Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Изучение теории личности и межличностных отношений

Министерствообразования РФ
МОУ — гимназия №1гор. АрмавираРЕФЕРАТ
ПО ПСИХОЛОГИИ
ИЗУЧЕНИЕТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
               
                               
Выполнен гимназистом
11 — А класса
Суворовым Виктором Олеговичем
Научный руководитель
преподаватель психологии
Мошавец Лариса Михайловна
                                                                                                                                                                                               
АРМАВИР 2003 г.
Содержаниеработы
ВВЕДЕНИЕ  - -  -  - -  -  - -  -  - -  -  - -  -  - -  -  - -  -  - -  -
ГЛАВА1. Психологическая теория Зигмунда Фрейда.
1.1.Структура личности .-  -  - -  -  -  -  - -  -  - -  -  - -  -  - - 
1.2.Защитныемеханизмы  личности. -  - -  -  - -  -  - -  -  - - 
ГЛАВА2. Аналитическая психология К.Г. Юнга.
2.1.Археотип коллективного бессознательного. - -  -  - -  -
2.2.Психологические типы личности. -  -  - -  -  - -  -  - -  —
ГЛАВА3. Трансакционный анализ Э. Берна.
3.1.Структурный анализ -  -  - -  -  - -  -  - -  -  - -  -  - -  -  -
3.2.Игры в которые играют люди -  -  - -  -  - -  -  - -  -  -  —
ВЫВОД.  - -  -  - -  -  - -  -  -  -  -  - -  -  - -  -  - -  -  - -  -  -
СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ -  -  - -  -  -  —
ВВЕДЕНИЕ.
Психологическое познание столь же древне, как самчеловек. Он не мог бы существовать, не ориентируясь в мотивах поведения исвойствах характера своих ближних.
В последнее время растет интерес к вопросамчеловеческого поведения и поискам смысла человеческого существования.  Руководители изучают как работать сподчиненными, родители посещают курсы по воспитанию детей, супруги учатсяобщаться друг с другом и “грамотно ссориться“, преподаватели изучают как помочьсправиться с эмоциональным волнением и чувством растерянности своим студентам иучащимся других учебных заведений.
Наряду с интересом к материальному благосостоянию ик бизнесу многие люди стремятся помочь себе и понять, что значит бытьчеловеком.  Стремятся разобраться в своемповедении, развить веру в себя, свои силы. Осознать неосознанные стороны личности, сосредоточиться прежде всего натом, что происходит с ними в настоящее время.
Когда психологи обращаются к изучению личности, что,пожалуй, первое, с чем они сталкиваются, это многообразие свойств и ихпроявлений в ее поведении.  Интересы имотивы, склонности и способности, характер и темперамент, идеалы, ценностныеориентации, волевые, эмоциональные и интеллектуальные особенности, соотношениесознательного и несознательного (подсознательного) и многое другое — вот далеконеполный перечень характеристик, с которыми приходится иметь дело, если мыпытаемся нарисовать психологический портрет личности.
Обладая многообразием свойств, личность вместе с темпредставляет собой единое целое.  Отсюдавытекают две взаимосвязанные задачи: во-первых, понять все множество свойствличности как систему, выделив в ней то, что принято называть системообразующимфактором (или свойством), и, во-вторых, раскрыть объективные основания этойсистемы.
В данной работе рассматривается своеобразие трехподходов к изучению теории личности и межличностных взаимоотношений.  Это — теория З.Фрейда, К.Юнга и теорияЭ.Берна.
Разработанную З.Фрейдом психоаналитическую теориюличности можно отнести к типу психодинамических, неэкспериментальных,охватывающих всю жизнь человека и использующих для описания его как личности,внутренние психологические свойства индивида, в первую очередь его потребностии мотивы. Фрейд считал, что лишь незначительная часть того, что на самом делепроисходит в душе человека и характеризует его как личность, актуально имосознается.
Аналитическая психология Юнга помогает нам лучшепонять поведение личности во взаимоотношении с окружающими т.е. социальнуюсторону его поведения. Другой подход, помогающий лучше понять людей — этотрансакционный анализ, развитый Э.Берном. В этой работе рассматривается понимание и применение трансакционногоанализа в повседневной жизни обычного человека.
ГЛАВА 1. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ ПО ФРЕЙДУ.
1.1. Структура личности.
