Реферат по предмету "Психология"


Воображение у дошкольников

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по психологии
студентки заочного отделения
Преподаватель
Успенская Е.П.
Орел 2007

План
1. Общая характеристика воображения
2. Развитие воображения у дошкольников
3. Особенности воображения у детей конкретной возрастной группы
4. Использование сказок и рассказов для развитиявоображения у детей
5. Комментарии о развитии воображения у детей
Литература
1. Общая характеристика воображения
 
Воображение — это психический процесс создания новыхобразов, представлений или идей на основе уже имеющихся. Данный процессвыражается в построении образа средств и результата деятельности субъекта; всоздании программы поведения при неопределенности проблемной ситуации; впродуцировании образов, не программирующих деятельность, а заменяющих ее; всоздании образов, соответствующих описаниям объектов, явлений и состояний,Процессы воображения относятся к креативным механизмам психики.
Образы воображения — это образы виртуальнойреальности. Они различаются по своим функциям и психологическому статусу. Этомогут быть мечты (образы желаемого будущего), грезы (образы актуальнопереживаемого ирреального), фантазии (образы возможного будущего). Образывоображения отличаются от образной памяти, хотя между ними существует теснаясвязь. Воображение предполагает «отлет» от прошлого опыта,преобразование данного и порождение на этой основе новых образов. Если вфункции памяти входит сохранение точных фактов прошлого опыта, то функциейвоображения является их преобразование. В процессе воображения человек можетвоссоздать и преобразить не только то, что представлено в его опыте, но исоздать образ того, чего вообще никогда не было. Яркие, отклоняющиеся отдействительности образы называют фантастическими. Фантазия является синонимомвоображения. Фантазией также называют продукты воображения. Воображение тесносвязано с личностными особенностями, с индивидуальной спецификой восприятия имышления, с эмоциями, чувствами, интересами и способностями человека.
К основным функциям воображения относят: активизациюнаглядно-образного мышления, управление эмоционально потребностнымисостояниями, произвольную регуляция познавательных процессов, управлениефизиологическими состояниями, создание внутреннего плана действий,программирование поведения и др.
По степени выраженности активности различают произвольное инепроизвольное воображение. Выделяется низшая и примитивная форма воображения,которая проявляется в непроизвольной трансформации образов. Такое воображениесовершается под воздействием малоосознанных потребностей и влечений.
Образы не формируются воображением, а самопроизвольнотрансформируются. Непроизвольное воображение протекает в пассивной форме ипредполагает создание образов без внешних побуждений. В случае пассивноговоображения создаваемые образы обычно не воплощаются в жизнь и выступают как еевнутренняя замена. Непреднамеренное воображение наблюдается при низком уровнеосознанности (во сне, в дремотном состоянии).
Произвольное воображение проявляется в тех случаях, когдановые образы или идеи возникают в результате специального намерения человекавообразить что-то определенное, конкретное.
Существенно характеризуют воображение его самостоятельность,оригинальность, его творческий характер. С этой точки зрения различаютвоссоздающее и творческое воображение. Воссоздающее воображение — этопредставление человеком чего-либо нового для него; причем представлениеопирается на словесное описание или условное изображение этого нового (чертеж,схему, нотную запись). Этот вид воображения широко используется в разных видахдеятельности, особенно в обучении.
Усваивая учебный материал выраженный в словесной форме (рассказвоспитателя, текст книги), учащийся должен представить себе то, чтосоответствует новым понятиям, с которыми он знакомится. Например, изучая такойучебный предмет, как природоведение, учащиеся должны вообразить себе моря,озера, горы, незнакомые растения, животных. Особенно велика роль воссоздающеговоображения при чтении художественной литературы.
Читая книги, школьник с помощью воссоздающего воображенияпредставляет себе героев, как бы видит их, видит картины природы, чувствуетсебя участником событий, описанных в книге. Чтобы правильно представить себето, что передано словом, нужно иметь достаточные знания. Только на знанияопирается воссоздающее воображение. То, как представляет себе ребенок новое,зависит в большой мере от того, как описывается это новое. Очень важно выразитьсловесно, чем новое, неизвестное отличается от уже известного. Иначе новоелегко может быть искажено под влиянием известного, уподобится хорошо знакомому.
Когда учитель рассказывает урок или читает отрывки излитературных произведений, где описаны исторические события, дети часто немогут правильно вообразить эти явления. Исторические факты они воспроизводят всоответствии с современными представлениями и знаниями. Так, слушая рассказучителя о Куликовской битве, учащиеся подают иногда реплики типа: «Надобыло бить Мамая из пулемета». Дети, никогда не видевшие настоящих высокихгор, с большим трудом представляют по описанию их подлинную высоту. Часто учащиеся2 класса, даже после просмотра картин с горными пейзажами, сравнивают высотугор, изображенных на картинах, с одно — или двухэтажными домами.
Чтобы создать у учащихся правильные представления о новомучебном материале, надо не только ясно и точно, но и эмоционально рассказыватьо нем. Тогда у детей возникнут живые образы, правильно отражающие это новое.
Наглядный материал на уроке помогает школьникам уточнить иуяснить то новое, что они узнали из учебника или рассказа учителя. Изучаялитературное произведение, сюжет которого далек от современности, хорошопоказать учащимся репродукции картин, изображающих быт и историческую эпохутого времени. Опора на наглядный материал всегда помогает работе воссоздающеговоображения — воссозданный образ становится более точным, он более правильно воспроизводитреальную действительность.
Значительно лучше представляют себе учащиеся новый материалв тех случаях, когда перед ними ставят конкретные задачи: нарисовать илисконструировать ту или иную вещь, которая известна учащимся только по описаниюв книге или по рассказу учителя в классе. Такая практическая деятельностьучащихся, кроме того, хорошее средство проверки представлений, которыесформировались у детей на основе работы воссоздающего возражения.
