Реферат по предмету ""


Создание электронного обучающего комплекса по дисциплине "Инновационный менеджмент"

TOC o «1-3» h z u Введение — PAGEREF _Toc105430896 h 2
Глава 1. Общаяхарактеристика дисциплины «Инновационный менеджмент»  PAGEREF _Toc105430897 h 3
1.1 Содержание  и структура курса: рабочая программадисциплины — PAGEREF _Toc105430898 h 3
1.2. Основные понятия.PAGEREF _Toc105430899 h 5
Глава 2 Средствасоздания электронных учебных пособий — PAGEREF _Toc105430900 h 25
2.1. Инструментальныесредства создания и взаимодействия ЭУП — PAGEREF _Toc105430901 h 25
2.2 Сравнительныйанализ Macromedia Authorware 6 и HyperMethod 3.5 — PAGEREF _Toc105430903 h 41
Глава 3. Разработкаэлектронного учебного пособия — PAGEREF _Toc105430904 h 49
3.1  Построения структуры учебника — PAGEREF _Toc105430905 h 49
3.2 Процесссоздания электронного учебника — PAGEREF _Toc105430906 h 52
Заключение — PAGEREF _Toc105430907 h 73
Списокиспользованной литературы.PAGEREF _Toc105430908 h 74
Введение

Целью данной работы является разработкаэлектронного обучающего пособия по дисциплине «Инновационный менеджмент»  с использованием средства разработки MacromediaAuthorware.
В ходе выполнения работы необходимо решитьследующие задачи:
1.     проанализировать предметную область, выделитьосновные разделы курса в соответствии с учебным стандартом дисциплины иразработать тестовые и практические задания;
2.     выявить состав и возможности программы MacromediaAuthorware;
3.     создать структуру учебного комплекса и наполнитьего материалом;
4.     создать систему проверки знаний студентов;
5.     апробировать учебный комплекс и проанализироватьрезультаты.
Почему инновационный менеджмент? Появление вучебных планах российских вузов этого предмета продиктовано требованиями жизни.В научно-технической и социально-экономической сферах наблюдаются тенденцииускорения и развития, уплотнения времени, увеличения количества и разнообразияизменений, характеризующих условия функционирования фирм. Управление должнопоспевать за изменениями, происходящими в действительности. Инновационныепроцессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике является основойэкономического развития.
Authorwareявляется чрезвычайно мощным пакетом и обладаетбольшим потенциалом. Он обеспечивает минимальное время разработки; лучше всегоон подходит для быстрого создания прототипа проекта или выполнения задач,которые необходимо завершить в кратчайшие сроки, а также обладает большойнаглядностью, чем и обуславливается его выбор.
Глава 1. Общаяхарактеристика дисциплины «Инновационный менеджмент»1.1Содержание  и структура курса:рабочаяпрограмма дисциплины
  Рабочаяпрограмма, разработанная преподавателями ВолГУ, предполагает изучение инновационногоменеджмента в 7 семестре, затрачивая на это 54 часа учебного времени. Дляизучения студентам потребуется знать следующие дисциплины:
·       основы экономической теории;
·       теории управления и организации;
·       теории стратегическогоменеджмента;
·       теории маркетинга;
·       управление инвестициями;
·       управление качеством;
·        управление персоналом и социологияорганизации.
Заэто время студент должен изучить основыинновационной теории, а также особенности его применения в современных условияхреформирования производственного комплекса отечественной экономикисцелью формирования целостного представления о стратегии управленияинновациями как одним из приоритетных элементов системы управления развитиеморганизации. Базовая программа охватывает приблизительно следующие темы:
1.               теоретические основы инноватики;
2.               инновационный процесс;
3.               инновационные стратегии;
4.               управление инновационным проектом;
5.               анализ спроса на научно-техническую продукцию;
6.               управление созданием, освоением и качеством новой техники;
7.               экспертиза инновационных проектов;
8.               оценка эффективности инноваций;
9.               эффективность инновационной деятельности.
