Реферат по предмету "Экономика"


Совершенствования инновационной политики в Уральском Федеральном округе

Введение
Инновационная деятельность в Уральском Федеральном округехарактеризуется значительным научно-техническим потенциалом и низким порезультативности показателем инновационной активности. Анализ уровняинновационной активности показывает, что только пять отраслей имеют значенияданного показателя, превышающие среднюю по промышленности величину. Этомедицинская промышленность (17,8 процента), химическая и нефтехимическаяпромышленность (17,3 процента), черная металлургия (10,5 процента),машиностроение и металлообработка (7,9 процентов) и топливная промышленность(5,3 процента).
Наибольшую долю в затратах на инновации российскихпредприятий составляло приобретение машин и оборудования (49 процентов). В тоже время на приобретение новых технологий расходовалось только 7,7 процентавсех средств, затрачиваемых на инновации. Из них на приобретение прав, патенты,лицензии, промышленные образцы и полезные модели — 0,5 процента. В общем объемезатрат предприятий на инновации подавляющую долю составляют собственныесредства (84,5 процента), доля иностранных инвестиций — 7 процентов,федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации — 2,9 процента,внебюджетных фондов -3,3 процента.
Концепция создания инновационной системы в Свердловскойобласти является основой для разработки пакета управляющей документации и планамероприятий по государственной поддержке развития научной, научно-технической иинновационной деятельности в Свердловской области до 2010 года, обеспечивающихразвитие и реализацию ее инновационного потенциала.[1]
Актуальность данной работы: научно-техническийпрогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономическогоразвития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается спонятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американскийэкономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку,технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в полученииновшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации,охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена,потребления.
Существует множество форм управления инновациямина самых разных уровнях: от подразделений корпораций до государства, в целомпризванного в современных условиях осуществлять специальную экономическуюполитику.
Как и практически всякая иная политика, онанеодинакова в разных странах, хотя и подчинена одной и той же цели:стимулированию инновационной активности и развитию научно-техническогопотенциала.
Цель данной работы: целью контрольной работыявляется определение основных направлений совершенствования инновационнойполитики в Уральском Федеральном округе.

1. Теоретические основы совершенствованиярегиональной политики
 
1.1 Понятие инноватики и роль государственногорегулирования в их внедрении
Существует множество определений инноваций, однако они не такуж сильно расходятся между собой и имеют общими как минимум два пункта.
Во-первых, само слово «инновация» предполагаетновизну, оригинальность. Однако при этом, как правило, речь не идет о полнойновизне, об изобретении «с чистого листа». Подавляющее большинствоуспешных инноваций состояло в комбинировании и развитии ранее известных идейи/или в приложении этих идей к решению новой задачи. Например, изобретениемикропроцессора сотрудником компании Интел Тедом Хоффом состояло вкомбинировании двух ранее известных технологий — микросхем средней степениинтеграции (производством которых занимался Интел) и процессорафон-Неймановской архитектуры. Сочетание этих идей дало новое качество, но принципиальнаяновизна и важность этого нового качества стали очевидны лишь через десятилетие.
Во-вторых, сама по себе новизна идеи (или сочетания идей) необразуют инновации. Изобретение или открытие, каким бы неожиданным и гениальнымоно само по себе ни было, также не представляет собой инновации. Чтобыинновация имела практическое значение, она должна быть доведена допрактического применения, как говорили в советское время — «внедрена», а успех внедрения предполагает наличие потребности вовнедряемом изобретении. Успех инновации – это сочетание потребности в решениикакой-то технической, экономической или организационной проблемы с однойстороны, и удачного решения этой проблемы – с другой.
При внедрении нередко оказывается, что новая либо плохореализуема на практике (или даже вообще не реализуема), либо обладает какими-тонеочевидными негативными сторонами. Таким образом, успешная инновация — это непросто новая идея или сочетание идей, это новая идея или сочетание идей,которые были опробованы на практике и продемонстрировали применимость иполезность.[10,c.7]
Вопрос об успешности инноваций тесно связан с вопросом окритериях полезности идей и практик (не только новых, но и общепринятых). Вусловиях рыночной экономики существует простой и поддающийся объективнойпроверке критерий полезности практики: способность этой практики приноситьприбыль. Если практика (неважно, инновационная или общепринятая) осуществляетсяв условиях хорошо определенных прав собственности и не нарушает этих прав, товред, который она может причинить третьим лицам, заведомо (и очень жестко)ограничен. С учетом этого ограничения, прибыльность практики означает, что еерезультат по рыночной цене превосходит ресурсы, необходимые для этой практики,или, что то же самое, что практика использует недозагруженные(недоиспользуемые) ресурсы для удовлетворения чьей-то насущной потребности, и,в этом смысле, полезна. Таким образом, мотив получения прибыли являетсяисточником стимулов для инноваций. В нерыночных же и квазирыночных секторахстоль простых как прибыль критериев успешности инноваций и стимулов для ихосуществления не существует.
Обратимся теперь к более детальным описаниям инноваций,которые предлагаются влиятельными экономическими школами. В современнуюэкономическую науку понятие инновации было введено Й. Шумпетером. Попредложенной им классификации, инновациями являются:
-предложение нового продукта или качественных изменений всуществующем продукте;
— новая (для данной индустрии) организация процесса;
— открытие нового рынка;
— разработка новых источников сырья или других исходныхматериалов;
— изменения в организации индустрии.
Эта классификация, в частности, положена в основурекомендаций OECD по сбору и интерпретации статистики инноваций. Из этойклассификации видно, что инновации по Шумпетеру не ограниченынаучно-техническими новшествами. Организационные изменения и поиск новых рынковявляются инновациями. Изменения в продуктах и производственных процессах такжене обязательно должны быть технологическими, чтобы быть инновационными.
Сходным образом определяет инновацию один из самыхвлиятельных теоретиков менеджмента прошедшего столетия, П.Ф. Друкер:
Инновация – это проявление предпринимательского духа, будь тоуже существующая коммерческая организация, коммунальные услуги или замысел,рожденный дома на кухне. Для предпринимателя это способ создания новыхисточников прибыли или расширения потенциала уже имеющихся.
Инновационная деятельность – выполнение работ и (или)оказание услуг, направленных на:
— создание и организацию производства принципиально новой илис новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг);
— создание и применение новых или модернизацию существующихспособов (технологий) ее производства, распространения и использования;
-применение структурных, финансово-экономических, кадровых,информационных и иных нововведений при выпуске и сбыте продукции (товаров,работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такойэкономии.[8,c.57]
Инновация (нововведение) — конечный результат инновационнойдеятельности, воплощенный в виде нового или усовершенствованного продукта(технологического процесса), предназначенный для использования в хозяйственномобороте с целью достижения экономического, социального, экологического, иногополезного эффекта.
Инновационная система — совокупность эффективно взаимодействующихэлементов государственных и негосударственных секторов экономики региона(субъекта Федерации), которые обеспечивают оперативное преобразование научныхзнаний в современные технологии, новые материалы и иную конкурентоспособнуюпродукцию.
Инфраструктура инновационной системы — совокупностьорганизаций любой организационно-правовой формы и формы собственности,способствующих осуществлению инновационной деятельности, включая предоставлениеуслуг по созданию и реализации инновационной продукции. К субъектаминфраструктуры инновационной системы относятся центры трансфера технологий,инновационно-технологические центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, центрыподготовки кадров для инновационной деятельности, венчурные фонды и иное.
Субъект инновационной деятельности — организация(индивидуальный предприниматель), осуществляющая инновационную деятельностьи/или реализующая инновационную продукцию.
Государственная инновационная политика – составная частьнаучно-технической и промышленной политики, представляющая собой совокупностьцелей, задач, приоритетов, социально-экономических мер, направленных наформирование условий для развития производства конкурентоспособнойинновационной продукции на базе передовых достижений науки, технологии итехники и повышение доли такой продукции в структуре производства, а такжесоздание системы продвижения и реализации продукции и услуг на отечественном имировых рынках. Основными субъектами государственной инновационной политикиобласти являются законодательные и исполнительные органы государственнойвласти.
Областная инновационная программа — комплекс закрепленных вобластном законодательстве мероприятий по реализации государственнойинновационной политики, согласованных по исполнителям, ресурсам и срокамвыполнения.[1]
1.2 Проблемы формирования и внедрениягосударственной инновационной политики в регионах
В экономических исследованиях и политических рекомендацияхчасто встречаются рассуждения о «провалах рынка», «субоптимальных траекторияхразвития» и т.д. Как правило выводом из этих рассуждений является предположениео необходимости государственного вмешательства в экономические процессы. Такоепредположение имеет смысл лишь при (обычно, неявном) дополнительномпредположении, что государство в целом или регулирующий государственный органимеет знания, недоступные участникам экономических процессов, что этот органзнает, как надо или, хотя бы, как лучше. Действительно, государственныеэксперты зачастую владеют информацией, которая недоступна частнымпредпринимателям, но и частные предприниматели практически всегда владеютзнаниями, которые недоступны государственным экспертам, и совершеннонеочевидно, что информация экспертов более релевантна. Даже если знанияэкспертов более релевантны, вполне возможно, что их следует простоопубликовать, вместо того, чтобы строить на их основе планы регуляционноговмешательства в экономику.
