Реферат по предмету "Государство и право"


Правовое регулирование деятельности иностранных инвесторов

Министерствообразования и науки Российской Федерации
Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение
высшего профессиональногообразования
«Самарскийгосударственный аэрокосмический университет
имениакадемика С.П. Королева»
Факультетэкономики и управления
Кафедра социальныхсистем и права
Курсоваяработа по хозяйственному праву
на тему:
«Правовоерегулирование деятельности иностранных инвесторов»
Выполнил:
Научный руководитель:
Сокольская А.Б.
Самара 2007

Содержание
Введение
Глава 1. История инвестиционного регулирования
Глава 2. Регистрация и лицензирование коммерческихорганизаций с иностранными капиталами
Глава 3. Правовое регулирование несостоятельности субъектовинвестиционной деятельности
Глава 4. Правовое регулирование качества результатовпредпринимательской деятельности с участием иностранных инвесторов
4.1 Техническая регламентация качества результатовинвестиционной деятельно
4.2 Стандартизация результатов инвестиционной деятельности
4.3 Сертификация результатов инвестиционной деятельности
4.4 Государственный контроль за соблюдением требованийтехнических регламентов
Глава 5. Инвестиционный климат. Гарантия инвестиционнойдеятельности
5.1 Инвестиционный климат. Правовые режимы привлеченияинвестиций
5.2 Система гарантии инвестиционной деятельности
Глава 6. Государственная политика в области инвестиционнойдеятельности
6.1 Государственное регулирование инвестиционной деятельностина территории Российской Федерации
6.2 Система органов исполнительной власти, реализующихгосударственную политику в области инвестиционной деятельности
Глава 7. Законность, правопорядок и юридическаяответственность в сфере инвестиционной деятельности
7.1 Понятие, принципы и виды юридической ответственностисубъектов инвестиционной деятельности
7.2 Способы защиты прав инвесторов
Заключение
Список литературы

Введение
Одной из важнейшихпроблем реформирования и модернизации российской экономики на сегодняшний деньявляется привлечение иностранных инвестиций. России требуется иностранныйкапитал, способный принести новые технологии и современные методы управления, атакже способствовать развитию отечественных инвестиций.
В настоящее времяпроисходящие в России социально-экономические изменения существеннопреобразовали хозяйственный оборот и потребовали разработки принципиальнонового, адекватного экономическим потребностям законодательства, детальнорегулирующего иностранную инвестиционную деятельность в России.
Сегодня широкораспространено мнение, что в нашей стране до сих пор нет достаточнойзаконодательной защиты иностранных инвестиций. Но не стоит верить никому из техэкспертов по России, которые говорят, что наше законодательство не дает сегоднядостаточной защиты иностранным инвесторам.
Российское современноеинвестиционное законодательство включает в себя сейчас более 60 нормативныхдокументов, которые решают основные проблемы иностранных инвестиций. Этозаконодательные акты по общим и специальным вопросам инвестиционнойдеятельности, конкурсному размещению централизованных инвестиционных ресурсов иналогообложению.
В целом, историяинвестиционных отношений между Россией и другими странами насчитывает нескольковеков. Инвестиционная история России началась в 1769 г. и продолжается по сейдень.
В ходе работа мною будутизучены нормативные акты, имеющих предметом регулирования деятельностьиностранных инвесторов, различные научные работы, на основании которых будетсделан вывод, о том насколько тщательно и корректно на данный момент продуманыакты, регулирующие иностранные инвестиции и какое по этому вопросураспространено мнение среди исследователей.
Преступим же, наконец, кисследованию.

Глава 1. История инвестиционногорегулирования в России
Итак, инвестиционнаядеятельность в России ведет свой отсчет с 1769 г. Основной приток иностранногокапитала выражался в форме портфельного[1]инвестирования. К концу XIXвека Россия представляла собой классический пример державы, вставшей на путь«догоняющего» хозяйственного развития. Однако мощный приток иностранногокапитала, направленный в значительной мере в тяжелую промышленность,многократно ускорил процесс вступления на капиталистический путь развития.Каковы же были стимулы, побудившие иностранных предпринимателей создавать производственныеединицы на территории России.
Первый стимул возник,когда правительство перешло от политики «открытых дверей» к политикепротекционизма: взимание пошлин на ввоз товара по прежней ставке, но в золотойволюте, что из-за низкого курса рубля привело к увеличению пошлины в два раза.
Вторым стимулом былвысокий уровень прибыли в промышленности России, который гарантировалсяотсутствием практически любой конкуренции со стороны иностранных товаров.
Третьим стимулом можноназвать дешевую рабочую силу.
Особого вниманиязаслуживает вопрос о роли правительства в контроле над деятельностьюиностранных инвесторов. Российскому правительству, представлявшему мощныйорганизованный аппарат, удалось создать условия, при которых иностранныекапиталы не вытесняли отечественные, а служили дополнением к ним. Деятельностькомпаний, прибегавших к грязным методам, пресекались правительством. Такжеправительство следило за тем, чтобы деятельность иностранных компаний вела не кмонополизации, а к повышению конкурентности российского рынка.
Для иностранного капиталав Советской России особое значение имеет абсолютный контроль со стороныгосударства. Этот контроль создавал огромные технические трудности длядеятельности концессионера и ставил его благополучие в полную зависимость отдоброй воли советских органов, единственной гарантией существования концессиибыла заинтересованность в ней самого государства, как Толька заинтересованностьисчезала, концессия была обречена.
Активная деятельность попривлечению иностранного капитала началась в годы перестройки, когда былиприняты первые нормативные документы о создании и функционировании совместныхпредприятий российских организаций с зарубежным партнерами, которые положилиначало регулированию прямых иностранных инвестиций в российскую экономку.Важнейшим законодательным актом явился принятый в 1991 г. Закон РСФСР «Обиностранных инвестициях в РСФСР». Главным результатом принятия этого законастало предоставление предприятиям с иностранными инвестициями национальногорежима, при котором такие предприятия пользуются на территории страны равнымиюридическими правами и несут равные обязанности с чисто российскимипредприятиями (за исключением деятельности в некоторых стратегическихотраслях).
На практике роль упомянутогоакта была не столь велика. Причиной тому недостатки концепции регулирования,легшей в основу закона, и недостатки в формулировке отдельных его положений.Глава «Государственные гарантии защиты иностранных инвестиций» быладекларированием общих принципов, а не собранием четких норм; многие положенияпрактически устарели в момент вступления закона в силу; закон лишь толькокасался вопросов, связанных с учреждением и деятельностью иностранныхюридических лиц. Кроме того, очевидно, что закон об иностранных инвестициях можетдействовать только в пакете с другими законами, прежде всего о частнойсобственности на землю, о приватизации, банкротстве, валютном регулировании,налогообложении. Вместе они должны были формировать единую государственнуюинвестиционную политику. В условиях увеличения объемов иностранных инвестиций вРоссии возникает необходимость усиления антимонопольного контроля в этой сфере.Претерпев изменения и дополнения 19 июня 1995 г. закон «Об иностранныхинвестициях в РСФСР» стал основой законодательства об иностранномпредпринимательстве в России. В 1994-1997 доля прямых инвестиций снизилась,объемы прочих инвестиций, значительную часть которых составили кредитымеждународных организаций, банковские вклады постепенно увеличивались.Правительство современной России заинтересовано, прежде всего, в привлечениииностранных инвестиций, а не в создании инвестиционного климата. В России 90-хгодов условия диктуются иностранными инвесторами, не заинтересованными вдолгосрочных проектах, кроме того, иностранные инвесторы стремятся вкладыватькапиталы в крупные региональные центры с более высоким платежеспособнымнаселением. Несмотря на нестабильность экономическую и политическую многиеинвесторы не покидают российский рынок.

