Реферат по предмету "Экономика"


Отраслевая структура РПС в Украине

Министерство образования и наукиУкраины.
ДонбасскаяГосударственная Машиностроительная Академия.
Кафедра экономическойтеории.
Курсовая работа подисциплине РПС по теме:
«Отраслеваяструктура  РПС в Украине».
                                                                                                                                       
                                                                                  Выполнил: ст. гр. Э04-7 Вороный Виталий.
                                                                        Проверил: Елагин Валерий Сергеевич.
Краматорск 2004.

Каково же на самом делесостояние нашей промышленности и какой должна быть промышленная доктрина исоответствующая ей государственная промышленная политика Украины на ближайшиедесять лет? Промышленный комплекс постиндустриального общества
         Промышленностьявляется интегратором научно-технических достижений, локомотивомтрансформационных преобразований государства. Только с помощью промышленныхинноваций можно ликвидировать существенное отставание Украины по производительноститруда в сельском хозяйстве, промышленном производстве, обновить транспортныесредства и энергомощности. Новые технологии дадут нам возможность уменьшитьэнергозатратность и материалоемкость продукции, усовершенствовать средствакоммуникаций, коммунальную и бытовую сферы.
         Вместе с темпромышленность как сфера проявления и реализации определяющей частиматериальных и интеллектуальных нужд человека является весомейшим экономическимфактором в постиндустриальном обществе. Играя такую двойную роль вовзаимодействии с другими сферами, преобразуя себя и эти сферы, промышленностьможет обеспечивать переход нашего общества к постиндустриальномуинформационному состоянию.
         Функционированиепромышленности в постиндустриальном обществе, расширение ее возможностейосуществляется путем все более тесного объединения с наукой и новымитехнологиями. Это достигается формированием целостногопромышленно-научно-технологического комплекса, способного к саморазвитию иполностью обеспечивающего внутренние потребности страны и экспорт промышленнойпродукции. Основными характеристиками такого комплекса являются:
• достаточные для выполнениясвоей роли в обществе масштабы и технологические возможности;
• наука — непосредственнаяпродуктивная сила, которая часто и кардинально изменяет технологическиепроцессы производства, методы и условия труда;
• доминирование винституциональном составе технологических, сетевых промышленных отношений;
• конкурентоспособностьпродукции, объемы, номенклатура и качество которой удовлетворяет нужды всехсекторов экономики на уровне, обеспечивающем безопасность государства. Высокиетемпы перехода на новые модели и поколения продукции;
• овладение промышленностьюрынков непосредственного удовлетворения различных потребностей человека за счетпродукции, выполняющей, кроме основных, вспомогательные, обеспечивающие,сервисные и информационные функции;
• сращивание промышленного,торгового и финансового капиталов. Развитая и сбалансированная внешняя торговляпромышленными товарами и технологиями;
• транснациональнаяинтеграция промышленного производства, науки и технологий;
• государство владеет иэффективно распоряжается 20—40% промышленной собственности;
• активная политикагосударства по стимулированию, развитию и защите промышленности. Благоприятноенормативно-правовое обеспечение;
• уменьшение нагрузки наэкологические ресурсы и использование полезных ископаемых, доминированиетехнологий с использованием восстанавливающихся ресурсов;
• среднегодовой объемпроизводства на одного работающего — не менее 20 тыс. долл. США.
         Создание комплекса стакими определяющими чертами должно стать главной целью нашей промышленности.Реалии дня сегодняшнего
         По масштабностивозможностям Украина относится к промышленно развитым странам мира. У нассоздано одно из самых масштабных в Европе промышленных производств. На 1 января2001 года только в сфере, подчиненной Госпромполитики, насчитывалось около 6тыс. крупных и средних и свыше 27 тыс. малых предприятий.
         ПромышленностьУкраины имеет довольно полную отраслевую структуру, охватывает базовыеотрасли: машиностроение, приборостроение, оборонную, легкую, перерабатывающуюпромышленность и прочие. Среди наукоемких отраслей — авиакосмическая,автомобилестроительная, тяжелое машиностроение, станкостроительная и инструментальная,электротехническая и приборостроительная, промышленность средств связи исложной аппаратуры, радиоэлектронная, судостроительная. Технологическиевозможности украинских предприятий позволяют изготовлять большинство предметовсовременной техники. В арсенале средств — все известные базовые технологии,широко применяемые в мировой промышленности: производство материалов,перерабатывающие, заготовительные, механообрабатывающие, термические,сборочные, нанесения покрытий и т.п. Есть и нанотехнологии.
