Реферат по предмету "Социология"


Социология как наука 4

--PAGE_BREAK-- 

 SHAPE  \* MERGEFORMAT
Социальная стратификация.
СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО
– условия, при которых люди имеют неравный доступ к таким социальным благам как доход, власть престиж –
ОСНОВА СТРАТИФИКАЦИИ
СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ
КРИТЕРИИ ИЗМЕРЕНИЯ
МОДЕЛИ СТРАТИФИКАЦИИ
Доход
Образование
Власть
Престиж
Западная модель
Модель восточной стратификационной системы
Смешанная стратификационная система

Социальная мобильность.
СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ
изменение индивидом, социальной группой места в структуре общества или изменение статуса
МЕХАНИЗМ СТРАТИФИКАЦИИ
Виды изменения статуса
Типы
Пути повышения статуса
§ Межпоколенная мобильность.
§ Внутрипоколенная.
§ Индивидуальная.
§ Групповая.
§ Горизонтальная мобильность.
§ Вертикальная мобильность:
— восходящая;
— низходящая.
§ Аскрипция.
§ Достижение.

Общество и личность.
 


Социализация и девиантное поведение.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ
процесс формирования социальных качеств, свойств, ценностей, знаний и умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социальных связей, институтов, общностей
Фазы
Типы
Агенты
§ Социальная адаптация.
§ Интериоризация.
§ Первичная.
§ Вторичная.
§ Первичные (родители, родственники, друзья).
§ Вторичные (представители администрации школы, предприятия, государства, сотрудники СМИ).

 


Социальные институты.
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
Это совокупность норм, правил, символов, регулирующих определенную сферу общественной жизни, социальных отношений и организующих их в систему ролей и статусов.
Структура
Функции
Типология
§ Внешняя (формальная) сторона – совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию.
§ Внутренняя (содержательная) сторона – определенный набор целесообразно ориентированных стандартов поведения лиц в определенных ситуациях.
1.    Выделение, закрепление и воспроизводство общественных отношений.
2.    Коммуникативная функция.
3.    Интегративная функция.
4.    Регулятивная функция.
5.    Транслирующая функция.
1.   В зависимости от сферы общественной жизни: экономические, политические, правовые, культурные, религиозные, институт семьи и брака.
2.   По характеру деятельности:
-   формальные;
-   неформальные.

Социальные общности.

Социальные группы.
СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда
ПРИЗНАКИ
§ Совместная деятельность.
§ Общее пространственно-временное бытие.
§ Общение.
§ Определенный набор социальных норм, регулирующих взаимодействие.
§ Ролевая структура.
§ Пол.

§ Возраст.
§ Национальность.
§ Раса.
§ Профессия.
§ Место жительства.
§ Доход.
§ Власть.
§ Образование.
и т.д.
Социальные изменения.
    продолжение
--PAGE_BREAK--

Социальныеконфликты.
 

Социологическоеисследование.
 

2.                Терминологический словарь.
Адаптация – начальный этап процесса включения и интеграции индивида в социальную, образовательную, профессиональную среду, основанный на ее реальном, повседневном, регулярном взаимодействии с ним.
Андеркласс – слой общества, образуемый деклассированными элементами (пьяницы, наркоманы и др.), потерявшими человеческий облик; «социальное дно» общества; слой общества, находящийся ниже всех классов в социальной иерархии.
Бюджет времени – конкретная форма социального времени, выступающая как совокупное время индивида и социальных общностей, охватывающая основные виды их жизнедеятельности; метод измерения, распределения и использования фонда времени.
Внутриклассовые перемещения – переход индивидов из одной страты в другую внутри одного класса.
Группа социальная – совокупность индивидов, характеризующаяся общими интересами, установками и ориентациями, нормативной регламентацией совместной деятельности в рамках определенного пространственно-временного континуума.
Депривация – лишение или недостаточность условий, необходимых для нормальной жизни.
Диспозиция – предрасположенность личности к определенному поведению в конкретных условиях, возможность сделать выбор деятельности.
Жизненные шансы – вероятность получить большие или меньшие блага благодаря приложению тех усилий, которые ценятся на рынке труда, на что имеется спрос.
Зазор бедности – размер дополнительного дохода, необходимого для выведения низкодоходной семьи на уровень прожиточного минимума.
Идентификация социальная – самоотождествление индивидом, группой себя с другими людьми, общностями, выражающее процесс овладения и усвоения ими различных видов деятельности, социальных ролей и норм.
Когнитариат – интеллигенция или работники, занятые исключительно умственным трудом.
Конформизм – поведение человека, основанное на зависимости от господствующих стандартов, мнений, стереотипов и установок с целью самосохранения, безопасности, выживания.
Латентность – явление, означающее неожиданные, ненамеренные последствия социальных действий людей и социальных институтов.