Глава 2. Регистрация илицензирование коммерческих организаций с иностранными капиталами
Согласно части 2 ст. 20ФЗ от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РоссийскойФедерации», юридические лица, являющиеся коммерческими организациями синостранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в порядке,определяемом ст. 51 ГК РФ и гл. III ФЗот 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей». Регистрационным органом является Федеральнаяналоговая служба РФ.
В соответствии с частью 3статьи 49 ГК РФ коммерческие организации с иностранными инвестициями могутиметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые дляосуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Однакоотдельными видами деятельности можно заниматься только на основании лицензий. Вцелях защиты конституционного строя, здоровья, обеспечения безопасности Россиив отношении коммерческих организаций с иностранными инвестициями правительствоможет ввести ограничения на осуществление иностранных инвестиций и связанной сними деятельности[2].Ограничения могут устанавливаться в следующих отраслях (около 120):
—   связанных с ядерным оружием, ядернымиустановками
—   создание новых средств ведения боя, разработкановой военной техники
—   разработка и обеспечение эксплуатациироссийских шифровальных средств
—   создание и ведение федеральных базданных
—   работа с государственной тайной,патентная служба
—   госстрахование и медстрахование
—   добыча драгоценных камней и металлов
—   космическая деятельность, федеральнаяпочта и электронная связь и т.д.
Также в случаях, когдамаксимальная доля вклада иностранного инвестора превышает установленный предел,уполномоченные органы должны предпринять меры по снижению доли (ст. 5 и 8 ФЗ«Об иностранных инвестициях в РФ»)

Глава 3. Правовоерегулирование несостоятельности субъектов инвестиционной деятельности
Несостоятельность –признание арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворитьтребования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность поуплате обязательных платежей.
Юридическое лицо синостранными инвестициями считается несостоятельным, если соответствующиеобязательства и обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты,когда они должны были быть исполнены. Состав и размер денежных обязательствопределяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должникабанкротом, если иное не предусмотрено федеральным законом. Дела о банкротстверассматриваются арбитражным судом в срок, не превышающий семи месяцев с датыпоступления заявления. Могут быть приняты следующие решения:
—  признаниедолжника банкротом и об открытии конкурсного производства (прекращениесуществования юридического лица или предпринимательской деятельности)
—   отказ в признании должника банкротом
—  введениефинансового оздоровления (удовлетворение требований кредиторов, а не само посебе восстановление платежеспособности должника)
—  введение внешнегоуправления (введение моратория, установление требований кредиторов)
—  о прекращениипроизводства по делу о банкротстве
—  об оставлениизаявления без рассмотрения
—  об утверждениимирового соглашения (добровольное соглашение должника и кредиторов опрекращении дела на взаимных уступках)
Сведения о вынесении всехвышеперечисленных решений, постановления об отмене или изменении указанныхактов публикуются в порядке, установленном статьей 28 ФЗ «О несостоятельности».
Решение об отказе впризнании должника банкротом принимается в случае: отсутствия признаковбанкротства; установления фиктивного банкротства; в иных, предусмотренных ФЗслучаях
Суд прекращаетпроизводство по делу о банкротстве в случае:
—  восстановленияплатежеспособности должника в ходе финансового оздоровления
—  восстановленияплатежеспособности должника в ходе внешнего управления
—  заключениямирного соглашения
—  признания в ходенаблюдения требований заявителя, послуживших основанием для возбуждения дела обанкротстве, необоснованными при отсутствии заявленных и признанных в порядке,установленном ФЗ, иных соответствующих положениям статье 6 ФЗ «онесостоятельности» требований кредиторов
—  отказов всехкредиторов от заявленных требований
—  удовлетворениявсех требований кредиторов
—  завершенияконкурсного производства
—  в иных,предусмотренных ФЗ случаях
Производство по делу обанкротстве может быть приостановлено по ходатайству лица, участвующего в делео банкротстве, в случае: обжалования судебных актов, предусмотренных статьей 52ФЗ «О несостоятельности»; обжалования решений собрания кредиторов; в иных,предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерацией,случаях

