Реферат по предмету "Экономика"


Оценка эффективности программно-целевого метода службы занятости населения

Министерствонауки и образования РФ
ГОУВПО «Магнитогорский государственный университет»
Социальныйфакультет
Кафедратеории и методики социальной работы
Оценкаэффективности программно-целевого метода
службызанятости населения
Курсоваяработа
Магнитогорск,2011г.

ВВЕДЕНИЕ
Внастоящее время общепризнанным является мнение, что программно-целевой методслужит важнейшим инструментом осуществления государственной социальной иэкономической политики развития страны и ее отдельных регионов наряду сметодами прогнозирования и индикативного планирования. Целевые программыпредставляют собой увязанные по ресурсам, исполнителям и срокам осуществлениякомплексы научно-исследовательских, опытно-конструкторских,организационно-хозяйственных и иных мероприятий, обеспечивающих эффективноерешение конкретных задач в области государственно-федеративного строительства,научно-технического, экономического, инвестиционного,социально-демографического, внешнеэкономического, культурного, экологического ирегионального развития Российской Федерации.
Ихважнейшей особенностью является определение, исходя из народнохозяйственнойзначимости, экономической и социальной целесообразности состава приоритетныхнаправлений развития и очередности их реализации с учетом возможностейфинансирования программных мероприятий на федеральном, региональном или местномуровнях. Практика показывает, что целевые программы могут быть эффективноиспользованы для управления социальными и экономическими процессами в регионах.Программно-целевой метод позволяет реализовать настоятельную потребность восуществлении интеграционных процессов в экономике, обусловленную, с однойстороны, возрастанием сложности, комплексности проблем экономического развития,требующих для своего решения эффективных межотраслевых, межведомственных,межрегиональных взаимодействий, и, с другой — высокой степенью отраслевой итерриториальной дифференциации развития производительных сил, дополняемой вусловиях перехода к рыночной экономике многообразием форм собственности.
Вотечественной экономической теории программно-целевое управление нередкорассматривалось только как метод планирования. Однако основное впрограммно-целевом подходе – это органическое единство четко структурированнойсодержательной части программы с формированием и использованием организационногои финансового механизмов ее реализации, контролем реализации (последнееявляется одновременно и элементом активно функционирующей обратной связи).
Такимобразом, объектом исследования является деятельность службы занятости населения.Предметом исследования выступает использование программно-целевого метода вдеятельности службы занятости населения.
Цельюисследования выступает изучение сущности использования программно-целевогометода в деятельности службы занятости населения.
Длядостижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
— изучить сущность программно-целевого метода;
— определить роль целевых программ в регулировании сферы занятости населения;
— рассмотреть целевые программы Челябинской области в сфере занятости населения;
— провести эмпирическое исследование.
Гипотеза:решение проблемы занятости населения будет более эффективным, если:
1) службазанятости населения будет строить свою деятельность в соответствии сдействующими целевыми программами;
2) службазанятости будет осуществлять меры по информированию населения о реализациицелевых программ.
Вкачестве методов исследования будут использованы следующие: анализ научнойлитературы, обобщение опыта, анкетирование, наблюдение.
Вструктуру работы входят: введение, две главы, выводы по главам, заключение,список литературы и приложение.
ГЛАВАI. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДУЕМОЙПРОБЛЕМЫ
1.1Понятие и сущность программно-целевого метода
Федеральныецелевые программы — это ориентир деятельности службы занятости населения. Онипредставляют собой основополагающие документы, конкретно устанавливающие, кто,что, когда, где и каким образом должен делать на федеральном и на региональномуровне, и направленные на решение конкретных крупных проблем (2, с. 20).
Вбазисных понятиях программно-целевого управления, получивших широкоераспространение в отечественной и мировой практике и в то же время трактуемыхнеоднозначно, а то и по-разному, либо вообще лишенных четких дефиниций,ключевыми терминами являются весьма общие категории «программа» и «цель»,представляющие не только экономико-управленческие, но и социологические,философские категории.
Программа(от греч. programma — публичное объявление, предписание, распоряжение) в самомобщем смысле слова означает совокупность намеченных, подлежащих последовательномувыполнению действий, операций, процедур, связанных общностью решаемой проблемы,задачи, а также информации об этих действиях. Подобное определение может бытьотнесено не только к программам осуществления комплекса мер по решению возникшейпроблемы, но и к таким специфическим программам, как учебные, компьютерные идаже театральные, телевизионные, программы радиопередач, содержащие сведения осценических действиях, времени их проведения, исполнителях (4, с. 14).
Цель,как универсальное понятие, означает мысленно представляемый, ожидаемый,намеченный результат направленных действий. В то же время цель есть мотивосуществления деятельности и средство интеграции отдельных действий,составляющих деятельность, в единую целостную систему.
Соединение,синтез понятий «программа» и «цель» образует в своем единстве категорию«программно-целевая деятельность» с модификациями «программно-целевые методы»,«программно-целевое управление», «целевые программы». Сочетание слов«программность» и «целенаправленность» позволяет выделить круг программныхдействий, обладающих направленностью, в совокупность четко целеориентированныхмер. Такие меры образуют целенаправленный программно-целевой комплекс, вкотором цель деятельности выходит на первый план, становится, с одной стороны,главным ориентиром, а с другой — связующим звеном всей системы действий (17, с.45).
Такимобразом, программно-целевая деятельность представляет систему намечаемых,подлежащих осуществлению мер, действий, проведение которых призвано обеспечитьдостижение единой, заранее поставленной цели. Определенная подобным образомпрограммно-целевая деятельность имеет формы, получившие название«программно-целевое планирование», «программно-целевое управление»,«социально-экономическое программирование». Все формы, виды деятельности,охватывающие планирование, прогнозирование, организацию, координацию напрограммно-целевой основе, используют общую методологию, называемуюпрограммно-целевым подходом, или программно-целевым методом. Такая методологиянаиболее характерна для процессов выработки и реализации управленческихрешений, связанных с задачами проблемного характера, возникающими в разныхобластях жизни, экономики, производства, обмена, потребления.
