СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.Малый бизнес и его роль в экономике
1.1.Понятие малого бизнеса
1.2.Роль малого бизнеса в экономике
1.3.Зарубежный опыт. Малый бизнес в Индии
2.Правовое регулирование малого бизнеса в Беларуси
2.1.Создание, государственная регистрация и ликвидация малого предприятия
2.1.1.Порядок создания
2.1.2.Государственнаярегистрация
2.1.3.Ликвидацияпредприятия
2.2.Государственная поддержка малого предпринимательства
2.3.Особенности налогообложения малого предпринимательства
3.Перспективы развития малого бизнеса и его экономическая эффективность насовременном этапе
Заключение
Списокиспользуемой литературы
Введение
В работе даетсяхарактеристика сущности малого предпринимательства, отмечены положительныеаспекты их деятельности. Рассмотрены причины мешающие развитию малыхпредприятий. Приведены фактические данные, характеризующие влияние малогопредпринимательства на экономическое и социальное развитие государства. Цельюработы — анализ состояния малого бизнеса в Беларуси и зарубежных странах,оценка влияния данной части экономики на общее социально-экономическоеположение страны, определение перспектив развития, выявление проблем и поискпутей их решения.
Экономический интерес,энергия и изобретательность предприимчивых людей активно содействовалипрогрессу во всех областях человеческой жизнедеятельности. Поэтому абсолютноебольшинство развитых государств всемерно поощряет их деятельность и особенно, всоздании новых, разнообразных по специализации и направлениям малыхпредприятий.
Как показывает опытразвитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьмабольшую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, наускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товараминеобходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то естьрешает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.
Во всех экономическиразвитых странах государство оказывает большую поддержку маломупредпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособноенаселение все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом. Для экономикив целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения еегибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способностистраны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.
1. Малый бизнес и его роль в экономике
1.1. Понятие малого бизнеса
Преждевсего, следует сказать, что под предпринимательством (зачастую, наряду стермином предпринимательство употребляется английский аналог- бизнес) вРеспублике Беларусь понимается инициативная деятельность граждан и юридическихлиц, независимо от формы собственности, направленная на получение чистогодохода путем удовлетворения спроса на товары (работы, услуги), основанная начастной собственности (частное предпринимательство) либо на правехозяйственного ведения государственного предприятия (государственноепредпринимательство). Предпринимательская деятельность осуществляется от имени,за риск и под имущественную ответственность предпринимателя.
В своюочередь, субъектами малого предпринимательства являются физические лица безобразования юридического лица и юридические лица, занимающиесяпредпринимательской деятельностью, со среднегодовой численностью работников неболее 50 человек и общей стоимостью активов за год не свыше шестидесяти тысячекратногорасчетного показателя (месячный расчетный показатель устанавливается вреспубликанском бюджете). Среднегодовая численность работников субъектов малогопредпринимательства определяется с учетом всех работников, в том числеработающих по контракту и договорам подряда, по совместительству, работниковфилиалов, представительств и других обособленных подразделений данногосубъекта. В случае превышения субъектом малого предпринимательства этихограничений, он лишается льгот, предусмотренных действующим законодательствомРеспублики Казахстан.
Субъектымалого предпринимательства могут осуществлять любые виды предпринимательскойдеятельности в соответствии с действующим законодательством. Однако,коммерческие организации, осуществляющие банковскую деятельность и деятельностьна страховом рынке (кроме деятельности страхового агента), работающие в сфереигорного и шоу-бизнеса, а также организации, осуществляющие профессиональнуюдеятельность на рынке ценных бумаг, не могут быть признаны субъектами малогопредпринимательства. Субъекты малого бизнеса не могут также заниматься инекоторыми другими видами деятельности, для которых предусмотрены специальныеорганизационно-правовые формы, в которых не могут существовать субъекты малого предпринимательства.
Например,накопительные пенсионные фонды создаются в форме закрытых акционерных обществ.Государство постоянно расширяет перечень видов деятельности, которыми могутзаниматься предприниматели.
1.2 Роль и значение малого бизнеса в экономике
Особое значение малыйбизнес имеет в переходных экономиках, который, по существу, наряду сприватизацией есть фундамент, на котором вырастает негосударственный секторэкономики и институты рыночной экономики. Малый бизнес обеспечивает:
— увеличение числасобственников, а значит, формирование среднего класса – главного гарантанеобратимости реформ;
— рост доходов граждани в результате сглаживание диспропорций в благосостоянии;
— селекция наиболееэнергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становитсяшколой самореализации;
— создание новыхрабочих мест;
— формированиенеобходимых навыков работы на рынке и повышение квалификации;
— внедрение новых,зачастую рискованных проектов, ведущих к технологическим и организационныминновациям и росту современных наукоемких отраслей и производств;
— мобилизацияматериальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались быневостребованными, а также более эффективное их использование;
— улучшения взаимосвязимежду различными секторами экономики, повышению их мобильности и эффективности.
Те страны с переходнойэкономикой, в которых сектор малых и средних предприятий активно развивается,как правило демонстрируют и лучшие темпы экономического роста. Малоепредпринимательство в странах с переходной экономикой, перераспределяет ресурсыиз неэффективных отраслей в отрасли, где ресурсы используются более эффективно.Рыночная реструктуризация госпредприятий также связана с высвобождениемизбыточной рабочей силы. Сектор малого предпринимательства поглощает этиизлишки, создавая новые рабочие места, формируя рыночную ментальность, пополняядоходную часть бюджета и сглаживая остроту социальных проблем. Частный бизнес –это новые знания и технологии, новые возможности и прибыли. Вот почему проведениеполитики стабильных и неизменных «правил игры» и низких барьеров входа на рынокявляется приоритетной задачей в период формирования рыночной экономики.
