УДК332.64.338.24.061.5 На правахрукописи
Совершенствование управления стоимостью промышленного предприятия
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата экономических наук
Беспалый Сергей Владимирович
Республика Казахстан
Алматы, 2007
Работа выполнена в Инновационном Евразийском университете
Научный руководитель доктор экономических наук,
профессорАбуов К.К.
Официальные оппоненты: доктор экономических наук,
профессор,Никифорова Н.В.
кандидатэкономических наук,
СохатскаяН.П.
Ведущая организация Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева
Защита состоится " 28 " июня 2007 г. в 14.30 часов на заседании диссертационного совета Д 20.01.07 по защите диссертаций насоискание ученой степени кандидата экономических наук в Университетемеждународного бизнеса по адресу: 050010, г. Алматы, пр. Абая, 8-а.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Университет а Международногобизнеса.
Автореферат разослан "___" ____________ 2007 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета,
доктор экономических наук, профессор Тусеева М.Х.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальностьтемы исследования. Кардинальные социально-экономические и политическиеизменения, происходящие в казахстанском обществе вызывают необходимостьдальнейшего развития национальной экономики и все больше актуализируетсяпотребность эффективного управления промышленным производством, составляющимоснову развития социума и усиливают важность потенциала и конкурентоспособностикак факторов выживания предприятия.
Всовременных условиях особое значение приобретает проблема эффективногоуправления собственностью предприятий. Поэтому совершенствование системыуправления стоимостью компании и исследование закономерностей ее развитияявляются актуальной проблемой. Её реализация в практике, на наш взгляд,позволит не только повысить инвестиционную привлекательность предприятия, но ивынуждает руководство компании искать и применять новые методы и приемыуправления производством, финансами, кадрами, имиджем и мнением потребителей.
Важнейшимрезервом повышения эффективности промышленных предприятий является улучшениекачества менеджмента, так как без применения новых прогрессивных методовпринятия управленческих решений практически невозможно обеспечить стабильностьфункционирования предприятия.
Мироваяпрактика корпоративного управления все больше обращает внимания на категорию «стоимостьпредприятия», интерес к которому возрастает в связи с использованиемамериканской модели финансового менеджмента, нацеленной на максимизациюстоимости корпорации. Считается, что динамика изменения данного показателяхарактеризует не только степень инвестиционной привлекательности предприятий,но и дает интегральную оценку качества управленческих решений менеджеров.
Необходимопризнать пока еще слабую мотивацию менеджмента на принятие управленческихрешений стратегического и оперативного характера на основе увеличения стоимостикомпании. Практика показывает, что большинство управленческих решенийпринимается на основе интуиции и профессионального опыта управленцев. Этоспособствует увеличению уровня рисков хозяйствования, повышению энтропииэкономической системы.
Однойиз причин активного использования в практике стоимости предприятия как важнейшегоинструмента управления является сложившаяся тенденция к использованию западныхстандартов финансовой отчетности, где оно является основным. Для успешногоразвития предприятия необходимо, чтобы менеджмент владел механизмами управлениястоимостью, а желаемый результат был бы представлен как образец.
Степеньнаучной разработанности проблемы. Теоретические вопросы определениястоимости предприятия и управления стоимостью компании изложены в трудах Т.Бешорнер, Р. Брейли, Ю. Вебера, Г. Десмонда, П. Дойля, Р.Э. Кэлли, Т. Коллера,Т. Коупленда, С. Майерса, М. Миллера, Ф. Модельяни, Д. Мурин, Н. Ордуей, Ш.Пратта, К. Уолша, Дж. Фишмена, Дж. Фридмана, П. Хорвата.
Средироссийских ученых данной тематике посвящены труды Н. Абдуллаева, С. Валдайцева,И. Герцога, В. Григорьева, А. Грязновой, Л. Ревуцкого, М. Федотовой, Э. Уткина.
Всовременной экономической теории вопросы конкуренции и методологии управлениясобственностью нашли своё отражение в работах Н.К. Моисеевой, Г.Л. Азоева, М.И.Круглова, А.Ю. Юданова, Ю.Я. Еленевой, Р.А. Фатхутдинова, М.И. Гельвановского,П.С. Завьялова, В.М. Жуковской, И.Н. Трофимовой, И.У. Зулькарнаева, Л.Р.Ильясовой, М. Портера, М. Скотта, П. Дойля, М. Эрлиха, Дж. Хайнаи.
Отдельныевопросы проектирования систем управления стоимостью предприятия рассматривалисьв трудах казахстанских ученых К.А. Сагадиева, И.Б. Кенжегузина, К.К. Абуова,Н.В. Никифоровой, В.М. Елисеева.
Однакоанализ трудов перечисленных ученых показывает сохраняющуюся недостаточнуютеоретическую проработанность проблемы оценки приращения стоимости предприятия,как результата принятия хозяйственных и управленческих решений. Этанедостаточность выражается в отсутствии эффективных процедур, методик итехнологий. Вне теоретического осмысления оказались вопросы влияния на стоимостьпредприятия отдельных факторов его деятельности. Все это определило выбор темыисследования.
Цельдиссертационной работы заключается в разработке рекомендаций посовершенствованию управления стоимостью промышленного предприятия.
Объектомдиссертационного исследования являются процессы формирования и развитиястоимости промышленного предприятия.
Предметомисследования является экономический механизм управления стоимостьюпромышленного предприятия.
Теоретическойи методологической основой исследования послужили научные труды зарубежныхи отечественных ученых по проблемам управления предприятиями по критериюстоимости. В качестве нормативной и информационной базы были использованы:законодательные и нормативные акты Республики Казахстан, научные публикации и материалыпериодической печати, данные Агентства по статистике Республики Казахстан,данные хозяйствующих субъектов Павлодарской области.
Длядостижения данной цели были сформулированы следующие задачи:
- изучить и уточнить теоретические и методологические основы управлениястоимостью предприятия;
- определить сущность, значение и роль стоимости в системеуправления промышленным предприятием;
- выявить факторы, влияющие на стоимость промышленного предприятияв современных условиях;
- определить особенности оценки стоимости промышленного предприятияв целях применения для управления стоимостью;
- выявить особенности системы управления стоимостью промышленныхпредприятий;
- обосновать механизма формирования потребного уровня стоимости компании;
- в зависимости от жизненного цикла промышленного предприятия обосноватьпоказатели оценки стоимости промышленного предприятия и разработать методику ихопределения;
- обосноватьпреимущества использования стоимости в качестве критерия оценки состоянияпредприятия в сравнении с другими часто используемыми критериями;
- определитьорганизационные условия совершенствования управления стоимостью промышленногопредприятия на примере АО «Алюминий Казахстана» и Аксуского заводаферросплавов филиала ТНК «Казхром».
Методологическаябаза и методы исследования. Методологической основой работы послужили трудызарубежных и отечественных ученных по кругу изучаемых вопросов, законодательныеи нормативные акты РК. В работе использовались общенаучные и экономическиеметоды исследования: системный, структурно-функциональный,историко-генетический анализ, методы, обобщения, сравнения, моделирования.Использовались также методы финансового анализа деятельности предприятия.
