Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Девиантное поведение молодежи

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институтнефти и газа
Кафедрасоциального менеджмента
Курсоваяработа
подисциплине «Социология»
на тему:Девиантное поведение молодежи
Выполнила:
студентка группы СМ-02-1
Созонова С.И.
Проверила:
Мелкова Е.Ю.
Тюмень,2003
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
3
1. Специфика поведения молодёжи
5
1.1. Девиантное поведение. Основные подходы к объяснению девиантного поведения
5
1.2. Виды девиантного поведения
8
1.3. Делинквентное поведение
20
2. Молодёжь и наркомания
23
          2.1. Исследование девиантных форм поведения студенческой молодёжи Свердловской области
23
          2.2. Отношение студентов ТГНГУ и ТГУ к наркомании
43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
49
ПРИЛОЖЕНИЯ
51
ГЛОССАРИЙ
57
ВВЕДЕНИЕ
Практическився жизнь любого общества характеризуется наличием отклонений. Отклонения, иликак они называются научным термином — девиации присутствуют в каждой социальнойсистеме. Поэтому умение выявлять причины таких отклонений, находить путипреодоления их негативных форм должно быть свойственным каждому современномучеловеку.
Определение причин девиаций, их форм и последствий — важный инструментсоциального контроля и управления обществом.
В недалеком прошлом термин “отклонение” был связан в нашем сознаниитолько с криминальными явлениями — преступлениями, пьянством, наркоманией,проституцией и др. И это неслучайно, ибо они практически везде и всегдасчитаются отклонениями от существующих социальных норм. Но в этой связивозникает вопрос: только ли подобные явления можно назвать отклонениями и чтопредставляет собой девиация?
Проблему отклонений изучают криминология, правовая статистика,социология, психология и другие науки.
Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальноеявление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов наряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории“норма” (социальная норма) и об отклонениях от нее.
Социальная норма находит свое воплощение (поддержку) в законах,традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт,в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением,играет роль “естественного регулятора” общественных и межличностных отношений.Английский мыслитель Клайв С. Льюис склонен видеть в моральных нормах своегорода “инструкции”, “обеспечивающие правильную работу человеческой машины”[9, с.208].
Именно поэтому почти любое отклонение можно рассматривать как отклонениеот социальной нормы.
Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегоднянаиболее опасные для страны разрушительные тенденции.

1. Специфика поведения молодёжи
1.1. Девиантное поведение.Основные подходы к объяснению девиантного поведения
Нормативные системы общества неявляются застывшими, навсегда данными. Изменяются сами нормы, изменяетсяотношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как и следование им.Полное принятие нормы выражается в конформизме, отклонение от нормы в различныхвидах девиации, девиантного поведения. Во все времена общество пыталосьподавлять нежелательные формы человеческого поведения. Резкие отклонения отсредней нормы, как в положительную, так и в отрицательную стороны грозилистабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего.
Социологи называют отклоняющеесяповедение девиантным. Оно подразумевает любые поступки или действия, несоответствующие писаным или неписаным нормам. В некоторых обществах малейшиеотступления от традиций, не говоря уже о серьезных поступках, сурово карались.Все находилось под контролем: длина волос, форма одежды, манера поведения. Такпоступали правители древней Спарты в Vв. до н.э. и советские органы в XXв.
Борьба с девиациями часто перерождаласьв борьбу с разнообразием чувств, мыслей, поступков. Обычно она оказываетсянерезультативной: через какое-то время отклонения возрождаются, и в еще болееяркой форме. В конце 80-х годов советская молодежь подражала западным моделямповедения настолько откровенно, что бороться с этим обществом было не в силах.
Всякое поведение, которое вызываетнеодобрение общественного мнения, называют девиантным. Это чрезвычайно широкийкласс явлений: от безбилетного проезда до убийства человека. В широком смыследевиант – любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы. К видамдевиантного поведения относят алкоголизм, гомосексуализм, наркоманию, азартныеигры, наркоманию, проституцию, самоубийство.
В узком понимании под девиантнымповедением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собойуголовной ответственности. Совокупность противоправных поступков, илипреступлений, получило особое название – делинквентное поведение.
