Российский Государственный Аграрный Университет –Московской Сельскохозяйственной Академии имени К.А.Тимирязева
КафедраПолитической Экономики
Курсовая работа
по курсуЭкономическая теория на тему:
«Основыгосударственной антикризисной политики»
Выполнила:студентка 2 курса
гуманитарно– педагогического факультета
СмирноваДарья
Проверил:Кучкин Владимир Георгиевич
Москва, 2010 год
Оглавление
Введение. 3
Глава I. Основные понятия. 4
1.1 Понятие экономическогокризиса. 4
1.2. Экономические циклы… 6
1.3 Государственное антициклическое регулирование. 8
Глава II. Антикризисная политика. 11
2.1 Причины возникновения мирового кризиса 2008 г. 11
2.2 Антикризисная политика государств. 11
2.3 Антикризисная политика Китая. 23
2.4 Политика Японии. 25
2.5 «Антикризисный пакет» Бундесрат — палаты земельгерманского парламента 28
2.6 Антикризисная политика американской администрации. 29
2.7 Антикризисная политика правительства России и проблемы еереализациии 31
2.8 Сравнение антикризисных мер. 37
Заключение: 40
Приложение 1. 42
Приложение 2. 43
Список основных источников: 45
Введение
Пожалуй, на сегодняшнийдень тему кризиса можно назвать самым популярным предметом обсуждения. О немговорят все: политики, экономисты, предприниматели, деятели культуры и науки.То тут, то там в СМИ они мелькают со своими мнения и прогнозами по поводу того,что же будет дальше. Одни нас пугают, другие обнадеживают. Дабы картина кризисабыла полной, я решила собрать воедино мнения и факты, которые так или иначекасаются кризиса, особенно уделяя внимание антикризисной политике государств и, конечно же, кризису и антикризисному управлению непосредственно в России.
Кризисы сопровождаютвсю историю человеческого общества. Вначале они проявлялись как кризисынедопроизводства сельскохозяйственной продукции, с середины XIX века — какнарушение равновесия между промышленным производством и платёжеспособнымспросом.
В девятнадцатом веке ипервой половине двадцатого мир пережил несколько международных финансовыхкризисов. Экономические кризисы до XX века ограничивались пределами одной, двухили трех стран, затем стали приобретать международный характер. Несмотря на то,что в последние десятилетия мировым сообществом созданы механизмы попредотвращению мировых кризисов (укрепление государственного регулированияхозяйственных процессов, создание международных финансовых организаций, проведениемониторинга и др), как свидетельствует история мировых экономическихкатаклизмов, ни точно предсказать, ни тем более избежать их не возможно.
Современный кризискоснулся каждого из нас. В результате многое в нашей жизни поменялось. Длякого-то кризис стал крушением планов и надежд, кому-то дал старт в новую жизнь.В любом случае нас ждут перемены .
Глава I. Основные понятия 1.1 Понятиеэкономического кризиса
Вот несколькоопределений :
Экономический кризис —серьезные нарушения в обычной экономической деятельности. Одной из формпроявления кризиса является систематическое, массовое накопление долгов иневозможность их погашения в разумные сроки. Причину экономических кризисовчасто усматривают в нарушении равновесия между спросом и предложением на товарыи услуги.
Экономический кризис – этофаза капиталистического цикла, во время которой происходит принудительноевосстановление нарушенных в ходе развития капиталистической экономики основныхпропорций воспроизводства. Проявляется в крахе производства, сокращениикапитальных вложений, росте безработицы, увеличении обанкротившихся фирм,падении курса акций и других экономических потрясениях (БСЭ).
Кризис экономический — (отгреч. krisis — поворотный пункт) — резкое ухудшение экономического состояниястраны, проявляющееся в значительном спаде производства, нарушении сложившихсяпроизводственных связей, банкротстве предприятий, росте безработицы и в итоге —в снижении жизненного уровня, благосостояния населения.
Мировой экономическийкризис – это естественное глобальное перепроизводство, которое необходимо длятого, чтобы защитить нас же от иллюзий создания мнимых ценностей непредназначенных для нашей собственной жизни и выживания.
Бытует даже мнение, чтокризис — не в стране, кризис в головах.
Основные виды — кризиснедопроизводства (дефицит) и кризис перепроизводства.
Кризиснедопроизводства, как правило, вызывается внеэкономическими причинами и связанс нарушением нормального хода (экономического) воспроизводства под влияниемстихийных бедствий или политических действий (различных запретов, войн и т. п.)
Кризис перепроизводствахарактеризуется наличием большого количества товаров, которые превышают спроспотребителей. Обычно возникает из-за невыявления совокупного спроса иневозможности в условиях свободного рынка планирования совокупногопроизводства. В итоге для конкретного производителя обычно неизвестно, чего исколько нужно рынку. Первые крупные кризисы подобного рода проявились в Англиив XVII веке.
Разница междуфинансовым и экономическим кризисом заключается в том, что первый являетсяпричиной второго. При этом экономический кризис не всегда возникает из-зафинансового кризиса.
Экономика состоит изфинансовой системы (виртуальный сектор экономики) и производства товаров и нефинансовых услуг (реальный сектор экономики). Экономический кризис наступаеттогда, когда кризис финансовой системы начинает влиять на реальное производствотоваров и услуг.
