Реферат по предмету "Экономика"


Современные теории международной торговли

РОССИЙСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПУТЕЙСООБЩЕНИЯ
РГОТУПСКурсовая работа
подисциплине: «Макроэкономика»
 
на тему:«Современные теории международной торговли»

ВЫПОЛНИЛ:
Студент 4курса
Шупрута Е.Г.
Шифр: 0416 –п/НЭ – 1083
Тула- 2007
Содержание
 
Введение 
Глава 1. Международная торговля
1. История международной торговли
2. Теории международной торговли
2.1. Теория сравнительных преимуществД. Рикардо
2.2. Теория Хекшера – Олина
2.3. «Парадокс Леонтьева»
2.4. Неотехнологические теории
2.5. Теория технологического разрыва
2.6. Теория «цикла жизни продукта»
2.7. Теория М. Портера: теорияконкурентных преимуществ
2.8. Теория специализациипроизводства
2.9. Теория внешнеторговойдеятельности фирм
3. Элементы международной торговли
3.1. Торговцы, агенты иконфирмационные дома
3.2. Отделения, филиалы иассоциированные компании за рубежом
3.3.Внешняя торговля и распределениедоходов
Глава 2. Проблемы международнойторговли
1. Последствия колебаний валютныхкурсов
2. Кредитный риск и время выполненияконтракта
3. Правительственные постановления
4. Основы юридического обеспечениямировой торговли
5. Перспективы развития
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Почему государстваторгуют? Что составляет основу торговли между странами? В общем виде международнаяторговля является средством, с помощью которого страны могут развиватьспециализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образомувеличивать общий объем производства. Суверенные государства, как  и отдельныелица и регионы страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях,которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующегообмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить.
Теории международнойторговли, берущие начало от английской классической политэкономии, прошли всвоем развитии ряд этапов вместе с развитием мировой экономической мысли.Однако их центральными вопросами были и остаются следующие:
·         что лежит воснове международного разделения труда?
·         какая международнаяспециализация является наиболее эффективной для отдельных стран и регионов иприносит им наибольшие выгоды?
·         какими факторамипредопределяется конкурентоспособность страны в мировой торговле?
В современных условияхактивное участие страны в мировой торговле связано со значительнымипреимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в странересурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатыесроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полнои разнообразно удовлетворять потребности населения.
         Настоящая курсовая работасостоит из двух глав:
         Глава 1. «Международная торговля»
         Глава 2. «Проблемы международной торговли»
Цель данной работы – наиболее полнорассмотреть международную торговлю и торговую политику, выявить проблему иперспективы развития международной торговли.

Глава 1. Международная торговля
 
Международная торговляявляется формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей наоснове международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическуюзависимость. В литературе часто дается следующее определение: «Международнаяторговля представляет собой процесс купли и продажи, осуществляемый междупокупателями, продавцами и посредниками в разных странах».
Международной торговлей называетсяоплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира. Однако понятие«международная торговля» употребляется и в более узком значении: например,совокупный товарооборот промышленно развитых стран, совокупный товарооборотразвивающихся стран, совокупный товарооборот стран какого-либо континента,региона, например, стран Восточной Европы и т. п.
1.  Историямеждународной торговли
 
