Содержание
Введение............................................................................................................3
1. Теоретические и методологическиеосновы учета основных средств........5
1.1.Понятие, классификация иоценка основных средств...........................5
1.2. Порядок начисленияамортизации основных средств........................13
2. Действующая система учета основныхсредств на ЗАО “Маяк ”..............18
2.1 Финансово-экономическаяхарактеристика .........................................18
2.2 Учет поступления основныхсредств...................................................21
2.3 Учет выбытия и амортизация основныхсредств................................27
3. Направлениясовершенствования действующей в организации системы учета основных средств............................................................................32
Заключение......................................................................................................35
Список литературы.........................................................................................37
Приложение.....................................................................................................40
Введение
Как известно, хозяйственнаядеятельность коммерческих и некоммерческих организаций складывается из трехнепрерывных взаимосвязанных хозяйственных процессов: снабжение (заготовления иприобретения материально-технических ресурсов), производства продукции и еесбыта (реализации). Эти процессы осуществляются одновременно, для чегоиспользуется труд работников, основные и оборотные средства. Следовательно,важнейшие объекты бухгалтерского учета — основные и оборотные средства в ихдвижении. Поэтому при выборе темы курсовой работы мы остановились на основныхсредствах. Этому способствовали еще и другие причины: во-первых, бухгалтерскийучет основных средств очень похож как для банков, так и для страховых компанийи для производственных предприятий, во-вторых, этот раздел бухгалтерского учетаочень широк и охватывает массу информации и большой круг законодательныхактов, с которыми мы получили возможность ознакомиться.
Цель нашей курсовой работы— изучить теоретический материал и его практическое применение на основе конкретного предприятия, рассмотреть действующие в настоящее время нормативныеакты в сфере учета основных средств и быть в курсе последних измененийзаконодательства.
В соответствии с цельюбыли поставлены следующие задачи:
— проанализировать деятельностьдействующей организации в данной области бухгалтерского учета, пользуясьдокументами бухгалтерии и первичными документами по оформлению движенияосновных средств;
— выдвинуть предложения посовершенствованию бухгалтерского учета основных средств в основном в частиавтоматизации и компьютеризации учета.
— выдвинуть предложения по внедрениюМеждународных стандартов учета и отчетности.
Для решения этихзадач по учету основных средств, используются следующие методы:
· Изучениеи анализ отечественной и зарубежной литературы, нормативной документации.
· Наблюденияза объектами учета
· Группировкии отражения хозяйственных операций, посредством счетов и двойной записи.
· Индексныйметод при расчете ликвидности, платежеспособности, рентабельности, автономии,маневренности
· Обобщенияинформации о результатах хозяйственной деятельности, при помощи бухгалтерскогобаланса и отчета о прибылях и убытках.
Объектом исследования,является закрытое акционерное общество “Маяк ”. Эта компания, являющаясязарегистрированным юридическим лицом Российской Федерации, имеющаясамостоятельный баланс и занимающаяся сельскохозяйственной производственнойдеятельностью. Это своего рода небольшая организация имеющая уставной капитал,который не превышает 100 МРОТ и имеющая число акционеров в количестве семичеловек. ЗАО не отвечает по обязательствам своих акционеров своим имуществом, аакционеры по обязательствам АО.
1 Теоретические и методологическиеосновы учета основных средств
1.1 Понятие, классификация и оценка основных средств
В соответствии сдействующими документами основные средства — это часть имущества, используемаяв качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ илиоказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Онидействуют в неизменной форме длительное время и утрачивают свою стоимость почастям.
В соответствии с ПБУ 6/01,которое введено в действие с 2001 г., предусмотрено, что при принятии к бухгалтерскомуучету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнениеследующих условий:
1) использование их впроизводстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо дляуправленческих нужд организации;
2) организацией не предполагаетсяпоследующая перепродажа данных активов;
3) способность приноситьорганизации экономические выгоды (доход) в будущем;
4) использование втечение длительного времени, т.е. срока полезного использования,продолжительностью свыше 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если онпревышает 12 месяцев;
Сроком полезногоиспользования согласно ПБУ 6/01 является период, в течение которогоиспользование объекта основных средств приносит доход организации. Дляотдельных групп основных средств срок полезного использования определяетсяисходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении),ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.
В данное время в соответствиис приказом Минфина от 30 марта 2001 года к основным средствам относится:
· Здания
· Сооружения
· Рабочие и силовыемашины и оборудование
· Измерительные ирегулирующие приборы и устройства
· Вычислительнаятехника, транспортные средства
· Инструмент,производственный инвентарь и принадлежности
· Рабочий, продуктивныйи племенной скот
К ним также отнесены «капитальныевложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другиемелиоративные работы); капитальные вложения в арендованные объекты основныхсредств»[1]Капитальные вложения в многолетние насаждения, коренное улучшение земельвключаются в состав основных средств ежегодно в сумме затрат, относящихся кпринятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания всего комплексаработ. В составе основных средств учитываются находящиеся в собственностиорганизации земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другиеприродные ресурсы).
Основные средства организации разнообразныпо составу и назначению. Как говорила И.Н. Богатая и Н.Н. Хахонова: «чтобывести их учет необходима классификация основных средств»[2]В настоящее время для классификации основных средств используется до сих портиповая классификация основных фондов (основных средств) народного хозяйстваСССР утвержденная ЦСУ СССР от 30 апреля 1970 г. N 9-113, и подтвержденнаяГоскомстатом от 24.12.94г. №359. В соответствии, с этой классификацией основныесредства группируются по следующим признакам: отраслям экономики, назначениюили характеру участию в процессе производства, по видам, степени использованияи по принадлежности.
«Группировка основныхсредств по отраслевому признаку (промышленность, сельское хозяйство, транспорти др.) позволяет получить данные об их стоимости в каждой отрасли.
По назначению основныесредства организации подразделяются на производственные основные средстваосновной деятельности, производственные основные средства других отраслей,непроизводственные основные средства.
По видам основныесредства организаций подразделяются на следующие группы: здания, сооружения;рабочие и силовые машины и оборудование; измерительные и регулирующие приборы иустройства; вычислительная техника; транспортные средства; инструмент;производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности; рабочий,продуктивный и племенной скот; многолетние насаждения; внутрихозяйственныедороги и пр. Классификация основных средств по видам составляет основу их аналитическогоучета.
