СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА …………....5
1.1Сущность экономического роста, его типы и показатели …………………5
1.2Темпы и эффективность экономического роста…………………………...10
2.АНАЛИЗ ТЕМПОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РОССИИ…………17
2.1Особенности экономического роста в России……………………………..17
2.2Прогнозные оценки показателей экономического роста России на 2009год………………………………………………………………………………...22
3.ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В РОССИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ………………………………………………………………...25
3.1Основные итоги рыночных преобразований и их влияние на социально-экономическоеразвитие России………………………………………………..25
3.2Совершенствование темпов экономического роста в России…………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………38
ПРИЛОЖЕНИЕА — Изменение динамики основных социально-экономических показателей…………………………………………………….40
ПРИЛОЖЕНИЕБ — Структура образования доходов…………………………41
ВВЕДЕНИЕ
Актуальностьтемы заключается в том, что экономический рост является одной из наиболееважных характеристик экономической жизни любой страны мира. Поэтому важнознать, как достичь экономического роста, и найти оптимальные пути решениявозникающих при этом проблем, всё это поможет лучше разобраться в экономике.
Всовременной экономической теории под экономическим ростом обычно понимаются некратковременные взлеты и падения реального объема производства относительноестественного значения, а долговременные изменения естественного уровняреального объема производства, связанные с развитием производительных сил на долгосрочномвременном интервале.
Параметрыэкономического роста, их динамика широко используются для характеристикиразвития национальных хозяйств, в государственном регулировании экономики.Население оценивает деятельность высших хозяйственных и политических органовтой или иной страны прежде всего на основе рассмотрения показателей динамикиэкономического роста, динамики уровня жизни. Экономический рост, его темпы,качество и другие показатели зависят не только от потенциала национальногохозяйства, но в значительной степени от внешнеэкономических ивнешнеполитических факторов.
Имеющиесяоценки инвестиционного климата показывают, что Россия серьезно отстает отнаиболее успешных стран с переходной экономикой по качеству институтов,стабильности среды и степени доверия к властям. Исходя из значенийфундаментальных показателей, Россия имеет перспективы выйти на траекториюдолгосрочного быстрого роста. Однако для этого необходим быстрый прогресс втаких направлениях как: развитие системы аккумуляции сбережений, повышениемобильности ресурсов, сокращение инвестиционных рисков, повышение общегокачества рыночной среды (включая устранение неравных условий конкуренции исоздание для экономических агентов условий «жестких бюджетных ограничений»),укрепление государственных институтов, создание стимулов для высокоэффективныхинвестиций.
Предметисследования — статистические макроэкономические показатели развития экономикиРоссийской Федерации.
Целькурсовой работы состоит в выявлении основных факторов экономического роста.Задачами курсовой работы являются: рассмотреть сущность экономического роста,его основные показатели и типы; изучить особенности современного экономическогороста в России; исследование тенденций и перспектив экономического роста в России; проанализировать темпы экономического роста вРоссии.
Вкурсовой работе был использован теоретический анализ научной и учебнойэкономической литературы. Методологической основой исследования являются труды Дж.М.Кейнса, Е. Домара, Р.Ф. Харрода – разработчиков кейнсианских моделейэкономического роста, а также неоклассической теории, уходящей своими корнями ктеоретическим взглядам Ж-Б. Сэя и получившей законченное выражение в работахДж.Б.Кларка (США), неоклассическая модель роста Р. Солоу, модели эндогенногороста Р. Лукаса и П Ромера, научные труды Т. Шульца и Г. Беккера о роличеловеческого капитала в моделях экономического роста. В современной российскойэкономической теории проблемы экономического роста рассматриваются в трудах Е.Ясина, Л. Абалкина, Е. Гайдара, А. Илларионова, Г. Грефа, Ю. Сизова, А.Спицына и многих других.
Курсоваяработа состоит из введения, трех глав, каждая из которых содержит двапараграфа, заключения, списка использованной литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
1.1 Сущностьэкономического роста, его типы и показатели
Категорияэкономического роста является важнейшей характеристикой общественногопроизводства при любых хозяйственных системах. Экономический рост — этоувеличение объемов товаров и услуг, произведенных за определенный периодвремени. Экономический рост означает, что на каждом данном отрезке времени вкакой-то степени облегчается решение проблемы ограниченности ресурсов истановится возможным удовлетворение более широкого круга потребностей человека.
Экономическийрост – есть увеличение объема создаваемых полезностей а, следовательно, естьповышение жизненного уровня населения.
Сампо себе экономический рост противоречив. Так, можно добиться увеличенияпроизводства и потребления материальных благ за счет ухудшения их качества, засчет экономии на очистных сооружениях и ухудшения условии жизни, добитьсявременного роста производства можно и за счет хищнической эксплуатацииресурсов. Такой рост или неустойчив или вообще лишен смысла. [7, с. 138]
Всамом общем виде экономический рост означает количественное и качественноеизменение результатов производства и его факторов (их производительности). Своевыражение экономический рост находит в увеличении потенциального и реальноговалового национального продукта (ВНП), в возрастании экономической мощи нации,страны, региона. Это увеличение можно измерить двумя взаимосвязаннымипоказателями: ростом за определенный период времени реального ВНП или ростомВНП на душу населения. В связи с этим статистическим показателем, отражающимэкономический рост, является годовой темп роста ВНП в процентах.
Статистическимпоказателями, отражающими экономический рост являются:
— коэффициент роста ВВП (ВНП):
x=y1/y0,(1.1.)
гдеy0– базовый показатель, y1 – показатель в изучаемом периоде;
— темп роста ВВП (ВНП):
Темпроста=Коэффициент роста * 100 % (1.2.)
(вмеждународной практике темп роста равен темпу прироста).
Проблемыэкономического роста занимают в настоящее время центральное место вэкономических дискуссиях и обсуждениях, ведущихся представителями разных наций,народов и их правительств. Растущий объем реального производства позволяет вкакой-то степени разрешить проблему, с которой сталкивается любая хозяйственнаясистема: ограниченностью ресурсов при безграничности человеческих потребностей.
В связи с трудностямиизмерения процесса экономического развития в макроэкономике чаще всегоанализируют экономический рост, хотя это лишь один из критериев экономическогоразвития.
Экономическийрост есть составляющая экономического развития. Свое выражение он находит вувеличении реального ВВП как в абсолютном объеме, так и на душу населения.
Быстрыйили, наоборот, нулевой и даже отрицательный экономический рост не всегдаговорит о быстром экономическом развитии, топтании на месте или экономическойдеградации.
Тем не менее, при всехнедостатках экономический рост остается наиболее употребляемым критериемэкономического развития. Экономический рост может измеряться как в физическомвыражении (физический рост), так и в стоимостном (стоимостной рост). Первыйспособ более надежен (так как позволяет исключить воздействие инфляции), но неуниверсален (при расчете темпов экономического роста трудно вывести общийпоказатель для производства разных изделий). Второй способ употребляется чаще,однако, не всегда возможно до конца «очистить» его от инфляции. Правда, встатистике ряда стран измеряют макроэкономический рост на базе роста производстванаиболее важных для экономики товаров, используя при этом их доли в общемобъеме производства.
Экономическийрост определяется рядом факторов. В экономической науке широкое распространениеполучила теория трех факторов производства.
Факторыпроизводства:
— труд;
— землю;
— капитал;
— предпринимательскую способность;
— научно-технический прогресс.
Факторыэкономического роста взаимосвязаны и переплетены.
