Содержание
Введение…………………………………………………………………….….….3
1. Основыгосударственной поддержки малого бизнеса………………….…...4
1.1.Основныенаправления государственной поддержки……………………..9
1.2. Формы и методы………………………………………………………….…10
2. Существующая системагосударственной поддержки малого предпринимательства в Саратовской области…………………………………13
2.1. Региональные программыразвития бизнеса……………………………...16
2.2. Налогообложение…………………………………………………………...18
2.3. Система льготного кредитованиямалого бизнеса………………………..20
3. Проблемымалого предпринимательства……………………………...…….23
Заключение………………………………………………………………….……30
Список использованных источников…………………………………………...31
Приложения
Введение
Цельюнашей курсовой работы является рассмотрение системы государственной поддержкималого предпринимательства целом и в нашем регионе.
Малоепредпринимательство — неотъемлемый элемент современной рыночной системыхозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут эффективноразвиваться. Малый бизнес осваивает новые сегменты рынка, решает проблемысамореализации граждан и занятости населения в сочетании с гарантированныминалоговыми поступлениями в бюджеты всех уровней.
Переднами стоят следующие задачи, такие как рассмотрение основ государственнойподдержки малого предпринимательства, основных направлений, форм и методов государственнойподдержки, изучение существующих систем государственной поддержки малогопредпринимательства в Саратовской области. Рассмотрим прогнозы специалистов оразвитии малого бизнеса в ближайшие годы и о проблемах, возникающих на путистановления мало предпринимательства.
Привыполнении данной курсовой работы нами были использованы материалыпериодической печати.
1.Основы государственной поддержки малого бизнеса
За последнее десятилетие в России сформировались основные общепринятые встранах с развитой рыночной экономикой элементы системы государственнойподдержки малого предпринимательства. Учитывая современные условия и проблемыразвития малого предпринимательства, а также недостаточную эффективностьгосударственных мер по его поддержке, дальнейшее развитие и совершенствованиевсей системы государственной поддержки малого предпринимательства становится внастоящее время ключевым фактором успешного развития малого предпринимательствав Российской Федерации/1/.
Систему государственной поддержки малого предпринимательства в настоящее время составляют:
— государственные нормативно-правовые акты, направленные на поддержку и развитие малогопредпринимательства;
-государственный аппарат, представляющий собой совокупность государственных институциональных структур,ответственных за развитие малого предпринимательства, обеспечивающих реализациюгосударственной политики в этой сфере и осуществляющих регулирование сферымалого предпринимательства и управление инфраструктурой его поддержки;
-государственная инфраструктура поддержки малого предпринимательства, включающая некоммерческие икоммерческие организации, созданные с участием или без участия государства,деятельность которых инициируется, поощряется и поддерживается государством, ипредназначенная для реализациисистемы государственной поддержки, направленной на развитие малогопредпринимательства. Рассмотрим некоторые из них:
1./> В этом году президент России Д. Медведев издалуказ «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений приосуществлении предпринимательской деятельности», в целях ликвидацииадминистративных ограничений при осуществлении предпринимательскойдеятельности, в первую очередь в сфере малого и среднего предпринимательства.
Основныминструментом реализации государственной политики служат федеральные, региональные,отраслевые (межотраслевые) и муниципальные программы развития и поддержки малогопредпринимательства.
Руководствореализацией государственной политики в сфере поддержки малого предпринимательстваосуществляется Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике иподдержке предпринимательства в лице Департамента поддержки малогопредпринимательства. Финансовое обеспечение реализации мер по развитию малогопредпринимательства, предусмотренных Федеральной программой, осуществляетФедеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП). Некоторыерегиональные и муниципальные фонды выполняют соответствующие функции нарегиональном и муниципальном уровне.
2. Государственныйаппарат системы поддержки малого предпринимательствавключает государственные структуры, ответственные за развитие малогопредпринимательства на федеральном уровне, в число которых входят:
В настоящее время в Российской Федерации имеются все виды структурподдержки малого предпринимательства, которыми обладают развитые промышленныестраны. Основой государственной инфраструктуры поддержки малогопредпринимательства является система государственных и муниципальных фондовподдержки малого предпринимательства. В настоящее время система фондов, состоитиз Федерального фонда (ФФПМП) и 75 региональных фондов, из которых 24 учрежденыс участием ФФПМП. Сам Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства этогосударственная некоммерческая организация в форме учреждения, осуществляющаяфинансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержкималого предпринимательства. Федеральный фонд является заказчиком Федеральнойпрограммы государственной поддержки малого предпринимательства в РоссийскойФедерации и осуществляет реализацию мероприятий Федеральной программы, в томчисле, через сеть региональных фондов поддержки малого предпринимательства. 63региональных фонда имеют организационно-правовую форму «фонд», 11-«учреждение»,1 — «бюджетный фонд» как подразделение администрации.