         На базовом уровнеинституционный состав промышленности Украины можно считать переходным. Онобразован промышленными объектами с преимущественно предметной специализацией,которую нельзя назвать совершенной. Это последствие генетических причин инедостатков реформирования комплекса в течение последних десяти лет.
         На микроуровнеинституционный состав промышленности Украины тоже несовершенен. Хотяпромышленность в целом имеет присущую развитым странам схему обеспеченияосновных этапов жизненного цикла продукции, характеристики доминирующихотношений на основных этапах жизненного цикла продукции не отвечают требованиямпостиндустриального общества.
         На уровнеинфраструктуры почти отсутствуют перспективные отношения, способные эффективноразвиваться в условиях рынка. Особенно это касается менеджмента. Малоиспользуются современные информационные технологии и прогрессивные стандартыуправления.
         Важное значениеимеет и научное обеспечение. В промышленном комплексе Украины имеется 500конструкторско-технологических и научных организаций, в которых трудятся более65 тыс. научных работников, 7,7 тыс. кандидатов и докторов наук. Онфункционирует во взаимодействии с научными организациями Национальной академиинаук, Минобразования и науки, кооперируется с другими областями. Отдельныепредприятия и организации сотрудничают с зарубежными партнерами. Однакоимеющаяся организационная структура сочетания промышленности с наукойнесовершенна. Целостная инновационно-технологическая инфраструктура вгосударстве еще не сформирована.
         Некоторая частьукраинской промышленной продукции конкурентоспособна на внешнем рынке. Об этомсвидетельствуют данные об отношении объемов экспорта к объемам валового выпускапродукции в отраслях промышленности по состоянию на конец 2000 года:
         Часть экспортнойсоставляющей в Украине вдвое превышает средний уровень европейских стран спримерно такой же численностью населения. Но она обеспечивается за счет низкогоуровня внутреннего потребления.
         Особенно значительнадоля экспорта в черной, цветной металлургии и химической промышленности. Однаков этих отраслях доминирует продукция низкой стадии переработки. Например, вчерной металлургии доля такой продукции (полуфабрикаты железа и нелегированнойстали, руда, шлаки, лом) составляет почти 50%. В цветной металлургии почти 20%— это медный и алюминиевый лом. В химической и нефтехимической промышленности вструктуре экспорта 1/3 составляют минеральные удобрения. Доля продукциимашиностроения в общей структуре товарного экспорта Украины составляет только12,5%.
         Весьма негативно то,что доминируют низкие инновационные уровни промышленной продукции (второй итретий из семи возможных), характеризующиеся устаревшими конструкторскими итехнологическими решениями. Значительная часть продукции машиностроения, приборостроенияи других отраслей неконкурентна уже сегодня: даже с внутреннего рынка еевытеснила импортная продукция. Это подтверждают данные о соотношении импорта иобъемов производства по состоянию на конец 2000 года:
         Еще одна проблемакасается сочетания промышленного, торгового и финансового капиталов вУкраине. Соответствующая инфраструктура не создана, динамическиесвойства промышленности и прочие регуляторы не способствуют притоку торгового ифинансового капитала в производство. Крайне недостаточны возможностиотечественной финансово-кредитной системы — при потребности промышленныхпредприятий только в оборотных средствах более 100 млрд. грн., в 1999 году вобщем было предоставлено лишь около 28,5 млрд. грн. кредитов, львиная долякоторых в промышленность так и не попала. Показатель банковского кредитованиячастного сектора относительно ВВП составляет около 1%, тогда как для стран спереходной экономикой он должен быть на уровне 40%.
         Система торговлипромышленными товарами и технологиями в Украине в основном соответствуетрыночному типу экономики. Она охватывает все сферы. Вместе с тем некоторыеважные характеристики торговли еще нельзя признать удовлетворительными. Она взначительной мере монополизирована, содержит много звеньев; преобладают нефирменныевиды торговли. Не оптимизированы бартерные операции./> />
        
         Не сбалансированыимпортно-экспортные операции. Торговля не полностью сориентирована наиспользование преимуществ международного разделения труда, эффективного использованиявозможностей украинской промышленности, учета особенностей внешней среды.
         Транснациональнаяинтеграция науки, техники и производства пребывает на начальном этапе. Несмотряна довольно значительные относительные показатели экспорта и импорта украинскаяпромышленность не имеет достаточно тесных связей с мировым производством. Дажесвязи с предприятиями стран СНГ носят преимущественно договорный характер.
         Реформирование формсобственности в последние годы обеспечило преобладание доли (более 80%) негосударственныхпредприятий. Это даже превышает уровень развитых стран. Вместе с темразгосударствление и приватизация были во многих случаях проведены формально. Вструктуре негосударственной собственности малая доля собственности частной.Особенно отрицательно это сказывается на научных учреждениях: значительнаячасть приватизируемых НИИ и КБ почти перестала выполнять свои функции.
