Реферат по предмету "Экономика"


Производственная мощность и производственная программа предприятия

I. Производственная мощность и производственнаяпрограмма предприятия
 
Производственнаямощность предприятия (цеха, участка) — это способность закрепленных за ним средств труда(технологической совокупности машин, оборудования и производственных площадей)к максимальному выпуску продукции за год (сутки, смену) в соответствии сустановленной специализацией, кооперированием производства и режимом работы.
Производственная мощностьпредприятия (цеха, участка) рассчитывается, как правило, в тех же натуральных(условно-натуральных) единицах, в которых планируется объем выпуска продукции,а иногда в станко-часах и, как исключение, в стоимостном выражении. Разницамежду производственной мощностью и производственной программой(объемомпроизводства) представляет собой резервы предприятия, т. е. производственнаяпрограмма показывает степень использования производственной мощности.
Наряду с термином«производственная мощность» применяется термин «пропускная способность», которыйхарактеризует максимальный выпуск продукции применительно к работеоборудования, станка, агрегата, поточной линии, группы станков, но только неучастка, цеха, предприятия. Пропускная способность оборудования исчисляется задекаду, сутки, смену и час, а производственная мощность структурных единицпроизводства — за год (в некоторых случаях — за квартал и месяц). Для расчетапроизводственной мощности предприятия используются следующие исходные данные:
1. Количество, состави техническое состояние оборудования и данные о производственных площадях. Врасчеты производственной мощности предприятий включается все наличноеоборудование основного производства (в том числе бездействующее из-за ремонта,неисправности и модернизации) за исключением (в пределах норматива) резервногооборудования и оборудования опытно-экспериментальных и специализированныхучастков для профессионально-технического обучения.
2. Технические нормы производительности оборудования итрудоемкости выпускаемой продукции. При расчете производственной мощности вновь строящихсяпредприятий принимаются паспортные нормы производительности оборудования, а длядействующих предприятий — технически обоснованные показатели производительностиоборудования, но не ниже паспортной производительности.
3. Фонд времени работы оборудования ирежим работы предприятия.
При расчетепроизводственной мощности предприятия принимается максимально возможныйплановый (эффективный) годовой фонд времени работы оборудования. Для агрегатовнепрерывного действия (доменные и мартеновские печи, химические агрегаты ит.п.) плановый (эффективный) фонд времени (Тнепр.)рассчитываетсяпо формуле
Т непр = [365- (tр + tп.тех)]*24 ч,
где tр— время, необходимое по нормативам для выполнения капитальногои планово-предупредительного ремонта; tп. тех — время, необходимое длятехнологических остановок агрегатов и оборудования, если оно не включено внормы их использования.
Для оборудованияпрерывного действия плановый (эффективный) фонд времени (Т прер.)определяется по формуле
Т прер =[365– tв + tкр)*Ксм * tсм]* [(100 – П пр)/ 100],
где tв— число выходных и праздничных дней в году; tкр — число дней капитального ипланово-предупредительного ремонта, если он проводился в рабочее время; Ксм— число смен работы оборудования в сутки (для предприятий долженприменяться двух- или трехсменный режим); tсм — продолжительность смены, ч; П пр – процентпланируемых текущих простоев.
4. Номенклатуравыпускаемых изделий и их количественное соотношение в программе. Номенклатураи количественное соотношение выпускаемых изделий устанавливаются исходя израциональной специализации предприятия, цеха или участка. При определениипроизводственной мощности предприятия принимаются плановая номенклатура иассортимент (трудоемкость) выпускаемой продукции. При исчислении среднегодовойпроизводственной мощности объем увеличения (уменьшения) мощности за счет измененияноменклатуры продукции (уменьшения или увеличения трудоемкости) учитывается вполном размере.
В слабомеханизированных идругих цехах различных промышленных комплексов часто важнейшим фактором,определяющим величину производственной мощности, является размерпроизводственной площади. Порядок и принцип расчета производственных мощностейпромышленных предприятий осуществляется согласно отраслевым инструкциям погруппам технологического оборудования, агрегатам и другим основнымпроизводственным участкам и цехам.
Виды производственныхмощностей:
Различают входную,выходную, проектную и среднегодовую производственную мощность
Под входной мощностью понимаютпроизводственную мощность предприятия (цеха, участка) на 1 января текущего годаили на конкретную дату предшествующего периода. Под выходной мощностью (Мк)понимают производственную мощность предприятия (цеха, участка)на конец планового периода, которая определяется по формуле:
Мк = Мн+ Мс + Мр + Мп +Миз — Мв,