Научнуюновизну определяют следующие, наиболее существенные результаты, полученныев ходе исследования:
- на основе изучения социально-экономических,организационно-правовых предпосылок становления современной экономическойсистемы Республики Казахстан обоснована объективная необходимость оценкистоимости промышленного предприятия;
- предложена авторская формулировка понятий «стоимостькомпании» и «управление стоимостью компании»;
- раскрыта сущность и содержание управления стоимостью компании;
- раскрыт инновационный характер совершенствования управления стоимостьюкомпании;
- предложены основные направления совершенствования управления стоимостью;
- определены факторы, влияющие на стоимость промышленного предприятияв современных условиях;
- обоснованы преимущества использования стоимости в качествекритерия оценки финансового состояния предприятия как хозяйствующей системы;
- обоснованы показатели оценки стоимости промышленного предприятияи предложена методика их определения.
Назащиту выносятся следующие положения:
1. Обоснование объективной необходимости оценки стоимости промышленногопредприятия как важнейшего инструмента управления в условиях рыночной экономики.
2. Обоснование факторов, влияющих на стоимость промышленного предприятия всовременных условиях.
3. Обоснование показателей оценки стоимости промышленного предприятия иметодика их определения.
4. Рекомендации по формированию потребного уровня стоимости промышленногопредприятия в зависимости от этапов его жизненного цикла.
Теоретическаяи практическая значимость работы диссертационного исследования заключаетсяв том, что материалы диссертации могут быть использованы при подготовкеруководящих кадров, учебных курсов по финансовым и экономическим дисциплинамдля студентов, магистров и аспирантов высших учебных заведений. Рекомендации посовершенствованию системы управления стоимостью предприятия могут бытьиспользованы безотносительно к формам собственности предприятий и ихорганизационно-правовому статусу. Положения диссертационной работой могут бытьиспользованы для процедуры оценки и управления предприятием на основе критериястоимости.
Отдельныеметодические рекомендации по совершенствованию управления стоимостьюпредприятия были использованы на предприятиях АО «Алюминий Казахстана»и Аксуский завод ферросплавов.
Апробация и внедрение результатов работы. Результаты исследованиядокладывались и обсуждались на международных и региональных конференциях, в томчисле: III международная научно-практическая конференция «Социальные иэкономические аспекты развития региона: потенциал, проблемы и перспективы»(2003 г. Павлодар, Павлодарский университет); IV международнаянаучно-практическая конференция «Бизнес и образование: вектор развития»(2004 г. Алматы, Международная Академия Бизнеса); IV международнаянаучно-практическая конференция конференции «Теоретические и практическиеаспекты индустриально-инновационного развития Республики Казахстан» (2004 г. Алматы, Казахский Национальный Университет им. Аль-Фараби); международная научно-практическаяконференция «Интеллектуальная собственность: регистрация и защита прав,оценка и конвертация» (2005 г. Комитет по правам интеллектуальнойсобственности Министерства юстиции РК, Павлодарский университет, АО «транснациональнаякомпания „Казхром“, Павлодарская областная торгово-промышленная палата.);международная научно-практическая конференция „Национальная экономика ввекторе глобального развития“ (2005 г. Алматы, Казахский Национальный Университет им. Аль-Фараби.); международная конференция „Инновации ипредпринимательство“, (2005 г. Шфаим, Израиль, Министерство иностранныхдел Государства Израиль, Центр сотрудничества и продвижения (Израиль), Московскийфонд подготовки кадров (Российская Федерация)); международнаянаучно-практической конференции „Наука и образование в ХХI веке: динамикаразвития в евразийском пространстве“ (2006 г. Павлодар, Павлодарского университета).
Ряд положений диссертационного исследования были использованы и внедренына предприятиях АО „Алюминий Казахстана“ (приложение А).
Публикации результатов исследования. По теме диссертации опубликовано 18статей общим объемом 7 печатных листов, в том числе 4 – в изданиях,рекомендованных Комитетом по надзору и аттестации в сфере образования и наукМОН РК.
Структура и объем работы. Диссертационное исследование состоит из введения,трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Вразделе 1 „Теория и методология управления стоимостью промышленногопредприятия“ раскрывается сущность и содержание понятия „стоимостьпромышленного предприятия“.
Мировая практика управления компаниями все большеориентируется на такую экономическую категорию как их стоимость. Не смотря намногозначность данного термина в большинстве случаев под стоимостью субъектахозяйствования понимается рыночная стоимость его капитала.
Ясно прослеживающиеся тенденции сближения западныхстандартов бухгалтерской финансовой отчетности и стандартов оценки являютсяследствием активного включения понятия рыночной стоимости в цикл управленияпредприятием. Схожие процессы идут и в Казахстане. Данный факт лишний разподтверждает постоянно возрастающий интерес менеджеров к более активномуиспользованию стоимости в ежедневной практике управления как промышленнымикорпорациями, так и отдельными предприятиями.
Вместе с тем сложность практического использованиястоимостной концепции в управлении, связана, прежде всего, с неготовностьюменеджмента принимать на ее основе управленческие решения стратегического иоперативного характера.
Как свидетельствует практика, по этим причинамподавляющее большинство конкретных решений принимается на основе интуиции инакопленного опыта практической деятельности менеджеров и консультантов. Это всвою очередь мало способствует снижению общего уровня риска хозяйствования убольшинства субъектов рынка.
Поэтому, применение и постоянное совершенствованиеконцепции управления стоимостью путем воздействия на формирующие ее факторы,способно обеспечить современные предприятия перспективным и эффективныминструментом оценки их текущего и будущего состояний, оказать позитивноевлияние на выбор научно обоснованных стратегий развития, что, в свою очередь,будет способствовать формированию объективных предпосылок роста эффективности иповышения стабильности функционирования казахстанской экономики в целом.
В работе, стоимость предприятия подразумевается, какстоимость действующего предприятия, при этом оно может быть рассматриватьсякак:
- действующийбизнес, приносящий доход его владельцу;
- действующийимущественный комплекс.
Существующие стандарты стоимостимогут быть: обоснованной рыночной стоимости; обоснованной стоимости; инвестиционнойстоимости; внутренней (фундаментальной) стоимости. Данные стандарты применяютсяв зависимости от целей управления.
Использование стоимостного подхода в управлениикомпанией позволяет: создать общую цель и общий, универсальный язык общения длявсех бизнес-единиц, функциональных подразделений, что значительно повышает эффективностьсовместной работы; построить полностью интегрированную систему управлениябизнесом, основанную на четкой иерархической структуре ключевых факторовстоимости бизнеса; иметь максимум информации о деятельности компании; повыситькачество и эффективность принимаемых решений (за счет предоставленияруководителям и ключевым специалистам действительно оптимального объема,структуры и формата информации, необходимой для принятия решений); оптимальносочетать долгосрочные и краткосрочные цели бизнеса путем сочетания показателейстоимости; учесть все затраты, необходимые для успешного функционированиябизнеса (не только расходы, но и инвестиции); учесть не только затраты, но ириски ведения бизнеса; построить максимально эффективную и справедливую системуматериальной компенсации сотрудников компании, напрямую „привязанную“к размеру стоимости, созданной каждым сотрудником компании.