Вшироком смысле слова программно-целевой метод есть способ решения крупных исложных проблем посредством выработки и проведения системы программных мер, ориентированныхна цели, достижение которых обеспечивает решение возникших проблем.Естественно, что в подобном кратком определении, отражающем главные чертыпрограммно-целевого метода, не воплощается все многообразие характеризующих егопризнаков. К тому же при непосредственном применении программно-целевого методак конкретным проблемам, объектам, процессам проявляются его специфическиеособенности, обусловленные природой предметов и объектов и характером проблем,на решение которых ориентированы программные мероприятия (22, с. 40).
Чтобыполучить полное представление о программно-целевом методе решениясоциально-экономических проблем разного уровня и масштаба, более обстоятельно рассмотримосновные его черты и признаки. Программно-целевой метод чаще всего используетсяпри наличии проблемных ситуаций, не находящих своего решения, и инерционногорежима функционирования и развития программируемой системы. Иначе говоря,программно-целевой способ должен быть использован, если проблема не устраняетсяв процессе естественного функционирования системы, а, наоборот, имеет тенденциюк обострению. Вследствие этого необходимо принять специальные программные меры,сконцентрировать усилия, мобилизовать ресурсы в интересах решения проблемы втечение определенного срока. Как следует из этих положений, программно-целевойметод относится к категории проблемно ориентированных, тесно связанных срешением насущных, масштабных, долговременных проблем.
Программно-целевойметод подразумевает изначальную формулировку, постановку целей, на достижениекоторых ориентировано проведение мер, действий, предусматриваемых программой.Система целей программы должна быть определена на основании, с одной стороны,характера решаемой проблемы, а с другой — ресурсных возможностей ее решения сучетом ограничений, накладываемых наличием ряда проблем и общей узостью ресурсногопотенциала. Постановка целей должна осуществляться в непосредственной увязке снамеченными сроками выхода на заданный целевой уровень (25, с. 73).
Целеполаганиеи целеобоснование как органичная составная часть и определяющий признакпрограммно-целевого метода призваны ориентировать программные мероприятия нацели, лежащие в основе программы. Кроме того, генеральная цель и всясовокупность целей программы действий по решению проблемы призваны бытьсвязующим звеном, объединяющим эти действия в целереализуемую систему.Методология программно-целевого планирования и управления предусматриваетобоснование целей с точки зрения их достижимости во времени и согласованности сресурсными возможностями.
Применениепрограммно-целевого метода исходит из необходимости придания как можно болеевысокого уровня конкретности, количественной определенности постановкепрограммных целей. В то же время программно-целевой метод допускает постановкуцелей в качественной формулировке, не обладающих четким числовым выражением, нодостаточно ясных, чтобы представлять собой целевые ориентиры, по которым можно устанавливатьтребуемую направленность программных действий (30, с. 179).
Программно-целевойметод характерен еще и тем, что предусматривает постановку целей не только ввиде главного целевого ориентира единственной цели. Этому методу свойственнорассмотрение совокупности целей и целевых задач, образующих многоуровневую,иерархически построенную целевую систему, охватывающую все целевые элементы,достижение которых требуется для решения программной проблемы, рассматриваемойво всех ее аспектах, с учетом разных сторон.
Сердцевинупрограммно-целевого метода представляет переход от совокупности системноорганизованных целей и задач решения проблемы к системе программных действий,мероприятий по достижению целей, решению целевых задач, ведущему к ослаблениюили снятию проблемы (29, с. 120).
Впостроении программы целереализующих действий посредством выполнения наборапроцедур, формирующих их состав и позволяющих убедиться, что намеченныедействия приводят к достижению поставленных целей, и состоит суть программно-целевогометода. При этом возникает необходимость обеспечить согласованность постановкипрограммных целей и формируемых программных мер по их достижению в течениеустановленного времени при заданных ресурсных возможностях и ограничениях.
Подобнаясогласованность достигается благодаря тому, что программно-целевой методопирается на использование логической схемы формирования программ, выражаемойформулой: «цели программы — пути достижения программных целей — средства,необходимые для практической реализации путей». Вкратце главная формулаприменения программно-целевого метода звучит как «цели — пути — средства» иотражает основной методологический принцип, согласно которому программные целинадлежит воплощать в систему мероприятий, путей и способов их реализации, обеспеченных,в свою очередь, требуемыми для этого средствами, ресурсами.
Изтеоретических исследований и многолетнего отечественного и зарубежного опытаследует, что программы служат наиболее удачной формой реализациипрограммно-целевого подхода в управлении объектами и процессамисоциально-экономической природы, самым универсальным инструментомпрограммно-целевого управления и планирования.
Понятие«целевая программа», ранее использовавшееся под названием «целевая комплекснаяпрограмма», является основной, исходной категорией программно-целевогопланирования и управления, поэтому его трактовке уделяется много внимания внаучной, учебной литературе по вопросам программно-целевого планирования иуправления и в официальных нормативных правовых документах, регулирующихпроцессы разработки и реализации целевых программ.
Всамом общем виде целевая программа представляет собой совокупность намеченных кпланомерному проведению, согласованных по содержанию, скоординированных впространстве и во времени, обеспеченных ресурсами разнохарактерных мероприятий(действий), направленных на решение насущной проблемы, которое не может бытьобеспечено без концентрации усилий и средств для достижения поставленной цели.В этом несколько пространном определении подчеркиваются следующие признаки,свойства целевых программ:
— программность, характеризуемая наличием плана проведения комплексавзаимосвязанных, согласованных программных действий;
— целеориентированность, выражаемая направленностью программных мер на достижениецели в виде решения единой, общей проблемы;
— комплексность в виде сочетания разнообразных мер, обеспечивающих решениепрограммной проблемы;
— ресурсообеспеченность, отражающая подкрепление программных действий ресурсами внеобходимом количестве, концентрацию ресурсов в рамках программы;
— результативность (эффективность), проявляющаяся в том, что успешное решениепрограммной проблемы не может быть достигнуто другими, непрограммнымиспособами, без проведения программных мер и сосредоточения ресурсов.
Попризнаку временной протяженности (длительности действия) целевые программыпринято разделять на следующие три группы:
— долгосрочные (продолжительность свыше 5 лет);
— среднесрочные (продолжительность от 3 до 5 лет);
— краткосрочные (продолжительность до 3 лет).
