Содержание:
1.Введение. 3
2. Теория приватизации. 7
2.1.Сущность приватизации. 7
2.1.Формы и способы приватизации. 13
3. Российский опыт приватизации. 16
3.1. Необходимость приватизациисобственности в России. 16
3.2. Этапы приватизации. 18
Два этапа проведения приватизации- 18
3.2.1. Чековый этап. 18
3.2.2. Денежный этап. 23
4.Итоги приватизации. 28
4.1.Последствия первого этапа:- 28
4.2.Последствия второго этапа:- 28
Заключение. 36
Список литературы: 401.Введение.
Актуальностьтемы исследования. Важнейшими направлениями формированиярыночной экономики России являются поддержка предпринимательства,разгосударствление, приватизация и развитие конкуренции.
Вэтой связи, в условиях перехода России к многоукладной экономике, потребовалосьпреобразование государственной собственности на основе ее приватизации иразгосударствления, что явилось важным условием формирования рынка. В этихусловиях складывается необходимость понять и проанализировать процессыприватизации, проходившие в России, выявить задачи и особенности российскойприватизации, ее проблемы, перспективы и допущенные ошибки.
Экономическаяреформа в России (структурная, ценовая, финансовая), проводится в каждой сферекак бы в разных временных потоках, с разной скоростью и интенсивностью. Приватизациягосударственного и муниципального имущества являющаяся сердцевинойэкономической реформы, проходила быстро, последовательно и стала (наряду слиберализацией цен) самым ощутимым проявлением изменений в экономике.
Анализтеории и практики приватизационного процесса занимает все более важное место вотечественной экономической науке. Это обусловлено тремя причинами. Во-первых,необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран измененийпри переходе от административно-командной к рыночной экономике; во-вторых,постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношенийсобственности; в-третьих, использованием «карты» приватизации в остройполитической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсуждения еехода и результатов.
Втеории приватизации и обобщении ее практики сохраняется множество дискуссионныхи нерешенных проблем как методологического, так и прикладного характера. Болеетого, в условиях перехода России к рыночной экономике появляются новые моменты,имеющие важное значение для дальнейшего развертывания приватизационногопроцесса.
Следуетиметь в виду, что до сих пор по-разному трактуется даже само понятие«приватизация», его соотношение с категориями «частная собственность»,«разгосударствление». Особенно остры дискуссии о месте приватизации вэкономической реформе; об очередности или одновременности приватизации,либерализации цен и структурной перестройки; о целях приватизации; наконец, осочетании экономической эффективности и социальной справедливости, платности ибесплатности в используемых моделях приватизации. Самостоятельными проблемамиостаются критерии выбора способа приватизации, определение ее темпов, приоритетов.
Анализорганизации приватизационного процесса в российской экономике показывает рядприсущих ей черт, носящих как позитивный, так и негативный характер. Основныминегативными чертами являются следующие:
1.Единообразие способов приватизации для предприятий различных отраслей, объединяемыхпо величине стоимости основных фондов и численности трудовых коллективов. Отраслевыеособенности приватизации были сведены к порядку согласования плановприватизации предприятий с министерствами (ведомствами) и ограничениюакционирования первым вариантом с выпуском «золотой акции».
2.Игнорирование региональных особенностей приватизации. Различия в темпах испособах приватизации в регионах были обусловлены скорее действиями местныхвластей, выходящих за рамки своей компетентности.
3.Преимущественно бесплатный (или за символическую плату) способ передачисобственности. Его организационная форма — введение системы приватизационныхчеков на предъявителя.
4.Административное установление высоких «заданий» по срокам и объемамприватизации.
Внеэкономическоепринуждение в процессе приватизации породило появление проблем, не решенных врамках ее начального этапа. Среди них — порядок использования и финансированияобъектов социально-культурного значения, условия закрепления и продажипользователям земельных участков и недвижимости.
Многиеэлементы приватизационного механизма начального этапа сохраняются и в моделипослечековой приватизации. Это — перечень и критерии применения способовприватизации, списки приоритетных сфер приватизации, функции государственныхорганов. Основное же отличие заключается в переходе к денежной приватизации иинвестиционным конкурсам.
Выработкаобщей стратегии приватизационных мероприятий стала исходным пунктом дляконкретных решений о способах, темпе, очередности приватизации и методах оценкиимущества.
Процессприватизации нуждается в поддержке на двух уровнях: всего общества и трудовогоколлектива конкретного предприятия. Недостаточная пропаганда идей приватизациипривела к тому, что у значительной части как специалистов, так и населения вцелом сформировался негативный образ приватизационного процесса. Хотя вдействующей модели приватизации превалировали способы, формально ориентированныена уравнительную справедливость («чековая приватизация»).
Рассмотрениепроблем, связанных с механизмом и итогами чековых аукционов, сохраняет своюактуальность потому, что для денежных аукционов по продаже акцийреорганизованных предприятий предлагается аналогичный порядок проведения. Крометого, курс акций, установленный на чековых аукционах, является базой для курсаденежных аукционов и вторичного рынка акций. Ценные бумаги приватизированныхпредприятий в целом достаточно надежны, однако в настоящее время все женизкодоходны и малоликвидны.
Завершениеначального этапа приватизации в России (так называемой «чековой приватизации»)требует оценки его итогов и выявления особенностей. Переход к новому«инвестиционно-денежному» этапу приватизации нуждается в прогнозепостприватизационного развития предприятий./>2. Теория приватизации./>2.1.Сущность приватизации.
Приватизацияявляется одним из важнейших преобразований при переходе к рынку и представляетиз себя особую систему экономических отношений, возникающих в связи сизменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на«частную». Рассмотрение методологических основ разгосударствления иприватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системыотношений по изменению формы собственности на средства производства сгосударственной на частную (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную)под непосредственным воздействием государственных органов. Наиболее короткоеопределение приватизации формулируется как переход государственного имущества вчастый сектор экономики. Связь понятия приватизации и разгосударствлениязаключатся в том, что приватизация является разгосударствлением собственности.Иногда эти процессы воспринимаются как возврат государственной собственности еёистинным владельцам. Но до сих пор нет единого определения приватизации. Взападных странах можно встретить множество определений, такие как:
переходправ собственности государства в пользу частных лиц (частного сектора) или сменагосударственной собственности на частную;
полнаяпродажа государственных предприятий частным лицам;
продажачасти активов;
передачафункций государственной собственности частному сектору народного хозяйства стем, чтобы распределение и взаимодействие ресурсов осуществлялось через рынок.
Несмотряна разнообразие определений можно выделить две основные модели приватизации:платная и бесплатная. Каждая из которых опирается на определенные доводы иаргументы.