В конце XIXи в начале ХХ в. были распространеныбиологические и психологические трактовки девиации. Итальянский врач ЦезареЛомброзо считал, что существует прямая связь между преступным поведением ибиологическими особенностями человека. Он утверждал, что «криминальныйтип» есть результат деградации к более раним стадиям человеческойэволюции. Этот тип можно определить по таким характерным чертам, каквыступающая нижняя челюсть, реденькая бородка и пониженная чувствительность кболи.
Уильям Х.Шелдон (1940), известныйамериканский психолог и врач, подчеркивал важность строения тела. Он считал,что у людей определенное строение тела означает присутствие характерныхличностных черт. Опираясь на исследование поведения двухсот юношей в центререабилитации, Шелдон сделал вывод, что наиболее склоны к девиации мезоморфы(чье тело отличается силой и стройностью), хотя они отнюдь не всегда становятсяпреступниками.
Хотя подобные биологические теориибыли популярны в начале ХХ в., другие концепции их постепенно вытеснили.Сторонники психологической трактовки связывали девиацию с психологическимичертами: неустойчивость психики, нарушение психологического равновесия и т.п.Были получены данные о том, что некоторые умственные расстройства, особенношизофрения, могут быть обусловлены генетической предрасположенностью. Крометого, некоторые биологические особенности могут оказывать влияние на психикуличности. Например, если мальчика дразнят за маленький рост, его ответнаяреакция может быть направлена против общества и выразиться в девиантномповедении.
Развернутое социологическоеобъяснение впервые дал Э.Дюркгейм. Он предлагал теорию аномии, котораяраскрывает значение социальных и культурных факторов. По Дюркгейму, основнойпричиной девиации является аномия, буквально – «отсутствиерегуляции», «безнормность». По сути, аномия, – это состояние дезорганизацииобщества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либостановятся неустойчивыми и противоречивыми. Все, что нарушает стабильность,приводит к неоднородности, неустойчивости социальных связей, разрушениюколлективного сознания, порождает нарушения общественного порядка,дезорганизует людей, и в результате появляются различные виды девиации.
Известный социальный антропологР.Линтон ввел понятия модальной и нормативной личности.
Нормативная личность- та, чертыкоторой лучше всего выражают данную культуру, это как бы идеал личности даннойкультуры.
Модальная личность – статистическиболее распространенный тип от отклоняющихся от идеала вариаций. И чем болеенестабильным становится общество, тем относительно больше становиться людей,социальный тип которых не совпадает с нормативной личностью. И, наоборот, встабильных обществах культурное давление на личность таково, что человек всвоих взглядах, поведении и фантазиях все меньше и меньше отрывается отнавязанного «идеального» стереотипа. Он хорошо знает, каким он долженбыть, а послушных и понятливых общество обычно поощряет: они – основасоциальной стабильности, поэтому стабильно и их вознаграждение за«примерное поведение».
Согласно культурологическимобъяснениям, девиация возникает в результате конфликтов между нормами культуры.В обществе существуют группы, нормы которых отличаются от норм остальногообщества. Это обусловлено тем, что интересы группы не соответствуют интересамбольшинства. Девиация имеет место, когда индивид идентифицирует себя ссубкультурой, нормы которой противоречат нормам доминирующей культуры. Но здесьвозникает вопрос: почему лишь некоторые люди усваивают ценности«девиантноой» субкультуры, в то время как другие отвергают ее? Одниисследователи утверждают, что преступности обучаются в ходе общения спреступниками. Если большинство друзей и родственников того или иного человеказанимаются преступностью, существует вероятность, что он тоже станетпреступником.
Некоторые современные исследователиутверждают, что СМИ своими материалами способны искусственно активизироватьмасштабы девиантного поведения. Обычно опубликованные материалы вызываютозабоченность широкой общественности, которая требует принятия адекватныхответных мер. В порядке реагирования государства и правоохранительных органовначинается усиленная борьба с преступностью, задерживается больше, чем раньше,число преступников. Освещая развитие событий, материалы СМИ создаютвпечатление, что явление, ставшее темой, первых публикаций, расширяется и нарастает.Поднятой шумихой индивиды, склонные к данному типу девиантного поведения, могутбыть также вовлечены в орбиту реализации своих преступных наклонностей ипривлечены в районы, о которых идет речь в сообщениях, и в силу этогопреступность там действительно принимает более широкие масштабы.
