Содержание
Введение
1.Региональнаяполитика в России
2. Политика регионального«выравнивания» в России
2.1 Обоснование регионального выравнивания
2.2 Механизмы регионального регулирования экономики
2.3 Возможностивыравнивания региональных диспропорций
Заключение
Список использованнойлитературы
Введение
Актуальность.Региональная политика — составная часть государственного регулирования; комплексзаконодательных, административных и экономических мероприятий, способствующихнаиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровняжизни населения. Является составной частью политики государства, направленнаяна организацию национального пространства в соответствии с избранной стратегиейразвития.
Степеньсамостоятельности регионов в разных странах неодинакова и зависит отгосударственного устройства. Возникающие между центром и регионами противоречияразрешаются, как правило, путём компромиссов. Успехи или неудачи в проведениирегиональной политики зависят от правильно выбранной, научно-обоснованнойстратегии регионального развития.
Значимостьи актуальность разработки соответствующих мер региональной политики в настоящеевремя признана на государственном уровне. Поэтому разработка совершенствованиярегиональной политики, обеспечивающей во всех регионах равное финансированиезакрепленных за ними расходных полномочий, является актуальной.
За прошедшиегоды в России неоднократно предпринимались попытки разработки целостнойпрограммы регионального развития, проходившие широкое экспертное и общественноеобсуждение. Тем не менее, целостная системная программа, содержащая комплексэффективных мероприятий по стабилизации и обеспечению устойчивогосоциально-экономического развития регионов страны до сих пор отсутствует.Сложность решения этой задачи обусловлена широким разнообразием спецификирегионов, которые в значительной степени различаются как по уровню своегоразвития, природно-климатическим особенностями, так и характером накопленныхпроблем.
Цельюданной работы является изучение и выявление особенностей политики региональноговыравнивания в России.
Работасостоит из введения, основной части, заключения и списка использованнойлитературы.
1. Региональная политика в России
Длялюбого федеративного государства, а особенно такого как Российская Федерация, региональнаяполитика является одним из основных предметов деятельности государства, по сути- главным способом регулирования экономического развития своих территорий. Главная цель региональной политики заключаетсяв сглаживании наиболее острых социальных и экономических диспропорций междуотдельными районами страны. Доказано, что нарастание межрегиональных контрастови концентрация социально-экономических проблем в отдельных регионах чреватыобострением социальной напряженности, углублением политического кризиса,усилением межрегиональных конфликтов и, в конечном счете, — замедлением темповэкономических реформ в стране в целом. Для противодействия этим тенденциям инеобходима активная региональная политика.
ВРоссии, в силу ее территориальных особенностей, привязка стратегиисоциально-экономического развития к конкретной территории приобретает большоезначение. За прошедшие 10-15 лет, в российской экономической и политическойсистеме произошли кардинальные изменения. Страна выходит на траекторию устойчивогоэкономического роста, экономическая политика государства становится все болееосознанной и предсказуемой. Однако высокие показатели экономического роста,достигнутые в настоящий период, обесцениваются усилением межрегиональных диспаритетов,например в 2007 году различия в уровнях социально-экономического развития субъектовФедерации составляли 53 раза. Это невиданная в мировой практике федерализма и реформированиягосударственных экономических и политических систем ситуация, которая означает,что в России плохо работают адекватные механизмы государственного регулированиятерриториального развития. Диспропорции в социально-экономическом развитии регионов вызываютнеобходимость создания условий для их выравнивания, обеспечениясбалансированного развития территорий.
Главныезадачи эффективной региональной политики – выравнивание экономическогоположения субъектов РФ; формирование в каждом регионе ресурсов для обеспеченияразвития региональной экономики и достойной жизни граждан. Решение этойпроблемы строится на принципах федерализма, социально-экономической самостоятельностисубъектов РФ и развития форм местного самоуправления. Принципами региональнойполитики являются структурная перестройка экономики региона, создание иразвитие рыночной инфраструктуры, использование организационных формобщественного и административного управления и др.