От воссоздающего воображения надо отличать творческоевоображение. В процессе творческого воображения создаются новые образы безопоры на готовое описание или изображение их. Этот вид воображения играетважную роль во всех видах творческой деятельности людей.
Творчество — это деятельность, которая дает новые,впервые создаваемые, оригинальные продукты, имеющие общественное значение: открытиеновых. закономерностей в науке, изобретение новых машин, отыскание способоввыведения новых сортов растений или пород животных, создание произведенийискусства, литературы и т.п. Источником творческой деятельности являетсяобщественная необходимость в том или ином новом продукте. Именно потребностьобщества в чем-то обусловливает возникновение творческой идеи, творческогозамысла, что и ведет к созданию нового.
Как уже видно из всего того, что сказано выше, воображениеявляется крайне сложным по своему составу процессом. Именно эта сложностьсоставляет главную трудность в изучении процесса творчества и приводит часто кневерным представлениям относительно самой природы этого процесса и егохарактера как чего-то необычного и совершенно исключительного. В нашу задачуздесь не входит дать сколько-нибудь полное описание состава этого процесса. Этопотребовало бы очень длинного психологического анализа, который сейчас не можетинтересовать нас, но для того чтобы дать представление о сложности этойдеятельности, мы остановимся очень кратко на некоторых моментах, входящих всостав этого процесса. Всякая деятельность воображения имеет всегда оченьдлинную историю. То, что мы называем творчеством, есть обычно толькокатастрофический акт родов, явившийся в результате очень долгого внутреннеговынашивания и развития плода.
В самом начале процесса, как мы уже знаем, стоят всегдавосприятия внешние и внутренние, составляющие основу нашего опыта. То, чторебенок видит и слышит, является, таким образом, первыми опорными точками дляего будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствиибудет строить его фантазия. Далее следует очень сложный процесс переработки этого материала. Важнейшими составными частями этого процесса являются диссоциациии ассоциация воспринятых впечатлений. Всякое впечатление представляет из себясложное целое, состоящее из множества отдельных частей. Диссоциация заключаетсяв том, что это сложное целое как бы рассекается на части, отдельные частивыделяются преимущественно по сравнению с другими, одни сохраняются, другиезабываются. Диссоциация, таким образом, является необходимым условием длябудущей деятельности фантазии.
Для того чтобы соединять впоследствии различные элементы,человек должен раньше всего нарушить ту естественную связь элементов, в которойони были восприняты. Раньше чем создать образ Наташи в «Войне и мире»,Толстой должен был выделить отдельные черты двух родных ему женщин, без чего онне мог бы их смешать или перетолочь в образ Наташи. Вот это выделение отдельныхчерт и оставление без внимания других и может быть по праву названодиссоциацией. Этот процесс крайне важен во всем умственном развитии человека,он лежит в основе абстрактного мышления, в основе образования понятий.
Это умение выделить отдельные черты сложного целого имеетзначение для всей решительно творческой работы человека над впечатлениями. Запроцессом диссоциации следует процесс изменения, которому подвергаются этидиссоциированные элементы. Этот процесс изменения или искажения основан надинамичности наших внутренних нервных возбуждений и соответствующих им образов.Следы от внешних впечатлений не складываются неподвижно в нашем мозгу, как вещина дне корзины. Эти следы представляют собой процессы, они движутся,изменяются, живут, отмирают, и в этом движении лежит залог их изменения подвлиянием внутренних факторов, искажающих и перерабатывающих их. В качествепримера такого внутреннего изменения можно привести имеющий огромное значениедля воображения вообще и для воображения ребенка в частности процесспреувеличения и преуменьшения отдельных элементов впечатлений.
Данные в действительности впечатления видоизменяются,увеличивая или уменьшая свои естественные размеры. Страсть детей кпреувеличению, как и страсть к преувеличению взрослых людей, имеет оченьглубокие внутренние основания. Эти основания заключаются большей частью в томвлиянии, которое оказывает наше внутреннее чувство на внешние впечатления. Мыпреувеличиваем потому, что мы хотим видеть вещи в преувеличенном виде, потомучто это соответствует нашей потребности, нашему внутреннему состоянию. Страстьдетей к преувеличению прекрасно запечатлелась в сказочных образах.
«Это преувеличение, вызывается интересом ко всемувыдающемуся и необыкновенному, к которому присоединяется чувство гордости,связанное с воображаемым обладанием чем-нибудь особенным: у меня 30 монет, нет50, нет 100, нет 1000! Или: я только что видел бабочку величиной с кошку, нет,величиной с дом!», что в этом процессе изменения, и в частностипреувеличения, происходит у ребенка упражнение в оперировании с величинами,которые непосредственно в его опыте не были даны. Какую огромную ценность имеютэти процессы изменения, и в частности преувеличения, очень легко видеть напримерах числового воображения.
«Числовое воображение нигде не достигало такого пышногорасцвета, как у восточных народов. Они играли с числами с замечательнойсмелостью и расточали их с блистательнейшим мотовством. Так, в халдейскойкосмогонии рассказывалось, что бог — рыба Оаннес — посвятил 259 200 летвоспитанию человечества, затем в течение 432 000 лет царствовали на землеразные мифические личности, а по прошествии этих 691 200 лет лицо земли былообновлено потопом Индусы перещеголяли однако все это. Они изобрели громаднейшиеединицы, служащие основой и материалом для фантастической игры с числами. Джайнасыделят время на два периода: восходящий и нисходящий. Каждый из них имеетбаснословную продолжительность 2 000 000 000 000 000 океанов лет, причем каждыйокеан лет равен сам по себе 1 000 000 000 000 000 годов Размышления о такойпродолжительности естественно должны вызывать у набожного буддистаголовокружение».
