Реферат по предмету "Экономика"


Пайщик - социальная основа потребительской кооперации

СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ Кафедра теории кооперации и регионалистики

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Актуальные проблемы

потребительской кооперации»

на тему: «Пайщик — социальная основа потребительской кооперации»


Студентки __________курса

_________________________

_________________________

Руководитель _____________

_________________________

_________________________

Оценка после защиты_______

Состав комиссии

_______ _________________

_______ _________________

_______ _________________


Дата защиты_______________


Новосибирск 2010

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПАЙЩИКИ……………………………………….5

Понятие пайщики, их права и обязанности…………………...5

Причины снижения численности пайщиков…………………10

Роль пайщиков в управлении………………………………...13

ГЛАВА 2. ПАЙЩИК — СОЦИАЛЬНАЯ ОСНОВА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ…………………………………………………………...18

2.1 Экономическое участие пайщиков в деятельности потребительского общества………………………………………….…..18

2.2 Стимулирование пайщиков за участие в деятельности потребительского общества……………………………………………...27

ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ ПАЙЩИКОВ…..29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………..……………………………………37.

ВВЕДЕНИЕ.

За последние годы проделана большая работа по возрождению потребительской кооперации. Создано полномасштабное правовое обеспечение, разработаны концепция и программа развития потребительской кооперации. Ежегодно по инициативе Центросоюза РФ проводятся научно- практические конференции, на которых ученые, руководители и специалисты потребительской кооперации обсуждают конкретные рекомендации по улучшению деятельности кооперативных организаций, по эффективной реализации социальной миссии потребительской кооперации.

Развиваются новые направления деятельности потребительской кооперации, в том числе в сфере услуг, переработке сельскохозяйственной продукции, в оказании социальных услуг.

Исследования показали, что важнейшей проблемой является коренное улучшение работы с пайщиками. В жесткой конкурентной борьбе можно выиграть при условии, если потребительская кооперация будет иметь своего постоянного клиента, который будет предпочитать всем магазинам торговые предприятия потребительской кооперации. Таким постоянным клиентом может и должен стать пайщик, который создал потребительское общество. Но, в свою очередь, этому постоянному клиенту должно быть выгодно покупать, обслуживаться в предприятиях потребительской кооперации.

Любое потребительское общество создается пайщиками и для удовлетворения прежде всего своих потребностей. В Законе РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» об этом сказано: «потребительское общество – добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов».

Это положение конкретизируется в статье 4 (пункт 2): «Потребительское общество создается и действует на основе … взаимопомощи обеспечения пайщикам, участвующим в хозяйственной и иной деятельности потребительского общества, экономической выгоды».

Таким образом, потребительское общество создается на средства пайщиков для удовлетворения их потребностей при обязательной экономической выгоде.

Целью моей курсовой работы является выявление экономической роли пайщика и роли пайщика в управлении. Доказательство того, что пайщик действительно является социальной основой потребительской кооперации.


Г
ЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ПАЙЩИКИ

ПОНЯТИЕ ПАЙЩИКИ, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

Члены потребительского общества называются пайщиками. Пайщики являются социальной основой потребительского общества и системы потребительской кооперации.

Членами потребительского общества (пайщиками) могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, и юридические лица.

В соответствии с Законом «О потребительской кооперации…»

Пайщик – это гражданин (или юридическое лицо), внесший вступительный паевой взносы и принятый в члены потребительского общества.

И граждане, и юридические лица могут стать пайщиками при создании или при вступлении в действующее потребительское общество.

При создании потребительского общества граждане или юридические лица выступают учредителями потребительского общества, т.е. они сами его создают. Потребительское общество считается созданным (приобретает статус юридического лица) с момента его государственной регистрации – включения потребительского общества в государственный реестр организаций Российской Федерации. Только после этого учредители общества (граждане, юридические лица) становятся его пайщиками.

При вступлении в действующее потребительское общество гражданин ( или юридическое лицо), желающий стать пайщиком, подает в совет потребительского общества заявление в письменной форме. В заявлении гражданина должны быть указаны его фамилия, имя, отчество и место жительства. Граждане, не имеющие самостоятельного заработка, получающие государственные пособия или пенсию, сообщают об этом в заявлении.

В заявлении юридического лица должны быть указаны его наименование, место нахождения и банковские реквизиты.

Советы потребительского общества обязан в течение 30 дней рассмотреть поступившее заявление и вынести решение.

Вступающий признается пайщиком с момента вынесения положительного решения советом потребительского общества и уплаты вступительного взноса, а также паевого взноса или его части, установленной уставом потребительского общества.

Лица, принятые в потребительское общество, получают документ, удостоверяющий их членство,- книжку пайщика.

Как при создании потребительского общества, так и при вступлении в действующее потребительское общество пайщик уплачивает два вида взносов: вступительный и паевой.

Вступительный взнос – денежная сумма, направляемая в основном на покрытие расходов, связанных со вступлением в потребительское общество.

Паевой взнос – имущественный взнос пайщика, зачисляемый в паевой фонд потребительского общества. На паевой взнос начисляются дивиденды. Этот взнос дивиденды на него возвращаются пайщику при его выбытии из потребительского общества или передаются наследнику пайщика (в случае смерти последнего).

Однако право участия в общих собраниях потребительского общества и другие права пайщиков по наследству не передаются.

При ликвидации потребительского общества имущество, оставшееся после требований кредиторов, за исключением имущества неделимого фонда потребительского общества, распределяется между пайщиками, если иное не предусмотрено уставом потребительского общества.

Если имущества на покрытие долгов потребительского общества недостаточно, то пайщики несут субсидиарную ответственность по обязательствам своего общества.

Прекращение членства не освобождает гражданина (юридическое лицо) от ответственности по обязательствам потребительского общества за тот хозяйственный год, в котором он состоял пайщиком.