Формамиреализации этих принципов выступают:
- размещениефедеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд;
- участиегосударственных органов в отдельных структурообразующих инвестиционных проектахс использованием конкурсной и контрактной систем их реализации на путиосуществления федеральных программ регионального развития с долевымгосударственным финансированием.
Основнойспособ реализации региональной экономической политики состоит в распределениипромышленной деятельности между регионами таким образом, чтобы избежатьнеполной занятости трудовых или капитальных ресурсов в угнетенных районах инежелательной перегрузки более процветающих районов, следовательно, особоезначение в региональной политике придается возрождению районов, которыенаходятся в промышленном упадке, стимулируя здесь новые производства.Элементы региональнойполитики:
- налоговаяполитика — определение налоговых платежей и льгот, определяющих налоговуюсистему региона и режим налогообложения предпринимательской деятельности;
- бюджетнаяполитика — механизм формирования и использования государственных финансовыхресурсов и их перераспределения между регионами;
- ценоваяполитика — государственное регулирование цен и тарифов, способы и формы этогорегулирования;
- инвестиционнаяполитика — мера по поддержке инвестиционной активности хозяйствующих субъектов,распределению бюджетных капиталовложений;
- структурнаяполитика — система мер по поддержке и реструктуризации предприятий;
- социальнаяполитика — определение условий и требований к хозяйствующим субъектам радидостижения внеэкономических целей. Социальный аспект направлен на сглаживание региональнойдифференциации в уровне жизни, а также общее улучшение качества социальнойсреды;
- институциональнаяполитика.
Инструментамипроведения региональной политики являются:
а)предоставление финансовых стимулов (инвестиционных грантов, «мягких займов» поднизкий процент, освобождение от уплаты налогов, арендной платы и т.д.) фирмам,намеревающимся размещать производство в развивающихся районах;
б)контроль над производственными и офисными помещениями в целях предотвращенияпереноса производства фирмами за пределы развивающихся районов;
в)инвестирование средств в инфраструктуру, особенно в развитие сети дорог иулучшение общих условий жизни.Таким образом, региональная политика – политикавыравнивания – это сближение регионов по всем показателям: экономическим,социальным, политическим. Разработка и эффективная реализация каждого изаспектов влечет региональное развитие, а значит, и повышение эффективностигосударственной политики в целом.
2.Политика регионального «выравнивания» в России
2.1 Обоснование регионального выравнивания
В началепереходного периода теоретическим проблемам регулирования региональногоразвития со стороны академической науки уделялось большое внимание: появилисьновые интересные исследования по проблемам и перспективамсоциально-экономического развития территорий, территориальному маркетингу,инвестиционной привлекательности, оценке предпринимательского климата,конкурентоспособности регионов. Советом по изучению производительных сил в1998-1999 гг. было выполнено фундаментальное исследование по обоснованиюперспективного административно-территориаль-ного устройства России на основеукрупнения субъектов Федерации.
Результатомэтой разработки явилось выделение федеральных округов, продолжающеесяобъединение автономий с субъектами Федерации, на которых они находятся. Впоследние годы появилось много исследований по вопросам стратегиипространственного развития России в контексте концепции еёсоциально-экономического развития, возможным подходам к формированию стратегиирегионального развития. Однако, несмотря на это, новая стратегия региональногоразвития не была разработана и основная концепция региональной политикифедерального центра мало изменилась по сравнению с периодом 80-х и 90-х годов:основной стратегией регионального развития практически остается стратегия«выравнивания» социально-экономического развития регионов, основанная наперераспределении бюджетных средств между бюджетопрофицитными ибюджетодефицитными регионами, основные положения которой закреплены в УказеПрезидента РФ от 3.06.96 №803 «Об основных положениях региональной политики в РФ».