Подобная игра с числовыми преувеличениями оказывается ввысокой степени важной для человека, и живое доказательство этому мы видим вастрономии и других естественных науках, которым приходится оперировать неменьшими, а гораздо большими величинами.
«В науках, числовое воображение не облекается в формуподобного бреда. Науку обвиняют в том, будто бы она своим развитием подавляетвоображение, тогда как в действительности она открывает для его творчестванесравненно более широкие области. Астрономия витает в бесконечности времени ипространства. Она видит зарождение миров, мерцающих сперва тусклым светомтуманности, которая затем превращается в ярко блистающее солнце. Эти солнца,охлаждаясь, покрываются пятнами, тускнеют и меркнут. Геология следит заразвитием обитаемой нами планеты сквозь ряд переворотов и катаклизмов»; онапредусматривает отдаленное будущее, когда земной шар, утеряв водяные пары,защищающие его атмосферу от чрезмерного излучения тепла, должен будет погибнутьот холода. Общепринятые в нынешней физике и химии гипотезы об атомах и частицахтел не уступают своей смелостью дерзновеннейшим измышлениям индусскоговоображения.
Мы видим, что преувеличение, как и воображение вообще,одинаково нужно в искусстве, как и в науке.
Следующим моментом в составе процессов воображения являетсяассоциация, т.е. объединение диссоциированных и измененных элементов. Как ужеуказывалось выше, эта ассоциация может происходить на различной основе ипринимать различные формы от чисто субъективного объединения образов дообъективно научного, соответствующего, например, географическим представлениям.И, наконец, заключительным и последним моментом предварительной работывоображения является комбинация отдельных образов, приведение их в систему,построение сложной картины. На этом деятельность творческого воображения незаканчивается. Как мы отмечали уже, полный круг этой деятельности будетзавершен тогда, когда воображение воплощается, или кристаллизуется, во внешнихобразах.
Однако об этом процессе кристаллизации, или переходавоображения в действительность, мы будем говорить особо. Здесь же,останавливаясь только на внутренней стороне воображения, следовало бы указатьна те основные психологические факторы, от которых зависит протекание всех этихотдельных процессов. Первым таким фактором всегда, как устанавливаетпсихологический анализ, является потребность человека в приспособлении кокружающей среде. Если окружающая жизнь не ставит перед человеком задачи, еслипривычные и наследственные его реакции вполне уравновешивают его с окружающиммиром, тогда нет никакого основания для возникновения творчества. Существо,которое является вполне приспособленным к окружающему миру, такое существо немогло бы ничего желать, ни к чему стремиться и, конечно, ничего не могло бытворить. Поэтому в основе творчества всегда лежит неприспособленность, изкоторой возникают потребности, стремления или желания.
Психологический анализ обязан каждый раз разлагать «самопроизвольноетворчество» на эти первичные его элементы. Всякое изобретение имеетпоэтому двигательное происхождение; основная сущность творческого изобретенияоказывается во всех случаях двигательной.
Потребности и желания сами по себе ничего создать не могут. Ониявляются только стимулами и движущими пружинами. Для изобретения необходима,кроме того, наличность еще и другого условия, а именно: самопроизвольноговоскрешения образов.
Самопроизвольным воскрешением называют такое, какоепроисходит внезапно, без явных вызывающих его причин. Причины эти фактическисуществуют, но их действие облекается в скрытую форму мышления по аналогии,аффективного настроения, бессознательной мозговой работы".
Наличие потребностей или стремлений приводит, таким образом,в движение процесс воображения, оживание следов нервных возбуждений, даетматериал для его работы. Эти два условия необходимы и достаточны для того,чтобы понять деятельность воображения и всех входящих в его состав процессов.
Возникает еще вопрос относительно факторов, от которыхзависит воображение. Что касается психических факторов, то они перечисленынами, правда несколько разрозненно, выше.
Мы уже говорили, что деятельность воображения зависит отопыта, от потребностей и интересов, в которых эти потребности выражаются. Легкопонять также, что оно зависит от комбинаторной способности и упражнения в этойдеятельности, воплощения продуктов воображения в материальную форму; зависитдалее от технического умения и от традиций, т.е. от тех образцов творчества,которые влияют на человека. Все это факторы огромной важности, но настолькоочевидные и простые, что о них мы сейчас подробно говорить не станем. Гораздоменее заметно и поэтому гораздо более важно действие другого фактора, именноокружающей среды. Обычно воображение представляют как исключительно внутреннююдеятельность, не зависящую от внешних условий или в лучшем случае зависимую отэтих условий одной стороной именно постольку, поскольку эти условия определяютматериал, над которым работает воображение. Самые же процессы воображения,направление его с первого взгляда кажутся руководимыми только изнутри чувствамии потребностями самого человека и поэтому обусловленными субъективными, а необъективными причинами.
На самом деле это не так. Уже давно в психологии былустановлен закон, согласно которому стремление к творчеству всегда бываетобратно пропорционально простоте среды.
Всякий изобретатель, даже гений, является всегда растениемсвоего времени и своей среды. Его творчество исходит из тех потребностей,которые созданы до него, и опирается на те возможности, которые опять-такисуществуют вне него. Вот почему мы замечаем строгую последовательность висторическом развитии техники и науки. Никакое изобретение и научное открытиене появляется раньше, чем создаются материальные и психологические условия,необходимые для его возникновения. Творчество представляет собой историческипреемственный процесс, где всякая последовательная форма определенапредшествующими.
Этим же объясняется и непропорциональное распределениеноваторов и творческих деятелей по различным классам.
Привилегированные классы дают неизмеримо больший процентнаучных, технических и художественных изобретателей, потому что именно в этихклассах наличествуют все условия, которые необходимым для творчества.
