Реферат по предмету "Экономика"


Развитие России в 2005-2007 гг.: социально-экономические итоги и перспективы экономического роста

Федеральноеагентство по образованию
Новокузнецкийфилиал — институт
государственногообразовательного учреждения
высшегопрофессионального образования
Кемеровскийгосударственный университет
Кафедраэкономической теории
Курсоваяработа
по дисциплине«Экономическая теория. Ч 3»
Тема: РазвитиеРоссии в 2005-2007 гг.: социально-экономические итоги и перспективыэкономического роста
Выполнил:
студент гр. ГМЗС-08
Абдульманов Руслан
Проверил: к.э.н.,
доцент Михайлова
Надежда Константиновна
Новокузнецк2009

Содержание
Введение
1. Тенденции экономическойдеятельности РФ
1.1 Внутриэкономическая деятельностьРФ в 2007 году в сравнении с 2006 годом
1.2 Внешнеэкономическая деятельностьРФ в 2007 году в сравнении с 2006 годом
1.3 Инновационнаяполитика РФ
1.4 Приоритетные направления вобласти развития торговой политики РФ
1.5 Перспективы развитияэкономического роста в стране
1.6 Результаты инновационной политики
Заключение
Список использованных источников илитература
Приложения

Введение
 
Актуальность данной темыопределяется тем, что уровень прогнозирования процессов развития в периоде2005–2007 г. обуславливает эффективность планирования и управления экономикой идругими сферами в будущем. В работе отражены основные результаты деятельности вРФ в 2005–2007 гг. Проанализировано изменение производственных показателей,раскрыты тенденции изменения экономического роста.
Объектом рассмотрения вданной работе служили экономические процессы, происходившие в РФ в изучаемыйпериод.
Предмет исследованиякурсовой работы: внутриэкономическая деятельность, внешнеэкономическаядеятельность, инновационная политика государства, экономический рост.
Цель курсовой работы –анализ итогов экономического развития и определение перспектив дальнейшегоразвития Российской Федерации.
Задачи:
1.             Проанализироватьстатистические данные о внутриэкономической, внешнеэкономической деятельности;
2.             Проследить тенденцииразвития экономического роста;
3.             Определитьсущность федеральных программ;
4.             Изучить цели изадачи инновационной политики государства;
Методы исследования:
1.              Анализпоказателей деятельности государства в экономике;
2.              Сравнениеполученных данных по годам;
3.              Обработкарезультатов;
4.              Представлениеполученных данных.

1. Тенденции экономическойдеятельности РФ
Особенностьюэкономической ситуации в первом квартале 2007 г. является тенденция к ускорениютемпов экономического роста. В январе-феврале 2007 г. темп роста ВВП, по оценкеМинэкономразвития России, составил 8,4% к соответствующему периоду прошлогогода против 5,1% в январе-феврале 2006 года. С исключением сезонного икалендарного факторов среднемесячный темп роста ВВП стабилизировался на уровне0,7 процента.
Экономический рост вначале 2007 г. обусловлен высоким инвестиционным спросом, развитиемстроительства и обрабатывающих производств, а также повышением потребительскогоспроса при замедлении темпов роста экспорта.
За три месяца 2007 годаинфляция составила 3,4% против 5% за январь-март 2006 года. Базовая инфляцияснизилась в 1,6 раза — до 1,7% против 2,8% годом ранее, что связано с растущимпредложением товаров (в том числе за счет импорта) и усилением конкуренции помере развития торговли, снижением инфляционных ожиданий на фоне высоких темповроста в реальном секторе и повышением спроса на деньги. В 2007 году снижаетсявклад в инфляцию роста регулируемых тарифов на услуги ЖКХ, предельный росткоторых установлен Правительством Российской Федерации ниже (15%), чем годназад (20%) при более высоких темпах роста цен и тарифов на продукциюестественных монополий, чем годом ранее. [9]
1.1Внутриэкономическая деятельность в 2007 году в сравнении с 2006 годом
В феврале 2007 г.сохранились высокие темпы как у добывающих, так и обрабатывающих производств.Прирост добычи полезных ископаемых относительно января-февраля 2006 г. составил4,3%. В январе-феврале 2007 г. прирост выпуска продукции обрабатывающихпроизводств к аналогичному периоду прошлого года составил 15,7% (в январе ифеврале 2006 г. соответственно 4,1% и -0,1 процента).
В январе-феврале 2007 г.продолжилась тенденция смещения структуры промышленного роста в сторонуувеличения доли обрабатывающих отраслей.
В январе-феврале 2007 г.реальные располагаемые доходы увеличились на 12,7% относительно января-февраля2006 г., а реальной заработной платы – на 17,5 процента.
Сохраняется наметившаясяв сентябре 2006 г. тенденция ускорения роста инвестиций. Прирост инвестиций восновной капитал в январе-феврале 2007 г. относительно января-февраля 2006 г.составил 21,2% (в январе-феврале 2006 г. 2,7 процента). В 2006 году в структуреинвестиций наметились позитивные сдвиги, продолжившиеся в начале 2007 года.Опережающими темпами развивались жилищное строительство, обусловленное началомреализации национального проекта «Комфортное и доступное жилье гражданамРоссии», и инвестиции в обрабатывающие отрасли промышленности.
Аграрный сектор в целомсохранил позитивную динамику роста 2006 года. Продолжает динамично развиватьсямясомолочный сектор, что обусловлено устойчивым ростом потребительского спросаи растущим объемом поступления сырья на переработку, связанным с реализациейнационального проекта «Развитие АПК». Рост производства основных видовпродукции животноводства обеспечен во всех категориях хозяйств, в том числе и вхозяйствах населения.
