3
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшей составной частью Единой энергетической системы страны является РАО «ЕЭС России», в котором сконцентрировано более 72% установленной мощности электростанций (93 – ТЭС, 63% — ГЭС). Обеспечивая надежное функционирование и развитие электроэнергетического хозяйства, холдинг оказывает услуги по:
— эксплуатации и развитию системообразующих электрических сетей;
— организации параллельной работы региональных энергосистем и оперативно-диспетчерскому управлению технологическим процессом производства и передачи электроэнергии;
— организации общероссийского рынка электроэнергии ( мощности).
РАО «ЕЭС России» учреждено в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 15 августа 1992 года № 92 и от 5 ноября 1992 года № 1334, направленными на обеспечение управляемости Единой энергетической системы и сохранение электроэнергетике в виде единого комплекса при акционировании предприятий и организаций, выходивших из ведомственной подчиненности.
РАО «ЕЭС России» владела имуществом магистральных линий электропередачи и электрических подстанций, формирующих Единую энергетическую систему России, акциями АО – электростанций федерального уровня, региональных энергоснабжающих организаций, Центрального диспетчерского управления и других организаций, обслуживающих Единую энергетическую систему.
Компания обеспечивала надежное функционирование и развитие Единой энергетической системы России, контролировала использование свыше 70% электрической мощности и вырабатывала более 70% электроэнергии страны,
организовывала работу по надежному энергоснабжению населения, промышленности, сельского хозяйства, транспорта и других потребителей.
4
РАО «ЕЭС России» зарегистрировано Московской регистрационной палатой Правительства г. Москвы 31 декабря 1992 года. Регистрация ОАО «ЕЭС России» стало логичным завершением реформирования электроэнергетики и создания новой немонополизированной структуры отрасли. В условиях развития конкурентных отношений между новыми самостоятельными участниками рынка электроэнергии ОАО РАО «ЕЭС России» прекратило свою деятельность в качестве «государственной монополии».
В соответствии с решением совета директоров, реорганизация Общества проведена в два этапа:
— первый этап, в рамках которого из ОАО «РАО ЕЭС России» выделены ОАО «ОГК-5» и ОАО «ТГК-5»;
— в ходе второго этапа (окончание – 1 июля2008 г.) завершились структурные преобразования активов энергохолдинга, произошло обособление от ОАО РАО «ЕЭС России» всех компаний целевой структуры отрасли (ФСК, ОГК, ТГК и др.) и прекращена деятельность головного общества ОАО РАО «ЕЭС России» [ 2, с 71-72 ] .
Целью данной работы является ознакомление с созданием РАО «ЕЭС России», порядок акционирования, приватизации, реорганизации. Подробно разберем управление топливно-энергетическим комплексом.
27
4. РАО ЕЭС РОССИИ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКА.
4.1 Создание РАО «ЕЭС России»
На базе ЕЭС России в декабре 1992 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.08.1992 года № 923 «Об организации управления электроэнергетическим комплексом РФ в условиях приватизации» была организована новая рыночная структура — Российское акционерное общество «Единая электроэнергетическая система России» (РАО «ЕЭС России»). РАО «ЕЭС России» — это компания по производству электроэнергии и передаче ее по системообразующим электрическим сетям.
С этой целью ранее существовавшие энергосистемы были преобразованы в АО с передачей в уставной фонд (в состав) РАО всех системообразующих ЛЭП напряжением от 330 кВ и выше. В результате появилась возможность создать условия для рынка энергии.
Из 72 энергосистем России 20 были избыточным, т.е. имели мощность и выработку большую, чем необходимо для удовлетворения потребности региона. Во избежание территориального монополизма из большинства энергосистем были изъяты и переданы в уставной фонд РАО ТЭС мощностью 1000 МВт и выше, ГЭС мощностью 300 МВт и выше. Таким образом, в равные условия были поставлены почти все участники рынка — энергосистемы России стали практически все дефицитными, т.е. с потребностью большей, чем они могли удовлетворить.