Как бы ни было индивидуально всякое творение, оно всегдазаключает в себе социальный коэффициент. В этом смысле никакое изобретение небудет в строгом смысле личным, в нем всегда остается кое-что от анонимногосотрудничества.
2. Развитие воображения у дошкольников
Представления воображения формируются у детей на базеразвития их восприятия. Обогащая опыт восприятий и специальных наблюденийребенка, воспитатель тем самым обогащает и развивает его воображение.
У детей третьего года жизни можно наблюдать первыепроявление воображения. К этому времени у ребенка накопился уже некоторыйжизненный опыт, который дает материал для работы воображения. Воздействиеокружающей жизни, влияние взрослых постепенно все более обогащает опыт ребенка-основуразвития воображения.
С первого взгляда кажется, что у детей-дошкольниковвоображение развито лучше, чем у более старших детей. Легкость и своеобразиекомбинаций образов воображения, которые возникают у детей этого возраста,привели некоторых исследователей к мысли о богатстве воображения у дошкольников.Однако в действительности эта легкость комбинирования образов указывает как разна слабость воображения. Еще К.Д. Ушинский говорил о том, что для ребенка несуществует невозможного потому, что он еще не знает, что возможно, а чего неможет быть. Именно поэтому дети младшего дошкольного возраста часто смешиваютвоображаемое с действительным. .
Особенно интенсивно развиваются представления воображения удетей дошкольного возраста. Этому благоприятствует процесс обучения ивоспитания, в ходе которого ребенок знакомится с очень широким кругом предметови явлений окружающего мира.
Среди дошкольников есть дети с очень бледными, слабымипредставлениями, есть дети, не умеющие произвольно вызывать представления иоперировать ими в процессе обучения. С такими детьми надо много работать,обогащать их представления, тренировать в умении делать волевые усилия для того,чтобы произвольно вызывать то или иное представление.
У дошкольного возраста воображение опирается уже на довольнозначительный жизненный опыт и на все возрастающие знания. Воображение ушкольника развивается так, что создаваемые образы все больше и больше соотносятсяс практикой. Если трех-, четырехлетнему ребенку достаточно двух-трех палочек — имодель самолета готова, то для семи-, восьмилетнего школьника необходимо, чтобымодель была, как настоящий самолет.
Важнейшая задача воспитателя — так подготовить детей кобучению в школе, чтобы у них накапливались и совершенствовались возможно болееяркие и конкретные представления об окружающей действительности.
Образы воображения, возникающие у школьников 1-2 классов впроцессе творческой деятельности, так же как и у дошкольников, еще крайненеустойчивы и легко изменяются под влиянием возникающих, иногда случайных, ассоциаций.Эти образы нуждаются в опоре на восприятие. Дошкольникам обычно не удаетсяполностью воссоздать в рисунке или даже в словесном отчете образы прочитанноготекста. Воссоздаваемые образы неустойчивы, постоянно меняются.
А у школьника образы уже устойчивы и он уже может ихвоссоздать. Как показали исследования, на первом этапе развития воссоздающеговоображения дошкольник еще, использует данные читаемого текста, однако этопродолжается очень короткое время. Затем обычно начинает отвлекаться: у него возникаютслучайные образы, которые не имеют отношения к тексту. Воссоздать системуобразов, сложную картину ребенок этого возраста еще не может. Доказано, чтоэтот существенный недостаток процесса воображения у детей может быть постепенноустранен при обучении.
Огромное значение для развития воссоздающего воображения удетей имеет обогащение их зрительного опыта. Но простая тренировка процесса воображениябез использования новых данных восприятия обычно не ведет к усовершенствованиювоссоздающего воображения детей.
Они еще не могут представить себе машину как целостныймеханизм, она им кажется совокупностью изолированных частей; они еще неосознают принципов ее устройства, начинают рассуждать: «Какая машинадолжна быть? Как ее собирать?» Это рассуждение уже начало элементарногопланирования.
Итак, деятельность воссоздающего воображения дошкольноговозраста теснее связывается с деятельностью мышления и сочетается с большимиволевыми усилиями.
Развитие воображения у детей создает предпосылки дляэстетического воспитания, а хорошо поставленное эстетическое воспитание в своюочередь развивает воображение. На развитие воображения детей влияет чтениехудожественной литературы; просмотр картин, кино, посещение театров,организованное слушание музыки, восприятие природы и т.п. Благодаря знакомствус искусством образы воображения у детей становятся более полными и яркими.
 3. Особенности воображения у детей конкретнойвозрастной группы
 
Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Условияжизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются допределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческихотношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Ониспытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в нейучаствовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно онстремится и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра — самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Ролевая или, как ее иногда называют, творческая играпоявляется в дошкольном возрасте. Это деятельность, в которой дети берут насебя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводятдеятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая и исполняяопределенную роль, имеет соответствующий образ — мамы, доктора, водителя,пирата — и образцы его действий. Образный план игры настолько важен, что безнего игра просто не может существовать. Но, хотя жизнь в игре протекает в формепредставлений, она эмоционально насыщена и становится для ребенка егодействительной жизнью.
Игра «вырастает» из предметно-манипулятивнойдеятельности в конце раннего детства. Первоначально ребенок был поглощенпредметом и действиями с ним. Когда он овладел действиями, вплетенными всовместную деятельность со взрослым, он начал осознавать, что он действует сами действует как взрослый. Собственно, и раньше он действовал как взрослый,подражая ему, но не замечал этого.
В дошкольном возрасте аффект переносится с предмета начеловека, благодаря чему взрослый и его действия становятся для ребенкаобразцом не только объективно, но и субъективно.