Глава 4. Правовоерегулирование качества результатов предпринимательской деятельности с участиеминостранных инвесторов
4.1 Техническаярегламентация качества результатов инвестиционной деятельности
Областьюсоциально-экономических отношений, в которой в течение последних десятилетийсущественно усилилось государственное регулирование, является сфераформирования безопасности и качества предпринимательской деятельности –продукции, технологических процессов и оказываемых услуг. Особенностью Россииявляется то, что система государственного регулирования безопасности товаров иуслуг создавалась в условиях перехода к рыночным социально-экономическимотношениям, взамен ликвидированной системы государственного административногоуправления и планирования, что потребовало принятия принципиально новыхзаконов.
Объективной основойгосударственного регулирования безопасности предпринимательской деятельностиявляется необходимость защитить человека, его имущество и окружающую среду ототрицательных последствий современного научно-технического развития, отнедобросовестных производителей, компенсировать недостатки конкуренции, создатьусловия для честной конкурентной борьбы.
Усилению государственногорегулирования безопасности, в том числе инвестиционной деятельности,способствует современная социально-экономическая обстановка: насыщениетоварного спроса, интенсивная конкуренция товаропроизводителей в областикачества предлагаемой продукции и услуг, активная деятельность организаций,защищающих права потребителей и т. д.
Элементами системырегулирования безопасности качества товаров и услуг являются: система выдачилицензий на право ведения какой-либо деятельности, нормативы безопасности икачества, метрология и испытание изделий, процедура оценки подтверждениясоответствия изделия установленным нормам.
В настоящее времядействует ФЗ от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Этотзакон регулирует отношения, возникающие при: разработке, принятии, применении иисполнении обязательных требований к продукции, процессам производства,эксплуатации, хранения, перевозки и т. д.; оценке соответствия.
Техническое регулирование– правовое регулирование отношений в области установления, применения иисполнения обязательных требований к продукции, процессам производства,эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
ЗаконодательствоРоссийской Федерации о техническом регулировании результатов инвестиционнойдеятельности состоит из ФЗ «О техническом регулировании», принимаемых всоответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ. Еслимеждународным договором РФ в сфере технического регулирования установлены иныеправила, чем те, которые предусмотрены ФЗ, применяются правила международногодоговора, а в случаях, если из международного договора следует, что для егоприменения требуется издание внутригосударственного акта, применяются правиламеждународного договора и принятое на его основе законодательство РФ.
Технический регламент –документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным впорядке, установленном законодательством РФ, или ФЗ, или указом Президента РФ,или постановлением Правительства РФ, и устанавливает обязательные дляприменения и исполнения требования к объектам технического регулирования.
Технические регламентыпринимаются в целях:
—  защиты жизни илиздоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственногоили муниципального имущества
—  охраны окружающейсреды, жизни или здоровья животных и растений
—  предупреждениядействий, вводящих в заблуждение приобретателей
Технический регламентдолжен содержать исчерпывающий перечень продукции, способов производства,эксплуатации, хранения и т. д., в отношении которых устанавливаются еготребования.
Технические регламентыприменяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и местапроисхождения продукции. Технический регламент устанавливает также минимальнонеобходимые ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры в отношении продукциииз отдельных стран.
4.2 стандартизациярезультатов инвестиционной деятельности
Стандартизация –деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольногомногократного использования, направленная на достижение упорядоченности всферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособностипродукции, работ или услуг;
Стандартизацияосуществляется в целях: повышения уровня безопасности жизни или здоровьяграждан, имущества физических или юридических лиц, государственного илимуниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни илиздоровья животных и растений и содействия соблюдению требований техническихрегламентов; обеспечение научно-технического прогресса; рациональногоиспользования ресурсов; взаимозаменяемости продукции и т.д.
Стандартизацияосуществляется в соответствии с принципами: добровольного применения стандартов;максимального учета при разработке стандартов законных интересовзаинтересованных лиц; применения международного стандарта как основы; недопущениятех стандартов, которые противоречат техническим регламентам; обеспечениеусловий для единообразного применения стандартов.
К документам в областистандартизации, используемых на территории РФ, относятся: национальныестандарты; правила стандартизации, нормы и рекомендации в областистандартизации; классификации, общероссийские классификаторытехнико-экономической и социальной информации; стандарты организаций.
4.3 Сертификациярезультатов инвестиционной деятельности
Сертификация – форма,осуществляемая органом по сертификации подтверждения соответствия объектовтребования технических регламентов, положениям стандартов или условиямдоговоров.
Подтверждениесоответствия осуществляется в целях: удостоверения соответствия продукции,процессов производства и т. д.; содействия приобретателям в компетентном выборепродукции; повышения конкурентоспособности продукции; создания условий дляобеспечения свободного перемещения товаров по территории РФ.
Подтверждениесоответствия разрабатывается и применяется равным образом и в равной меренезависимо от страны и места происхождения продукции. Подтверждение натерритории РФ может носить добровольный или обязательный характер.
Добровольное подтверждениесоответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.
Обязательноеподтверждение осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии[3];обязательной сертификации.
Орган по сертификации:
—  осуществляетподтверждение соответствия объектов добровольного подтверждения соответствия
—  выдаетсертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию
—  предоставляетзаявителям право на применение знака соответствия, если применение знака соответствияпредусмотрено
—  приостанавливаетили прекращает действие выданных им сертификатов соответствия
Форма и схемаобязательного подтверждения соответствия устанавливается только техническимрегламентом. Работы по обязательному подтверждению подлежат оплате заявителем.
Декларированиесоответствия осуществляется по одной из следующих схем:
—  Принятиедекларирования на основании собственных доказательств. Заявитель самостоятельноформирует доказательственные материалы[4]
—  Принятиедекларирования на основании собственных доказательств, доказательств,полученных с участием органа по сертификации и аккредитованной испытательнойлаборатории. В дополнение к собственным доказательствам включает исследованияаккредитированной лаборатории, предоставляет сертификат системы качества
4.4 Государственныйконтроль за соблюдением требований технических регламентов
Государственный контрольза соблюдением требований технических регламентов осуществляется федеральнымиорганами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФуполномоченными на проведение государственного контроля в соответствии сзаконодательством РФ.
Государственный контрольосуществляется в отношении продукции, процессов производства, эксплуатации,хранения и перевозки в части соблюдения требований соответствующих техническихрегламентов. При осуществлении мероприятий по государственному контролю засоблюдением требований технических регламентов в порядке, предусмотренном ФЗ «Отехническом регулировании».
Органы государственногоконтроля вправе:
—  требовать отизготовителя предъявления декларации о соответствии или сертификатасоответствия, если применение таких документов предусмотрено
—  осуществлятьмероприятия по государственному контролю за соблюдением технических регламентов
—  выдаватьпредписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок,установленный с учетом характера нарушения
—  приниматьмотивированные решения о запрете передачи продукции, приостановлении процессапроизводства
—  приостановить илипрекратить действие декларации о соответствии
—  привлекатьизготовителя к ответственности
—  принимать иныепредусмотренные законодательством РФ решения