Образованные АО передали в уставной фонд РАО большую часть своих акций. Крупные ГЭС и ГЭС были преобразованы в дочерние АО с передачей также акций в уставной фонд РАО. Объединенные диспетчерские управления (ОДУ) также переданы РАО и представляют собой филиалы. Все проектные институты в НИИ преобразованы в АО без права приватизации и переданы РАО; строительные тресты акционированы с передачей контрольного пакета акций в траст РАО «ЕЭС России».
28
Во время создания РАО «ЕЭС России» в 1992 г.все его акции принадлежали государству, а к началу 1999 г. доля государственного участия в компании сократилась до 52,24 %. Остальные 47,76 % были переданы трудовым коллективам энергосистем и проданы частным инвесторам.
К 1999 г. структура акционерного капитала РАО «ЕЭС России» состояла из следующих долей, %:
государства ...........................................................................52,24
иностранных инвесторов ....................................................33,69
российских физических и юридических лиц… 14,07
Одна из крупнейших компаний страны — РАО «ЕЭС России» контролирует более 74 % выработки электроэнергии в РФ и 58 % выработки тепловой энергии. Контрольный пакет акций компании (52,24 %) остался в государственном (федеральном) управлении. Это позволяет Правительству РФ через своих представителей, которые составляют большинство в совете директоров РАО «ЕЭС России», принимать нужные государству решения.
Одновременно с созданием РАО «ЕЭС России» была организована оптовая торговля электрической энергией через ФОРЭМ. Функции ФОРЭМ приведены в гл. 19. ФОРЭМ создает для компании благоприятные условия при защите собственных интересов, а также интересов дочерних и зависимых предприятий. При этом в РАО «ЕЭС России» отсутствует разделение затрат по производству и передаче электроэнергии по системообразующим ЛЭП. Важным шагом на пути к развитию конкуренции должно стать отделение деятельности по производству электроэнергии от услуг по ее передаче.
Существенный вклад в обеспечение потребностей страны в электроэнергии вносит атомная энергетика.
В нашей стране действуют 9 АЭС общей установленной мощностью 21,3 млн. кВт. Это Балаковская, Белоярская, Челябинская, Калининская, Кольская, Ленинградская, Нововоронежская и Смоленская АЭС. Билибинская АЭС работает изолированно от ЕЭС страны, однако тариф на ее электроэнергию устанавливается ФЭК России.
29
Доля атомных электростанций в общем объеме поставляемой
электроэнергии на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности) составляет 40 %, а в общем объеме поставляемой в ЕЭС России электроэнергии — 15 %.
Эксплуатация атомных электростанций связана с необходимостью обеспечения безопасного функционирования АЭС. На АЭС используется,
как известно, ядерное топливо, производство и использование которого не может быть отдано в частные руки.
В любом государстве, где есть АЭС, эта отрасль энергетики находится под строгим его контролем. Поэтому в ходе проведения реформ в нашей стране АЭС были акционированы, однако приватизированы не были, остались 100%-й собственностью государства.
Эксплуатация атомных станций находится под контролем Министерства атомной энергии России. Организатором безопасного функционирования и развития АЭС в России является Государственный концерн «Росэнергоатом»; в него входят все АЭС (кроме Ленинградской) [ 4, с.207-210].
30
4.2 Порядок акционирования и приватизации
Акционирование и приватизация электроэнергетического комплекса проводились в соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации. Учитывая особые условия эксплуатации и исключительную значимость предприятий топливно-энергетического комплекса (ТЭК) для жизнедеятельности населения и национального хозяйства, предусматривалось преобразование предприятий ТЭК в АО.
