БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА
ОТЧЕТ
о преддипломной практике студентки
5 курса, 2 группы
специальности «Экономика иуправление
на предприятии»
Кункевич Анны Вячеславовны
проходившей практику наЗакрытом
Акционерном Обществе «Ялина»,
Руководители практики:
от университета кандидатэкономических наук
Шевченко Светлана Васильевна
от предприятия экономист
Позняк Наталья
Александровна
МИНСК 2004
Введение
Основной целью прохожденияпроизводственной практики является закрепление и углубление знаний, полученныхво время обучения в университете, приобретение практических навыков работы поспециальности в условиях перехода предприятия к рыночным отношениям.
Так как данная практика являетсяпреддипломной, она является этапом выполнения дипломной работы, во времякоторого осуществляется подбор, накопление и анализ информации по темедипломной работы.
Задачи практики:
изучение и анализ всех видовдеятельности предприятия в условиях перехода к рыночной экономике;
ознакомление с содержаниемметодик технико-экономического планирования и овладением навыками разработкипланов экономического и социального развития предприятия;
приобретение практическихнавыков анализа экономических процессов, выбора и обоснования управленческихрешений в конкретных производственных ситуациях;
ознакомление сэкономико-математическими методами и электронно-вычислительной техникой,используемыми в прогнозировании, планировании, управлении и организациипроизводства и труда;
сбор, систематизации и анализфактической информации по теме дипломной работы для ее дальнейшегоиспользования.
Для прохождения практики быловыбрано ЗАО «Ялина».
Закрытое Акционерное Общество«Ялина» 220073, г. Минск, ул. Ольшевского, д.10 р/с 3012212140017 воФрунзенском отделении ОАО «Белинвестбанка» г. Минска, код 736, тел. (017)254-40-12, факс 254-40-26, E — mail:yalina@tut. by
Предприятие создано в августе2000г. в результате реорганизации ПТКП «Ялина», предприятие имеетлицензии на производство и ремонт обуви, а так же на оптовую и розничную торговлю,25.05.2000 г. перерегистрировано в Закрытое Акционернерное Общество «Ялина».
Основными видами деятельностипредприятия является ремонт и пошив обуви: ремонт всех видов обуви (мужской,женской, детской); пошив новой обуви по индивидуальным заказам населения; пошивобуви специального назначения.
ЗАО «Ялина» объединяет40 мастерских по ремонту обуви, расположенных в городе Минске, и являетсямонополистом в данной области деятельности.
Таблица 1. Основныетехнико-экономические показатели деятельности ЗАО «Ялина», млн. руб. № п/п Показатели 2003г отчет 2004 г план 1 2 3 4 1. Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) 3235 4361 2. Балансовая прибыль 500 674,1 3. Основные средства 1413 1839 4. Среднесписочная численность работников, чел 355 380 6. Рентабельность продукции,% 19,56 20,54 7. Фонд заработной платы списочного и несписочного состава, тыс. руб. 725,345 772,149
Предприятие на пути к рынку.
Основными видами деятельностипредприятия является ремонт и пошив обуви:
Ремонт всех видов обуви, всехродов обуви: мужской, женской, детской, различных методов крепления и различныхматериалов верха.
Пошив новой обуви поиндивидуальным заказам населения: обувь мужская, женская летнего, зимнего,весенне-осеннего ассортимента, на кожаной, резиновой подошве, подошве изкожеподобной резины различных методов крепления низа (клеевого, рантового,ранто-клеевого) с верхом из натуральных и искусственных материалов.
Кроме бытовых услуг, ЗАО «Ялина»производит обувь специального назначения.
В течение последних 3-х летпредприятие самостоятельно вышло на российский рынок и наладило постоянные,устойчивые связи с фирмами-лидерами рынка одежды и обуви спец. назначения. Российскийрынок спецодежды очень перспективен. За последние два года его обороты вырослив два раза и достигают, по оценкам экспертов специализированных изданий,пятисот миллионов долларов в год. Потенциал роста сохраняется и в будущем.
Основными поставщикамиматериальных ресурсов для ЗАО «Ялина» являются:
Смиловичский кожевенный завод (поставляюткожу); ООО «Скортек», г. Санкт-Петербург (подошвы резиновые, картон);СП «Гатово — Тенери», Минская обл., поселок Гатово (кожа); Минскийфурнитурный завод (фурнитура); УП «Артбут», г. Минск (клей); ООО«Стрела», г. Санкт-Петербург (нитки); ОДО «Лаби», г. Минск(сырье необходимое для ремонта обуви); ООО «Экспострой», г. Санкт-Петербург(фурнитура, картон).
Основными потребителямипродукции ЗАО «Ялина» являются:
Индивидуальные заказчики ремонтаи пошива обуви; театр юного зрителя; театр им. Я. Купалы; Минский драматическийтеатр; военные части г. Держинска и г. Минска. На рынок ближнего зарубежья, вчастности в РФ, ЗАО «Ялина» поставляет спец. обувь: СП «Грандлекс»,г. Москва; СП «Треввеллинг», г. Москва; ООО «Дэцен», г. Москва.
Предприятие проводит активнуюполитику в области налаживания и закрепления хозяйственных связей. ЗАО «Ялина»является постоянным участником специализированных выставок, таких как: «Мосшуз»,«Беллегпром» и друг.
Проводя собственнуюмаркетинговую стратегию, путём рекламирования через российскиеспециализированные издания, предприятие вышло непосредственно наспециализированные фирмы, эта политика позволила партнерам ЗАО «Ялина»снизить цену продажи обуви конечным потребителям и значительно увеличить объемыпродаж.
Государственному регулированиюподвергается одно из основных направлений деятельности ЗАО «Ялина», аименно, услуги по ремонту обуви. На данный вид деятельности введен предельныйуровень рентабельности равный 25%, так как данное предприятие объединяет всеремонтные мастерские в городе Минске и, следовательно, является монополистом вэтой области.
Под налоговое льготированиепредприятие не подпадает, экономические и другие санкции государства кпредприятию не применяются.
1. Научно-технический прогресс на предприятии
Постоянное повышение результативностисистемы управления качеством производимой продукции является одной из основныхстратегических и тактических задач предприятия. На предприятии разрабатываетсяпрограмма «качество» сроком на три года и ежегодно составляется отчето ходе выполнения данной программы.
Так в 2003 году на ЗАО «Ялина»были проведены следующие мероприятия, имеющие целью повышение качествавыпускаемой продукции и входящие в программу «качество» на 2000-20003годы:
Разработан проект новыхстандартов качества на предприятии с использованием элементов международныхстандартов ИСО серии 9000;
Внесены предложения подополнения и изменению Правил бытового обслуживания населения в соответствии сЗаконом РБ «О защите прав потребителей»;
В Iквартале посещались повышения квалификации по теме «Сертификацияпродукции, услуг и систем качества»;
По мере поступления проводитсяконтроль всех поступающих материалов и комплектующих;
Проведены работы по сертификациивыпускаемой продукции: получено новое удостоверение о государственнойгигиенической регистрации и сертификат соответствия на выпускаемую продукцию осоответствии ее требованиям ГОСТ 26167 «Обувь повседневная. ТУ»;
Проведена инвентаризация фонданормативной документации с изъятием недействующей и приобретением недостающей;
Проведено 140 провероксоблюдения требований нормативной документации и утверждения технологии в томчисле 80 проверок в производстве пошива обуви и 60 проверок в производстверемонта обуви;
Проведено 4 дня качества впроизводстве пошива обуви;
Проведено 4 дня качества впроизводстве ремонта обуви.
Произведено 32 техучебы впроизводстве ремонта обуви и 30 техучеб в производстве пошива обуви;
Ежеквартально проводилисьфизико-механические испытания обуви по показателям качества в ГИИТООТ;
В течение года проводилисьгоспроверки средств измерений согласно утвержденного графика;
Внедрены новые основные ивспомогательные материалы:
новый искусственный материалвинилискожа 99/02;
швейные нитки «Ситон 15»;
термотрикотаж;
полиамидный клей-расплав «Термодур»для затяжки голеночной части заготовки новые отделочные материалы.
Разработано 95 новых моделейженской и мужской обуви из них внедрено в производство 54;
Внедрены 1 мужская и 6 женских фасоновколодок, 1 новый фасон мужской и 3 женских фасона подошвы, 6 новых фасоновженских каблуков.
Проведено 4художественно-технических совета;
Предприятие участвовало в 3ярмарках. Оформлен рекламный ролик на выпускаемую продукцию;
Проведено 15 комплексныхпроверок по вопросам кассовой дисциплины и выполнения требований Правил бытовогообслуживания населения.
Внедрены новые виды ремонтаобуви:
замена подошвы в обуви сприменением декоративно ранта;
расширение голенищ с применениембашмачной резинки;
замена подпряжечных ремешков сприменением специальной резинки;
реставрация внутренних задниковв кроссовой обуви;
ремонт обтяжек с применениемшпальта жесткого кожтовара и аппретуры на основе воска;
обновление женской летней обувис применением эластичных лаковых ремешков;
Разработана и изготовленаэтикетка в соответствии с ГОСТ 26167 «Обувь повседневная. ТУ». Этикеткаимеет новый дизайн и дает более полную информацию о выпускаемой продукции.