Такжесуществует деление факторов в зависимости от характера роста (количественногоили качественного):
1.Интенсивные факторы:
а)ускорение научно-технического прогресса (внедрение новой техники, технологий,путем обновления основных фондов и т.д.);
б)повышение квалификации работников;
в)улучшение использования основных и оборотных фондов;
г)повышение эффективности хозяйственной деятельности за счет лучшей ееорганизации.
2.Экстенсивные факторы:
а)увеличение объема инвестиции при сохранении существующего уровня технологии;
б)увеличение числа занятых работников;
в)рост объемов потребляемого сырья, материалов, топлю и других элементовоборотного капитала.
Важнейшимиз факторов являются затраты труда. Этот фактор прежде определяетсячисленностью населения страны. Надо учесть то, что часть населения включается вчисло трудоспособных и не выходит на рынок труда. К ней относятся учащиеся,пенсионеры, военнослужащие и т.д. желающие работать образуют так называемуюрабочую силу. Кроме того, в составе рабочей силы выделяются безработные, т.е.те, кто имеет желание работать, но не может найти работу.
Другимважным фактором экономического роста является капитал – это оборудование,здания и товарные запасы. Основной капитал включает и жилой фонд, потому чтолюди, живущие в домах, извлекают выгоду из услуг, предоставляемых домами.
Затратыкапитала зависят от величины накопленного капитала. В свою очередь, накоплениекапитала зависит от нормы накопления: чем выше норма накопления, тем больше(при прочих равных условиях) размеры капиталовложений. Прирост капитала такжезависит и от размаха накопленных активов – чем они больше, тем меньше, припрочих равных условиях, скорость увеличения капитала, темп его роста. Так,например, размеры накопленного капитала в США и странах Западной Европы великии темпы его роста в 3-5 раз ниже, чем в таких странах, как Южная Корея,Бразилия, Тайвань и другие, где процесс накопления начался сравнительно недавно[8, с. 213].
Важнымфактором экономического роста является земля, а точнее, количество и качествоприродных ресурсов. Очевидно, что большие запасы разнообразных природныхресурсов, наличие плодородных земель, благоприятные климатические и погодныеусловия, значительные запасы минеральных и энергетических ресурсов вносятвесомый вклад в экономический рост страны.
Научно-техническийпрогресс является важным двигателем экономического роста. Он охватывает целыйряд явлений, характеризующих совершенствование процесса производства. Научно-технический прогресс включает в себя совершенствование технологий, новые методыи формы управления и организации производства.
Приэкстенсивном типе развития экономический рост достигается путем количественногоувеличения факторов производства, а при интенсивном — путем качественного ихсовершенствования и лучшего использования. Более того, в этом случаеэкономический рост возможен и при уменьшающихся темпах капитальных вложений, идаже при уменьшении их физического объема.
Вусловиях экстенсивного роста изменение соотношения между его факторамипроисходит сравнительно равномерно и достижение максимума производствапродукции ставится в зависимость главным образом от состояния экономических ресурсов,особенно от сочетания затрат труда и капитала, и лишь в определенной степени отнаучно-технического прогресса.
Впервом случае увеличение общественного продукта происходит за счетколичественного увеличения факторов производства: вовлечение в производстводополнительных ресурсов труда, капитала (средств производства), земли. При этомтехнологическая база производства остается неизменной. Так, распашка целинныхземель с целью получения большого количества зерновых культур, вовлечение всебольшего и большего количества рабочих для строительства электростанций,производство все большего количества зерноуборочных комбайнов — все это примерыэкстенсивного пути увеличения общественного продукта. При этом типеэкономического роста прирост продукции достигается за счет количественногороста численности и квалификационного состава работников и за счет увеличениямощности предприятия, т.е. увеличения установленного оборудования. В результатевыпуск продукции в расчете на одного работника остается прежним.
Приинтенсивном типе роста главное- повышение производственной эффективности, ростотдачи от использования всех факторов производства, хотя количествоприменяемого труда, капитала и др. может оставаться неизменным [3, с.396].Главное здесь — совершенствование технологии производства, повышение качестваосновных факторов производства. Важнейший фактор интенсивного экономическогороста — повышение производительности труда. Этот показатель можно представить ввиде дроби:
ПТ=П/Т,(1.3.)
гдеПТ- производительность труда, П — созданный продукт в натуральном или денежномвыражении, Т- затраты единицы труда (например, человеко-час).
Интенсивныйтип экономического роста характеризуется увеличением масштабов выпускапродукции, который основывается на широком использовании более эффективных икачественно совершенных факторов производства. Рост масштабов производства, какправило, обеспечивается за счет применения более совершенной техники, передовыхтехнологий, достижений науки, более экономичных ресурсов, повышенияквалификации работников. За счет этих факторов достигается повышение качествапродукции, рост производительности труда, ресурсосбережения и т.п.
Вусловиях научно — технической революции, развернувшейся с середины ХХ века,преимущественным типом развития в западных индустриальных странах становитсяинтенсивный экономический рост.
1.2 Темпыи эффективность экономического роста
Необходимостьувеличения объемов производимых человеком потребительских благ существовалавсегда. При определенных количественных и качественных изменениях в структурепотребностей каждого человека и общества в целом проблема расширенияпроизводства остается актуальной.
То,что развитие экономических и социальных потребностей безгранично, являетсянеоспоримой экономической наукой истиной, которая подтверждается практикой. Вэтой области действует закон возвышения потребностей, механизм действиякоторого состоит в постоянном переходе потребностей высшего порядка в обычные,последних — в потребности низшей степени необходимости; одни потребности угасают,наряду с этим возникают все новые. Сущность проблемы расширения потребностейсостоит в том, что тенденция к их безграничному количественному возрастанию икачественному обновлению наталкивается на ограниченность экономических возможностей,обусловленных факторами производственного процесса: работника ипроизводительности его труда, рабочего времени, природных ресурсов, средствтруда и т.д. Поэтому не менее явно выраженной тенденцией возрастания иобновления экономических потребностей выступает и тенденция преодоленияограничений к расширению производства и потребностей.
Кчислу главных факторов, способствующих расширению производства и повышениюстепени удовлетворения экономических потребностей были и остаются разделениетруда как в рамках отдельного предприятия, так и в рамках всего общества инаучно-технический прогресс.
Историяразвития человеческого общества выделяет несколько этапов в общественномразделении труда, способствовавших росту его производительности. Однаконаиболее заметной, революционной границей в эволюционном процессе общественногоразделения труда следует признать его функциональное разделение: междусобственником средств производства и наемным работником. Именно эта формаобщественного разделения труда положила начало развитию современногокапиталистического хозяйства, которое создало условия как для ускоренного ростапроизводства, так для экономических потребностей и возможностей к ихрасширению.
Влице наемных работников, составляющих подавляющую часть трудоспособногонаселения каждой страны, капиталистическое общество имеет экономическизависимых от капитала потребителей конечной продукции.
Количествои качество потребляемых наемным работником материальных благ определяетсяналичием рабочего места и величиной заработной платы, предоставляемойработодателем.
Однакобыло бы необъективным подходить так прямолинейно к экономическому росту вусловиях современной рыночной экономики. Как видно далее, увеличение объемовпроизводства и прибыли зависит от доходов всего населения. Прибыль имеетнатурально-вещественную структуру, должна найти своих конкретных потребителей ибыть реализованной.
Рыночнаяэкономика, с ее частной собственностью на средства производства, конкуренцией,привязанностью наемных работников к рабочему месту и заработной плате, асобственников капитала — к прибыли, создает исключительно благоприятные условиядля ускорения темпов экономического роста. Даже незначительная разница в темпахэкономического роста оказывает существенное влияние на социально-экономическоеположение населения страны. Так, в 1870 г. реальный душевой доход ВНП вВеликобритании был на 21% выше, чем в США. За 1870—1985 гг. среднегодовой темпэкономического роста США составил 1,85%, а Великобритании — 1,24% [12, с.24].