В условиях значительногопритока валюты в Россию (приток только частного капитала за I квартал 2007 г.оценивается в 12 млрд. долл.США), продолжился рост золотовалютных резервов: вянваре-марте текущего года их прирост составил, по оценке, около 35 млрд.долл.США (23,641 млрд. долл. США за январь-март годом ранее), а номинальныйобъем резервов приблизился к отметке в 340 млрд. долл.США.
По состоянию на 1 апреля 2007 г. совокупный объем Стабилизационного фонда Российской Федерации составил 2812,2 млрд. рублей.
1.2 Внешнеэкономическаядеятельность в 2007 году в сравнении с 2006 годом
 
В 2007 годувнешнеэкономический комплекс оставался динамичным сектором национальногохозяйства, стимулирующим рост российской экономики и обеспечивающим решениеважных социально-экономических задач.
Внешнеторговый оборотРоссии в 2007 году (по методологии платежного баланса), по оценкеМинэкономразвития России, составил 579,3 млрд. долларов США и увеличился на23,6% (в 2006 году – на 26,9 процента), том числе со странами дальнего зарубежья– 493,9 млрд. долларов США (рост на 25,3%, со странами СНГ – 85,4 млрд.долларов США (рост 25,7 процента). В общем объеме товарооборота на долюэкспорта приходилось 61,1%, импорта – 38,9 процента.
Главным факторомувеличения объемов экспорта в 2007 году стала благоприятная мироваяконъюнктура. Рост цен на нефть возобновившийся во второй половине января 2007г., продолжался до конца года.
В связи с возросшими намировом рынке нефтяными ценами Правительство Российской Федерации установило с1 декабря 2007 г. рекордную ставку экспортной пошлины на сырую нефть на уровне275,4 доллара за тонну.
Средняя контрактная ценароссийского природного газа, экспортированного в страны Западной Европы в 2007году увеличилась на 6,1% к уровню 2006 года.
Средние мировые цены наалюминий, медь и никель на Лондонской бирже металлов в 2007 году по сравнению с2006 годом выросли соответственно на 2,7%, 5,9%, и 53,5 процента.
В условиях нового подъемамировых цен на энергоресурсы в октябре-ноябре 2007 г., рост экспорта оказался несколько выше ожидаемого, а рост импорта существенно превосходитсредние темпы прошлого года, и находится в диапазоне 35-47 процентов.
Экспорт (по стоимости)продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного) вянваре-ноябре 2007 г. увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2006 годаболее чем в 1,9 раза, чему способствовал рост цен и физических объемов напшеницу и меслин на 78,2% и 59,1% соответственно. Доля экспорта пшеницы имеслина составляет почти 60% всей стоимости экспорта этой группы товаров.
По сравнению сянварем-ноябрем 2006 г. в январе-ноябре 2007 г. экспорт (по стоимости) металлови изделий из них вырос на 20,4 процента. Рост экспорта произошел в связи сувеличением цен на черные и цветные металлы, и ростом физического объемаалюминия на 11,9% и меди – на 2,6 процента.
Увеличился в стоимостномвыражении на 23,3% экспорт продукции химической промышленности и каучука, чтосвязано с ростом цен минеральных удобрений, аммиака и каучука синтетическогосоответственно на 29,2%, 14,5% и 11,3 процента.
Экспорт (по стоимости)древесины и целлюлозно-бумажных изделий увеличился на 28,2% за счет роста ценосновных товаров этой группы – обработанных и необработанных лесоматериалов,составляющих 67,4% всей стоимости этой группы товаров.
Экспорт машин,оборудования и транспортных средств (по стоимости) превысил показательянваря-ноября 2006 г. на 11,7%, том числе грузовых машин – на 42 процента. Доляпродукции машиностроения в общем объеме экспорта составила 3,2 процента.
В товарной структуреимпорта России из стран дальнего зарубежья продолжает преобладать ввоз машин,оборудования и транспортных средств. Импорт в стоимостном выражении увеличилсяв 1,6 раза, чему способствовало увеличение физических объемов и рост цен. Ввозлегковых автомобилей в натуральном выражении вырос на 55,2%, грузовых – почти в2,2 раза.
Увеличился (по стоимости)ввоз продукции химической промышленности и каучука, продовольственных товаров исельскохозяйственного сырья (кроме текстильного, несмотря на уменьшение долиэтих товаров в товарной структуре импорта.
Стоимостной объем импортаосновных продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (крометекстильного) в январе-ноябре 2007 г. увеличился по сравнению с аналогичнымпериодом 2006 года на 30,9% за счет роста средних контрактных цен и физическихобъемов поставок. В странах дальнего зарубежья было закуплено больше (в натуральномвыражении) мяса свежемороженого на 8,9%, рыбы свежей и мороженной – на 26,3%,кофе – на 22,3%, молока и сливок – в 1,7 раза, сахара-сырца – на 38,9%, ячменя– в 1,8 раза, алкогольных и безалкогольных напитков (по стоимости) – в 1,8раза. В то же время сократились закупки сливочного масла на 28,5%, пшеницы имеслина – почти в 22,7 раза, кукурузы – на 32,8%, подсолнечного масла – на50,2%, белого сахара – на 5,9 процента.
Стоимостной объем импортапродукции химической промышленности и каучука вырос на 28,4% при увеличениисредних контрактных цен и физических объемов. Их доля в общем объеме импортауменьшилась на 2,3 процентных пункта.
