--PAGE_BREAK--2. Субъекты мирохозяйственных связей
Субъектами мирохозяйственных связей являются физические и юридические лица, занятые осуществлением международных экономических операций. С позиции принадлежности к национальной экономике субъекты подразделяют на резидентов и нерезидентов. Резиденты — хозяйствующие субъекты, постоянно находящиеся на территории данной страны, независимо от их национальной принадлежности (постоянно проживающие более года).
Нерезиденты— хозяйствующие субъекты, постоянно находящиеся на территории иностранного государства, даже если они являются гражданами данной страны, но постоянно проживают за границей, или филиалами хозяйствующих единиц данной страны, расположенных за ее пределами.
Все резиденты и нерезиденты международной системой национальных счетов (СНС) квалифицируются как институциональные единицы. Это физические и юридические лица, которые владеют факторами производства и располагают возможностями производить продукты или реализовывать услуги и от своего имени заключать сделки с другими лицами.
Согласно СНС все институциональные единицы разделены на пять секторов экономической деятельности:
1) нефинансовые корпорации(nonfinancial corporation) — включают фирмы, занятые производством товаров и реализацией услуг (нефинансовых) для рынка;
2) домашние хозяйства(house holds) — представлены физическими лицами, занятыми экономической деятельностью (продажа на рынке труда своей рабочей силы, производство и продажа продуктов);
3) неприбыльные институты(nonprofit institution) — состоят из юридических лиц, занятых оказанием нерыночных услуг домашним хозяйствам и действующих на принципе добровольного участия в их деятельности физических лиц;
4) правительственные учреждения(government corporations). Выполняют свои прямые функции в области политики и регулирования экономики, осуществляют производство нерыночных продуктов, выносят решения и постановления в области экономики, оказывают услуги индивидуального или коллективного потребления, перераспределяют доходы;
5) финансовые корпорации (financial corporation) — фирмы, занятые финансовым посредничеством и осуществлением вспомогательных финансовых услуг (банки, страховые, финансовые и инвестиционные компании).
Все более активную роль в мировой экономике играют наднациональные международные институты (международные экономические учреждения, занятые организацией и координацией мирохозяйственных связей). К их числу относятся консультативные Советы экономических союзов, их Секретариаты, а также периодически проводимые Сессии союзов; Международный Арбитражный Суд, Всемирный Банк, Международный Валютный Фонд, Международная организация труда, Международная финансовая корпорация, Европейский банк реконструкции и развития, Парижский и Лондонский клубы и т.д.
Особая роль среди таких организаций принадлежит мировым финансовым центрам (МФЦ). К ним относятся Нью-йоркская международная фондовая и валютная биржи, Лондонский международный рынок золота, Лондонская и Токийская валютные биржи. Здесь определяются: реальная котировка национальных валют, мировые цены на товары, услуги, факторы производства.
Табл.3: Рейтинг мировых финансовых центров
Город
Место
Баллы
Описание
Лондон
1
765
Лидерство более чем по 80% показателей. Плюсы: сотрудники, доступ к рынкам (ЕС, Восточная Европа, Россия, Ближний Восток), финансовое регулирование. Проблемы: ставки налога на прибыль, транспортная инфраструктура, операционные затраты.
Нью-Йорк
2
760
Лидерство более чем по 80% показателей. Плюсы: сотрудники и рынок США. Минусы: финансовое регулирование, в частности, закон Сарбейнса-Оксли.
Гонконг
3
684
Успешный региональный центр. Отличные результаты по большинству показателей, в частности в регулировании. Высокие издержки не снижают конкурентоспособность. Реальный кандидат на превращение в глобальный финансовый центр.
Сингапур
4
660
Сильный центр по большинству показателей, в частности по регулированию банковского сектора. Минусы: общая конкурентоспособность. Второй крупнейший финансовый центр Азии.
Цюрих
5
656
Сильный специализированный центр. Ниша: обслуживание богатых клиентов (private banking) и управление активами. Минусы: небольшой штат профессионалов и невысокая общая конкурентоспособность.
В рамках международных экономических альянсов действуют свои союзные институты координации и управления: в Европейском союзе функционирует Совет министров, Европейский совет, Комиссия Европейских обществ, Европейский парламент и Суд Европейских сообществ.