         В Украине несуществует целостной системы нормативно-правовых актов по стимулированию,защите, поддержке и развитию производства.
Большинство законодательныхактов хоть и имеют характеристики, близкие к характеристикам аналогичныхзаконов европейских стран, по своей сути часто не соответствуют потребностям ивозможностям Украины. Вследствие этого они не влияют надлежащим образом нафункционирование и развитие отечественной промышленности, еще не достигшей тойстадии развития, которую регламентируют законы в Европе.
         Кроме структурногонесовершенства промышленного и смежного законодательства, существует проблеманесоответствия параметров этих законов современным нуждам развития. Например,общий налог на производство автомобилей в Польше составляет 21%, а на импорт —42%, что стимулирует собственное производство. В Украине соотношение такихналогов до последнего времени было в пользу импортера. Это сдерживалособственное производство, в результате ВВП Украины терял около 1,5 млрд. долл.ежегодно.
         Заслуживают вниманияи экологические характеристики и ресурсозатраты в промышленности. В течениепоследнего десятилетия экологическая нагрузка на природу уменьшилась вследствиепадения объемов производства. И вдобавок за этот период в десятки разуменьшились и объемы природозащитных работ.
         Доминированиев структуре промышленности заготовительных производств и затратныехарактеристики технологий обуславливают усиление нагрузки на природныересурсы. Технологии, базирующиеся на использовании восстанавливаемых ресурсов,применяются крайне недостаточно.Потенциал развития
         Украина относится кгосударствам с исключительно благоприятными условиями для развитияпромышленности. Определяющими составляющими ее потенциала являются:
1. значительные запасыразличного сырья и развитая транспортная структура при выгодном географическомрасположении;
2. производственные мощности,в том числе и не загруженные, и научно-технологический потенциал;
3. большой удельный весинвестиционно-способных отраслей и значительное количество предприятий,особенно в оборонной отрасли, имеющих в своем производстве до 80% высокихтехнологий из применяемых в мировом производстве;
4. кадровая инновационнаяинфраструктура, позволяющая в относительно короткий срок развернуть процессысоздания и распространения инноваций на производстве;
5. наличие весьма емкоговнутреннего рынка и опыт работы со смежными предприятиями в странах СНГ.
         Учитывая численностьнаселения, кадровый потенциал, имеющиеся ресурсы, научную и производственнуюинфраструктуру, в среднесроковой перспективе Украина может выйти на объемыпромышленного производства не менее 1 трлн. гривен в год.
         Этот потенциал являетсяреальной подоплекой для достижения стратегической цели развития государства.
Год 2000-й: неустойчивая стабилизация и ограниченныйрост
         Проведенное нарыночных основах реформирование системы управления, институционного состава иинфраструктуры промышленности позволило остановить спад производства.Промышленность вошла в фазу стабилизации. Уже больше года продолжается реальныйрост промышленного производства. По итогам 2000 года, темп приростапроизводства товарной продукции в отраслях Госпромполитики составил 12,9%.
         Наибольшее оживлениепроизводственной активности наблюдалось в отраслях, работающих на внутреннийрынок и удовлетворяющих нужды конечных потребителей. Так, вдеревообрабатывающей промышленности темпы прироста производства за минувший годсоставили +31,8%, (в позапрошлом году +23,6%), в легкой — соответственно +39% и+5,7%. Вследствие этого возросла иx доля в общем объеме промышленногопроизводства — с 6,3% до 7,3%. Существенно прибавили в темпах машиностроение иметаллообработка (+16,8%, в позапрошлом году — 0,8%), особенно автомобильнаяпромышленность (+61,4%, в позапрошлом году — 33,8%), судостроительная (+42,0 и+1,7%), электротехническая (+40,9 и 1,3%), авиационная (+51,9 и +4,8%),приборостроение (+16,8 и +14,9%).
         Активизация внешнейторговли стимулировала рост производства в черной металлургии (+20,7%, впозапрошлом году +6,2%), цветной металлургии (соответственно +18,8 и +8,9%),химической и нефтехимической промышленности (+5,0%, — 1,1%).
         Улучшилась структурареализации. Удельный вес промышленной продукции, реализованной по бартеру, завосемь месяцев 2000 года был почти вдвое меньше, чем в 1999 году (17% против33,5% в позапрошлом году). Положительная тенденция к сокращению бартерныхопераций прослеживается во всех областях.