Глава 5. Инвестиционныйклимат. Гарантия инвестиционной деятельности
5.1 Инвестиционныйклимат. Правовые режимы привлечения инвестиций
Привлечение иностранныхинвестиций, создание совместно с иностранными партнерами совместных юридическихлиц является сложным процессом, который требует значительных материальных ифинансовых затрат, большого предпринимательского риска и немалогоадминистративного опыта, выработанного в процессе участия в международномэкономическом сотрудничестве.
Стратегия привлеченияиностранных инвестиций в экономику принимающей страны должна базироваться,прежде всего, на изучении потенциальных зарубежных инвесторов и возможностей ихудовлетворения без ущерба национальной экономики.
Иностранные инвесторы,движимые своими интересами и оценивая имеющиеся предпосылки эффективногоиспользования капитала, рассчитывают на благоприятные условия своейпредпринимательской деятельности.
Совокупностьвзаимосвязанных условий приема и функционирования иностранного капиталапредставляют собой, таким образом, факторы, влияющие на процесс создания идеятельность коммерческой организации с иностранными инвестициями. Совокупностьтаких факторов в инвестиционном праве принято определять единым термином –инвестиционный климат принимающей иностранные инвестиции страны.
В то же время стоитотметить, что в российском законодательстве нет единого подхода к основаниям икритериям определения факторов, влияющих на процесс создания и деятельностькоммерческих организаций с иностранными инвестициями. В целом данная ситуацияобъясняется отсутствием в праве четких механизмов регулирования иностранногокапитала. В настоящее время инвестиционное законодательство регулирует лишьконечный результат инвестирования – процесс размещения и использованияиностранных инвестиций на российском рынке. Однако данному процессу предшествуетряд организационных, экономических и юридических трудностей при образованиипредприятий с участием иностранных партнеров, комплекс которых позволяетопределить перспективы иностранной деятельности в России.
Состояние инвестиционногоклимата и степень инвестиционной привлекательности страны определяютсяследующими факторами, одновременно влияющими на процесс создания и деятельностькоммерческой организации с иностранными инвестициями[5].
Экономические факторы: наличиеспроса на выпускаемую продукцию; надежная и стабильная банковско-финансоваясистема; свободная конвертация иностранной валюты и валюты Российской Федерации;наличие рыночной, транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры; низкиетемпы инфляции; наличие природных ресурсов.
Организационно-правовыефакторы:
—  комплекснаяпрограмма развития инвестиционной политики государства
—  отсутствияпротиворечий в нормах законодательства, в том числе недопустимость его двойноготолкования
—  стабильностьзаконодательства о финансовом, валютном, налоговом, тарифном и нетарифномрегулировании инвестиций
—  заблаговременноеинформирование предпринимателей о намечаемых изменениях правовых норм,регулирующих их деятельность
—  стабильные иясные правила платеже-расчетной системы, обеспечивающие бесперебойноепроведение расчетов на территории всей страны и в том числе с иностраннымигосударствами
—  наличиесовременных правил бухгалтерского учета и аудита
—  возможностьстрахования рисков, связанных с инвестиционной деятельностью
—  четкоезаконодательное закрепление гарантий защиты всех видов частной собственности
—  наличие процедури механизмов, защищающих инвесторов от неправомерных действий органовуправления – гарантий, обеспеченных ясным и прямым механизмом их реализации
—  наличиегарантированных льгот для иностранных участников коммерческой организации синостранными инвестициями
—  наличие ясныхправил ограничения иностранного участия в предпринимательской деятельности иоснований ответственности иностранных инвесторов, в том числе процедурлицензирования, сертификации и стандартизации
—  низкий уровеньобщей преступности и административной коррупции как ее специального вида
—  наличиеквалифицированной юридической помощи, административной и судебной защиты
Кадровые факторы: дешевойрабочей силы, в том числе и управленческого звена.
Отсутствиевышеперечисленных факторов сдерживает привлечение иностранных инвестиций, и,прежде всего процесс создания и деятельность коммерческих организаций синостранным участием, характеризуют принимающую иностранные инвестиции странукак неблагоприятную с точки зрения ее инвестиционного климата.
Россия пока еще не смогларешить проблему создания благоприятных инвестиционных условий для совместногобизнеса. Но улучшение климата не способно резко увеличить инвестиционныйклимат. Решение задачи по увеличению инвестиционного климата требует реализациимероприятий по созданию правовых основ деятельности иностранных инвесторов испецифических стимулов для совместного бизнеса, направленных на повышениеинвестиционной привлекательности России для иностранных инвесторов ипривлечения их внимания к предпринимательской деятельности на территориистраны.
Стратегической цельюполитики в сфере привлечения иностранных инвестиций является предоставлениеиностранным инвесторам национального режима их предпринимательскойдеятельности, обеспечивающего благоприятные условия для и деятельностисовместных коммерческих организаций. Для этого необходима серьезнаяподготовительная работа по изменению налогового, инвестиционного икорпоративного законодательства, которая могла бы способствовать ростуинвестиционного процесса. Существующий в России национальный режимхозяйственной деятельности крайне непривлекателен для иностранных инвесторов.Учитывая обострение конкуренции в мире за иностранные инвестиции,сопровождающееся предоставлением странами многочисленных льгот иностранныминвесторам, а главное – неблагоприятный инвестиционный климат России, принципнационального режима в России должен быть, дополнен системой реальных льгот игарантий для иностранных инвесторов.
Наряду с применениемпринципа национального режима необходима также реализация иных принятых вмеждународной практике принципов правового регулирования иностранныхинвестиций. В первую очередь речь идет о режиме наибольшегоблагоприятствования, который предоставляется многими государствами (например:Польша, Венгрия, Словакия) с целью исключить дискриминацию по отношению кинвесторам из каких-либо стран.
Приоритеты политикигосударства по созданию необходимых условий для коммерческой организации синостранными инвестициями в России должны быть сосредоточены на несколькихаспектах:
—  поощрениеотдельных, важных для экономики РФ видов предпринимательской деятельности
—  отраслевыеприоритеты: привлечение совместного бизнеса в высокотехнологичные отрасли;отрасли, имеющие характер « узких мест» в экономике, и отрасли, обусловливающиеразвитие экспорта
—  приоритеты вотношении совместной предпринимательской деятельности: в настоящее времянецелесообразно отказываться от стимулирования инвестиций в крупные компании,но в то же время следует обратить внимание на привлечение инвестиций в малый исредний бизнес, которые в гораздо большей степени нуждаются в совершенствованииобщей законодательной системы стимулирования привлечения иностранных инвестицийи предоставлений гарантий стабильности условий инвестиционной деятельности нафедеральном уровне
—  приоритетырегионального развития: вместо практики создания искусственно благоприятныхусловий инвестиционной деятельности в отдельных субъектах РФ путемпредоставления им статуса свободных экономических зон необходимо использоватьновую стратегию, направленную на использование ресурсного потенциала регионов сучетом развития инфраструктуры и административных институтов, необходимых дляцелевого привлечения перспективных инвесторов в совместные коммерческиеорганизации.
Основным факторомдеятельности коммерческой организации с иностранными инвестициями являетсяустановление облегченного таможенного, валютного и налогового режимов, в томчисле на ввоз иностранной валюты и ее свободной конвертации в России, ввоз встрану и сертификация необходимого оборудования, облегченный вывод иностранныхкапиталов и вывоз продукции, произведенной совместными предприятиями, установлениеналоговых преференций. Возможность получения льгот в настоящее время решаетсячасто в субъективном порядке, а сами льготы действуют в течение ограниченногосрока – после чего процесс начинается сначала. Но это не означает, чтосоглашение все-таки будет выполнено. Например, американская компания Occidental Company приостановила инвестиции в коммерческой организации синостранными инвестициями «Парманефть»[6]после того, как таможня потребовала выплатить задним числом налог на добавленнуюстоимость, за ввезенное оборудование, начиная с 1993 г., что противоречитусловиям инвестиционного конкурса на право недропользования[7].
Положительным явлениемдля привлечения иностранных инвестиций является предоставление отдельнымисубъектами Российской Федерации дополнительных налоговых льгот. Примеромявляются Липецкая, Мурманская, Иркутская, Кемеровская области, РеспубликаБашкортостан, Республика Татарстан, Республика Хакасия, Красноярский край,Республика Саха, Приморский край, Хабаровский край, Корякский АО[8].
В настоящее времясложилась ситуация, когда одним из основных условий реализации любогосравнительно крупного инвестиционного проекта коммерческой организации синостранными инвестициями должна быть поддержка на правительственном илирегиональном уровне.
Созданию организаций скоммерческими инвестициями препятствует и то, что многие руководители не хотяттерять контроль над своими предприятиями, боясь, что иностранные инвесторыпривлекут более квалифицированных управляющих на их место.
На данный моментгосударственная инвестиционная политика направлена на то, чтобы обеспечитьинвесторов всеми необходимыми условиями для работы на российском рынке.