Стоимостной объемтекстиля, текстильных изделий и обуви увеличился в 1,7 раза, а их доля в общемобъеме импорта — на 0,5 процентных пункта. Ввоз товаров этой группы вырос врезультате увеличения закупок одежды, кожаной обуви и хлопчатобумажных тканей.
Физический объём импортастальных труб увеличился на 3,7% за январь-ноябрь 2007 года. Этот товар утратилроль «локомотива» в группе металлов и изделий из них – прирост их стоимостисоставил только 23,6% против 43,5% по группе.
По оценке ИМЭМО РАН,производительность труда в российской экономике составляет 27% от уровня США и42 % от уровня Германии и Японии. Несколько лучше ситуация в промышленности:43% по сравнению с США и 67% с Германией. Однако в целом это означает, что поэффективности наша экономика находится примерно на уровне западноевропейскихстран в 1960-е годы и Южной Кореи — в начале 1990-х годов. Парадоксально, но наэтом общем, усредненном фоне эффективность даже самых экономически успешныхотечественных компаний характеризуется еще более низкими показателями. Так,например, объем продаж в расчете на одного занятого по ОАО «Газпром» в 2004 г.был в 6.6 раза ниже, чем в NordyskHydro (Норвегия) [Ведомости, 2004]. В чернойметаллургии усредненная производительность на трех ведущих российскихкомбинатах (Магнитогорский, Череповецкий, Новолипецкий) близка к средней позаводам ЕС, но в 4.2 раза ниже, чем на мини-заводах Японии и в 3.8 раза ниже,чем на ведущих предприятиях некоторых развивающихся стран.
Низкие показателипроизводительности российских предприятий и компаний объясняются разнымипричинами. Главные из них — это технологическая отсталость, устаревшееоборудование и низкая квалификация кадров. Сегодня специалистам (и не толькоим) абсолютно ясно, что решить эту проблему можно только путем кардинальноймодернизации техники и технологий, кадровой, управляющей и инфраструктурнойбазы. А если учесть степень износа и возраст основных фондов в российскойэкономике, то становится очевидной и первоочередная мера — увеличение объемов итемпов роста капитальных вложений, т.е. нормы накопления. При этом дляулучшения ситуации с производительностью, норма накопления в основных секторахэкономики должна не просто увеличиться, а резко возрасти. В 2006 г. валоваянорма накопления в России составила всего 18% ВВП (50-е место в мире). В это жевремя в КНР она равнялась 43.3%, в Индии — 37.1% и даже в США — 19.6%. [1]
1.3 Инновационнаяполитика РФ
 
Вширокомпонимании инновационная политика включает в себя научную и технологическуюполитику. Реализация сбалансированного комплекса мер — определение главноговопроса государственного регулирования инновационного развития в зависимости отстоящих перед страной социально-экономических задач, являются ключевымиусловиями его эффективности. В свете современных вызовов инновационногоразвития России центр тяжести в комплексе государственного регулированиясмещается в сторону технологической (или промышленной) политики.
Взаимосвязь научной,технологической и инновационной политики:
— Научная политика
Цель: производствонаучных знаний Инструменты: конкурсные гранты, госинституты, налоговые льготыфирмам, защита ИС
— Технологическаяполитика:
Цель: развитие отраслевыхтехнологических направлений Инструменты: госзакупки, субсидии, кооперация,стандарты, прогнозирование, кадры
— Инновационная политика:
Цель: повышение уровня ирезультатов инновационной активности Инструменты: конкурентная политика,корпоративное законодательство, региональные и отраслевые кластеры, защитапотребителей, экологическое регулирование, Форсайт
Современные цели и задачиинновационной политики (в широком смысле и с учетом трех перечисленных вышесоставляющих) в России закреплены в ряде принятых в 2002—2006 гг.концептуальных и программных документов (ежегодные Послания ПрезидентаРоссийской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, концепции,национальные и отраслевые стратегии, программы и планы). В 2007—2008 гг. дляреализации этих программ и стратегий было принято несколько специальных законови подзаконных актов. Систематизация основных документов инновационной политикиприведена в табл. 1. [14]
Правительственнаяпрограмма инновационного развития России была официально представлена еще вавгусте 2005 г. Она разрабатывалась совместно министерствами образования инауки (Минобрнауки России), экономического развития и торговли(Минэкономразвития России), промышленности и энергетики (Минпромэнерго России),финансов (Минфин России). Первые три министерства стали наиболее активнымиучастниками процесса формирования и реализации национальной инновационнойполитики, причем ведущая роль на тот момент принадлежала Минобрнауки России.Именно это ведомство в последние 10 лет отвечало за большинство государственныхинновационных программ, подготовку законодательных инициатив в отношенииинновационной сферы и реструктуризации научно-технологического комплекса. [2]
1.4 Приоритетные направленияв области развития торговой политики РФ
 
Главным направлениемработы в 2007 году в области торговой политики явилось обеспечение с помощьюэкономических мер государственного регулирования внешнеэкономическойдеятельности стабильности и предсказуемости режима экспорта и импорта,поддержки конкурентоспособности российских товаров и допуска их на внешниерынки, эффективного уровня защиты внутреннего рынка и отечественныхпроизводителей, присоединение России к ВТО и расширение сотрудничества сдругими международными организациями.