         Улучшилисьфинансовые результаты деятельности отраслей промышленности. По сравнению ссоответствующим периодом 1999 года, сумма убытков уменьшилась с 575,1 до 51,6млн. грн. Объем полученной прибыли возрос с 131 до 4380,6 млн. грн. Убыточнымиостаются машиностроение (—35,3 млн. грн.) и легкая промышленность (—16,3 млн.).
         Анализсвидетельствует, что наиболее существенными факторами оживления промышленногоразвития в 2000 году были: благоприятная конъюнктура внешних рынков, углублениепроцессов реформирования собственности и развития предпринимательства,частичное оздоровление финансового состояния предприятий и повышение на этойоснове инвестиционной активности.
         Экспортный спросстал главной составляющей роста производства в черной и цветной металлургии.Объемы экспорта товаров, которые относятся к номенклатуре продукцииГоспромполитики, в 2000 году увеличились, по сравнению с 1999 годом, на 29,1%.
         Доля экспорта вобъеме производства машиностроения увеличилась с 37,8% в 1999 году до 51,9% задевять месяцев 2000-го, а доля продукции машиностроения в общей структуретоварного экспорта Украины — с 12% до 12,5%. Экспорт машиностроительнойпродукции — это на 47,5% машины и оборудование. Растет доля экспортаэлектрических машин и средств транспорта, которая уже превосходит их долю вимпорте. Почти на 1/3 увеличился объем экспорта в деревообрабатывающей ицеллюлозно-бумажной промышленности (32,7%). При этом следует отметить, чтоэкспорт лесоматериалов составляет 40%, а экспорт мебели — всего 10,5%.Отношение темпов прироста экспорта к темпам прироста валового выпуска поотраслям Госпромполитики за девять месяцев 2000 года характеризуется следующимипоказателями: черная металлургия — 1,78, цветная металлургия — 1,71, химическая— 8,3, машиностроение — 2,59, деревообрабатывающая — 2,59, легкая — 0,16. Вцелом по Госпромполитики этот показатель равен 1,97.
         Опережающий ростэкспорта над динамикой производства ужесточает тенденцию экспортной зависимостиотечественного производства. Это указывает на неразвитость отечественного рынкаи потребность в системной работе по его становлению.
         Статистическизначимой является зависимость между углублением реформ в сфере собственности,развитием предпринимательства и оживлением производства. За 10 месяцев 2000года самые большие темпы прироста производства получены как раз в тех отраслях,где значительно преобладает негосударственная собственность.
         Вместе с темпрактика показала, насколько важна высокая ответственность при проведенииприватизации. Ошибки в выборе инвестора грозят уничтожением целых отраслей. Этовидно на примере цементной промышленности. Ныне существует угроза производствупластмасс и других изделий. Одна из главных проблем приватизации — невыполнениеинвестиционных обязательств владельцами крупных пакетов акций. По этой причинеэлектронная и приборостроительная отрасли промышленности потеряли такиепредприятия, как ОАО «Завод «Кварцит», ОАО «Бригантина», ОАО «Веда» и пр. Онисейчас полностью перепрофилированы.
         Вгорно-металлургическом комплексе возникли проблемы с обеспечением предприятийкоксующимся углем и коксом. Внутренний рынок сбыта коксующегося угля и,соответственно, распределения кокса практически монополизирован несколькимикоммерческими структурами.
         Дебиторскаязадолженность предприятий Госпромполитики по состоянию на 1 октября 2000 г.составляла 14,08 млрд. грн. и увеличилась с начала года на 0,3%; кредиторскаясоставляет 30,5 млрд. и увеличилась за девять месяцев на 6,3%, что, с учетомроста цен производителей промышленной продукции (на 15,6%), свидетельствует опостепенном погашении ранее накопившихся долгов.
         РаботаГоспромполитики по дебартеризации расчетов и сокращению дебиторской икредиторской задолженности была существенно подкреплена мерами правительства попроведению экономического эксперимента на предприятиях горно-металлургическогокомплекса. Это дало возможность значительно улучшить финансовое положение нетолько предприятий, участвующих в эксперименте, но и по Госкомитету в целом.
         В третьем квартале2000 года на предприятиях—участниках эксперимента достигнуто увеличение чистогодохода (выручки) от реализации, по сравнению с соответствующим периодом в 1999году, на 12,9%. Уменьшился объем экспорта сырья на горнодобывающих предприятиях(90,8%), предприятиях цветной металлургии (73,8%) и на предприятиях другихотраслей (71,7%). Вместе с тем заметно увеличился объем экспорта конечнойпродукции на трубных предприятиях (126,7%) и на предприятиях металлоскобяныхизделий (119,9%). Увеличены объемы экспорта огнеупоров (105,4%).