Кризисы прогрессивны,при всей их болезненности. Кризис выполняет в динамике волнообразного,противоречивого движения систем три важнейшие функции:
— резкого ослабления иустранения (либо качественного преобразования) устаревших элементовгосподствующей, преобладающей, но уже исчерпавшей свой потенциал системы — разрушительная функция;
— расчистку дороги дляутверждения первоначально слабых элементов новой системы, будущего цикла — созидательная функция;
— испытание напрочность и передача в наследство тех элементов системы (обычно этоодновременно сохраняющиеся элементы надсистемы и суперсистемы), которыеаккумулируются, накапливаются, переходят в будущее (иногда частичномодифицируясь) — наследственная функция.
Следовательно, кризис,при всей его болезненности, — необходимый элемент прогресса.
С развитием рыночнойиндустриальной экономики кризисы перепроизводства приобрели циклическийхарактер и на сегодня составляют одну из фаз экономического цикла. 1.2 Экономические циклы
Экономические циклы — колебание экономической активности, когда периоды подъема в экономике сменяютсяпериодами спада.
/>
Включают в себяследующие фазы: кризис, депрессия, оживление, подъем.
Кризис.Рынок оказывается переполненным товарами, спрос стремительно уменьшается, апроизводство продолжается, хотя товарные запасы опасно растут. Естественно,следует стремительное падение цен, разрушается механизм кругооборота капитала.Возникают кризис не платежей и гигантский дефицит наличных денег. Производствохотя и запоздало, но быстро сворачивается. Курс ценных бумаг падает, ониобесцениваются, векселям уже никто не верит. Начинается период крахов,ликвидации предприятий. В первую очередь “лопаются” банки и кредитныеучреждения, поскольку невозврат кредитов носит массовый характер. Естественно,резко возрастает ссудный процент. Возрастает безработица, достигая критическойчерты, а заработная плата падает. Очевидно, когда прибыли падают даже укрупнейших предприятий, никто не думает о капитальных вложениях — их масштабыпадают. Такую нерадостную картину представляет собой фаза кризиса.
Депрессия.Фаза депрессии следует за кризисом, для нее характерно “замораживание”экономики в том состоянии, в котором она оказалась в итоге кризиса. Эта фазаносит продолжительный характер, иногда бывает самой длительной по времени. Придепрессии стремительно меняется на фоне общего застоя только величина ссудногопроцента. Она падает, так как у «выживших» капиталистов появляются свободныеденежные средства в результате низких издержек производства. Ведь заработнаяплата застыла на самой низкой точке.
Оживление. Фаза оживления характеризуется, прежде всего, расширением производствасредств производства. Следовательно, импульс оживления начинается спредприятий, производящих оборудование, элементы основного капитала. Далеемедленно, но верно прорисовывается картина, обратная кризисной: производстворасширяется вслед за ростом спроса, уменьшается безработица, растет заработнаяплата. Экономика берет стремительный разбег и переходит в фазу подъема.Критерием перехода экономики от оживления к подъему является достижениепредкризисного уровня производства. Именно за ним начинается подъём.
Подъем.Национальный доход растет, несмотря на полную занятость. Увеличивается спрос наинвестиции, безработица снижается ниже естественного уровня. Повышаются уровеньцен, ставка заработной платы и ставка процента. Неизбежным следствием такогоразвития событий является переход от роста к спаду.
Причиныциклическихколебаний
1) Природный фактор,т.е. изменение климатических и погодных условий.
2) Демографическиеизменения, рост численности населения (его старение).
3) Социальный фактор,рост общественных движений.
4) Политический фактор(восстания, революции, войны).
5) НТП, изобретения,научные открытия.
6)Экономические факторы– превышение сбережений над инвестициям, неравномерность воспроизводствакапитала, колебания спроса и предложения под воздействием вкусов потребителей,развитие диспропорций в структуре народного хозяйства и т.д.1.3Государственное антициклическое регулирование
Существуют различные взглядына причины циклических колебаний, однако несмотря на значительный разброс взглядови различную расстановку акцентов при выработке антициклической политики, в целомможно выделить два направления регулирования: неокейнсианство и неоконсерватизм,развившееся на базе классической школы. Первое ориентируется на регулированиесовокупного спроса, второе — на регулирование совокупного предложения. Длянаглядности можно представить их различие в виде таблицы.Признаки Неокейнсианство Неоконсерватизм Ориентации На спрос На предложение Цели Регулирование хозяйства в целом (макроэкономика) Создание стимулов деятельности микроэкономика) Приоритеты регулирования Налогово – бюджетная политика. Кредитно – денежная политика.
Кредитно-денежная политика.
Налогово-бюджетная политика. Оценка роли государства Поощрение Ограничение
В зависимости от исходныхустановок и ориентиров сторонники того или иного направления по-разному решают проблемысглаживания циклических колебаний, по-разному оперируют инструментами, находящимисяв распоряжении государства, которое можно использовать для этих целей. Например,сторонники кейнсианских рецептов большее внимание уделяют бюджетной политике(главным образом это связано с увеличением или уменьшением расходов государства)и налоговой политике (манипуляции с налоговыми ставками в зависимости отсостояния экономики).
Сторонники неоконсервативныхрецептов уделяют большое внимание проблеме денег и кредита. Главным образом этовопрос объема денежной массы и его регулирования. По-разному решается проблемаучастия государства в происходящих процессах — в политике регулирования экономикив целом и в области сглаживания циклических колебаний.