Такоеразделение комплексных программ не имеет принципиального значения с точкизрения методов и организации их разработки, структуры и системы показателей. Вопределенной степени протяженность программы во времени и отнесение ее по этомупризнаку к одной из указанных групп все же оказывают влияние на методикуразработки целевых программ. Естественно, что фактор неопределенностизатрудняет детальную разработку долгосрочных программ, тогда как краткосрочныепрограммы доводятся до конкретных мероприятий и показателей с использованиемдостаточно отработанных, надежных методов.
1.2Использование целевых программ в деятельности службы занятости населения
Длякаждого данного общества человеческий труд является первичным необходимымусловием его существования. К сожалению, в реальной социально-экономическойситуации общество оказалось не в состоянии предоставить человеку возможностьполноценной реализации его способностей к труду.
Проблемаобеспечения занятости населения в нашем регионе является достаточно острой.Занятость населения, по большому счету, всегда носила и продолжает носитьдовольно сложный характер. Изначально не рациональное территориальноеразмещение производительных сил повлекло за собой в условияхмакроэкономического кризиса усугубление социальной обстановки в местностях,испытывающих пресыщенный спрос на рабочую силу (20, с. 45).
Стоитотметить, что чем более гибкой становится экономика, тем более обычным явлениемстановится ликвидация рабочих мест или даже целых предприятий и отраслей.Безусловно, также, что экономический рост является главной гарантией отпродолжительной массовой безработицы. В то же время, без кардинальных усилий постабилизации положения на рынке труда безработица и неполная занятость могутоказаться тем непреодолимым препятствием, которое еще долго будет сдерживатьразвитие российской экономики.
Впоследнее время в научной литературе приобрели актуальность исследования ролигосударства в обеспечении занятости населения. Многие специалисты склоняются кмнению о необходимости государственного регулирования рынка труда, в том числеплановыми, программно-целевыми методами.
Проблемыразвития занятости населения в России остаются в современных условияхпо-прежнему наименее изученными как в теоретико-методологическом, так ипрактическом ключе. В рамках данной проблемы особую актуальность приобретаетрассмотрение вопросов разработки планово-программных методов в управлениипроцессами занятости. От своевременных активных позиций на рынках труда вомногом зависит эффективная занятость населения в целом, снижение уровняоткрытой и в особенности — скрытой — безработицы, нормализация региональноговоспроизводственного цикла населения и рабочей силы (24, с. 22).
Программно-целевойметод, разработанный российскими и американскими учеными в 60-х годах,реализуется в следующих основных понятиях: проблема — цель — целереализующиекомплексы с системой распределения ресурсов — система мероприятий (решений).
Внастоящее время, региональные программы являются инструментом, обеспечивающимскоординированное развитие разных подсистем. Эффект от реализации целевыхпрограмм может быть оценен в трех плоскостях. Во-первых, такие программы могутбыть полезны на индивидуальном уровне, возвращая конкретного безработного кзанятости или через поддержку его контакта с рынком труда.
Однакоиндивидуальная польза может касаться ограниченного круга лиц, не оказываясущественного воздействия на рынок труда или рабочую силу в целом. Поэтомуважно, во-вторых, обеспечить реализацию программ, эффект от которых сказывалсябы на рабочей силе в целом. Вместе с тем, такой эффект может достигаться разнойценой. Программы способны иметь равный результат по отношению к безработным илиих группам, однако расходы на них могут различаться существенно. По этойпричине, и это в-третьих, любые действия должны быть оправданы с точки зренияобщественных затрат на них.
Практикапоказывает, что целевые программы могут быть эффективно использованы дляуправления социально-экономическим процессами в регионах. Данный методпредоставляет возможность достижения целей, предусматривающих коренные сдвиги вразвитии экономики и социальной сферы, переход к новым состояниям экономическихсистем, которые не могут быть достигнуты в процессе реализации частных целейразвития каких-либо отдельных производственных, инфраструктурных или иныхэлементов хозяйственных региональных систем (18, с. 41).
Всовременных условиях и в перспективе отчетливо проявляются проблемные ситуациив занятости, связанные, например, с угрозой массового высвобождения занятогонаселения, с сокращением свободных рабочих мест, накоплением скрытойбезработицы, ростом занятости в теневом секторе, увеличением уровня неиспользуемыхпроизводственных площадей, высоким уровнем безработицы срединеконкурентоспособных групп населения, нарастанием уровня непродуктивнойзанятости и другими факторами.
Внастоящее время в регионе существует безработица, социально-экономическоеположения населения оставляет желать лучшего, возрастает число населенныхпунктов и регионов, находящихся в кризисном состоянии. В этих условиях особоважное значение приобретают инструменты экономической политики, предназначенныедля осуществления принципиальных структурных сдвигов в экономике страны вцелом, отдельных регионов или населенных пунктов.
Однимиз таких ключевых экономических инструментов является программно-целевой метод,условия применения которого полностью соответствуют специфике переходногопериода и позволяют рассматривать его в качестве одного из основных методовосуществления качественных изменений социально-экономической ситуации как нагосударственном, так и на региональном и муниципальном уровнях (29, с. 117).
Особаяроль целевых программ в сфере занятости определяется тем, что рынок труда невсегда позволяет в полной мере мобилизовать дополнительные финансовые иматериальные ресурсы для развития регионов. Успешно решая задачи использованияресурсов, он довольно плохо справляется с задачами их воспроизводства,требующими большей продолжительности инвестиционного цикла. Поэтому все, чтосвязано с приданием рынку труда поступательной целевой динамики в условияхдискретности крупных народнохозяйственных проблем, естественным образом «ложится»на программы (33).
Наэтапе выхода из кризиса особенно важное значение приобретает потенциалпрограммного метода, его способность мобилизовать ресурсы на решение такихпроблем, которые еще не вошли в структуру интересов сложившихся звеньевэкономики и поэтому не могут быть решены в рамках их традиционногофункционирования.