         Самый высокийуровень рентабельности в третьем квартале 2000 года имели трубные предприятия(42,9%), самый низкий — предприятия цветной металлургии (19,3%). С убыткамипродукции работали два предприятия — Керченский (—11,8%) и Макеевский (—5,1%)металлургические комбинаты.
         По состоянию на 1октября 2000 года, в целом по Госпромполитики прибыль к налогообложениюсоставляла 4370 млн. грн., тогда как в позапрошлом году на это время отрасльимела 444,1 млн. убытков. И это несмотря на то, что на итогах работыГоспромполитики существенным образом сказались такие отрицательные факторы, какнесовершенство отраслевой структуры; рост зависимости от импорта; недостаточноеиспользование социального фактора; низкая платежная дисциплина.
Определенные положительныесдвиги произошли в формировании отраслевой структуры производства из-заускоренного развития деревообрабатывающей и легкой промышленности и отдельныхвысокотехнологических подотраслей машиностроения, однако структурные измененияпока не стали ведущим звеном улучшения качественных показателей работы.Доминирующей пропорцией промышленного производства остается и даже имееттенденцию к увеличению и так значительная доля сырьевых отраслей — черной ицветной металлургии, химической и нефтехимической промышленности. За десятьмесяцев 2000 года иx доля в структуре производства по Госпромполитики возрослана 4,4%, в то же время доля продукции машиностроения уменьшилась за этот жепериод на 4,1%.
         Рост зависимостипромышленного производства от импорта стал еще одним проявлением несовершенстваотраслевой структуры. В прошлом году за девять месяцев импорт черных металловрос в 1,4 раза быстрее производства, цветных — в 1,3, продукции машиностроения— в 1,25 раза.
         В структуре импортапродукции черной металлургии 53,7% принадлежит рудам, шлакам и золе. В импортехимической и нефтехимической промышленности преобладает продукция высшегоуровня переработки — пластмассы и каучук — 37,4%. В общем объеме импортамашиностроения и металлообработки доля машин и оборудования составляет 52,4%.
         Проблем достаточно. Главнаявнутренняя проблема отрасли заключается в ее институционном иструктурном несоответствии современным требованиям и остром дефиците финансовыхресурсов. Она усугубляется проблемами взаимодействия с другими секторамиэкономики Украины и с мировым рынком вследствие низкого качества значительногоколичества продукции, большой ресурсозатратности технологий, чрезмерно высоких,по сравнению с мировыми, фискальных действий смежных отраслей.
Эти проблемы — системные, безих ликвидации устойчивого роста промышленности не может быть.Основы реформирования
         В ведущихгосударствах развитие промышленности, как и иных сфер, программируемо. Онообеспечивается формированием и реализацией соответствующей промышленнойполитики, во главе угла которой лежит целостная система взглядов и положений —промышленная доктрина.
         Промышленнаядоктрина зависит от периода ее формирования и общей политики реформ вгосударстве.
         Имеющаясяпромышленная доктрина и промышленная политика базируются на представлениях ороли, цели и механизмах преобразований, характерных для стартового периодареформ. При их формировании были учтены главные условия и обстоятельства тогопериода: потребность в переходе к рыночной системе хозяйствования, обеспечениюжизнеспособности промышленных производств в условиях фактического разрыватрадиционных кооперационных связей и изменении емкости и характера рынковсбыта, необходимость противодействия кризисным явлениям.
Реализация этой доктриныпозволила в значительной мере обеспечить трансформацию промышленного комплексав соответствии с новыми рыночными условиями и стабилизацию его работы. Однакодальнейшее применение положений этой доктрины не может дать промышленностинеобходимых импульсов к развитию. В связи с этим можно констатировать, чтопромышленная политика, базировавшаяся на имеющейся доктрине, себя исчерпала, ипереход от спада и стабилизации к ускоренному росту требует пересмотраконцептуальных ее основ.
         Новая промышленнаядоктрина должна предусматривать изменение роли промышленного комплекса. Из пассивногообъекта реформ он должен превратиться в их активный субъект — преобразовательдругих сфер (см.табл.4).
         Эффективностьдеятельности промышленности определяется не только непосредственным вкладом еепродукции как товара, но и изменениями состояния и эффективности деятельностидругих реальных секторов экономики благодаря влиянию на них промышленныхинноваций.
