Реферат по предмету "Экономика"


Применение методики обеспечения безубыточности производства в экономических расчетах

Федеральное Агентство по Образованию
Государственное образовательноеучреждение
всшего профессионального образования
Пензенский ГосударственныйУниверситет
Факультет дополнительного образования
Курсовая работа
по дисциплине: Экономика предприятия
на тему: Применение методикиобеспечения безубыточности производства в экономических расчетах
Пенза 2009

Введение
 
Практика показывает, что производство того или иного товарастановится прибыльным, если предприятие функционирует на уровне, близком куровню проектной мощности. При этом некоторые проекты приносят убытки в течениекороткого периода в начале их осуществления, другие продолжают работать субытками достаточно долго. Причин для плохих результатов может быть много:дефекты проекта, дефицит основных и оборотных средств, низкое качество сырьяили готовой продукции, неэффективность производства, недостаточный объем рынка,ценовая политика фирмы и т.д. Точка, в которой общие доходы равны общимиздержкам, называется точкой безубыточности. Анализ ситуации безубыточности,выявление объема продаж, при котором доходы начнут покрывать издержки, являетсянеотъемлемой частью финансового планирования. Анализ безубыточностидемонстрирует, каким должен быть объем продаж для того, чтобы компания была всостоянии без посторонней помощи выполнить свои денежные обязательства. Такойанализ позволяет получить оценку суммы продаж, которая необходима, чтобыкомпания не имела убытков. Анализ безубыточности или, как его иногда называют,аналитический подход к изучению взаимосвязи между издержками и доходами приразличных уровнях производства особенно полезен:
• для текущего планирования — обеспечение информацией дляпринятия решений путем анализа влияния изменений в цене продукции, объемахпродаж, величине издержек, а также прогнозирования прибылей, убытков, денежныхпотоков;
• для оценки проектов — обеспечение информацией для принятиярешения о приемлемости проекта при прогнозируемых издержках и доходах;
• для подготовки проектов — определение оптимального размерапроизводственных мощностей, необходимого первоначального капитала и т.д.
При анализе ситуации безубыточности издержки обычноподразделяются на переменные и фиксированные (условно-постоянные). Какизвестно, к переменным относятся издержки, прямо зависящие от объемовпроизводства — сырье и материалы, заработная плата рабочим и т.д.; кусловно-постоянным — амортизация, расходы по аренде и лизингу, процентныеплатежи по кредитам, оплата труда менеджеров и служащих. При управлениипостоянными затратами следует иметь в виду, что высокий их уровень взначительной мере определяется отраслевыми особенностями деятельности,определяющими различный уровень фондоемкости. Однако, несмотря на этиобъективные ограничители, на каждом предприятии имеется достаточно возможностейснижения при необходимости суммы и удельного веса постоянных затрат. К числутаких резервов можно отнести существенное сокращение накладных расходов(расходов по управлению) при неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка;продажу части неиспользуемого оборудования и нематериальных активов с цельюснижения потока амортизационных отчислений; широкое использование краткосрочныхформ лизинга машин и оборудования вместо их приобретения в собственность;сокращение объема ряда потребляемых коммунальных услуг и другие. При управлениипеременными затратами основным ориентиром должно быть обеспечение постоянной ихэкономии, так как между суммой этих затрат и объемом производства и продажсуществует прямая зависимость. Обеспечение этой экономии до преодоленияпредприятием точки безубыточности ведет с росту маржинального дохода, чтопозволяет быстрее преодолеть эту точку. После преодоления точки безубыточностисумма экономии переменных затрат будет обеспечивать примой прирост прибылипредприятия. К числу основных резервов экономии переменных затрат можно отнестиснижение численности работников основного и вспомогательных производств за счетобеспечения роста. И так, в данной работе проведем анализ ситуацийбезубыточного объема производства. Изучим зависимость объема производства исебестоимости продукта. Проведем расчет полной себестоимости продукта,прибыльности предприятия. Построим график ТКОП. Рассмотрим ситуацию пообеспечению безубыточной деятельности и прибыльности предприятия подвоздействием различных факторов отдельно и по совокупности этих факторов. А также сравним показатели двух конкурирующих предприятий и сделаем выводы оформировании цены на продукцию в условиях совершенной конкуренции.

Изучение зависимости объема производства и себестоимостипродукта
В производственном подразделении предприятия выпускаютизделия трех наименований. Плановые затраты на выполнение производственногозадания приведены в таблице 1 и в приложении 1. Фактический выпуск продукциипревысил задание, при этом основные фонды, общепроизводственные иобщехозяйственные расходы не изменились. Необходимо:
1.Определить плановую и фактическую себестоимость единицыпродукции; прирост прибыли, полученный за счет увеличения выпуска продукции иснижения себестоимости при условии сохранения действующей плановой оптовой ценыизделий.
2.Распределить затраты на производство единицы продукции напостоянные и переменные расходы, построить графики зависимости; определитьграфически ТКОП; сделать выводы.
Таблица 1Наименование Изделия N1 N2 N3 1. Основные материалы, тыс.руб. 14.09 18.21 29.41 2. Полуфабрикаты, тыс.руб. 16.92 22.48 57.92 3. Отходы, тыс.руб. -0.14 -0.13 4. Заработная плата, тыс.руб. 35.88 43.95 66.82 5. Программа выпуска, шт.  по плану 380 350 300  фактически 400 350 310 6. Уровень рентабельности, % 35 25 20 7. Объем продаж по плану, % 65

Расчет полной себестоимости и оптовой цены изделийНаименование Способ определения Изделие №1 Изделие №2 Изделие №3 план факт план факт план факт 1 2 3 4 5 6 7 8 1. Основные материалы, руб. Прямым счётом 37,08 37.08 52.03 52.03 98.03 98.03 2. Покупные полуфабрикаты, руб. То же 44.53 44.53 64.23 64.23 193.07 193.07 3. Отходы, руб. Вычитаются -0.37 -0.37 -0.37 -0.37 4. Транспортные расходы, руб.
8%
(п.1+п.2-п.3) 6.5 6.5 9.27 9.27 23.29 23.29 5. Топливо и энергия на технологические цели, руб.
25%
(п.1+п.2-п.3) 20.31 20.31 28.97 28.97 72.78 72.78 6. Основная заработная плата производственных рабочих, руб. Прямым счётом 94.42 94.42 125.57 125.57 222.73 222.73 7. Дополнитель-ная заработная плата, руб. 11% п. 6 10.39 10.39 13.81 13.81 24.5 24.5 8. Отчисления в резерв по выслуге лет, руб. 9% п. 6 8.5 8.5 11.3 11.3 20 20 9. Отчисления на социальное и медицинское страхование, пенсионный фонд, руб. 26% (п.6 + п. 7 + — п. 8) 29.46 29.46 39.18 39.18 69.48 69.48 10. Общепроиз-водственные расходы, руб. 380% п. 6 358.8 340.86 447.17 447.17 846.37 819.07 11. Общехозяйст-венные расходы, руб 220% п. 6 207.72 197.33 276.25 276.25 490.01 474.2 12. Производст-венная себестои-мость, руб.
/> п. 1 -:- п. 11 817.34 789.01 1067.41 1067.41 2060.26 2017.15 13. Коммерческие расходы, руб. 0,45% п. 12 3.68 3.55 4.8 4.8 9.27 9.08 14. Полная себестоимость, руб. (п. 12 + п. 13) 821.02 792.56 1072.21 1072.21 2069.26 2026.23 15. Прибыль, руб. % рентабель ности х п. 14 287.36 315.82 268.05 268.05 413.91 457.21 16. Оптовая цена, руб. п. 14 + п. 15 1108.38 1108.38 1340.26 1340.26 2483.44 2483.44
Определение фактических расходов
По статье 10. «Общепроизводственные расходы» изд. № 1величина фактических расходов составит:, т.е. По статье 10. «Общепроизводственныерасходы» изд. № 3 величина фактических расходов составит: По статье 11.«Общехозяйственные расходы» изд. № 1 величина фактических расходов составит: Постатье 11. «Общехозяйственные расходы» изд. № 3 величина фактических расходовсоставит:
 
Расчет фактической прибыли на каждое изделие
 
Таким образом, фактическая прибыль на:
единицу изд. № 1 составит:
·единицу изд. № 2 составит:
единицу изд. № 3 составит:
 
Определение плановой и фактической прибыльности предприятия,а так же прироста прибыли за счет изменения числа выпускаемых изделий и снижения(повышения) их себестоимости
/> 
/> 
Следовательно, за счет изменения (увеличения) числавыпускаемых изделий и снижения их себестоимости, фактическая прибыльувеличилась на 34693,3 руб.

Распределение затрат
 
Расчет параметров к построению графика ТКОП и анализа ВОСПпараметры Способ определения Изд. № 1, руб. Изд. № 2, руб. Изд. № 3, руб. Всего, тыс.руб.
/>
/> 250,82 343.99 723.88 -
/>
(п.10 + п.11 + п.13)/> 216676 254877 390705 862.26
/> 93311.6 120396.5 217164 430.87
/>
/> 421184.4 469091 745032 1635.31
Влияние величины изменения постоянных расходовАнализ безубыточности по факторам, % Анализ прибыльности по совокупности факторов, % а b Ц а b Ц
/>
/>
/>
/>
/>
/>
Расчитаем среднюю величину удельных переменных затрат: Критическийобъем: Изменение критического объема: или на 9,5% Прибыль: Изменение прибыли: или:% Следовательно, при увеличении постоянных затрат на 10% критический объемувеличивается на 9,5%, а прибыль при плановом объеме снизится на 21,77%.
 
Влияние изменения величины переменных расходов
 
При увеличении переменных расходов на 22%, средняя величинаудельных переменных затарат будет равна: Критический объем: Изменениекритического объема: или: 101,74 х 100/1157,03= 8,79%
Прибыль: Изменение прибыли: или: 79,8 х 10/327,19= 24,39% Следовательно,при увеличении переменных затрат на 22% критический объем возрастает на 8,79%,а прибыль при плановом объеме продаж сокращается на 24,39%.

Влияние снижения уровня действующих цен
 
При снижении уровня действующих цен на 12%, средняя величинаудельных переменных затрат составит: Критический объем: Изменение критическогообъема: или: 62,57 х 100/1157,03= 5,41% Прибыль: Изменение прибыли: или 181,25х 100/327,19= 55,4% Следовательно, при снижении уровня действующих цен на 12%критический объем возрастает на 5,41%, а прибыль при плановом объеме продажсокращается на 55,4%.
 
Влияние изменения структуры ассортимента
 
Плановая структура при объеме выпуска 1030 шт. изделияхарактеризуются соотношением: изделие №1 — 36,9%, изделие №2 — 34%, изделие №3— 29,1%. Фактическое число выпущенных изделий равно: 400+350+310=1060 шт.Фактическая структура при 65% объеме продаж характеризуется соотношением:37,7%:33%:29,2%. При плановой структуре выпуска реализация 1060 изделийобеспечила бы прибыль:
Следовательно, изменение структуры выпускаемой продукциипривело к незначительному увеличению прибыли на: или на 0,006% Однако общий критическийобъем продаж согласно формуле не изменяется, но происходит изменениекритических объемов по каждому наименованию изделий: Вместе с тем изменение структурыассортимента может дать значительный прирост прибыли, если в объеме выпускабудут преобладать изделия, имеющие более высокий уровень рентабельности. Вданном случае, это изделие №1 (рентабельность — 35%). Однако удельный вес этогоизделия в плановом объеме производства наименьший (421,18: 1635,31) х 100 =25,75%, изделие №2 (469,09: 1635,31) х 100 = 28,67%, изделие №3 (745,03:1635,31) х 100 = 45,56%. То есть преобладает выпуск изделия №3, имеющего самыйнизкий уровень рентабельности (20%). Попробуем установить структурноесоотношение, исходя из условия наибольшей рентабельности изделий. Например,структура характеризуется соотношением: 45%:35%:20%. Тогда объем продаж будетравен:
/>
/>
/> 
Соответственно количество изделий будет равно:
/>
/>
/>
Совокупное влияние факторов
Анализируемые внешние факторы являются типичными при развитойрыночной экономике. Случае подобных неблагоприятных условий, руководствопредприятия должно предпринять действия, которые обеспечивали бы получениеприбыли и финансовую устойчивость предприятия за счет внутренних источников. Входе анализа затрат на производство была установлена возможность уменьшенияпеременных затрат на 15%, за счет снижения материалоемкости и трудоемкостиизделий и постоянных затрат на 15%, за счет экономии общепроизводственных иобщехозяйственных расходов. Исследования рынка выявили возможность увеличенияобъема продаж, а также повышения уровня цен на 5%. Определим прибыль по формулепри плановом объеме продаж 65% и принятой в п.4 структуре ассортимента исходяиз уровня рентабельности:

Таблица 5ПОИ, ден.ед. СПИ, ден.ед. Ц, ден.ед. Предприятие Предприятие Предприятие А Б А Б А Б 30000 24000 2.4 2.4 3,0 3,0
Таблица 6Показатели Расчет А Б 1. Постоянные издержки, ден.ед. 30000 24000 2. Средние переменные издержки, ден.ед. 2.4 2.4 3. Цена реализации, ден. ед. 3,0 3,0 4. Средняя величина покрытия издержек, ден.ед. п.3 — п.2 0.6 0.6 5. Коэффициент покрытия издержек, % (п.4: п.3) х 100 20 20 6. ТКОП, ден.ед. п.1: п.5 150000 120000
По цене реализации 2,857 ден.ед. Безубыточность реализациипредприятия Б будет равна 150000 ден.ед., как у предприятия А, т.е. предприятиеБ может снизить цену реализации на 4,77% и окажется в более выгодных условияхдля завоевания большей доли рынка продукта Х, чем предприятие А Теперьнеобходимо определить действия ведущего предприятия А, которое должно принятьмеры для сохранения рынка сбыта. Учитывая большой опыт работы,квалифицированный персонал, высокую репутацию, предприятие может расчитыватьтолько на снижение переменных издержек. 1. Необходимо определить на сколькопроцентов нужно снизить переменные издержки, чтобы обеспечить безубыточностьреализации не хуже, чем у предприятия Б при исходной цене реализации(т.е.120000 ден.ед.). % отсюда:

Таблица 7Предприятие А ПОИ СПИ Ц СВП
/> ТКОП 30000 2.25 3,0 0.75 25 120000
Таким образом, достаточно снизить СПИ на 6,25% и предприятиеА окажется в условиях, обеспечивающих возможность снижения цены реализации доуровня предприятия Б, т.е. 2,857 ден.ед. 2. Теперь расчитаем показателибезубыточности предприятия А в соответствии с вновь установленными СПИ и ценойреализации. отсюда: %
Таблица 8Предприятие А ПОИ СПИ Ц СВП
/> ТКОП 30000 2.25 2,857 0.61 21.25 141176.5
Из сравнения показателей двух конкурирующих предприятийвидно, что несмотря на снижение цены реализации на 4,77%, предприятие А ещеболее укрепило свое положение на рынке сбыта.

