ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРАУПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ И СОЦИАЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ
КУРСОВАЯРАБОТА
По дисциплине''Прогнозирование развития хозяйства''На тему:Прогнозирование развития российскогокинематографического рынка при использовании цифровых технологий
Выполнил:
студент ФУ
644 группы
Шашков А.А.
Руководитель:
к.э.н., доц. Какосьян Э.Г.Санкт-Петербург
2009
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основыпрогнозирования. Стереокино
1.1 Сущность прогнозирования
1.2 Тенденции развития стереокино
Глава 2. Анализ состояния российскогорынка кинотеатров
2.1 Анализ российского рынкакинотеатров в столице и регионах
2.2 Анализ предпочтений кинозрителейпо различным критериям в столице и регионах
Глава 3. Прогнозирование развитияцифровых технологий в России
3.1 Предлагаемые решения по внедрениюцифровых технологий в кинотеатры
3.2 Прогноз развития цифровыхкинозалов в России
Заключение
Список литературы
Введение
Кинематографическийбизнес очень популярен, в последнее время число кинотеатров увеличивается,образовываются сети кинотеатров по всей стране. Тем более, кинотеатры всё чащеоткрываются не как отдельные организации, а в больших торговых центрах. Этоочень удобно, так как очень большой поток народа, который отправляется запокупками, может пройти в кинотеатр и отдохнуть. Кинотеатры стали оказывать всёбольшее количество услуг, кафе, бильярд, боулинг, бар, игровые автоматы, всёэто привлекает большее количество посетителей, а следовательно увеличиваетприбыль и даёт возможность для дальнейшего развития.
Также сейчас сталопопулярным кино формата 3D.Если в кинотеатре имеется зал, который будет показывать фильмы формата ЗD, в первую очередь привлекаетмассовый поток зрителей, а следовательно привлекает гораздо больше прибыли вкинотеатр. Также это новый шаг в развитии киноиндустрии, это способ привлеченияне только подростков, но и той части населения, которые в своё время предпочлидомашние кинотеатры обычному кино.
Цель курсовой работы –спрогнозировать возможное развитие цифровых кинозалов в России на 2009 год, атакже разработать предложения, которые могут способствовать более быстромуразвитию цифровых технологий в нашей стране, что поможет российскому рынкукинотеатров закрепить свои позиции и перейти на более высокий уровень.
Задачи курсовой работы:
— проанализироватьсложившуюся ситуацию кинематографического бизнеса в стране;
— рассмотреть насколькоперспективно развитие цифровых кинозалов в России;
— изучить преимущества инедостатки цифровых технологий, а также выявить проблемы, связанные с переходомроссийских кинотеатров на данные технологии;
— проанализироватьдинамику развития цифровых кинотеатров в нашей стране.
Объектом исследованияданной курсовой работы являются кинотеатры, имеющие в своём составе цифровыекинозалы.
Предметом исследованиякурсовой работы является прогнозирование возможных тенденций развития цифровыхкинозалов в России при помощи главных методов прогнозирования.
Разработками формированиятрехмерного изображения мировая наука занимается около 200 лет. В настоящеевремя для получения трёхмерного изображения используется голография, лазернаятрехмерная проекция, системы безочкового растрового наблюдения и различныеметоды с использованием специальных очков. В настоящее время в кинотеатрахсистемы 3D применяется одновременная проекциякадров с двух кинопроекторов на экран со специальным покрытием, с применениемспециальных очков для зрителей, которые позволяют создать объёмную картинку засчёт свойств зрительного анализатора. Цифра позволяет получить объемноеизображение, не отклоняясь от стандарта системы, потому что регистрациюудвоенного объема информации можно решить не путем увеличения размера матрицы,а ее количеством сохранив при этом конфигурацию камеры. Действительно, посравнению с производством обычных фильмов в той же цифре, это приводит кудорожанию производства, но рентабельность самой технологии, по сравнению спленочной, будет выше.
Глава 1. Теоретическиеосновы прогнозирования. Стереокино
1.1 Сущность прогнозирования
Однойиз наиболее необходимых задач при проведении финансового анализа деятельностипредприятия является получение прогнозных значений некоторых наиболее значимыхфинансовых коэффициентов. Как и планирование, прогнозирование — это родпредвидения, поскольку имеет дело с получением информации о будущем. В широкомплане, как научное прогнозирование, так и предчувствие и предугадывание входятв понятие «прогнозирование деятельности фирмы». Прогнозирование — этопредсказание будущего состояния внутренней и внешней среды фирмы, основанное нанаучных методах и интуиции, [2]. Первоначально прогнозирование в рамках фирмывозникло как предсказание экономических параметров длительности бизнеса (каквнешних по отношению к фирме, так и внутренних). Позднее фирмы освоилипрогнозирование технологического (технологическое прогнозирование), а такжесоциального и политического компонентов (социально-политическоепрогнозирование) своей среды, [2]. Общие методы прогнозирования можно разделитьна четыре крупные группы:
— методы экспертных оценок;
— методы экстраполяции трендов;
— методы регрессионного анализа
-методыэкономико-математического моделирования.
Здесьмы рассмотрим способ прогнозирования с использованием метода регрессионногоанализа. Регрессионный анализ исследует зависимость определенной величины от другойвеличины или нескольких других величин. Он применяется преимущественно всреднесрочном прогнозировании, а также в долгосрочном прогнозировании. Средне-и долгосрочный периоды дают возможность установления изменений в среде, бизнесаи учета влияний этих изменений на исследуемый показатель, [2].
Дляосуществления регрессионного анализа необходимо:
— наличие ежегодных (ежеквартальных) данных по исследуемым показателям;
— наличие одноразовых прогнозов, то есть таких прогнозов, которые не поправляютсяс поступлением новых данных.
Регрессионныйанализ обычно проводится для объектов, имеющих сложную, многофакторную природу,таких, как:
— объем инвестиций;
— прибыль;
— объемы продаж и др.