         В этой связиважнейшими особенностями новой промышленной доктрины являются:
-социальная направленностьпреобразований в промышленности;
— национальные интересыУкраины. Промышленная политика государства должна быть независимой;
-создание системных основнового промышленного строя в соответствии с объективными законамифункционирования и развития экономико-производственных образований;
-инновационно-инвестиционныйхарактер развития. Приоритетное развитие науки и интеллекта;
-гармоничное развитиеприроды, человека и промышленности, существующих только друг для друга, припомощи друг друга;
-приоритет законодательногообеспечения. Сначала создаются и принимаются законы, на базе которых проводятсяреформы;
-главная стратегия —стратегия ускоренного развития. Максимальное использование имеющегосяпотенциала развития с экономически, социально и культурно обоснованнымидействиями в самых эффективных направлениях (при ресурсных и других объективныхограничениях) с выходом в плоскость нетрадиционных решений;
-объединение государственногорегулирования промышленности с рыночными механизмами саморегуляции;
-ориентация преимущественнона собственные силы. Реалии последних лет показали, что надеяться насущественную внешнюю помощь не следует. Необходимо найти и задействоватьвсевозможные собственные ресурсы.
         Как видим,реализация доктрины требует создания реальных управленческих, организационных,экономических и финансовых основ и благоприятных нормативно-правовых условий. Всоответствии с указанной доктриной, необходимо принять новую Концепциюгосударственной промышленной политики Украины и обеспечить формирование иреализацию системы государственных программ.Системная трансформация на основе многовекторной стратегии
         При формировании иреализации промышленной политики определяется система приоритетов как средствадостижения главной стратегической цели, с учетом условий решения существующихпроблем развития государства и задействования всех имеющихся и привлеченныхресурсов. В долгосрочной перспективе эта система приоритетов будет меняться,однако указанные ниже позиции должны быть неизменными на протяжении длительногопериода ее реализации. Это:
-инновационное направлениепреобразований за счет развития науки, технологий, ускорения внедрения впроизводство научно-технических разработок, прежде всего — новых технологий иоборудования, новых видов промышленных товаров;
-ориентация на полноеудовлетворение потребностей человека, стимулирование производств,ориентированных на рынок потребительских товаров и обеспечение промышленнымитоварами отраслей, непосредственно выходящих на удовлетворение потребностейнаселения;
-опережающее развитиенаукоемких областей;
-развитие экспортногопотенциала, прежде всего наукоемких областей.
         Многогранностьпромышленного производства Украины, разнообразие его продукции требуютприменения многовекторной стратегии развития. Приемлемыми и с определеннымиоговорками целесообразными для нас являются все известные на сегодня стратегииразвития. «Использование природных ресурсов» — для отдельных секторов базовыхотраслей, в связи с наличием в Украине залежей ряда рудных запасов и источниковвозобновляемого сырья; «преследование» («копирование») — для отраслей ипредприятий, имеющих важное значение для развития национальной экономики(автомобилестроение, двигателестроение, химическая промышленность и пр.) и нанынешнем этапе не имеющих возможности быстро создать собственную конкурентоспособнуюпродукцию; «передовых рубежей» («лидерных технологий») — для предприятийоборонной, аэрокосмической, судостроительной промышленности, химического,тяжелого и энергетического машиностроения, индустрии информационных технологий(такой же стратегии должны придерживаться и отдельные уникальные производства,уже сейчас являющиеся инновационными лидерами); «прорывная», базирующаяся наконцепции «обгонять не догоняя», — для отдельных предприятий и объединений,способных инкубировать принципиально новые типы продукции или продукцию,опережающую существующие образцы техники на одно-два поколения.
         Общим для каждой изэтих стратегий является достижение нового технологического уровня.
         Украине необходима системнаятрансформация промышленности, охватывающая важнейшие аспекты:управленческий, структурный, институциональный, научно-технологический итехнический, инновационно-инвестиционный, торговый, финансово-кредитный,социальный, внешних связей, экологический и пр.
Реформирование системы управления в промышленности.
 
         Следует провести навсех уровнях. На высшем, исходя из новой роли промышленности и изменения ееместа в обществе, необходимо создать полномочный орган государственногоуправления промышленным развитием страны.Второй уровень управлениясоответствует подразделениям этого органа. Здесь нужны функционально и рыночноориентированные звенья, охватывающие базовые этапы инновационно-инвестиционногоцикла. Отраслевые функции должны в максимальной степени перейти к низшимуровням управления, что позволит формировать новыеорганизационно-управленческие отношения.
Для этих уровней необходимосоздать систему научного обеспечения принятия управленческих решений.
         На третьем уровнесистемы управления — в корпорациях, холдингах, финансово-промышленных группах ииных объединениях — основные реформы должны связываться с оптимизациейнормативно-правовой базы.