Если эти соображения верны, то наиболее высокие темпыинновационого развития и экономического роста должны наблюдаться там и тогда,где государство воздерживается от прямого вмешательства в экономическиепроцессы и предоставляет свободу предпринимательской инициативе.
Речь, разумеется, не идет о полном устранении государства. Продуктивноефункционирование рыночных механизмов нуждается в обеспечении прав собственностии соблюдения контрактов.
Если эти условия будут нарушены, успешным предпринимателем(получателем наивысшей прибыли) может оказаться не тот, кому удалось найтинедоиспользуемый ресурс, а тот, кому удалось найти ресурс «плохолежащий», недостаточно защищенный. Таким образом, несоблюдающиеся правасобственности не столько подавляют инновацию, сколько перенаправляют ее внеконструктивное русло, порождая явления, которые социологи называют «силовым»и «политическим предпринимательством», то есть, попросту говоря, преступность икоррупцию (в действительности, точное определение «силового предпринимателя» всоциологии не совсем соответствует определению преступника в уголовном кодексе,но степень перекрытия этих понятий все-таки очень высока). Впрочем, главнаяугроза инновационой активности в таких условиях состоит даже не в этом, а втом, что в этих условиях оказываются невыгодны (а иногда и просто невозможны)инвестиции, особенно долгосрочные.
Действительно, инвестиция делается в расчете на будущееповышение производительности и будущие прибыли. Но в условиях, когда прибыльноепредприятие может быть отобрано «силовыми предпринимателями»,инвестиции оказываются неприемлемо рискованными. Кроме того, становятся неясныисточники первоначального накопления. Накопить деньги самостоятельнопредприниматель не может по той же самой причине — накопления могут быть у негоотобраны прежде, чем он сможет их проинвестировать. Кредитно-финансовый рынок вусловиях несоблюдающихся контрактов нормально функционировать также не может;опять-таки, если предприятие отберут, то расплачиваться по кредиту будет нечем.Эти же факторы снижают привлекательность страны и региона для прямыхиностранных инвестиций. [11,c.112]
Многие политики по ряду причин не удовлетворяются работойсвободного рынка и предлагают комплексы мер, нацеленные на ускорение истимулирование инновационной активности. Про некоторые из этих мерутверждается, что они также благоприятны для предпринимательской активности,про другие признается, что они направлены на стимулирование инновационной, ноне предпринимательской деятельности.
Существует и такая проблема, как инвестиции в «человеческийкапитал». Сложно привести возражения против вложения средств в образование, такчтобы они не прозвучали как отрицание образования и культуры как таковых,поэтому мало кто оспаривает это направление деятельности. Однако из материалапредыдущих разделов должен быть ясен основной недостаток этой политики с точкизрения цели поддержки инноваций. Действительно, в ходе формального образованиячеловек получает формализованное научное и техническое знание, которое, привсей его ценности, не является ни необходимым, ни достаточным условиеминновационной деятельности. Это относится как к научному и техническомуобразованию, так – и даже в большей степени – ко входящему сейчас в моду«бизнес-образованию». Большинство успешных инноваторов – как владельцевпредприятий, так и наемных работников – не заканчивали никаких специальныхкурсов по инновациям.
Другая проблема «инвестиций в человеческий капитал» состоит втом, что обычно речь идет о невозвратных вложениях, субсидировании илифинансировании, но не инвестициях. Основной доход от этой инвестиции, если он иобразуется, достается самому объекту инвестирования, самому человеку. Конечно,если в результате образования человек становится успешным изобретателем,крупным ученым или просто продуктивным наемным работником, это создает«положительные экстерналии», которые и можно считать отдачей от инвестиций внего. Но часто этого не происходит. Например, получивший хорошее специальноеобразование человек может уехать за рубеж, и получится, что вместо«человеческого капитала» мы профинансировали «утечку мозгов». Особенно острый характерэта проблема приобретает при инвестициях в человеческий капитал на региональномуровне – ведь большинство российских граждан гораздо спокойнее относятся кмежрегиональным переездам, чем к эмиграции.
Многие политики осознают эту проблему, но осознают также ито, что возможные меры по ее решению совершенно неприемлемы с политической, азачастую и с этической точки зрения. Действительно, все более или менееэффективные способы взыскать с человека «возврат на инвестиции» в егообразование выглядят до неприличия похоже на такие милые и продуктивныеинституты, как крепостное право или кабальный договор.[13,c.45]

2. Характеристика современного состояния инновационнойполитики в УРФО
 
2.1 Анализ инновационных процессов на региональномуровне и перспективы их развития
В соответствии с проектом Федерального закона обинновационной деятельности и государственной инновационной политике выделяютсяосновные направления поддержки государственной инновационной политики:
— содействие увеличению инновационной активности,обеспечивающей рост конкурентоспособности отечественной продукции;
— ориентация на всемирную поддержку базисных и улучшающихинноваций, составляющих основу современного технологического уклада;
— сочетание государственного регулирования инновационной деятельностис эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационногомеханизма и защиты интеллектуальной собственности;
— содействие развитию инновационной деятельности в регионахРоссии международному и межрегиональному трансферту технологий, международномуинвестиционному сотрудничеству, защите интересов национального инновационногопредпринимательств(4)
Основные направления Российской инновационной политики:
— поддержка фундаментальных исследований, направленных наполучение результатов, качественно меняющих науку и технику;
— финансирование поисковых НИОКР для создания новых продуктови технологий с опережающими техническими решениями для последующей передачирезультатов в сферу материального производства;
— создание законодательной и информационной базы,обеспечивающей экономическую заинтересованность производителей в осуществленииинноваций и, как следствие, радикальные изменения технического уровняпроизводства и экономики в целом.[3]
Проблемы формирования инновационной политики особенно важныпри выборе перспективной стратегии. В настоящее время особую актуальностьприобретает разработка стратегии и тактики реформирования внутрифирменной наукикак элемента инновационной политики. Необходимо поддерживать совместныеисследования внутрифирменных научных подразделений с академическимиинститутами, вузами и ГНЦ. Такая целенаправленная мера позволит обеспечитьтрансфер технологий по стадиям инновационного цикла, и «компенсировать»недостаток кадров высшей квалификации и исследовательской базы этого секторанауки.
Формирование стратегии происходит с учетом существующихусловий, собственных интересов инноваций предприятия, перспектив развитияинновационных процессов на длительную перспективу. Это обусловлено следующими причинами.
Сформулированные в конкретный момент цели и приоритетыинновационной политики отражают только субъективное осознание действительности.По мере развития предприятий, отраслей и экономики в целом цели и возможностиих реализации будут существенно меняться по мере осознания новых факторов иусловий развития.
Инновация не является разовым мероприятием,воспроизводственные процессы в экономике должны носить постоянный характер,поэтому все инновационные мероприятия должны быть взаимоувязаны не только технологически,но и по времени.
В современных условиях основную роль в создании новойинновационной политике должно играть федеральное правительство и его органы. Вчастности министерство науки и новых технологий.
В ближайшей и долгосрочной перспективе максимизацияинновационного фактора становится решающим условием устойчивости развитиясовременных экономических систем.[7,c.89]
Государству целесообразнее реализовывать инновационнуюполитику по трем важнейшим направлениям:
— обеспечение инноваторов необходимыми финансовыми ресурсами;
— создание систем маркетинговых, консалтинговых,инжиниринговых фирм, инвестиционных коммерческих банков, бирж технологий,обеспечивающих продвижение инноваций, формирование благоприятной инфраструктурырынка включая государственные программы создания наукоградов, технопарков, свободныхэкономических зон и так далее;
— выработка единых правил и механизмов координациидеятельности всех субъектов рынка инноваций на взаимовыгодной основекооперирования по интересам на разных стадиях инновационного цикла. Следствиемэтого должно стать расширение воспроизводства инноваций и расширение действияданного механизма на другие сферы жизнедеятельности.
Во многих регионах РФ программы, связанные с инновационнымразвитием, не носят целостного характера. За рамками программ остаются ключевыеаспекты взаимодействия малого инновационного бизнеса, научных и образовательныхорганизаций и крупных промышленных компаний. Кроме того, зачастую отсутствуетединая организационная основа, обеспечивающая целостное управление региональнойинновационной стратегией и развитием.
На данный момент регионы не имеют развитой инновационнойсистемы, не имеют полноценной стратегии инновационного развития, и,соответственно, не могут эффективно развиваться. В регионах существуетнепонимание вопроса разделения функций между федеральной и региональнойвластями в области совместного стратегического развития региональной инациональной инновационных систем. На сегодняшний день ряд важных функций нафедеральном уровне выполняется не в полной мере. Особенно сильно сказываетсянедостаточность аналитической, координирующей и консалтинговых функции.
С другой стороны, регионы должны стремиться не только к тому,чтобы просто производить больше продукции, а к тому, чтобы концентрировать усебя интеллектуальные права на нее, финансовые ресурсы, квалифицированныекадры. Это, в свою очередь, на региональном уровне содействует решению одной изключевых задач государственной политики России — созданию экономики знаний.Кроме того, это содействует расширению процессов, связанных с реализацийструктурных реформ, направленных на повышение конкурентоспособности иинновативности экономики.