В соответствии с Законом «О потребительской кооперации…»пайщики имеют право быть принятыми на работу в потребительское общество в первоочередном порядке по сравнению с гражданами, не являющимися пайщиками.

По признаку трудового участия в потребительском обществе пайщики делятся на группы:

пайщики, работающие в организациях потребительской кооперации;

пайщики, не работающие в организациях потребительской кооперации.

В соответствии с Законом РФ «О потребительской кооперации…» минимальное число пайщиков-учредителей ограниченно и должно быть не менее пяти граждан или трех юридических лиц. Максимальное количество пайщиков в потребительском обществе неограниченно. В то же время количество рабочих мест ограниченно. Поэтому большинство пайщиков в потребительском обществе – это пайщики, не работающие в организациях потребительской кооперации.

Потребительское общество – членская организация. Члены потребительского общества – пайщики – образуют потребительское общество и составляют социальную основу потребительского общества. Потребительские общества являются членами потребительских союзов, причем коллективными членами, состоящими из пайщиков. Поэтому правомерно утверждать, что пайщики являются социальной основой и потребительских обществ, и потребительских союзов, а значит, и всей системы потребительской кооперации.

Права и обязанности пайщиков по Закону РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ»

Пайщики потребительского общества наделены Законом «О потребительской кооперации…» определенными правами и обязанностями.

Пайщики потребительного общества имеют следующие права:

вступать в потребительское общество и выходить из него на добровольной основе;

участвовать в деятельности потребительского общества, избирать и быть избранным в органы управления и органы контроля, вносить предложения об улучшении деятельности потребительского общества, устранении недостатков в работе его органов;

получать кооперативные выплаты в соответствии с решением общего собрания потребительского общества;

приобретать (получать) преимущественно перед другими гражданами товары и услуги в организациях торговли и бытового обслуживания потребительского общества, осуществлять на основе договоров гарантированный сбыт изделий и продукции личного подсобного хозяйства и промысла через организации потребительского общества;

пользоваться льготами, предусмотренными для пайщиков общим собранием потребительского общества. Эти льготы предоставляются за счет доходов, получаемых от коммерческой деятельности потребительского общества;

сдавать организациям потребительского общества в первоочередном порядке сельскохозяйственную продукцию и сырье для переработки, в том числе на давальческих началах;

быть принятыми в первоочередном порядке на работу в потребительское общество;

получать направления на учебу в образовательные учреждения потребительской кооперации;

пользоваться объектами социального назначения на условиях, определяемых общим собранием потребительского общества;

получать информацию от органов управления и органов контроля потребительского общества об их деятельности;

обращаться к общему собранию потребительского общества с жалобами на неправомерные действия других органов управления и органов контроля потребительского общества, затрагивающие их интересы.

Общее собрание потребительского общества может устанавливать и иные права пайщиков, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Пайщики потребительского общества имеют следующие обязанности:

соблюдать устав потребительского общества, выполнять решения органов управления потребительского общества и потребительского союза;

принимать участие в органах управления и контроля потребительского общества и потребительского союза;

выполнять свои обязательства перед потребительским обществом по участию в его хозяйственной деятельности: по пользованию услугами потребительского общества, поставке сельскохозяйственной продукции потребительскому обществу и др.

нести субсидиарную, материальную ответственность по обязательствам потребительского общества.

Пайщик может быть исключен из потребительского общества решением общего собрания потребительского общества в случае неисполнения им без уважительных причин своих обязанностей перед обществом, установленных Законом РФ «О потребительской кооперации…»или уставом потребительского общества, либо совершения действий, наносящих ущерб обществу.

Права и обязанности пайщиков могут быть представлены более широко в уставах потребительских обществ.

Реализация прав и обязанностей пайщиков способствует укреплению демократии, повышению эффективности социально-экономической деятельности и выполнению социальной миссии потребительской кооперации.

ПРИЧИНЫ СНИЖЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ ПАЙЩИКОВ

В потребительской кооперации России проходят отчетно-выборочные собрания, подводятся итоги, ставятся задачи на перспективу. Текущая компания знаменует определенный рубеж, предусматривающий выборы председателей Советов региональных союзов и представителей потребительских обществ в высший орган управления потребительской кооперации – общее Собрание представителей потребительских обществ России. И на этом рубеже результаты работы системы представляют особый интерес.

Для сравнения возьмем программные показатели деятельности потребсоюзов Россия в 2008 году и фактические показатели 2004 года. Именно в этот пятилетний период были проведены российские научно-практические конференции «круглые столы» «Перспективы развития и духовно-нравственные основы социально-экономической кооперации», «Повышение эффективности социально-экономической деятельности потребительской кооперации на основе улучшения использования кадрового потенциала», «Повышение ответственности руководителей и специалистов кооперативных организаций и учебных заведений за расширение объемов деятельности потребительской кооперации в целях улучшения обслуживания населения, усиления борьбы с бедностью». Разработанные и принятые ими рекомендации должны быть реализованы в практической деятельности и принести ощутимый экономический и социальный эффект.

О чем же говорят цифры?

Численность пайщиков – главная социальная и экономическая база системы – сократилась почти в два раза по сравнению с2004 годом и составила 4762 тыс.чел. Оборот розничной торговли общественного питания увеличился на 65,9% (среднегодовой темп роста – около 13%), объем закупок сельскохозяйственной продукции и сырья – на 51,9%, производства продукции «локомотива» кооперативного хозяйства – на10,7% (за пять лет). Объем платных услуг населению, на ускоренный рост которого так настойчиво нацеливало руководство Центросоюз РФ, остался практически на уровне2004 года. По всем основным видам продукции произошло сокращение объемов производства в натуральном выражении.

При этом почти по всем показателям потребсоюзы восточных регионов демонстрирует боле высокие темпы роста по сравнению с европейскими. Соответственно, и доля их в показателях системы имеет устойчивую тенденцию к росту.

