Реферат по предмету "Психология"


Гуманистическое направление в психологическом консультировании

--PAGE_BREAK--Личностно-центрированная терапия Общее представление
Личностно-центрированная терапия, изначально разработанная в 40-х годах Карлом Роджерсом, представляет собой постоянно развивающийся подход к человеческому росту и изменению. Ее центральная гипотеза заключается в том, что потенциал любого индивида к росту имеет тенденцию к раскрытию в отношениях, в которых тот, кто оказывает помощь, испытывает и выражает подлинность, реальность, заботу, глубокое и точное безоценочное понимание. Она уникальна тем, что, будучи ориентированной на процесс, выводит гипотезы из непосредственных данных терапевтического опыта и из записанных и снятых на пленку бесед. Она неуклонно проверяет все свои гипотезы в соответствующих исследованиях. Она применима в любой сфере приложения человеческих усилий, где целью является психологический рост индивида.

Личностно центрированная теория стремится дать ответ на следующий вопрос: Как индивид может восстановить утерянную связь с порывами самоактуализации и признать их мудрость? В широком понимании, психотерапия — это «высвобождение уже существующей способности в потенциально компетентном индивиде»При наличии определенных условий, тенденция к самоактуализации постепенно приводит индивида к преодолению тех ограничений, которые были интернализированы им как условия ценности. Такими определенными условиями являются терапевтические отношения, точнее то, что воспринимается индивидом как искренность или конгруэнтность, точное эмпатическое понимание и безусловное позитивное отношение.

Эти три условия не являются отдельными состояниями, между которыми сведущий терапевт интуитивно делает выбор. Они взаимозависимы и логически связаны друг с другом.

В первую очередь терапевт должен достичь глубокой и точной эмпатии. Но такая глубокая чувствительность к непосредственному «существованию» другого человека, мельчайшим изменениям в его состоянии требует, чтобы терапевт сначала принял и в некотором смысле оценил другого человека. Иными словами, достаточно глубокая эмпатия не возможна, если нет безусловного позитивного отношения. Однако эти условия, по-видимому, могут стать значимым межличностным событием только тогда, когда они реальны. В ходе терапевтической встречи терапевт должен быть целостным и подлинным. Поэтому мне кажется, что подлинность, или конгруэнтность является самым важным из трех условий.

Подлинность, или конгруэнтность — это базисная способность терапевта читать собственные внутренние переживания и очевидным образом проявлять их в терапевтических отношениях. Это не позволяет ему играть роль или демонстрировать фасад. Его слова согласуются с переживаниями. Он следует за самим собой. Он следует за меняющимся потоком собственных чувств и проявляет себя. В этом он прозрачен. С клиентом он в полной мере пытается быть самим собой.

Концепции подлинности и точного эмпатического понимания тесно связаны друг с другом. Терапевт пытается погрузиться в мир чувств своего клиента, чтобы прочувствовать этот мир в себе. Его понимание исходит из его собственного внутреннего переживания чувств клиента и собственных внутренних процессов осознания. Он активно переживает чувства клиента, а также собственные внутренние реакции на эти чувства. В этом процессе нередко особое значение начинает приобретать осознание терапевтом не выражаемых словами чувств, находящихся на грани осознания клиента.

В основе эмпатии к клиенту лежит лишенная чувства собственности забота, или принятие его индивидуальности, которое называется безусловным позитивным отношением. Такое отношение возникает, в том числе, из веры терапевта во внутреннюю мудрость процессов самоактуализации клиента и убеждения, что клиент обнаружит те ресурсы и направления, которые примет его личностный рост. Забота терапевта конечно же не принимает форму советов или указаний. Терапевт сообщает о ценности индивидуальности клиента иногда прямо, но чаще через безоценочное понимание и искренний отклик.