Изучениедисциплины содействует развитию организационно-экономического мышления,необходимого для практического творческого преобразования бизнес-процессов ворганизационных системах в целях совершенствования воспроизводственной основыотечественной экономики.Появление вучебных планах российских вузов дисциплины «инновационный менеджмент»продиктовано требованиями жизни. В научно-технической и социально-экономическойсферах наблюдаются тенденции ускорения и развития, уплотнения времени,увеличения количества и разнообразия изменений, характеризующих условияфункционирования фирм. Управление должно поспевать за изменениями,происходящими в действительности. Инновационные процессы, их воплощение в новыхпродуктах и новой технике является основой экономического развития.
Инновационныйпроцесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений исостоит из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результатеэтого процесса появляется реализованное, использованное изменение – инновация.Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия –распространение во времени уже однажды освоенной  и использованной инновации в новых условияхили местах применения. Инновационный процесс имеет циклический характер. Этимоменты необходимо учитывать при создании гибких систем организации иуправления экономикой.
Современныеинновационные процессы достаточно сложны. Для проведения анализа закономерностейих развития необходимы специалисты, занимающиеся различнымиорганизационно-экономическими аспектами нововведений – инновационные менеджеры.Их задача – способствовать продвижению инновационного процесса, прогнозироватьвозможные катаклизмы и пути их преодоления.
Для рыночнойэкономики характерна конкуренция самостоятельных фирм, заинтересованной в  обновлении продукции, наличии рынкаконкурирующих нововведений. Поэтому существует рыночный отбор нововведений, вкотором участвуют инновационные менеджеры.1.2. Основные понятия.
Управление инновациями, или инновационныйменеджмент – сравнительно новое понятие в научно-технической,производственно-технологической, финансово-экономической и административнойсферах деятельности профессиональных управляющих (менеджеров). Объектамиуправления в государственных, акционерных и частных организациях (фирмах)являются направления инновационной деятельности, связанные с процессамисоздания, освоения производства и коммерциализации новых потребительскихценностей, их распространением и использованием в качестве готовых продуктов,прогрессивных технологий и услуг.
Инновационныйменеджмент — относительно новое понятие для предпринимательскихкругов и для научной общественности России – представляет собой одно изнаправлений стратегического менеджмента.
В условиях централизованнойэкономики чаще всего использовались такие понятия, как управлениенаучно-техническим прогрессом, внедрение достижений науки и техники впроизводство и т.п., что является характерным для командно-административнойсистемы управления. В рыночных условиях инновации, определяющие прогресс науки,техники и, в конечном итоге, развитие экономики, теснейшим образом связаны спредпринимательской деятельностью. Именно в этом и заключаются принципиальныеотличия в определении отдельных понятий в области инновационного менеджмента.Термин “инновация” стал использоваться в переходной экономике России какрусский вариант слова “innovation”, что в дословном переводе означает“новшество”, “нововведение”, “новаторство” [1].
Инновация (нововведение).Инновация (отангл. «innovation») означаетнововведение как результат практического (или научно-технического) освоенияновшества. В современной концепции инноватики принято различатьнововведения-продукты, нововведения-процессы (производственно-технологические),модификации продуктов и услуг. Практическим освоением новшеств в нововведенияхявляется реализация коммерческой (предпринимательской) идеи по удовлетворениюспроса на конкретные виды продукции, технологий, услуг как товаров. Наличиеспроса свидетельствует об их конкурентоспособности, то есть общественномпризнании, что является важным результатом инновационной деятельности. Приэтом, помимо влияния комбинаций факторов производства, необходимо в современныхусловиях учитывать новый фактор, определяемый тем, что наука сталатеоретической основой материального производства.