За115 лет эта, казалось бы, мизерная разница в темпах роста привела к тому, чтореальный среднедушевой доход в США стал на 62% выше, чем в Великобритании.Время удвоения выпускаемого продукта оказалось равным в США 40-ка, а вВеликобритании — 60-ти годам.
Высокиетемпы экономического роста Республики Кореи, Японии, Китая позволили за 8-10лет удвоить производство национального дохода.
Однакоускорение темпов расширения производства сталкивается со множествомограничений, среди которых наибольшее влияние оказывают интересы потребления иэффективность процесса накопления капитала. Темпы экономического роста, являясьв основном количественным показателем, оказывают решающее влияние на динамикууровня доходов и потребления населения страны. Чем выше темпы ростанационального дохода страны, тем выше уровень ее социально-экономического развития,определяемый отношением национальный доход/население. При стабильнойчисленности населения доходы в среднем на человека растут прямо пропорциональнотемпам экономического роста.
Правительство,заинтересованное в экономическом процветании государства и росте доходов всегонаселения, предпринимает все меры для роста экономики. Любые преобразования всоциально-экономическом развитии страны, а также радикальные реформы, каксвидетельствует история, направлены в конечном счете на повышение благосостояниянаселения страны. Эту цель практически возможно реализовать только в томслучае, если правительству и народу страны удается поднять и ускорить развитиенациональной экономики.
Всамом обобщенном виде формула темпов экономического роста может быть представленав виде взаимосвязи двух факторов: численности занятых в реальном сектореэкономики страны и уровня производительности их труда.
Казалосьбы, что страны, располагающие большой численностью населения и огромнымсвободным резервом рабочей силы, могут рассчитывать на высокие темпыэкономического роста. В действительности большинство стран с многочисленнымнаселением имеют очень низкие темпы экономического роста, зачастуюоказывающимися ниже темпов естественного прироста населения.
Напроизводительность труда, в свою очередь, оказывает влияние множество факторовне только экономического, но и неэкономического характера. Главнымэкономическим фактором в общей системе факторов повышения производительноститруда, безусловно, служит технический прогресс. На первых этапах развитияиндустриализации технический прогресс способствовал росту производительноститруда в основном за счет увеличения инвестиций в физический капитал исокращения численности занятых в отраслях, использующих новые технику иоборудование.
Вместес тем сектора экономики, на продукцию которых имел место повышенный спрос,увеличивали производство как за счет роста фондовооруженности труда, так и засчет создания новых рабочих мест, т.е. увеличения занятости.
Спозиций исследуемых аспектов экономического роста — его эффективности —наиболее значимым представляются работы Р. Солоу, получившего в 1987 г.Нобелевскую премию за исследование факторов экономического роста [12, с. 28]. Ксожалению, автор мало известен не только в нашей стране, но и за рубежом. Междутем. Р. Солоу ближе и полнее всех своих современников — экономистов подошел кпониманию экономической эффективности производства как относительносамостоятельного фактора экономического роста и материального источникасоциального прогресса в последней четверти XX века.
Р.Солоу предложил формулу «золотого правила накопления», которое указывает наналичие оптимального для потребления уровня капиталовооруженности. «Золотоеправило» определяет запас капитала, необходимый для устойчивого состояния экономикис наивысшим уровнем потребления. В отличие от традиционных подходов наивысшеепотребление определяется не величиной (как можно большей) капитала, а егооптимальным размером и экономической эффективностью — капиталоотдачей наединицу общественного продукта. С развитием научно-технической революцииувеличиваются затраты на научно-исследовательские работы, на внутренниенововведения.
Человеческийкапитал приобретает особое значение в эффективном экономическом росте как всмысле накопления знаний, важности образования и повышения уровняпрофессионализма, так и в смысле появления новых тенденций в структурепотребностей, а также в связи с ростом заработной платы (стоимости труда) какэлемента издержек производства.
Вреальной действительности в последние два-три десятилетия экономический рост вразвитых странах достигался за счет повышения эффективности производства.Эффективность производства является результатом сложного взаимодействия живогои овеществленного труда (как накопленного — основного капитала, так ипотребленного — материально-производственного).
Эффективностьэкономического роста получает отражение в коэффициентах фондоемкости(фондоотдачи), материалоемкости (материалоотдачи), зарплатоемкости(зарплатоотдачи) и производительности живого труда (трудоемкости илитрудоотдачи). Эти коэффициенты образуют систему, главное место в которойпринадлежит производительности живого труда (отношению продукция/работник).
Проблемаэкономической эффективности успешно решается при условии, что темпы роста производительноститруда опережают темпы роста фондо- и материаловооруженности труда, а средняязаработная плата растет в меру повышения производительности труда или отстаетот нее. Как показывают фактические данные и исследования западных экономистов,именно такая ситуация была характерна для большинства экономически развитыхзападных стран.
Частьэкономистов утверждала, что пока растет производительность живого труда,эффективность производства не может падать. Недооценка темпов ростапроизводительности и оплаты живого труда в темпах экономического роста — одноиз основных слабых мест в механизме социалистического хозяйствования.
Дляинтенсивного типа экономического роста характерно усиление процессаинтенсификации производства. В советской экономической литературедоперестроечного периода понятия «интенсивный тип экономического роста» и«интенсификация производства» смешивались. Между тем интенсификацияпроизводства — это процесс усиления напряженности в использовании как живого,так и овеществленного труда. Интенсификация производства присуща интенсивному типуэкономического роста более чем экстенсивному. Это объясняется тем, чтоэкономический рост при интенсивном его типе осуществляется исключительно засчет роста производительности труда и повышении качественных характеристик всехфакторов последнего: НТП, рабочей силы, управления и организации производства.Процесс интенсификации выступает при интенсивном типе относительно беззатратнымфактором экономического роста, а возможности к усилению эффективности в использованииживого и овеществленного труда при интенсивном типе по существу безграничны,поскольку основываются на качественном обновлении всех составляющихэкономического роста.
Итак,необходимость преодоления указанного разрыва между высоким потенциалом технологическогоразвития в России и низкой эффективностью его использования и повышения темповэффективного экономического роста за счет этого фактора стала важнейшимстимулом перехода к рыночной системе хозяйствования. Однако десятилетнеереформирование не привело к улучшению положения в этой сфере деятельности.
2. АНАЛИЗТЕМПОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РОССИИ
2.1Особенности экономического роста в России
Под влияниемосмысления ключевых проблем социально-экономического развития в обществе всешире признается необходимость усиления роли государства в регулированииэкономики, а также увязки целей экономической политики с интересами всегонарода. В связи с налаживанием системы макроэкономического регулированиявозрастает значение прогнозных расчетов, которые характеризуют текущиепроцессы расширенного воспроизводства и помогают оценивать перспективыэкономического роста, конечного потребления и накопления.
Попытаемся рассмотреть под этим углом зрения сводные макроэкономическиепоказатели за период 1995-1999 гг. (Приложение А).
По всемосновным показателям развития экономики из года в год происходило падение.Только в 1997 г. отмечался слабый рост валового внутреннего продукта,продукции промышленности и сельского хозяйства, но в следующем, 1998 г., ВВПснова упал. В 1999 г. отмечался более заметный рост ВВП и продукциипромышленности. Однако в целом по отношению к 1990 г. ВВП составил в 1999 г.лишь 59,5% [5, c.37].
