Реферат по предмету "Государство и право"


Правовое положение общественных объединений в Республике Беларусь

Тема6
ПРАВОВОЕПОЛОЖЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Вопросытемы:
1. Государственно-правовое регулирование организации идеятельности общественных объединений
2. Формы общественных объединений, их права и обязанности
3. Формы участия общественных объединений в управлениистраной

Литература:
1.        Конституция РеспубликиБеларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканскихреферендумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. — 48 с.
2. Об общественных объединениях: Закон Респ. Беларусь, 4 окт. 1994 г., № 3254-XII: В ред. Законов Респ. Беларусь от 31.01.1995 г., от 29.11.1999 г., от 22.06.2001 г., 26.06.2003 г., от 19 июля 2005 г. //Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]/ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006.
3. О некоторых мерах по упорядочению деятельностиполитических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений:Декрет Президента Респ. Беларусь, 26 января 1999г., № 2: В ред ДекретовПрезидента Респ. Беларусь от 13.07.1999 г., от 18.04.2001 г., от 27.03.2002 г.,от 04.04.2002 г., от 11.11.2002 г., от 11.09.2003 г., от 14.12.2005 г.//Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]/ООО«ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006. 
4.Об утверждении нормативных правовых актов повопросам оформления и рассмотрения документов, связанных с государственнойрегистрацией политических партий, профессиональных союзов, иных общественныхобъединений, их союзов (ассоциаций), а также государственной регистрацией иисключением из журнала государственной регистрации, постановкой на учет иснятием с учета их организационных структур: Постановление Министерства юстицииРесп. Беларусь, 30 августа 2005г., № 48 //Консультант Плюс: Беларусь.Технология 3000 [Электронный ресурс]/ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовойинформ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006.
5.Кодавбович В.А. Конституционное право:Учеб.-метод. комплекс  /В.А. Кодавбович, О.В. Сидоренко. – Минск.: Изд-во МИУ,2003. – 268 с.
6.Конституционный статус общественныхорганизаций в СССР. //Отв.ред. А.И. Щиглик. – М., 1983.

1. Государственно-правовоерегулирование организации и деятельности общественных объединений
Согласно ч. 1 ст. 36 Конституции “каждыйимеет право на свободу объединений”. Право на объединение является одним изосновных прав человека, позволяющих ему активно участвовать в управлении деламиобщества и государства.
Формирование правового государства вРеспублике Беларусь невозможно без функционирования самостоятельного инезависимого от государства гражданского общества, составным элементом которогоявляются общественные объединения./> /> /> /> /> /> /> /> />

В нашей стране действуют разнообразныевиды общественных объединений. К их числу относятся: 1) политические партии; 2)профессиональные союзы; 3) религиозные организации; 4) организации, созданныеорганами государственного управления; 5) органы территориального общественногосамоуправления; 6) адвокатура и др., организация и деятельность которыхрегулируется отдельными законами.
Порядок организации и деятельностиобщественных объединений регулирует Закон Республики Беларусь от 4 октября 1994г. № 3254-XII “Об общественных объединениях”. Согласно части 1 ст.1 настоящего Закона под общественным объединением понимаетсядобровольное объединение граждан, которое они образовали на основе общностиинтересов для совместной реализации гражданских, социальных и культурных прав.
/>Все общественные объединения ставят перед собойдостижение следующих целей: реализация и защита гражданских,экономических, социальных и культурных прав и свобод; развитие активности исамодеятельности граждан, привлечение их участия к управлению государственнымии общественными делами; удовлетворение профессиональных и любительскихинтересов; охрана здоровья населения; участие в благотворительной деятельности;патриотическое воспитание и т.д.
Следует отметить, что правовоерегулирование государством порядка организации и деятельности общественныхобъединений имеет свои пределы. Значительная часть вопросов регулируетсянормами самих общественных объединений.
Общественные объединения создаются идействуют на основе принципов законности, добровольности, самостоятельности игласности.
Общественные объединения создаются поинициативе граждан, достигших возраста 18 лет, за исключением молодежных идетских общественных объединений, которые могут создаваться гражданами,достигшими возраста 16 лет (часть1 ст. 8 Закона).
Следует отметить, что правовоерегулирование государством порядка организации и деятельности общественныхобъединений имеет свои пределы. Значительная часть вопросов регулируетсянормами самих общественных объединений.
/> /> /> /> /> /> /> /> />

Общественные объединения создаются поинициативе граждан Республики Беларусь, достигших возраста 18 лет, заисключением молодежных и детских общественных объединений, которые могутсоздаваться гражданами, достигшими возраста 16 лет.
Молодежным признается общественноеобъединение граждан в возрасте граждандо тридцати одного года (не менее двух третей от общего числа членов), котороевыражает их специфические интересы и уставная деятельность которого направленана обеспечение социального становления и всестороннего развития молодежи.
Детским признается общественноеобъединение граждан в возрасте довосемнадцати лет (не менее двух третей от общего числа членов), котороевыражает их специфические интересы и уставная деятельность которого направленана обеспечение социального становления и всестороннего развития детей. (части 2и 3 ст. 8 Закона)
На территории Беларуси могут создаваться идействовать международные, республиканские и местные общественные объединения.
Международным признается общественное объединение,деятельность которого распространяется на территорию Республики (одной илинескольких административно-территориальных единиц) и территорию одного илинескольких иностранных государств и которое имеет там организационныеструктуры.
Республиканским признается общественное объединение,деятельность которого распространяется на территорию всей Республики Беларусь.
Местным признается общественное объединение,деятельность которого распространяется на территорию одной или несколькихадминистративно-территориальных единиц.
Для создания международного общественногообъединения необходимо не менее 10 учредителей (членов) от Республики Беларусьи не менее чем по 3 учредителя (члена) от одного или нескольких иностранныхгосударств, а также наличие на территории этих государств организационныхструктур этого общественного объединения (абзац 1 часть 4 ст. 8 Закона);
для республиканского – не менее чем по 10учредителей (членов) от большинства областей Республики Беларусь, а также отгорода Минска (абзац 2 часть 4 ст. 8 Закона);
для местного – не менее 10 учредителей(членов) в большинстве административно-территориальных единиц территории, накоторую будет распространяться деятельность объединения (абзац 3 часть 4 ст. 8Закона).
Членами общественных объединений могутбыть граждане, достигшие возраста 16 лет, а в случаях, предусмотренных уставом,и моложе, но имеющие письменное разрешение своих законных представителей.Юридические лица не могут быть членами общественных объединений.
Иностранные граждане и лица безгражданства могут вступать в действующие общественные объединения, если этопредусмотрено их уставами.
Общественные объединения имеютфиксированное членство.
Порядок государственной регистрацииобщественных объединений аналогичен порядку регистрации политических партий.Международные и республиканские общественные объединения регистрируются вМинистерстве юстиции Республики Беларусь, а местные – в управлениях юстицииоблисполкомов и Минского горисполкома на основании заключения Республиканскойкомиссии по регистрации (перерегистрации) общественных объединений.Организационные структуры общественного объединения, наделенные правамиюридического лица, подлежат государственной регистрации, а не наделенныеправами юридического лица – постановке на учет, которое осуществляется по местунахождения их юридического адреса, соответственно управлениями юстицииоблисполкомов, Мингорисполкома, районными, городскими исполнительными ираспорядительными органами.
Решение Министерства юстиции РеспубликиБеларусь об отказе в государственной регистрации общественного объединенияможет быть обжаловано в Верховный Суд Республики Беларусь, решения управленийюстиции облисполкомов и Мингорисполкома – соответственно в областные и Минскийгородской суды.
Зарегистрированному общественномуобъединению, союзу выдаются свидетельства о государственной регистрации и ихсимволики и один экземпляр устава, на котором делается отметка огосударственной регистрации.
Министерством юстиции Республики Беларусьведется Государственный реестр общественных объединений, союзов, управлениямиюстиции облисполкомов и Мингорисполкома – реестры местных общественныхобъединений, союзов.
 
2. Формы общественныхобъединений, их права и обязанности
В Республике Беларусь отсутствуетспециальное законодательство, регулирующее организационно-правовые формысоздания и деятельности общественных объединений.
Общественные объединения являютсянекоммерческими организациями.
В силу пункта 3 ст. 46 ГК РеспубликиБеларусь “Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могутсоздаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозныхорганизаций (объединений), финансируемых собственником учреждений,благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренныхзаконодательством”. Согласно абзацу 1 пункта 1 ст. 117 ГК Республики Беларусьобщественными и религиозными организациями (объединениями) признаютсядобровольные объединения граждан, в установленном законодательством порядкеобъединившихся на основании общности их интересов для удовлетворения духовныхили иных нематериальных потребностей. В соответствии с абзацем 1 пункта 1 ст.118 ГК Республики Беларусь фондомпризнается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицамина основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные,благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезныецели. В силу абзаца 1 пункта 1 ст. 120 ГК Республики Беларусь учреждениемпризнается организация, созданная собственником для осуществленияуправленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характераи финансируемая им полностью или частично.
Таким образом, в соответствии с законом“Об общественных объединениях” граждане Республики Беларусь имеют правосоздавать их только в одной организационно-правовой форме – общественногообъединения.
Практика России более многообразна. ВРоссийской Федерации общественные объединения в соответствии с законом могутсоздаваться, в зависимости от целей деятельности, в 5 различныхорганизационно-правовых формах. К ним относятся: общественная организация;общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; органобщественной самодеятельности.
Общественная организация – организационно-правовая форма общественногообъединения, основанная на жестком членстве для защиты общих интересов идостижения уставных целей объединившихся граждан.
Общественное движение – организационно-правовая форма общественногообъединения, не основанная на жестком членстве, преследующая социальные,политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые его участниками.
Общественный фонд - организационно-правовая форма общественногообъединения, предназначенная для аккумулирования имущества на основедобровольных взносов, иных поступлений и использование его наобщественно-полезные цели.
Общественное учреждение – организационно-правовая форма общественногообъединения, предназначенная для оказания бесплатной помощи населению.
Орган общественной самодеятельности – организационно-правовая форма общественногообъединения, созданная гражданами по месту работы, учебы, жительства, основнойцелью которого является совместное решение социальных проблем.
Общественные объединения имеют правообъединяться в союзы и ассоциации.
Общественные объединения имеют право:осуществлять деятельность, направленную на достижение уставных целей;беспрепятственно получать и распространять информацию, имеющую отношение к ихдеятельности; пользоваться государственными средствами массовой информации впорядке, установленном законодательством; учреждать собственные средствамассовой информации и осуществлять издательскую деятельность в порядке,установленном законодательством; защищать права и законные интересы своихчленов в государственных органах и иных организациях; участвовать в подготовкеи проведении выборов в порядке, установленном законодательством; поддерживатьсвязи с другими общественными объединениями, союзами; создавать союзы (часть 1ст. 20 Закона).
Общественное объединение можетосуществлять в установленном порядке предпринимательскую деятельность, но лишьпостольку, поскольку она необходима для достижения их уставных целей. Такаядеятельность может осуществляться только посредством образования коммерческихорганизаций.
Государственный контроль и надзор задеятельностью общественных объединений осуществляют органы прокуратуры,должностные лица регистрирующих органов и налоговые органы. Иное вмешательствов деятельность общественных объединений запрещается.
За нарушение Конституции, Закона обобщественных объединениях, иных актов законодательства, а также требованийустава к общественным объединениям могут быть применены следующие мерыответственности: письменное предупреждение; приостановление деятельности;ликвидация общественного объединения.
Письменное предупреждение выноситсярегистрирующим органом.
Общественное объединение в соответствии сост. 29 Закона Республики Беларусь “Об общественных объединениях” ликвидируетсяпо решению суда в случаях: совершения объединением действий, направленных на насильственноеизменение конституционного строя либо пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды; нарушения общественным объединением законодательства и (или) их учредительных документов в течение одногогода после вынесения письменного предупреждения; если при государственной регистрацииобщественного объединения со стороны их учредителей были допущены нарушенияЗакона об общественных объединениях и (или) иных актов законодательства,носящие неустранимый характер; если численность и состав общественногообъединения не соответствует требованиям, предъявляемым к количественномусоставу учредителей; неустранения нарушений, послуживших основанием дляприостановления деятельности общественного объединения, в срок, установленныйрешением суда.
Общественное объединение может бытьликвидировано по решению суда за однократное нарушение законодательства омассовых мероприятиях в случаях, прямо предусмотренных законодательными актами,а также за нарушение общественным объединением установленных законодательствомтребований, предъявляемых к использованию иностранной безвозмездной помощи.
3.Формы участияобщественных объединений в управлении страной
Большая роль принадлежит общественнымобъединениям социально-экономического и социально-культурного характера вуправлении страной. Общественные объединения имеют некоммерческий характер –они не ставят перед собой цель извлечение прибыли. С другой стороны,политический характер их участия в общественной жизни также не является ихосновной целью.
Общественным объединениям обеспечиваетсявозможность участия в выработке решений органов государственной власти иорганов местного самоуправления и управления, выступать с инициативой. Так,например, в соответствии со ст. 6 Закона Республики Беларусь “О государственнойподдержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь”“республиканские органы государственного управления, местные исполнительные ираспорядительные органы при разработке мер государственной поддержки молодежныхи детских объединений учитывают их предложения.
Молодежные и детские объединения имеютправо в установленном порядке:
готовить Президенту Республики Беларусь иСовету Министров Республики Беларусь доклады о положении детей и молодежи, порешению соответствующих органов участвовать в обсуждении докладов республиканскихорганов государственного управления, местных исполнительных и распорядительныхорганов по указанным вопросам, а также вносить предложения по реализациигосударственной молодежной политики;
вносить субъектам права законодательнойинициативы предложения о внесении изменений и дополнений в актызаконодательства, затрагивающие интересы детей и молодежи;
участвовать в подготовке и обсуждениипроектов республиканских и местных программ в области государственноймолодежной политики.
По решению соответствующих государственныхорганов представители молодежных и детских объединений могут участвовать взаседаниях республиканских органов государственного управления, местныхисполнительных и распорядительных органов при принятии решений по вопросам,затрагивающим интересы детей и молодежи”.
Согласно абзацу 6 части 1 ст. 20 Закона обобщественных объединениях они имеют право представлять и защищать права изаконные интересы своих членов в государственных, хозяйственных и общественныхорганах и организациях.
Общественные объединениясоциально-экономической направленности создают в политической системе страныальтернативные государству структуры. Эти объединения разрабатывают собственныепрограммы социально-экономического развития государства, экономики, выступаютза реформу налогообложения, предлагают новые формы управления экономикой. Всвоей деятельности они активно взаимодействуют с государственными структурами.
В соответствии с частью 3 статьи 13Избирательного кодекса Республики Беларусь общественные объединения имеют правопри проведении выборов, референдума, отзыва депутата, члена Совета Республикивыдвигать своих членов в качестве наблюдателей. Согласно ст. 35 Избирательногокодекса общественные объединения вправе из своих членов выдвигать всоответствующую территориальную, окружную, участковую комиссию по одномупредставителю. В соответствии с частью 1 ст. 38 Избирательного кодексаобщественные объединения и их должностные лица обязаны содействовать комиссиямв осуществлении ими своих полномочий, предоставлять необходимые для их работысведения и материалы.
Общественным объединениям предоставляетсяправо свободного и всестороннего обсуждения предвыборных программ кандидатов вПрезиденты Республики Беларусь, в депутаты, их политических, деловых и личныхкачеств, проведения агитации за или против кандидата на собраниях, митингах, всредствах массовой информации, а также во время встреч с избирателями (часть 1ст. 45 Избирательного кодекса).
Им же предоставляется правобеспрепятственной агитации за предложение по проведению референдума, противпредложения по проведению референдума, против решения, вынесенного нареферендум ( часть 4 ст. 45 Избирательного кодекса).
Общественные объединения вправе вносить вовнебюджетные фонды средства для проведения выборов и референдумов. В порядке,установленном Советом Министров Республики Беларусь, общественные объединенияпредоставляют в распоряжение комиссий необходимые для подготовки и проведениявыборов, референдума, голосования об отзыве депутата, члена Совета Республикипомещения, оборудование, средства связи и транспортные средства, оказывают инуюматериальную помощь (части 1, 3, 6, 8 ст. 48 Избирательного кодекса).
Общественные объединения являютсянеобходимыми элементами социальной политики государства. Они являются еепроводниками, помогают государственным органам ее реализации на практике.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.