Подведем итог, позитивное изменение индивида в терапевтических отношениях возрастает, когда клиент воспринимает подлинность, эмпатию и заботу своего терапевта. Направление же личностного изменения — это возрастающее осознание своего внутреннего опыта, способность позволить своим внутренним переживаниям течь и меняться, поведение, которое конгруэнтно внутреннему опыту.
Психотерапия и личностное изменение
Процесс терапии — это вмешательство в несоответствие, или неконгруэнтность, которую сформировал индивид между собственным организмом с его опытом и своей концепцией Я. В терапевтических отношениях он может рискнуть, допустив к осознанию прежде искажавшиеся или отрицавшиеся переживания. В атмосфере безоценочного понимания он может позволять отрицаемым ранее организмическим стремлениям становиться частью его концепции Я. Таким образом, в идеале в процессе терапии индивид меняет свои условия ценности на доверие к мудрости своего развивающегося организма во всей целостности.
Разнообразие концепций Определения конструктов
В личностно-центрированной теории возникали различные систематические конструкты, которые со временем обрели более точное и специфическое значение. Используемые в ней общеупотребительные термины также со временем приобрели специальные оттенки значений.
Актуализирующая тенденция
Актуализирующая тенденция — это врожденная тенденция организма развиваться таким образом, который служит сохранению или укрепляющему развитию организма. Она включает в себя не только тенденцию удовлетворения того, что определил как дефицитарные потребности в воздухе, пище, воде и т.п., но также развитие в направлении дифференциации органов и функций, расширение в смысле роста и увеличение эффективности через использование инструментов, расширение и укрепление через воспроизведение. Это развитие в направлении к автономии от гетерономии, или контроля внешними силами.

Эта базовая актуализирующая тенденция — единственный мотив, постулированный в данной теоретической системе. Организм как единое целое проявляет эту тенденцию. В системе нет никаких гомункулов, никаких других источников энергии или действия. Например, Я — это важный конструкт в нашей теории, но Я ничего не делает. Оно есть лишь выражение общей тенденции организма защищать и усиливать себя.

Такие концепции, как снижение потребности, редукция напряжения и ослабление силы инстиктивного импульса, включены в это понятие. Оно также включает и поиск приятных напряжений, тенденцию к творчеству, стремление научиться ходить и иные самоактуализирующие тенденции.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Тенденция к самоактуализации
Вслед за формированием структуры Я, актуализация также выражается в той части опыта организма, которая символизирована в Я. В той степени, в которой Я и организмический опыт организма конгруэнтны, актуализирующая тенденция остается единой. Если Я и опыт не конгруэнтны, цели организма могут войти в противоречие с подсистемой данного мотива, — с тенденцией актуализации Я.
Опыт
Термин опыт включает в себя все, что происходит в организме в любой данный момент и является потенциально доступным для осознания. В него входят как то, что является сознательным, так и то, что индивид не осознает. Например, в него входят психологические аспекты голода, даже когда индивид настолько захвачен работой или игрой, что совершенно не осознает его; в него входит воздействие зрительных впечатлений, звуков и запахов на организм, даже если они не в фокусе внимания. В него входят влияние воспоминаний и прошлый опыт, настолько, насколько они активны в данный момент в ограничении или расширении смысла, придаваемого различным стимулам. В него также входит все, непосредственно осознаваемое в текущий момент. В него не входят такие события, как разряд нейронов или изменения уровня сахара в крови, потому что они не являются непосредственно доступными осознанию. Таким образом, опыт — это психологическое, а не физиологическое понятие.
Переживать
Переживать для организма значит получать воздействие сенсорных или физиологических событий, происходящих в любой момент.

Часто этот термин используется в словосочетании переживать в осознании (experience in awareness), что означает символизировать в некоторой ясной форме на сознательном уровне вышеупомянутые сенсорные или висцеральные события. Поскольку в символизации существуют различные степени полноты, это выражение используется часто следующим образом: более полно и осознанно переживать. Таким образом, речь идет о продолжении процесса в направлении более полной и точной символизации.
Чувство, переживание чувства
Термин чувство часто используется в работах по личностно-центрированной терапии и теории. Он обозначает эмоционально окрашенный опыт в совокупности с его личным смыслом. Таким образом, он включает в себя как эмоцию, так и когнитивное содержание смысла эмоции в контексте опыта. Он обозначает, в частности, единство эмоции и когниции в их актуальном переживании. Возможно, лучше всего представлять его как краткий отрезок опыта, имеющий для индивида эмоциональную окраску и воспринимаемый смысл.
Осознание, символизация, сознание
Эти три термина считаются синонимами. Таким образом, осознание рассматривается как символическая репрезентация (не обязательно в вербальных символах) какой-то части нашего опыта. Эта репрезентация может иметь разную степень определенности и очевидности, от туманного осознания чего-то, существующего как фон, до острого осознания чего-либо в фокусе, как фигура.
Доступность для осознания
Когда опыт может быть легко символизирован, без защитного отрицания или искажения, он доступен для осознания.
Точная символизация
Символы, составляющие наше осознание, не обязательно совпадают с нашим «реальным» опытом, или с «реальностью». Так, психотик осознает электрические импульсы в своем теле, которые действительно существуют. Представляется важным провести различие между тем, что считается реальным и не является таковым с точки зрения здравого смысла. Но как это можно концептуализировать, если пытаться мыслить строго?