Международная торговля все сильнее влияет на экономику каждой страны. Изтого, что производится в стране, все большая часть идет на экспорт, а в объемепотребления все большую роль играет импорт. Таким образом, совокупный объемэкспорта и импорта растет, хотя их физические и стоимостные характеристикимогут испытывать значительные колебания во времени.
Международная торговлявзаимовыгодна, так как ведет к специализации и обмену. Выгода извлекается изразницы в издержках в разных странах, из лучшего размещения ресурсов.Во-вторых, она позволяет получить экономию от масштаба. Нынешний высокийуровень жизни в промышленно развитых странах и возможности повышения этогоуровня в других странах в значительной степени основаны на международномразделении труда, предполагающем рост как свободной международной торговли, таки эффективное функционирование обслуживающего ее платежного механизма.
Неудивительно поэтому,что существует тесная корреляция между экономическим ростом и международнымобменом. С 1948 года по 1986 год среднегодовые темпы роста мирового экспорта в1,5 раза превосходили темпы роста мирового объема производства. Этот эффект былеще сильнее в XIX в. (когда слабее было влияние НТП напроизводство). Он отсутствовал лишь в период двух мировых войн и Великойдепрессии.
В XX в. мировая торговля пережила рядглубоких кризисов. Первый из них был связан с мировой войной 1914-1918 гг., онпривел к длительному и глубокому нарушению мирового товарооборота,продолжавшемуся до окончания Второй мировой войны, которая до основанияпотрясла всю структуру международных экономических отношений. В послевоенныйпериод мировая торговля столкнулась с новыми трудностями, связанными с распадомколониальной системы. Следует отметить, что все эти кризисы были преодолены.
В целом характерной чертойпослевоенного периода явилось заметное ускорение темпов развития мировойторговли, достигших наиболее высокого уровня за всю предыдущую историючеловеческого общества. Причем темпы роста мировой торговли превысили темпыроста мирового ВВП.
Со второй половины XX века, когдамеждународный обмен приобретает «взрывной характер», мировая торговляразвивается высокими темпами. В период 1950-1994 гг. мировой торговый оборотвырос в 14 раз. По оценке западных специалистов, период между 1950 и 1970годами можно охарактеризовать как «золотой век» в развитии международной торговли.Так, среднегодовой темп роста мирового экспорта составил в 50-х гг. 6%, в 60-хгг. — 8,2. В период с 1970 по 1991 г. физический объем мирового экспорта (т. е.рассчитанный в неизменных ценах) возрос в 2,5 раза, среднегодовой темп роста — 9,0%, в 1991-1995 гг. этот показатель был равен 6.2%.
Соответственно возрастал и объеммировой торговли. Так в 1965 г. он составил 172,0 млрд, в 1970 г. — 193,4 млрд,в 1975 г. — 816,5 млрд долл., в 1980 г. — 1,9 трлн, в 1990 г. — 3,3 трлн, в1995 г. — свыше 5 трлн долларов, в 2000 г. – свыше 8,5 трлн долларов.Национальные экономики становятся все более открытыми.
Ведущими в настоящее время являютсячетыре экономические пары: США — Канада, США – Япония, Франция – Германия,Япония – Китай. Последняя из этих пар может стать первой.
Именно в этот период был достигнутежегодный 7%-ный рост мирового экспорта. Однако уже в 70-е годы он снизился до5%, еще больше сократившись в 80-е годы. В конце 80-х мировой экспортпродемонстрировал заметное оживление (до 8,5% в 1988 г.). После явного спада вначале 90-х, в середине 90-х годов и по настоящее время он вновь демонстрируетвысокие устойчивые темпы.
На стабильный, устойчивый ростмеждународной торговли оказали влияние ряд факторов:
1) развитие международного разделениятруда и интернационализация производства;
2)        НТР,способствующая обновлению основного капитала, созданию новых отраслейэкономики, ускоряющая реконструирование старых;
3)        активнаядеятельность транснациональных корпораций на мировом рынке;
4)        регулирование(либерализация) международной торговли посредством мероприятий Генеральногосоглашения о тарифах и торговле (ГАТТ);
5)        либерализациямеждународной торговли, переход многих стран к режиму, включающему отменуколичественных ограничений импорта и существенное снижение таможенных пошлин — образование свободных экономических зон;
6)        развитиепроцессов торгово-экономической интеграции: устранение региональных барьеров,формирование общих рынков, зон свободной торговли;
7)        получениеполитической независимости бывших колониальных стран. Выделение из их числа«новых индустриальных стран» с моделью экономики, ориентированной на внешнийрынок.
Главной ареной экономических событийстановится мировая экономика в целом,  а не отдельные национальные экономики.Увеличение темпов экономического роста за рубежом, уменьшение зарубежныхноминальных процентных ставок или усиление внешней инфляции стимулируетвнутреннюю экономическую активность. Наоборот, снижение темпов экономическогороста за рубежом, рост номинальных процентных ставок или сокращение уровнявнешней инфляции сдерживает темпы развития внутри страны.
Высокие темпы мировой торговлисохранились и в дальнейшем: к 2003 г. объем мировой торговли увеличился на 50%и превысил 7 трлн долл.
Со второй половины XX века заметнопроявилась неравномерность динамики внешней торговли. Это повлияло насоотношение сил между странами на мировом рынке. Доминирующее положение СШАбыло поколеблено. В свою очередь, экспорт Германии приблизился к американскому,а в отдельные годы даже превосходил его. Помимо Германии заметными темпами росэкспорт и других западноевропейских стран. В 80-е годы значительный рывок всфере международной торговли сделала Япония. К концу 80-х годов Япония сталавыбиваться в лидеры по факторам конкурентоспособности. В тот же период к нейприсоединились «новые индустриальные страны» Азии — Сингапур, Гонконг, Тайвань.Однако к середине 90-х годов США вновь выходят на лидирующие позиции в мире поконкурентоспособности. За ними вплотную идут Сингапур, Гонконг, а также Япония,которая ранее на протяжении шести лет занимала первое место.
Пока развивающиеся страны в основномостаются поставщиками сырья, продовольствия и сравнительно простых изделийготовой продукции на мировой рынок. Однако темпы роста торговли сырьем заметноотстают от общих темпов роста мировой торговли. Такое отставаниеобуславливается выработкой заменителей сырья, более экономным егоиспользованием, углублением его переработки. Промышленно развитые страныпрактически полностью захватили рынок наукоемкой продукции. Вместе с тем,отдельные развивающиеся страны, прежде всего «новые индустриальные страны»,сумели добиться существенных сдвигов в реструктуризации своего экспорта,повышения в нем доли готовой продукции, промышленных изделий, в том числе,машин и оборудования. Так, доля промышленного экспорта развивающихся стран вобщем мировом объеме в начале 90-х годов составила 16.3%.
Сегодня в мире более 200 независимыхгосударств. Усиление взаимозависимости между ними привело к тому, что ихэкономическое благополучие перестало определяться размерами территории иемкостью внутреннего рынка. Теперь даже самые малые из них могут успешнопоставлять свои товары на международный рынок и занять достойное место в мире.
Малые страны обычно сосредотачиваютусилия на производстве нескольких видов товаров и услуг, а скромные по мировыммеркам масштабы экспорта не могут составить конкуренцию производителям изкрупных стран. Маврикий, например, процветает благодаря экспорту готовой одеждыи туризму. Простые правила сбора необременительных налогов и отсутствиеинститута типа Центрального банка ведет к созданию зон свободной торговли(оффшорных центров) на Багамах, Барбадосе, Бермудах, Гонконге, Панаме,Сингапуре и т.д.
Достижение свободы торговли во всеммире, а не только в оффошорных центрах – главная задача сначала Генеральногосоглашения по тарифам и торговле, а затем Всемирной торговой организации (ВТО),предполагающей одинаковый внешнеторговый режим для всех стран-участниц. ВТОрасширяет сферу деятельности, охватывая не только торговлю товарами, но и сферууслуг: банковские, страховые, транспортные, защиту интеллектуальнойсобственности и инвестиций.
Основные взаимные ограничения дляучастников ВТО:
1.   Члены ВТО недолжны использовать экспортных субсидий, за исключением субсидированиясельскохозяйственной продукции.
2.   Они не могутвводить односторонние квоты на импорт, за исключение случаев «подрыва рынка»(такого наплыва импортных товаров, который может создать угрозу исчезновениятой или иной отрасли).
3.   Любому введениюновой таможенной пошлины или увеличению уже существующей должно бытьпротивопоставлено сокращение других пошлин в целях компенсации затронутых имистран.
Слаборазвитые страны экспортируют восновном сырье и импортируют промышленные товары, развитые – наоборот. Поэтомуони заинтересованы в разных ценах на сырье и промышленные товары. Конкурентныеразногласия возникают также между странами, экспортирующими одни и те жетовары. Поэтому так трудно идут переговоры в рамках ГАТТ и ВТО.
2.   Теории международной торговли
 