Маргинальность – пограничное, промежуточное состояние индивидов по отношению к национальным, классовым, профессиональным, культурным социальным общностям, на базе которого формируются типологические группы со своими особыми признаками.  
Напряженность социальная – состояние угрозы самому существованию социальной системы в рамках данного качества, обусловленное действием экстремальных факторов, преодоление которых предполагает наличие лидеров, осуществляющих целевую функцию выживания системы.
Новые маргиналы – в России социальные группы, потерявшие прежний социальный статус и не сумевшие приобрести адекватный новый, жертвы структурной перестройки производства и кризиса занятости.
Объем мобильности – количество людей, переменивших свой прежний статус на другой вниз, вверх или по горизонтали.
Пауперизация – в узком смысле обнищание пролетариата, переход из рабочего класса в андеркласс; в широком смысле – переход в андеркласс представителей любого класса.
Референтная группа – реальная или воображаемая социальная группа, выступающая для индивида в качестве эталона, с которым он сопоставляет свое социальное положение, поведение и установки.
Стратификация социальная – выделение социальных слоев (страт) и изучение социального неравенства в их положении; система социального неравенства, включающая взаимосвязанные и иерархически организованные социальные слои.
Толпа – элементарная форма человеческих объединений, представляющая собой массу возбужденных и неорганизованных людей с коллективной психикой, характеризующаяся заразительностью, непредсказуемостью поведения, быстрой сменяемостью настроений, отсутствием критического чутья и ответственности.
Урбанизация — социально-исторический процесс развития городов, формирования городского образа жизни и культуры, связанный с индустриализацией общества.
Феминизация бедности – увеличение в составе бедных доли женщин, в основном матерей-одиночек.
Ценности социальные – значимость явлений, предметов и процессов как принятых в данной среде образцов, при помощи которых люди соотносят свои взаимодействия в социальной общности.
Экспектация – элемент системы регуляции социального поведения, представляющий собой ожидание со стороны общества соответствующих его нормам и принципам действий от личности.
3.                Социологический рассказ.
В городе N жил человек. Будучи социально активным, он состоял в нескольких социальных организациях. В одной из этих организаций он познакомился с прекрасной девушкой. Какое-то время они продолжали свое общение, а затем, заключив брак, создали семью.
Вскоре у них родился малыш. Жена все свое время отдавала уходу за ребенком и обустройству семейного быта. Муж целыми днями пропадал на работе, стараясь обеспечить своей семье достойный уровень жизни. Он брался за любое дело, лишь бы увеличить семейный бюджет.
Когда малыш немного подрос, мама с папой определили его в детский сад. Первое время ребенок проходил адаптацию в новом для него обществе. Немного освоившись, он приобрел друзей – первые в своей жизни социальные связи.
Следующим этапом социализации ребенка стала школа. Здесь он получил новый статус – школьник. Вместе со статусом появилась и новая социальная роль.
Окончив школу, молодой человек поступил в институт. С выбором профессии ему помогли определиться родители. Учился парень с удовольствием, и поэтому показывал хорошие результаты. Свой досуг проводил, как и основная масса молодежи: дискотеки, походы в кино, выезды на природу с друзьями. Юноша так же был членом нескольких неформальных организаций. Вобщем, вел активный образ жизни, был разносторонней личностью и пользовался определенным авторитетом среди друзей и знакомых.
Родители гордились своим сыном.
4.                Анализ теорий 2-х социологов. Огюст Конт.
Огюст Конт (1798-1857) — родоначальник социологии, французский мыслитель. Ему принадлежит целый ряд работ. Не­которые из них были изданы на русском языке но, к сожалению, толь­ко в дореволюционное время (впрочем, это характерно для значитель­ной части трудов западных социологов XIX — начала ХХ в.).
О. Конт считал, что социология должна основываться на фактах и исследовать, подобно естествознанию, социальные явления эмпириче­ски и аналитически. Это позволит ей уйти от умозрительных абстракт­ных построений и стать «позитивной», т.е. способной положительно ре­шать проблемы жизни общества. Постоянно сравнивая социологию с доминировавшим в то время естествознанием, Конт называет ее соци­альной физикой, имея в виду создание позитивной науки об обществе, развитие которой позволит открыть его фундаментальные законы.
Аналогия, а временами и отождествление, социологии с социальной физикой привели Конта к выделению в ней социальной статики и социальной динамики. Социальная статика изучает общество как состояние целостности и равновесия его элементов, со­циальная динамика — как развитие и переход от одного состояния со­циальной мысли и общества к другому.
Основным методом в социологии является, по Конту, наблюдение социальных фактов. Оно придает науке объективность, поскольку сам наблюдатель имеет дело с фактами, существующими до и независимо от него. Вторым по значимости методом социологии Конт считал эксперимент, под которым понимал наблюдение за изменением предмета, процесса, явления в результате специально со­здаваемых условий. Третий из широко используемых им методов — сравнительный — состоял в сопоставлении жизни различных на­родов. Рассуждения о методах социологии — один из наиболее раци­ональных аспектов системы Конта.
Существенное значение для социологии как новой науки имел тезис Конта о необходимости строгой эмпирической проверки рассматривае­мых положений. При ее осуществлении следует руководствоваться тре­мя основными принципами: эмпиризмом, позитивизмом и физикализмом. «Эмпиризм, — писал Конт, — означает, что eдинст­венным источником истинной науки о мире является опыт. Позити­визм — …что предметом ее являются только факты… Физикализм – …что самыми совершенными понятиями являются те, которые создала физи­ка, и что к ним можно и нужно сводить все научное знание».
По мнению Конта, подлинно социологическими можно считать лишь те знания и исследования, которые основываются на образцах естественных наук.
Работы Конта имели большое значение для последующего развития социологии. Не случайно современные западные социологи (на­пример, А.Босков, США) называют его «отцом социологии»: он дал ей имя и программу. В работах Конта содержатся предпосылки для перехода к конкретным эмпирическим исследованиям. Он оказал значительное влияние на последующее развитие социологической мысли (концепции Э.Дюркгейма, Т.Парсона и др.). Об этом свидетельствуют его идеи строгого отбора социальных фактов, понимание общества как органического целого, отказ от умозрительного и абстрактно-спекулятивного подхода к нему. Именно эти взгляды французского мыслителя и оказались наиболее предпочтительными для дальнейшего прогресса социологии.
Чарльз Хортон Кули
Чарльз Хортон Кули (1864 — 1929) — представитель первого поколения американских социологов. В основе его социологической теории лежат социальный органицизм и признание основополагающей роли сознания в формировании социальных процессов.
Мировая социологическая мысль ценит Кули прежде всего за его теорию «зеркального Я», в которой ученый стремился преодолеть противопоставления индивида и общества. В ней социолог исходит из постулата о том, что общество формирует индивидов, а индивиды, в свою очередь, конструируют общество. Кули также ввел понятие малых, первичных групп (семья, группа ровней, соседство, местные общины) и вторичных общественных институтов.
Основные постулаты и метод теории «зеркального Я».
Теория Ч. Кули «зеркального Я» основывается на следующих трех постулатах: 1) в процессе взаимодействия друг с другом люди способны представлять, как они воспринимаются обобщенными другими; 2) люди способны осознавать характер ответных реакций обобщенных других; 3) люди развивают самопредставления, чувства гордости или подавленности в зависимости от того, каким им видятся представления обобщенных других.
Кули исходит из того, что самосознание и ценностные ориентации индивида как бы зеркально отражают реакции на них окружающих людей, главным образом из той же социальной группы.
В процессе формирования самости особо важную роль играют первичные группы (семья, сверстники, соседи). Если представители первичных групп уважительно относятся к ребенку, то это зеркально отражается на нем — ребенок сам начинает уважать себя, что проявляется в адекватных социальных действиях. И напротив, если в силу разных причин ребенок лишается материнской любви, уважения окружающих, то это обязательно сказывается на становлении самости — роли, которые он способен играть, перестают соотносится с ожиданиями близких ему людей, а позднее и более широкого общества. Ребенок, который считается «сорванцом», так и будет себя идентифицировать и, весьма вероятно, станет правонарушителем. Если с мальчиком обращаются так, что восхищаются его мужеством и успехами, то его самоидентификация будет происходить под влиянием направленных извне ожиданий тщеславия, честолюбия. В его сознании сформируется устойчивый образ самого себя, с которым он будет жить. Преданность этому образу становится источником силы, что так или иначе проявится в соответствующем поведении.
    продолжение
--PAGE_BREAK--В обыденной жизни «зеркальное Я» проявляется повсеместно. Студенты учатся лучше, когда ощущают одобрение профессора. Воины становятся смелее и самоотвержение, когда офицер одобряет их действия. Жена — более внимательной и заботливой, когда муж одобряет её наряд, с похвалой отзывается о ней как хорошей хозяйке.
Кули подчеркивает, что индивиды выбирают круг общения с теми людьми, которые поддерживают их самоидентификацию. Героиня чеховской повести «Душечка» — классический тому пример: она была желанным и любимым человеком именно потому, что разделяла чаяния своих мужей. Если кто-то показывает, что хорошо информирован в вопросах охоты или рыбалки, то в присутствии заинтересованных слушателей он напускает на себя вид «спеца» этого дела. Женщина, считающая себя красавицей, стремится общаться с теми, кто разделяет её самоидентификацию. И напротив, люди избегают иметь дело с теми, кто не разделяет их самоидентификацию. Вряд ли кто захочет демонстрировать свой ум и юмор в компании богословов. Социолог делает вывод, что каждая общественная структура имеет свой механизм производства самоидентификаций, и индивиды находят себе место в рамках системы социального контроля, соответствующей их самоидентификациям.
Кули предложил и метод исследования сознания индивидов, названный им симпатическим самонаблюдением (sympathetic introspection). Его суть состоит в том, что социолог представляет себя в виде социального субъекта в различных ситуациях, предполагая соответствующее им своё поведение. Социолог полагал, что тем самым можно понять значения и мотивы социального поведения вообще.
Современные изменения в самоидентификациях россиян.
Теория «зеркального Я» позволяет заинтересованному наблюдателю «заглянуть за» оборотную сторону процесса формирования самоидентификаций россиян в условиях современных реформ. Наши самопредставления складываются в значительной степени под влиянием ожиданий извне. Партийный босс может иметь таковую самоидентификацию лишь в том сообществе, которое готово считать его лидером. «Мисс русская красавица» тоже считается «единственной и неповторимой» лишь среди тех, кто соглашается разделять данное мнение. Когда же индивиды лишаются признания со стороны общественных структур, то их самоидентификация обычно быстро разрушается. Так, многие партийные функционеры советского периода отчаянно пытались сохранить свою самоидентификацию как «отцов нации, спасителей отечества, выдающихся руководителей» и т.д., но если в окружении значимых других выкристаллизовывались иные представления о них, то поддерживать прежнее видение себя как ответственного, достойного политического лидера оказалось невозможным, и многие ушли из общественной жизни. Но извне возникли новые типичные ожидания — в условиях становления рыночных отношений были востребованы прежние связи партийных функционеров. И что же? Всматриваясь в зеркало новых социальных реалий, прежние партийные боссы стали думать о себе и действовать так, как полагается это делать «новым русским», занятым предпринимательством. В обоих случаях самоидентификацию индивиды получали от общества, их социальные действия были адекватны специфическим социальным ситуациям, зеркальным отражением ожиданий значимых других.
Другие люди – это психологические зеркала, в которых формируется социальное «Я» человека. Личность – это совокупность психологических реакций человека на мнение о нем окружающих, его «Я» — это воспринятое зеркальное отражение, сумма тех впечатлений, которые, как ему кажется, он производит на других. То есть, «Я» — это синтез социального и индивидуального в человеке.
5.          Социальные институты, общности, организации, группы.
Социальные институты.
Развитие человеческого общества не может происходить хаотически. Процесс выделения и закрепления определенных общественных отношений, социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему определяется в социологии как институционализация. Ее результатом является формирование социальных институтов.
Социальными институтами называются социальные отношения, превратившиеся в упорядоченную систему социальных связей, норм и ролей, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Не все социальные отношения в своем развитии превращаются в институты. Общественная практика отбирает и закрепляет лишь те отношения между индивидами, социальными группами, которые становятся жизненно важными для функционирования общества как сложной социальной системы. Кроме того, процесс институционализации обусловлен исторически: в различные периоды истории на первый план могут выходить различные общественные потребности, что непосредственно отражается на содержательной части социальных институтов.
Можно выделить несколько этапов, присущих становлению социальных институтов:
1.                Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий.
2.                Формирование общих целей.
3.                Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок.
4.                Появление процедур, связанных с нормами и правилами.
5.                Институционализация норм и правил, процедур, т.е. признание их общественной значимости.
6.                Установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях, создание механизма социального контроля.
7.                Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.
Виды социальных институтов выделяют в соответствии с основными сферами или структурными составляющими общественной жизни (экономика (институт частной собственности, финансовая система), политика (государство, партии), право, культура, религия, семья и т.д.).
Институты могут быть либо формальными, либо неформальными. Формальные институты базируют свою деятельность (государство, армия, школа и др.) на строго установленных предписаниях (право, устав, должностные инструкции). Неформальные социальные институты (политические движения, различные фонды социального и культурного назначения, объединения по интересам и т.д.) не имеют строгой, специально установленной законодательной и нормативной базы, хотя их деятельность также регулируется определенными документами (например, они должны быть зарегистрированы, иметь свой устав).
Социальные институты являются необходимыми предпосылками социальной стабильности и устойчивости общественного развития. Их можно рассматривать с двух сторон: с внешней (формальной) и внутренней (содержательной). С формальной стороны большинство социальных институтов представляют собой совокупность организаций, учреждений, зданий, помещений, различного рода приспособлений (аппаратура, столы, средства связи и т.п.), а также людей, ориентированных на выполнение определенных социальных функций и задач. Содержательную сторону составляет комплекс норм, целесообразно ориентированных стандартов поведения людей, призванных выполнять социальные функции данного института. Содержательная часть – определенное поведение людей в конкретной ситуации – должна соответствовать формальной. Образно говоря, пироги должны печь пекари, сапоги – тачать сапожники. Так, юстиция (как социальный институт) внешне есть совокупность лиц (прокуроры, судьи, адвокаты), учреждений (прокуратуры, суды, места заключения), материальных средств, а содержательно представляет собой совокупность стандартизованных образцов поведения правомочных лиц, выполняющих определенную социальную функцию. Эти стандарты поведения воплощаются в социальных ролях, характерных для системы юстиции (роли судей, прокуроров, адвокатов и т.д.).