Главная задача таких организаций — проблемы разработки правил и законов, обеспечивающих нормальное функционирование мирового или союзного хозяйств, а также контроль за практической реализацией хозяйственных связей.
Основной организационной формой международного сообщества на микроуровне является международная корпорация. Международная корпорация (МК) (international corporation) — особый тип организации экономической деятельности, предполагающий объединение факторов производства в единое целое для осуществления производственно-хозяйственной деятельности во многих странах мира.
Существует два вида МК:
1) Многонацоналъные корпорации (МНК). К ним относятся фирмы, интернациональные как по капиталу, так и по среде их действия, т. е. капитал такой фирмы формируется за счет участия не менее двух стран. К их числу относятся, прежде всего, западноевропейские компании, такие, как англо-голландская «Юнилевер» (пищевая промышленность), «Роял-Датч-Шелл» (нефтедобыча и переработка). В качестве примера может служить также фирма «Филипс», которая является крупнейшей МНК.
2) Транснациональные компании (ТНК). Это — фирмы, национальные по капиталу, но интернациональные по сфере действия. К их числу относят, прежде всего, американские и японские фирмы: «Дженерал моторс», «Форд», ИБМ, «Мицубиси» и т.д. Ежегодный объем продаж крупнейшей промышленной компании (как «Эксон» или «Дженерал соторс» в последние годы) превосходит ВНП 87% отдельно взятых стран с рыночной экономикой и больше суммарного ВНП 54 малых стран. Самая маленькая в этом списке корпорация осуществляет продажи на сумму свыше 5 млрд. долл., что превосходит ВНП 72 отдельных стран мира и больше суммарного валового национального продукта 18 малых стран.
Российские ТНК: Нефтяной сектор. ОАО «ЛУКОЙЛ» — лидер транснациональности среди российских нефтяных компаний. Алюминиевый сектор. ТНК является крупнейший производитель алюминия в России — АО «Русский алюминий» (РУСАЛ). Никелевый сектор. ГМК «Норильский никель» объявил о планах преобразования в ТНК в 2001 г. Алмазный сектор. С 1997 г. российский монополист добычи алмазов АК «АЛРОСА» — участник консорциума (32% участия) с ангольской государственной компанией Andtuma, бразильской Odebreht Duymonti и нидерландской Fanensing B.V. по разработке кимберлитовой трубки «Катока», одного из десятка самых крупных месторождений алмазов мира. Сектор добычи золота. Лидером среди российских ТНК по добыче золота за рубежом является компания «Золотой Восток», входящая в Группу компаний «ИТЕРА». На втором месте — дочернее предприятие российской компании АО «ВО Зарубежцветмет» монголо-российское ПО «Монголросцветмет» (доля участия российской стороны 49%). Сталелитейная промышленность. Слияние российской сталелитейной компании «Северсталь» и второго по величине международного производителя стали Arcelor свидетельствует о становлении «Северстали» как ТНК. Пищевая промышленность. По сообщению РБК Daily от 24 мая 2007 г., «Вимм-Билль-Данн» станет ТНК. Страхование. В 1993 г. было основано ООО «Транснациональная страховая компания».
На практике границы между этими формами международных фирм условны, одна переходит в другую. Часто не делается различий между ТНК и МНК, они используются как синонимы. Но наибольшее распространение получило понятие ТНК, или «глобальные компании».
Транснациональные компании можно было бы определить как крупные финансово-производственные, научно-технологические, торгово-сервисные объединения, для которых характерно органичное сочетание производства в стране базирования с широко разветвленной системой функционирования за рубежом.
Отличительные особенности ТНК:
— разбросанность капитала по различным странам и регионам;
— сложная диверсифицированная структура деятельности и соответственно управления.
Как правило, ТНК представлены в виде основного ядра и значительного числа дочерних, филиальных и других организаций, находящихся в сфере их контроля.
Расширение деятельности в ТНК проходит как по горизонтали, так и по вертикали. Действующие в горизонтальном направлении зарубежные филиалы ТНК полностью или частично производят ту же или близко связанную с ассортиментом материнской компании продукцию. Действуя таким образом, ТНК осуществляет экспансию, т. е. проникновение на зарубежный рынок изнутри, минуя таможенные и нетаможенные барьеры. Имея филиалы в различных странах, ТНК легче приспосабливаются к специфическим условиям национальных рынков. Горизонтальная форма экспансии получила широкое распространение в отраслях легкой и пищевой промышленности.