Непосредственнонововведения-продукты считаются первичными. Они появляются в экономикепредшествующего технологического уклада. Само по себе появление неординарныхнововведений-продуктов означает фазу зарождения нового технологического уклада.Однако его медленное развитие на начальном отрезке времени объясняетсямонопольным положением отдельных фирм и компаний (активная монополия) подзащитой патентов и действия коммерческой тайны. В фазе доминирования новоготехнологического уклада наблюдается распространение (диффузия)нововведений-процессов, когда происходит переливание капиталов в новый укладобщественного производства. Модификация выпускаемой продукции вызываетсяконъюнктурными изменениями на рынке товаров.
Новация (новшество).При обновленииассортимента продукции, средств производства и услуг используютсянаучно-технические, технологические, организационно-экономические иуправленческие новации (новшества). Под новшеством следует понимать новоеявление (открытие, новое теоретическое знание), новый метод (принцип),изобретение, коммерциализацию нововведений (включая маркетинг).
Истокисовершающихся открытий и накопления потенциала теоретических знаний находятся вокружающем материальном мире. Открытия и новые теоретические знания являютсярезультатом проведения фундаментальных научных исследований, которыеподразделяются на фундаментальные теоретические исследования (ФТИ) и поисковыеНИР.
Крезультатам ФТИ относятся теория радиоактивности и планетарная модель атомаанглийского физика Э. Резерфорда. Им же открыты альфа- и бета-лучи, а в 1919 г.осуществлена первая искусственная ядерная реакция. Однако своим открытиям итеоретическим исследованием Резерфорд не придавал какого-либо практическогозначения. Долгое время они имели только эвристическую ценность. Поисковые НИРимеют целью выдвижение и обоснование нового метода удовлетворения общественныхпотребностей, его экспериментальную проверку. В ходе поисковых НИР результатыоткрытия или теоретического знания получают возможность найти практическоеприменение. При этом начальная стадия функционирования нового методахарактеризуется весьма низкими показателями полезного действия. На этой стадииотличные качественные показатели нового метода еще не перешли в высокиеколичественные результаты. Под руководством академика И.В. Курчатова в 1954 г. была создана перваяв мире атомная электростанция (АЭС) мощностью 5 МВТ, что было в 167 раз ниже,чем у Днепрогэс-2. Однако при этом был практически реализован метод мирногоиспользования энергии атома. Дальнейшее развитие атомной энергетики привело ксозданию крупнейших многоблочных АЭС, мощность которых в 1200 раз превышаламощность первой АЭС и в 7 раз мощность Днепрогэс-2.
Изобретение.Изобретениемсчитается новое, обладающее существенными отличиями техническое решение задачи,которое дает положительный эффект, улучшает качество продукции, облегчаетусловия труда и обеспечивает его безопасность. Большинство изобретений иприравниваемых к ним полезных моделей появляется в ходе эскизно-техническогопроектирования на стадии ОКР.
Жизненный цикл продукции.Жизненный циклпродукции состоит из четырех фаз. На первой фазе проводятся исследования иразработки по созданию нововведения-продукта. Заканчивается фаза передачейотработанной технической документации в производство. На второй фазеосуществляется технологическое освоение масштабного производства новойпродукции. При этом объемы производства должны выйти на уровень, обеспечивающийбезубыточность работы. Особенностью третьей фазы является стабилизация объемовпроизводимой продукции. На четвертой фазе происходит постепенное снижениеобъемов производства.
Жизненный цикл технологии.Жизненный циклтехнологии производства также складывается из четырех фаз. Первая связана сзарождением нововведений-процессов в недрах предыдущего технологическогоуклада. Интенсивно проводятся НИР технологического профиля понововведениям-продуктам. На второй фазе преследуются цели освоения нововведений-процессов.На третьей фазе новая технология производства распространяется и тиражируется смногократным повторением на других объектах. Четвертая фаза включаетрутинизацию, т.е. освоение нововведений-процессов в стабильных, постояннофункционирующих элементах объектов.