Помимо необходимого уровня развития предметных действий, дляпоявления игры нужно коренное изменение отношений ребенка со взрослыми. Около 3лет ребенок становится гораздо более самостоятельным, и его совместнаядеятельность с близким взрослым начинает распадаться. В то же время, играсоциальна и по своему происхождению, по содержанию. Она не сможет развиватьсябез частого полноценного общения со взрослыми и без тех разнообразныхвпечатлений от окружающего мира, которые ребенок приобретает тоже благодарявзрослым. Нужны ребенку и различные игрушки, в том числе неоформленныепредметы, не имеющие четкой функции, которые он мог бы легко использовать вкачестве заместителей других. Итак, на границе раннего и дошкольного детствавозникают первые виды детских игр. Это уже известная нам режиссерская игра. Одновременнос ней или несколько позже появляется образно-ролевая игра. В ней ребеноквоображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Но обязательнымусловием развертывания такой игры является яркое, интенсивное переживание: ребенкапоразила увиденная им картина, и он сам, в своих игровых действияхвоспроизводит тот образ, который вызвал у него сильный эмоциональный отклик.
Режиссерская и образно-ролевая игры становятся источникамисюжетно-ролевой игры, которая достигает своей развитой формы к серединедошкольного возраста. Позже из нее выделяются игры с правилами. Следуетотметить, что возникновение новых видов игры не отменяет полностью старых, ужеосвоенных, — все они сохраняются и продолжают совершенствоваться. Всюжетно-ролевой игре дети воспроизводят собственно человеческие роли иотношения. Дети играют друг с другом или с куклой как идеальным партнером,который тоже наделяется своей ролью. В играх с правилами роль отходит на второйплан и главным оказывается четкое выполнение правил игры; обычно здесьпоявляется соревновательный мотив, личный или командный выигрыш. Это — большинствоподвижных, спортивных и печатных игр.
В каждой игре свои игровые условия — участвующие в ней дети,куклы, другие игрушки и предметы. Подбор и сочетание их существенно меняет игрув младшем дошкольном возрасте. Игра в это время, в основном, состоит изоднообразно повторяющихся действий, напоминающих манипуляции с предметами. Например,трехлетний ребенок «готовит обед» и манипулирует тарелочками и кубиками.Если игровые условия включают другого человека (куклу или ребенка) и тем самымприводят к появлению соответствующего образа, манипуляции имеют определенныйсмысл. Ребенок играет в приготовление обеда, даже если он забывает потомнакормить им сидящую рядом куклу. Но если ребенок остается один и убраныигрушки, наталкивающие его на этот сюжет, он продолжает манипуляции, потерявшиесвой первоначальный смысл. Переставляя предметы, раскладывая их по величине илиформе, он объясняет, что играет «в кубики», «так просто». Обедисчез из его представлений вместе с изменением игровых условий. Сюжет — тасфера действительности, которая отражается в игре. Сначала ребенок ограниченрамками семьи и поэтому игры его связаны главным образом с семейными, бытовымипроблемами.
Затем, по мере освоения новых областей жизни, он начинаетиспользовать более сложные сюжеты — производственные, военные и т.д. Болееразнообразными становятся и формы игры на старые сюжеты, скажем, в «дочки-матери».Кроме того, игра на один и тот же сюжет постепенно становится более устойчивой,длительной. Если в 3-4 года ребенок может посвятить ей только 10-15 минут, азатем ему нужно переключиться на что-то другое, то в 4-5 лет одна игра ужеможет продолжаться 40-50 минут. Старшие дошкольники способны играть в одно и тоже по несколько часов подряд, а некоторые игры у них растягиваются на несколькодней.
Те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводятсяребенком, составляют содержание игры. Младшие дошкольники имитируют предметнуюдеятельность — режут хлеб, трут морковку, моют посуду. Они поглощены самимпроцессом выполнения действий и подчас забывают о результате — для чего и длякого они это сделали. Действия разных детей не согласуются друг с другом, неисключены дублирование и внезапная смена ролей во время игры. Для среднихдошкольников главное — отношения между людьми, игровые действия производятсяими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Поэтому 5-летнийребенок никогда не забудет «нарезанный» хлеб поставить перед кукламии никогда не перепутает последовательность действий — сначала обед, потом мытьепосуды, а не наоборот. Исключены и параллельные роли, например, одного и тогоже мишку не будут осматривать два доктора одновременно, один поезд не поведутдва машиниста. Дети, включенные в общую систему отношений, распределяют междусобой роли до начала игры. Для старших дошкольников важно подчинение правилам,вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими жесткоконтролируется.
Игровые действия постепенно теряют свое первоначальноезначение.
Собственно предметные действия сокращаются и обобщаются, аиногда вообще замещаются речью («Ну, я помыла им руки. Садимся за стол!»).
Сюжет и содержание игры воплощаются в роли. Развитие игровыхдействий, роли и правил игры происходит на протяжении дошкольного детства последующим линиям: от игр с развернутой системой действий и скрытыми за нимиролями и правилами — к играм со свернутой системой действий, с ясно выраженнымиролями, но скрытыми правилами — и, наконец, к играм с открытыми правилами искрытыми за ними ролями. У старших дошкольников ролевая игра смыкается с играмипо правилам.
Таким образом, игра изменяется и достигает к концудошкольного возраста высокого уровня развития. В развитии игры выделяются 2основные фазы или стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерновоспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являютсяпредметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношениямежду людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественныйсмысл деятельности взрослого человека.
Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте, онаоказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре детиучатся полноценному общению друг с другом. Младшие Дошкольники еще не умеютпо-настоящему общаться со сверстниками.