Вертикальная экспансия ТНК связана с созданием за рубежом филиалов, являющихся поставщиками сырья для материнской фирмы или покупателями ее продукции. Например, в нефтяной промышленности филиалы добывают нефть, поставляют ее родительской фирме, которая, переработав ее, поставляет готовые нефтепродукты своим филиалам.
Преимущество внутрифирменных поставок состоит в том, что они осуществляются не по мировым, а по трансфертным (внутрикорпорационным) ценам, которые могут существенно отличаться от первых в ту или иную сторону в зависимости от сложившейся ситуации. Рассмотрим в качестве примера две причины манипулирования ТНК трансфертными ценами.
Если родительская фирма поставляет комплектующие изделия филиалам, которые расположены в стране, установившей высокий таможенный тариф на них, то ТНК будет устанавливать цены на свою продукцию ниже мировых, чтобы снизить величину таможенных отчислений.
Если в стране пребывания филиала установлены высокие ставки налогов на прибыль, то родительская компания установит трансфертные цены выше мировых и завысит, таким образом, себе стоимость продукции, производимой на филиале, уменьшит величину прибыли, и соответственно налоговые отчисления уменьшатся.
Следовательно, манипулируя трансфертными ценами, ТНК получают более высокую норму прибыли.
По форме управления своими филиалами ТНК можно условно разбить на 3 типа.
Первый тип ТНК по характеру управления можно назвать экоцентрическими. Такая система управления означает, что родительская фирма осуществляет жесткий управленческий контроль над зарубежными фирмами, и руководство последними осуществляют представители страны пребывания родительской фирмы.
Второй тип ТНК предполагает полицентрическую форму управления, при которой зарубежным фирмам предоставляются значительные права, и они функционируют в полуавтономном режиме.
В последнее время в управлении зарубежными филиалами стала преобладать полная автономия функционирования филиалов, базирующаяся на их самофинансировании. Такая система управления получила название геоцентрическая (третий тип ТНК), т. е. заземленная, привязанная к местным условиям рынка товаров.
В 20-е годы 20 в. ТНК наряду с традиционной формой экспансий в виде прямых инвестиций в национальную экономику других стран стали прибегать к так называемым неакционерным формам, или предпринимательству без капиталов. В основе этой формы лежит заключение контрактов с промышленными и торговыми местными компаниями, не связанными с ТНК в акционерном капитале. К числу таких неакционерных форм транснационализации мирового рынка относятся лицензирование, франчайзинг, управленческие контракты, оказание технических услуг и услуг по маркетингу, сдача предприятий «под ключ», международные контракты и т. п.
Высшей формой развития экономических отношений между хозяйственными субъектами становится финансово-промышленная группа (финансовая группа) — ассоциации юридических лиц, включающие финансовую (банк, инвестиционный фонд и т. д.); производственные и торговые фирмы, объединяющие полностью или частично свои материальные или нематериальные активы на основе договора с целью технологической и (или) экономической интеграции, реализации инвестиционных и других проектов и программ, повышения конкурентоспособности. Иначе говоря, финансово-промышленная группа — это единая целостная группа промышленных предприятий и компаний, научно-технических организаций, финансовых учреждений банковского и небанковского типа (например, страховые, пенсионные, инвестиционные, благотворительные институты, взаимные и паевые фонды), которые объединяют свои капиталы для повышения конкурентоспособности продукции, выпускаемой входящими в их состав предприятиями, на основе разработки и внедрения товарных, технологических и процессных инноваций, повышения социально-экономической эффективности производства, создания рациональных технологических и кооперационных связей, учитывающих особенности организационных структур и деловых стратегий каждого из участников, увеличения экспортного потенциала той или иной страны, поддержки и развития инновационной сферы и привлечения средств как отечественных, так и зарубежных инвесторов. В России подобные группы называются финансово-промышленными (ФПГ), а во многих развитых странах — финансовыми группами (ФГ). Крупнейшие зарубежные ФГ: Deutche Bank, HSBC. Крупнейшие ФПГ России на 2006 г.: Альфа-Групп, Базовый элемент, Евраз, Интеррос, Нафта-Москва, Ренова, Северсталь-групп, Система (группа), Гермес-Союз.
продолжение
--PAGE_BREAK--