2.1. Виды девиантного поведения
1)   Преступность.
Социология рассматривает преступностьв качестве социального явления, которое носит деструктивный для обществахарактер. Ее можно определить как относительно устойчивую распространеннуюформу девиантного поведения, достигшую степени общественной опасности иопределяемую уголовным законодательством. Понятие преступности срединесовершеннолетних и молодежи связана с возрастными группами от 14-29 лет, хотяряд тенденций имеет место и в младших возрастных группах (более 90 тысяч детейв России ежегодно совершают преступления до достижения возраста уголовнойответственности).
Специфическими чертами преступностинесовершеннолетних и молодежи являются:
1)   во-первыхего высокая латентность (т.е. не полнота выявленных преступлений). Из-за неефактически уровень преступности в два три раза выше чем зарегистрирована.Латентность связана со следующими факторами:
·       взрослыепотерпевшие не всегда обращаются в правоохранительные органы;
·       значительнаячасть преступлений совершается в своей же среде, взаимоотношения в которойспецифичны и в ряде случаев исключают сообщения родителям учителям работникаммилиции;
·       управоохранительных органов в настоящее время не достаточно сил и средств, ипоэтому они стремятся сосредоточить их на борьбе с тяжкими преступлениями, втом время как заявления о менее тяжких преступлениях
(а это 4/5 всех преступлений несовершеннолетних, т.е. кражи, хулиганства играбежи) часто остаются без регистрации и меры по ним не принимаются;
2)   во-вторых,в среде молодого поколения повышенной криминальной активностью отличаютсянесовершеннолетние. Уровень преступности среди подростков в 1/5 раза превышаетаналогичный показатель среди других молодежных групп;
3)   в-третьих,преступность несовершеннолетних носит преимущественно групповой характер – трииз пяти совершаемых преступлений;
4)   в-четвертых,преступность несовершеннолетних и молодежи в значительно большей степени, чемпреступность взрослых, «чувствительна» к мерам борьбы с ней, к уровнюконтроля со стороны семьи, социальных служб, воспитательных учреждений,общественности, тем более, что до 80% преступлений совершается вблизи местажительства, учебы, в том числе и непосредственно в учебных заведениях иобщежитиях. Около половины преступлений несовершеннолетних совершается из-заотсутствия родительского контроля.
В целом молодые люди от 14-20 летсовершают 57% всех зарегистрированных преступлений, молодежная преступностьначинает приобретать глобальный для российского общества характер [1c.251-252].
Помимо общих причин девиантногоповедения можно выделить и специфические причины преступностинесовершеннолетних и молодежи.
1)   Отрицательноевлияние в семье. В 30-40% случаев преступлений несовершеннолетних, установленоотрицательное влияние родителей и старших членов семьи. Типичными для родителейнесовершеннолетних преступников являются низкая культура,престижно-потребительские установки.
2)   Отрицательноевлияние в ближайшем окружении: в бытовом, производственном со стороны каксверстников, так и взрослых.
3)   Проникновениев молодежную среду стереотипов поведения, несовместимых с общественнымиценностями (пропаганда наркотиков, культа силы, половой распущенности).
4)   Росткриминогенного значения неумения или не желание педагогов формироватьпозитивные идеалы у учащихся в условиях плюрализма мнений, давления демагогии,экстремизма.
5)   Распадсистемы трудоустройства подростков и молодежи и воспитание их в трудовыхколлективах. Длительное отсутствие в следствии этого определенных занятийучастия молодежи.
Эти обстоятельства формируюткриминогенную личность, для которой характерны утрата интересов к учебе,узкоутилитарное отношение к профессии, равнодушие к проблемам общества,существенные искажения нравственно и правового сознания, в частности,толкования долга, совести, дозволенности, исходя из личных желаний илигрупповой солидарности, ориентация на сиюминутное удовольствие, равнодушие кстраданиям других людей, жесткость, лживость, несамокритичность. Сформированныйкриминогенный тип личности уже готов к совершению преступления, и всоответствующей ситуации такой человек, незадумываясь, совершает его.