Вот как, например, в младшей группе детского сада проходитигра в железную дорогу. Воспитательница помогает детям составить длинный рядстульев, и пассажиры занимают свои места. Два мальчика, которым захотелось бытьмашинистом, усаживаются на крайние в ряду стулья, гудят, пыхтят и «ведут»поезд в разные стороны. Ни машинистов, ни пассажиров эта ситуация не смущает ине вызывает желания что-то обсудить. По выражению Д.Б. Эльконина, младшиедошкольники «играют рядом, а не вместе».
Постепенно общение между детьми становится более интенсивными продуктивным. Приведем диалог двух 4-летних девочек, в котором прослеживаютсяясная цель и удачные способы ее достижения.
Катя: «Давай понарошку это будет моя машина».
Маша: «Нет».
Катя: «Давай понарошку это будет наша машина».
Маша: «Ладно».
Катя: «Можно мне покататься на нашей машине?»
Маша: «Можно» (улыбаясь, выходит из машины).
Катя крутит руль и подражает шуму мотора. В среднем истаршем дошкольном возрасте дети, несмотря на присущий им эгоцентризм,договариваются друг с другом, предварительно распределяя роли, а также и впроцессе самой игры. Содержательное обсуждение вопросов, связанных с ролями иконтролем за выполнением правил игры, становится возможным благодаря включениюдетей в общую, эмоционально насыщенную для них деятельность.
Если по какой-то серьезной причине распадается совместная игра,разлаживается и процесс общения. Игра способствует становлению не толькообщения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизмуправления своим поведением — подчинение правилам — складывается именно в игре,а затем проявляется в других видах деятельности. Произвольность предполагаетналичие образца поведения, которому следует ребенок, и контроля. В игреобразцом служат не моральные нормы или иные требования взрослых, а образдругого человека, чье поведение копирует ребенок. Самоконтроль толькопоявляется к концу дошкольного возраста, поэтому первоначально ребенку нуженвнешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначаладруг друга, а потом — каждый самого себя. Внешний контроль постепенно выпадаетиз процесса управления поведением, и образ начинает регулировать поведениеребенка непосредственно.
Перенос формирующегося в игре механизма произвольности вдругие неигровые ситуации в этот период еще затруднен. То, что относительнолегко удается ребенку в игре, гораздо хуже получается при соответствующихтребованиях взрослых. Например, играя, дошкольник может долго стоять в позечасового, но ему трудно выполнить аналогичное задание стоять прямо и недвигаться.
Хотя в игре содержатся все основные компоненты произвольногоповедения, контроль за выполнением игровых действий не может быть вполнесознательным: игра имеет яркую аффективную окрашенность. Тем не менее, к 7годам ребенок все больше начинает ориентироваться на нормы и правила; регулирующиеего поведение образы становятся более обобщенными (в отличие от образаконкретного персонажа в игре). При наиболее благоприятных вариантах развитиядетей, к моменту поступления в школу они способны управлять своим поведением вцелом, а не только отдельными действиями.
В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка.Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Но происходит нетолько расширение круга мотивов. Уже в предыдущий переходный период — в 3 года- у ребенка появились мотивы, выходящие за рамки непосредственно данной емуситуации, обусловленные развитием его отношений со взрослыми. Теперь, в игре сосверстниками, ему легче отрешиться от своих мимолетных желаний. Его поведениеконтролируется другими Детьми, он обязан следовать определенным правилам,вытекающим из его роли, и не имеет права ни изменить общий рисунок роли, ниотвлечься от игры на что-то постороннее. Формирующаяся произвольность поведенияоблегчает переход от мотивов, имеющих форму аффективно окрашенныхнепосредственных желаний, к мотивам-намерениям, стоящим на грани сознательности.
В развитой ролевой игре с ее замысловатыми сюжетами исложными ролями, создающими достаточно широкий простор для импровизации, удетей формируется творческое воображение. Игра способствует становлению произвольнойпамяти, в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм.
Вообще в игре коренным образом изменяется позиция ребенка. Играя,он приобретает возможность смены одной позиции на другую, координации разныхточек зрения. Благодаря децентрации, происходящей в ролевой игре, открываетсяпуть к формированию новых интеллектуальных операций — но уже на следующемвозрастном этапе.
Речь. В дошкольном детстве в основном завершается долгий исложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения имышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку приподготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психолога,язык для ребенка становится действительно родным.
Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольникиначинают осознавать особенности своего произношения. Но у них еще сохраняются ипредшествующие способы восприятия звуков, благодаря чему они узнают неправильнопроизнесенные детские слова. Позже формируются тонкие и дифференцированныезвуковые образы слов и отдельных звуков, ребенок перестает узнавать неверносказанные слова, он и слышит, и говорит правильно. К концу дошкольного возрастазавершается процесс фонематического развития.
Интенсивно растет словарный состав речи. Как и на предыдущемвозрастном этапе, здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарныйзапас оказывается больше, у других — меньше, что зависит от условий их жизни,от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые. Приведем средниеданные по В. Штерну. В 1,5 года ребенок активно использует примерно 100 слов, в3 года — 1000-1100, в 6 лет — 2500-3000 слов.
Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваютсятонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) исинтаксического (построение фразы). Ребенок 3-5 лет не просто активноовладевает речью — он творчески осваивает языковую действительность. Он верноулавливает значения «взрослых» слов, хотя и применяет их иногдасвоеобразно, чувствует связь между изменением слова, отдельных его частей, иизменением его смысла. Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматикиродного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно — оригинальны.Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию часто называютсловотворчеством.
К.И. Чуковский в своей замечательной книге «От двух допяти» собрал много примеров детского словотворчества; вспомним некоторыеиз них.
«От мятных лепешек во рту — сквознячок». «Улысого голова — босиком». «Бабушка! Ты моя лучшая любовница!»«Пойдем в этот лес заблуждаться». «Да что ты от меня всеухаживаешь?» «Разве в буфете нет хлеба?» — «Кусочек есть,только он пожилой».