Надоминирование технологического уклада в течение продолжительного периодавремени оказывает влияние государственная поддержка новых технологий всочетании с инвестиционной деятельностью фирм и компаний. Нововведения-процессыменее подвержены влиянию конъюнктуры, способствуют снижению издержекпроизводства, обеспечивают устойчивость потребительского спроса на товары.
Жизненный цикл товара.Началожизненного цикла товара, который имеет четыре фазы, приходится на выпуск ипоступление на рынок первых промышленных серий продукции. Заполнение товаромсвободной рыночной ниши означает наступление первой фазы его жизненного цикла,которую принято называть внедрением. Последующие три фазы, связанные с ростом,замедлением роста и спадом объемов продаж товара, определяются маркетингом,который учитывает рыночную конъюнктуру, зависимость спроса от цены и качестватовара. Такого рода информация дает возможность принимать решения о расширенииили сокращении выпуска продукции, ее модификации, что неизбежно отражается надлительности той или иной фазы жизненного цикла товара.
В экономической литературе связьнововведений с предпринимательской деятельностью прослеживается с началапрошлого века. Около 1800г. французский экономист Ж. Б. Сэй отмечал, что“предприниматель перемещает экономические ресурсы из области с более низкой вобласть с более высокой производительностью и большей результативностью” [2].
В определении предпринимательства,данного американским специалистом по менеджменту П. Друкером, отмечается: “Нововведение — это особый инструментпредпринимателей, средство, с помощью которого они используют изменениекак шанс для разного рода бизнеса или услуг” [2].
Автор широко известной книги“Управление научно-техническими нововведениями” Брайан Твисс определяетинновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическоесодержание [4]. По мнению венгерского экономиста Б. Санто, инновация — этотакой общественно-технико-экономический процесс, который через практическоеиспользование идей или изобретений приводит к созданию лучших по свойствамизделий и технологий, и в случае, если инновация ориентирована на экономическуювыгоду, прибыль, то ее появление на рынке сможет принести добавочный доход.[5].
В последующихтрудах современных российских ученых в области социальных проблем инноватики,стратегии инновационного и научно- технического развития, а такжеинновационного менеджмента А.И. Пригожина, В. М. Аньшина, С. Ю. Глазьева, А. А.Дагаева, С. Д. Ильенковой, Р. А. Фатхутдинова и др. даются определения новыхнаправлений развития классификации инноваций [7-13]. В работе [7] даетсярасширенное определение нововведениям как “целенаправленное изменение, котороевносит в сферу внедрения (организацию, население, общество и т.д.) новые относительностабильные элементы экономического, организационного, управляющего, правового ипедагогического характера”. В работе [13] отмечается, что инновации могутотноситься как к технике и технологии, так и к формам организации производстваи управления и включают следующие виды: технико-технологические,организационные, управленческие, экономические, социальные, юридические иэкологические.
Методика сбораданных о технологических инновациях базируется на “Руководстве Осло”, принятомв 1992г. [14]. Таким образом, в соответствии с международными стандартами инновацияопределяется как конечный результат инновационной деятельности, получившийвоплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного нарынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемогов практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам [1,10,12,14]. C учетом данного определения строится и классификация инноваций,представленная основными группами, показанными на рис. 1.1.







Рисунок 1.1.
 SHAPE * MERGEFORMAT
ИННОВАЦИИ
По предметным областям научно-технического и социального прогресса
По методам анализа и источникам получения информации
По причинам возникновения
По целям разработки и сферам распространения
По преемственности
По особенностям инновационного процесса
По глубине вносимых изменений
По типу новизны для рынка
По месту в системе организации
По уровню разработки и масштабам распространения
По предметнымобластям научно-технического и социального прогресса инновацииклассифицируются по рубрикаторам как Национальной классификации изобретений(НКИ), так и Международной классификации изобретений (МКИ), в последующемпреобразованной в соответствии с решениями Страсбургской конвенции вМеждународную патентную классификацию (МПК), включающую восемь разделов, 118классов и 617 подклассов [12]. Распределение классифицируемых областейосуществляется следующим образом:
·       А - удовлетворение жизненных потребностей человека;
·       В - различные технологические процессы;
·       С - химия и металлургия;
·       D - текстиль и бумага;
·       Е - строительство и горное дело;
·       F - механика, освещение, отопление, двигатели и насосы,взрывные работы;
·       G - физика;
·       Н – электричество.