Бесплатнаяприватизация. Основные доводы в её пользу сводятся к следующему: так как пригосударственной монополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности,то его надо превратить из формального в реального собственника наделив егочастью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы кпроизводительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованиюограниченных ресурсов. Практически реализация связана с наделением всех гражданприватизационными чеками — ваучерами.
Платнаяприватизация. В этом случае государственная собственность подлежит продаже поразличным схемам. Основная идея этого процесса продажа на аукционах за деньги.Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем его акциипродаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, что только в этом случаепоявится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличениюдоходной части бюджета.
Одиниз серьезных вопросов касающийся приватизации это сроки её проведения: или онадолжна быть растянутой на несколько десятилетий, или быстрой. Существует мнениечасти ведущих экономистов, что находящуюся в государственной собственностиэкономику вряд ли возможно приватизировать за 2-3 года. Реальное еёосуществление должно быть медленным по трем основным причинам:
1.сбережения, необходимые для приобретения в частную собственность объектовпромышленности, накапливаются медленно;
2.требуется время, чтобы рынок стал хорошо функционировать и определил рыночнуюстоимость предприятий;
3.монополизированную социалистическую промышленность необходимореструктурировать, прежде чем производственные предприятия можно было бывыставить на продажу;
Сторонники быстройприватизации считают, что таким путем можно в сжатые сроки создать новый классчастных собственников — основную базу социальных реформ. В конкретном планепредлагается «обвальная» приватизация жилого фонда, мелких и средних (особенноторговых) предприятий. Но ни одна из моделей не используется в полном объеме,только их объединение приводит к ожидаемому эффекту.
Приватизацияс одной стороны, должна стать элементом экономической реформы, ядромрадикальных преобразований, а с другой, — инструментом государственногорегулирования долговременного характера.
Основныецели приватизации в переходной экономике должны быть следующими:
1.Экономическая (повышение эффективности функционирования хозяйства).
2.Фискальная (увеличение доходов государственного бюджета за счет продажипредприятий в частные руки).
3.Социальная (обеспечение социального мира).
4.Перераспределение экономических основ власти. Следует отметить, что реализацияцелей приватизации взаимопротиворечива.
Основнымикритериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность иразмер предприятия, учет принципов социальной справедливости и приоритетатрудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиляпредприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия,привлечение инвестиций. Названные критерии обусловили следующие основныеспособы приватизации — акционирование (с закрытой подпиской или продажейакций); продажа предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционномуконкурсу (на аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство. Чтобыдобиться наибольшего результата надо отдать предприятие в руки умелыхуправляющих и суметь заинтересовать их в достижениях наилучших конечныхрезультатов.
Основнымпринципом приватизации должен являться генеральный принцип всех реформ — ненавреди!
Наоснове опыта приватизации в странах с рыночной экономикой и с экономикойпереходного периода можно сформулировать ряд принципов:
приватизацияне должна являться догмой или капризом моды, государственная собственностьнеобходима как дополнение к рыночному механизму;
приватизациидолжны предшествовать реструктуризация и разрушение неоправданных монополий;
измененияструктуры собственности должны носить постепенный характер;
обязательнымиусловиями приватизации должны быть новые, инвестиции, совершенствованиеуправления, сохранение определенного уровня занятости и социальногообеспечения, формирование и поддержка средних слоев;
приватизациядолжна проводится с учетом национальной безопасности;
каждыйшаг приватизации должен быть обоснованным, публичным и доступным народномуконтролю.
Основныеконцепции приватизации.
Вусловиях рыночной трансформации российской экономики в центре дискуссий чащевсего оказываются понятия «частная собственность», «приватизация»,«разгосударствление», «коммерциализация».
Всоответствии с «традиционным» подходом общественная и частная собственностьрассматриваются как два антагонистических типа собственности. Именно этотподход имел наибольшее распространение и обоснование в экономической литературесоветского периода. В его рамках даже мелкая частная собственность, основаннаяна собственном труде, считалась антагонистичной общественной.
Второйподход — «трудовой» — на первый план выдвигает такой критерий, как «трудовой» и«эксплуататорский» характер собственности. Понятие «трудовая собственность»может включать в себя, помимо общественной, и частную трудовую, и коллективную,и акционерную собственность.
Третийподход, который по его собственному критерию можно назвать «субъектным»,тяготеет к отождествлению частной и индивидуальной собственностибезотносительно к типу и способу производства.
Четвертыйподход условно можно назвать «западным»: в соответствии с ним негосударственнаясобственность является частной (хотя и не вся — отдельно выделяетсякооперативная собственность). Поэтому и приватизация понимается какразгосударствление, т.е. переход средств производства из собственностигосударства в собственность пайщиков, акционеров, коллективов, индивидуальныхвладельцев, как сокращение государственного сектора.
Однакоприватизация не сводится к общей политике дерегулирования экономики, еегосударственного и негосударственного секторов. Напротив, она представляетсобой элемент государственного регулирования долговременного характера.Коммерциализация предприятий федеральной и других видов государственнойсобственности, не подлежащих приватизации, проявляется в том, что в условияхрынка они функционируют на общественных началах как субъектыпредпринимательской деятельности.
Массовыйхарактер приватизация может принять только при использовании разных методов (вчастности, акционирования и конкурсной продажи). Приватизация важна не сама посебе, а как взаимозависимость приватизации и де приватизации — двух возможныхметодов государственного воздействия на формирование экономической структурыобщества, границ приватизации, взаимоотношений приватизированных игосударственных предприятий.
Экономическоесодержание приватизации.
Рассмотрениеметодологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрытьэкономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формысобственности на средства производства с государственной на частную поднепосредственным воздействием государственных органов.
Припродаже предприятия происходит реальная приватизация государственнойсобственности. Преобразование предприятия в акционерное общество можно назватьформальной приватизацией, так как после выкупа акций бывшего государственногопредприятия членами трудового коллектива остальные акции остаются вгосударственной собственности, и требуется время, пока их не выкупят другиеинвесторы.
Содержаниесистемы отношений приватизации раскрывается через ее цели. В этом аспектеприватизация — не цель реформы, а ее инструмент. Приватизация способствуетдемонополизации производства. К сожалению, резкий переход к акционированиюкрупных предприятий произошел без их предварительной реорганизации икоммерциализации. Это не позволило увязать задачи приватизации идемонополизации. Следует учитывать, что проблему демонополизации удается решитьне во всех отраслях народного хозяйства и не только методами разукрупнения.Взаимосвязь приватизации и демонополизации настолько сложна, что использованиеразрешенных программой приватизации методов приводило к разрушению сложившихсяотраслевых научных комплексов при выходе из них структурных подразделений.
Реализацияцелей приватизации взаимно противоречива. Явные противоречия существуют междупринципами социальной справедливости и экономической эффективности. Здесьпришлось поступиться нормами справедливости в целях ускорения процессаразгосударствления и приватизации. Важным средством приватизации являетсяперераспределение доходов и имущества.