М н— производственнаямощность на начало периода; М с— ввод мощности в результатестроительства; М р— прирост мощности вследствиереконструкции предприятия; М п — увеличение мощности в результате техническогоперевооружения и других мероприятий; Миз— увеличение(уменьшение) мощности вследствие изменения номенклатуры (трудоемкости)продукции; Мв— уменьшение мощности вследствие выбытияоборудования.
Среднегодовая мощность— это мощность, которой будетрасполагать предприятие (цех, участок) в среднем за расчетный период или загод, она определяется балансовым методом.
План производствапродукции (производственная программа) — является основным ведущим разделом перспективного итекущего плана предприятия и определяется на основе объема продаж, номенклатурыи ассортимента продукции, ее качества, массы прибыли, уровня рентабельности,размера рыночной доли предприятия и т. п.Разработка производственнойпрограммы осуществляется на основе изучения рынка специальным подразделениемпредприятия — службой маркетинга. В комплекс маркетинговых мероприятийфирмы по разработке производственной программы обычно входят:
•  изучение потребителей товаров (услуг)фирмы и их поведения на рынке;
•  анализ рыночных возможностей фирмы;
•  оценка выпускаемых товаров ипредлагаемых услуг, перспектив их развития;
•  анализ используемых форм и каналовсбыта;
•  оценка используемых фирмой методовценообразования;
•  исследование мероприятий попродвижению товаров (услуг) на рынок;
•  изучение конкурентов;
•  выбор рыночной «ниши» (наиболееблагоприятного сегмента рынка).
Производственнаяпрограмма планируется на 3-5 лет, на один год с разбивкой по кварталам имесяцам, рассчитывается в натуральных, условно-натуральных, трудовых истоимостных показателях.
Объем производства внатуральном выражении характеризуется номенклатурой и ассортиментом выпускаемойпродукции в физических единицах, соответствующих их потребительским свойствам(меры веса, длины, объема). Номенклатура продукции— наименование(перечень) изделий (работ, услуг), подлежащих выпуску. Ассортимент продукции— состав этих изделий, подразделяемых по видам, типам, сортам, размеру и т.п. в разрезе номенклатуры. Основой для определения объема продукции встоимостном выражении служит план производства продукции в натуральномвыражении. Неотъемлемой частью плана производства продукции в натуральном выраженииявляется задание по дальнейшему повышению качества продукции.
Для измерения объемапроизводства однородных изделий, различных по материалоемкости или другомупризнаку, применяют условно- натуральный измеритель. Трудовой измеритель объемапроизводства, выражаемый, как правило, в нормо-часах, человеко-днях,станко-часах, в сочетании с натуральными используется для определениячисленности работников, норм выработки, размера оплаты труда, для планированияпроизводственных программ заготовительных и других цехов и иных целей.Стоимостные (денежные) измерители являются обобщающими, с их помощью можноопределить общий объем производства фирмы. В стоимостном выражении планируютсятакие важные показатели производственной программы, как объем валовой, товарнойи реализованной продукции, и др.
Товарная продукция —продукция, произведенная на предприятии и предназначенная для реализации,является основным показателем плана производства и служит базой для расчетаваловой и реализованной продукции. Стоимостью товарной продукции являетсястоимость той части производимой предприятием продукции, котораяпредназначается для реализации.
В товарную продукцию невключается стоимость сырья, материалов, оплаченных заказчиком. Однако если изэтого сырья на предприятии изготовлена для заказчика продукция, то в товарнуюпродукцию включается стоимость переработки сырья. Товарная продукция вбольшинстве отраслей промышленности определяется по заводскому методу, т. е. вобъем товарной продукции не включается стоимость готовых изделий,полуфабрикатов, изготовленных предприятием для собственных нужд. Исключениемявляются предприятия пищевого комплекса, где в стоимостные показатели объемапроизведенной продукции включается внутризаводской оборот, т. е. стоимостьпотребленных для собственных нужд готовых изделий и полуфабрикатов.
Товарная продукция поготовым изделиям планируется в действующих ценах предприятия. По отчету онарассчитывается в фактически действующих в отчетном году ценах; также в отчететоварная продукция определяется в сопоставимых (неизменных на определеннуюдату) ценах предприятия. В платежных документах на продукцию (товары и услуги)кроме цен изготовителя выделяется налог на добавленную стоимость, акцизы идругие платежи, имеющие характер косвенных налогов.
Цеховые программыосновных цехов предприятия рассчитываются в порядке, обратном ходу технологическогопроцесса, т. е. от выпускающих к обрабатывающим и далее к заготовительнымцехам. Такой порядок позволяет взаимно согласовывать сроки выпуска продукциицеха со сроками выпуска готовых изделий, установленными в производственнойпрограмме завода.
IIТесты
 