В части поддержкиэкспорта товаров и услуг усилия были направлены на реализацию системы мергосударственной поддержки отечественных экспортеров в целях повышенияэкспортного потенциала и роста доли высокотехнологичной и наукоемкой продукциив общем объеме российского экспорта.
Одним из действенныхмеханизмов поддержки экспорта является финансовая поддержка, реализуемая внастоящий момент в форме предоставления государственных гарантий и возмещениячасти затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым российскимиэкспортерами. По итогам 2007 года принято решение о возмещении 75 российскимэкспортерам промышленной продукции части затрат на уплату процентов по кредитамна общую сумму 3014 млн. руб.
Все большее значение дляэффективной поддержки экспорта и продвижения продукции и услуг на внешние рынкиприобретает выставочно-ярмарочная деятельность.[11]
Федеральные целевыепрограммы:
Среди наиболее крупныхФЦП со значительной компонентой разработки новых технологий и программ ИиРукажем на следующие.
ФЦП «Исследования иразработки по приоритетным направлениям развития научно-технологическогокомплекса России на 2007-2012 годы» (ФЦНТП).
Основной целью программыявляется развитие научно-технологического потенциала Российской Федерации в целяхреализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники.
Общий объем выделенныхфинансовых ресурсов на ее реализацию в 2007—2012 ГГ. приближается к 195 млрд.руб. Из них 133.8 млрд. руб., или почти 68%, составляют средства федеральногобюджета; на внебюджетные источники приходится около 61 млрд. руб. Почти 90%бюджета программы предполагается израсходовать на НИОКР.
«Федеральная космическаяпрограмма России на 2006-2015 годы».
Основной целью программыявляется исследование и использование космического пространства для развитиянародного хозяйства, науки и техники, обеспечения безопасности страны ивыполнения ее международных обязательств в области космоса.
Бюджет Программы — 486.8млрд. руб. Финансирование на первом этапе в период 2007—2010 гг. составляетболее 197 млрд. руб. в реальных ценах. Из государственного бюджетапредполагается выделить 109 млрд. руб. (более 55% бюджета программы); извнебюджетных источников — примерно 88 млрд. руб. На НИОКР за весь период еереализации будет истрачено почти 160 млрд. руб. (или 80% бюджета программы).
Приоритетныминаправлениями космической деятельности, способствующими достижению обозначенныхцелей, являются:
-        мониторингокружающей среды и околоземного пространства, контроль чрезвычайных ситуаций иэкологических бедствий, исследование природных ресурсов Земли;
-        обеспечениеспутниковой связи и вещания на всей территории России (доведение до населениясоциально ориентированного блока радиотелевизионных программ, обеспечениепрезидентской, правительственной и специальной связи, потребностей органовисполнительной власти федерального и регионального уровней, органов местногосамоуправления, обеспечение обороны, безопасности страны и охраныправопорядка);
-        обеспечениеорганов власти всех уровней, органов местного самоуправления геофизической, втом числе гидрометеорологической информацией;
-        реализациякосмических проектов в интересах расширения знаний о Земле, Солнечной системе иВселенной, проведение фундаментальных научных исследований в области астрофизики,планетологии, физики Солнца и солнечно-земных связей;
-        обеспечениеравноправного участия России в международных космических программах и проектахс целью гарантированного доступа к конечным результатам реализации этихпрограмм (проектов);
-        осуществлениеорбитальных пилотируемых полетов в интересах развития экономики, науки, решенияприкладных задач;
-        отработкатехнологий производства в космосе новых материалов и высокочистых веществ.
За последние 10 летчисленный состав российской орбитальной группировки сократился в 1.5 раза, в товремя как состав орбитальных группировок зарубежных стран увеличился более чемв 2 раза и сохраняет тенденцию к росту в связи с постоянно возрастающейвостребованностью мировым сообществом космических средств и услуг. Одновременнов связи с повышением требований потребителей к объему и качеству услуг связи ивещания необходимо не просто наращивание орбитальных группировок системспутниковой связи и вещания государственного назначения, а их обновление наоснове перспективных долгоресурсных космических аппаратов и современныхтелекоммуникационных технологий. Отметим, что орбитальные средствадистанционного зондирования Земли в России практически отсутствуют, чтоограничивает возможности решения современными методами и в требуемом объемезадач природопользования, гидрометеорологии и прогнозирования чрезвычайныхситуаций. Российские космические аппараты старой конструкции не обладаютискомыми характеристиками (по срокам активного существования, качеству целевойаппаратуры, пропускной способности и быстродействию информационных каналов,возможностям автономной обработки информации на борту космических аппаратов).Отстают от вызовов времени состав и качество наземной аппаратуры потребителей.
Сложившаяся ситуацияможет привести к совсем непривычному для нашей страны отставанию от новыхлидеров в области космической деятельности и не позволит удовлетворить растущиепотребности собственными (российскими) средствами. [15]
ФЦП «Развитие электроннойкомпонентной базы и радиоэлектроники» на 2008-2015 годы.
В качестве основной целипрограммы определено развитие научно-технического и производственного базиса сцелью разработки и производства конкурентоспособной наукоемкой электронной ирадиоэлектронной продукции для решения приоритетных задачсоциально-экономического развития и обеспечения национальной безопасностиРоссийской Федерации.
Объем финансирования попрограмме в текущих ценах составит 187 млрд. руб., в том числе за счет средствфедерального бюджета 110 млрд. руб. (или почти 59% бюджета программы); за счетсредств внебюджетных источников — 77 млрд. руб. Из них на НИОКР будет потрачено66 млрд. руб., на капитальные вложения — 44 млрд. руб.
