--PAGE_BREAK--
2.3. Структура рыночного хозяйства
В современных условиях рынок представляет собой весьма сложный хозяйственный организм. Есть различные варианты определения структуры рынка. Так, в более ранние времена рынок ассоциировался со сферой товарообмена, и было естественным разделять его по объектам рыночных отношений. Выделялись рынки: средств производства, продовольственных товаров, сырьевой и т.д. Это было оправданным, потому что марксизм как господствующая идеология ряда стран отрицал рынок труда. В бывших социалистических странах практически не использовались ценные бумаги и т.д. Сейчас положение изменилось. Движение к рынку привело к формированию трех крупных звеньев рыночных отношений: рынка труда, товарного рынка, рынка валюты и ценных бумаг. Такое деление вполне оправданно для характеристики структуры рынка.
Переход к системе рыночных отношений по-иному поставил проблему занятости и безработицы. Долгое время считалось, что советский общественно-политический строй создает неограниченные возможности для обеспечения занятости населения, и задача состояла лишь в том, чтобы создать действенный механизм вовлечения работников в общественное производство. Принцип всеобщей обязанности труда создавал социальный климат для повсеместного, нужного и ненужного, включения населения в общественное производство. Переход к рынку обнажил острую проблему труда и занятости населения, потребовавшую для ее разрешения немедленное формирование бирж труда, принятия решительных экономических и социальных мер по регулированию безработицы. Ряды безработных быстро растут за счет ранее существовавшей скрытой безработицы, уволенных с предприятий из-за структурной перестройки, развития кризисных процессов и т.д. Вследствие этого рынок труда складывается как система сложных общественных отношений, в которой соединяются, взаимоувязываются и переплетаются интересы государства, работников, предприятий и предпринимателей.
По структуре рынки можно подразделить по следующим критериям. По экономическому назначению рынка: рынки благ и услуг; рынки средств производства; рынки научно-технических разработок; рынки ценных бумаг; рынки рабочей силы, жилья и т.д. По товарным группам: рынки товаров производственного назначения; рынки товаров народного потребления; рынки продовольственных товаров; рынки факторов производства. По пространственному признаку: внутрирегиональные; республиканские; межреспубликанские; международные. По степени ограничения конкуренции: монопольные; олигопольные; свободные; смешанные; межотраслевые рынки. По характеру продаж: рынки оптовой торговли, когда в качестве покупателей и продавцов выступают предприятия и организации; рынки розничной торговли, когда покупателями выступают отдельные граждане; рынки сельскохозяйственных продуктов. По соблюдению законности: легальные, официальные; нелегальные, «теневые», «черные» рынки.
Существование рынка труда предполагает наличие биржи труда, сложной системы подготовки и переподготовки кадров. В зависимости от характера осуществления данного процесса различают два типа рынка труда: внешнего и внутреннего. Внешний – это обычный рынок профессий, он ориентирован на законченную профессиональную подготовку работников, дающую диплом или сертификат об образовании. Внутренний рынок труда ориентируется на движение кадров внутри предприятия или фирмы. Для внутреннего рынка труда характерна курсовая система подготовки кадров внутри предприятия или рациональна с точки зрения руководства фирмы. Эта система нужна в случае возникающей необходимости переобучения рабочих профессий.
Следующим структурным элементом рынка выступает рынок товаров. Реализация товарных ценностей осуществляется в двух основных формах: в форме оптовой и розничной торговли. Оптовая торговля – это продажа товаров крупными партиями. Розничная торговля связана с продажей товаров населению. Каждая из названных форм торговли подразделяется на свои виды. Так, оптовая торговля может осуществляться через посредство бирж и ярмарок. Развитие торговли по образцам вызвало к жизни товарные биржи. В отличие от бирж на ярмарках ведется торговля сезонными товарами, высокотехнологической продукцией, образцами новейшей техники. Ярмарки применяются также для розничной торговли.
Розничная торговля имеет свои виды. Она производится через универсальные и специализированные магазины, посылочную торговлю, реализацию товаров посредством каталогов и заказов. У нас ныне розничная торговля осуществляется в трех основных формах: государственной, кооперативной и открытой рыночной. Кроме того, существует разветвленная сеть общественного питания.