Ни одно направление не приобрело столь известностиза пределами психологии, как фрейдизм. Это объясняется влиянием его идей во многих странах мира на искусство,литературу, медицину, антропологию и другие области науки, связанные счеловеком.
Фрейд выступал против традиционной психологии  с ее интроспективным анализом сознания.  Основной проблемой психоанализа являласьпроблема мотивации.  Подобно тому какобраз и действие это реалии, выполняющие жизненные функции в системе отношенийиндивида и мира, так внутри замкнутого в самом себе рефлектирующего сознания,одной из главных психологических реалий является мотив.
Первоначально Фрейд представил психическую жизнь,состоящую из трех уровней: бессознательного, предсознательного исознательного.  Источником инстинктивногозаряда, придающего мотивационную силу человеческому поведению (как в егомоторных, так и в мыслительных формах) является бессознательное.  “Оно“ насыщено сексуальной энергией (Фрейдобозначил ее термином “либидо“).  Этасфера закрыта от сознания в силу запретов, налагаемых обществом.[6]
В 20-х годах в психологических воззрениях Фрейдапроизошли некоторые изменения на структуру человеческой личности.  В дальнейшем в работах “По ту сторонуудовольствия“ (1920 г.) и “Я и Оно“ (1923 г.) он предлагает иную модельоказавшую существенное влияние на психологические учения о личности.
Понятие бессознательного мы, таким образом, изучаемиз учения о вытеснении.  Вытесненное мырассматриваем как типичный пример бессознательного.  Мы видим, однако, что есть два вида:латентное, но способное стать сознательным. Наше знакомство с психической динамикой не может оказать влияние наноменклатуру и описание.  Латентноебессознательное, только в окончательном, но не в динамическом смысле,называется нами предсознательным: термин “бессознательное“, “предсознательное“,“сознательное“ смысл которого уже только чисто описательный.  Предсознательное предполагается почти стоящимгораздо ближе к сознательному, чем бессознательному, а так как бессознательноемы назвали психическим, мы тем более назовем, т.к. латентное предсознательное.
Таким образом, мы с большим удовольствием можемобходиться нашими тремя терминами (сознательное, бессознательное,предсознательное), если только не станем упускать из виду, что в описательномсмысле существуют два вида, бессознательного, в динамическом же только один.  В некоторых случаях, когда изложениепреследует особые цели, этим различием можно пренебречь, в других же случаяхоно, конечно, совершенно необходимо. Ранее я уже говорил, что действительное различие между бессознательным ипредсознательным заключается в том, что первое при помощи материала остающегосянеизвестным (неопознанным) в то время, как второе связывается с представлениямислов.  Здесь впервые сделана попытка датьдля системы такие признаки, которые существенно отличны от признака отношения ихк сознанию.  Ощущения и чувства такжестановятся однозначными лишь благодаря соприкосновению с системой, если же путьк ней прегражден, она не осуществляется в виде отношений.  Сокращенно, но не совсем правильно мы говоримтогда о бессознательных ощущениях, придерживаясь около бессознательнымипредставлениями, хотя эта аналогия и не достаточно оправдана. Разница междусознательным и предсознательным для ощущений не имеет смысла, так какпредсознательное здесь исключается, ощущения либо сознательны, либо бессознательны.  Даже в том случае, когда ощущения связываютсяс представлениями слов, их осознание не обусловлено последними: они становятсясознательными непосредственно. Разъяснить взаимоотношения внешних и внутреннихвосприятий и поверхностной системы, мы можем приступить к построению нашегопредставления о “Я“.  Мы видим егоисходящим из системы восприятия бессознательного, или из своего центра — ядра,и в первую очередь охватывающим предсознательное, которое соприкасается соследами воспоминаний.  И как мы ужевидели “Я“ тоже бывает бессознательным. Есть предположение, что цель было бы очень целесообразно исследовать попредложению данного автора, который из личных соображений напрасно стараетсяувидеть, что ничего общего с высокой наукой не имеет.[1]  Я говорю о Г.Гродуне, неустанно повторяющем,что то, что мы называем своим “Я“, в жизни проявляется преимущественнопассивно, что нас, по его выражению “изживают“ неизвестные и неподвластные намсилы.  Все мы испытывали такиевпечатления, хотя бы они не овладевали нами настолько, чтобы исключить всёостальное, и Фрейд заявляет, что взглядам Гроддена следует отвести надлежащее место в науке.[1] Фрейд предположил,что системы бессознательного пребывающие в начале предсознательного именуемогосвоим “Я“, а остальные области психического в которые эта сущность проникает икоторые являются бессознательными, обозначить по примеру Гроддена, словом“Оно“.  Мы скоро увидим, можно ли извлечьиз такого понимания какую — либо пользу для описания и уяснения.  Согласно предложенной теории индивидуумпредставляется нам как неоднозначное “Оно“, на поверхности которого покоится“Я“, возникающее из системы бессознательного как ядра.  При желании дать графическое изображениеможно прибавить, что “Я“ не целиком охватывает “Оно“, а накрывает его лишьпостольку, поскольку система бессознательного образует его поверхность, то естьрасположено по отношению к нему, примерно так, как зародышевый диск расположенв яйце.  “Я“ и “Оно“  не разделены ровной границей, и с последним“Я“ сливаются внизу.  Однако вытесненноетакже сливается с “Оно“ .  Вытесненноеблагодаря сопротивлениям вытеснения резко обособлено только от “Я“, с помощью“Оно“  ему открывается возможностьсоединиться с “Я“.  Следовательно, чтопочти все разграничения, которые мы старались описать на основании данныхпатологии, относятся только к единственно известным нам поверхностным слоямдушевного аппарата.