Стоимостный подход в управлении (Value BasedManagement, VBM) реализуется посредством 3-х методов: добавленной стоимостиакционерного капитала, внедренный в научный оборот американским экономистом А.Раппапортом (Shareholder Value Added, SVA), экономической добавленной стоимостиСтерна-Стюарта (Economic Value Added, EVA), добавленной рыночной стоимости(Market Value Added, MVA).
Для совершенствования экономического механизмауправления важное значение имеет выявление факторов стоимости. При этом факторстоимости следует понимать как объективное условие, оказывающее влияние на стоимостьпредприятия. Поэтому процедуры выявления, анализа, оценки и прогнозированияфакторов стоимости являются основополагающими в условиях реализуемогостоимостного подхода к управлению промышленным предприятием в целом.
Данный подход выявления факторов стоимостиосновывается на том, что существует три группы источников формирования иувеличения стоимости предприятия: финансовые, маркетинговые и организационные.Финансовые источники стоимости представляют собой управленческие цели, но длятого, чтобы добиться повышения объёмов продаж, получить более высокую прибыль ипринять правильные инвестиционные решения, необходимы стратегии. Маркетинговыестратегии сфокусированы на выборе привлекательных рынков и созданииотличительных преимуществ.
Основная цель организации и совершенствования системы управлениястоимостью является повышение конкурентоспособности предприятия и обеспечениеего инвестиционной привлекательности.
Управление стоимостью предприятия необходимо понимать, как совокупностьприемов и методов воздействия, преимущественно инновационного характера, наматериальные и нематериальные активы хозяйствующего субъекта с целью повышенияэффективности его хозяйственной деятельности.
Для эффективного управления стоимостью предприятия необходимосовершенствование экономического механизма, обеспечивающего взаимодействиеэкономических рычагов и стимулов.
Стратегиямаксимизации стоимости предприятия реализуется на трех уровнях взаимодействия.На микроуровне действуют силы, вступающие в непосредственное взаимодействие спредприятием: поставщики, посредники, клиенты, конкуренты, государственныеорганы и отдельные граждане, рассматриваемые как экономические контрагентыкомпании. К макроуровню следует отнести силы, оказывающие влияние на ростстоимости компании опосредованно: это факторы демографического, экономического,технического, политического и культурного характера. К мегауровню следует отнестимировые, глобальные силы: природные и социальные катаклизмы, кризисы, колебанияцен на энергоносители, политические и экономические кризисы, войны и т.д.
Методы, используемые при формировании ифункционировании системы стратегического управления, достаточно хорошоизвестны. В связи с различиями в структурности проблем стратегическогоуправления в определенных границах используются как эмпирические (наблюдение,сравнение, эксперимент), так и теоретические методы.
Каждый руководитель предприятия рано или поздно сталкиваетсяс проблемой оценки своего бизнеса. Причин для этого много, главная – не знаястоимости почти невозможно принимать взвешенные решения по реализации правсобственника, т. к. именно стоимость компании наиболее полно отражаетрезультаты ее деятельности. Оценка – систематический сбор и анализ данных, необходимыхдля определения стоимости различных видов имущества (бизнеса) и ее оценки наоснове действующих законодательства и стандартов. Объект оценки – движимое инедвижимое имущество, нематериальные активы и финансовые активы предприятия илибизнес в целом. Оценка бизнеса – акт или процесс выработки заключения или расчетастоимости бизнеса или предприятия либо доли в них.
В условиях рыночных отношений оценка бизнесанеобходима в целях эффективного управления капиталом компании, определениястоимости ценных бумаг, разработки плана развития предприятия, определения егокредитоспособности, страховании, налогообложении и т.д. Причем на разныхстадиях развития предприятия: его создания, смены собственников, слияния,реструктуризации, ликвидации и т.п. Единый базис всей оценки стоимости любогообъекта, в том числе и бизнеса, образуют принципы оценки. Именно принципызакладывают основу единства терминологии, подходов и используемых методов имоделей оценочной практики. К числу основных относятся принципы: полезности,замещения, ожидания, наилучшего и наиболее эффективного использования и т.д. Всоответствии с существующими стандартами оценить стоимость любого объектасобственности можно тремя подходами: затратный подход – совокупность методовоценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимыхдля восстановления либо замещения объекта оценки, с учетом его износа;сравнительный подход – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки,основанных на сравнении объекта оценки с аналогичными объектами, в отношениикоторых имеется информация о ценах сделок с ними; доходный подход –совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определенииожидаемых доходов от объекта оценки.
В разделе 2 „Современноесостояние управления стоимостью промышленного предприятия в Павлодарскойобласти“ исследованосостояние металлургического комплекса республики и Павлодарской области, данаоценка сложившегося состояния развития; выделены ведущие промышленные предприятия,такие как АО „Алюминий Казахстана“, Аксуский ферросплавный завод иисследованы особенности их управления; изложены результаты анализанеобходимости внедрения и совершенствования концепции управления стоимостью всистему управления, при этом определены задачи применения концепции управлениястоимостью.
Для комплексной оценки современного состояния и оценкиприоритетов металлургического комплекса Павлодарского региона в нем,использована система индикаторов устойчивого развития.
К экономическим индикаторам, относят: доля промышленного комплексарегиона в общем объеме промышленной продукции страны; объем добычи сырья всегои/или на душу населения в натуральном выражении; рентабельность комплекса;объем инвестиций в основной капитал, в т.ч. в освоение новых технологий.
По данным Агентства Республики Казахстан по статистике за 2003-2005 гг.объем промышленной продукции, металлургического комплекса республики,Павлодарской области возросли на 67% и 53%. При этом доля металлургическогокомплекса в общем объеме промышленного производства страны снизилась на 2,8%. Вопределенной мере это обусловлено ростом объемов производства продукции внефтегазовом комплексе, и соответственно, увеличением его доли в промышленнойпродукции. В Павлодарской области происходит увеличение доли комплекса в общемобъеме металлургической промышленности республики, благодаря техническомуперевооружению предприятий, а так же с расширением рынков сбыта продукции иосвоению новых производств.
Одним из важных показателей экономического развития является рентабельностькоторая в течение анализируемого периода возросла, в следствие повышениямировых цен на металлы с 78% до 120%.
Следующий показатель – инвестиции в основной капитал – в течениеанализируемого периода возросли, это говорит об обновлении и техническомперевооружении предприятий отрасли в соответствии с рисунком 3. В Павлодарскойобласти объем инвестиций в металлургическую промышленность за анализируемыйпериод увеличился.
Динамичное развитие металлургической отрасли характеризуется рядомположительных моментов, в том числе увеличением среднемесячной заработнойплаты.
В течение анализируемого периода этот показательвозрос в 1,23 раза по республике и в 1,4 раза по области, в то время как всреднем по промышленности – в 1,4 раза.
Наряду с этим наблюдается увеличение численностизанятых в металлургическом комплексе как республики в целом, так и Павлодарскойобласти. При этом производительность труда в металлургическом комплексе заанализируемый период увеличилась в 3,4 раза.