В настоящий момент в регионах уже создаются такие важныеобъекты, как бизнес-инкубаторы, технопарки, центры коллективного доступа к современнымтехнологиям, но отсутствует какой-либо объединяющий(информационно-аналитический) центр стратегического развития, который проводилбы анализ сильных и слабых сторон региона, способствовал согласованию стратегийучастников инновационной деятельности. Деятельность такого экспертного центрапозволила бы сформировать профиль бизнес-инкубатора, технопарка или центраколлективного доступа. [11,c.112]
2.2 Анализ текущего состояния региональнойинновационной политики
Наука и инновационная деятельность в Россииостаются практически невостребованными. По данным Госкомстата, сократилосьчисло образцов вновь создаваемых типов машин, оборудования, приборов, средствавтоматизации. Об этом также свидетельствует неизменно уменьшающееся количествоосвоенных производством образцов новой техники. Современная промышленность восновном ориентируется на закупку импортной техники и технологий, агорнодобывающая, металлургическая промышленность, железнодорожный транспорт иавиация эксплуатируют изношенную на 2/3 и морально устаревшую технику.
Организационно распался самый крупный секторнауки – отраслевая наука. При этом промышленность практически лишиласьдееспособных научных коллективов, осуществляющих научное сопровождениепроизводства, а академическая и вузовская наука – партнеров по доведению идей,технических и технологических решений до практического освоения.
Наука и научный комплекс уже более 10 летфинансируются государством из незащищенных разделов бюджета по остаточномупринципу. Уровень государственных затрат на науку в процентах к ВВП снизился додесятых долей процента.
Особую роль в обеспечении инновационного ростадолжна сыграть предлагаемая стратегия Российской Федерации в области развитиянауки и инноваций на период до 2010 года.
Цель стратегии в области развития науки иинноваций состоит в разрешении следующего системного противоречия: темпыразвития и структура российского сектора исследований и разработок не отвечаютпотребностям системы обеспечения национальной безопасности и растущему спросусо стороны ряда сегментов предпринимательского сектора на передовые технологии;при этом предлагаемые российским сектором исследований и разработок отдельныенаучные результаты мирового уровня не находят применения в российской экономикеввиду несбалансированности национальной инновационной системы, а такжевследствие общей низкой восприимчивости к инновациям российскогопредпринимательского сектора.
В основе предлагаемой системы мероприятий лежитконцентрация ресурсов федерального бюджета для финансирования НИОКР на ключевыхнаправлениях, к которым относятся: повышение уровня «человеческого капитала»,который является одним из основных конкурентных преимуществ России; сохранение(развитие) среды, обеспечивающей расширенное воспроизводство фундаментальныхзнаний; проведение прикладных исследований по ограниченному числу приоритетныхнаправлений для обеспечения их конкурентоспособности на мировом рынке иповышения капитализации сектора исследований и разработок; созданиеинновационной инфраструктуры для реализации национальных приоритетовтехнологического развития, обеспечивающей преобразование знаний в рыночныйпродукт. Важная роль в стратегии отводится использованию механизмачастно-государственного партнерства.
На современном этапе Государственнаяинновационная политика России заключается в формировании такихнормативно-правовых и экономических условий, которые всемерно стимулировали бысубъектов экономической деятельности к проведению исследований, разработок,НИОКР, приобретению новых знаний и технологий, выпуску новыхвысококонкурентоспособных товаров и освоению производств. Инновационнаяполитика РФ сводится к реализации следующих задач:
— создание законодательной базы, стимулирующей иподдерживающей инновации и инновационную деятельность, к которой в первуюочередь относятся законы: об общих принципах организации инновационнойдеятельности и проведения исследований и разработок; о защите интеллектуальныхправ на объекты научных исследований и разработок; о льготном налогообложении иналоговом стимулировании субъектов инновационной деятельности; о созданииособых экономических зон и ином стимулировании субъектов инновационнойдеятельности;
— создание в РФ развитой и эффективнойинновационной инфраструктуры, которая заключается: в государственномфинансировании фундаментальных и прикладных исследований, осуществляемыхвысшими учебными заведениями, исследовательскими институтами и прочимисубъектами инновационной деятельности, имеющих стратегическое национальноезначение; создание и поддержка технопарков, инновационных инкубаторов, центровтрансферта технологий, инновационно-технологических центров, наукоградов,венчурных фондов и т.д.; финансовая поддержка высшего и профессиональногообразования для подготовки специалистов по управлению инновационнойдеятельностью;
— прямое финансирование отдельных стратегическихнациональных программ НИОКР, в том числе с привлечением частногоинвестиционного капитала.
В настоящее время в России действует рядфинансовых институтов, созданных с участием государства и призванных стимулироватьпроцессы коммерциализации. К ним, в первую очередь, относятся Российский фондтехнологического развития (РФТР) (создан в 1992 г.), Фонд содействия развитиюмалых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия) (создан в1994 г.), Венчурный инновационный фонд (ВИФ) (создан в 2000 г.).
РФТР в основном поддерживает проекты на стадииисследований и разработок, и главными получателями его средств являютсянаучно-исследовательские организации и малые предприятия, Фонд содействияконцентрирует свою деятельность на поддержке малых предприятий, находящихсяпреимущественно на стадии коммерческого выпуска продукции, а с 2003 г. – и нафинансировании только возникших инновационных компаний (start-ups). Венчурныйинновационный фонд – некоммерческая организация с государственным участием,которая, на основе долевого финансирования, формирует отраслевые и региональныевенчурные фонды. При этом доля ВИФ в уставном (складочном) капитале вновьобразуемых фондов не может превышать 10%, а объем средств, находящихся подуправлением региональных или отраслевых венчурных фондов, должен составлять врублевом эквиваленте не менее 3 миллионов долларов США. Кроме того, задачей ВИФявляется осуществление приоритетной поддержки российских инновационныхпредприятий, создающих продукты и технологии, относящиеся к перечню критическихтехнологий федерального уровня путем участия в финансировании этих проектов наих начальной стадии.
Бюджеты всех названных фондов достаточноскромные: так, бюджет Фонда содействия составляет 1,5% от общих расходовгосударственного бюджета на гражданскую науку. Размер бюджета РФТР колеблется впределах 1,5 – 4% государственных расходов на гражданскую науку, поскольку егонаполнение происходит за счет отчислений из внебюджетных фондов научно-исследовательскихи опытно-конструкторских работ. Основными источниками формирования имуществаВИФ являлись: целевой взнос Министерства науки и технологий РоссийскойФедерации из средств Российского фонда технологического развития, целевой взносФонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере засчет средств, полученных на возвратной основе, а также добровольныеимущественные взносы отечественных инвесторов (фондов, банков и т.п.).Планировалось, что первоначальный бюджет ВИФ составит 200 млн. руб., внастоящее время он равен 300 млн. руб., что для венчурного инвестированияявляется символической суммой, показывающей скорее намерения государства, чемдающей реальную финансовую поддержку.
РФТР и Фонд содействия могут выделять средства и наподдержку производственно-технологической инфраструктуры инновационнойдеятельности, но только из внебюджетных средств. Это довольно скромнаяподдержка. Так, по данным на 2007 год, доля внебюджетных средств составляет 8%общего бюджета фонда содействия. Эти средства предоставляются на условияхвозврата в качестве льготных кредитов со ставкой, равной половине учетнойставки Центрального Банка. Деньги Федерального бюджета, который получает Фондсодействия, могут направляться только на финансирование НИОКР.
Если федеральные органы власти РФ в начале 1990-хгг. не просто активно участвовали, но и явились инициаторами создания всейсуществующей инфраструктуры, способствующей коммерциализации технологий, то орегиональном уровне власти этого сказать нельзя. Это отличает Россию от многихразвитых стран мира, где местные власти активно вовлечены в стимулированиеинновационной деятельности на своих территориях. Так, например, в ФРГ при такомже, как в России, федеративном устройстве все земли Германии имеют мощные бюджетынауки и инновационной деятельности и сильные связи с наукой на своихтерриториях. Объяснить сложившееся положение дел можно тремя группами причин.
Во-первых, сами финансовые институты (посевноефинансирование, венчурное финансирование, грантовая поддержка) были абсолютнонеизвестны подавляющему большинству не только представителей власти, но инаучному сообществу. Знакомство с современными механизмами стимулированияинноваций началось лишь после того, как к середине 1990-х годов сложилась иначала действовать нынешняя система федеральных программ и фондов.
Вторая группа причин связана с ограниченностьюрегиональных бюджетов, с тяжелым положением всей бюджетной сферы, а не тольконауки. В этой связи региональные власти не имели достаточного количестваресурсов и квалифицированных кадров управленцев для введения механизмовпоощрения коммерциализации и технологического развития.
