Реферат по предмету "Информатика, программирование"


Разработка класса прямоугольников

ФГОУ ВПОКамчатский Государственный Технический Университет
Факультетинформационных технологий
Кафедрасистем управления
Объектно-ориентированноепрограммирование
Курсоваяработа
Тема: Разработкакласса прямоугольников
Петропавловск-Камчатский

Введение
Цельработы – создание класса прямоугольников со сторонами паралельными осямкоординат.
Задачейкурсового проектирования является разработка программной системы от начала(анализ требований) до конца (тестирование и сопровождение-документация).
В ходе выполнения курсовой работыполучить профессиональные навыки в постановке задачи, анализе требований,выборе представления исходных данных и результата, разработке спецификаций,проектирования программной системы, написании программы на выбранном языкепрограммирования с использованием объектно-ориентированной технологии ибиблиотек классов, тестировании и отладке программы, оформлении документации.

Основныетребования к программе
Курсоваяработа по курсу «Объектно-ориентированное программирование» выполняетсяиндивидуально каждым студентом в соответствии с выданным преподавателемвариантом. Обязательным является использование в курсовой работеобъектно-ориентированного подхода и пользовательских классов.
Впрограмме должен быть реализован класс прямоугольников.
Программадолжна работать под управлением операционной системой «Windows» и бытьразработана на языке программирования «Delphi».
В классе должны быть предусмотренны возможности:
1.        Перемещенияпрямоугольников;
2.        Измененияразмеров прямоугольников;
3.        Построение наименьшегопрямоугольника, содержащего два заданных прямоугольнака;
4.        Построениепрямоугольника являющегося общей частью (пересечением) двух заданныхпрямоугольников;
Описание классовпрограммы
Программа содержит в себедва основных класса: stack и TForm1. stack является классом стекапрямоугольников. Все прямоугольники хранятся в нём и вызываются по псевдонимам.TForm1 – класс главного окна программы.
Класс stack:
Хранит и обрабатываетобъекты прямоугольников.top: pNode; Вершина стека. num: integer; Счётчик для задания уникальных псевдонимов. constructor Create; Конструктор destructor Destroy; Деструктор function newRect(x, y, w, h: integer): string; Функция создания нового прямоугольника. procedure delRect(id: string); Функция удаления прямоугольника procedure moveSize(id: string; x, y, w, h: integer); Процедура для изменения размера и положения прямоугольника function find(id: string): pNode; Функция поиска объекта прямоугольника по псевдониму.
Класс TForm1:ListBox1: TListBox Список прямоугольников Button1: TButton; Кнопка создания нового прямоугольника sel2: TLabel; Поле с предыдущим выбранным объектом sel1: TLabel; Поле с текущем выбранным объектом Button2: TButton; Кнопка для удаления прямоугольника Editx: TEdit; Поле для ввода координаты x Edity: TEdit; Поле для ввода координаты y Editw: TEdit; Поле для ввода ширины Edith: TEdit; Поле для ввода высоты Button3: TButton; Кнопка для изменения состояния прямоугольника Button4: TButton; Кнопка для построения наименьшего прямоугольника содержащего в себе заданные. Button5: TButton; Кнопка для построения прямоугольника на пересечении. procedure FormCreate(Sender: TObject); Процедура создания окна procedure Button1Click(Sender: TObject); Кнопка создания прямоугольника procedure ListBox1Click(Sender: TObject); Процедура выделения прямоугольника procedure FormPaint(Sender: TObject); Процедура рисования procedure Button3Click(Sender: TObject); Процедура изменения состояния прямоугольника procedure Button2Click(Sender: TObject); Процедура удаления прямоугольника procedure Button4Click(Sender: TObject); Процедура построения наименьшего прямоугольника содержащего заданные function min (a, b: integer): integer; Вспомогательная функция определяющая наименьший элемент. function max (a, b: integer): integer; Вспомогательная функция определяющая наибольший элемент. procedure roll(var a, b: integer); Вспомогательная функция меняющая значения операндов местами. procedure Button5Click(Sender: TObject); Процедура построения прямоугольника на пересечении двух заданных s: stack; Стек прямоугольников.

Диаграмма классов программы
/>
Руководство пользователя
/>
Для добавления прямоугольника надо нажать кнопку „Добавить“. Врезультате появится прямоугольник со стандартным расположением. Поменять его выможете выбрав прямоугольник в списке и введя координаты в соответствующие поля,а потом нажав „Изменить“. Синим цветом выделяются выбранныепрямоугольники: ярко синим – текущий, тёмно синим – предыдущий.
При нажатии кнопки „Наименьший содержащий“ создастсяминимальный прямоугольник содержащий в себе выбранный и предыдущий выбранныйпрямоугольники. По такому же принципу работает кнопка „пересечение“,только она создаёт прямоугольник содержащий пересечение выбранных.