Какпример, можно рассмотреть реализацию прогноза финансового состояния предприятияметодами регрессионного анализа с использованием прикладной компьютернойпрограммы «STATISTICA». Основой для проведения прогноза являютсяданные, полученные при проведении комплексного финансового анализа предприятия.В результате анализа получится таблица с некоторыми финансовыми коэффициентамиза анализируемые периоды. Прогнозировать все коэффициенты не имеет смысла, таккак в результате мы получили бы большой объем трудно обрабатываемой информации,но узнать значения наиболее важных из них необходимо — это могло бы облегчитьпринятие правильных решений в управлении предприятием и к следующему отчетномупериоду достичь наиболее высоких результатов в финансово — хозяйственнойдеятельности. Наиболее значимыми коэффициентами в финансовом анализе являютсякоэффициенты ликвидности, автономности, маневренности собственного капитала,рентабельности продаж. Для того чтобы реализовать прогноз необходимо определитькакую-либо математическую модель, которая бы достаточно точно описывала данные,полученные при проведении финансового анализа, [2].
Построениемодели является важным шагом в прогнозировании, так как хотелось бы построитьпростую и понятную модель, но, тем не менее, учитывающую все вероятныеизменения. Громоздкая модель с большим числом параметров обычно рассматриваетсякак неудовлетворительная, она трудна в использовании. Такую модель, конечноможно применять, но только если нельзя построить лучшую. В рассматриваемоймодели прогнозирования, предполагается, что все данные каким-либо образом влияютдруг на друга. Поэтому прежде чем строить модель, хотелось бы знать, какиекоэффициенты оказывают друг на друга наибольшее влияние. Эта проблема решаетсяпутем применения факторного анализа, [2].
Методыфакторного анализа используются для обнаружения факторов, влияющих наизмеряемые переменные, так как достаточно часто нам неизвестны ни числофакторов, ни их содержательный смысл. Для измерений могут быть доступны иныевеличины, тем или иным способом зависящие от этих факторов. При этом, когдавлияние неизвестного фактора проявляется в нескольких измеряемых признаках, этипризнаки могут обнаруживать тесную связь между собой, поэтому общее числофакторов может быть гораздо меньше, чем число измеряемых переменных, [2].
Первымэтапом факторного анализа является отбор исходных факторов, отбрасываявторостепенные, не влияющие на общую ситуацию. Следующим этапом факторногоанализа служит преобразование (вращение) факторов таким образом, чтобыоблегчить их интерпретацию, так как обычно факторы, полученные на первом этапеанализа, не поддаются достаточно наглядной интерпретации. Для быстрого иточного проведения факторного анализа воспользуемся программным статистическимпакетом «STATISTICA», в одном из модулей которого реализован факторныйанализ, [2].
Врезультате проведения факторного анализа получаются группы, в которых находятсятолько те коэффициенты финансового анализа, которые влияют друг на друга. Чтобыпостроить модель, которая точно описывала исходные данные необходимо строитьэту модель в той группе коэффициентов, в которую входит прогнозируемыйкоэффициент. Существует несколько основных подходов к задаче оцениванияпараметров, а именно метод максимального правдоподобия, метод наименьшихквадратов, Байесов подход и метод ограниченной информации. Кроме того,существует возможность выбора различных моделей зависимостей. Здесь можноискать зависимость в определенном классе функций, либо задать собственнуюфункцию, и оценить насколько данные согласуются с ней, [2].
Кромепрогноза коэффициентов финансового анализа, данную математическую модель можноиспользовать для того, чтобы узнать, как поведет себя предприятие, еслипровести ту или иную экономическую операцию, влияющую на изменение финансовыхпоказателей. Это является очень важным и практически неиспользуемым в настоящеевремя руководителями и финансовыми работниками моментом в принятии решений иуправлении предприятием, так как это дает возможность не затрачивая большихсредств и не дожидаясь полученных результатов (а они могут быть инеудовлетворительными), смоделировать поведение предприятия при изменениикаких-либо финансовых показателей, т.е., экономя время и деньги, руководительсможет оперативно и грамотно управлять организацией, [2].
Прогнозированиенеобходимо в каждой сфере для того, чтобы правильно оценить возможныеперспективы развития изучаемого объекта.
1.2 Тенденции развития стереокино
Энтузиастыцифрового кино с революционным запалом говорят о скорой, а, главное, полной«цифиризации» кинематографа, на меньшее они не согласны. Консерваторы, преклоняясьперед магией скрученного целлулоида, скептически оценивают возможности цифры вдостижении современного качества кинопленок. Зачем переходить в новуютехнологию, которая лишь стремится достигнуть того качества, которое имеетсегодня пленочная технология. Удобство и комфорт, что часто приводится какаргумент в пользу цифры – дело вкуса и привычки, а консерватор по природе своейпросто не любит менять то, что ему более привычно. Другое дело ценапроизводства, потому что кино это не только муза, но и индустрия. Звук и цветвошли в кино не только как средства выразительности, они входили кактехнологические системы. И когда технологическая система реализуется вэкономически доступных ценах, то идеологическая платформа скептиков просторазрушается. Так было со звуком, так есть с цветом, так будет с цифрой, [5] .«Стереокино дает полную иллюзию трехмерности своих изображений. При этомиллюзия эта так же до конца убедительна и не вызывает ни малейшего сомнения,как не вызывает и тени сомнения в обыкновенном кинематографе тот факт, чтоэкранные изображения действительно движутся.
Результатыпространственной и двигательной убедительности так же сокрушительно совершенны,как неоспоримо подлинными и живыми кажутся и сами персонажи фильма. И конечно,ни в каком ином искусстве — и на протяжении всей его истории — не может бытьпримера, чтобы так динамически совершенно — и к тому же в процессе реальногодвижения — объем переливался в пространство, пространство в объем, и оба ониврезались бы друг в друга, соприсутствуя в одновременности». (С.М.Эйзенштейн:1947г.), [5].
Кинопрокат,или иначе кинофикация, являются барометром, по которому можно судить онаступлении эры той или иной технологии. Не по премьере первого звукового илицветного фильма, а по массовой оснащенности кинотеатров данной технологией.Исходя из такого принципа, можно утверждать, что кинематограф уже наполовинустал цифровым. Кинотеатры в массе своей все более становятся цифровыми позвуку. Это произошло не потому, что цифра позволила получить звучание не хужеаналогового, а потому, что принципиально по новому предложила реализацию пространственногозвука в кино, [5].
