Реферат по предмету "Экономика"


Особенности хозяйственной этики в России

МОСКОВСКИЙЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)
ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Кафедра Экономикипредприятия и организации производств
Курсовая работа
По курсу:Институциональная экономика.
По теме:Особенности хозяйственной этики в России.
Руководитель: Шувалова Д.Г
Выполнено студенткой 3 курса:
Ширшиковой И.О
группы ФП — 11 -06
Москва
2008

Исходные данные
В данной работе я изучу свою пирамиду потребностейМаслоу, составленную на один месяц.
Теоретический вопрос – Особенности хозяйственной этики вРоссии. Институциональный анализ.
Краткое содержание работы: Изучение собственной пирамидыпотребностей.

Введение
В данной работе, в практической части, я будурассматривать свои потребности и затраты, которые я осуществляю, наудовлетворение этих потребностей. Целью данной работы я считаю определениесвоих затрат и методы их уменьшения. Проведение данной работы поможет понять,чем я руководствуюсь, при осуществлении покупок, собственными предпочтениями,поддаюсь ли спонтанным решениям или осуществляю рациональный, хорошо обдуманныйвыбор. Так же эта работа поможет ближе познакомится с контрактной теорией,поможет понять какие контрактные отношения я осуществляю. А так же оценить 1час и день своего времени и понять рационально ли я им распоряжаюсь. Так же вданной работе будет рассмотрен теоретический вопрос, в котором будетрассмотрено развитие хозяйственной этики в России. Будет проведен ееинституциональный анализ, что для данного курса очень актуально, так какинституциональная экономика наука «молодая», появилась недавно, с помощьюрассмотрения данного вопроса мы сможем, больше углубиться в изучение данногопредмета, понять такие аспекты, которые не смогли глубоко рассмотреть в курселекций.

Особенности хозяйственной этики в России. Институциональныйанализ
Все больше людей начинает ставить под сомнение жизненнуюцелесообразность динамично развивающегося независимо от них процессарационализации экономики. Растет потребность в новых основополагающихориентирах для экономического прогресса, в этико-практической стяжке рыночнойэкономики, в то время как реальное развитие идет в противоположном направлениивсе более радикального обособления выпущенных сил «свободного» рынка, которыеохватили уже весь мир. Вот в нескольких словах подоплека новой интердисциплинарнойобласти знаний — хозяйственной этики, которая так востребована сегодня. Вопределенном смысле хозяйственная этика призвана стать ответом на эпохальныйвызов времени. Речь идет о том, чтобы уточнить и даже дать новое определение,жизнеспособное и перспективное, действительно спорным отношениям междуэкономической логикой и этическим здравым смыслом. Хозяйственная этика (этикабизнеса) — применение социально — этических критериев в области экономики(хозяйствования).
Хозяйственная этика – как один из способов вернутьдуховность в наше представление о хозяйстве. Хозяйственная этиканепосредственно относится к неформальным институтам – это институты, которыенаследуются с помощью социального механизма, они являются частью культурногонаследия. Хозяйственная этика, как любой институт, повышает степень координацииэкономики. [Лекции п.4)]
Развитие хозяйственной этики в стране свидетельствует отом, что на экономическую (хозяйственную) область воздействует совокупностьморальных, религиозных и культурных норм.
Особенности материально-технологической среды,хозяйственная этика русского православия, сильное государство и историческисложившиеся формы организации общественной жизни стали важнейшими факторами,обусловившими специфику ценностей и норм поведения россиян в сфережизнеобеспечения.
Чтобы понять специфику российских экономическихинститутов как совокупности норм, правил и механизмов принуждения к ихисполнению, необходимо рассмотреть глубинные установки и ценности, устойчивыепсихологические реакции россиян, определяющие, будет ли данная норма воспринятаили отвергнута. Данная задача может быть решена при рассмотрении российскойэкономической ментальности как исторически сложившегося долговременногоумонастроения, единства сознательных и бессознательных ценностей, норм иустановок в их когнитивном, эмоциональном и поведенческом воплощении. Онеобратимости институциональных изменений в экономике можно говорить лишьтогда, когда они интегрированы, затрагивают сферу ментальности, то естьперемещаются на уровень глубинных базовых представлений, символов и ценностей,которыми люди руководствуются в своем повседневном хозяйственном поведении.