В целях привлечения заказчиков иусиления заинтересованности в предлагаемых услугах разработаны и изготовленыцветные буклеты с указанием видов выпускаемой продукции. Проводится реклама нарадио об оказании всех видов ремонта. Информация обо всех новых видах услугпоступает в службу 0-67. Реклама размещена на сайте предприятия в Интернете.
Программа «качество» ЗАО«Ялина» на 2004-2006 годы приведена в приложении 1.
В 2004 году будет продолженапрактика проведения комплексных проверок подразделений по соблюдению трудовой,исполнительской, финансовой и технологической дисциплины, качества выполненияработ, услуг и обслуживания. Также продолжится постоянный контроль надвыполнением действующей нормативной документации при выполнении работ, оказанииуслуг с обязательным соблюдением технологической дисциплины. В НЦ ТООТ будутпроводиться физико-механические испытания обуви по показателям качества. Остаютсяактуальными вопросы: проведения дней качества по вопросам повышения качествапродукции и оказываемых услуг, культуры обслуживания, анализа работы списьмами, заявлениями; проведения технической учебы с рабочими производствапошива и ремонта обуви по соблюдению требований нормативной, технологическойдисциплины при выполнении работ, оказании услуг. Также останутся в практикепроведения Художественно-технических Советов. Предполагается начать подготовкук переходу на систему качества в соответствии с международными стандартамикачества ISO-9000. Для чего будет организована работапо подготовке нормативной документации, разработке норм и положений, а такжеразработке детального плана перехода на данную систему в 2004-2005 гг.
Так как изменения управлениякачеством продукции носят скорее эволюционный характер и не подразумеваюткоренных преобразований, то предприятие для их реализации обходитсясобственными средствами, без привлечения дополнительных инвестиций со стороны.
Комплексная оценка финансовогосостояния предприятия основывается на системе показателей, характеризующихструктуру источников формирования капитала и его размещения, равновесие междуактивами предприятия и источниками их формирования, эффективность иинтенсивность использования капитала, ликвидность и качество активов, егоинвестиционную привлекательность и т.д.
Таблица 2. Анализукрупненной структуры и динамики бухгалтерского баланса в разрезе составляющихего разделов и основных групп статей ЗАО «Ялина» 2003 год. Актив баланса Разделы баланса На начало периода На конец периода Отклонения млн. руб. % к общей базе млн. руб. % к общей базе млн. руб. % к общей базе 1 2 3 4 5 1. Внеоборотные активы 1417 83,21% 1853 74,60% 436 8,61% 2. Оборотные активы 286 16,79% 631 25,40% 345 8,61% ВСЕГО 1703 100% 2484 100% 781 Х Пассив баланса Разделы баланса На начало периода На конец периода Отклонения млн. руб. % к общей базе млн. руб. % к общей базе млн. руб. % к общей базе 1 2 3 4 5 3. Собственный капитал 1444 84,84% 1932 77,78% 488 7,06% 4. Долгосрочные обязательства 0% 0% 0% 5. Краткосрочные обязательства 258 15,16% 552 22,22% 294 7,06% ВСЕГО 1702 100% 2484 100% 782 Х
Таким образом, из таблицы видно,что сумма внеоборотных активов за отчетный период увеличилась; сумма оборотныхактивов за отчетный период, также увеличилась.
Сумма собственного капитала икраткосрочных обязательств за отчетный год, также увеличились, а суммадолгосрочных обязательств в отчетном году осталась равной нулю.
Обеспеченность предприятиясобственными средствами:
Наличие собственных оборотныхсредств (млн. руб.):
а) на начало года-28,00;
б) на конец года-79,00.
Процент обеспеченностисобственными оборотными средствами:
а) на начало года-9,79;
б) на конец года-12.52.
Темп роста совокупных активов заотчетный год, % — 145,86;
Темп роста выручки за отчетныйгод, % — 177,78;
Темп роста прибыли за отчетныйгод, % --250,00.
Золотое правило экономикигласит, что темпы роста выручки должны быть больше темпов роста совокупных активов,а темпы роста прибыли должны быть выше темпов роста выручки. При такомсоотношении достигается стабильное развитие предприятия: 100
На данном предприятии «золотоеправило экономики» полностью выполняется: 100
Оценка ликвидности.
Таблица 3. Анализликвидности предприятия. Наименование показателя На начало года На конец года Норматив Величина собственных оборотных средств 57,09 324,00 Коэффициент маневренности функционирующего капитала 0,09 0,01 0-1 Коэффициент абсолютной ликвидности 0,02 0,01 >0,2-0,25 Коэффициент промежуточной ликвидности 0,17 0,17 >0,5 Коэффициент общей ликвидности 1,25 2,06 >1 Коэффициент движимости 0,17 0,25 Коэффициент доли запасов в оборотных активах 0,87 0,92 Доля собственных оборотных средств в покрытии запасов 0,23 0,56 не менее 0,5
Коэффициент маневренностифункционирующего капитала характеризует ту часть собственных оборотных средств,которая находится в форме денежных средств, т.е. средств имеющих абсолютнуюликвидность. В нашем случае только небольшая часть собственных оборотныхсредств находится в форме денежных средств. И по состоянию на конец года этачасть еще более сократилась.
Коэффициент абсолютнойликвидности показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств можетбыть при необходимости погашена немедленно. Значение этого показателясвидетельствует о том, что предприятие испытывает значительный недостатокденежных средств.
Коэффициент промежуточнойликвидности определяет возможность предприятия рассчитаться с краткосрочнымиобязательствами денежными средствами, краткосрочными вложениями и средствами врасчетах. Так как значение коэффициента значительно ниже нормативного, этосвидетельствует, что предприятие не ликвидное.
Коэффициент общей ликвидностиизмеряет поле безопасности для покрытия любого возможного обесценения оборотныхактивов, показывает резерв ликвидных средств, превышающих краткосрочныеобязательства, которые можно использовать как гарантию безопасности против неопределенностии любого рода риска, которому подвержено движение средств организации.
Коэффициент движимостисвидетельствует о том, что доля оборотных средств в активах предприятия наконец исследуемого периода возросла.
Коэффициент доли запасов воборотных активах показывает, что запасы в оборотных активах занимаютдоминирующее положение.
Доля собственных оборотныхсредств в покрытии запасов характеризует часть стоимости запасов, котораяпокрывается собственными оборотными средствами. На конец года показатель значительноувеличился, так как произошло увеличение собственного капитала 62,4%.Наименование показателя 2002 2003 1 2 3 Выручка от реализации 1733,00 3081,00 1 2 3 Балансовая прибыль 200,00 500,00 Коэффициент деловой активности 1,21 0,37 Коэффициент оборачиваемости мобильных средств 8,54 1,68 Коэффициент оборачиваемости материальных оборотных средств 10,99 1,87 Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности 41,90 18,79 Средний срок оборота дебиторской задолженности 8,59 19,16 Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности 9,36 2,41 Средний срок оборота кредиторской задолженности 38,48 149,48 Коэффициент оборачиваемости собственного капитала 1,36 0,42
Коэффициент деловой активностиотражает скорость оборота (в количестве оборотов за период) всего капиталаорганизации. Снижение коэффициента означает замедление кругооборота средстворганизации.
Коэффициент оборачиваемостимобильных средств определяет отношение выручки от реализации продукции (товаров,работ, услуг) к величине оборотных активов и показывает скорость оборота всехоборотных (мобильных) средств.
Коэффициент оборачиваемостиматериальных оборотных средств определяет отношение выручки от реализациипродукции (товаров, работ, услуг) к величине запасов и затрат организации заанализируемый период.
Коэффициент оборачиваемостидебиторской задолженности определяет отношение выручки от реализации продукции(товаров, работ, услуг) к дебиторской задолженности. В нашем случае дебиторскаязадолженность составляет небольшую часть от выручки предприятия.
Коэффициент оборачиваемостикредиторской задолженности определяет отношение затрат на производство и сбытреализованной продукции (товаров, работ, услуг) к заемным средствам. Егоснижение-рост покупок в кредит.
Коэффициент оборачиваемостисобственного капитала характеризует скорость оборота собственного капитала.
Оценка рентабельности.
Таблица 4. Анализрентабельности предприятия. Наименование показателя 2002 2003 Рентабельность продукции, % 14,39 19,56 Рентабельность продаж, % 12,58 16,36 Рентабельность капитала, % 13,93 5,97 Рентабельность внеоборотных активов, % 16,22 7,65 Рентабельность собственного капитала, % 15,70 27,39
Рентабельность продукциипоказывает сколько прибыли приходится на единицу затрат на производство и сбытпродукции. Рост показателя обусловлен сокращением затрат.
Рентабельность продаж показываетсколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции.
Рентабельность капиталаопределяет отношение чистой прибыли к средней стоимости всех активов даннойорганизации. Снижение этого показателя свидетельствует о падении спроса напродукцию и о перенакоплении активов.
Рентабельность внеоборотныхактивов определяет отношение чистой прибыли организации к средней стоимостивнеоборотных активов.
Рентабельность собственногокапитала определяет отношение чистой прибыли к средней величине собственногокапитала. Данный коэффициент показывает, сколько рублей прибыли приходится наодин рубль собственного капитала.
Оценка финансовой устойчивости (платежеспособности).
Таблица 5. Анализплатежеспособности предприятия. Наименование показателя на начало года на конец года норматив Коэффициент финансовой независимости 0,87 0,88 >0,5 Коэффициент финансовой неустойчивости 0,15 0,14 Коэффициент финансовойнезависимости характеризует долю собственного капитала организации в общейсумме средств, авансированных в ее деятельность. Он отражает степеньнезависимости предприятия от заемных средств. Данные полученные при расчетесвидетельствуют о том, что величина заемного капитала составляет небольшуючасть в общей сумме средств предприятия.
Коэффициент финансовой неустойчивостиотражает отношение финансовых обязательств к собственному капиталу организации.
Коэффициент банкротстваопределяется как отношение всех обязательств организации к общей стоимости ееимущества. Значение коэффициента 0,13-0,12 свидетельствует о том, чтопредприятие способно погасить свои обязательства стоимостью своего имущества.
Коэффициент соотношениякредиторской и дебиторской задолженности показывает, что кредиторскаязадолженность превышает дебиторскую в 6 раз, следовательно, финансовая устойчивостьнаходится в критическом состоянии. Возможной причиной такого состояния сталнедостаток денежных средств.
Выявление негативных тенденций вфинансовом положении предприятия.
Таблица 6. Анализфинансового положения предприятия. Наименование показателя на начало года на конец года Норматив Коэффициент текущей ликвидности 1,25 2,04 1,70 Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами 0, 20 0,41 0,30 Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами 0,13 0,12 не более 0,85 Коэффициент обеспеченности просроченных финансовых обязательств активами 0,00 0,00 не более 0,5 Коэффициент платежеспособности 7,47 8,09 ≥ 1
Коэффициент текущей ликвидностипоказывает, что на предприятии доля оборотных средств в виде запасов, налоговпо приобретенным ценностям, денежных средств, дебиторской задолженности,краткосрочных финансовых вложений и прочих оборотных активов на конец года увеличилисьпо отношению к краткосрочным обязательствам. Этому способствовало увеличениезапасов на 37.52% (в том числе готовой продукции на 15.88%, товаров отгруженныхна 13.44%).
Коэффициент обеспеченностисобственными оборотными средствами характеризует наличие у организациисобственных оборотных средств, необходимых для финансовой устойчивости. На конецпериода значение показателя стало превышать норматив за счет роста собственногокапитала более быстрыми темпами, чем роста оборотных активов.
Коэффициент обеспеченностифинансовых обязательств активами. Так как в течение исследуемого периодадолгосрочные обязательства отсутствовали, а краткосрочные обязательстваувеличились на 14,45% (в основном за счет кредиторской задолженности на 15,09%)при росте оборотных активов на 44,17% и внеоборотных активов на 55,83% чтопривело к тому, что значение коэффициента снизилось на фоне уже имеющегосянизкого уровня показателя. Таким образом, можно сделать вывод о том, чтопредприятие способно рассчитаться по своим финансовым обязательствам послереализации активов.
Коэффициент платежеспособности внашем случае значительно больше нормативного уровня так как оборотные активывыросли на 44.17%, а краткосрочные обязательства на 37.6% при полном отсутствиидолгосрочных обязательств. Однако наличие запасов (готовой продукции и др. товарно-материальныхценностей) при банкротстве предприятия могут оказаться труднореализуемыми дляпогашения долгов.
2. Управление предприятием
Акционерным обществом признаетсяобщество, уставный фонд которого разделен на определенное число акций. Участникиакционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несутриск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимостипринадлежащих им акций. Акционерное общество признается закрытым в случае,когда участник данного общества может отчуждать принадлежащие ему акции ссогласия других акционеров и (или) ограниченному кругу лиц. Такое общество невправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образомпредлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.
Акции закрытого акционерногообщества «Ялина» могут быть переданы по наследству, либо они могутбыть приобретены другими акционерами данного общества.
До 25.05.2000г. данноепредприятие имело иную организационно правовую форму, а именно, «Производственно-торговоеколлективное предприятие», однако в связи с принятием в 2000г. новогоГражданского Кодекса, в котором данная организационно-правовая форма былаисключена, потребовалась реорганизация и решением общего собрания была избраннаформа закрытого акционерного общества.
Учредителями акционерного общества«Ялина» 25.05.2000г. был подписан договор о создании, в котором былиопределены: порядок осуществления ими совместной деятельности по созданиюобщества, размер уставного фонда общества, категории выпускаемых акций ипорядок размещения. Также был утвержден устав, избран директор, контрольныеорганы и наблюдательный совет.
Уставный фонд ЗАО «Ялина»был сформирован из доле участников ПТКП «Ялина», акции распределялисьв зависимости от доли акционера в имуществе ПТКП.
Высшим органом управления в ЗАОявляется общее собрание его акционеров. В компетенции общего собранияакционеров, находится решение таких вопросов, как: изменение устава общества,избрание членов совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионнойкомиссии (ревизора) общества и досрочное прекращение их полномочий; утверждениегодовых отчетов, бухгалтерских балансов, счетов прибыли и убытков общества ираспределение его прибыли и убытков; решения о реорганизации или ликвидацииобщества.
Исполнительный орган обществаможет быть коллегиальным (правление, дирекция) и (или) единоличным (директор,генеральный директор). Он осуществляет текущее руководство деятельностьюпредприятия и подотчетен наблюдательному совету и общему собранию акционеров.
Директором ЗАО «Ялина»является Садовская Н.П.
Акционерное общество может бытьреорганизовано или ликвидировано добровольно по решению общего собранияакционеров.
Акционерное общество вправепреобразоваться в общество с ограниченной ответственностью, общество сдополнительной ответственность или в производственный кооператив, а также вунитарное предприятие в случае, когда в составе общества остается один участник.
Организационная структура ЗАО«Ялина».
ЗАО «Ялина» — одно изкрупнейших предприятий бытового обслуживания, имеющее самую большую сеть мастерскихпо ремонту обуви, а также ателье по пошиву обуви по индивидуальным заказамнаселения в городе Минске. В его состав входят 43 структурных подразделения (ателье,мастерские, приемные пункты, цех пошива обуви), в которых занято более 400человек.
Помимо этого функционирует двамагазина по продаже обуви. Обеспечивают работу предприятия отделы: маркетинга,бухгалтерия, планово — экономический отдел, торговый отдел, отдел главногомеханика, отдел моделирования технологии и качества и другие службы.
/>
Рис.1. Структура аппаратауправления ЗАО «Ялина».
ЗАО «Ялина» представляетсобой сеть ремонтных мастерских объединенных под началом головного предприятия,поэтому все подразделения инфраструктуры соединены в «отдел развития исодержания сети, технического обслуживания и перевооружения производства».
Главной задачей ремонтногохозяйства является обеспечение наиболее эффективного использования активнойчасти основных фондов предприятия — машин и оборудования. Посредством ремонтаустраняются последствия физического износа, возвращаются утраченные в ходеэксплуатации параметры, а модернизация компенсирует моральный износоборудования. В этих условиях эффективная организация проведения ремонтов нетолько обеспечивает работоспособность оборудования, но и существенно влияет нарезультаты производственной деятельности предприятия.
На ЗАО «Ялина» ремонтноехозяйство организовано централизованным методом: ремонт всех видов и некоторыеработы по техническому обслуживанию производятся силами ремонтно-механическогоцеха, который возглавляет главный механик. Рабочие данного цеха обслуживают какголовное предприятие, так и все входящие в состав ЗАО ремонтные мастерские иателье. Также на предприятии обязательно проводятся осмотры (техническиеобслуживания). Эти виды работ выполняются основными производственными рабочими,которые должны вести наблюдение за работой оборудования в течение смены. Онидолжны выполнять операции по уходу, уборке отходов, ежедневной смазкеоборудования.
Энергохозяйство обеспечиваетпроизводство на данном предприятии различными видами энергии и энергоносителей,осуществляет монтаж, эксплуатацию и ремонт энергооборудования в производственныхцехах и подразделениях предприятия. Возглавляет данное подразделениеинфраструктуры предприятия главный энергетик. Наибольший вес вэнергопотреблении занимает электрическая энергия. Электроснабжение предприятияосуществляется от районных энергетических сетей. Теплоносители — пар и горячаявода — поступают от тепловых сетей территориальных энергосистем. Воздухоснабжениепредприятия осуществляется децентрализовано, т.е. при помощи компрессорныхустановок. На предприятии применяется жидкое топливо: в зависимости отдвигателя внутреннего сгорания используются дизтопливо и бензин. Также как иремонтное хозяйство данного предприятия, энергохозяйство обслуживает всевходящие в него мастерские и ателье.
Транспортно-складское хозяйствона предприятии возглавляет начальник хозяйственного отдела. На данномпредприятии используется два вида транспорта: внешний и внутренний. Внешнийтранспорт предназначен для доставки грузов на предприятие и вывоза из негоготовой продукции и отходов. Внутренний транспорт предназначен для перевозкигрузов между цехами и складами.
На территории предприятияразмещено два склада, которые выполняют следующие функции:
1) приемку материальныхценностей с их количественной и качественной проверкой, включая проверку тары иупаковки, учет и оформление документов, создание необходимых условий дляхранения грузов;
2) подготовку и выпускматериальных средств в производство и отправку за пределы предприятия;
3) подготовку складскихпомещений и площадей;
4) приемку готовой продукции поколичеству и ассортименту с оформление документов, размещение ее на складах иобеспечение сохранности;
5) отпуск готовой продукциипотребителям по номенклатуре, ассортименту, количеству и качеству с оформлениесоответствующей документации.
На предприятии создан отделмаркетинга, снабжения и сбыта. Предприятие проводит активную политику в областиналаживания и закрепления хозяйственных связей. ЗАО «Ялина» являетсяпостоянным участником специализированных выставок, таких как: «Мосшуз»,«Беллегпром» и друг.
Проводя собственнуюмаркетинговую стратегию, путём рекламирования через российскиеспециализированные издания, предприятие вышло непосредственно наспециализированные фирмы, эта политика позволила партнерам ЗАО «Ялина»снизить цену продажи обуви конечным потребителям и значительно увеличить объемыпродаж.
Продукция и услуги предприятиярекламируются также и на отечественном рынке, посредством размещения рекламных роликовна FM — радиостанциях и размещения рекламных объявленийв прессе.3. Планирование
Функция планирования являетсяцентральной в системе функций управления предприятия.
Основной деятельность попланированию на ЗАО «Ялина» занимается планово-экономический отдел, всостав которого входят начальник ПЭО (главный экономист), 2 экономиста иревизор. Должностные инструкции работников ПЭО приведены в приложении 2.
Основными функциями, которыевыполняет ПЭО, являются следующие функции:
выполнение работы поосуществлению экономической деятельности организации;
разработка предложений,направленных на повышение эффективности и рентабельности производства,конкурентоспособности продукции, повышение производительности труда и т.д. наоснове осуществления экономического анализа хозяйственной деятельностипредприятия;
участие в проведениимаркетинговых исследований;
формирование, ведение и хранениебазы данных экономической информации;
разработка прейскуранта поремонту и пошиву обуви;
разработка розничногопрейскуранта цен;
подготовка периодическойотчетности по (1-труд, 4-труд, 1-услуи, 1-п и т.д.) в установленном порядке;
проверка соблюдения дисциплиныцен в структурных подразделениях;
проведение хронометражей исоставление фотографий рабочего времени при разработке и внедрении новых видовремонта и моделей обуви.
На мой взгляд, главной ошибкой ворганизации планирования на ЗАО «Ялина» является то, что оно незанимается стратегическим планированием, не разрабатывает планы на долгосрочныйпериод, не разрабатывает бизнес-планы. Стратегическое планирование являетсяинструментом, с помощью которого формируется система целей функционированияпредприятия, и объединяются усилия всего коллектива по ее достижению. Еговажнейшая задача — обеспечить нововведения, необходимые для жизнедеятельностипредприятия. Как процесс, стратегическое планирование включает четыре видадеятельности (функции стратегической планирования): распределение ресурсов,адаптация к внешней среде, координация и регулирование хозяйственных процессов,организационные изменения.
На предприятии разрабатываетсятактический план на 1 год. Он включает разделы: план производства и реализациипродукции, план материально-технического обеспечения производства, план поперсоналу и оплате труда, план по издержкам производства, прибыли ирентабельности, план социального развития коллектива. Он разрабатывается путеманализа результатов прошлого года умноженного на индекс изменения цен иумноженного на темп роста по городу Минску (составляет 107%). Разработкатактического плана должна осуществляться на основе прогрессивных, технически иэкономически обоснованных норм и нормативов расхода сырья, материалов, топлива,тепловой и электрической энергии, норм затрат живого труда, нормативовиспользования средств труда и организации производственных процессов. Припланировании на ЗАО «Ялина» применяются сборники по нормам времени инормам расхода материалов ГО «Белбыт».
На предприятии составляютсягодовые планы экономического и социально развития предприятия.
План социального иэкономического развития ЗАО «Ялина» на 2004 год.
В 2004 году ЗАО «Ялина»планирует довести объем реализации работ, услуг и продукции до 4361,2 млн. руб.,что составит 107,0% к уровню 2003 года при уровне инфляции 26%. Темп ростаплатных и бытовых услуг планируется на уровне 107,0%, в том числе по бытовымуслугам населению-105,0%.
Для обеспечения устойчивой ибесперебойной работы ЗАО «Ялина», увеличения темпов роста платных ибытовых населению, наибольшего удовлетворения потребности населения по ремонтуи индивидуальному пошиву обуви в 2004 году планируется:
1. Увеличение объема реализацииРУП.
В 2004 году в целях расширениярынков сбыта и поиска новых заказчиков и потребителей производимой продукцииЗАО «Ялина» планирует принимать активное участие в республиканских имеждународных отраслевых выставках. Совместно с российскими и белорусскимирекламными агентствами будет разработана и приведена рекламная кампания вспециализированных печатных и Интернет изданиях, целью которой будет созданиеузнаваемого товарного знака и привлечение новых потребителей. Данныемероприятия станут продолжением начатой в 2002-2003 годах работы по продвижениюпроизводимой спецобуви на российский рынок и позволяет увеличить объемыреализуемой продукции и полностью загрузить производственные мощности и какрезультат добиться снижения себестоимости продукции и повысить рентабельностьпроизводства по пошиву обуви.
В тоже время планируетсяразвивать смежные виды деятельности. Так, в 2004 году планируется открытиеторговых точек по адресу ул. Кульман, 5 и ул. Московская, 20.
2. Увеличение объема бытовыхуслуг.
Для увеличения объема бытовыхуслуг, во-первых, планируется расширить сеть подразделений по ремонту обуви,для чего данный вопрос будет проработан администрациями всех районов г. Минска,руководителями предприятий и организаций; во-вторых, разработать и внедритьновые виды и формы обслуживания, а также усовершенствовать рекламноеинформирование населения об оказываемых услугах. В производстве пошива иремонта обуви будут внедрены технологии с применением новых отделочныхматериалов, новых материалов для верха обуви, подкладки, промежуточных деталей,фурнитуры и других комплектующих изделий.
3. Качество продукции.
В 2004 году будет продолженапрактика проведения комплексных проверок подразделений по соблюдению трудовой,исполнительной, финансовой технологической дисциплины, качества выполнения работ,услуг и обслуживания. Также продолжится постоянный контроль над выполнениемдействующей нормативной документации при выполнении работ, оказании услуг собязательным соблюдением технологической дисциплины. В НЦ ТООТ будутпроводиться физико-механические испытания обуви по показателям качества. Остаютсяактуальными вопросы: проведения дней качества по вопросам повышения качествапродукции и оказываемых услуг, культуры обслуживания, анализа работы списьмами, заявлениями; проведения технической учебы с рабочими производства,пошива и ремонта обуви по соблюдению требований нормативной документации,технологической дисциплины при выполнении работ, оказании услуг. Такжеостанутся в практике проведения Художественно-технических Советов. Предполагаетсяначать подготовку к переходу на систему качества в соответствии смеждународными стандартами качества ISO-9000. Для чегобудет организована работа по подготовке нормативной документации, разработкенорм и положений, а также разработке детального плана перехода на даннуюсистему в 2004-2005 гг.
4. Организация труда истимулирование работников предприятия за высокие показатели.
Для стабильной и бесперебойнойработы предприятия в 2004 году в первую очередь необходимо усовершенствоватьорганизацию и стимулирование труда работающих, учет и отчетность вподразделениях. Требуется организовать курсы повышения квалификации работниковконтактной зоны на базе передового опыта и научной организации труда, проводитьконкурсы профессионального мастерства.
5. Энергосберегающие мероприятия.
Для сокращения потребленияэлектроэнергии в 2004 году планируется:
производить постепенную заменуэлектродвигателей на отделочных машинах мощностью 2,2 кВт/ч на двигателимощностью 1,5 кВт/ч, предполагаемая экономия 2 кВт/ч;
произвести замену светильников слампами накаливания на светильники с люминесцентными лампами, предполагаемаяэкономия 6 кВт/ч;
сократить освещение подсобныхпомещений на 15%, предполагаемая экономия 2 кВт/ч.
В результате планируетсясократить потребление электроэнергии на 7% к уровню 2003 года, а именно приплановом объеме потребления электроэнергии на 2004 год 890 кВт/ч против 957кВт/ч в 2003 году сократить потребление электроэнергии на 67 кВт/ч.4. Организация производства
Рассмотрим стадии иподразделения основного производства ЗАО «Ялина» — пошива обувиспециального назначения.
Со склада сырье и материалыпоступают в вырубочный цех.
I. Вырубочныйцех делится на два участка:
1) раскройный участок (раскройкожаных деталей верха, подкладки, межподкладки);
2) вырубочный участок (раскройдеталей низа: стелек, полустелек).
Раскроенные детали передаются взаготовочный цех.
II. Заготовочныйцех (сборка заготовок, на этом участке установлена швейная лента).
Заготовки передаются впошивочный цех.