5.2 Система гарантииинвестиционной деятельности
лицензированиеинвестиционный юридический ответственность
Общие положения гарантийправ иностранных инвесторов.
В России действует ряднормативно-правовых актов, которые обеспечивают правовой режим деятельностииностранных инвесторов. Основополагающий акт – Федеральный закон от 9 июля 1999г. № 160-ФЗ « Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Он нераспространяется на отношения, связанные с вложением иностранного капитала вкредитные организации, банки, страховые компании, а также на отношения,связанные с иностранными инвестициями в некоммерческие организации длядостижения каких-либо общественно полезных целей.
В соответствии сположениями части 4 статьи 15 Конституции РФ международные договоры являютсясоставной частью ее правовой системы. Следовательно, договоры с иностраннымигосударствами о поощрении и взаимной защите инвестиций, а также соглашения обизбежании двойного налогообложения, ратифицированные Российской Федерацией,также служат гарантией прав иностранных инвесторов.
Следующим по значимостидокументом в данной сфере является Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой вформе капиталовложений». Он определяет правовые и экономические основыинвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капиталовложений натерритории России, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, законныхинтересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, независимо от формсобственности.
Для успешного привлечениякапитала из-за рубежа необходим благоприятный инвестиционный климат, а дляэтого важным является законодательное регулирование, развивающее и охраняющееинвестиционные отношения, в том числе – устанавливающее правовой механизмгосударственных гарантий иностранных инвестиций.
Гарантии прав иностранныхинвесторов – конкретные обязательства, принимаемые на себя государством в связис обеспечением условий осуществления инвестиционной деятельности. Речь идет отом, что государство в законодательном или международно-правовом порядкепринимает на себя обязательство совершить по отношению к иностранному инвесторуопределенные действия или воздержаться от действий, нарушающих законные права иинтересы инвестора.
Неслучайно согласнопреамбуле Федерального закона «Об иностранных инвестициях в РоссийскойФедерации» основной его задачей является обеспечение «гарантий прав иностранныхинвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль».
В вышеупомянутомФедеральном законе отсутствуют многие необходимые нормы, как то: условиедопуска иностранного вкладчика, процедура оформления допуска, нормы о правах иобязанностях инвестора, его ответственности при нарушении условий егофункционирования; ничего нет об органе, который решает вопрос о допускеконкретного инвестора, и т.д. Данный правовой акт ограничен, как указано встатье 1, им регулируются лишь отношения, «связанные с государственнымигарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций натерритории Российской Федерации».
В нескольких статьяхФедерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»установлена система государственных гарантий прав иностранных инвесторов.Данная система состоит из следующих видов гарантий:
—  гарантия отнеблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческойорганизации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации(статья 9)
—  гарантия правовойзащиты деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации(статья 5)
—  гарантияиспользования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций натерритории Российской Федерации (статья 6)
—  гарантиякомпенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестораили коммерческой организации с иностранными инвестициями (статья 8)
—  гарантияиспользования на территории России и перевода за пределы России доходов,прибыли и других, правомерно полученных денежных сумм (статья 11)
—  гарантия праваиностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы РоссийскойФедерации имущества и информации в документальной форме или в качествеиностранной форме записи на электронных носителях, которые были первоначальноввезены на территорию Российской Федерации инвестиции (статья 12)
—  гарантия переходаправ и обязанностей иностранного инвестора другому лицу (статья 7)
—  гарантия праваиностранного инвестора на приобретение ценных бумаг (статья 13)
—  гарантия участияиностранного инвестора в приватизации (статья 14)
—  гарантияпредоставления иностранному инвестору права на земельные участки, здания и т.д. (статья 15)
—  гарантияобеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлениеминвестиций и предпринимательской деятельности на территории РоссийскойФедерации иностранным инвестором (статья 10)
Часть гарантий быласформулирована в предшествующем Законе РСФСР от 4 июля 1991 г. № 1545-1 «Обиностранных инвестициях в РСФСР». А главным нововведением является норма статьи7 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»,которая устанавливает гарантию перехода прав и обязанностей иностранногоинвестора к другому лицу. Данное положение на законодательном уровнезафиксировало принцип суброгации в международном страховании иностранных инвестицийот политических рисков.