Преимуществапрограммно-целевого метода управления занятости населения регионовхарактеризуются в целом следующими принципиальными особенностями (26, с. 70):
— индикативным характером программ, сроки реализации которых находятся в прямойзависимости от обеспеченности программ необходимыми материальными и финансовымиресурсами;
— системным характером основных целей и задач программы по решению сложныхкомплексных проблем развития сферы занятости;
— обеспечением единства методологических и методических подходов к решению задачразвития занятости регионов;
— способностью концентрировать ограниченные материальные и финансовые ресурсы нарешение принципиальных вопросов развития сферы занятости региона, от которыхзависит поступательное развитие экономики и рост жизненного уровня населения;
— потенциальной возможностью обеспечения общественного контроля при формированиицелей и задач программного развития и использовании финансовых ресурсов(экспертиза, формирование межведомственных комиссий по их реализации и др.).
Такимобразом, программно-целевой метод представляется наиболее целесообразным иэффективным способом осуществления мер для стабилизации рынка труда области.
Противоречивостьи сложность процессов занятости определили вариантный поиск подходов к еерегулированию. Необходимо реализовать комплексный подход к развитию занятостикак целостной системы, объединяющей социально-экономические процессы,протекающие в сферах труда, образования, культуры, экологии, а также увязатьсоциальные цели и задачи управления занятостью с ресурсами всех видов, используемыхдля их реализации (25, с. 74).
Этотподход, как правило, применяют авторы при разработке целевых программсодействия занятости населения. Система целей разработки программ содействиязанятости представлены, как правило, в следующем виде: снижение угрозывозникновения массовой безработицы, повышение уровня и формирование эффективнойструктуры занятости населения связаны с обеспечением правовых, экономических иорганизационных условий для создания и сохранения экономически эффективныхрабочих мест в перспективных отраслях экономики; научно-методическимобеспечением поддержки системы занятости; снижением уровня массовыхвысвобождений; повышением качества рабочей силы; поддержкой и развитием новыхвидов занятости; целевой поддержкой рабочих мест для неконкурентноспособныхграждан; развитием профессиональной и территориальной мобильности населения; формированиемрациональных пропорций занятости в экономике; снижением уровня непродуктивнойзанятости; совершенствованием информационной поддержки развития системы рабочихмест; развитием городского центра занятости населения.

Выводыпо Главе I
1. Федеральныецелевые программы — это ориентир деятельности службы занятости населения. Онипредставляют собой основополагающие документы, конкретно устанавливающие, кто,что, когда, где и каким образом должен делать на федеральном и на региональномуровне, и направленные на решение конкретных крупных проблем.
2. Программно-целеваядеятельность представляет систему намечаемых, подлежащих осуществлению мер,действий, проведение которых призвано обеспечить достижение единой, заранеепоставленной цели. Определенная подобным образом программно-целеваядеятельность имеет формы, получившие название «программно-целевоепланирование», «программно-целевое управление», «социально-экономическоепрограммирование».
3. Вшироком смысле слова программно-целевой метод есть способ решения крупных исложных проблем посредством выработки и проведения системы программных мер, ориентированныхна цели, достижение которых обеспечивает решение возникших проблем.
4. Программно-целевойметод подразумевает изначальную формулировку, постановку целей, на достижениекоторых ориентировано проведение мер, действий, предусматриваемых программой.Система целей программы должна быть определена на основании, с одной стороны,характера решаемой проблемы, а с другой — ресурсных возможностей ее решения сучетом ограничений, накладываемых наличием ряда проблем и общей узостьюресурсного потенциала.
5. Понятие«целевая программа», ранее использовавшееся под названием «целевая комплекснаяпрограмма», является основной, исходной категорией программно-целевогопланирования и управления, поэтому его трактовке уделяется много внимания внаучной, учебной литературе по вопросам программно-целевого планирования иуправления и в официальных нормативных правовых документах, регулирующихпроцессы разработки и реализации целевых программ.
6. Проблемыразвития занятости населения в России остаются в современных условияхпо-прежнему наименее изученными как в теоретико-методологическом, так ипрактическом ключе. В рамках данной проблемы особую актуальность приобретаетрассмотрение вопросов разработки планово-программных методов в управлениипроцессами занятости. В настоящее время, региональные программы являютсяинструментом, обеспечивающим скоординированное развитие разных подсистем.
7. Однимиз таких ключевых экономических инструментов является программно-целевой метод,условия применения которого полностью соответствуют специфике переходногопериода и позволяют рассматривать его в качестве одного из основных методовосуществления качественных изменений социально-экономической ситуации как нагосударственном, так и на региональном и муниципальном уровнях.
8. Особаяроль целевых программ в сфере занятости определяется тем, что рынок труда невсегда позволяет в полной мере мобилизовать дополнительные финансовые иматериальные ресурсы для развития регионов. Поэтому все, что связано сприданием рынку труда поступательной целевой динамики в условиях дискретностикрупных народнохозяйственных проблем, естественным образом «ложится» на программы.
9. Такимобразом, программно-целевой метод представляется наиболее целесообразным иэффективным способом осуществления мер для стабилизации рынка труда.
занятость население целевой программа

ГЛАВАII. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ
2.1Анализ программ, действующих в сфере занятости населения Челябинской области
Челябинскаяобласть – один из регионов, который наиболее подвергся влиянию кризиса. В 2009году снизились: промышленное производство – на 19,5 процента; объем работ встроительстве – на 39,9 процента; налоговые и неналоговые доходы консолидированногобюджета – на 33,5 процента.
Кризисныеявления в экономике обусловили снижение спроса на рабочую силу, рост масштабовбезработицы. Для решения данной проблемы в регионе были приняты целевыепрограммы.
Однойиз целевых программ, действующих в сфере занятости населения является Ведомственнаяцелевая программа содействия занятости населения Челябинской области на 2011год (далее именуется Программа). Целью Программы является повышениеэффективности функционирования рынка труда, содействие занятости населения исоциальная защита от безработицы населения Челябинской области (33).
Исходяиз сложившейся ситуации на рынке труда Челябинской области, существующихнаиболее актуальных проблем в сфере занятости, реализация Программы в 2011 годубудет направлена на решение следующих приоритетных задач:
— выполнение полномочий Российской Федерации в области содействия занятостинаселения, переданных для осуществления органам государственной властиЧелябинской области;
— сокращение дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы посредствомподготовки кадров рабочих и специалистов для отраслей экономики;
— профилактика безработицы в средней и долгосрочной перспективе.