Как показывают приведенные данные, по всем основным показателям развитияэкономики из года в год происходило падение. Только в 1997 г. отмечался слабыйрост валового внутреннего продукта, продукции промышленности и сельскогохозяйства, но в следующем, 1998 г., ВВП снова упал. В 1999 г. отмечался болеезаметный рост ВВП и продукции промышленности. Однако в целом по отношению к1990 г. ВВП составил в 1999 г. лишь 59,5%.
Тем не менее,с 1999 г. в экономике наметились некоторые положительные сдвиги. О нихпозволяет говорить прирост промышленного производства, инвестиций, замедлениетемпов инфляции, некоторое улучшение финансового состояния предприятий. Объемпромышленного производства увеличился на 8%.
Актуаленвопрос: насколько устойчивы отмеченные сдвиги? Ближайшие их факторыпредставляются очевидными. Во-первых, со второй половины 1998 г., в связи сфинансовым кризисом, начал действовать эффект девальвации, вследствие чего вряде отраслей начался рост производства продукции благодаря замещениювздорожавшего импорта. Во-вторых, увеличились объемы экспорта сырья иэнергоресурсов, в частности в связи с ростом мировых цен на нефть. Кроме того,в 1998 г. было самое большое падение промышленного производства (-14,5%), т.е.рост произошел от весьма низкой базы.
Учитываяпреимущественно конъюнктурный характер факторов, вызвавших анализируемое оживление,следует признать: развитие положительных процессов носит неустойчивый характери не обеспечивает пока достаточных предпосылок для роста на основе обновленияпроизводственного аппарата и технологий. Более того, в текущем году постепенносокращается тот прирост отечественного производства, который был обусловлендевальвацией национальной валюты. Нельзя не видеть проявления в экономике иследующих негативных факторов: отставание динамики заработной платы от ростаинфляции вызвало, с одной стороны, повышение эффективности работы промышленныхпредприятий и улучшение их финансового состояния, а с другой — снижение спросанаселения. В 1999 г. конечный потребительский спрос снизился на 5%, причемостались низкий уровень доходов и неравномерная структура их распределения, чтоограничивает рост внутреннего рынка и расширенного воспроизводства.
В 1999 г.существенно изменилась динамика производства ВВП по отраслям. При общем ростеВВП на 3,2%, увеличение за счет производства товаров составило 6,4%, апроизводства услуг — 1%, в то время как в предыдущие годы производство ВВП засчет товаров снижалось большими темпами, чем производство услуг [5, c. 44].
В объемепроизводства ВВП в 1999 г. повысился удельный вес товаров и чистых налогов.Анализ образования первичных доходов в сфере производства товаров и услугпоказывает нарастание проблемы трудовой мотивации, поскольку из года в годснижается доля оплаты труда и растет доля налогов на производство и импорт(Приложение Б).
На основерасчетов в Минэкономики РФ, экономический кризис привел к накоплению в секторепроизводства огромного количества неиспользуемого оборудования, в том числеизношенного. На крупных и средних промышленных предприятиях загрузкапроизводственного потенциала уменьшилась в 3,5 раза и составляет в настоящеевремя около 25%. Однако данный фактор не может считаться предпосылкой дляэкономического роста в связи с отсутствием активного внутреннего спроса иограниченностью инвестиций.
Среднийвозраст промышленного производственного оборудования достиг почти 16 лет, асредние фактические сроки его службы составляют почти 32 года. На базе такогооборудования предприятия не способны выпускать конкурентоспособную продукцию.Поэтому незагруженные мощности едва ли могут рассматриваться как долговременныйфактор роста экономики. Устойчивый экономический подъем, с учетом низкоготехнико-технологического уровня мощностей, возможен только при крупныхвнутренних сбережениях — источниках инвестиций.
Структураиспользования располагаемого дохода, начиная с Ш квартала 1998 г., под влияниемфинансового кризиса значительно ухудшилась. В 1999 г. эта тенденциясохраняется. Снизился внутренний спрос на товары и услуга со стороны домашниххозяйств. На снижение спроса повлияли низкий уровень доходов населения и ихнеравномерное распределение. В 1999 г. по сравнению с 1998 г. реальные доходынаселения снизились в целом примерно на 15%. Снижение внутреннего спросаограничивает рост внутреннего рынка и производства товаров и услуг дляконечного потребления. Уменьшилась и доля валового накопления, в том числеосновного капитала.
Определениевозможных темпов экономического роста включает решение ряда сложных проблем,особенно с учетом фактического состояния экономики России, когда за период с1992 г. по 1998 г. преобладали отрицательные показатели. При значительномвлиянии отмеченных конъюнктурных факторов сложно провести анализвзаимосвязанных факторов динамики роста и сделать определенные выводы. Тем неменее, поскольку существуют известные зависимости между темпами роста производства,накоплением капитала и фондоемкостью (или капиталоемкостью) прироста продукции,такая попытка была произведена.
Изменениединамики общей величины наличных основных фондов за 1995-1999 гг. показывает,чтоих снижение происходило ежегодно, преимущественно за счет сокращенияв отраслях, производящих товары. С учетом уровня их фактического использованиясокращение было еще больше.
В 1999 г.именно в этой группе отраслей рост валового выпуска, связанный симпортозамещением и обусловивший в итоге рост валового выпуска по экономике вцелом, привел к значительному росту фондоотдачи (на 3,8%) при ее снижении на 5%в предшествующем году. В отраслях, оказывающих услуги, существенного повышенияфондоотдачи не произошло. В 1999 г. ее рост составил здесь 100,2% при снижениина 1-3% в предыдущие годы [5, c.51].
Так кактенденции 1999 г., сложившиеся на фоне кризисной ситуации 1998 г., не являютсяпоказательными, а резервы импортозамещенияво многом исчерпаны,предпосылки прогноза учитывают данные как предыдущих лет, так и долгосрочныецели достижения экономического роста.
Прогнозпредполагает рост фондоотдачи в целом по экономике на 2% при условиистабилизации фондов. При этом в отраслях, производящих товары, ее ростсоставит 3%, а в отраслях, оказывающих услуги, -1 % против 1999 г. Привыполнении этих предпосылок валовой выпуск по экономике в целом возрастет на2%, а рост валового внутреннего продукта, при сохранении его доли в валовомвыпуске, составит 2%.
Второйвариант прогнозирования темпов роста ВВП производится методом конечногоиспользования. Прогноз изменения динамики валового внутреннего продукта (состороны спроса) можно определить по элементам конечного использования: напотребление материальных благ и услуг, валовое накопление и чистый экспорт. Нижняяграница объема потребления материальных благ и услуг может быть определенаобщими социально-экономическими условиями развития национальной экономики,достигнутым уровнем потребления в среднем на душу населения и изменениемдинамики роста населения, а также ростом потребления на душу населения.
Анализзависимости между динамикой ВВП и динамикой валового накопления за 1992-1999гг. показывает: при росте валового накопления основного капитала на 1% рост ВВПсоставляет 0,3%. Если предположить рост ВВП в 2000 г. в пределах 2%, этопотребует роста валового накопления на 5%, конечный внутренний спрос увеличитсяна 2% [5, c. 53].
Для увязкивсех основных экономических показателей в целом проводятся расчеты пообразованию, распределению и перераспределению валового национального доходапо основным экономическим секторам и корректируется финансовая программа. Припроведении расчетов обеспечивается выбор вариантов, исходя из необходимости:выполнять внешние обязательства; обеспечивать расширенное воспроизводство;решать социально-экономические задачи внутри страны; обеспечиватьэкономическую безопасность страны с учетом возможностей производства,потребления и накопления.