1.3Зарубежный опыт. Малый бизнес в Республики Индии
РеспубликаИндия как независимое демократическое государство, со столицей в г. Дели,появилась 26 января 1950 г. В ее состав входят 28 штатов и 7 союзных территорийс общим населением 1,08 млрд. человек, проживающим на территории площадью 3 287000 кв. км. За годы независимости стране удалось существенно продвинуться попути экономического развития. Была создана мощная индустриальная база инакоплен научно-технический потенциал, отвечающий в ряде областей передовомумировому уровню. Индийская экономика успешно развивается с устойчивыми темпамироста, которые в последнем десятилетии в среднем ежегодно составляли 5-6%.Индия входит в первую десятку стран мира по объему промышленного производства.Объем ВВП Индии выводит ее на 5 место в мире после США, КНР, Японии и Германии.
Рольосновных отраслей в экономике Индии определяется следующими данными о структуреВВП: сельское хозяйство — 28% (ежегодный рост с/х продукции составляет 3,9%,Индия занимает второе место в мире по производству пшеницы, риса, овощей ифруктов); промышленность, энергетика и строительство — 30%; транспорт, связь иторговля — 20%; сфера услуг — 22%. Основное население Индии сосредоточено всельской местности и в сельском хозяйстве, которое является одним из ключевыхнаправлений социально-экономической политики правительства, занято 65%трудоспособного населения.
Понимаяважность задачи вовлечения широких масс населения в активную экономическуюдеятельность, сразу после провозглашения независимости Индии, правительствомстраны в 1951 г. был принят закон «Промышленная деятельность, развитие ирегулирование» (The Industries /Development and Regulation/Act of 1951). Вэтом законе впервые были даны критерии отнесения промышленных предприятий ккатегории малых: максимальная численность работников в пределах 50-100 человек,величина инвестиций в основные средства не более $11000. Для разработкицелостной государственной политики в отношении малого предпринимательства иреализации практических мер поддержки и развития этого сектора экономики в 1954г. правительством была создана «Организация развития малогопредпринимательства» (Small Industry Development Organisation — SIDO).Затем, в целях расширения инфраструктуры поддержки малого предпринимательства,в 1955 г. в стране была создана Государственная Национальная корпорация малыхпредприятий (National Small Industry Corporation — NSIC). SIDO и NSIC явилисьголовными государственными организациями, ориентированными на всемерноеразвитие сектора малого предпринимательства во взаимодействии с различнымифинансовыми институтами, предпринимательскими общественными и профессиональнымиорганизациями. По мере продвижения страны по пути социально-экономическогоразвития проводилась либеризация предпринимательской деятельности и расширялисьграницы критериев определения малых предприятий.
Такимобразом, в Индии правовое определение малого промышленного предприятияограничивает объем инвестиций в основные средства и оборудование, который недолжен превышать 10 млн. рупий или ~$220000 (независимо от того находится оно всобственности предпринимателя или взято в аренду, либо куплено в рассрочку),исключая стоимость земли, зданий и сооружений. К малым промышленнымпредприятиям в Индии относятся:
— вспомогательныепромышленные предприятия, которые связаны с изготовлением изделий, деталей,узлов, инструментов или с производством заготовок и полуфабрикатов, а такжеоказывающих технологические услуги. При этом объем поставок или оказание услугдругим промышленным предприятиям не превышает 50% их мощности;
— промышленные микропредприятия, в которых инвестиционный капитал в предприятие иоборудование не превышает 2,5 млн. рупий (~$55000), исключая стоимость земли истроений;
— экспортно-ориентированныепредприятия должны экспортировать более 50% своей продукции;
— малымипредприятиями в сфере бизнес услуг (Small Scale Service Business Enterprises — SSSBE) считаются промышленно ориентированные предприятия, оказывающие услугидругим предприятиям, при условии, что инвестиционный капитал в предприятие и воборудование не превышает 10 млн. рупий (~$22000), исключая стоимость земли истроений;
— к числумалых промышленных предприятий могут быть отнесены промышленные предприятия собъемом инвестиций в основной капитал до 50 млн. рупий (~$1,1 млн.), которыеспециализируются в определенных Правительством видах деятельности (всего 41 виддеятельности, включающий трикотажное производство, машиностроение,инструментальное производство и др.).
В целяхупорядочения учета в системе государственной помощи малым предприятиям,Правительством страны было принято решение о выдаче временных и постоянныхсертификатов для регистрации малых промышленных предприятий. ВременныйСертификат Регистрации промышленного малого предпринимательства выдается срокомдо 5 лет для обеспечения постановки на учет в контрольных органах предприятийначинающих свою деятельность. Временный Сертификат дает возможность начинающемупредприятию получать финансовую помощь от кредитных институтов в рамкахреализуемого проекта, но не дает права на получение различных формгосударственной помощи (финансирование, обеспечение сырьем, оборудование идр.). Постоянный Сертификат Регистрации выдается действующим малым промышленнымпредприятиям после фактического начала выпуска продукции. Такие предприятияимеют право на получение всех видов помощи от государства и из других источников.
Оказываемаягосударством организационная, финансовая и техническая помощь сектору МП вчасти развития инфраструктуры поддержки, в снижении налоговых требований иадминистративных барьеров позволили создать динамичный и гибкий секторэкономики, во многом отвечающий современным требованиям международной рыночнойконкуренции. За последние десять лет эти меры позволили обеспечить устойчивыйрост количества малых предприятий и повысить общую занятость в этом сектореэкономики.
Прогресс вразвитии малого предпринимательства в значительной степени определяетсяустойчивой позитивной политикой правительства в отношении этого сектораэкономики, которая осуществляется по следующим основным направлениям:
— повышениеконкурентоспособности индийского малого бизнеса на мировых рынках на основерасширения государственных и частных инвестиций в развитие рыночнойинфраструктуры;
— облегчениедоступа на глобальные рынки путем координации усилий всех правительственныхструктур, институциональных партнеров и частного сектора в реализациисогласованной торговой политики и в выработке маркетинговой стратегии;
— стимулированиеинновационных процессов и гарантирование прав интеллектуальной собственности наоснове эффективной государственной поддержки в защите авторских и патентныхправ;
— поддержкамалых промышленных и сельскохозяйственных производств, расширение гражданскогостроительства в сельской местности;
— обеспечениемалых предприятий финансовой и технологической поддержкой, повышениеквалификации сотрудников, совершенствование культура и качества производства вцелях всемерного развитию экспортных возможностей сектора малогопредпринимательства.