III. Пошивочныйучасток (сборка готовой обуви).
IV. Готоваяобувь передается на склад готовой продукции.
Также на предприятии имеетсяэкспериментальный цех, в котором производить апробация обуви при разработкеновых моделей.
Производственный процесс-совокупностьвзаимосвязанных процессов труда и естественных процессов, в результате которых исходноесырье и материалы превращаются в готовую продукцию.
На ЗАО «Ялина» применяетсяпростая форма производственного процесса, т.е. производственный процесс состоитиз последовательно выполняемых операций. В приложении 3 приведен примертехнологической последовательности сборки заготовок мужских полусапог модель757, 756.
Тип производства — этокомплексная характеристика организационно-технического уровня производства,представляющая собой совокупность номенклатуры продукции, объема производства,повторяемости продукции, выпуска однотипной продукции, характеристика загрузкирабочих мест, типа используемого оборудования, квалификации рабочих,себестоимости продукции.
Тип производства ЗАО «Ялина»серийный. Серийный тип производства характеризуется изготовлением ограниченнойноменклатуры изделий, которая периодически повторяется. Изделия запускаются впроизводство сериями, детали обрабатываются партиями в определенной, заранееустановленной периодичности.
Под серией понимается количествоконструктивно-технологически одинаковых изделий, запускаемых в производствоодновременно или последовательно.
Однородность конструктивныхрешений в изделии позволяет изготавливать значительное количествоунифицированных деталей, что дает возможность закрепить за рабочими местами ряддеталей (операций) для постоянного или периодически повторяющегося выполнения.
Подготовка производства квыпуску новой продукции.
1. В отделе моделирования,технологии и качества конструктор-модельер и художник-модельер создают новуюмодель обуви.
2. Модель, представленнаяотделом моделирования, технологии и качества утверждается на художественномсовете.
3. Составляется заявка в отделснабжения на кожматериалы, материалы низа, верха, нитки, фурнитуру и т.д. необходимыедля производства пробной партии новой модели.
4. Происходит отработка модели: какправило, пробная партия-12 пар среднего размера. Отработку модели ведутмодельер-конструктор и ведущий технолог.
5. В случае если апробацияпрошла успешно и не нужны конструктивные изменения в деталях, то проводитьсяградация модели: изготавливаются по шаблонам среднего размера шаблона на весьразмерный ряд: мужская серия от 40 до 47 размера, женская — от 36 по 40 размер.
6. Модельер-конструкторобрабатывает градацию: при помощи измерительных инструментов проверяетправильность, соразмерность.
7. Технолог-нормировщик обмеряетдетали для составления норм расхода, и, далее, экономист из ПЭО составляетсмету.
8. Теоретически далее необходимоизготовить резаки, но так как на данном предприятии необходимых средств нет, иинструментальный цех отсутствует, то детали кроятся рабочими вручную пошаблонам.
9. Инженер-технолог пишеттехнологию сборки, для каждого производственного участка.
10. Главным инженером утверждаютсянормы расходов материалов и технология изготовления.
11. Подписывается Акт «Оготовности запуска в производство данной модели». Его подписывают всеслужбы предприятия:
1) начальник отделамоделирования, технологии и качества: о том, что модель отработана,технологичная и может быть запущена в производство;
2) ПЭО: подготовлены нормывыработки и расценки; составлена смета, калькуляция, цена, прибыльность;
3) отдел снабжения: о наличиинеобходимых сырья и материалов для производства новой модели;
4) начальники цехов: оготовности к запаску в производство новой модели (наличие необходимых трудовыхресурсов, оборудования, инструмента).
Утверждается Акт главныминженером.
Далее следует запуск новоймодели в производство.
Качество продукции — этосовокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворятьопределенные потребности в соответствии с ее назначением.
Под техническим контролемпонимается проверка соблюдения требований, предъявляемых к качеству продукциина всех стадиях ее изготовления, и всех производственных условий,обеспечивающих его.
На данном предприятиитехнический контроль качества продукции возглавляет инженер по качеству,который входит в отдел моделирования, технологии и качества. В его подчинениисостоят два контролера качества.
Они выполняют следующие функции:
контроль поступающих напредприятие со стороны сырья, материалов, полуфабрикатов, топлива;
контроль состояния оборудованияи технологического оснащения;
контроль выполнениятехнологического процесса на всех стадиях изготовления продукции;
контроль качества продукции;
предупреждение, выявление и учетбрака;
установление причин брака;
разработка мероприятий поустранению брака, рекламаций и улучшению качества продукции.
Технический контроль качества наданном предприятии подразделяется:
на входной контроль,определяющий соответствие закупаемых для производства сырья, материалов,полуфабрикатов и комплектующих изделий требованиям научно-техническойдокументации. Проверяется наличие у них сертификатов качества. При этом контролируетсякомплектность поставок, правильность оформления сопроводительной документации имаркировки продукции;
на промежуточный контроль: осуществляетсяв цехе заготовок, после изготовления заготовки ее проверяет контролер, если онане соответствует стандарту, то либо передается на переделку, либо обувьрешением комиссии уценяется;
на окончательный контроль: производитьсяпри приемке готовых изделий для выявления некачественной продукции.
Предполагается начать подготовкук переходу на систему качества в соответствии с международными стандартамикачества ISO-9000. Для чего будет организована работапо подготовке нормативной документации, разработке норм и положений, а такжеразработке детального плана перехода на данную систему в 2004-2005 гг.
5. Организация труда
Организация труда — этоупорядоченная система взаимодействия работников со средствами производства идруг с другом в едином производственном процессе.
На предприятии проводитьсяработа по следующим элементам организации труда:
1. Разделение и кооперация труда.Под разделением труда на предприятии понимается разграничение деятельностиработающих в процессе совместного труда, их специализации на выполненииопределенной части совместной работы.
Разделение труда на данномпредприятии одновременно производиться в четырех формах:
1) технологическое — разделениетруда осуществляется на основе расчленения процесса производства на стадии (вырубочную,заготовительную, пошивочную), переделы, фазы, частичные технологическиепроцессы и операции. В рамках технологического разделения труда на предприятииприменяется пооперационное разделение труда. Оно предусматривает распределениеи закрепление операций технологического процесса за отдельными работниками,расстановку работающих, обеспечивающую их рациональную занятость и оптимальнуюзагрузку оборудования.
2) функциональное — разделениетруда, предусматривающее обособление различных видов трудовой деятельности ивыполнение конкретных работ соответствующими группами работников. Согласноданному разделению все рабочие делятся на основных (заняты непосредственновыпуском продукции), вспомогательных (обеспечивают своим трудом работу основныхрабочих, не производя непосредственно продукцию), обслуживающих (создаютусловия для производительной работы как основных, так и вспомогательных рабочих).В отдельные функциональные группы выделяют руководителей, специалистов ислужащих.
3) профессиональное разделениетруда-в зависимости от профессиональной специализации работающих.
4) квалификационное разделениетруда обусловлено различной сложности работ, требующей определенного уровнязнаний и опыта работников. Для каждой профессии устанавливается состав операцийили работ различной степени сложности, которые группируются согласноприсвоенным тарифным разрядам или квалификационным категориям.
Кооперация труда на предприятиисуществует как объединение работников в ходе совместного выполнения единогопроцесса либо группы взаимосвязанных процессов труда.
2. Организация рабочего места. Представляетсобой материальную основу, обеспечивающую эффективное использованиеоборудования и рабочей силы. Главной ее целью является обеспечениевысококачественного и эффективного выполнения работы в установленные сроки наоснове полного использования работы оборудования, рабочего времени, применениярациональных приемов и методов труда, создания комфортных условий труда,обеспечивающих сохранение работоспособности работников.
Организацию рабочих мест наданном предприятии можно признать удовлетворительной. Практически всетехнические, организационные, экономические и эргономические требованиясоблюдены. Хотя необходимо отметить недостаток некоторой технологической иорганизационной оснастки, а также иногда инструмента, из-за чего некоторыеоперации приходится выполнять вручную, но в данном случае сказываетсянедостаток материальных средств.
3. Трудовые процессы и методы ихвыполнения. Трудовой процесс-это совокупность действий исполнителей поцелесообразному изменению предмета труда. Его организация призвана обеспечитьвыполнение заданной работы с минимальными затратами рабочего времени,эффективное использование оборудования, оснастки, и инструментов, высокоекачество продукции.
Трудовые процессы на данномпредприятии характеризуются как серийные (по типу производства).
Также в зависимости от характераучастия рабочих в производственном процессе трудовые процессы на нашемпредприятии подразделяются на: ручные (процессы, выполняемые работникамивручную или с помощью немеханизированных орудий труда), ручные механизированные(процессы, выполняемые работником с использованием механизированногоинструмента), машинно-ручные (выполняемые машиной или механизмом принепосредственном участии рабочего, который прилагает конкретные усилия дляуправления рабочими органами машины).
4. Условия труда на рабочихместах.
Условия труда — это совокупностьфакторов производственной среды, оказывающих влияние на функциональноесостояние организма работающих, их здоровье и работоспособность, на процессвосстановления рабочей силы. Они определяются применяемым оборудованием, технологией,предметами и продуктами труда, системой защиты рабочих, обслуживанием рабочихмест и внешними факторами, зависящими от состояния производственных помещений,создающими определенный микроклимат.