Несмотря на такие, казалосьбы, существенные различия, есть общее понимание этими концепциями того факта, что,во-первых, государство в состоянии сглаживать циклические колебания, и, во-вторых,государство должно это осуществлять в целях достижения и поддержанияэкономической стабильности. Существует и общее понимание того, какова должнабыть в целом линия поведения государства, направленная на преодолениециклических колебаний.
В фазе спада всемероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловойактивности. В области налоговой политики это означает снижение ставок, предоставлениеналоговых льгот на новые инвестиции, проведение политики ускоренной амортизации.При этом сторонники кейнсианских взглядов больше уповают на ростгосударственных расходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления. Налоговыемероприятия больше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут кстимулированию совокупного спроса, а в конечном счете — и производства.
Что же происходит вобратном случае, то есть в период подъема экономической конъюнктуры? Государствов целях предотвращения перегрева экономики и связанных с этим болезненныхявлений в хозяйственной жизни проводит политику сдерживания, включающую противоположныемероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики.Налогово-бюджетная политика такого периода характеризуется повышением ставок налогов,сокращением государственных расходов, ограничениями в области проведения амортизационнойполитики. Именно на налогово-бюджетную политику ориентируются теоретики кейнсианскихметодов регулирования. Фискальные мероприятия приводят к сглаживаниюпокупательской способности, а значит, и спроса, что ведет в конечном счете кнекоторому спаду экономической активности.
В общем и целом о политике,которую должно проводить государство в целях сглаживания циклических колебаний,можно сказать, что в период спада государство проводит политику активизации всеххозяйственных процессов, а в период «перегрева» экономики стремится сдерживатьделовую активность.
Глава II. Антикризисная политика 2.1 Причины возникновениямирового кризиса 2008г
В экономической теории нетединого взгляда на глубинные причины экономических кризисов.
Кризис разразился в СШАи распространился на большую часть мировой экономики. Вследствие чего вбольшинстве стран мира экономический кризис появился еще раньше, чем в России.Одним из главных признаков экономического кризиса является рецессия, то естьсокращение уровня ВВП, а соответственно падение производства в реальном сектореэкономики. На карте видно, на какие страны распространился мировойэкономический кризис.
Начиная с 1 июля 2008года, страны одна за другой официально погружаются в рецессию, наступаетмировой экономический кризис.
Возникновение кризисасвязывают со следующими факторами:
* общейцикличностью экономического развития;
* перегревомкредитного рынка и явившегося его следствием ипотечного кризиса;
* высокимиценами на сырьевые товары (в том числе, нефть);
* перегревомфондового рынка;2.2Антикризисная политика государств
Весь комплексантикризисных мер, предпринимаемых в рамках отдельных государств, естественнымобразом делится на три основных блока:
— меры по поддержке истимулированию национального экономического механизма, прежде всего финансовыевливания с целью рекапитализации банковской системы и реального производства(как правило, вызывающие настороженное отношение публики);
— меры по смягчениюсоциальных последствий кризиса (обычно приветствуемые общественным мнением икритикуемые лишь за их недостаточность): увеличение пособий по безработице,различного рода льготы и субсидии для нуждающихся и малоимущих, включаяснижение налогов, и т.п.;
— меры, ориентированныена подготовку благоприятных условий для послекризисного развития:совершенствование инфраструктуры, стимулирование разработки энергосберегающихтехнологий, поиска возобновляемых источников энергии и создания экологическибезопасного производства, дополнительное финансирование образования, науки,здравоохранения и т.д.
Национальныеантикризисные программы дополняются попытками международного регулирования,нацеленными на сдерживание протекционизма, изменение мирового финансовогомеханизма, оптимизацию международных экономических отношений, ликвидацию илиограничение «черных» и «серых» оффшорных зон, расширение полномочиймеждународных финансовых органов. Стоит отметить, что не столько сами эти меры,сколько встречи в верхах, посвященные их разработке, вызывают громкие протестысо стороны радикальных антиглобалистов, считающих руководителей крупнейшихдержав виновниками кризиса.
Очевидно, что одним изусловий эффективности антикризисной политики является максимальнаясбалансированность всех ее направлений: важно добиться, чтобы они не входили вовзаимное противоречие (как осуждение протекционизма на саммитах и протекционистскиемеры национальных правительств) и по возможности поддерживали друг друга.Задача эта не из легких и требует не только ответственности, но и взвешенности,трезвого расчета. Вряд ли она полностью разрешима. Например, облегчениеналогового бремени для мелких и средних предприятий, способствуя выживанию иразвитию малого бизнеса, сокращает бюджетные ресурсы государства, а тем самым — и его возможности по оказанию адресной помощи другим субъектам экономики ибедствующим группам населения. Поддержка стратегически важных илиградообразующих предприятий смягчает безработицу и другие социальныепоследствия кризиса, но может противоречить задачам реструктуризации иповышения эффективности производства. Отсюда возрастающее значение увязкигосударственной поддержки со встречной инициативой хозяйственных единиц пореструктуризации, техническому обновлению, повышению управленческойэффективности и т.п. Так, правительство США обусловило предоставлениефинансовой помощи автомобильным компаниям разработкой ими антикризисныхпрограмм.
Оптимальноераспределение ресурсов между тремя направлениями антикризисной политики зависитот ряда обстоятельств, наиболее важными из которых являются, с одной стороны,экономический потенциал страны и объем наличных ресурсов, а с другой — ожиданияобщества.