В Индии действует около 3,6 млн. малых промышленных предприятий,которые составляют 95% от числа всех промышленных предприятий страны. Сектор малогобизнеса обеспечивает выпуск 40% промышленной продукции поставляя 35% экспорта.Однако в связи общей неразвитостью промышленности, доля сектора малогопредпринимательства не превышает 6,86% в ВВП страны. Общая занятость в секторе малогопредпринимательства составляет 19,9 млн. человек, которые выпускают почти 8тысяч видов промышленной продукции от простейших товаров до сложнейших видовпродукции, производимой с применением высоких технологий на современномоборудовании. Государственным заказом зарезервировано производство 749 видовпродукции только в секторе малого бизнеса, которому также предоставленоисключительное право продажи государству 358 видов товаров.
Малыепредприятия, имеющие более 10 занятых, в основном, располагаются в городах и наприлежащих территориях, а предприятия с численностью менее 5 занятых находятсяв сельской местности. Причем в городах располагаются преимущественнопредприятия, связанные с относительно сложными технологическими процессами(пищевая промышленность, металлообработка, текстильное и химическоепроизводство, изготовление изделий из бумаги, полиграфия и др.).
2. Правовое регулирование малого бизнеса в Беларуси
2.1 Создание, государственная регистрация и ликвидация малогопредпринимательства
2.1.1Порядок создания
Предприятие может бытьучреждено по решению собственника имущества или уполномоченного им органа.Государственная регистрация предприятия, независимо от егоорганизационно-правовой формы, осуществляется местным органом власти по месту учрежденияпредприятия. Решение о регистрации или отказе в регистрации должно быть принятоне позднее, чем в месячный срок с момента подачи документов. Отказ врегистрации возможен только в случаях нарушения установленного порядка созданияпредприятия, а также несоответствия учредительных документов требованиямзаконодательства.
В работе по созданиюпредприятия можно выделить два основных этапа: подготовительный и оформлениедокументов и регистрация. На подготовительном этапе важно осуществитьследующее: оценить имеющиеся возможности (свои и партнеров), ответить навопросы: в чем заключается конструктивная идея, какова ееконкурентоспособность, какие имеются ресурсы для ее реализации, определитьконечные цели; определить задачи и основные направления деятельности. На второмэтапе разрабатываются учредительные документы: устав и договор учредителейпредприятия.
Устав — это конституцияпредприятия, основной закон его деятельности. В уставе определяются цели,задачи и профиль предприятия, сфера его деятельности, органы управления иконтроля, порядок образования имущества, распределения дохода, условияреорганизации. В уставе обязательно указываются организационно-правовая формапредприятия, его местонахождение, предмет деятельности. В уставе должен бытьраздел, описывающий систему управления предприятия. Для каждойорганизационно-правовой формы система управления имеет специфику и допускаютсяразличные ее вариации. На небольшом предприятии, где количество работающих10-20 человек, достаточно определить руководителя и установить правило, покоторому ряд вопросов решается руководителем, совместно с трудовым коллективом.Важным разделом устава является правовой режим имущества предприятия,распределение полученной прибыли. Необходимо отразить права предприятия по использованиюимущества (является ли оно собственником имущества или имущество находится унего в оперативном управлении). Собственник вправе совершать в отношенииимущества любые сделки (продать, обменять и т. д.). Устав может ограничиватьправа предприятия несобственника по распоряжению имуществом. Он может запрещатьему сдавать имущество в аренду, продавать его и т. д. То есть собственник черезустав определяет режим использования имущества, то лицо, которое вправеосуществлять сделки по распоряжению имуществом.
Вторым учредительнымдокументом предприятия является договор учредителей. В нем перечисляютсяучредители, фиксируется размер вклада каждого учредителя в уставный капиталпредприятия, определяется, кто уполномочен совершать те или иные сделки, какраспределяется прибыль. После оформления документов их представляют нарегистрацию.
Как показываетпрактика, одним из наиболее сложных этапов в организации дела являетсяподготовка учредительных документов. Учредительные документы можно подготовитьсамому, а можно привлечь к этому квалифицированных специалистов. Еслипредприниматель решил готовить учредительные документы самостоятельно, ондолжен проконсультироваться в местной администрации, там, где он собираетсярегистрировать свое предприятие, об особенностях их оформления.
Основной документ,регулирующий деятельность предприятия — устав. Он закрепляет правоспособностьпредприятия как юридического лица, возможность его участия в различныххозяйственно-правовых отношениях. Единой формы устава не существует. Однако внем должно быть отражено следующее:
— вид предприятия;
— его наименование иместонахождение;
— организационно-правовая форма;
— предмет и целидеятельности;
— органы управления иконтроля, их компетенция;
— порядок образованияимущества предприятия, его выкупа, распределение прибыли;
— условия реорганизациии прекращения деятельности.
Как правило, в уставвключаются правовые основы деятельности предприятия, положения об организации,оплате и стимулировании труда, социальном обеспечении работников, порядкеразрешения споров, страхования имущества. По мере необходимости в уставвносятся изменения, причем делать это нужно обязательно по согласованию сработниками предприятия. Все изменения в уставе подлежат обязательномуутверждению по месту регистрации предприятия.
2.1.2Государственная регистрация
Любой гражданин,достигший 18-летнего возраста, если он не признан судом полностью или частичнонедееспособным, может стать предпринимателем. Гражданин вправе заниматьсяпредпринимательством без образования юридического лица только с моментагосударственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.Государственная регистрация граждан, пожелавших стать предпринимателями,производится в соответствии с Законом РБ «О государственной регистрации юридическихлиц и индивидуальных предпринимателей в РБ».
Государственнаярегистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется вцелях:
— поверки соответствияучредительных документов юридических лиц законодательству;
— удостоверения фактасоздания, реорганизации и ликвидации юридического лица;
— учета созданных,реорганизованных, ликвидированных юридических лиц на территории РБ;
— учета действующих ипрекративших свою деятельность индивидуальных предпринимателей;
— ведение Единого государственногореестра;
— созданияинформационного банка данных о юридических лицах и учета индивидуальныхпредпринимателей.