Заключение
Цель работы, разработка класса прямоугольников состоронами паралельными осям координат, успешно выполнена. Программа выполнена всреде разработки Delphi и предназначается для работы под управлениемоперационной системы Windows. Программа позволяет выполнять перемещение,добавление, удаление и изменение размера прямоугольников, а так же позволяетпостроить минимальный прямоугольник вмещающего в себя два заданных, ипостроение прямоугольника являющегося общей частью двух выбранных.

Список литературы
1.   Климова Л.М. Delphi 7. Основы программирования. Решениетиповых задач. Самоучитель. Издание третье.- М.: КУДИЦ- ОБРАЗ, 2006.-480 с.
2.   Хомоненко А.Д. идр. Delphi 7/ Под общ. Ред. А.Д. Хомоненко.-СПб: БХВ- Петербург, 2005.- 1216 с.
3.   Бобровский С.И. Delphi 7. Учебный курс- СПб: Питер, 2005.-736 с.
4.   http://khpi-iip.mipk.kharkiv.edu/library/case/leon/gl3/gl3.html
5.    khpi-iip.mipk.kharkiv.edu/library/case/leon/gl5/gl5.html
6.    ПавловскаяТ.А. Программирование на языке высокого уровня – СПб: Питер, 2006.
7.    ПоганА.М. Руководство программиста – «Эскимо», 2006.
8.    ЛесневскийА.С. Объектно-ориентированное программирование
9.    ИвановаГ.С. Объектно-ориентированное программирование – М, 2003.