Экономическая ментальность формируется в результатекристаллизации в памяти народа многовекового опыта хозяйственной деятельности,ее организационных и материально-технологических особенностей. Российскаяэкономическая культура характеризуется живучестью уравнительных механизмовредистрибуции материальных ресурсов. России исторически была присущакоммунальность как устройство материально-технологической среды, при которомвсе ее части являются единой нерасчленимой системой и не могут быть обособленыбез угрозы ее распада. Малая плотность населения на больших пространствахсовременной России обусловливала меньшую остроту борьбы за территориюпроживания, но повышала необходимость мобилизаций — коллективной защиты отвнешних нападений. В отличие от Запада из-за больших территорий не былоразделения и специализации труда, ресурсы были в избытке и мы не научились ихрационально использовать. В условиях преобладания натурального хозяйстванаселение вынуждено было кормиться тяжким трудом, использовать примитивныеметоды обработки земли и формы обмена, а значит, существовать в режимевыживания. В таких условиях было удобнее существовать коллективно – общиной.Таким образом, в основу нормативной базы общины было положено представление очеловеке не как о самостоятельной единице, а как принадлежности целого.Дальнейшее развитие русской цивилизации было связано со становлением государстваи принятием христианства.
В отличие от появившихся позднее протестантскихвероисповеданий, иудейско-восточнохристианская традиция рассматривала труд какнеприятную необходимость, наказание человека за первородный грех. Хозяйственнаяэтика и трудовая мораль в русском православии заняли подчиненное место посравнению с трудом духовным. Главным в деле спасения души было терпение.Самоутверждение было направлено внутрь себя, на “устроение” собственнойличности. Подобные факторы обусловливали сдержанное отношение к накопительствуи собственности. Природа русского человека склонна к фатализму – подчинениюсудьбе, у нас считается, что добивается успеха не тот, кто много работает, атот, кому просто повезло. Эта черта сильно отражается на характере экономическойдеятельности россиян. Таким образом, есть основания говорить о традиционализмероссийской экономической культуры. Его отличительными признаками являютсяценностно-рациональное поведение, уравнительные и недостижительские ценности,представление о “неправедности” богатства, гипертрофированная значимостьперсонифицированных связей. “Традиционалистский” строй мышления выражается, вчастности, в том, что человек не склонен заработать больше, он просто хочетжить так, как привык. При затруднениях традиционалисты не наращивают усилия, асокращают потребности [Вебер 1999, с. 81—88 п. 1)]. Это суждение М. Вебераподтверждается и результатами современных исследований. Так, в провинциальныхгородах России основной реакцией на падение денежных доходов населения втечение последнего десятилетия было не активное вовлечение в рыночнуюэкономику, а бегство от нее [Вагин 1997, с. 61 п. 2)].