Помимо сети региональных государственных фондов создана, развивается идействует сеть муниципальных фондов. В настоящее время их — более 170.Муниципальные фонды, как правило, создаются при участии региональных фондов.
Региональные фонды учреждены правительствами субъектов федерации,муниципальные фонды — органами местной администрации. Состояние и деятельностьгосударственных и муниципальных фондов определяется, в основном, тремяфакторами: законодательством, государственными мерами поддержки малогопредпринимательства (программами поддержки малого предпринимательства) и личнымотношением к ним первых должностных лиц органов исполнительной власти.Государственные фонды опираются в своей деятельности и развитии на Федеральныйзакон «О государственной поддержке малого предпринимательства»/2/, которыйпредоставляет им широкую арену деятельности по поддержке малогопредпринимательства, а также определённые преференции и льготы (в частности, поналогообложению), которые на практике, как уже говорилось, не удаётсяреализовать.
1.1. Основные направления государственной поддержки
На основании Закона РФ «Огосударственной поддержке малого предпринимательства» был принят Закон Саратовскойобласти «О поддержке малого предпринимательства в Саратовской области»/10/. Наосновании этого закона разрабатываются комплексные программы развития иподдержки малого предпринимательства в области, одним из направлений которыхявляется разработка мер по вовлечению в предпринимательскую деятельностьсоциально незащищенных слоев населения, в том числе безработных женщин имолодежи. В Саратове существует много организаций, которые занимаютсяподдержкой малого предпринимательства в области: Региональный фонд поддержкималого предпринимательства, Региональное агентство поддержки малого и среднегобизнеса, Торгово-промышленная палата и другие. Задачи некоторых из нихзаключаются в обеспечении эффективного взаимодействия предпринимателей иорганов государственной власти.
Внебюджетный фонд ПравительстваСаратовской области оказывает финансовую поддержку на конкурсной основепредприятиям и объединениям в приоритетных направлениях развития области,содействует экономическому стимулированию внедрения экологически чистыхтехнологий. Общественный инновационный фонд содействует эффективномуиспользованию научно-технического и интеллектуального потенциала, оказываетсоциальную поддержку и защиту интересов владельцев прав интеллектуальнойсобственности. Защищает интересы предпринимателей также и Торгово-промышленнаяпалата.
Достаточно развита сеть организаций,оказывающих информационные и консультативные услуги – это Саратовский центрделового развития, Академия менеджмента и рынка, Морозовский проект, Фонд«Евразия», кроме этого они занимаются подготовкой и переподготовкой кадров.Анализ направлений деятельности существующих в Саратове организаций,способствующих развитию предпринимательства, показывает следующее.
Особый интерес для меня представляетженское предпринимательство.
Во-первых, нет организации, главнымизадачами которой было бы содействие развитию именно женскогопредпринимательства. Во-вторых, так как по закону субъектами малогопредпринимательства считаются предприятия численностью от одного человека (тоесть частное предпринимательство без образования юридического лица) до стачеловек, то это означает очень большую разницу и по финансовым вложениям, и помасштабам производства/3/. Если судить по задачам большинства из этихорганизаций, то они предпочитают работать с малыми предприятиями, численностькоторых ближе к верхнему пределу, имеющими достаточный капитал, чтобы влиять наперепрофилирование производства и развитие приоритетных направленийпроизводства в области. Те же, численность которых невелика (самое мелкоепроизводство, частная торговля, оказание мелких услуг), остаются без поддержки.А это именно те предприятия, которые в состоянии создать человек, не имеющийстартового капитала, чьи возможности ограничены.
1.2. Формы и методы поддержки предпринимательства
Возможно несколько организационныхформ предпринимательства в зависимости от желания, возможностей, личностныхкачеств, семейных обстоятельств, профессии, места жительства и других факторов.Имеющиеся учебные мастерские при учебных центрах службы занятости являютсяодним из каналов, содействующих предпринимательству, где, во-первых,отрабатываются профессиональные навыки, во-вторых, обеспечивается временноетрудоустройство, в-третьих, приобретаются не только профессиональные, но иорганизационные навыки по созданию подобной мастерской, например, в районномцентре. На базе районных центров занятости могут быть созданы подобныемастерские, где помещение и оборудование могут быть предоставлены на льготныхусловиях районным центром занятости. Фонд содействия занятости совместно срайонными центрами может оказывать финансовую поддержку, информационную иконсультативную помощь/3/. Правовая форма может быть различной, учредителемтакой мастерской может быть районный центр занятости либо коллектив людей,которые решили создать такую мастерскую. Парикмахерская, вязальная мастерская,мастерская по изготовлению и ремонту меховых изделий, мастерская поизготовлению изделий из лозы – вот лишь несколько возможных сфер деятельноститаких организаций. Фонд может оказывать содействие на тех условиях, которые ужебыли описаны, людям, решившим самостоятельно создать небольшую фирму,объединяющую людей, имеющих профессии по различным специальностям. Кромепервоначальной финансовой и информационной поддержки, фонд может оказывать организационнуюпомощь:
Например, чтобы арендовать помещенияили найти сотрудников для своей организации в информационном центре фондасуществует база данных, в которую внесены сведения о тех, кто хочет получитьработу по окончании переобучения по приобретенной специальности. Возможносоздание биржи надомного труда или содействие, совместно с государственнымиорганами занятости, созданию предприятия, использующего надомный труд. Человекможет решить заняться индивидуально-трудовой деятельностью.