Проведенный SWOT-анализ положения металлургического комплекса выявилследующее:
Сильные стороны: наличие собственной материально-сырьевой базы; развитаяинфраструктура; производственно-технологический опыт; широкий спектр металлов;высокопрофессиональный кадровый корпус.
Слабые стороны: старение производственных фондов; технологическое отставание;сложный состав руд; низкий уровень передела и малая номенклатураметаллоизделий; недостаточный приток молодых кадров.
Возможности: спрос на металлы на мировом рынке; возникновениемультипликативного эффекта; использование вторичных техногенных образований;расширение партнерских и кооперационных отношений.
Угрозы: закрепление статуса сырьевого придатка развитых стран;невыявление новых конкурентоспособных месторождений; критическое запаздывание впонимании необходимости стратегического государственного регулирования отрасли;потеря наработанных знаний и технологического опыта.
В целом проведенный анализ позволяет выявить и обосновать приоритетыразвития металлургического комплекса, достижение которых позволит увеличитьстоимость, как отдельных хозяйствующих субъектов, так и отрасли в целом.
АО „Алюминий Казахстана“ является одним изведущих предприятий цветной металлургии республики, включает в свою структурупять предприятий: Павлодарский глиноземный завод, Торгайское бокситовоерудоуправление; Краснооктябрьское бокситовое рудоуправление; Керегетасскийизвестняковый рудник, Теплоэлектроцентраль-1.Система управлениявключает два основных элемента: корпоративный центр и бизнес-единицы. Первыйэлемент, корпоративный центр, представлен следующими функциональными блоками:блок вице-президента по производству; блок вице-президента по экономике; блоквице-президента по коммерческим вопросам; блок вице-президента по горнымработам; блок вице-президента по техническому развитию; блок вице-президента поадминистративным, социальным и кадровым вопросам.
Второй элемент, промышленные предприятия связанные технологическойцепочкой; обеспечивающие и вспомогательные подразделения; коммерческиеструктуры и т.д. В основе системы управления лежат отношения междукорпоративным центром и предприятиями участниками.
Аксуский завода ферросплавов филиал АО „ТНК “Казхром»является крупным предприятием черной металлургии республики. В настоящее времяпромышленные подразделения, входящие в состав акционерного общества связаннымежу собой единой технологической цепочкой. Основными видами деятельностиуправляющего центра компании являются: развитие кооперации предприятий –смежников, сохранение существующих, создание новых высокоэффективных связей;разработка и реализация совместных инвестиционных и технических программповышения эффективности и технического уровня производства; маркетинговые иинформационные услуги в области формирования заказов, рекламы и сбытапродукции; защита интересов предприятий участников на государственном и местномуровне.
Анализ основных показателей оценкифинансово-хозяйственной деятельности предприятий дает возможность выяснитьсостояние предприятий и обосновать необходимость дальнейшего развития таблицы1, 2.
Таблица 1 – Расчет запаса финансовой устойчивости по Аксускому заводуферросплавов за 2001-2005 гг., млн. тг.Показатели 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. Доход от реализации продукции 42647,7 49223,5 51109,6 54474,2 57996,7 Доход до налогообложения 14073,7 16243,7 16918,4 16523,7 20142,2 Полная себестоимость реализованной продукции 21323,8 24611,7 25038,7 28694,6 28642,7 Сумма маржинального дохода 27721,0 31995,2 33407,2 34187,2 37746,4 Порог рентабельности 8314,3 10124,1 12227,1 14012,6 13987,3 Запас финансовой устойчивости 34333,4 39099,4 38882,5 40461,6 44009,4 Примечание – Составлено автором на основе данных предприятия.
На основании полученных данных можно констатировать: что уровень постоянныхзатрат в общем объеме затрат снижается; доля маржинального дохода возрастает;порог рентабельности увеличивается; запас финансовой устойчивостиувеличивается.
Стоимость будущих активов предприятия принято оцениватьпо стоимости будущих денежных потоков предприятия от инновационной деятельности.
Инвестиции в инновационную деятельность должна бытьориентирована на создание будущего технологического базиса для предприятия.
Исследуемые предприятия для обеспечения роста объемовпроизводства и соответственно стоимости ежегодно вкладывают инвестиции вперевооружение своих производств и имеют долгосрочные инвестиционные программыэто сказывается на увеличении объемов производства и на экономическом эффектепредприятий.
Таблица 2 – Расчет запаса финансовой устойчивости по АО «АлюминийКазахстана» за 2001-2005 гг. млн. тг.Показатели 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. Доход от реализации продукции 22587 26745 31022 38 170 53 644 Доход до налогообложения 4404,4 5215,2 6105,5 8 609 15 390 Полная себестоимость реализованной продукции 16488,5 20058,7 22572,5 25 719 33 334 Сумма маржинального дохода 7456,2 11314,1 15221,3 20166,7 30310,2 Порог рентабельности 13654,2 15412,1 16929,2 15431,4 17857,5 Запас финансовой устойчивости 8932,8 11332,9 14092,8 22738,6 35786,5 Примечание – Составлено автором на основе данных предприятия.
Поэтому совершенствование системы управлениястоимостью потребует от них решения следующих задач. В рамках кадровогообеспечения: стимулирование повышения уровня образования работающих ссоответствием продвижением по служебной лестнице; обеспечение более высокогоуровня заработной платы и введение за счет этого жесткого конкурсного отбора. Врамках управления финансами: используя показатель стоимости осуществлятьуправление и финансами и имуществом. В рамках управления производством:расширение производств и выпуска новых продуктов. В рамках маркетинга:разработка стратегии ориентированной на конечного потребителя. В рамкахинформационного обеспечения: постоянная связь с общественностью, через прессу,радио, телевидение.
В разделе «Совершенствованиеэкономического механизма управления стоимостью компании» исследованы факторы, влияющих настоимость промышленного предприятия в современных условиях; определены и обоснованыпоказатели, влияющие на стоимость промышленного предприятия; установлены причинно-следственныесвязи меду показателями; предложена методика определения стоимостипромышленного предприятия.
Результаты проведенного исследования позволяют констатировать, что кчислу важнейших задач совершенствования системы управления стоимостью можноотнести следующее: упрощение управленческих технологий до уровня, доступногодля понимания и эффективного использования подавляющим большинством владельцев,руководителей, менеджеров и специалистов промышленных предприятий (с учетом ихреального уровня знаний, навыков и временных резервов); создание единообразныхуправленческих технологий и моделей, применимых ко всем уровням управления иэлементам компании (функциональным подразделениям, проектам, процессам,бизнес-единицам); построение максимально простой, и, вместе с тем, достаточнополной и тщательнейшим образом структурированной и интегрированной системы ключевыхпоказателей бизнеса (целевых нормативов эффективности), которые должныотслеживать руководители, менеджеры и ключевые специалисты компании дляпринятия и реализации максимально эффективных управленческих и операционныхрешений; кардинальное снижение доли рутинного труда (и, следовательно,повышение доли интеллектуального труда, создающего гораздо большую стоимость,чем рутинный); обеспечение оптимального делегирования полномочий – каждоерешение должно приниматься и каждое действие выполняться именно в том месте вкомпании – горизонтальном и вертикальном – где это является наиболееоптимальным и эффективным с точки зрения достижения основополагающих целейбизнеса; интеграция менталитетов акционеров, менеджеров и ИТ-специалистов наоснове единообразных управленческих технологий и единой системы информационныхпоказателей, а также единой корпоративной культуры, ориентированной намаксимально эффективное достижение основополагающих целей бизнеса; интеграцияменталитетов финансовых и операционных менеджеров путем установления четких,прочных и обоснованных взаимосвязей между финансовыми и нефинансовымипоказателями деятельности бизнеса; построение максимально простой и, вместе стем, максимально эффективной единой информационной системы на основе единыхуправленческих технологий и интегрированной системы информационных показателейбизнеса. Для совершенствования управления стоимостью промышленного предприятиянеобходимо определить факторы воздействия на стоимость хозяйствующего субъекта.С этой целью в работе определены факторы воздействия на стоимость предприятия ипроведена их классификация. Предлагаемая нами классификация представляетопределенную систематизацию факторов стоимости по различным признакам и должнаоблегчить принятие управленческих решений таблица 3.
