Реферат по предмету "Экономика"


Приватизация как форма трансформации отношений собственности

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕРЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра экономической теории
Специальность Государственное управление и экономика
КУРСОВАЯ РАБОТА
Приватизация как форма трансформацииотношений собственности
Автор работы Кендыш В.С.
Руководитель Тихонов А. О.
МИНСК 2007

Содержание
Введение
1. Теория приватизации
1.1 Сущность приватизации
1.2 Экономическое содержание приватизации
1.3 Цели и принципы
1.4 Формы, способы и модели приватизации
2. Приватизация на современном этапе, напримере РБ
2.1 Понятие, основные принципы и формыразгосударствления и приватизации на современном этапе
2.2 Особенности приватизации в РБ
2.3 Недостатки и проблемы приватизации
Заключение
Список использованных источников

Введение
Важнейшими направлениямиформирования рыночной экономики являются поддержка предпринимательства,разгосударствление, приватизация и развитие конкуренции.
В этой связи, в условияхперехода страны к многоукладной экономике, потребовалось преобразованиегосударственной собственности на основе ее приватизации и разгосударствления,что явилось важным условием формирования рынка. Последние30-40 лет прошлого века характеризовались все более увеличивающимся отставаниемв экономическом развитии стран социалистического лагеря, в которых государствоиспользовало административно-командные рычаги управления экономикой, откапиталистических стран с рыночными механизмами хозяйственной деятельности,основанными на частной собственности. В этих условиях складываетсянеобходимость понять и проанализировать процессы приватизации, выявить еезадачи, особенности, проблемы и перспективы.
Анализ теории и практикиприватизационного процесса занимает все более важное место в отечественнойэкономической науке. Это обусловлено тремя причинами. Во-первых, необходимостьюосмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе отадминистративно-командной к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманиемисследователей к проблемам развития отношений собственности; в-третьих,использованием «карты» приватизации в острой политической полемике ивовлечением всего населения в процесс обсуждения ее хода и результатов.
Приватизация представляет особую системуэкономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственностина средства производства: с «государственной» на «частную». Она включаетвзаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственнойвласти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессеглубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается втом, что приватизация является разгосударствлением собственности.
Объективные причины развития приватизационногопроцесса носят как макроэкономический, так и микроэкономический характер.Необходимость постоянного внерыночного согласования производственнойдеятельности государственных предприятий в условиях административно-команднойэкономики обусловила их высокие планово-координационные издержки. Между теммеханизм рынка осуществляет такое согласование с гораздо меньшими издержками.Следовательно, приватизация обусловлена не только переходом страны в целом от«административно-командной» системы к «социальному рыночному хозяйству», но ипозитивным стремлением предприятий к снижению издержек.
Приватизация выполняет две функции. С однойстороны, она должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальныхпреобразований, а с другой, — инструментом государственного регулированиядолговременного характера. Непосредственными целями приватизации являются:
·         формирование слоя мелких и среднихсобственников;
·         сокращение доли имущества, находящегосяв государственной и муниципальной собственности;
·         перераспределение экономических основвласти.
Достижение социальной справедливости, повышениеэкономической эффективности производства, рост доходов государственного бюджетане выступают собственными целями приватизации. Она может способствоватьразвитию данных процессов только в долгосрочном периоде.
В теории приватизации иобобщении ее практики сохраняется множество дискуссионных и нерешенных проблемкак методологического, так и прикладного характера. Более того, в условияхперехода к рыночной экономике появляются новые моменты, имеющие важное значениедля дальнейшего развертывания приватизационного процесса.
Следует иметь в виду, что досих пор по-разному трактуется даже само понятие «приватизация», его соотношениес категориями «частная собственность», «разгосударствление». Особенно острыдискуссии о месте приватизации в экономической реформе; об очередности илиодновременности приватизации, либерализации цен и структурной перестройки; оцелях приватизации; наконец, о сочетании экономической эффективности исоциальной справедливости, платности и бесплатности в используемых моделяхприватизации. Самостоятельными проблемами остаются критерии выбора способаприватизации, определение ее темпов и приоритетов. В данной курсовой работе япостараюсь раскрыть содержание этих процессов.

1. Теория приватизации
1.1 Сущность приватизации
Приватизация (от англ. рrivate- частный, единичный) всегда означает смену государственной формы собственностичастной (приватной). Наряду с традиционным ее пониманием как процесса передачиобъектов, определенных видов деятельности из рук государства в частнуюсобственность, бытует также и более широкая трактовка. Согласно последней,данное понятие охватывает и приватизацию привилегий, монополию какого-либоправа, предложение услуг, завоевание определенного сегмента рынка или дажевозникновение новых, помимо государственных, форм хозяйствования.
Разгосударствление иприватизация близкие, но не тождественные понятия. Разгосударствлениепредставляет собой процесс децентрализации экономики, преодоления монополизмагосударственной собственности. При разгосударствлении происходит передача отгосударства хозяйствующим субъектам части права собственности — правапользования и права владения. Приватизация — это процесс приобретениягосимущества в индивидуальное или коллективное пользование, т. е. частнуюсобственность. В результате этого государство утрачивает право владения,пользования и распоряжения объектами собственности, а его органы правонепосредственного правления ими. Отсюда следует, что приватизация — наиболеерадикальный путь преобразования отношений собственности.
Приватизацию иногда называюттихой революцией, которая завоевывает мир. В последние годы этот процессохватил более 80 государств. Основной причиной начала широкомасштабногопроцесса приватизации послужило кризисное состояние экономики, признание факта,что рыночная экономика более эффективна, чем командно-административная.
Рассмотрение методологическихоснов разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическоесодержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственностина средства производства с государственной на частную (в том числеиндивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным воздействиемгосударственных органов. Наиболее короткое определение приватизацииформулируется как переход государственного имущества в частый сектор экономики.Связь понятия приватизации и разгосударствления заключатся в том, чтоприватизация является разгосударствлением собственности. Иногда эти процессывоспринимаются как возврат государственной собственности её истиннымвладельцам. Но до сих пор нет единого определения приватизации. В западныхстранах можно встретить множество определений, таких как:
·         переход правсобственности государства в пользу частных лиц (частного
·         сектора) или сменагосударственной собственности на частную;
·         полная продажагосударственных предприятий частным лицам;
·         продажа части активов;
·         передача функцийгосударственной собственности частному сектору народного хозяйства с тем, чтобыраспределение и взаимодействие ресурсов осуществлялось через рынок.
