установка; проезд междугородним транспортом; санаторные путевки; обеспечение транспортом с передачей права вождения членам семьи; вневедомственная охрана; протезирование и зубопротезирование 2000 рублей Участники ВОВ, бывшие узники фашизма Проезд городским и пригородным транспортом; лекарства; жилищно-коммунальные услуги; абонентская плата за телефон и его установка; проезд междугородним транспортом; вневедомственная охрана; протезирование и зубопротезирование 1500 рублей Проходившие военную службу во время ВОВ не в действующей армии Проезд городским и пригородным транспортом; лекарства; протезирование и зубопротезирование 600 рублей Блокадники, ветераны боевых действий Проезд городским и пригородным транспортом; лекарства; проезд междугородним транспортом; жилищно-коммунальные услуги 1100 рублей Лица, работавшие во время ВОВ на военных объектах Проезд городским и пригородным транспортом; лекарства; проезд междугородним транспортом; протезирование и зубопротезирование 600 рублей Члены семей погибших (умерших) инвалидов, участников войны и боевых действий Проезд городским и пригородным транспортом; лекарства; жилищно-коммунальные услуги; абонентская плата за телефон; вневедомственная охрана 600 рублей Инвалиды Проезд городским и пригородным транспортом; лекарства; жилищно-коммунальные услуги; абонентская плата за телефон; проезд междугородным транспортом; санаторное лечение; обеспечение транспортом с передачей права вождения членам семьи; протезирование и зубопротезирование
Инвалиды (III степень) 1400 рублей
Инвалиды (II степень) 1000 рублей
Инвалиды (I степень) 800 рублей
Дети – инвалиды 1000 рублей Чернобыльцы Жилищно-коммунальные услуги, питание, проезд городским, пригородным транспортом, проезд на междугородном транспорте, лекарства, санаторное лечение, зубопротезирование, доплата за работу и проживание в зонах До 1700 рублей в зависимости от статуса гражданносителей льгот Доноры Лекарства, зубопротезирование, проезд городским пригородным транспортом, оплата коммунальных услуг 500 рублей Ветераны труда Проезд городским и пригородным транспортом; жилищно-коммунальные услуги; абонентская плата за телефон Меры социальной поддержки устанавливаются субъектами РФ Труженики тыла Проезд городским и пригородным транспортом; лекарства; протезирование и зубопротезирование Репрессированные Возмещение имущественного ущерба, жилищно-коммунальные услуги, проезд городским и пригородным транспортом, льготный проезд на междугороднем транспорте один раз в год, лекарственное обеспечение, обеспечение транспортом, бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов, бесплатная установка телефона, пересылка и доставка денежных компенсаций

Заключение
Насегодняшний день Россия переживает глобальные изменения социальной политики встране. Реформа социальных льгот еще не дала свои результаты, поэтому говоритьо целесообразности и правильности проведения таких изменений еще рано. Взаконопроекте прописана норма конституционного права: после принятия законауровень социальной защиты населения не может быть ухудшен по сравнению с тем,что есть сегодня. Он либо должен быть сохранен, либо улучшен.

Списоклитературы
 
1.  Авдашева С., Ястребова О.Государственная поддержка в регионах состояние и проблемы реорганизации //Вопросы экономики.- 2001- № 5. с. 30 – 35
2.  Гончаров П.К. Социальноегосударство: сущность, мировой опыт, российская модель // Социально –гуманитарные знания.- 2000.- №2. – с. 18 – 37
3.  Какие выплаты получатльготники? // Российская газета.-2004.-№167(3544)
4.  Лайкам К. Моделисоциальной политики // Общество и экономика.- 2000.- №8.-с. 27 – 37
5.  Лайкам К. Реформированиеэкономического механизма реализации государственной социальной политики //Общество и экономика.-2003.- №11-12.-с. 130 -163
6.  Льготный день //Российская газета.-2004.-№165(3542)
7.  Новосельский В. Изменениясоциально-экономических процессов // Экономист.- 2003.-№3.-с. 34- 42
8.  О стратегиисоциально-экономического развития России на долгосрочную перспективу //РЭЖ.-2002.-№4.-с. 3 -7
9.  Пронин С. и др. Оприоритетах социальной политики // Общество и экономика.- 2000.-№8.-с. 27 — 37
10.  Три тысячи поправок //Российская газета.- 2004.- №159(3536)
11.  Что нужно знать призамене социальных благ деньгами // Комсомольская правда.-2004.-№134(4563)
12.  Что будет с льготами? //Российская газета.-2004.- №156(3533)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.