Приватизацияявляется тем звеном экономической реформы, которое одновременно создаетпредпосылки для реализации других направлений реформы. Приватизацияразворачивается в условиях изменения политической обстановки при переходе от«дирижистской» модели регулирования экономики к «неолиберальной». Обратныйпереход может сопровождаться процессом деприватизации. Это подтверждаетпостоянный характер приватизационного процесса как инструмента государственногорегулирования. Проведение приватизационных мероприятий в России сталкивается сцелым рядом объективных препятствий. Прежде всего масштаб предполагаемыхпреобразований несопоставим с аналогичными процессами в других странах.Практически отсутствовала инфраструктура рынка капиталов. Резкий спадпроизводства значительно усложнил оценку потенциала низко рентабельныхпредприятий. Наблюдалась нехватка финансовых средств у населения. Эти условияобъясняют неизбежную неэквивалентность продажи государственного имущества инеобходимость привилегий для различных групп населения (трудовых коллективов,безработных и т.п.).
Приватизацияявляется важнейшим инструментом институциональной политики, и ее осуществлениеведет к формированию новой социально-экономической структуры народного хозяйства.Приватизация на самом деле сделала реформы необратимыми, поскольку здесьвозврат затронул бы интересы миллионов людей. Возник искусственныйинвестиционный спрос и определенная концентрация прав собственности./>2.1.Формы и способы приватизации.
Понятие«приватизация» не всегда употребляется в одинаковом значении. Поройпреобразование предприятий или сфер деятельности из государственных в частныеназывается приватизацией даже в том случае, если пакеты акций данных компанийпродолжают оставаться полностью во владении государства. В более узкомпонимании приватизация имеет место лишь тогда, когда государство перестает бытьосновным собственником, а покупателями или владельцами долей выступают частные лицаили предприятия с преобладающим частным капиталом. Имеются различные путипередачи прав собственности из рук государства в руки частных лиц. Выбор тогоили иного пути зависит от политических, экономических и социальных реалий, атакже от приоритетов в каждой конкретной стране.
Формальнаяприватизация. Данная форма приватизации предполагает перевод государственногопредприятия в частноправовую форму. Это может происходить в порядке общего иличастного правопреемства. Формальная приватизация ничего не меняет ни вотношениях собственности, ни в капиталовооруженности предприятия, ни в доступек техническим знаниям или управленческим ресурсам. В процессе проведенияформальной приватизации задачи государства не определяются заново. Дляреализации этих задач государство использует инструменты частного права. Здесьтакже можно говорить об организационной приватизации, при которой не происходитникаких существенных изменений в распределении задач между государством ичастными лицами. В таких случаях формальная приватизация рассматривается какнеобходимый подготовительный этап для проведения материальной приватизации.
Реальнаяприватизация. О реальной приватизации говорят в том случае, когдагосударственное предприятие продается частным стратегическим инвестором. Подобнаяформа приватизации встречается, прежде всего, на муниципальном уровне и имеетчетыре основные формы:
продукция- услуги, производимые государственными предприятиями, заменяются продукцией — услугами других предприятий;
прииспользовании так называемой «контрактной системы» частный продавец оказываетгосударственному органу определенные платные услуги, которые потребляютсянепосредственно населению;
прииспользовании «концессионной модели» частное предприятие оказывает гражданамплатные услуги;
в случаеиспользования «чековой системы» государство размещает финансируемые за счетналоговых поступлений чеки, которыми можно производить расчеты с любымипредприятиями — поставщиками.
Открытыйи ограниченный тендер. С помощью этого в высшей степени открытого метода можноохватить широкий круг потенциальных инвесторов. При выборе инвестора цена неимеет первостепенного значения; важную роль могут играть и другие критерии. Вотличие от массовой приватизации здесь может иметь место значительный притоккапитала.
Аукцион.Целью этого метода является продажа предприятия по наивысшей цене. При этом неучитываются особенности или профиль инвесторов.
Прямаяпродажа. По стратегическим соображениям предпочтение отдается ведениюпереговоров непосредственно с отдельными инвесторами. Наиболее важную рольздесь играет правильное определение реальной стоимости предприятия.
Management-Buy-Out:данная форма приватизации имеет место в том случае, когда предприятие или частьпредприятия переходит в собственность его руководящего состава.
Management-Buy-In:об этой форме приватизации говорят тогда, когда предприятие приобретаетсяруководством стороннего предприятия. В этом случае новые собственники проводятполную или частичную смену прежнего руководства.
Приватизациясопровождается рядом сопутствующих мероприятий, таких как разукрупнение,реструктуризация, оценка предприятий, поиск инвесторов, изменениеантимонопольного законодательства и реализация мероприятий в социальной сфере./>3. Российский опыт приватизации./>3.1. Необходимость приватизации собственности в России.
Переходяк вопросу о необходимости проведения приватизации в России, следует сказатьследующее. Дело в том, что российская экономика долгое время находилась подвлиянием административно-командной системы хозяйствования. Уже с конца 20-хгодов мы тщательно пытались заменить ее чем-то более рациональным, нестихийным, «научно обоснованным». На деле же был создан неэффективный механизмхозяйствования. Достаточно сказать, что на его основе непроизводительныерасходы и потери в народном хозяйстве страны оцениваются примерно в 38-40%валового общественного продукта страны. В сущности, мы ушли не вперед, а всторону от магистрального пути цивилизации и зашли в тупик, из которого ипытаемся сейчас выбраться. Попыткой правительства выхода из сложившегосяположения явилось создание рыночной экономики в России (хотя следует сказать,что путь к сбалансированной рыночной экономике длительный и противоречивый, какпоказывает иностранный опыт. Он включает также и переходный период). Для этогопотребовалось создание условий формирования рынка, рыночной инфраструктуры. Этиусловия следующие:
приватизациясобственности; самостоятельность субъектов рынка;
системасоциальной поддержки населения; право субъектов самостоятельно договариваться оцене: достаточное число производителей, формирующих предложения товаров;
устойчивостьрубля и денежного обращения; демонополизация хозяйственной деятельности ихозяйственных связей;
системасоциальной поддержки населения; наличие конкуренции; независимоесудопроизводство, необходимая сеть учреждений Госарбитража;
правосубъектов самостоятельно договариваться о цене;
развитиевнешнеэкономических связей;
формированиеу людей рыночных норма поведения.
Входе приватизации в России государство, будучи практически главным инвестором исодержателем огромного числа убыточных и малорентабельных предприятий,отказалось от этого груза в условиях рыночной экономики, т.к. при сохранениимонопольного положения одного собственника (в данном случае государства)невозможно полноценное развитие рыночных отношений.