Врезультате реализации мероприятий Программы:
— будет трудоустроено 96,4 тыс. человек, в том числе безработных – 54,0 тыс.человек;
— в рамках программ временной занятости будет трудоустроено:
— несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет – 17,0 тыс. человек;
— граждан, испытывающих трудности в поиске работы, – 1,1 тыс. человек;
— будет оказано содействие самозанятости 4,8 тыс. граждан;
— примут участие в общественных работах 7,9 тыс. человек;
— будет направлено на профессиональное обучение 13,1 тыс. безработных граждан;
— получат профориентационные услуги 70,7 тыс. человек;
— социальную поддержку по выплате пособий по безработице получат 148,4 тыс.человек.
Достижениепоставленных целей и задач Программы будет реализовываться путем осуществлениякомплекса мероприятий по оказанию в соответствии с законодательством озанятости населения государственных услуг. Программные мероприятия увязаны посрокам и источникам финансирования и осуществляются по следующим направлениям:
— содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборенеобходимых работников (обеспечение деятельности центров занятости);
— информирование о положении на рынке труда;
— организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
— организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферыдеятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
— психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышениеквалификации, безработных граждан;
— осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядкебезработными;
— организация проведения оплачиваемых общественных работ;
— организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от14 до 18 лет в свободное от учёбы время, безработных граждан, испытывающихтрудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет изчисла выпускников учреждений начального и среднего профессиональногообразования, ищущих работу впервые — программа «Первое рабочее место»;
— социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
— содействие самозанятости безработных граждан (оказание финансовой помощи);
— содействие гражданам в переселении для работы в сельскую местность;
— выдача работодателям заключений о привлечении и об использовании иностранныхработников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранныхграждан в Российской Федерации.
Программабудет реализовываться в течение 2011 года. Реализация Программы обеспечитснижение социальной напряженности среди населения муниципальных образований Челябинскойобласти и обеспечит их социальную защиту от безработицы, повысит возможностиграждан в поиске работы,
Врезультате средняя продолжительность периода безработицы уменьшится, долябезработных, состоящих на учете более 4 месяцев сократится. Напряженность нарынке труда уменьшится.
Источникомфинансирования Программы являются средства областного бюджета, предоставляемыев виде субвенций из федерального бюджета на осуществление переданных полномочийРФ в области содействия занятости населения, включая расходы по осуществлениюэтих полномочий в объёмах, предусмотренных для Челябинской области вфедеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
Ещеодной немаловажной программой, направленной на решения проблемы занятостинаселения является Областная целевая программа по стабилизации ситуации нарынке труда Челябинской области на 2011 год (далее именуется – Программа).Целью Программы является стабилизация ситуации и смягчение социальнойнапряженности на региональном рынке труда (34).
Длядостижения поставленной цели Программы предусматривается решение следующихзадач:
1)сохранение рабочих мест и стимулирование их создания, в том числе в рамкахинвестиционных программ;
2)повышение качества и профессиональной мобильности рабочей силы;
3)поддержание занятости населения монопрофильных населенных пунктов.
РеализацияПрограммы рассчитана на 2011 год. В этот период будет реализована системапрограммных мероприятий с учетом территориальных и социальных приоритетовсоциально-экономической политики, проводимой на территории Челябинской области,что позволит стабилизировать ситуацию социальной напряженности на региональномрынке труда, сохранить кадровый потенциал организаций Челябинской области.
МероприятияПрограммы будут реализовываться в два этапа: 1 этап — январь – июнь 2011 года,2 этап — июль – декабрь 2011 года, что позволит смягчить ситуацию на рынкетруда Челябинской области, снизить напряженность и обеспечить оптимальныйуровень безработицы и социальной поддержки граждан.
Достижениепоставленной цели Программы и решение задач будут реализовываться путемосуществления комплекса мероприятий по основным направлениям:
— организация опережающего профессионального обучения (стажировки) граждан:работников, находящихся под угрозой увольнения; работников организацийпроизводственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизациюпроизводства в соответствии с инвестиционными проектами;
— женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, с целью их вывода свредного производства; женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком дотрех лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности; профессиональнуюпереподготовку врачей в соответствии с программой модернизации здравоохранения;
— организация общественных работ, временного трудоустройства работниковградообразующих и системообразующих предприятий, находящихся под угрозойувольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан играждан, ищущих работу, проживающих в монопрофильных населенных пунктах снапряженной ситуацией на рынке труда;
— стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения имиопыта работы;
— содействие трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающихдетей-инвалидов, многодетных родителей;
— содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование созданиябезработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочихмест для трудоустройства безработных граждан;
— оказание адресной поддержки гражданам, обратившимся в органы службы занятости вцелях поиска работы, включая организацию их переезда в другую местность длязамещения рабочих мест, создаваемых в том числе в рамках реализации федеральныхцелевых программ и инвестиционных программ.
Источникамифинансирования мероприятий Программы являются средства федерального бюджета,выделенные в виде субсидии Челябинской области на реализацию мероприятий,направленных на снижение напряженности на рынке труда, организуемых вне рамокпереданных полномочий в области содействия занятости населения, средстваобластного бюджета.
Итретья программа, реализуемая в рамках деятельности службы занятости населенияЧелябинской области, Областная целевая программа развития малого и среднегопредпринимательства в Челябинской области на 2009 — 2011 годы. Целью Программыявляется обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднегопредпринимательства в Челябинской области (32).
Длядостижения поставленных целей предусматривается решение следующих задач:
1) обеспечение занятости населения и развитиесамозанятости;
2) повышение конкурентоспособности субъектов малогои среднего предпринимательства, оказание им содействия в продвижениипроизводимых ими товаров (работ, услуг) и результатов интеллектуальнойдеятельности на рынок;
3) качественное изменение отраслевой структурысубъектов малого и среднего предпринимательства;
4) развитие инфраструктуры поддержки малого исреднего предпринимательства;
5) выравнивание условий для развития малого исреднего предпринимательства в городских округах и муниципальных районахЧелябинской области;
6) развитие форм финансовой поддержки субъектовмалого и среднего предпринимательства;
7) повышение прозрачности деятельности субъектовмалого и среднего предпринимательства.
Реализация Программы рассчитана на 2009 — 2011 годы.В Программе предусматривается реализация мероприятий по восьми основным направлениям:
— совершенствование законодательства в сферерегулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства иустранение административных барьеров в сфере развития предпринимательства;
— содействие развитию малого и среднегопредпринимательства на муниципальном уровне;
— финансовая поддержка субъектов малого и среднегопредпринимательства;
— поддержка и развитие начинающих предпринимателей,молодежного предпринимательства;
— развитие женского и семейного предпринимательства;
— совершенствование механизмов использованияобластного и муниципального имущества для развития малого и среднегопредпринимательства;
— информационная поддержка субъектов малого исреднего предпринимательства, пропаганда и популяризация предпринимательскойдеятельности;
8) подготовка, переподготовка и повышениеквалификации кадров для малого и среднего предпринимательства.
Источником финансирования мероприятий Программыявляются средства областного бюджета.
2.2Результаты эмпирического исследования
Впредыдущих параграфах нами была раскрыта сущность программно-целевого метода вцелом и, в частности, в деятельности службы занятости населения. Кроме того,была определена роль целевых программ в решении проблемы занятости населения.
Длятого, чтобы говорить об эффективности создания и внедрения целевых программ,необходимо, прежде всего, определить мнение населения о том, насколько ониэффективны и необходимы ли вообще. В связи с этим нами было проведеноспециальное социологическое исследование. Целью данного исследования стало изучениемнения населения об эффективности реализации целевых программ в сфере занятостинаселения.
Всоциологическом исследовании приняло участие 43 человека, в возрасте от 19 до42 лет. Среди респондентов большинство составили женщины – примерно 78 %.Соответственно оставшиеся 23 % — мужчины.
/>
Рис.1. Процентное соотношение мужчин и женщин, принявших участие в опросе
Какпоказал опрос, почти треть респондентов в настоящий момент работают. Еще дветрети указали, что в данной момент не имеют официальной работы. Можно говоритьо том, что это потенциальные клиенты службы занятости населения.
Этотфакт частично нашел свое подтверждение в проведенном исследовании. Так, средивсех опрошенных более 57 % состояли на учете в службе занятости населения илисостоят в настоящий момент. Это говорит о том, что данный момент деятельностьслужбы занятости востребована у населения.
Длятех, кто указал, что был клиентом службы занятости населения, был задандополнительный вопрос, касающийся его участия в целевых программах по развитиюсферы занятости. Среди положительно ответивших на этот вопрос оказалось 36 %опрошенных респондентов, еще 19% указали, что в подобных программах неучаствовали. При этом были и те, кто затруднился ответить на данный вопрос,либо просто признался в том, что просто не знает о том, участвовал в такихпрограммах или нет. Это, в свою очередь, говорит о том, что служба занятости непредпринимает должных мер по информированию населения, в частности, собственныхклиентов, о реализуемых в сфере занятости населения целевых программах.
Однимиз основных вопросов, задаваемых респондентам, был вопрос о том, знают ли они,что представляет собой целевая программа. Как и предполагалось, большинствореспондентов, а именно 69 %, не имеют представление о сущности целевойпрограммы. Еще 17 % ответили, что «что-то слышали». По нашему мнению, данныйпоказатель можно отнести к числу отрицательных ответов, поскольку подобныйответ, скорее всего, был выбран респондентами по причине их желания скрытьсобственную неосведомленность в данном вопросе. Кроме того, многие изопрошенных вообще затруднились ответить на данный вопрос.
Несмотряна полученные данные, большое количество респондентов считают, что целевыепрограммы достаточно эффективны и должны быть реализованы в деятельности службызанятости для решения проблемы занятости. Так считают 63 % опрошенныхреспондентов. Причем большинство из них это молодые люди в возрасте до 30 лет. Еще30 % затруднились с ответом, и всего лишь 7 % указали, что целевые программымалоэффективны, и для решения проблем занятости населения требуютсякардинальные меры.
Немаловажнымстал вопрос о том, эффективны ли меры по информированиюнаселения о реализации целевых программ в сфере занятости населения. Мненияреспондентов в данном вопросе, как и предполагались, совпали практическиполностью. 92 % опрошенных ответили, что подобные мерымалоэффективны. И лишь 3 % говорили об эффективности таких мер.
Ожидаяподобных ответов на предыдущий вопрос, мы задали вопрос о том, каким образом службазанятости населения должна информировать население о реализации целевыхпрограмм. В данном случае мнения респондентов разошлись. Так, представителивозрастной группы 18-30 лет (представители молодежи), конечно, придерживалисьмнения о том, что информирование должно происходить посредством телевидения исети Интернет. Что касается возрастной группы 31-40 лет, то представителиданной группы указали, что наиболее эффективным методом информирования должностать оформление отчетов и путем размещения на местном телевидении. И, наконец,третья возрастная группа в 41-55 лет, отнесла решающую роль в процессеинформирования населения средствам массовой информации и телевидению. В целомже, ответы респондентов распределились следующим образом: 38 % выбрали ответ«посредством телевидения», 21 % — предпочли ответ «посредством СМИ», 19 % — ответ «посредством сети Интернет», 13 % — выбрали ответ «оформление отчетов».
Ипоследним вопросом, который был задан респондентам, был вопрос, касающийсяпроблем, которые обостряют проблему занятости среди клиентовслужбы занятости населения. Довольно большое количество респондентов указали,что проблему занятости усугубляют неэффективные методы, которые применяетслужба занятости населения в своей деятельности. Такой точки зренияпридерживаются 32 % опрошенных респондентов. Еще 29 % опрошенных видят главнойпричиной обострения проблемы занятости отсутствие работы по специальности. Чтокасается ответа «небольшое количество целевых программ», то его выбрали всеголишь 16 % опрошенных граждан. Ответы респондентов на данный вопрос представленына рисунке № 2 в соответствии с процентным соотношением.

/>
Рис.2. Процентное соотношение проблем, обострающих ситуацию в сфере занятостинаселения
Такимобразом, подводя итог проведенному исследованию, можно с уверенностью говоритьо том, что реализация целевых программ для решения проблем занятости населенияв настоящий момент необходима. Подобные программы уже давно реализуются вдеятельности служб занятости, имеют определенные результаты, зачастую вполневысокие. Такие программы способны решать проблемы регулированиятрудоустройства. Однако, стоит отметить, что службы занятости уделяют слишкоммало внимания информированию населения о данных программах. Это былоподтверждено и в ходе социологического исследования.