Девочка увидела в саду червяка: «Мама, мама, какойползук!» Мальчик прибегает за вазелином: «Мама просит мазелин». Больнойребенок требует: «Положите мне на голову холодный мокресс!» Девочказамечает, что запонки являются исключительной принадлежностью папы: «Папочка,покажи твои папонки!»
«Муж стрекозы — стрекозел». «Дым трубится».«Давайте лопатить снег». «Смотри, как налужил дождь!»«Отскорлупай мне яйцо!». «Я уже начаёпился». «Уж лучшея непокушанный пойду гулять». «Мама сердится, но быстро удобряется».
То, что ребенок усваивает грамматические формы языка иприобретает большой активный словарь, позволяет ему в конце дошкольноговозраста перейти к контекстной речи. Он может пересказать прочитанный рассказили сказку, описать картину, понятно для окружающих передать свои впечатленияоб увиденном. Это не означает, разумеется, что его ситуативная речь совершенноисчезает. Она сохраняется, но, в основном, в разговорах на бытовые темы и врассказах о событиях, имеющих для ребенка яркую эмоциональную окраску. Чтобыполучить представление об особенностях ситуативной речи, достаточно послушать,как дети пересказывают друг другу мультфильмы или боевики, пропуская слова, не доканчиваяфразы, перескакивая через целые действия.
Вообще в дошкольном возрасте ребенок овладевает всемиформами устной речи, присущими взрослым. У него появляются развернутыесообщения — монологи, рассказы. В них он передает другим не только то новое,что он узнал, но и свои мысли по этому поводу, свои замыслы, впечатления,переживания.
В произносимых для самого себя монологах он констатируетзатруднения, с которыми столкнулся, создает план последующих действий, рассуждаето способах выполнения задачи.
Использование новых форм речи, переход к развернутымвысказываниям обусловлены новыми задачами общения, встающими перед ребенком вэтот возрастной период. Полноценное общение с другими детьми достигается именнов это время, оно становится важным фактором развития речи. Продолжаетразвиваться, как известно, и общение со взрослыми, которых дети воспринимаюткак эрудитов, способных объяснить все, что угодно, и рассказать обо всем на свете.
Восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свойпервоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессыдифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным,анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдение,рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает вэто время речь — то, что ребенок начинает активно использовать названиякачеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними. Называяте или иные свойства предметов и явлений, он тем самым и выделяет для себя этисвойства; называя предметы, он отделяет их от других, определяя их состояния,связи или действия с ними, — видит и понимает реальные отношения между ними.
Специально организованное восприятие способствует лучшемупониманию явлений. Например, ребенок адекватно понимает содержание картины,если взрослые дают соответствующие пояснения, помогают рассмотреть детали вопределенной последовательности или подбирают картину с особой композицией,облегчающей ее восприятие. В то же время образное начало, очень сильное в этомпериоде, часто мешает ребенку сделать правильные выводы относительно того, чтоон наблюдает.
Вообще у дошкольников восприятие и мышление настолько тесносвязаны, что говорят о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном дляэтого возраста.
Мышление. Основная линия развития мышления — переход отнаглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словесномумышлению. Основным видом мышления, тем не менее, является наглядно-образное,что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях).
Дошкольник образно мыслит, он еще не приобрел взрослойлогики рассуждений.
Слава Г. (5 лет 5 мес.)«Откуда луна на небе появилась?»- «А может быть, ее построили?» «Кто?» — «Кто-нибудь. Еепостроили или она сама выросла.» «А звезды откуда появились?» — «Взяли и выросли, и сами появились. А, может, луна появилась из света. Лунасветит, но она холодная». «Почему луна не падает?» — «Потомучто она на крылышках летает, а, может быть, там такие веревки и она висит...»
/>/>Несмотря на такуюсвоеобразную детскую логику, дошкольники могут правильно рассуждать и решатьдовольно сложные задачи. Верные ответы от них можно получить при определенныхусловиях.
Прежде всего, ребенку нужно успеть запомнить саму задачу. Крометого, условия задачи он должен представить себе, а для этого — понять их. Поэтомуважно так сформулировать задачу, чтобы она была понятна детям.
Лучший способ добиться правильного решения — такорганизовать действия ребенка, чтобы он сделал соответствующие выводы на основесобственного опыта.
Таким образом, в благоприятных условиях, когда дошкольникрешает понятную, интересную для него задачу и при этом наблюдает доступные егопониманию факты, он может логически правильно рассуждать.
В дошкольном возрасте в связи с интенсивным развитием речиусваиваются понятия. Хотя они остаются на житейском уровне, содержание понятияначинает все больше соответствовать тому, что в это понятие вкладываетбольшинство взрослых. Так, например, 5-летний ребенок уже приобретает такоеотвлеченное понятие, как «живое существо». Он легко и быстро относитк «живым» крокодила (для этого ему нужно всего 0,4 секунды), нослегка затрудняется, относя к этой категории дерево (думает 1,3 секунды) илитюльпан (почти 2 секунды). Дети начинают лучше использовать понятия,оперировать ими в уме. Скажем, 3-летнему ребенку значительно труднеепредставить себе понятия «день» и «час», чем 7-летнему. Этовыражается, в частности, в том, что он не может оценить, как долго ему придетсяждать маму, если она обещала вернуться через час.
К концу дошкольного возраста появляется тенденция кобобщению, установлению связей. Возникновение ее важно для дальнейшего развитияинтеллекта, несмотря на то, что дети часто производят неправомерные обобщения,недостаточно учитывая особенности предметов и явлений, ориентируясь на яркиевнешние признаки (маленький предмет — значит, легкий, большой — значит,тяжелый, если тяжелый, то в воде утонет, и т.д.). Память. Дошкольное детство — возраст,наиболее благоприятный для развития памяти.