Ожидаемыми конечнымирезультатами реализации программы являются:
-        увеличениеобъема продаж российской электронной продукции, унифицированных электронныхмодулей и радиоэлектронных изделий на внутреннем и внешнем рынках;
-        значительноесокращение технологического отставания российской радиоэлектроннойпромышленности от мирового уровня;
-        обеспечениебольших возможностей для развития всех отраслей промышленности и осуществлениеперехода к экономике знаний;
-        создание условийдля более эффективной реализации национальных проектов, объявленных ПрезидентомРоссийской Федерации;
-        создание рыночноориентированной инфраструктуры радиоэлектроники на базе реструктуризациисистемы проектирования и производства радиоэлектронных изделий(системоориентированные центры проектирования, дизайн — центры, «кремниевыефабрики», научно-технологический центр по микросистемотехнике, маркетинговые иторговые центры, дилерские сети и т.д.);
-        расширениеэкспорта высокотехнологичной отечественной электронной продукции;
-        активизацияинновационной деятельности и ускорение внедрения научных достижений в массовоепроизводство;
-        обеспечениеобновляемости основных фондов организаций радиоэлектронной отрасли истимулирование создания современного высокотехнологичного производства;
-        создание крупныхи эффективных интегрированных структур, способных конкурировать с лучшимизападными фирмами;
-        организацияпроизводства массовой интеллектуально насыщенной и конкурентоспособнойвысокотехнологичной радиоэлектронной продукции, реализующей современныетелекоммуникационные услуги, включая радио и телевидение, услуги и средстваэлектронных информационных систем;
-        повышениекачества жизни населения, отвечающего стандартам высокоразвитых стран мира поинтеллектуализации среды обитания и возможностям использования электроники иинформационных систем;
-        увеличение числарабочих мест в радиоэлектронной отрасли, снижение оттока талантливой частинаучно-технических кадров, повышение спроса на квалифицированныенаучно-технические кадры, обеспечение привлечения молодых специалистов иученых, а также улучшение возрастной структуры кадров.
Запланированноефинансирование в рамках данной программы не позволяет решить проблемуотставания российской электроники и радиоэлектроники от мировых показателейполностью. Так, в программе заявляется об организации в России производствачипов, основанного на технологии в 45 нм, к 2015 г., однако данныетопологические нормы активно используются в промышленности развитых стран уже с2007 года. Ставить амбициозные цели, содействовать их достижению — т.е.получать положительный синергетический эффект в реализации заявленных целей —должны совместно государство, бизнес-сообщество и научные организации.Необходимо уже сегодня озаботиться поддержкой фундаментальных исследований,ориентированных на создание в перспективе средств производства, а такжепродукции на основе микроэлектроники; активно стимулировать обучениетехнических специалистов в лучших научно-исследовательских центрах и институтахмира, гарантируя и обеспечивая при этом условия для применения полученныхзнаний на родине. Это непростая и крайне дорогостоящая задача. Но без развитиясобственных разработок и внедрения современных зарубежных знаний в даннойобласти наша страна так и будет покупать устаревшие решения и уже тогда точноне будет на одном уровне с развитыми странами.
ФЦП «Национальнаятехнологическая база» на 2007–2011 годы (подпрограмма «Развитие электроннойкомпонентной базы» на 2007–2011 годы).
Основной целью программыпровозглашено обеспечение технологического развития отечественнойпромышленности на основе создания и внедрения прорывных, ресурсосберегающих,экологически безопасных промышленных технологий для производстваконкурентоспособной наукоемкой продукции. Финансирование программы (сподпрограммой) составляет более 99 млрд. руб. Это одна из немногих программ,которая финансируется из бюджетных и внебюджетных источников примерно в равныхпропорциях. На НИОКР предполагается затратить около 36 млрд. руб. (36% бюджетапрограммы), на капитальные вложения – более 13 млрд. руб. (почти 14% бюджетапрограммы).
Выполнение даннойпрограммы позволит:
— создатьпромышленно-технологическую базу для производства нового поколения
конкурентоспособнойнаукоемкой продукции мирового уровня в области важнейших технических систем(авиационной и морской техники, машиностроительного и энергетическогооборудования, информационно-управляющих систем), электронной компонентной базы,специальных материалов и другой высокотехнологичной продукции, что в целомобеспечит технологические аспекты безопасности страны и развитие ее экономики;
-        сформироватьтехнологические предпосылки для повышения темпов экономического роста за счетувеличения в структуре экономики доли продукции с высоким уровнем добавленнойстоимости;
-        обеспечитьсохранение и создание новых рабочих мест в организациях высокотехнологичныхотраслей промышленности;
-        сократить общеетехнологическое отставание России от передовых стран с сохранением и развитиемприоритетного положения отечественных разработок по ряду важных технологическихнаправлений;
-        расширитьвозможности для равноправного международного сотрудничества в сфере высокихтехнологий;
-        создатьэффективные средства защиты населения от опасных быстрораспространяющихсяинфекций и биотерроризма, а также сформировать технологические основы развитияи совершенствования систем защиты предприятий, населения и территорий России отпоражения токсическими веществами в результате возможных террористическихактов, техногенных и природных аварий и катастроф.
ФЦП «Развитиеинфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации» на 2008-2010 годы.
Основной целью программыявляется создание в Российской Федерации современной инфраструктурынациональной нанотехнологической сети для развития и реализации потенциалаотечественной наноиндустрии.