1.        Какиеорганизации признаются коммерческими:
а) любые организации,имеющие самостоятельный баланс или смету.
б) любые организации,получающие прибыль, независимо от целей своей деятельности;
в) организации, преследующиев качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли.
2. Основные фонды призачислении их на баланс предприятия в результате их приобретения, строительства оцениваются по:
а) восстановительнойстоимости;
б) полной первоначальнойстоимости;
в) остаточной стоимости;
г) смешанной стоимости.
3. К фондам обращенияотносятся:
а) готовые изделия на складе,продукция отгруженная, денежные средства, средства в расчетах;
б) материальные ресурсыпредприятия, отрасли:
в) прибыль;
г) транспортные средства предприятия,производственные здания, сооружения.
д) готовые изделия,отгруженные потребителям, денежные средства в акциях, на расчетном счете икассе предприятия.
4. Ответственность предприятияперед наемными работниками вызывает необходимость:
а) выбора рациональногометода ценообразования продукции.
б) осуществленияавтоматизации производства.
в) создания условийвысокопроизводительного труда.
г) проведениемаркетинговых исследований.
5. Назначение классификациипо калькуляционным статьям расходов:
а) определение цены назаготовку деталей, узлов:
6) исчисление прямых икосвенных расходов:
в) составление сметызатрат на производство;
г) расчет себестоимостиконкретного вида продукции.

IIIЗадача
Определить нормативоборотных средств в незавершенном производстве (W), оборачиваемость оборотных средств предприятия (К), длительностьодного оборота (Д), если известно, что выпуск продукции за год составил 10 000ед (Р), себестоимость изделия (С) — 80 руб., цена изделия (Ц) на 25%, превышаетего себестоимость, среднегодовой остаток оборотных средств(Ср) -50 000 руб.,длительность производственного цикла изготовления изделия (Т) -пять дней:коэффициент нарастания затрат в незавершенном производстве (К) -0,5.
Решение:
1.        Рассчитаем нормуоборотных средств в незавершенном производстве:
Н нп = К*Т/числогрупп = 0,5*5/1 = 2,5 (дн.)
W = Н нп * С/число календ.дней в периоде = 2,5*80/360 = 0,5 (тыс. руб)
2. Рассчитаемоборачиваемость оборотных средств:
К = Р*Ц/ Ср = 10 000 *100 / 50 000 = 20
3. Рассчитаем длительность одного оборота:
Д = число календ. дней впериоде / К = 360/20 = 18 (дн).
Ответ: норматив оборотных средств внезавершенном производстве составляет 2,5 дня, оборачиваемость оборотныхсредств предприятия — 20 длительность одного оборота составляет 18 дней.

Литература
 
1.   Абрютина М.С.Экономика предприятия. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004 – с. 24-28.
2.   Приходько А.В.Экономика предприятия. М.: «Филинъ», 2006. – с. 64-70.
3.   Мокий М.С.Экономика организации. М.: Экзамен, 2007.- с 32-34.
4.   Самойлова Л.Б.Экономика фирмы. М.: Издательство «Флинта», 2007 – с. 44-56.
5.   Экономикапредприятия (фирмы) под редакцией О. И. Волкова, О. В. Девяткина М.: ИНФРА – М,2002. – с. 160-162


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Робота приватної ветеринарної лікарні Vet мир по наданню ветеринарних послуг діагностично-ветеринарні
Реферат Федеральное Собрание - Парламент Российской Федерации
Реферат Американская и Мировая Науки их развитие и проблемы
Реферат Духовна культура скандинавів епохи вікінгів
Реферат Родной язык
Реферат Anit Gun Control Essay Research Paper Should
Реферат Педагогические условия развития творчества будущих учителей в процессе научно исследовательской деятельности
Реферат The Double Helix Essay Research Paper One
Реферат Влияние условий выращивания на формирование высокой урожайности качества зерна
Реферат Вплив рольових комп`ютерних ігор на формування психологічної залежності людини від комп`ютера
Реферат Делопроизводство-основы технологии управления
Реферат Туркмены
Реферат Взаимодействие как основа эффективного делового общения 2
Реферат Разработка рекламной кампании продукта
Реферат Типология жилых домов