Нерешенностьпроблем управления территориями обусловливает дифференциациюсоциально-экономического развития регионов на фоне роста основных показателейразвития экономики и социальной сферы России: так если в 1998 году душевоепотребление валового регионального продукта (ВРП) субъектов Федерацииразличалось в 18 раз, то в 2007 году − более чем в 40 раз. В 1998 году 19субъектов Федерации имели уровень потребления ВРП выше среднероссийского, а 15субъектов Федерации имели уровень потребления ВРП в два раза нижесреднероссийского. В 2004 году эти показатели составили 17 и 23, в 2005 году −16 и 26. Аналогичная динамика характерна и для многих остальных показателейэкономического и социального развития регионов. По оценкам экспертов, ежегодныепотери России от неэффективного использования территории, неэффективногоуправления субъектами Федерации оцениваются в 2,5-3% валового внутреннегопродукта в год.
Новый этап вформировании региональной политики России, основанный нанаучно-исследовательских разработках и усиленный институциональнымипреобразованиями (образование Министерство регионального развития) начался в2004 году. В этот период были разработаны проекты двух документов в областирегиональной политики федерального центра: «Концепция Стратегиисоциально-экономического развития регионов Российской Федерации» и проектФедерального закона «Об основах государственной региональной политики, порядкеее разработки и реализации». В концепции Стратегии регионального развитияпредложено перейти от политики выравнивания на основе существующих межбюджетныхотношений к политике «поляризованного развития» − финансовой поддержкевысокоразвитых «опорных регионов» − полюсов роста, а финансирование всехостальных регионов будет осуществляться на основе необходимости обеспеченияфедеральных социальных стандартов для населения, которые определяютсягосударственной социальной политикой.
Министррегионального развития в своих выступлениях обозначил следующие основныесоставляющие региональной политика России:
- доработкаметодики оценки эффективности деятельности региональных властей, в особенностиотсталых и депрессивных регионов, а также разработка механизмов, стимулирующихнеобходимость, выгодность эффективного развития региона;
- перераспределениеполномочий между федеральным центром и регионами;
- разработкадолгосрочной стратегии развития России на основе определения специализациифедеральных округов и субъектов Федерации.
В настоящеевремя региональная политика реализуется на разных территориальных уровнях. На первом− осуществляется федеральная политика по отношению к областям (краям, республикам),межрегиональным объединениям. На этом уровне возникает необходимостьсогласования интересов субъектов Федерации между собой, межрегиональными ассоциациямии государственными органами управления.
Второй уровеньвключает отношения, объективно возникающие между субъектами РФ иадминистративными районами. Так, для районов Сибири и Дальнего Востока, учитываяразмеры низовых территориальных образований, низкий уровень освоения и слабуютранспортную доступность согласование принимаемых решений на разных ступеняхадминистративной иерархии приобретает особое значение.
Третийуровень — это органы местного самоуправления, роль которых должна постоянновозрастать.
Общее экономическое пространство формируетсякак сочетание различных хозяйств, независимо от величины их потенциала, формысобственности, технологического уклада. Главное, чтобы они были связаны междусобой устойчивым разделением труда, а их интересы в экономических связяхсовпадали. При этом важно, чтобы общее экономическое пространство формировалосьне как временные отношения между хозяйствующими субъектами региона, а какопределенное состояние функционирования взаимосвязанных хозяйственных структур.
Стратегияразвития России должна учитывать интересы как государства в целом, так иинтересы развития каждого конкретного региона. Поэтому необходимы новые подходык формированию региональной политики России в современных условиях с учетомопыта ее новейшей истории. В частности разработка новой модели политикирегионального выравнивания./>/>
Таким образом, региональное экономическоепространство представляет собой систему экономических связей, постоянноразвивающихся и углубляющихся в процессе переплетения, взаимного дополнения иобеспечения экономической целесообразности хозяйствующих структур,между которыми имеет место устойчивое территориальное разделение труда.
2.2 Механизмы регионального регулирования экономики
Важнейшими направлениями государственногодолгосрочного регулирования экономики на современном этапе являются:
1) эффективное использование государственнойсобственности на средства производства и природные ресурсы;
2) поддержка и стимулирование роста в отдельныхотраслях промышленности;
3) проведение общегосударственной инновационнойполитики;
4) регулирование товарных, ресурсных ифинансовых рынков;
5) регулирование регионального развития.