Таблица 3 – Классификация факторов стоимостиПризнак классификации Наименование Примеры По отношению к предприятию Внешние Конкуренты; покупатели; поставщики; уровень налогов, прозрачность экономики, правовая база Внутренние Цена, качество, вид продукта; технология; уровень брака По характеру воздействия на стоимость Прямого воздействия Стоимость активов, цена капитала, величина реинвестируемой прибыли, денежный поток Косвенного воздействия Выручка, прибыль, доля рынка, оборачиваемость активов; рост; производительность труда Признак классификации Наименование Примеры По месту возникновения Производственные Оборачиваемость запасов, производственная мощность Организационные Качество, упаковка продукта, организационная структура Рыночные Емкость рынка, спрос, стадия жизненного цикла рынка Государственные Политические, правовые факторы, налоговый режим По силе действия или потенциалу Сильные Величина денежного потока, цена капитала, рентабельность инвестиций Слабые Величина дохода на одного потребителя, текучесть кадров По сложности воздействия Простые Число новых продуктов в год, затраты на материалы Составные Показатели рентабельности, показатели оборачиваемости Сложные Денежный поток, экономическая прибыль, цена капитала По степени управляемости Легко управляемые Размер премии, число занятых Средне управляемые Прибыль, выручка, издержки Сложно управляемые Цена капитала, стабильность денежного потока, корпоративная культура Неуправляемые Прозрачность экономики По функциональной принадлежности Финансовые Ликвидность, рентабельность Маркетинговые Доля рынка, число откликов Производственные Техническая оснащенность производства НИОКР Доля расходов на НИОКР Экономические Величина и структура затрат Логистические Условия поставки и прочее Кадровые Текучесть кадров; размер зарплаты Информационные Расходы на ИТ Примечание – Составлено автором.
Сбалансированная система показателей составляет основууправления стоимостью предприятия. Поэтому в диссертации определенасовокупность показателей, которая может быть использована для характеристикиразличных аспектов хозяйствующего субъекта.
В состав предлагаемых показателей вошли как конечныепоказатели, так и показатели, характеризующие основные факторы деятельности.
Для удобства использования показатели стоимостипредприятия сгруппированы как: характеризующие финансовую деятельность,характеризующие бизнес-процессы, характеризующие трудовые ресурсы ихарактеризующие маркетинговую деятельность. Финансовая деятельностьхарактеризуется такими показателями: общая сумма активов, тенге; стоимостьактивов на одного работающего, тенге; капиталооотдача, %; объем продаж новых видовпродуктов или услуг, тенге; производительность труда на одного работающего,тенге; рентабельность активов, %; прибыль от новых видов продуктов или услуг,тенге; прибыль на одного работающего, тенге; рыночная стоимость акций, тенге; доходностьчистых активов, %; добавленная стоимость на одного работающего, тенге;доходность активов, %; доходность на вложенный капитал, %; рентабельностьобъема продаж, %; коэффициент маржинального дохода или маржинальный доход, %;маржинальный доход на одного работающего, тенге; денежный поток, тенге;отношение собственного капитала к общей сумме активов, платежеспособность, %;доходность инвестиций, %; сумма затрат, тенге.
К показателям развития внутренних бизнес-процессов отнесены: удельный весадминистративных расходов в общем объеме выручки, %; рост производительноститруда, %; длительность производственного цикла, затраты на его отдельныеоперации; удельный вес своевременно выполненных заказов, %; средняятрудоемкость изделия; средний срок разработки нового вида продукта; среднийпериод времени от момента оформления заказа до его выполнения; средняятрудоемкость отдельных технологических операций; производительностькомпьютерных систем (производительность процессора или объем хранимойинформации); периодичность поставок; среднее время принятия решения;оборачиваемость материальных запасов; производительность компьютерных систем наодного работника; рост количества компьютерной техники, в абсолютном выраженииили в %; удельный вес расходов на информационные системы в общей суммеадминистративных расходов, %; выброс вредных веществ в окружающую среду;влияние продуктов компании на окружающую среду; затраты на исправлениеошибочных управленческих решений в общей сумме административных затрат, %;количество качественно выполненных заказов; административные расходы на одногоработника, тенге.
К маркетинговой деятельности отнесены: количество потребителей; долярынка, %; годовой объем продаж на одного потребителя, тенге; количествопотерянных покупателей, в абсолютном выражении или в %; среднее время приемкизаказа, часы; количество потребителей на одного работающего, в абсолютномвыражении или в %; удельный вес заключенных сделок в общем количестве контактовс покупателями, %; индекс удовлетворенности потребителей, %; индекс приверженностипотребителей, %; затраты на одного потребителя, тенге; количество посещенийпотребителей; количество рекламаций; расходы на маркетинг, тенге; средняяпродолжительность связей с потребителями, дни; средний размер поставок одномупотребителю, тенге; индекс количества потребителей, %; количество визитовпотребителей в компанию; среднее время между контактом с потребителем изаключением сделки; расходы на обслуживание одного потребителя в год, тенге.
Трудовые ресурсы могут характеризоваться: индекс лидерства; индекс мотивированностиперсонала; количество работников; текучесть персонала, %; средний стаж работысотрудников в компании; средний возраст сотрудников; время, затраченное наподготовку и переподготовку персонала, дни в год; соотношение временных ипостоянных работников, %; удельный вес работников с университетскимобразованием, %; среднее количество дней отсутствия на работе; количествозаявлений о приеме на работу в компанию; индекс доверия персонала, численностьменеджеров; удельный вес работников моложе 40 лет, %; удельные годовые затратына переподготовку персонала, тенге; доля штатных работников в общей численностиперсонала, %; удельные годовые затраты на проведение подготовительных,презентационных или вспомогательных мероприятий, тенге; численность временныхработников на полной ставке; численность совместителей или почасовых работников.
Стоимость промышленного предприятия может быть оценена по методикеоснованной на концепции экономической добавленной стоимости.