Цифра незавоюет лидирующие позиции в области самого изображения, если будет выступать вроли догоняющей пленочную технологию. Это будет напоминать процесс гонкивооружений. При каждом приближении цифры к уже достигнутому пленкой качествуизображения, пленка будет делать новый рывок в своей технологии, причемпобеждая ценой продукта. Поэтому цифре необходимо сыграть на опережение, освоитьтакой вид, или иначе, формат изображения, получение которого в пленочнойтехнологии будет уже менее рентабельным или лишним. К примеру, такие тенденциимы уже наблюдаем в создании комбинированных кадров и спецэффектов. Пленочнаятехнология здесь становится нерентабельной, так как, в отличие от цифры,оперирует материальными, а не виртуальными категориями, в результате чеговозникает, необходимость строительства дорогостоящих макетов, проведенияпиротехнических работ, создается реальный риск для исполнителей трюков,[6].
Но еслипроцент такого материала в фильме не велик, то пленочная технология продолжаетоставаться рентабельнее цифровой. И вполне возможно, так оно будет еще долгоевремя. Но вот где цифра уже сегодня может занять доминирующее положение, не догоняяпленку — это предложить не только пространственный звук, но и объемноеизображение. Техническая особенность стереокино такова, что, при условиидостижения фотографического качества, аналогичного современному обычномуизображению, требуется, как минимум в два раза увеличить ширину кинонегатива. Вэпоху развития широкоформатного кинематографа такое решение было рентабельным,[6].
Сегодня, этоозначает отклонение от технологического стандарта, как в пленочной индустрии,так и в эксплуатации фильмокопий и проекционной аппаратуры, что составляетсущественную часть киноиндустрии, и поэтому сильно снижает рентабельность самойтехнологии. Сохранение 35 мм стандарта в стереокино путем удвоения количествапленок не предоставляется возможным, так как делает киносъемочную аппаратуругромоздкой и немобильной в управлении. Цифра позволяет получить объемноеизображение не отклоняясь от стандарта системы, потому что регистрациюудвоенного объема информации можно решить не путем увеличения размера матрицы,а ее количеством сохранив при этом конфигурацию камеры, [6]. Действительно, посравнению с производством обычных фильмов в той же цифре, это приводит кудорожанию производства, но рентабельность самой технологии, по сравнению спленочной, будет выше. Возросшие требования к стереоэффектам даже в пленочнойтехнологии все чаще заставляют обращаться к цифровым технологиям для коррекциистереоизображения или создания трехмерных виртуальных моделей. Даже припроизводстве стереофильмов на кинопленке, все чаще можно встретить примерысоздания целых эпизодов посредством компьютерной 3D анимации виртуальныхобъектов и все реже примеры живой съемки. Необходимость сочетания живогообъемного изображения с эпизодами, прошедшими цифровую обработку еще болееудорожают производство стереофильмов. «Преимущества для демонстраторов вполнеопределенны: в крупных мультиплексах цифровая технология обеспечивает лучшееуправление контентом. Облегчается доставка контента в кинотеатры и сокращаетсяриск порчи копий. Переход от механических устройств к электронным обеспечиваетболее высокий уровень надежности и требует меньше времени на проведениетекущего ремонта. Например, упрощена возможность добавления и удаления роликов,что сегодня является главной проблемой. Кроме того, у демонстраторов появитсявозможность увеличить прибыль не только за счет премьерных фильмов. С помощьютехнологии цифровой проекции без особого труда можно организовать демонстрациюon — screen рекламы, приносящей немало прибыли. Дополнительные потоки прибыли сиспользованием цифровой проекции может обеспечить альтернативный контент,включая спортивные соревнования, концерты и проведение деловых встреч, [5].Простое введение цифровой технологии не будет гарантом успеха, однако онооткрывает новые возможности для развития инновационных способов демонстрацииконтента». (Джек Кляйн, Президент и COOChristieDigitalSystemsUSAInc, ведет политикуусиления позиции компании на международных рынках и расширения в мировыхмасштабах дистрибуции высококачественных кинопроекторов, а также услуг дляделовой сферы и сферы развлечений),[5].Не оспаривается факт, что со временем все техническиесредства отображения станут трехмерными. Это и телевидение, и кино, икомпьютерные мониторы. Способы реализации могут быть самыми разными, даженепредсказуемыми, но принцип — это 3D. В связи с этим возникает проблемаперевода существующих плоских фильмов в трехмерные. Это актуально уже сейчасдля стереокинотеатров, т.к. выпускаемых объемных фильмов явно недостаточно дляудовлетворения зрительского спроса. Недостаток фильмов сдерживаетраспространение перспективных стереовидеотеатров «СТЕРЕОКИНО», [5]. Взаключение данной главы можно сделать вывод, что наступление технологийкомпьютерной анимации, цифровых камер и домашних кинотеатров внесло свой вкладв демократизацию стереоскопического производства и просмотра. Потребности в 3Dпродолжают расти, и технология вступает в свой второй золотой век, перспективыу технологий виртуальной реальности огромные, и потихоньку они воплощаются вреальность.
Глава II. Анализ состояния российского рынкакинотеатров
2.1 Анализ российскогорынка кинотеатров в столице и регионах
До недавнего времени вРоссии не было ни одного коммерческого цифрового кинозала. И только 26 октября2006 года (спустя 10 лет, после того как состоялась премьера первогосовременного российского кинотеатра — «Kodak киномир», — которая положила начало историисовременного кинопоказа) в Санкт-Петербургском кинотеатре «Заневский Каскад»сети «Кронверк Синема» был установлен комплект цифрового оборудования,соответствующий всем требованиям ведущих производителей кинофильмов, [5].
Наблюдается следующаятенденция увеличения числа кинотеатров в Санкт – Петербурге:
— 31.12.2007—28 кт / 117экранов, 15 кт / 89 экранов в ТЦ;
— 30.06.2008—32 кт / 148экранов, 19кт / 120 экранов в ТЦ, [1].
С начала 2008 года всеверной столице было открыто четыре кинотеатра — все они располагались вторгово-развлекательных центрах в спальных районах города. Ни один современныйкинокомплекс закрыт не был.
Рассмотрим в таблице 2.1.ранжирование крупнейших кинотеатров Санкт – Петербурга по количеству имеющихсязалов.