Среди методов регулирования региональногоразвития выделяют прямые и косвенные. Прямое государственное вмешательствоосуществляется путем использования административных средств, которые базируютсяна силе государственной власти и включают меры разрешения, запрета ипринуждения. Косвенное регулирование осуществляется с помощью различных мерэкономической политики.
Только административные методы не могутобеспечить эффективное решение всех проблем, возникающих в процессерегионального воспроизводства. Поэтому административные методы должныиспользоваться в сочетании с экономическими. Сущность экономических методовсостоит в косвенном воздействии на процесс регионального воспроизводства —через экономические интересы субъектов с помощью таких рычагов, как налоги,льготы, кредиты, субвенции и др., по возможности без прямого вмешательстваместных органов управления, но в установленных этими органами рамках. Такимобразом, в основе экономических методов регулирования лежат экономическаязаинтересованность и ответственность предприятий и организаций — субъектоврегионального воспроизводственного процесса за последствия принимаемых решенийи участие в выполнении задач комплексного социально-экономического развитиярегиона.
Для российской экономики характерно большоеразнообразие экономической, социальной и этнической ситуаций в отдельныхрегионах страны; регионы различаются как размерами экономического потенциала,так и способностью к саморазвитию в условиях новых экономических отношений.Производственно-отраслевые ориентиры территорий, сложившиеся в советский периодразвития, недостаточно стимулируют привлечение частных инвестиций, разработку иреализацию новых технологий. Все это определяет уникальность региональнойситуации в России, сложность использования имеющегося положительногозарубежного опыта в их разрешении.
Изучениепрактики регионального управления в субъектах Федерации, имеющих ускоренные темпыэкономического и социального развития, реализующих инновационные подходы куправлению регионами, к разработке стратегий регионального развития, а такжемнений наиболее успешных губернаторов о перспективных направлениях развитиярегионов, позволило выявить ещё один возможный подход к формированию стратегиирегионального развития: конкурсное распределение бюджетных средств (поощрениерегионов по степени их активности) на основе выделенных критериев качестварегионального управления, среди которых могут быть следующие:
- наличиекачественной, отвечающей требованиям (приказ Минрегиона РФ от 27 февраля 2007года) стратегии развития региона;
- ростналогооблагаемой базы региона;
- выполнениепрограмм и планов, обеспеченных ресурсами (свидетельство компетентностирегиональных администраций и умения достигать поставленных целей)
- участиев межрегиональной конкуренции в соответствии с системой показателей (темпыприроста трудовой миграции, количество иногородних абитуриентов в местныхучебных заведениях, рост частных инвестиций, количество предприятий малогобизнеса на 1000 жителей и т.д.).
Такой подходк оценке деятельности регионов нашел частичное практическое воплощение в Указе «Обоценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации» 2007 года, который содержит перечень 43 показателей,позволяющих судить о качестве управления регионом. Позднее, Комиссией приПрезиденте РФ по вопросам совершенствования государственного управления иправосудия был утвержден перечень дополнительных 39 показателей.
В качестве основных форм реализации, наряду с федеральнымицелевыми программами развития регионов и отраслей с долевым государственнымфинансированием должны использоваться такие формы, как:
- участиегосударства в наиболее эффективных инвестиционных проектах с использованиемконкурсной и контрактной систем их реализации;
- размещениефедеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд;
- поддержканаукоемких производств и развитие высоких технологий;
- содействиеактивизации международных экономических связей регионов Российской Федерации;
- созданиеусловий для формирования свободных экономических зон и технополисов в регионах,имеющих высокий научный и кадровый потенциал, а также развитую инфраструктуру;
- содействиемалому и среднему бизнесу.
Государственный заказ как инструмент прямогорегулирования регионального воспроизводства, в соответствии с действующимзаконодательством (ст. 72 Бюджетного кодекса РФ), представляет собойсовокупность заключенных государственных контрактов на поставку товаров,производство работ, оказание услуг за счет средств федерального илирегионального бюджетов. Государственный заказ — это инструмент прямогорегулирования экономики, с помощью которого реализуются приоритетные потребностигосударства в товарах (работах, услугах). Он призван стимулироватьплатежеспособный спрос, способствуя установлению и поддержанию связей междупроизводителями и потребителями в тех сферах социально-экономическойдеятельности, где возможности рыночных механизмов саморегуляции объективноограничены, а ценовые «сигналы» не отражают реального соотношения между спросоми предложением.