Глава 6. Государственнаяполитика в области инвестиционной деятельности
6.1 Государственноерегулирование инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации
Государственноерегулирование инвестиционной деятельности в России основывается на комплекснойзаконодательной базе, реализация которой обеспечивается механизмами контроля,прежде всего органов исполнительной власти.
Регулирование –систематизация государством процесса инвестирования по следующим основнымнаправлениям: государственное регулирование инвестиционной деятельности; участиегосударства в инвестиционной деятельности в качестве субъекта; осуществлениегосударственного контроля и надзора за инвестиционной деятельности; предоставлениегосударственных гарантий субъектам инвестиционного процесса.
Государственное участие винвестиционной деятельности основано, прежде всего, на признаваемой закономправосубъектности государства, его субъектов, их равноправия в гражданском ихозяйственном обороте.
Стабильность правовогорегулирования инвестиционной деятельности во многом обусловлена ясностью истабильностью реализуемой властями государственной инвестиционной политики,разработкой, осуществлением, координацией и контролем за реализацией которойдолжен кто-то предметно и на профессиональной основе заниматься.
Что касается реализациигосударственной политики по привлечению иностранных инвестиций, надзору иконтролю за ними, то этим в ряде стран предметно занимается единственноеправительственное ведомство с широкими полномочиями, включая правопредоставления определенных льгот иностранным инвесторам.
Государственный контроль– одна из форм осуществления государственной власти, обеспечивающая соблюдениезаконов и других правовых актов, издаваемых органами государства.
Основными принципамизащиты прав инвесторов при проведении государственного контроля являются:
—  презумпциядобросовестности инвесторов
—  соблюдениемеждународных договоров Российской Федерации
—  открытость идоступность для инвесторов нормативно-правовых актов, устанавливающихобязательные требования, выполнение которых проверяется при проведениигосударственного контроля
—  установлениеобязательных требований федеральными законами и принятыми в соответствии с ниминормативно-правовыми актами
—  проведениемероприятий по контролю уполномоченными должностными лицами органовгосударственного контроля
—  соответствиепредмета проводимого мероприятия по контролю компетенции органагосударственного контроля
—  периодичность иоперативность проведения мероприятия по контролю, предусматривающего полное имаксимально быстрое проведение его в течение установленного срока
—  учет мероприятийпо контролю, проводимых органами государственного контроля
—  признание впорядке, установленном федеральным законодательством, недействующиминормативно-правовых актов, устанавливающих обязательные требования, соблюдениекоторых подлежит проверке, если они не соответствуют федеральным законам
—  устранение вполном объеме органами государственного контроля допущенных нарушений в случаепризнания судом жалобы инвестора обоснованной
—  ответственностьорганов государственного контроля и их должностных лиц при проведениигосударственного контроля за нарушение законодательства Российской Федерации
Анализ действующихзаконодательных и подзаконных актов и сложившиеся практики позволяет определитьсовокупность таких органов в Российской Федерации, а также выявить исистематизировать функции, осуществляемые ими сегодня на государственном уровнев сфере регулирования и контроля инвестиционной деятельности:
—  функциигосударственной легализации и регистрации инвестиций и субъектов инвестиционнойдеятельности
—  функцииобщеэкономического и внешнеторгового государственного регулирования винвестиционной сфере
—  функциифинансово-кредитного и валютного регулирования и контроля
—  функциифискально-налогового государственного регулирования и контроля в отношениисубъектов инвестиционной деятельности
—  функциигосударственного регулирования инвестиционной деятельности на фондовом рынке ив сфере приватизации
В настоящее времяназванные функции государственного регулирования, координации и контроляинвестиционной деятельности на территории Российской Федерации рассредоточенымежду многими федеральными министерствами, службами и агентствами, каждое изкоторых реализует их в пределах своей предметной компетенции и по своимнаправлениям. Зачастую выполняемые этими органами функции либо имнесвойственны, либо дублируются другими органами и государственнымиучреждениями. В результате за формирование и реализацию общегосударственнойинвестиционной политики до сих пор ни один из федеральных органовисполнительной власти не отвечает.
Объясняется это тем, чтов России не было соблюдено в должной мере главное из названных выше условий –долгосрочная политика государства в инвестиционной сфере до сих порПравительством Российской Федерации официально так и не сформулирована. Приотсутствии же объявленных и гарантированных государством, хотя бы на нескольколет вперед, четких и ясных правил по работе с иностранными инвесторамисерьезного притока крупномасштабных частных капиталовложений в российскуюэкономику ожидать не приходится.
6.2 Система органовисполнительной власти, реализующих государственную политику в областиинвестиционной деятельности
В соответствии сФедеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2 –ФКЗ «Оправительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерацииразрабатывает и реализует государственную политику в сфере инвестиционнойдеятельности.
Правительство: определяетцелесообразность введения запретов и ограничений осуществления иностранныхинвестиций на территории Российской Федерации, разрабатывает законопроекты оперечнях указанных запретов и ограничений; определяет меры по контролю задеятельностью иностранных инвесторов в Российской Федерации; утверждаетперечень приоритетных инвестиционных проектов; разрабатывает и обеспечиваетреализацию федеральных программ привлечения иностранных инвестиций; привлекаетинвестиционные кредиты международных финансовых организаций и иностранныхгосударств на финансирование Бюджета развития Российской Федерацииинвестиционных проектов федерального значения; осуществляет контроль заподготовкой и заключением международных договоров Российской Федерации опоощрении и взаимной защите инвестиций.
Система органовисполнительной власти, осуществляющая государственную политику в областиинвестиционной деятельности, состоит из:
—  Министерстваэкономического развития и торговли Российской Федерации
—  Министерствафинансов Российской Федерации
—  Министерстваюстиции РФ
—  Министерствапромышленности и энергетики РФ
—  Министерствоприродных ресурсов РФ
—  Федерального агентствапо управлению федеральным имуществом
—  Федеральногоагентства по недропользованию
—  Федеральногоагентства по техническому регулированию и метрологии
—  Федеральнойантимонопольной службы
—  Федеральнойналоговой службы
—  Федеральнойслужбы и финансовым рынкам
—  Федеральнойслужбы страхового надзора
—  Федеральнойтаможенной службы
—  Федеральнойслужбы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