Итак, основные итоги пятилетнего периода: в кооперативном хозяйстве попрежнему доминируют торговля с ежегодными темпами роста на уровне инфляции, постепенно сворачивается производство, сокращается численность пайщиков и работников. Проведенные Центросоюзом РФ мероприятия эффективно повлияли в масштабах страны.

Но, может быть, принятая 134-м общим Собранием Концепция развития потребительской кооперации до 2015 года кардинально изменит ситуацию, задаст опережающее по сравнению с конкурентами темпы роста и выведет систему на новый уровень социально-экономического развития уже к 2012году.

К сожалению, цифры этого не подтверждают. На предстоящий пятилетний период с 200 8 по 2012 годы по основным экономическим показателям заложены те же среднегодовые темпы роста, что и в предшествующей пятилетки. По-прежнему за потребсоюзами восточных регионов сохраняются опережающие темпы роста и увеличение доли по большинству основных показателей социально-экономической деятельности системы.

РОЛЬ ПАЙЩИКОВ В УПРАВЛЕНИИ

Уполномоченный потребительского общества – пайщик, избранный на собрании пайщиков кооперативного участка, наделен полномочиями представлять кооперативный участок и участвовать в общем собрании уполномоченных потребительского общества. Будучи связующим звеном между потребительским обществом и пайщиками, уполномоченный потребительского общества наряду с представительством от имени пайщиков кооперативного участка, участвует в организации работы на кооперативном участке, способствует выполнению целей, задач и функций потребительского общества в рамках этого участка. Уполномоченные общества правомочны возглавлять создаваемые на кооперативных участках комиссии (организационную, просветительскую и д.р.)

В качестве уполномоченных целесообразно избирать инициативных людей, как правило пайщиков, из числа лиц не работающих в потребкооперации, которые могли бы принципиально отстаивать интересы пайщиков участка в высшем органе общества. Как установлено Законом, вопрос этот относится к компетенции общего собрания пайщиков кооперативного участка, которое осуществляет избрание уполномоченных по своему выбору. Норма представительства уполномоченных потребительского общества, а также их права и обязанности определяются уставом потребительского общества. Согласно Закона полномочия уполномоченных оформляются доверенностью, подписанной председателем и секретарем собрания пайщиков кооперативного участка, удостоверенной нотариально или в органах местного самоуправления.

Ставится задача усиление роли пайщиков в работе своего кооператива. Экономическая поддержка пайщиками кооператива состоит в паевых взносах, предоставлении заемных средств, но главное – их участие в реализации товаров в качестве покупателей, создание тем самым кооперативу гарантированного сбыта товаров.

Экономическое участие пайщиков и кооперативные выплаты широко обсуждались на научно-практических конференциях «Потребительская кооперация – социально ориентированная система» (1999г.), «Кооперативная самобытность в новом тысячелетии» (2000г.) и «Самобытность потребительской кооперации: опыт и проблемы управления» (2001г.). Выработаны следующие позиции:

Пайщик – хозяин в потребительском обществе.

Экономическое участие выгодно и кооперативу, и пайщикам, так как кооператив увеличивает объемы деятельности, а пайщики – свои денежные доходы.

Под экономическим участием понимаются покупки в магазинах (под экономическим участием понимаются покупки в магазинах своего кооператива, сдача продуктов сельского хозяйства, промысловой деятельности, индивидуальной трудовой деятельности своему кооперативу, кредитование своего кооператива).

Экономическое участие поощряется кооперативными выплатами. Пайщик имеет право на кооперативные выплаты, которые предусмотрены Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах ) в Российской Федерации».

Организационная работа с пайщиками – самая актуальная сфера деятельности, призванная формировать у пайщиков кооперативную идеологию, новое мышление хозяина потребительского общества путем разъяснения кооперативных принципов и ценностей, прав и обязанностей пайщиков. Для успешной организации работы созданы все условия:

В соответствии с Законом увеличилось представительство пайщиков в Советах всех условий;

Центросоюзом РФ издан сборник документов включающий положение о пайщике, уполномоченном, кооперативном участке, рекомендации по проведению собраний:

В потребительской обществах и союзах восстановлена должность специалиста-организатора кооперативно-массовой работы;

Улучшилась информированность пайщиков через газету «Российская кооперация», журнал «Деловой вестник», кооперативные издания потребсоюзов;

Активизировать деятельность кооперативных комитетов и комиссий в связи с проводимыми Центросоюзом РФ конкурсами на лучший кооперативный участок;

Обозначены функции кооперативных участков, выработана организационная стратегия работы кооперативных магазинов с населением как центров кооперативных участков;

Выработаны рекомендации по проведению собраний пайщиков (представителей) и уполномоченных пайщиков.

Конференции «Кооперативная самобытность в новом тысячелетии (2000г.) И «Самобытность потребительской кооперации: опыт и проблемы управления» (2001г.) приняли ряд рекомендаций, совокупность которых можно рассматривать как программу действий кооперативных организаций в XXI веке по усилению роли пайщиков в управлении, контроле и повышении эффективности экономического участия в деятельности кооператива. Ее основные положения:

Воспитать у пайщика чувство хозяина, формировать новое мышление, кооперативную идеологию и культуру, разъяснять их права и обязанности, кооперативные принципы и ценности;

Укреплять демократические основы потребительской кооперации, направлять усилия советов потребительских обществ и союзов на повышение активности пайщиков, защиту их прав и интересов, строго соблюдать требования Закона о том, чтобы в советах более 50 процентов составляли пайщики, не связанные трудовыми отношениями с потребительской кооперацией, а численность членов Совета составляла не менее 13-15 человек, последовательно увеличивать в составе представителей потребительских обществ и союзов число рядовых пайщиков;

Повсеместно восстанавливать службы организационно-кооперативной работы, укреплять их квалифицированными специалистами за счет штатных и внештатных работников;

Активизировать работу по кооперированию населения, шире привлекать в кооперацию молодежь. Создавать кооперативы в школах и учебных заведениях потребительской кооперации. Совместно с местными органами образования организовывать изучение курса «Основы кооперации» в сельских школах;