Финансирование государственного заказаосуществляется за счет средств бюджета того уровня, на котором он формируется, ипривлекаемых внебюджетных источников, в том числе средств заинтересованныхчастных (зарубежных) инвесторов. Заказы размещаются и финансируются либо черезмеханизм государственных контрактов, заключаемых между заказчиком и подрядчиком(предприятием, организацией, учреждением), либо путем прямого субсидированияпроизводства определенных видов товаров, работ, услуг (что имеет место главнымобразом при финансировании заказов в сфере науки, образования, здравоохраненияи т.д.).
В последниевремя активно обсуждается вопрос разработки Концепции стратегии региональногоразвития, которая бы учитывала как все многообразие региональных особенностей,так и изменившиеся условия современности, требующих соответствующегореагирования для обеспечения динамичного повышения жизненного уровня населениястраны. В современных условиях региональное развитие, прежде всего, должноориентироваться на усиление интеграционных процессов в стране, на создание условийвзаимовыгодного для субъектов Федерации обмена товарами и услугами, на определениеи активизацию полюсов роста федерального и регионального значения, на поддержаниеи расширение единых систем транспорта, коммуникаций, информационных сетей,банковского обслуживания.
Однако, внастоящее же время зачастую, под региональной политикой понимают совокупностьмер, направленных на решение сиюминутных задач, стоящих перед тем или иным регионом.Каждый субъект РФ при таком подходе стремится выдвинуть собственные приоритеты иполучить соответствующие финансовые и материальные ресурсы.
Не отрицая актуальностьи важность разрешения назревших противоречий, региональная политика должна ориентироваться на фундаментальныеценности историко-культурного характера, при этом должна охватывать длительныйпериод, чередуя этапы по мере их выполнения. Поэтому государственная политикарегионального развития должна включать как тактические задачи, так истратегические цели. Первые — направлены на разрешение острых социальных иэкологических проблем, на оказание помощи депрессивным районам и новым приграничнымтерриториям. На этом этапе должны быть созданы условия для разработки и внедренияэффективного механизма регионального взаимодействия. Вторые — должны способствоватьдостижению общенациональных интересов.
2.3 Возможностивыравнивания региональных диспропорций
Одной изцелей экономической региональной политики является выравнивание диспропорций вразвитии экономики регионов. И, одним из главных направлений решения проблемыдифференциации регионов, является создание институциональной инфраструктуры,поскольку эффективность региональной политики во многом зависит от того, какорганизованы и как функционируют институты, созданные для ее проведения.
Поддержкадепрессивных регионов, в которых производственно-ресурсная база перешла в фазуустойчивого спада, исключающего возникновение новых стимулов развития, основываетсяна таких принципах, как: обоснованность выбора объекта помощи, селективностьполитики государственной поддержки регионов, адресность и локализация помощи,легитимность и контролируемость.
Обоснованностьвыбора объекта помощи базируется на всестороннем анализе социально-экономическойситуации, разработке прогнозных сценариев развития ситуации в регионе, выборенаиболее острых по ситуации объектов. Прогнозные сценарии представляют собойкраткую системную характеристику варианта состояния и развития депрессивнойтерритории, включая и вариант нерегулируемого развития ситуации. С помощьюэтого же инструментария проводятся анализ состояния и диагностика развития депрессивныхситуаций в масштабах локальных территорий. Каждый из сценариев содержитсведения о собственных и привлеченных ресурсах, направлении перемен вформировании депрессивного состояния, механизмах его преодоления. Иными словами,сценарный вариант есть прогнозная характеристика изменения состояния депрессиии требующихся для этого ресурсов, управленческих действий и т.д. Сравнительныйанализ сценарных вариантов должен позволить не только более обоснованно оценитьостроту депрессивной ситуации, но и диагностировать саму возможность санациидепрессивных территорий.