Говоря о факторах, формирующихпреступную психологию, аморальность, нужно особо отметить СМИ, которые, используякриминальную тематику, приучают молодежь к восприятию преступности как кобыденному атрибуту современной жизни.
Часто в основе преступлений лежатконфликты: бытовые, межличностные, между преступными группами или бандформированиями, между индивидами и преступной средой, межнациональные. Какправило, в их результате совершаются преступные действия, гибнут люди. Впоследние годы «выяснения конфликтных отношений» в преступной средестали носить особо жесткий характер, принимая формы заказных убийств, терроризма,захвата заложников, шантажа, бандитизма.
2)   Молодежьв сфере криминального влияния.
Усиление групповых проявлениймолодежной преступности многие специалисты считают самым главным фактором приоценке развития криминогенного влияния на молодежь.
Неуважение к закону, представление онем как о факторе второстепенной важности, правовой нигилизм, снижениенравственных и правовых барьеров, отделяющих молодежь от криминального мира,объясняют рост численности криминальной молодежи в целом.
В результате роста криминогенноговлияния на молодежь происходят важные изменения в ее сознании и поведении.Во-первых, существенно трансформируется ее социальное самочувствие. Во-вторых,отмечается нежелание большинства молодых людей содействовать органам правопорядкав борьбе с преступностью. Не случайно среди молодежи широко распространенны восновном презрительные клички работников милиции.
В-третьих, не менее важно проявление криминогенного влияния на молодежь,является проникновение в ее сознание и поведение элементов криминальнойсубкультуры, прежде всего «блатного жаргона», уголовно-тюремногофольклора, татуировок с типичными тюремными сюжетами. В-четвертых, –существенное значение имеет в современных условиях ослабление правовыхрегуляторов поведения молодежи.
Социологические исследованияпоказывают, что юноши более подвержены криминогенному влиянию, чем девушки.«Рубежным», с точки зрения криминогенного влияния на молодежь,является 15-16 летний возраст. К этому следует добавить, что по большинству показателейкриминогенному влиянию подвержена прежде в первую очередь молодежь в возрасте
от 16-21 года.
3)   Наркомания.
Наркотики известны человечеству снезапамятных времен. Древние источники свидетельствуют о том, что наркотикиупотреблялись в Месопотамии, Египте, Индии, Китае за полторы тысячи лет донашей эры. Первыми наркотиками были продукты опиумного мака и индийскойконопли. Употребление наркотиков, по общему правилу, было уделом "низших слоев".
Разновидностью наркомании являетсятоксикомания. К распространенным наркотическим веществам относятся:
1)   морфийи героин – алколойды опиума;
2)   снотворныесредства, включающие так называемые барбитураты;
3)   гашиш(анаша, план, марихуана);
4)   стимулирующиесредства, обладающие эффектом возбуждения нервной системы;
5)   кокаин– алколойд растения кока.
Наркомания – это заболевание, котороевыражается в физической или психологической зависимости от наркотиков,непреодолимом влечение к ним, что постепенно приводит организм к физическому ипсихологическому истощению.
Наркомания имеет социальныепоследствия. Для преступных элементов это легкий путь добывания денег.Злоупотребление наркотиками ведет к росту смертности, особенно среди молодежи иразвитию целого "букета" соматических и психических заболеваний.
На почве наркомании совершаютсяпреступления, так как в состоянии "ломки" наркоман способен на любоепреступление. Приобретение наркотиков становится фоном для совершения рядапреступлений против личности: воровства, грабежа, разбоя. Наркоманияотрицательно влияет на потомство. Дети рождаются с серьезными физическими ипсихологическими отклонениями, что в свою очередь ведет к распаду семьи.Наркоман деградирует как личность, так как рабская зависимость от наркотиковзаставляет его совершать аморальные поступки.