Третьей причиной недостаточного вниманиярегиональных властей к обсуждаемому вопросу можно считать сложившуюся в СССРструктуру научно-технического потенциала страны. Как известно, практически вся«серьезная» наука, в том числе и технологической направленности, находилась введомственном подчинении федеральных министерств и ведомств. В этой связирегиональные власти не имели ни опыта, ни необходимых полномочий управлять иэффективно взаимодействовать с «большой» наукой, находящейся на их территории.Здесь особенно показателен пример г. Москвы, сегодня имеющей очень большойсобственный городской бюджет на НИОКР. Как известно, на территории городарасполагается примерно четверть научного потенциала страны, однако до недавнеговремени он никак не ориентировался на московскую тематику.
К сожалению, на настоящий моментспециализированных финансовых институтов, осуществляющих целевое финансированиеинновационных высокотехнологичных проектов и фирм, в регионах нет. Вбольшинстве больших и средних, а также в некоторых малых городах существуютфонды поддержки предпринимательства. Однако суммы, перечисляемые изрегиональных и муниципальных бюджетов в соответствующие фонды, носятсимволический характер. Сбалансированные региональные программы инновационногоразвития либо отсутствуют, либо, если есть, финансируются по остаточномупринципу.[9,c.167]
2.3 Формирование региональной инновационной политикив УрФО
Правительством Свердловской области была принята Концепциясоздания и развития инновационной системы в Свердловской области на 2007-2010годы. Настоящая Концепция определяет сущность, основные цели, задачи иприоритетные направления создания инновационной системы в Свердловской области,выявляет возможности использования научного, научно-технического иинновационного потенциалов, намечает формы и механизмы государственнойподдержки инновационной деятельности в Свердловской области на ближайшую исреднесрочную перспективу, определяет приоритетные направления развития науки,техники и технологий.
Необходимость разработки Концепции определяется:
— возрастанием роли инноваций как фактора ростаблагосостояния и устойчивости социально-экономического развития;
— недостаточным развитием российского законодательства винновационной сфере;
— актуальностью формирования в Свердловской областиэффективной социально-ориентированной рыночной экономики, базирующейся насовременных технологических укладах;
— отсутствием должных условий для активного вовлечениянакопленного научно-технического потенциала Свердловской области в процессымодернизации производства и развития высокотехнологичного сектора экономики.
Создание региональной инновационной системы является важнейшейзадачей экономической политики Свердловской области и предусматривает:
— создание благоприятной экономической и правовой среды;
— построение инновационной инфраструктуры;
-совершенствование механизмов государственного содействиякоммерциализации результатов научных исследований и экспериментальныхразработок.
Свердловская область обладает высоким научно-техническимпотенциалом. В области имеются все необходимые условия, чтобы обеспечитьэкономический рост на основе научно-технического прогресса.
По научному и кадровому потенциалу Свердловская областьзанимает одно из ведущих мест в России. Научные исследования и проектные работывыполняют около 30 тыс. человек. Среди регионов Уральского федерального округаСвердловская область занимает первое место по числу занятых в науке.
В области сохранились ведущие научные школы, имеющие мировуюизвестность. Наука Свердловской области является неотъемлемой частью научногопотенциала России. Так, Уральское отделение Российской академии наукнасчитывает 41 научное учреждение, 22 из них сосредоточены в городеЕкатеринбурге.
В области сосредоточено 92 института (что составляет около2/3 всех организаций Урала) – 13,6 тыс. сотрудников, осуществляющихисследования и разработки. Различными видами научной, научно-технической ипроектно-изыскательской деятельности занимается более 1000 организации, из них146 относятся к базовым и специализированным по видам деятельности институтам,имеющим необходимую научную, производственную и нормативно-техническую базу, атакже соответствующую квалификацию специалистов.
Высшие учебные заведения Свердловской области обладают мощныминновационным потенциалом — 30 вузов (в том числе 18 государственных), 4,7тысяч сотрудников. В настоящее время большое внимание уделяется формированиюучебно-научных инновационных комплексов. Один из таких комплексов создан набазе Уральского государственного технического университета — УПИ, что позволяетвовлечь в инновационный процесс преподавателей высшей школы, аспирантов истудентов, обеспечить единство учебного, научного и инновационного процессов иподготовку кадров по перспективным для региона направлениям.
Научный процесс охватывает полный цикл исследований иразработок, заканчивающийся созданием готовой продукции. Ежегодно вузамиСвердловской области в содружестве с институтами Уральского отделенияРоссийской академии наук и отраслевыми институтами создается более 100научно-технических разработок, представляющих интерес для развития экономикиСвердловской области и всего Уральского региона.
Для обеспечения динамичного развития инновационногопотенциала области необходимо обеспечить рост численности сотрудников, занятыхв науке и научном обслуживании. Схема развития и размещения производительныхсил Свердловской области на период до 2015 года предусматривает такой рост — в1,5 раза к 2015 году. Однако за период 2000 – 2004 годов число научныхсотрудников сократилось на 11,4 процента, в том числе исследователей – на 20процентов. Основными причинами такого спада являются недостаточное финансированиенауки и научного обслуживания, жесткая налоговая политика по отношению к научномусектору, сокращение количества отраслевых институтов. Одна из наиболее острыхпроблем – старение научных кадров и нарушение преемственности в науке. Так, насегодняшний день доля исследователей старше 50 лет в Свердловской областисоставляет 47 процентов.
Внедрением и продвижением новых и перспективных технологий впроизводств в Свердловской области занимаются: 162 крупных и среднихинновационных промышленных предприятия; более 200 малых инновационно-активныхпредприятий; Институт инноватики и маркетинга Уральского государственноготехнического университета; 3 бизнес-инкубатора: закрытое акционерное общество «Технопарк«Заречный»; Екатеринбургская Палата товаропроизводителей; 2инновационно-технологических центра:
— инновационно-технологический центр «Академический»,созданный на базе Уральского отделения Российской академии наук для поддержкиинновационной деятельности малых наукоемких предприятий;
-Уральский объединенный научно-исследовательский ипроектно-конструкторский центр металлургии, выполняющий крупные инновационныепроекты, играющий важнейшую роль для развития промышленности области;
— Уральский учебно-научный центр инновационного бизнесаоказывающий консалтинговые, информационные и маркетинговые услуги инновационнымфирмам; 3 региональных промышленных центра:
— Свердловский областной технический центр быстрой подготовкипроизводства, который занимается разработкой и производством широкойноменклатуры инструмента;
— Уральский региональный центр по производству печатных плат– структурное подразделение федерального государственного унитарногопредприятия «Производственное объединение «Октябрь»;
— Региональный центр листообработки, в котором решаютсянаиболее сложные технологические задачи листообработки и изготавливаютсяизделия для широкого спектра отраслей экономики;
2 центра трансфера технологий:
— отдел трансфера технологий при Уральском государственномтехническом университете — УПИ, который занимается коммерциализацией вузовскихразработок;
— Уральский региональный центр трансфера технологий приУральском отделении Российской академии наук, в сферу деятельности котороговходит отбор инновационных проектов академических институтов;
5 технопарков:
— автономная некоммерческая организация «Технопарк«Уральский»;
— закрытое акционерное общество «Технопарк «Заречный»;
-технопарк «Урал-2000» (на базе открытого акционерногообщества «Свердловский инструментальный завод»);
— общество с ограниченной ответственностью «Технопарк»;
— закрытое акционерное общество «Технопарк «Уральскиетехнологии» (открытое акционерное общество «УралНИТИ»).
         Одним из важных направлений активизацииинновационной деятельности является формирование и развитие региональнойинновационной инфраструктуры.
В 2003 году Правительство Свердловской области принялопостановление о возможности для крупных предприятий, имеющих пустующиетерритории и неиспользуемые производственные мощности, организовывать на нихтехнопарки на условиях существенных льгот при оплате за землю.
Планируется создание технопарков на основе:
— открытого акционерного общества «Машиностроительный заводимени М.И.Калинина);
— в городе Верхняя Пышма на базе Уральского завода химическихреактивов;
— в Институте математики и механики Уральского отделенияРоссийской академии наук Академическо-вузовский технопарк информационныхтехнологий (разработка новейших программных продуктов);
— в 2008-2009 годах будет существенно расширенинновационно-технологический центр «Академический» (строительство 2-х зданийобщей площадью более 16 тыс. кв. м).
Особая роль в развитии инновационной инфраструктурыпредназначена созданию в городе Екатеринбурге Большого Евразийскогоуниверситетского комплекса, отличительной особенностью которого явитсямаксимально широкий спектр научных исследований, специальностей и направленийподготовки необходимых кадров, а также наличие мощного технопарка, закрывающегов значительной степени потребности отраслей производства региона в инновационныхразработках.
Создание Большого Евразийского университетского комплексаследует рассматривать как шаг, направленный на реализацию государственнойинновационной политики, формирование необходимых структур и кадров,обеспечивающих интеграцию всех ресурсов для эффективного трансфера новых знанийв реальную экономику.
Тем не менее, несмотря на рост отдельных показателей,инновационная активность региона остается невысокой. Так, наукоемкость валовогорегионального продукта области составляет порядка 1,5 процента, а выпускинновационной продукции – менее 6 процентов от общего выпуска промышленнойпродукции.