Память становится доминирующей функцией и проходит большойпуть в процессе своего становления. Ни до, ни после этого периода ребенок незапоминает с такой легкостью самый разнообразный материал.
Однако память дошкольника имеет ряд специфических особенностей.У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой целичто-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания.Интересные для него события, действия, образы легко запечатлеваются,непроизвольно запоминается и словесный материал, если он вызывает эмоциональныйотклик. Ребенок быстро запоминает стихотворения, особенно совершенные по форме:в них важны звучность, ритмичность и смежные рифмы. Запоминаются сказки,рассказы, Диалоги из фильмов, когда ребенок сопереживает их героям. Напротяжении дошкольного возраста повышается эффективность непроизвольногозапоминания. Причем, чем более осмысленный материал запоминает ребенок, темзапоминание лучше. Смысловая память развивается наряду с механической, поэтомунельзя считать, что у дошкольников, с большой точностью повторяющих чужойтекст, преобладает механическая память.
В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинаетформироваться произвольная память. Сознательное, целенаправленное запоминание иприпоминание появляются только эпизодически.
Обычно они включены в другие виды деятельности, посколькуони нужны и в игре, и при выполнении поручений взрослых, и во время занятий — подготовкидетей к школьному обучению.
Наиболее трудный для запоминания материал ребенок можетвоспроизвести, играя. Допустим, взяв на себя роль продавца, он оказываетсяспособным запомнить и вспомнить в нужный момент длинный перечень продуктов идругих товаров. Если же дать ему аналогичный список слов вне игровой ситуации, онне сможет справиться с этим заданием. Вообще основной путь своего развитияпроизвольная память проходит на следующих возрастных этапах.
В дошкольном возрасте память включается в процессформирования личности. Третий и четвертый годы жизни становятся годами первыхдетских воспоминаний.
Дошкольный возраст, как писал А.Н. Леонтьев, — это «периодпервоначального фактического склада личности». Именно в это времяпроисходит становление основных личностных механизмов и образований. Дошкольноедетство — период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их всюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя,он учится общаться со сверстниками.
Дошкольное детство — период творчества. Ребенок творческиосваивает речь, у него появляется творческое воображение. У дошкольника своя,особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений.
Это период первоначального становления личности. Возникновениеэмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки,усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивамиэмоционально-потребностной сферы — вот неполный перечень особенностей,характерных для личностного развития дошкольника. Центральными новообразованиямиэтого возраста можно считать соподчинение мотивов и самосознание.
 4. Использование сказок и рассказов для развитиявоображения у детей
Однажды в лесу, повстречал медведь, зайчика. Зайчик сидел напеньке и смотрел на дерево. На том дереве был улей, а в улье жили пчелы.
Зайчику очень хотелось попробовать, что такое мед.
Все звери говорили: " Он такой сладкий, он такойвкусный, у него такой ароматный запах, а цвет, как осенние листочки ".
Ну, уж очень ему хотелось узнать, что это такое — мед.
Рано утором он решил, что сегодня он это узнает. Пришел он кдереву, а достать никак не может. Вот и сел он на пенек и сидит, думает, какего достать.
А тут, как на счастье, проходил медведь. Зайчик увиделмедведя и спросил: " Можешь ли ты мне помочь?"
Медведь согласился помочь зайчику, ведь он знал, что мед — это такая вкуснятина. Медведь полез на дерево, залез в улей и набрал меда длязайчика. Когда зайчик попробовал мед, он был так доволен, что от радости дажезапрыгал. Мед был очень вкусный, такой тягучий, и очень, очень ароматный.
Мишка был очень доволен, что помог зайчику узнать вкус меда.
Зайчик обнял мишку и сказал ему: " Большое спасибо!"
А потом они попрощались и каждый пошел своей дорогой.5. Комментарии о развитии воображения у детей
В этой сказке мы видим, что ребенок хотел показать, какважно помогать своим друзьям, соседям и т.д. Вот если бы медведь не помогзайчику, то зайчик не попробовал мед и не узнал его вкус.
В этой сказке у ребенка очень сильно развито воображение,мышление, память, речь. Здесь он опирается на нашу жизнь, на наше общение другс другом.
Свою фантазию он черпает из книг, наглядных пособий иконечно из рассказов взрослого человека. Он где — то, что -то услышал, увидел,прочел и в конце всего этого получилась очень интересная сказка, которую можночитать детям в познавательных целях. Так, что воображение на ребенка действуетс положительной стороны.
Эту сказку сочинял ребенок 6, 5 лет, у него уже развитовоображение почти во все области, а у ребенка 2 лет развито, но слабее. Когдамаленькому ребенку рассказали сказку " Про курочку Рябу " и дошли дотого момента когда мышка смахнула хвостиком яичко и яичко разбилось, вместотого, чтобы деду заплакать — ребенок сказал: " Дедушка взял палку и убилмышку ".
Литература
1. Крутецкмй В.А. Психология. — М.,1986.
2. Люблинская А.А. Детскаяпсихология. — М., 1971.
3. Венгер Л. Воспитаниепсихологической готовности к систематическому обучению. Дошкольное воспитание.- 1985. — №7.
4. Мухина В.С. Психологиядошкольника. — М., 1985.
5. Кирилова Г.Д. Развитиевоображения в детстве. — Орел, 1992.
6. Коробкова С. Обучениерассказыванию детей в детском саду.
7. Смирнова Л.С. Психологиядошкольника — М., 2001.
8. Кулагина И.Ю. Возрастнаяпсихология. — УРАО, 1998.
9. Волков Б. С., Волкова Н.В. Психологияобщения в детском возрасте.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.