БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
Кафедра менеджмента
РЕФЕРАТ
На тему:
«Совершенствование организационнойструктуры управления внешнеэкономической деятельностью НПО «Интеграл»»
МИНСК, 2008
.1 Порядок проведения внешнеэкономическойдеятельности на НПО “Интеграл”.
Внешнеэкономическаяфирма научно-производственного объединения “Интеграл” является структурнымподразделением НПО ”Интеграл”. Наименование фирмы — Внешнеэкономическая фирмаВЭФ “Интегралинторг”.
Фирмаосуществляет валютные, экспортно-импортные операции, а также экономическое инаучно-техническое сотрудничество с зарубежными организациями и фирмами.
ВЭФ“Интегралинторг” возглавляет директор, который непосредственно подчиняетсязаместителю генерального директора по маркетингу и сбыту.
/>
Рисунок 1 — Структура управления ВЭФ“Интегралинторг”
В своей работе ВЭФ “Интегралинторг” руководствуетсязаконодательными актами, нормативными и методическими материалами ираспоряжениями генерального директора, зам. ген. директора по маркетингу,приказами, протоколами совещаний и другими нормативными документами,утвержденными руководством объединения и Положением о ВЭФ “Интегралинторг”.
Основнымизадачами ВЭФ ”Интегралинторг” являются:
1. Осуществлениевнешнеэкономической деятельности, исходя из планируемых объемов продаж иобеспечения необходимой прибыльности изделий предприятия, поставляемых наэкспорт. Подготовка, заключение и сопровождение контрактов с инофирмами напоставку изделий предприятия.
2. Осуществлениеопераций по импорту, исходя из экономичного расходования средств в иностраннойвалюте, с учетом требований к качеству и техническому уровню импортируемойпродукции и услуг для своевременного обеспечения служб объединения материалами,комплектующими в первую очередь для основного производства.
3. Проведениемаркетинговых исследований рынка по импорту и реализуемой продукции по экспорту,расширение круга фирм — продавцов и фирм — покупателей с целью обеспечениянеобходимых объемов продаж и достижения планируемой прибыльности.
4. Систематическое изучение и анализ достижений зарубежнойнауки и техники, направлений НТП, опыт применения аналогичной зарубежнойпродукции микроэлектроники.
Изосновных функций ВЭФ ”Интегралинторг” выделяются следующие:
1. Выявлениесуществующих и потенциальных потребностей рынка в продукции предприятия.Изучение и анализ внешних рынков по регионам.
2. Определениеемкости рынка, анализ тенденций его развития в соответствующих регионах.
3. Установлениепрямых контактов с инофирмами в целях подготовки создания совместныхпредприятий и поиска других форм сотрудничества для организации дилерской сетиза рубежом.
4. Систематическоеизучение деятельности фирм — покупателей продукции.
5. Сравнительныйанализ продукции фирм потенциальных конкурентов.
6. Участиев работах по проведению экономического анализа вариантов номенклатурного плана,экспертизе новых изделий с учетом достигнутых уровней прибыльностипроизводства, в обеспечении реализации продукции предприятия в различныхрегионах с учетом их специфики.
7. Участиев семинарах, конференциях, выставках, ярмарках, проводимых за рубежом понаправлениям микроэлектроники и аппаратостроения.
8. Участиеи проведение переговоров с представителями инофирм.
9. Организацияи проведение переписки, телексной и телетайпной связи с представителямизарубежных организаций и фирм.
10. Организация отправки информационно- рекламных материалов, образцов продукции объединения через ускоренные видыпочт и прочее.
11. Подготовка и заключение контрактовс фирмами на поставку изделий.
12. Сопровождение контрактов синофирмами с целью обеспечения их выполнения по срокам поставки и номенклатуреизделий.
13. Участие в планировании объемовпроизводства продукции и поступления валютной выручки с учетом заключенных ипроектируемых контрактов.
14. Анализ деятельности фирмы с цельюповышения ее эффективности.
15. Разработка и осуществлениемероприятий, направленных на систематическое изучение деятельности фирм — покупателей продукции.
16. Систематическое изучениедеятельности фирм — потенциальных поставщиков продукции, закупаемой по импорту.Сравнительный анализ характеристик продукции фирм — потенциальных поставщиков.
17. Изучение номенклатурыимпортируемых материалов, комплектующих, оборудования, запасных частей и др.совместно с соответствующими фирмами объединения.
18. Заключение и использованиеконтрактов на закупку по импорту материалов, комплектующих, оборудования,запасных частей и др. необходимых для нормального функционирования объединения.
2 Основные и внешнеторговые отделы.
Их функции ивзаимосвязь с другими отделами фирм. ВЭФ “Интегралинторг” состоит из 5отделов, каждый из которых возглавляет начальник отдела. При этом в своейработе все отделы тесно взаимодействуют между собой.
/>
Рисунок 2 –Структура ВЭФ “Интегралинторг”
Отделэкспорта. Осуществляет экспортные операции по продаже изделий электроннойтехники, комплектующих, оборудования, запасных частей и другой продукции предприятия,а также осуществляет экономическое и научно-техническое сотрудничество сзарубежными организациями и фирмами в объеме экспортных операций.
Данныйотдел включает в себя:
- бюроэкспорта Северо-Американского региона;
- бюроэкспорта в регион Юго-Восточной Азии;
- бюроэкспорта в регион Европы;
- бюров регион Малайзии, Индии;
- группауправления базой данных.
Отделимпорта. Осуществляет закупки сырья и материалов для организации производствапродукции на предприятии. Через отдел импорта НПО “ИНТЕГРАЛ” выходит надистрибьютора основных видов продукции (это дешевле для предприятия) на основемаркетинговых исследований.
Данный отдел включает в себя:
- бюромаркетинговых исследований рынков стран дальнего зарубежья;
- бюрокоммерческих связей с подразделениями НПО “ИНТЕГРАЛ”
- группасырья и материалов;
- группаоборудования, запчастей и пресс материалов;
- группакомплектующих, драг металлов.
Финансово-экономическийотдел. Отслеживает отгрузки, финансы, контракты, сроки выполнения, санкции,валютные платежи, командировочные, а также правильность осуществлениявнешнеэкономической деятельности в соответствии с законодательством РеспубликиБеларусь.
Данныйотдел включает в себя:
- планово-экономическоебюро;
- бюробухгалтерского учета.
Отделфаундри-бизнеса. Занимается внедрением в производство изделий по чертежамзаказчика, т.е. работает под заказ с подачи информации последнего. (Например:разработка микросхем “под заказчика”; изготовление ПЗУ с магнитными дискамизаказчика).
Отделмеждународных связей (протокольный отдел). Занимается организационнымивопросами международных отношений (организацией встреч, оформлением пропусковиностранным делегациям, обеспечением переводов и т.д.).
Каждыйиз перечисленных отделов состоит из начальника и заместителя начальника отдела,менеджеров по внешнеэкономической деятельности предприятия (каждый из них ведетработу с определенным набором фирм-партнеров), инкорреспондентов, переводчикови других специалистов в зависимости от отдела.
Существуеттесная взаимосвязь отделов ВЭФ между собой и с другими подразделениямипредприятия. Например, отдел экспорта передает в планово-экономический отделзаключения по проектам цен на новую продукцию и целесообразность применениядействующих цен. В свою очередь получает оттуда годовые планы производства и ихизменение, сведения о фактической рентабельности и себестоимости изделий заводаи т.д. Отдел экспорта взаимодействует с юридическим отделом, с финансовымотделом, с отделом труда и заработной платы.
Отделимпорта тесно связан с отделом комплектации и оборудования. Именно оттуда отделимпорта получает информацию о комплектации оборудования и т.д. и принимаетзаказы.
Какпоказала многолетняя практика, данная структура ВЭФ “Интегралинторг” являетсяоптимальной для данного производства, т.к. существует конкретная система взаимодействияотделов между собой и системы в целом.
3 Совершенствование структуры ВЭФ “Интегралинторг”.
Вовнешнеэкономической фирме “Интегралинторг” отделы образованы по направлениюдеятельности, т.е. экспорт, импорт, международные связи, финансы и фаундри-бизнес.Т.к. НПО “Интеграл” является крупным поставщиком продукции в большое количествостран и регионов, то в данном проекте предлагается совершить реструктуризациюВЭФ. А именно образовать отделы по регионам. Т.к. работать приходится с такимирегионами, как Азия, Европа и СНГ, то понятно, что специфика каждого из нихдовольно ощутима. Следовательно владеть всей необходимой информацией о всехрегионах для ведения эффективной внешнеэкономической деятельности невозможно. Азначит будет будит более эффективно, когда специалисты по оному региону будуторганизованы в отдельный отдел.
Нарисунке 3 представлена примерная схема реструктуризации ВЭФ “Интегралинторг”.
/>
Рисунок 3 — Предложение по реструктуризации ВЭФ “Интегралинторг”
Таккак вопросы финансово-экономического характера являются также специфичными длякаждого региона, то необходимо также выделить специалистов по каждому из них.Подобным образом следует поступить и с отделом международных связей. Неизменнымостается лишь отдел фаундри-бизнеса, т.к. он представляет собой отдельнуюотрасль. Но так останется лишь до тех пор, пока фаундри-услуги не займутзначительную долю во всем товарообороте предприятия.
4 Пути совершенствования ВЭД исходя из внутреннихфакторов.
Наосновании проведенного мною анализа производственной деятельности объединения иего внешнеэкономической деятельности можно выявить следующие основныевнутренние факторы, влияющие на экономическое положение НПО ”Интеграл”, а именно:
- недогрузкапроизводственных мощностей;
- недостатоксобственных оборотных средств, вынужденные кредиты и соответственно рост долга;
- недостаточноефинансирование НИОКР;
- низкаязаработная плата и соответственно высокая текучесть кадров;
- высокийизнос технологического оборудования, отсутствие средств на модернизациюоборудования, что приводит к невозможности выпуска высоко технологическойпродукции;
- малаяроль маркетинга в деятельности НПО «Интеграл».
Принимаяво внимание вышеизложенные факторы можно предложить следующие направления,выполнение которых позволит увеличить научно — технический и производственныйпотенциал объединения и, соответственно, даст возможность НПО«Интеграл» увеличить свое влияние на рынке электронных компонентов:
Доведениекачества выпускаемой продукции до уровня мировых стандартов, т.е. продукцияобъединения должна соответствовать требованиям ISO- 9000 и других международных систем качества.
Ориентированиев выпуске и разработке новых видов продукции на аналоги ведущих мировыхпроизводителей электроники.
Снижениесебестоимости продукции и установление уровня цен на конкурентоспособномуровне.
Однимиз непременных условий успешной деятельности объединения на внешнем рынке, дажеможно сказать, что и главным, является повышение качества выпускаемой продукциипри наличии конкурентоспособных цен.
Каквидно из таблицы экспортные цены НПО «Интеграл» на продукцию,поставляемую в страны дальнего зарубежья, по своим значениям сопоставимы сценами на аналогичную продукцию на мировом рынке, а по некоторым позициям даженемного ниже. Отсюда следует, что объединению необходимо приложить все усилияна производство высококачественной продукции. Для реализации данной задачитребуется уделять внимание не только самому технологическому процессуизготовления интегральных микросхем и другой продукции, но и на качествоприменяемых сырья и материалов, т. к. использование недоброкачественных или несоответствующих данному технологическому процессу материалов приводит кухудшению технических параметров выпускаемой продукции.
Работав данном направлении проводится на объединении уже с 1995г. В частности,начиная с 1999г. НПО «Интеграл» при работе с постоянными поставщикамикомплектующих, сырья и материалов для основного производства будет использоватьпрактику сертификации поставщика. Суть данного метода заключается в следующем.
Таблица1 — Сравнительный анализ цен на основную продукцию НПО ”Интеграл” и средних ценна аналогичную продукцию на мировом рынкеИзделие Цена изделий, поставляемых в Россию и страны СНГ, долл. США Цена изделий, поставляемых в дальнее зарубежье, долл. США
НПО
«Интеграл»
Дублеры
в СНГ Контрактные цены НПО «Интеграл» Мировой рынок Логические интегральные микросхемы (в зависимости от типа) 0,13 — 5,05 0,15 — 5,29 0,05 — 0,29 0,055-0,9 Запоминающие устройства 0,19 — 16,4 0,5 — 0,75 0,35 — 0,8 микроконтроллеры 0,70 — 1,86 3,1 0,71 — 1,05 0,09-1,15 Телефонные интегральные микросхемы 0,19 — 1,23 0,97 — 0,98 0,076 — 0,6 0,07-0,62 Телевизионные интегральные микросхемы 0,30 — 3,43 0,48 — 0,89 0,402 0,3 — 6,0 Операционные усилители 0,1 0,11 0,09 0,082-0,1 Транзисторы 0,0137-0,15 0,14-0,15 Диоды 4,0 — 25,0 4,2 — 26,0
Сцелью реализации политики качества НПО ”Интеграл” в области материально — технического обеспечения, установления новых взаимоотношений с поставщиками,которые позволят повысить качество потребляемых сырья и материалов,комплектующих изделий, оборудования и уменьшить частоту входного контроля наобъединении осуществляется сертификация (десертификация) поставщиков.
Дляпроведения проверки системы качества у поставщика на НПО ”Интеграл” создаетсякомиссия из числа квалифицированных специалистов УМТС, УК, СТО.
Наоснове полученных данных из исследования, на начальном этапе работы посертификации поставщиков проводится его предварительное анкетирование с цельюзнакомства с системой качества, действующей у поставщика. Обработка результатовпредварительного анкетирования позволяет заказчику и поставщику понятьтребования друг друга и создать наиболее эффективную программу сертификациипоставщиков.
Первоепосещение поставщика будет проводится: во-первых, с целью более детальнопознакомить поставщика с требованиями НПО ”Интеграл” к системе качествапоставщика и, если это необходимо, провести обучение персонала поставщика,во-вторых, в свою очередь заказчик будет иметь возможность собрать интересующуюинформацию о поставщике. Для этого составляется программа визита.
Результатыпервого посещения комиссий поставщика будут оформляться отчетом спредварительной оценкой по балльной шкале. Отчет будет утверждаться техническимдиректором объединения.
Какправило, между 1 и 2 посещением фирмы поставщика будет делаться перерыв от 1 до3 (а в некоторых случаях и более) месяцев. В течение этого времени поставщикработает по ”Программе сертификации поставщика”, составленной (в 2-хэкземплярах) совместно с заказчиком во время его посещения. После проведениявсех мероприятий, предусмотренных программой, поставщик будет проводитьсамостоятельную оценку своей готовности к сертификации или негодности, о чемставит в известность заказчика.
Припосещении поставщика комиссия объединения будет проводить оценку системы качества,и оценивать ее по балльной шкале (утвержденной на НПО ”Интеграл”):
- вслучае, когда набранное количество баллов составляет 70% от максимального,система качества поставщика оценивается положительно и комиссия приступает квыборочному контролю партий. Результаты проверки оформляются актом, которыйсоставляется в двух экземплярах;
- вслучае, когда набранное количество баллов составляет менее 70% отмаксимального, поставщик составляет и выполняет корректирующие мероприятия, азаказчик повторно проводит обучение. Только после этого возможна повторнаяоценка.
Выборочныйконтроль партий будет проводиться на соответствие требованиям НПО ”Интеграл”.Для этого поставщик должен иметь согласованный с НПО ”Интеграл” план контроля(объем контроля, частота выборки, границы контроля, уровень забраковывания).Контроль партии будет проводиться на производственной базе поставщика иоформляется в двух экземплярах.
Еслипоставщик сертифицируется впервые, контролю подлежат 10 случайных партий. Еслипоставщик ранее сертифицирован, контролю подлежат 5 случайных партий.
Втом случае, когда в проверенных партиях брак отсутствует, партии будутсчитаться принятыми заказчиком и поставщику будет вручаться ”СертификатЗаказчика”, а последующие партии товара данного поставщика не подлежат входномуконтролю у заказчика.
Втом случае, когда в проверенных партиях товара будет иметься хотя бы 1 брак, товсе партии будут считаться не принятыми заказчиком и входной контрольсохраняется, а поставщик вновь будет разрабатывать и выполнять мероприятия.
Фактсертификации продукта будет подтверждаться выдачей сертификата НПО ”Интеграл”поставщику и заносится в соответствующую базу данных, которая обновляетсякаждые 6 месяцев, т. е. 1 раз в 6 месяцев одна случайная партия проверяется навходном контроле.
НПО”Интеграл” будет производить десертификацию в следующих случаях:
1. Еслиобнаруживается дефектная партия;
2. Еслизаказчик (НПО ”Интеграл”) изменил один или несколько параметров на материал;
3. Еслипоставщик по согласию с заказчиком изменил один или несколько параметров наматериал;
4. Еслипоставщик имеет трудности в процессе производства, которые могут сказаться накачестве выпускаемого материала; в этом случае поставщик ставит в известностьНПО ”Интеграл”;
5. Еслипоставщик прекращает направлять в адрес НПО ”Интеграл” данные статистическогоконтроля выходных параметров.
Послефакта десертификации поставщик будет разрабатывать, согласованный с НПО”Интеграл” план корректирующих действий, предотвращающих появление дефектнойпродукции, а НПО ”Интеграл” будет начинать проводить у себя входной контроль. Ив дальнейшем комиссия по сертификации НПО ”Интеграл” будет решать вопрос обудущей сертификации десертифицированного материала.
Вслучае, когда поставщик на постоянной основе будет демонстрировать своюспособность производить и отгружать продукцию высокого качества, он можетявляться кандидатом для предоставления статуса ”Сертифицированного” поставщика.
Критериямидля присвоения этого статуса будут являться:
1. Если75 % наименований материалов, отгружаемых НПО ”Интеграл” имеют его сертификат.
2. Поставщикможет регулярно предоставлять НПО ”Интеграл” план выходного контроля и методовтестирования.
3. Выполнениесогласованной в 2-х стороннем порядке ”Эффективной программы сертификациипоставщика”, ее анализ и обновление не реже 1 раза в 6 месяцев с сообщениемуправлению качеством заказчика. Любое изменение этой программы должно бытьсогласовано с НПО ”Интеграл”, а отсрочка выполнения работ должна подтверждатьсядокументом.
Вслучае, если хотя бы одно из вышеперечисленных условий не будет выполняться, тостатус “Сертифицированного поставщика” не присваивается или поставщик десертифицируется.
Обязательнымусловием повышения эффективности производственной деятельности, напрямуюсвязанным с качеством продукции, является и обновление парка оборудования.Высокие требования к продукции, изготавливаемой предприятием, и конкуренцияпроизводителей на рынках стран дальнего зарубежья требуют постоянноготехнического перевооружения основных производственных фондов. Это вынуждаетпредприятие проводить реконструкцию производства, однако затраты наперепрофилирование значительно превышают его возможности.
Здесьнеобходимо отметить, что будучи основанным в 1971 году объединениенезначительно обновило парк оборудования. Наибольший удельный вес составляетоборудование старше 5 лет по заводу им. Дзержинского — 46,9%, по Транзистору — 48,8%, Электроника — 18,0%. До 5 лет по заводу им. Дзержинского только 24,9%,по Транзистору — 11,7%. По заводу Электроника оборудование свыше 20 летсоставляет 43,4%.
Учитываятот факт, что средний срок службы оборудования в электронной промышленности доего морального износа составляет 5 — 6 лет объединению для сохранения прежнихобъемов производства и выпуска качественной продукции следует модернизироватьтехнологическое оборудование, внедрять современное, более производительноеоборудование.
Однако,как уже было отмечено выше, в настоящее время у предприятия нет собственныхсредств на перевооружение производства. Идеальным вариантом в сложившейсяситуации был бы лизинг оборудования, но к сожалению пока на территорииреспублики нет компаний, которые специализировалась на данном видедеятельности. Единственным выходом из сложившейся ситуации видится открытиекредитной линии для НПО ”Интеграл” или из государственного бюджета, или отзаинтересованных инофирм в рамках различных валютных кредитных линий.
Намой взгляд второй вариант является наиболее приемлемым в случае созданиясовместного производства с одной из крупнейших иностранных компаний попроизводству электронной продукции. В данном случае можно предложить два видакредита под развитие производственных мощностей:
Иностранныйпартнер выдает кредит объединению в виде оборудования для созданияпроизводственных мощностей под свое производство на одном из заводов, входящихв структуру НПО ”Интеграл”. После установки оборудования данный завод выпускаетпродукцию под торговой маркой иностранного партнера. Расчеты между партнерамиможно осуществлять следующим образом:
- функциисбыта произведенной продукции берет на себя иностранный партнер через свою сбытовуюсеть, при этом объединению по договоренности выплачивается стоимость используемыхсырья и материалов, заработная плата работающих и установленная норма прибыли,а все остальное остается в распоряжении иностранного партнера;
- произведяпродукцию под маркой иностранного партнера НПО “Интеграл” по договоренностипередает часть произведенной продукции иностранному партнеру в счет погашениякредита, а оставшуюся долю реализует самостоятельно.
Иностранныйпартнер открывает объединению денежную кредитную линию. Закупив оборудованиеНПО ”Интеграл” производит продукцию под торговой маркой иностранного партнера иреализовав данную продукцию рассчитывается с партнером.
Вслучае, если вышеперечисленные варианты невозможно будет применить, то НПО”Интеграл” не остается ничего иного как по мере возможности, используякредитные средства, проводить мероприятия по модернизации оборудования итехнологических процессов с целью повышения процента выхода годных и снижения потерь.
5Пути совершенствования ВЭД исходя из внешних факторов.
На основании проведенного анализапроизводственной деятельности объединения и его внешнеэкономическойдеятельности можно выявить следующие основные факторы, влияющие наэкономическое положение НПО “Интеграл”, а именно:
- продолжающийсяспад производства как странах СНГ, так и в Беларуси;
- высокиецены на материалы и комплектующие, получаемые по импорту;
- всевозрастающая конкуренция на внешних рынках;
- удорожаниеэнергоносителей;
- нерегулируемыйимпорт в республику и страны СНГ электронных компонентов;
- низкиетаможенные пошлины;
- несовершенноерегулирование валютной политики и валютных курсов;
- высокиетемпы инфляции как по стране, так и в промышленности;
- несоответствие законодательной базы к мировой практике;
- государственная«опека» предприятия как оборонного;
Принимаяво внимание вышеизложенные факторы можно предложить следующие направления,выполнение которых позволит увеличить научно — технический и производственныйпотенциал объединения и, соответственно, даст возможность НПО«Интеграл» увеличить свое влияние на мировом рынке электронныхкомпонентов:
Дальнейшееукрепление своих позиций на рынке Юго — Восточной Азии и расширение объемовсбыта интегральных микросхем и кристаллов в данном регионе.
Расширениесотрудничества с зарубежными партнерами в области совместных разработокпринципиально новой продукции и создания совместных производств.
Проведениемаркетинговых исследований на внешнем рынке с анализом тенденций его измененийи конъюнктуры.
Проведениерекламных кампаний в странах, где имеются потенциальные потребители продукцииобъединения.
Поданным зарубежных исследований к 2008г. электроника — самая большая индустрия.В 1984г. объем продаж микроэлектроники превысил объем продаж продуктов питания,в 1995г. — объем нефти. В 90-х годах Россия снизила объем продаж с 1,4 млрд.долл. США до 600 млн. в 1995г. За это же время Китай увеличил объем выпускаэлектронных компонентов с 400 млн. в 1980г. до 2 млрд. долл. США в 1995г. Поданным ”WSTS” объемы продажполупроводниковых микросхем в 2005г. возросли на 26%, в 2006г. возрастут на18%, в 2007г. — на 19,6%. Таким образом, объемы продаж будут расти, хотя темпыроста несколько снизятся.
Обостряетсяконкурентная борьба на рынках между фирмами — изготовителями микроэлектронныхкомпонентов.
Присокращении доли всех промышленно — развитых стран вырос удельный вес государствАзиатско-Тихоокеанского региона.
Всложившейся ситуации, когда на рынке присутствует значительное количество фирм,выпускающих практически аналогичную продукцию, НПО ”Интеграл” для удержаниясвоих позиций на рынке и завоевания новых необходимо постоянно анализироватьрезультаты своей деятельности, выявлять негативные моменты и своевременноулучшать производственные показатели, которые оказывают прямое влияние на позициипредприятия в отрасли.
Наоснове проведенного мной анализа и исследования, основным направлением развитияобъединения в данный момент является развитие мощностей для производствапродукции на экспорт, сохраняя при этом место для удовлетворения внутреннего рынка,хотя он и не стабилен.
Помимофакторов производственного характера, перечисленных в предыдущей части данной главы,в цепочке маркетинга и сбыта — конструкторские бюро — производство — управлениемаркетинга и сбыта не последняя роль уделяется управлению маркетинга и сбытаНПО ”Интеграл”.
Общаястратегия маркетинга по продвижению на внешний рынок для достижения успехадолжна предусматривать следующие факторы:
- сложившийсяуровень цен и их колебание;
- максимальнуюприближенность поставляемой продукции к требованиям зарубежных аналогов иудовлетворять мировым стандартам;
- гарантироватькачество поставляемой продукции;
- надежностьи экономическая состоятельность партнеров;
- инвестиции.
Приформировании конкурентоспособных цен на продукцию объединения в качествеосновных критериев можно предложить следующие:
- установлениеуровня цен для серийных изделий на первом этапе, при необходимости, нижемирового уровня и цен аналогов СНГ, с постепенным их подъемом в зависимости отрыночной ситуации и при обеспечении высокого качества, своевременности истабильности поставок;
- отслеживаниеколебаний уровня цен на внутреннем и внешнем рынках и у основных производителейи установление ее уровня не выше, чем у конкурентов, при этом потребуютсяогромные усилия по снижению себестоимости выпускаемой продукции.
Однимиз основных условий успешного осуществления внешнеэкономической деятельностиобъединения является целенаправленная работа управления маркетинга и сбыта,направленная на изучение и анализ географии мировых рынков электронныхкомпонентов, их емкости и конъюнктуры, отслеживание тенденций их развития иизменения. От слаженного взаимодействия управления маркетинга и сбыта сконструкторскими бюро и производственными подразделениями объединения во многомзависит своевременный выпуск продукции, пользующейся повышенным спросом.
Внастоящее время, когда ситуация на рынке электронных компонентов стремительноменяется, появляются все новые и новые типы интегральных микросхем с абсолютнодругим набором функции, очень важно своевременно реагировать на данныеизменения и в своей деятельности ориентироваться на лидеров. Поэтому,управление маркетинга и сбыта должно на основе проводимых им исследованийдавать рекомендации конструкторским бюро о том, какие типы интегральных микросхеми с каким набором функций необходимо разрабатывать в данный момент, чтобыоставаться конкурентоспособными на каком — либо конкретном рынке.
Помимофункций исследования и анализа рынков управление маркетинга и сбыта должнопостоянно вести работу по расширению рынка сбыта выпущенной продукции и поискуновых потребителей объединения. Для этого необходимо развивать следующиенаправления маркетинговой деятельности:
- доведениеразрабатываемых изделий до полного соответствия зарубежным аналогам и создание банкаданных по запросам потребителей. Это позволит, уже на этапе разработки, выходитьна экспортные поставки опытных образцов с последующим увеличением их объемов;
- участиеобъединения в крупнейших специализированных выставках, представлять своюпродукцию на ярмарках в СНГ и за рубежом;
- организацияактивной рекламной кампании в средствах массовой информации в РБ, странах СНГ,зарубежных изданиях;
- проведениенаучно — технических семинаров по ряду направлений развития элементной базы(телевидение, телефония, бытовая техника и др.) на базе объединения;
- организацияизданий каталогов продукции объединения и буклетов;
- проведениеработ по расширению собственной сбытовой сети на тех рынках, где имеетсяпостоянный спрос на продукцию объединения.
Однакона создание собственной сети сбытовых организаций требуются значительныефинансовые средства, которыми НПО ”Интеграл” в настоящее время не располагает.В данной ситуации можно предложить для сбыта продукции использовать сбытовуюсеть иностранных партнеров, с которыми объединение сотрудничает на постояннойоснове. В качестве примера данного вида сотрудничества можно представитьвзаимодействие НПО ”Интеграл” с корейской фирмой LG,через сбытовую сеть которой объединение реализует значительную часть своейпродукции на рынке Юго-Восточной Азии.
Целесообразнымвидится также для реализации интегральных микросхем и другой продукциииспользовать услуги посредников на товарных рынках. Их высокая эффективностьпри обеспечении доступности товара и доведения его до конкретного потребителяосновывается на следующих факторах:
- хорошеезнание рынков, на которых действует данный посредник, их конъюнктуры,потребностей, специфики и объемов;
- какправило, у посредников имеется хорошо налаженная система коммерческих связей иделовых контактов;
- большинствоторговых посредников имеют значительный опыт торговли данным товаром наконкретном рынке;
- каждыйпосредник преимущественно имеет узкую специализацию в своей деятельности.
Наоснове проведенного исследования к услугам посредников прибегаютпреимущественно в следующих случаях:
- когдафирма недостаточно сильна в финансовом отношении и не считает целесообразнымбрать кредиты под создание собственной сбытовой сети;
- когдаосуществляет выход на новый, неизученный для себя рынок и хочет узнатьпотенциальный спрос на свою продукцию;
- когдапослепродажный сервис конкретного товара, предлагаемого фирмой, незначителен;
- когдана данном рынке имеется множество потребителей конкретного товара, имеющихплатежеспособный спрос, и требуется быстрейшее создание мощной сбытовой сети;
- когдарынок данного товара значительно разбросан в географическом плане;
- когдатребуется продавать продукцию небольшими партиями по заказам конкретныхпокупателей;
- вслучае, когда разница между себестоимостью производства и продажной ценойнезначительна.
Основываясьна вышеизложенных условиях, при которых предприятию следует прибегать к услугампосредников, можно прийти к выводу, что для НПО ”Интеграл” в настоящее времянаиболее выгодно использовать данную систему сбыта своей продукции назарубежных рынках, где его продукция еще недостаточно известна.
Длястимулирования работы посредником можно предложить использовать систему скидоки льгот, которые бы зависели от объема продаж, для дилеров, которые на постояннойоснове сотрудничают с объединением.
Однакодаже при положительных результатах работы управления маркетинга и сбыта поопределению тенденции изменения и конъюнктуры рынка, а также его слаженноговзаимодействия с другими подразделениями объединения, этого не достаточно длясвоевременного выпуска новых видов продукции. Необходимо их спроектировать изапустить в производство в кратчайшие сроки, пока не изменилась ситуация нарынке. На данном этапе многое зависит от работы конструкторских бюро и гибкостипроизводства. В настоящее время период времени от начала разработки нового видапродукции до выпуска пробной партии на объединении в среднем составляет 2 — 3года. Но аналогичный период у ведущих мировых фирм составляет 12 — 18 месяцев.Поэтому, НПО ”Интеграл” следует уделить больше внимания совершенствованиюстадий разработки и непосредственного производства. Структура производства иуправления должна быть максимально гибкой, быстро и чутко реагировать напостоянные колебания рынка. Для уменьшения сроков разработки и внедренияразработок в производство, необходимо уменьшить число инстанций, которыезадействованы в процессе производства. В данном случае видится целесообразнымразукрупнение объединения, т.е. создание на базе цехов, входящих в его составсамостоятельных подразделений с собственными счетами, в том числе и валютными,не связанных друг с другом в производственном отношении, которые занимались быработой или с какой — либо одной конкретной фирмой (в данном случае предлагаетсясоздание совместных производств с иностранным партнером) или выпускали бы узкуюноменклатуру изделий для определенного рынка. Это позволило бы уменьшитьпродолжительность документооборота, т. к. сейчас большая часть документациипрежде чем попасть в цех проходит через соответствующие службы головного заводаим. Дзержинского, где из — за большого количества документов, рассмотрениекакого — либо конкретного документа может продлиться несколько недель. Ставсамостоятельными цеха объединения смогут более оперативно решать производственныевопросы, производить оплату за закупаемые сырье, материалы и комплектующие,налаживать контакты с партнерами.
Взаключении хотелось бы отметить еще один негативный момент вовнешнеэкономической деятельности объединения, который отрицательно сказываетсяна оборачиваемости оборотных средств. Данным недостатком являются условиязакупки материалов и комплектующих по импорту. Дело в том, что в настоящеевремя почти все зарубежные фирмы работают с компаниями из СНГ лишь на условияхпредоплаты, что вызвано работой большинства зарубежных фирм под заказ, т. е.получив заказ от покупателя фирма начинает под него производить продукцию, инизким уровнем платежеспособности наших предприятий. В результате при среднемсроке поставки по импорту в 5-6 недель значительные суммы денежных средствпредприятия замораживаются на этот срок.
Длятого, чтобы избежать данной ситуации можно предложить приобретение товаров наусловиях консигнации, когда на склад покупателя завозится значительная партиятовара и покупатель по мере надобности использует его для нужд производства,параллельно оплачивая стоимость потребленной части.
6 Повышение эффективности инфраструктурывнешнеэкономической деятельности.
Вобласти финансово-банковской деятельности. Работа современногомикроэлектронного предприятия, как правило представляют собой инновационныйцикл, который считается завершенным после освоения производства микросхемы,выпуска ее на рынок и получения реальной прибыли. Поэтому для реализацииотечественных высокотехнологичных проектов должен быть привлечен банковскийкапитал в виде кредитования или венчурного финансирования. И безкрупномасштабной государственной поддержки здесь не обойтись. Необходимовозродить инновационный процесс в Беларуси. Сегодня это возможно хотя бы вминимально необходимых масштабах только при следующих условиях:
— разработка четкой нормативной базы для инновационной деятельности;
— инвестирование проектов на конкурсной основе;
— придание существующим инновационным фондам статуса государственных гарантовчастных инвестиций;
— объективная экономическая оценка наукоемких технологий и производств с цельюопределения приоритетных направлений развития страны и концентрации средств наэтих задачах;
— поэтапный переход на возвратное финансирование части прикладных исследований иразработок, денежное обеспечение которых сейчас ведется из бюджетных ивнебюджетных источников.
Всфере совершенствования инфраструктуры, обеспечивающей развитиевнешнеэкономической деятельности представляется актуальным развитиефинансово-банковской деятельности. Первоочередной задачей в этой областиявляется создание экспортно-импортного банка. Определенная работа в этом направлениив республике уже проводится.
Наоснове изученного опыта функционирования экспортно-импортных банков некоторыхзарубежных стран сформулированы конкретные цели и задачи, намечены приоритетынаправления деятельности экспортно-импортного банка Республики Беларусь. Наначальном этапе намечается предоставление экспортно-импортным банком экспортныхкредитов национальным производителям. Затем по мере становления банка иразвития экономики страны предполагается расширение финансовых услуг банка вобласти внешнеэкономической деятельности национальных и зарубежных субъектовхозяйствования.
Анализ существующего состоянияэкономики Беларуси, финансового рынка республики, концепциивнешнеэкономического развития на ближайшее время в качестве первоочереднойзадачу государственной поддержки отечественных экспортеров в видепредоставления экспортных кредитов на льготных условиях, долгосрочных кредитовна модернизацию отраслей и производств с наибольшим экспортным потенциалом,страхования экспортных поставок, предоставления гарантий зарубежным партнерам.
Вобласти страхования рисков, связанных с осуществлением внешнеэкономическойдеятельности. Создание в республике конкурентоспособного экспорно-ориентированногосектора предполагает формирование комплексной системы защиты направленной наустранение рисков, возникающих при осуществлении внешнеэкономическойдеятельности. В ходе проработки вопросов совершенствования инфраструктурывнешнеэкономической деятельности определена концепция создания системыстрахования а области внешнеэкономической деятельности, включающая в себяследующие компоненты:
Защитаот физических рисков. К этой категории рисков относятся риски, связанные сущербом, нанесенным огнем, стихийными бедствиями, водой, кражей, повреждениемгрузов при транспортировке, погрузке, разгрузке, хранении и тому подобным.Защита от физических рисков обеспечивается существующей в республике системойтак называемого классического страхования на базе зарегистрированных страховыхкомпаний.
Защитаот политических рисков. Политическим рискам, в основном, подвергаютсяиностранные инвесторы (включая различную долю участия внешних инвестиций вуставном фонде белорусских предприятий) и иностранные кредиторы. Как правило,защита этой категории субъектов, подвергающихся политическим рискам,обеспечивается предоставлением гарантий внешними, по отношению к республике,финансовыми институтами (страховое общество “ГЕРМЕС”- Германия, ЭКСИМбанкидругих стран, Агентство по страхованию экспортных кредитов — Великобритания,Международное агентство по страхованию инвестиций — МИГА при Всемирном банке идругие). В рамках классического страхования, то есть страховыми компаниями,такие гарантии не предоставляются. В настоящее время формой защиты иностранныхинвестиций по отношению к нерезидентам Республики Беларусь являетсяпредоставление гарантий на правительственном уровне. Существующая практикаотработана и на современном этапе пока не требует кардинальных изменений.