Основными причинами замедленного развития инновационного сектораявляются:
— несовершенство правовой базы в сфере научно-технической и инновационнойдеятельности;
— отсутствие стратегии инновационного развития Свердловскойобласти на долгосрочную перспективу;
— отсутствие системы стимулирования субъектов инновационнойдеятельности;
— недостаточная поддержка инновационных процессов со стороныгосударства;
— отсутствие механизмов финансово-экономической поддержкинаучно-технической и инновационной деятельности;
— разрозненность имеющихся элементов инновационной системы,слабые связи между наукой и производством;
— нехватка у предприятий собственных средств;
— низкий спрос на отечественную инновационную продукцию;
— не развитость в обществе позитивного отношения кинновациям.
Как показывают данные, в настоящее время инновационнаясистема в Свердловской области находится в стадии становления. Можно говорить оналичии отдельных элементов: мощный научный комплекс, высокотехнологичныепредприятия оборонно-промышленного комплекса, старт-компании при вузах иакадемических институтах, объекты инновационной инфраструктуры, новыеспециальности в вузах и центрах переподготовки кадров. Формируется правоваябаза в сфере научно-технической и инновационной деятельности.
Однако эти элементы пока разрознены, им не хватаетобъединяющего и координирующего начала, превращающего их в действенный механизмэффективного использования и коммерциализации научных знаний. В роли такогоначала, в соответствии с мировой практикой, должна выступать продуманнаясистема мер и механизмов комплексной государственной поддержки инновационнойдеятельности, а также создание особо благоприятных финансово-экономических иправовых условий для формирования гармоничной инфраструктуры и региональногорынка инноваций.
Необходимо, чтобы создаваемая инновационная система регионаобъединила усилия органов государственной власти Свердловской области, научногосообщества и предпринимательского сектора в интересах ускоренной реализациирезультатов интеллектуальной деятельности на рынке инноваций. Особуюактуальность проблема формирования инновационной системы приобретает в связи спредстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию.
Целью государственной политики по развитию инновационнойсистемы в Свердловской области является создание региональной эффективнодействующей инновационной системы, способной обеспечить укрепление позицийрегиона на внутреннем и внешнем рынках, повысить его конкурентоспособность засчет осуществления кардинальных качественных сдвигов в структуре производства иего технологическом перевооружении.
Анализ процессов развития инновационной деятельности иформирования региональной инновационной системы Свердловской области выявил ряднерешенных проблем. Наиболее неотложными из них являются:
— обеспечение многоканального финансированиянаучно-технической и инновационной деятельности;
— преодоление разрозненности, автономности имеющихсяэлементов инновационной системы, восстановление и укрепление связей междунаукой и производством;
— развитие инфраструктуры, обеспечивающей передачу технологийв практику;
— разработка эффективных мер стимулирования инновационнойактивности.
Региональная инновационная система Свердловской областипредставляет собой совокупность взаимосвязанных субъектов инновационнойдеятельности. Целевая поддержка, мониторинг развития и управление инновационнойсистемой осуществляется непосредственно Правительством Свердловской области.
Реализация положений Концепции создания и развитияинновационной системы развития инновационной системы в Свердловской областипредполагает разработку и принятие следующих областных законодательных инормативных правовых актов:
— закон Свердловской области «Об инфраструктуре инновационнойдеятельности в Свердловской области»;
— областная инвестиционная программа по развитию технопаркови бизнес-инкубаторов на территории Свердловской области;
— нормативно-техническая документация, регулирующая механизмысоздания и деятельности технопарков в Свердловской области, включая методикисоздания технопарков на территории Свердловской области, механизмы аккредитациитехнопарков и оценки эффективности их деятельности;
— программа содействия экспорту наукоемкой продукции,выпускаемой предприятиями в Свердловской области.
Все это позволит обеспечить благоприятную правовую среду иусловия для стимулирования инновационной деятельности, модернизациипроизводства, существенного увеличения объемов финансирования инновационнойдеятельности из бюджетов всех уровней и собственных средств предприятий,ускоренного формирования инновационной инфраструктуры и в результате создатьрегиональную инновационную систему для обеспечения перехода к инновационномупути развития Свердловской области.
В Свердловской области поддержка фундаментальных и прикладныхисследований как базы инновационного технологического развития в 2007-2010годах планируется в трех основных формах:
— конкурс научных разработок и инновационных проектов поприоритетным направлениям развития науки, техники и технологий;
— совместный региональный конкурс Российского гуманитарногонаучного фонда (РГНФ) и Правительства Свердловской области;
— совместный региональный конкурс Российского фондафундаментальных исследований (РФФИ) и Правительства Свердловской области.
Источниками финансирования инновационной деятельностиявляются:
— целевые федеральные и областные программы;
— банковские кредиты;
— гранты международных фондов;
— средства стратегических партнеров;
— венчурный капитал.
Влияние Правительства Свердловской области на развитиемеханизмов финансирования проектов создания инновационной продукции основано наследующих принципах и мерах:
— финансирование инновационной деятельности осуществляется наоснове селективного подхода и концентрации финансовых ресурсов на приоритетныхдля области направлениях;
— основным механизмом поддержки инновационной деятельностиорганами государственной власти Свердловской области будет являться программаразвития инновационной деятельности Свердловской области;
— прямая поддержка за счет средств областного бюджета будетоказываться главным образом созданию принципиально новых наукоемких технологийи производств, реализующих перспективные научно-технологические разработкивысокой степени готовности, а также на реализацию наиболее значимых для регионабыстро окупаемых проектов;
— в отношении промышленных предприятий предполагаетсяиспользовать преимущественно меры косвенного стимулирования инновационнойдеятельности (налоговые льготы, льготы по кредитам и иное);
— предусматривается комплекс мер по созданию льготного режимадеятельности для субъектов малого инновационного предпринимательства в«стартовый» период (снижение ставок по налогам в части, зачисляемой в областнойбюджет, компенсация ставок по банковским кредитам, льготы по аренде помещений иоборудования, компенсация затрат по участию в выставках и ярмарках, ускореннаяамортизация);
— в целях привлечения к финансированию инновационнойдеятельности средств коммерческих банков, международных фондов, стратегическихинвесторов и иных источников планируется разработать и внедрить системугарантий и льгот, предоставляемых органами государственной власти Свердловскойобласти отечественным и зарубежным инвесторам, вкладывающим свои финансовыесредства в перспективные инновационные проекты и программы;
— предусматривается работа по привлечению других субъектовРоссийской Федерации к участию в совместных инновационных проектах навзаимовыгодных условиях;
— правовые основы финансово-экономической поддержки инновацийзаложены в Законе Свердловской области от 30 июня 2006 года № 43-ОЗ «Огосударственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности в Свердловскойобласти».
Для получения информации о состоянии инновационнойинфраструктуры Свердловской области и корректировки приоритетов развития наближайшую перспективу необходимо провести анализ результатов деятельностиучастников инновационной сферы.
В основу развития инновационной инфраструктуры Свердловскойобласти будет положено создание технопарков, инновационно-технологическихцентров, технико-внедренческих зон, наукоградов, «инкубаторов» инновационногобизнеса как очагов инновационной активности территорий с последующимобъединением их в единую сеть, обеспечивающую сопровождение инновационнойдеятельности на территории региона и создание благоприятных условий дляпроизводства и распространения инноваций.
Потенциальными возможностями для получения статуса наукоградав Свердловской области обладают города: Заречный, Новоуральск, Лесной, ВерхняяСалда и Нижняя Салда.
Создание в регионе новых технопарков будет осуществляться набазе ведущих научно-производственных и опытно-конструкторских предприятий,отраслевых научно-исследовательских институтов, конверсионных организацийоборонного комплекса.
Предполагается организация инновационно-технологическихцентров и научно-инновационных комплексов при академических институтах и набазе отраслевых научно-исследовательских институтов.
Планируется создание областного инновационного центра (далее- центр) с участием Правительства Свердловской области, федеральных фондовподдержки предпринимательства, частных банков и субъектов инновационнойинфраструктуры. Основными задачами центра являются: координация действийучастников инновационного процесса региона; формирование областной базы данныхоб инновационных проектах и субъектах инновационной деятельности; инновационныймаркетинг. Организация центра позволит повысить эффективность управлениянаучно-инновационной деятельностью.
Предполагается создание академическо-вузовского технопарка информационныхтехнологий.
Планируется и поддержка создаваемых муниципальных, отраслевыхи иных информационных центров, ориентированных на обслуживание инновационногобизнеса.
В целях укрепления материально-технической базы инновационнойдеятельности и ее своевременного обновления будут приняты меры по созданиюлизинговых фирм, предоставляющих инновационным предприятиям оборудование наусловиях последующего выкупа.
Особое внимание будет уделено развитию и поддержке сетиспециализированных центров трансфера технологий и созданию технологическойбиржи, обеспечивающих передачу или продажу прав на промышленную собственность,лицензирование запатентованных технологий, поставку «ноу-хау» и техническийконсалтинг.
Предполагается создание ряда инжиниринговых (инновационно-инвестиционных)центров, обеспечивающих организацию выполнения инновационных проектов, включаяподбор исполнителей, комплексную поставку необходимого оборудования и сдачуобъектов «под ключ». Организация инжиниринговых центров будет способствовать разрушениюмежотраслевых барьеров, усилению интеграции науки и производства.