Социальные институты, независимо от того, какие социальные отношения они отражают, выполняют общие институциональные функции. В самом общем виде любой социальный институт нацелен на удовлетворение социальных потребностей индивидов. Способы и пути достижения этой цели и составляют явные функции социальных институтов.
1.                Выделение, закрепление и воспроизводство общественных отношений. Общество как социальная система через социальные институты устанавливает нормы и правила поведения индивидов, закрепляемые соответствующими документами. Это обеспечивает стабильность в обществе и возможность развития индивида как личности.
2.                Коммуникативная функция. Она необходима для поддержания деятельности социального института на должном уровне и осуществления внутренней взаимосвязи всех его частей. Кроме того, всякий социальный институт заинтересован в получении внешней информации о деятельности других социальных институтов.
3.                Интегративная функция (функция сохранения целостности института). Данная функция направлена на обеспечение в ходе институционализации сплочения, укрепления внутренних и внешних связей между членами коллектива. Функция состоит из трех основных элементов:
-                    консолидация или совмещение усилий;
-                    мобилизация частных ресурсов членов группы для достижения общих целей;
-                    совместимость личных целей индивидов с целями других или группы в целом.
4.                Регулятивная функция. Данная функция обеспечивает выработку общих социально значимых образцов поведения. Основным институтом, призванным воспроизводить общие образцы поведения является институт культуры.
5.                Транслирующая функция.
Наряду с явными, устоявшимися функциями социологи выделяют также латентные функции. В основном это функции, проявляющиеся в процессе институционализации, но не основополагающими для данного процесса. Важность выявления и изучения латентных функций различных социальных институтов заключается в том, чтобы вовремя поддержать их, если они помогают развитию социальной системы, или взять под контроль в случае негативных последствий их деятельности для существования системы в целом. (2, 111)
Социальные общности.
Разнообразные виды социальных систем возникают в результате социального взаимодействия. В процессе взаимодействия между людьми образуются устойчивые связи и отношения, которые дают новые качества ранее независимым друг от друга индивидам – создают «коллективное единство» (термин П.А. Сорокина), которое взаимодействует со средой как целое. В результате регулярного взаимодействия пара влюбленных образует семью, совокупность верующих – религиозную общину и т.д.
Самой общей, абстрактной категорией социологии, описывающей многообразие форм объединения людей, является понятие «социальная общность». По мнению Дж. Хиллери-младшего, проанализировавшего 94 определения социальной общности, сам этот термин имеет многозначный характер и выступает синонимом понятия общества, социальной организации или социальной системы. Авторы, пользующиеся понятием «социальная общность», называют три характерные для него черты: а) территорию; б) социальное взаимодействие; в) наличие прочных связей между индивидами.
Американский социолог Б. Мерсер в книге «Американская общность» писал: «Человеческая общность – это внутренне функционально связанное объединение людей, живущих на определенной географической территории в определенное время, имеющих общую культуру, образующих определенную социальную структуру и проявляющих чувство своего единства в составе отдельной группы».
В Кратком словаре по социологии в качестве социальной общности рассматривается «реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия, поведения». Согласно трактовке другого, так называемого «большого» словаря, социальная общность – это «относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами (во всех или некоторых аспектах жизнедеятельности) условий и образа жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов.
Важной особенностью социальной общности является факт осознания единства собственных интересов на основе сближающих жизнь ее членов условий. Социальная общность часто начинается с противопоставления «мы – они». У членов общности вырабатывается отчетливое понимание того, кто является «своим», а кто «чужим». Любая общность формируется на основе одинаковости условий жизни людей, из которых она образуется. Но совокупность людей становится общностью только тогда, когда они смогут осознать эту одинаковость условий, проявить свое отношение к ним.
Существует громадное разнообразие социальных общностей, в рамках которого может быть выделено большое количество их видов и форм. Каждый индивид является членом как минимум нескольких из них.
В основе типологии социальных общностей лежат самые разные критерии. Один из основных – качественно-количественный состав общности. По этому критерию социальные общности подразделяются на массовые и групповые.
Массовая общность (квазигруппа) – это реально существующая совокупность людей, случайно объединенных общими условиями существования и не имеющая устойчивой цели взаимодействия. Ее основными характерными чертами можно считать: 1) спонтанность возникновения; 2) неустойчивость, временный характер совпадения интересов; 3) неопределенность состава и границ; 4) объединение индивидов внешними условиями существования; 5) неспособность входить в качестве элементов в другие социальные общности. Квазигруппы чаще всего существуют непродолжительное время, после чего либо окончательно распадаются, либо под воздействием ситуации превращаются в устойчивые социальные группы. Выделяют следующие виды массовых общностей: аудитория, толпа, социальные круги.
Под аудиторией понимается социальная общность людей, объединенная взаимодействием с коммуникатором – индивидом или группой, владеющими информацией и доводящими ее до этой общности. Например, выступление уличного оратора, воздействие средств массовой информации и т.п.