Показатель экономической добавленной стоимости представляетсобой разницу между чистой прибылью и стоимостью использованного для еёполучения собственного капитала компании. Стоимость использования капиталаопределяется на основе минимальной ожидаемой ставки доходности, необходимой длятого, чтобы рассчитаться как с акционерами, так и с кредиторами. Точноопределив стоимость использования собственного капитала, можно эффективнеераспределять его и выявлять нерентабельные хозяйственные подразделения, которыефинансируются за счёт прибыльных. Экономическая добавленная стоимость помогаетменеджерам анализировать, где именно создаётся стоимость и эффективно управлятьденежными потоками.
Экономическая добавленная стоимость определяется какразница между скорректированной величиной чистой прибыли и стоимостьюиспользованного для ее получения инвестиционного капитала компании в формуле(1).
EVA = NOPATn – WACC · СЕn, (1)
где NOPATn – чистая операционная прибыль после уплатыналогов, скорректированная на величину изменений эквивалентов собственногокапитала;
WACC – средневзвешенная стоимость капитала;
CEn1 – сумма инвестированного капитала сучетом эквивалентов собственного капитала. Этот показатель представляет собойсумму всех активов, относящихся к оперативному управлению объекта оценки, завычетом краткосрочных операционных обязательств: коммерческие кредиты, задолженностьперед бюджетом и т.п. При расчете показателя СЕ для подразделения важно помнитьо неделимых активах, т.е. активах, которые совместно используются несколькимибизнес-подразделениями. Их нужно учесть в объеме, пропорциональном степени использованияобъектом оценки.
При определении затрат на привлечение собственногокапитала в условиях развивающегося рынка необходимо использовать фактическисложившуюся на данном предприятии стоимость капитала, не привязывать ксреднерыночным оценкам. Нами предлагается модифицированная формуласредневзвешенной стоимости капитала компании формула (2).
WACC = Kd(1 – tc)Wd+ Kp · Wp+ Ks·Ws, (2)
где Kd (%) – ставка привлечения заемногокапитала;
tc (%) – ставка налога на прибыль;
Кр (%) – стоимость привлечения акционерногокапитала в виде привилегированных акций (частное от деления установленной суммыгодовых дивидендов на поступления от продажи акций);
Ks (%) – стоимость привлечения капитала ввиде обыкновенных акций (требуемая собственником ставка отдачи на вложенныйкапитал);
Wd (%) – доля заемного капитала в структурекапитала компании;
Wp (%) – доля привилегированных акций вструктуре капитала компании;
Ws (%) – доля обыкновенных акций вструктуре капитала компании.
Мы оценили стоимость АО «Алюминий Казахстана»и Аксуского завода ферросплавовс прогнозным периодом с помощьюконцепции экономической стоимости таблицах 4, 5.
Результаты проводимого анализа показывают рост EVA(EVA > 0). Это означает рост стоимости компании. Совокупная экономическаядобавленная стоимость за весь прогнозный период составляет 52353,4 млн. тг.Компания эффективно использовала имеющийся в ее распоряжении капитал(собственный, т.е. средства акционеров, и заемный). Следовательно, капиталкомпании АО «Алюминий Казахстана» обеспечил норму возврата навложенный капитал, установленный собственником (акционером) компании, и принесдополнительный доход, о чем свидетельствует проведенный расчет ROCE > WACC.
Таблица 4 – Расчет показателя экономическойдобавленной стоимости АО «Алюминий Казахстана»Наименование статей 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. Совокупный скорректированный инвестированный капитал (СЕ), млн. тг 27182 34855,1 43472,6 50420,3 56211,0 60368 Средневзвешенная стоимость капитала (WACC) % 4,53 4,13 4,13 4,13 4,13 4,13 Скорректированная прибыль после уплаты налога на прибыль (NOPAT), млн. тг 3892 5846,8 9950,8 12400,3 14872,3 16754,6 Экономическая добавленная стоимость (EVA), млн. тг 2660,6 4407,3 8155,4 10317,9 12550,8 14261,4 Доходность инвестированного капитала (ROCE) (NOPAT/CE) 14,31 16,7 22,8 24,5 26,4 27,7 Спрэд (разница между ROCE и WACC) 9,78 12,57 18,67 20,37 22,27 23,57 Примечание – Разработано автором.
Таблица 5 – Расчет показателя экономическойдобавленной стоимости Аксуского завода ферросплавовНаименование статей 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. Совокупный скорректированный инвестированный капитал (СЕ), млн. тг 27333,5 35504,8 44881,5 51654,0 57347,0 61933,0 Средневзвешенная стоимость капитала (WACC) % 4,44 3,73 3,73 3,73 3,73 3,73 Скорректированная прибыль после уплаты налога на прибыль (NOPAT), млн. тг 9567 9930,8 12105,5 15678,4 17578,4 19698,4 Экономическая добавленная стоимость (EVA), млн. тг 8353,4 8606,5 10431,5 13751,7 15439,4 17388,3 Доходность инвестированного капитала (ROCE) (NOPAT/CE) 35,0 27,9 26,9 30,3 30,6 31,8 Спрэд (разница между ROCE и WACC) 30,56 24,17 23,17 26,57 26,87 28,07 Примечание – Разработано автором.
Результаты проводимого анализа показывают рост EVA(EVA > 0). Это означает рост стоимости компании. Совокупная экономическаядобавленная стоимость за весь прогнозный период составляет 73970,8 млн. тг.Компания эффективно использовала имеющийся в ее распоряжении капитал (собственный,т.е. средства акционеров, и заемный). Следовательно, капитал Аксуского заводаферросплавов обеспечил норму возврата на вложенный капитал, установленныйсобственником (акционером) компании, и принес дополнительный доход, о чемсвидетельствует проведенный расчет ROCE > WACC.
Однако, несмотря на положительный результат отиспользования инвестированного капитала, целесообразно, одновременно с концепциейэкономической добавленной стоимости, использовать сбалансированную системупоказателей.
Использование системы сбалансированных показателей,отражающей все стороны деятельности компании, позволит избежать концентрациитолько на финансовых аспектах бизнеса. Таким образом, невозможно, определитьпричины проблем в операционной деятельности фирмы, ориентируясь только на показательEVA, нельзя решить эти проблемы.
Таким образом, совместное использование концепцииэкономической добавленной стоимости и сбалансированной системы показателей, нанаш взгляд, позволит получить эффективный инструмент управления бизнесом иповышения его стоимости. Основное достоинство совместной системы заключается втом, что она позволяет менеджменту контролировать основные направлениядеятельности компании на основе как финансовых, так и нефинансовых показателей.Это позволяет не только оценивать деятельность компании, но и управлять ею.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В диссертационной работе содержатся новыенаучно-обоснованные результаты, использование которых позволит обеспечитьрешение важных задач, связанных с совершенствованием управления стоимостьюпромышленного предприятия.
Основные научные результаты диссертации, выводы ипрактические рекомендации, полученные в ходе исследования, заключаются в следующем:
1. В условиях дальнейшего развития рыночной экономики совершенствованиеуправления стоимостью предприятия является объективной необходимостью так какона определяется стоимостью активов, инвестиционной привлекательностьюхозяйствующего и характеризирует его потенциальную возможность. При этом подуправлением стоимостью предприятия понимается совокупность приемов и методоввоздействия, преимущественно инновационного характера, на материальные инематериальные активы хозяйствующего субъекта с целью повышения эффективностиего хозяйственной деятельности.