Одной из психологических субъективныхпричин наркомании является неудовлетворенность жизнью в связи с самымиразличными обстоятельствами: личными трудностями, недостаткамисоциально-культурной сферы, неустроенный досуг, социальная несправедливость,неустроенность быта, неудачами в учебе или на работе, разочарование в людях.
Значительное место в этнологии причиннаркомании занимает личность наркомана. Имеются в виду демографические,возрастные и социально-медицинские аспекты. Среди наркоманов преобладаютмужчины. Другое важное обстоятельство – то, что этим недугом поражена, главнымобразом, молодежь.
Мотивы наркомании и токсикомании:
1)   удовлетворениелюбопытства относительно действия наркотического вещества;
2)   испытаниечувства принадлежности с целью быть принятым определенной группой;
3)   выражениенезависимости, а иногда враждебного настроения по отношению к окружающим;
4)   познаниеприносящего удовольствие нового, волнующего или таящего опасность опыта;
5)   достижение"ясностимышления" или "творческого вдохновения";
6)   достижениечувства полного расслабления;
7)   уходот чего-то гнетущего.
Питательной почвой для наркоманииявляется микросреда. Большое значение играет семья, уличное окружение.Появление хотя бы одного наркомана во дворе, на улице, в школе на работе,пагубно влияет на окружающих. Первоначально наркотики дают как угощение,бесплатно, потом в долг, затем требуют деньги.
Токсикомания – заболевание, вызванноепотреблением токсических веществ, т.е. таблеток транквилизаторов, кофеина,полученного от крепкого чая – чигиря, вдыханием ароматических веществ бытовойхимии. В состоянии опьянения кроме эйфории возникают зрительные галлюцинации.[13 c.202-203].
4)   Алкоголизм.
19 век породил, а 20 век усугубилвесьма сложную проблему для человеческой цивилизации – проблему алкоголизма.Фактически алкоголь вошел в нашу жизнь, став элементом социальных ритуалов,обязательным условием официальных церемоний, праздников, некоторых способоввремя препровождения, решения личных проблем. Однако это социокультурная ситуациядорого обходится обществу. Как свидетельствует статистика,
90% случаев хулиганства, 90%, почти 40% других преступлений связано сопьянением. Убийство, грабежи, нанесение тяжких телесных повреждений в 70%случаев совершаются лицами в нетрезвом состоянии; около 50% всех разводов тесносвязано с пьянством.
Ранняя алкоголизация опасна по рядупричин: воздействие алкоголя на молодой организм приводит к более тяжкимпоследствиям медицинского и социального характера; резко сокращаются срокиперерастания пьянства в алкоголизм (2-4 года вместо 5-10 лет для взрослогочеловека); увеличивается риск рождения детей с физическими и психическимианомалиями; повышается вероятность криминального поведения. Алкоголизм какболезнь развивается постепенно и поражает в основном лиц достигших 30-40 лет истарше.
В последние годы уровень потребленияалкоголя в России существенно возрос во всех возрастных категориях, включаядетей моложе 12 лет, и составил в 1998 году 5% среди 13-14 летних, 10% среди15-16 летних и
26% среди молодежи, не достигших 18 лет. [1c.527].
5)   Проституция.
Проституцию можно определить какпредоставление социальной благосклонности за деньги. Нет четко определенногоразличия между оплачиваемой любовницей и проституткой, хотя последнюю отличаетпрежде всего то, что она отдается не одному, а многим покупателям. Слово«проституция» вошло в обиход в конце 18 века.
В современной России ряды проститутокпополняются в основном за счет бедноты, как было и раньше, но к нимприсоединяются и значительное число представительниц из более обеспеченныхслоев. Растущее число разводов толкает некоторых попавших в нужду девушек кпроституции. Кроме того, некоторые девушки не сумевшие найти работу, послеполучения образования, устраиваются массажистками или девочками по вызову,подыскивая тем временем себе другую работу.