Финансирование программыза счет федерального бюджета предусмотрено в размере 27.7 млрд. руб., средствиз внебюджетных источников — 2.8 млрд. руб. (в ценах соответствующих лет).Объемы и источники финансирования ежегодно уточняются при формированиифедерального бюджета на соответствующий год.
При реализациимероприятий программы уже в ближайшие годы планируется:
-        создать новоепоколение наноматериалов и нанотехнологий для использования в ключевых областяхнауки и техники, ресурсо- и энергосбережении, промышленном производстве,здравоохранении и производстве продуктов питания, а также для поддержаниянеобходимого уровня обеспечения обороноспособности и безопасности государства;
-        увеличить долюпродукции, произведенной с помощью созданной в рамках Программы инфраструктурынаноиндустрии, до 75% общего объема продукции наноиндустрии, произведенной вРоссийской Федерации;
-        обеспечитьмировой уровень исследований и разработок, оснащенностинаучно-исследовательским, метрологическим и технологическим оборудованиеморганизаций, работающих в сфере наноиндустрии, при этом организации — участникипрограммы должны получать до 80 патентов (в том числе международных) в год;
-        добитьсяразвития и реализации российского потенциала наноиндустрии и активного участияРоссийской Федерации в международной научно-технической кооперации;
-        организоватьсистему учета информации о результатах научных исследований и технологическихразработок в сфере наноиндустрии, полученных организациями различныхорганизационно-правовых форм, обеспечить доступ к этой информации;
-        совершенствоватьметодическую базу научно-технической и инновационной деятельности в сференаноиндустрии;
-        обеспечитьразвитие уникальных научных установок, сети центров коллективного пользованияуникальным научным и экспериментальным оборудованием;
-        создать ирасширить инновационную инфраструктуру, совершенствовать механизмывзаимодействия научных организаций и вузов с промышленными предприятиями вцелях продвижения новых нанотехнологий и наноматериалов в производство;
-        сохранить иразвивать кадровый потенциал, в ТОМ числе создать условия для привлечения изакрепления талантливой молодежи в сфере наноиндустрии, возвращения вРоссийскую Федерацию ведущих российских ученых и специалистов в сференаноиндустрии, работающих за рубежом, и их трудоустройства. При этом долянаучных сотрудников, имеющих не менее трех лет опыта проведения исследований,разработки технологий с использованием научного оборудования мирового уровня, вобщем числе научных сотрудников организаций национальной нанотехнологическойсети составит не менее 70%. [2]
1.5 Перспективыразвития экономического роста в стране
Сегодня главная задачанашей страны состоит в том, чтобы сделать экономический рост устойчивым,перейти к новой модели развития, обеспечить высокие темпы повышенияпроизводительности труда и конкурентоспособности российских отраслей икомпаний. Перспективу долгосрочного и успешного развития технологически сложныхотраслей обеспечит, конечно, не модернизация конструктивно устаревших моделей,а разработка и запуск конкурентоспособных, востребованных на мировом рынкеизделий — станков и моторов, самолетов и автомобилей, турбин и реакторов. Покадаже модернизированные модели, которые выпускает наша промышленность,ориентированы на сбыт, на маргинальных рынках. Но устойчивый спрос и деньгинаходятся не там, а на глобальных рынках. Сохранение существующего положения — этодаже не концепция догоняющего развития, а закрепление нарастающего отставания.
Высокий внутреннийинвестиционный и потребительский спрос обеспечивают стабилизацию темпов ростаэкономики до конца года и позволяют достичь в 2007 году рост ВВП в 6,5% исохранить высокие темпы роста в 2008 году. Важнейшей задачей остается созданиеусловий для устойчивого развития обрабатывающих, прежде всегомашиностроительных производств.
Факторы, на которых вомногом базировался подъем 2004-2006 годов, будут ослабевать. Во-первых, этокасается как ухудшения конъюнктуры мировых рынков энергоресурсов, так иснижения возможностей наращивания энергосырьевого экспорта. Во-вторых, усилитсядействие ограничений — со стороны производственной инфраструктуры и со стороныпредложения трудовых ресурсов, особенно квалифицированных кадров.
В этих условияхподдержание высоких темпов экономического роста требует перехода кинновационному характеру развития экономики, обеспечения интенсивного развитиячеловеческого капитала, наращивания внешнеэкономической активности российскихпредприятий.
Первое. Развитиечеловеческого капитала, создание эффективной, ориентированной на конечныйрезультат, социальной инфраструктуры. Необходимо обеспечить реализацию национальныхпроектов в сфере здравоохранения и образования, обеспечения населения доступными комфортным жильем, преодоления бедности и значительным повышениемблагосостояния широких слоев населения, эффективной демографической политики,направленной на увеличение рождаемости, снижение младенческой смертности исмертности от неестественных причин, поддержку материнства и детства,формирование здорового образа жизни, укрепление социального института семьи.Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса, которая будетобеспечена через увеличение объемов и повышение эффективности бюджетныхинвестиций.
Второе. Улучшениеинвестиционного климата, обеспечение конкуренции и создание четко работающихрыночных институтов. Это требует обеспечения надежной защиты правсобственности, совершенствования системы корпоративного законодательства,совершенствования деятельности судебной системы в рамках реализации Федеральнойцелевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы,повышения эффективности деятельности системы государственного управления врамках проводимой административной реформы. Будут реализованы необходимые шагипо совершенствованию законодательства в сфере землепользования и рынканедвижимости в части регулирования порядка предоставления земельных участковпод строительство, переоформления права постоянного пользования земельнымиучастками юридическими лицами, резервирования и изъятия земельных участков длягосударственных или муниципальных нужд.