Совершенствовать формы кооперативных выплат и льгот, информировать пайщиков о реальном вкладе потребительского общества в повышение их материального благосостояния;

Проявлять заботу о многодетных семьях, инвалидах, пенсионерах, больных, других остро нуждающихся пайщиков, оказывать им моральную и материальную поддержку, в том числе в обработке приусадебных участков, сбыте выращенной продукции, доставке топлива, стройматериалов, предоставлять возможность покупать товары по льготным ценам;

Оказывать пайщикам и работникам кооперативных организаций санитарно-курортные, медицинские и образовательные услуги за счет средств социального страхования, шире практиковать обучение детей кооператоров в кооперативных учебных заведениях за счет фонда подготовки кадров;

Шире информировать (используя все доступные средства: собрания, печать, радио, телевидения и др.) пайщиков, население, органы государственной власти и местного самоуправления о социальной защите пайщиков, льготах сельскому населению, благотворительности.

Концепция предусматривает активизацию работы в следующих направлениях:

Организация и проведение собраний на кооперативных участках и потребительских обществах по-новому;

Информировать пайщиков об экономической и социальной деятельности кооперативов;

Разукрупнение кооперативных участков и их оформление;

Разработка плана социального развития кооператива и контроль за его реализацией;

Кооперативное образование и обучение кооперативного актива;

Организация в школах изучение курса «Основы кооперации»

Учет экономического вклада пайщиков в хозяйственно-финансовую деятельность;

Предоставление льгот и кооперативных выплат;

Индивидуальная работа с пайщиками.

На кооперативных участках и в потребительских обществах предстоит отработать порядок и регламент проведения собраний таким образом, чтобы в их подготовке принимали участие пайщики. На собраниях должны обсуждаться наиболее насущные проблемы села и перспективы повышения благосостояния населения с помощью потребительской кооперации.

Повестка дня должна отражать наиболее актуальные вопросы:

Занятость, организация новых рабочих мест; помощь подсобным сельским хозяйствам пайщиков; организация сбыта продукции сельских подворий; оказание помощи неимущим; снабжение малой техникой, кормами, молодняком, семенным и посадочным материалом; новые виды производств и направлений деятельности (сельский туризм, торговля медикаментами, препаратами для лечения животных); культурно-массовая и спортивная работа; благотворительность, информированность; возможность обучения детей пайщиков; просветительное кооперативное образование.

Претворение в жизнь рекомендаций конференции, концепции позволит потребительской кооперации укрепить репутацию социально ориентированной системы, сохранить свою самобытность.

ГЛАВА 2. ПАЙЩИК – СОЦИАЛЬНАЯ ОСНОВА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ

КООПЕРАЦИИ

2.1. Экономическое участие пайщиков в деятельности потребительского общества

Объявленная цель потребительского общества Российской Федерации – удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков. В практической деятельности потребительских обществ это означает, что должен обеспечиваться приоритет экономических интересов пайщиков по сравнению с работниками.

В настоящее время реальные экономические отношения между потребительскими обществами и пайщиками, потребительскими обществами и работниками, между пайщиками и работниками не вполне соответствуют требованиям закона и принципам международного кооперативного движения, в том числе и в вопросе об экономическом участии пайщиков.

Экономическое участие пайщиков – это вклад и демократический контроль капитала своего кооператива, а также личный вклад в объемные показатели хозяйственной деятельности своего кооператива.

Потребительские кооперативы во всем мире выживают в конкурентной борьбе прежде всего потому, что они имеют возможность гарантированного сбыта товаров своим постоянным покупателям – пайщикам. Чем больше пайщиков, тем конкурентоспособнее организация, шире ее сегмент на рынке потребительских товаров. Увеличение численности пайщиков – безальтернативная экономическая необходимость для всех организаций потребительской кооперации.

Во многих организациях наблюдается обратная тенденция – сокращение числа пайщиков. Это гибельно для любого кооператива.

Другая негативная тенденция характеризует структуру пайщиков: соотношение в их числе работающих и не работающих в системе. Удельный вес неработающих пайщиков сокращается. В отдельных кооперативах не работающих в системе пайщиков не осталось, что означает перерождение потребительских кооперативов в производственные. И это серьезная угроза для потребительской кооперации в целом.

Потребительский кооператив отличается от производственного.

Потребительский кооператив – некоммерческая социально-ориентированная организация пайщиков, объединившихся как потребители для обеспечения нормальных условий сбыта своей продукции, торговли товарами высокого качества по справедливым ценам.

Производственный кооператив – коммерческая организация работников, объединившихся для совместной трудовой деятельности с целью получения от нее материальных выгод.

Таким образом, потребительское общество – это кооператив пайщиков, который должен функционировать в их интересах, а производственный кооператив работников, представляющий материальные выгоды своим членам- работникам.

Производственный кооператив как коммерческая организация не может рассчитывать на режим благоприятствования в налоговом законодательстве. Преимущества, которые сейчас извлекают работники-пайщики, временные. Кооперативы без не работающих пайщиков теряют покупателей, их экономическую поддержку, имидж социально-ориентированной системы (а следовательно, помощь органов местного самоуправления), собственность, а в конечном итоге – рабочие места персонала.

Только наличие пайщиков, кроме работников системы, сохранит за потребительской кооперацией статус некоммерческой организации, которая может претендовать на федеральные и местные льготы, в том числе и в налогообложении. Как только потребительское общество лишается неработающих пайщиков, так сразу превращается в кооператив работников, то есть производственный кооператив, статус которого – коммерческая организация со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Если социальной базой кооперации выступают не работающие в системе пайщики, то это автоматически снимает все претензии Антимонопольного комитета, так как в этом случае налицо отношения не между субъектами рынка, а между потребительским обществом и его пайщикам, и расширяя сегмент рынка, мы расширяем сегмент рынка пайщиков – членов своего кооператива, а эти отношения не попадают под антимонопольное законодательство.

С нарастанием конкуренции выживает только тот субъект рынка, который имеет своего покупателя. Исходное преимущество потребительской кооперации состоит в том, что она изначально имеет своего покупателя в лице пайщика. Необходимо поддержать пайщиков и как производителей, а следовательно, сдатчиков сельскохозяйственных продуктов, сырья, заготовителей дикорастущих, и как продавцов этой продукции своему кооперативу. Задача потребительского кооператива по сравнению с другими субъектами рынка, которым еще надо найти своего покупателя, проста. Достаточно сохранить своего покупателя и своего сдатчика продукции- пайщика, сделать все чтобы он остался своим покупателем и сдатчиком своей продукции.

Центральная проблема – разработать механизм экономического участия пайщиков, то есть систему мер и условий, при реализации которых пайщики, во-первых, станут покупателями преимущественно магазинов кооператива, во-вторых, будут заинтересованы сдать продукцию индивидуальной деятельности, сельскохозяйственную продукцию и дикорастущие только своему кооперативу, в третьих, свободные денежные средства вложат в хозяйственно-финансовую деятельность этой организации. Основная ошибка теории и практики кооперативного движения России состоит в том, что под экономическим участием зачастую понимается паевой взнос. После деноминации рубля, а следовательно, стоимостного выражения паевых взносов в 1998 г., такое неверное, однобокое толкование экономического участия привело е политике освобождения от пайщиков, чьи паевые взносы превратились в копейки. Вторая сторона ошибочных решений – резкое увеличение размера паевого взноса, что также способствовало уменьшению количества пайщиков. И это существенно подорвало социальную базу кооперации.

Экономическое участие пайщиков требует рассмотрения многих проблем. Таких как: виды экономического участия, размер паевого взноса, формирование паевого капитала (паевого фонда), компенсация на паевой капитал, распределение прибыли, отношения собственности, бонус (периодический возврат части стоимости купленных товаров), пользование ресурсами кооператива в личных целях, объем ответственности и компетенция, участие в управлении, эффективность деятельности потребительского общества и другие.

Из факторов, обеспечивающих эффективность экономического участия пайщиков, в большинстве кооперативов отсутствуют основные:

личная мотивация членов;

совпадение целей пайщиков и кооператива;

четкий порядок учета экономического участия, а следовательно, кооперативных выплат;

масштаб участия, обеспечивающих достижение целей потребительского общества.

В механизме эффективного экономического участия пайщиков главное – форма, размер, четкая регламентация кооперативных выплат при любых результатах деятельности.

Экономическое участие пайщиков должно материально поощряться. Такое поощрение означает кооперативные выплаты. Для кооперативных выплат необходимо знать конкретное участие каждого пайщика, выраженное в стоимости покупок, сданной продукции, сумме денежного вклада.

Кооперативные выплаты предусмотрены Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», уставами потребительских кооперативов. Изучение деятельности различных организаций показывает, что практика кооперативных выплат в организациях системы не отобрана, в большинстве из них недопонимают значение кооперативных выплат. Наиболее крупные недостатки в технологии кооперативных выплат следующие:

не увязываются с экономическим участием пайщиков;

не планируются, осуществляются стихийно;

размер экономически не обосновывается;

не определяется целесообразность тех или иных форм;

пайщики не информируются о предполагаемых и фактических кооперативных выплатах;

в учете и отчетности не выделяются кооперативные выплаты как результат социальной деятельности кооператива и экономического участия пайщиков;

не рекламируется предоставление льгот пайщикам, в том числе форм кооперативных выплат.

По нашей концепции, кооперативные выплаты должны планироваться одновременно с планированием товарооборота. Для этого следует определить долю пайщиков во всем товарообороте и сумму товарооборота пайщиков на планируемый период. Закон позволяет до 20% от этой суммы – максимальный размер кооперативных выплат.

Рекомендуется минимальную границу устанавливать в размере 1% от доходов. Планируемая сумма кооперативных выплат находится в интервале, соответствующем 1- 20 процентам от предполагаемых доходов. На первом этапе реализации концепции кооперативных выплат следует ограничиться 1% от доходов. С повышением эффективности хозяйственно- финансовой деятельности этот процент может увеличиваться по решению собрания пайщиков.

Выбор кооперативных выплат зависит от состояния хозяйственно-финансовой деятельности организации.

Участие пайщиков в деятельности потребительского общества в основном связанно с экономической деятельностью общества.

Основными формами экономического участия пайщиков являются:

покупка товаров и услуг в предприятиях потребительского общества;

внесение паевых взносов и вкладов в потребительское общество;

поставка сельскохозяйственной и другой продукции в потребительское общество;

труд в потребительском обществе.

Пайщики могут принимать и другое участие в хозяйственных операциях потребительского общества.

Механизм взаимодействия экономических интересов пайщиков и потребительского общества осуществляется на основе баланса интересов.

Интересы пайщиков как членов потребительского общества заключаются в следующем:

покупке в предприятиях потребительского общества качественных товаров и услуг на более выгодных условиях;

получении дополнительных доходов от экономического участия в деятельности потребительского общества;

сбыте потребительскому обществу сельскохозяйственной и другой продукции, произведенной в хозяйствах пайщиков-товаропроизводителей;

предоставлении потребительским обществам рабочих мест и заработной платы в размере, обеспечивающем пайщикам достойную жизнь;

социальной защите (в ней заинтересованы как пайщики-работники, так и пайщики, не работающих в потребительском обществе).

Потребительское общество, стремясь выполнить социальную миссию, заинтересовано в том, чтобы пайщики активно участвовали в экономической деятельности потребительского общества:

покупали товары и услуги в предприятиях потребительского общества;

вносили паевые взносы и вклады для пополнения денежных средств общества;

поставляли (сдавали) потребительскому обществу сельскохояйственную и другую продукцию.