Указы Президента России по электроэнергетическому комплексу определили условия и порядок акционирования и приватизации входящих в него предприятий. За четырехлетний период с момента публикации указов практически завершена работа по акционированию предприятий электроэнергетики и создана новая производственно-организационная структура отрасли. На федеральном уровне организовано Российское акционерное общество энергетики и электрификации «ЕЭС и России» (РАО «ЕЭС России»). При этом решены вопросы:
сформирован уставной капитал РАО «ЕЭС России»;
разработана структура управления отраслью, соответствующая рыночным отношениям;
работники отрасли стали акционерами в порядке реализации льгот, предоставленных государством;
созданы условия для развития оптового рынка электроэнергии в России и соответственно конкуренции среди ее производителей.
В рамках проводимых в России экономических реформ в электроэнергетическом комплексе осуществились крупные преобразования хозяйственных отношений, основанные прежде всего на изменениях форм собственности и создании элементов рыночных отношений.
В первую очередь в ходе структурной перестройки электроэнергетики было необходимо:
создать экономические условия для самофинансирования текущей
31
деятельности и развития ЕЭС России и региональных энергоснабжающих организаций, а также ограничить их монополистическую деятельность за счет государственного регулирования;
сохранить целостность электроэнергетического комплекса и его опорных структур (региональных энергоснабжающих организаций);
сохранить управляемость электроэнергетическим производством и его сбалансированным развитием в рамках ЕЭС России;
организовать конкурентоспособный рынок электрической энергии как инструмент повышения эффективности и минимизации цен на энергию в России;
включить субъекты Федерации в процесс управления развитием электроэнергетики;
создать необходимые условия для привлечения инвестиций на развитие ЕЭС России и региональных энергетических компаний.
Особенности электроэнергетики и поставленные задачи предопределили три основных направления преобразования:
образование на базе действовавших производственных объединений энергетики и электрификации (АО-Энерго). Основная задача этих предприятий — бесперебойное энергоснабжение потребителей на закрепленной территории;
образование РАО «ЕЭС России», на которое в соответствии с его Уставом возложена задача по обеспечению надежного функционирования и развития ЕЭС России;
разработка и внедрение оптового и розничного рынков электроэнергии и мощности с элементами конкуренции в сфере производства электроэнергии.
В целях дальнейшего развития рынка электрической энергии и мощности выравнивания тарифов для потребителей по всей территории России необходимо разработать механизм, создающий условия для выравнивания и
32
снижения тарифов как следствие действия механизма конкуренции производителей электроэнергии.
Для выполнения РАО «ЕЭС России» главной функции — обеспечения
надежной работы ЕЭС России — в уставной капитал РАО «ЕЭС России» переданы контрольные пакеты акций региональных акционерных обществ энергетики и электрификации, имущество системообразующих сетей напряжением 330 кВ и выше и 35 крупные электростанции.
На базе внесенного в уставной капитал РАО «ЕЭС России» имущества ГРЕСС и ГЕС учреждены как дочерние только АО 23 электростанции. Остальные электростанции функционируют как филиалы РАО «ЕЭС России», а также электростанции, переданные в аренду дочерним АО энергетики и электрификации.
С учетом решений трудовых коллективов 12 энергообъединений преобразованы в дочерние акционерные общества РАО «ЕЭС России», 100% акций которых переданы в уставной капитал последнего (Ставропольэнерго, Оренбургэнерго, Тюменьэнерго, Карелэнерго, Калининградэнерго, Чувашэнерго, Алтайэнерго, Хакасэнерго, Карачаево-Черкесэнерго, Калмэнерго, Дагэнсрго).
В соответствии с Указом Президента России общесистемные средства измерения, телемеханики, режимной и противоаварийной автоматики, связи, относящиеся к управлению объектами ЕЭС России, также внесены в уставной капитал РАО «ЕЭС России».
«Главный вычислительный центр» учрежден как дочернее акционерное общество РАО «ЕЭС России», в уставной капитал которого внесено 100 % их акций.
Для более эффективной организации деятельности и развития АО энергетики, эксплуатации, ремонта и развития межсистемных электрических сетей (МЕС) РАО «ЕЭС России» сформированы семь региональных
33
отделений РАО «ЕЭС России» и в составе их дирекций МЭС созданы предприятия межсистемных электрических сетей.