По степени использованияосновные средства подразделяются на находящиеся в эксплуатации, запасе(резерве), стадии достройки, дооборудования, реконструкции и частичнойликвидации, консервации.
В зависимости отимеющихся правна объекты основные средства подразделяются на:
— принадлежащиеорганизации на праве собственности (в том числе сданные в аренду);
— находящиеся уорганизации в оперативном управлении или хозяйственном ведении;
— полученные организациейв аренду»[3]
А как считает И.Н.Богатая и Н.Н. Хахонова сюда можно также отнести еще и «основные средства,полученные организацией в безвозмездное пользование»[4]
«Основные средства принимаются кбухгалтерскому учету в случае их: приобретения; сооружения и изготовления; внесенияучредителями в счет их вкладов в уставный (складочный) капитал; получения подоговору дарения и иных случаях безвозмездного получения; и других поступлений»[5]
В соответствии с пунктом 7 ПБУ 6/01, основные средства,приобретенные предприятием, принимаются к бухгалтерскому учету попервоначальной стоимости.
Первоначальной стоимостьюосновных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затраторганизации на приобретение, сооружение и изготовление за исключением налога надобавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев,предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Фактическими затратами наприобретение, сооружение и изготовление основных средств могут быть:
· суммы,уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
· суммы,уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительногоподряда и иным договорам;
· суммы,уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги,связанные с приобретением основных средств;
· регистрационныесборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные всвязи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;
· таможенных пошлин;
· невозмещаемыхналогов, уплачиваемых в связи с приобретением объекта основных средств;
· вознаграждений,уплачиваемых посреднической организации, через которую приобретен объектосновных средств;
· иныхзатрат, непосредственно связанных с приобретением, сооружением и изготовлениемобъекта основных средств. В частности, начисленные до принятия объекта основныхсредств к бухгалтерскому учету проценты по заемным средствам, если онипривлечены для приобретения, сооружения или изготовления этого объекта.
Не включаются в фактические затраты на приобретениеосновных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев,когда они непосредственно связаны с приобретением основных средств.
Предприятие собираетфактические затраты, связанные с приобретением основного средства и доведениеего до состояния, пригодного к использованию на счете 08 «Вложения во внеоборотныеактивы» по дебету. А после ввода в эксплуатацию на величину первоначальнойстоимости объекта основных средств оформляется бухгалтерская запись:
Дебет счета 01 «Основные средства»,
Кредит счета 08 «Вложенияво внеоборотные активы».
Первоначальную стоимостьможно выразить следующей формулой:
Иные возможные налоги (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ)
— НДС -
Фактические затраты организации
Певоначальная стоимость средств приобретенных за плату />
=
Пошерстник Н.В. иМейксиным М.С. была предложена схема для определения первоначальной стоимостиосновных средств в зависимости от способа их поступления в организацию. Онапредставлена на рисунке 1.
/>
Рисунок 1 – Первоначальная стоимость основных средств
«Стоимость основных средств, в которой они приняты кбухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленныхзаконодательством Российской Федерации…
Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой ониприняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки,дооборудования, реконструкции, частичной ликвидации и переоценки объектовосновных средств»[6]
Основные средства впроцессе использования изнашиваются, их первоначальная стоимость уменьшается. «Денежноевыражение потери объектами своих физических и технолого-экономических качествназывается износом. Первоначальная стоимость за вычетом суммы износа называетсяостаточной стоимостью основных средств»[7]
С течением временипервоначальная стоимость основных средств отклоняется от стоимости аналогичныхобъектов. И, поэтому, как пишет Бабаев Ю.А: «для устранения отклонениянеобходимо периодически осуществлять переоценку основных средств и определятьвосстановительную стоимость» Под восстановительной стоимостью, понимаетсястоимость воспроизводства основных средств. А под переоценкой – дооценка или уценкачислящихся на балансе у организации объектов, относительно рыночных цен нааналогичные средства.
«Коммерческая организация имеет право не чаще одного раза в год(на 1 января отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основныхсредств по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямогопересчета по документально подтвержденным рыночным ценам»[8] Но при этом необходимо учесть, чтопосле принятия решения о переоценке в последующем ее нужно будет проводитьрегулярно, «что бы стоимость средств существенно не отличалась от текущей (восстановительнойстоимости)»[9]
Если в процессе проведения переоценки стоимость объекта основныхсредств увеличивается (проводится дооценка), то сумма дооценки зачисляется вдобавочный капитал организации, при этом в учете оформляется запись настоимость дооценки первоначальной (восстановительной) стоимости объектовосновных средств:
Дебет счета 01 «Основные средства»,
Кредит счета 83 «Добавочный капитал».
Если сумма дооценки равнасумме уценки, то в этом случае сумма дооценки относится на счет прибылей иубытков отчетного периода в качестве внереализационного дохода:
Дебет счета 01 «Основные средства»,
Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».
«Если в результате переоценки стоимость объекта основных средствуменьшается (производится уценка), то сумма уценки относится на счет прибылей иубытков в качестве расходов. При этом следует иметь в виду, что если впредыдущие отчетные периоды этот объект основных средств подвергался дооценке исумма дооценки была отнесена на увеличение добавочного капитала организации, тов этом случае сумма произведенной уценки такого объекта основных средствотносится в уменьшение добавочного капитала организации. А если сумма уценкиобъекта основных средств превышает сумму его дооценки, ранее зачисленной вдобавочный капитал организации в результате переоценки, то в этом случаеразница относится на счет прибылей и убытков в качестве операционного расхода»[10]
При выбытии объекта основных средств сумма его дооценкипереносится с добавочного капитала организации в нераспределенную прибыльорганизации:
Дебет счета 83 «Добавочный капитал»,
Кредит счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».Результаты переоценки, подлежат отражению в бухгалтерском учете в январе, иучитываются в бухгалтерской отчетности при формировании данных на началоотчетного года.