Селективность(избирательность) государственной поддержки регионов связана со множеством регионови предприятий, требующих поддержки, а также с дефицитностью региональногобюджета. Объектами особой приоритетной поддержки в условиях массовых кризисныхситуаций социально-экономического, природно-ресурсного и экологическогохарактера должна стать относительно небольшая группапроизводственно-хозяйственных (предприятия, объединения) и региональных(населенные пункты, ограниченные территории) структур, тех, где ситуацияаномально обострена, а собственных и привлеченных ресурсов для переломанарастающих негативных тенденций недостаточно. В производственно-хозяйственнойсфере к числу таких структур в первую очередь относятся предприятия-банкроты; врегиональных системах таковыми являются депрессивные территории, т.е. пространственно-локальныеобразования, в которых по экономическим, политическим, социальным,экологическим и иным причинам перестают действовать стимулы саморазвития, и, сталобыть, нет оснований рассчитывать на автоматическое разрешение кризисныхситуаций. В то же время в отличие от обанкротившихся предприятий территории каксовокупности социально-экономического, природно-ресурсного, экологического,культурно-исторического потенциалов общества, как неотъемлемые составляющиеединого государства не могут, естественно, обрекаться на ликвидацию, на механическоепрекращение их функций.
Сам фактсуществования депрессивных территорий делает невозможной реализацию в ихпределах конституционных прав, свобод и гарантий, отсюда вытекает безусловнаянеобходимость разработки и использования на федеральном, субфедеральном и местныхуровнях комплекса антидепрессивных мер. Это связано с тем, что рано или поздноточки депрессии становятся центрами политических, социально-экономических,экологических напряжений.
Санацией(оздоровлением) территорий называется система мер по решению проблемыдепрессивности или отсталости того или иного территориального образования. Идеологиясанации депрессивных территорий в переходный период основывается на априорныхпредставлениях о недостаточности ресурсов для общего и относительноравномерного подъема территорий и о предпочтительности концентрации средств в точкахнаибольшей депрессии с предварительным запуском специально разработанныхсистемных механизмов санации. При этом требуют решения задачи обоснованноговыбора таких экстремальных точек и таких системных механизмов. Пути санациидепрессивных регионов сугубо индивидуальны. Так, санация шахтерских поселков послезакрытия шахт не может быть совершенно одинаковой для населенных пунктов,например, в Заполярье и в Ростовской области. При этом не исключается возможностьсуществования идентичных элементов в процессе санации, что позволяетиспользовать некоторые относительно стандартные процедуры. В ряду такихэлементов можно, в частности, назвать новую переквалификацию частитрудоспособного населения; создание организационно-правовых предпосылокактивизации хозяйственной деятельности, организацию самодеятельного илицеленаправленного переселения части жителей на более благоприятные территории ит.д.
Набор,последовательность и целевая ориентация мероприятий по санации в каждомконкретном случае индивидуальны, в силу чего их реализация требует специальноразработанной программы. Определяющим элементом в выборе вариантов санациидепрессивных территорий является ее конечная цель. В качестве такой цели могутвыступать:
- временнаяконсервация депрессивного состояния (средства внешней по отношению к даннойтерритории поддержки препятствуют дальнейшей деструкции, не устраняя, однако,ее причин);
- реструктуризация(трансформация экономического потенциала, социальная разгрузка территории,устранение причин экологических катастроф и т.д.);
- тотальнаясанация, т.е. полный вывод из зоны депрессии промышленных объектов, переселениеиз нее жителей.
До настоящеговремени тотальная санация проводилась исключительно вследствие чрезвычайныхситуаций, но в перспективе она может стать одним из типичных способов решенияпроблемы. Различия вариантов санации обусловлены не только преследуемой приэтом конечной целью, но и содержательной направленностью регулятивных действийпо санации региона, их длительностью и др. Так, санация может ориентироватьсяна содержательные действия по стимулированию, активизации извне экономическогои социального потенциала территории, по снятию ограничений саморазвития и т.д.Тем самым делается попытка устранить основную причину депрессивного состояния:отсутствие стимулов нормальной воспроизводственной деятельности. В данномварианте могут быть использованы приемы установления особых правовых режимовхозяйствования: предоставление налоговых льгот и каникул, условий наибольшегоблагоприятствования, поддержки отдельных его форм (например, фермерских хозяйств)и т.д. Применимы и самые различные способы активизации населения — от созданияновых рабочих мест до изменения форм собственности.