Проблемы международнойторговли интересовали ученых и политиков еще в те времена, когда иныенаправления экономической теории еще не были развиты.
Первой попыткой теоретическогоосмысления международной торговли и выработки рекомендаций а этой области явиласьдоктрина меркантилизма, господствовавшая в мануфактурный период, т.е. с XVI в.до середины XVIII в. когда международное разделение труда было преимущественноограничено двусторонними и трехсторонними отношениями. Промышленность тогда ещене оторвалась от национальной почвы, итовары производились на экспорт из национального сырья. Так, Англия обрабатывалашерсть, Германия — лен, Франция — шелк в лен и т.д. Меркантилистыпридерживались взглядов, согласно которым государство должно продавать навнешнем рынке как можно больше любых товаров, а покупать как можно меньше. Приэтом будет накапливаться золото, отождествлявшееся с богатством. Понятно, что еслитакую политику отказа от импорта будут проводить все страны, то покупателей неокажется и ни о какой международной торговле не будет, и речи.
Теория сравнительного преимущества Д.Рикардо
Теория международной торговли Д.Рикардо, а ранее А. Смита была призвана доказать в противовес меркантилистамнеобходимость и целесообразность свободной внешней торговли. Смит объяснялсуществование международной торговля и ее выгодность  различием в абсолютныхиздержках производства товаров в разных странах. Международное разделение трудаи специализация считались целесообразными, поскольку в каждой стране существовалиособые условия и ресурсы, обеспечивавшие ей преимущества по сравнению с другимистранами: возможность производить определенные товары с меньшими издержками(или возможность производить в единицу времени большее количество товаров).
В теории абсолютного преимущества А.Смита принципы разумного поведения хозяйствующего субъекта переносятся на сферумеждународной торговля: если можно купить товар за рубежом по более низкойцене, чем у себя дома, то лучше сделать это, специализируясь на производстветого товара, который дешевле изготавливать дома вседствии наличия определенныхпреимуществ в данной отрасли.
Разделение труда и специализациястран на товарах, в производстве которых они обладают абсолютным преимуществом,экспорт этих товаров после покрытия внутренних потребностей в обмен на другиетовары, издержки производства которых в других странах ниже – все это даетвозможность обеспечить общую экономию затрат в торгующих странах, посколькукаждая из них главным образом производит те товары, на которые она затрачиваетменьше ресурсов, чем другие страны.
Д. Рикардо сделал следующий шаг втеории международной торговли, доказав ее целесообразность и для тех случаев,.Когда страна не обладает абсолютным преимуществом в производстве каких-либотоваров. Он показал, что всегда, когда в отсутствие торговли сохраняютсяразличия между странами в соотношении издержек производства разных товаров,каждая страна будет располагать сравнительным преимуществом: у нее всегданайдется товар, производство которого будет более эффективно, чем производствоостальных при существующим соотношении издержек в разных странах. Именно напроизводстве такого товара страна должна специализироваться и экспортироватьего в обмен на другие товары.
Теория Д. Рикардо основывалась наразличиях в издержках производства товаров между странами,  а также напредположении о  постоянстве издержек замещения в каждой стране. Однако напрактике предпосылка о постоянстве издержек замещения оказаласьнесостоятельной. Во многих отраслях рост производства сопровождался увеличениемпредельных издержек, а следовательно, выпуск каждой дополнительной единицытовара требовал отказа от производства все большего количества других товаров.К тому же перемещение производства из одной отрасли в другую приводило к ростуиздержек замещения и по той причине, что для выпуска разных видов товаратребовалось разное сочетание ресурсов, разная технология и т.д. предпосылка опостоянстве издержек замещения имела следствием тот факт, что максимальныйвыигрыш от внешней торговли достигался при полной специализации стран натоварах, в производстве которых они обладали сравнительным преимуществом. Нореальная структура внешней торговли не подтверждала этот вывод. Примеров полнойспециализации в мире практически не существовало.
Все это привело к замене даннойпредпосылке на более приемлемую – о возрастающих издержках замещения. Этоозначало, что при расширении одной отрасли за счет других выпуск каждойдополнительной единицы товара сопровождался отказом от производства всебольшего объема продукции в других отраслях.
Таким образом, теория сравнительныхпреимуществ показывает, что возможности потребления в стране могут бытьрасширены не только за счет совершенствования или наращивания внутреннихфакторов (что раздвигает границы производственных возможностей), но и за счетмеждународной торговли и специализации в рамках международного разделениятруда.
Теория Хекшера – Олина
Новая модель была создана шведскимиэкономистами Эли Хекшером и Бертелем Олином. Вплоть до 60-х гг. модель Хекшера- Олина господствовала в экономической литературе.
Сущность неоклассического подхода кмеждународной торговле и специализации отдельных стран состоит в следующем: Попричинам исторического и географического характера распределение материальных илюдских ресурсов между странами неравномерно, что, по мнению неоклассиков,объясняет различия относительных цен на товары, от которых, в свою очередь,зависят национальные сравнительные преимущества. Отсюда следует закон пропорциональностифакторов: в открытой экономике каждая страна стремится специализироваться впроизводстве товара, требующего больше факторов, которыми страна относительнолучше наделена. Олин сформулировал этот закон еще короче: «Международный обмен- это обмен изобильных факторов на редкие: страна экспортирует товары,производство которых требует большего количества факторов, имеющихся в изобилии».
В соответствии с теорией Хекшера –Олина страны будут экспортировать те товары, производство которых требуетзначительных затрат относительно избыточных факторов и импортировать товары, впроизводстве которых пришлось бы интенсивно использовать относительнодефицитные факторы. Таким образом, в скрытом виде экспортируются избыточныефакторы и импортируются дефицитные. Интенсивное использование фактора, например,труда в производстве какого-либо товара означает, что доля затрат на рабочуюсилу в его стоимости выше, чем в стоимости других товаров (обычно такой продуктназывают трудоемким).
Относительная обеспеченность страныфакторами производства определяется следующим образом: если соотношение междуколичеством данного фактора и остальными факторами в стране выше, чем востальном мире, то этот фактор считается относительно избыточным для даннойстраны, и наоборот, если указанное соотношение ниже, чем в других странах, тофактор считается дефицитным.
Практика отчасти подтверждает выводытеории Хекшера – Олина. Но в последние десятилетия структура обеспеченностиразвитых стран (особенно европейских) необходимыми производственными ресурсамиотносительно выравнивается, что должно было,. Согласно теории Хекшера – Олина,снизить их стимулы к торговле друг с другом. Однако этого не происходит.Наоборот, центр тяжести в международной торговле перемещается именно к торговлемежду промышленно развитыми странами, то есть странами с приблизительноодинаковой обеспеченностью факторами производства. Причем в мировой торговлерастет удельный вес взаимных поставок сходных промышленных товаров. Это неукладывается в теорию Хекшера – Олина.
«Парадокс Леонтьева»
Практическим поискам в целяхподтверждения или опровержения теории Хекшера – Олина во многом способствовалопоявление в 50-х годах так называемого «парадокса Леонтьева». В. Леонтьевпоказал, что в 1947 г. США, считавшиеся капиталоизбыточной страной,экспортировали не капиталоемкую, а трудоемкую продукцию, хотя, согласно теорииХекшера – Олина, результат должен был быть обратным. Дальнейшие исследования, содной стороны, подтвердили наличие в США данного парадокса в послевоенныйпериод, с другой – показали, что капитал не самый избыточный фактор в стране.Выше него стоят обрабатываемая земля и научно-технические кадры. И здесь теорияХекшера – Олина подтверждалась: США оказались чистым экспортером товаров, впроизводстве которых интенсивно используются эти факторы. Рассмотрим этоподробнее.
Леонтьев, удостоенныйвпоследствии Нобелевской премии по экономике, полагался на вернейший изинстинктов в науке: всегда проверять, соответствуют ли теоретические выводы реальности.
На этот раз он решилпроверить вывод теории Хекшера — Олина о том, что страны стремятсяэкспортировать товары, в производстве которых интенсивно используются,избыточные для них факторы, и импортировать товары, в производстве которых этифакторы используются менее интенсивно. Точнее, он хотел одновременно проверить двапредположения: 1) теория Хекшера — Олина справедлива, 2) в экономике США, какповсеместно считалось, капитал в большей степени избыточен, чем у ее торговыхпартнеров.
Леонтьев получилсоотношение величины основного капитала и численности рабочих в экспортных иимпортозамещающих отраслях США в 1947 г. Это потребовало расчетов капитала изанятости не только в нескольких десятках рассматриваемых отраслей, но и учетакапитала и труда, которые содержались в их товарах в результате использованияпродукции других отраслей. Будучи одним из пионеров межотраслевого баланса, онс успехом использовал его возможности для получения необходимых оценоккапиталовооруженности труда, умножая матрицы коэффициентов на векторы затрат капиталаи труда, стоимости экспорта и импорта по отраслям. Условия проверки былитаковы: если верны выводы теории Хекшера — Олина, а капитал в США относительноболее избыточен, то показатель затрат капитала в расчете на одного рабочего встандартном наборе товаров, экспортируемых из США, должен быть выше, чеманалогичный показатель в импортозамещающей продукции, входящей в стандартныйнабор ввозимых в США товаров.
Парадоксальныерезультаты, полученные Леонтьевым, озадачили не только его самого, но и другихэкономистов: оказалось, что в 1947 г. США продавали остальным странамтрудоемкие товары в обмен на относительно капиталоемкие! Ключевой параметрсоставил всего 0,77, тогда как, согласно теории Хекшера — Олина, он должен былнамного превысить единицу.
СамЛеонтьев и другие экономисты по-всякому подступались к этой проблеме. Методнеоднократно проверялся и был признан в основном правильным. Не возникалосомнений относительно избыточности капитала в США по сравнению с другимистранами. Теоретически парадокс можно было объяснить тем, что в структуре спросав США удельный вес капиталоемкой продукции был еще выше, чем в производстве,что и превращало страну в чистого импортера капиталоемких товаров; однако и этообъяснение не годилось, так как не соответствовало действительности. Другиеэкономисты пробовали искать причину в торговых барьерах или в так называемой«обратимости факторной интенсивности» (когда при одном соотношении цен факторовотрасль А является более капиталоемкой, чем отрасль Б, а при другом — менеекапиталоемкой), но и это мало что привнесло в решение проблемы.
Наиболее плодотворнымоказалось решение ввести в модель и другие факторы производства. Возможно,рассуждали многие экономисты (и Леонтьев в их числе), следует учесть тот факт,что существуют различные виды труда, природных ресурсов, капитала и т.д.Многочисленные исследования в этом направлении привели к двум основнымрезультатам: 1) подтвердили наличие «парадокса» на протяжении большей частипослевоенного периода; 2) значительно улучшили наши представления обобеспеченности факторами и интенсивности их использования. Первый опровергалтеорию Хекшера — Олина, второй поддерживал ее.
Несмотря на различия втехнике расчетов, все исследования в основном подтвердили наличие парадоксаЛеонтьева в США в период между второй мировой войной и началом 70-х годов.
В то же время в попыткахразгадать парадокс Леонтьева ученые стали вводить в модель и другие, помимокапитала и труда, факторы производства. Новые расчеты «фактороемкости»обогатили, как уже было сказано, наши представления о том,
кто выигрывает, а кто теряет врезультате внешней торговли. В каком-то смысле этот побочный продукт спороввокруг парадокса Леонтьева компенсировал ущерб, нанесенный им теории Хекшера —Олина. Конечно, США обладали некоторым избытком капитала и при этом почему-тоэкспортировали меньше услуг этого фактора, чем импортировали. Но исследования,стимулированные работой Леонтьева, показали, что капитал отнюдь не самыйизбыточный фактор производства в США. Первое место здесь принадлежитобрабатываемой земле и научно-техническим кадрам. И действительно, СШАвыступают чистым экспортером товаров, интенсивно использующих эти факторы, вполном соответствии с теорией Хекшера — Олина. Таким образом, несмотря нанекоторый ущерб, нанесенный теории Хекшера — Олина парадоксом Леонтьева, она вконечном счете обогатилась новыми результатами, полученными в ходе исследованияэтой загадки.
Таким образом, итогом дискуссиивокруг «парадокса Леонтьева» стала тенденция к разукреплению факторовпроизводства и учету каждого из подвидов при объяснении направлений экспортныхи импортных потоков. В качестве отдельных факторов, способных обеспечитьотносительные преимущества отраслям или фирмам, стали выделять, например, трудразличной квалификации, качество управленческого персонала, различные категориинаучного персонала, различные виды капитала и т.д.
С другой стороны, не прекращаютсяпопытки найти замену теории Хекшера – Олина. Такова, например, теория, согласнокоторой, выгоды от внешней торговли получают страны, специализирующиеся вотраслях,. Которые характеризуются экономией на масштабах (или снижениемиздержек на единицу выпуска при наращивании объема производства). Но измикроэкономики известно, что в отраслях с эффективным массовым производствомобычно отсутствует свободная конкуренция, а значит производство окажется вруках крупных монополий.
2.4. Неотехнологические теории
 