1.2.Порядок начисления амортизации основных средств
Основные средства организации впроцессе производства постепенно изнашиваются. И по мере износа они передаютсвою стоимость на готовую продукцию. В связи с этим каждому предприятию следуетобеспечить накапливание средств (источников), необходимых для приобретения ивосстановления окончательно износившихся основных средств. Такое накапливаниедостигается за счет включения в издержки производства сумм отчислений, которыеназываются амортизационными. Амортизационные отчисления образуют фонд средствдля возмещения объектов, выбывших в связи с их износом.
Износ основных средств может происходить в результате потеритехнико-экономических свойств или физических качеств. «Различают два видаизноса — физический и моральный. Физический износ характеризуется износомматериалов, из которых созданы основные средства, потерей их первоначальныхкачеств, постепенным разрушением конструкций. Моральный износ, связан спостепенным отставанием ранее созданных основных средств производства отсовременного технического уровня»[11]
Амортизация (от лат. amortisatio — погашение) — исчисленный в денежномвыражении износ основных средств в процессе их применения, производственногоиспользования.
В соответствии с гл.25 ст.256 пунктом 1 Налогового кодекса РФ, амортизируемымимуществом признается имущество, результаты интеллектуальной деятельности ииные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся уналогоплательщика на праве собственности (ели иное не предусмотрено настоящейглавой), используется им для извлечения доход сроком полезного использованияболее 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10000 рублей.
«Камортизируемому имуществу не относятся земля и иные объекты природопользования(вода, недра и другие природные ресурсы), а также товарно-материальные запасы,ценные бумаги, финансовые инструменты срочного рынка (форвардные, фьючерсныеконтракты, опционы).
По основным средствам бюджетных организаций; основным средствам, полученным подоговору дарения и безвозмездно в процессе приватизации или приобретенным засчет средств целевого бюджетного финансирования; основным средствам,переведенным по решению руководства организации на консервацию спродолжительностью свыше трех месяцев, объектов внешнего благоустройства идругим аналогичным объектам (лесного хозяйства, дорожного хозяйства,специализированным сооружениям судоходной обстановки и т.п.), продуктивномускоту, буйволам, волам, оленям, а также приобретенным изданиям (книги, брошюрыи т.п.) амортизация не начисляется»[12]
В настоящее время, амортизируемое имущество разделяется поамортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования.Сроком полезного использования, как мы уже упоминали в первом пункте первогораздела, является период, который «определяется налогоплательщикомсамостоятельно на дату ввода в эксплуатацию»[13]в течение которого использование объекта основных средств призвано приноситьдоход.
Амортизационные отчисления включаются в затраты напроизводство (расходы на продажу). При исчислении финансового результатавыручка от продажи уменьшается на сумму себестоимости проданной продукции(работ, услуг). Таким образом, сумма амортизационных отчислений, включенная взатраты на производство (расходы на продажу), уменьшает финансовый результаторганизации. Иначе говоря, возникает четкая взаимозависимость: увеличиваетсясумма амортизационных отчислений — уменьшается прибыль организации, и наоборот,уменьшается сумма амортизационных отчислений — увеличивается прибыль.
Амортизация объектов основных средств производится одним изследующих методов начисления амортизационных начислений:
· линейнымметодом;
· нелинейнымметодом. К нелинейным методам относятся:
- способуменьшаемого остатка;
- способсписания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
- способсписания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Применение одного из способов начисления амортизации по группеоднородных объектов основных средств производится в течение всего срокаполезного использования объектов.
При применении линейного метода сумма начисленной за один месяцамортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется какпроизведение его первоначальной (восстановительной) стоимости и нормыамортизации, определенной для данного объекта.
При применении линейного метода норма амортизации по каждомуобъекту амортизируемого имущества определяется по формуле:
1
Норма амортизации = ———————————————————————— ´ 100%
Срок полезногоиспользования данного
объекта(выраженный в месяцах)
При применении нелинейного метода сумма начисленной за один месяцамортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется какпроизведение остаточной стоимости объекта амортизируемого имущества и нормыамортизации, определенной для данного объекта.
При применении нелинейного метода норма амортизацииобъекта амортизируемого имущества определяется по формуле:
2
Норма амортизации = ———————————————————————— ´ 100%
Срок полезногоиспользования данного
объекта (выраженный в месяцах)
«При этом с месяца, следующего за месяцем, в которомостаточная стоимость объекта амортизируемого имущества достигнет 20% от первоначальной(восстановительной) стоимости этого объекта, амортизация «по немуисчисляется в следующем порядке:
· остаточнаястоимость объекта амортизируемого имущества в целях начисления амортизациификсируется как его базовая стоимость для дальнейших расчетов;
· сумманачисленной за один месяц амортизации в отношении данного объектаамортизируемого имущества определяется путем деления базовой стоимости данногообъекта на количество месяцев, оставшихся до истечения срока полезногоиспользования данного объекта.
В случае применения любого нелинейного методаначисления амортизации начисленный износ и остаточная стоимость основныхсредств, оказывающие влияние на расчет налога на прибыль и налога на имущество,будут существенно различаться для целей учета и налогообложения. Поэтомуподавляющее большинство предприятий используют линейный метод начисленияамортизации, который не требует корректировки прибыли для целейналогообложения»[14]
Начислениеамортизационных отчислений по объекту основных средств производятся:
· начинаетсяс первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта кбухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этогообъекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета;
· прекращаетсяс первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этогообъекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета;
· производитсянезависимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде;
· отражаетсяв бухгалтерском учете отчетного периода, к которому оно относится.
В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектамосновных средств начисляются ежемесячно независимо от применяемого способаначисления в размере 1/12 годовой суммы.
В течение срока полезного использования объектаосновных средств начисление амортизационных отчислений не приостанавливается,кроме случаев перевода его по решению руководителя организации на консервациюна срок более трех месяцев, а также в период восстановления объекта,продолжительность которого превышает 12 месяцев.
2. Действующая система учета основныхсредств на ЗАО “Маяк”
2.1 Финансово-экономическаяхарактеристика организации
Анализируемая нами организациябыла создана в 1985 году. Основной вид деятельности производство, переработка иреализация сельскохозяйственной продукции. Ранее она являлось ОАО в виду того,что уставный капитал превышал 100000 руб. К началу 1999 года данная схемаперестала работать т.к. комплекс претерпел изменение структуры управления и всилу финансово-экономических трудностей был вынужден отказаться от существующихнорм. Произошёл разрыв хозяйственных связей, и организация потеряла основногосвоего заказчика. По этой причине пришлось переориентировать своюпроизводственно-хозяйственную деятельность.