         На всех уровнях, вчастности и на уровне предприятий, следует совершенствовать методы и качествоуправления за счет внедрения современных стандартов управления, повышенияквалификации кадров, применения компьютерных и интеллектуализированных системподдержки принятия решений.
         Структурная политиканаправлена на оптимизацию промышленной структуры, ликвидацию деформаций. Онапреследует цель формирования оптимальной структуры выпуска промышленнойпродукции и рационального баланса производственных мощностей.
         Приоритетными приреализации этой политики должны стать:
-освоение производствапродукции, обеспечивающей стратегическую независимость государства от импорта;
-переход к созданию иорганизации производства систем машин, способных комплексно решать задачиэкономического и социального развития на принципиально новом уровне, преждевсего — в агропромышленном комплексе;
-стимулирование развитиянаукоемких областей: микроэлектроники, авиа-космической, автомобильной и т. п.;
-ускорение развития легкойпромышленности, машиностроительных и приборостроительных отраслей, прежде всегоориентированных на удовлетворение потребностей потребительского рынка, пищевойпромышленности и пр.;
-становление и развитие новыхдля Украины отраслей: производство собственных компьютеров, информационных ипрограммных технологий;
-адаптация производства кактивному рыночному спросу;
-санация и перепрофилированиепроизводств неперспективных видов продукции;
-расширение продажитехнологий;
-расширение базы экспортногосектора промышленности;
-переоснащение предприятийдля производства импортозаменяющей продукции.
         Подобная политикадолжна изменить структуру промышленного производства с учетом смежных отраслей.
         Главная задачаинституциональной политики — формирование новых, объединенных эволюционнымпроцессом отношений. Для этого необходимы шаги в следующих направлениях:
-стимулирование созданиятехнологических, сетевых, интеллектно-сетевых и смешанных промышленныхотношений, структуризация и реструктуризация отраслей на основе использованиякомплексных критических технологий, в частности технологий двойного назначения,с формированием стратегически важных промышленных технологических комплексов территориального,отраслевого, межотраслевого, национального и транснационального уровней(промышленно-финансовых групп, холдинговых компаний, концернов, корпораций,консорциумов, технопарков, технополисов и т. п.).
-развитие важных для Украиныотраслей с доведением их до мировых стандартов инновациями и инвестициями исозданием условий для подтягивания до их уровня прочих субъектовпредпринимательской деятельности;
-дальнейшая реструктуризациясобственности, совершенствование системы управления ею, углубление эффективногоразгосударствления и приватизации, возвращение в государственную собственность(или увеличение государственной доли) приватизированных убыточных предприятийза счет процедур банкротства и санации, сбалансирование развития разных формсобственности;
-конверсия и реконверсияпредприятий, диверсификация производства;
-выборочная защитапредприятий в период их вхождения в рыночную систему;
-широчайшее развитиепредпринимательства, создание совместных, малых и средних предприятий,оптимизация соотношения больших, средних, и малых предприятий разных формсобственности, предоставление и поддержка автономии предприятий, созданиеоптимизированной рыночной инфраструктуры;
-создание и развитиеинвестиционной инфраструктуры, защита и развитие научно-технологической инаучно-технической инфраструктуры;
-совершенствование сетинаучно-технического и научно-технологического обеспечения и защитыинтеллектуальной собственности, создание условий для непрерывности образования,подготовки и переподготовки кадров для новых отношений в промышленности;
-создание отраслевойфинансово-кредитной инфраструктуры; совершенствование сети и методов работыкоммерческих банков, страховых, инвестиционных и лизинговых компаний и т. п.
         Политика в сфереинноваций и инвестиций направлена на обеспечение модернизации и структурнойперестройки промышленности. Основными ее направлениями являются:
-формирование научного заделаи выборочная поддержка целевых исследований по государственным заказам;
-создание эффективной системыобъединения достижений науки, технологии, производства и рынка;
-стимулирование опережающегоразвития производств, основанных на новых технологических отношениях;
-выборочная поддержкаразвития принципиально новых энерго- и ресурсосохраняющих технологий, созданиеновых поколений техники, прежде всего — интегральных систем машин дляприоритетных отраслей;
-обеспечение опережающегороста производства наукоемкой продукции, предназначенной для экспорта;
— использование в гражданскихотраслях научно-технических достижений оборонного комплекса;
-расширениемежгосударственных научных связей и интеграция научно-технического потенциалапромышленного комплекса в мировые хозяйственные связи;
-обеспечение материальногонаполнения инвестиционного рынка, прежде всего прогрессивными технологиями,станками, оборудованием, средствами автоматизации, что требует первоочередногоразвития станкостроения, электротехники, приборостроения и межотраслевыхпроизводств;
         Особенно важнымявляется совершенствование нормативно-правового обеспечения функционирования иразвития промышленности. Необходимые общегосударственные и отраслевыенормативные акты, действие которых обеспечивает на условиях самоорганизации ирегламентированного государственного влияния достижение эффективногофункционирования и развития промышленного комплекса. Именно необходимостьюполного охвата правового поля диктуется создание Промышленного кодекса Украины.