Нетрудно убедиться в том, что “Я“ есть толькоизменность под прямым влиянием внешнего времени и мира и при посредствебессознательного и сознательного части слоя. “Я“ старается также содействовать влиянию внешнего мира на “Оно“ иосуществлению тенденций этого мира, оно стремится заменить принципыудовольствия, которые безраздельно властвуют в “Оно“, принципам реальности.  Восприятие имеет для “Я“ такое же значениекак влечение для “Оно“.  “Я“ олицетворяетто, что можно назвать разумом и рассудительностью.  В противоположность к “Оно“, содержащемустрасти.  Всё это соответствуетобщественным и общесовестным и популярным разграничениям, однако можетсчитаться верным для некоторого среднего — или в случаи правильногослучая.  Большое функциональное значение“Я“ выражается в том, что в нормальных условиях ему предоставляется власть надпобуждением к движению.  По отношению к“Оно“ “Я“ подобно всаднику, который должен обуздать превосходящую силу лошади,с той только разницей, что всадник пытается совершить это собственными силами,“Я“ же силами взаимственными.  Этосравнение может быть продолжено.  Квсаднику, если он не хочет расстаться с лошадью, часто остается вести ее туда,куда ей хочется, так и “Я“ превращает обыкновенную волю “Оно“ в действие, какбудто бы это было его собственной волей.
Если бы “Я“ было только частью “Оно“, определяемойвлиянием системы восприятия, только представлением реального внешнего мира вдушевной области всё было бы просто. Однако сюда же присоединяется же нечто.
В других местах уже были разъяснены мотивы,побудившие нас предположить существование некоторых инстанций в “Я“,дифференциацию внутри “Я“, которую можно назвать “Я“ — идеальное или“Сверх-Я”.  Эти мотивы вполнеправомерны.  То, что эта часть “Я“ не такпрочно связано с сознанием, является неожиданностью, требующейразъяснения.  Нам придется несколькоиздалека начать.  Удалось осветить поучительноестрадание меланхолии благодаря предположению, что в “Я“ восстановлен утерянныйобъект, то есть произошла замена привязанности к объекту индефикации.  В то же время, однако, мы еще не уяснили себевсего значения этого процесса и не знали насколько он прочен и частоповторяется.  С тех пор мы говорим: такаязамена играет большую роль в образовании “Я“, а также имеет существенноезначение в выработке того, что мы называем своим характером.[1]  Изначально в примитивной оральной фазеиндивида трудно отличить обладание объектом от индефикации.  Позднее можно предположить, что желаниеобладать объектом исходит из “Оно“, которое слушает эротическое стремление какпотребность.  В начале еле живое “Я“получает от привязанности к объекту знание, удовлетворяется им или стараетсяустранить его путем устранения.  Если мынуждаемся в сексуальном объекте или нам приходится отказаться от него,наступает желание изменить “Я“, которое, как и в случае с меланхоликом следуетописать как внедрение объекта в “Я“; ближайшие потребности этого замещения намеще не известны.  Может быть с помощьютакой интерпретации (высказывания) которая является как бы регрессией кмеханизму оральной фазы, то облегчает или делает возможным отказ от объекта.  Может быть, это отождествление есть вообщеусловие при котором “Оно“ отказывается от своих объектов.  Во всяком случае процесс этот особенно вранних стадиях развития, наблюдается очень часто, но он дает нам возможностьпредположить, что характер “Я” является осадком отвергнутых привязанностей кобъекту, что он содержит историю этих выборов объекта.  Посколькухарактер личности отвергает или приемлет эти влияния из истории эротическихвыборов объекта, естественно наперед допустим целую системусопротивляемости.  Мы думаем, что вчертах характера женщин, имевших большой любовный опыт можно найти отзвук ихпривязанностей к объекту.  