Наиболее адекватный, на наш взгляд, способ разрешить эту проблему придерживаясь мнения, что любое восприятие транзактно по своей природе, — оно есть конструкция на основе нашего прошлого опыта, и гипотеза или прогноз на будущее. Если бы психотику пришлось проверить электрические токи в своем теле, чтобы увидеть, имеют ли они те же характеристики, что и другие электрические токи, он проверял бы гипотезу, имплицитно содержащуюся в его осознании. Следовательно, когда мы говорим о точной символизации, мы имеем в виду, что имплицитно содержащиеся в сознании гипотезы окажутся подтвержденными, если действовать согласно им.
Воспринимать, восприятие
Восприятие — это гипотеза или прогноз действия, которое становится сознательным, когда на организм воздействуют стимулы. Когда мы воспринимаем: «это треугольник», «там дерево», «это моя мать», — мы делаем предсказание о том, что объекты, стимулы которых воспринимаются нами, будучи проверенными, обнаружат свойства, которые мы, по своему прошлому опыту, научились считать характерными признаками треугольников, деревьев, матери.

Таким образом, мы могли мы сказать, что восприятие и осознание являются синонимами, но при этом восприятие — более узкий термин, который обычно используется, когда мы хотим подчеркнуть значимость стимула в этом процессе; а осознание — более широкий термин, охватывающий символизацию и значения, которые возникают как из чисто внутренних стимулов, таких как следы памяти, висцеральные изменения и т. п., так и из внешних стимулов.