Для государственнойрегистрации юридического лица в орган государственной регистрации подаетсязаявление по форме, установленной Министерством юстиции РБ, к которомуприлагаются оригинал и копии учредительных документов (в двух экземплярах),других документов, предусмотренных законодательством. Одновременно сучредительными документами в орган государственной регистрации предоставляетсядокумент, подтверждающий формирование уставного капитала в размере,установленном законодательством.
В случае формированияуставного капитала денежными средствами подобным документом является справкакредитной организации о размере собственных денежных средств, находящихся навременном (накопительном) расчетном счете, открытом одним из учредителейсоздаваемого юридического лица. В случае внесения в уставный капиталсоздаваемого юридического лица вклада в иной форме, учредители представляют ворган государственной регистрации необходимые документы, подтверждающиеправовой статус данного вклада.
Для государственнойрегистрации индивидуального предпринимателя подается заявление установленнойформы с приложением документов, предусмотренных законодательством.
Для государственнойрегистрации гражданин должен представить: паспорт, квитанцию об уплатерегистрационного сбора и заявление по установленной форме. Запрещено требоватьиные документы, а также понуждать заявителя к совершению иных действий(например, сбор виз) при регистрации. Размер ставки регистрационного сбора иопределение категорий плательщиков, которым предоставляются льготы по сбору,устанавливаются органами местного самоуправления. Сведения о государственнойрегистрации представляются налоговым органам.
Государственнаярегистрация юридического лица должна быть произведена не позднее месяца со дняподачи заявления с приложением необходимых документов. Государственнаярегистрация индивидуальных предпринимателей осуществляется в течение одногорабочего дня со дня подачи заявления с приложением необходимых документов ворган государственной регистрации или в течение трех рабочих дней с моментаполучения документов по почте. Срок рассмотрения заявления о государственнойрегистрации прерывается на время, в течение которого заявитель устраняетнедостатки учредительных документов, выявленных в ходе их рассмотрения.
За государственнуюрегистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также завнесение изменений и дополнений в учредительные документы взимается сбор впорядке и размере, установленных Кабинетом Министров РБ.
Нарушенияустановленного законодательством порядка образования юридического лица илииндивидуального предпринимателя или несоответствие учредительных документовюридического лица законодательству, использование юридическим лицом чужогозарегистрированного фирменного наименования влечет отказ в государственнойрегистрации. Отказ в государственной регистрации юридического лица илииндивидуального предпринимателя по мотивам нецелесообразности их создания недопускается. В случае отказа в государственной регистрации органгосударственной регистрации обязан в месячный срок со дня подачи заявлениявыдать мотивированный отказ в письменном виде.
Арбитражному судуподведомственны дела об обжаловании отказа в государственной регистрации либоуклонении от государственной регистрации в установленный срок организации илииндивидуального предпринимателя и в других случаях, когда такая регистрацияпредусмотрена законом.
Если арбитражный судпризнает отказ в регистрации неправомерным, в решении суда указывается дата, скоторой предпринимательская деятельность считается зарегистрированной, асоответствующие органы обязываются в установленный срок выдать предпринимателюСвидетельство о государственной регистрации. Судебно-арбитражная практикаисходит из того, что гражданин должен быть признан зарегистрированным вкачестве предпринимателя с момента истечения срока для принятия решения орегистрации.
Есть еще один нюанс, варбитражный суд следует обращаться в том случае, если у заявителя есть на рукахдокументы регистрирующего органа, из которых явствует отказ или уклонение отрегистрации. Если таких документов нет, надо обращаться в суд.
При отказе вгосударственной регистрации юридического лица или индивидуальногопредпринимателя сбор, уплаченный за государственную регистрацию, возврату неподлежит. Юридическое лицо считается созданным со дня его государственнойрегистрации.
По результатам проверкисоответствия представленных документов законодательству орган государственнойрегистрации вносит запись в соответствующий реестр и выдает вновь созданномуюридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство огосударственной регистрации установленного Министерством юстиции РБ образца.
Единый государственныйреестр является банком данных РБ о созданных, действующих, реорганизованных иликвидированных юридических лицах и индивидуальных предпринимателях. Единыйгосударственный реестр включает реестр Регистрационной Палаты Министерстваюстиции РБ, реестры территориальных органов государственной регистрации.
Свидетельство огосударственной регистрации является официальным документом, подтверждающимфакт государственной регистрации юридического лица или индивидуальногопредпринимателя. Выдача свидетельства о государственной регистрации не являетсяоснованием для начала деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии сзаконодательством. Отдельными видами деятельности, перечень которыхопределяется законодательством, юридическое лицо или индивидуальныйпредприниматель может заниматься только на основании лицензии.
2.1.3Ликвидация предприятия
В соответствии сГражданским кодексом предприятие ликвидируется в следующих случаях: признанияего банкротом; принятия решения о запрете деятельности предприятия из — заневыполнения условий, установленных законодательством; признания судомнедействительными учредительных документов и решения о создании предприятия; подругим основаниям, предусмотренным законодательными актами и входящих в еесостав республик.
Под несостоятельностью(банкротством) предприятия понимается объявленная арбитражным судом илидолжником неспособность удовлетворять требования кредиторов по оплате товаров(работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджети внебюджетные фонды. Внешним признаком несостоятельности являетсяприостановление текущих платежей, когда предприятие не обеспечивает илизаведомо неспособно обеспечивать выполнение требований кредиторов в течениетрех месяцев со дня наступления сроков их исполнения.
Дела о банкротстверассматриваются арбитражным судом по месту нахождения должника. Причем размерыпретензий к должнику в совокупности должны быть не меньше 500 установленныхзаконодательством размеров минимальной заработной платы. Основанием для возбуждениядела о банкротстве предприятия является заявление кредитора или должника. Порезультатам рассмотрения дела арбитражный суд принимает одно из следующихрешений: о признании должника несостоятельным и открытии конкурсногопроизводства; об отклонении заявления в тех случаях, когда в ходе судебногоразбирательства выявлена фактическая состоятельность должника и требованиякредитора могут быть удовлетворены; о приостановлении производства по делу обанкротстве предприятия.