1.2 Экономическое содержаниеприватизации
Рассмотрение методологическихоснов разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическоесодержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственностина средства производства с государственной на частную под непосредственнымвоздействием государственных органов.
При продаже предприятияпроисходит реальная приватизация государственной собственности. Преобразованиепредприятия в акционерное общество можно назвать формальной приватизацией, таккак после выкупа акций бывшего государственного предприятия членами трудовогоколлектива остальные акции остаются в государственной собственности, итребуется время, пока их не выкупят другие инвесторы.
Содержание системы отношенийприватизации раскрывается через ее цели. В этом аспекте приватизация — не цельреформы, а ее инструмент. Приватизация способствует демонополизациипроизводства. К сожалению, резкий переход к акционированию крупных предприятийпроизошел без их предварительной реорганизации и коммерциализации. Это непозволило увязать задачи приватизации и демонополизации. Следует учитывать, чтопроблему демонополизации удается решить не во всех отраслях народного хозяйстваи не только методами разукрупнения. Взаимосвязь приватизации и демонополизациинастолько сложна, что использование разрешенных программой приватизации методовприводило к разрушению сложившихся отраслевых научных комплексов при выходе изних структурных подразделений.
Реализация целей приватизациивзаимно противоречива. Явные противоречия существуют между принципамисоциальной справедливости и экономической эффективности. Здесь пришлосьпоступиться нормами справедливости в целях ускорения процессаразгосударствления и приватизации. Важным средством приватизации являетсяперераспределение доходов и имущества.
Приватизация является темзвеном экономической реформы, которое
одновременно создаетпредпосылки для реализации других направлений реформы.
Приватизация являетсяважнейшим инструментом институциональной политики, и ее осуществление ведет кформированию новой социально-экономической структуры народного хозяйства.Приватизация на самом деле сделала реформы необратимыми, поскольку здесьвозврат затронул бы интересы миллионов людей. Возник искусственныйинвестиционный спрос и определенная концентрация прав собственности[1].
1.3 Цели и принципыприватизации
Приватизация с одной стороны,должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований,а с другой, — инструментом государственного регулирования долговременногохарактера.
Основные цели приватизации впереходной экономике должны быть следующими[2]:
1.        Экономическая(повышение эффективности функционирования хозяйства).
2.        Фискальная (увеличениедоходов государственного бюджета за счет продажи предприятий в частные руки).
3.        Социальная(обеспечение социального мира).
4.        Перераспределениеэкономических основ власти. Следует отметить, что реализация целей приватизациивзаимнопротиворечива.
Основными критериями выбораспособа приватизации являются отраслевая принадлежность и размер предприятия,учет принципов социальной справедливости и приоритета трудового коллектива,демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и егопроизводственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечениеинвестиций. Названные критерии обусловили следующие основные способыприватизации — акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций);продажа предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу(на аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство. Чтобы добитьсянаибольшего результата надо отдать предприятие в руки умелых управляющих исуметь заинтересовать их в достижениях наилучших конечных результатов.
В основе приватизации долженлежать генеральный принцип всех реформ – «не навреди»!
На основе опыта приватизации встранах с рыночной экономикой и с экономикой переходного периода можносформулировать ряд принципов:
ü  приватизация не должнаявляться догмой или капризом моды, государственная собственность необходима какдополнение к рыночному механизму;
ü  приватизации должныпредшествовать реструктуризация и разрушение неоправданных монополий;
ü  изменения структурысобственности должны носить постепенный характер;
ü  обязательнымиусловиями приватизации должны быть новые, инвестиции, совершенствованиеуправления, сохранение определенного уровня занятости и социальногообеспечения, формирование и поддержка средних слоев;
ü  приватизация должнапроводится с учетом национальной безопасности;
ü  каждый шагприватизации должен быть обоснованным, публичным и доступным народномуконтролю.
Что относительно концепций, тов условиях рыночной трансформации экономики в центре дискуссий чаще всегооказываются понятия «частная собственность», «приватизация»,«разгосударствление», «коммерциализация».
В соответствии с«традиционным» подходом общественная и частная собственность рассматриваютсякак два антагонистических типа собственности. Именно этот подход имелнаибольшее распространение и обоснование в экономической литературе советскогопериода. В его рамках даже мелкая частная собственность, основанная насобственном труде, считалась антагонистичной общественной.
Второй подход — «трудовой» — на первый план выдвигает такой критерий, как «трудовой» и «эксплуататорский»характер собственности. Понятие «трудовая собственность» может включать в себя,помимо общественной, и частную трудовую, и коллективную, и акционернуюсобственность.
Третий подход, который по егособственному критерию можно назвать «субъектным», тяготеет к отождествлениючастной и индивидуальной собственности безотносительно к типу и способупроизводства.
Четвертый подход условно можноназвать «западным»: в соответствии с ним негосударственная собственностьявляется частной (хотя и не вся – отдельно выделяется кооперативная собственность).Поэтому и приватизация понимается как разгосударствление, т.е. переход средствпроизводства из собственности государства в собственность пайщиков, акционеров,коллективов, индивидуальных владельцев, как сокращение государственногосектора.
Однако приватизация несводится к общей политике дерегулирования экономики, ее государственного инегосударственного секторов. Напротив, она представляет собой элементгосударственного регулирования долговременного характера. Коммерциализацияпредприятий федеральной и других видов государственной собственности, неподлежащих приватизации, проявляется в том, что в условиях рынка онифункционируют на общественных началах как субъекты предпринимательскойдеятельности.
Массовый характер приватизацияможет принять только при использовании разных методов (в частности,акционирования и конкурсной продажи). Приватизация важна не сама по себе, а каквзаимозависимость приватизации и де приватизации — двух возможных методовгосударственного воздействия на формирование экономической структуры общества,границ приватизации, взаимоотношений приватизированных и государственныхпредприятий.