         На ближайшеедесятилетие следует выделить два главных этапа реализации промышленнойполитики. Первый этап — 2001—2004 годы, второй — с 2005-го по 2010-й.Предварительно формируются организационные основы для реализации задач второгоэтапа. Первый и второй этапы отличаются приоритетами и механизмами развития.Сначала обеспечивается инвестиционная поддержка промышленного комплекса, а современем у него появятся условия для саморазвития.
         Приоритетами первогоэтапа являются отрасли, обеспечивающие быструю окупаемость инвестиций, навтором — инновационно-инвестиционные отрасли.
         Особенно важноразрешить проблему достаточного финансирования развития промышленности. Дляэтого следует задействовать все возможные источники получения средств, создатьусловия для повышения инвестиционной привлекательности промышленных объектов,увеличения покупательной способности населения, рационализации использованиякредитных средств и т. п.Европейское будущее
         Выпуск продукции наодного работающего в конечном итоге должен приблизиться к среднеевропейскомууровню. Среднегодовой темп прироста объемов промышленного производства долженбыть вдвое выше, чем темпы роста ВВП. Объемы добавленной стоимостипромышленности (без топливно-энергетического комплекса и пищевой отрасли)должны увеличиться в 2004 году до 25% и в 2010 году — до 35%. Благодаря этомупромышленность займет лидирующее место в экономике государства.
         Усилиямипромышленного комплекса должны быть технологически переоснащены всеприоритетные отрасли экономики. Это, вместе с организационными и прочимимерами, должно обеспечить:
-повышение производительноститруда в агропромышленном комплексе в 7—10 раз и разрешение проблем села, аследовательно — увеличение производства продуктов питания до необходимыхобъемов при существенном улучшении их ассортимента и качества;
-увеличение производствапромышленных товаров широкого потребления в 4—5 раз, насыщение ими внутреннегорынка и расширение их экспорта;
-оптимизацию энергобалансаУкраины за счет увеличения добычи традиционных энергоносителей в 2—3 раза.Освоение производства новых возобновляемых энергоносителей и параллельносокращение энергозатрат в 2—6 раз;
-кардинальные изменения всфере коммуникаций, в частности увеличение количества транспортных средств в4—6 раз и средств связи — в 10—20 раз;
-создание современнойкоммунальной сферы;
-удовлетворение потребностейобороны в новой технике;
— информатизацию общества,компьютеризацию и интеллектуализацию всех сфер жизни;
-значительное повышениеблагосостояния и комфортности жизни граждан страны.
         Украина вошла вновый этап реформирования промышленности. Безусловно, поставленные задачи оченьсложны. Но консолидация усилий и концентрация их на главных направлениях,разумные действия и рациональное использование имеющегося потенциала могутстать залогом успеха в достижении стратегической цели.
 
Список использованной литературы:«РПС Украины» — Киев «Юридическая книга» 2002 г. Е. П. Качан. «РПС СССР» — Тернополь «Карт-бланш» 2002 г. Збожная О. М. Ишук С. И. «Р.П.С.: теория, методы, практика» — Киев 1999. «Экономическая география» П.Т. Саблука- Киев ИАЕ 1999.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Єктів господарювання різних організаційно-правових норм 1 критерії прийняття рішення про вибір правової форми організації бізнесу
Реферат Митридат VI Евпатор. Жизнеописание
Реферат Открытый урок в 10 классе по русскому языку: "Имя существительное и имя прилагательное"
Реферат Вакуумная сублимационная установка для фермерского хозяйства
Реферат Ахматова а. - я была тогда с моим народом. ..
Реферат Абрамов ф. б. - Рецензия на повесть ф. а. абрамова «поездка в прошлое»
Реферат Pornography Essay Research Paper Liberal Feminism The
Реферат Reconstruction Essay Research Paper The Era of
Реферат Школа Монтессори. История возникновения и современный этап развития
Реферат Профессиональная этика журналистов
Реферат Общая характеристика промышленности мира
Реферат Теорема Дезарга и её применение к решению задач из курса школьной геометрии
Реферат 4 «За внедрение новых методик обучения в послевузовском образовании»
Реферат 1. ядерное оружие
Реферат Организация документационного обеспечения предприятий сферы туризма