Таблица 2.1. Крупнейшиекинотеатры Санкт — Петербурга по количеству залов (на 2008 год)
Место
2008
Место
2007 Оператор сети К/т Залы Доля рынков по кол-ву залов 1 2 3 4 5 6 1 1 Кронверк Синема 7 39 26% 2 2 Каро Фильм 5 29 20% 3 - Rising Star Media 1 14 9% 4 5 Мираж Синема 3 12 8% 1 2 3 4 5 6 5 3 Синема Парк 1 9 6% 6 4 Роскино 1 8 5% 7-8 - Русское поле 1 6 4% 9 - Июнь Синема 1 5 3% 10 7 Киномакс 1 4 3% Итого у этих операторов 22 132 89% Всего в Москве 32 148 100%
Исходя из данных таблицы2.1. следует, что, несмотря на появление нового сильного игрока на кинорынкеСанкт-Петербурга — компании Rising Star Меdiа, сразу занявшей третье место врейтинге операторов киносетей города, — главные позиции на рынке уже нескольколет удерживают постоянные лидеры: «Кронверк Синема» и «Каро Фильм», Открытиекинозалов в ТРК «Ульянка» позволили сети «Мираж Синема» не только удержать своипозиции на кинорынке, но и повысить свой рейтинг среди киносетей города.Имеющим по одному кинотеатру в Санкт — Петербурге компаниям «Синема Парк»,«Роскино», и «Киномакс» не удалось сохранить за собой прежние высокие места;тем не менее, в десятке лидеров они остались. А вот «Джем Холл» с двумяоднозальниками, также как «Газпром — Медиа» (кинотеатр «Кристалл Палас») икомпания «Стэк» («Новый Рубеж»), были вытеснены из списка лидеров послепоявления новых операторов «Июнь Синема» и «Русское поле».
Наблюдается следующаятенденция увеличения числа кинотеатров в регионах:
— 31.12.2007—486 кт / 857экранов, 55кт / 231 экран в ТЦ;
— 30.06.2008—493 кт / 891экран, 60 кт / 256 экранов в ТЦ, [1].
С 1 января 2008 года врегионах России было открыто 14 кинотеатров и 44 кинозала. Были закрыты 9 заловв 7 кинотеатрах, т.е. сегодня присущая столичным кинорынкам в недавнем прошломтенденция закрытия современных киноплощадок достигла регионов. Однако, вотличие, например, от московских кинотеатров, в большинстве своем полностью прекращавшимдеятельность по оказанию услуг кинопоказа, кинозалы в регионах закрываются нареконструкцию.
В таблице 2.2.представлен рейтинг городов – миллионников по количеству современных кинозаловна 2008 год.
Таблица 2.2. Рейтинггородов – миллионников по количеству современных кинозалов на 100 тыс. жителейна 2008 год (Московский регион = 100%)
Место
июнь 2008 Место 2007 Место 2006 город Численность населения (тыс.чел) Кол-во кинотеатров Кол-во залов Кол-во экранов на 100 тыс. жит. % от уровня Московского региона 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 1 10 Казань 1112,7 12 45 4,04 132% 2 3 3 Санкт — Петербург 4580,6 32 148 3,23 105% 3 2 1 Московский регион 11645,8 97 358 3,07 100% 4 4 2 Екатеринбург 1308,4 9 34 2,60 85% 5 6 9 Челябинск 1093 10 27 2,47 80% 6 5 4 Новосибирск 1397 12 30 2,15 70% 7 7 11 Самара 1143,3 8 24 2,10 68% 8 8 8 Уфа 1029,6 6 20 1,94 63% 9 9 6 Ростов – на – Дону 1054,9 7 19 1,80 59% 10 10 5 Волгоград 991,6 5 17 1,71 56% 11 11 7 Нижний Новгород 1283,6 12 19 1,48 48% 12 12 12 Пермь 993,3 4 9 0,91 29% 13 13 13 Омск 1138,8 5 9 0,79 26%
Исходя из данных таблицы2.2. видно, что Санкт – Петербург занимает второе место среди крупнейшихгородов России. И хотя с 2006 по 2007 года никакого существенного развития непроисходило, к 2008 году Санкт – Петербург уже заметно улучшил свои позиции.
Отметим также, что впервом полугодии 2008 г. первой десятке фильмов удалось получить уже свыше 46%кассового сбора России (по итогам 2007 года этот показатель составил 35,7%).Основная причина этого кроется в растущих тиражах релизов, следующих один задругим: масштабные премьеры вытесняют не только друг друга после одной — двухнедель проката, но и не допускают менее разрекламированные картины на экраныбольшинства городов страны. Так, если в США, где общее число кинозаловсоставляет около 38,8 тысяч, крупные блокбастеры выходят на 10% экранов (от3500 до 5500 копий), то в России масштабные релизы в среднем выпускаютсятиражом около 600 копий, что составляет более 40% экранов страны, [1].
Системы IМАХ и SimЕх 4Dстановятся все более распространенными в России, причем не только в столицах.Цифровая кинопроекция, предоставляющая возможность показа стереофильмов итрансляции в кинотеатрах альтернативного контента, также распространяется всебыстрее. Однако стоимость подобного оборудования достаточно высока (посравнению с пленочным), а ограниченное количество контента для цифровых заловувеличивает сроки его окупаемости, [1].
Подводя итоги главы 2.1.видим, что анализ динамики кассовых сборов за последние два года нагляднодемонстрируют зависимость бизнеса кинотеатра от репертуара. И все проблемы,которые последние годы были на заднем плане, проявляются с новой силой: низкаякоммерческая отдача большинства российских фильмов, отсутствие реальныхвозможностей для кинотеатра гибко программировать свой репертуар, «сужение»репертуара кинотеатров, и, наконец, отсутствие рекламных возможностей длякинотеатра демонстрировать альтернативный контент.
2.2 Анализ предпочтенийкинозрителей по различным критериям в столице и регионах
Проанализируем точкузрения столичных и региональных кинозрителей по различным критериям:
Опрос выявил существенныеразличия в степени активности потребления услуг досуговой сферы постояннымипосетителями кинотеатров. Респондентам был предложен выбор из несколькихвозможностей проведения досуга — необходимо было указать предпочтительныеварианты, которые представлены на рис. 2.1, [3].
/>
В результате жителиСеверной столицы оказались более активными пользователями услуг развлекательныхцентров. При этом наибольшую степень интереса в столице зрители проявили ктаким видам отдыха, как поход в театр или на концерты, посещение паркааттракционов или спортивных мероприятий.