В данном случае, финансовая помощьчаще всего не нужна. Фонд может оказать, кроме информационной и консультативнойпомощи, помощь в размещении рекламы продукции или услуг, в поиске возможныхпотребителей по имеющемуся банку данных информационного центра, юридическуюпомощь. Человек, ставший членом фонда, должен быть уверен, что он является гарантиейобеспечения надежности заключаемых договоров с поставщиками сырья либо спокупателями продукции, то есть фонд является защитником ее прав. При фондевозможна организация выставок-продаж продукции, создание магазина. Возможнатакже такая организационная форма малого предпринимательства, как семейноепредпринимательство, которое далее будет рассмотрено подробнее.
2. Существующая системагосударственной поддержки малого предпринимательства в Саратовской области
Поддержка объектов инфраструктуры, в равной степени, как и создание новыхобъектов, основывается на принципе выхода через 1-2 года на принципсамоокупаемости и бюджетной привлекательности.
Финансирование таких объектов за счет средств областного бюджета осуществляетсяна безвозвратной основе. Финансирование за счет средств Федерального Фонда поддержкималого предпринимательства и других источников осуществляется на условиях льготногокредитования в пределах ставки рефинансирования Центрального Банка РоссийскойФедерации, а также на безвозвратной основе по представлению инвестора.
В любом из указанных вариантов учитывается бюджетная эффективность, в томчисле за счет увеличения налогооблагаемой базы потенциальных клиентов такихобъектов.
Финансирование разовых организационных мероприятий (конференции, семинары,выставки и т.д.) по малому предпринимательству осуществляется на основаниизаявок и смет затрат после утверждения их министерством экономики и инвестиционнойполитики области.
В течение срока действия уже упомянутой ранее программы «Огосударственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»,финансовая поддержка инфраструктуры в любом варианте оказывается объектамсогласно схеме инфраструктуры поддержки малого предпринимательства вСаратовской области /4/.
Поддержка при создании новых объектов инфраструктуры проводится приусловии создания таких объектов путем развития существующей инфраструктурнойбазы согласно схеме.
Целью формирования инфраструктуры малого предпринимательства являетсясоздание благоприятных условий для его развития путем обеспечения комплексной иадресной поддержки малых предприятий в различных направлениях:
информационном, консультационном, обучающем, прогнозно-аналитическом,
финансовом, имущественном, а также в оказании предпринимателям широкого спектраделовых услуг.
Через объекты инфраструктуры происходит налаживание деловых контактов икооперации предпринимателей, что способствует самоорганизации малого предпринимательства.
Инфраструктура поддержки малого предпринимательства понимается как системаорганизаций, целью которых является оказание содействия субъектам малого предпринимательства.Как правило, содействие малым предприятиям и предпринимателям, либо отдельнымих категориям, оказывается на условиях, отличных от рыночных (льготные кредиты,бесплатные консультации, дешевая аренда, услуги по пониженным расценкам т.п.). Именноэто выделяет инфраструктуру поддержки малого предпринимательства из значительноболее обширной совокупности организаций, специализирующихся на оказании деловыхкоммерческих услуг/4/.
Основой инфраструктуры малого предпринимательства в Саратовской области являютсягосударственные и государственно-общественные институты, обеспечивающие следующиефункции:
— управление и контроль;
— финансирование малого предпринимательства;
— обратную связь государственных органов с малым предпринимательством,защиту его интересов, консультативное обеспечение государственной политики вобласти малого предпринимательства.
Базовыми элементами такой инфраструктуры являются:
1. Орган управления и контроля — управление развития и поддержки малогопредпринимательства министерства экономики и инвестиционной политики области;
2. Финансовый орган — Саратовский региональный Фонд поддержки малогопредпринимательства;
3. Общественный орган — консультативный Совет по вопросам малого предпринимательствапри Губернаторе Саратовской области (далее Совет).
Согласованные действия такой инфраструктуры поддержки малого предпринимательстваобеспечивают соответствие государственной политики, которая на каждом этапе реализуетсяв программах развития малого предпринимательства, интересам государства (через органуправления), интересам малого предпринимательства (через общественный орган) и гарантируютресурсное обеспечение государственной политики в области малого предпринимательства(через финансовый орган).