Типы применяемых кдолжнику процедур: реорганизационные; ликвидационные; мировое соглашение.
Реорганизационныепроцедуры включают внешнее управление имуществом должника и санацию.
Основанием дляустановления внешнего управления имуществом должника является наличие реальнойвозможности восстановить платежеспособность предприятия для продолжения егодеятельности путем реализации части имущества должника и осуществления другихорганизационных и экономических мероприятий, а также заключения мировогосоглашения с кредиторами. Продолжительность проведения процедуры внешнегоуправления имуществом должника не должна превышать 12 месяцев.
При установлениивнешнего управления имуществом должника арбитражный суд назначает арбитражногоуправляющего. При этом кредиторы и должники вправе предложить кандидатурыарбитражного управляющего. При наличии нескольких кандидатур управляющийназначается на конкурсной основе. Кандидат в арбитражные управляющие долженбыть юристом или экономистом либо обладать опытом практической работы вхозяйстве, а также не иметь судимостей. Арбитражный управляющий должен иметьлицензию, выдаваемую государственным органом по делам о банкротстве ифинансовому оздоровлению. Им не могут быть назначены лица, осуществлявшие втечение трех последних лет управление делами должника — юридического лица.
В зависимости отрезультатов проведения внешнего управления имуществом арбитражный суд может:принять решение о завершении процедуры внешнего управления имуществом должникаи прекращении производства по делу о банкротстве предприятия либо решение обутверждении мирового соглашения; принять решение о прекращении внешнегоуправления имуществом должника, признании его банкротом и об открытииконкурсного производства.
К ликвидационнымпроцедурам, применяемым к предприятию-должнику, относятся: принудительнаяликвидация предприятия на основе конкурсного производства; добровольнаяликвидация предприятия.
Признание предприятиябанкротом означает, что арбитражный суд принимает решение о принудительнойликвидации предприятия. Она осуществляется в порядке конкурсного производства. Арбитражныйсуд назначает на предприятие конкурсного управляющего, который получаетследующие права: распоряжаться имуществом должника; изучать обоснованностьтребований кредиторов; формировать состав ликвидационной комиссии и руководитьее работой и т. д. Созданная на предприятии ликвидационная комиссия проводитоценку стоимости имущества предприятия, устанавливает очередностьудовлетворения требований кредиторов из стоимости имущества предприятия.Имущество предприятия-банкрота подлежит продаже покупателю, предложившему самуювысокую цену.
Добровольная ликвидацияпредприятия проводится по решению его собственников под контролем кредиторов.Собственники предприятия принимают решение о его ликвидации, информируют обэтом кредиторов, производят расчеты с ними. Добровольная ликвидация предприятияпроводится во внесудебном порядке, т. е. без подачи заявления в арбитражный суди открытия конкурсного производства.
На любом этапепроизводства по делу о банкротстве предприятия между должником и кредиторомможет быть заключено в письменной форме мировое соглашение (отсрочка,рассрочка, изменение обязательств должника и др.), которое подлежит утверждениюарбитражным судом и считается принятым, если за него высказались большинствокредиторов от их общего числа. Оно вступает в силу со дня утверждения егоарбитражным судом и является обязательным для всех кредиторов.
2.2Государственная поддержка малого предпринимательства
Республика Беларусьпридает большое значение развитию малого предпринимательства, принимаетнеобходимые меры по стимулированию, созданию благоприятных условий дляповышения инвестиционной активности в данном секторе экономики, в т. ч. путемпривлечения иностранных инвестиций. Предпринимательство играет важную роль всоциально-экономическом развитии страны, способствуя формированию конкурентнойсреды, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг,созданию новых рабочих мест, приданию экономике дополнительной стабильности.
За последние годы вРеспублике Беларусь наблюдается положительная динамика количественного ростасубъектов малого предпринимательства. На частных малых предприятиях обеспеченыболее высокие темпы роста по основным экономическим показателям, чем в целом поотраслям экономики. Это еще раз подтверждает, что субъекты малого бизнеса болеемобильны и являются важным источником экономического роста страны.
Сфера малогопредпринимательства охватывает практически все отрасли и сферы деятельности.Наибольшее количество субъектов малого бизнеса в торговле и общественномпитании – 39,6%, промышленности – 23,6%, строительстве — 12,1%, на транспорте –5,9%.
Государственнаяполитика в области развития и поддержки предпринимательства являетсянеотъемлемой частью экономической политики страны. Система государственнойподдержки малого предпринимательства начала формироваться после принятия в 1996г. Закона Республики Беларусь ”О государственной поддержке малогопредпринимательства в Республике Беларусь“. С 1997 г. разрабатываются иреализуются годовые программы государственной поддержки малогопредпринимательства. Утверждена Программа государственной поддержки малогопредпринимательства в Республике Беларусь на 2006 г., целью которой являетсядальнейшее формирование благоприятных условий для устойчивого развития малогобизнеса на основе совершенствования форм и методов государственной поддержкиданного сектора экономики.
К настоящему временисложилась и функционирует единая система поддержки предпринимательства, имеющаяследующую структуру: Департамент по предпринимательству Министерства экономики,как государственный орган, отвечающий за проведение в жизнь государственнойполитики по поддержке предпринимательства, Белорусский Фонд финансовойподдержки предпринимательства, областные учреждения финансовой поддержкипредпринимателей, субъекты инфраструктуры поддержки предпринимательства врегионах (центры поддержки предпринимательства, инкубаторы малогопредпринимательства), некоммерческие организации предпринимателей.
Для решения проблем,сдерживающих развитие предпринимательства, функционирует Совет по развитиюпредпринимательства в Республике Беларусь, при Совете Министров –Межведомственная комиссия по поддержке и развитию малого предпринимательства,при Министерстве экономики – рабочая группа, в состав которой включеныпредставители некоммерческих организаций предпринимателей, на областном уровне– советы (комиссии) по развитию предпринимательства. В целях повышения уровняорганизации взаимодействия индивидуальных предпринимателей, собственников(арендодателей) торговых мест, местных исполнительных и распорядительныхорганов на рынках и иных торговых объектах республики созданы советыиндивидуальных предпринимателей.