1.4 Формы способы и моделиприватизации
Понятие «приватизация» невсегда употребляется в одинаковом значении. Порой преобразование предприятийили сфер деятельности из государственных в частные называется приватизациейдаже в том случае, если пакеты акций данных компаний продолжают оставатьсяполностью во владении государства. В более узком понимании приватизация имеетместо лишь тогда, когда государство перестает быть основным собственником, апокупателями или владельцами долей выступают частные лица или предприятия спреобладающим частным капиталом. Имеются различные пути передачи правсобственности из рук государства в руки частных лиц. Выбор того или иного путизависит от политических, экономических и социальных реалий, а также отприоритетов в каждой конкретной стране.
Формальная приватизация.Данная форма приватизации предполагает перевод государственного предприятия вчастноправовую форму. Это может происходить в порядке общего или частногоправопреемства. Формальная приватизация ничего не меняет ни в отношенияхсобственности, ни в капиталовооруженности предприятия, ни в доступе ктехническим знаниям или управленческим ресурсам. В процессе проведенияформальной приватизации задачи государства не определяются заново. Дляреализации этих задач государство использует инструменты частного права. Здесьтакже можно говорить об организационной приватизации, при которой не происходитникаких существенных изменений в распределении задач между государством ичастными лицами. В таких случаях формальная приватизация рассматривается какнеобходимый подготовительный этап для проведения материальной приватизации.
Реальная приватизация. Ореальной приватизации говорят в том случае, когда государственное предприятиепродается частным стратегическим инвестором. Подобная форма приватизациивстречается, прежде всего, на муниципальном уровне и имеет четыре основныеформы:
1.        продукция — услуги,производимые государственными предприятиями, заменяются продукцией — услугамидругих предприятий;
2.        при использовании такназываемой «контрактной системы» частный продавец оказывает государственномуоргану определенные платные услуги, которые потребляются непосредственно населению;
3.        при использовании«концессионной модели» частное предприятие оказывает гражданам платные услуги;
4.        в случае использования«чековой системы» государство размещает финансируемые за счет налоговыхпоступлений чеки, которыми можно производить расчеты с любыми предприятиями — поставщиками.
Открытый и ограниченныйтендер. С помощью этого в высшей степени открытого метода можно охватитьширокий круг потенциальных инвесторов. При выборе инвестора цена не имеетпервостепенного значения; важную роль могут играть и другие критерии. В отличиеот массовой приватизации здесь может иметь место значительный приток капитала.
Аукцион. Целью этого методаявляется продажа предприятия по наивысшей цене. При этом не учитываютсяособенности или профиль инвесторов.
Прямая продажа. Постратегическим соображениям предпочтение отдается ведению переговоровнепосредственно с отдельными инвесторами. Наиболее важную роль здесь играетправильное определение реальной стоимости предприятия.
Management-Buy-Out: даннаяформа приватизации имеет место в том случае, когда предприятие или частьпредприятия переходит в собственность его руководящего состава.
Management-Buy-In: об этойформе приватизации говорят тогда, когда предприятие приобретается руководствомстороннего предприятия. В этом случае новые собственники проводят полную иличастичную смену прежнего руководства[3].
Приватизация сопровождаетсярядом сопутствующих мероприятий, таких как разукрупнение, реструктуризация,оценка предприятий, поиск инвесторов, изменение антимонопольногозаконодательства и реализация мероприятий в социальной сфере.
Что касается ее этапов, то вэкономической литературе описаны следующие[4]:
1. Большая приватизация.Сущность ее состоит в том, что государство преобразует крупные предприятия вакционерные компании, а затем распределяются акции среди частных лиц. Способыраспределения государственного имущества варьируются от продажи акций порыночным ценам до бесплатной передачи населению чеков «имущество», обмениваемыхна акции. Это один из видов государственного контроля процесса приватизации.
2. Малая приватизация. При ееосуществлении государство продает магазины, квартиры и другие объектыгосударственной собственности частным лицам или группам инвесторов.Предшествующей стадией малой приватизации может являться развитие арендныхотношений при разгосударствлении экономики.
3. Спонтанная приватизация. Вэтом случае государство не пытается играть контролирующую роль в процессе ееосуществления. Здесь действует закон «джунглей» или критерий примитивногориска. Как правило, права собственности переходят к представителямноменклатуры. Из-за отсутствия развитых рынков капитала и регулирующихмеханизмов подобное явление обычно проходит на условиях, весьма благоприятныхдля новых собственников. Номенклатура имеет возможность обойти проблемуобъективной оценки стоимости приватизируемого имущества и выкупать его позаниженным ценам.
4. Частичная имущественнаяприватизация заключается в том, что вместо продажи единицы государственной собственностив целом государство может продавать его предпринимателям по частям. Такойпринцип возможен не только при ликвидации предприятий, но и по отношению крентабельным производствам.
5. Собственность трудовыхколлективов. Согласно действующему законодательству, в Республике Беларусьпреимущественными правами на государственную собственность обладают трудовыеколлективы данного предприятия.
6. Реприватизация собственности- это возвращение прежним владельцам или наследникам частной собственности,ранее национализированной (конфискованной) государством.
Вместе с тем, несмотря наразнообразие определений можно выделить две основные модели приватизации:платная и бесплатная. Каждая из которых опирается на определенные доводы иаргументы. (Рис 1.1)
/>
Рис 1.1 Модели приватизации.[5]

Бесплатная приватизация.Основные доводы в её пользу сводятся к следующему: так как при государственноймонополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надопревратить из формального в реального собственника наделив его частьюгосударственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы кпроизводительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованиюограниченных ресурсов. Практически реализация связана с наделением всех гражданприватизационными чеками — ваучерами.
Платная приватизация. В этомслучае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам.Основная идея этого процесса продажа на аукционах за деньги. Предполагается,что предварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются нафондовом рынке. Её сторонники указывают, что только в этом случае появитсяэффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной частибюджета.