Определение восприятия в этом чисто психологическом ключе вовсе не означает, что оно не может быть определено в на физиологическом уровне, — например, как воздействие паттерна лучей света на определенные нервные клетки. Однако для наших целей психологическое определение представляется более плодотворным, и именно оно будет подразумеваться в наших последующих формулировках.
Подпороговое восприятие
Р. Маклири и Р. Лазарус (сформулировали конструкт подпороговое восприятие, чтобы обозначить распознавание без осознания. Они утверждают, что «даже когда субъект не может сообщить о зрительном распознавании, он, тем не менее, способен распознать стимул на более низком уровне, которого недостаточно для сознательного опознания». Таким образом, представляется, что организм может обнаружить стимул и его значение для организма, не используя высшие нервные центры, участвующие в осознании. Согласно нашей теории, эта способность позволяет индивиду определить опыт как угрожающий, не символизируя эту угрозу в сознании.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Переживание себя
Термин переживание себя принадлежит Стэндалу и обозначает выделяемое индивидом событие или целостность в феноменологическом поле, которые человек обозначает словами «сам», «меня» или «я»). В целом переживание себя — это сырой материал, из которого формируется организованная Я-концепция.
Я, концепция Я, структура Я
Эти термины относятся к организованному, непротиворечивому концептуальному гештальту, состоящему из восприятий характеристик «я» или «мое», восприятий отношений между собой и другими, а также с различными аспектами жизни, включая ценности, связанные с этими восприятиями. Это гештальт, доступный для осознания, хотя не обязательно осознаваем. Гештальт — это плавно меняющийся и изменчивый процесс, но тем не менее в каждый данный момент это специфическая целостность, которая, по крайней мере, частично, может быть операционально определена посредством метода Q-сортировки или другими инструментами для измерения. Термин Я или Я-концепция обычно используется в тех случаях, когда мы говорим о видении человеком самого себя, структура Я — когда мы рассматриваем этот гештальт с внешней точки зрения.
Идеальное Я
Идеальное Я (идеал Я) обозначает Я-концепцию, которой индивид больше всего хотел бы обладать, в чем он видит высшую ценность для себя. Во всех других отношениях оно определяется таким же образом, как Я-концепция.
Неконгруэнтность между Я и опытом
Между восприятием собственного Я и актуальным опытом организма часто возникает расхождение. Так, индивид может воспринимать себя как обладающего характеристиками a, b, и c, и испытывающего чувства x, y, и z. Однако точная символизация его опыта будет указывать на характеристики c, d, и e, и чувства v, w, x. Когда существует такое расхождение, имеется неконгруэнтность между Я и опытом. Это состояние напряженности и спутанности, поскольку в какой-то степени поведение индивида будет регулироваться актуализирующей тенденцией, а в какой-то — тенденцией к актуализиции Я, создавая тем самым противоречивые или необъяснимые формы поведения.
Уязвимость
Термин уязвимость относится к состоянию неконгруэнтности между Я и опытом. Он акцентирует потенциал психологической дезорганизации, содержащийся в этом состоянии. Когда существует неконгруэнтность и индивид ее не осознает, он потенциально уязвим для тревоги, угрозы и дезорганизации. Если сознательное восприятие значимого нового опыта приводит к явному расхождению с его представлением о себе, это создает угрозу для индивида, — его Я-концепция оказывается дезорганизованной под влиянием противоречивого и неассимилированного опыта.
Тревога
Феноменологически тревога — это состояние дискомфорта или напряжения, причина которого неизвестна. Если смотреть извне, то тревогу можно определить как состояние, в котором неконгруэнтность между Я-концепцией и опытом индивида приближается к символизации в осознании. Когда опыт очевидно расходится с Я-концепцией, защитный ответ на угрозу становится затрудненным. Тревога — это реакция организма на «подпороговое восприятие», что расхождение может войти в сознание, принуждая к изменению в Я-концепции.
Угроза
Угроза существует, когда переживание сознательно или подсознательно воспринимается как неконгруэнтный структуре Я. Угроза может быть рассмотрена как внешняя сторона явления, который, по внутреннему ощущению, переживается тревогой.
Психологическая дезадаптация
Состояние психологической дезадаптации существует, когда организм либо вовсе не допускает в сознание, либо искажает какие-то значимые переживания. Вследствие этого точная символизация этого опыта не происходит, следовательно он не включается в гештальт Я-структуры, что в свою очередь приводит к неконгруэнтности между Я и опытом.
Защита
Защита — это поведенческая реакция организма на угрозу, цель которого — сохранение нынешней структуры Я. Эта цель достигается путем перцептивного искажения опыта при осознании ради уменьшения неконгруэнтности между опытом и структурой Я или путем отрицания осознания опыта, — тем самым отрицания какой-либо угрозы для Я.
Искажение при осознании, отрицание осознания
Материал, существенно расходящийся с Я-концепцией, не может быть прямо и свободно допущен в сознание. Чтобы объяснить, как это происходит, был разработан конструкт отрицания или искажения. Когда опыт воспринимается на подпороговом уровне как неконгруэнтный структуре Я, организм, по-видимому, реагирует искажением смысла опыта (делая его согласующимся с Я) или отрицанием существования опыта, чтобы уберечь структуру Я от угрозы. Наверное, это наиболее ярко проявляется в те моменты терапии, когда отклик терапевта, верно услышанный и понятый, означал бы, что клиенту необходимо открыто воспринять серьезное несоответствие между его Я-концепцией и опытом. В таком случае клиент может ответить: «Я могу слышать слова, которые вы произносите, и знаю, что мне следует понять их, но я просто не могу воспринять содержащийся в них смысл». То есть, отношения между терапевтом и клиентом слишком хороши, чтобы искажать смысл рационализацией, но в то же время смысл слишком угрожающ, чтобы его принять. Поэтому организм отрицает значение, передаваемое в коммуникации. Такое прямое отрицание опыта встречается намного реже, чем искажение. Так, если Я-концепция включает в себя характеристику «Я плохой студент», то опыт получения высокой оценки легко может быть искажен, чтобы сделать его конгруэнтным Я, например, так: «Этот профессор дурак», «Мне просто повезло» и т. п.
Интенсиональность
Этот термин взят из общей семантики. Если человек реагирует или воспринимает в интенсиональной манере, он склонен рассматривать опыт как абсолютный и безусловный, прибегать к сверхобобщениям, находиться под влиянием какого-то представления или убеждения; ему не удается локализовывать свои реакции в пространстве и времени; он смешивает факт и оценку, опирается скорее на абстракции, чем на проверку реальности. Этот термин покрывает часто используемую концепцию ригидности, но он охватывает более широкий диапазон поведенческих рекций, чем тот, который принято рассматривать как проявления ригидности.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.