Сейчас же, организация являетсясамостоятельным ЗАО с правом юридического лица, имеет самостоятельный баланс ирасчётный счёт. Уставный капитал так же поделен на акции и не превышает 64000руб. Акции распределяются только среди учредителей установленного круга лиц. Открытаяподписка на акции не допускается.
В приказе по учетнойполитике организации на 2000 год определенно, что бухгалтерский учетосуществляется бухгалтерией, которая является самостоятельным подразделением. Состояние,эффективность производства, результаты финансово-хозяйственной деятельности организации,зависят от того, как правильно и точно ведется бухгалтерский учет в даннойорганизации.
Ниже рассмотрим финансово-экономическиепоказатели работы ЗАО «Маяк» за 2004 и 2005 года и проведём сравнительныйанализ на основании балансов (Приложение 1и 2), и форм №2 «Отчет о прибылях иубытках» (Приложение 3 и 4), необходимые данные представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Основныесоставляющие балансов 2004-2005гг.Активы 2005 Изменения Пассив 2004 2005 Изменения 1.Наиболее ликвидные активы 32 401 369 1.Наиболее срочные 57455 25707 31748 2.Быстро реализуемые активы 9976 10360 52337 2.Краткосрочные 300 300 3.Медленно реализуемые активы 64540 62313 2227 3.Долгосрочные 1938 32423 30485 4.Трудно реализуемые активы 35526 30792 4734 4 Постоянные 50381 45436 4945 Баланс 110074 103866 6208 Баланс 110074 103866 6208
Изтаблицы, можно сделать следующие выводы, наибольший удельный вес приходится намедленно реализуемые активы, а наименьший на наиболее ликвидные. Причем попассиву наибольший удельный вес приходится в начало года на краткосрочныеобязательства, а в конце года на наиболее постоянные пассивы, т.е. можносказать, что в критической ситуации организация наиболее ликвидными средствами несможет рассчитаться по своим обязательствам т.к. они в 2005году составили 61198тыс.руб., что в 1,4 превышает их резервы.
Обэтом факте так же могут свидетельствовать расчетные показатели абсолютной,текущей, срочной, критической ликвидности; платежеспособности; среднесписочнойчисленности; фондоотдачи; ВВП; рентабельности; автономии; маневренности;обеспеченности ресурсами; Все эти данные нашли свое применение в таблица 2.
Таблица2 – Финансово-экономическиепоказатели деятельности организацииПоказатели и наименования коэффициента 2004 2005 Изменения Темп прироста % 1.Среднесписочная численность кол-во чел. 82 89 7 2,3 2.ВВП тыс.руб. 139 1923 1754 383,5 3.Абсолютная ликвидность 0,0006 0,02 0,019 333,3 4.Срочная ликвидность 0,0005 0,01 0,013 390 5.Кретическая ликвидность 0,17 0,4 0,23 135,3 6.Текущая ликвидность 1,3 2.6 1,3 100 7.Рентабельность от продаж 0,002 0,028 0.04 115 8.Автономии 0.5 0,3 — 0.2 40 9. Маневренности 0,29 1,04 0,75 258.6 10.Обеспеченности собственными средствами 0,16 0,16 11. Фондоотдача 1,8 2,2 0,4 22,2
Изполученных расчетов, можно сделать следующие выводы. Коэффициент абсолютнойликвидности не отвечает нормативному значению от 0,2 до 0,25 не в 2004, не в 2006году, хотя в 2005году он увеличился на 0,03.
Коэффициенткритической, срочной ликвидности, так же не соответствует нормативному значению(К≥1).
Коэффициент текущейликвидности, который характеризует общую обеспеченность организации оборотнымисредствами для ведения хозяйственной деятельности и погашения срочныхобязательств, в результате расчетов в 2004 году так же не соответствуетнорме, которая колеблется от 1,5- 2, а в 2005 году показатель возрос и составил2,6, что превышает норму на 0,6. Это, прежде всего, связанно с увеличением валовойприбыли и рентабельности продаж, прирост которой составил 115%. Но несмотрядаже на это, можно сделать заключение, чтопредприятие неплатежеспособно. Все три первых показателя ликвидности, которыепозволяют быстро и безболезненно сразу рассчитаться по своим обязательствам —ниже нормативных.
Относительные показатели,такие коэффициенты как: автономии, маневренности, обеспеченности собственнымисредствами подтверждают ранее сделанный вывод о весьма не устойчивом состоянииорганизации. Коэффициент автономии, который выявляет финансовую независимостьорганизации, показал значение ниже нормативного (К≥0,5), причемотрицательную тенденцию.
Если рассмотретьподробнее коэффициент маневренности оборотных средств и изучить бухгалтерскийбаланс на начало отчетного 2004 года, то можно заметить, что он постепенноувеличивается, что говорит об увеличении оборотных средств.
2.2 Учет поступления и движениеосновных средств
Документыдля учета основных средств на предприятии используются практически межведомственныеформы первичной документации по учету основных средств. Это обусловлено слишкомсложной для небольшого предприятия структурой. Вучетной политике в первом разделе «Методический учет» в пункте 2.1 строгоопределено, что «К основным средствам относится имущество стоимостью более 10000 руб. со сроком службы более 12 месяцев. Основные средства со сроком службыболее 12 месяцев и стоимостью до 20000 руб. подлежат списанию одновременно свводом их в эксплуатацию»
Способы поступленияосновных средств на ЗАО “Маяк” можно разделить на несколько групп.
а) Основные средствапроизводственного назначения получены безвозмездно от юридических илифизических лиц. В этом случае корреспонденция счетов составляется следующимобразом:
Дебет счета 08 “Основные средства”, .
Кредит счета 98-2 «Доходыбедующих периодов» – «Безвозмездные поступления».
В зависимости от срокаполезного использования исчисляется и оформляется сумма износа.
Дебет счета 20 «Основноепроизводство»,
Кредит счета 02-1 “Амортизацияосновных средств” .
Если срок менее 10 лет, тоамортизация начисляется сразу, если более, то по истечению одного месяцаиспользования.