Третье. Диверсификацияэкономики — повышение конкурентоспособности перерабатывающей промышленности,развитие высокотехнологичных отраслей «экономики знаний».
Будет продолженацеленаправленная работа по снижению реальной налоговой нагрузки на предприятиянесырьевого сектора экономики.
Четвертое. Развитиеинфраструктурных отраслей экономики — транспорта и электроэнергетики, в томчисле с помощью масштабных проектов Инвестиционного фонда. Необходимостимулировать расширение масштабов частного финансирования инфраструктурныхпроектов за счет развития механизмов частного государственного партнерства исовершенствования политики тарифного регулирования.
Пятое. Повышениеэффективности государственных институтов и развитие институтов гражданскогообщества на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, включая развитиемеханизмов управления, ориентированного на результат, последовательноепроведение административной реформы, развитие механизмов общественнойэкспертизы и общественного контроля.
Шестое. Развитиемеханизмов частного государственного партнерства, направленных на содействиечастным инвестициям. Для этого необходимо укрепление государственных институтовразвития, которые позволят обеспечить концентрацию государственных и частныхресурсов на приоритетных направлениях экономического роста, станут основныминструментом частного государственного партнерства.
Седьмое. Требуетсяобеспечить формирование новых региональных центров экономического развития наДальнем Востоке и на Юге России, преодоление отставания депрессивных регионов.
Необходимо активноепроведение кластерной политики, обеспечивающей стимулирование развитияконкурентоспособных комплексов взаимосвязанных производств в регионах.
Для того чтобыпротивостоять конкуренции на внешних и все более открытом внутреннем рынках,российской промышленности необходимо наращивать стратегические инвестиции,осваивать прорывные направления, усиливать свой исследовательский потенциал.Одновременно правительство страны должно создавать и постоянно совершенствоватьсистему стимулов, подталкивающих бизнес к новой стратегии роста. Это позволитпринципиально заинтересовать предпринимателей в реализации средне- идолгосрочных стратегий, повышения эффективности и конкурентоспособности.
1.6 Результатыинновационной политики
Для того чтобы наиболеенаглядно охарактеризовать процессы разработки и координации инновационнойполитики, ее мониторинга и оценки с целью корректировки и повышенияэффективности реализуемых мероприятий, приведем результаты сравнительногоанализа реальной отечественной практики управления в этой сфере и идеальных«образцов», основанных на обобщении опыта наиболее успешных стран мира (табл.2).
Приведенные в таблицерезультаты экспертной оценки показывают, что по каждому признаку,характеризующему процесс разработки и реализации инновационной политики, вРоссии имеются большие резервы для совершенствования. Наиболее «проблемной»областью являются культура, навыки проведения оценок, их прозрачность идоступность. Эксперты ставят этой характеристике инновационной политикинеудовлетворительные оценки. По другим направлениям ситуация заметнооптимистичнее. Баллы, которые выбирают российские эксперты, в целомсоответствуют среднеевропейскому уровню: специалисты большинства европейскихстран оценивают многие направления национальной инновационной политики именнона этом уровне — т.е. на «троечку», что отражает сложность и относительнуюновизну инновационной политики как инструмента государственного регулирования,проблемы ее реализации и коррекции по результатам оценки. [5]
Важным компонентом осуществляемойинновационной политики и ее инструментов является сопоставление с лучшимизарубежными образцами (бенчмаркинг). Этот компонент инновационной политики былактивно использован Кореей, Ирландией, Китаем, Сингапуром и другими новымииндустриальными странами.
Изучение и адаптацияиностранного опыта в России в целом активно расширяются. Однако до сих пор онине стали стандартной процедурой, интегрированной в процесс принятия решенийсоответствующих министерств и ведомств. Приведенная в табл. 3 оценка направлений,возможностей, подходов к использованию зарубежного опыта показывает, чтобольшая часть каналов получения знаний из «глобальной копилки инновационногоопыта» российским правительством освоена (в среднем на уровне«удовлетворительно»). Для повышения эффективности инновационной политики важно,чтобы изучение и адаптация лучшей зарубежной практики проходили неэпизодически, а на постоянной основе. Необходимо также более широко привлекатьведущих зарубежных экспертов, поддерживать программы стажировки российскихспециалистов, корректировать политику в соответствии с результатамимеждународного бенчмаркинга. [12]
Сравнение перечней видоврегулирования и реальных мер отечественной инновационной политики (табл. 4)создает впечатление, что их используемый набор является полным и всеобъемлющим.Структурно он покрывает все направления выработанных мировой практикойрекомендаций в этой области. Однако более тщательный анализ содержания каждойиз предложенных или реализуемых мер показывает, что большинство из них включаетслишком большой компонент государственной поддержки в форме субсидий илигосударственного заказа.
В последние годы в Россииуделяется большое внимание разработке новых форм и методов государственногорегулирования, включая финансирование науки и инноваций через венчуры, системугосударственных корпораций и др. По всем этим направлениям, безусловно,наблюдается пусть небольшой, но прогресс. Однако сохраняется целый рядсущественных проблем инновационного развития, которые пока не входят (или почтине входят) в зону государственного внимания и регулирования. К ним относятся:
-        сокращениеадминистративных, налоговых и транзакционных издержек для инновационно-активныхпредприятий;
-        увеличениеразнообразия, качества и доступности специальных услуг с целью увеличенияэффективности инновационной деятельности;
-        софинансированиесертификации инновационной продукции и процесса перехода на международныестандарты качества;
-        содействие вподготовке квалифицированных кадров;
-        гарантии того,что в будущем наличие квалифицированной силы в регионе/отрасли/стране будетсоответствовать потребностям инновационных предприятий;
— повышение уровняпрофессиональных навыков для инновационных производств и содействиераспространению новых технологий. [7]

Заключение
Преодолена наметившаясятенденция замедления темпов роста промышленного производства.