В целях сохранения механизма государственного регулирования тарифов на услуги по передаче тепловой и электрической энергии Указом Президента предусмотрено образование Федеративной энергетической комиссии РФ.
Одной из форм государственного регулирования предпринимательской деятельности считается лицензирование. Постановлением Правительства РФ утверждено Положение о лицензировании в энергетике и приказом Минтопэнерго России утверждена структура органов лицензирования в энергетике.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «Об акционерных обществах» в уставах акционерных обществ, акциями которых владеет РАО «ЕЭС России», предусматривается разделение полномочий Генерального директора и Председателя Совета директоров, усиление ответственности членов Совета директоров за результаты деятельности акционерного общества электроэнергетики со стороны РАО «ЕЭС России» как основного общества, владеющего контрольными пакетами акций.
В результате приватизации и акционирования в электроэнергетической отрасли в новых экономических условиях обеспечивается:
управляемость ЕЭС со стороны Федеративного государства (контрольный пакет акций РАО «ЕЭС России» принадлежит РФ; контрольные пакеты акций АО-Энерго и АО электростанции переданы в уставной капитал РАО «ЕЭС России»);
управляемость ЕЭС со стороны субъектов РФ (30 % голосов по акциям РАО «ЕЭС России», принадлежащим РФ, переданы субъектам Федерации; в органы управления АО-Энерго включаются представители администрации субъектов Федерации);
34
отраслевое управление электроэнергетикой через контрольные пакеты акций и систему контрактов, заключаемые РАО «ЕЭС России» с генеральными директорами акционерных обществ энергетики и электрификации, электростанций и других организаций отрасли;
создание условий для конкуренции в сфере производства и распределения энергии за счет образования федерального оптового рынка электроэнергии и мощности; введение гибкой ценовой политики за счет механизма государственного регулирования тарифов и услуг на федеральном оптовом рынке и на
региональных рынках, а также за счет появления возможности свободного доступа к сетям ЕЭС как потребителей, так и производителей электрической энергии и мощности.
Введение гибкой ценовой политики за счет механизма государственного регулирования тарифов и услуг на федеральном оптовом рынке и на региональных рынках, а также за счет появления возможности свободного доступа к сетям ЕЭС как потребителей, так и производителей электрической энергии и мощности [4, с. 211-214].
35
Реструктурирование РАО « ЕЭС России»
Тяжелый груз накопившихся технологических и социально-экономических проблем, равно как и недостаточная проработанность базовых реформационных документов, дают прогнозировать комплекс угроз реструктурирования.
В соответствии с принятыми на уровне Правительства РФ решениями (постановление № 526 «О реформировании электроэнергетики РФ» от 11 июля 2001 г и распоряжение № 1040 «План мероприятий первого этапа реформирования электроэнергетики РФ») в начальной фазе этого этапа (первые полтора года) РАО создались:
1) федеральная сетевая компания как стопроцентное дочернее общество материнской компании;
2) генерирующие компании на базе нынешних электростанций;
3) системный оператор в статусе дочерней акционерной компании, полностью подконтрольной РАО ЕЭС:
4) ряд генерирующих компаний на базе предприятий (АЭС) Минатома России.
Одновременно началось внутреннее реструктурирование отдельных АО-энерго, преобразование тарифной системы на федеральном оптовом рынке (ФОРЭМ) и формировались сектора торговли по нерегулируемым ценам (в объеме 5-15 % общей величины продаж).