Глава 7. Законность, правопорядоки юридическая ответственность в сфере инвестиционной деятельности
7.1 Понятие, принципы ивиды юридической ответственности субъектов инвестиционной деятельности
Понятие юридическойответственности субъектов инвестиционной деятельности.
Юридическаяответственность неразрывно связана с государство, нормами права, обязанностью ипротивоправным поведением граждан и их объединений. Государство, издавая нормыправа, определяет юридическую ответственность субъектов независимо от их воли ижелания, она носит государственно-принудительный характер.
Основанием юридическойответственности в сфере инвестиционной деятельности выступает правонарушение,то есть виновное, противоправное деяние деликтоспособного субъекта[9],наносящее ущерб личности, обществу, государству.
В юридической литературееще не сформулировано понятие правонарушения в сфере инвестиционнойдеятельности. Но, исходя из общетеоретических основ, под правонарушением всфере инвестиционной деятельности можно понимать совершенные виновнообщественно-опасные деяния субъекта, которые причиняют вред или создаютреальную возможность причинения ущерба экономике, как путем непосредственногонарушения интересов хозяйствующих субъектов, так и путем нарушения интересовграждан, соприкасающихся с предпринимательской деятельностью.
Юридическая ответственность,как известно, бывает гражданско-правовой, дисциплинарной, административной,уголовно-правовой, а также материальной.
Гражданско-правоваяответственность предусмотрена за нарушение договорных обязательств или за причинениевнедоговорного имущественного ущерба. Она имеет свои характерные черты,определяемые спецификой данной отрасли права и предмета ее регулирования.
Уголовная ответственностьсубъектов инвестиционной деятельности предусмотрена Уголовным кодексом РФ,который выделяет специальную главу 22 «Преступления в сфере экономическойдеятельности (ст. 169-200 УК РФ), которые непосредственно относятся к предпринимательствукак основному признаку, характеризующему инвестиционную деятельность.
Договорные условияопределяют функции, выполнение которых возлагается на каждого из контрагентов.Согласно статье 309 ГК РФ обязательства договора должны исполняться надлежащим образомв соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемымитребованиями.
7.2 Способы защиты правинвесторов
Нотариальная защита правинвесторов.
Основные задачи нотариатав сфере отношений с иностранным элементом – нотариат призвании обеспечитьзащиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершенияпредусмотренных национальным законодательством нотариальных действий. Предметомнотариальной деятельности являются бесспорные дела. Нотариус не используетсостязательную форму процесса, совершают нотариальные действия единолично.
Нотариат применяет нормыиностранного права в соответствии с национальным законодательством имеждународными договорами.
Документы, составленныеза границей и исходящие от должностных лиц компетентных органов иностранногогосударства, принимаются при условии их легализации Министерством иностранныхдел. Легализация – последовательный ряд удостоверений подписей должностных лици качества, в котором они выступают; удостоверение подлинности печатей и штампов,которыми скреплены документы (ст. 408 ГПК РФ и ст. 255 АПК РФ).
Конвенция об отменетребований легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября1961 г.) устанавливает правило – вместо последовательных операций по оформлениюлегализации требуется выполнение единственной формальности: проставлениеорганами, выдавшими документ, апостиля – единственной удостоверительной надписина документе, одинаковой по форме для всех государств-участников.
Одной из важныхобязанностей нотариуса является сохранение тайны совершаемых нотариальныхдействий. Жалобы на неправильное выполнение нотариальных действийрассматривается судом в порядке особого производства.
Общие вопросы судебнойзащиты прав инвесторов. Международный коммерческий арбитраж.
Обращение инвесторов всуд с иском о защите нарушенных прав и законных интересов является наиболееэффективной формой восстановления нарушенного права или оспоренного права. Защитаправ инвесторов осуществляется в основном арбитражным судом, который рассматриваети разрешает экономические споры в сфере управления. Спор рассматриваетсянезависимым арбитром, избранным сторонами на основе его профессиональныхкачеств.
Процессуальные действия,связанные с исполнением арбитражных решений и выполняемые судами общейюрисдикции: осуществление принудительных мер по предварительному обеспечениюриска; принудительное исполнение арбитражного решения.