На сегодняшний деньфактически только США может одновременно задействовать всю совокупностьантикризисных мер. Этому способствует не только наличие у них мощногопроизводственного механизма и огромного научно-технического задела, но исвоеобразие их финансовой ситуации. Несмотря на колоссальный бюджетный дефицити государственный долг, положение доллара как мировой валюты позволяет им (покрайней мере, до поры до времени), запустив печатный станок, не экономить нафинансовых вливаниях в экономику. К 700 млрд. ДОЛЛ., ассигнованнымреспубликанским правительством по «плану Полсона», демократическоеправительство добавило 778 млрд. по «плану Гайтнера», а вскоре после этогонаметило выделить около 1 трлн. на выкуп ценных бумаг, прежде всего «плохих»активов .
Основная часть средств,таким образом, направляется на прямую поддержку банковской системы иоказавшихся под угрозой компаний, причем правительство не останавливается передтакими решительными мерами, как установление фактического государственногоконтроля над обанкротившимися фирмами. Так, в руки государства перешло 60%акций «Дженерал Моторс». Вместе с тем сотни миллиардов долларов тратятся наподдержку малоимущих — налоговые льготы, увеличение средств, выделяемых намедицинское страхование, талоны на питание для каждого девятого жителя США(только в 2009 г. — 54 млрд. долл.), помощь с выплатой ипотечных взносов и т.д.Наконец, огромные деньги ассигнуются на вложения «В будущее»: свыше 100 млрд. — на реконструкцию инфраструктуры (дорог, школьных и общественных зданий, ит.п.), десятки миллиардов — на энергосбережение и поиск альтернативныхисточников энергии, на науку и передовые технологии.
Европейские страны(даже принадлежащие к «старой» Европе, не говоря уже о новых членах ЕС) гораздоболее ограничены в средствах. Принятая в ЕС норма, согласно которой бюджетныйдефицит не должен превышать 3% от ВВП, в условиях кризиса, конечно, нарушается,но все же заставляет их отказываться от безоглядных вливаний в банковскую ипроизводственную сферы. В наилучшем положении здесь находятся страны, имевшиена момент наступления кризиса бездефицитный бюджет. Это прежде всего Германия,где был создан специальный фонд для стабилизации финансового рынка (SoFFin),располагающий капиталом в 500 млрд. евро, а затем принят второй антикризисныйпакет в 50 млрд. (1,5% ВВП), рассчитанный в первую очередь на оказаниесоциальной помощи. Не вызывает сомнений, что столь щедрые антикризисныеассигнования в итоге приведут к превышению 3-процентного лимита. Но гораздоболее стеснены страны, где еще до кризиса бюджетный дефицит был близок к 3%, вчастности Италия.
Разумеется, это неозначает, что такие страны отказываются от прямой финансовой помощихозяйствуюшим субъектам. Например, французская казна ссудила 6 млрд. евронаходившейся под угрозой банкротства фирме «Пежо-Ситроен». Итальянскоеправительство наметило меры по поддержке не только автомобильнойпромышленности, но и производства комплектующих, бытовой электротехники,мебели, белья. В декабре 2008 г. Европейский Союз принял план стимулированияэкономики, предусматривающий выделение на эти цели 200 млрд. евро, то есть 1,5%ВВП сообщества. В то же время на саммите G20 представители стран ЕСвоспротивились предложению Барака Обамы ассигновать на финансовые вливаниясумму, равную 5,5% их ВВП.
Зато страны ЕС,опираясь на развитые механизмы социальных гарантий, уделяют серьезное вниманиемерам по облегчению последствий кризиса для наименее обеспеченных группнаселения. Так, в Германии увеличены пособия по безработице и пособия на детей,снижены подоходный налог и взносы в больничную кассу; в Италии выделенысредства для поддержки работников, лишенных возможности пользоваться«интеграционной кассой», выплачивающей пособия безработным, введены «социальныекарты» для малоимущих, на которые ежемесячно перечисляются небольшие суммы (40евро).
Тем не менеепринимаемые даже в развитых странах меры нельзя назвать полностьюудовлетворительными. Финансовые вливания лишь ослабляют проявления кризиса, ноне ликвидируют его причины и даже способны затянуть его. Не исключено, чтоволнообразное, «синусоидальное» развитие кризиса связано как раз с размахомантикризисных мер, большинство которых носит паллиативный характер. Помочь всемпострадавшим от кризиса физически невозможно, да и размеры помощи неизбежноограничены.
Наконец, вызываетсомнения, что в ситуации кризиса и сопряженной с ним нехватки капиталов можнокардинально перестроить национальные экономики и международную финансовуюсистему. Было бы уже хорошо, если бы для такой перестройки удалось подготовитьнеобходимые условия.
Антикризисные меры исоциальные отношения порождает социальное недовольство, угрожая нарушитьсоциальную стабильность. Увенчаются ли успехом усилия правящих кругов поподдержанию стабильности в своих странах, зависит от сочетания многих факторов.Непосредственно прослеживающимися, «ближайшими» по отношению к результатуявляются:
— интенсивностьпоследствий кризиса;
— эффективностьантикризисной политики;
— результативностьинформационно-пропагандистского обеспечения стабильности.