По методаманализа и источникам получения информации для разработки новой продукции различаютследующие виды инноваций:
• зародышиновых изделий в науке, технике и экономике, выявленные методамитерминологического и лексического анализа на основе информации в научныхстатьях, отчетах, трудах конференций, семинаров, совещаний на ранних этапахзарождения нового и смены старого терминологически-лексического аппарата;
• новыеконкурентные изделия, готовящиеся к производству конкурирующими фирмами,выявленные методом структурно- морфологического анализа на основе информации обизменениях внутреннего состава предметной области, фиксации появленияпринципиально новых разработок, идей, технических решений. Для оценки наиболееперспективного направления развития инновации строится матрица морфологическогоанализа, для каждого элемента которой формируется перечень возможных(прогнозируемых) способов осуществления.
• товары-аналоги, выявленныеметодами патентов-аналогов и экспертных оценок публикационной активности наоснове логического анализа группой экспертов точек роста количествапатентов-аналогов и активности публикаций в данной предметной области сиспользованием классификационной шкалы, например, психофизической шкалы полезностиХаррингтона, позволяющей дать количественную оценку эффективности инноваций[15].
По причинамвозникновения инновации разделяют на стратегические и реактивные [9, 16].Стратегические инновации – это инновации, применение которых направлено наполучение конкурентных преимуществ в процессе реализации перспективныхстратегических задач инновационного менеджмента. Реактивные инновации — этоинновации, вводимые вынуждено, как реакция на действия конкурента с цельюобеспечения выживания фирмы в конкурентной борьбе за рынке сбыта.
По целямразработки и сферам распространения инновации делятся на:
• продуктовые - это те, которыевключают создание и применение новых продуктов, материалов, полуфабрикатов иликомплектующих изделий;
• процессные или технологические- это те, которыевключают создание и использование новых процессов, технологий или методоворганизации и управления производством, предприятием, фирмой и информационнымипотоками в экономической и социальной сферах;
• рыночные - это инновации,открывающие новые рынки сбыта, новые услуги и виды финансовой иторгово-посреднической деятельности;
• научно-педагогические- это инновации,направленные на совершенствование исследовательского и образовательногопроцессов;
• правовые - это те, которыепозволяют создать новые или усовершенствовать существующие законы и нормативныеакты;
Поособенностям инновационного процесса выделяют следующие инновации:
• новшества,создаваемые и используемые внутри одной и той же организации и не принимающиенепосредственно товарной формы;
• нововведение- этоновшество, принятое к распространению между различными организациями какпредмет купли-продажи;
• диффузнаяинновация- эта высшая форма распространения по коммуникационным каналамрыночной системы уже однажды освоенной и использованной инновации в новыхусловиях или местах применения в течение длительного периода времени, т.е.расширение охвата рынков.
Классификацияинноваций по рассмотренным выше критериям позволяет:
1. Датьвсестороннюю оценку различным видам инноваций и осуществить “привязку” кконкретному типу предпринимательской деятельности, а также определить уровеньвлияния инновационного процесса на продвижение того или иного товара.
2. Осуществитьвыбор инновационной стратегии в зависимости от преобладания в деятельностипредпринимателя определенных типов инноваций.
3. Сформироватьструктуру и способы управления фирмой в зависимости от типа инноваций, т.е.конкретизировать место и роль инновационного менеджмента.