Один из серьезных вопросовкасающийся приватизации это сроки её проведения: или она должна быть растянутойна несколько десятилетий, или быстрой. Существует мнение части ведущихэкономистов, что находящуюся в государственной собственности экономику вряд ливозможно приватизировать за 2-3 года. Реальное её осуществление должно бытьмедленным по трем основным причинам:
1.        сбережения,необходимые для приобретения в частную собственность объектов промышленности,накапливаются медленно;
2.        требуется время, чтобырынок стал хорошо функционировать и определил рыночную стоимость предприятий;
3.        монополизированнуюсоциалистическую промышленность необходимо реструктурировать, прежде чемпроизводственные предприятия можно было бы выставить на продажу;
Сторонники быстройприватизации считают, что таким путем можно в сжатые сроки создать новый классчастных собственников — основную базу социальных реформ. В конкретном планепредлагается «обвальная» приватизация жилого фонда, мелких и средних (особенноторговых) предприятий. Но ни одна из моделей не используется в полном объеме,только их объединение приводит к ожидаемому эффекту.

2. Приватизация на современномэтапе на примере РБ
2.1 Понятие, основные принципыи формы разгосударствления и приватизации на современном этапе
Процесс преобразованиягосударственной собственности предприятий проходит в два этапа:разгосударствление и приватизацию.
Разгосударствление — процессотстранения государства частично или полностью (в том числе посредствомприватизации) от функций непосредственного прямого управления хозяйствующимисубъектами. Основными формами разгосударствления являются:
·          аренда государственныхпредприятий;
·          преобразованиегоспредприятий в акционерные общества;
·          ограничение вмешательствагосударства в управление собственностью.
Приватизация — приобретениефизическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащиераньше государству.
Объектами приватизацииявляются: государственные предприятия, учреждения, организации, структурныеединицы и подразделения предприятий; государственное имущество, сданное варенду или ликвидируемых предприятий; доли (паи, акции) государства в имуществесубъектов хозяйствования.
Субъектами, приобретающимигосударственную собственность в процессе приватизации, могут быть: граждане июридические лица Республики Беларусь, деятельность которых основана нанегосударственных формах собственности; юридические лица Республики Беларусь,созданные не менее чем 50% членов трудовых коллективов приватизируемыхпредприятий; иностранные инвесторы; лица без гражданства. В нашей Республике применяютсядве формы приватизации: безвозмездная передача госсобственности; продажагосударственной собственности.
Учитывая опыт приватизации вдругих странах, Республика Беларусь осуществляет этот процесс с учетомследующих принципов[6]:
1. соблюдение законности. Всоответствии с этим принципом государство создает законодательную и нормативнуюбазу. Процесс приватизации в Беларуси регулируется нормативными документами,прежде всего Законом «О разгосударствлении и приватизации в РеспубликеБеларусь», «Об именных приватизационных чеках в Республике Беларусь»,«Государственной программой приватизации»;
2. сочетание возмездного ибезвозмездного способов приватизации. Данный принцип означает, что припроведении приватизации должны преобладать платные формы приобретениягосударственных предприятий другими собственниками. Эти формы приватизации посравнению с безвозмездной передачей являются экономически более целесообразными,предполагают хозяйственную самостоятельность, подлинную ответственность,формируют реального хозяина. Вместе с тем полностью возмездная приватизация неможет быть принята с позиций социальной справедливости, так как государственнаясобственность, созданная трудом всех граждан Беларуси, будет проданаограниченному кругу лиц, обладающих первоначальным капиталом;
3. право каждого гражданинаРеспублики Беларусь на часть безвозмездно передаваемой государственнойсобственности. Этот принцип вытекает из общенародного характера государственнойсобственности. Возможны несколько подходов к разделу части стоимостигосударственного имущества: поровну между всеми, пропорционально возрасту,пропорционально стажу, пропорционально возрасту с учетом стажа работы и другие;
4. дифференциация методов,способов и процедур приватизации. Необходимость соблюдения этого принципавызвана наличием множества не сопоставимых между собой объектов приватизации.Это предполагает гибкое сочетание общих принципов приватизации с дифференцированнымиспользованием методов и способов приватизации; предоставление льгот
5. предоставление льготсубъектам приватизации. Смысл этого принципа заключается в том, чтопреимущественное право в приобретении объектов государственной собственности должнобыть предоставлено трудовым коллективам предприятия, так как одной из важнейшихзадач приватизации является повышение трудовой активности и на этой основе ростобъемов и эффективности производства;
6. осуществление широкойгласности при проведении приватизации. Этот принцип предполагает освещениесредствами массовой информации условий и хода приватизации, ознакомлениеграждан с перечнем приватизируемых объектов; участие представителей профсоюзови местной законодательной власти в работе комиссий по приватизации; обеспечениегражданам возможности обращаться в суд и другие органы в случаях ущемления ихинтересов;
7. контроль за осуществлениемприватизации со стороны государства. Это означает, что вся работа поприватизации должна идти под контролем, как со стороны государства, так иобщественных организаций. Это позволит предотвратить нарушение законодательныхактов и защитить интересы трудящихся;
8. соблюдение постепенности ипоэтапности. Выполнение этого принципа позволит на должном уровне организоватьпроцесс приватизации и избежать ошибок при ее осуществлении.
Правовые основы, правила ипорядок приватизации определяют Законы, Республики Беларусь: «Оразгосударствлении и приватизации государственной собственности в РеспубликеБеларусь»; «Об именных приватизационных чеках в Республике Беларусь»; «Обакционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах сдополнительной ответственностью», «Об аренде» и др. Статья 18 Закона РеспубликиБеларусь «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности вРеспублике Беларусь»[7] устанавливаетследующие способы приватизации:
1) продажа объектовгосударственной собственности на аукционах, по конкурсу;
2) продажа акций,принадлежащих государству, в том числе на льготных условиях;
3) выкуп арендованногоимущества арендным предприятием.
Способ приватизациипредприятия определяется Министерством по управлению государственным имуществоми приватизации и органами приватизации местных Советов депутатов в соответствиис государственной программой, которая определила порядок и условиябезвозмездной и возмездной приватизации.