Даже на странахЕвропейского Союза с более или менее сравнимым уровнем развития экономикикризис сказался не одинаково. В Испании безработица составляет уже 16%, а вНидерландах — всего 3%. С наибольшей силой кризис ударил по странам содносторонне ориентированным, монокультурным хозяйством, сильно зависящим отэкспорта. Насколько можно судить, из крупных стран относительно эффективнуюантикризисную политику сегодня проводят США (за счет величины ассигнуемыхсредств), Германия (в силу взвешенности предпринимаемых мер) и Китай (во многомблагодаря смелости и гибкости осуществляемого поворота от экспортной ориентациик упору на внутренний рынок).
Немалое значение имеюти возможности информационно-пропагандистскогo сопровождения антикризиснойполитики. В Китае с его авторитарным строем они особенно велики. Правящимэлитам других, демократических, стран приходится искать новые, креативныерешения в борьбе за согласие масс. В Италии, например, на сайте правительствабыл организован специальный опрос, какие из предлагаемых мер предпочтительныдля населения (наибольшую поддержку получили меры по снижению налогов). Многиеправительства стараются с помощью интернета обеспечить максимальнуюпрозрачность антикризисной программы, дабы убедить население, что делаетсямаксимум возможного.
Совершенно очевидно,однако, что «ближайшие» условия поддержания стабильности сами в значительнойстепени зависят от других, более глубинных:
— объем финансово-экономическихресурсов;
— запас прочностиполитической системы;
— исходный уровеньдоверия к власти;
— специфика историиданной страны, традиции, менталитет населения.
Выше уже говорилось онесравнимых с другими странами по объему ресурсах Соединенных Штатов. Большимифинансовыми ресурсами обладают Китай, Япония и Россия, но ресурсы ихэкономических систем, взятые в целом, весьма различны. Что касается прочностиполитической системы, то ясно, что наибольшим ее запасом обладают страны сдавними демократическими традициями и устоявшейся политической системой.Напротив, страны с неокрепшей, переходной политической системой наиболееуязвимы.
Однако и в развитыхстранах уровень доверия к власти в силу конъюнктурных обстоятельств далеко неодинаков. Рейтинг Буша к концу его президентского срока, как известно, былочень низким, зато высок авторитет, с которым пришел к власти Обама. Наконец,если Германия в свое время получила хорошую прививку против экстремистских идейи действий, то традицией Франции является та или иная степень радикализациипротиворечий и политических позиций. Не случайно она остается практическиединственной из великих держав, где кризис вызвал мощную (двухмиллионную)уличную манифестацию.
Проявлениясоциально-политической нестабильности, возможные в период кризиса,выстраиваются в следующую иерархию (по нарастающей):
— локальные протесты(уже происходят почти везде);
— падение рейтинговправительств и их руководителей (налицо во многих странах);
— общенациональныепротесты (помимо Франции, в ряде малых стран Европы);
— падение правительства(в Исландии, Венгрии, Чехии, Латвии);
— дискредитация всейправящей элиты и приход к власти радикалов, в Европе — скорее правых, чемлевых, в развивающемся мире наоборот;
— катастрофическоеразвитие событий — хаос, развал, вооруженные столкновения, безвластие.
Демократические страныс большим опытом организации массовых выступлений, широкими свободами, сильнойоппозицией могут быстрее столкнуться с начальными стадиями дестабилизации. Ужеосенью 2008 — зимой 2008/2009 гг. по западноевропейским странам прокатиласьпервая волна забастовок и демонстраций (стачки работников энергетическихпредприятий в ряде городов Великобритании, борьба персонала «Люфтганзы» ВГермании против увольнений и за повышение зарплаты, многочисленные выступленияво Франции и т.д.), но этим, как правило, все и ограничилось. Более заметнымистали согласованные выступления, организованные в столицах стран ЕС Европейскойконфедерацией профсоюзов и входящими в нее национальными профсоюзнымиобъединениями в середине мая. По 100 тыс. человек приняли участие вманифестациях в Берлине и Брюсселе, 30 тыс. — в Праге, а всего — около 350 тыс.
Собственно говоря, вдемократических странах подобного рода выступления в обычной ситуации и неявляются симптомами дестабилизации: это нормальный механизм урегулированияпротиворечий и балансировки групповых интересов. Разумеется, когда речь заходито таких протестных акциях, как крупнейшая за последние 20 лет всеобщаязабастовка, прошедшая 29 января 2009 г. во Франции, дело приобретает болеесерьезный оборот.
Конечно, в условияхкризиса балансировка интересов становится гораздо более сложной и трудновыполнимойзадачей. С этим, очевидно, связано не только нарастание стачечной волны вевропейских странах, но и снижение эффективности забастовок как метода борьбынаемных работников, приводящее к радикализации протестного движения. Отсюда — появление новых форм протеста, например блокирование менеджмента предприятий ихработниками. От такого рода протестных действий пострадали топ-менеджерыбританской фирмы «Скапа», французской транспортной компании «ФМ Логистик»,французских заводов американских компаний «Молекс» и «Катерпиллер»,европейского филиала фирмы «Сони» И др. На шинном заводе «Континенталь» вКларуа (Северная Франция) протестующие против его закрытия рабочие учинили вапреле 2009 г. настоящий погром.
