--PAGE_BREAK--
1.4. Контроль исполнения бюджета структурными подразделениями.
Контроль исполнения бюджета со стороны самих структурных подразделений производится для двух основных целей.
Во-первых,руководителю структурного подразделения и вышестоящей службы необходимо самому располагать количественной информацией о выполнении бюджетного задания.
Контроль текущего выполнения бюджета необходим структурным подразделениям для анализа собственных «слабых мест» и разработки эффективных способов управления в рамках бюджетного задания. На основе самоконтроля подразделение регулярно проводит экспресс-анализ собственной деятельности с целью выявления внутренних резервов повышения эффективности «входящих» в хозяйственную деятельность ресурсови «выходных» результатов их использования.
Во-вторых,при взаимодействии подразделений в процессе хозяйственной деятельности компании ежедневно возникает масса ситуаций, по которым необходимо принимать согласование управленческие решения. Оперативные управленческие решения влияют на фактические результаты деятельности обоих взаимодействующих подразделений.Каждое из подразделений подсчитывает, насколько эффективно принятие данного решения с точки зрения выполнения собственного бюджетного задания.
Оперативное принятие управленческих решений возможно лишь на основе ежедневного мониторинга собственных бюджетных показателей.
Выводы:
При организации управления бюджетами прежде всего необходимо определить участников-субъектов бюджетного процесса. Предстоит установить, какое число уровней управления соответствует числу уровней консолидации бюджетов согласно применяемой на предприятии бюджетной системе (двух- и трехуровневые системы).
Необходимо разобраться с распределением функций между различными службами финансово-экономического блока и сферой их компетенции, позволяющей эффективно решать те или иные вопросы, связанные с бюджетированием.
Для эффективной постановки бюджетирования необходимо сосредоточить управление им на уровне компании в целом в одних руках, в одном структурном подразделении. Лучше создать для этого специализированное подразделение – отдел бюджетирования или полноценную финансовую службу.
Контроль за исполнением бюджетов с бюджетными прогнозами, выработка рекомендаций по устранению негативных тенденций, исправлению финансовой ситуации в компании или отдельном ЦФО являются важнейшей задачей бюджетного процесса.
В компании должны быть предусмотрены различного рода (административные, материальные) санкции за неисполнение распоряжений и указаний вышестоящих руководителей по организации и осуществлению бюджетных процессов.
Составление бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетным регламентом и по бюджетным форматам, утвержденным в компании. Исполнение бюджетов осуществляется одновременно с корректировкой бюджетов на следующие периоды.
Составление сводных бюджетов является функцией службы заместителя генерального директора компании по экономическим вопросам. Эта служба готовит также все материалы для заседаний бюджетного комитета, запрашивает при необходимости любую финансовую, бухгалтерскую и бюджетную информацию у ЦФО, выдает рекомендации руководству компании в отношении формирования финансовой и инвестиционной стратегии компании, по части направления инвестиций на те или иные проекты, ЦФО.
Служба заместителя генерального директора компании по экономическим вопросам делает представления руководству компании относительно возможных мер воздействия в отношении руководителей и специалистов ЦФО, отвечающих за бюджетирование, в случае ненадлежащего исполнения ими своих должностных обязанностей.
В бюджетировании каждая служба, каждый уровень управления, каждое структурное подразделение должны знать, что называется свои функции и обязанности, сферу полномочий и ответственности.
Грамотное распределение функций в бюджетировании одно из непременных условий эффективного бюджетного контроля и оптимизации финансовых показателей.
--PAGE_BREAK--
2.7 План цеховой себестоимости продукции.
Определяем цеховую себестоимость производства продукции.
Исходными данными для формирования плана являются:
· стоимость сырья и материалов и возвратных отходов, списываемых в производство на выпуск продукции, тыс. руб. (таблицы 2.6.1 и 2.6.2);
· количество сырья и возвратных отходов, списываемых в производство на выпуск продукции (таблицы 2.6.1 и 2.6.2);
· расходы по переделу (таблица 2.7).
Таблица №2.8.
План цеховой производственной себестоимости.
Наименование статей затрат
Цех 1
Цех 2
Всего по заводу
т.
т.р.
т.
т.р.
т.
т.р.
Всего сырья
97491,6
1081857
20796
394002,2
118288
1475859,037
Всего отходов
7221,6
3310,068
3466
2079,6
10687,6
5389,668203
Итого за вычетом отходов
90270
1078547
17330
391922,6
107600
1470469,369
Расходы по переделу
71799,52
25719,43
97518,941
Итого цеховая себестоимость
1150346
417642
1567988,31
2.8.План общехозяйственных и коммерческих расходов.
Разнесем общехозяйственные и коммерческие расходы для определения полной себестоимости продукции.
Общехозяйственные расходы (ОХР) связаны с обеспечением производственной деятельности, и не являются прямо связанными с производством определённого вида продукции. К таким расходам относятся:
-заработная плата административного персонала;
-начисление отчислений в государственные внебюджетные фонды (ЕСН);
-амортизация основных фондов;
-вспомогательные материалы;
-затраты на электроэнергию;
-налоги, включаемые в себестоимость продукции.
Коммерческие расходы (КР) связаны с обеспечением сбытовой деятельности, и не являются прямо связанными с производством определённого вида продукции. Именно по этому эти расходы иногда также могут объединены в группу накладных коммерческих расходов (общие коммерческие расходы). В рамках рассматриваемой задачи к КР относятся:
вспомогательные материалы;
товарно-экспедиторские расходы;
услуги железной дороги
реклама.
В данной работе приведены два метода распределения общехозяйственных и коммерческих расходов, являющихся наиболее простыми и распространенными:
-распределение накладных расходов пропорционально производству: применяется для расчета полной себестоимости продукции произведенной в плановом периоде (таблица 2.9.1.)
-распределение накладных расходов пропорционально отгрузке: предназначенные для формирования себестоимости отгруженной продукции (таблица 2.9.2.)
Таблица № 2.9.1.
Смета ОХР и КР: распределение пропорционально производству
Подразделение
Наименование статей
Показатель
Завод
Стоимость производства, т.р.
1567988,3099
ОХР, т.р.
38812,7732
КР, т.р.
7044,9400
Цех 1
Стоимость производства, т.р.
1150346,3088
доля, %
73,3645
ОХР, т.р.
28474,7852
ОХР на единицу продукции, т.р./т.
0,3154
КР, т.р.
5168,4829
КР на единицу продукции, т.р./т.
0,0573
Цех 2
Стоимость производства, т.р.
417642,0012
доля, %
26,6355
ОХР, т.р.
10337,9880
ОХР на единицу продукции, т.р./т.
0,5965
КР, т.р.
1876,4571
КР на единицу продукции, т.р./т.
0,1083
Таблица № 2.9.2.
Смета ОХР и КР: распределение пропорционально отгрузке.
Подразделение
Наименование статей
Показатель
Завод
Объем отгрузки, т.р.
2759350
ОХР, т.р.
38812,7732
КР, т.р.
7044,9400
Цех 1
Объем отгрузки, т.р.
2296800
доля, %
83,23699422
ОХР, т.р.
32306,58578
ОХР на единицу продукции, т.р./т.
0,3376
КР, т.р.
5863,996301
КР на единицу продукции, т.р./т.
0,0613
Цех 2
Объем отгрузки, т.р.
462550
доля, %
16,7630
ОХР, т.р.
6506,1874
ОХР на единицу продукции, т.р./т.
0,4079
КР, т.р.
1180,9437
КР на единицу продукции, т.р./т.
0,0740
2.9. План полной себестоимости продукции.
Калькулируем затраты на производство и реализацию продукции. В связи с тем, что изменение незавершенного производства (НЗП) при годовом планировании предсказать практически невозможно, предполагается, что его изменение на
конец периода равно нулю. Таким образом, соответствующие строки в расчете
калькуляции не заполняются. Результатом калькуляции является полная себестоимость продукции условного трубопрокатного завода по каждому из цехов и по заводу в целом.
Таблица № 2.10.
Калькуляция полной себестоимости готовой продукции
Наименование затрат
Цех 1
Цех 2
Завод
себестоимость
стоимость
себестоимость
стоимость
Материал
11,9847
1081856,862
22,7353
394002,1752
1475859,037
Отходы
0,0367
3310,0682
0,12
2079,6
5389,6682
Итого задано за вычетом отходов
11,9480
1078546,7938
22,6153
391922,5752
1470469,3689
Расходы по переделу
0,7954
71799,515
1,4841
25719,426
97518,941
Цеховая производственная себестоимость
12,7434
1150346,3088
24,0994
417642,0012
1567988,3099
НЗП на начало периода
НЗП на конец периода
ОХР
0,3154
28474,7852
0,5965
10337,9880
38812,7732
КР
0,0573
5168,4829
0,1083
1876,4571
7044,9400
Полная себестоимость
13,1161
1183989,5769
24,8042
429856,4462
1613846,0231
2.10. План реализации готовой продукции кассовым методом («по оплате»)
В соответствии с правилами п.1 ст.273 НК РФ предприятия с незначительными оборотами имеют право на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу, если за четыре предыдущих квартала сумма нетто-выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превышает одного миллиона рублей за каждый квартал. При этом датой получения дохода при применении кассового метода признается день поступления средств на банковский счет организации, а также погашение задолженности перед налогоплательщиком иным способом.
Цельюсоставления плана реализации «по оплате»является определение реализации «по оплате» в стоимостном выражении для возможного расчёта налога на прибыль кассовым методом (таблица 2.11).
Таблица №2.11.
План реализации продукции «по оплате»
Наименование показателя
Труба 1
Труба 2
Всего
т.
т.р.
т.
т.р.
т.р.
Отгрузка в счет оплаты в плановом периоде
87000
2088000
14500
420500
2508500
Отгрузка в счет гашение КЗ
4350
104400
725
21025
125425
Поступление финансовых ресурсов в счет погашения ДЗ, без НДС
4000
15254,2373
1000
7203,38983
22457,6271
Итого реализация «по оплате»
95350
2207654,24
16225
448728,39
2656382,63
Необходимо отметить, что стоимостные оценки отгрузки не учитывают НДС. Поэтому необходимо скорректировать стоимостные значения погашения дебиторской задолженности путем извлечения налога на добавленную стоимость из исходной величины. продолжение
--PAGE_BREAK--
2.11 План полной себестоимости реализации продукции «по оплате».
Наименование показателя
Труба 1
Труба 2
Объем, т.
Себестоимость, т.р./т
Стоимость, т.р.
Объем, т.
Себестоимость, т.р./т
Стоимость, т.р.
Неоплачено на начало бюджетного периода цеховых производственных затрат прошлых периодов
10000
10
100000
2500
8
20000
Отгрузка в бюджетном периоде
95700
13,3499
1277588
15950
21,0991
336530
Расчет средней величины цеховых производственных затрат в бюджетном периоде
105700
13,032995
1377588
18450
19,3241
356530
Цеховая производственная себестоимость реализации продукции «по оплате» в бюджетном периоде
95350
13,03299
1242696
16225
19,3241
313533,8
ОХР, неоплаченные на начало бюджетного периода
10000
0,2
2000
2500
0,2
500
ОХР, начисленные за бюджетный период по отгрузке
95700
0,3376
32306,6
15950
0,4079
6506,1874
Расчет средней величины ОХР в бюджетном периоде
105700
0,3245656
34306,6
18450
0,37974
7006,1874
ОХР для расчета себестоимости «по оплате»
95350
0,324566
30947,3
16225
0,37974
6161,268
Продолжение таблицы 12
Наименование показателя
Труба 1
Труба 2
Объем, т.