Виды рыночных структур
Количество и размеры фирм
Характер продукции
Условия входа и выхода
Доступность информации
Совершенная конкуренция
Множество мелких фирм
Однородная продукция
Никаких затруднений
Равный доступ ко всем вилам информации
Монополистическая конкуренция
Множество мелких фирм
Разнородная" продукция
Никаких затруднений
Некоторые затруднения
Олигополия
Число фирм невелико, есть крупные фирмы
Разнородная или однородная продукция
Возможны отдельные препятствия
Некоторые ограничения
Монополия
Одна фирма
Уникальная продукция
Практически непреодолимые барьеры на входе
Некоторые ограничения
Товарное обращение функционирует в единстве с денежным обращением. Развитие рынка средств производства требует расширения границ коммерческой деятельности предприятия, что прямо ставит вопрос о движении ссудного фонда, формирования относительно самостоятельного рынка ценных бумаг.
Таблица 2.1 Виды рыночных структур
Рынок ценных бумаг предполагает движение облигаций и акций. Облигации представляют собой долговые обязательства, выдаваемые государством на определенных условиях при выпуске внутреннего займа. Продажа облигаций является средством мобилизации доходов трудящихся на нужды народного хозяйства.
Но, несмотря на многообразие рыночных структур, обычно выделяют следующие четыре типа рыночных структур (модели рынка): совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия (табл. 2.1). Каждая из названных структур отличается степенью конкурентности рынка, т. е. способностью фирм воздействовать на рынок, и, прежде всего на цены. Чем меньше это влияние, тем более конкурентным считается рынок.
Рынок совершенной конкуренции состоит из большого числа продавцов, конкурирующих между собой. Каждый из них предлагает стандартную, однородную продукцию многим покупателям. Объемы производства и предложения со стороны отдельных производителей составляют незначительную долю общего выпуска, поэтому одна фирма не может оказывать заметного влияния на рыночную цену, но должна «соглашаться с ценой», принимать ее как заданный параметр.
Участники конкурентного рынка имеют равный доступ к информации, т. е. все продавцы имеют представление о цене, технологии производства, возможной прибыли. В свою очередь, покупатели осведомлены о ценах и об их изменениях. Существует свобода входа и выхода: любая фирма, при желании, может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок.
Колебания цены могут быть довольно интенсивными, но разница в цене — это не результат действий отдельных продавцов, а процесс взаимодействия спроса и предложения на рынке.
На практике совершенная конкуренция в чистом виде — явление редкое не только в XXIв., но и в предыдущих столетиях. Но существует ряд отраслевых рынков, которые сравнительно в большей степени имеют именно эту структуру. Например, рынки сельскохозяйственных продуктов, рынки некоторых услуг.
Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции. На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм. Крупные корпорации, сосредоточившие в своих руках значительную часть рыночного предложения, оказываются в особых отношениях с рыночной средой. Во-первых, занимая господствующее положение на рынке, они могут существенно влиять на условия реализации продукции. Во-вторых, меняются и отношения между участниками рынка: производители внимательно следят за поведением своих конкурентов, и реакция на их поведение должна быть своевременной. Конкурентные отношения такого типа изучаются теорией несовершенной конкуренции. Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основные типа: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.
При монополистической конкуренциибольшинство производителей старается убедить покупателя, что их товар является уникальным в данной товарной группе. Примером могут служить рынки одежды, обуви, стиральных порошков, мыла, безалкогольных напитков. Фирмы, производящие похожие, но различные с точки зрения покупателей товары, действуют в условиях монополистической конкуренции.
Товарные группы одного назначения являются близкими заменителями: один от другого может отличаться качеством исполнения, упаковкой, дизайном, послепродажным обслуживанием. Таким образом, фирмы конкурируют, продавая дифференцированные продукты. Дифференциация товара позволяет производителю самостоятельно устанавливать цену в зависимости от действий конкурентов. Каждая фирма является единственным производителем и, в этом смысле, монополистом. Но так как объем продаж каждого продавца относительно невелик, то каждая из фирм имеет ограниченный контроль над рыночной ценой.
На рынках монополистической конкуренции на долю четырех крупнейших фирм обычно приходятся не более 25 % общих внутренних поставок, а на восемь — менее 50 %. Вход на рынок монополистической конкуренции достаточно свободен и определяется, главным образом, размерами капитала. Однако вход на рынок по сравнению со свободной конкуренцией не настолько легок: в процессе завоевания доли рынка новые продавцы могут испытывать трудности со своими новыми для потребителей торговыми марками и услугами.