Выводыпо Главе II
1. Кризисныеявления в экономике обусловили снижение спроса на рабочую силу, рост масштабовбезработицы. Для решения данной проблемы в регионе были приняты целевыепрограммы.
2. Однойиз целевых программ, действующих в сфере занятости населения являетсяВедомственная целевая программа содействия занятости населения Челябинскойобласти на 2011 год. Целью Программы является повышение эффективностифункционирования рынка труда, содействие занятости населения и социальнаязащита от безработицы населения Челябинской области.
3. Ещеодной немаловажной программой, направленной на решения проблемы занятостинаселения является Областная целевая программа по стабилизации ситуации нарынке труда Челябинской области на 2011 год. Целью Программы являетсястабилизация ситуации и смягчение социальной напряженности на региональномрынке труда.
4. Итретья программа, реализуемая в рамках деятельности службы занятости населенияЧелябинской области, Областная целевая программа развития малого и среднегопредпринимательства в Челябинской области на 2009 — 2011 годы. Целью Программыявляется обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднегопредпринимательства в Челябинской области.
5. Длятого, чтобы говорить об эффективности создания и внедрения целевых программ,необходимо, прежде всего, определить мнение населения о том, насколько ониэффективны и необходимы ли вообще. В связи с этим нами было проведено специальноесоциологическое исследование. Целью данного исследования стало изучениемнения населения об эффективности реализации целевых программ в сфере занятостинаселения.
6. Всоциологическом исследовании приняло участие 43 человека, в возрасте от 19 до42 лет. Среди респондентов большинство составили женщины – примерно 78 %.Соответственно оставшиеся 23 % — мужчины.
7. Большоеколичество респондентов считают, что целевые программы достаточно эффективны идолжны быть реализованы в деятельности службы занятости для решения проблемызанятости. Так считают 63 % опрошенных респондентов. Причем большинство из нихэто молодые люди в возрасте до 30 лет. Еще 30 % затруднились с ответом, и всеголишь 7 % указали, что целевые программы малоэффективны, и для решения проблемзанятости населения требуются кардинальные меры.
8. Подводяитог проведенному исследованию, можно говорить о том, что реализация целевыхпрограмм для решения проблем занятости населения в настоящий момент необходима.Подобные программы уже давно реализуются в деятельности служб занятости, имеютопределенные результаты, зачастую вполне высокие. При этом, стоит отметить, чтослужбы занятости уделяют слишком мало внимания информированию населения оданных программах. Это было подтверждено и в ходе социологического исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рыноктруда как социально-экономическая категория – это сложное и динамичное явление,связанное как с макроэкономическим развитием страны, так и с мотивациейдействий самого работника. Это понятие выходит за рамки понятий «занятость» и«незанятость», которые характеризуют лишь состояние элементов рынка труда наданный период.
Эффективностьборьбы с безработицей напрямую зависит от успешной реализации целевых программ.
Приизучении сущности и значения программно-целевого метода можно сделать выводы,что программно-целевой метод — это один из методов, в основе которого лежиториентация деятельности на достижение поставленных целей. Программно-целевойметод состоит в отборе приоритетных целей экономического, социального, научно-техническогоразвития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в заданныесроки с максимальной эффективностью при требуемом обеспечении ресурсами. Методвключает разработку программ с учетом стратегических целей, определение путей,средств и организационных мероприятий по их достижению. Программно-целевойметод применяется при разработке целевых комплексных программ, представляющихсобой документ, в котором отражаются цель и комплекс научно-исследовательских,производственных, организационно-хозяйственных, социальных и других заданий имероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.
Программно-целевойметод, во-первых, способствует соблюдению единого подхода к рациональномуиспользованию денежных средств для решения наиболее острых задач, и, во-вторых,является инструментом выравнивания экономического положения отдельныхтерриторий.
Вданной курсовой работе были рассмотрены целевые программы, реализуемые службамизанятости населения Челябинской области. Данные программы отражают приоритетыполитики в сфере занятости населения Можно говорить о том, что решение проблемызанятости населения программно-целевым методом является обоснованным и эффективным.
Внастоящее время программно-целевой метод достаточно хорошо разработан на теоретическомуровне и проверен на практическом. Существует множество примеров успешногоприменения этой методики.
Преимуществапрограммно-целевого метода характеризуются в целом следующими принципиальнымиособенностями: индикативным характером программ, сроки реализации которыхнаходятся в прямой зависимости от обеспеченности программ необходимымиматериальными и финансовыми ресурсами; системным характером основных целей изадач программы по решению сложных комплексных проблем; обеспечением единстваметодологических подходов к решению задач развития всеми субъектами управления;способностью концентрировать ограниченные материальные и финансовые ресурсы нарешение принципиальных вопросов развития экономики или общества в целом постране или в отдельном регионе; возможностью использовать эффектмультипликатора при целевом использовании ограниченных бюджетных ресурсов засчет дополнительного привлечения внебюджетных средств, средств заинтересованныхгосударственных и коммерческих предприятий, банковского кредита и иныхпривлеченных средств потенциальных отечественных и иностранных инвесторов. Всвязи с этим можно говорить об инициирующем характере целевых программ,способных привлечь во многих случаях финансовые ресурсы; потенциальнойвозможностью обеспечения общественного контроля при формировании целей и задачпрограммного развития и использовании финансовых ресурсов (экспертиза,формирование комиссий, комитетов по их реализации и др.).