Теория Хекшера-Олинаобъясняла развитие внешней торговли различной наделенностью стран факторамипроизводства, однако в последние десятилетия стала возрастать торговля междустранами, где разница в наделенности факторами невелика, т.е. налицопротиворечие — причины торговли исчезли, а торговля возросла. Это объясняетсятем, что теория Хекшера-Олина сложилась в те годы, когда преобладающей быламежотраслевая торговля. Еще в начале 50-х годов наиболее характерным был обменсырья из развивающихся стран на продукцию обрабатывающей промышленностиразвитых стран. К началу 80-х годов уже 2/3 экспорта, например, Великобританииприходилось на Западную Европу и Северную Америку. Во внешней торговле промышленноразвитых стран преобладающим стал взаимный обмен продукцией обрабатывающейпромышленности. Более того, эти страны одновременно продают и покупают непросто продукцию обрабатывающей промышленности, а одни и те же по наименованиютовары, отличающиеся лишь качественными характеристиками. Особенностьюпроизводства экспортных товаров промышленно развитых стран являютсясравнительно большие затраты на НИОКР. Эти страны сегодня во все большейстепени специализируются на производства так называемой наукоемкойвысокотехнологичной продукции.
В числовысокотехнологичных отраслей входят производство медицинских препаратов,электронно-вычислительных машин и оборудования, радиоэлектронных компонентов,лабораторное оборудование, авиационная и ракетно-космическая промышленность.
Развитие наукоемкихотраслей и стремительный рост международного обмена их продукцией привели кформированию теорий неотехнологического направления. Это направлениепредставляет собой совокупность отдельных моделей, частично дополняющих другдруга, но иногда и противоречащих одна другой.
2.5.    Теориятехнологического разрыва
 