Упомянутая выше коммунальная материально-технологическаясреда жизнедеятельности требовала не только коллективистских форм хозяйственнойжизни, но и единого централизованного управления. Это привело к формированиюинститутов, характерных для восточной институциональной матрицы. Особая рольгосударства проистекает из существовавшей необходимости внешней защиты,локальной разобщенности русских земель и многовековым процессом их собирания.Это способствовало развитию сильного (экспансионистского) государства,вмешивающегося во все сферы жизни общества. Смена власти часто происходилапутем свершения революции, институты были навязываемыми, мы всегда гнались зачужими успехами (Западными). Русский человек всегда надеется на решение своихпроблем властью, так как думает, что от него все равно ничего не зависит.Необходимо отметить неприменимость к российским общественным условиям западногопринципа священности и неприкосновенности частной собственности. Если на Западесобственность являлась условием независимости индивида, то наделениесобственностью человека в раздаточной экономике означало его “привязывание” кгосударству. Российской национальной традицией, перекочевавшей издореволюционной России в советскую и далее — в квазирыночную, является слабаяправовая защищенность субъектов экономической деятельности, составляющей частьюкоторой является слабая защита прав собственности. Высокие издержки поспецификации и защите частных прав способствовали формированию и преобладанию вРоссии институтов общественной, а не частной, собственности. Незащищенностьсобственников, с одной стороны, и возможность быстрого обогащения — с другой,были связаны с повторяющимися перераспределениями собственности в процессеосуществления запаздывающих модернизаций и смен политических режимов. Угосударства всегда неявно присутствовало право экспроприации собственности, чтоопределяло высокие риски экономической деятельности и узкий горизонтпланирования действий экономических агентов. Ненадежная защита правсобственности и заключенных контрактов обусловливали низкий уровень доверия вобществе, неблагоприятный инвестиционный климат, откачку ресурсов, репатриациюприбыли, недоинвестирование, хроническую нехватку ресурсов государства дляосуществления своих программ. Возникал порочный круг, когда нестабильностьприводила к нехватке ресурсов, а необходимость изыскания дополнительныхресурсов должна была обеспечить право государства в нужный момент “прижать”собственника, по своему усмотрению менять правила игры. [Интернет п. 3)]
Вывод: Рассмотренные исторические аспекты формированияроссийской экономической ментальности позволяют увидеть комплекс достаточносложных проблем. Они заключаются в принципиальных различиях российских изападных социально-экономических институтов. Сложность выбора путиреформирования российской экономики заключается в том, что, в то время какроссийская экономическая культура больше тяготеет к восточному типу, болеепривлекательными и престижными для России традиционно остаются западные модели.В ближайшие годы российские экономические реформы неизбежно будут наталкиватьсяна “налог прошлого” в массовом сознании. Он заключается в резком противоборствестарого и нового, противоречии между радикальным отторжением старого истремлением к максимальному его удержанию как чего-то стабильного, стойкого ипривычного. Но при этом на уровне отдельно взятых фирм уже сегодня можнонаблюдать ростки “новой” экономической культуры, базирующейся на либеральныхценностях. Возможность сгладить противоречия между экономической культуройвосточного типа и стремлением приблизиться к Западу на макроуровне появится примаксимальной открытости российского общества, интенсивных экономических икультурных контактах с индустриально развитыми странами Запада. Такое“культуртрегерство” позволит привить нормы и ценности западной экономическойкультуры не только элите, но и массовым слоям населения. Хозяйственная этика,помогает понять как особенности российского менталитета и культуры влияют наэкономические отношения. С помощью этой науки можно предсказать манеруповедения людей в экономической сфере.
Для практической части курсовой я выбрала изучениесобственной пирамиды потребностей, потому что осуществление данной работы можетпомочь мне в реальной жизни понять, как мне лучше распоряжаться своимисредствами, то есть, например, на чем я смогу сэкономить.
Порядок выполнения работ
1)Изучение собственной пирамиды потребности.
Таблица 1. Денежные затратыпотребность затраты, руб. Первичные биологические потребности
Пища
Вода (напитки)
Средства гигиены
квартплата
одежда
7500
2000
1000
250
3000 Самосохранение
лекарства
Проезд
Сигнализация квартиры
800
387
100 Материально-духовные потребности
книги, журналы
билет в кино
Музыкальный диск
Рисование (Кружок)
200
200
200
1500 Общение
Интернет
мобильный телефон
домашний телефон
Кафе
400
300
150
3000 Самореализация
Учеба в институте
Живопись (рисование)
6400
1500 Самоактулизация Живопись (рисование) 1500 Экология человечества Итого 27387
Таблица 2. Временные затраты.потребность затраты, час. Первичные биологические потребности
прием пищи
сон
прогулки
личная гигиена
отдых
ведение домашнего хозяйства
совершение покупок
45
248
20
27
16
7
7 Самосохранение проезд 62 Материально-духовные потребности
чтение
просмотр фильмов, телепередач
прослушивание музыки
рисование
10
20
5
6 Общение
общение
Интернет общение
Общение в кафе
40
20
10 Самореализация
учеба
поиск информации в интернете
рисование
48
30
6 Самоактулизация самообучение 30 Экология человечества Итого 598
1)Социальные затраты. Социальных затрат у меня нет, таккак я не плачу прямые налоги, только косвенные, которые входят в стоимость,покупаемых мной товаров, а, как известно, налоги в нашей стране в основном идутна поддержание социального сектора, для перераспределения доходов междугражданами. Из всего этого я делаю вывод, что у меня нет социальных затрат.