2. В современных условиях на стоимость промышленного предприятияоказывают влияние совокупность различных факторов, которые можно классифицироватьпо следующим признакам: по отношению к предприятию, по характеру воздействия настоимость, по месту возникновения, по силе воздействия, по степенныуправляемости, по функциональной принадлежности.
По отношению к предприятию выделяются внешние и внутренние факторы. Похарактеру воздействия на стоимость предприятия факторы подразделяются напрямого и косвенного воздействия. По месту возникновения различаютпроизводственные, организационные, рыночные, государственные. По силевоздействия факторы делятся на сильные и слабые, по сложности воздействия – напростые и сложные. По степени управляемости факторы различаются каклегкоуправляемые, среднеуправляемые, трудноуправляемые и не управляемые. Пофункциональной принадлежности можно подразделить на финансовые,производственные, экономические, логистические, кадровые и информационные.
Группировка факторов воздействия на стоимость промышленного предприятияпо различным признакам позволяет совершенствовать управление ею.
3. В рыночных условиях для оценки стоимости применяются множестворазличных показателей, которые характеризируют предприятие с различных позиции.Для удобства использования и объективности оценки предприятия нами проведена ихгруппировка по следующим аспектам: характеристика финансовой деятельности,характеристика внутренних бизнес – процессов, характеристика отношения спотребителями, характеристика перспектив развития, характеристика трудовых ресурсов.
4. Для оценки стоимости промышленного предприятия предложена методика,разработанная на основе концепции экономической добавленной стоимости, позволяющейхарактеризовать эффективность использования инвестированного капитала.
Показатель экономической добавленной стоимости представляет собой разницумежду чистой прибылью и стоимостью использованного для ее получениясобственного капитала компании. Стоимость использования капитала определяетсяна основе минимальной ожидаемой ставки доходности, необходимой для того, чтобырассчитаться как с акционерами, так и с кредиторами. Точно определив стоимостьиспользования собственного капитала, можно эффективнее распределять его ивыявлять нерентабельные хозяйственные подразделения, которые финансируются засчет прибыльных. EVA помогает менеджерам анализировать, где именно создаетсястоимость и эффективно управлять денежным потоками.
5. Особенностью оценки стоимости промышленного предприятия в современныхусловиях заключается в возможности ее определения как стоимости действующегоимущественного комплекса или как стоимости бизнеса. В том случае, когдапредприятие рассматривается как бизнес, приносящий доход, то стоимостьпредприятия будет определяться теми денежными потоками, которые предприятиеможет генерировать. Предприятие как действующий имущественный комплексоценивается на основе имущественного подхода, с использованием балансовогометода чистых активов.
6. Сравнительный анализ стоимости АО «Алюминий Казахстана»и Аксуского завода ферросплавов показывает значительную разность между фактическойстоимостью предприятий. По бухгалтерскому балансу и рассчитанный попредложенной методике на основе экономической добавленной стоимости.
Фактическая стоимость АО «Алюминий Казахстана» меньше расчетнойна 18 %, а Аксуского завода ферросплавов на 22 %. Расчетные стоимости изучаемыхпредприятии делают их более привлекательными для инвестирования.
7. Основными направленными совершенствования управления стоимостьюпромышленного предприятия следует считать:
- использованияобъективной системы показателей, характеризирующей стоимость предприятия, каксовокупность стоимости имущественного комплекса и стоимости бизнеса;
- рост стоимостипромышленного предприятия преимущественно должен достигаться за счет улучшенияинновационной деятельности;
- оценка стоимостипромышленного предприятия должна осуществляться на основе концепцииэкономической добавленной стоимости;
- использованиеметодов стратегического менеджмента как способ обеспечения перспектив развитияпромышленного предприятия.
СПИСОК ОПУБЛИКОВАННЫХ РАБОТ ПО ТЕМЕДИССЕРТАЦИИ
1 Гибкостьпроизводственного потенциала как условие совершенствования управленияпроизводством на предприятии // Материалы III Междунар. науч.-практ. конф. «Социальныеи экономические аспекты развития региона: потенциал, проблемы и перспективы».– Павлодар: Павлодар. ун-т, 2003. – 0,08 п.л.
2 Управлениенововведениями: актуальные вопросы теории и практики // Материалы III Междунар.науч.-практ. конф. «Социальные и экономические аспекты развития региона:потенциал, проблемы и перспективы». – Павлодар: Павлодар. ун-т, 2003. –0,2 п.л. (в соавт).
3 Корпоративныйцентр, ориентированный на создание стоимости // Вест. ун-та «Туран»,2004. – № 1-2. – 0,2 п.л.
4 Процесспреобразования компании направленный на увеличение стоимости // Вестн. Казах.эконом. ун-та им. Рыскулова, 2004. – №2. – 0,2 п.л.
5 Модели управленияакционерными обществами развитых рынков капитала // Материалы IV Междунар.науч.-практ. конф. «Бизнес и образование: вектор развития». – Алматы:Междунар. Акад. Бизнеса, 2004. – 0,2 п.л.
6 Сбалансированнаясистема показателей как средство эффективного управления, направленное наувеличение стоимости // Вестн. Евраз. Гуманитар. ин-та, 2004. – № 2. – 0,2 п.л.
7 Концепцияуправления стоимостью работающая на компанию // Материалы IV Междунар.науч.-практ. конф. «Теоретические и практические аспектыиндустриально-инновационного развития Республики Казахстан». – Алматы:Казах. Нац. Ун-т им. аль-Фараби, 2004. – 0,16 п.л.
8 Сбалансированнаясистема показателей как инструмент стратегического менеджмента качества //Вестн. ПаУ, 2004. – 0,13 п.л.
9 Развитие фирмы,как условие будущего // Вестн. ПГУ, 2004. – 0,36 п.л.
10 Репутация какфактор стоимости // Вестн. ПаУ, 2005. – 0,08 п.л.
11 Сбалансированнаясистема показателей как управление человеческими ресурсами направленное наувеличение стоимости // Вестн. ПГУ, 2005. – 0,25 п.л.
12 Региональныеаспекты инвестиционной политики (на примере Павлодарской области) // Междунар.науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы современной науки: теория ипрактика». – Днепропетровск, Украина: Днепропетров. Нац. Ун-т, 2005. –0,16 п.л.
13 Определениестоимости торговых марок // Междунар. науч.-практ. конф. «Интеллектуальнаясобственность: регистрация и защита прав, оценка и конвертация». –Павлодар: Павлодар. ун-т, 2005. – 0,25 п.л.
14 Развитиеинновационного технопарка нового типа в Павлодарском регионе // Междунар.науч.-практ. конф. «Интеллектуальная собственность: регистрация и защитаправ, оценка и конвертация». – Павлодар: Павлодар. ун-т, 2005. – 0,5 п.л.(в соавт.).
15 Анализ перспективразвития и динамики показателей металлургических предприятий // Междунар.науч.-практ. конф. «Национальная экономика в векторе глобального развития».– Алматы: Казах. Нац. Ун-т им. аль-Фараби, 2005. – 0,2 п.л.