В соответствии с этойтеорией торговля между странами осуществляется даже при одинаковой наделенностифакторами производства и может быть вызвана техническими изменениями,возникающими в какой-то одной отрасли в одной из торгующих стран, из-за того,что технические новшества первоначально появляются в одной стране, последняяприобретает преимущество: новая технология позволяет производить товары с меньшимииздержками. Если же новшество заключается в производстве нового продукта, топредприниматель в стране-новаторе в течение определенного времени обладает такназываемой «квазимонополией», иными словами, получает добавочнуюприбыль, экспортируя новый товар. Отсюда и новая оптимальная стратегия:выпускать не то, что относительно дешевле, а то, что больше пока никтовыпускать не может, но необходимо всем или многим. Как только эту технологиюсмогут освоить другие — производить что-то новое и опять такое, что другимнедоступно.
В результате появления техническихновшеств образуется «технологический разрыв» между странами,обладающими и не обладающими этими новшествами. Этот разрыв постепенно будетпреодолеваться, т.к. другие страны начинают копировать нововведениестраны-новатора. Однако пока разрыв не преодолен, торговля новыми товарами,производимыми по новой технологии, будет продолжаться.
2.6.    Теория«цикла жизни продукта»
Является наиболеепопулярной теорией неотехнологического направления. Она привлекла почти всехэкономистов, поскольку точнее отражает реальное состояние международногоразделения труда в современный период. В соответствии с данной теорией каждый новыйпродукт проходит цикл, включающий стадии внедрения, расширения, зрелости истарения. Каждая стадия отличается особым характером спроса и технологий.
На первой стадии цикла,когда новый продукт только начал производиться первоначально для внутреннегорынка, спрос на него будет невелик. Он предъявляется лицам с высокими доходами,для которых цена не имеет большого значения при принятии решения о приобретениитовара. Чем больше лиц с высокими доходами, тем более вероятно появление нарынке новых товаров, производство которых требует больших издержек, т.к. ихтехнология еще не обкаталась. Такая технология предполагает использованиебольшого числа высококвалифицированных работников. Экспорт нового товара напервой стадии будет незначительным.
На второй стадии — стадиироста, спрос на внутреннем рынке быстро расширяется, продукт становится общепризнанным.Начинается серийный выпуск больших партий нового товара. На этой стадиипоявляется спрос на новый товар за рубежом. Первоначально он полностьюудовлетворяется за счет экспорта, а затем начинается зарубежное производствонового товара благодаря передаче технологии.
На третьей стадии(зрелости) спрос на внутреннем рынке насыщен. Производственная технологияполностью стандартизируется, что позволяет использовать менее квалифицированнуюрабочую силу, снизить издержки производства, цены и достичь максимальногопроизводства товаров фирмами страны-новатора и зарубежными компаниями.Последние начинают проникать на внутренний рынок страны, где появился товар.
На последней стадии циклапродукт стареет, его производство начинает сокращаться. Дальнейшее снижение ценуже не приводит к повышению спроса, как это было на стадии зрелости.
Такова общая схемапрохождения новым продуктом «цикла жизни». Теоретики данной модели неограничиваются подобными общими описаниями. Они считают, что можно указатьконкретные страны, условия которых максимально соответствуют производству либоновейших товаров, либо товаров, находящихся на других стадиях зрелости.
Теории неотехнологическогонаправления отражают процесс радикальной перестройки системы международногоразделения труда на основе развития электроники, информатики, передовых средствсвязи, новых материалов. На многих направлениях данного процесса задает тоназиатско-тихоокеанский регион. Причем здесь наблюдается достаточно быстроеразмывание традиционного деления «центр-периферия». Это явлениеполучило название концепции «летящих гусей». Суть ее в том, чтоналицо непрерывный процесс последовательного прохождения определенных фазэкономического развития высокоиндустриальными государствами, новымииндустриальными странами (НИС), странами АСЕАН.
2.7.    ТеорияМайкла Портера: теория конкурентных преимуществ
 
В отдельном ряду стоит теория М.Портера который считает, что теории Д. Рикардо и Хекшера – Олина уже сыгралисвою позитивную роль в объяснении структуры внешней торговли, но в последниедесятилетия фактически утратили свое практическое значение, посколькусущественным образом изменились условия формирования конкурентных преимуществ,устраняется зависимость конкурентоспособности отраслей от наличия в странеосновных факторов производства. М. Портер выделяет следующие детерминанты,формирующие среду, в которой развиваются конкурентные преимущества отраслей ифирм:
1)        факторыпроизводства определенного количества и качества;
2)        условиявнутреннего спроса на продукцию данной отрасли, его количественные икачественные параметры;
3)        наличиеродственных и поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на мировом рынке;
4)        стратегия иструктура фирм, характер конкуренции на внутреннем рынке.
Названные детерминанты конкурентногопреимущества образуют систему, взаимно усиливая, и, обусловливая развитие другдруга. К ним добавляются еще два фактора, которые могут серьезно влиять наобстановку в стране: действия правительства и случайные события.  Всеперечисленные характеристики экономической среды, в которой могут формироватьсяконкурентоспособные отрасли, рассматриваются в динамике, как гибкая развивающаясистема.
Важную роль в процессе формированияконкретных преимуществ отраслей национальной экономики, играет государство,хотя эта роль различна на разных этапах данного процесса. Это могут бытьцелевые капиталовложения, поощрение экспорта, прямое регулирование потоковкапитала, временная защита внутреннего производства и стимулированиеконкуренции на первых этапах; косвенное регулирование через налоговую систему,развитие инфраструктуры рынка, информационной базы для бизнеса в целом,финансирование научных исследований, поддержка образовательных учреждений ит.д. Опыт показывает, что ни в одной из стран создание конкурентоспособныхотраслей не обходилось без участия государства в той или иной форме. Это темболее актуально для переходных экономических систем, поскольку относительнаяслабость частного сектора не позволяет ему в короткий срок самостоятельносформировать необходимые факторы конкурентного преимущества и завоевать местона мировом рынке.
2.8.    Теорияспециализации производства
 
         В начале 80-х годов XXв. американские экономисты П. Кругмани К. Ланкастер предложили альтернативное классическому объяснение причинмеждународной торговли. В соответствии с их подходом, страны с одинаковойобеспеченностью факторами производства смогут извлечь максимальную выгоду изторговли друг с другом, если будут специализироваться в разных производствах,характеризующихся эффектом масштаба. Суть этого хорошо известного измикроэкономической теории эффекта заключается в том, что при определеннойтехнологии и организации производства долговременные средние издержкисокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции, т.е. возникаетэкономия, обусловленная массовым производством.
Для того, чтобы эффект массовогопроизводства был реализован, необходим, очевидно, достаточно емкий рынок.Международная торговля играет в этом решающую роль, поскольку позволяетсформировать единый интегрированный рынок, более емкий, чем рынок любойотдельно взятой страны. В результате потребителям предлагается больше продукциии по более низким ценам.
Как функционирует торговля в условияхэкономии на масштабах, как страны извлекают из этого выгоду, показано на рис.1,где приведенный пример с американскими самолетами и японскими судамирассматривается с позиции теории специализации производства.