Инфраструктура поддержки малого предпринимательства — это разветвленная системаинститутов, обеспечивающих потребности малого предпринимательства в ресурсах(финансовых, имущественных, технологических, кадровых, информационных и др.), вконсультировании и благоприятном общественном мнении, опирающаяся на описанныевыше три базовых элемента государственной поддержки малого предпринимательства.Институты, осуществляющие эти доступные для малого предпринимательства услуги,образуют основные элементы инфраструктуры малого предпринимательства
2.1.Программа поддержки малого бизнеса на текущий год
В текущем году реализация программыпо поддержке малого предпринимательства в Саратовской области значительнорасширится. Об этом заявил министр экономического развития и торговли областиАлександр Стрелюхин. По его словам, в мае будет реконструирован и оснащенпервый корпус бизнес-инкубатора, в октябре — второй. Бизнес-инкубаторпредоставит 50 оборудованных офисов на 115 рабочих мест для стартующих малыхпредприятий, обеспечит их комплексом юридических, бухгалтерских иконсалтинговых услуг. По информации с официального сайта правительства, оба корпусабизнес-инкубатора расположены на улице Краевая, 85, в реконструированном зданиистарого жилого фонда.
По данным областного минэконома,малый бизнес обеспечивает занятостью почти 14% населения, занятого в экономикеобласти. По итогам прошлого года, доля малого бизнеса в ВРП области составила12,6%, в общем объеме промышленного производства доля малых предприятийсоставляет 6%.
За прошлый год инвестиции в основнойкапитал малых предприятий области увеличились почти в два раза и составляют 1,3миллиарда рублей/5/. Такая же сумма поступила в консолидированный бюджет отсубъектов малого предпринимательства, что превышает показатель 2005 года на26%.
2005 год взят как год началареализации программы развития малого и среднего бизнеса.
В области функционируют и Целевые программы для предпринимателей.Например, Программа «Развитие малого предпринимательства в Саратовскойобласти на 2008-2010 годы, в которой целью ставится совершенствованиенормативной правовой базы в сфере регулирования развития малого предпринимательства;создание условий для обеспечения доступа субъектов малого предпринимательства кфинансовым и имущественным ресурсам, необходимым для их эффективного развития,защита интересов малого предпринимательства в части устранения бюрократических барьерови урегулирования взаимоотношений с естественными монополиями, препятствующих развитиюдействующих и выходу на рынок новых малых предприятий и т.д.
По информации того же сайта, малая результативность этих программобъясняется тем, что информация о конкурсах и тендерах для предпринимателей недостигает своей аудитории. Кроме того, никто не верит в положительный исход этих программ.
Программы для предпринимателей, безусловно, существуют, но для ихреализации необходим отработанный механизм функционирования. Пока его не будет,так все и останется на бумаге.
2.2. Налогообложение
Любое предприятие платит налоги. С помощью налогов государство, с однойстороны, управляет рыночной экономикой, а с другой – изымает часть доходовпредприятия в бюджеты различных уровней. Налогами облагаются доходыпредприятий, их имущество, обращение и потребление товаров и услуг.
Малые предприятия составляют отдельную группу, которая пользуется особымильготами при уплате налога на прибыль. Одна из льгот по налогу на прибыль предусмотренатолько для тех из них, которые производят и одновременно перерабатываютсельскохозяйственную продукцию, производят продовольственные товары, товарынародного потребления, строительные материалы, медицинскую технику,лекарственные средства и изделия медицинского назначения, а также строятобъекты жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения(включая ремонтно-строительные работы). Льгота заключается в том, что эти малыепредприятия не уплачивают налог на прибыль в первые два года работы, приусловии, что выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммывыручки от реализации ими продукции (работ, услуг). В третий и четвертый годработы они уплачивают налог в размере соответственно 25% и 50% от установленнойставки налога на прибыль, если выручка от указанных видов деятельностисоставляет свыше 90% общей суммы выручки от реализации ими продукции (работ,услуг). Указанная льгота не распространяется на предприятия, созданные на базеликвидированных предприятий, их филиалов и структурных подразделений.
Другая льгота заключается в том, что при определении налогооблагаемойприбыли малого предприятия из нее исключается та прибыль, которая направленнана строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов,освоение новой техники и технологии.
Малые предприятия могут иметь льготы при осуществлении некоторых видовдеятельности, например, финансирование капитальных вложений, благотворительныевзносы. Малые предприятия могут иметь также льготы по налогу на прибыль в общемпорядке при наличии работающих в них инвалидов. Если инвалиды составляют неменее 50% от общего числа работников, то ставка налога на прибыль понижается на50%.
Малые предприятия могут иметь льготы по НДС, если они выпускают товары,освобожденные от него. Кроме того, они освобождаются от НДС по лизинговымсделкам в полном объеме.
Малые предприятия могут быть в числе тех, которые освобождены от уплатыналога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы,например, если более 70% общего объема реализации составляют работы пореконструкции и капитальному ремонту жилого фонда.