В числе планируемых мероприятий – создание региональноговенчурного фонда Свердловской области.
Огромным инновационным потенциалом обладает проект созданияБольшого Евразийского университета. Содействие и координация деятельности входе создания университета – одно из приоритетных направлений деятельностиПравительства Свердловской области по созданию инновационной системы.
Расширение производственных площадей и технологических возможностейдля малых инновационных предприятий будет реализовано с пуском второй(инновационно-технологический центр «Екатеринбург») и третьей очереди(инновационно-технологический центр «Химметтехнология»)инновационно-технологического центра «Академический».
Приоритетными инновационными направлениями развития науки, техникии технологий, реализация которых позволит обеспечить модернизацию иреструктуризацию производственного комплекса и повысить инновационнуюсоставляющую экономики региона являются:
— глубокая переработка ресурсов Свердловской области.
Одной из главных особенностей Свердловской области являетсяналичие собственных природных ресурсов: черные и цветные металлы, лес, торф,глубокая переработка которых позволит:
повысить уровень переработки сырья и увеличить долюнаукоемких производств в общем объеме выпускаемой продукции области;
увеличить стоимость конечного продукта, в связи с чемдобавленная стоимость возрастет в 2-5 раз;
создать дополнительные рабочие места;
повысить конкурентоспособность продукции региона на мировыхрынках;
выполнить задачу, поставленную Президентом РоссийскойФедерации по удвоению валового внутреннего продукта.
Данное направление является условием динамичного развитиявсей экономики области, это источник рынка новых продуктов и технологий,предпосылка будущего эффективного выхода на внешние рынки;
— применение наукоемких технологий в машиностроении иметаллургии.
Важность данного направления обусловлена следующимипричинами:
машиностроение и металлургия являются основой экономической итехнологической безопасности Свердловской области;
необходимо обновление основных фондов в машиностроении иметаллургии с учетом специфики экономики области; требуются принципиально новоеоборудование, инновационные технологии, материалы;
с учетом реализации принятых в металлургии инвестиционныхпрограмм до 2010–2015 годов, ежегодный прирост инвестиций в основной капиталметаллургии может составить в среднем 8–10 процентов;
по прогнозам Министерства экономического развития и торговлиРоссийской Федерации ожидается закрепление тенденции динамичного ростамашиностроения на Урале, за счет расширения как инвестиционного, так и потребительскогоспроса, а также роста экспорта.
Для реализации этого направления в области имеется большойнаучно-технический потенциал в научной сфере и оборонно-промышленном комплексе.Его использование позволит решить задачу импортозамещения, повыситьтехнологическую безопасность региона и реализовать потенциалоборонно-промышленного комплекса в сфере технологий «двойного назначения»;
— энергосберегающие технологии.
Приоритетность для Свердловской области этого направленияопределяется следующим:
в регионе сосредоточены крупнейшие энергоемкие производства ив первую очередь металлургические (на сегодняшний день одним из основных рисковдля черной и цветной металлургии – основных инвестиционных направленийСвердловской области — является недостаток энергетических ресурсов, что можетоказаться критическим фактором для развития региона в целом);
в области ощущается дефицит энергоресурсов. Собственнымиэнергоресурсами область обеспечена лишь на 5-7 процентов;
энергетика является одним из основных сдерживающих факторовдальнейшего развития промышленности Свердловской области (уже в 2006 году вобласти появились энергодефицитные узлы: Серово-Богословский,Каменск-Уральский, Первоуральско-Ревдинский, Екатеринбургский);
область характеризуется высокой энергоемкостью базовыхотраслей промышленности. Сегодня она превышает аналогичные показатели отраслейЗападно-Европейских стран в 1,5-2 раза, что при вступлении России в Всемирнуюторговую организацию делает нашу продукцию неконкурентоспособной;
растут цены на энергоносители.
Вместе с тем в Свердловской области имеются передовыеразработки в сфере энерго- и ресурсосбережения (водородная энергетика, заделыпо созданию топливных элементов). Благодаря усилиям Правительства Свердловскойобласти, в регионе созданы благоприятные организационные условия для реализацииэтого направления;
— информационно-телекоммуникационные технологии и электроника.
Информационным технологиям принадлежит определяющая роль внаучно-техническом развитии. По результатам анализа рынка Министерствомпромышленности, науки и технологий Российской Федерации,информационно-телекоммуникационные технологии и электроника вошли в числонаправлений технологического развития государственной важности как области,способные превысить стартовые инвестиции в отрасль за 3 года в пять раз.
В регионе сосредоточен высокий научный потенциал по данномунаправлению (Институт математики и механики Уральского отделения Российскойакадемии наук, кафедры в Уральском государственном технологическом университете- УПИ, Уральском государственном университете и иные учреждения), реализацияданного направления даст Свердловской области возможность конкурировать намировом рынке;
— экология и рациональное природопользование.
Важность данного направления определяется:
крайне неблагополучной экологической обстановкой в регионе испецификой промышленного комплекса Свердловской области (здесь сосредоточеноболее 50 процентов металлургической и горно-добывающей промышленности);
наличием на территории большого количества техногенныхобразований и необходимостью их переработки,
наличием ядерных объектов и отходов;
необходимостью реализации положений Киотского протокола;
ужесточением экологических стандартов в связи с вхождениемРоссии в Всемирную торговую организацию.
Мероприятия данного направления позволят обеспечитьбезопасность и улучшение качества жизни населения области, повыситьэффективность использования энергетических, минеральных и биологическихресурсов и интенсифицировать процессы переработки отходов;
— новые материалы и химические технологии.
Приоритетность данного направления для Свердловской областиобусловлена следующим:
разработка новых материалов и методов получения химических продуктовопределяет технологический уровень основных отраслей экономики;
в регионе существуют разработки по новым перспективнымконструкционным и функциональным материалам, химическим продуктам, которыеявляются перспективной базой для создания новой конкурентоспособной техники итехнологий,
в области хорошо представлены химический комплекс,производство медицинских препаратов.
Согласно Концепции развития химической и нефтехимическойпромышленности России на период до 2010 года планируется переход комплекса наинновационный путь развития, увеличение выпуска конкурентоспособной продукции,укрепление позиций отечественных производителей на внутреннем и внешних рынкахв условиях рыночной экономики.
В соответствии с вышеуказанными приоритетными направлениямиразвития инновационной деятельности в Свердловской области на основепредложений научных организаций, промышленных и инновационных предприятий,отраслевых институтов области управлением научно-технической политики Министерствапромышленности, энергетики и науки Свердловской области был создан банкважнейших инвестиционных и инновационных проектов Свердловскойобласти.[1,20,21]

3. Совершенствование инновационной политики УрФО
 
3.1 Рекомендации по совершенствованию инновационнойполитики УрФО
Одна из наиболее актуальных проблем российской экономики –повышение конкурентоспособности промышленности за счет ее технологическогопереоснащения и подъема наукоемких отраслей производства, создающих высокуюдобавленную стоимость. Поэтому возникает острая необходимость в получениипредприятиями доступа к передовым технологиям.
Теоретически существуют два подхода. Можно пойти по путиприобретения лицензий и ноу-хау на известные технологии, виды продукции иторговые марки крупных зарубежных компаний. Другой путь – опора на собственныйнаучно-технический потенциал, в значительной мере невостребованный сегодняотечественной промышленностью. Он является более перспективным со многих точекзрения, однако требует преодоления целого ряда финансовых иорганизационно-управленческих барьеров.
В России вплоть до последнего времени инновационнаядеятельность осуществлялась исключительно в крупных государственныхучреждениях, управляемых посредством волевых решений бюджетного финансированияи планирования, но без учета особенностей и закономерностей самогоинновационного процесса.
При слабом «внутреннем» стимулировании инноваций,что пока составляет специфику и одну из основных особенностей экономическойжизни в России на ее микро уровне, еще в течение какого-то времени следуетподдерживать повышенный уровень регуляторных воздействий со стороныгосударства. Конкретные научные разработки и программы таких регуляторныхвмешательств государственных органов и их организационных структур — не толькодело настоящего, но в еще большей мере будущего
Ключ к выходу из экономического кризиса лежит в освоенииоснованного на крупных изобретениях базисных инноваций обеспечивающего переходк новым поколениям техники в ведущих секторах экономики.[7,c.194]
Технологический переворот возможно осуществить лишь на основевключения в мировой инновационный процесс, поиска и освоения технологических ирыночных ниш, опираясь на стратегию «лазерного луча», обеспечениемпатентозащищенности конкурентоспособной продукции.
Замкнутость в инновационной политике и практике, отрыв отмирового научно-технического прогресса привели к падению конкурентоспособностиотечественной продукции на мировом рынке (а теперь и на внутреннем, все болеенаводняемом импортными товарами), и растущему отставанию от высшего мировоготехнического уровня. Преодолеть эту тенденцию невозможно, опираясь только насобственные силы, без включения в мировое сообщество. При этом необходимаселективная научно- техническая политика, с выделением трех секторов в инновационнойпирамиде.