/>/>         Самолеты
                         А
/>

                                       В            
/>                                Е                   США
                               Япония
/>                                                                     
                                                D        C         СудаРис.1. Модель теории специализациипроизводства
В отсутствии торговли, пожелай каждаяиз стран иметь и самолеты, и суда, ей пришлось бы производить их в небольшихколичествах в неэффективных точках вроде В (для США) и Е (для Японии). Обекривые производственных возможностей в этом случае являются вогнутыми, чтоотражает эффект экономии на масштабах.
Как следует из графической модели,при движении по кривой производственных возможностей США из точки В к точке А(наращивая объемы выпуска в самолетостроении и сокращая производство судов)издержки на каждый самолет в пересчете на суда, от выпуска которых приходитсяотказываться, становятся все меньше (кривая приобретает крутизну). Происходитьэто (предположительно) может в результате того, что в самолетостроениипроизводство ведется в экономически эффективных масштабах, а в судостроении –наоборот, и что с каждым недостроенным судном высвобождается все большееколичество ресурсов. Те же рассуждения справедливы и для кривойпроизводственных возможностей Японии. Здесь, как и в модели Д. Рикардо с невозрастающими издержками, у стран появляется стимул к полной специализации: дляСША – это точка А, для Японии – D.
Необходимо также отметить, чтореализация эффекта масштаба, как правило, ведет к нарушению принциповсовершенной конкуренции, поскольку она связана с концентрацией производства иукрупнением фирм, которые превращаются в монополистов. Соответственно меняетсяструктура рынков. Они становятся либо олигополическими с преобладаниеммежотраслевой торговли однородными продуктами, либо рынками монополистическойконкуренции с развитой внутриотраслевой торговлей дифференцированнымипродуктами. В этом случае международная торговля все больше концентрируется вруках гигантских международных фирм, транснациональных корпораций (ТНК), чтонеизбежно приводит к возрастанию объемов внутрифирменной торговли, направлениякоторой часто определяются не принципами сравнительных преимуществ илиразличиями в обеспеченности факторами производства, а стратегическими целямисамих фирм – ТНК.
2.9.    Теориявнешнеторговой деятельности фирм
 
В данной теории в качестве объектаанализа выступает не отдельная страна, а международная фирма. Объективнойосновой такого подхода является общепризнанный экономической наукой факт:значительная часть внешнеторговых операций фактически представляет собойвнутрифирменный обмен: на внутрифирменные связи в настоящее время приходитсяоколо 70 % всей мировой торговли товарами и услугами, 80-90% продаваемыхлицензий и патентов, 40% экспорта капитала.
Внутрифирменная торговля базируетсяна обмене полуфабрикатами и запасными частями, используемыми при сборкеизделия, предназначенного для реализации на мировом рынке. При этомвнешнеторговая статистика свидетельствует о том, что внешняя торговля быстрорасширяется между странами, где находятся крупнейшие транснациональныекорпорации.

3.Элементы международной торговли.
 
3.1. Торговцы, агенты иконфирмационные дома
 
Некоторые фирмыпредпочитают держаться в стороне от деятельности международной торговли из-заее рисков и сложности. Фирма, желающая купить товары за границей, может купитьих через посредника, занимающегося импортом. Это международный торговец,покупающий товары у зарубежных поставщиков и получающих прибыль от перепродажиэтих товаров другим фирмам в своей стране. Таким же образом, фирма можетпродавать товары посреднику, занимающемуся экспортом, или экспортной фирме всвоей стране.
Фирма может также принятьрешение ограничить свое участие в международной торговле, положившись на услугипредставителя, агента или конфирмационного дома.
Агент представляет собойзарубежную фирму, которая берется выполнять любые из следующих функций винтересах экспортера:
·    получать заказыот клиентов в стране агента;
·    осуществлятькотировку цен для потенциальных клиентов и выполнять другие требованияклиентов;
·    заниматьсярекламой и продвижением на рынок продукции экспортера;
·    держатьэкспортера в курсе дел об условиях местного рынка, ценах и т.д.;
·    разбираться спретензиями клиентов.
Конфирмационные дома действуют какагенты для зарубежных покупателей. Зарубежный Покупатель может попроситьконфирмационный дом купить товары от его имени и доставить кредит покупателю,оплатив эти товары. Английский экспортер тогда будет иметь дело сконфирмационным домом в Великобритании, а не с покупателем за рубежом.
3.2.Отделения, филиалы и ассоциированныекомпании за рубежом
 
Вместо продажи товаровнепосредственно покупателям в зарубежной стране, экспортер может создатьорганизацию в одной или более зарубежных странах.
Отделение представляет собойзарубежный офис или торговое предприятие, являющееся частью структурыкомпании-экспортера.
Филиал представляет собой отдельнозарегистрированную компанию, контролируемую экспортером. Филиал может полностьюпринадлежать экспортеру, но быть созданным как отдельная компания либо дляторговли, либо по причинам, связанным с местным законодательством. Однакоправительство зарубежной страны может настаивать, чтобы определенная частьакционерного капитала принадлежала ее гражданам, и, чтобы некоторые из гражданбыли членами совета директоров. Степень влияния правительства на такие филиалыразлична в разных странах.
Ассоциированная компания представляетсобой отдельную компанию, в которой экспортер имеет значительную долю.Предпочтение экспортера торговать посредством такой компании объясняетсявозможностью оказывать влияние на нее, даже не имея большинства решающих голосов.
3.3.Внешняя торговля и распределениедоходов
 