Потребительское общество также заинтересовано в том, чтобы работающие пайщики были квалифицированными работниками и добросовестно трудились в хозяйственных предприятиях – торговых, заготовительных, производственных, по оказанию услуг населению и др.

Таким образом, экономическое участие пайщиков и экономическая деятельность потребительского общества осуществляются с учетом взаимных интересов.

Взаимоотношения, обеспечивающие баланс экономических интересов между пайщиками и их потребительскими обществами, регулируются законодательством и органами самоуправления потребительских обществ.

Повышение экономического участия пайщиков в значительной степени зависит от условий, созданных государственными органами и организациями потребительской кооперации для установления взаимовыгодных экономических отношений между пайщиками и потребительскими обществами.

Потребительское общество заинтересовано в активном участии пайщиков, так как это участие способствует более эффективной работе потребительского общества и получению дохода от хозяйственной деятельности.

По экономическому участию всех пайщиков можно разделить на пайщиков-вкладчиков, пайщиков-покупателей, пайщиков-поставщиков, пайщиков-работников.

Все пайщики принимают участие в формировании собственного имущества потребительского общества путем внесения имущественных паевых взносов (паев), поэтому каждый пайщик вправе ожидать получения дохода на внесенный пай (дивиденд).

Пайщики-вкладчики. Пайщики вносят денежные вклады в потребительское общество, т.е. предоставляют ему кредиты. Такие пайщики являются пайщиками-вкладчиками. Они получают доход, установленный в процентах к сумме вклада. Значит, внесение вклада приносит пайщику дополнительный доход.

Потребительское общество имеет от пайщика-вкладчика выгоду в том, что в виде пая и вклада получает денежные средства, которые использует в хозяйственном обороте. В связи с этим потребительское общество привлекает меньше заемных средств от банков и коммерческих структур.

Пайщики-покупатели. Пайщики проживают на той же территории, на которой расположены хозяйственные предприятия потребительского общества (магазины, столовые и др.). Поэтому пайщики являются покупателями товаров и услуг у потребительского общества. Это выгодно пайщикам. Им не нужно выезжать за покупкой товаров в другие населенные пункты. Кроме того, торговые предприятия и предприятия услуг потребительского общества стараются обеспечить пайщиков нужными товарами и услугами по доступной цене и хорошего качества.

Значит, покупка товаров в потребительском обществе обеспечивает удовлетворение материальных потребностей пайщиков в товарах и услугах на более выгодных для них условиях.

Для потребительского общества покупка пайщиками товаров и услуг означает реализацию товаров, т.е. пайщики обеспечивают своему кооперативу гарантированный сбыт товаров и услуг для потребтельского общества.

Увеличение объемов продажи товаров и услуг обеспечивает потребительскому обществу получение дохода.

Пайщики-поставщики. Многие пайщики ведут личное подсобное хозяйство. Для таких пайщиков-товаропроизводителей в рыночных условиях важно сбыть выращенную сельскохозяйственную продукцию и получить доход.

Потребительское общество закупает сельскохозяйственную продукцию у пайщиков. В этом случае пайщики-товаропроизводители являются поставщиками сельскохозяйственной продукции, которую потребительское общество направляет в магазины, увеличивая ассортимент товаров; в производственные предприятия для изготовления пищевой продукции – консервантов, колбасных изделий, соков и др. Закупка сельскохозяйственной продукции у пайщиков-поставщиков выгодна потребительскому обществу. Пайщики- это местные поставщики, и при доставке сельскохозяйственной продукции обеспечивается значительная экономия транспортных расходов. Кроме того, потребительское общество может договориться с пайщиком о более приемлемых условиях расчета за купленную продукцию, приобрести более качественную сельскохозяйственную продукцию разнообразного ассортимента.

Развитие народных промыслов значительно расширяет ассортимент продукции, закупаемой у членов потребительских обществ.

Пайщики-работники реализуют в потребительском обществе право на труд. Добросовестный, эффективный труд пайщиков приносит доход потребительскому обществу.

Потребительское общество предоставляет пайщикам рабочие места и использует их труд для осуществления социально-экономической деятельности. За труд пайщикам-работникам потребительское общество выплачивает заработную плату, которая является основным материальным доходом пайщика-работника.

Следует отметить, что, увеличивая рабочие места, организации потребительской кооперации способствуют сокращению безработицы, что имеет особое социальное значение для сельских территорий.

Обоснование преимуществ экономического участия пайщиков в деятельности потребительского общества показывает, что экономические отношения между пайщиками-вкладчиками, пайщиками-покупателями, пайщиками-поставщиками, пайщиками-работниками, с одной стороны, и потребительскими обществами с другой стороны, осуществляются на основе взаимных интересов.

2.2. Стимулирование пайщиков за участие в деятельности потребительского общества

Пайщики должны активно участвовать в работе органов управления и контроля потребительского общества. Это является обязанностью их как членов потребительского общества.

Пайщики как совместные владельцы потребительского общества участвуют в принятии управленческих решений и контролируют финансовую и хозяйственную деятельность общества. Поскольку эта работа осуществляется на общественных началах, то она нуждается в материальном стимулировании.

Для стимулирования пайщиков, активно участвующих в органах управления и контроля, в потребительских обществах создается фонд стимулирования пайщиков потребительского общества.

Средства фонда стимулирования пайщиков используются на поощрение членов потребительских обществ, не являющихся работниками потребительской кооперации, а так же членов советов, членов ревизионных комиссий, комиссий кооперативного контроля, уполномоченных потребительских обществ и других пайщиков, активно участвующих в органах управления и контроля.

Эффективная социально-экономическая деятельность потребительского общества обеспечивается трудом работников аппарата управления (руководителей, специалистов) и работников массовых профессий.

В настоящее время работниками потребительской кооперации в основном являются пайщики.