Следует подчеркнуть, что дифференциация продукта в какой-то степени определяет степень монополизации рынка. Чем более однородна продукция, чем в большей мере товары могут замещать друг друга, тем сильнее конкуренция, и, наоборот, чем более дифференцированы товары, тем меньше конкуренция, тем легче установить на них монопольную цену. Например, стройматериалы — железобетон и кирпич.
Под олигополией понимается рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм. Точное число фирм определить трудно, так как олигополистический рынок охватывает довольно большую часть национального рынка, ограниченную, с одной стороны, монополией, а с другой — монополистической конкуренцией.
Фирмы получают высокую прибыль потому, что доступ на рынок олигополии значительно затруднен. Проникновению в отрасль препятствуют практически те же барьеры, что и в условиях монополии. Олигополистический рынок характеризуется взаимозависимостью — взаимореакцией немногих соперников, так как на рынке конкурирует лишь несколько фирм, то каждый участник рынка должен тщательно следить за поведением соперников, взвешивать свои действия в отношении ценовой политики, а также оценивать потенциальные последствия своих решений.
В зависимости от типа продукции различают чистую олигополию и дифференцированную.
Предприятия чистой олигополии производят однородный стандартизированный продукт. Идентичность этих товаров определяет и единую цену на них.
Олигополия, производящая разнообразную продукцию одного функционального назначения, называется дифференцированной.
К олигополии как рыночной структуре относят картель, который представляет собой сговор нескольких фирм по поводу цен и объемов выпуска продукции в целях максимизации совместной прибыли. Если в картель объединяются все предприятия отрасли, то он ведет себя как фирма-монополист.
В наши дни, несмотря на деятельность антимонопольных государственных органов, олигополия выступает существенным фактором российского рыночного хозяйства.
Монополия — тип экономических отношений, который дает возможность одному из участников рыночных отношений диктовать свои условия на рынке определенного товара.
Монополия предполагает, наличие в отрасли только одного производителя, который полностью контролирует объем предложения товара. Это позволяет ему устанавливать цену, которая принесет максимум прибыли. Степень использования монопольной власти в установлении цены будет зависеть от наличия близких заменителей товара. Если товар уникален, то покупатель вынужден платить назначенную цену или отказаться от покупки. Число продуктов, не имеющих заменителей, ограничено. К чистой монополии можно отнести предоставление коммунальных услуг, компании кабельного телевидения, телефонные компании или монополию книгоиздательства на реализацию учебников и т. п.
Фирма-монополист обычно имеет более высокую прибыль, что, естественно, привлекает в отрасль других производителей. В случае чистой монополии, барьеры для вступления в отрасль достаточно велики, и это практически блокирует проникновение конкурентов на монополизированный рынок.
2.4. Условия функционирования рынка
Функции рынкаопределяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевых вопроса: что, как и для кого производить? Для этого рынок выполняет ряд функций:
• Регулирующая функция
Она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена — сигнал к расширению производства: падает цена — сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции.
В то же время, являясь регулятором хозяйственной жизни, рынок неоднократно демонстрировал, что не все процессы макроэкономического регулирования ему подвластны. Это проявляем в периодических спадах, инфляции, безработице.
• Информационная функция
Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на трынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены — об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом.
Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации, выдающий обобщенные данные по всему хозяйственному пространству, которое он охватывает. Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия.
• Ценообразующая функция
В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство.
В отличие от административно-командной системы в рыночной экономике эта оценка происходит не до обмена, а в ходе его. Рыночная цена представляет собой своего рола итог, баланс сопоставления затрат производителей и полезности (ценности) данного блага для потребителей. Таким образом, в процессе рыночного обмена цена устанавливается путем сопоставления затрат (издержек) и полезности обмениваемых благ.
• Посредническая функция
Рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. Продавец со своих позиций стремится найти и заключить сделку наиболее устраивающим его покупателем.
• Санирующая функция
Рыночный механизм — это достаточно жесткая, в известной мере жестокая система. Он постоянно проводит «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективных предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным. В результате селекционной работы рынка, повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом.