В целях обеспечениягарантий, соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскуюдеятельность, расширения рынка товаров и услуг, формирования в странеблагоприятного экономического климата Президентом Республики Беларусь подписаныУказы от 24 марта 2005 г. № 148 «О неотложных мерах по поддержкепредпринимательства» и от 18 июня 2005 г. № 285 «О некоторых мерах порегулированию предпринимательской деятельности», 16 мая 2005 г. №225 «Онекоторых вопросах осуществления физическими лицами ремесленной деятельности».
В республике ежегоднопроводится республиканский конкурс «Лучший предприниматель года», которыйспособствует повышению профессионализма и деловой репутации руководителей иколлективов предпринимательских структур, созданию положительного имиджапредпринимателя, стимулированию предпринимательской инициативы населения длярешения задач социально-экономического развития страны.
С целью выработки новыхнаправлений и расширения сферы применения мер государственной поддержкипредпринимательства разработан проект Концепции государственной поддержки иразвития малого и среднего предпринимательства на 2006–2010 гг., подготовленпроект закона «О поддержке малого и среднего предпринимательства», в которомопределены основные принципы, виды и формы государственной поддержки субъектовпредпринимательства.
Государственная политикаподдержки и развития малого предпринимательства в 2006 г., а также насреднесрочную перспективу до 2010 г. будет направлена на дальнейшеесовершенствование регулирования предпринимательской деятельности с цельюсоздания благоприятных условий для динамичного и устойчивого развития данногосектора экономики. Особое внимание государства придается формированиюрациональной отраслевой структуры предпринимательской деятельности, активизациидеятельности данных субъектов хозяйствования в инвестиционной и инновационнойсферах, стимулированию развития предпринимательства не только в столице иобластных центрах, но и в городах районного подчинения, поселках городскоготипа, сельских населенных пунктах. Достижение поставленной цели предполагаетреализацию мер по следующим основным направлениям:
— минимизацияадминистративных и иных ограничений, усложняющих деятельность и сдерживающихразвитие субъектов малого и среднего предпринимательства;
— созданиеблагоприятных условий для доступа субъектов малого и среднего предпринимательствак кредитно-финансовым, материально-техническим, информационным ресурсам, кнаучно-техническим разработкам, новым и высоким технологиям;
— развитиевнешнеэкономической деятельности и наращивание экспортного потенциала субъектовмалого и среднего предпринимательства на основе повышения уровняконкурентоспособности производимой ими продукции;
-развитие механизмовкооперационного сотрудничества между субъектами малого, среднегопредпринимательства и крупными промышленными организациями;
— совершенствованиевзаимодействия органов государственного управления всех уровней снекоммерческими организациями предпринимателей и советами индивидуальныхпредпринимателей посредством их привлечения к выработке предложений по решениюпроблемных вопросов предпринимательской деятельности;
— повышениеэффективности деятельности субъектов инфраструктуры развития и поддержки малогопредпринимательства посредством развития их базовых центров и создания новых, вт. ч. в сельской местности, а также на базе предприятий, подлежащихреструктуризации (реорганизации);
— дальнейшаяпопуляризация и формирование в обществе позитивного мнения об отечественноммалом предпринимательстве.
2.3Особенности налогообложения малого предпринимательства
Существует два основныхподхода к налогообложению малого бизнеса. Первый подход заключается висполнении пониженных ставок по отношению к налоговой базе, определяемой всоответствии с общими правилами. Данная мера зачастую дополняется различнымиинвестиционными льготами и налогами каникулами. Второй и более распространенныйподход предполагает использование специальных режимов налогообложения. Один извариантов — введения упрощенных способов определения базы на основе фактическихрезультатов деятельности предприятий. Другой вариант – вмененноеналогообложение, предполагающее косвенную оценку потенциального доходаналогоплательщика и введение фиксированного налога, заменяющего один илинесколько налогов.
Упрощенноеналогообложение малого бизнеса применяется во многих странах. Основная причинаего использования заключается в том, что существуют значительные различия вдержкахуплаты налогов в зависимости от размера предприятия. Считается, что экономия намасштабе оказывается дискриминирующее воздействие на субъектов малогопредпринимательства. Специальные режимы налогообложения позволяют снизитьиздержки малого бизнеса по уплате налогов и тем самым улучшают экономическуюсреду и создают стимулы для его развития.
Вмененноеналогообложение принимается преимущественно в тех случаях, когда налогообложениеопределенных групп налогоплательщиков затруднено, а административные ресурсыгосударства ограниченны. Во многих странах к таким налогообложение субъектовмалого бизнеса. Налогообложение данных субъектов затруднено в силу следующихпричин:
— их число велико, чтоделает невозможным тщательную проверку деятельности каждого субъекта;
— доходы этих субъектовявляются небольшими;
— им нет необходимостидля целей в бизнеса вести полноценный бухгалтерский учет;
— они реализуютпродукцию главным образом населению за наличные деньги.
Частично в следствиеэтих причин субъекты малого бизнеса могут легко скрывать свои доходы. Какследствие, суммы налоговых платежей от этой группы плательщиков является весьманебольшими по сравнению административными издержками, которые пришлось бы нестигосударству, чтобы оценить соответствующую сумму налогов. В результатеналоговые органы оценивать (вменять) соответствующий доход, с которого и взимаетсяналог. Вмененное налогообложение рассматривается как оптимальный способ борьбыс широко распространенным уклонением от оплаты налогов без использованиязначительных ресурсов государства. В то же время оно представляет собойупрощенную систему налогообложения и требует от налогоплательщиков полнойпрозрачности деятельности в финансовом отношении.
В Беларусипосле отмены с 01.01.2004 г. пониженной ставки налога на прибыль для малыхпредприятий применяются лишь два специальных режима налогообложения — упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства и системавмененного налогообложения индивидуальных предпринимателей.
Возможныеварианты упрощенной системыналогообложения для малого бизнеса. Прежде чемпроанализировать действующую упрощенную систему налогообложения для субъектовмалого предпринимательства, рассмотрим два возможных варианта упрощенногоналогообложения, которые широко применяются во многих странах — налогообложениепотока денежных средств и налогообложение валовой выручки (Shome, Schutte (1995)). Оба вариантапозволяют значительно упростить налогообложение, бухгалтерский учет иотчетность для малого бизнеса.