Безвозмездная приватизацияреализуется в соответствии с Законом «Об именных приватизационных чеках вРеспублике Беларусь», который определяет, что акции открытых акционерныхобществ обмениваются на именные приватизационные чеки «Имущество». Другиеспособы безвозмездной приватизации допускаются только с разрешения СоветаМинистров и Президента Республики Беларусь.
Приватизация на возмезднойоснове ставит цель привлечь дополнительные инвестиции. Предприятия могутосуществлять несколько эмиссий акций с целью их продажи за деньги. Акциипродаются как на льготных условиях, так и на конкурсной основе. Льготныеусловия создаются членам трудовых коллективов, для которых цена акций на 20%ниже номинальной стоимости. Общая сумма купленных акций одним лицом не можетпревышать 100 минимальных заработных плат. Предусматривается конкурсная продажаакций физическим и юридическим лицам, представившим лучшие инвестиционныепроекты по развитию приватизируемого предприятия. Не проданные акцииреализуются на фондовых биржах и аукционах.
Основным способом приватизациив Беларуси являлась продажа имущества предприятий по конкурсу или на аукционе.
Преобразование предприятий воткрытые акционерные общества стало набирать темпы со второй половины 1992 г. истало в Беларуси наиболее распространенной формой перехода к приватизации предприятий.В соответствии с Государственной программой приватизации государственных имуниципальных предприятий в Беларуси все предприятия, имеющие по состоянию на 1января 1994 г. балансовую стоимость основных фондов свыше 20 млн. рублей, могутбыть (по желанию трудового коллектива) приватизированы путем преобразования воткрытые акционерные общества.
Полностью продаются нааукционах или на конкурсной основе небольшие предприятия с численностьюработающих не более 50 человек (в лесной промышленности, на транспорте, вбытовом обслуживании, торговле и общественном питании) и 100 человек (в прочихотраслях материального производства). При этом должны сохраняться рабочиеместа. Если предприятия численностью более 50 и 100 человек преобразуются воткрытые акционерные общества (ОАО), их учредителем от лица государствавыступает Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации.Учредителями также могут быть кредиторы предприятий, которые дали согласие навключение сумм выданных ими кредитов в уставные фонды создаваемых акционерныхобществ, и иностранные лица, внесшие денежные средства или принадлежащее им имущество.Программа разрешает преобразование крупных государственных и арендныхпредприятий в холдинги путем выделения структурных подразделений предприятия всамостоятельные акционерные общества, контрольные пакеты акций в уставныхфондах которых принадлежат головному акционерному обществу.
Приватизация муниципальногоимущества по количественным показателям наиболее активно проходила в 1993 г. Способомприватизации объектов муниципальной собственности преимущественно являетсяпродажа на открытых аукционных торгах и выкуп арендованного имущества. Для приватизациимуниципальных предприятий характерен и большой удельный вес средств,поступающих от продажи на аукционе, по конкурсу по сравнению со средствами,поступающими от продажи акций.
Одной из форм становится такназываемая «парциальная» приватизация, предлагаемая многими комитетами имуществана местах. Государственное (муниципальное) предприятие в таком случае ликвидируется,а имущество вносится в качестве вклада во вновь создаваемое акционерноеобщество, обычно закрытого типа. Другими участниками данного общества становятсячлены трудового коллектива и сторонний инвестор. К развитию подобных способовприватизации подталкивает и сложная ситуация, складывающаяся с приватизациейнедвижимости в городах.
Новым способом приватизации,оговоренным впервые в Государственной программе приватизации становитсябанкротство государственных и муниципальных предприятий. На этапе денежной приватизациипередача обанкротившегося предприятия кредиторам превращается в одну из форм приватизациис привлечением инвестора. Однако банкротство как способ приватизации не получитв Беларуси широкого распространения. Оно будет применено для 700-800 средних предприятий,включая их переход в руки кредиторов. Управления по делам о несостоятельности (банкротстве)будут заниматься предотвращением банкротств тех государственных предприятий иакционерных обществ, где высока государственная доля в уставном капитале.
В настоящее время в РеспубликеБеларусь наряду с указанными выше формами приватизации также используются:безвозмездная передача имущества приватизируемого предприятия; прямой выкупгосударственного предприятия.
В последнее времяпреобразование крупных государственных и арендных предприятий в акционерныеобщества сопровождается дроблением их на части путем выделения структурныхподразделений дочерних предприятий. Этот процесс называют реструктуризацией.Многие предприятия республики сейчас разрабатывают программы реструктуризацииперед проведением приватизации.
2.2 Особенности приватизации вРБ
Для Республики Беларусь однойиз главных теоретических и практических проблем является определение наиболеерациональных путей разгосударствления экономики и приватизации собственности.Это важнейшая составная часть экономической реформы, к проведению которойреспублика приступила еще в 1990 г. Принимая решение об изменении экономическойсистемы, государство сталкивается с двумя проблемами: выбором господствующейформы собственности на средства производства и способом координации иуправления экономической деятельностью. Практически во всех государствах мира вкачестве модели экономической системы принята смешанная. В этих странахсуществует и государственная, и частная собственность на средства производства,а экономическая деятельность основывается как на системе рынков, так и нагосударственном планировании и регулировании. В одних государствах преобладаетрыночная система (США, Англия и др.), в других (Япония, Швеция, Германия, Италия)весьма развиты планирование и координация экономической деятельности какгосударственного, так и частного сектора. Например, в Швеции 90% хозяйственнойдеятельности сосредоточено в частных фирмах, а государство активно воздействуетна обеспечение экономической стабильности и на перераспределение доходов. ЭкономикуЯпонии называют «полуплановой корпорацией», где начиная с 50-х годовиспользуется государственное планирование на основе разработки пятилетнихпланов. И хотя планы носят не директивный, а индикативный характер, ониявляются мощным фактором стабилизации, противодействуя банкротствам[8].
Республика Беларусьпреобразует экономику из модели «командная экономика» в модель «смешаннаяэкономика». По такому пути пошли страны СНГ, государства Восточной Европы,Китай. В них создается многоукладная экономика. Специалисты считают, что вРеспублике Беларусь должно функционировать около 800 тысяч субъектовхозяйствования.