Основнойвариант расчетов показателей на макроуровне должен быть увязан с платежным балансомстраны и с возможностями финансирования валового накопления за счет внутреннихи внешних источников.
На основеанализа итогов развития экономики за 1997-1999 гг. в работе проведен расчетдвух вариантов прогноза экономического роста на 2000 -2001 гг. Темпы роста ВВПопределяются социально-экономическими задачами и реальными возможностями всоответствии с имеющимися ресурсами воспроизводства.
2.2Прогнозные оценки показателей экономического роста России на 2009 год
Период 2007-2009 годов является переходнымв развитии российской экономики. Активизируется перестройка факторовэкономического роста, сопровождаемая структурными сдвигами.
В прогнозном периоде ожидаютсязначительные изменения в соотношении факторов экономического роста – ослаблениевклада нефтяных цен и увеличение вклада инновационной и инвестиционнойкомпонент развития.
Вклад фактора внешнеэкономическойконъюнктуры, в значительной степени определявший высокие темпы роста впредшествующие годы, заметно уменьшается: с 2,1 п.п. прироста ВВП в 2005 годудо 1,7 п.п. прироста ВВП в 2006 году и 1,3 п.п. в 2009 году. Это обусловлено нетолько снижением мировых цен, но относительно невысокими темпами ростафизических объемов экспорта нефти и сырья.
В таких условиях темпы ростаэкономики могут упасть до 4,8-5,0% в 2008-2009 годах [24, c. 13]. Для преодоления этойтенденции необходимо, чтобы набрали силу новые факторы роста, связанные сдиверсификацией экономики, повышением нормы накопления и уровня инновационнойактивности. Для выхода к 2009 году на параметры роста не ниже 5,9%, необходимоповышение вклада инновационной компоненты развития до уровня не менее 0,9 — 1п.п. роста ВВП (против 0,6 п.п. в 2005 году), а инвестиционного фактора роста — до 2,2 п.п. ВВП.
Улучшение инвестиционного климатаможет придать в 2009 году импульс росту частных инвестиций. В результатеусиления склонности российского бизнеса к инвестированию, притока частных игосударственных инвестиций (включая государственно-частное партнерство)среднегодовой темп прироста инвестиций в основной капитал в экономике составит от7,9% до 10 %.
Реализациякомплекса мер по стимулированию экономического роста предполагает повышениеэффективности государственных расходов инвестиционного характера. Их объем,включая инвестиционный фонд и инвестиционную часть национальных проектов,увеличится с 2,1% ВВП в 2006 году до 2,7% ВВП в 2007 году (второй вариант) всвязи с запуском новых целевых программ и активизацией государственно-частногопартнерства. В 2008-2009 годах расходы инвестиционного характера снизятся до2,3-2,4 процентов ВВП [24, c.16].
Эффективностьинвестиционных расходов государства во многом определяется качеством целевыхпрограмм и изменением их структуры в пользу программ, направленных на развитиепроизводственной инфраструктуры, науки и инновационной системы, новыхтехнологий, наукоемких отраслей, таких как атомная промышленность, авиационнаяпромышленность, космический комплекс, судостроение и электроннаяпромышленность.
Вцелом, общая динамика и эффективность инвестиций будет определятьсяинвестиционной активностью частных корпораций. Актуальным остается повышениенормы накопления основного капитала, которая в ближайшие годы (19-20% ВВП)по-прежнему будет значительно отставать от уровня, характерного для стран,проводящих активную технологическую модернизацию (не ниже 26-28% ВВП).
Существеннымфактором активизации накопления частного капитала станет формирование финансовыхинститутов развития.Они включают, в частности, создаваемуюГосударственную корпорацию развития и систему негосударственных венчурныхфондов, формирующихся при поддержке Российской венчурной компании.
Общийвклад комплекса мер по стимулированию экономического роста, а также улучшенияинвестиционного климата в повышение темпов экономического роста в 2007-2009годах оценивается в среднем не менее чем в 1 п.п. дополнительного прироста ВВП[24, c. 21].
Вцелом второй вариант прогноза в отличие от первого предполагает не толькоповышение общего уровня инвестиций и темпов роста экономики, но и значительное улучшениекачества экономического роста.
Повышениекачества экономического ростапроявляется:
во-первых,в опережающих темпах роста обрабатывающих секторов и более активном изменении вих пользу структуры инвестиций;
во-вторых,в повышении доли экспорта машиностроительной продукции в общем объеме экспорта;
в-третьих,в более активном преодолении накопленного отставания в развитии транспортной иэнергетической инфраструктуры.
Второйсценарий позволяет снизить зависимость российской экономики от конъюнктурымировых рынков энергоносителей и сырья. Он предполагает формирование заделов ввысокотехнологичных секторах, которые создают возможность ускорения роста вболее долгосрочной перспективе.
3. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В РОССИИ: ТЕНДЕНЦИИ ИПЕРСПЕКТИВЫ
3.1 Основныеитоги рыночных преобразований и их влияние на социально-экономическое развитиеРоссии
Рыночныепреобразования, начатые с надеждой на улучшение условий жизни, так и неувенчались успехом. В ходе смен правительств и реформаторов были забыты какцели реформирования, так и средства достижения изначально поставленных целей.При объективном анализе предпринимаемых правительством решений и ихпрактическом воплощении видно, что вопрос об экономическом росте в 1992-1997гг. даже не поднимался. Все эти годы в России делили собственность и власть.
Всфере экономики проводилась политика увеличения налогов, сокращения расходов вгосударственном бюджете, предпринимались настойчивые усилия по получениювнешних кредитов и т.п. При этом забывалось, что расходы государственногобюджета это лишь оборотная сторона его доходов — налоговых поступлений отпредприятий и населения. И если отечественная экономика «не работает», то иналоговых поступлений также нет. Сколько не сокращай бюджетные расходы, отэтого ситуация не улучшится. Это лишь означает отказ выплаты заработной платывсем работающим в социальной сфере, оборонной промышленности, военнослужащим.Снижение же заработной платы работникам отраслей социальной сферы и прямаяневыплата даже мизерных ее размеров — это ничто иное, как разрушение условийдля подъема отечественной экономики.
Замедлениеспада отечественного производства в 1995-1996 гг. ряд экономистов прямосвязывает с сокращением государственных расходов.
Онипредлагают сократить государственные расходы до уровня как минимум 31% ВВП, ачтобы добиться устойчивого экономического роста в 5-7% в год требуется, помнению авторов этих рекомендаций, сокращение до 24-25% ВВП [11, c.32].
Прирассмотрении государственных расходов необходимо прежде всего подходить спозиций целесообразности их сокращения или увеличения в разрезе элементовзатрат. Так, судя по публикациям, в настоящее время расходы на содержаниеуправленческого аппарата всех уровней сегодня в России в несколько разпревышают аналогичную статью в бюджете всего Советского Союза. Ростбюрократического чиновничьего аппарата при одновременном ослаблении контроля заего деятельностью служит одним из основных факторов развития коррупции впостсоветской России.
Неоправданныи ссылки на структуру расходной части бюджетов западных стран: сопоставляютсяиные доходные базы, отражающие иной уровень развития экономики и налоговыхпоступлений.
Почти10-летний период экономических преобразований в России не привел к перелому вэкономической сфере. Из всех стран Восточной Европы, входивших всоциалистическую систему, Россия и Украина имеют самые неблагоприятныерезультаты экономического роста.