Важное значение длявладельцев кинотеатров имеет степень развитости рынка пиратской видеопродукциив регионе, а также приверженность жителей города к различным способам просмотрафильмов, которые показаны на рис. 2.2, [3].
/>
Сравнение излюбленныхспособов просмотра фильмов в провинции и столице, отображённых в рис. 2.2.,показывает, что незначительные расхождения наблюдаются относительно просмотрафильмов в кинотеатре (кинозрители Санкт-Петербурга здесь оказались немногоболее активны), по телевизору, а также скачанных из Интернета (здесь зрители врегионах проявили меньшую сознательность). Более существенные отличия (от 10%)обнаружились в отношении использования видеопродукции, причем в Севернойстолице более популярными оказались не только лицензионные, но и пиратские DVD.
Уровень конкуренциикинотеатров очень велик, тем более жителей столицы трудно удивить постоянноменяющимся репертуаром кинотеатров, состоящим из последних самых громкихновинок, это скорее подойдёт для жителей регионов.
В то же время все прочиефакторы, представленные на рис. 2.3., в регионах влияют на выбор зрителей вбольшей степени, нежели в столице: от наличия конкретных фильмов в репертуаретого или иного кинотеатра до времени сеансов, удобных для посещения. Наибольшаяже разница между столицей и провинцией наблюдается в отношении экономическогофактора: уровень цены билета для региональных зрителей на 12% более важен, чемв столице, [3].
/>
Из рис. 2.3. видно, что впервую очередь зритель предпочтёт кинотеатр, удобный ему по местоположению накарте города. Также, и в регионах и в столицах, часть горожан обращают особоевнимание и на уровень обслуживания посетителей в том или ином кинокомплексе.
А вот различия – притомвесьма существенные – опять обнаружились в экономической сфере: высокая ценакинобилета на 22 % больше препятствует походу в кино в регионах. А в столицекинотеатрам в большей степени составляют конкуренцию другие виды развлечений,представленные на рис.2.4.,[3].
/>
Исходя из рис. 2.4.видно, что столичные зрители выразили солидарность с жителями регионовотносительно нехватки времени, а также того, что качество обслуживания вкинотеатрах отпугивает лишь незначительное число респондентов. Кроме того,жители регионов и столицы недовольны отсутствием в репертуаре кинотеатровинтересных им фильмов или предпочитают смотреть кино в домашних условиях.
В рис. 2.5. приведенырезультаты опроса максимально приемлемой цены кинобилета для постоянных посетителей.В случае анкетирования измерять этот уровень удобно при помощи следующихсредних характеристик:
1) мода — наиболее частоупоминаемое значение;
2) медиана — серединноезначение множества чисел между максимальным и минимальным названным уровнем: тоесть половина чисел имеют значения большие, чем медиана, а половина чисел имеютзначения меньшие, чем медиана;
3) среднее значение —среднее арифметическое множества названных вариантов;
4) средневзвешенноезначение (математическое ожидание) — варианты ответов взвешиваютсясоответственно частоте их упоминания респондентами (умножаются на частоты,произведения складываются, а затем делятся на общее число полученных ответов).
Именно последняяхарактеристика может служить в качестве наиболее объективной оценки максимальноприемлемой в городе цены кинобилета, [3].
/>
Рассматривая результатыисследований приведённых в рис. 2.5. делаем выводы, что максимальная приемлемаяцена кинобилета для жителей регионов оказывается более чем в два раза ниже, чемв столице.
Также, по результатамопроса, можно сказать следующее, что касается менее технологичных методовконкурентной борьбы, то здесь зрители столиц подсказывают следующие вариантырешений: столичные посетители кинотеатров преимущественно интересуютсяповышенным уровнем комфорта (удобные кресла, широкое расстояние между рядами,ресторанное обслуживание в залах). Региональные зрители, в свою очередь,большее предпочтение отдают организации сеансов по заказу зрителей, а такжевозможности обсуждения фильмов, прежде всего, с их авторами, [3].
В регионах не хватаетобщения с известными личностями (актерами и режиссерами); многих не устраиваетрепертуар кинотеатров — отсюда и стремление публики самой решать, какие фильмыим смотреть. Кроме того, незнакомые с VIP обслуживанием жители регионов в меньшей степени ощущают потребность вподобных услугах, [3].
Подводя итоги второйглавы делаем вывод, что социально-экономическое положение в Санкт — Петербургене столь разительно отличается от общероссийского, а непосредственно рыноккинопоказа также как и по всей стране находится еще в стадии активного роста, ане насыщения. Вместе с тем, Северная столица контрастирует с большинствомрегионов страны по ряду параметров, таких как темпы экономического роста,интерес со стороны федеральных властей, туристические потоки, менталитетжителей и другие.
Глава III. Прогнозирование развития цифровыхтехнологий в России
3.1 Предлагаемые решенияпо внедрению цифровых технологий в кинотеатры
Сегодня можно уверенносказать, что прямая господдержка кинопроизводства практически пересталаспособствовать качественному развитию рынка кинопроката в России. Безусловно,роль финансовой поддержки государства в производстве фильмов нельзяпреуменьшать, но в то же время поток огромного количества российских фильмовкрайне низкого качества, который «вывалился» на экраны российских кинотеатров впоследние годы, буквально ставит бизнес кинотеатров на грань разорения.Сегоднякомпания «Невафильм» активно разрабатывает современные бизнес модели цифровых кинотеатровв России. И здесь более подробно остановимся на новой форме государственнойподдержки российского кинопроката – модели платежей за виртуальные кинокопиинациональных фильмов. Эта форма господдержки может быть реализована на уровнеФедерального агентства по культуре и кинематографии, без внесения существенныхизменений в законодательство, [3].
В настоящее время частьбюджетных средств государственной поддержки кинопроката национальных фильмовнаправляется на финансирование печати 35-мм кинокопий национальных фильмов.Именно в рамках использования этого механизма предлагается применить модельгосударственной поддержки перехода кинотеатров на цифровой кинопоказ.
В основе метода лежитмеханизм отчисления государством кинотеатру, оборудованному цифровойкинопроекцией, части средств, сэкономленных на печати традиционных 35-ммкинокопий.
Механизм распределениятакой платы может быть организован через студию, производящую национальныйфильм и получающую государственную поддержку печати кинокопий, [3].