Создание широкого слоясобственников — необходимое условие образования конкурентной среды и запускарыночной системы в структуре смешанной экономики.
Главная цель приватизации —преодоление монополизма госпредприятий путем создания многоукладной экономики,развитие частной собственности и создание конкурентной среды, что послужитосновой для повышения эффективности функционирования экономики в целом иуспехов в социальной сфере.
Достижение главной целиприватизации само по себе не решает проблему повышения экономическойэффективности, особенно в существующей нестабильной ситуации. Новымсобственникам не под силу самостоятельно заниматься переоснащением своих предприятий,готовить квалифицированные кадры. Разрыв хозяйственных связей в наиболее важныхсекторах экономики имеет негативные последствия. Поэтому и разработанагосударственная программа разгосударствления и приватизации.
В 1993г. правительствоРеспублики Беларусь начало сотрудничество с Международной финансовойкорпорацией (МФК) по разработке юридических и административных основ дляпроведения приватизации. Разработан проект «Малая приватизация в Беларуси». Оносуществляется при финансовой поддержке агентства США по международномуразвитию. За два года под эгидой МФК в Бресте, Гродно, Орше, Минске, Кобрине,Сморгони, Новогрудке, Лиде, Барановичах было проведено 50 аукционов,приватизировано 180 объектов, что принесло местным бюджетам дополнительныхсредств более 830 млрд. рублей.
В 2002 г. в РеспубликеБеларусь функционировало 29 044 малых предприятий, из которых 44,4%сосредоточено в торговле и общественном питании; 11,7% — в строительстве. В промышленности20,8% малых предприятий произвели 7,2% общего объема продукции промышленности,здесь сосредоточено 37,7% численности работников[9].
С начала приватизации запериод с 1991 по 2002 г. в РБ приватизировано 3667 предприятий, из которых42,9% составляют акционерные общества, преобразованные из государственныхпредприятий, 19,7% — арендные предприятия, 37,4% — проданы на аукционе (поконкурсу). Отраслевая структура промышленного производства по формамсобственности в 2002 г. представлена в табл.
Структурапроизводства по формам собственности РБ[10]Показатели Вся промышленность % В том числе по формам собственности % государственная частная иностранная Число предприятий и производств 100 27,8 70,5 1,7 Объем промышленной продукции 100 41,4 57,1 1,5 Численность промышленно – производственного персонала 100 48,4 50,2 1,4
Привлечение иностранныхинвестиций — одна из важнейших задач приватизации. Иностранные инвесторыполучают возможность выйти на новые рынки развивающихся стран и регионов.Приобретая акции государственных предприятий, они могут организоватьдеятельность гораздо быстрее отечественных и быть поставщиками сырья и энергиидля приватизируемых предприятий. Об этом свидетельствует опыт проведеннойприватизации Мозырского нефтеперерабатывающего завода.
Создание частных предприятийформирует новый тип предпринимателя со свойственным ему рациональнымповедением, компетентностью, способностью идти на риск, обладающего чувствомответственности за свои поступки. При проведении разгосударствления и приватизацииследует большое внимание уделять разъяснительной работе среди населения.
Приватизация сокращаетмасштабы государственного регулирования экономики и расходы на содержаниегосударственного аппарата. Наконец, приватизация несет выгоды потребителям.Конкуренция вынуждает фирмы бороться за лучшее качество товаров и услуг,снижать цены.
Процесс реформированияотношений собственности охватывает практически все отрасли экономики РБ, заисключением тех, где разгосударствление и приватизация запрещены законодательством.
В настоящее время средиприватизированных промышленных объектов преобладают предприятия легкой, леснойи деревообрабатывающей промышленности, промстройматериалов. Это Светлогорскийцеллюлозно-бумажный комбинат, Гомельский и Бобруйский деревообрабатывающиекомбинаты, Гомельстекло, Гомельобои, Минское производственное тонкосуконноеобъединение, Витебское производственное ковровое объединение и многие другие.Продукция этих предприятий хорошо известна далеко за пределами РеспубликиБеларусь. Они конкурентоспособны в рыночной экономике[11].
Медленно идет приватизация вмашиностроительном комплексе, на предприятиях химической промышленности. Рядпредприятий не могут быть реформированы в ближайшее время, так как не только неимеют средств для выкупа, но и сами нуждаются в значительной поддержке состороны государства.
Несмотря на ростнегосударственного сектора, в общем числе промышленных предприятий в РеспубликеБеларусь имеется около 300 предприятий-монополистов. Они включены вгосударственный реестр предприятий, занимающих доминирующее положение натоварных рынках страны. Закон Республики Беларусь «О противодействиимонополистической деятельности и развитии конкуренции» для противодействиямонополизму крупных предприятий предусматривает право государства на принятиерешения о принудительном разукрупнении предприятий, занимающих доминирующееположение на рынке[12]. В настоящеевремя это право имеет Департамент по предпринимательству Министерства экономикиРеспублики Беларусь. Оно определяет круг предприятий, подлежащихреструктуризации, и устанавливает ее сроки. Если сроки не соблюдаются,назначается внешний управляющий, которому департамент по предпринимательствупередает полномочия по реструктуризации. Реструктуризация предприятия рассматриваетсяне только как разукрупнение крупных предприятий, но и как постоянный процессреформирования, направленный на выведение предприятий из кризиса.
2.3     Недостатки и проблемыприватизации
Анализ организации приватизационногопроцесса в белорусской экономике показывает ряд присущих ей черт, носящих какпозитивный, так и негативный характер. О положительных чертах уже было сказановыше, основными же негативными чертами являются следующие[13]:
1. Единообразие способовприватизации для предприятий различных отраслей, объединяемых по величинестоимости основных фондов и численности трудовых коллективов. Отраслевыеособенности приватизации были сведены к порядку согласования планов приватизациипредприятий с министерствами (ведомствами) и ограничению акционирования первым вариантомс выпуском «золотой акции».
2. Игнорирование региональныхособенностей приватизации. Различия в темпах и способах приватизации в регионахбыли обусловлены скорее действиями местных властей, выходящих за рамки своейкомпетентности.
3. Преимущественно бесплатный(или за символическую плату) способ пердачи собственности. Его организационная форма– введение системы приватизационных чеков на предъявителя.