Необходимотакже принять в соображение случаи одновременной привязанности к объекту иидентификации, то есть изменения характера прежде чем произошел отказ отобъекта.  При этом условие измененияхарактера может оказаться более длительным, чем отношение к объекту и даже визвестном смысле консервировать это отношение. Другой подход к явлению показывает, что такое превращение выбора объектав изменении “Я“ является также путем, каким “Я“ получает возможность обладать“Оно“ и углубить свои отношения к нему, правда, ценой значительной уступчивостии его переживания.  Принимая чертыобъекта, “Я“ как бы называет “Оно“ самого себя в качестве любовного объекта,старается возместить его утрату, обращаясь к нему с такими словами: “Смотри, тыведь можешь любить и меня — я похожа на объект”.[1]
Происходящее в этом случае превращение объект — либидо в нарцистическом либидо, очевидно, влечет за собой отказ от сексуальныхцелей, а стало быть, своего рода сублимацию. Более того, тут возникает вопрос, заслуживающий внимательногорассмотрения, а именно, не есть ли это обычный путь к сублимации, не происходитли всякая сублимация посредством вмешательства. “Я“, которое сперва превращает сексуальный объект — либидо внарцистическом либидо, с тем, чтобы в дальнейшем поставить, может быть, емусовсем новую, иную цель?
Представленная выше структура личности предоставляетнам прекрасную возможность более детального изучения поведения этой личности.
Такие, выделенные Фрейдом понятия, как сознательноеи бессознательное помогают нам воздействовать на поведение личности.            
1.2.  Защитныемеханизмы личности.
     Стремясьизбавиться от неприятных эмоциональных состояний человек с помощью “Я“вырабатывает у себя так называемые защитные механизмы.
1)Отрицание. Когда реальная действительность для человека весьма неприятна, он“закрывает на нее глаза”, прибегает к отрицанию ее существования, или стараетсяснизить серьезность возникающей для его “Сверх-Я” угрозы.  Одна из наиболее распространенных форм такогоповедения неприятие, отрицание, критики в свой адрес со стороны других людей,утверждение, что то, что критикуется, на самом деле не существует.  В некоторых случаях такое отрицание играетопределенную психологическую роль, например, когда человек действительносерьезно болен, но не принимает, отрицает этот факт: Тем самым, он находит всебе силы продолжать бороться за жизнь. Однако чаще всего отрицание мешает людям жить и работать, поскольку непризнавая критики в свой адрес, они не стремятся избавиться от имеющихсянедостатков, подвергающихся справедливой критике.
2)Подавление. В отличие от отрицания. которое большей частью относится к информации,поступающей извне, подавление относится к блокированию со стороны “Я”внутренних импульсов и угроз, идущих от “Сверх-Я”.  В этом случае неприятные признания самомусебе и соответствующие переживания как бы вытесняются из сферы сознания, не влияютна реальное поведение.  Чаще всего подавляютсяте мысли и желания, которые противоречат принятым самим себе человекомморальным ценностям и нормам.  Известныеслучаи внешне необъяснимого забывания, не сопровождающиеся выраженнымипсихическими расстройствами, являются примерами активной работыбессознательного механизма подавления.
3)Рационализация. Этот способ разумного оправдания любых поступков и действий,противоречащих нравственным нормам и вызывающих беспокойство.  Обращение к рационализации характерно тем,что оправдание поступка находится обычно уже после того, как он совершен.  Наиболее типичные приемы рационализацииследующие:
а)оправдание своей неспособности что-либо сделать;
б)оправдание совершенно нежелательного действия,объективно сложившимися обстоятельствами.