Соответствующая долядоходов учитывается в составе прочих доходов.
Дебет счета 98-2 «Доходыбедующих периодов» – «Безвозмездные поступления»,
Кредит счета 91-1 «Прочиедоходы и расходы» – «Прочие доходы».
В первоначальнуюстоимость безвозмездно полученных объектов включается расходы предприятия помонтажу. Такие расходы собираются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотныеактивы» с кредита счетов 10 “Сырье и материалы”; 60 «Расчеты с поставщиками иподрядчиками»; 68 «Расчеты по налогам и сборам»; 69 «Расчеты по социальномустрахованию и обеспечению»; 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»; 71“Расчеты с подотчетными лицами”; 76 «Расчеты с различными дебиторами икредиторами»
После сдачи объекта в эксплуатациюэти расходы присоединяются к первоначальной стоимости.
Дебет счета 01 «Основныесредства»,
Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».
б) Основные средства полученыпредприятием в счет вклада в уставный капитал в пределах сумм, установленных вучредительном договоре. В счет уставного капитала основные средства относятсяпо цене соглашения. В таком случае расходы по доставке основных средств напредприятие несет учредитель и, по условиям учредительного договора,предприятие возмещает ему расходы.
Дебет счета 08 «Вложенияво внеоборотные активы», Кредит счета 75-1 «Расчетыс учредителями» – «Расчеты по вкладам в уставной капитал»
в) Основные средства,приобретенные предприятием, не требующие монтажа. «Коборудованию, не требующему монтажа, относится оборудование, которое не требуетдля ввода его в действие предварительной сборки или установки на опоры,фундаменты (локомотивы, вагоны, тракторы, сельскохозяйственные машины, и т.п.)»[15] В этом случае, когда основныесредства приобретены для производственных целей, они приходуются по стоимостиприобретения без учета НДС, уплаченного при приобретении.
Дебет счета 08«Вложения во внеоборотные активы»,
Кредит счета 60 «Расчетыс поставщиками и подрядчиками».
НДС при приобретении неопределяется путем расчета, поэтому работники бухгалтерии следят за тем, чтобыпри переводе средств продавцам, в платежном поручении (Приложение 5), быливыделены данные по оплачиваемому НДС отдельной позицией.
После предоставлениябанком выписки о списании денежных средств с расчетного счета, котораяудостоверяет оплату приобретенных основных средств и расходы, связанные с ихприобретением, (в том числе НДС), в бухгалтерии делается проводка:
Дебет счета 60 «Расчетыс поставщиками и подрядчиками»,
Кредит счета 51«Расчетный счет».
Сумма уплаченного налогав течении 6-ти месяцев списывают ежемесячно равными долями.
Дебет счета 68 «Расчетыпо налогам и сборам»,
Кредит счета 19 “НДС”.
г) Основные средства,приобретенные предприятием, требующие монтажа. «Коборудованию, требующему монтажа, относится оборудование, которое может бытьвведено в действие только после сборки его отдельных частей или установки нафундаменты и опоры»[16]Расходы на приобретение такого оборудования и его доставку отражают.
Дебет счета 07“Оборудование к установке”,
Кредит счета 23«Вспомогательное производство»
60«Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
70«Расчеты с персоналом по оплате труда»
71«Расчетыс подотчетными лицами”
76«Расчеты с различными дебиторами и кредиторами».
После приобретения производится, его передача монтажныморганизациям и оформляется «Актом приемки-передачи оборудования в монтаж»форма № ОС-15.
После передачи оборудованияв монтаж, делается запись:
Дебет сета 08 «Вложенияво внеоборотные активы»,
Кредит счета 07“Оборудование к установке”.
Далее все расходы помонтажу отражаются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» икредиту счетов 10 «Материалы»23 «Вспомогательное производство» 60 «Расчеты споставщиками и подрядчиками»; 68 «Расчеты по налогам и сборам»; 69 «Расчетыпо социальному страхованию и обеспечению»; 70 «Расчеты с персоналом по оплатетруда»; 71 “Расчеты с подотчетными лицами”; 76 «Расчеты с различнымидебиторами и кредиторами».
После окончания монтажаобъект принимается на учет по фактическим затратам.
Дебет счета 01 «Основныесредства»,
Кредит счета 08 «Вложенияво внеоборотные активы».
Уплаченный приприобретении оборудования НДС в его инвентарную стоимость не включается, аберется на учет по дебету счета 19-1 «НДС» и кредиту 60 «Расчеты с поставщикамии подрядчиками», а затем списывается аналогично предыдущему пункту по частям.
На дефекты,выявленные в процессе ревизии, монтажа или испытания оборудования, составляется«Акт о выявленных дефектах оборудования» форма № ОС-16.
Все способы поступления объектов основных средств принимаютсяк бухгалтерскому учету на основании накладной; счет-фактуры; в которойобязательно должно быть указано наименование, количество поставляемыхсредств, цена за единицу и общая их стоимость, налоговая ставка и сумма налога(Приложение 6); акта приемки-передачи основных средств — это типовая форма №ОС-1 (Приложение 7).
В этойформе указываются все реквизиты предприятия;порядковый номер документа; 8-значный кодорганизации в соответствии с общероссийским классификатором предприятий иорганизаций (ОКПО), присвоенный отделом статистики после регистрациипредприятия; наименование или код структурного подразделения предприятия,которому передаются основные средства; первоначальная (балансовая) стоимость;срок полезного использования; сумма начисленной амортизации; инвентарный изаводской номер, год выпуска (постройки); дата ввода в эксплуатацию (месяц,год); лицо которое сдает и принимает основное средство, в конце,обязательно, данные закрепляются подписью главного бухгалтера.