Такимобразом, цель приватизации, как фундаментального элемента реформы в«переходной» экономике заключалась в обеспечении условий для нормальногофункционирования будущей рыночной системы. Именно в ходе процессовтрансформации отношений собственности в масштабах страны возможно формированиеновых мотиваций хозяйствующих субъектов и предпосылок для рационального измененияструктуры производства как базовых условий повышения эффективности производстваи роста национального дохода.
Приэтом важную роль при достижении целей приватизации играла программа Российскогоправительства, определявшая очередность практических шагов приватизации:
преодолениемонополии государства и создание условий гражданского общества и социальноориентированной рыночной экономики. Для этого нужны реальные субъекты рыночныхотношений, которые смогут доказать свою жизнеспособность лишь эффективнымведением хозяйства на основе заинтересованности и ответственности;
преодолениебесхозяйственности, убыточности, дефицитов, в том числе и дефицита бюджета какодного из основных источников инфляции;
стимулированиеинициативы собственников как источника самодвижения, саморазвития экономики;
изменениероли государства, ибо государство перестает быть монопольным собственником, носохраняется как один из собственников; при этом государство берет на себяфункции регулирования рынка в основном экономическими методами.
Наосновании всего вышеизложенного можно сказать, что при участии государства впроцессе приватизации структура собственности, в конечном итоге, смоглаприобрести следующий вид: государственные предприятия, частный бизнес, народныепредприятия, акционерные корпорации с преобладанием государственного капитала,акционерные негосударственные предприятия. Такая структура и характерна длямногоукладной рыночной экономики. Рынок необходим для российского государства,как средство решения многих экономических и хозяйственных проблем, нависших врезультате длительного сохранения в России командно-административ-ногомеханизма управления экономикой. 3.2. Этапыприватизации.Два этапапроведения приватизации3.2.1. Чековый этап.
Концепция проведения приватизации государственной собственности в РоссийскойФедерации предусматривала два этапа ее реализации: чековый (ваучерный) иденежный. Временные рамки указанных этапов были определены следующим образом:этап чековой приватизации — с июня 1992 г. по 1 июля 1994 г.; этап денежнойприватизации — с 1 июля 1994 г. по настоящее время. Основными целями первого(чекового) этапа приватизации были:
ü массовое разгосударствлениероссийской экономики, перераспределение и закрепление прав частнойсобственности в российском обществе при минимуме социальных конфликтов;
ü формирование слоячастных собственников, содействие созданию социально ориентированной рыночнойэкономики;
ü обеспечение условийдля повышения эффективности функционирования российских предприятий;
ü создание необходимыхзаконодательных и организационных условий и механизмов для перехода правсобственности от одних лиц к другим;
ü содействие процессустабилизации финансового положения в Российской Федерации;
ü созданиеконкурентной среды и обеспечение условий для демонополизации народногохозяйства;
ü расширениеинвестиционной базы российских предприятий и привлечение иностранных инвестицийв российскую экономику.
Началореализации чековой модели приватизации осуществлялось в следующих условиях:
ü а) избранныйвариант экономической реформы требовал незамедлительного разгосударствления ивысоких темпов проведения приватизационных процессов, что с учетом масштабовроссийской экономики неизбежно вело к значительным организационным и инымпроблемам;
ü б) Россия нерасполагала квалифицированными кадрами, имеющими соответствующий уровеньподготовки для быстрого и качественного решения задач приватизациигосударственной собственности;
ü в) в странепрактически полностью отсутствовали необходимые финансовые ресурсы длявыполнения намеченных задач по приватизации государственного имущества, атакже отсутствовал платежеспособный спрос населения;
ü г) в РФнасчитывалось более 240 тыс. государственных и муниципальных предприятий, чтотребовало разработки типовых стандартных процедур приватизации, позволяющих вкороткие сроки провести их разгосударствление;
ü д) иностранныеинвесторы не проявляли желаемого уровня интереса к приватизации в России.
Перечисленныеусловия определили следующие характерные черты российской моделиприватизации:
1)массовый характер приватизации обеспечивался за счет применения жесткихстандартных процедур, легко контролируемых работниками государственных органовсреднего уровня квалификации;
2)форсирование приватизации по времени осуществлялось посредством включения вежегодные госпрограммы приватизации, имевшие силу закона, конкретных адресныхзаданий по приватизации; 3) отсутствие необходимых финансовых средствдолжно было быть компенсировано отчасти путем бесплатной раздачигосударственной собственности (в буквальном смысле бесплатной или заприватизационные чеки), а в остальном — путем продажи по минимальным ценам
Процессприватизации в России качественно отличается от приватизации, проводимой взападных странах. Сам характер разгосударствления социалистической экономикипоставил более глубокие и масштабные задачи в области приватизации, а именно:служить инструментом создания не только новой структуры собственности, но иформирования класса частных собственников.
Для законодательного обеспечения процесса приватизации в кратчайшие сроки быларазработана и утверждена правовая база, включающая Закон «О приватизациигосударственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации»,государственные программы приватизации, указы Президента Российской Федерации,постановления Правительства Российской Федерации и распоряжения ГоскомимуществаРоссии. Формы, конкретные пути и варианты приватизации были определены Государственнойпрограммой приватизации государственных и муниципальных предприятий в РоссийскойФедерации на 1992 г. Программа предусматривала четыре способа приватизации: аукцион,коммерческий конкурс, аренду с правом выкупа, акционирование.
B качестве основного инструмента приватизациина ее первом этапе были использованы приватизационные чеки, выданные всем российскимгражданам вне зависимости от пола, возраста, места жительства и характеразанятости. Население России получило 146,064 млн. приватизационных чеков.Каждый владелец приватизационного чека имел четыре возможности:
1)использовать свой чек при закрытой подписке на акции своего предприятий (в ходетакой подписки было принято почти 26 млн. чеков); 2) участвовать в чековомаукционе; 3) купить акции чекового инвестиционного фонда (таких фондов былосоздано 640, они собрали свыше 60 млн. приватизационных чеков); 4) продать чек(всего было продано около четверти выданных чеков).
Сорокмиллионов граждан России стали акционерами созданных в ходе приватизацииакционерных обществ или чековых инвестиционных фондов. На чековых аукционахпродавались акции 16462 предприятий с совокупным уставным капиталом 1421 млрд.руб., были проданы акции общим номиналом 285 млрд. руб., т.е. около 20%.Средневзвешенный курс аукциона составил 2,4 тысячерублевые акции на один чек.В первый этап приватизации было вовлечено практически все население России.
Чековый этап приватизации позволил добиться существенного разгосударствленияэкономики, поскольку большая часть объектов малой приватизации к середине1994 г. была передана в частные руки (свыше 85 тыс. магазинов, ресторанов,кафе, предприятий службы быта). На базе средних, мелких и крупных государственныхпредприятий к середине 1994 г. было создано 20 тыс. акционерных обществ. Кконцу ноября 1994 г. было приватизировано 110 тыс. предприятий.