И все же дестабилизациипрепятствуют не только многочисленные «рубежи обороны», которые существуют вдемократических странах с их развитым гражданским обществом и мощнымиинституциональными опорами «
Падение авторитетаправительств и их руководителей наблюдается во многих странах. Показательныданные, полученные во время опроса, проведенного весной 2009 г. в США,Великобритании и Германии Ciao Surveys Соmраnу (опрошено по 500 человек вкаждой стране). Если в США соотношение между теми, кто полагает, чтоправительство справляется с кризисом, и теми, кто придерживаетсяпротивоположной точки зрения, составило 1 к 3 (9% против 27%), то в Германии — 1 к 5,5 (6% против 33%), а в Великобритании — 1 к 7 (5% против 35%). Вместе стем почти половина опрошенных во всех трех странах (49% в США, 47% в Германии и46% в Великобритании) выбрала опцию «пока не справляется, но старается». Этопоказывает, что население этих стран пока занимает выжидательную позицию,предоставляя своим правительствам определенный кредит доверия. Еще болееинтересная ситуация сложилась во Франции: по данным СОФРЕС, несмотря на низкийрейтинг Саркози (36%), 77% французов оценивают его действия как решительные,63% — как смелые, 62% — как оперативные и при этом 59% (против 29%) считаютнаправление проводимой им политики неверным .
Уже на начальном этапекризиса определились «слабые места» Европы — страны, где происходили бурныемассовые протесты и беспорядки. Помимо Франции, это Греция, Исландия, Ирландия,Латвия, Литва, Венгрия, Молдавия. Не случайно половина из них — страны с еще неустоявшимся, переходным типом хозяйства, обычно с экспорто-ориентированнойэкономикой, где еще не успели сложиться прочные демократические традиции. Внекоторых из этих стран, как уже говорилось, в результате беспорядков палиправительства, в Литве был избран президентом независимый кандидат.
Но если вдемократических странах нарушения стабильности, относительно рано начавшись,часто останавливаются на допустимом уровне, то в условиях авторитарных режимовсобытия, видимо, будут развиваться по другой схеме. Такие режимы в большинствеслучаев дольше сохраняют внешнюю стабильность, но затем могут (хотя и необязательно) быстро пройти все стадии дестабилизации.
Есть, однако,специфическое обстоятельство, которое может помешать проявлению этойзакономерности: как показали в свое время события на площади Тяньаньмэнь вПекине, авторитарные режимы легче (и на более ранних стадиях) идут наприменение жестких насильственных методов противодействия дестабилизации, темсамым повышая издержки участия в протесте.
Перспективы сохранениястабильности
Сказанное позволяетсделать ряд предположений относительно перспектив сохранения стабильности внекоторых государствах мира, по крайней мере, при том ходе кризиса, которыйопределился в течение первого его года.
Соединенные Штаты, гдекризис приобрел довольно острые формы, имеют, на мой взгляд, достаточно хорошиешансы выйти из него без катастрофических социальных и политических потрясений.Конечно, многое зависит от продолжительности и конкретного развертываниякризисных процессов. Но по всем исходным условиям, а также по масштабамантикризисной политики США обладают преимуществом перед другими затронутымирецессией странами. Особенно важно, что они располагают наибольшимивозможностями для инновационной перестройки своей экономики.
У Великобританииэкономических ресурсов намного меньше; существенно ниже в ней и уровень доверияк правительству. Надежды на ограничение в этой стране проявлений нестабильностисвязаны с национальными традициями, в основном не позволившими протестам выйтиза внутрисистемные цивилизованные рамки и во время «великого кризиса» 1929-1933гг. «Клапаном» для протестных настроений здесь, скорее всего, окажутся досрочныевыборы, смена правительства и отстранение от власти (вероятно, надолго)дискредитировавших себя лейбористов.
В Германии, напротив, прошедшиев 2009 г. очередные парламентские выборы, подтвердили полномочия канцлераА.Меркель, позволив ей переформировать правительство, отказавшись от формата«большой коалиции». Предвыборная борьба станет каналом выражения протеста имассовой активности, а предстоящий уход социал-демократов в оппозицию ослабитвлияние ее внесистемных сил. Дальнейшее будет зависеть от длительности кризисаи более или менее острых его поворотов.
Наиболее уязвимой средикрупных европейских держав является, наверное, Франция. Успехи Саркози вовнутренней политике гораздо скромнее, чем во внешней. Не исключены острыеполитические кризисы с неясным исходом, усиление влияния правых и левыхрадикалов. В Италии неизбежный рост социального недовольства, по-видимому,будет ослабляться искусными популистскими маневрами Берлускони, породившиминечто вроде культа личности, и несостоятельностью левоцентристской оппозиции (атакже отчасти канализироваться в усиление регионального сепаратизма на Севере).
Самыми слабыми звеньямиЕвропейского Союза являются, конечно, малые страны Центрально- и Юго-ВосточнойЕвропы. Если судить по их внутренним возможностям, в некоторых из них неисключен катастрофический ход событий. Единственное, что может егопредотвратить, — это своевременная и масштабная экономическая помощь со стороныдругих членов ЕС. Смогут ли они ее оказать, зависит от их собственногосостояния, а также от того, много ли стран будут нуждаться в помощи и непотребуется ли такая помощь более или менее одновременно.
Существуетобстоятельство, которое может непредсказуемым и неблагоприятным образомотразится на стабильности европейских держав. Речь идет о наличии там обширногоконтингента иммигрантов, способных привнести в их внутреннюю жизнь черты,присущие скорее развивающимся странам. Немалое значение имеет тот факт, что наэтой части населения сильнее всего сказывается влияние кризиса. При каком-топовороте событий протестные действия, исходящие из среды иммигрантов, могутпослужить запалом для массовых беспорядков, при другом — вызвать обострениемежэтнических и межконфессиональных противоречий, сыграв на руку правымрадикалам.