Вывод
 
Успех работы любой компании измеряется величиной полученнойприбыли и ее ростом. Рост прибыли справедливо связывают с ростом объемовпродаж. Как нет предела совершенству, так нет того объема продаж и прибыли,достигнув который, можно сказать: «больше не надо». По мере развития«аппетиты» компании растут: сначала осваиваем родной регион, потом — соседние, далее — всю страну до самых до окраин, и, наконец, — выходим (дайбог) на мировые рынки. На каждом из этих этапов возникает логичное стремлениекак можно больше продать и получить как можно больше прибыли.
Однако, для успешного ведения бизнеса необходимо не толькопросчитывать, сколько компания заработает при достижении запланированногообъема продаж, но и четко представлять, какой минимальный объем продажнеобходим для обеспечения безубыточной работы. Заработать прибыль — значитпродать продукции столько, чтобы покрыть все затраты на ее производство и послеэтого иметь како-то «остаток». Планируя свою прибыль, оптимист задаствопрос: «Сколько нужно продать, чтобы получить хороший навар?».Пессимист будет более осторожным, интересуясь: «Сколько нужно продать,чтобы не прогореть, чтобы свести концы с концами?». Все эти вопросысходятся в одной точке — в определении того объема продаж, ниже которогопредприятие будет терять деньги, выше которого — зарабатывать.
Этот минимально допустимый объем продаж, который покрываетвсе затраты на изготовление продукции, не принося при этом ни прибыли, иубытков, получил название точка безубыточности (она же — точка равновесия, онаже — break-event point). Как только достигнута точка безубыточности, можноначинать считать, какую прибыль заработает наше предприятие — свыше этой точкикаждая дополнительно проданная единица продукции приносит прибыль. Если жеобъем продаж не достигает точки безубыточности, можно заняться только однимподсчетом: как долго еще протянет наше предприятие до банкротства (законыэкономики неумолимы — убыточные предприятия нежизнеспособны).
22 Точкабезубыточности определяется на основании данных об объемах реализации продукциии затратах на ее изготовление. Обязательно условие расчетов — разделение затратна переменные и постоянные. Напомним, что переменные затраты изменяютсяпропорционально объемам выпуска продукции (сырье, материалы, комплектующие,сдельная зарплата, технологическая энергия). Постоянные — не зависят об объемовпроизводства (это затраты на ремонт и содержание оборудования и зданий,арендные и лизинговые платежи, затраты на отопление и освещение, повременнаязарплата). Можно ли сказать, что критерий успешной работы компании — это низкаяточка безубыточности, а рост точки безубыточности говорит об ухудшенииположения нашей компании? Можно, но только при условии, что масштабы компаниине меняются (если мы имеем неизменный объем продаж, не растем, не расширяемся,не сокращаемся). Рост объемов продаж (расширение, рост компании) неизбежноприводит к росту постоянных затрат. Так, с увеличением объемов производствавырастут затраты на ремонт и обслуживание оборудования.
Расширение — это арендная плата за новые помещения,привлечение дополнительного персонала (оплата его труда), рост затрат нарекламу и продвижение своих товаров. Как только размер компании увеличился(размер, измеряющийся объемами продаж), компания выходит на новую, болеевысокую, точку безубыточности. Получаем следующую закономерность: точкабезубыточности меняется пропорционально оборотам компании. Но точкабезубыточности может дать объективный ответ не на все вопросы. Она всегдапокажет, какой минимум продаж необходим, чтобы компания работала без убытков.Но сказать, упрочилось или ослабло финансовое положение компании, точкабезубыточности может не всегда. Для ответа на последний вопрос на помощь точкебезубыточности приходит ее родственник — «запас прочности». Егозадача — показать, насколько близко предприятие подошло к границе, за которойначинаются убытки. Точнее — на сколько процентов может быть снижен объемреализации для сохранения безубыточности (если
фактический объем реализации ниже точки безубыточности,«запас прочности» покажет, на сколько процентов необходимо увеличитьобъем реализации для достижения безубыточного уровня работы). Как выясняется,на различных этапах работы предприятия безубыточный объем продаж различен, анезначительное изменение выручки может вызвать существенное изменение прибыли.В связи с этим, анализ безубыточности и планирование прибыли должны проводитьсярегулярно, а не от случая к случаю (конечно при условии, что компания стремитсястать успешной). Опишем коротко шаги по дороге к искомому успеху:
Расчет минимально допустимого объема продаж — точкибезубыточности — в целом по предприятию и по каждому виду продукции. Это — обязательная планка, которую необходимо преодолеть. Оценка того, насколькодалеко реальные продажи находятся от минимально допустимого уровня — расчет«запаса прочности». Рост «запаса прочности» скажет нам обупрочении финансового положения компании, снижение — о необходимостикорректировок — снижении затрат, увеличении цен реализации, изменения пропорциймежду продажами отдельных товаров.
Определение устойчивости прибыли к изменению объемов продаж — расчет производственного рычага. Чем выше рычаг — тем быстрее будет меняться(расти, падать) наша прибыль при изменении объемов продаж. Дальнейшие действиябудут зависеть от прогнозов объема продаж. Планируется рост продаж — высокийрычаг нам друг — стоит стремиться увеличивать долю постоянных затрат (зарплатана окладах, производство части комплектующих у себя). Предполагается снижениепродаж — с высоким рычагом стоит побороться — найти возможности по снижениюдоли постоянных затрат (зарплата как процент от окладов, аутсорсинг). Когдаречь идет о стабильной и успешной работе предприятия, нельзя забывать и оденьгах — именно они направляются на закупку материалов, попадают в руки в видезарплаты и дивидендов. Превышение безубыточного объема реализации еще негарантирует получение денег. Не забудем, что полученная прибыль «будет потрачена»на уплату налогов, на приобретение оборудования, зданий, земли (это затраты невходят в состав текущих затрат на изготовление продукции), на погашение ранеепривлеченных кредитов, выплату штрафов, пеней. Таким образом, расчет ипланирование прибыли — вещь необходимая, но всегда надо подразумевать«один пишем, два в уме».

Список использованной литературы
 
1.  Сергеев И.В. Экономика организации(предприятия): Учебное пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы исатистика, 2006.
2.  Сафронов Н.А. Экономика организации(предприятия): Учебник. — М.: Магистр, 2009, 687 стр.
3.  Грибов В.Д. Экономика организации(предприятия): Учебник. -М.: КНОРУС, 2008
4.  Гражданский кодекс РФ (сизменениями). — М.: Министерство юстиции, 1995.
5.  Налоговый кодекс РФ (с изменениями).- М.: Прометей, 2000.
6.  Филатов О.К. Экономика предприятия:Учебник. Финансы и статиситика — 2008.
7.  Слагода В.Г. Основы Экономики:Учебник. Изд. 2-е, испр. — М.: ФОРУМ: ИНФРА — М, 2006
8.  Волков О.И., Девяткин О.В. Экономикапредприятия (фирмы): Учебник. — ИНФРА — М, 2009
9.  Фокина О.М. Экономика организации(предприятия): Учебное пособие. — КноРус — М, 2009, 240стр.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.