На первом этапе из ОАО «РАО ЕЭС России» выделены ОАО «ОГК-5» и ОАО «ТГК-5». Завершено 3 сентября 2007 года. Эти компании были выбраны для обособления в ходе первого этапа реорганизации, поскольку были в максимальной степени готовы к полноценному самостоятельному функционированию, реализации перспективных инвестиционных проектов, успешно провели эмиссии дополнительных акций и привлекли в акционерный капитал стратегических инвесторов в инвестиции в развитие. Акционеры ОАО РАО «ЕЭС России» в результате первой реорганизации в дополнение к принадлежащим им акциям ОАО РАО «ЕЭС России» получили
36
акции ОАО «ОГК-5» и ОАО «ТГК-5» пропорционально своей доле в уставном капитале энергохолдинга. При этом число акций ОАО «РАО ЕЭС России», принадлежащее им, осталось неизменным. Доля Российской Федерации в уставном капитале ОАО «ОГК-5» по завершении первого этапа реорганизации
Составила 26,43%, в капитале ОАО «ТГК-5»-25,09%.
В ходе второго этапа ( окончание -1 июля 2008 г.) завершились структурные преобразования активов энергохолдинга, произошло обособление от ОАО РАО «ЕЭС России» всех компаний целевой структуры отрасли (ФСК, ОГК. ТГК и др.) и прекращена деятельность головного общества ОАО РАО «ЕЭС России».
После 30 июля 2008 года из РАО «ЕЭС России» выделились следующие энергокомпании:
ОАО «ФСК ЕЭС»;
ОАО «РУСГИДРО»;
Тепловые генерирующие компании оптового рынка электроэнергии (ОГК);
Территориальные генерирующие компании (ТГК);
ЗАО «ИНТЕР РАО ЕЭС»;
РАО «ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ВОСТОКА»
Холдинг МРСК [ 5, с.18- 34 ].
37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В мире нет государства с более благоприятными условиями для развития энергетических мощностей, чем Россия. В недрах нашей страны сосредоточена пятая часть мировых запасов каменного угля, более трети газа, 12% нефти. Неисчерпаемы запасы атомной энергетики. А сколько горных рек, способные давать дешевую электроэнергию! Огромные потенциальные возможности энергетики позволяют нашему государству быть на передовых рубежах в мире по развитию промышленности.
Природные ресурсы должны использоваться экономно и экономически выгодно. За последние 15 лет в стране фактически не вводились новые современные энергообъекты. Ухудшается электроснабжения населения, стремительно растут цены на электроэнергию и тепло. Износ основных производственных фондов составляет не менее 70 %, а генерирующих мощностей в РАО ЕЭС – до 90%.
Поэтому реорганизация РАО «ЕЭС России» была неизбежна. Обновление основных фондов энергетики требует немалых средств и вливаний с госбюджета.
Проблема энергетического комплекса – проблемы государственные. Нельзя Россию ввергнуть в беспросветную тьму. Необходимо вывести энергетический потенциал России на высокий уровень [3, с. 52-56].
В России разработана Концепция энергетической политики страны в новых экономических условиях. Энергопотребление и производство энергии в нашей стране характеризуется показателями как первичные энергоресурсы, электроэнергия, производство первичных энергоресурсов.
В настоящее время в связи с кризисными явлениями в экономике трудно прогнозировать уровни энергопотребления в России. Однако общая тенденция к его увеличению остается неизменным.
38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Всероссийский экономический журнал» ЭКО, № 6, 2000 г., с.30-47.
2. Журнал «Вопросы экономики»,№4, 2002 г., с.71-82.
3. Журнал « Диалог», №2, 2002 г., с.52-57.
4. Кожевникова Н.Н. «Экономика и управление в энергетике», Москва, 2003 г., с.207-227.
5. «Российский экономический журнал», №11-12, 2001 г., с.18-35.
6. Самсонов В.С., Вяткин М.А. «Экономика предприятия энергетического комплекса», Москва, ВШ, 2003 г., с.197-219
СОДЕРЖАНИЕ
4. РАО ЕЭС РОССИИ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКА……………………………….27-36
4.1 Создание РАО «ЕЭС России»………………………………………...…27-29
4.2. Порядок акционирования и приватизации…………………………….30-34
4.3. Реструктурирование РАО « ЕЭС России»……………………………..35-36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….....38