Механизмыпроведения санации депрессивных территорий охватывают действия федеральных,субфедеральных и местных органов власти и хозяйствующих субъектов по решениюпроблем региона. Практически каждое частное действие по санации депрессивныхтерриторий уже сейчас имеет нормативно закрепленный (хотя и не обязательносовершенный) механизм реализации.
Средствами(путями) санации региона являются: действия органов власти по социальной защитенаселения: мероприятия по банкротству предприятий; регулирование миграции;воздействие на чрезвычайные ситуации; государственная поддержка отраслей итерриторий по каналам бюджетов и различных программ; упорядочение отношенийсобственности; регулирование земельных отношений; формирование и использованиебюджетов и налогов; заключение многосторонних соглашений.
Системамеханизмов санации депрессивных территорий в современных кризисных, переходных,нестабильных условиях станет работоспособной только при опоре на совокупностьследующих принципов:
1) целеваяориентация. Ни один механизм не должен быть индифферентным по отношению кпредмету регулирования; в нем необходимо учитывать реалии и неукоснительно обеспечиватьименно конечные результаты санации депрессивных территорий;
2)системность воздействия. Механизмы проведения санации следует конструироватьтак, чтобы они проявлялись во всех аспектах санации одновременно; из нихнадлежит исключать противодействующие и нестыкуемые компоненты;
3)многоуровневая поддержка. Механизмы санации должны быть встроены в политикуфедеральных, субфедеральных и местных органов власти; следует выделять зонысовместных действий и зоны исключительной компетенции;
4)концентрация ресурсов. В механизмах санации необходимо предусматриватьаккумулирование и возможное перераспределение ресурсов, поступающих поразличным каналам;
5)упреждающие действия. Механизмы санации призваны работать с опережением новыхдепрессивных ситуаций; важно не столько гасить ранее возникшие социальные ииные напряжения, сколько заранее создавать организационно-правовые и иныепреграды на пути перерастания депрессивных ситуаций в катастрофические;
6)операциональность. Все предлагаемые меры должны укладываться в действующуюсистему процедур, решений и т.д.;
7)реальность. Все предусмотренные программой санации мероприятия необходимоосуществить; лучше отказаться от эффектного намерения, чем получить хотя быодин неудачный результат, способный ухудшить ситуацию;
8)контролируемость. Все действия следует проводить в режиме, позволяющемпроверить их реализацию и, главное, соответствие полученных результатов целямсанации;
9) гласность.Депрессивные территории, особенно в период их санации, суть зоны аномально высокихсоциальных напряжений; первой гарантией успеха санации нужно считатьобъективное освещение ее целей и процедур, снятие в ходе дискуссий всехвозникающих вопросов, оповещение о каждом (удачном и неудачном) шаге санации,особенно в части использования средств.
Такимобразом, возрождение России, выход ее экономики из кризиса, интеграция вмировое сообщество не представляются возможными без максимального использованияблагоприятных и снижения негативных воздействий территориальных факторов,региональных природно-географических, социально-исторических и геополитическихусловий на социально-экономическое развитие страны.
Цельюрегиональной политики является реализация интересов государства в отношениирегионов и интересов самих регионов методами и способами, учитывающимиспецифику региональных систем.