Проституток можно классифицировать вкатегориях профессиональных убеждений и условий работы. Убеждения определяютчастоту, с которой женщина занимается проституцией. Многие женщины вовлечены вэто занятие лишь временно, совершив это лишь несколько раз и затем отказавшисьна долго или навсегда. «Случайные» проститутки – это те, кто довольночасто, но не регулярно принимают деньги за секс как прибавку к основномудоходу. Другие занимаются этим постоянно. В условия работы выделяются среда, вкоторой работа выполняется, и процесс взаимодействия, в который женщинавовлечена. «Уличные» проститутки работают на улице. «Девочки повызову» договариваются с клиентами по телефону, приглашая их к себе домойили выезжая к ним. «Домашняя» проститутка-женщина, работающая вчастном клубе или борделе. «Массажистки» работают в стенахлечебно-оздоровительных учреждений, официально предлагающие только законныеуслуги.
Многие женщины занимаютсяпроституцией на бартерной основе(в качестве оплаты принимаются не деньги, атовары или услуги). Большинство «девочек по вызову» постояннозанимаются сексуальным бартером, обменивая секс на телевизионную аппаратуру,услуги по ремонту машин, бытовой техники, одежду, консультации юристов и стоматологическуюпомощь.
Часто в проституцию вовлекаются дети.Так, социологами были проведены исследования детской проституции в США наоснове информации 596 департаментов полиции и 125 учреждений социальногообеспечения по всей территории страны. Согласно этим данным, годовой доход отдетской проституции может достигнуть 2 млрд. долларов.
Можно выделить три основные категориидетей, занимающихся проституцией.
1)   «Беглецы»– те, кто-либо покидает дом и не разыскивается родителями, либо упорно бежиткаждый раз, когда его находят и возвращают родителям.
2)   «Гуляки»– это те, кто в основном живет дома, но определенные периоды времени проводитвне его, пропадая, например, время от времени на несколько ночей.
3)   «Отказники»– дети, родители которых безразличны к тому, что они делают, или активноотвергают их.
Все категории включают как мальчиков,так и девочек [1 c.190-191].
Проблема детской проституцииприобрела межнациональный размах. Одни дети вынуждены заниматься проституциейдля того, чтобы выжить, помочь своей семье, или заработать на одежду и другиевещи. Достаточно часто детей похищают и заставляют заниматься проституцией.Многие девочки и мальчики начинают торговать собой из-за плохого отношения всемье – на улице они оказываются из-за насилия дома и кровосмешения.
В длинном списке причин есть имеждународная реклама детской секс-индустрии с помощью технических новшеств.«Интернет» – это самый большой источник детской порнографии [1c.534-535].
6)   Молодежныйсуицид.
Самоубийство, суицид, суицидноеповедение – намеренное лишение себя жизни. В русском языке слово«самоубийство» обозначается и индивидуальное и относительно массовое,статистически устойчивое явление. Классическое определение суициду далЭ.Дюркгейм. По его трактовке самоубийством называется каждый смертный случай,который непосредственно или опосредованно является результатом положительногоили отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этотпоследний знал об ожидавших его результатах.
Самоубийство свидетельствует оналичии в обществе, в межличностных отношениях проблем, которые человек неможет или не считает обходимым разрешить обычным, общепринятым путем, опереживаниях, связанных с личным горем, разочарованиями и пессимизмом.Покушение на самоубийство не редко влечет за собой длительную болезнь, а иногдаи инвалидность. Самоубийство в истории общества было одним из способоввыражения гнева, протестом против оскорбления, средством восстановления своейчести, доказательство верности другому человеку.
В современном мире смертность отсамоубийств более чем в 3 раза превышает смертность от авто катастроф. При этомвозрастная ось суицида смещается в сторону 24 – и даже 15 летних.
Специалисты насчитывают большоеколичество факторов, имеющих отношение к суицидальным попыткам. Невозможновыделить один или несколько главенствующих из них, приводящих к самоубийству.Речь всегда идет о сложном комплексе причин, обстоятельств и нюансов,преломляющихся личностью самоубийцы. Первое приходящее на ум, казалось бы,здравое рассуждение о том, что чем лучше жить – сытнее, веселее и т.д., темменьше людей, желающих свести с жизнью, оказывается несостоятельным как,впрочем, и другие, не менее разумные на первый взгляд предположения на счеттого, что более подвержены стрессам и следовательно, риску покончить собой людиутонченные духовно, интеллектуалы либо, наоборот, социально опустившиеся –наркоманы, бомжи и т.д.