Разочаровывающиеэкономические итоги системной трансформации в России преимущественнорукотворны, т.е. обусловлены прежде всего попытками исполнительной властиреализовать именно эту стратегию и лишь во вторую очередь предопределенынеблагоприятными стартовыми условиями. К такому выводу приходит большинство нетолько отечественных, но и западных аналитиков. По мнению Дж.Стиглица, причинынеудач в непонимании реформаторами самих основ рыночной экономики, чрезмерномдоверии к неоклассическим теориям, «почерпнутым из учебников, которые могутбыть весьма удобными для обучения студентов, но на них нельзя опираться приконсультировании правительств, пытающихся воссоздать рыночную экономику».
Ссамого начала рыночных преобразований в России была сделана ставка на всесилие«экономической свободы» при неумении разумно ею пользоваться, разрушении всехпрежних государственных структур и игнорировании необходимости создания новых.
Такдвижение к внешней открытости экономики сочеталось с постепенной отменойограничений, со строгим контролем за внешнеэкономической деятельностьюхозяйствующих субъектов, со взвешенной и поэтапной политикой отмены валютныхограничений, строгим контролем за экспортом национального капитала и т.д.
Какпоказала оценка сравнительной эффективности государственной и частной формсобственности, массовая приватизация — не лучший способ формирования подлиннорыночных субъектов. Более того, в определенной ситуации приватизация ведет кформированию нерациональной системы корпоративного управления, способствующеговозникновению антирыночного поведения предприятий, что фактически и проявилосьв России.
Объективныйанализ функционирования переходной экономики показал, что вопрекираспространенному мнению прямой зависимости между масштабами частного сектора итемпами экономического роста нет. В большинстве постсоциалистических стран(прежде всего в Польше) наибольший экономический эффект был достигнут на этапекоммерциализации деятельности государственных предприятий, т.е. при наличииконкурентной среды, эффективной экономической политики и институциональныхпреобразований.
Следуетподчеркнуть, что как хозяйственная практика стран с развитой рыночной экономикой,так и западная экономическая теория свидетельствовали о незначительном влиянииформы собственности на экономический рост и эффективность хозяйствования.
Всложившейся в России политической и социально-экономической ситуациивозобладали узкокорыстные личные и клановые экономические интересы. Между тем,как отмечает Дж Стигмиц, «давно признано, что рыночная система не можетдействовать исходя только из узкокорыстных интересов» [4, c.47].
Обобщая10-летний опыт рыночных преобразований в постсоциалистических странах, Дж.Стигмид приходит к выводу, который непосредственно относится к российскойдействительности.
Так,некоторые уроки реформирования касаются самого политического процессареформирования: «… группы интересов не просто находятся в гуще процессареформы. Реформы способствуют возникновению новых политических сил. Ранниереформы в стиле «срывания низко висящих плодов» могут, и во многих случаях таки происходило, создавать новые группы интересов (часто связанные среформаторами), которые затем используют свои возможности, чтобы заблокироватьпоследующие реформы».
Вусловиях абсолютного сокращения национального дохода за последнее 10-летиеболее чем в 2 раза оставшаяся от разрухи половина производимого в Россиинационального дохода оказалась присвоенной менее чем 8-10% населения страны [4,c.56]. Пожалуй, это главныйсоциальный итог экономических изменений в России, последствия которогооказывают и будут оказывать негативное влияние на социально-экономическоеразвитие России, выступающего сегодня объективно необходимым условиемэффективного экономического роста.
Безподъема отечественного производства и его экономически эффективного развития,Россия не может выйти из системного кризиса, продолжить рыночные преобразованияи создать условия для формирования социально ориентированной рыночнойэкономики.
3.2 Совершенствованиетемпов экономического роста в России
Ссамого начала 2002 г. вопросы совершенствования ускорения темпов роста сталипредметом острейшего обсуждения. Первоначально это было связано со стагнацией взимние месяцы. В принципе, осенне-зимняя стагнация прослеживается в российскойэкономике уже на протяжении ряда лет, однако каждый раз аналитиками ставитсяодин и тот же вопрос: является ли эта остановка вновь сезонным явлением или жестрана оказывается перед угрозой полномасштабной рецессии? Вопрос этот стоялтем более остро, что в 2001 г. наметились негативные тенденции в развитиимировой экономики и, естественно, возникли опасения, не является ли российскаястагнация частью общемировых процессов.
Квесне 2002 г. экономика России вновь продемонстрировала рост, однако темп егобыл ниже, чем в предыдущие два года. Если в 2000 г. ВВП вырос на 9%, в 2001 г.- на 5%, а в 2002 г. уже 4,3% [9, c.20].И хотя темп роста российской экономики все равно превышал показатели ЕС иСеверной Америки, его параметры стали поводом для жесткой критики правительствасо стороны различных групп политиков и экономистов. Суть критики состояла втом, что такими темпами Россия очень нескоро достигнет нынешнего уровня даженаиболее бедных стран ЕС и уж точно проиграет в соревновании с быстрорастущимКитаем. В. Путин также несколько раз в течение весны высказывался на эту тему,призывая правительство ставить перед собой «более амбициозные задачи». Такимобразом, проблема роста в этой дискуссии выступила не столько какэкономическая, сколько как политическая. Главным здесь была оценкаэффективности деятельности правительства и, соответственно, вопрос обальтернативах — как проводимому курсу, так и осуществляющим этот курс персоналиям.
Вопрос,впрочем, не может быть ограничен и узко-политическим аспектом проблемы роста,каким бы важным он не представлялся. В 2002 г. была четко сформулированаключевая задача предстоящих лет (или даже десятилетий): преодоление разрывамежду Россией и наиболее передовыми странами мира. Такого рода проблемыдостаточно хорошо известны из экономической истории последних двух столетий как«догоняющее развитие». Решение этой проблемы может стать объединяющей обществоидеей, на отсутствие которой нередко жаловались представители российской элитыв 1990-е гг. Однако принципиальной особенностью стоящей перед Россией задачиявляется необходимость осуществления прорыва в условиях постиндустриальногомира, прорыва от индустриального общества к постиндустриальному. Такой задачипока еще никому решать не приходилось.
Признаниеназванной проблемы в качестве ключевой уже в исходном пункте позволяет выделитьнекоторые характеристики роста, который необходимо обеспечить для современнойРоссии. Во-первых, необходим устойчивый рост в средне- и долгосрочнойперспективе, а потому важно не допускать принятия популистских решений, которыеприводят к краткосрочным эффектам, то есть обеспечивают красивые цифры роста вближайшие годы, за чем следует тяжелый кризис. Во-вторых, рост долженсопровождаться прогрессивными структурными сдвигами. В-третьих, радикальныеструктурные сдвиги предполагают формирования такой институциональной системы,которая обеспечивает высокую адаптивность экономики и отдельных экономическихагентов к постоянно меняющимся вызовам времени.
Экономическийрост — проблема многоаспектная, тем более, когда речь идет о стране, тольковыходящей из длительного периода революционных потрясений и стоящей переднеобходимостью решать задачи глубокой структурной трансформации своей экономики[9, c.24]. Разныеэкономические и политические группировки, участвующие в такой ситуации вдискуссии о росте, пытаются решать в ней свои, причем существенно различныезадачи.
Проблемаконсолидации роста имеет несколько аспектов, которые следует принимать вовнимание при выработке решений практической политики. Во-первых, этоособенности современного этапа технологического развития, когда перед странойстоит, как было отмечено выше, задача постиндустриального прорыва. Во-вторых,существуют некоторые особенности роста, совпадающего с решением задач глубокойструктурной трансформации национальной экономики. В-третьих, в условияхглобализации и открытости российской экономики ее состояние не может нереагировать на состояние мировой конъюнктуры (было бы странно ожидать высокихтемпов роста в условиях мировой рецессии). В-четвертых, на рост влияет испецифика постреволюционной ситуации. Все четыре перечисленные обстоятельства непосредственнымобразом влияют на современный российский экономический рост, а их переплетениев значительной мере предопределяет специфику решения стоящих перед странойсоциально-экономических проблем.