4) Формирование реакции.  Иногда люди могут скрывать от самих себямотив собственного поведения за счет его подавления через особо выраженный исознательно поддерживаемый мотив противоположного типа.  К примеру, бессознательная неприязнь квоеннослужащему может выражаться в нарочитом внимании к нему.  Такая тенденция и  получила название “формирование реакции”.
5)Проекция. Все люди имеют нежелательные свойства и черты личности, которые онинеохотно признают, а чаще совсем не признают. Механизм проекции проявляет свое действие в том, что собственныеотрицательные качества человек бессознательно приписывает другому лицу, причем,как правило, в преувеличенном виде.
6)Интеллектуализация.  Это своеобразная попытка уйти из эмоциональноугрожающей ситуации путем отстраненного обсуждения в абстрактных,интеллектуализированных терминах.
7)Замещение. Оно выражается в частичном, косвенном удовлетворении неприемлемогомотива каким-либо нравственно допустимым способом.
Если эти и другие защитные механизмы не сбрасывают,то неудовлетворенные импульсы, исходящие из “Оно”, дают о себе знать взакодированной, символической форме, например, в сновидении, описках,обмолвках, шутках, странностях поведения человека, вплоть до появленияпатологических отклонений.
Теория личности З.Фрейда и концепция неофрейдистовнеоднократно подверглись критике и в нашей и в зарубежной литературе.  Эта критика касалась крайней биологизациичеловека, отождествления мотивов его социального поведения с биологическимипотребностями животных и принижения роли сознания в управлении его действиями.
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ К.Г.ЮНГА
2.1.  Архетипколлективного бессознательного.
Как известно, глубинная психология есть общееназвание для обозначения психологических явлений, выдвигающих среди прочегоидею о независимости психики от сознания и стремления обосновать фактическоесуществование этой независимой от сознания психики и выявить еесодержание.  Условно глубинную психологиюразделяют на классическую и современную.
Классическая глубинная психология представлена ужевыше описанной концепцией Зигмунда Фрейда, а так же концепцией Карла Юнга — соответственно психоанализом, индивидуальной психологией и аналитическойпсихологией.
Аналитическая психология — одна из школ глубиннойпсихологии, базирующаяся на понятиях и открытиях человеческой психики,сделанных швейцарским психологом Карлом Густавом Юнгом.
Исследовательская карьера Юнга началась в клиникедля душевнобольных в Буфгхельцле, неподалеку от Цюриха, в то время Юнгнаходился под сильным влиянием Пьера Жане и Зигмунда Фрейда.  Изучение в тот период шизофрении как разпривело Юнга к созданию иного, чем у Фрейда, более широкого взгляда на природупсихической энергии.  Фрейд полагал, чтошизофрения на ряду с другими психическими расстройствами развивалась из-заподавления сексуальности и перемещения эротического интереса с объектоввнешнего мира во внутренний мир больного.
Юнг же считал, что контакт с внешним миромподдерживаемая и иными способами, помимо сексуального, а потерю контакта среальностью, характерную для шизофрении, нельзя связывать лишь с сексуальнымперемещением.  Так что принципиальнойлинией размежевания З.Фрейда и К.Юнга является толкование “либидо”, илипсихической энергии.
Теория либидо Юнга тесно связанна с такимипонятиями, как прогрессия и регрессия, а так же законом противоположностей(Прогрессия — движение вперед, регрессия — возвращение в прежнее состояние, кболее ранней стадии развития).
Юнг определяет прогрессию как ежедневный успехпроцесса психологической адаптации. Соответственно адаптация осуществляется в два этапа:
1)Получение установки;
2)Завершение адаптации средствами установки.
В процессе регрессии несовместимые и отвергнутыепережитки повседневной жизни, всякого рода предосудительные животные проявлениявыходят на поверхность.  Регрессия — вовсе не обязательный ретроградный шаг в жизни субъекта, а скорее необходимаяфаза его дальнейшего развития.
Юнг предложил достаточно обширную и впечатляющуюсистему взглядов на природу человеческой психики.  Его труды включают глубоко разработаннуютеорию структуры и динамики психическо-сознательного и бессознательного,обстоятельную теорию психических типов и, что еще важнее, детальное описаниеуниверсальных и психических образов, берущих свое начало в глубинных пластахбессознательной психики.  Юнг называл этиизначальные образы архетипами коллективного бессознательного.