Приложение А
класс прямоугольник программа интерфейс
Листинг программы
unit Unit1;
interface
uses
Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls,Forms,
Dialogs, StdCtrls, Unit2;
type
TForm1 = class(TForm)
ListBox1: TListBox;
Button1: TButton;
Label1: TLabel;
Label2: TLabel;
sel2: TLabel;
sel1: TLabel;
Button2: TButton;
Editx: TEdit;
Edity: TEdit;
Editw: TEdit;
Edith: TEdit;
Label3: TLabel;
Label4: TLabel;
Label5: TLabel;
Label6: TLabel;
Button3: TButton;
Button4: TButton;
Button5: TButton;
procedure FormCreate(Sender: TObject);
procedure Button1Click(Sender: TObject);
procedure ListBox1Click(Sender: TObject);
procedure FormPaint(Sender: TObject);
procedure Button3Click(Sender: TObject);
procedure Button2Click(Sender: TObject);
procedure Button4Click(Sender: TObject);
function min (a, b: integer): integer;
function max (a, b: integer): integer;
procedure roll(var a, b: integer);
procedure Button5Click(Sender: TObject);
private
{ Private declarations }
s: stack;
public
{ Public declarations }
end;
var
Form1: TForm1;
implementation
{$R *.dfm}
procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);
begin
s := stack.Create;
end;
procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
begin
ListBox1.Items.Add(s.newRect(300, 100, 100, 100));
Refresh;
end;
procedure TForm1.ListBox1Click(Sender: TObject);
var
selItem: string;
f: pNode;
begin
selItem := ListBox1.Items[ListBox1.ItemIndex];
if selItem sel1.Caption then
begin
sel2.Caption := sel1.Caption;
sel1.Caption := selItem;
f := s.find(selItem);
if f nil then
begin
EditX.Text := IntToStr(f.x);
EditY.Text := IntToStr(f.y);
EditW.Text := IntToStr(f.w);
EditH.Text := IntToStr(f.h);
end;
end;
Refresh;
end;
procedure TForm1.FormPaint(Sender: TObject);
var
i: integer;
p: pNode;
begin
for i := 0 to ListBox1.Items.Count — 1 do
begin
p := s.find(ListBox1.Items[i]);
if p nil then
begin
if p.id = sel1.Caption then Canvas.Pen.Color := clBlue
else if p.id = sel2.Caption then Canvas.Pen.Color := clNavy
else Canvas.Pen.Color := clBlack;
Canvas.Pen.Width := 5;
Canvas.Brush.Style := bsClear;
Canvas.Rectangle(p.x, p.y, p.x + p.w, p.y + p.h);
end;
end;
end;
procedure TForm1.Button3Click(Sender: TObject);
var
f: pNode;
begin
f := s.find(sel1.Caption);
if f nil then
begin
f.x := StrToInt(Editx.Text);
f.y := StrToInt(Edity.Text);
f.w := StrToInt(Editw.Text);
f.h := StrToInt(Edith.Text);
Refresh;
end;
end;
procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject);
begin
if sel1.Caption '' then s.delRect(sel1.Caption);
ListBox1.Items.Delete(ListBox1.ItemIndex);
Refresh;
end;
procedure TForm1.Button4Click(Sender: TObject);
var
f1, f2: pNode;
x, y, w, h: integer;
begin
f1 := s.find(sel1.Caption);
f2 := s.find(sel2.Caption);
x := min(min(f1.x, f1.x + f1.w), min(f2.x, f2.x + f2.w));
w := max(max(f1.x, f1.x + f1.w), max(f2.x, f2.x + f2.w));
w := w — x;
y := min(min(f1.y, f1.y + f1.h), min(f2.y, f2.y + f2.h));
h := max(max(f1.y, f1.y + f1.h), max(f2.y, f2.y + f2.h));
h := h — y;
ListBox1.Items.Add(s.newRect(x, y, w, h));
Refresh;
end;
function TForm1.min(a, b: integer): integer;
begin
if a
end;
function TForm1.max(a, b: integer): integer;
begin
if a > b then max := a else max := b;
end;
procedure TForm1.roll(var a, b: integer);
var
c: integer;
begin
c := a;
a := b;
b := c;
end;
procedure TForm1.Button5Click(Sender: TObject);
var
x1, y1, w1, h1: integer;
x2, y2, w2, h2: integer;
x, y, w, h: integer;
f: pNode;
begin
f := s.find(sel1.Caption);
x1 := f.x;
y1 := f.y;
w1 := x1 + f.w;
if w1
h1 := y1 + f.h;
if h1
f := s.find(sel2.Caption);
x2 := f.x;
y2 := f.y;
w2 := x2 + f.w;
if w2
h2 := y2 + f.h;
if h2
if (((x1 > x2) and (x1 x2) and (w1
((x2 > x1) and (x2 x1) and (w2
(((y1 > y2) and (y1 y2) and (h1
((y2 > y1) and (y2 y1) and (h2
begin
x := max(x1, x2);
y := max(y1, y2);
w := min(w1, w2);
h := min(h1, h2);
w := w — x;
h := h — y;
ListBox1.Items.Add(s.newRect(x, y, w, h));
Refresh;
end;
end;
end.
unit Unit2;
interface
uses sysutils, classes;
type
pNode = ^Node;
Node = record
id: string;
x, y, w, h: integer;
next: pNode;
end;
stack = class
top: pNode;
num: integer;
public
constructor Create;
destructor Destroy;
function newRect(x, y, w, h: integer): string;
procedure delRect(id: string);
procedure moveSize(id: string; x, y, w, h: integer);
function find(id: string): pNode;
end;
implementation
constructor stack.Create;
begin
top := nil;
num := 0;
end;
destructor stack.Destroy;
var
del: pNode;
begin
while top nil do
begin
del := top;
top := top.next;
Dispose(del);
 end;
end;
function stack.newRect(x, y, w, h: integer): string;
var
n: pNode;
begin
n := New(pNode);
n.id := IntToStr(num);
Inc(num);
n.x := x;
n.y := y;
n.w := w;
n.h := h;
n.next := top;
top := n;
newRect := n.id;
end;
procedure stack.delRect(id: string);
var
f, d: pNode;
begin
f := top;
if f nil then
if f.id = id then
begin
top := top.next;
Dispose(f);
end
else
begin
while f.next nil do
begin
if f.next.id = id then
begin
d := f.next;
f.next := d.next;
Dispose(d);
break;
end
end;
end;
end;
procedure stack.moveSize(id: string; x, y, w, h: integer);
var
f: pNode;
begin
f := find(id);
if f nil then
begin
f.x := x;
f.y := y;
f.w := w;
f.h := h;
end;
end;
function stack.find(id: string): pNode;
var
f: pNode;
begin
f := top;
while f nil do
begin
if f.id = id then break;
f := f.next;
end;
find := f;
end;
end.
Блок-схемы разработанных методов
constructor stack.Create;
/>
destructor stack.Destroy;
/>

function stack.newRect(x, y, w, h: integer): string;
/>
procedure stack.delRect(id: string);
/>

procedure stack.moveSize(id: string; x, y, w, h: integer);
/>
function stack.find(id: string): pNode;
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.