Как свидетельствует опыт, средний цикл малого бизнеса не превышает пяти лет. В конкурентной борьбе нередко гибнут и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы «естественный отбор» прекратился.
В России общее количество малых предприятий в последние годы стабилизировалось. Число прекращающих существование и вновь создаваемых предприятий сравнялось. Одна часть предприятий разорилась в результате банкротства банков, другая — ушла в среду теневого бизнеса: многие не выдерживают конкуренции.
· Стимулирующая функция
Рынок заставляет производителей внедрять новые технологии и достижения научно- технического прогресса, экономить ресурсы, чтобы уменьшить издержки, увеличить прибыль и выдержать конкуренцию.
· Учетная функция
Через рынок происходят учет затрат на производство продукции и соизмерение затрат с полученным результатом.
· Конкурентообразующая функция
Конкуренция – очень важный двигатель научного и технического прогресса, соперничества между производителями и предпринимателями. Важна здесь не фиксирующая сторона дела, а то, что рынок посредством своего механизма и выполняемых функций формирует конкурентную среду. Самым мощным оружием конкуренции выступают издержки и цены, а рынок в этом случае дает очень четкую и всеобъемлющую информацию. В этом плане вполне оправдан тезис о том, что рынок и конкуренция в известном смысле – синонимы, так как одно без другого не существует. Конкуренция принуждает производителей к деловой активности, поиску новых возможностей экономического роста. Но конкуренция обладает и разрушительной силой.
2.5. Инфраструктура рыночного хозяйства
Инфраструктура рынка — это система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Встречаются и другие определения рыночной инфраструктуры. Ее характеризуют как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия для функционирования рынка, так и совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка. В нее включаются сеть банковских учреждений, обслуживающих рынок и обеспечивающих движение товаров, капиталов и рабочей силы. В нее включаются сеть банковских учреждений, товарные и фондовые биржи, биржи труда, страховые компании, информационно – коммерческие центры, аукционы, ярмарки и т.д.
Ядром инфраструктуры рыночного хозяйства выступает банковская система. Она представляет собой мощную финансовую организацию, включающую ряд соподчиненных звеньев, осуществляющих финансовые операции в стране. В банковскую систему входит, прежде всего, государственный (национальный) банк, затем следуют коммерческие и ипотечные (осуществляют кредитование под залог недвижимости), инновационные и инвестиционные банки.
Центральный (национальный) банк страны осуществляет эмиссию (выпуск) денежных знаков, регулирует денежное обращение, ведет кредитование коммерческих банков, выполняет расчетные операции.
Коммерческие банки выполняют кредитование и расчетные операции. Необходимые для этих целей денежные знаки отчасти получают от Центрального банка, а отчасти – через посредство аккумулирования у себя временно свободных денежных средств, имеющихся у частных лиц, учреждений, организаций, иностранных вкладчиков.
В современных условиях банки все чаще выступают в роли инвесторов, вкладывая свои средства в ценные бумаги, преимущественно в облигации. Посредством этого они как бы кредитуют государство. Коммерческие банки предоставляют гражданам ссуды для приобретения товаров длительного пользования, строительства домов, дач и т.д. Коммерческие банки развивают доверительные операции. В этой своей роли банки на доверительной основе, выполняя роль опекуна, распоряжаются имуществом физических и юридических лиц. Подобно Центральному, коммерческие банки выполняют множество кассово-расчетных операций для населения, предприятий и организации.
Наряду с банковской системой важным звеном рыночной инфраструктуры выступают биржи. Это товарные, фондовые биржи и биржа труда. Биржа – это организованный оптовый рынок с аукционной куплей-продажей товаров, ценных бумаг и валюты. Предысторию бирж образует торговля. Развитие торговли по образцам вызвало к жизни товарные биржи. Первые биржи в мире появились еще в XV– XVIв Италии. Однако само слово «биржа» произошло из Нидерландов. Именно там, в г. Брюгге, очень известной в мире была вексельная торговля.
В России первая официальная биржа была открыта в Санкт-Петербурге в 1703 г., но до начала XIXв. она не была оживленной. К 1914 г. в России действовало 115 бирж, но в связи с первой мировой войной многие биржи были закрыты, хотя «черные» биржи функционировали вплоть до октябрьской революции.
продолжение
--PAGE_BREAK--