Стимулирование труда пайщиков-работников в основных отраслях хозяйственной деятельности потребительского общества осуществляется путем увеличения заработной платы, поощрений и дополнительных выплат за эффективный труд. В каждом потребительском обществе разрабатываются положения по стимулированию работников административно-управленческого аппарата и работников торговых, заготовительных, производственных и других предприятий.

Стимулирование пайщиков за активное участие в органах управления и контроля и за эффективный труд способствует: во-первых, повышению активности пайщиков в управлении и развитию демократии в потребительских обществах и их союзах; во-вторых, повышению производительности и качества труда работников потребительских обществ; в-третьих, совершенствованию социально-экономической деятельности потребительских обществ.

ГЛАВА 3
. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ ПАЙЩИКОВ

Численность пайщиков постоянно снижается. Тревогу вызывает то, что темпы сокращения пайщиков нарастают. При таких темпах, даже если они не будут возрастать, через 8-9 лет в потребительской кооперации не останется ни одного пайщика, и она переродится в другую организационно-правовую форму. Нужны срочные меры по стабилизации численности пайщиков и привлечению в потребительскую кооперацию новых членов, а это можно сделать только на основе экономической заинтересованности населения.

С этой целью можно рекомендовать систему социально-экономических мер. Главным, наиболее эффективным является более высокое качество обслуживания и более высокое качество обслуживания и более низкие цены на все товары и услуги. Но даже если цены в магазинах потребительской кооперации будут выше чем у конкурентов, то кооперативные выплаты должны быть заметно больше, чем проигрыш пайщиков при покупках дорогих товаров. Расчеты в этом случае весьма простые: цены в кооперативных магазинах на товары повседневного спроса выше, например на 10%, кооперативные должны составлять 12-15% от суммы, затраченной пайщиком на покупку товаров.

Наряду с этим для привлечения пайщиков следует использовать и такой рычаг, как кооперативные выплаты, обращая внимание не только на совершенствование форм выплат и техники расчетов, а на сумму, которую реально повышает пайщик. Но для увеличения кооперативных выплат требуется вести всю деятельность эффективно, получать прибыль, а не убытки, помня, что эти убытки возмещают по закону не работники, допустившие убытки, а пайщики, не виновные в плохой работе наемных работников.

В качестве льгот могут рассматриваться и долговременные договорные отношения пайщиков с потребительским обществом по закупкам продукции по стабильным, возможно, более высоким ценам, чем при закупках у прочего населения. При приеме на работу, заказам надомникам, преимущество также должно быть у пайщиков.

Вторая проблема заключается в отношениях между пайщиками, которые являются работниками потребительской кооперации и пайщиками не работающими в кооперативных организациях.

Если потребительское общество создают только его работники, то это общество является производственным кооперативом, а не потребительским, действует на основе другого законодательства и не пользуется льготами потребительской кооперации.

Законодательством предусмотрена дополнительная защита прав пайщиков, не являющихся работниками потребительской кооперации. В составе совета потребительского общества, который является органом управления потребительского общества, и представляет интересы пайщиков потребительского общества, защищает их права, не менее 50% членов должны быть пайщики — не работники.

Однако в практической деятельности существует явный перекос в сторону пайщиков-работников. Они регулярно участвуют в проводимых конференциях, семинарах, их награждают грамотами, знаками, выдают премии. Из них формируется большая часть уполномоченных, представителей, которые в дальнейшем избирают все вышестоящие органы управления кооперацией.

В намечаемых на будущее всероссийских, региональных и территориальных научно-практических конференциях следовало бы предусмотреть вопросы активизации работы с пайщиками как фундаменте и социальной базе потребительской кооперации. Особое внимание следовало бы уделить пайщикам – не работникам системы, так как они составляют преобладающее большинство в общей численности пайщиков.

Внимания, как правило, лишены пайщики — не работники системы. Сегодня нет информации о демографической, социальной, экономической структуре пайщиков, об их индивидуальном вкладе или участии (экономическом, общественном, социальном) в хозяйственной деятельности, в реализации социальной миссии.

Активизируя работу с пайщиками – не работниками, повышая их экономическую, социальную и моральную заинтересованность в членстве в потребительском сообществе можно и нужно расширить социальную базу для привлечения в пайщики некооперированного населения.

К числу первоочередных задач по усилению внимания к пайщикам – не работникам следовало бы отнести:

1. Учреждение нагрудных знаков:

«Почетный пайщик потребительской кооперации России»;

«За активное участие в работе потребительской кооперации России»;

За возрождение духовности и благотворительность».

Знаки могут быть различного достоинства в зависимости от стажа членства в потребительском обществе и реального вклада в развитие кооперативного движения в масштабе России, региона, области, края, республики, района, потребительского общества.

2. Перерегистрацию пайщиков и затем их всероссийская перепись по формам, позволяющим иметь их полную экономическую, социальную и демографическую характеристику. Для автоматизации учета пайщиков, их общественной активности и экономического участия в жизни кооператива, включая кооперативные выплаты, заемные средства, учеными СибУПК разработаны и прошли практическую апробацию программы для персональных компьютеров, которые могут использоваться всеми потребительскими обществами.

3. Привлечение пайщиков – не работников к проводимым Центросоюзом РФ, потребительскими обществами и их союзами мероприятиям. Планировать работу по повышению их активности, материальной и моральной заинтересованности в развитии и улучшении деятельности потребительского общества.

4. Информирование некооперированного населения о преимуществах пайщиков, распространение кооперативной идеологии, культуры среди всего населения, содействие созданию различных рекламных материалов о деятельности потребительского общества, потребительской кооперации в целом, о новых видах и направлениях деятельности, возможностях создания новых кооперативов, поддержке местных промыслов, умельцев, индивидуальных мастеров, возрождение забытых производств.

5. Полноценное представление пайщиков – не работников во всех органах управления потребительской кооперацией. Среди представителей (уполномоченных) всех уровней не менее 50% должны быть пайщики — не работники.