2)Затраты на содержание экономической системы. Я сделалавывод, что затрат на содержание экономической системы у меня также нет, так какя содержу экономическую систему только косвенно, посредствам товара – оборота,то есть покупки товаров, но так как я не работаю больше на содержаниеэкономической системы я никак затрат не несу, так как не плачу налоги.
Институциональное понимание собственных затрат
Институциональное понимание затрат можно выразить черезпонятие «институт», то есть исходя из различных подходов к определениюинститутов формируется мое представление о том, как производятся мои траты. Кпримеру, по контрактному подходу я должна выполнять возложенные на меняобязанности- вести некоторые домашние дела (уборка, стирка, готовка), которыетребуют определенного времени; выполнять возложенные на меня обязательства какна студента — делать домашние задания, готовить курсовые работы, рефераты. Адля этого мне необходимо затрачивать помимо времени деньги на Интернет, книги.По нормативному подходу я следую навязанным извне правилам, не нарушаю законов,поэтому я покупаю проездные, а не езжу «зайцем», все это отражает действиесложившихся институтов на мои затраты.
Транскакционные издержки
Это временные или денежные потери в процессе эксплотацииэкономической системы. В жизненном процессе возникают случаи простоя, напримерожидание автобуса, поезда, очереди, ожидание нужной информации, затраты временина поиск нужных товаров. В моем случае это время составляет 1,5 часа.
Временные затраты — ∑Затрат на простои + поискинформации в Интернете + совершение покупок + учеба + проезд + чтение = 1,5+24+8+98+48+62+22=263,5часа.
В денежном проявлении трансакционные издержки =
∑Затрат на Интернет + проезд + книги, журналы +учеба =
400+387+200+ 6400 = 1187 руб.
Доля трансакционных издержек составляет 4,3 % из всехзатрат.
Затраты на информацию
Эти затраты проявляются как в денежном, так и временномвыражении. Среди них:
∑Затрат на Интернет, книги, журналы, поход в кино,так как там тоже получаешь новую и иногда полезную информацию, обучение,мобильный телефон, домашний телефон, общение с друзьями в кафе = 400 + 200 +200 + 6400 + 300 + 150 + 3000 = 10650 руб.
∑Затрат на общение, Интернет общение, чтение,просмотр фильмов, телепередач, учеба, самообучение, поиск информации винтернете, совершение покупок, общение с друзьями в кафе = 20 + 10 + 20 + 48 +30 + 30 + 7 + 10 = 175 час.
Доля информационных затрат составляет 38% из всех моихзатрат.
Суммарные временные затраты составляют = 40*598 = 23920руб.
Теперь, после построения пирамиды потребностей можноответить на ниже поставленные вопросы.
На основе собранных данных оцените возможностьмаксимизации, минимизации и оптимизации выявленных групп издержек.