В вершине ее лежит сравнительно узкий сектор прорывныхтехнологий, основанный на отечественных изобретениях, которые могут обеспечитьприоритет и высокую конкурентоспособность на узком сегменте мирового рынка ипринести значительный доход при умелой и масштабной реализации приоритета.
Следующий, более широкий сектор — где есть возможность,опираясь на отечественные и зарубежные лицензии организовать на равныхразработку, производство и поставку на рынок конкурентоспособной современнойпродукции. Большие возможности в этом плане предоставляет конверсия военнойнауки и промышленности, где немало крупных, прежде засекреченных изобретений итехнологий могут быть использованы для производства такой продукции.
Третий, еще более широкий сектор — там, где страна не имеладостаточного научного задела и инновационного потенциала и где эффективнееиспользовать зарубежный потенциал, тем более что ограничение на экспорт высокихтехнологий к нам постепенно ослабляются или снижаются. Нужно понимать, что сейчасни одна страна в мире не в состоянии развивать всю гамму направленийсовременной науки и техники; разумнее опираться на международное разделение икооперацию труда в этой сфере.
Реализация селективной инновационной политики должнаопираться на разработку и выполнение программ, охватывающих всю технологическуюцепочку (от фундаментальных исследований до достижения оптимального уровняпроизводства и потребления избранного направления пионерной техники), сорганизацией, охватывающей весь сегмент мирового рынка системы маркетинга,рекламы, продажи, фирменного обслуживания, обновления данного вида товаров.
Эффективная реализация наступательной инновационной стратегиивозможна лишь при сочетании современных рыночных механизмов, государственнойподдержки базисных инноваций и высокой творческой активности изобретателей иноваторов и защищающих их интересы союзов и организаций. Национализацияинтеллектуальной собственности, обилие централизованных программ,субсидирование научного поиска и инновационной деятельности за счетцентрализованных фондов, господство военно-промышленного комплекса и монополиитяжелой промышленности, как доказал недавний опыт, неэффективны. Это порождаетснижение изобретательской активности, преобладание псевдоноваций, нацеленных напродление устаревших поколений техники.
Переход к рынку усиливает технологическую конкуренцию,приводит к банкротству тех, кто использует и производит устаревшую продукцию,обеспечивает сверхприбыль (в основе которой дифференциальный научно-технический доход) пионерам научно-технического прогресса, активным новаторам.Формируется экономический, рыночно конкурентный механизм нововведений. Нопредприниматели (особенно в кризисной ситуации) неохотно идут на базисныенововведения, связанные с крупными разовыми вложениями, большим рынком зачастуюобрекающим на гибель уже отлаженное, четко функционирующее производство,создающее ему конкурентов, обесценивающее вложенный капитал. Именно этопобуждает монополии сопротивляться (до известного предела) базисным нововведениям,порождает тенденцию к техническому застою. Поэтому нужна активная идифференцированная государственная поддержка базисных нововведений, основанныхна крупных изобретениях. Эта поддержка может быть как прямой (частичноефинансирование сравнительно небольшого числа приоритетных программ), так икосвенной (налоговые и таможенные льготы для инновационных мероприятий ипредприятий, патентная защита, четкое правовое регулирование и т.п.) всочетании с антимонопольными мерами.[10,c.127]
Однако государственная поддержка может сыграть и реакционнуюроль, если она направлена на продление жизни устаревших, но еще мощныхпоколений техники и связанных с ними монополизированных структур.
Активная государственная поддержка не только фундаментальныхисследований, но и базисных инноваций осуществляется во всех развитых странах — достаточно привести пример государственных целевых программ в
Японии и США, западноевропейской программы«Эврика», налоговых льгот для венчурных предприятий и инвестиций вбольшинстве стран. Однако эта поддержка ограничена во времени и уступает затемместо обычному рыночному механизму.
В то же время необходимо объединение инновационных сил всамом секторе прорыва. Речь идет не только о формировании разнообразных гибкиххозяйственных форм в этом секторе, но и активизации общественных организаций исоюзов изобретателей и новаторов (ВОИР, Союза инновационных предприятий ит.д.), активном включении их в поддержку инновационных инициатив путем созданиявлиятельных творческих коллективов, малых предприятий, технологических парков ит.д.
Для того, чтобы научная организация смогла перейти к работе вусловиях рынка, необходимо провести комплекс подготовительных работ.
Причем это должны быть не разовые мероприятия, а некотораясистема, которая вначале должна помочь перейти к работе в условиях рынка, а вдальнейшем закрепиться на нем.
В процессе создания такой системы необходимо:
провести анализ достигнутых результатов и определитьинтересы; организовать маркетинговые исследования; провести анализ и переоценкуимеющихся основных фондов; оценить имеющийся научно-технический ипроизводственный потенциал; разработать проект программы исследований иразработок, ориентированный на реализацию в условиях рынка; определитьфактическую фондовооруженность первичных коллективов и действительныепотребности в развитии и обновлении потенциала; разработать проект программыисследований и разработок, ориентированный на реализацию; рассмотретьвозможности внедрения новых форм организации исследований и разработок, включаясоздание малых предприятий; выбрать программу работ и определиться состратегией развития; подготовить необходимое нормативно-методическоеобеспечение исследований и разработок.[7,c.172]
В настоящее время основным источником финансированияинновационной деятельности зачастую являются собственные средства предприятий.Каждому восьмому предприятию оказывалась поддержка из федерального бюджета,каждому 12 – из местных бюджетов. Около 2,5% промышленных предприятий получалисредства из региональных инновационных фондов, около 1% — из фондатехнологического развития либо от иностранных инвесторов.
В последние годы все большее распространение финансированияНИОКР получает система грандов. Для эффективного использования системы грандовпри функционировании фундаментальных исследований следует наделить научногоработника или первичную исследовательскую группу правами юридического лица, взависимости от сложности проблемы выделять гранды на срок до 3-5 лет. Дляперехода на такую систему нужно, чтобы деньги и фонды находились в распоряжениинаучных советов при отделениях республиканских академий.
Новый статус академических научных учреждений позволитосуществить предложение о переходе академической науки на конкурсно-контрактнуюсистему со свободным финансированием. Суть ее в том, что руководитель научногоколлектива завоевывает в результате конкурса финансовое обеспечение своейработы, объявляет через ученый совет конкурс на соответствующий штат научныхсотрудников. С теми, кто его пройдет, в дальнейшем заключается контракт на определенныйсрок, причем оплата труда определяется ученым советом в пределах фондазарплаты, выделенного на выполнение работы.
Важную роль в перспективе могут сыграть долгосрочные кредиты.
Построение федеральной инновационной системы требует решенияследующих взаимосвязанных задач:
— совершенствование механизмов взаимодействия междуучастниками инновационного процесса, включая организацию взаимодействиягосударственных научных организаций и государственных высших учебных заведенийс промышленными предприятиями, в целях продвижения новых технологий впроизводство, повышения квалификации производственного персонала;
— совершенствование механизмов формирования и реализацииинновационных проектов, значимых для государства;
— совершенствование нормативной правовой базы, регулирующейправоотношения в инновационной сфере;
— проведение действенной экономической политики в отношенииучастников инновационного процесса, стимулирование внебюджетногофинансирования, создание институциональных и правовых условий для развитиявенчурного инвестирования в наукоемкие проекты;
— создание и развитие объектов инновационной инфраструктуры(инновационно-технологические центры, технопарки и иное), сети организаций пооказанию консалтинговых услуг в области инновационной деятельности, содействиесозданию и развитию в научно-технической сфере малых инновационных предприятий;
— создание системы подготовки кадров для осуществленияинновационной деятельности.
— формирование территорий ускоренного инновационного развитияна базе имеющегося научного и промышленного потенциала;
— использование возможностей международногонаучно-технического сотрудничества для развития технологического потенциалаРоссийской Федерации.
При решении этих задач предполагается максимальноеиспользование собственного научно-технического потенциала.
Реализация государственной политики по созданию инновационнойсистемы предполагает:
— создание нормативно-правовой базы, обеспечивающейактивизацию инновационных процессов;
— обеспечение благоприятных финансово-экономических условийдля инновационной деятельности и инвестиций в инновационную сферу, расширениеформ и механизмов косвенного регулирования инновационных процессов (налоговых,амортизационных, кредитных и иных);
— привлечение инвестиций для развития инновационнойинфраструктуры;
— рациональное сочетание государственного регулирования сдействием рыночных механизмов, прямых и косвенных методов поддержкиинновационной деятельности.[20]

3.2 Участие ЗАО «Уралстройресурс» в региональнойинновационной политике
Основным направлением деятельности ЗАО «Уралстройресурс»является осуществление сбыта строительных материалов, производимых в цехах,принадлежащих этому же предприятию, организация серийного производства, поискновых технологий для снижения затрат на производстве, а также реализациясопутствующих строительных материалов и других материалов для строительства иотделки помещений.