Регулированиетерриториального развития осуществляется в виде государственной селективнойподдержки отдельных регионов. Эта поддержка как совокупность специальноорганизуемых действий политического, правового, социального, финансового,экономического и иного характера призвана: во-первых, давать стимулы (в томчисле и ресурсные) развитию тех территорий, которые по объективным причинам немогут функционировать в режиме саморазвития; во-вторых, создавать условия длявозникновения и функционирования национально значимых потенциальных «точекроста» (свободных экономических зон, технопарков и т.п.); в-третьих,обеспечивать выполнение отдельными территориями общегосударственных функций(содержание на территории объектов и отраслей федерального значения,финансирование закрытых административно-территориальных образований, содержаниекурортов и т.п.); в-четвертых, формировать и поддерживать специфическиеорганизационно-правовые режимы на территориях особого экономического игеополитического значения (например, Калининградская область, Дальневосточныйрегион).
При этомвозникает сложная задача объективного отбора только тех наиболее нуждающихся вэтой поддержке территорий, на которые можно оправданно потратить государственныересурсы. Однако одно ясно, политика регионального выравнивания должна бытьнаправлена на достижение социально-экономического равновесия между регионамитолько как на долговременную тенденцию. />/>/>
Заключение
Итак, целью настоящей работы было изучение региональной политики вРоссии, в результате сделаны следующие выводы. В современных условиях развитияроссийской экономики отмечается объективно существующий процесс регионализациивсех сторон общественной и экономической жизни страны, что обусловливаетнеобходимость осуществления сильной региональной политики.Нерешенностьпроблем управления территориями обусловила дифференциациюсоциально-экономического развития регионов на фоне роста основных показателейразвития экономики и социальной сферы России. Региональная политика – это правовая,экономическая и социальная деятельность центральных и региональных органовуправления, направленная на решение территориальных и общегосударственныхпроблем. Региональная политика является двухмерной, включающей: федеральнуюрегиональную политику; региональную политику субъектов федерации, федеральныхокругов, муниципальных образований. Основными условиями формированиярегиональной политики, являются: – дозированное сочетание государственного воздействияи рыночного саморегулирования в зависимости от уровня развития регионов,степени их адаптации к рыночным отношениям; – учет специфических особенностей отдельныхрегионов, их места и роли в территориальной организации экономики страны,имеющегося природно-ресурсного потенциала; – разработка целей и задач региональнойполитики, исходя из социальной направленности развития; – преимущественное использование экономическихметодов управления, стимулирующих инициативы региональных организаций по поискунаиболее эффективных направлений развития.
- участиегосударства в наиболее эффективных инвестиционных проектах и размещениефедеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных нуждБольшой шаг в этом направлении был сделанпосредством проекта ФЗ «Об основах государственной региональной политики,порядке ее разработки и реализации».
Список использованнойлитературы
1. ДульщиковЮ.С.Региональная политика и управление / Ю.С. Дульщиков. – М.: Изд-во РАГС, 1998. — 227с.
2. КистановВ.В. Региональная экономика России / В.В. Кистанов. — М.: Изд-во «Финансы истатистика», 2002. – 62 с.
3. ЛавровскийБ.Л. Региональное выравнивание в России / Б.Л. Лавровский // Политическийкласс. — 2006. — №3. — С.53-58.
4. МалинА.С. Региональное управление: учеб. пособие. / А.С. Малин. — М.: Изд. дом ГУВШЭ, 2006. — 268 с.
5. МорозоваТ.Г. Региональная экономика: Учебник для вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина,Г.Б. Поляк и др.; Под ред. Проф. Т.Г. Морозова. – М.: Юнити-ДАНА, 2003. — 519с.
6. ПоздняковА. Политика регионального выравнивания в России / А. Поздняков, Б. Лавровский,В. Масаков // Вопросы экономики. – 2000. – №10. – С. 74-92.
7. Региональнаяэкономика: Учебник / Под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова. — М.: ИНФРА-М,2007. — 666 с.
8. Региональнаяэкономика: Учебное пособие / Под ред. М.В. Степанова. – М.: ИНФРА-М, 2002. –436 с.
9. Селиверстов В.Е. Новая концепциясовершенствования региональной политики в Российской Федерации / В.Е. Селиверстов// Регион: экономика и социология. — 2008. — №4. — С.3-14.
10. Фетисов Г.Г. Региональнаяэкономика и управление: Учебник / Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. — М.: ИНФРА-М,2006. — 416 с.