Защитаот рисков, которым подвергаются отечественные экспортеры и инвесторы. Проблемазащиты отечественных экспортеров и инвесторов и формирование соответствующейсистемы представляется достаточно актуальной. Очевидно, в перспективецелесообразно формирование государственной финансово-страховой компании, какэто и принято в развитых странах, по типу “ГЕРМЕС” (Германия), “САЧЕ” (Италия)и т.п. По мнению заинтересованных, на современном этапе, формой реализациифункций по защите от рисков отечественных экспортеров и инвесторов может бытьфинансово-страховая структура любой организационно-правовой формы сдостаточными активами, сопоставимыми с суммарным объемом экспорта РеспубликиБеларусь. В ходе обсуждения определен примерный уставный капитал такойструктуры, который должен составить порядка 130 млн. долларов. Значительностьприведенной суммы (к примеру, суммарный уставный фонд зарегистрированныхстраховых компаний составляет порядка 15 млн. долларов, коммерческих банков — 300 млн. долларов) предопределяет созданий страхового института с функциямистрахования экспорта на базе существующей финансовой структуры.
Определены следующие приоритетныенаправления в области страхования внешнеэкономической деятельности: международныйлизинг, международные перевозки, страхование иностранных инвестиций.
Вобласти информационно-маркетинговой деятельности. В качестве одного измеханизмов активного влияния на совершенствование системы информационногообеспечения внешнеэкономической деятельности должен стать созданный всоответствии с Указом Президента №56 от 18 февраля 1995 г. Национальный центрмаркетинга и конъюнктуры цен.
Егостратегической целью явится комплексное информационно-аналитическое обеспечениепроцессов подготовки и принятия экономически обоснованных управленческихрешений государственными органами управления и республиканскими субъектамихозяйствования всех форм собственности при осуществлении ими управленческой,производственной, коммерческой и внешнеэкономической деятельности.
Программадеятельности Центра имеет следующие основные направления:
— государственное планирование и управление ВЭД;
— внутренний, мировой и региональные рынки товаров, услуг и капиталов;
— структура экспорта и импорта товаров, услуг и капиталов во внешнеэкономическойдеятельности Республики;
— иностранные капиталы в экономике Республики.
Информационныйобмен Центра с государственными структурами осуществляется на трех уровнях:
— информационно-аналитическое обеспечение деятельности Администрации Президента,Кабинета Министров и Минвнешэкономсвязей Республики Беларусь по формированиюнациональной стратегии внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь,проведению соответствующей государственной политики и реализации крупныхГосударственных внешнеэкономических программ.
— информационно-аналитическое обеспечение региональных, ведомственных иотраслевых программ внешнеэкономической деятельности.
— информационно-аналитическое обеспечение внешнеэкономической деятельностиорганов местной власти и субъектов хозяйствования.
Вкачестве первоочередных определены следующие инфомационно-аналитическиепрограммы:
ПрограммаМАРКЕТИНГ. Программа нацелена на создание новых товаропроводящих путей длябелорусских товаропроизводителей, включая тех, кто уже работает на внешнемрынке, а также тех, кто только начинает свою внешнеэкономическую деятельность.
ПрограммаРЫНОК. Программа призвана обеспечить участников внешнеэкономическойдеятельности Республики достоверной и своевременной информацией о состоянии итенденциях развития внутреннего, мирового и региональных рынков товаров, услуги капиталов.
ПрограммаКОНСАЛТИНГ. В рамках этой программы разрабатывается и предлагаетсягосударственным органам и субъектам хозяйствования широкий спектринформационных и организационно-технических услуг, направленных насовершенствование производства, повышение качества продукции, освоение рыночныхмеханизмов и соответствующих методов хозяйствования и управления.
ПрограммаИНВЕСТИЦИИ. Цель этой программы состоит в формировании необходимыхинформационных условий и предпосылок для привлечения иностранных инвестиций вэкономику Республики и обеспечения государственного управления, контроля инеобходимой поддержки этого процесса.
ПрограммаРЕСУРСЫ. В результате реализации этой программы будет создана системамониторинга мирового рынка сырьевых ресурсов и энергоносителей. Вырабатываемыес помощью этой системы информационно-аналитические материалы позволятгосударственным органам сформировать и проводить обоснованную, с точки зрениянациональных интересов, политику в этом секторе мирового рынка.
ПрограммаИННОВАЦИИ. Программа нацелена на создание необходимых условий и предпосылок дляреализации на мировом рынке научно-технических достижений Республики в виденовых технологий и наукоемкой продукции в приоритетных для Республики отрасляхнауки и техники.
Центрсилами участников-исполнителей оказывает следующие основные услуги длясубъектов хозяйствования республики:
— обучение в области маркетинга;
— предоставление статистической информации по мировой торговле;
— разработка бизнес-планов;
— поиск потенциальных зарубежных партнеров;
— предоставление справочной информации по белорусским и мировым ценам на товары иуслуги;
— предоставление нормативной и правовой информации в области хозяйственной ивнешнеэкономической деятельности;
— предоставление информации о надежности и платежеспособности зарубежногопартнера;
— распространение коммерческих предложений зарубежных и белорусских предприятий.
Снижениецен на услуги — основная задача Центра в области ценовой политики.Предпосылками снижения стоимости информационных и маркетинговых услуг,оказываемых Центром являются высокая степень интеграции между участникамиЦентра, возможность получения технической помощи от международных организаций,заинтересованных в развитии рыночной инфраструктуры республики, государственнаяподдержка развития информационного рынка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анализэкономической эффективности капиталовложений, М.: Изд. дом “Инфра-М”, 2006г.,425 с.
2. АстаховВ.П. Экспортные и импортные операции: практическое пособие. — Минск: Экспертноебюро, 2004. — 64с.
3. БахрамовЮ. М. Организация внешнеэкономической деятельности (Особенности маркетинга) — Мн.: Лань, 2008. — 444 с.