Толпа – это, как правило, бесструктурное скопление людей, связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. Чаще всего толпы имеют определенные общие характеристики:
1.                Внушаемость. Люди, находящиеся в толпе, как правило, более внушаемы, чем находящиеся вне ее.
2.                Анонимность. Индивид чувствует себя незначительным и неузнанным в толпе. Толпа часто действует как целое и ее члены не воспринимают себя как отдельных людей.
3.                Спонтанность. Люди, составляющие толпу, имеют тенденцию к более спонтанной манере поведения, чем в обычных условиях. Как правило, они не задумываются над своими действиями, и их поведение в толпе зависит исключительно от эмоций.
4.                Неуязвимость. Поскольку люди, составляющие толпу, анонимны, они начинают чувствовать себя вне социального контроля.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Толпы можно разделить на несколько видов в зависимости от способа их формирования и поведения.
Случайная толпа не обладает какой-либо структурой. Здесь людей объединяет незначительная цель. Связь между индивидами неустойчива. Примером такой толпы может быть обычное собрание людей на улице, где произошло неординарное событие (появление знаменитости, столкновение автомобилей и т.п.)
Обусловленная толпа – собрание людей, заранее планирующееся и относительно структурированное. Поведение ее членов находится под воздействием определенных, заранее установленных социальных норм. Например, толпа, собравшаяся на представление, ведет себя по-разному в театре, на стадионе, на собрании.
Экспрессивная толпа обычно организуется в целях получения личностного удовольствия ее членов (танцы, религиозные собрания, рок-фестивали).
Действующая толпа – толпа с экстремальным типом поведения. Одной из форм действующей толпы является сборище – эмоционально возбужденная толпа, тяготеющая к насильственным действиям. Действия сборища направляются непосредственно на какой-либо определенный объект и носят кратковременный характер (например, линчующая толпа). Другая важная форма действующей толпы – восставшая толпа. Это насильственный и деструктивный коллективный взрыв. Такая толпа отличается от сборища тем, что при восстаниях поведение менее структурировано, менее целенаправленно и более неустойчиво.
Социальные круги – свободные союзы, основанные на контактах с очень слабо установленной связью, лишенных устойчивых отношений между членами. Это социальные общности, созданные с целью обмена информацией внутри круга. Они не ставят общих целей, не предпринимают совместных усилий. Узкая направленность взаимодействий и отсутствие единства делают социальные круги неустойчивыми социальными образованиями. Вместе с тем индивиды, их формирующие, проходят определенный отбор в основном по двум критериям: 1) общая заинтересованность в теме дискуссии (так образуются, например, кружки по интересам, круги футбольных болельщиков и т.п.); 2) принадлежность к определенной субкультуре (деловые круги, круги высших слоев общества, круги профессионалов).
Существует несколько разновидностей социальных кругов.
Контактные круги – это социальные общности людей, постоянно встречающихся на спортивных состязаниях, в транспорте или очередях. Наличие общей заинтересованности в теме дискуссии позволяет им завязывать мимолетные знакомства или обмениваться мнениями по интересующим их вопросам.
Профессиональные круги, или круги коллег – это социальные общности, члены которых собираются для обмена информацией исключительно по профессиональному признаку. Они возникают на предприятиях, симпозиумах, совещаниях, среди рабочих, инженеров, ученых.
Дружеские круги – это социальные общности по обмену информацией, возникающие среди индивидов, объединенных отношениями дружбы.
Статусные социальные круги – социальные общности, образующиеся по поводу обмена информацией среди индивидов, имеющих одинаковые или близкие статусы. Эти круги образуются в основном по принципу принадлежности к одной субкультуре. Примером такой общности можно считать аристократические круги, круги изгоев (бомжей), женские или мужские круги и т.д.
Социальные круги являются такими образованиями, в которых зарождается, преобразуется и формируется общественное мнение, которое именно здесь обретает силу и воздействует на поведение людей в социальных группах.
В отличие от массовой, групповая общность включает в себя определенную в количественном отношении совокупность индивидов (не менее двух человек) и характеризуется следующими признаками:
§     обладает устойчивыми и определенными пространственно-временными границами (например, групповая общность студентов);
§     определяется четко выраженной однородностью состава (всем индивидам общности присущи признаки принадлежности к ней);
§     члены групповой общности способны выполнять совместно различные виды деятельности, преследуя при этом общие цели и задачи;
§     групповая общность может входить в более широкие социальные общности на правах их структурного элемента.
В рамках типологии социальных общностей существенное значение приобретают в качестве критериев базовые признаки, объединяющие людей: собственность, доход, престиж, власть, статус. Отсюда разновидностями социальных общностей являются классы, касты, сословия, социальные группы, слои.