По остальным группам налогов и акцизов малые предприятия не имеютспециальных льгот. К льготам, не связанным с налогообложением, относится право,которое имеют малый бизнес как субъект малого предпринимательства, в отношенииускоренной амортизации основных производственных фондов.
Для субъектов малого предпринимательства предусмотрена упрощённая системаналогообложения, учета и отчетности. Её действие распространяется наиндивидуальных предпринимателей и организации с предельной численностьюработающих (до 15 человек). Эта система подразумевает замену уплаты налога наприбыль, н. с продаж, н. на имущество и единого социального н. уплатой единогоналога на вменённый доход. Такие субъекты также не платят налог на добавленнуюстоимость, если товар не ввозится на таможенную границу РФ.
Под действие упрощенной системы налогообложения не попадают организации,занятые производством подакцизной продукции, организации, созданные на базеликвидированных структурных подразделений действующих предприятий, кредитныеорганизации, страховщики, инвестиционные фонды, профессиональные участникифондового рынка, предприятия игорного и развлекательного бизнеса и другиесубъекты, для которых установлен особый порядок ведения бухгалтерского учетаотчетности.
Субъекты малого предпринимательства имеют право перейти на упрощеннуюсистему налогообложения, если в течение года, предшествующего кварталу, вкотором произошла подача заявления на право применения упрощенной системыналогообложения, совокупный размер валовой выручки данного налогоплательщика непревысил суммы сто тысячекратного минимального размера оплаты труда,установленного законодательством РФ на первый день квартала, в которомпроизошла подача заявления.
Единый налог на вмененный доход, как и любой другой налог, представляетсобой определенную систему экономических отношений, возникающих междугосударством и хозяйствующими субъектами-налогоплательщиками по поводу изъятиячасти валового внутреннего продукта в виде обязательных платежей вгосударственный бюджет и внебюджетные фонды с целью выполнения государствомвозложенных на него обществом функций.
Правительство РФ приняло решение о том, чтоежеквартальные отчеты в налоговую инспекцию для предприятий, применяющихупрощенную систему налогообложения, будут отменены. Об этом сообщила главаМинэкономразвития Эльвира Набиуллина на заседании всероссийского форума»Малый и средний бизнес — основа социально-экономического развития РФ вXXI веке".
Законопроектом, вносящим изменения в Налоговый кодекс,предполагается замена ежеквартальных налоговых деклараций ежегодной налоговойдекларацией для предприятий, работающих по упрощенной схеме налогообложения.
Упрощенная система налогообложения была созданаспециально для некрупных предприятий и подразумевает уплату одного налогавместо единого социального налога, налога на имущество и налога на прибыльорганизаций. Кроме того, применяющие такой спецрежим налогообложения предприятияне признаются плательщиками налога на добавленную стоимость. Перейти на такойрежим налогообложения могут только те предприятия, которые удовлетворяютустановленным законом критериям по доходности, численности и так далее.
В настоящее время для упрощенной системыналогообложения отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие идевять месяцев календарного года, налоговым периодом — год.
Кроме решения об отмене ежеквартальной отчетности,правительство РФ в целом одобрило основные направления налоговой политики РФ на2009 год и плановый период на 2010-2011 годы, сообщил статс-секретарь,заместитель министра финансов Сергей Шаталов.
В частности, были одобрены решения о снижении ставкиНДПИ для нефтяной отрасли, введении «налоговых каникул» для нефтяныхместорождений в Темано-Печорском бассейне на полуострове Ямал, на шельфе иморском дне, законопроекты о специальных налоговых режимах длясельхозтоваропроизводителей.
Кроме того, как сообщила на брифинге по итогамзаседания глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова, с 1 июля размерматеринского капитала и других пособий в этой сфере в России будет увеличен нена 8,5%, а на 10,5%.
2.3. Система льготного кредитованиямалого бизнеса
В 2004 году Саратовская область былавключена в число участников федеральной программы кредитования малого бизнеса.Правительство области подписало соглашение с ОАО «Российский банкразвития», который реализует эту программу от лица государства.
В соответствии с программой субъектымалого бизнеса, являющиеся таковыми согласно Федеральному закону от 14 июня1995 г. N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства вРоссийской Федерации»/10/, могут воспользоваться кредитованием надлительный срок с целью расширения своего бизнеса. По данной программе ужевыдано кредитов субъектам малого бизнеса на сумму более 20 млн. рублей.Достигнута договоренность о том, что финансирование по программе в текущем годубудет увеличено, так что субъекты малого бизнеса могут обращаться в банк задолгосрочными кредитами на развитие бизнеса, — сообщает ГТРК«Саратов».
Экономика России остро нуждается в новых конкурентоспособных проектах.Решить эту проблему призваны венчурные фонды, которые будут вкладывать средствав развитие высокотехнологичных отраслей и самых современных наукоемкихразработок. О перспективах реализации инновационного потенциала Саратовскойобласти «по венчурному пути» рассказал министр экономического развития иторговли области Александр Стрелюхин.
