Реферат по предмету "Экономика"


Оценка механизмов социальной защиты населения в периоды экономической нестабильности

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательноеучреждение
Высшего профессионального образования
«Рязанский государственныйуниверситет имени С.А. Есенина»
Факультет экономики
Специальность «Национальнаяэкономика»

КУРСОВАЯ РАБОТА
 
По дисциплине: «Экономика социальнойсферы»
на тему: «Оценка механизмовсоциальной защиты населения в периоды экономической нестабильности»
 

Содержание
Введение
Глава 1. Понятие социальной защиты населения
1.1 Понятие и сущность социальной защиты населения
1.2 Принципы и функции социальной защиты населения
Глава 2. Социальная защита населения в кризисный период
2.1 Социальная защита населения в кризисный период
2.2 Антикризисные меры правительства РФ в сфере социальнойзащиты населения
Глава 3. Проблемы и перспективы развития социальной защитынаселения
3.1 Проблемы системы социальной защиты населения
3.2 Перспективы развития системы социальной защиты населения
Заключение
Список литературы
 

Введение
Подсистемой социальной защиты населения в настоящее время понимается совокупностьзаконодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий иправ социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию исоздающих условия для поддержания жизнеобеспечения и деятельного существованияразличных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых.
В условиях экономическогоспада и проявляющихся кризисных явлений очевидным становится возросшее значениесоциальных последствий этих процессов. Преобразование структуры общества,производственных отношений, политической деятельности органически сливаются спроблемами в социальной сфере, от решения которых непосредственно зависитположение и деятельность человеческих ресурсов и интеллектуального капитала.
В настоящее время вроссийском обществе сложилась такая социальная ситуация, в связи с которойвозникает острая необходимость в целенаправленном поиске новых подходов кформированию социальной политики государства, которая могла бы направитьдеятельность всех учреждений и служб социальной сферы на ликвидацию возникающихсоциальных проблем.
Особенности социальнойзащиты населения России в условиях экономического кризиса обуславливают необходимостьразработки антикризисных мер социальной защиты и поддержки граждан с учетомскладывающегося социально-экономического положения в стране, с привлечениемтеоретических идей и практического опыта стран с развитой рыночной экономикой,с сохранением при этом имеющихся форм социальных гарантий, обновлениеммеханизма их предоставления, постепенным формированием новых эффективныхсредств и методов решения социальных проблем.
Актуальность данной темывытекает из необходимости реализации социальной защиты населения на основеосуществления экономических, финансовых, правовых и других мер, методов испособов воздействия на негативные экономические и социальные тенденции с цельюих предотвращения и устранения, а также решения таких экономических,организационных и социальных задач, как научное обоснование сущности и значениясоциальной защиты населения, в том числе и в кризисный период, разработкаантикризисных мер социальной защиты населения.
Актуальность поставленныхв исследовании проблем возрастает в связи с последствиями кризисных явлений вмировой экономике и продолжающимся процессом рыночного реформирования в России.Результативность проводимой социальной политики в условиях кризиса определяетсяуровнем функционирования механизма социальной защиты общества направленного наразрешение социальных проблем. Современное общество заинтересовано в смягчениисоциальной дифференциации, в создании среднего класса как основы стабильности иблагополучия, что требует целенаправленного создания условий и возможностей дляразвития способностей разных социальных групп, что может быть реализовано черезоптимальную организацию государственной и региональной систем социальной защитынаселения. В этой связи актуальным являются формирование и активное применениемеханизма социальной защиты населения учитывающего особенности преодоленияпоследствий экономического кризиса и перехода национальной экономики кинновационному типу развития.
Социальная защитанаселения как объект исследования привлекает значительное внимание ученых испециалистов. Однако к настоящему времени отсутствует однозначное пониманиекатегории «социальная защита». Это обстоятельство дает основание для того,чтобы рассмотреть сущность данной категории в современных условиях.
Представляетсяобоснованный подход, при котором, категория «социальная защита» рассматриваетсяв широком и узком смысле.
Социальная защита вшироком смысле — это система мер по соблюдению социальных прав и гарантий,созданию условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности всем гражданамстраны:
· трудоспособным гражданам- путем создания условий для поддержания благосостояния своим трудом ипредприимчивостью;
· нетрудоспособным(социально уязвимым слоям населения) — гарантирование социальной защищенности иподдержки.
В узком смысле социальнаязащита населения определяется как система государственных мер, обеспечивающаясоциальную защищенность преимущественно нетрудоспособного населения. Или какинститут, целевая комплексная система, сформированная обществом для решениясоциально-экономических проблем, обусловленных необходимостью поддержкиобществом пожилых граждан, инвалидов, больных, безработных, семей, потерявшихкормильца, а также семей с детьми.

Глава 1. Понятиесоциальной защиты населения
 
1.1 Понятие и сущность социальнойзащиты населения
Неотъемлемымифакторами любой нормально функционирующей социальной системы являетсясоциальная защита и социально-экономическая поддержка населения.
Формированиеи развитие рыночной экономики привело к выделению социальной защиты населения всамостоятельный вид деятельности, которая приобрела новый смысл и значение,прежде всего, как защита от неблагоприятных воздействий рыночных отношений. Системасоциальной защиты, как показывает практика, вовлечена в систему рынка иявляется его неотъемлемым элементом. Социальная поддержка тех, кто объективноне имеет возможности обеспечить себе достойный уровень жизни, это, по существу,необходимая плата за возможность предпринимательской деятельности и получениедохода в стабильном обществе.
Объективнаяреальность, обусловленная логикой развития рыночных отношений, выдвигает напервый план формирование научно обоснованной системы социальной защиты исоциальной поддержки населения, ее наиболее уязвимых слоев. Необходимостьсоздания этой системы обусловлена рядом факторов.
Одним изосновополагающих факторов, действующих в рамках общества и определяющихсодержание социальной поддержки населения, является определённая система отношенийсобственности и права. Именно частная собственность обуславливает независимостьгражданского общества от государства, делает человека полноценным субъектом игарантирует необходимые условия его социальной жизнедеятельности. Однако вкаждом обществе есть определенная часть населения, которая не имеетсобственности и не в состоянии трудиться в силу объективных причин: болезни,нетрудоспособности вследствие старости или возраста, не позволяющего человекувступить в сферу производственных отношений (дети), последствия экологических,экономических, и военных конфликтов, стихийных бедствий, и т.д. Эти категориинаселения не выживут без защиты и социальной помощи государства, когда главнымфактором производства и распределения все в большей степени становится капитал.Государство объективно заинтересовано в поддержке социально уязвимых слоевнаселения по нескольким причинам:
— государство, провозгласившее себя цивилизованным, обязано обеспечить населениюдостойный уровень жизни;
— всякоегосударство заинтересовано в расширенном воспроизводстве квалифицированнойрабочей силы;
— социально-экономическая поддержка неимущих нивелирует экономическое состояниеразличных групп и слоев населения.
Социальнаязащита – это система законодательных, социально-экономических и морально-психологическихгарантий, средств и мер, благодаря которым создаются равные для членов обществаусловия, препятствующие неблагоприятным воздействиям среды на человека,обеспечивающие достойные и социально приемлемое качество их жизни. [10, 431].
Характернымдля современного этапа является быстрое развитие методологии и методикисоциальной защиты населения, что имеет важнейшее практическое и теоретическоезначение. Необходимо отметить, что под методологией социальной защитыпонимается система принципов и способов организации и построения теоретическойи практической деятельности, направленной против ситуаций риска в нормальнойжизни граждан, таких, как болезнь, безработица, старость, инвалидность, смертькормильца и другие, а под методикой – совокупность приемов, методов исследованияи операций практического и теоретического освоения социальной защиты населениякак системы.
Системасоциальной защиты населения на современном этапе включает в себя:
–социальное обеспечение;
–социальное страхование;
 – социальную поддержку (помощь) [8, 315].
Центральным субъектомсоциальной защиты является государство. Человек, нуждающийся в социальнойзащите – одновременно и субъект и объект социальной защиты.
Объектами социальнойзащиты являются социальные институты в лице конкретных социальных организаций,учреждений, систем (образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости,труда, культуры, спортивно-оздоровительного комплекса).
Основными формамисоциальной защиты являются законодательно определенные социальные гарантии и ихудовлетворение на основе базовых стандартов и программ; регулирование доходов ирасходов населения; социальное страхование; социальное вспомоществование;социальные услуги; целевые социальные программы.
Термин«социальная защита» имеет различные значения. В новых экономических условиях онзаменил термин «социальное обеспечение», использовавшийся в советскойэкономике, где он характеризовал специфическую организационно-правовую формусоциальной защиты, осуществляемую непосредственно государством.
В современныхусловиях потребовалось развитие других организационно- правовых форм социальнойподдержки наиболее уязвимых категорий населения. Был введен термин «социальнаязащита», который давно использовался в мировой практике.
Социальнаязащита как социальный институт, представляющий собой совокупность правовыхнорм, призванных решать определенные социальные и экономические проблемы, вмеждународном контексте обычно имеет дело с установленными законодательствомкатегориями граждан, которые в силу утраты трудоспособности, отсутствия работылибо по другим причинам не имеют достаточных средств для удовлетворения своихжизненно важных потребностей и потребностей нетрудоспособных членов семьи. Врамках систем социальной защиты таким гражданам при наступлении установленныхзаконодательством неблагоприятных событий предоставляется помощькомпенсационного характера в денежной и натуральной формах, а также в формеразличного рода услуг. Кроме того, системы социальной защиты осуществляют мерыпрофилактического характера, направленные на предотвращение неблагоприятныхсобытий.
Социальнаязащита осуществляется в различных организационно-правовых формах, включаятакие, как индивидуальная ответственность работодателей, страхование,социальное страхование, адресная социальная помощь, государственное социальноеобеспечение и др. Использование тех или иных организационно-правовых формсоциальной защиты может иметь различные социальные и экономические последствия,которые необходимо учитывать при осуществлении управления данной отраслью.
Вместе с тем,социальная защита, являясь по своему функциональному характеру достаточноцелостной системой, представляющей собой самостоятельный социальный институт,имеет специфические особенности, связанные с технологиями оказываемых ею услуг.Технология предоставления пенсий существенно отличается от технологии оказаниямедицинской помощи, социально-реабилитационных технологий или технологийобеспечения безработных граждан.
Социальнаязащита также предусматривается в отношении семей с низкими душевыми доходами,не обеспечивающими общественно необходимого прожиточного минимума, результатомчего обычно является отсутствие средств существования или средств на оплатужизненно значимых товаров и услуг (средств реабилитации, оплаты жилья,лечения).
Социальнаязащита может осуществляться в денежной форме в виде пенсий и пособий, внатуральной форме, а также путем оказания различного рода услуг лицам,являющимся объектом социальной защиты. Она может иметь как компенсационный, таки предупредительный профилактический характер.
Одной изгосударственно-правовых форм социальной защиты является непосредственногосударственное обеспечение нетрудоспособных лиц. Основные признакинепосредственного государственного обеспечения — финансирование расходов засчет государственного бюджета и установление категорий обеспечиваемых лиц иуровня их обеспечения в соответствии с приоритетами, определяемыми органамигосударственной власти. Непосредственное государственное обеспечение в странахс рыночной экономикой имеет достаточно ограниченные масштабы применения.
Другойорганизационно-правовой формой социальной защиты является социальноестрахование, которое широко используется в абсолютном большинстве стран срыночной экономикой в отношении многих видов социальной защиты. В его основележит понятие социальных рисков и требование их обязательного и добровольногострахования. Финансирование выплат по социальному страхованию осуществляется засчет страховых взносов работающих граждан и их работодателей, выплачиваемых,как правило, в равных долях. В финансировании систем социального страхованияиногда также участвует государство.
В странах срыночной экономикой также активно используется такая организационно-правоваяформа социальной защиты, как социальная помощь. Она носит адресный характер ипредоставляется лицам после проверки их нуждаемости, если они не имеют другихисточников существования.
Другимиорганизационно-правовыми формами социальной защиты могут быть фонды —обязательное (принудительное) накопление средств на случай возникновениянекоторых обстоятельств. Эти фонды существуют в отдельных странах Азии и Африки(которые были колониями) и являются общенациональными организациями,предназначенными для осуществления обязательных сбережений всеми работающимигражданами. Фонды преследуют цель обеспечить индивидуальную ответственностькаждого работающего за свое благосостояние в будущем. Они представляют собойучреждения типа сберегательного банка. Воспользоваться этими вкладами можно вслучае временной нетрудоспособности, при условии прекращения работы, в случаебезработицы.
Характернойособенностью частных форм социальной защиты является то, что они создаются не вобязательном порядке в силу принятия соответствующего законодательства, а всилу частной инициативы отдельных субъектов отношений в данной среде, которыепринимают на себя обязательства по осуществлению социальной защитыограниченного круга лиц, представляющих для них определенный интерес. Частныеформы могут применяться в таких видах социальной защиты, как обеспечениевременной нетрудоспособности, медицинской помощи, в пенсионном обеспечении идругих.
Такимобразом, социальная защита в любом государстве — это комплексная системасоциально-экономических отношений, предназначенная для оказания разностороннейпомощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям,доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно необходимогоуровня жизни семьи.
Эффективнаясоциальная защита предполагает проведение политики, адекватно реагирующей насоциальное самочувствие людей, способной улавливать рост социальногонедовольства и социальной напряженности, предупреждать возможные конфликты ирадикальные формы протеста.
 
1.2 Принципы и функциисоциальной защиты населения
экономикасоциальная защита кризис
Система социальной защитыосновывается на принципах системности и комплексности. Она создается какупорядоченная совокупность взаимодействующих компонентов, как целостноеобразование, составленное из частей, как комплекс взаимосвязанных структурныхэлементов, которые в процессе интеграции образуют определенную целостность.Важнейшими элементами системы социальной защиты являются субъекты и объекты,содержание которых раскрывается в целях, задачах, функциях, средствах. Приформировании системы важно обеспечить, чтобы ее объекты являли собойиерархически организованную, целостную общественную систему, чтобы субъекты,осуществляющие деятельность, отражали эту целостность, а связывающее объекта исубъекта звено – формы, методы, системы, технологии социальной работы –представляло собой взаимосвязанный процесс оказания помощи и поддержкинуждающемуся человеку.
С системностью ворганизации и содержании социальной защиты тесно связана комплексность, то естьобеспечение тесного единства всего комплекса мер экономичного, социального, правовогои другого характера по обеспечению гарантированного государством минимальногоуровня социальной защиты.
Комплексностьобеспечивается:
1)  единствомцелей, принципов и направлений деятельности;
2)  сочетаниемисторического опыта и традиций с современной практикой помощи человеку;
3)  всестороннимизучением объекта социальной защиты (индивидуума, социальной группы,территориальной общности, трудового коллектива);
4)  координациейи согласованностью действий субъектов социальной защиты;
5)  контролемза осуществлением мер по оказанию помощи и поддержки людям.
Огромноезначение имеет принцип превентивных мер по социальной защите, которыйозначает, что следует предупреждать причины социального неблагополучия,вскрывать их на самой начальной стадии формирования и устранять. Превентивность– это не только и не столько упреждающие компенсации в денежной и натуральнойформе малообеспеченным группам населения при повышении цен или иных социальныхпотрясениях, а прежде всего создание таких условий, когда люди сами могутсправиться со сложной жизненной ситуацией, использовать личные ресурсы наслучай возникновения социальных рисков: старости, болезни, безработицы.Предупреждение социальных рисков осуществляется посредством:
— помощи в нахождении работы пенсионеру, инвалиду;
— развития надомного труда;
— поддержки негосударственных систем социального страхования;
— формирования частного сектора на основе добровольных взносов граждан и другихсредств;
— развития различных форм участия населения в финансировании социальных программ,например на основе развития ипотечного кредитования, поддержки деятельностистраховых медицинских компаний (помощь семье или отдельному человеку в выборемедицинского учреждения, врача, необходимых видов медицинских услуг);
— сочетания платных и бесплатных услуг, что способствует обеспечениювоспроизводственных возможностей субъектов социальной защиты, создаетдополнительные системы для накопления населением денежных сбережений. А этоозначает появление новых возможностей для реализации методов самозащиты иудовлетворения социальных потребностей в образовании и воспитании детей,укрепления их здоровья, улучшения жилищных условий и другое;
— поддержания величины денежных доходов на уровне не ниже прожиточного минимума,что обеспечивается сочетанием различных форм социальной помощи, участием вформировании рынка труда, использованием общественных работ и другое.
Вэтой связи представляется важным, чтобы каждое решение по социальной защитенаселения, каждый проект проходили экспертизу и оценивались с точки зрениявозможности социально защитить людей в процессе будущей реализации, с позицийпротиводействия развитию негативных социальных явлений.
Важнейшийпринцип социальной защиты – ее адресность, то есть осуществление комплекса мерпо поддержке достойных условий существования конкретно нуждающихся людей,попавших в трудную жизненную ситуацию, с учетом их индивидуальных потребностейи возможностей их удовлетворения в соответствии с установленными критериями.Следует отметить, что в современных условиях предоставление средствсуществования старым, больным людям, а также людям, попавшим в труднуюжизненную ситуацию, пока не всегда является адресным и справедливым: пособиянередко выплачиваются не тем, кому они должны выделяться в первую очередь;назначаемые пенсии не в полной мере учитывают трудовой стаж граждан, узокперечень социальных услуг и другое.
Адресностьсоциальной защиты, основанная на научных методах и расчетах и учитывающаяиндивидуальную трудную жизненную ситуацию конкретного человека является средствомобеспечения социальной справедливости и фактором активизации его внутреннегопотенциала. Благодаря принципу адресно удается достичь главное – помочь людям,оказавшимся в трудной жизненной ситуации, поощрить и поддержать их социальнуюинициативу и активность, их стремление самостоятельно разрешать возникшиепроблемы.
Вусловиях ухудшения экономического положения возникла потребность в критерияхоценки нуждаемости в материальной помощи и механизмах, обеспечивающихадресность.
Наиболееоптимальными критериями предоставления адресной социальной помощи являются:
— размер совокупного семейного или среднедушевого дохода – он должен быть нижесуммы установленных на региональном уровне прожиточных минимумов всех членовсемьи по социально-демографическим группам или по соответствующей величинерегионального прожиточного минимума (ниже уровня минимальной заработной платы,минимальной пенсии и других). Следует, однако, заметить, что использованиесреднедушевого дохода в качестве единственного критерия, без учетапотенциальных возможностей клиентов иметь дополнительный доход (например, засчет вторичной занятости, сдачи в аренду квартиры, машины, гаража и так далее),может стимулировать иждивенчество и не способствует развитию инициативы исоциальной активности нуждающихся;
— отсутствие средств к существованию;
— одиночество и неспособность к самообслуживанию;
— материальный ущерб или физические повреждения (вследствие стихийных бедствий,катастроф, в результате исполнения служебных обязанностей и других).
Адресностьсоциальной защиты позволяет полнее использовать ресурсы социума для оказанияпомощи человеку, учитывая, что именно в социуме проявляется вся совокупностьусловий и факторов, окружающих человека, составляющих поле егожизнедеятельности и влияющих на его социальное самочувствие, образ жизни.
Принципадаптивностисистемы социальной защиты населения означает, что онадолжна предусматривать упреждающий пересмотр социальных нормативов в условияхинфляции и экономической нестабильности, снижения занятости; своевременноеразвитие правовой базы организационных структур; обновление методовосуществления и другие. Адаптивность системы социальной защиты населенияозначает ее способность к самосовершенствованию, развитию самозащитнойактивности и инициативы самих социальных субъектов, их способности ксамопомощи, проявлению собственных средств социальной защиты. Это особенноважно, когда речь идет о социально-демократических, профессиональных и иныхгруппах населения, региональных общностях.
Принципомсоциальной защиты является ее многосубъектность. Важнейший субъект социальнойзащиты населения – государство. Оно разрабатывает и осуществляет социальнуюполитику в области социальной защиты, стремится сделать ее сильной иэффективной, учитывает региональные факторы при ее проведении. Реализуя своиважнейшие функции – целеполагания и организационного воздействия на социальныепроцессы в обществе, эффективного регулирования и контроля социальной сферы, — государство обеспечивает минимальный уровень социальных гарантий, создаетсоциально гарантированные условия для жизнедеятельности людей, поддерживаетоптимальные отношения между доходами активной части населения инетрудоспособных граждан, минимальными размерами оплаты труда, пенсий,стипендий, социальных пособий и величиной прожиточного минимума, создаетусловия для укрепления здоровья населения, роста его образованности и культуры,решения жилищных проблем. Государство влияет на функционирование системысоциальной защиты населения, утверждая государственный бюджет, а также бюджетыдругих находящихся в государственной собственности источников финансирования (вРоссии к ним относятся внебюджетные социальные фонды – пенсионный, социальногострахования, обязательного медицинского страхования и занятости).
Эффективнымэлементом их воздействия на решение вопросов социальной защиты населенияявляются коллективные договоры, которые в условиях рыночных отношенийстановятся основным документом хозяйствования. Реализуя социально защитныефункции, профсоюзы обеспечивают необходимые производственные и социальныеусловия для жизнедеятельности членов коллектива их социальной защиты. Практикасоциального партнерства государства с профсоюзными организациями,предпринимателями становится важным условием активизации их роли в социальнойпомощи и поддержке нуждающимся членам.
Субъектомсоциальной защиты населения являются общественные объединения, обеспечивающиеобщественную поддержку и заинтересованное участие миллионов граждан в созданиии функционировании современной модели социальной защиты.
Ещеодин субъект социальной защиты – работодатели [9,21]. Они обеспечиваютобязательные условия социальной помощи и поддержки наемных работников(минимальный уровень заработной платы, обязательное страхование поустановленным нормативам, пенсионное, социальное, медицинское, по безработице,социальные выплаты и компенсации, относимые на фонд оплаты труда, и другие).Возможности работодателей в качестве активных субъектов социальной защитыиспользуются далеко не в полную меру. Располагая значительными финансовымиресурсами, многие из них могут создавать на своих предприятиях рабочие места,развивать социальные блага – бесплатные путевки, выдачу долгосрочныхбеспроцентных кредитов и так далее.
Названныепринципы выражают объективные закономерности развития общества, его социально-экономическойжизни, но имеют и субъективную сторону. Они реализуются в процессе создания иразвития системы социальной защиты, в процессе реализации функций социальнойзащиты и обогащения их новым содержанием. Функции – это относительно самостоятельные,но тесно связанные между собой виды деятельности по социальной защите человека,оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Важнейшими из них являются:
— экономическая;
— хозяйственно-бытовая;
— психолого-педагогическая;
— социально-медицинская;
— юридическая;
— культурно-досуговая;
— организации труда и другие.
Впроцессе развития системы социальной защите населения функции меняются,наполняются новым содержанием за счет инновационных технологических приемов,комплексности оказываемых услуг и расширения сферы их применения, повышенияпрофессионализма специалистов.
Вэтом находит отражение процесс освоения нового содержания деятельности посоциальной защите, его все более четкая ориентация на оказание многостороннейподдержки нуждающегося человека, обеспечение его личного участия в разрешениивозникших проблем и трудностей, совершенствование отношений между людьми врамках различных систем помощи населению.

Глава 2. Социальнаязащита населения в кризисный период
 
2.1 Социальная защитанаселения в кризисный период
После десяти летнепрерывного экономического роста и повышения благосостояния людей Россиястолкнулась с серьезнейшими экономическими вызовами. Глобальный экономическийкризис приводит во всех странах мира к падению производства, росту безработицы,снижению доходов населения.
Мировой ВВП упал в 2009году почти на полпроцента. Практически во всех странах значительно снизилисьдоходы населения.
У воздействия глобальногоэкономического кризиса на Россию есть свои особенности, связанные снакопленными деформациями структуры экономики, недостаточной развитостью рядарыночных институтов, включая финансовую систему.
Правительством Россииразработана и реализуется комплексная программа по стимулированию деловойактивности и социальной поддержке граждан в условиях мирового финансовогокризиса. Однако, в целом преобразования в социальной сфере сдерживаютсявследствие недостаточной ресурсной обеспеченности и слиянием Министерстваздравоохранения и Министерства труда и социального развития, а направленность имасштабы национальных проектов, федеральных целевых программ, международныхпроектов социального профиля пока не в полной мере соответствуют перечню иостроте проблем, связанных с социальной защитой уязвимых групп населения,снижением уровня бедности в стране.
В 2009 году и впоследующие годы Правительство Российской Федерации намерено значительноактивизировало использование всех имеющиеся инструментов экономической исоциальной политики в целях недопущения необратимых разрушительных процессов вэкономике, подрывающих долгосрочные перспективы развития страны, обеспечиваяпри этом и решение стратегических задач.
Для повышенияустойчивости к кризисным явлениям в экономике важно укрепление национальныхсистем социальной защиты. Системы социальной защиты могут быть объединены спрограммами наращивания человеческого потенциала. При оценке и разработкесистем социальной защиты страны и их партнеры в области развития должныиспользовать следующие методы: картирование — определение и мониторинг групп населенияи соответствующего уровня их уязвимости; точно регулируемая адресная помощь врамках программ помощи социально уязвимым группам населения; одинаковый подходк бенефициарам — программы должны быть справедливыми в плане предоставленияпомощи одинакового уровня домохозяйствам, находящимся на одинаковом уровнебедности (горизонтальное равноправие), и могут оказывать более щедрую помощьсамым бедным бенефициарам (вертикальное равноправие) [3]. При этом, системысоциальной защиты должны быть неразрывно связаны со средствами управлениярисками, с тем, чтобы совместно смягчать воздействие возникающих кризисов икатастроф. Система должны индексироваться и предусматривать механизмкорректировки уровня пособий с учетом тенденций цен на продовольствие и инфляции.Они должны включать наиболее эффективные средства предоставления помощи,позволяющие довести ее до уязвимых групп населения, и улучшать связи с другимибазовыми социальными службами. В этой связи необходимо расширение возможностейпо разработке и реализации политики и программ социальной защиты в целяхсоздания основы для введения и/или увеличения масштаба существующих программадресной помощи. Необходим переход к более эффективным программам по мере налаживанияи совершенствования механизмов отбора бенефициаров и инструментария дляэффективного осуществления программ в соответствии с уровнем национальныхвозможностей. Необходимо обеспечить подотчетность и прозрачность в областииспользования ресурсов за счет профилактики и снижения соответствующих реальныхи потенциальных угроз и устранения возможных причин несправедливых отношениймежду различными субъектами в целях повышения гражданской ответственности иуверенности в справедливости и эффективности систем социальной защиты.
В условиях кризиснойситуации, роста безработицы и инфляции крайне актуально усилить меры социальнойподдержки семей с детьми, которые в первую очередь попадают в «зону риска»бедности — малообеспеченные и многодетные семьи, семьи с одним родителем,беременные женщины и т.п. Необходимо принять пакет антикризисных мер социальнойзащиты семей с детьми на федеральном уровне, в том числе: предоставить право вслучае ликвидации предприятия или прекращения срока трудового договора матери(отцу), имеющим право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, получатьодновременно и пособие по безработице в случае признания её (его) безработной(безработным), а также беременной женщине получать одновременно пособие побеременности и родам, а также пособие по безработице (одинокой беременной женщине- в повышенном размере) в случае признания её безработной; установить мужчине,признанному безработным специальную надбавку до максимального размера пособияпо безработице на период его действия, если его жена находится в отпуске побеременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком; установить безработнымродителям, имеющим детей в возрасте до 16 лет, надбавку к пособию побезработице в размере 10% от назначенного пособия на период его действия;удвоить стандартный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц дляналогоплательщика, на обеспечении которого находится ребенок (дети) в случае,если другой родитель признан безработным или находится в отпуске по уходу заребенком, или супруга находится в отпуске по беременности и родам. Для покрытиязатрат на реализацию антикризисных мер поддержки семей с детьми необходимо:увеличить тариф отчислений в ФСС на 0,5% в пользу детей работников (сейчас 3%), нестраховые выплаты производить за счет бюджета; восстановить страхованиепо безработице вместо современного бюджетирования, как более свойственногорынку метода регулирования труда и доходов; использовать для предлагаемыхвыплат по безработице запланированные средства федерального бюджета нареализацию региональных программ занятости в 2009 году; создать в субъектахРоссийской Федерации фонды поддержки семей с детьми, находящихся в труднойжизненной ситуации, по аналогии с федеральным фондом поддержки детей,находящихся в трудной жизненной ситуации; ввести двухступенчатую (13 % и 15 %)шкалу налога на доходы физических лиц; увеличить акцизы на табачные изделия иалкоголь в пользу мер поддержки семей с детьми; использовать экономию средствпо выплате материнского капитала из предусмотренных ныне федеральным бюджетом(70 млрд. в 2010г. и 100 млрд. в 2011г.); ввести налоговые преференции дляорганизаций, реализующих социальные программы (учет coциальных затрат в себестоимости и пр.).
Кризис,распространившийся на все территории, по-разному отразился на уровне жизни всехслоев населения. Если в период экономического роста, когда частьтрудоспособного населения, занятая в сфере наемного труда, имела возможностьреализовать свой трудовой потенциал, а успешный частный бизнес через механизмперераспределения доходов в форме налогов и непосредственно в виде благотворительностиподдерживал беднейшие слои населения, государство оказывало адресную помощьнаиболее нуждающимся социальным группам. Во время же экономического спадасоциальная функция государства выходит на первый план, а государственныйпатернализм вынужденно распространяется на все общество. Именно такой подходпозволяет сохранить человеческие и трудовые ресурсы, социальную итерриториальную целостность страны, избежать групповой и национальнойконфронтации, повысить управляемость и контроль за развитием ситуации и вконечном счете создать предпосылки для выхода из кризиса.

2.2 Антикризисные меры правительстваРФ в сфере социальной защиты населения
Антикризисные мерыправительства РФ были сформулированы в начале 2009 г., когда основные тенденции спада экономики уже были зафиксированы в статистических данных.
Комплекс намеченныхдействий в социальной сфере имел своей целью:
· обеспечить нижнююграницу потребления для нетрудоспособных, а также временно потерявших работу;
· стабилизироватьматериальное положение участников системы минимальных социальных гарантий;
· не допуститьувеличения численности населения, живущего за чертой прожиточного минимума;
· способствоватьзамедлению темпов роста безработицы;
· смягчить снижениедоходов трудоспособного населения.
Приведенный переченьнаправлений показывает, что основной задачей было предотвращение ростабедности, особенно среди пожилого населения. К двум индексациям страховой частипенсии в феврале и апреле 2008 г., добавилось в августе, когда уже кризиснаступил, одновременное ощутимое повышение базовой части пенсии на 15%, истраховой части — на 8% (табл.1) [4].
Несмотря на сокращениедоходов бюджета, в 2010 г. были предприняты дополнительные меры по повышениюжизненного уровня пенсионеров. Пенсионный капитал, заработанный человеком доначала пенсионной реформы т. е. до 1 января 2002 г., переоценивается с увеличением на 10%, и за каждый год работы в советский период (до 1991 г.) прибавка составит 1%. Пересчет пенсий коснется 36,5 млн. чел.

Таблица 1
Этапы повышения базовой истраховой части пенсийБазовая часть Страховая часть дата размер повышения, % дата размер повышения, % 2008 год 01.02 12,0 01.04 7,5 01.08 15,0 01.08 8,0 2009 год 01.03 8,7 01.04 17,5 01.12 31,4 01.08 7,5
Вторая задача пореализации антикризисных действий в социальной сфере нацелена на устранениеситуации, в которой часть пенсионеров живет за чертой бедности — для этоговводятся специальные социальные доплаты неработающим пенсионерам. В результате,пенсия со всеми социальными выплатами и доплатами будет не меньше величиныпрожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания. На повышение пенсийи социальные доплаты ассигновано 4,4 трлн. руб. бюджетных средств Пенсионногофонда РФ.
Социальные доплаты,позволяющие поднять уровень пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера,получили с 1 января 2010 г. почти 5,7 млн. неработающих пенсионеров, в томчисле 3,2 млн. чел. — из федерального бюджета, а 2,470 млн. чел. установленарегиональная социальная доплата. Такое разделение связано с разбросом значениярегионального прожиточного минимума пенсионера вокруг среднего по РФ. Еслипенсионер проживает в регионе, где прожиточный минимум ниже, чем в среднем постране, он получает федеральную доплату.
В условиях ухудшенияэкономической ситуации государство, включив социальную защиту населения в числоприоритетных направлений антикризисной программы, при общем сокращениибюджетных расходов не только выполнило ранее взятые социальные обязательства,но и дополнительно увеличило финансирование социальной сферы.
Все социальные выплаты ипособия, финансируемые из федерального бюджета, в первую очередь пакетгосударственных пособий на детей, материнский (семейный) капитал, а такжевыплаты, производимые в рамках законодательства о социальной поддержкеотдельных категорий граждан, были проиндексированы с учетом прогноза инфляции.На данные цели было выделено 12,7 млрд. руб. С 1 января 2009 г. все социальные выплаты были проиндексированы на 8,5%, с 1 апреля 2009 г. — на 13%. В результате, размер пособия по уходу за первым ребенком составил 1873 руб., завторым и последующими детьми — 3746 руб., пособие при рождении ребенка достигло9989 руб. Материнский капитал в результате индексации с 1 апреля 2009 г. составил 312,16 тыс. руб.
Увеличены выплаты побеременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка, а такжематеринский капитал: все они проиндексированы с 1 января 2010 г. на 11%. Верхний предел пособия по беременности и родам составит около 35 тыс. руб. (в 2009 г. — 25,39 тыс. руб.), исходя из максимального (415 тыс. руб.) размера заработной платы, скоторой будут начисляться страховые взносы [4]. При меньшей заработной платепособие по беременности и родам будет устанавливаться в размере 100% от суммызаработка (ранее — 40%). Максимальное пособие по уходу за ребенком составит13,833 тыс. руб. (в 2009 г. — 7,492 тыс. руб.). Размер материнского капиталадостигнет 343,378 тыс. руб.
Таким образом,сохраняются достигнутые результаты по поддержанию уровня жизнинетрудоспособного населения и продолжится реализация намеченных ранеенаправлений социальной политики в области развития системы пенсионногообеспечения и помощи семьям, имеющим детей. Бюджетные расходы на охрануматеринства и детства предполагается в 2010 г. увеличить на 3,1%.
Однако в основном откризиса пострадало занятое в экономике трудоспособное население, поставленноеперед фактом абсолютного сокращения доходов и угрозой их полной потери. Ссередины 2008 г. наметился рост численности безработных, увеличениепросроченной задолженности по заработной плате и снижение в реальном выраженииначисленной (рис. 1).
/>
Рисунок 1. Динамиказанятости и заработной платы.
Среднедоходные слои этотпроцесс затронул по двум направлениям. С одной стороны, работу теряетуправленческий персонал: менеджеры среднего и высшего звена, лица творческихпрофессий, дизайнеры, специалисты по рекламе, по связям с общественностью,занятые в издательском бизнесе и т. п. Это — лица, имевшие уровеньматериального достатка выше среднего, высокие жизненные притязания и определенныйобщественный статус, возраст, близкий к среднему, не готовые к радикальнымпеременам.
Другая часть среднегокласса — ИТР и высококвалифицированные рабочие кадры, работавшие в реальномсекторе экономики, среднего и выше возраста, и низкого уровня профессиональнойи территориальной мобильности. Проблемы «белых воротничков» сосредоточены, восновном, в крупных городах, где существует достаточно рабочих мест по многимвидам экономической деятельности, а уровень безработицы изначально был нижесреднего. Беды же второй категории распространены по всей территории, как былопоказано выше, особенно в регионах с преобладанием обрабатывающейпромышленности, концентрируясь в промышленных центрах, имеющих градообразующиепредприятия.
Для снижения социальнойнапряженности в связи с ситуацией на рынке труда Правительство РоссийскойФедерации разработало комплекс специальных мер [5], действующих одновременно понескольким направлениям.
В оперативном режимеконтроль за состоянием рынка труда проводится с помощью еженедельногомониторинга увольнений работников в связи с ликвидацией организаций илисокращением персонала, а также перевода ряда предприятий на сокращенный рабочийдень.
Для информированияработников во всех субъектах РФ организованы консультационные пункты и телефонные«горячие линии», а также специальный информационный портал «Работа в России» сеженедельным обновлением перечня вакансий, объединяющего официальную информацию85-ти региональных служб занятости и 2450 муниципальных центров занятостинаселения. Эта работа призвана содействовать занятости безработных, незанятыхграждан и граждан, подверженных риску увольнения.
Для обеспеченияприоритетного права российских граждан на трудоустройство предусмотрен ряд мерорганизационного характера:
·  в 2009 г. в 2 раза уменьшены по сравнению с предложениями квоты на привлечение в субъекты РФиностранных работников;
·  запланировано организовать 982 тыс.временных рабочих мест и рабочих мест на общественных работах;
·  предусмотрена материальная поддержкана предпринимательскую инициативу 55,8 тыс. чел.;
·  намечено оказание адресной помощи припереезде в другую местность 15 тыс. чел.;
·  предполагается направление наопережающее обучение, профессиональную подготовку, переподготовку и повышениеквалификации 173 тыс. чел.
Обеспечение занятостивыпускников школ, вузов и средних специальных учебных заведений, которымнаиболее сложно найти работу в условиях кризиса — особая задача, требующаязаконодательного решения, позволяющего образовательным и научным организациямсоздавать малые предприятия, что в свою очередь способствует трудоустройствувыпускников учреждений профессионального образования. Предполагается такжераспространение практики целевой контрактной подготовки студентов старшихкурсов на основе договоров с предприятиями. (В августе 2009 г. уровень безработицы среди молодежи 20-24 лет составлял 16,6%, а ее доля в общей численностибезработных — 23,5%.
Но основным направлениемподдержки занятости является финансовое. С начала 2009 г. в 1,5 раза увеличен максимальный размер пособия по безработице: минимальная величина пособияпо безработице составляет 850 руб., максимальная — 4,9 тыс. руб.
Объем бюджетныхассигнований, предоставляемых в виде субвенций бюджетам субъектов РФ наосуществление активных программ содействия занятости безработных, увеличен на33,95 млрд. руб., из них 29,8 млрд. руб. ассигнованы на социальную поддержкуграждан, официально признанных безработными. Фонд оплаты труда федеральныхбюджетников с 1 декабря 2008 г. увеличился на 30%. Основной эффект реализацииэтой меры пришелся на 2009 г. В целях поддержания уровня доходов работниковбюджетных организаций предусмотрено включение расходов на их заработную плату вперечень расходов, защищенных от сокращения.
В целом предпринятыеусилия, если и не снизили уровень безработицы до уровня докризисного периода,то во всяком случае приостановили ее рост. В 2010 г. субвенции субъектам Федерации на проведение мероприятий по повышению уровня занятости сталина 15% больше.
Необходимо также иметь ввиду, что комплекс перечисленных мер не только направлен на стабилизацию рынкатруда, он должен способствовать структурной перестройке экономики, развитиюмалого предпринимательства, в частности на базе научных учреждений и высшихучебных заведений, и самозанятости граждан.
Обеспечение населенияжильем относится к числу тех перспективных направлений социальной защиты,реализацию которых предполагается продолжить в рамках антикризисной программы сцелью смягчения социальных и территориальных различий.
На фоне кризисных явленийпроявилась позитивная тенденция в области государственной жилищной политики. Сначала жилищной реформы государством был выбран рыночный подход к решениюжилищного вопроса в сочетании со специальными программами и проектами,направленными на защиту и целевую поддержку интересов отдельных категорийнаселения. В условиях кризиса правительству пришлось обратить более пристальноевнимание на проблему жилищного строительства, причем не только как на способудовлетворения определенных потребностей населения, но и как на видэкономической деятельности, способствующий развитию смежных отраслей:промышленности строительных материалов, производства строительной техники,создания инженерной и бытовой инфраструктуры. Ряд мер, направленных наподдержку отрасли, имеет характер административно управленческих иинспекционно-контрольных. К ним относятся совершенствование градостроительнойдеятельности и постоянный мониторинг динамики состояния строительной отрасли(включая промышленность строительных материалов) и жилищно-коммунальногохозяйства. Поддержка строительного комплекса будет осуществляться также путемпредоставления регионам средств из Фонда содействия реформированию ЖКХ напереселение граждан из аварийного жилого фонда. По программе переселенияграждан из аварийного жилищного фонда расселены 253 аварийных дома, в которыхпроживали 5 922 чел.
В качестве антикризисныхмер предусмотрена поддержка промышленности строительных материалов и отдельныхстроительных компаний. Внушительный пакет мер, адресованных непосредственнонаселению, продолжает начатые направления жилищной политики. К ним относятся: реализацияфедеральной целевой программы «Жилище» (суммарно — 61,4 млрд. руб.), а именновыполнение государственных обязательств перед отдельными категориями граждан:реализация государственных жилищных сертификатов (для военнослужащих,увольняемых из Вооруженных сил РФ; выезжающих из районов Крайнего Севера),обеспечение жильем молодых семей, всех ветеранов Великой Отечественной войны(субвенции субъектам РФ — 35,0 млрд. руб.).
Предусмотреностимулирование спроса населения на жилье, помимо реализации временныхантикризисных мер по поддержанию ипотечного кредитования, налоговымипослаблениями. Увеличена сумма имущественного вычета при исчислении НДФЛ припокупке жилья с 1 до 2 млн. руб. Кроме того, организациям разрешено включать всостав расходов суммы, внесенные в возмещение затрат работников на уплатупроцентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилогопомещения в размере, не превышающем 3% суммы расходов на оплату труда.
Поддержание системыжизнеобеспечения населения, которая охватывается понятием социальнойинфраструктуры, также относится к числу всеобъемлющих социальных гарантий.
Рост тарифов нажилищно-коммунальные услуги, постоянно опережающий общий индекс потребительскихцен, влечет за собой непрерывное увеличение расходов государства на помощьсемьям, которые не в состоянии полностью оплачивать эти услуги из своих текущихдоходов.
Общее ухудшениехозяйственной ситуации еще больше обострило состояние ЖКХ как отрасли иположение населения как важнейшего потребителя ее услуг. За 10 мес. 2009 г. тарифы на услуги ЖКХ в среднем увеличились на 19,1%, в том числе на холодное водоснабжение иводоотведение — на 23%, горячее водоснабжение -24,4%, газоснабжение -24,2%,электроснабжение — на 25,1%.
Антикризисная программаподдержки ЖКХ предполагает как дальнейшее развитие и продолжение ранеевыбранных направлений (разработка комплекса мер по реформированию ЖКХ на 2009 — 2011 гг. и формирование системы адресных субсидий для населения), так и новыемеры, в частности, бюджетное субсидирование капитального ремонта жилого фонда.
Непосредственноеиспользование бюджетных средств в качестве антикризисных мер уже приноситположительные результаты. Общий объем средств, предусмотренный дляпредоставления финансовой поддержки субъектам РФ на реализацию региональныхадресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов ипереселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств Фондасодействия реформированию ЖКХ с 2008 по 2011 г., составил 240 млрд. руб. Часть этих средств предполагается, согласно принятому решению о реализацииантикризисных мер выделить на капитальный ремонт многоквартирных домов ипереселение граждан из аварийного жилья по 124 заявкам 78 регионов на общуюсумму 55,02 млрд. руб. Общий объем осваиваемых финансовых средств с учетомдолевого финансирования регионов составляет 116,0 млрд. руб. Выполнениерегиональных адресных программ, финансируемых с участием средств Фонда,обеспечивает занятость 1,5 млн. чел.
Несмотря на совокупноесокращение спроса, удовлетворение таких базовых потребностей населения, какобразование детей и поддержание здоровья, также осталось в числе приоритетовсоциальной политики государства даже в условиях кризиса.
Степень социальнойзащищенности населения всегда служила, с одной стороны, свидетельствомполитической ориентации государственной власти, с другой — показателем уровняэкономического развития. В условиях кризиса государство не только выполнилоранее взятые обязательства по поддержанию уровня жизни отдельных группнаселения, в первую очередь малообеспеченных, но и распространило свою защитуна все население, сохранив ранее обозначенные приоритеты социальной политики ипродолжив, а по некоторым направлениям даже усилив, бюджетное финансирование.Ускоренный рост бедности и ее переход в застойную форму был предотвращен. Этопозволило избежать роста социальной напряженности, сдержало проявлениясоциальной апатии и ухода от действительности.
Усилия власти посохранению социальной сферы, которое рассматривается как основной положительныйитог 2009 г., и их намерения продолжить намеченные меры вселило в населениедоверие к ее способности организовать и возглавить наметившийся перелом вэкономической ситуации и постепенный переход к росту.

Глава 3. Проблемы и перспективыразвития социальной защиты населения
/> 
3.1 Проблемы системы социальнойзащиты населения
Социальная политика в кризисныйпериод должна строится на трех основных принципах: приоритетность проблемсоциальной защищенности населения; повышение роли личного трудового дохода вудовлетворении социально культурных и бытовых нужд населения и ликвидация наэтой основе иждивенчества; организация нового механизма финансированиясоциальной сферы, т.е. переход от государственного патернализма к социальномупартнерству.
Социальная защищенностьнаселения в условиях кризиса требует разграничения социальной поддержки поуровню дохода, степени трудоспособности, а в отдельных случаях – по принципузанятости в общественном производстве. Практически все слои населения нуждаютсяв специальный социальных программах.
Финансирование социальныхпрограмм осуществляется не только за счет государственных средств, но и за счетместных бюджетов, средств предприятий, организаций, населения. Определеннуюроль в социальной защите населения могут сыграть благотворительные фондысоциальной помощи. Политика социальной защиты населения в условиях перехода крынку включает систему социального страхования и общественное вспомоществование.
В современных кризисныхусловиях особую сторону приобрели проблемы безработицы и инфляции. Социальнаязащищенность от безработицы реализуется через подготовку кадров, организациюфонда помощи безработным с установлением величины пособия. Защитой от растущейинфляции, ощутимо снижающей уровень жизни населения, является индексациядоходив т.е. увеличение их номинальной величины для предотвращения сниженияреального их уровня.
Индексация осуществляетсяпутем регулирования номинальной зарплаты, доходов, процентных ставок.Индексация может следовать за повышением цен либо предварять его. В первомслучае она проводится через определенные промежутки времени. Во втором –заранее делаются надбавки к зарплате с учетом предполагаемого роста цен. Нопредварительная индексация нацеливает предприятия на то, чтобы закладывать ростоплаты труда в договорные цены, усиливая тем самым инфляцию.
Падение благосостояниянаселения недопустимо не только по гуманным соображениям, но и поэкономическим, так как подрывает стимулы к эффективной деятельности. Поэтомусоциальные гарантии со стороны государства являются важнейшими факторамиуспешного перехода России к рыночным отношениям.
Условия финансовогокризиса обусловили необходимость корректировки проводимой социальной политики.Такая корректировка окажется эффективной лишь в том случае, если будетучитывать не только негативные, но и позитивные результаты реформ.
Конституция РоссийскойФедерации установливает, что Россия является социальным государством[1,4].Построение государства, которое могло бы быть с полным на то основанием названосоциальным, — задача, не решаемая в один день. Переход от страны«развитого социализма» с низким уровнем жизни населения к богатому ипроцветающему социальному государству очень сложен.
Среди частных проблемсовершенствования социальной защиты основными являются следующие:
1. стабилизацияфинансового положения государственных внебюджетных социальных фондов;
2. погашениезадолженности работникам по заработной плате;
3. расширение источников финансированиясоциальных услуг;
4. совершенствование адреснойсистемы социальной поддержки населения;
5. введение единогопорядка корректировки шкалы и ставок подоходного налогообложения.
3.2 Перспективыразвития системы социальной защиты населения
Основными задачами новойсоциальной политики, построенной с учетом обеспечения социальной поддержкинаселения в условиях экономического кризиса, должны стать: последовательноерешение комплексных проблем, охватывающих вопросы безопасного и устойчивогосоциального развития; повышение уровня и качества жизни граждан; преодолениечрезмерного имущественного расслоения общества и формирование массовогосреднего класса; укрепление института семьи как наиболее устойчивой формысамоорганизации и социализации личности; сохранение и укрепление нравственныхтрадиций и ценностей народов, населяющих Россию; создание условий для достойнойжизни и деятельности будущих поколений; повышение имиджа России в мире.Социальная политика, построенная на принципах социальной защищенности, должнаскладываться из последовательной реализации двух ключевых задач: разработкизаконодательного обеспечения и реализации стандартов качества и уровня жизнироссиян, гарантирующих качество и безопасность жизни и здоровья, образования,быта всех слоев населения, каждой семьи и каждого гражданина России; создания иразвития инфраструктуры широких возможностей для самореализации, саморазвития,собственных инвестиций общества и каждого гражданина в свое будущее и будущеесвоей семьи
В основу реформы социальнойзащиты положены следующие принципы:
1) Перераспределениесоциальных расходов в пользу бедных домохозяйств.
Чтобы высвободитьнеобходимые бюджетные ресурсы, предусматривается сокращение бюджетных субсидийпроизводителям товаров и услуг, а также льгот и выплат, предоставляемых покатегориальному принципу. Необходимо пересмотреть федеральное социальноезаконодательство. Социальная помощь должна предоставляться преимущественно вадресной форме и только тем домохозяйствам, фактическое потребление которых нижепрожиточного минимума.
Для этого органыуправления на региональном и местном уровне должны будут шире использоватьпроцедуры обязательной проверки нуждаемости получателей социальной помощи.Предусматривается также установление ограничений на общее число видовсоциальной помощи и льгот, которые могут предоставляться одновременно одной итой же семье.
Совершенствованиеадресного предоставления помощи может значительно улучшить положение малоимущихсемей. Тем не менее, для ограниченного числа получателей, таких как ветераныВеликой Отечественной войны, ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС, ГероиСоветского Союза и России, категориальные льготы сохраняются независимо от ихматериального положения.
2) Перераспределениеполномочий по реализации федерального социального законодательства. Стратегияреформирования социального сектора предполагает изменение действующего порядкавзаимодействия органов власти федерального и регионального уровня и местногосамоуправления в области социальной защиты.
В целом предполагаетсяпередача большего объема полномочий по определению размеров и формпредоставления помощи на региональный и муниципальный уровень. Механизмы,призванные обеспечить адресность государственной социальной помощи, могутварьироваться в региональном разрезе в зависимости от бюджетных возможностейтерриторий, уровня жизни, особенностей занятости населения, местных традиций.
Потребности регионов вфинансировании социальной помощи должны определяться на основе анализа уровнябедности и учитываться при определении величины федеральных трансфертов. Новаясистема потребует усиления методической роли федеральных органов социальнойзащиты населения, включая разработку методик и типовых нормативных документов.
3) Диверсификацияобслуживания. Приоритетные задачи в этой сфере — расширение возможностейграждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми услугами, по выборупроизводителей услуг, в том числе в области здравоохранения и образования, атакже диверсификация форм предоставления услуг на основе активного вовлечениянегосударственного сектора. Предусматривается обеспечение равноправного доступак государственному финансированию через механизм социального заказа длягосударственных и негосударственных организаций, предоставляющих социальныеуслуги.
Учитывая международнуюпрактику, а также отечественный опыт, можно предложить в качестве основныхпринципов социальной защиты работающего населения следующие:
— социальнаяответственность государства и общества за бережное отношение к личности изащиту его многочисленных прав;
— социальнаясправедливость, т.е. обеспечение равных условий труда, его охраны, защитыздоровья и получения компенсаций достаточного уровня при утрате здоровья итрудоспособности, разного рода реабилитационной помощи;
— всеобщность иобязательный характер социальной защиты работников от социальных ипрофессиональных рисков, минимизация их уровня, открытость и доступностьинформации;
— многосубъектностьсоциальной защиты. Ее субъектами являются государство, предприниматели,товарищества социального страхования, профессиональные организации трудящихся идругие заинтересованные в социальной защите населения организационные структурыобщества;
— солидарность субъектовсоциальной защиты в целях обеспечения ее наибольшей эффективности, еемногоаспектности и разнонаправленности, минимизации социальных ипрофессиональных рисков, оптимального распределения соответствующегофинансового бремени между участниками на основе заключения социальныхдоговоров;
— разноадресностьсоциальной защиты, широкие спектр ее форм и степень охвата, начиная от гарантийдля всех трудящихся и заканчивая обеспечением отдельных категорий населения, втом числе конкретных лиц;
— экономическая исоциальная свобода трудящихся в сочетании с их личной ответственностью засохранение здоровья, трудоспособности, с правом объединения в союзы дляобеспечения собственной защиты.
Высокая степеньсоциальной защиты включает в себя меры не только финансового характера, но имедицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию. Решать эти проблемысегодня не просто, но необходимо. С целью повышения защиты требуется«объединить институт возмещения ущерба, государственное социальноестрахование и социальное обеспечение», в последнее включаются пенсионноеобеспечение, санаторно-курортное лечение и др., и «преобразовать их вединый институт социального страхования от несчастных случаев напроизводстве».
По этой причинерассчитывать на значительные успехи при проведении социальной политики и надостижение высокого уровня социальной защищенности населения — до стабилизацииэкономического положения страны — несомненно сложно. Но и достижениеэкономической стабильности дело весьма трудоемкое. Более того, весьмаболезненным для населения оказался этап либерализации цен, период проведенияжесткой финансовой политики, без которых невозможен был переход к рынку, нельзябыло остановить так называемую инфляционную спираль.

Заключение
Рассмотренные в курсовойработе проблемы системы социальной защиты в условиях кризиса требуют незамедлительногорешения. Именно из-за социальной благоустроенности зависит эффективностьпроизводства, благосостояние государства. Социальная забота государства о своихгражданах требует больших финансовых вложений. На первый взгляд не видимаяотдача от этих вложений приумножит благосостояние не только населения, но исамого государства. То как государство проводит социальные программы можносудить об уровне жизни наименее обеспеченных слоев общества и то,0 какую частьзанимает эта группа населения в общем населении страны.
Преобразованияв политической, экономической и социальной областях, осуществляемые вгосударстве, предусматривают проведение активной социальной политики, котораядолжна основываться на правильно выстроенной системе приоритетов, поэтапномрешении круга социальных проблем, выработке механизмов эффективногоиспользования ресурсов, выделяемых на социальные цели, согласованияобязательств государства и реальных возможностей для их финансирования.Важнейшим аспектом государственной социальной политики является социальная защитанаселения. В современных условиях принят ряд законов, декларирующихпредоставление нуждающимся категориям населения равных с другими гражданамиправ и свобод, предусмотренных Конституцией РФ. Однако, из-за тяжелогофинансового положения на федеральном и региональном уровнях их реализация частоограничена.
Всложившихся экономических условиях предпринимаются меры, направленные насмягчение отрицательных последствий резкого падения уровня жизни и на частичнуюкомпенсацию потерь наиболее нуждающимся группам населения. Создаются механизмысоциальной поддержки семей с детьми, ветеранов, инвалидов, граждан, потерявшихработу и других категорий населения. Однако, многие льготы, компенсации,социальные выплаты и пособия вводятся нередко без учета материального положениясемей и реальных возможностей людей обеспечить собственное благополучие. Врезультате ограничивается возможность для оказания помощи тем, ктодействительно в ней нуждается.
Государствоиграет важнейшую роль в организации социальной защиты населения, организуяпенсионное обслуживание и обеспечение пособиями, социальное обслуживание,медико-социальную экспертизу, реабилитацию инвалидов и оказаниепротезно-ортопедической помощи, социальную помощь семье и детям, подготавливаязаконодательство по социальной защите населения, положения по основамсоциальной политики, социальные нормативы и рекомендации для разработкирегиональных социальных программ, обеспечивая внешнеэкономическое имеждународное сотрудничество, анализируя и прогнозируя уровень жизни различныхкатегорий населения и т. д. Что касается субъектов РФ, то они должныобеспечивать и решать производственно-экономические задачи, развивать плановуюи финансово-экономическую деятельность, создавать различные фонды социальнойпомощи, решать экономические проблемы и т. д. Велика в субъектах РФ рольорганов социальной защиты, так как именно они призваны проводить политикугосударства, направленную на формирование устойчивых связей между различнымиуровнями организационной системы, которая устанавливает социальные отношения вобществе, обеспечивает людей потенциальными жизненными благами дляудовлетворения их потребностей, развивает экономическую самостоятельность вуправлении.
Насовременном этапе в социальной защите населения Российской Федерации выделяетсячетыре приоритетных направления, которые базируются на соответствующихнормативно-правовых актах. Во-первых, это социальная защита детей, детства иотрочества, во-вторых, это социальная защита трудоспособного населения,в-третьих, это социальная защита нетрудоспособных граждан, в-четвертых, этосоциальная защита семьи. Однако каждый субъект Российской Федерации,основываясь не только на социально-экономической обстановке в стране, но и насобственных социально-экономических проблемах, строит свою систему социальнойзащиты населения, оказывая большее или меньшее предпочтение той или инойкатегории граждан, нуждающихся в помощи, своеобразными являются инормативно-правовые и финансовые основы организации социальной защитынаселения, обусловленные спецификой того или иного региона или муниципальногообразования.
Поэтому эффективнаясоциальная политика государства является одной из первоочередных задач выходаРоссийской экономики из кризиса.

Список литературы
 
1. КонституцияРоссийской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) / РГ. 25 декабря 1993 г.
2. Айзинова И.М.Социальная защита населения в периоды экономического роста и спада //Научныетруды ИНП РАН. М.: МАКС Пресс, 2009.
3. Кириков А.С.Основные направления реализации стратегии социальной защиты в условиях кризиса// Журнал правовых и экономических исследований. — 2009. – № 2
4. Официальный сайтМинздравсоцразвития РФ www.minzdravsoc.ru
5. Программаантикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 г. www.economy gov.ru
6. Регионы России.Социально-экономические показатели. 2009: Р32 Стат. сб. / Росстат. — М., 2009. — 990 с.
7. Селезнев А.З.Ограничения экономического роста в России. // Проблемы прогнозирования. – 2002.– №6. С. 29-43
8. Словарь-справочникпо социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. — М.: Юрист, 2000. — 424 с.
9. Смирнов С. Н.Региональные аспекты социальной политики /С.Н. Смирнов. – М.: Гелиос АРВ, 1999.– 320 с
10.   Социальная политика: Учебник / Подобщ. ред. Н.А. Волгина. – М.: Экзамен, 2003. 737 с.
11.   Социальная работа: теория ипрактика: Учеб. Пособие / Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н. А.С.Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2004.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.