Предполагавшийсяпри разработке модели чековой приватизации вариант дальнейшего развитияситуации по перераспределению собственности, при котором после быстрого ееразгосударствления начнется не менее быстрый процесс перехода правсобственности в руки эффективных собственников, в период с, 1992 по 1994 г.фактически не наблюдался. Концентрация капитала в интересах «стратегическогочастного собственника» не происходила. Даже тогда, когда такая концентрацияимела место, она, как правило, осуществлялась на базе спекулятивного, а непроизводственного капитала.
В условиях высокой инфляции, характерных для периода проведения чековойприватизации, когда инвестирование в реальное производство сопровождалосьвысокими рисками, процесс приватизации оказался в какой-то степени изолированнымот других элементов экономической политики (от структурных реформ и макроэкономическойстабилизации). Это стало дополнительным фактором отсутствия масштабногоповышения эффективности реального сектора российской экономики врассматриваемый период.
На этапе чековой приватизации практически не была решена задача привлечения вроссийскую экономику иностранных инвестиций, что провозглашалось в качествеодной из основных целей этого этапа. В частности, к концу 1993 г. иностранныеинвестиции в России составили в целом менее 2,7 млрд. долл., а за первуюполовину 1994 г. возросли лишь на 278 млн.долл.
Такоймалый объем участия помимо общих причин, препятствующих притоку иностранныхинвестиций в российскую экономику (отсутствие политической стабильности,неблагоприятный инвестиционный климат, высокий уровень налогов), объясняетсяпросчетами в самой организации проведения приватизации. К их числу можноотнести: трудности с приобретением пакета акций, позволяющего реально влиятьна положение дел на предприятии; законодательная неопределенность положенияиностранного инвестора в ходе приватизации, вынуждавшая большинствоиностранных инвесторов действовать через посредников, что затрудняло ихпрямое участие в процессе приватизации.3.2.2. Денежный этап.
Главная цель денежного этапа приватизации, официальное начало которогодатировано 1 июля 1994 г., — переход прав собственности на приватизируемоегосударственное имущество в руки реально ответственных (эффективных)собственников.
Денежный этап приватизации должен обеспечить выполнение трех стратегическихзадач:
1) сформироватьинвесторов, владеющих значительными пакетами акций, что повысит ихзаинтересованность в долгосрочных инвестициях;
2) обеспечитьприватизируемые предприятия наличными средствами, необходимыми для ихструктурной перестройки;
3) способствоватьрешению фискальных задач, т.е. пополнению доходной части госбюджета.
Особенностьюденежного этапа является его направленность на осуществление перехода отсистемы бесплатной раздачи собственности к ее реальной продаже в ходеотносительно «медленной» приватизации. В интересах привлечения стратегическихинвесторов, которые ориентируются на контроль и управление предприятием,предполагалось выставлять на денежные аукционы и инвестиционные конкурсыотносительно крупные пакеты акций — не менее 15—25% уставного капиталапредприятия.
Косновным объектам приватизации нового этапа относятся три вида имущества:государственные пакеты акций приватизированных предприятий, земельные участкиприватизированных предприятий и недвижимость.
Первоначальнона новом этапе предполагалось использовать следующие методы приватизации:
1) безвозмезднуюпередачу акций работникам;
2) продажуакций работникам по закрытой подписке;
3) продажуакций по инвестиционному конкурсу;
4) продажуакций по коммерческому конкурсу;
5) продажуакций на аукционе, в том числе с использованием институтов фондового рынка,включая биржи;
6) продажуакций на специализированном аукционе;
7) продажупредприятий на аукционах;
8) продажупредприятий по коммерческому конкурсу, в том числе с ограниченным числомучастников;
9) продажупредприятий по инвестиционному конкурсу;
10) выкупарендованного имущества;
11) продажупредприятий товариществам по особым льготам;
12) продажуимущества (активов) действующих, ликвидируемых и ликвидированных предприятий;
13) продажуобъектов незавершенного строительства (особые процедуры);
14) продажупредприятий-должников (особые процедуры).
Главнойотличительной чертой современного этапа приватизации является действие Федеральногозакона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизациимуниципального имущества в Российской Федерации» (далее—«Закон оприватизации»). Поскольку некоторые из вышеперечисленных методов приватизациипоказали свою неэффективность, в Закон о приватизации не вошли безвозмезднаяпередача акций, закрытая подписка и инвестиционный конкурс.
В ходе приватизации было образовано около 31 тыс. открытых акционерныхобществ; общее число приватизированных предприятий на 1 января 1998 г.составило 126785, или 58,9% от общего количества государственных предприятий вначале приватизации. Изменение структуры распределения приватизированныхпредприятий по формам собственности в 1994—1997 гг. представлено в табл. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. Число приватизированных объектов, всего 21905 10152 4997 3353 По формам собственности: муниципальная 11108 6960 3354 1362 субъектов РФ 5112 1317 715 340 федеральная 5685 1875 928 1651
К основным результатам денежной приватизации следует отнести:
1)выведение значительной части государственного имущества из-под директивногоуправления государства и вовлечение его в рыночный оборот;
2)формирование основ рынка недвижимости, в том числе рынка земли под объектамиприватизации. Положительные результаты денежной приватизации состоят также вее бюджетном эффекте:
в1997 г. запланированное бюджетное задание было превышено в 2,8 раза. Этосвязано с впервые примененной практикой предпродажной подготовки предприятия.
Процесс приватизации способствовал и погашению задолженности предприятий поплатежам в бюджет за счет инвестиций, вносимых победителями конкурсов: в 1997г. эти средства составили 578 млрд. руб.
Следуетотметить основные факторы, без наличия которых приватизация в 1997 г. не принеслабы бюджетного эффекта:
ü а)снижение политических рисков в связи с отсутствием каких-либо выборов (чтовызвало повышение активности фондового рынка и увеличение числа продаж);
ü б)низкая доходность по государственным ценным бумагам, которая способствовалаинвестированию в реальный сектор экономики (по некоторым оценкам, кризисноесостояние финансовых рынков отвлекает на операции с государственными ценнымибумагами 80—90% средств);
ü в)совершенствование нормативной базы приватизации.
Денежнаяприватизация имела положительное значение с точки зрения привлечения иностранныхинвесторов. Сам факт перехода к денежной приватизации является новым стимуломдля многих из них в силу появления привычных средств платежа.