4. Административноеустановление высоких «заданий» по срокам и объемам приватизации.
Внеэкономическое принуждение впроцессе приватизации породило появление проблем, не решенных в рамках ееначального этапа. Среди них – порядок использования и финансирования объектов социально-культурногозначения, условия закрепления и продажи пользователям земельных участков инедвижимости.
Многие элементы приватизационногомеханизма начального этапа сохраняются и в модели послечековой приватизации. Это– перечень и критерии применения способов приватизации, списки приоритетных сферприватизации, функции государственных органов. Основное же отличие заключаетсяв переходе к денежной приватизации и инвестиционным конкурсам.
В настоящее время в Беларусискладывается ситуация, при которой темпы слома административно-командной моделизначительно опережают создание новой модели государственного управленияэкономикой. В результате возникает организационно-управленческий вакуум, усложняющийпроцесс вхождения предприятий в рыночную среду.
Выработка общей стратегии приватизационныхмероприятий стала исходным пунктом для конкретных решений о способах, темпе, очередностиприватизации и методах оценки имущества.
Процесс приватизации нуждаетсяв поддержке на двух уровнях: всего общества и трудового коллектива конкретногопредприятия. Недостаточная пропаганда идей приватизации привела к тому, что узначительной части как специалистов, так и населения в целом сформировался негативныйобраз приватизационного процесса. Хотя в действующей модели приватизациипревалировали способы, формально ориентированные на уравнительнуюсправедливость («чековая приватизация»).
Передача собственности на государственноеимущество сложившимся коллективам предприятий несовместима с рыночным механизмомотбора покупателей, как мелких, так и стратегических. Поэтому в схемеприватизации, реализуемой через аренду с выкупом государственного имущества,закрепляется нерыночный результат – долговременная консервация прямогосоединения собственников с имуществом. В основе выбора именно этого способа лежиткритерий не эффективности (или массовости), а приоритета трудового коллектива.
Акционирование государственныхпредприятий в Беларуси имеет много общего с «менеджерской приватизацией».Действительно, существенная доля акционируемого имущества приобретается именно должностнымилицами администрации предприятия. В перспективе этот путь может способствоватьсозданию субъекта, который необходим для демократии в политике и процветания вэкономике, — национальной буржуазии, выросшей в условиях рыночной конкуренции.Вместе с тем, увеличение числа относительно крупных частных собственников в благоприятныхдля администрации предприятия условиях не дает гарантии активной хозяйственной деятельности.Однако такой же гарантии не может дать распыление акций среди всех работников.
Истинная цена полученных позакрытой подписке акций выявится по прошествии значительного периода времени. Спроизводственно-технической точки зрения, приватизация (за исключением инвестиционныхконкурсов) не дает трудовым коллективам практически ничего. Дело в том, что вырученныесредства направляются не на техническое перевооружение производства илиувеличение оборотных средств, а поступают в государственный бюджет.
Вместе с тем, присохранившейся в настоящее время инфляции курс акций приватизированныхпредприятий, несомненно, упадет. К этому же ведет и незаинтересованностьтрудового коллектива в выплате дивидендов сторонним инвесторам. В результате произойдетрост заработной платы и снижение дивидендов. В это же время при снижении курсаакции у сторонних инвесторов и администрации АО появится возможность по низкомукурсу приобрести большой пакет акций.
Еще в начале приватизационногопроцесса отмечалось ключевое значение оценки стоимости государственного имущества.Однако тогда считалось, что не всем предприятиям под силу выкупить государственноеимущество в акционерную собственность работников. Впоследствии стоимостьгосударственного имущества оказалась резко заниженной из-за инфляционныхтенденций в экономике Беларуси. Проведенные позднее переоценки основных фондов создалисьвозможность пересмотра размера уставного капитала акционерных обществ,возникших в процессе приватизации.
Действующая ныне системаоценки стоимости имущества предприятий во многом необъективна в силу резкихколебаний экономической конъюнктуры и непоследовательного поведения самихпредприятий. Приступая к реализации новой программы приватизации, ряд трудовых коллективовстолкнулся с трудноразрешимой задачей выкупа многомиллиардных основных фондов.Поэтому акционирование на этапе послечековой приватизации может быть затрудненоиз-за отсутствия инициативы трудовых коллективов.
Становление полноценнойрыночной экономики предполагает развитие рынка ценных бумаг. Это отмечается практическиво всех программах стабилизации экономики и перехода к рынку. В настоящее времяважнейшими видами ценных бумаг, поступающих на фондовый рынок Беларуси,являются акции приватизированных предприятий и приватизационные чеки.
Особенностями приватизационныхчеков как ценных бумаг являлись: их обращение без ограничений, целевой характериспользования в качестве платежного средства, безвозмездная форма первичного размещения,массовый объем выпуска, который вряд ли будет превзойден эмитентами других ценныхбумаг. Привлекательным для юридических лиц было то, что обращение ваучеров необлагалось налогами на операции с ценными бумагами. Физические лица не уплачивалиподоходный налог с сумм, полученных от продажи приватизационных чеков.
Эмиссия приватизационных чековмногими подвергалась критике. Лучшим контраргументом является ускорение приватизационногопроцесса, создание реальных механизмов участия всего населения в приобретении акцийпреобразуемых предприятий.
В начале приватизации ориентацияна имеющийся у населения и коммерческих структур объем денежных ресурсов былапрактически невозможна из-за его несопоставимости со стоимостью государственногоимущества, подлежащего приватизации. Кроме того, при существовавшем низком уровнедохода у большинства населения была и остается высокой предельная склонность кпотреблению. Именно поэтому вполне обоснованным было безвозмездное размещениеприватизационных чеков в качестве дополнительных платежных средств.
Купля-продажа ваучеров в течениивсего периода их обращения происходила при рыночной цене при неизменном номинале.Однако в первые месяцы их обращения выдвигалась идея создания механизма государственныхгарантий цены ваучера. Необходимость индексации вкладов не возникла, так как напротяжении всего срока действия приватизационных чеков оценка основныхкапиталов акционерных обществ и имущества, выставляемого на конкурс, производиласьв ценах 1992 г. На чековых аукционах акции приватизируемых предприятийпродавались по аукционному курсу, а не по номиналу.