Строительные материалы, производимые ЗАО «Уралстройресурс» — это изделия из дерева – двери, окна, плинтуса, наличники, доска, вагонка. ЗАО«Уралстройресурс» производит также изделия из дерева по индивидуальным заказам– это такие изделия, как беседки, двери, окна, ворота, заборы и т.д.Сопутствующие материалы, реализуемые ЗАО «Уралстройресурс» – крепеж, пена дляустановки дверей, стекло, антисептики для деревянных изделий. Строительныематериалы для строительства и отделки – это листовые материалы, строительныеблоки, сухие смеси, утеплители и т.д.
Компания основана в ноябре 1997 в форме закрытогоакционерного общества. На первоначальном этапе акционерным собранием директоромЗАО «Уралстройресурс» был выбран Сорокин Сергей Иванович, опытный руководитель,являющийся директором ООО «Уралстрой–1» и ТК «Сибирский трактъ». Сорокин С.И.является директором ЗАО «Уралстройресурс» по настоящее время. Первоначальнокомпания занималась только продажей строительных материалов.
Новый этап в развитии ЗАО «Уралстройресурс» начался в июне2001 года, с покупкой деревообрабатывающего цеха в поселке Сосновый Бор,Свердловской области. На этот момент главной задачей руководства являлосьпринципиальное изменение механизмов сбыта продукции, переход от розничнойторговли к сочетанию розничной и оптовой. Руководством были сделаны шаги вданном направлении – налаживание контактов со строительными организациями, сужениеассортимента, реклама продукции, производимой в собственном цехе. К данномумоменту времени все эти задачи выполнены.В настоящее время налажено серийное ииндивидуальное производство, разработаны маркетинговая и сбытовая политика.
На сегодняшний день строительство домов – это востребованноенаправление на рынке. Для строительных фирм в первую очередь важно следить заразвитием новшеств на рынке строительных материалов, развитием технологийпроизводства, методов строительства, сопутствующих систем (таких какпротивопожарные, канализационные), дизайна.
В данный момент на предприятии ООО «Уралстрой-1» существуетотдел новаций, сотрудники которого посещают выставки как в России, так и взарубежных странах (таких как Германия, Испания и др.). Этот отдел отслеживаетпоявление новых строительных материалов, которые могли бы быть полезны,учитывая российский климат, а также ускоряли и удешевляли бы строительство.Благодаря работе этого отдела, в цехе занимающемся производством окон, дверей идеревянных профильных изделий, из опилок, остающихся от производства, планируютвыпускать опилкобетонные блоки.
Стратегия инновационного развития ЗАО «Уралстройресурс» реализуетсяв следующих направлениях.
Административно-организационная:
-разработка общей долгосрочной стратегии развития (в томчисле и инновационного) и отдельных (краткосрочных и среднесрочных) планов;
-разработка и представление региональных проектов и программ;
-продвижение производимой продукции с получением необходимойподдержки в официальных инстанциях на региональном уровне
Научно-исследовательская:
-отслеживание новых технологий и новых видов оборудования;
-внедрение снижающих себестоимость технологий;
-проведение необходимых для этого исследований,экспериментов, испытаний, анализов
Юридическая и правовая:
-подготовка юридической базы в отношениях с инвесторами,подрядчиками, клиентами, любыми другими партнерами
Производственная:
-обеспечение высокоэффективного и бесперебойного производства
-диверсификация производства, снижение издержек
Торгово-сбытовая:
-улучшение собственной сбытовой и сервисной инфраструктурыдля реализации производимой продукции
-проведение торговых, экспортно-импортных, лизинговых и иныхкоммерческих операций
-оптовая и розничная продажа, монтаж и техническоеобслуживание
-маркетинг, реклама и т.д.
Финансово- экономическая
-организация кредитования текущей деятельности компании
-проведение сделок, связанных с приобретением, привлечением,продажей и размещением различных финансовых инструментов
-организация выполнения проекта
Одной из основ успешного развития компании и важнойсоставляющей частью административного управления является система планированияи отчетности для подразделений и сотрудников, формирование которой былозакончено в 2002 году. Разработаны стандартные формы годового, месячного инедельного плана/отчета. Система документооборота и распоряжений руководствасогласована с системой планирования и отчетности. Отработана системамониторинга выполнения запланированных мероприятий, а также система контролявыполнения поручений руководства.
Аттестация сотрудников стала неотъемлемой частью деятельностикомпании. Первая аттестация сотрудников была проведена в феврале 2002 года сцелью установления соответствия занимаемым должностям и определениярезультативности и полезности каждого сотрудника для компании. Аттестацияпроводилась на основании методики и критериев оценки персонала, утвержденныхучредителями. По результатам аттестации каждому сотруднику были выданызаключения-рекомендации.

Заключение
Создание эффективно действующей инновационной системы заложатпрочные основы для перехода экономики на инновационный путь развития, создадутблагоприятные условия для перевода экономики России и ее регионов наинтенсивный тип развития на основе повышения эффективности использования научно-техническогопотенциала и коммерциализации результатов инновационной деятельности. Начнетформироваться принципиально новый облик экономики региона.
Разработка и внедрение правовых и экономических механизмовстимулирования инновационной деятельности и модернизации производства,увеличение объемов финансирования науки и инновационной деятельности избюджетов всех уровней и собственных средств предприятий, ускоренноеформирование инновационной инфраструктуры обусловят высокую динамику развитиярегионального рынка инноваций.
Переход к расширенному воспроизводству инноваций к 2010 годупозволит создать условия для наращивания научно-технического и инновационногопотенциала, прежде всего в отраслях машиностроительного комплекса. Будутсозданы условия для модернизации производств, возрастет спрос промышленныхпредприятий на научные разработки, появится возможность для научных предприятийработать в рамках регионального заказа, ориентируясь на реальные потребностипромышленности. Значительное повышение спроса на исследования и разработкипозволит научным организациям обновить свои основные фонды.
Увеличение расходов на науку, повышение оплаты труда научныхработников позволят сохранить потенциал научных школ, привлечь в наукуталантливую молодежь. Это положительно скажется как на патентной активности,так и на росте объемов работ, выполняемых научными организациями.
На качественно новый уровень поднимется функционированиесистемы образования. Высокие темпы обновления знаний приведут к необходимостинепрерывного образования. В связи с расширением междисциплинарных исследованийи межотраслевых инноваций усилится интеграция науки и образования. Повыситсяуровень научной обоснованности управленческих решений.
Существенный рост затрат на технологические инновации создастпредпосылки для реализации крупных инновационных проектов, радикальныхнововведений, нацеленных на производство продукции и услуг, базирующихся напрогрессивных технологиях. Повышение уровня инновационной активности позволитувеличить долю России на мировых рынках высокотехнологичной продукции.
Активизация инновационной деятельности будет способствоватьрешению таких актуальных социально-экономических проблем, как:
— сохранение и эффективное использование научно-техническогои инновационного потенциала;
— привлечение инвестиций в инновационную сферу;
— создание новых рабочих мест;
— модернизация производственного комплекса;
— преодоление структурных деформаций, увеличение долипродукции конечных переделов в общем выпуске продукции;
— повышение конкурентоспособности продукции предприятийрегионов на отечественном и мировом рынках;
— оживление экономики и повышение доходов бюджета;
— формирование эффективного механизма передачи результатовнаучных исследований и опытно-конструкторских разработок производству;
— преодоление разрозненности, автономности имеющихсяэлементов инновационной системы, восстановление и укрепление связей междунаукой и производством;
— создание принципиально новых высокодоходных производств,основанных на новейших технологических укладах;
— ускорение адаптации оборонного комплекса к рыночнойэкономике;
— повышение экологической безопасности, снижение ресурснойзависимости и энергоемкости производства.

Список литературы
1.Концепция создания и развития инновационной системы в Свердловской области на2007-2010 годы
2.КонцепцияФедеральной целевой программы «Национальная технологическая база» на2007 — 2011 годы
3.Федеральный Закон «Об инновационной деятельности и государственнойинновационной политике»
4.Федеральнаяцелевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениямразвития научно-технологического комплекса России на 2007 — 2012 годы» (вред. Постановления правительства РФ от 18.08.2007 № 531)
5.Федеральная целевая программа «Национальная технологическая база на 2007 — 2011 годы (в ред. Постановления правительства РФ от 26.11.2007 №809)
6.Гражданский кодекс Российской Федерации. — М.: ИНФРА-М, 2006.
7.Бжилянская Л. Инновационная деятельность: тенденции развития и мерыгосударственного регулирования. М., „Экономист“, 2006.
8.ВалдайцевС.В. Оценка бизнеса и инноваций. М., Информационно-издательский дом»Филинъ", 2007.
9.ГрачеваМ.В. Инновационная деятельность в промышленности: теория и практика в странахрыночной экономики и инновационные опросы российских предприятий. М., 2004.
10.ИльенковаС.Д., Гохберг Л.М., Ягудин С.Ю. и др. Государство и новации. М., Банки и биржи,ЮНИТИ, 2007.
11.КоновЮ.П., Фатькина Л.П. Экономическая оценка использования изобретений. М., ВНИИПИ,2005.
12.Данные,предоставленные Отделом Науки при Министерстве промышленности, энергетики инауки Свердловской области
(г.Екатеринбург, ул. Малышева, 101)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.