Что касаетсяразвивающихся стран, то особого внимания заслуживают перспективы Китая. Многиепредсказывают ему довольно скорый и сравнительно безболезненный выход изэкономических трудностей (строго говоря, применительно к Китаю даже сложноговорить о кризисе, так как, несмотря на более чем 30-процентное падениеэкспорта, снижения промышленного производства там не произошло).
Однако при оценке егоперспектив необходимо учитывать весь комплекс перечисленных выше условий. Междутем они крайне противоречивы. С одной стороны, страна сильнейшим образомзависит от экспорта, с другой — накопленные резервы позволяют ее руководствупредпринять смелую и энергичную попытку переориентировать производство навнутренний рынок. С одной стороны, перед Китаем стоит труднейшая задача«переваривания» огромной резервной армии труда, грозящая в случае неудачисильнейшими социально-политическими потрясениями, с другой — история расправына площади Тяньаньмэнь свидетельствует о возможности прибегнуть в такойситуации к широкомасштабным репрессиям. В итоге можно говорить о широкомдиапазоне потенциальных сценариев развития событий в Китае.
Значительнымсвоеобразием отличается ситуация в Латинской Америке. «Левый поворот»,произошедший в политике многих стран региона, может (за счет социальных мерлевых правительств) облегчить, по крайней мере на время, положение массовыхгрупп населения, смягчив удары кризиса. Дальнейшее зависит как от силысопротивления бывших привилегированных слоев, так и (прежде всего) отэкономических перспектив той или иной страны. В этом смысле в наилучшемположении находятся такие страны, как Бразилия и Мексика, в худшем — малыестраны Центральной Америки. 2.3 Антикризиснаяполитика Китая
Сегодня, когдабуквально весь мир охвачен финансовым кризисом и ищет пути выхода из него,взоры многих политиков, финансистов обращаются к Пекину. Там надеются найтиспасительные рецепты, которые смогут оказать позитивное влияние на мировыесудьбы. Китай на первый план ставит задачу сохранения и упрочения устойчивого идинамичного экономического развития государства. Для этого предполагаетсяпридерживаться гибкой и осмотрительной макроэкономической политики, уделятьвнимание таким мерам, как снижение налогов и увеличение ассигнований изцентрального бюджета с целью улучшения благосостояния граждан, активизациивнутреннего спроса, отказа от экстенсивных способов развития и т.д. Так жевыработать и привести в действие комплекс мер по стимулированию национальнойэкономики, содействовать сохранению стабильности в производстве и на рынкетруда, помочь конкретным отраслям и предприятиям. Эти шаги должны включать:выработку программы подъема отраслей, имеющих исключительное значение длякитайской экономики, черной и цветной металлургии, автомобилестроения,судостроения, нефтехимической промышленности; активизацию процесса техническойреконструкции предприятий, поддержку их инновационной деятельности; усилия вобласти занятости и социального обеспечения.
Специалисты Китаясчитают, что финансовый кризис возник из мыльного пузыря на рынке недвижимостии слабого контроля ряда финансовых организаций. В Соединенных Штатах чрезмерныпотребительские расходы и слишком раздуты финансовые структуры. На глобальномуровне мы наблюдаем очевидный дисбаланс и несоответствие кредитно-денежнойсистемы и производственной сферы. Вот почему только монетаристскими методамивряд ли удастся погасить разгоревшийся пожар. Такие меры довольно ограничены имогут спровоцировать новый виток финансовых спекуляций, инфляции и т.д
Для предотвращениявозможности распространения кризиса Госсоветом КНР была разработана программаиз десяти направлений, на развитие которых правительство выделило 4 трлн.юаней. Приоритетными стали сельское хозяйство, строительство инфраструктуры,новых высоких технологий, экономичного жилья. Эти сферы, по прогнозам китайскихвластей, потянут за собой другие и обеспечат необходимое расширение внутреннегоспроса. При этом в Китае снижена ставка рефинансирования Народного банка(выполняет функции ЦБ) до 3% годовых. Средняя банковская ставка по кредитамсоставила 5,58% в год, что обеспечивает благоприятные условия для реализациипрограммы Госсовета КНР. Еще в 2007 г. руководство КНР приняло меры дляснижения объема внешней торговли и уменьшения экспорта. В сферевнешнеэкономических связей Китай будет сокращать объем внешней торговли с США истранами Евросоюза. В текущей ситуации Китай попытается активизировать развитиевнешнеторговых связей со странами ШОС[1] за счетимпорта энергоносителей и экспорта готовой продукции. При этом Китай дляуспешной реализации своих проектов по импорту энергоносителей будетосуществлять инвестиции в развитие инфраструктуры стран В КНР в сельскойместности проживает большая часть населения. Естественно, что вопросы сельскогохозяйства являются приоритетными для коммунистической партии и правительства.Учитывая тот факт, что решающую борьбу с угрозой финансового кризиса онинамерены вести на поле реальной экономики, сельское хозяйство получит всюнеобходимую поддержку и помощь.