Собрания пайщиков, их уполномоченных и представителей всех уровней следует считать правомочными, если в их составе не менее 50% присутствующих уполномоченных (представителей) являются пайщиками – не работниками. Справедливее было бы их пропорциональное участие в представительных органах управления в соответствии с численностью этой категории пайщиков.

При всей неоднозначности поставленных вопросов они, на наш взгляд, заслуживают внимания и должны стать предметом обсуждения на разных уровнях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подробно изучив тему «Пайщик — Социальная основа потребительской кооперации». Можно сказать, что пайщики действительно являются социальной основой потребительского общества и системы потребительской кооперации.

Объявленная цель потребительского общества Российской Федерации – удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков. В практической деятельности потребительских обществ это означает, что должен обеспечиваться приоритет экономических интересов пайщиков по сравнению с работниками.

В настоящее время реальные экономические отношения между потребительскими обществами и пайщиками, потребительскими обществами и работниками, между пайщиками и работниками не вполне соответствуют требованиям закона и принципам международного кооперативного движения, в том числе и в вопросе об экономическом участии пайщиков.

Экономическое участие пайщиков требует рассмотрения многих проблем. Таких как: виды экономического участия, размер паевого взноса, формирование паевого капитала (паевого фонда), компенсация на паевой капитал, распределение прибыли, отношения собственности, бонус (периодический возврат части стоимости купленных товаров), пользование ресурсами кооператива в личных целях, объем ответственности и компетенция, участие в управлении, эффективность деятельности потребительского общества и другие.

Центральная проблема – разработать механизм экономического участия пайщиков, то есть систему мер и условий, при реализации которых пайщики, во-первых, станут покупателями преимущественно магазинов кооператива, во-вторых, будут заинтересованы сдать продукцию индивидуальной деятельности, сельскохозяйственную продукцию и дикорастущие только своему кооперативу, в-третьих, свободные денежные средства вложат в хозяйственно-финансовую деятельность этой организации.

Потребительское общество, стремясь выполнить социальную миссию, заинтересовано в том, чтобы пайщики активно участвовали в экономической деятельности потребительского общества:

покупали товары и услуги в предприятиях потребительского общества;

вносили паевые взносы и вклады для пополнения денежных средств общества;

поставляли (сдавали) потребительскому обществу сельскохояйственную и другую продукцию.

Потребительское общество также заинтересовано в том, чтобы работающие пайщики были квалифицированными работниками и добросовестно трудились в хозяйственных предприятиях – торговых, заготовительных, производственных, по оказанию услуг населению и др.

Таким образом, экономическое участие пайщиков и экономическая деятельность потребительского общества осуществляются с учетом взаимных интересов.

Пайщики как совместные владельцы потребительского общества участвуют в принятии управленческих решений и контролируют финансовую и хозяйственную деятельность общества. Поскольку эта работа осуществляется на общественных началах, то она нуждается в материальном стимулировании.

Стимулирование труда пайщиков-работников в основных отраслях хозяйственной деятельности потребительского общества осуществляется путем увеличения заработной платы, поощрений и дополнительных выплат за эффективный труд. В каждом потребительском обществе разрабатываются положения по стимулированию работников административно-управленческого аппарата и работников торговых, заготовительных, производственных и других предприятий.

Численность пайщиков постоянно снижается. Тревогу вызывает то, что темпы сокращения пайщиков нарастают. При таких темпах, даже если они не будут возрастать, через 8-9 лет в потребительской кооперации не останется ни одного пайщика, и она переродится в другую организационно-правовую форму. Нужны срочные меры по стабилизации численности пайщиков и привлечению в потребительскую кооперацию новых членов, а это можно сделать только на основе экономической заинтересованности населения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Конституция Российской Федерации. Прин. Всенародным голосованием 12.12.1993

Закон Российской Федерации от 11.07.1997 №97 – ФЗ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (ред. от 21.03.2002 №31- ФЗ).

Комментарий к закону Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

Бернвальд А.Р. Пайщик – фундамент и социальная база потребительской кооперации// Вестник «Центросоюз Российской Федерации».-2004-№2.-С 10

Статистические сведения на 2008-2012 гг., представленные Центросоюзом РФ на 134-м общем Собрании представителей потребительских обществ России (без учета численности пайщиков Тюменского, Красноярского и Новосибирского потребсоюзов, объемов деятельности Тюменьского и Красноярского потребсоюзов); статистические данные за 2004 г. без учета численности пайщиков и объемов деятельности Новосибирского потребсоюза.// Сравнительная характеристика основных показателей социально-экономической деятельности потребсоюзов России за 2004-2008гг. и по программе на 2008-2012гг.// Сибирская кооперация.-№5(41).

Наговицина Л.П. //Концепция развития ПК до 2010г.С 22

Сипко Л.А. Наговицина Л.П.// Актуальные проблемы ПК.-С 44

Сипко Л.А.// Основа Совершенствования зкономических отношений ПК: в условиях формирования рыночной экономики на селе. С 44.

Теплова Л.Е.// Основы потребительской кооперации.-2005г. С 83


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Индивидуальные предприниматель применение системы уплаты единого налога
Реферат Организация проведения налогового контроля по производству и реализации спиртосодержащей этиловой, алкогольной продукции и этилового спирта
Реферат Праведники А П Чехова Дон-Кихот или Гамлет
Реферат Публий Вергилий Марон и его Энеида
Реферат Экономика, население, природные ресурсы и промышленность Китая
Реферат Новый подход к методам химической очистки призабойной зоны ствола скважины при заканчивании открытым стволом
Реферат Стылёвыя асаблівасці лірычнай прозы Ул Караткевіча
Реферат Dave Barry
Реферат Электробезопасность на производстве
Реферат Новый естественный спутник Земли
Реферат Любовь и мораль
Реферат Рыночная система хозяйствования
Реферат Япония. Курсовая
Реферат Пути улучшения учета затрат и анализ использования грузового автотранспорта
Реферат Wayne Gretzky Essay Research Paper Wayne Gretzky