Условия труда на данномпредприятии характеризуются как нормальные. Все санитарно-гигиенические ипсихофизиологические нормы соблюдены. В соответствии с законодательством напредприятии производится периодическая аттестация рабочих мест и производитсядоплата за вредные условия труда (пары клея, шум и т.п.).
5. Нормирование труда.
Нормы труда — это установлениеобщественно необходимых затрат труда на выполнение единицы работы, функции внаиболее оптимальных условиях.
Работы по нормированию трудапроизводит специалист из ПЭО-экономист-нормировщик. Он проводит хронометражи исоставляет фотографию рабочего времени при разработке и внедрении новых видовремонта и моделей.
Нормы пересматриваются иобновляются в соответствии с изменениями, приводимыми в сборнике по нормамвремени и нормам расхода труда ГО «БелБыт», ежегодно присылаемом напредприятие.
6. Стимулирование труда. Напредприятии введена система премирования работников за основные результатыхозяйственной деятельности. Более подробно она будет рассмотрена в следующемразделе.
7. Подготовка и переподготовкакадров.
Работниками предприятияпериодически посещаются курсы повышения квалификации, например, по теме «Сертификацияпродукции, услуг и систем качества», проводятся техучебы в производстверемонта обуви и в производстве пошива обуви.
В соответствии с планомсоциального и экономического развития в текущем году для стабильной ибесперебойной работы требуется организовать курсы повышения квалификацииработников контактной зоны на базе передового опыта и научной организациитруда, проводить конкурсы профессионального мастерства.
На предприятии используютсятакие прогрессивные формы организации труда, как совмещение профессий ибригадная организация труда.
Производственная бригадапредставляет собой первичный трудовой коллектив рабочих одинаковых или различныхпрофессий, специальностей, квалификации, совместно выполняющих единоепроизводственное задание и объединенных общей экономической оценкой результатовсвоего труда.
Бригадная форма организациитруда создает экономические предпосылки для высокопроизводительно труда наоснове внутрибригадной кооперации труда, приводящей к уменьшению потерьрабочего времени, увеличению времени использования оборудования.
Целесообразность коллективноготруда обуславливается и психофизиологическими факторами. Бригады создают условия,позволяющие снизить монотонность труда за счет периодического перемещениярабочих с одних рабочих мест на другие, выполнения разнообразных технологическихопераций, сочетания различных функций.
Социальные предпосылки созданиябригад выражаются в увеличении заинтересованности каждого их члена в конечномрезультате труда, сплочении коллектива на основе производственных интересов,развитии взаимопомощи и взаимного контроля.
Кооперация труда внутри бригад,которая базируется не на формальной расстановке работников по рабочим местаммастером или начальником участка, а на участии самих рабочих в данном процессе,способствует формированию позитивного социального климата в коллективе. Крометого, в первичных коллективах легче решаются многие внутренние проблемы иконфликтные ситуации.
Совмещение профессийпредставляет собой выполнение одним рабочим функций и работ, относящимся кразным профессиям. Оно позволяет ряд таких условий рациональноговнутрипроизводственного разделения труда, как обеспечение полной загрузкиработников, устранение монотонности труда, повышение его содержательности,обеспечение роста квалификации и расширение трудового профиля рабочих.
Таблица 7. Анализ движениярабочей силы. Наименование показателя 2001 год 2002 год 2003 год 1 2 3 4 Среднесписочная численность работников, человек 366 355 370 Принято на работу, всего, человек 70 73 76 1 2 3 4 Уволено работников, всего, человек 88 74 82
в том числе:
по сокращению численности, человек - 7 - за прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины - 1 1 по собственному желанию и соглашению сторон 84 60 81
Коэффициент выбытия кадров (Кв. к)- отношение количества работников, уволенных по всем причинам за данный период(Рув), к среднесписочной численности работников за тот же период (Р):
Кв. к. = Рув/ Р × 100% (1)
Кв. к. 2001=88/366×100%=24,04%
Кв. к. 2002=74/355×100%=20,85%
Кв. к. 2003=82/370×100%=22,16%
Результаты расчетов показывают,что на данном предприятии очень тяжелое положение с персоналом: ежегоднопрактически пятая часть персонала увольняется, и за три года положение напредприятии никак не изменилось, не стабилизировалось.
Коэффициент приема кадров (Кп. к)- отношение количества работников, принятых на работу за данный период (Рп), ксреднесписочной численности работников за тот же период (Р):
Кп. к = Рп/Р×100% (2)
Кп. к2001=70/366×100%=19,13%
Кп. к2002=73/355×100%=20,56%
Кп. к2003=76/370×100%=20,54%
Ежегодно обновляется 20%персонала. Данное сложившееся положение можно охарактеризовать как негативное,так как привлечение нового персонала связано не с организацией новых рабочихмест, а взамен уволившихся работников.
Коэффициент стабильности кадров(Кс. к): Р¢ув-численностьработников, уволившихся с предприятия по собственному желанию и из-за нарушениятрудовой дисциплины.
Кс. к=1 — Р¢ув/ (Р+Рп) (3)
Кс. к2001=1-84/ (366+70) =0,807
Кс. к2002=1-61/ (355+73) =0,857
Кс. к2003=1-82/ (370+76) =0,816
На предприятии не наблюдаетсяпостоянства состава персонала.
Коэффициент текучести кадров (Кт.к) — отношение численности работников предприятия, выбывших или уволенных повнеплановым причинам (уволенные по собственному желанию и за нарушение трудовойдисциплины) (Р¢ув), ксреднесписочной численности за тот же период (Р):
Кт.к = Р¢ув/Р×100% (4)
Кт.к 2001= 84/366×100%=22,95%
Кт.к 2002= 61/ 355×100% =17,18%
Кт.к 2003= 82/ 370× 100% =23,1%
На предприятии наблюдаетсязначительная текучесть кадров и, несмотря на то, что в 2002 году этотпоказатель снизился, в 2003 году он вырос еще больше, что говорит о том, чтоданная проблема на предприятии не решается.
6. Блок «Экономика»
На предприятии применяютсясдельно-премиальная и повременно-премиальная формы оплаты труда.
При сдельно-премиальнойформезаработная плата рабочего основывается на количестве изготовленной продукции исдельной расценке за единицу продукции и определяется умножением количествапроизведенной продукции на сдельную расценку за единицу продукции. И прибавляетсяпремия в установленном размере за выполнение и перевыполнение установленныхпоказателей, с целью увеличения мотиваций работников к более эффективному труду.Сдельно-премиальную форму оплаты труда целесообразно применять для определенияоплаты труда рабочих основного производства. Так как технологический процесс наданном предприятии пооперационный и каждый рабочий отвечает за отдельнуюоперацию или группу, состоящую из нескольких операций, то существует возможностьдля определения сдельных расценок на операцию (например, затяжщик пошивочногоцеха (затягивает кожу на заготовку) для данного вида работы определеныследующие расценки: 78,54 рубля машинная затяжка, 193, 31 рубля ручная затяжка).Когда размер заработной платы напрямую зависит от количества произведеннойпродукции, это является самым сильным стимулом для увеличения эффективноститруда, роста его производительности.
При повременно-премиальной формезаработная плата зависит от количества отработанного времени и тарифной ставки(оклада) за единицу рабочего времени, к данной сумме добавляется премия задостижение установленных количественных и качественных характеристик (единаятарифная сетка работников ЗАО «Ялина» прилагается к работе,приложение 3). Повременную оплату труда целесообразно применять в случае, когдалибо не возможно определить сдельные расценки (например, непрерывноепроизводство), либо когда работающий не принимает непосредственное участие всоздании продукции (такие должности, как экономист, бухгалтер, заведующийскладом и др.).
Необходимо отметить, что наданном предприятии не ведется анализ производительности труда, что можноназвать очень большим недочетом в области управления предприятием, так какданный показатель является одним из основных показателей характеризующим эффективностьдеятельности работников в сфере материального производства.
На основе предоставленных данныхпроизводительность труда в работе может быть определена стоимостным методом.
Стоимостной метод измеренияпроизводительности труда-в качестве основного показателя применяется выработкав стоимостном выражении на одного работника, занятого в производстве.
Наиболее обобщающим показателемпроизводительности труда является среднегодовая выработка продукции однимработающим:
В=q/Чсп(5),
где q — количествопроизведенной продукции в денежном выражении; Чсп — среднесписочная численностьработающих.
Таблица 6. Динамикапроизводительности труда. Наименование показателя 1999год 2000год 2001год 2002год Объем производства продукции (работ, услуг), в сопоставимых ценах, тыс. рублей 984410 1130103 1767804 1856194 Среднесписочная численность работающих, человек 380 380 348 337 в том числе: рабочих, человек 308 310 283 274
Среднегодовая выработка, тыс. руб.:
одного работающего 2590,553 2973,955 5079,897 5507,994 одного рабочего 3196,136 3645,494 6246,657 6774,431
В 2000 году производительностьтруда возросла на одного работающего на 14,8% и на одного рабочего на 14,06%.
В 2001 году производительностьтруда выросла на одного работающего на 70,81% и на одного рабочего на 71%.
В 2002 году производительностьтруда возросла на одного работающего на 8,43% и на одного рабочего на 8,45%.
Такой высокий ростпроизводительности труда в 20001 году на фоне снижения численности работающих,говорит о значительном улучшении эффективности труда работающих.
Таблица 7. Динамиказаработной платы. Наименование показателя 1999 2000 2001 2002 Среднемесячная заработная плата, рублей 15207 37715 110124 167058
В 2000 году среднемесячнаязаработная плата возросла в 2,48 раза (или на 148%), в 2001году — возросла в2,92 раза (или на 192%), в 2002 году-возросла 1,52 раза (или на 52%). Такойзначительный рост в 2000 и 2001 года скорее связан с влиянием инфляционныхпроцессов, чем с реальным ростом заработной платы.
Таблица 8. Динамикачисленности работающих. Среднесписочная численность работающих, человек 1999г 2000г 2001г 2002г 1 2 3 4 5 Всего 399 399 366 355 Промышленно-производственный персонал 377 380 348 337
из него:
рабочие 308 310 283 274 1 2 3 4 5 служащие 69 70 65 63
из них:
руководители 35 35 34 38 специалисты 34 35 31 25 Персонал непромышленных организаций 22 19 18 18
Из таблицы видно, что, начиная с2001 года на предприятии происходило значительное сокращение штата работников.
В 2001 году численностьпромышленно-производственного персонала снизилась на 32 человека или на 8,42%из них: численность рабочих снизилась на 27 человек или на 7,07%, а численностьслужащих на 1,35%.
В 2002 году численностьпромышленно-производственного персонала снизилась на 11 человек или на 3,16% изних: численность рабочих снизилась на 9 человек или на 2,59%, а численностьслужащих на 2 человека или 0,57%.
Таким образом, можно сделатьвывод, что сокращение проходило, в основном, за счет снижения численностирабочих.
Единая тарифная сетка работниковРеспублики Беларусь (в дальнейшем ЕТС) является важнейшим элементом тарифнойсистемы и представляет собой совокупность квалификационных разрядов исоответствующих им тарифных коэффициентов. Она является главным инструментом вруках государства при осуществлении единой в стране политики в областизаработной платы.
В целях обеспечения необходимогоединства меры труда и его оплаты при помощи ЕТС производится дифференциация ирегулирование основной (тарифной) части заработной платы различныхпрофессионально-квалификационных групп работников в зависимости от значенияотдельных отраслей экономики и следующих факторов:
сложности труда (квалификации) — в пределах одной профессии, должности (внутрипрофессиональная, внутридолжностнаядифференциация);
содержания и специфики труда урабочих, технических исполнителей, руководителей подразделенийадминистративно-хозяйственного обслуживания, специалистов, руководителейпредприятий и организаций, функциональных и производственных подразделений (междолжностнаядифференциация);
общих условий труда, сложностивыпускаемой продукции (услуг), социально-бытовых условий, режимов труда иотдыха и других специфических факторов, характерных для отрасли (подотрасли),видов деятельности и т.п.
Тарифный (квалификационный) разрядхарактеризует уровень квалификации работника. Он зависит от степени сложности иточности выполняемых работ, а также ответственности работника. Эти требованиязаложены в профессиональных квалификационных характеристиках (требованиях),предусмотренных в тарифно-квалификационных справочниках.
Тарифные коэффициенты показываютво сколько раз тарифные ставки второго и последующих разрядов сетки выше ставкипервого разряда.
В ЕТС установлено соотношениемежразрядных тарифных коэффициентов в следующих размерах: с первого по третийразряд-16 процентов, с третьего по шестой разряд-10, с шестого по двадцатьвосьмой-7процентов.
Сопоставление уровней сложноститруда по профессиям рабочих и должностям служащих бюджетного сектора экономикипозволяет разместить их на 28 разрядах, работников хозрасчетного сектора-на 23разрядах. Тарификация работников, как в бюджетном, так и в хозрасчетномсекторах экономики производится на основе действующих тарифно-квалификационныхсправочников работ и профессий рабочих, должностей руководителей, специалистови служащих, с учетом отраслевых положений и инструкций по аттестации работников.
Распределениепрофессионально-квалификационных групп работников на Единой тарифной сетке.
С 1 по 8 разряд включительнораспределены рабочие всех отраслей экономики.
В категории служащих выделеныследующие группы, построенные по принципу общности функций: техническиеисполнители, занятые подготовкой и оформлением документов, учетом и контролем; специалистывсех отраслей экономики; руководители подразделенийадминистративно-хозяйственного обслуживания; руководители предприятий иорганизаций и их структурных подразделений (функциональных и линейных).
С 5 по 10 разряд на сеткераспределены технические исполнители, занятые подготовкой и оформлениемдокументов, учетом и контролем; а также руководители подразделенийадминистративно-хозяйственного обслуживания организаций.
С 10 по 15 разряд распределеныспециалисты всех отраслей хозрасчетного сектора экономики и специалисты бюджетнойсферы всех наименований, обслуживающие основную деятельность.
Схема распределения специалистови руководителей производственных и функциональных отделов предприятий отраслейхозрасчетного сектора экономики приведена на прилагаемой к настоящим Рекомендациямтарифной сетке работников отраслей хозрасчетного сектора экономики.
Единая тарифнаясетка работников Республики БеларусьРазряд 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Коэффи-
циенты 1,0 1,16 1,35 1,57 1,73 1,90 2,03 2,17 2,32
Разряд 10 11 12 13 14 15 16 17 18
Коэффи-
циенты 2,48 2,65 2,84 3,04 3,25 3,48 3,72 3,98 4,26 Разряд 19 20 21 22 23 24 25 26 27
Коэффи-
циенты 4,56 4,88 5,22 5,59 5,98 6,40 6,85 7,33 7,84 Разряд 28
Коэффи-
циенты 8,39
Тарифная сетка работников ЗАО«Ялина» состоит из 23 разрядов, так как численность работниковпредприятия входит в группу от 301-600 человек, то руководитель данногопредприятия тарифицируется 18 разрядов. Пример тарифной сетки работников ЗАО«Ялина» приведен в приложении 3 к работе. С 2000 по 2002 год тарифнаяставка 1-го разряда на предприятии устанавливалась практически на уровнегосударственно установленной ставки первого разряда, с разницей в 2-3% вбольшую сторону.
После выхода декрета президента№17, о введении единой тарифной сетки на всех предприятиях, появилась возможностьдля совершенствования уже существующей тарифной сетки, и на предприятии быловведено несколько тарифных ставок первого разряда, в зависимости от категорииработников. На сегодняшний день ставка первого разряда на ЗАО «Ялина»равняется:
рабочие пошива-35000 руб.;
руководители-72100 руб.;
специалисты-57200 руб.;
рабочие ателье-45500 руб.;
рабочие мастерских-50000 руб.
ЗАО «Ялина» имеетобязательства по социальной защите своих работников, они оговорены вколлективном договоре.
1. Обязательства по улучшениюусловий и охраны труда работников и социальному развитию коллектива: приниматьмеры по обеспечению на рабочих местах здоровых и безопасных условий труда,соответствующих действующим Правилам и нормам охраны труда и производственнойсанитарии. Признавать право работника на отказ от выполнения порученной работы,если условия труда не соответствуют требованиям охраны труда. Производитьвозмещение вреда, причиненного жизни и здоровью работников, в том числе выплатуединовременного пособия работнику, утратившему трудоспособность. Производитьвыплату из средств нанимателя семье погибшего на производстве работника, помимоустановленного законом возмещения ущерба, единовременной компенсации в размерене менее годового заработка погибшего, исчисленных по заработку за год отмесяца, предшествующего несчастному случаю, а работнику, потерявшемутрудоспособность в результате несчастного случая на производстве илипрофессионального заболевания — единовременной компенсации в размересреднемесячного заработка. Предоставить всем работающим отпуска,предусмотренные действующим законодательством. Рабочим занятым на работах свредными условиями труда предоставлять дополнительные отпуска. Работникам,имеющим ненормированный рабочий день, предоставляется дополнительный отпуск. Обеспечитьбесплатную выдачу молока работникам, занятым на работах с применениемхимических веществ более 50% смены. Обеспечить выдачу работникам спецодежды,спецобуви и защитных средств в соответствии с нормами. Проводитьсоответствующие инструктажи по технике безопасности и противопожарнойбезопасности с вновь поступившими на работу и с работниками предприятия.