Довольно обоснованнойвыглядела и теоретическая поддержка именных приватизационных бумаг. Это могло быпредотвратить их попадание на разбалансированный потребительский рынок. Практикаобращения приватизационных чеков на предъявителя показала их двойственноевлияние на объем спроса на потребительском рынке. Средства, полученныегражданами от продажи чеков, увеличивали объем спроса, но одновременнозначительная доля денежной массы (в том числе наличной) была оттянута наспекулятивный рынок приватизационных чеков. Резкие различия в предложении акцийи ваучеров по регионам удалось сгладить в процессе развития биржевой и околобиржевойторговли приватизационными чеками.
Рассмотрение проблем,связанных с механизмом и итогами чековых аукционов, сохраняет свою актуальностьпотому, что для денежных аукционов по продаже акций реорганизованных предприятийпредлагается аналогичный порядок проведения. Кроме того, курс акций, установленныйна чековых аукционах, является базой для курса денежных аукционов и вторичного рынкаакций. Ценные бумаги приватизированных предприятий в целом достаточно надежны,однако в настоящее время все же низкодоходны и малоликвидны.

Заключение
Таким образом приватизацияпредставляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи сизменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на«частную». Она включает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересоворганов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения вцелом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации иразгосударствления заключается в том, что приватизация является разгосударствлениемсобственности.
Объективные причины развитияприватизационного процесса носят как макроэкономический, так имикроэкономический характер. Необходимость постоянного внерыночногосогласования производственной деятельности государственных предприятий вусловиях административно-командной экономики обусловила их высокиепланово-координационные издержки. Между тем механизм рынка осуществляет такоесогласование с гораздо меньшими издержками. Следовательно, приватизацияобусловлена не только переходом страны в целом от «административно-командной»системы к «социальному рыночному хозяйству», но и позитивным стремлениемпредприятий к снижению издержек.
Поэтому успешное проведениеприватизации позволит ликвидировать монополизм государственного сектора, создатьширокий слой собственников и конкурентную среду, выручить средства от продажигосимущества и направить их на решение социальных программ и развитие малогобизнеса, сократить расходы на содержание госаппарата, создать рабочие места,привлечь местных и иностранных инвесторов для развития экономики, полнееудовлетворить потребности населения в товарах и услугах.
Необходимо учитывать не толькоэкономические, но и социальные последствия приватизации, направленные наповышение жизненного уровня населения. Однако приватизированные предприятиясразу не стали работать лучше, чем государственные, и до настоящего времени несоздали конкурентную среду экономики. Это усугубляет экономические и социальныепроблемы: инфляцию, безработицу, негативное отношение людей к фактам незаконнойприватизации. Лишь небольшая часть населения имеет доход от бесплатно розданныхгосударством приватизационных чеков. Государство должно активно вмешиваться врегулирование негативных процессов разгосударствления и приватизации, не допускаяухудшения экономических и социальных процессов.

Список использованных источников
1.    “Гоc. Регулирование экономики”, подредакц. Антоновой, Минск,1996.
2.    “БЭЖ”, № 3,”Приватизация в РБ, цели, методы,результаты”, Ракова Е.Ю.,2001
3.    А.И.Попов учебник: Экономическая теорияизд. Питер 2001. 274 с.
4.    Экономическая теория: Учеб пособие / Л. Н.Давыденко, А. И. Базылева, А. А. Дичковский и др.; Под общ редакцией Л. Д.Давыденко. – Мн.: Выш. Шк., 2002. — 366 с. (347 – 358)
5.    Приватизация и акционирование /сб.нормативных документов. Мн… 1996.
6.    Карпей Т. В. Экономика, организация ипланирование промышленного производства: Учебное пособие для студентов ВУЗов.Издание 4-е испр. И доп. – Мн.: Дизайн ПРО, 2004. – 328с.: ил.
7.    Драчев В. К. Разгосударствление и приватизация(на материалах Беларуси). Гомель, 2000.
8.    Положение об оценке государственногоимущества. В ред. постановления Мингосимущества № 24, Минэкономики № 100,Минстатистики № 33 от 12.06.2001 г., постановления Минэкономики № 46,Минстатистики № 15 от 27.02.2002 г.
9.    Официальный сайт Министерства экономикиРеспублики Беларусь www.main.gov.by
10.  Курс экономической теории. Под ред.Чепурина М. Н., Киселевой Е. А. Киров, 1999.
11.  Экономическая теория: Системный курс:Учеб. пособие / Под ред. И. Э. Лобковича. Мн., 2000.
12.  Делан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика /Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ. ред. Б. Лисовика и В. Лукашевича. —СПб., 1994.
13.  Заяц Н.И., Пшенко Н.С. Международныевалютно-финансовые отношения. — Мн., 1993.
14.  Золотогоров В.Г. Организация и планированиепроизводства: Практ. пособие. — Мн.: ФУА информ, 2002. — 528 с.
15.  Кожекин Г.Я., Синица Л.М. Организацияпроизводства: Учеб. пособие. — Мн.: ИП «Экоперспектива», 1998. — 334 с.
16.  Национальная программа привлеченияинвестиций в экономику Республики Беларусь // Нац. экон. газета. — 1996. —№ 35.
17.  Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб.пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 304 с.
18.  Статистический ежегодник РеспубликиБеларусь, 2003 (стат. сб.) Минстатистики Республики Беларусь. — Мн., 2003. —607 с.
19.  Экономика: Учебник. — 2-е изд., перераб. идоп. / Под ред. А.С. Булатова. — М.: БЭК, 1997.
20.  Экономика и рынок труда / Под ред. А.С.Головачева — Мн.: Выш. шк., 1994.
21.  Экономика предприятия: Учебник. — 2-еизд., перераб. и доп. / Под ред. проф. О.И. Волкова. М.: ИНФРА-М, 2001. — 520с.
22.  Экономика промышленных предприятий / Подред. А.И. Руденко, Я.А. Александровича, А.П. Дубиной — Мн.: 1994


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.