Максимизировать издержки нет смысла, так как я пытаюсьэкономно расходовать средства и покупать товары дороже, только из–за их бренда (названияфирмы), не вижу смысла, так же я пытаюсь распределять свое время с умом, и еслия начну максимизировать свои издержки, не уложусь в свой бюджет (деньгивыделяемые родителями). А вот минимизировать свои издержки я могу, например,при походе в магазин составлять список продуктов или вещей, которые мне нужны,и не отклоняться от него. Так я смогу сэкономить не только деньги, не покупаялишних товаров, но и время, потому что я буду точно знать, что мне нужно и небуду отвлекаться. Так же минимизировать свои издержки я смогу, если буду меньшесредств и денег тратить на поиск и получение информации, потому что не всяинформация, которую я получаю, является полезной, много просто развлекательнойинформации, которая не несет в себе никакой смысловой нагрузки и попростубесполезна. Если я прекращу просмотр такой информации, то сэкономлю и деньги ивремя. Например, просмотр бесполезной информации в интернете или в журналах.Или меньше тратить на общение с друзьями в кафе, а вместо этого общаться с нимина улице (в парках).
Оптимизировать издержки я смогу, если найду в товарахбаланс: цена-качество.
Охарактеризуйте себя, как «экономического» человека.Какой выбор Вы осуществляете, руководствуясь принципом полной рациональности?Приведите пример неполной рациональности в Вашем поведении.
Я пытаюсь действовать, как рациональный человек,составляю бюджет, то есть свои расходы и доходы, например, точно рассчитываюсвои расходы на транспорт, но я не могу учесть всего, иногда случаютсянепредвиденные расходы, а иногда я поступаю не рационально. Например, когдадумаю что потрачу на кофту одну сумму, а трачу больше, только потому, что мнепонравилась дорогая кофта больше, хотя по качеству и по назначению ониидентичны. Или когда покупаю всякие «вкусности»: пироженные, мороженное илишоколад, хотя без них можно спокойно просуществовать. Из этого я делаю вывод,что я не «экономический» человек, так как часто руководствуюсь эмоциями, а неразумом в осуществлении покупок.
Какую долю занимают информационные затраты в пирамидеВаших потребностей? Приняв допущение, что финансовых ограничений на получениеинформации у Вас нет, спрогнозируйте как изменится величина информационныхзатрат в Вашей пирамиде. Какая информация Вас интересует? Сколько она стоит?
Информационные затраты составляют в моей пирамидепотребностей значительную часть, 38% от всех моих затрат, так как я получаюинформацию не только от СМИ (газеты, журналы, Интернет), но я получаюинформацию через обучение в институте (а это значительная часть моих расходов),а также через общение с друзьями и другими людьми. Если принять допущение, что финансовыхограничений у меня нет, наверное, я бы больше черпала информации из Интернета(общение с друзьями, информация для учебы, новости) и больше бы покупала печатнойлитературы (журналы, книги). Но затраты увеличились бы не значительно, где – тона 400 рублей.
Какие договорные отношения Вы ведёте? Систематизируйтеконтракты, участниками которых Вы являетесь.
Среди договорных отношений, которые я веду, я хочу выделитьнесколько контрактов.
Договор о подготовке специалиста с высшимпрофессиональным образованием на условиях возмещения затрат на обучение
Договор с метрополитеном и Мосгортрансом.
Договор с оператором мобильной связи.
Договор с Интернет компанией.
Я систематизировала контракты по их типологии: 1) договороб обучении, я отнесла к классическому контракту, так как этот контракт имеетчетко оговоренные пункты, носит безличностный характер, и он базируется наформальных документах, а так же носит двухсторонний характер и с выполнениемпрекращает свое существование, то есть после окончания мной учебы контрактбудет автоматически прекращен. Также договор с метрополитеном и Мосгортрансом, договорас операторами мобильной связи и Интернет компанией относятся к классическимконтрактам.
Присутствуют ли в Вашей пирамиде издержки контроля?