Признаком для выделения социально-территориальных общностей служитпроживание на определенной хозяйственно освоенной территории. Они характеризуются наличием экономических, социальных, политических и иных связей между людьми в рамках пространственно ограниченных социальных структур. К числу наиболее значимых социально-территориальных общностей относится население села, района, города, агломерации и т.д.
Социально-территориальная общность сохраняет способность к устойчивому существованию благодаря прежде всего социально-демографическому воспроизводству населения. Здесь находится область связи двух типов социальных общностей – социально-территориальных и демографических. Последние следует рассматривать в связи с критериями пола и возраста. На их основе мы выделяем демографические общности мужчин, женщин, детей, молодежи, пенсионеров и т.д.
Еще один тип социальной общности – этническая общность. Она также формируется в условиях единства территории и экономической жизни, однако характеристика этнической общности связана с иными признаками. К ним принято относить единый язык, общие черты, стабильные особенности культуры и психологии, этническое самосознание. В процессе развития общность территории может быть утрачена.
В зависимости от способов возникновения и функционирования принято говорить об институционально (социально-политическое движение) либо спонтанно (общности фанатов) образующихся социальных общностях, о формальных (какие-либо движения) и неформальных (болельщики спортивных команд), официальных и неофициальных общностях.
Типология социальных общностей может быть осуществлена с учетом критериев времени, поскольку одни функционируют длительный период (например, этнические общности), другие – создаются на кратковременную перспективу (аудитория телепередачи и т.п.). Чем меньше времени существует общность, тем менее плотными и глубокими являются связи и отношения внутри нее.
Одним из видов социальных общностей являются социальные группы.
Социальные группы.
Для индивида непосредственный контакт с социальной реальность – это взаимодействие с окружающей его социальной группой. Именно группа является для индивида представителем общества в целом. Общество представляет собой совокупность самых разных групп.
Социальная группа – совокупность людей, объединенных на основе совместной деятельности, общих целей и имеющих сложившуюся систему норм, ценностей, жизненных ориентаций, устойчивых образцов поведения, благодаря которым у индивидов формируется чувство групповой солидарности (ощущение «мы – группа»).
Социальная группа характеризуется рядом специфических признаков:
§     устойчивость, продолжительность существования;
§     определенность состава и границ;
§     общая система ценностей и социальных норм;
§     осознание своей принадлежности к данной социальной общности;
§     добровольный характер объединения индивидов (для малых социальных групп);
§     объединение индивидов внешними условиями существования (для больших социальных групп);
§     способность входить в качестве элементов в другие социальные общности.
По численности и характеру отношений социальные группы подразделяются на большие и малые. Наряду с общими для всех социальных групп признаками, малые группы имеют одну важную особенность, а именно: непосредственный, личный характер взаимоотношений между индивидами. Классическим примером малой социальной группы является семья.
По виду влияния группы на процесс социализации индивида социологи выделяют первичные и вторичные социальные группы.
Первичные социальные группы составляют непосредственное окружение индивида и являются субъектами первичной социализации. Первичные группы (семья, компания друзей, одноклассников) имеет огромное влияние на нравственное и духовное воспитание человека.
Вторичные социальные группы характеризуются безличным, односторонним, утилитарным характером взаимодействий между индивидами. Вторичной группой можно назвать общности, связанные между собой внешней связью, которая все же оказывает существенное влияние на поведение индивидов, например, спортивный клуб, коллектив филателистов и т.д.
Важно отметить, что малая группа может быть и первичной и вторичной. Большая социальная группа всегда выступает в форме вторичной. Одно из основных отличий вторичной группы от первичной состоит в том, что она ориентирована на достижение цели, тогда как первичная – на установление взаимосвязи между ее членами.
По характеру деятельности группы делятся на формальные и неформальные.
Формальным группам присущи правила организации, действия, в них работают запреты и дозволения, санкционированные обществом. Примерами формальных групп являются социальные организации, например, школьный учительский коллектив. Главная функция формальной группы – обеспечит высокую упорядоченность и управляемость действий при достижении ставящейся цели.
Неформальная группа (в определенных условиях может стать формальной) не имеет жесткой нормативности, поведение ее членов не регламентировано, что не означает отсутствие порядка и организованности. Диапазон неформальных групп огромен: от компании друзей, любителей искусства, защитников природы до нации или иной этнической общности.
Одной из особенностей взаимодействия формальных и неформальных групп является то, что в рамках формальной группы может возникнуть неформальная. Например, в студенческой группе или рабочей бригаде возникают группировки, состоящие из близких друзей, людей с общими внепрофессиональными интересами.
В зависимости от типа связей индивида с группой различаютреферентные группы и группы членства.
Референтная группа – это реальная или воображаемая социальная группа, выступающая для индивида в качестве эталона, с которым он сопоставляет свое социальное положение, поведение и установки. Референтная группа противостоит группе членства и в нее индивид не может входить. Она референтна именно потому, что он стремится стать ее членов. Однако референтной может считаться и группа членства индивида. К примеру, для молодого человека, вошедшего в социальную группу предпринимателей, коммерсантов, она является в полной мере референтной.