Себестоимость,
Стоимость, т.р.
Объем, т.
Себестоимость,
Стоимость, т.р.
т.р./т
т.р./т
КР, неоплаченные на начало бюджетного периода
10000
0,04
400
2500
0,04
100
КР, начисленные за бюджетный период по отгрузке
95700
0,0613
5864
15950
0,0740
1180,9437
Расчет средней величины КР в бюджетном периоде
105700
0,059262
6264
18450
0,06943
1280,9437
КР для расчета себестоимости «по оплате»
95350
0,059262
5650,63
16225
0,06943
1126,467
Полная себестоимость реализации продукции «по оплате» в бюджетном периоде
95350
13,416822
1279294
16225
19,7733
320821,57
Неоплачено на конец бюджетного периода цеховых производственных затрат
10350
13,032995
134891
2225
19,3241
42996,165
Неоплачено на конец бюджетного периода ОХР
10350
0,3245656
3359,25
2225
0,37974
844,91962
Неоплачено на конец бюджетного периода КР
10350
0,059262
613,362
2225
0,06943
154,47695
В том случае, если доходы определяются кассовым методом, то и расходы должны формироваться только после их фактической оплаты. Из этого вытекает цель формирования таблицы 2.12, то есть определение планируемых затрат, соответствующих оплаченной продукции.
Формируя себестоимость «по оплате», выделяются соответствующие оплаченной продукции комплексные элементы затрат:
производственная себестоимость;
общехозяйственные расходы;
коммерческие расходы;
Эти три статьи затрат суммарно образуют полную себестоимость оплаченной продукции.
--PAGE_BREAK--
2.13 План прибылей и убытков.
Цель- заполнение стандартной формы №2 бухгалтерской отчетности по прибыли как «по оплате», так и «по отгрузке» за плановый период. Необходимо разделить общую сумму себестоимости на три составляющие: себестоимость реализации, продукции, услуг; коммерческие расходы; общехозяйственные расходы.
2.14 План расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость
Цель- расчет НДС, начисленного за плановый период.
В соответствии с НК РФ сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары, и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы, стоимость которых относится на издержки производства и обращения. Указанная разница формируется как сальдо специального субсчета «Налог на добавленную стоимость» счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», где по кредитовой стороне счета формируется сумма НДС, полученного от покупателей, а по дебету — сумма НДС, уплаченная поставщикам (к возмещение из бюджета). В результате кредитовое сальдо счета 68 указывает на то, какую величину налоговых обязательств перед государством имеет организация. Необходимо помнить, что счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» является пассивным и сальдо по счету формируется по общим правилам отражения оборотов и остатков по счету в бухгалтерском учете.
Следует учитывать, что рассматриваемое сальдо является промежуточным, так как его следует скорректировать на величину НДС уплаченного предприятием при приобретении и монтажу внеоборотных активов, то есть выплаты НДС в бюджет уменьшаются на сумму НДС, уплаченного поставщикам внеоборотных активов.
Таблица 14
План о прибылях и убытках, тыс. руб.
Показатель
«по оплате»
«по отгрузке»
наименование
Код
1
2
3
4
I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога
10
2656383
2759350
на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг
20
1556230
1614118
Валовая прибыль
29
Коммерческие расходы
30
6777
7045
Управленческие расходы
40
37109
38813
Прибыль (убыток) от продаж
50
1056267
1099374
Прочие доходы и расходы
Прочие операционные расходы
100
27750
27750
Прибыль (убыток) до налогообложения
140
1028517
1071624
Текущий налог на прибыль
150
246844
246844
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода
190
781673
824780
--PAGE_BREAK--