С точки зренияблагоприятных условий доступа российских товаров на внешние рынки по-прежнемуактуальной остается проблема признания безусловного рыночного статуса российскойэкономики такими торговыми партнерами, как Аргентина, Мексика и Австралия. Кположительным событиям в этой сфере следует отнести юридическое закреплениефакта признания Республикой Перу рыночного статуса российской экономики(19.02.2007).
Заметно выростоварооборот России со странами Ближнего и Среднего Востока и Африки.Крупнейшим торговым партнером России в регионе остается Турция. Российскиекомпании добились успехов в расширении своего присутствия в странах региона,освоении новых рынков.
Торгово-экономическиеотношения России со странами дальнего зарубежья и ближнего зарубежья заметноактивизировались и отмечены рядом важных событий.
Подписан целый рядмежправительственных документов. Договоренности, достигнутые в ходе визитов,значительно расширили масштабы и перспективы двустороннего сотрудничестваРоссии с указанными странами.
Потенциал экономическогороста во многом определяется качеством и развитостью рыночных институтов, атакже возможностью повышения данного качества.
Стимулирование предпринимательскойактивности к эффективному инвестированию является ключевым условием нормальногофункционирования экономики. При этом эффективная система корпоративногозаконодательства рассматривается как одно из ключевых условий повышенияконкурентоспособности российских предприятий, обеспечения защиты правсобственности и контрактных прав и повышения инвестиционной привлекательностироссийских компаний.
Ключевые (позитивные инегативные) тенденции в процессе формирования и реализации государственнойинновационной политики России.
К позитивным сдвигам,относится следующее:
-        инновационнаяполитика стала приоритетной для растущего числа правительственных ведомств;
-        все элементыинновационной системы постепенно интегрируются в единую стратегию развития;
-        предпринимаютсяпопытки добиться более рационального сочетания прямой бюджетной поддержки состимулирующими мерами;
-        расширяетсяиспользование среднесрочных статистических показателей и индикаторов приразработке целей и задач инновационной политики;
-        повышаетсяприоритетность комплексного прогнозирования как инструмента определенияперспективных задач, тенденций и мер инновационной политики.
К недостаткам процессаформирования политики следует отнести:
-        большое числонаправлений и приоритетных задач инновационной политики, которые несопровождаются конкретными мерами (особенно при разработке отраслевыхстратегий); слабую проработку отдельных мероприятий;
-        небольшойудельный вес таких мер общего характера, как налоговое регулирование,конкурентная и антимонопольная политика;
-        инновационнаяполитика пока не имеет системного характера, она не объединяет мероприятия вобласти науки и технологий, образования, промышленности, а также региональныеинициативы;
-        инновационнаяполитика зачастую базируется на большом числе концептуальных документов,подготовленных практически одновременно и нередко дублирующих друг друга, чтосвидетельствует о низком качественном уровне их разработки;
-        использованиерезультатов мониторинга, анализа и оценки отдельных мероприятий политики длякоррекции стратегии и тактики инновационного развития страны выполняетсяэпизодически, бессистемно и должно быть поставлено на принципиально новыйуровень.
В качестве утешающего завершения можно с уверенностьюсказать, что основное достижение отечественной экономики в период 2005-2007 это- высокие темпы экономического роста.

Список использованных источников
1. www.budgetrf.ru/Publications/
2. www.perspektivy.info/rus
3. www.ress.ru/rubrikator/
4. www.gov.ru
5. www.STRF.ru
6. www.kodeks.ru/noframe
7. www.
8. Широв А.А. «Изменения структуры импорта в условиях развивающейся экономики»:[Электронный ресурс]. Режим доступа: www.macroforecast.ru/doc/shirov_2005.doc
9. Росстат, расчеты РЭО. [Электронныйресурс]. Режим доступа: www.budgetrf.ru/Publications/mert_new/2008/MERT_NEW200807301758/MERT_NEW200807301758_000.htm
10. Минфин РФ, расчеты РЭО.[Электронный ресурс]. Режим доступа: www.budgetrf.ru/Publications/mert_new/2008/MERT_NEW200807301758/MERT_NEW200807301758_000.htm
11. Подведение итогов, 2007.[Электронный ресурс]. Режим доступа: www.budgetrf.ru/Publications/mert_new/2008/MERT_NEW200807301758/MERT_NEW200807301758_000.htm
12. Министерство экономическогоразвития и торговли РФ. [Электронный ресурс]: официальный сайт. Режим доступа: (http://www.budgetrf.ru/Publications/mert_new/2008/MERT_NEW20080209906/MERT_NEW20080209906_p_013.htm)
13. Инерционные параметры бюджетныхрасходов. [Электронный ресурс]: Журнал «Мировая энергетика».- Режим доступа: www.worldenergy.ru/index.php?id=20_39_2002
14. Инновационный консалтинг.[Электронный ресурс]. Режим доступа: www.inno-expert.ru/consulting/innovation/?ref=262
15. Доклад о ходе реализациифедеральных целевых программ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: faip.vpk.ru/npd/doklad2005.htm


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.