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1. БизюковаВ. Типология представителей рынка труда ЭКО — 1997 — N11.-С.143-150;
2. Воронцова,Н. Н. Целевые региональные программы: опыт реализации и промежуточныерезультаты // Социальное обслуживание — 2010 — N 5. — С. 17 22;
3. ГерцийЮ.В. Стили поведения сотрудников службы занятости в общении с безработнымиСоциологические исследования — 2001 — N1.-С.73 79;
4. ГришинВ.И. О федеральных целевых программах регионального развития // Финансы — 2002- N4.-С.13-15;
5. ГуревичМ.А. Безработица в Челябинске: факты и мнения // Социологические исследования — 20066 — N10.-С.19-20;
6. ДадашевА. Занятость населения и безработица в России: проблемы регулирования // Вопросыэкономики — 2006 — N1.-С.76-84;
7. ДунаеваН. Молодежь на рынке труда // Вопросы экономики — 2006 — N1.-С.81-91;
8. ЗадиракоИ. Обучение информационным технологиям — условие эффективного доступа к информационнымресурсам Народное образование — 2006 — N 7. — С. 160-166;
9. ЗаславскийИ. К новой парадигме рынка труда // Вопросы экономики. — 2009 — N2.-С.83-95;
10.  ЗаславскийИ. К характеристике труда в современной России(очерк социально-трудовойполитики) // Вопросы экономики. – 2008. — N2.-С.76-91;
11.  КапелюшниковР. Движение рабочей силы и рабочих мест в российской промышленности // Вопросыэкономики — 2007 — N2.-С.96-114;
12.  КлоповЭ.В. Вторичная занятость как форма социально-трудовой мобильности //Социологические исследования — 2007 — N4.-С.29-45;
13.  КоньковА.Т. Молодежная безработица: пыт изучения нисходящей мобильности // ВестникМосковского университета. Сер. 18, Социология и политология — 2006 — N1.-С.110-116;
14.  КорнаиЯ. Устойчивый рост как важнейший приоритет // Вопросы экономики — 2006 — N10.-С.23-38;
15.  КузнецовА. Зеленым по белому // Новое время — 2006 — N 38. — С. 7;
16.  Кулькова,И. Поиск работы как составляющая трудового поведения // Вопросы экономики — 2008 — N 6. — С. 111-117;
17.  Кукушкина,Л. Е. Применение целевых программ в развитии социального обслуживания населенияВладимирской области // Социальное обслуживание — 2010 — N 12. — С. 41-48;
18.  Ларина,Т. А. Теоретические основы программно-целевого планирования в системеуправления экономической надежностью многофилиальных банков // Финансы и кредит- 2011 — N 4. — С. 37-46;
19.  Мальцева,В. А. Американский опыт государственной поддержки сельского хозяйства //Международная экономика — 2011 — N 1. — С. 54-60;
20.  МикульскийК. Занятость и безработица // Свободная мысль-XXI — 2005 — N12.-С.37-49;
21.  Положениео порядке разработки и реализации городских целевых программ // Магнитогорскийрабочий — 2003 — 16 апр. — С. 5-6;
22.  Попов,А. Д. Государственная служба занятости как помощник в трудоустройстве:2000-2007 годы Вопросы статистики — 2009 — N 2. — С. 38 43;
23.  ПотрикееваО. Л. Программно-целевой метод в работе с молодежью // Социальная педагогика исоциальная работа XXI века: проблемы и перспективы развития: матер. всеросс.заоч. науч.-практ. конфер. — Магнитогорск, 2006 — С. 102-107;
24.  СоколоваГ.Н. Структура занятости и безработица: проблемы и тенденции // Социологическиеисследования — 2006 — N2.-С.19-24;
25.  Третнер,К. Программно-целевой метод бюджетирования в странах с переходной экономикой //Финансы — 2009 — N 9. — С. 70-75;
26.  УильямсК. О классовом характере безработицы и путях ее снижения // Социологическиеисследования — 2007 — N5.-С.67-75;
27.  ФоминаА. Работа с кадрами на основе информационных технологий / Фомина А. // Народноеобразование — 2006 — N 7. — С. 85-91;
28.  ЧетвернинаТ. Положение безработных и государственная политика на рынке труда // Вопросыэкономики — 2007 — N2.-С.102-113;
29.  ЧетвернинаТ. Напряженность на российском рынке труда и механизмы ее преодоления //Вопросы экономики. — 2008 — N2.-С.115-130;
30.  ШарковаА. Эффективность деятельности службы занятости населения: теоретический ипрактический аспекты Предпринимательство — 2009 — N 2. — С. 178-182;

ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета
Уважаемыйреспондент!
ПросимВас принять участие в нашем исследовании, целью которого является изучение мнениянаселения об эффективности реализации целевых программ в сфере занятостинаселения.
Нижеприведен перечень вопросов, на которые Вам предлагается ответить. Вариантответа, отражающий Ваше мнение, обведите в кружок. Исследование является анонимным,ответы будут использованы в обобщенном виде в научных целях.
Заранееблагодарим!
1. Работаетели Вы в настоящий момент?
а)да, работаю;
б)нет, не работаю.
2. Состоялили Вы на учете в службе занятости населения?
а)да, состоял;
б)нет, не состоял (переходите к вопросу № 4).
3. Былили Вы участником целевых программ в сфере занятости населения?
а)да;
б)нет;
в)возможно, не интересовался;
г)затрудняюсь ответить.
4. Знаетели Вы, что представляет собой целевая программа?
а)да, знаю;
б)что-то слышал;
в)нет, не знаю (переходите к вопросу № 6);
г)затрудняюсь ответить.
5. КакВы считаете, эффективны ли целевые программы для решения проблем занятостинаселения?
а)да, такие программы эффективны;
б)нет, не эффективны;
в)затрудняюсь ответить.
6. Эффективныли, по Вашему мнению, меры по информированию населения о реализации целевыхпрограмм в сфере занятости населения?
а)да, вполне эффективны;
б)нет, малоэффективны;
в)затрудняюсь ответить.
7. Какимобразом, по Вашему мнению, служба занятости населения должна информироватьнаселение о реализации целевых программ?
а)посредством печати в СМИ;
б)посредством телевидения;
в)оформления отчетов;
г)организации круглых столов;
д)посредством сети Интернет;
е)другое ____________________________
8. Какиепроблемы, по Вашему мнению, обостряют проблему занятости среди клиентов службызанятости населения? (возможны несколько вариантов ответа)
а)отсутствие работы по специальности;
б)состояние здоровья;
в)отказ работодателя в приеме на работу;
г)небольшое количество целевых программ;
д)отсутствие специально оборудованных рабочих мест;
е)неэффективность применяемых методов службы занятости;
ж)другое _____________________________
Вашпол: а) мужской; б) женский
Вашвозраст: а) 18-30; б) 31-40; в) 41-55.
Вашеобразование: _________________________


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.