Безусловно, эта модель неявляется столь простой, как кажется на первый взгляд. В условиях господдержкикинотеатра размер платежа за виртуальную копию должен зависеть от количествапоказов, минимальных кассовых сборов и ряда других обязательств кинотеатра.
Для внедрения этой моделипотребуется заключение соответствующих договоров между цифровыми кинотеатрами,студиями и Федеральным агентством по культуре и кинематографии РФ, [3].
На взгляд автора курсовойработы предлагаемое решение данной проблемы является наиболее перспективным,так как реализация такого механизма, с одной стороны, повысит коммерческийинтерес цифровых кинотеатров к демонстрации цифровых кинокопий национальныхфильмов, а с другой стороны – даст кинотеатру реальный источник возвратаинвестиций в цифровое оборудование.
Также в основные меры,принятие которых может способствовать повышению конкурентоспособности всейотечественной кинематографии входят:
1) Создание комиссии погармонизации терминологии и разработке форм единой статистической отчётности всоответствии с европейскими и мировыми стандартами;
2) Решение проблемыконфиденциальности информации о работе кинотеатров, предоставляющих сведения опосещаемости и валовых сборах своих залов, а также о других источниках дохода;
3) Введение нормобязательной статистической отчётности перед уполномоченными организациями игарантирование полноты и достоверности этой информации;
4) Разработка системысбора статистических данных и определение организации, которая возьмёт на себяроль единого координационного центра по сбору данных из всех регионов страны, ибудет отвечать за предоставление всем заинтересованным лицам справок о работекиносети России. Роль статистического центра может взять на себя не толькогосударственная организация (такая как специальное подразделение ФАКК илиКомитета по статистике), но и частная компания, определяемая на конкурснойоснове. При этом основанием для сбора данных этой организации должна статьзаконодательная база, поскольку попытки организации этой системы надобровольной основе до сих пор не увенчались успехом.
В заключении параграфа3.1. можно отметить, что в случае осуществления предложенной программы, российскаякинематография сможет успешно преодолеть этот переход к зрелому рынкукинопроката и оказания кинозрелищных услуг, а также снизить риски освоенияновых территорий страны и внедрения новых технологий в сфере кинопоказа за счётбольшей определённости ситуации на рынке и обоснованности своих действий.
3.2 Прогноз развитияцифровых кинозалов в России
Проанализировав имеющиесяданные [7], составим прогноз развития кинотеатров, имеющих цифровые кинозалы на2009 год в России с помощью таблицы 3.1., где представлены данные о количествецифровых кинозалов для нахождения параметров прямой.
1 метод экстраполяции.
Таблица 3.1. Данные околичестве цифровых кинозалов в России Год X Y XY
X2 2005 1 1 1 1 2006 2 3 6 4 2007 3 16 48 9 2008 4 31 124 16
Где X — порядковый номер года, а Y – количество цифровых кинозалов вРоссии.
Составим системууравнений:
4 * a + 10 * b = 51
10* a + 30 * b = 179,
где a и b – неизвестные переменные.
a = 51 – 10b /4
10 (51 – 10b / 4) + 30b = 179
5b = 51,5
b =10,3
4a +10 * 10,3 = 51
a = — 13
y = — 13 + 10,3 * 5
y =39
Произведя расчеты, получимследующие результаты: к 2009 году количество кинотеатров, имеющих цифровыекинозалы в России, составит 39шт.
2метод экспертныхоценок.
Рассмотрим мненияэкспертов по интересующей нас теме развития цифровых технологий. Наши экспертыэто генеральные директоры следующих кинотеатров:
1 – «Аврора»
2 – «Кристалл Палас»
3 – «Художественныйкинотеатр»
4 – «Нео»
5 – «Колизей»
1 – «сегодня возможноснять фильм цифровой видеокамерой всего за две тысячи долларов. Прибавьте кэтому 1900 долларов за компьютер, и вы сможете сами заниматься монтажом,создавать спецэффекты и титры.
Взгляните на ситуацию стакой точки зрения. Час видеозаписи стоит от десяти до двадцати долларов.Съемки, проявка и печать минуты кинофильма обойдутся минимум в сто долларов.Беда видео в том, что это видео. Изображение получается более холодным, пустым,чем на пленке, оно менее подвижно, в меньшей степени способно отражать тонкиеэмоциональные нюансы. Но если тема выбрана правильно, все пойдет как по маслу.
Но революции ещепредстоит победить. Далеко не все признают, что этот способ создания кинопревосходит съемки на обычную кинопленку. Видео не займет места кино. Угрозавторжения цифрового кино переоценивается. Оно еще только в начальной стадии, покрайней мере в нашей стране. Многие боятся услышать в свой адрес обвинения втом, что работают на видео. Они опасаются за прокат. И все же цифровое видеоуже меняет облик независимого кино. (Видео стало стандартом длядокументалистов).
Есть несколько причин, покоторым, как считают руководители студий, переход на цифровую съемку займётдлительный период времени. Цифровой фильм требует цифрового проектора. Большойвопрос в том кто будет финансировать переоборудование кинотеатров. Владельцыкинотеатров отнюдь не горят желанием тратить деньги. Студии не имеют правапринять подобное коллективное решение. Стоимость проекта может составить оттрех до четырех миллиардов долларов. Мало кто из ведущих режиссеров выразилжелание расстаться с кинопленкой. Если вам по-прежнему готовы платить большиеденьги за съемки фильмов по старинке, зачем же делать это по-другому», [2].
2 – «время, когда фильмыснимались только на пленку, уходит в прошлое. Технологические же изменения,приходящие на смену традиционному способу кинопроизводства, не толькозакладывают фундамент нового кинематографа, но и оказывают существенное влияниена эстетику важнейшего из всех искусств. Уже нельзя говорить о том, чтороссийский кинематограф заметно отстает от западного в сфере техническойоснащенности. Все новинки появляются в нашей стране уже через несколько месяцевпосле того, как их начинают внедрять за рубежом.
Сейчас в Россиипредставлена полная линейка аппаратуры и аксессуаров для съемок кино в форматеHD. Даже голливудские профессионалы отмечают высокую техническую оснащенностьтаких известных отечественных кинофабрик, как «Мосфильм» и Киностудия им. Горького.За это время появились и универсальные технологии, позволяющие работать как стеле-, так и с кинопродукцией, что существенно облегчает переход оттрадиционных методов съемки к «цифре».