Издержки контроля – это издержки за соблюдением условийсделки (договора) и уклонения от этих условий (предотвращение оппортунизма).Такие издержки присутствуют в моей пирамиде потребностей, это издержкиконтроля, например, это затраты времени на проверку качества товара (напримерсрок годности товара), для того что бы не было оппортунизма со стороныпродавца. То есть получения им выгоды за счет моей невнимательности. Или,контроль за счетом моих телефонных переговоров, чтобы с меня не сняли деньги,за звонки, которые я не делала или снимали денег больше, чем надо. Эти затратына контроль также выражается во времени и составляет у меня примерно 4 часа вмесяц. Также примером может служить проверка качества работы Интернет компании(например, проверка скорости передачи информации).
Оцените 1 час своего времени, один день своего времени.
Так как я не работаю, я могу рассчитать, сколько всреднем трачу за один час или день.
В месяц я трачу на все свои расходы – 29937 руб., значит,в среднем, в день я трачу – 965 руб., а в час – 40 руб. если бы я работала. Можнобыло бы посчитать час моего времени по-другому: разделить мою заработную платуза месяц на количество дней в месяце, а потом на количество часов в дне, еслибы я работала.
Охарактеризуйте себя как «институционального» человека
Однозначно сказать, что я «институциональный» человек, яне могу, так как стараюсь осуществлять свои расходы, придерживаясьрациональности в поведении, то есть стараюсь покупать только то, что мнедействительно нужно, но это получается не всегда. Например, я могу купить вещь,которая мне понравилась, хотя в этом не было никакой необходимости, потому чтоу меня уже есть похожая вещь (просто они, например, отличаются по цвету). Илиделаю свой выбор случайно, например, покупая хлеб в ближайшем магазине, непроанализировав, что где-то хлеб дешевле. Но я считаю, что я больше«институциональный» человек, чем «экономический». Так как очень часто ясовершаю не рациональный выбор.

Заключение
Проведение данной работы помогло мне понять, как аспектыинституциональной экономики можно применить практически, в жизни, изпроведенной работы я поняла, что не совсем эффективно распоряжаюсь своимиденьгами, я поняла, на чем и как смогла бы сэкономить, к какому типу человека яотношусь «экономическому» или «институциональному». Из работы я поняла, чтоочень много средств трачу на получение информации, информационные издержкисоставляют 38%. Я считаю, что это связано с тем, что информацию я получаю избольшого количества источников (Интернет, общение с друзьями, телевидение,обучение и еще многое другое) и многие из этих источников дорогостоящи (обучение).Также теоретический вопрос, где рассматривались особенности хозяйственной этикив России, помог мне понять как религиозные, моральные и культурные ценностивлияют на экономическую систему, понять особенности Российской религиознойкультуры и как это все отражается на экономике, при рассмотрении экономическихаспектов надо учитывать особенности государства, об этом и рассказывает такаянаука, как хозяйственная этика.

Список литературы
1)Макс Вебер «Избранное. Образование общества». 1999 г. 704 с.
2) Игорь Вагин «Почему ты еще нищий?». 1997 г.
3) Интернет: www.ecsocman.edu.ru
4) Курс лекций по «Институциональной экономике».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Команда: как создать непобедимую группу единомышленников
Реферат Особливості державного стимулювання продажу продукції
Реферат How Effectively Did The Late Medieval Church
Реферат Ікуються результати аналізу газового конфлікту, що розгорнувся між Україною та Росією на початку 2009 року та його впливу на стан енергетичної безпеки Євросоюзу
Реферат Athletic Trainer Essay Research Paper Athletic TrainerAn
Реферат Использование средств бодибилдинга у старшеклассников на уроках физической культуры
Реферат Стихотворения Б Л Пастернака Чудо Дурные дни и Гефсиманский сад и произведения изобразительного искусства
Реферат Women In The Workforce Essay Research Paper
Реферат Генетика как наука о законах наследственности и изменчивости живых организмов
Реферат Крокодилы 2
Реферат Назначение, классификация и эволюция операционных систем
Реферат Наличность предприятия
Реферат Московское государство и Великое княжество Литовское: черты сходства и различия
Реферат Організація обслуговування споживачів за типом "шведського столу" або "шведської лінії"
Реферат Урок музики та його організація