Задача венчурного фонда — стимулирование развития инновационных видовдеятельности, повышение технического уровня и конкурентоспособности выпускаемойпродукции за счет внедрения отлаженной системы финансирования инновационныхпроектов и программ. Таковы приоритеты программы социально-экономическогоразвития области на среднесрочную перспективу, у которых сегодня появилсядополнительный шанс быть реализованными с помощью венчурного фонда, сообщилСтрелюхин.
Венчурный фонд — одно из направлений поддержки малого бизнеса, котороеявляется, наряду с бизнес-инкубатором, гарантийным фондом, программамимикрокредитования и поддержки малого бизнеса, ориентированного на экспорт,наиболее эффективным способом поддержки этого сегмента экономики. В этом годупроект создания венчурного фонда Саратовской области МЭРТ признало победившимна федеральном конкурсе и готово предоставить на его создание бюджетныесредства на условиях софинансирования. Федеральный центр внесет в венчурныйфонд Саратовской области 70 млн рублей. Такую же сумму должен выделитьобластной бюджет и 140 млн рублей — частная управляющая компания.
Как рассказал Александр Стрелюхин, денежные средства областноговенчурного фонда будут инвестироваться в отобранные на конкурсной основеинновационные проекты малого и среднего предпринимательства, ориентированные насоздание новых технологий или наукоемких продуктов. Одно из условийинвестирования — высокая ожидаемая доходность инновационного проекта/7/.
Предпочтение будет отдаваться проектам, которые смогут доказатьокупаемость и возврат средств в срок от года до трех лет.
Венчурный фонд аккумулирует на своих счетах денежные средства, которыесможет вкладывать в новые разработки. Разумеется, не благотворительно, а наусловиях своего участия в разделе прибыли от внедрения инновации или права навладение запатентованным ноу-хау.
Министерство экономики и торговли РФ, как уже говорилось выше, готовопредоставить области 70 млн. рублей из федерального бюджета. Дело за малым:изыскать такую же сумму из допдоходов областного бюджета.
Следующим звеном в реализации венчурного проекта станет созданиенекоммерческого объединения «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций вмалые предприятия в научно-технической сфере». Затем на конкурсной основе будетвыбрана управляющая компания, которая готова внести в фонд 140 млн рублей,вследствие чего будет сформирован закрытый паевой инвестиционный фонд в размерене менее 280 млн. рублей. Предпочтение будет отдаваться управляющим компаниям счистой репутацией, имеющим опытом работы с венчурными операциями. За действиямичастной управляющей компании будет следить созданный на паритетных началахпопечительский совет из представителей МЭРТ РФ и областного правительства.Основные задачи работы управляющей компании — привлекать в венчурный фонддополнительные средства, проводить отбор инвестиционных проектов малогопредпринимательства в инновационной сфере и инвестировать средства в этипроекты/7/.
Хорошей страховкой риска станет совместное участие в проектегосударственного и частного капиталов, которые одинаково заинтересованы в том,чтобы не только вернуть свои деньги, но и получить прибыль. К тому же послезавершения жизненного цикла венчурного фонда, который длится до семи лет, фонд обязанбудет продать венчурному предприятию свою долю акций, в которую он вложился, ивозвратить государству инвестируемые им деньги с учетом полученной прибыли.
3. Проблемы малогопредпринимательства
Необходимымусловием выработки эффективных мер государственной политики является адекватноепредставление современного состояния малого предпринимательства, экономическихи социальных аспектов развития малого предпринимательства в современной России.
При этом необходимо учитывать существующие региональные различия как вподходах к формированию и реализации политики поддержки и развития малогопредпринимательства, так и в оценках современного состояния малогопредпринимательства, являющегося следствием успешной или неуспешной реализациитакой политики в различных регионах.
Несмотря на ростпроизводства продукции, работ и услуг на малых предприятиях, их вклад в валовойвнутренний продукт России явно не отражает их потенциала. На низком уровне посравнению с крупными и средними предприятиями находится инвестиционнаяактивность малых предприятий: доля малых предприятий в суммарном объемеинвестиций в основной капитал составляет только около 3%.
Чрезвычайно малойостается доля малых предприятий, внедряющих новые технологии или выпускающихобразцы принципиально новой продукции. Подавляющее большинство малыхпредприятий выпускает продукцию, неконкурентоспособную не только на внешних, нои на внутренних рынках.
Растет числопредприятий, работающих на грани либо переходящих в сферу теневой экономики. Поразличным оценкам примерно половина малых предприятий — «мертвые» и не ведутникакой деятельности. Они либо не начали работать, либо прекратили своюдеятельность и фактически не существуют, не будучи ликвидированными вюридическом смысле. Это связано с тем, что, с одной стороны, ликвидацияпредприятия может быть достаточно трудным делом. С другой стороны, отсутствиеэффективного контроля за добросовестностью ведения бизнеса позволяет создаватьфирмы-однодневки и бросать их в случае необходимости.