Использование цифровыхтехнологий существенно ускоряет съемочный процесс и сокращает периодpost-production. Отбор дублей и их загрузку в монтажную станцию можноосуществлять сразу после съемок, а контроль за качеством изображения — насъемочной площадке (оператор может задать общую изобразительную стилистику длявсех кадров, что впоследствии существенно упростит цветокоррекцию фильма).
Среди других достоинствцифровых технологий можно выделить отсутствие пленочного брака (царапин ипыли), а также возможность осуществлять синхронную запись четырехканальногозвука в формате 20 bit и устроить предпремьерный показ фильма прокатчикам ещедо печати копий.
Основными препятствиямина пути широкого внедрения цифровых технологий стали инертность отечественныхкинематографистов, привыкших снимать на пленку, и отсутствие централизованногообучения специалистов соответствующих профессий работе с новым оборудованием.
Также следует заняться созданиемединого информационного ресурса в сети Интернет он, кстати, уже начал своюработу и печатного информационного издания, способного сконцентрировать насвоих страницах весь массив сведений о технологиях HD-кинопроизводства;проведение мастер-классов, семинаров и скринингов; укрепление сотрудничества спроизводителями профессионального оборудования; тестирование новых образцоваппаратуры и подготовка экспертных заключений и рекомендаций по ее применению.Далее — разработка и внедрение единых технологических стандартов,производственных алгоритмов, форм документации и программного обеспеченияинформационно-статистического характера для студий, а также создание общих базданных о техническом персонале, работающем в области цифрового кинопроизводства,и об имеющемся у входящих в ассоциацию компаний оборудовании вкупе с комплексомпредоставляемых ими услуг», [2].
3 – «одной из важнейшихзадач, которую следует решить при разработке концепции «Развитие цифровогокинематографа в России», является создание полного перечня требованийколичественных и качественных показателей, определяющих качество показа. Особоевнимание также нужно уделить анализу международных стандартов, в первую очередьDCI, и разработке национальных стандартов. Одним из главных требованийцифрового кинематографа является разрешение. В соответствии с требованиями DCIв цифровых кинотеатрах могут устанавливаться проекторы с разрешением 2К или 4К. Это правило должно распространяться и на кинотеатры с небольшими экранами,которых очень много в различных городах России. Использовать оборудование сменьшим разрешением в таких кинотеатрах нельзя, так как в них зрители смотрятна экран с меньшего расстояния, чем в больших залах.
В качестве еще однойважной задачи, которую предстоит решить, докладчик назвал создание цифровыхархивов параллельно со стандартными пленочными. Тогда впоследствии появитсявозможность полной замены пленочных архивов для долговременного хранениякиноматериалов. Цифровые технологии позволят сохранить историческиекинодокументы и кинокартины для будущих поколений на долгие годы с неизменнымуровнем качества, так как обеспечивают копирование материалов без его потери, атакже автоматический контроль качества и создание копий в случае егоминимального нарушения.
Цифра не завоюетлидирующие позиции, если будет выступать в роли догоняющей и просто дублирующейпленочную технологию. Кинопоказ в цифровом формате сможет занять доминирующееположение, если предложит зрителю не только пространственный звук, но ипространственное изображение, которое пленочная технология не можетпредоставить из-за своей дороговизны и нерентабельности. С появлением цифровыхтехнологий кинопоказа стереокино из аттракциона переходит в обычное явление массовогозрелища. Поэтому отечественную программу по переходу на цифровой кинопоказследует начинать со стереокино, так как для сравнительного анализа междупленкой и цифрой в стереокино берется уже не 35-мм, а 70-мм фильмокопия,цифровой формат даже в разрешении 2К дает безусловный выигрыш.
Чтобы решить проблемырепертуарного голода, следует развивать собственное производство стереофильмов.Для этого есть и профессиональная отечественная стереосъемочная аппаратура, иновейшая технология стереосъемок, разработанная для кукольной анимации. Центр«Стереокино» готов к производству мультиформатных стереофильмов, которые можнобудет демонстрировать в кинотеатрах, как цифровых, так и сети IMAX.
Наиболее важнымипараметрами, определяющими качество изображения в цифровом кинематографе,являются контрастность, равномерность и правильность передачи градаций серого,верность цветопередачи. Исследованию этих параметров, а также изучениювоздействия экранного цифрового изображения на утомляемость ипсихофизиологическое восприятие зрителя следует уделить особое внимание.
Следует предусмотретьдвухуровневую систему демонстрации кинофильмов: первый уровень — это цифровойкинопоказ, цифровые кинотеатры, а второй — телевизионное вещание черезспециальный спутниковый «киноканал» высокого качества в места общественногопросмотра фильмов (видеозалы с проекцией на экран размером до 5 м по ширине).
Чрезвычайно важно четкоопределить условия развертывания сетей второго уровня, чтобы не нанестиэкономический урон игрокам первого уровня — коммерческим цифровым кинотеатрам. Такжеважна задача по созданию Национальной библиотеки цифровых фильмов. Важнойчастью разрабатываемой Концепции является разработка мер государственнойподдержки развития системы цифрового кинопоказа в России, формирование единойбазы правообладателей», [1].
4 – «перевод всейтехнической базы кинематографа на цифровое оборудование не только экономическивыгоден, но и обеспечивает новые возможности, недоступные ранее в традиционномкино. Становится возможным одновременное проведение мировой премьеры сиспользованием цифровых спутниковых и волоконнооптических каналовраспространения.
В области кинопрокатавлияние нового международного стандарта киновидеопроизводства может оказатьсяпоистине революционным. Кинопрокатные организации мира, использующиекинопленку, будут получать по волоконнооптическим и спутниковым каналам связи«цифровые» фильмы и на месте изготавливать «целлулоидные» копии высочайшеготехнического качества.
Цветовой охват лучшихцифровых систем кинематографа превосходит цветовой охват кинопленочных систем.Однако это превосходство не имеет существенного практического значения, так какцветовой охват кинопленок позволяет хорошо воспроизвести цвет предметов,характерных для кинематографа. Количество передаваемых полутонов, цветовыхоттенков изображения в кинопленочных системах значительно больше, чем вцифровых. Однако при 12-бит квантовании трех основных слагающих яркости(красного, зеленого и синего), которые используются в лучших цифровых системах,указанное превосходство не имеет существенного практического значения из-заограниченных характеристик зрительного анализатора человека. Более простое ибыстрое корректирование цвета в цифровых системах является их большимпреимуществом, а контраст изображения, экспонометрическая широта в сравниваемыхсистемах практически одинаковы», [2].