В ходе денежной приватизации высветился ряд проблем. Прежде всего этообострение противоречий между покупателями предприятий и менеджментом.Конфликт заключается в том, что значительная часть директората, не сумевшаяприспособиться к новым условиям хозяйствования (более жесткие бюджетные ограничения),по-прежнему характеризуется склонностью к государственному патернализму и вообщементалитетом советского хозяйственника. Максимизация прибыли занимает в егоприоритетах подчиненное место, а на передний план, как и раньше, выдвигаетсязадача наращивания объемов производства. А новые собственники не обладаюттакими финансовыми возможностями, чтобы удовлетворить инвестиционные запросы приватизированныхпредприятий, да и не желают этого, опасаясь разворовывания инвестируемыхсредств директоратом предприятия, прокручивания денег на счетах дружественныхкомпаний, расходования валюты в целях личного потребления, и т.п. По даннымВЦИ-ОМ, 74% новых инвесторов отказываются финансировать свой объектсобственности, пока у руководства остается старый менеджмент.
Таким образом, в результате проведения массовой приватизации, как на чековом,так и на денежном ее этапах, поставленные перед органами по управлениюгосударственным имуществом задачи не были решены в полном объеме.. При этом:
1) небыл сформирован широкий слой эффективных частных собственников;
2) структурнаяперестройка экономики не привела к необходимому уровню повышения эффективностидеятельности предприятий;
3) привлеченныхв процессе приватизации инвестиций сказалось явно недостаточно дляпроизводственного, технологического и социального развития предприятий;
4) вряде отраслей не удалось сохранить конкурентное положение предприятий отечественном и мировом рынках.4.Итогиприватизации.4.1.Последствияпервого этапа:
В 1992г. почти одновременно начались инфляция и ваучерная приватизация. В результатеэтих двух взаимоисключающих процессов был получен прямо противоположныйрезультат. Предполагалось, что ваучеры позволят восполнить отсутствие унаселения легитимных сбережений. Но запущенный механизм либералтизации цен,сопровождавшийся гиперинфляцией, уничтожил не только возможность получениядоходов за счет ваучеров (рассчитывали, что на каждый ваучер можно будетприобрести до двух легковых автомобилей «Волга»), но и те небольшие сбережения,которые копились населением годами. В итоге проведенной «операции», во-первых,возникло недовольство населения, потерявшего свои сбережения; во-вторых, акцияпо созданию легитимных источников для выкупа государственной собственности несостоялась; в- третьих, было подорвано отношение не только к ваучерам и клегитимности приватизации, но и новой системе прав собственности в целом.4.2.Последствиявторого этапа:
Предполагалось,что в результате денежной приватизации будет создан класс собственников,который поведет дело более рационально и резко повысит эффективностьпроизводства. Законом «О приватизации государственных и муниципальныхпредприятий в РСФСР», принятом в июле 1991 г., предусматривалось определениеначальной цены для продажи предприятий по конкурсу (на аукционе), или величиныуставного капитала акционерного общества на основании оценки предприятия по егопредполагаемой доходности, либо на базе оценки возможной выручки от распродажиего активов.
Практическиназначение стартовой цены осуществлялось по остаточной балансовой стоимостиосновных производственных фондов, что занижало оценку предприятий на несколькопорядков. При фактически бесплатной раздаче собственности оказалось выгоднымприобретать имущество не для того, чтобы завести дело, а ради продажи. При этомсобственниками крупных пакетов акций, как правило. Становились субъекты,которые заведомо не обладали ресурсами для существенных инвестиций.
В итогепосле десяти лет реформ большинство населения стало жить хуже. Наиболееобобщенным показателем, характеризующим уровень жизни людей, является Индексразвития человеческого потенциала (ИРПЧ), вычисляемый с 1990 г. экспертами ООНв рамках специальной Программы развития ООН. Этот индекс составляется на основетрех факторов: ВВП на душу населения, уровень образования, продолжительностижизни. После распада СССР во всех постсоветских странах наблюдалось резкоепадение ИРЧП. В 1990 г. СССР в целом занимал 33-е место в мире по ИРЧП. В 1993г. Россия находилась уже на 57-м месте, в 1997 г.- на 67-м, в 1999г.- на 71-м.Похожа ситуация наблюдалась в других бывших советских республиках.
Помимопоказателя ИРПЧ есть другой показатель, так называемый «децильный» коэффициент,который показывает соотношение доходов в 10% самого богатого и самого бедногослоев населения страны. По официальным данным, в СССР в 1990г. от составлял4,4, т.е. доходы богатого слоя превышали доходы бедных в 4,4 раза. По данным«Доклада о развитии мира в 2000-2001гг.», подготовленного экспертами Всемирногобанка, этот показатель в России за 1998г. составил 22,7. В нашей стране за годыреформ проводилась наиболее социально жесткая политика. В результате произошелсамый большой рост социального неравенства по сравнению со странами не толькоСНГ, но и Центральной и Восточной Европы.
Приватизацияв естественном смысле этого слова — то есть нормальная продажа государствомсвоего имущества в частные руки — была в сложившихся условиях невозможна потрем основным причинам.
Во-первых,такая приватизация — дело небыстрое, а реформа экономики требоваласьнезамедлительно.
Во-вторых,такая приватизация — дело «штучное», для которого понадобилась бы буквальноармия хорошо подготовленных специалистов для представления интересов обеихсторон: и продавца, и покупателей.
Наконец,в-третьих — и это препятствие неодолимее всех остальных — в стране попросту небыло достаточного количества денежных средств.
Так,например, Комитет по собственности и приватизации полагает, что в «ходеприватизации были допущены многочисленные нарушения прав субъектов федерации иместных органов власти, определенных Федеративным договором и Конституцией РФ»,что «способствовало росту напряженности во взаимоотношениях федеральных органоввласти с субъектами федерации».
Однако,кажется, что массовая приватизация, каким бы способом она ни проводилась, немогла не обострить отношений федеральных властей с регионами, беря во вниманиедобровольную сдачу экономической основы своей власти. Тем более, что местныевласти не получили от «полубесплатной» приватизации ничего, хотя бы в виденебольшого денежного пополнения в бюджет.
Втораяпроблема возникшая в процессе приватизации, по мнению Комитета — это таковая,что, раздача населению ваучеров вместо именных приватизационных счетов привелак тому, что 1/4 ваучеров была продана — соответственно некая сумма денегдополнительно попала к той части населения, которая еле-еле сводит концы сконцами, то есть сразу вышла на рынок товаров первой необходимости, что в своюочередь привело к увеличению инфляции.
Болеетого, Комитет считает, что аналогичный эффект продуцируется и теперь, когдамасса работников приватизированных предприятий, получивших свои акции почтибесплатно, продает их на вторичном рынке: «средства, находящиеся в распоряжениикоммерческих структур, активно поступают на рынок потребительских товаров».Казалось бы — о чем здесь идет речь? Если люди, находясь в тяжелом финансовомположении, продают то, что разумнее было бы попридержать, это негативноеявление — но неизбежное. Однако Комитет видит в этом вину руководстваГоскомимущества: им «принимаются все меры для поощрения процесса скупки акций(к таким мерам можно отнести запрет на создание в ходе приватизации акционерныхобществ закрытого типа, попытки преобразовать все АОЗТ в акционерные обществаоткрытого типа, запрет на введение ограничений на операции по купле-продажеакций)».