Акт приемки-передачи основных средств применяется на данном предприятии:
· дляучета ввода объектов в эксплуатацию (за исключением тех случаев, когда вводобъектов в действие должен в соответствии с действующим законодательствомоформляться в особом порядке);
· дляоформления внутреннего перемещения основных средств из одного структурногоподразделения организации в другое;
· дляоформления передачи основных средств со склада (из запаса) в эксплуатацию;
· дляисключения из состава основных средств при передаче, продаже другой организации
В бухгалтерии, после того как собраны все затраты, которые былипроизведены по основному средству, и после ввода объекта в эксплуатацию, согласноакту приемки-передачи, технических паспортов и других документов открываютинвентарную карточку учета основных средств — форма № ОС-6 (Приложение 8).Инвентарная карточка открывается отдельно по каждому инвентарному объекту. «Под инвентарным объектом основныхсредств понимается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями илиотдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполненияопределенных самостоятельных функций, или же обособленный комплексконструктивно — сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, ипредназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно — сочлененных предметов — это один или несколько предметов одного или разногоназначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление,смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий вкомплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а несамостоятельно. В случае наличия у одного объекта нескольких частей, имеющихразный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается каксамостоятельный инвентарный объект»[17]
В инвентарных карточках приведены основные данные по объектуосновных средств, такие как:
· срокполезного использования;
· способначисления амортизации;
· освобождениеот начисления амортизации (если имеет место);
· индивидуальныеособенности объекта.
Затем,карточки заносятся в инвентаризационную ведомость по соответствующему материально-ответственномулицу, которое приняло объект, после чего они помещаются в картотеку.
2.2 Учет выбытия и амортизация основныхсредств
Выбытиеосновных средств с ЗАО «Маяк» может происходит в различных формах:
а) Передача организацией основных средств в собственностьдругого юридического или физического лица. Оформляется это актом (накладной)приемки-передачи основных средств (форма № ОС-1). На основании актабухгалтерская служба организации производит соответствующую запись винвентарной карточке переданного объекта и прилагает указанную карточку к актуприемки-передачи основных средств. Это все сопровождается следующимизаписями:
Списываютсяпо балансовой стоимости основные средства
Дебет счета 01/ 2 «Выбытие основных средств»,
Кредит счета01 «Основные средства».
Сразу жепроизводится списание начисленной амортизации:
Дебет счета 02 «Амортизация основных средств»,
Кредитсчета 01/2 «Выбытие основных средств».
Остаточнаястоимость средств другие прочие расходы в том числе НДС, относятся на счет 91«Прочие доходы и расходы».
б) Выбытиеосновных средств в результате продажисторонним организациям. Так же оформляетсяакт приемки-передачи основных средств (форма ОС-1). При продажеосновных средств, выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме,согласованной сторонами в договоре. А в бухгалтерии такие операции фиксируются записями.Сначала отражается договорная цена реализуемого средства
Дебет счета 62 « Расчеты с покупателями и заказчиками»,
Кредит счета91 « Прочие доходы и расходы».
Начисляется сумма НДС подлежащаяполучению от покупателя:
Дебет счета 91 « Прочиедоходы и расходы»,
Кредит счета 68 « Расчетыпо налогам и сборам».
Всерасходы, которые связаны с реализацией, так же отражаются на счете 91 «Прочиедоходы и расходы». Дальнейшие записи проводятся аналогично, как и при передачи,организацией основных средств сторонним предприятиям на праве безвозмездногопользования.
г) Самыйчастый и характерный случай выбытия — ликвидация основных средств в случаеаварий, стихийных бедствий, в результате выявленного хищения. Ликвидацию основных средствпроизводят на основаниираспоряжения руководителя организации. Приказом руководителя может быть созданапостоянно действующая комиссия, в состав которой входят соответствующиедолжностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которыхвозложена ответственность за сохранность основных средств.
Комиссия определяет целесообразность дальнейшего использованияобъектов основных средств — невозможность или неэффективность ихвосстановления, непригодность к дальнейшему использованию, а также оформляетдокументацию на списание указанных объектов. Составляется акт на списаниеосновных средств форма № ОС-4 (Приложение 9) или в случае списания автотранспортныхсредств (форма № ОС-4а) с приложением актов об авариях, причинах, вызвавшихаварию, если они имели место.
В акте указываются данные, характеризующие объект: датапринятия объекта к бухгалтерскому учету; год изготовления или постройки; времяввода в эксплуатацию; срок полезного использования; первоначальная стоимость; сумманачисленной амортизации по данным бухгалтерского учета; проведенные ремонты; причинывыбытия с обоснованием причин нецелесообразности использования и невозможностивосстановления; состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивныхэлементов. Акт составляется в двухэкземплярах, подписывается членами комиссии, утверждается руководителеморганизации или лицом, на это уполномоченным.
Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй — остаетсяу лица, ответственного за сохранность основных средств, и является основаниемдля сдачи на склад и реализации оставшихся в результате списания запчастей,материалов, металлолома и т.п.
При оформлении списания автотранспортных средств первый экземпляракта, с документом, подтверждающим снятие с учета в ГИБДД передается вбухгалтерию, второй — остается у лица, ответственного за сохранностьавтотранспортных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализацииматериальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания.
Ликвидация основных средств за непригодностью к дальнейшейэксплуатации оформляется записью:
Дебет счета 01 «Выбытие основных средств»,
Кредит счета 01 «Основные средства».
Дебетсчета 02 «Амортизация Основных средств»,
Кредитсчета 01«Выбытие основных средств».
Затратыпо списанию относят к операционным расходам, на этот же счет списывается ихостаточная стоимость:
Дебет счета91 «Прочие доходы и расходы»,
Кредит счета 70 «Расчеты сперсоналом по оплате труда»
68«Расчеты по налогам и сборам»
23«Вспомогательные производства»
01«Выбытие основных средств».
В конце после списанияобязательно подводится финансовый результат (прибыль или убыток)
Прибыль /> Дебет 91 «Прочие доходы и расходы»
Кредит 99«Прибыль или убыток»
Убыток /> Дебет 99 «Прибыль или убыток»
Кредит 91 «Прочие доходы и расходы»
На основании оформленных актов на списание основных средств или насписание автотранспортных средств, переданных бухгалтерской службе организации,в инвентарной карточке производится отметка о выбытии объекта. Соответствующиезаписи о выбытии объекта основных средств производятся в документе, открываемомпо месту его нахождения.
Инвентарные карточки по выбывшим объектам основных средствхранятся в течение срока, определяемого руководителем организации.
Ликвидация отдельных частей, входящих в состав объекта, имеющихразный срок полезного использования и учитывающихся как самостоятельныеинвентарные объекты, оформляется также как и полная.