16 Инновационныеметоды управления предприятием // Междунар. конф. «Инновации ипредпринимательство». – Шфаим, Израиль: Центр сотрудничества и продвижения,2005. – 0,05 п.л.
17 Внутренниемеханизмы корпоративного управления // Междунар. науч.-практ. конф. «Наукаи образование в ХХI веке: динамика развития в евразийском пространстве». –Павлодар: Павлодар. ун-т, 2006. – 0,1 п.л.
18 Экономический механизмуправления стоимостью компании // Вестн. Казах. эконом. ун-та им. Рыскулова,2006. – № 6. – 0,2 п.л.
Онеркәсіптік кәсіпорынның құндылығынбасқаруды жетілдіру
Сергей Владимирович Беспалый
ТҮЙІН
Зерттеудің тақырыбы онеркәсіптік кәсіпорынныққұнылығын басқарудың экономикалықмеханизмі.
Диссертациалық зерттеудің объектісі онеркәсіптіккәсіпорынның құндылығының дамуы мен қалыптастыруүрдістері.
Диссертациалық жұмыстың мақсатыөнеркәсіптік кәсіпорынның құндылығынбасқарудын жетілдіру бойынша ұсыныстарды жасау болып табылады.
Құн критерийі бойынша кәсіпорындарды басқарумәселелеріне қатысты шетелдік және отандық ғалымдардыңғылыми еңбектері зерттеудің теориялық және әдістемелікнегізі болып табылады. Нормативті және ақпараттық базаретінде Қазақстан Республикасының заңи жәненормативті актілері, ғылыми басылымдар мен мерзімді баспа материалдары, ҚазақстанРеспубликасының статистика жөніндегі Агенттігінің мәліметтері,Павлодар облысының шаруашылық субъектілерінің мәліметтеріпайдаланылған.
Берілген мақсатқа жету үшін келесіміндеттер қалыптасқан болатын:
- кәсіпорынныңқундылықтарын басқарудың әдістемелік пен теориялықнегіздерін дәлелдеу және оқу;
- қазіргіжағдайдағы онеркәсіптік кәсіпорынның құндылығынаықпал тигізетін факторларды табу;
- құндылықтыбасқару үшін қолдану мақсатында онеркәсіптік кәсіпорынныңқұндылықтарын бағалаудың ерекшеліктерін анықтау;
- онеркәсіптіккәсіпорынның құндылықтарын басқарудыңжүйелік ерекшеліктерін табу;
- компания құндылығыныңқажетті деңгетін қалыптастыру механизімін дәлелдеу;
- онеркәсіптіккәсіпорынның құндылықтарын бағалаудықкөрсеткіштерін дәлелдеу және оларды анықтаудың әдістемесінжасау;
- "ҚазақстанАлюминий" және Ақсу ферроқорытпа зауытының үлгісіндеонеркәсіптік кәсіпорынның құндылығын басқарудыжетілдірудің ұйымдастыру жағдайларын анықтау.
Ғылыми жаңалықты төмендегі, зерттеубарысында алынған барынша маңызды нәтижелер анықтайды:
- ҚазақстанРеспубликасының қазіргі экономикалық жүйесінің қалыптасуыныңәлеуметтік-экономикалық, ұйымдастырушылық-құқықтықалғышарттарын оқып үйрену негізінде өнеркәсіптіккәсіпорын құнының объективті қажеттілігі дәлелденді.
- «компанияқұны» және «компания құнын басқару»деген ұғымдардың авторлық тұжырымдауы ұсынылды.
- компания құнынбасқарудың мәні мен мазмұны ашылды.
- компания құнынбасқаруды жетілдірудің инновациялық сипаты ашылды.
- құндыбасқаруды жетілдірудің негізгі бағыттары ұсынылды.
- қазіргіжағдайдағы өнеркәсіптік кәсіпорынның құнынаықпалы жасайтын факторлар анықталды.
- шаруашылықжүйесі ретінде кәсіпорынның қаржылық жайын бағалаукритерийі ретінде құнды пайдалану артықшылығы дәлелденді;
- өнеркәсіптіккәсіпорынның құнын бағалау көрсеткіштері дәлелдендіжәне оларды анықтау әдістемесі ұсынылды.
Диссертациялық жұмыстың ғылыми жаңалығыонеркәсіптік кәсіпорынның құндылығыныңбағалау көрсеткітерін және оларды анақтаудың әдістемелікұсынын негіздеуге тұжырымдалған.
Негізгі ержелер АҚ "Қазақстан Алюминий"онеркәсіптік қызмет тәжірибесінде жүзеге аспрылғаныенгізу кесілімен расталады.
SUMMARY
Sergey V. Bespalyy
Perfection of management of cost of the industrial enterprise
Subject of research is the economic mechanism of management ofcost of the industrial enterprise.
Object ofdissertation research are the processes offormation and development of cost of the industrial enterprise.
The purpose ofdissertation work consistsin development of the recommendations on perfection of management of cost ofthe industrial enterprise.
The theoretical and methodological foundations of theresearch were scientific studies of domestic and foreign scientists on issuesof business management according to cost criteria. The following were used asregulatory and information bases: legislative and normative acts of theRepublic of Kazakhstan, scientific publications and materials from theperiodical press, records of the Statistics Agency of the Republic ofKazakhstan, records of business entities in Pavlodar oblast.
For achievement of the given purpose the following tasks wereformulated:
- tostudy and to specify theoretical and methodological bases of management of costof the enterprise;
- toreveal the factors influencing cost of the industrial enterprise in modern conditions;
- todefine features of estimation of cost of the industrial enterprise with the purposesof application for management of cost;
- toreveal features of a control system in cost of the industrial enterprises;
- toprove the mechanism of formation of a required level of cost of the company;
- toprove parameters of estimation of cost of the industrial enterprise and to developa technique of their definition;
- todefine organizational conditions of perfection of management of cost of theindustrial enterprise on an example of joint-stock company Joint-stock company «Aluminiumof Kazakhstan» and Akssuskogo of a factory ferroalloys.
Scientific novelty is determined by the following mostsignificant results obtained during study:
- objectiveneed for assessment of an industrial enterprise has been substantiated basingon the study of social and economic, organization and legal prerequisites forformation of Kazakhstan’s economic system;
- author’sformulation for concepts of «company cost» and «company cost management»has been proposed;
- matterand substance of company cost management has been disclosed;
- innovativenature of improving the company cost management has been disclosed;
- maintrends of improving cost management have been proposed;
- factorsinfluencing the cost of an industrial enterprise in present-day conditions havebeen determined;
- advantagesof using the cost as a criterion for assessing financial condition of anenterprise as an entity in the economic system have been substantiated;
- indicatorsof industrial enterprise cost assessment have been established and methods oftheir determination have been proposed.
The scientific novelty of dissertation work consists in asubstantiation of parameters of estimation of cost of the industrial enterpriseand offer of a technique of their definition.
The basic rules are realized in practice of industrialactivity of the Kazakhstan enterprise of Joint-stock company «Aluminium ofKazakhstan», that proves to be true by the act of introduction.