Понятие архетипов коллективного бессознательногопридает аналитической психологии дополнительное измерение по сравнению сдругими школами психологии и психотерапии, связывая ее учение со всей историейэволюции человеческой психики во всех ее культурных проявлениях.  Аналитическую психологию следует отличать отфизиологической экспериментальной психологии, стремящихся свести целостныепсихические явления к их составным элементам, равно как и от поведенческойпсихологии, интерес которой сосредоточен на поведении субъекта как совокупностиреакций организма на стимулы внешней Среды. Задача аналитической психологии — раскрыть психический мир человека какестественное целое явление, не ограничивается лишь терапией неврозов илиизучением его интеллекта или патологических особенностей.  Вместе с тем, как неоднократно подчеркивалсам Юнг, аналитическая психология есть практическая дисциплина в том смысле,что наряду с познанием целостной природы психики она оказывается и техникойпсихического развития, применимой к обычным людям, является вспомогательнымсредством в области медицинской и педагогической, религиозной и культурнойдеятельности.
Юнг разработал свою психотерапевтическую теорию,метод и технику.  Центральным понятиемего психотерапии является “индивидуация”. Оно используется Юнгом в несколько ином значении, нежели в средневековойтеологии.  Речь идет о движении отфрагментарности к целостности души, о переходе от “Я“, центра сознания, к“Самости” как центру всей психической системы. Такое движение начинается, как правило, во второй половине жизни.
2.2. Психологические типы личности.
Юнг считал исследование психики наукойбудущего.  Для него актуальная проблема человечествазаключалась не столько в угрозе перенаселения или атомной катастрофе, сколько вопасности психической эпидемии.  Такимобразом, в судьбе человечества решающим фактором оказывается сам человек, егопсихика.  Для Юнга этот “решающий фактор”сфокусирован в бессознательной психике, являющейся реальной угрозой; “мир виситна тонкой нити и эта нить — психика человека”.
Идея психической энергии, саморегуляции, компенсациитесно связана в аналитической психологии с классификацией “психологическихтипов”.  Различаются несколько такихтипов.  Они относятся к врожденнойразнице в темпераменте, интегральном сочетании устойчивых психодинамическихсвойств, проявляющихся в деятельности, которые заставляют индивидоввоспринимать и реагировать специфическим образом.  Прежде всего следует различать два устойчивыхтипа: экстраверт и интроверт.
Экстраверт характеризуется врожденной тенденциейнаправлять свою психическую энергию, или либидо, вовне, связывая носителяэнергии с внешним миром.  Данный типестественно и спонтанно проявляет интерес и уделяет внимание объекту — другимлюдям, предметам, внешним манерам и благоустройству.  Экстраверт ощущает себя наилучшим образом — что называется “в своей тарелке”, — когда имеет дело с внешней средой,взаимодействует с другими людьми.  Иделается беспокойным и даже больным, оказываясь в одиночестве, монотоннойоднообразной среде.  Поддерживая слабуюсвязь с субъективным внутренним миром, экстраверт будет остерегаться встречи сним, будет стремиться недооценить, умалить и даже опорочить любые субъективныезапросы как эгоистические.
Интроверт же характеризуется тенденцией своеголибидо устремляться вовнутрь, непременно связывая психическую энергию со своимвнутренним миром мысли, фантазии или чувства. Такой тип уделяет значительный интерес и внимание субъекту, а именно еговнутренним реакциям и образам.  Наиболееуспешно интроверт взаимодействует сам с собой и в то время, когда он освобожденот обязанности приспосабливаться к внешним обстоятельствам.  Интроверт свою собственную компанию, свой“тесный мирок” и немедленно замыкается в больших группах.
Как экстраверт, так и интроверт обнаруживают те илииные свои недостатки в зависимости от выраженности типа, но каждый невольностремится недооценить другого. Экстраверту интроверт кажется самоцентричным, так сказать, “зацикленнымна себе”.  Интроверту экстраверт кажетсямелким пустым приспособленцем или лицемером.
Любой реальный человек несет в себе обе тенденции,но обычно одна развита несколько больше, нежели другая.  Как противоположная пара они следуют законупротивоположностей.  То есть чрезмерноепроявление одной установки неизбежно ведет к возникновению другой, ейпротивоположной.  Но противоположная всилу ее недифферинцированности, более слабого проявления, будет осуществлятьсяв неадоптированной — грубой, не зрелой, негативной форме.  Так например, выраженный экстраверт можетстать жертвой подчиненной сосредоточенности на самом себе, проявляющейся внегативной форме, в виде депрессий. Крайний интроверт иногда переживает эпизоды вынужденной экстравертности,то есть сосредоточенности на других.  Ноэта сосредоточенность будет выглядеть грубой, неэффективной и неприспособленнойк внешней реальности.