Заключение
Становление новыхэкономических отношений в России вызывает необходимость изменения механизмаправового регулирования инвестиционной деятельности. Это объясняетсянеблагоприятным инвестиционным климатом в стране и по отношению к иностранныминвестициям и инвесторам в особенности.
Неблагоприятный климатприводит к тому, что иностранный инвесторы предпочитают осуществлятьинвестиционные вложения через российских посредников, ориентирующихся нароссийском рынке.
Важной причиной такогоположения является отсутствие необходимых факторов привлечения иностранныхинвестиций и создания и деятельности совместного бизнеса в России.
Действующее российскоеинвестиционное законодательство далеко не во всем соответствует требованияммеждународной практики и глобальной тенденции либерализации режима привлеченияиностранных инвестиций являются:
—  пересмотр системыгосударственных гарантий иностранным инвесторам, включая предоставлениеполноценной гарантии от изменения условий хозяйственной деятельности напротяжении периода реализации инвестиционного проекта
—  переосмыслениепринципа равноправия отечественных и иностранных инвесторов с учетом тогофакта, что неблагоприятный национальный режим хозяйственной деятельностифактически ставит иностранных инвесторов в неравноправное положение на рынке
—  в отношенияхфедерального центра с регионами в области регулирования иностранных инвестицийдолжно быть четкое разграничение критериев, пределов и размеров государственныхгарантий и льгот для частных инвестиций, разделение обязательств иответственности по таким гарантиям и льготам между органами разных уровней,включая органы местного самоуправления
—  дальнейшеесовершенствование законодательства о недрах в целях притока иностранныхинвестиций в добывающие отрасли российской экономики
—  адаптацияроссийского законодательства к условиям участия в международных инвестиционныхи торговых организациях
С учетом этого необходимоосуществлять подготовку и специального регионального законодательства,касающегося вопросов инвестиционной деятельности конкретного субъектаРоссийской Федерации.
Тот факт, что многиесубъекты приняли собственные законы об иностранных инвестициях, означает, чтоиностранные инвесторы должны руководствоваться не только положениямифедерального закона, но и законами субъектов РФ, на территории которыхосуществляется эта инвестиция. Одной из основных задач является необходимостьобеспечить непротиворечивость таких законов федеральным законам.
Таким образом, переднашим государством стоит сложная задача: привлечь в страну иностранный капитали, не лишая его собственных стимулов, направлять его мерами государственногорегулирования на достижение общественно полезных целей.

Список литературы
Законы
1. Таможенный кодекс РФ от 28 мая2003 г.
2. Гражданский кодекс РФ от 30 ноября2004 г.
3. Налоговый кодекс РФ от 31 июля1998 г.
4. Уголовный кодекс РФ от 31 июня1996 г.
5. ФЗ «О несостоятельности(банкротстве)» СЗ РФ – 2002 — № 43 – ст. 4190
6. ФЗ «О лицензировании отдельныхвидов деятельности» СЗ РФ – 2001 — № 33 – ст. 3430
Указы Президента РФ
от 27 сентября 1993 г. № 1466 «Осовершенствовании работы с иностранными инвестициями»
Постановления Правительства РФ
от 30 июня 1995 г. № 657 «ОРоссийском центре содействия иностранным инвестициям при Министерстве экономикиРоссийской Федерации»
Учебники
1.Гущин В.В. — Инвестиционное право –М., 2006 г.
2. Коршунова Н.М. — Предпринимательскоеправо – М., 200
3. Шадрина Т.В. – Правовоерегулирование отношений с участием иностранных инвесторов – Оренбург, 2002


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.