Референтная группа может выступать ориентиром социального перемещения индивида. В случае если референтная группа является воображаемой, она может быть отнесена к числу номинальных групп. Номинальные группы являются условными и статистическими, т.е. они не предполагают обязательных, тем более непосредственных связей между людьми. Это могут быть группы по возрасту, месту жительства, ценностным ориентациям и др. Выделение номинальных групп проводит сам исследователь, в этом смысле оно является искусственным.
По заданности положения социальные группы могут делиться на объективные и субъективные. Первые характеризуются тем, что их позиция задана, определена независимо от воли, сознания, желания или потребности (например, социальный класс, который занимает свое место в общественной жизни, выполняет особую роль в системе производства, организации деятельности и т.д.). Вторые возникают и существуют постольку, поскольку формируются сознательными действиями людей. Все общественные организации или объединения кем-то сознательно, целенаправленно сформированы. Современные неформальные движения, клубы, союзы, «круглые столы» — это субъективные группы.
Одним из особенно значимых и весьма специфичных типов групп являются социальные организации. Они относятся к числу формальных групп и занимают некоторое срединное положение между социальными общностями и социальными институтами.
Социальные организации (организованные группы).
Социальная организация – это совокупность людей, объединенных для достижения каких либо целей и характеризующаяся строгим разделением труда и специализацией, наличием иерархии статусов и ролей, нормативной регуляцией поведения, наличием органов управления и координации, собственной системой социального контроля, безличным характером взаимодействий людей друг с другом.
Одна из принципиально важных характеристик социальной организации связана с возникновением эффекта синэргии (от греч. synergela – сотрудничество, содружество), подразумевающей, что комбинированное воздействие ряда факторов на организм сильнее, чем сумма действий, оказываемых каждым фактором в отдельности. Смысл этого эффекта заключается в появлении дополнительной энергии, которую предоставляет организация в результате собственного появления – в сравнении с суммой индивидуальных энергий участников этой организации.
Структура социальной организации.
Социальная организация – одно из наиболее сложных общественных явлений, обладающее своей специфической структурой. Основной критерий структурирования социальных организаций – степень их формализации, соотношение формального и неформального элементов в них. С учетом этого критерия различаются организации формальные и неформальные.
Под формальной организацией понимают систему (сеть) отношений, представляющих собой официально структуру статусов, программу деятельности и совокупность норм и правил, предписанных данной социальной организацией. В приведенном определении названы основные структурные элементы формальной организации.
Основу формальной организации составляет разделение труда, связанное со специализацией деятельности должностных лиц. В своей совокупности эти лица составляют специальный административный аппарат, без которого формальной организации не существует. Основной задачей такого аппарата является координация действий своих членов в целях сохранения организации. В рамках социальной организации существует иерархия должностных позиций, в основе которой лежит принцип руководства-подчинения.
Формальная организация включает в себя исключительно служебные связи между индивидами как по вертикали (подчинение, соподчинение), так и по горизонтали (сотрудничество). Наконец, еще один элемент формальной организации – нормы и принципы поведения должностных лиц в ее рамках, подлежащие строгой регламентации – как правовой, так и отчасти моральной.
Формальная организация обладает рядом особенностей, две из которых – рациональность и безличность – являются важнейшими. Первая означает, прежде всего, целесообразность собственной деятельности, направленной на реализацию программы формальной организации. Суть второй особенности в том, что организация рассчитана не на конкретных людей, а на абстрактных индивидов – должностных лиц.
С учетом названных особенностей формальная организация имеет все основания рассматриваться как бюрократическая система. Бюрократия – это форма организации современного общества, его управленческих структур, характеризующаяся жесткой регламентацией отношений между социальными институтами, группами и людьми, строгой иерархией власти, безличностью административной деятельности, существованием привилегированного слоя служащих, осуществляющих власть и господство в организации.
В отличие от формальной неформальная социальная организация – это спонтанно складывающаяся система социальных связей, норм, действий, являющаяся результатом длительного межличностного либо группового общения. Поскольку формальная организация не в состоянии охватить и регулировать все процессы функционирования социальной организации, постольку нужны неформальные структуры, базирующиеся на специфических неформальных отношениях.
Последние представляют собой либо неформализованные служебные отношения, которые несут функциональное (производственное) содержание и существуют параллельно с формальной организацией, либо социально-психологическую организацию в виде стихийно возникающей общности людей, основанной на личном выборе связей и товарищеских отношениях. В качестве таких неформальных организаций могут выступать любительские группы, отношения престижа, лидерства, симпатий и т.д.
Неформальные отношения и организации в условиях жесткой системы административных правил повышают эффективность формальной организации, поскольку: а) сглаживают возможный конфликт между подчиненными и вышестоящими должностными лицами; б) способствуют сплоченности членов организации; в) сохраняют чувство самоуважения людей, их индивидуальной целостности.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.