Инновационныйпроцесс, обобщающий результаты инновационнойдеятельности, наиболее полно раскрывается этапами его организации, которыеустановлены в соответствии с основными стадиями эволюции научного знания вцикле работ «исследования ®разработки ®производство». Последовательно сменяющиеся этапы инновационного процесса,предусматривают как зарождение и обоснование идеи нового метода удовлетворенияобщественных потребностей, так и создание, распространение, использование напрактике конкретного продукта, технологии, услуги.
Непосредственно инновационный процесс начинается с этапапроведения поисковых НИР, которые, как уже отмечалось, относятся кфундаментальным научным исследованиям и реализуют результаты ФТИ. Все поисковыеНИР проводятся как в академических учреждениях, так и в крупныхнаучно-технических организациях промышленности персоналом высокой научнойквалификации. Основными источниками финансирования поисковых НИР являютсясредства государственного бюджета, выделяемые на безвозвратной основе. Этообусловлено тем, что законченное решение научно-технической проблемы порезультатам поисковых НИР характеризуется достижением важных качественныхпоказателей.
На втором этапе инновационного процесса выполняютсяприкладные НИР. Для потенциальных инвесторов финансирование прикладных НИРсвязано с наличием экономического риска, что обусловлено высокой вероятностьюполучения отрицательных результатов. Поэтому инвестиции на эти цели принятоназывать рискоинвестициями. Проведением прикладных НИР занимаютсянаучно-технические организации промышленности и кафедры вузов по различнымнаправлениям тематики исследований и разработок.
На третьем этапе инновационного процесса выполняются ОКР.Из анализа тенденций в распределении затрат по укрупненным стадиям ОКР можносделать вывод об экономической целесообразности их финансирования не на весьцикл работ по этапу, раздельно по наиболее существенным результатам.
На четвертом этапе осуществляется процесс коммерциализациинововведения-продукта от запуска в производство до выхода на рынок в качестветовара. При запуске в производство требуются крупные инвестиции в реконструкциюпроизводственных мощностей, затраты на подготовку персонала, рекламнуюдеятельность и т.д. На этом этапе инновационного процесса реакция рынка нановый товар еще неизвестна и инвестиции продолжают носить рисковый характер.
Управлениеинновациями является одной из задач стратегического менеджмента корпорации,прежде всего посредством решений по отбору проектов и распределению ресурсов.При этом необходимо обеспечить комплексный процесс принятия решения от верхнегоуровня менеджмента до уровня управления НИОКР.
Напрактике ресурсы фирмы всегда ограничены, и проекты конкурируют между собой почастным видам ресурсов (оборудование, кадры разработчиков, материалы и самыйдефицитный ресурс — эффективное управление). Поэтому максимизация вклада всегопортфеля НИОКР может достигаться и за счет отказа от проекта, заманчивогосамого по себе. Стратегия НИОКР на основе максимизации ожидаемой финансовойотдачи учитывает только этот фактор, что приводит к ориентации на определеннуютехнологию, рынок, минимальный риск. Ясно, что такая стратегия может бытьуспешной лишь в краткосрочной перспективе. Процесс принятия решенийотносительно НИОКР на уровне корпорации иллюстрирован рис.11. Реализация такогопроцесса должна включать постоянный диалог между высшим руководством фирмы ируководством НИОКР.
СтратегияНИОКР играет для сферы НИОКР в компании примерно ту же роль, что стратегиякорпорации для компании в целом (табл. 1.1).
Таблица 1.1 Сравнение функций стратегий корпорации и НИОКР
Сфера влияния
Корпоративная стратегия
Стратегия НИОКР
Ресурсы
Распределение между сферами управления
Распределение между проектами
Критерии определения целей
Экономическая обстановка на рынке
Положение корпорации на рынке
Области бизнеса
Продуктово-рыночная стратегия
Технико-продуктовая стратегия
Объекты планирования
Продуктово-рыночный ассортимент
Балансировка портфеля проектов


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :