Реферат по предмету "Экономика"


Оценка деятельности предпреятия

--PAGE_BREAK--

Глава 2. Расчетная часть

2.1 Исходные данные

Таблица 1

Исходные данные



Показатели

Единицы измерения.

Вариант 3

пред. год.

тек. год.

 

 

Доходы от услуг

тыс. руб.

28800

34560

Затраты на производство

тыс. руб.

23800

28200

В том числе: заработная плата

тыс. руб.

9280

10760

отчисление на социальные нужды

тыс. руб.

3304

3831

материальные затраты

тыс. руб.

1440

1740

амортизация основных средств

тыс. руб.

5940

7210

другие статьи затрат

тыс. руб.

3836

4659

Среднегодовая стоимость всего капитала(актива)

тыс. руб.

85400

104000

в том числе: основные производственные средства

тыс. руб.

65320

83350

Среднегодовая численность работников

чел

90

88

Прибыль прочая и от

тыс. руб.

230

240

внереализационных

тыс. руб.

операций

%.

Льготы та налогу на прибыль

 

720

580

Ставка налога на прибыль

%.

24

24

Распределение чистой прибыли:

%.

 

 

фонд накопления

%.

75

75

фонд потребления

%.

15

15

дивиденды

%.

10

10




2.2 Раздел 1. Доходы от услуг, затраты на производство

Социально-экономическое развитие России в период развития рыночных отношений сопровождается качественными структур­ными сдвигами в сторону интенсификации производства.

В этих условиях важным фактором дальнейшего развития любого предприятия является превышение поступлений денежных средств по сравнению с платежами. От наличия или отсутствия доходов будет зависеть в конечном счете возможность функционирования фирмы, ее конкурентоспособность и финансовое состояние.

В свою очередь важнейшими факторами роста доходов являют­ся увеличение объема производства и реализации продукции, внедрение научно-технических разработок, а следовательно, по­вышение производительности труда, снижение себестоимости, улуч­шение качества продукции. В условиях развития предприниматель­ской деятельности создаются объективные предпосылки реального претворения в жизнь указанных факторов.
Основной источник доходов фирмы — выручка от реализации продукции, а именно та ее часть, которая остается за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на производство и реализацию продукции. Поэтому важная задача каждого хозяйству­ющего субъекта — получить больше прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в расходо­вании средств и наиболее эффективного их использования.
Выручка от реализации продукции исчисляется в действующих ценах. В условиях радикального изменения управления экономикой объем выручки от реализации продукции становится одним из важнейших показателей хозяйствующих субъектов. Данный показа­тель создает заинтересованность трудовых коллективов не столько в росте количественного объема выпускаемой продукции, сколько в увеличении объема реализованной продукции (с учетом сниже­ния остатков нереализованной продукции).
Это значит, что производиться должны такие изделия и товары, которые отвечают требованиям потребителей и пользуются боль­шим спросом. А для этого необходимо изучать рыночные условия хозяйствования и возможности внедрения производимой продукции на рынок путем расширения объемов ее реализации. С развитием предпринимательства и повышением конкуренции возрастает ответ­ственность предприятий за выполнение принятых на себя обяза­тельств. Таким образом, показатель выручки от реализации продук­ции отвечает требованиям коммерческого расчета и, в свою оче­редь, способствует развитию предпринимательской деятельности.

Заинтересованность предприятий в производстве и реализации качественной, пользующейся спросом на рынке продукции отра­жается на величине прибыли, которая при прочих равных услови­ях находится в прямой зависимости от объема реализации этой продукции.

Выручка от реализации продукции в соответствующих ценах зависит от рыночных условий хозяйствования, наличия или отсут­ствия договоров, путей внедрения товаров на рынок и т.д.

В состав выручки от реализации включаются все поступления за реализованные товары (работы, услуги), а также другое имуще­ство (включая ценные бумаги), имущественные права в денежной или натуральной формах.
Определение выручки от реализации зависит от порядка при­знания доходов: методом начисления или кассовым методом.

При методе начисления выручка от реализации исчисляется по мере отгрузки продукции (работ, услуг) покупателю и предъявле­нии ему расчетных документов, независимо от фактического по­ступления денежных средств. При этом датой получения дохода является день отгрузки товаров (работ, услуг, имущественных прав).

При кассовом методе выручка от реализации определяется по мере оплаты продукции и поступления денег либо на счет фирмы в банке, либо наличными в кассу. Однако организации имеют право определять доходы по кассовому методу только в том слу­чае, если за предыдущие четыре квартала средняя сумма выручки от реализации продукции (работ, услуг) без учета налога на до­бавленную стоимость и налога с продаж не превышала 1 млн руб. за каждый квартал.

Совокупность затрат на производство и реализацию продукции включается в бюджет расходов и определяет структуру себестоимо­сти продукции. В составе себестоимости различают группы затрат, которые детализируются по отдельным видам зат­рат. Например, материальные затраты можно подразделить по кон­кретным видам основных и вспомогательных материалов. Финансо­во-хозяйственная деятельность предприятия в зависимости от струк­туры затрат на производство и реализацию продукции делится на материалоемкую, фондоемкую, трудоемкую и энергоемкую.

Общая характеристика затрат на производство и реализацию продукции может осуществляться в такой после­довательности:

·   определение структуры и видов затрат, составление сметы затрат на основании производственной программы;

·   расчет физического объема и стоимости затрат на единицу продукции;

·   сводный расчет затрат по участкам (цехам) и видам деятель­ности.

Для различных отраслей используются разные методические под­ходы по определению затрат на производство. Чаще всего для сравнительного анализа затрат на производство используются затраты на 1 руб. выпускаемой продукции.

Изменение уровня себестоимости определяется следующим образом:

                                                                                  (1.1.)

где: С1 и С0— соответственно себестоимость отчетного и базисного

периодов.

Себестоимость продукции — это важнейший показа­тель экономической эффективности производства. В ней отражены все стороны хозяйственной деятельности. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятия, темпы расширенного воспроизводства, фи­нансовое состояние субъектов хозяйствования. Себестоимость продукции является качественным по­казателем, в котором отражаются результаты хозяйственной деятельности организации, ее достижения и имеющиеся резервы.

Информационной базой для анализа себестоимости продукции являются данные статистической отчетности «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции предприятия», данные син­тетического и аналитического учета затрат и т. д.

На структуру затрат влияют конкретные условия финансово-хозяйственной деятельности предприятия и различные факторы, к которым относятся:

·        техническая оснащенность производства;

·        уровень автоматизации и механизации труда;

·        природно-климатические условия;

·        месторасположение предприятия;

·        специализация технико-экономической деятельности.

В рамках диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия выполняется расчет влияния каждого фактора на себестоимость продукции. При этом факторы делятся на группы:

·        прямо зависящие от работы предприятия (снижение расхода сырья, материалов, топлива и электроэнергии на единицу продук­ции, изменение структуры потребляемых сырья, материалов, топли­ва и электроэнергии; улучшение использования основных фондов);

·        не зависящие от работы предприятия (природно-климатичес­кие условия и месторасположение предприятия, емкость сырьевой базы, размещение производственных участков, цехов, комплексов). [1,164].

Себестоимость — это финансовые затраты предприятия, направленные на обслуживание текущих расходов по производству и реализации товаров и услуг. Себестоимость включает в себя издержки на материалы, накладные расходы, энергию, заработную плату, амортизацию и т.т. Согласно действующему законодательству РФ, себестоимость учитывается при определении налогооблагаемого дохода.

Получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости продукции.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Получение формулы расчета себестоимости продукции производства
                                                                                                                                      (2)

С – продажная цена, руб.

K1– рабочий курс, руб./у.е.

K2– торговая наценка

S– себестоимость, у.е.

                                                                                                                                   (3)

S1– стоимость сырья, у.е.

S2– стоимость изготовления, у.е.

S3– общецеховые, у.е.

                                                                                                                                             (4)

К3 – коэффициент использования сырья

 — плотность материала, кг/м3

V– объем готовой продукции, м3

P1– стоимость сырья, у.е./кг

                                                                                                                   (5)

К4 – общий коэффициент сложности

P2– стоимость i-той операции, у.е./час.

Т – время, необходимое для проведения i-той операции, час.

i— операция

                                                                                                                                                                  (6)

Fi– параметр готового изделия для данной операции

Zi– производительность операции

Необходимо, чтобы единицы Fiи Ziбыли согласованы между собой. То есть, если Ziпо данной операции определяется в м2/час, то Fiдолжен измеряться в м2.

                                                                                                                          (7)

К5 – коэффициент общецеховых расходов

Итого:





Таблица 2

Структура затрат на производство

Статьи затрат на производство

Абсолютные данные, тыс руб

Структура %

Пред

тек

Пред

тек

Заработная плата

9280

10760

38,99%

38,16%

Отчисления на социальные нужды (ЕСН)

3304

3831

13,88%

13,59%

Материальные затраты

1440

1740

6,05%

6,17%

Амортизация основных средств

5940

7210

24,96%

25,57%

Другие статьи затрат

3836

4659

16,12%

16,52%

Итого:

23800

28200

100,00%

100,00%


Таблица 3

Доходы от услуг связи и затраты на производство, себестоимость услуг











Показатели

Измерения

Абсолютные данные, тыс руб

Темп изменения %

Пред

тек

Доходы от услуг

тыс руб

28800,00

34560,00

120,00%

Затраты на производство

тыс руб

23800,00

28200,00

118,49%

Заработная плата

тыс руб

9280,00

10760,00

115,95%

ЕСН

тыс руб

3304,00

3831,00

115,95%

Материальные затраты

тыс руб

1440,00

1740,00

120,83%

Амортизация основных средств

тыс руб

5940,00

7210,00

121,38%

Другие статьи затрат

тыс руб

3836,00

4659,00

121,45%

Себестоимость услуг (100 руб доходов)

руб

82,64

81,60

98,74%

Зарплатаемкость

руб

32,22

31,13

96,62%

Материалоемкость

руб

5,00

5,03

100,69%

Амортизациоемкость

руб

20,63

20,86

101,15%
    продолжение
--PAGE_BREAK--Рассматривая данные показатели за данные года, можно сделать следующие выводы об изменении результатов. В целом показатели доходности  в текущем году были на 20 % выше, чем в предыдущем, затраты на производство также увеличились на 20 % в среднем. Такое увеличение показателей вызвано снижением себестоимости на 1,25 % и зарплатоемкости на 3,3 %, а также ввиду увеличения оборачиваемости основных средств.
2.3 Раздел 2. Факторы производства, эффективность их использования

Факторы — это элементы, порождающие то или иное явление либо определяющие последовательные стадии действия механизма.

Это общее определение дает представление о чрезвычайно распространенном употреблении термина в экономическом анализе; настолько распространенном, что частое использование сделало его синонимом «причины», а точнее, структурной или постоянной причины. Так, говорят о факторах инфляции, спада, оживления, промышленной концентрации...

Два значения, придаваемые термину «факторы», заслуживают особого внимания ввиду их важности для экономического анализа.

Факторы производства — это сочетание элементов, обеспечивающих производство. Первоначальное различие между первичными факторами производства — трудом и землей (собственно землей и недрами) и производным фактором -капиталом, который сам является результатом приложения труда к природным ресурсам, современный экономический анализ стремится заменить различием между трудом и капиталом, в который включают и природные ресурсы в той мере, в какой они подготовлены для использования в целях производства.

Таким образом, производство возникает в результате различных сочетаний труда и капитала, а предприятие является рамками для этого сочетания. Редкость и необходимость считаться со стоимостью факторов определяют их дозирование. Маргиналистский анализ стремится показать, что оптимальное дозирование имеет место тогда, когда взвешенные показатели маргинальной производительности факторов производства равны между собой и равны единице измерения (маргинальная производительность: соотношение между производительностью и стоимостью последней дозы используемого фактора). В любом случае необходимое сочетание факторов производства не должно вести к забвению того, что в конечном итоге и главным образом капитал рассматривается как овеществленный труд.

Бизнес в любой сфере деятельности начинается с определенной суммы денежной наличности, за счет которой приобретается необходимое количество ресурсов, организуется процесс производства и сбыт продукции. Капитал в процессе своего движения проходит последовательно три стадии кругооборота: заготовительную, производственную и сбытовую.

На первой стадии предприятие приобретает необходимые ему основные фонды, производственные запасы, на второй — часть средств в форме запасов поступает в производство, а часть используется на оплату труда работников, выплату налогов, платежей по социальному страхованию и другие расходы. Заканчивается эта стадия выпуском готовой продукции. На третьей стадии готовая продукция реализуется и на счет предприятия поступают денежные средства, причем, как правило, больше первоначальной суммы на величину полученной прибыли от бизнеса. Следовательно, чем быстрее капитал сделает кругооборот, тем больше предприятие получит и реализует продукции при одной и той же сумме капитала за определенный отрезок времени. Задержка движения средств на любой стадии ведет к замедлению оборачиваемости капитала, требует дополнительного вложения средств и может вызвать значительное ухудшение финансового состояния предприятия.

Достигнутый в результате ускорения оборачиваемости эффект выражается в первую очередь в увеличении выпуска продукции без дополнительного привлечения финансовых ресурсов. Кроме того, за счет ускорения оборачиваемости капитала происходит увеличение суммы прибыли, так как обычно к исходной денежной форме он возвращается с приращением. Если производство и реализация продукции являются убыточными, то ускорение оборачиваемости средств ведет к ухудшению финансовых результатов и «проеданию» капитала. Из сказанного следует, что нужно стремиться не только к ускорению движения капитала на всех стадиях кругооборота, но и к его максимальной отдаче, которая выражается в увеличении суммы прибыли на один рубль капитала. Повышение доходности капитала достигается рациональным и экономным использованием всех ресурсов, недопущением их перерасхода, потерь на всех стадиях кругооборота. В результате капитал вернется к своему исходному состоянию в большей сумме, т.е. с прибылью.

Таким образом, эффективность использования капитала характеризуется его доходностью (рентабельностью) — отношением суммы прибыли к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала.
Для характеики интенсивности использования капитала рассчитывается коэффициент его оборачиваемости (отношение выручки от реализации продукции, работ и услуг к среднегодовой стоимости капитала).
Обратным показателем коэффициенту оборачиваемости капитала является капиталоемкость (отношение среднегодовой суммы капитала к сумме выручки).

Основные средства (ОС) (часто называемые в экономической литературе и на практике основными фондами) являются одним из важнейших факторов производства.

Оценка эффективности использования ОС основана на применении общей для всех ресурсов технологии оценки, которая предполагает расчет и анализ показателей отдачи и емкости.

Показатели отдачихарактеризуют выход готовой продукции на 1 руб. ресурсов.

Показатели емкостихарактеризуют затраты или запасы ресурсов на 1 руб. выпуска продукции.

 Под запасами ресурсов понимают наличный объем ресурсов на отчетную дату по балансу, под затратами – текущие расходы ресурсов, в частности по основным средствам – амортизация.

При сопоставлении запасов ресурсов с объемом выручки за период необходимо рассчитать среднюю величину запасов на тот же период.

Обобщающим показателем эффективности использования ОС является фондоотдача (ФО):

 .

При расчете показателя учитываются собственные и арендованные ОС, не учитываются ОС, находящиеся на консервации и сданные в аренду.

Показатель фондоотдачи анализируют в динамике за ряд лет, поэтому объем продукции корректируют на изменение цен и структурных сдвигов, а стоимость ОС — на коэффициент переоценки.

Повышение фондоотдачи ведет к снижению суммы амортизационных отчислений, приходящихся на один рубль готовой продукции или амортизационной емкости.

Рост фондоотдачи является одним из факторов интенсивного роста объема выпуска продукции (ВП). Эту зависимость описывает факторная модель:

ВП = ОС. ФО.

На основе факторной модели рассчитывают прирост объема выпуска за счет увеличения ОС и роста фондоотдачи:

.

Прирост выпуска продукции за счет фондоотдачи можно рассчитать способом абсолютных разниц:



или интегральным методом:



где ОС0, ОС1 – стоимость основных средств в базисном и отчетном периоде соответственно;

 ФОо, ФО1 – фондоотдача базисного и отчетного периода соответственно

Другим важным показателем, характеризующим эффективность использования ОС, является фондоемкость ОС:

.

Изменение фондоемкости в динамике показывает изменение стоимости ОС на один рубль продукции и применяется при определении суммы относительного перерасхода или экономии средств в основные фонды (Э):

Э = ( ФЕ1 – ФЕо ). VВП1,

где ФЕ1, ФЕо – фондоемкость отчетного и базисного периода соответственно;

VВП1 — объем выпуска продукции в отчетном периоде.

Для разработки технологической политики предприятия необходим углубленный факторный анализ показателей эффективности использования ОС и в первую очередь фондоотдачи.




Таблица 4

Эффективность использования факторов производства











Показатели

Измерения

Абсолютные данные, тыс руб

Темп изменения %

Пред

тек

Среднегодовая стоимость капитала

тыс руб

85400,00

104000,00

121,78%

в том числе среднегодовая стоимость основных производственных средств

тыс руб

65320,00

83350,00

127,60%

Среднегодовая численность работников

чел

90,00

88,00

97,78%

Доходы от услуг

тыс руб

28800,00

34560,00

120,00%

Капилалоотдача

руб\руб

0,34

0,33

98,54%

Фондоотдача

руб\руб

0,44

0,41

94,04%

Капилалоемкость

руб\руб

2,97

3,01

101,48%

Фондоемкость

руб\руб

2,27

2,41

106,34%

Фондовооруженность труда

тыс руб\чел

725,78

947,16

130,50%

Производительность труда

тыс руб\чел

320,00

392,73

122,73%

Среднегодовая заработная плата

руб\чел

103,11

122,27

118,58%

Зарплатоемкость услуг

руб

0,32

0,31

96,62%

Доля прироста доходов, обеспеченная за счет роста производительности труда

%

 

х

78,37%

Доля прироста доходов, обеспеченнная за счет роста фондоотдачи

%

 

х

21,63%



Под производительностью труда понимается результативность конкретного живого труда, эффективность целесообразной производительной деятельности по созданию продукта в течение определенного промежутка времени. Перед статистикой производительности труда стоят задачи:
1) совершенствования методики расчета производительности труда;
2) выявления факторов роста производительности труда;
3) определения влияния производительности труда на изменение объема продукции.

В экономической практике уровень производительности труда характеризуется через показатели выработки и трудоемкости. Выработка (W) продукции в единицу времени измеряется соотношением объема произведенной продукции (q) и затратами (Т) рабочего времени: W = q / Т. Это прямой показатель производительности труда. Обратным показателем является трудоемкость: t = Т/ q, откуда W=1/q.

Система статистических показателей производительности труда определяется единицей измерения объема произведенной продукции. Эти единицы могут быть натуральными, условно-натуральными, трудовыми и стоимостными. Соответственно применяют натуральный, условно-натуральный, трудовой и стоимостный методы измерения уровня и динамики производительности труда.

В зависимости от того, чем измеряются затраты труда, различают следующие уровни его производительности.



Она показывает среднюю выработку рабочего за один час фактической работы (исключая время внутрисменных простоев и перерывов, но с учетом сверхурочной работы).



Она характеризует степень производственного использования рабочего дня.



В этом случае в знаменателе отражаются не затраты, а резервы труда.

Средняя квартальная выработка рассчитывается аналогично среднемесячной. В настоящее время среднесписочная выработка характеризуется через соотношение товарной продукции (объема продукции, работ, услуг) и среднесписочной численности промышленно-производственного персонала.

Между вышеперечисленными средними показателями существует взаимосвязь:



где W1ППП – выработка на одного работника;
Wч – среднечасовая выработка;
Пр.д – продолжительность рабочего дня;
Пр.п – продолжительность рабочего периода;
dрабочих в ППП – доля рабочих в общей численности промышленно-производственного персонала.

Производительность труда изучается на разных уровнях – от индивидуальной производительности труда (ИПТ) до производительности общественного труда (ПОТ) в народном хозяйстве всей страны в целом:



Этот показатель исчисляется органами статистики в нашей стране с 1970 г.

Таким образом, действующая система статистических показателей характеризует эффективность только живого труда. Высказываются предложения по исчислению производительности совокупного труда – как живого, так и овеществленного. представленного затратами труда, ранее вложенными в производство в виде средств и предметов труда. Эта проблема особенно обостряется по мере развития механизации и автоматизации производства, когда доля живого труда уменьшается, а доля овеществленного, напротив, возрастает. В связи с этим встает задача выражения и соизмерения затрат живого и овеществленного труда.

Ряд ученых высказывает мнение о необходимости включать в затраты совокупного труда помимо живого и овеществленного еще и затраты труда будущего, т.е. труда, затрачиваемого на ремонт и модернизацию продукта живого и овеществленного труда.

Предлагается также исчислять производительность труда не только работников сферы материального производства, но и занятых в непроизводственной сфере, а под результатом труда понимать как объем продукции, так и объем произведенной информации и оказанных услуг.

Заработная плата составляет один из важнейших элементов себестоимости товаров.

Объективные предпосылки возникновения резервов обусловлены макроэкономическими тенденциями, которые находят проявление в смене фаз экономических циклов. В фазе кризиса происходит процесс, обратный поиску резервов. На данном этапе функционирования актуальным становится проблема реструктуризации бизнеса, заключающаяся в сокращении путем консервации, ликвидации, высвобождения части производственного потенциала предприятия с целью предотвращения потенциального банкротства. Проблема сохранения баланса между производственным потенциалом и долей присутствия на рынке является главной на стадии депрессии. Особенно актуальной задача поиска резервов становится на этапе оживления и экономического роста, когда возникает необходимость определения резервов экстенсивного и интенсивного развития производства.

Субъективные предпосылки возникновения резервов содержатся во внутрипроизводственной структуре производства и могут быть использованы для перехода на качественно новый, более высокий уровень развития.

Резервы роста заключаются в повышении эффективности использования всех видов ресурсов и их оптимального сочетания в результате активизации инновационного процесса.

Для практики поиска резервов основным классификационным признаком выступают факторы и условия экстенсивного (рис. 1) и интенсивного (рис. 2) развития производства.

Интенсификация – это процесс, особый способ развития, опирающийся на научно-технический прогресс, целью и результатом которого является повышение результативности производства и увеличение на этой основе выпуска продукции. Экстенсивный способ развития производства предполагает увеличение выпуска продукции без повышения степени отдачи применяемых в производстве трудовых и материальных ресурсов (т.е. без повышения результативности), а только за счет их абсолютного увеличения.



Рисунок 1 Факторы экстенсивного развития производства

Примененные в производстве ресурсы определенного размера (стоимости) трансформируются в производственные затраты определенной величины. Степень отдачи этих затрат различна, т.е. на 1 рубль затрат может выпускаться больше или меньше продукции. Прирост выпуска может достигаться как за счет абсолютного увеличения затрат, так и за счет повышения их отдачи. В первом случае будет иметь место экстенсивное, во втором – интенсивное развитие.

По оценкам специалистов, в настоящее время потенциал российских предприятий используется на 40- 60%. Как показал опрос 105 экспертов-промышленников Нижегородской области (февраль 1999 года), основной недоиспользованный потенциал находится в сфере капитальных ценностей, финансового устройства, маркетинговых исследований (табл. 1.)

Анализ табл. 1 показывает, что кроме «традиционных» факторов, характеризующих резервы по рис. 1, 2, к путям выявления резервов развития предприятия относят и те новые, которые характерны для рыночной среды: оптимизация налогообложения, внедрение маркетинговых технологий, лизинг, совершенствование структуры акционерного капитала и т.п. При этом в структуре внутрипроизводственного планирования задача поиска и активизации резервов предприятия представляет собой элемент его стратегического развития.



Рисунок 2 Факторы интенсивного развития производства
    продолжение
--PAGE_BREAK--
 2.4 Раздел 3. Прибыль и рентабельность

Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является произведенная продукция, которая становится товаром при условии ее продажи потребителю.

Хозяйственная деятельность— любая деятельность лица, направленная на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах, в случае, когда непосредственное участие такого лица в организации такой деятельности является регулярным, постоянным и существенным.

На стадии продажи выявляется стоимость товара, включающая стоимость прошлого овеществленного труда и живого труда. Стоимость живого труда отражает вновь созданную стоимость и распадается на две части. Первая представляет собой заработную плату работников, участвующих в производстве продукции. Ее величина определяется рядом факторов, обусловленных необходимостью воспроизводства рабочей силы. В этом смысле для хозяйствующего субъекта она представляет собой часть затрат по производству продукции. Вторая часть вновь созданной стоимости отражает чистый доход, который реализуется только в результате продажи продукции, что означает общественное признание ее полезности. На уровне предприятия в условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает форму прибыли.

Прибыль— это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности

Хозяйствующий субъект, как правило, ставит своей целью получение прибыли, но не всегда ее извлекает. На рынке товаров предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они продают ее потребителю, получая при этом доход, что не означает получения прибыли. Для выявления финансового результата от продажи продукции необходимо сопоставить валовой доход с валовыми расходами на производство и обращение, которые принимают форму себестоимости продукции. Когда валовой доход превышает валовые расходы, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Если валовой доход равен валовым расходам, то происходит лишь возмещение затрат на производство и продажу продукции. Продажа состоялась без убытков, но отсутствует и прибыль как источник производственного, научно-технического и социального развития. При валовых расходах, превышающих валовой доход, предприятие получает убытки — отрицательный финансовый результат, что ставит его в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.

Таким образом, прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе хозяйственной и коммерческой деятельности.

Рассматривая прибыль как экономическую категорию, мы говорим о ней абстрактно Но при планировании и оценке хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, распределении прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, используются конкретные показатели прибыли. Важными информативными показателями деятельности предприятия являются налогооблагаемая и чистая прибыль (прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия).

Основным объектом при взимании навага на прибыль выступает налогооблагаемая прибыль. Поэтому важное значение приобретает управление формированием этой прибыли, исходя из изменений в валовых расходах производства и обращения и в валовых доходах предприятия.

Налогооблагаемая прибыль— это прибыль, которая определяется путем уменьшения суммы скорригированного валового дохода предприятия на сумму валовых расходов предприятия и сумму амортизационных отчислений.

В соответствии с принятым Законом «О налогообложении прибыли предприятий» прибыль предприятия облагается валового дохода предприятия на сумму валовых расходов предприятия, основанные на собственности отдельного физического лица. При этом предприятия самостоятельно определяют сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в бюджет (в настоящее время в бюджеты территориальных громад по месту нахождения предприятия).



Рис. 3. Формирование налогооблагаемой прибыли предприятия.

В соответствии с данным законом можно выделить следующие виды налога на прибыль: налог на дивиденды, налог на репатриацию доходов, налог на выплату выигрышей, налог на доходы от страховой деятельности, другие налоги, которые удерживаются при выплате доходов (прибылей). Отнесение вышеперечисленных налогов к разным видам налога на прибыль дает возможность избежать двойного налогообложения доходов (прибылей) в финансовой практике отечественных предприятий. Уплатив в бюджет соответствующий налог с прибыли, предприятие получает в свое распоряжение оставшуюся, так называемую чистую прибыль.

Чистая прибыль— это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Никакие органы, в том числе государственные, не имеют права вмешиваться в процесс использования чистой прибыли предприятия. Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления собственной (чистой) прибыли. Развитие конкуренции вызывает необходимость расширения производства, его совершенствования, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов.



Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подразделяется на две части. Первая увеличивает имущество предприятия и участвует в процессе накопления. При этом не обязательно всю прибыль, направляемую на накопление, использовать полностью. Остаток прибыли, не использованной на увеличение имущества, имеет важное резервное значение и может быть использована в последующие годы для покрытия возможных убытков, финансирования различных затрат. Такая прибыль называется нераспределенной. Прибыль, использованная на накопление, и нераспределенная прибыль прошлых лет свидетельствует о финансовой устойчивости предприятия, о наличии источника для последующего развития.

Вторая характеризует долю прибыли, используемой на потребление. Прибыль, направленная на накопление и потребление, называется распределенной. Направления распределения и использования полученной прибыли предприятием определяются самостоятельно.

Распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей предприятия, так и формирование доходов государства.

Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования.

В зависимости от объективных условий общественного производства на различных этапах развития отечественной экономики система распределения прибыли менялась и совершенствовалась. Одной из важнейших проблем распределения прибыли как до перехода на рыночные отношения, так и в условиях их развития является оптимальное соотношение доли прибыли, аккумулируемой в доходах бюджета и остающейся в распоряжении хозяйствующих субъектов.

С развитием рыночных отношений предприятия имеют право использовать полученную прибыль по своему усмотрению, кроме той ее части, которая подлежит обязательным вычетам, налогообложению и другим направлениям в соответствии с законодательством.

Таким образом, возникает необходимость в четкой системе распределения прибыли, прежде всего, на стадии, предшествующей образованию чистой прибыли (прибыли, остающейся в распоряжении предприятия).

Экономически обоснованная система распределения прибыли в первую очередь должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды предприятия.

Объектом распределения является налогооблагаемая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия.

При распределении прибыли предприятия необходимо учитывать основные принципы распределения, которые можно сформулировать следующим образом:

1.                 Прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом.

2.                 Прибыль аккумулируется в соответствующих бюджетах (в настоящее время в местных бюджетах) в виде налога на прибыль, порядок исчисления и уплаты которого в бюджет устанавливается законодательно и ставка которого не может быть произвольно изменена.

3.                 Величина прибыли предприятия, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной деятельности.

4.                 Прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь должна направляться на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части — на потребление.

5.                 Распределение чистой прибыли должно отражать процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы.

В современных условиях хозяйствования государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли, но через порядок налогообложения прибыли предприятия стимулирует расходы на воспроизводство производственных и непроизводственных фондов, расходы на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходы по содержанию объектов и учреждений социальной сферы и др.

Распределение чистой прибыли— одно из направлений внутрифирменного планирования, значение которого в условиях рыночной экономики возрастает. Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия. Основными расходами, финансируемыми из прибыли, являются расходы на развитие производства, социальные нужды трудового коллектива, на материальное поощрение работников и благотворительные цели.

В соответствии с этим по мере поступления чистая прибыль предприятий направляется: на финансирование НИОКР, а также работ по созданию, освоению и внедрению новой техники; на совершенствование технологии и организации производства; на модернизацию оборудования; улучшение качества продукции; техническое перевооружение, реконструкцию действующего производства. Чистая прибыль является источником пополнения оборотных средств.

Наряду с финансированием производственного развития прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, направляется на удовлетворение социальных нужд. Так, из этой прибыли выплачиваются единовременные поощрения и пособия уходящим на пенсию, а также надбавки к пенсиям; дивиденды по акциям и вкладам членов трудового коллектива в имущество предприятий. Производятся расходы по оплате дополнительных отпусков сверх установленной законом продолжительности, оплачивается жилье, оказывается материальная помощь. Кроме того, производятся расходы на бесплатное питание или питание по льготным ценам.

Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена. Производные от прибыли относительные показатели позволяют оценивать результативность вложенных средств и используются в экономических расчетах и финансовом планировании. Виды показателей рентабельности подразделяются на четыре основные группы: рентабельность предприятия, рентабельность продукции, рентабельность производственных фондов, рентабельность капитала (активов) предприятия.

Рентабельность предприятия — это показатель, который является важной характеристикой факторной среды формирования прибыли предприятия. Исходя из этого данный показатель является обязательным элементом сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия.

Эта группа показателей рентабельности формируется на основе расчета уровней рентабельности (доходности) по показателям прибыли, валовых расходов и валового дохода предприятия, и рассчитывается как отношение прибыли к валовому доходу или прибыли к валовым расходам. Расчет данной группы показателей можно представить схематично (рис. 4.).



Рис. 4. Расчет показателей рентабельности предприятия.



Рис. 5. Расчет показателей рентабельности отдельных видов продукции.

Рентабельность продукции можно рассчитать по всей проданной продукции и по отдельным ее видам. В первом случае она определяется как отношение прибыли от продажи продукции к затратам на ее производство и обращение. Показатели рентабельности по всей проданной продукции дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и доходности продаваемой продукции. Во втором случае определяется рентабельность отдельных видов продукции. Она зависит от цены, по которой продукция продается потребителю, и расходов по данному ее виду. Схематично расчет данной группы показателей представлен на рис. 5.

Рентабельность производственных фондов рассчитывается как отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных фондов и оборотных средств. Этот показатель можно рассчитать как по налогооблагаемой, так и по чистой прибыли. Схематично расчет данной группы показателей представлен на рис. 6.



Рис. 6. Расчет показателей рентабельности производственных фондов.

Рентабельность капитала (активов) предприятия определяется по стоимости имущества, имеющегося в его распоряжении. Эта группа показателей рентабельности формируется на основе расчета уровней рентабельности в зависимости от изменения размера и характера авансированных средств: все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал.



Рис. 7. Расчет показателей рентабельности капитала (активов) предприятия.

Несовпадение уровней рентабельности по этим показателям характеризует степень использования предприятием заемных финансовых средств для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств.

Данные показатели имеют практическое применение, так как отвечают интересам участников предприятия. Так, администрацию предприятия интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов — отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей — доходность акций и т. д.

Каждый из перечисленных показателей легко моделируется по факторным зависимостям. Рассмотрим зависимость, представленную на рис. 8.



Рис. 8. Факторная зависимость чистой прибыли от величины активов предприятия и объема продаж.

Эта зависимость раскрывает связь между рентабельностью всех активов (или производственных активов), рентабельностью продаж и фондоотдачей (показателем оборота производственных фондов). Экономическая связь заключается в том, что вышеприведенная зависимость прямо указывает пути повышения рентабельности: при низкой доходности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота производственных активов.

Рассмотрим еще одну факторную модель рентабельности.



Рис. 9. Факторная зависимость чистой прибыли от величины акционерного, собственного капитала и объема продаж.

Как видим, рентабельность собственного (акционерного) капитала зависит от изменений уровня рентабельности продукции, скорости оборота совокупного капитала и соотношения собственного и заемного капиталов. Изучение подобных зависимостей важно для оценки финансового состояния предприятия.

Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов.

При анализе путей повышения рентабельности важно разделять влияние внешних и внутренних факторов. Такие показатели, как цена продукта и ресурса, объем потребляемых ресурсов и объем производства продукции, прибыль от продажи и рентабельность (доходность) продаж находятся между собой в тесной функциональной связи и зависят от организации и управления деятельностью предприятия. Поэтому важен контроль за изменениями внутренних факторов: снижение материалоемкости и трудоемкости продукции, повышение отдачи основных фондов и т. д.






Таблица 5

Прибыль и рентабельность

Показатели

Единицы измерении

Абсолютные данные

Темп

пред. год.

чек.год.

изменения, %

Доходы от услуг

тыс.руб.

28800

34560

120,00%

Затраты на производство

тыс.руб.

23800

28200

118,49%

Прибыль от услуг

тыс, руб.

5000

6360

127,20%

Налог на прибыль

тыс.руб.

24

24

100,00%

Чистая прибыль

тыс.руб.

3972,8

4972,8

125,17%

Капитал (актив)

тыс.руб.

85400

104000

121,78%

Основные производственные средства

тыс, руб.

65320

83350

127,60%

Рентабельность:

 

 

 

 

капитала

%

5,85%

6,12%

0,26%

основных производственных средств

%

7,65%

7,63%

-0,02%

затрат и а производство

%

21,01%

22,55%

1,54%

продаж

%

17,36%

18,40%

1,04%

Распределение чистой прибыли:

 

 

 

 

фонд накопления

тыс. руб.

2979,6

3729,6

125,17%

фонд потребления

тыс. руб.

595,92

745,92

125,17%

выплата дивидендом

тыс. руб.

397,28

497,28

125,17%






















Таблица 6

Основные экономические показатели деятельности предприятия

Показатели

Единицы измерения

Абсолютные данные

Темп

пред. год.

тек. год.

изменения, % (пункт)

Доходы от услуг

тыс. руб.

28800

34560

120,00%

Затраты на производство

тыс. руб.

23800

28200

118,49%

Капитал

ты с. руб.

85400

104000

121,78%

Среднегодовая стоимость основных производственных средств

тыс. руб.

65320

83350

127,60%

Среднегодовая численность работников

чел.

90

88

97,78%

Капиталоотдача

руб./руб.

0,34

0,33

98,54%

Фондоотдача

руб./руб.

0,44

0,41

94,04%

Производительность труда

тыс.руб./чел.

320,00

392,73

122,73%

Среднегодовая заработная плата

руб./чел.

103,11

122,27

118,58%

Себестоимость услуг

руб.

82,64

81,60

98,74%

Прибыль от реализации услуг

тыс. руб.

5000

6360

127,20%

Чистая прибыль

ты с. руб.

3972,8

4972,8

125,17%

Рентабельность затрат

%

21,01%

22,55%

1,54%

Рентабельность продаж

%

17,36%

18,40%

1,04%

Рентабельность капитала

%

5,85%

6,12%

0,26%
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.