Суицид – явление молодое, так каксуицидальный возраст безразличия пола, национальности, место проживания – 19-40лет, т.е. период наибольшей жизненной активности человека. Смертность отсамоубийства является третьей ведущей причиной ухода из жизни молодых людей ввозрасте от 14 лет и старше.
Количество самоубийств средигородских жителей значительно выше, чем в сельской местности.
Суициды уменьшаются при общественномподъеме, при оживлении в политике, в экономике, культурной жизни общества иувеличивается при общественных спадах.
На первом месте из проблем,характерных для подростков с суицидальным поведением, находятся, конечно,отношения с родителями (примерно в 70% случаев эти проблемы непосредственносвязаны с суицидом), на втором месте-трудности, связанные с учебным заведением,на третьем – проблемы взаимоотношений с друзьями, в основном противоположногопола.
По данным исследования в 90% случаевсуицидальное поведение подростка-сигнал бедствия. При помощи самоубийстварешают свои проблемы чаще подростки из асоциальных семей.
Сильнейшим социальным фактором,определяющим уровень самоубийств и непосредственно связывающим прошлое и настоящеев жизни общества, является религия.
Современными исследователямиустановлено, что в целом государство, где влияние религии слабее и религиозныенормы, в частности, связанны с самоубийством, мягче, процент суицидальныхдействии выше.
Психотерапевт Ю.Поляков на основедлительных наблюдений выделил три основных типа самоубийств: демонстративное,аффективное и истинное.
Демонстративный тип. Характеризуетсястремлением показать реальность суицидных намерений, обратить тем самым на себявнимание, вызвать сочувствие. Как правило, такие суицидальные попыткисовершаются открыто, громко и артистично. Тем не менее суицидная попытка,начавшаяся как демонстрация, из-за нелепой случайности может окончитьсякатастрофой.
Аффективный тип. Определяется тем,что попытка самоубийства совершается на высоте сильного переживания истрадания. Эта вспышка эмоций, как правило, не продолжительно. Здесь такжемогут быть элементы демонстративности.
Истинный тип. В случае истинногосамоубийства имеет место обдуманное укрепившееся желание покончить собой.Применяются меры к реальному и полному осуществлению плана, все необходимыеприготовления проводятся скрытно.
Примечательно, что значение разногорода проблем, приводящих к трагическому концу, не одинаково. Например, семейныепроблемы послужили причиной демонстративного поведения в 52% случаев,аффективного – в 51%, истинного – 13%. Сексуальные проблемы – соотетственно в24, 29, 61%; образовательная – 26-29% случаев суицидальных попыток. Эти цифрыкрасноречиво говорят о том, что семейные и сексуальные проблемы являютсяведущими во всех видах суицида [7 c.551-552].
Сегодня существует Международнаяассоциация по предотвращению самоубийств, по рекомендации которой во многихгородах мира и нашей страны были созданы службы по предотвращению самоубийств.Это новая форма организации медицинской и социально-психологической помощилюдям, нуждающимся в квалифицированном совете или медикаментозном лечении.Службы ориентированы на широкие круги населения и в первую очередь на лициспытывающих состояние психологического кризиса, людей подверженных влияниюстресса и являющихся потенциально суицидоопасными.
Самоубийство среди молодежисовершаются по различным мотивам и поводам, но всегда вытекают из конфликталибо внутри личности, либо личности и окружающей среды, когда индивид не можетразрешить такой конфликт. Необходимо создавать молодежное общество,объединения, организации, чтобы подростки не чувствовали себя одинокими, чтобыбыли общие идеи, цели, связывающие молодежь.
1.3. Деликвентное поведение
Термином «деликвентноеповедение» обозначается совокупность противоправных поступков, ненепопадающих под уголовное наказание, но уже являющихся незначительнымправонарушением. Если поведение, не одобряемое общественным мнением, называетсядевиантным, то поведение, которое не одобряется законом, – деликвентным. Граньмежду деликвентным и преступным поведением наход


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.