Приналогообложении потока денежных средств налоговой базой является чистаявыручка, то есть доход предприятия. Выделяют два основных вида налогов на потокденежных средств в зависимости от налоговой базы — R-налоги и RF-налоги. В случае R-налоговналоговой базой является разница между выручкой от реализации продукции истоимостью используемых в производстве факторов, то есть чистый поток реальныхтрансакций в денежном выражении, за исключением финансовых трансакций. RF-налогиотличаются от налогов на чистый поток реальных трансакций тем, что в ихбазу включается также разница между полученными и выплаченными кредитами иразница между полученными и выплаченными процентами, то есть чистый финансовыйпоток денежных средств.
В отличиеот налогообложения прибыли, при исчислении налогов на поток денежных средств изналоговой базы вычитаются не только текущие операционные расходы (в частности,материальные затраты, расходы на оплату труда, арендные платежи и т.д.), нотакже и стоимость приобретенных основных средств и нематериальных активов(единовременный вычет), что позволяет субъектам малого предпринимательства неосуществлять начисление амортизации. В этом случае они получают возможностьперенести убытки на будущие периоды. Все это означает, что для целейналогообложения нет необходимости в ведении полноценного бухгалтерского учета сиспользованием принципа двойной записи, плана счетов и соблюдением иныхтребований, предусмотренных действующим законодательством. Учет доходов ирасходов может осуществляться сплошным методом в «Книге учета хозяйственныхопераций». Дополнительным преимуществом является то, что вся необходимая дляобщепринятого бухгалтерского учета (то есть с двойной записью) первичнаядокументация требуется и для расчета обязательств по налогу на поток денежныхсредств, а значит, ее хранение является обязательным. Следовательно, переход кобщей системе налогообложения становится для налогоплательщика менее сложным,чем при других формах упрощенного налогообложения.
Основнымпреимуществом налогов на поток денежных средств является то, чтоналогообложению подлежит прибыль, то есть добавленная стоимость. Данная системаналогообложения является достаточно справедливой, поскольку сумма налоговзависит от фактических финансовых результатов деятельности предприятий и,следовательно, не оказывает негативного воздействия на их функционирование.Более того, она оказывает стимулирующее воздействие на инвестиции, что являетсяособенно важным для индивидуальных предпринимателей и малых предприятий, тольконачинающих свою деятельность. Одним из недостатков налогов на поток денежныхсредств является нестабильность налоговых поступлений. Правительствосталкивается с высокими рисками злоупотреблений при неограниченном вычетеприобретенных основных средств и нематериальных активов и переносе убытков набудущие периоды. Некоторые предприниматели могут сознательно показать убытки стем, чтобы снизить налоговое бремя. По этой причине должны быть разработаны адекватныеправила вычета расходов и переноса убытков на будущие периоды. Одним извариантов может стать использование упрощенных правил начисления амортизации1,как это имеет место во многих западных странах, или же введение минимальногоналога.
В отличиеот налогов на поток денежных средств, база налогов с валовой выручки являетсяболее простой для исчисления, поскольку нет необходимости оценивать стоимостьфакторов производства. Кроме того, налоговые поступления являются болеестабильными вследствие независимости налоговой базы от фактических финансовыхрезультатов деятельности предприятий. Основным недостатком этих налоговявляется то, что налогообложению подлежит валовая выручка, а не добавленнаястоимость. Введение единого налога с валовой выручки может привести к созданиюнеравных условий для предприятий, работающих в разных отраслях и отличающихсядолей прибыли в валовой выручке. Это поднимает вопрос о необходимостидифференциации налоговых ставок. Но в таком случае налоговые органы столкнутсясо сложными проблемами определения центра экономической активности. Например,малые предприятия производственного сектора также могут осуществлять торговуюдеятельность и, следовательно, претендовать на более низкую налоговую ставку вотношении этого вида деятельности. Таким образом, существует определенный выбормежду упрощением налогообложения.
3. Перспективы развития малого бизнеса и его экономическаяэффективность на современном этапе
Развитие малого исреднего бизнеса и повышение его роли в развитии национального производстваявляется одним из важнейших направлений
реформированияэкономики в трансформационных странах. Не является исключением в этом плане иРеспублика Беларусь. Сегодня общепринятым стало понимание необходимостиразвития малого бизнеса не только как средства увеличения занятости, но и какспособа создания конкурентной рыночной среды, формирования среднего класса, какисточника долгосрочного, устойчивого экономического роста, новых знаний и новыхтехнологий.
Однако несмотря на то,что проблема развития малого бизнеса в республике в последние годы являетсяобъектом пристального внимания со стороны государства, общественности и научныхкругов, ситуация в данном секторе белорусской экономики весьма неоднозначна.Беларусь по-прежнему относится к числу стран с низким уровнем и незначительнойдинамикой развития частного бизнеса.
По состоянию на 1октября 2006 года в Республике Беларусь было зарегистрировано 32 тысяч малыхпредприятий, по состоянию на 1 января 2007 года – 191,8 тысяч индивидуальных предпринимателей(ИП). Доля малых предприятий в общем объеме ВВП за последние пять летувеличилась незначительно и составляет в настоящее время около 9% (длясравнения: в РФ на малые предприятия приходится 10-12 % ВВП, в странах ЕС-50-80% ВВП). При этом в данном секторе в Республики Беларусь в настоящее времязанято, по разным оценкам, от 8-9% (без учета ИП) до 12-13% экономическиактивного населения (с учетом индивидуальных предпринимателей); на 1 тысячужителей приходится 3,2 малых предприятий (на Украине — 5, в России — 6, Польше- 35, Германии — 37).