Ключевойпроблемой при выработке политики роста является признание постиндустриальногохарактера стоящих перед современной Россией вызовов. Механизм решения задачдогоняющего развития в постиндустриальном мире существенным образом отличаетсяот решения аналогичных проблем в эпоху индустриализации, к которой привыклиапеллировать критики проводившейся в 2000-2003 гг. экономической политики.Главной особенностью современных производительных сил является резкое повышениединамизма и разнообразия (вплоть до индивидуализации) потребностей, с однойстороны, и возможностей их удовлетворения с другой. Это означает, в свою очередь,резкое сужение временных горизонтов, на которые можно делать ответственныепрогнозы относительно особенностей и приоритетных направлений технологическогоразвития стран и отдельных секторов. Если в индустриальную эпоху можно былонаметить приоритеты роста на 20-30 лет и при достижении их действительно войтив ряды передовых стран, то теперь приоритеты быстро меняются. И сейчас можнопопытаться превзойти весь мир по производству компьютеров на душу населения,разработать программы производства самых лучших в мире самолетов и телефонов,но к моменту их успешного осуществления выяснится, что мир ушел далеко вперед.Причем ушел в направлении, о возможности которого при разработке программывсеобщей компьютеризации никто и не догадывался.
Напротяжении 2003 г. в связи с развернувшейся вокруг проблемы экономическогороста политической борьбой предпринимались (и еще будут предприниматься вдальнейшем) попытки определения долгосрочных отраслевых приоритетов, на которыхгосударство могло бы сосредоточить внимание и сконцентрировать ресурсы [10, c.29]. Однако пока все попытки такого рода проваливались, поскольку на самом делене существует объективного критерия для выделения отраслевых приоритетов.Дальнейшая дискуссия может привести лишь к тому, что в качестве приоритетныхбудут выделены сектора, обладающие максимальными лоббистскими возможностями.
Спецификапостиндустриального прорыва предполагает выдвижение на передний план задачиобеспечения гибкости и адаптивности экономической системы, способностьэкономических агентов быстро и адекватно реагировать на вызовы времени.Адаптивность приходит на место концентрации ресурсов в качестве ключевогоориентира государственной политики. Причем адаптивность гораздо важнееформальных показателей уровня экономического развития, измеряемого данными осреднедушевом ВВП.
Неследует также забывать, что перед Россией стоит в настоящее время не только (идаже не столько) задача обеспечения роста, но прежде всего необходимостьпроведения глубокой структурной трансформации. Между тем, как показывает опытнаиболее развитых стран, период структурных реформ нередко сопровождаетсязамедлением темпов роста, а то и внешней стагнацией (как это было, например, вряде стран Запада в 1970-е гг.). Отчасти это связано с тем, что новые сектора(особенно услуги) плохо фиксируются методами традиционной статистики, отчасти — необходимостью накопления ресурсов для нового технологического рывка.Разумеется, сказанное не должно восприниматься как апология стагнации. Однаконадо принимать во внимание, что экономический рост без структурных сдвиговдостаточно легко достижим методами государственного администрирования(например, в Белоруссии при А. Лукашенко), однако этот рост не делает странубогаче, а экономику эффективнее.
Дляускорения экономического роста необходимо также существенное снижениетрансакционных издержек, находящихся в постреволюционной стране на высокомуровне. Эта проблема характерна для всех стран, выходящих из периодасоциально-политической нестабильности, причем априорно невозможно сказать,сколько времени потребуется для восстановления доверия инвесторов кфункционированию институциональной системы данной страны. Очевидно, что дляснижения трансакционных издержек необходимо обеспечить устойчивоефункционирование политических и правовых институтов, о которых выше шла речь — госаппарата, судебной и правоохранительной системы и т. п. Не менее важноизбегать принятия государством решений, сомнительных в представлениинормального частного инвестора.
Впринципе, исполнительная власть в последние годы в основном стремиласьследовать этой логике — обеспечения стабильности и предсказуемости своегоповедения, отказа от принятия мер, которые можно было бы отнести кэкзотическим. Следует положительно оценить действия Правительства, которое,несмотря на мощное давление с разных сторон, не пошло на принятие популистскихмер и продолжало осуществление политики планомерных институциональныхпреобразований. Осторожной оставалась и денежная политика, которая позволила в2002-2003 гг. не допустить серьезного укрепления реального курса рубля [8, c.41].
Вместес тем, в процессе выработки и осуществления реформ, которые способствовали быпреодолению затухающей динамики восстановительного процесса и активизациипрогрессивных структурных сдвигов, наметилась явная пробуксовка. Продвижение вреализации Стратегической программы 2000 г. было налицо, однако темпами гораздоболее низкими, чем в предыдущий период.
Важные,хотя и компромиссные, решения были приняты в 2002-2003 гг. в областиземельного, трудового и пенсионного законодательства.
Неоднозначноскладывается ситуация в области налоговой реформы. Снижение налогов не привелок снижению эффективной ставки, но привело к сближению этой ставки сноминальной. Естественно, при новой системе для определенной части добросовестныхналогоплательщиков произошло облегчение налогового бремени, однако значительнаячасть производителей, ранее уклонявшаяся от уплаты налогов, реальногооблегчения не почувствовала. Это вызывает недовольство бизнеса, подталкивающеговласти к дальнейшему снижению налогов как предпосылке повышения темпов роста.
Существуети ряд негативных моментов в реализации институциональных и тактических задачстимулирования экономического роста. Обозначилось торможение по направлениям,имеющим принципиальное значение для стратегических перспектив инвестиционной ипредпринимательской деятельности, среди которых реформа естественных монополий(особенно газовой отрасли и электроэнергетики), реформа отраслей социальногосектора, реформирование бюджетных расходов, реформирование банковского сектора,а также военная реформа. Без активного преобразования в этих секторахэкономический рост останется неустойчивым и вряд ли будет сопровождатьсясерьезными структурными реформами.
Стактической точки зрения остается весьма острой проблема принятия властьюрешений, понятных предпринимателям (инвесторам) и признаваемых имисправедливыми, не требующими специальных объяснений и обоснования. Начиная с2000 г. практически все действия властей были понятны бизнес-сообществу ипринимались им. Однако в конце 2002 г. было предпринято действие, создающееопасный прецедент с точки зрения репутации страны. Состоявшийся в декабреаукцион по продаже принадлежащего государству контрольного пакета акций«Славнефти» вызвал вопросы относительно серьезности намерений власти быть«равноудаленной» от большого бизнеса, обеспечивать равные условия и прозрачныепроцедуры принятия хозяйственно-политических решений. Проблема здесь не в том,справедливой ли была цена, по которой нефтяная компания была куплена «Сибнефтью»,и даже не в том, какую сумму потерял федеральный бюджет из-за отстранения отаукциона некоторых крупных участников. Главная проблема состоит в том, чтообщественное мнение (и особенно мнение предпринимателей) признало результатысостоявшейся сделки несправедливыми. Тем самым был нанесен урон деловойрепутации современной России. Пока еще рано говорить, в какой мере это событиеповлияет на поведение иностранных инвесторов, однако, несомненно, оно недобавит им энтузиазма.