Осоздании в ходе приватизации АОЗТ и речи не было просто потому, что был принятпринцип конкурсности приватизации. Что же касается отказа от ограничений накуплю-продажу акций, то непонятно, кому бы они пошли на пользу: работникампредприятий, которые хотели бы, но не могли продать в трудный момент своиакции, или самим предприятиям, которые лишились бы возможности обеспечитьликвидность своих акций и тем самым надежд на размещение новых эмиссий?
Итак,ссылаясь на вывод Комитета, можно согласиться с тем, что «постприватизационнаяперепродажа акций увеличивает темпы инфляции (здесь важно заметить связь междуприватизацией и безработицей».
Далее,если наблюдать связь между инфляцией и приватизацией, то по мнению Комитетаприватизация ничтожно мало средств поставила бюджету. Однако, здесь же можносделать оговорку, что ведь она и предполагалась быть полубесплатной иполудешовой.
Впрочем,одно высказывание Думского Комитета по этому поводу, звучит серьезнонеоправданное формирование темпов приватизации привело к тому, что предложениепредприятий и объектов недвижимости существенно превысило платежеспособныйспрос. Уровень цен на объекты приватизации на конкурсах и аукционах оказалсязначительно ниже того уровня, который мог бы быть обеспечен в случаевыдерживания рациональных темпов приватизации».
Вдовершении ко всему. Комитет негативно высказался о том, что приватизация впервую очередь охватила высокорентабельные госпредприятия, тогда какпредприятия убыточные остались на бюджете. И, далее. Комитет говорит о том, что,таким образом, бюджеты всех уровней лишились такой важной статьи дохода, какприбыль от хозяйственной деятельности предприятий, находящихся в гос- имуниципальной собственности. Однако, тут же следует оговориться о том, что ужес момента принятия еще союзного закона о 1 госпредприятии, вышеназванной статьидохода не существует: прибыль, остающаяся после уплаты налогов, остается вполном распоряжении предприятия.
Подводяитоги рассмотрения этой проблемы, аналитики Комитета по собственности иприватизации возложили изрядную долю вины на приватизацию и за плачевноесостояние бюджетов всех уровней, и за инфляцию. Однако, это обвинение в сторонуприватизации, не совсем правильно, повторяя утверждение о варианте бесплатнойприватизации в России, как было сказано выше. Поэтому, как кажется, следуетговорить не о самой бесплатной приватизации, а о путях реформированияроссийской экономики в целом.
Далее,если взглянуть на такую проблему, как приватизация и уровень управляемостиэкономики, то Комитет считает, что в ходе приватизации: органы госуправленияпотеряли право вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий. Болеетого: формально существующая возможность влиять на эту деятельность череззакрепленные в госсобственности пакеты акций ключевых предприятий неиспользуются, поскольку «до сих пор не создана реально действующая системауправления» такими пакетами.
Чтокасается взаимосвязи приватизации и социально-политической ситуации в обществе,то Комитет считает, что «процесс приватизации не только способствовал ростусоциальной напряженности в обществе, но и создал предпосылки для его роста вбудущем. К таким предпосылкам могут быть отнесены: возможность переходапредприятий под контроль иностранного капитала или/и криминальных структур иначало массового банкротства бесперспективных предприятий, акции которых былипроданы населению от имени государства».
Тяжелейшееобвинение, предъявленное здесь приватизаторам, звучит так: «подавляющеебольшинство населения не получило вообще никаких, либо получило крайне незначительныедоходы от операций с собственными приватизационными чеками. Такое положение, впринципе, вполне можно было бы считать нормальным, если бы не обещание бывшегоруководства Госкомимущества сделать всех собственниками. Неисполнение такихобещаний (хотя они и не могли быть выполнены) привело к росту недовериянаселения к любым государственным ценным бумагам».
Анализне обошел и такой проблемы, как «Приватизация и уровень спада промышленногопроизводства». В этом смысле Комитет комментирует так эту проблему: «В ходеприватизации не обеспечено повышение эффективности работы приватизированныхпредприятий». Далее авторы говорят о том, что в конечном итоге она и не должнабыла ее повысить: она должна была создать условия (необходимые, но отнюдь недостаточные) для ее повышения, которые, по их утверждению, и создала.
Аналитикитакже утверждают, что: «Можно много говорить об успешной работе или провалеотдельных приватизированных предприятий. Однако практически полностьюотсутствуют официальные обобщающие данные, показывающие эффективность илинеэффективность работы всей совокупности приватизированных предприятий». Авторыссылаются на два независимых исследования, показавшие, что «процессприватизации никак не повлиял на эффективность работы предприятий».
Комитетпо собственности и приватизации утверждает, что «в ходе приватизации былдопущен ряд действий, которые существенно осложнили работу промышленныхпредприятий и, соответственно, привели к углублению спада промышленногопроизводства». Во-первых, «к серьезным негативным последствиям привелонеобдуманное принятие решений о выделении при приватизации структурныхподразделений в самостоятельные предприятия». Во-вторых, Комитет крайненегативно оценивает как насильственную приватизацию фирменных магазинов, принадлежавшихпромышленным предприятиям, так и лишение последних права покупать объектыприватизации. В результате предприятия лишились собственной торговой — сети ивозможности ее хоть как-то воссоздать, усилился монополизм оптовой торговли.В-третьих, комитет полагает, что на финансовое положение многих предприятийотрицательно повлияло отвлечение средств на выкуп собственных акций.
Следующуюпроблему, которую рассматривает Комитет по собственности и приватизации — это«Влияние приватизации на уровень криминализации общества». Аналитики Комитетасчитают, что широкое распространение торговли ваучерами, а также отсутствиеконтроля за источниками средств для приобретения даже крупнейших пакетов акций«облегчили процесс «отмывания» капиталов». Это же способствовало переходу«достаточно большой части государственного и муниципального имущества всобственность криминальных структур или контролируемых ими коммерческихструктур», что, в свою очередь, «создало основу для расширения их деятельности,для усиления их влияния на различные стороны экономической, а в ряде случаев иполитической деятельности».