Амортизацияосновных средств начисляется предприятием, согласно действующемузаконодательству, ежемесячно. Суммы начисленного износа зачисляются в дебетсчетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25«Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и кредит 02 ««Амортизацияосновных средств». Как было уже упомянуто в главе 1, при начислении амортизациииспользуются Единые нормы амортизации, где нормы амортизации установлены погруппам основных средств в процентах к их первоначальной стоимости.
А напредприятии реально, суммы амортизации основныхсредств согласно учетной политике, производится самым распространенным и легким — линейнымспособом, другие способы, которые разрешает законодательство не используется.Для ее отражения используют пустографные листы, в которых отражен номерамортизируемого средства, год выпуска, фактическая служба, шифр, балансоваястоимость, % амортизации и срок нормы использования, который не рассчитывается,а берется из имеющихся в организации старых справочников.
3. Направления совершенствованиядействующей в организации системы учета основных средств
На наш взгляд, основнымобщим недостатком системы учета основных средств является недостаточныйконтроль за деятельностью бухгалтерии со стороны руководства организации. Притакой системе директор как бы не является потребителем бухгалтерской информациив той степени, в которой ему следует им быть теоретически. Практическидостаточных усилий по контролю за основными средствами он не прикладывает, хотянормативные требования соблюдаются им с возможной наибольшей точностью. Введениедополнительного контроля за учетом основных средств со стороны руководствапредприятия мы считаем очень важным. Это означает просмотр руководителембухгалтерских документов, изучение им нормативных актов, действующих в этойобласти. Такой подход позволит более рационально расходовать средства наприобретение основных средств, тратить меньше времени на убеждение руководствав необходимости приобретения того или иного объекта, повысить дисциплинуиспользования основных средств сотрудниками предприятия.
При зачислении в составосновных средств на предприятии процедура не соблюдается в должной форме: актприемки (форма ОС-1) оформляется, но не всегда, то есть фактически сам фактпостановки на учет основных средств фиксируется только при помощи бухгалтерскойпроводки;
Дебет счета 01«Основные средства»,
Кредит счета 08«Вложение во внеоборотные активы».
Такая система, по нашему мнению,не рассчитана на дальнейшее расширение организации, которое связано сувеличением количества и номенклатуры используемых на нем основных средств. Практикабухгалтерского учета основных средств в организации так же сталкивается со многимидругими недостатками. Они, прежде всего, связанны;
— с действующим законодательством, так как организация не получает своевременныхданных о прошедших изменениях в это области, поэтому необходимо организоватьдоступ к системе “Консультант Плюс” для обеспечения персонала законодательнымии нормативными актами, ПБУ, инструкциями оперативного отслеживания изменений внормативной базе;
— с устареваниеми неприспособленностью к условиям учета при помощи современной вычислительнойтехники, хотя ЗАО “Маяк ” уже имеет длительный опыт использования программныхпродуктов фирмы “Парус”, но ранее это происходило только в одной из самыхтрудоемких областей бухгалтерского учета — в расчете заработной платы. Даннаяфирма имеет и интегрированную программу бухгалтерского учета, где представлен ибухгалтерский учет основных средств, которой так же можно пользоваться, темболее в организации уже имеется небольшой опыт работы в данной программе;
Программа даетвозможности при обработке бухгалтерских проводок сразу заполнять первичныедокументы. Например, при обработке проводки
Дебет счета 01 «Основные средства», Кредитсчета 08 «Вложение во внеоборотные активы», программа реагирует на появлениекомбинации счетов и просит заполнить форму, содержащую инвентарную карточкуобъекта. После заполнения такой формы, содержащей все нужные статьи, появляетсявозможность: автоматического заполнения программой описи инвентарных карточек,автоматического начисления амортизации, значительного облегчения и ускоренияпроцесса переоценки. Таким образом, программа поможет избавиться от многихсуществующих недостатков учета основных средств.
Одним из следующих направленийсовершенствования организации бухгалтерского учета основных средств являетсяориентация на Международные стандарты учета и отчетности. В настоящее времядействует 16 Международный стандарт «Основные средства» от 2004 года, в которыйвходит начисление амортизации. МСФО предписывает начислять амортизацию однимиз способов: метод равномерного начисления, метод уменьшаемого остатка и методединиц производства. Применяемый способ может пересматриваться на протяжениивсего срока полезного использования актива. Тот способ, который используеторганизация, мы считаем не эффективным, потому что линейное начислениеамортизации приводит к медленному списанию основных средств и это походиттолько для крупных объектов, таких как здания, сооружения, что совершенно неподходит для быстро изнашивающихся средств с коротким сроком полезногоиспользования (станков, компьютеров). Чем быстрее будут списаны основныесредства, чем быстрее это будет способствовать их скорейшему обновлению. ВнедрениеМеждународных стандартов учета позволит повысить качество учета основныхсредств и контроля за их учетом. В то же время, организация получит болеегибкую и обоснованную систему учета с возможностью учета особенностей егодеятельности.
Так же для улучшенияорганизации учета, анализа основных средств, эффективного использованиявыявления резервов роста фондоотдачи и объема выпуска продукции ЗАО “Маяк ”можно дать следующие рекомендации:
1) повысить квалификацию сотрудниковбухгалтерии;
2) усовершенствовать форму применяемыхдокументов и учетных регистров;
3) усовершенствовать структуру оборудования за счет увеличения долипрогрессивных видов машин и оборудования, автоматизированных линий, ликвидироватьлишнее и малоиспользуемое оборудование, сократить количество не установленногооборудования;
4) расширить рынки сбыта продукции по стране, увеличиватьзаказы на продукцию;
Заключение
В процессе написания работы, мыпоняли, что бухгалтерский учет основных средств — очень важное направлениебухгалтерского учета вообще. Получение достоверной информации об имуществепредприятия обретает первостепенную важность именно сейчас, на этапестановления и развития рыночных отношений.
В настоящее время организацииполучают возможность проявления инициативы в области постановки и ведениябухгалтерского учета, что требует от бухгалтеров некоторых творческихспособностей и много знаний для оптимизации учета.
Многое затрудняетдеятельность бухгалтеров: трудность перехода к современной системе и работы вусловиях развивающихся рыночных отношений, недостаточность опыта работы в такихусловиях, отсутствие положительных примеров, несовершенство и противоречивостьподзаконных актов.