Пробуксовкареформ в сочетании с низкими темпами экономического роста стала причинойобострения полемики по вопросам экономического роста, начавшейся в последниемесяцы 2003 г. уже внутри самого правительства и в рамках правительственнойлогики институциональных реформ. Подводя итоги истекшего года и президентстваВ. Путина, руководства Минэкономразвития России выступило с серией заявлений онедостаточно глубокой либерализации российской экономики, включая сохранениевысокого уровня налоговой нагрузки (порядка 35% ВВП), медленного инеэффективного дерегулирования (снижения административных барьеров), непринятияспециальных мер по привлечению иностранных инвестиций (в частности,законодательства об особый экономических зонах), торможения реформированияестественных монополий и т.п. Именно в этом виделся источник замедления темповроста, недоиспользования преимуществ, полученных Россией от политическойстабилизации.
Главнымоппонентом Минэкономразвития выступил Минфин, фактически поддержанныйМинистерством налогов и сборов. Естественно, финансовые ведомства выступили заболее консервативный подход к институциональным и налоговым реформам. Вчастности, было предложено на один-два года снизить темп изменения налоговогозаконодательства, не идти на стимулирование инвестиционной активности черезспециальные льготы (прежде всего СЭЗ/ОЭЗ), крайне осторожно относиться кдальнейшей либерализации валютного режима и любым решениям, напоминающимналоговую амнистию (например, Минфин возражал против отмены контроля задоходами при вложении средств в жилье), и т.п. Словом, речь шла о фиксации нанекоторое время сложившихся «правил игры» для того, чтобы и бизнес, игосударство адаптировались к новой системе.
Тезисо некотором спаде в осуществлении институциональных реформ являетсясправедливым, хотя из него нельзя делать столь однозначные выводы о влияниитакого замедления на темпы экономического роста. Как было показано выше,возникающие проблемы имеют гораздо более сложную природу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экономический рост характеризуется наращиванием объема производствапутем вовлечения дополнительных ресурсов в хозяйственный оборот и качественногоих улучшения
Экономический рост измеряется темпами роста ВВП (ВНП) или темпамиего прироста. В первом случае за основу берется объем ВВП (ВНП) впредшествовавшем году, принятый за 100%, во втором — объем производства, равныйна начало года нулю. Однако как сами абсолютные величины ВВП (ВНП), так и ихизменение с течением времени указывают на экономическую мощь страны и еединамику.
Ускорениеэкономического роста может быть достигнуто, прежде всего, за счет увеличениямасштабов использования ресурсов производства. Это называется экстенсивнымростом. Особенно большие возможности для ускорения роста открываетиспользование таких факторов, как повышение капиталовооруженности труда;совершенствование технологии производства на основе достижений пауки и техники;улучшение экономических механизмов, способствующих распределению ограниченныхресурсов; повышение уровня образованности работников и т. п. Эти факторыобеспечивают интенсивный рост, значение которого со временем все повышается.Именно благодаря интенсивному росту можно избежать угрозы голода, порождаемойростом численности населения и убывающей предельной производительностьюфакторов производства.
ВРоссийской Федерации формирование нового качества экономического роста связанос осуществлением глобальных преобразований, осуществляемых при проведениирыночных реформ, призванных стимулировать деловую активность в обществе, еенаправленность на рост потребительской удовлетворенности и развитие творческойинициативы как предпринимателей, так и работников, выполняющих исполнительскиефункции в процессе производства.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. АгаповаТ.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник.- М.: МГУ им. М.В.Ломоносова;Изд-во «ДИС», 1997.
2. Банкготовых документов. Информация о социально-экономическом положении России — 2004 год. Copyright © Федеральная служба государственной статистики, 2004.
3. БелоусовА. Обзор макроэкономических тенденций. – Экономика России – ХХIвек. № 10, 2003.
4. ГайдарЕ. Восстановительный рост и некоторые особенности современной экономическойситуации в России. – Российский экономический журнал, № 5, 2003
5. ГранбергА., Зайцева Ю. Темпы роста в национальном экономическом пространстве – Вопросыэкономики, № 9, 2002.
6. ДобрынинА, Дятлов С. Курганский С. Человеческий капитал (Методологические аспектыанализа) — Спб. -1999.
7. ДоланЭ.Дж., Линдсей Д. Макроэкономика — Спб.: «Литера плюс», 1998.
8. ЕршовМ. О финансовых механизмах экономического роста. – Вопросы экономики № 12,2002.
9. ИвановН. Человеческий капитал и глобализация – Мировая экономика и международныеотношения, № 9, 2004 с 19 -32.
10. ИлларионовА., Пивоварова Н. Размеры государства и экономический рост – Вопросы экономики,№ 9, 2002. с 18 — 46.
11. КулешовВ., Маршак В. Финансовые аспекты прогнозирования темпов экономического роста –Вопросы экономики, № 11, 2002
12. КамаевВ.Д. Экономическая теория. – М.: ВЛАДОС, 2003.
13. КейнсДж. М. Общая теория занятости, процента и денег. – М, Прогресс, 1978.
14. Курсэкономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика,макроэкономика, переходная экономика. Учебное пособие. Под ред. Сидоровича А.В.- М.: МГУ, Изд-во «ДИС», 1997.
15. КузыкБ., Яковец Ю. Россия – 2050. Стратегия инновационного прорыва. – М.: Экономика,2004.
16. МакконеллК.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы, политика.- М., 1992.
17. ПатнэмР. Процветающая комьюнити, социальный капитал и общественная жизнь. – МЭ и МО,1995, № 4.
18. СизовЮ. Актуальные проблемы развития российского фондового рынка. – Вопросыэкономики, № 7, 2002.
19. СпицынА. Ориентиры экономического роста – Экономист, 2004, № 10 с 35 – 42.
20. ФишерС., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика, М:, Дело, 1998.
21. Экономическийрост в Российской Федерации: проблемы и перспективы. Доклад рабочей группыНационального экономического совета, подготовленный к дискуссии на VIIIРоссийском экономическом форуме в Екатеринбурге 16-17 мая 2003 г. — Российскийэкономический журнал № 3, 2003.
22. ЯсинЕ. Структурный маневр и экономический рост – Вопросы экономики № 8, 2003.
23. ЯсинЕ. Бремя государства и экономическая политика. – Вопросы экономики № 11, 2002
24. ЯсинЕ. Перспективы российской экономики: проблемы и факторы роста. – Вопросыэкономики, № 5, 2003.
25. ЯкутинЮ. Технология прорыва.- Экономика и жизнь № 45, с 38.
ПРИЛОЖЕНИЕ А (справочное)
Таблица 1. — Изменение динамики основных социально-экономическихпоказателей (в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году)Показатели 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г.
ВВП
Продукция промышленности
Продукция сельского хозяйства
Основные фонды
Инвестиции в основной капитал
Оборот розничной торговли
Платные услуги населению
95,9
96,7
92,0
100,2
89,9
93,6
82,3
96,6
96,0
94,9
99,9
81,9
99,5
94,1
100,9
102,0
101,5
99,6
95,0
103,8
105,6
95,1
94,8
86,8
99,5
93,3
96,7
99,5
103,2
108,1
102,4
99,5
104,5
92,3
102,6
(Источники: Госкомстат России. Национальные счета России в 1989-1998годах. М. 1999, Российский статистический ежегодник. М., 1999).
ПРИЛОЖЕНИЕБ (справочное)
Таблица2. — Структура образования доходов Показатели 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г.
ВВП в рыночных ценах
Оплата труда (включая скрытую)
Чистые налоги на производство и импорт
Валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы
100
45
12
43
100
50
13
37
100
49
14
37
100
47
14
38
100
44
15
41