2. Гарантии занятости, режимтруда и отдыха. Обеспечить полную занятость и использование работающих напредприятии в соответствии с профессией, квалификацией и трудовым договором. Воизбежание массового сокращение численности работников, в связи с обоснованнымипроизводственными, организационными ил экономическими причинами (наличиезадолженности за отгруженную продукцию, отсутствие средств для приобретенияматериалов) наниматель имеет право на установление перевода предприятия,отдельных категорий работников на режим неполного рабочего времени с оплатой завыпущенную продукцию, фактически отработанное время в соответствии с табелемрабочего времени, предупредив работников об изменении существующих условийтруда не позднее чем за 1 месяц. При увольнении по сокращению численности штатаработников предоставлять преимущественной право на оставление на работе приравной производительности труда и квалификации, многодетным и одиноким матерям,имеющим несовершеннолетних детей или детей инвалидов до 18 лет, имеющимнесовершеннолетних детей, и иным лицам, в семье которых нет других работников ссамостоятельным заработком; а также лицам предпенсионного возраста (мужчины иженщины за 3 года до пенсионного возраста), добросовестно отработавшим напредприятии не менее 10 лет; работникам, получившим в данной организациитрудовое увечье или профзаболевание; женщинам, мужья которых призваны надействительную военную службу. Предоставить преимущественное правовозвращаться, в случае появления вакансий работникам, уволенным по сокращениючисленности или штата. Работникам, получившим предупреждение о предстоящем ихвысвобождении в связи с сокращением численности, выплачивается в этот периодзаработок в размере и порядке, предусмотренным вновь введенными условиямиоплаты труда и в соответствии с законодательством.
3. Дополнительные льготы,вопросы быта, отдых, жилищное строительство. Предоставлять дополнительныеотпуска без сохранения содержания от одного до трех дней работникам призаключении брака, рождении ребенка, смерти близкого по заявлению. Предоставлятьдополнительный отпуск на 1 день без сохранения заработной платы в юбилейныедаты (50, 55 и 60 лет) по желанию. Разрешать работникам делить трудовой отпускна части, при этом одна часть должна быть не менее 14 календарных дней. Матери,воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, по ее заявлению ежемесячнопредоставляется один свободный от работы день в неделю с оплатой в размересреднедневного заработка в порядке и на условиях, определяемых ПравительствомРеспублики Беларусь. Матери, воспитывающей двух детей и более в возрасте до 16лет, по ее заявлению ежемесячно предоставляется один свободный от работы день сдоплатой в размере среднего дневного заработка. Предусмотреть отпуск для всехработающих продолжительностью не менее 28 календарных дней. Администрациипринимать решение о выделении материальной помощи работникам в связи с тяжелымматериальным положением, длительной, тяжелой болезнью и необходимостьюприобретения медикаментов. Оказывать помощь родным в организации похоронумершего работника предприятия. Постановку на учет и выделение жилой площадипроводить в соответствии с жилищным законодательством РБ.
Система премирования напредприятии регулируется положением о премировании работников.
1. Настоящее положение опремировании работников предприятии вводится в целях материальногостимулирования высокопроизводительного и качественного труда, тесной увязки междурезультатами производства и средствами на оплату труда, более полногоудовлетворения спроса населения на бытовые услуги.
2. Премирование работников заосновные результаты хозяйственной деятельности производятся из фонда заработнойплаты. Положение распространяется на рабочих, руководителей и специалистов.
Для рабочих, руководителей испециалистов мастерских, ателье, структурных подразделений и предприятия вцелом устанавливаются следующие показатели и размеры премирования:
Таблица 9. Положениео премировании работников ЗАО «Ялина» за основные результатыхозяйственной деятельности. Подразделения Показатели премирования
Размер премии
в% к з/п 1. Выполнение плана объема реализации работ, услуг и продукции 25 2. Достижение доведенного темпа роста бытовых услуг с нарастающим итогом с начала года, в сопоставимых ценах к уровню прошлого года по предприятию. 5 3. Получение прибыли от хозяйственной деятельности по предприятию 10 4. Отсутствие обоснованных жалоб на качество, культуру обслуживания, сроки и отказы в обслуживании по предприятию. 5 5. Наличие и выполнение плана отдела. 5
Ателье
1 1. Выполнение плана объема реализации работ, услуг и продукции по ателье. 25 2. Достижение доведенного темпа роста бытовых услуг с нарастающим итогом с начала года, в сопоставимых ценах к уровню прошлого года по ателье. 5 3. Получение прибыли от хозяйственной деятельности по ателье. 10 4. Отсутствие обоснованных жалоб на качество, культуру обслуживания, сроки и отказы в обслуживании по ателье. 5 2 3 5. Выполнение плана в натуральном выражении 5 Ремонт обуви (заведующие мастерскими) 1. Выполнение плана объема реализации работ, услуг и продукции по ремонту обуви. 25 2. Достижение доведенного темпа роста бытовых услуг с нарастающим итогом с начала года, в сопоставимых ценах к уровню прошлого года по ремонту обуви. 5 3. Получение прибыли от хозяйственной деятельности по мастерским по ремонту обуви. 10 4. Отсутствие обоснованных жалоб на качество, культуру обслуживания, сроки и отказы в обслуживании по предприятию. 5 Участки по пошиву обуви 1. Выполнение плана объема реализации работ, услуг и продукции по участку пошива обуви. 25 2. Получение прибыли от хозяйственной деятельности по участку пошива обуви. 10 3. Не превышение лимита возврата готовой обуви на исправление. 5 4. Выполнение плана в натуральном выражении. 5 5. Превышение плана в натуральном выражении. 5
Рекомендации по изменению системоплаты труда и премирования работников предприятия.
Как мне кажется, для большейэффективности хозяйствования на данном предприятии, и на отечественныхпредприятиях вообще, необходимо применять иные, альтернативные тарифной системеоплаты труда, а также использовать зарубежный опыт в области оплаты труда. Например,заработная плата работников маркетингового отдела могла бы зависеть отколичества заключенных договоров.
Что же касается системыпремирования, то при ее создании необходимо соблюдать следующие правила:
многочисленные исследованияпоказали, что порог чувствительности для стимулирующих выплат равен 10%,поэтому показатели, оцененные менее чем в 10% премиальных выплат, неэффективныдля стимулирования. В определенных условиях может наблюдаться даже обратныйэффект;
показателей в системестимулирования не должно быть слишком много;
в структуре поощрительных выплатобязательно должен быть показатель, стимулирующий достижение общего результата.Поощрение сотрудников только за индивидуальные достижения снижает общуюэффективность деятельности предприятия, поскольку их усилия не лежат в общемрусле. Цели и стремления подразделений иногда диаметрально противоположны. Яркимпримером этого служит желание отдела маркетинга продавать то, что реализуетсяна рынке; при этом основное производство стремится производить то, что онимогут производить, без учета ситуации на рынке. Решить этот конфликт может показатель,отражающий общую заинтересованность подразделений и сотрудников в результатахдеятельности всего предприятия, которая подкреплена материальнымстимулированием;
каждый работник должен иметьвозможность посчитать размер поощрительных выплат исходя из результатов своейработы. Если выполнена привязка к результату и расчет производится по формуле,важно сделать его доступным для заинтересованных сотрудников. Поскольку в такомслучае в формуле заложены основные стимулирующие показатели — работникамнеобходимо знать, какие показатели влияют на размер его заработной платы.
Заключение
В результате прохожденияпрактики были закреплены пройденные в университете теоретические знания,приобретены практические навыки по специальности экономиста ПЭО.
Преддипломная практика проходилана Закрытом Акционерноем Обществе «Ялина» 220073, г. Минск, ул. Ольшевского,д.10 р/с 3012212140017 во Фрунзенском отделении ОАО «Белинвестбанка» г.Минска, код 736, тел. (017) 254-40-12, факс 254-40-26, E- mail: yalina@tut. by
Была изучена история создания ипреобразования предприятия.
Предприятие создано в августе2000г. в результате реорганизации ПТКП «Ялина», предприятие имеетлицензии на производство и ремонт обуви, а так же на оптовую и розничную торговлю,25.05.2000 г. перерегистрировано в Закрытое Акционернерное Общество «Ялина».
В ходе преддипломной практикибыли собраны и проанализированы данные по ЗАО «Ялина» за последниепять лет, они лягут в основу дипломного проекта.
Были изучены все видыдеятельности ЗАО «Ялина». Основными видами деятельности предприятия являетсяремонт и пошив обуви:
Ремонт всех видов обуви, всехродов обуви: мужской, женской, детской, различных методов крепления и различныхматериалов верха.
Пошив новой обуви поиндивидуальным заказам населения: обувь мужская, женская летнего, зимнего,весенне-осеннего ассортимента, на кожаной, резиновой подошве, подошве изкожеподобной резины различных методов крепления низа (клеевого, рантового,рантоклеевого) с верхом из натуральных и искусственных материалов.
Кроме бытовых услуг, ЗАО «Ялина»производит обувь специального назначения.
Была изучена системапланирования на предприятии. Основной деятельность по планированию на ЗАО«Ялина» занимается планово-экономический отдел, в состав котороговходят начальник ПЭО (главный экономист), 2 экономиста и ревизор. Должностныеинструкции работников ПЭО приведены в приложении 2.
На предприятии разрабатываетсятактический план на 1 год. Он включает разделы: план производства и реализациипродукции, план материально-технического обеспечения производства, план поперсоналу и оплате труда, план по издержкам производства, прибыли ирентабельности, план социального развития коллектива. Он разрабатывается путеманализа результатов прошлого года умноженного на индекс изменения цен иумноженного на темп роста по городу Минску (составляет 107%).
Были приобретены практическиенавыки анализа экономических процессов, выбора и обоснования управленческихрешений в конкретных производственных ситуациях.
Также были даны рекомендации посовершенствованию системы премирования и оплаты труда на ЗАО «Ялина».