Можно высказать по этому поводуследующее, что нельзя отрицать того, что сам факт массированной сменысобственника — создает гигантскую сферу приложения преступных сил. И главнымнарушением в этой связи было то, что не было даже и заметных усилий по созданиюзащитных механизмов против развития криминализации. Необходимо было принятьхотя бы элементарные меры предосторожности. Скажем, совершенно очевидно, чтоследовало требовать декларации о доходах от крупных покупателейприватизируемого имущества; следовало с самого начала проверятькредитоспособность потенциальных инвесторов; следовало обеспечить немедленноерасторжение договоров купли-продажи с нарушающими их покупателями; следовалопозаботиться о создании элементарной системы сохранения конфиденциальностисовершаемых сделок; следовало не только выпускать бумаги о контроле задвижением ваучеров, но и требовать выполнения этих бумаг.
Наоснове вышеизложенного анализа, можно привести вывод думского Комитета пособственности и приватизации: «Проведенный анализ показывает, что политикаприватизации, проводимая в течение нескольких последних лет, привела кобострению социально-экономического кризиса и создала условия, серьезнозатрудняющие выход из него. Этого можно было бы избежать, если бы процессприватизации не был подчинен достижению чисто политических целей руководстваГоскомимущества — всеми возможными способами ускорить процесс переделагосударственной и муниципальной собственности».Заключение.
В конце 70-х — начале 80-х годов приватизация превратилась в общемировоеявление. Более 80 стран мира приняли программы сокращения государственногосектора. Приватизация стала важнейшим элементом процесса экономическогообновления постсоциалистического мира, развития частной собственности и на ееоснове рыночного хозяйства. Смена социально-экономической модели потребовалапрежде всего глубокой перестройки отношений собственности.
Врамках приватизации государственных предприятий тесно переплетаютсяполитические, экономические и социальные мотивы, и процесс приватизации долженрассматриваться только как составная часть комплексного подхода креформированию экономики. Процессы реформ, которые в последние годы с различнойскоростью протекают в указанных странах, охватывают такие сферы, каклиберализация цен, реформа банковской системы, рынок капиталов и торговаяполитика. Реформы сопровождаются масштабным изменением правовых условий. По этойпричине в ходе дискуссий на тему приватизации необходимо всегда учитыватьколичественные и качественные различия между странами, где в настоящее времяпроводятся реформы, и странами Западной Европы. Кроме того, в конце 80-х годовстраны Центральной и Восточной Европы находились на различных этапахэкономического и политического развития, что существенно повлияло на условияперехода в каждой из этих странах.
Сравнительныйанализ основных черт приватизационного процесса в Восточной Европе и в Россиипоказывает наличие общих тенденций: 1) использование в качестве инструментаперехода к рынку коммерциализации и акционирования государственных предприятий;2) введение чековой (или купонной) системы; 3)низкая доходность приватизации;4) аукционная продажа малых объектов.
Приватизацияв развитых странах имеет ряд существенных отличий: многообразие формприватизации, индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса,использование в качестве постоянного элемента государственного регулированияэкономики. В перспективе именно эти характеристики будут свойственны российскойприватизации.
Приватизацияпредставляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи сизменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на«частную». Она включает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересоворганов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения вцелом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации иразгосударствления заключается в том, что приватизация являетсяразгосударствлением собственности.
Объективныепричины развития приватизационного процесса носят как макроэкономический, так имикроэкономический характер. Необходимость постоянного внерыночногосогласования производственной деятельности государственных предприятий вусловиях административно-командной экономики обусловила их высокиепланово-координационные издержки. Между тем механизм рынка осуществляет такоесогласование с гораздо меньшими издержками. Следовательно, приватизация обусловленане только переходом страны в целом от «административно-командной» системы к«социальному рыночному хозяйству», но и позитивным стремлением предприятий кснижению издержек.
Приватизациявыполняет две функции. С одной стороны, она должна стать элементомэкономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, — инструментом государственного регулирования долговременного характера.Непосредственными целями приватизации являются:
формированиеслоя мелких и средних собственников;
сокращениедоли имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
перераспределениеэкономических основ власти.
Достижениесоциальной справедливости, повышение экономической эффективности производства,рост доходов государственного бюджета не выступают собственными целямиприватизации. Она может способствовать развитию данных процессов только вдолгосрочном периоде.
Основньмикритериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность иразмер предприятия, учет принципов социальной справедливости и приоритетатрудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиляпредприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия,привлечение инвестиций. Названные критерии обусловили следующие основные способыприватизации -акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); продажапредприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу (нааукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство.
Особенностяминачального этапа приватизации в России (1991-1994 гг.) являются: приоритетполитических целей процесса, введение системы приватизационных чеков;сверхвысокие темпы приватизации; преимущественно формальный характерприватизации при акционировании крупных предприятий; аукционная продажа малыхобъектов; низкая доходность приватизации.
Этичерты сближают российскую практику приватизации с восточноевропейской.Использование приватизации как постоянного инструмента государственногорегулирования экономики на последующих этапах будет иметь общие характеристикис процессом приватизации в развитых странах Запада (многообразие формприватизации, ее инвестиционная направленность, индивидуализация и низкие темпыприватизационного процесса).
Эмиссияи обращение приватизационных чеков стали эффективным инструментом быстрогоперераспределения государственного имущества среди негосударственныхинвесторов. Вторичный же рынок акций приватизированных предприятий развиваетсямедленно из-за отсутствия спроса на акции большинства акционерных обществ (и,соответственно, их низкой ликвидности), малой доходности акций и неразвитостиинфраструктуры фондового рынка.
Успешноепроведение приватизации и особенно пост приватизационное развитие предприятийзависит от создания и функционирования управленческих как государственных, таки не государственных структур (холдингов, финансово-промышленных групп). Именноони призваны обеспечить эффективное распоряжение государственной долей вуставном капитале акционерных обществ.
Прогнозпроцесса приватизации в России показывает следующие перспективы: ведущимспособом приватизации станет продажа предприятий (имущества, пакетов акций) наинвестиционных конкурсах; сложились условия для перехода к оригинальным моделямприватизации в регионах; индивидуализация условий приватизации оставшихсягосударственных крупнейших научно-производственых комплексов, малых и среднихпредприятий.Список литературы:
1. А.И.Поповучебник: Экономическая теория изд. Питер 2001
2. Законодательные,нормативные, распорядительные акты, документальные источники.
3. АукуционекС.П. Теория перехода к рынку. М., 1993.
4. ОслундА. Шоковая терапия в Восточной Европе и России М.: Республика, 1999.
5. СтигнуД. Экономика государственного сектора, М., 1997.
6. Теорияпереходной экономики. Под ред. д-ра экон. наук В.В. Герасименко. — М.: ТЕИС,1997.
7. ЖурналКоммерсант. 1995 – 1997.
8. КаспинВ.И., Острина И.А. Приватизация по правилам: вопросы и ответы: Справочник. –М.: Финансы и статистика, 1992.
9. Обитогах приватизации в РФ и основных направлениях ее дальнейшего проведения. /РЭЖ-1192-2-с.33-41