С другой стороны, для себя мырассматривал проблему учета основных средств как возможные руководители организации,и отметили, что основные средства это имущество организации, которое имеет срокполезного использования не меньше года и утрачивает свою стоимость по частям,относя ее постепенно на затраты производства т.е. это есть ни что иное какамортизация, которая может начисляться двумя методами; линейным и нелинейным.
Чтобы вести их учет, необходимоклассифицировать их по видам, отраслям экономики, назначению или характеру участиюв процессе производства, степени использования и по принадлежности.
Важное значение имеет и оценка основныхсредств. В соответствии с ПБУ 6/01 она принимается к бухгалтерскому учету попервоначальной стоимости.
Первоначальной стоимостьюосновных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затраторганизации на приобретение, сооружение и изготовление за исключением налога надобавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев,предусмотренных законодательством Российской Федерации). В результате своей деятельностиосновные средства, несомненно, по ряду причин утрачивают свою стоимость,поэтому организации производят либо их дооценку, если их стоимость возросла,либо уценку, если их стоимость уменьшилась.
В качестве объектаисследования нами было выбрано ЗАО «Маяк». Бухгалтерский учет в даннойорганизации по учету основных средств несовершенен, что порой вызывает многозатруднений. Поэтому нами было предложено ввести дополнительный контроль надучетом основных средств, который позволит расходовать их более рационально, организоватьдоступ к системе «Консультант Плюс», сформировать усовершенствованныйавтоматизированный учет, используя программу «Парус» в результате будет тратитьсязначительно меньше времени на заполнение документов и не будет утечек в учете.
Так же для улучшенияорганизации учета, анализа основных средств, эффективного использованиявыявления резервов роста и объема выпуска продукции ЗАО “Маяк должно расширитьрынки сбыта продукции по стране, увеличивать заказы на продукцию и взятьориентацию на Международные стандарты учета и отчетности. Внедрение которыхпозволит повысить качество учета. В то же время, организация получит болеегибкую и обоснованную систему с возможностью учета особенностей егодеятельности.
Думаем, чтосовершенствование системы учета основных средств в организации все-таки будетпроисходить. Насколько это возможно в рамках курсовой работы, мы постаралисьпредложить пути такого совершенствования.
Список литературы
1. Федеральный закон « О бухгалтерскомучете» от 21 ноября 1996г. №129–ФЗ 125с.
2. Гражданский кодекс Российский Федерации. Часть первая и вторая.–М.: Издательство “СПАРК”, 1996.-424с
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. -М.: ГроссМедиа, 2006.-956с
4. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции(работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и опорядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложенииприбыли. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 №552 споследующими изменениями и дополнениями. –
5. Все положения по бухгалтерскому учету. — М.: ООО ИИА «Налог Инфо»,ООО «Статус- Кво 97», 2006.- 264
6. Положение по бухгалтерскому учету “Учет основных средств” ПБУ 6/01.Утверждено Приказом Минфина РФ от 18.05.02 №45н с изменениями, внесеннымиПриказом Минфина РФ от 12.12.2005г. №147н.- 4с
7. Положение по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации”ПБУ 1/98. Утверждено Приказом Минфина РФ от 09.12.98 №60н. -6с
8. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств,утверждены Приказом Минфина РФ от 20.07.98 №33н с изменениями, внесеннымиПриказом Минфина РФ от 28.03.2000 №32н.-4с
9. Положение по бухгалтерскому учету “Учет договоров (контрактов) накапитальное строительство” (ПБУ 2/94). Утверждено Приказом Минфина РФ от20,12.94 №167. –8с
10. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственнойдеятельности организации. Инструкция по его применению.-М.: ЮРКНИГА,2004.-112с.
11. Абрамова Н.В. «Изменения В учете основных средств, подлежащихрегистрации» // Главбух –2000 сентябрь № 17 с.8-12
12. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М.:Финансы и статистика, 2000. – 416с.
13. Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующегосубъекта. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 112с.
14. Богатая И.Н. Хахонова Н.Н.Бухгалтерский учет.- Ростов -на- Дону:«Феникс», 2004- 796с
15. Ефимова О.В. Финансовый анализ. – М.: Издательство “Бухгалтерскийучет”, 1999. – 352с.
16. Каморджанова Н., Карташова И.Бухгалтерский финансовый учет.-СПб,: Питер,2006.-480с
17. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. – М.: ИНФРА-М, 1998.- 584с
18. Методы восстановления основных средств // Экономика и жизнь –2000сентябрь № 26 с.19-20
19. Медведев А.Н., Медведева Т.В. Практическая бухгалтерия: от созданиядо ликвидации организации. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 576с.
20. Наумова Н.А., Василевич И.П., Нуридинова Л.В. Основы бухгалтерскогоучета – М: Аудит, ЮНИТИ, 1998 –304 с.
21. Налоги и налогообложение: учебное пособие для студентов./ подредакцией Поляка Г.Б.- 2е издание пер. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006-415с
22. Пошерстник Н.В. МейксинМ.С. Самоучитель по бухгалтерскому учету.-СПб.: «Издательский дом Герда», 2003.-1015с
23. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Минск:ООО “Новое знание”, 1998. – 688с
24. Экономика предприятия: тексты,задачи, ситуации. уч. пособие для вузов /под ред. Швангера В.А. – М.: ЗАОИздательский дом «ПИТЕР», 2002 -С243
25. Экономика предприятия: /под редакциейВолкова Н.- М.: юристъ, 2001 –С256
26. Экономика предприятия: /под редакцией Н.А. Сафронова- 2е изданиепер., доп.- М.: Экономистъ 2005.- 618с
27. Экономика организации (предприятия): учебник для вузов./ подредакцией Горфинкеля В.Я., проф. Швандера В.А. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006-670с
28. Экономика предприятия /Под. ред. Проф. В.П. Грузинова. – М.: Банкии биржи, ЮНИТИ, 1998. – 535с.
29. http://www.alfa-bank.ru/cards/services
30. http://www.fn.nn.ru/card/vid/korona.htm
31. http://www.fn.nn.ru/card/vid/stb.htm
32. http://www.fn.nn.ru/card/vid/uc.htm