Несмотря наперечисленные негативные тенденции, независимые предприниматели являютсязначительной силой, играющей решающую роль не только в социально-экономической,но и в политической жизни России.
Такое положениесвязано с тем, что малое и среднее предпринимательство обеспечивает укреплениерыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности. По своемуэкономическому положению и условиям жизни частные предприниматели близки кбольшей части населения и составляют основу среднего класса, являющегосягарантом социальной и политической стабильности. В малом предпринимательствеменьше имущественная дифференциация, значительно больше условий для социальногопартнерства.
Другой важнойособенностью является то, что в малом предпринимательстве, как правило,начинают свою деятельность молодые люди с высшим образованием, способныеадаптироваться и на внешнем рынке.
Малое и среднеепредпринимательство является важнейшим механизмом обеспечения занятости исамозанятости населения. Однако необходимо понимание того, что социальноезначение малого и среднего предпринимательства связано, в первую очередь, не счисленностью их работников, но с уровнем их профессиональной грамотности иквалификации.
В период измененияотраслевой структуры малое предпринимательство способствует, через созданиеновых предприятий, становлению новой структуры с хозяйственным механизмом,адекватным рыночной экономике. На этом этапе малое предпринимательство решаетне задачу сохранения уровня занятости, а задачу повышения эффективностисобственной работы за счет привлечения людей предприимчивых, социальноактивных, имеющих возможность реализовать свои способности и обеспечитьдостойный уровень жизни семьи.
Повышениесоциальной роли малого предпринимательства должно обеспечивается также за счетего распространения в сфере наукоемких технологий и активного использования вмалом и среднем предпринимательстве последних достижений науки и техники.Сохранение и приумножение научно-технического потенциала страны, повышениеинновационной активности малых предприятий производственной сферы — одна изважных задач малого предпринимательства.
Фактором,обуславливающим высокую социальную значимость малого предпринимательства,является тот факт, что по своему характеру малое предпринимательствоосновывается на учете местных потребностей, интересов, работая на локальныерынки, опирается на исторические и многовековые культурные традиции страны,многообразие существующих культур и приближает по характеру отношений внутрипредприятия к семейным. За счет меньшего масштаба малые предприятия оказываютсяболее гибкими к изменяющимся экономическим условиям и в большей степениспособны реагировать на колебания потребительского спроса.
Президент России Дмитрий Медведев в среду подписал указ о развитии малогобизнеса, предусматривающий ограничение количества проверок до одного раза в тригода (кроме налогового контроля), сообщает РИА Новости. Правительству порученов двухмесячный срок разработать и внести в Госдуму соответствующие проектыфедеральных законов.
Внеплановые мероприятия по контролю в отношении субъектов малого исреднего предпринимательства планируется проводить только в целях выявлениянарушений, представляющих непосредственную угрозу жизни или здоровью людей, посогласованию с прокурором субъекта РФ.
Также предлагается преимущественно уведомительный порядок началапредпринимательской деятельности, сокращение количества разрешительныхдокументов, необходимых для ее осуществления.
Меры, озвученные в указе президента, сообщила пресс-служба Кремля,направлены на снятие избыточных административных барьеров при осуществлениипредпринимательской деятельности.
Недавносостоялось организационное заседание Рабочей группы Президиума Генеральногосовета Партии «Единая Россия» по вопросам развития предпринимательства вРоссии. Было высказано мнение, что необходимо способствовать развитию бизнеса,необходимо задать вектор развития для малого и среднего бизнеса, который у насв стране развит совсем незначительно.
15 маярешением Президиума Генерального Совета партии была создана Рабочая группаПрезидиума Генерального Совета партии по вопросам развития предпринимательствав России. В ее задачи будут входить подготовка предложений по развитиюзаконодательства в сфере предпринимательства в РФ, а также обсуждение ивыработка предложений по решению наиболее острых проблем, существующих 22 мая вбазовых отраслях экономики, которые необходимы для развития любого государства(машиностроение, легкая промышленность, сельское хозяйство и т. д. ).
В рамкахфункционирования рабочей группы по указанным отраслям будут подготовлены и вдальнейшем подписаны 18 отраслевых соглашений, в которых будут сформулированыпять предложений по решению проблем, существующих в соответствующей отрасли. 3июля на 4 Конгрессе национального бизнеса, партией «Единая Россия» и «ДеловойРоссией» будет подписана общая программа действий по развитиюпредпринимательства в стране.