Внешняя торговля в разной степенизатрагивает интересы отдельных групп населения. Помимо деления на потребителейи производителей существует и другое, связанное с тем, какими факторамипроизводства владеют экономические агенты и в каких отраслях заняты этифакторы.
Развитие внешней торговлисопровождается специализацией стран на выпуске тех видов продукции, по которымони имеют относительные преимущества, следовательно претерпевает измененияструктура производства в торгующих странах, а значит и структура спроса нафакторы производства.
Отрасль, производящая экспортнуюпродукцию, например, товар Х в стране В, будет расширяться, цена товара Х будетрасти (до уровня мировой цены). Соответственно, увеличится и спрос на факторыпроизводства, занятые в этой отрасли, а следовательно и цены на них. Вкраткосрочном периоде, пока не началось перемещение в данную отрасль ресурсовиз других отраслей, больше всех от развития внешней торговли выигрываютвладельцы факторов, используемых в растущей экспортной отрасли. Одновременнопроиграют в большей степени те, кто владеет факторами, занятыми вимпортозамещающих отраслях, поскольку последние в результате открытия рынков иконкуренции со стороны более дешевой импортной продукции будут сокращаться.
В долгосрочном периоде, после того,как ресурсы, высвобождаемые в отраслях, конкурирующих с импортом, начнутперемещаться в растущие экспортные отрасли, цены на факторы производства вэкспортных отраслях могут несколько снизиться. Но структура факторов,используемых в этих отраслях, отличается от структуры факторовимпортозамещающего производства. Например, в производстве экспортного товара Хтребуется относительно больше капитала и меньше труда, тогда как в производствеимпортозамещающего товара Yнаоборот. Это означает, что капитала, высвобождаемого в отрасли Y, будет недостаточно для покрытияпотребности в нем растущей отрасли Х. Напротив, труда, высвобождающегося вобласти Y, окажется даже больше, чемнеобходимо для расширения отрасли Х, что может привести к росту безработицы.Поэтому цена капитала не вернется к исходному уровню, существовавшему до началаторговых отношений, а заработная плата, наоборот, даже снизится по сравнению сисходным уровнем, так как теперь обеим отраслям вместе требуется относительнобольше капитала и меньше труда.
Дальнейшие исследования проблемывлияния внешней торговля на распределение доходов между владельцами факторовпроизводства позволили выявить определенную закономерность. Чем большекакой-либо фактор специализирован (сконцентрирован) на экспортном производстве,тем больше он выигрывает в результате внешней торговли.  И наоборот, чем вышедоля фактора в производстве конкурирующей с импортом продукции, тем больше онтеряет после установления торговых отношений.
Владельцы нейтральных факторов(примерно одинаково представленных как в экспортных, так и в импортозамещающихотраслях) в целом выигрывают от внешней торговли, поскольку совокупный выигрышнации от внешней торговли сопровождается расширением спроса и на эти факторы,особенно если они могут перемещаться между отраслями экономики.