5 – «в России невозможнобыстрое развитии сети электронных кинотеатров в России, главным образом, поэкономическим причинам (ориентировочная цена комплекта оборудования, ссоответствующим оформлением одного кинозала приближается к 200 тыс. долл.).
Но также верно, чтоперспектив на дальнейшее развитие цветного кинематографа на пленке нет, так какодной из наиболее трудно решаемых и дорогостоящих проблем является утилизациявредных веществ, применяемых для химико-фотографической обработки цветныхкинофотоматериалов. С точки зрения экологии и охраны окружающей среды, а такжеблагодаря очевидным финансовым выгодам при производстве электронный кинематографимеет огромное будущее», [2].
Теперь рассмотрим втаблице 3.2. на сколько компетентна оценка экспертов обсуждаемой темы, спомощью оценки их друг друга по 10-ти бальной шкале.
Таблица 3.2. Оценка вбаллах привлечённых экспертов друг друга
/>i j 1 2 3 4 5 1 8 8 5 6 4 2 8 9 5 6 5 3 6 9 7 7 5 4 7 10 6 8 6 5 7 9 7 6 6 ∑ 36 45 30 33 26
∑∑ = 170
Рассчитаем коэффициентотносительной компетенции экспертов:
K1j= ∑Xij/ ∑∑Xij,
где i – оценивающий эксперт, а j – оцениваемый эксперт.
K1 = 0,2
K2= 0,3
K3 = 0,2
K4 = 0,2
K5 = 0,15
Составим ещё одну таблицуи посчитаем коэффициент компетенции с учётом оценивающих экспертов.
Таблица 3.3. Оценкапривлечённых экспертов друг друга с учётом самих оценивающих экспертов
/>i j 1 2 3 4 5 1 1,6 1,6 1 1,2 0,8 2 2,4 2,7 1,5 1,8 1,5 3 1,2 1,8 1,4 1,4 1 4 1,4 2 1,2 1,6 1,2 5 1,1 1,5 1,1 0,9 0,9 ∑ 7,7 9,6 6,2 6,9 5,4
∑∑ = 35,8
K1 = 0,2
K2= 0,3
K3 = 0,2
K4 = 0,2
K5 = 0,15
Следует, что наиболеекомпетентными являются второй и первый эксперты, директора кинотеатров«Кристалл Палас» и «Аврора» соответственно. Значит, на их мнения мы и будемориентироваться.
В заключение данной главыможно отметить, что основное преимущество цифровых технологий — неизменностькачества изображения при копировании, хранении, воспроизведении и передаче.Кроме этого, цифровые технологии обеспечивают более гибкий подход в работе синформацией. Помимо кинофильмов, электронные кинотеатры могут предоставитьширокий экран зрителям для просмотра в реальном времени важных культурных,политических и спортивных мероприятий. Россия, не имеющая сегодня налаженнойсети кинопроката, — очень перспективная страна для внедрения всейтехнологической цепочки электронного кинематографа: цифрового HD-производства,цифрового HD-вещания (распространения) и цифрового HD-показа.
Необходимо проводитьмероприятия, способствующие внедрению цифровых технологий в российскоекинопроизводство; отслеживание международного опыта и интеграция в мировуюкиноиндустрию, а также взаимодействие и сотрудничество с государственными иобщественными организациями, играющими важную роль в развитии современнойроссийской кинематографии.
Заключение
По ходу курсовой работыбыли выявлены основные аспекты прогнозирования, проанализирована существующаяситуация на кинематографическом рынке, а также были спрогнозированы показателикинотеатров формата 3D на2009 год методом экстраполяции и методом экспертных оценок было выявлено, что кконцу года 2008 года количество цифровых кинозалов в России достигнет 61, атакже выявлены следующие тенденции.
Видео поднимет планкумастерства в кино. Кино станет более походить на живопись или роман, а в этомслучае требуется куда больше таланта. Здесь столько преимуществ, нет, кпримеру, необходимости в освещении. Дело в том, что видео очень чувствительно ксвету. Отсутствие необходимости специального освещения означает отсутствиеэлектриков, гримеров, генераторов. Цифровое видео означает сжатые сроки,маленькие съемочные группы, скромные бюджеты. А маленькие камеры настольконезаметны, что можно снимать на улицах без специального разрешения.
Зрительская аудитория ужедостаточно подготовлена к тому, чтобы смотреть в кинотеатре не только фильмы.Он также высказал достаточно обоснованное предположение, что демонстрация вкинозалах альтернативного контента (реалити-шоу, концерты, футбольные матчи ит.д.) может стать в нашей стране решающим фактором при преодолении ментальногонеприятия незнакомых технологий, не связанных с традиционными пленочнымипроекторами.
Качество фильмов,созданных с применением цифровой технологии, выше, чем у лент, снятых на 35-ммпленке. Цифровая кинопроекция сегодня, — это высококачественные цифровыекинопроекторы на основе технологии DLP Cinema, серверы воспроизведения наоснове алгоритмов компрессии JPEG 2000, а также комплекс мер по доставке,шифрованию и кодированию фильма.
С учетом спецификисостояния киноотрасли в России, руководящую роль во внедрении цифровогокинематографа должно взять на себя государство, оно же должно обеспечитьправовую и экономическую поддержку. Для решения научно-технических вопросов, адаптациистандартов и технологий, подготовки специалистов цифрового кино в Россииимеется квалифицированный персонал научно-исследовательских и учебныхинститутов, а также хорошо развитая структура коммерческих организацийпоставщиков и интеграторов кинооборудования, активно продвигающих новыетехнологии. Для эффективной совместной работы всех заинтересованных стороннеобходима скоординированная программа действий.
Список литературы
1. Синемаскоп, информационное изданиекомпании «Невафильм» Выпуск 3 (19) / 2008
2. Интернет-библиотека dis_ru.htm
3. Синемаскоп, информационное изданиекомпании «Невафильм» Выпуск 4 (20) / 2008
4. Project – system.ru
5. Stereokino.ru
6. Sp-info.am.
7. Синемаскоп, информационное изданиекомпании «Невафильм» Выпуск 1 (21) / 2008