Указ, подписанный Д.Медведевым «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении
предпринимательской деятельности»:
В целях ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности, в первую очередь в сфере малого и среднего предпринимательства, постановляю:
1. Правительству Российской Федерации:
а) в 2-месячный срок разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов, предусматривающих:
усиление гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора);
проведение планового мероприятия по контролю (в том числе по отдельным видам лицензионного контроля) в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) не более чем один раз в три года (кроме налогового контроля);
проведение внеплановых мероприятий но контролю в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства только в целях выявления нарушений, представляющих непосредственную угрозу жизни или здоровью людей, по согласованию с прокурором субъекта Российской Федерации;
преимущественно уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности, сокращение количества разрешительных документов, необходимых для ее осуществления, замену (в основном) обязательной сертификации декларированием производителем качества выпускаемой продукции;
замену лицензирования отдельных видов деятельности обязательным страхованием ответственности или предоставлением финансовых гарантий;
исключение внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, а также возможности составления должностными лицами этих органов протоколов об административных правонарушениях в области предпринимательской деятельности;
наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом определять порядок предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе занимающимся социально значимыми видами деятельности, помещений в аренду на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) за счет специально выделенных для этой цели помещений и (или) порядок продажи в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства арендуемых ими не менее трех лет помещений с возможностью рассрочки оплаты и без проведения аукциона;
б) до 1 сентября 2008г. утвердить план мероприятий, направленных на существенное упрощение и удешевление процедуры присоединения к электрическим сетям объектов, необходимых для осуществления деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства, и до 1 июля 2009г. представить в установленном порядке доклад о реализации плана мероприятий;
в) внести предложения по приведению актов Президента Российской Федерации в соответствие с настоящим Указом;
г) привести свои акты в соответствие с настоящим Указом;
д) обеспечить приведение актов федеральных органов исполнительной власти в соответствие с настоящим Указом.
2. Полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах, высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации:
а) обеспечить приведение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов в части, касающейся административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности и избыточного контроля (надзора) за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, в соответствие с законодательством Российской Федерации;
б) до 1 августа 2008г. представить в установленном порядке доклады о проделанной работе.
3. Полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах в целях координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований в сфере малого и среднего предпринимательства образовать советы по содействию развитию малого и среднего предпринимательства с включением в их состав представителей общественных объединении субъектов малого и среднего предпринимательства.
4. Образовать при соответствующих федеральных органах исполнительной власти совещательные (координационные) органы по вопросам, затрагивающим интересы малого и среднего предпринимательства, с привлечением к их работе представителей субъектов малого и среднего предпринимательства и (или) их общественных объединений.
5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Заключение
Все поставленные цели и задачи были выполнены в данной курсовой работе.
Мы рассмотрели основные направлениягосударственной поддержки малого предпринимательства в Саратовской области, основные направлений, формы и методыгосударственной поддержки, изучили существующие системы государственной поддержкималого предпринимательства в Саратовской области.
По прогнозу президента Российскогосоюза промышленников и предпринимателей малый бизнес в России через 12 летдолжен стать на 2/3 производственным.
По его словам, «безусловно,повышение доли промышленных, технологичных, инновационных малых предприятий — это один из показателей успешности всей экономической политики».
При этом глава РСПП считает, что вэтом «большую роль может сыграть крупный бизнес».
Он полагает, что необходимо«иметь возможность оперативно контролировать малые предприятия. Однако приэтом следует исключить возможность злоупотребления льготами, предоставляемымималым предприятиям, и найти компромисс в защите прав производителей ипотребителей».
При составлении данной курсовойработы нами были использованы материалы периодической печати и сайты интернета.
Список использованных источников
1) В.Блюменфельд«Большие проблемы малого бизнеса»: Экономика и жизнь,2007 г.с. 57-68
2) Ю.А.Львов «Основыэкономики и организации бизнеса» — Спб.: ГМП «Фармико», 2006 г. с.132-140
3) Дедул А. «Малыйбизнес России: Достижения, проблемы, перспективы»// Федеральная газета № 1-2февраль 2007 г.с.3
4) РагимовС.Н. Налогообложение малого предпринимательства. М.: Книжная редакция «Финансы»- 2001. с. 15-31
5) Кавеев Х. «Роль иместо малых предприятий в экономике РФ» // Власть, №8-9, 2008 г. с.8
6) Налоги иналогообложение. Учебник для ВУЗов. Под ред. Романовского М.В. Сп-б.: ПИТЕР –2000 г.с. 230-257
7) Новостималого бизнеса №41 от 12.10.2007.с. 11
8) Ж-л. «Бухгалтерскийучет», № 19 2006 г.с.18-23
9)Г.Ю.Касьянова, Е.А.Котко «Документооборот в бухгалтерском и налоговомучете» — М.: Издательско-консультационная компания «Статус-Кво», 2007 г.с.118-134
10)Гражданский кодекс РФ.
11) Налоговый кодекс РФ
Приложнение1
/>
Приложение 2
Распределение численности малых предприятий Саратовской области поотраслям экономики за 2007 год
/>