Экстраверсия и интроверсия всего лишь две из многихособенностей человеческого поведения.  Вдополнение к ним Юнг выделял четыре функциональных типа, четыре основныепсихологические функции: мышление, чувство, ощущение, интуиция.
Мышление есть рациональная способностьструктуировать и синтезировать дискретные данные путем концептуальногообобщения.  В своей простейшей формемышление говорит субъекту, что есть присутствующая вещь.  Оно дает имя вещи и вводит понятие.
Чувство — функция, определяющая ценность вещей,измеряющая и определяющая человеческие взаимоотношения.  Мышление и чувство — функции рациональные,поскольку мышление оценивает вещи под углом зрения “истина — ложь”, а чувство — “приемлемо — неприемлемо”.  Эти функцииобразуют пару противоположностей, и если человек более совершенен в мышлении,то ему явно не достает чувственности. Каждый член пары стремится замаскировать другого и затормозить.  Скажем, вы желаете размышлять бесстрастнымобразом — научно или философски — что ж, необходимо отбросить все чувства.  Объект, рассмотренный с чувственной позиции,будет отличаться в целостном отношении от рассмотрения под углом зрениямыслительной установки.  Вечная темаборьбы между чувством и разумом в истории человеческой культуры — очевидноетому подтверждение.
Ощущение — функция, которая говорит человеку, чтонечто есть, она не говорит, что это, но лишь свидетельствует, что это нечтоприсутствует.  В ощущении предметывоспринимаются так, как они существуют сами по себе в действительности.
Интуиция определяется как восприятие черезбессознательное, то есть понижение картин и сюжетов действительности,происхождение, которых неясно, смутно, плохо объяснимо.  Функции ощущения и интуиции являютсяиррациональными — внешним и внутренним восприятием, независимым от каких либооценок.
В свою очередь, рациональные и иррациональные функциидействуют взаимоисключающим образом.  Всечетыре функции представленны двумя парами противоположностей: мышление — чувство, ощущение — интуиция.
Хотя каждый индивид потенциально располагает всемичетырьмя функциями, на поверку одна из них обычно оказывается наиболееразвитой, нежели остальные.  Ее называютведущей.  Функция же, которая развитаменьше остальных, как правило, пребывает в бессознательном состоянии иоказывается подчиненной.
Зачастую еще одна функция может быть достаточноразвита, приближаясь по степени активности к ведущей функции.  Очевидно, что она представлена другой  парой противоположностей.  Эта функция вспомогательная.  В соответствии с ведущей функцией мы будемиметь четыре функциональных типа: мыслительный, чувственный, сенсорный, интуитивный.
Мыслительный тип в большей степени соответствуетмужчинам.  Ментальная жизнь данного типасводится к созданию интеллектуальных формул и последующей подгонке наличногожизненного опыта под эти формулы.  В тойстепени, в какой этот тип идентифицирует себя с мыслительными процессами и неосознаёт в себе наличия других функций, а попросту подавляет их, его мышлениеносит автократический характер, интеллектуальные же формулы оказываются своегорода прокрустовым ложем, постоянно сковывающим целостное проявление жизни.  В данном случае чувство оказывается функциейподчиненной, следовательно, чувственные оценки субъекта неизбежно пребывают впренебрежительном запустении.  Человеческиевзаимоотношения сохраняются и поддерживаются лишь до тех пор, пока они служат иследуют управляющим интеллектуальным формулам, во всех иных случаях они легкоприносятся в жертву.
Чувственный тип соответственно больше распространену женщин.  Утверждение и развитиемежличностных взаимодействий и отношений партнерства являются здесь главнойцелью.  Чувствительность и отзывчивость кнуждам других являются показательной чертой, основным качеством данноготипа.  Самое большое удовлетворение здесьвстречает переживание эмоционального контакта с другими людьми.  В своем крайнем проявлении этотфункциональный тип может вызывать неприязнь своим чрезмерным интересом,нездоровым любопытством по поводу личных дел других.  О таких людях часто говорят: “Вечно он суетсяне в свои дела.”
Поскольку в данном случае мышление оказывается функци


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.