Глава 2. Проблемы международной торговли.Перспективы развития
 
Фирмы могут стать участникамивнешнеэкономической деятельности  по разным причинам:
1.        Фирмам можетпотребоваться закупка сырья, товаров и оказания услуг за рубежом для ведениясвоего бизнеса, поскольку необходимые материалы, товары или услуги нельзяполучить от отечественных производителей. Поэтому они становятся импортерами.
2.        Многие фирмымогут получать прибыль, продавая свои товары или услуги на рынках за рубежом,то есть становясь экспортерами.
3.        Другие фирмыдействуют как экспортные торговые фирмы или импортно-экспортные коммерсанты, тоесть, являясь посредниками между покупателями и продавцами в разных странах.
Посредничество во внешней торговлепредставляет собой процесс, посредством которого коммерсант в стране А покупаеттовары в стране В и отгружает их непосредственно в страну С без того, чтобы вначале завезти их в страну А. Это известно как «торговля через третьюстрану», или посредничество.
Международная торговля представляетсобой процесс купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами ипосредниками в разных странах. Он связан с множеством практических и финансовыхзатруднений для фирм, участвующих в нем. Необходимо понимать характер этихтрудностей, а также роль банков и других организаций в обеспечении средств ипроцедур для их преодоления.
Наряду с обычными проблемами торговлии коммерции, которые возникают в любых типах бизнеса, в международной торговлесуществуют дополнительные проблемы:
·          время ирасстояние — кредитный риск и время выполнения контракта;
·          изменение курсовиностранных валют — валютный риск;
·          различия взаконах и правилах;
·          правительственныепостановления — валютный контроль, а также суверенный риск и страновой риск.1.  Последствия колебаний валютных курсов: валютная экспозиция и валютныйриск
Основным последствием колебаниявалютных курсов для международной торговли является риск для экспортера илиимпортера, заключающийся в том, что стоимость иностранной валюты, которую ониприменяют в своих торговых оборотах, будет отличаться от той, на которую онинадеялись и рассчитывали.
Экспозиция к иностранной валюте ивалютный риск могут принести дополнительные прибыли, а не только убытки. Однаконаходиться в экспозиции к валюте — значит полагаться на случай, и большинствобизнесменов предпочитает не допускать, чтобы их компания была чувствительна к неожиданнымизменениям. Поэтому предприятия отыскивают способы сведения к минимуму илиполного устранения экспозиции к иностранной валюте, чтобы планировать деловыеоперации и более достоверно прогнозировать прибыль.
Импортеры стремятся минимизироватьэкспозицию к иностранной валюте по тем же причинам.
Но, как и в случае с экспортером,большинство бизнесменов предпочитает минимизировать свою экспозицию киностранной валюте или полностью ее избегать, а импортеры предпочитают точнознать, сколько им придется заплатить в своей валюте, а не принимать участие вазартной игре на изменении валютных курсов. Существуют различные способыустранения экспозиции к иностранной валюте. Они осуществляются при помощибанков.
В международной торговлеэкспортер должен выставить счет покупателю в иностранной валюте, или Покупательдолжен оплатить товары в иностранной валюте.
Стоимость импортных товаров дляпокупателя или стоимость экспортных товаров для продавца может быть увеличенаили уменьшена из-за изменения валютных курсов. Поэтому фирма, осуществляющаяплатежи или получающая доход в иностранной валюте, имеет потенциальный«валютный риск » из-за неблагоприятных изменений в обменных курсах.
Всегда имеется шанс получить прибыльот благоприятных изменений обменных курсов, но существует реальная опасностьпонести убытки. Постоянные изменения валютных курсов, происходящие на внешнихвалютных рынках, порождают серьезный элемент риска, который может оттолкнутьфирмы от участия в международных соглашениях по купле или продаже.
Валютный риск не возникает там, гдеплатежи поступления осуществляются в одной валюте, поскольку платежи в этойвалюте могут быть выполнены из поступлений наличными в той же валюте. 2. Кредитный риск и время выполнения контракта
Может пройти очень много временимежду подачей заявки иностранному поставщику и получением товара. Когда товардоставляется на большое расстояние, основная часть запаздывания между заявкой идоставкой, как правило, связано с продолжительностью периода перевозки.Задержки могут быть вызваны также необходимостью подготовки соответствующей документациейдля перевозки.
Время и расстояние создают кредитныйриск для экспортеров.
Экспортер обычно должен предоставлятькредит на оплату на более длительное время, чем ему потребовалось бы, если быон продавал товар внутри своей страны. При наличии большого числа иностранныхдебиторов возникает необходимость получения дополнительного оборотного капиталадля их финансирования.
Контроль над отдельными дебиторами,инкассирование долга и проведение операций с целью погашения безнадежных долговусложняется, если клиент находится в другой стране. 3.Правительственные постановления
Правительственные постановления,касающиеся импорта и экспорта, могут быть серьезным препятствием вмеждународной торговле. Существуют такие постановления и ограничения:
1.        постановления повалютному регулированию;
2.        лицензированиеэкспорта;
3.        лицензированиеимпорта;
4.        торговое эмбарго;
5.        импортные квоты;
6.        правительственныепостановления, касающиеся законодательных стандартов безопасности, и качестваили спецификаций на все товары, продаваемые внутри этой страны, законодательныхстандартов по здравоохранению и гигиене, особенно на пищевые продукты; патентови торговых марок; упаковки товаров и объема информации, приведенной на упаковках;
7.        документация,необходимая для таможенного клиринга импортируемых товаров, может быть оченьобъемной. Задержки при таможенном клиринге могут быть существенным фактором вобщей проблеме задержек в международной торговле;
8.        пошлины на импортили другие налоги для оплаты импортных товаров.
/>/>4. Основыюридического обеспечения мировой торговли
Распределение рисков между продавцоми предприятием производится на основе международных торговых условий,установленных Международной торговой палатой, так называемых «Инкотермс».
Этих международных торговых условийнасчитывается достаточно много. Они часто подвергаются изменениям и регулярнопубликуются Международной торговой палатой. Четырнадцать наиболее важныхусловий:
«ex works», «free carrier»,«FOR/FOT», «FOB airport», «FAS», «FOB», «C&F», «freight/carriage paid to»,«freight/carriage and insurance paid to», «ex ship», «ex quay», «delivered atfrontier», «delivered duty paid».
Каждое из условий «Инкотермс»обозначает особое распределение рисков, расходов и ответственности междупродавцом и покупателем, начиная с того условия, в соответствии с которым всевиды ответственности возлагаются на покупателя, и кончая другой крайностью,когда, наоборот, все входит в ответственность продавца.5.Перспективы развития
Несмотря наусиливающуюся интеграцию мировых рынков, политические, психологические итехнические преграды на пути передвижения товаров и услуг между странами всееще остаются существенными. Устранение этих преград привело бы к весьмазначительной трансформации мирового хозяйства, а также национальных хозяйстввсех стран мира. По мнению многих экономистов, первые очевидные признаки такойтрансформации появились уже в 1970-е годы. В большинстве промышленно развитыхстран мира начали осознавать, что такие новые индустриальные державы, как ЮжнаяКорея, Гонконг и Бразилия, вполне способны производить многие виды промышленнойпродукции (например, одежду, электронное оборудование, суда и автомобили) сменьшими издержками, чем в развитых странах. Вероятно, в будущем базовыеотрасли обрабатывающей промышленности развитых стран мира будут испытывать большиетрудности в конкурентной борьбе с продукцией новых соперников. Ради сохранениянынешних позиций в мировой торговле промышленно развитым государствам придетсясосредоточиться на выпуске продукции высокой технологии или на оказании услуг,требующих огромного опыта (например, в финансовом менеджменте), а также (вслучае с США) – на производстве продовольственных товаров. Адаптация к новымтенденциям потребует огромных и весьма болезненных перемен. Без этих переменстраны, ныне входящие в группу промышленно развитых, утратят свои преимуществав будущем мире, где способность производить базовую промышленную продукцию,вероятно, станет гораздо более обычной, чем когда-либо в прошлом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Развитие и усложнение международнойторговли нашло отражение в эволюции теорий, объясняющих движущие силы этогопроцесса. В современных условиях различия в международной специализации можнопроанализировать лишь на основе совокупности всех ключевых моделей международногоразделения труда.
Если рассматривать мировую торговлю вплане тенденций ее развития, то налицо с одной стороны — явное усилениемеждународной интеграции, постепенное стирание границ и создание различныхмежгосударственных торговых блоков, с другой стороны — углублениемеждународного разделения труда, деление стран на промышленно развитые иотсталые.
Нельзя не заметить все возрастающуюроль современных средств связи в процессе обмена информации и заключении самихсделок. Тенденции к обезличиванию и стандартизации товаров позволяют ускорять процессзаключения сделок и оборот капиталов.
В историческом плане нельзя неотметить рост влияния азиатских стран на процессы мировой торговли, вполневероятно в новом тысячелетии этот регион займет ведущие роли в мировом процессепроизводства и реализации товаров.
На примере России можно отметить, чтострана представляет собой огромный рынок товаров, услуг и капиталов. Однакостепень реализации этого потенциала во внешнеэкономической сфере весьма скромна.
На состоянии российской внешнейторговли до сих пор болезненно отражается разрыв хозяйственных связей врезультате распада СССР, свертывания торговли с бывшими социалистическимистранами — членами СЭВ, которые до начала 90-х гг. были главными потребителямиотечественной машиностроительной продукции.
Но если роль России в мировойторговле невелика, то для самой России значение внешнеэкономической сферывесьма существенно. Внешняя торговля остается важным источником поступленияинвестиционных товаров, а также играет большую роль в снабжении населенияРоссии продовольствием и различными товарами.
Подводя итог, отметим, чтомеждународная, или внешняя, торговля занимает особое место в сложной системемирового хозяйства. Хотя в современных условиях ведущей формой международныхэкономических отношений является не вывоз товаров, а зарубежное инвестирование,международная торговля по своим масштабам и функциям сохраняет исключительноважное значение. Она опосредует практически все виды сотрудничества, включаясовместную производственную деятельность разнонациональных субъектов,международный трансферт технологий и т.п. И исторически, и логическиинтернационализация хозяйственной жизни всегда начиналась со сферы товарногообращения.

Списоклитературы
 
1. Авдокушин Е.Ф., Международные экономическиеотношения. Учебное пособие. – М.: Маркетинг, 1999
2. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н.,Международные экономические отношения. -М.: Финансы и статистика, 1998
3. КиреевА.П., Международная экономика.- М.: Высшая школа, 2000
4. Костюк В.Н., Макроэкономика. — М.:Центр, 1999
5. Михайлушкин А. И., Шимко П. Д., Экономика: Учебник длявтузов. – М.: Высшая школа, 2000
6. Михайлушкин А.И., Шимко П.Д., Международная экономика.- М.: Высшая школа, 2002
7. Мэнкью Н. Г., Макроэкономика. Пер. с англ. – М.:Изд-во МГУ, 2000
8. Овчинников Г. П., Международная экономика: Учеб.пособие. – СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 1999
9. Пиндайк, Рубитфельд, Микроэкономика. – М.: Делд, 2000
10. Сальваторе Д., Международная экономика: Пер. сангл./Под ред. Г. Н. Котова. – М., 1999


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.