За последние годы непроизошло существенных изменений и в отношении отраслевой и территориальнойструктуры малого предпринимательского сектора. Как и в предыдущие годы, внастоящее время около 50% субъектов малого предпринимательства делает ставку на«короткие деньги» и работает в основном в торговле и общественном питании,немногим более 20% — в промышленности и чуть более 1% — в науке и научномобслуживании. Около 60 % от общего количества малых частных предприятий и более25% от общего числа зарегистрированных индивидуальных предпринимателейсконцентрировано в Минске, в областях малый бизнес примерно на 50% сосредоточенв городах — областных центрах. Действия государства по регулированию секторамалого предпринимательства в Республике Беларусь за последние годы былинеоднозначны.
В настоящее времяколичественные критерии отнесения того или иного видадеятельности к маломубизнесу в Беларуси не совпадают с нормами, действующими в рамках Евросоюза. ВРБ в промышленности и на транспорте к малому предпринимательству относятсяпредприятия со среднесписочной численностью работников до 100 человек, всельском хозяйстве и научно-производственной сфере – до 60 человек, встроительстве и оптовой торговле – до 50 человек, в сфере торговли иобщественного питания – до 30 человек, во всех остальных сферах — не более 25человек. Упрощение процедуры государственной регистрации субъектовхозяйствования на основе введения принципа «единого окна».
Неожиданным ударом помалому бизнесу стал Указ Президента РБ от 29.12.2006№ 760 «О некоторых мерах порегулированию предпринимательской деятельности», в соответствии с которым с 1января 2008 г. индивидуальным предпринимателям запрещается привлечение наемныхработников, не являющихся членами их семей. Индивидуальные предпринимателипоставлены перед дилеммой: работать либо в формате семейного бизнеса, либо вкачестве юридического лица. Желая сохранить свой статус, они были вынужденыуволить в целом по стране около 300 тыс. человек. Переход индивидуальногопредпринимателя в юридическое лицо обойдется ему, по оценке Международнойфинансовой корпорации, примерно в 2500 долларов США.
Для кардинальногоизменения ситуации в развитии малого бизнеса в Беларуси, необходима реализациякомплекса мер со стороны государственных органов управления:
— упрощение системыналогообложения и таможенного регулирования для субъектов малогопредпринимательства, включая как юридических лиц, так и индивидуальныхпредпринимателей без образования юридического лица;
— снижение налоговойнагрузки на малые предприятия независимо от видов
деятельности;
— освобождение минимумна три года от основных видов налогов и сборов вновь образованных субъектовмалого бизнеса;
— предоставлениеналоговых льгот субъектам хозяйствования, осуществляющим деятельность в сферематериального производства, инноваций;
— отменаадминистративного регулирования цен и тарифов, за исключением узкого перечнясоциально значимых товаров и услуг;
— совершенствованиезаконодательства в имущественной сфере, в сфере арендных отношений;
— предоставлениепреференций субъектам малого бизнеса при аренде офисных,
— производственных искладских помещений на длительный срок;
— либерализациязаконодательства о лицензиях и обязательной сертификации продукции, работ,услуг;
— упрощение иудешевление процедур получения лицензий и сертификатов;
— созданиеблагоприятных условий для субъектов малого бизнеса с точки зрения доступа кфинансово-кредитным ресурсам;
— формированиеэффективной инфраструктуры государственной поддержки и развитияпредпринимательства.
Реализация этих идругих мероприятий позволит сформировать благоприятную рыночную среду дляразвития малого предпринимательства и существенно повысить роль данного секторав экономике Республики Беларусь.
Заключение
В работехарактеризуется малое предпринимательство в Беларуси в сравнении с зарубежнымистранами, выделены особенности малого предпринимательства, обозначены основныеего проблемы и намечены пути их решения.
Критерии отнесенияпредприятий к сфере малого бизнеса различаются в разных странах, и нет единого,общепринятого показателя. Но в большинстве стран, предприятия относятся к сферемалого бизнеса, по количеству рабочих, и по данным годового оборота. Малыйбизнес обладает рядом преимуществ в социально-экономическом плане. Современнаяэкономика характеризуется сочетанием крупных корпораций и большим количествомпредприятий малого бизнеса, которые играют значительную роль в функционированиивсей системы.
Во многих государствахвклад малых предприятий в ВВП сравнивается с крупными, а в некоторых ипревышает. Структура малых предприятий различается от страны к стране, а поройи от региона к региону, в одной стране. Это объясняется экономическими исоциокультурными особенностями регионов.
Практически во всехстранах осуществляется поддержка малого предпринимательства. Основныминаправлениями этой поддержки являются создание условий для льготногокредитования, снижение налоговых вычетов, упрощение процедур регистрации илицензирования, создание фондов по поддержке малого предпринимательства.
Списокиспользуемой литературы
1.Балашевич М.И. Малый бизнес — отечественный и зарубежный опыт — Мн.:Экоперспектива
2.Шехова М.А. Проблемы и направления развития малого бизнеса в регионах //Белорусский экономический журнал – 2006. — №1
3.Экономический бюллетень: Журнал. / Мн.: НИЭИ Министерства экономики РБ. – 2007- №5.
4.Афёровский Д. Предприниматели нуждаются в инвестициях // Предпринимательство вБеларуси – 1998 — №10
5.Национальная экономическая газета – 2007-2008
6.Врублевский Б.И. Практикум по основам предпринимательской деятельности – Гомель– 1998 – ГКИ ЦНТН «Развитие»
7. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономика предприятия. – М.:Банки и биржи, 1998.
8.Малый бизнес: методика и результаты анализа. // Вопросы статистики. – 1999
9.Закон Республики Беларусь «О предпринимательстве в Республике Беларусь» //Ведомости ВС Бел. ССР, 1991, №9
10.Закон Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательствав Республике Беларусь» // Ведомости ВС РБ, 1996, №14
11.Сборник декретов, указов Президента и постановлений Правительства РеспубликиБеларусь, 1997
12.Сенько А.Н., Крум Э.В. Развитие предпринимательства в Республике Беларусь:Учеб. пособие. Мн., 2000.
13.Сугоичев М.М. Малый бизнес как поределяющий фактор развития конкуренции.—М.:РАГС,1999.
14.Дадалко С.В. Основы формирования механизма стимулирования предпринимательства:Учеб. пособие. Мн., 2000.
15.Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» от04.01.2003 г. №183/3, с изм. И доп. Мн., 2003