За три десятилетиясоциалистический Китай в ходе масштабных преобразований нашел динамичный путьмодернизации, представив миру модель развития социалистической системы с новойобщественной формой. Коммунистическая партия Китая неизменно руководит новойвеликой революцией, непрерывно продвигает вперед процесс осуществления мечты омодернизации и национальном возрождении, к которым стремились несколькопоколений наших людей. 2.4 Политика Японии
Как это нипарадоксально звучит, но, пожалуй, наибольшие экономические трудности в Азиисейчас переживает самая развитая страна данного региона – Япония. Возможно,потому, что, номинально являясь азиатской страной, она уже давно сталанеотъемлемой частью наиболее развитой капиталистической зоны планеты.
Среди важнейшихпервоочередных мероприятий Правительства, позволяющих избежать негативныхтенденций, способствующих дальнейшему углублению кризиса необходимо отметитьпрежде всего поддержку достаточно высокого уровня занятости и оказаниесоциальной помощи временно безработным. Не менее важным является также икомплексная финансовая помощь важнейшим субъектам экономической деятельности,которая может быть осуществлена только путём проведения сбалансированнойкредитно-финансовой политики.
Экстренная реализацияряда мероприятий предусматривает как обеспечение условий для сохранениядействующих и создания новых рабочих мест так и создание системы социальнойзащиты временно безработных.
Правительствопредусматривает проведение денежно-кредитной политики, соответствующейконкретным экономическим условиям, при этом организационная и финансоваяподдержка будет оказываться преимущественно по следующим направлениям:
— Всемерное содействиев развитии институтов финансового посредничества;
— Оказание финансовойпомощи малым, средним и крупным предприятиям;
— Обеспечениефинансовой поддержки зарубежным проектам, выполняемым Японскими компаниями;
— Создание Корпорациипо скупке акций различных проблемных банков и расширение её деятельности;
— Массированнаяфинансовая поддержка устойчивости фондового рынка;
— Повышение требованийпо обеспечению прозрачности данных о деятельности предприятий и ихбухгалтерской отчетности при одновременном уточнении правил налогообложения;
— Оказание финансовойпомощи по ипотечному кредитованию и по земельным трансакциям;
— Оказаниеразносторонней помощи развивающимся странам (преимущественно, расположенным вАзии), в которых действуют Японские компании;
— Важным финансовымвкладом в преодоление кризисных явлений в стране является реформаналогообложения, которая предусматривает временное снижение ставок налога наприобретение жилья, снижение для МСП налогов из сумм, затрачиваемых насоциальные нужды работников предприятия, а также расширение налоговых льгот,связанных с затратами на НИОКР.
Комплекс стратегическихмер поддержки экономики и выхода из кризиса будет финансироваться изгосударственных резервов путём перевода средств на специальные счета дляреализации инвестиционных и кредитных программ. Реализация стратегическихмероприятий по преодолению последствий кризиса и по обеспечению дальнейшегосоциально-экономического развития страны, со стороны.
Все действия попреодолению кризиса должны находиться в полном соответствии с текущимиэкономическими условиями. Предполагается, что возрождение экономическойактивности начнётся в конце 2010 г.
На первом этапеосновным приоритетом будет целенаправленное и эффективное использование всехнеобходимых средств для замедления экономического спада при одновременномстремлении избежать негативных последствий кризиса.
На втором этапе,основной целью будет смягчение перехода от самой низшей точки кризисного паденияэкономики к её возрождению. На этом этапе приоритетным будет проведениеинвестиционной политики, направленной на развитие экономической инфраструктурыи инновационной деятельности, что обеспечит рост потенциала национальнойэкономики.
На третьем этапе (сконца 2010 г.) предполагается начать уверенный подъём экономики с помощьюобъединения таких движущих факторов как развитие местных рынков и расширениеэкспорта новых продуктов и услуг, созданных благодаря успешной коммерциализацииинновационных разработок.
Принятый правительствомкомплекс экономических мероприятий рассчитан не только на преодолениепоследствий сдвоенного кризиса, но и предусматривает достижение долгосрочныхстратегических целей. 2.5 «Антикризисныйпакет» Бундесрат — палаты земель германского парламента
Одна из целей пакетасостоит в том, чтобы не допустить рост числа безработных. Уже сегодня из-замеждународного экономического и финансового кризиса на фоне временногопереизбытка рабочей силы растет число немцев, занятых неполную рабочую неделю.Несмотря на кризис, в 2008 г численность занятых в ФРГ достигла 40,8 млнчеловек — это самый высокий уровень с момента объединения Германии.
Пакет мер предполагаетснижение ряда налогов и сокращение вычетов для граждан. Государство пообещаловыделить малообеспеченным семьям с детьми по 100 евро на каждого ребенка.
Частью второго пакетаантикризисных мер является реформа налога на автотранспортные средства. Впредьон будет начисляться не только из расчета объема двигателя автомобиля, как донастоящего времени, но и с учетом количества вредных выбросов в окружающуюсреду.
Рассчитанная на двагода государственная программа антикризисного пакета мер, «цена» которой более50 млрд. евро, направлена на стимулирование роста инвестиций и спроса вэкономике, сохранение и поддержание конкурентных возможностей индустрии иместной промышленности, оживление отечественной конъюнктуры и поддержку рынкатруда.
Принципиальная позициянемецкого правительства при разработке этой программы состояла в том, чточрезмерное вмешательство государства в рыночные процессы ради преодолениякризиса, может иметь негативные последствия, как для экономики, так и дляполитики страны. «Бессмысленно бросаться от слепой веры в рынок к слепойуверенности во всесилие государства» заявил на встрече социал-демократов(СДПГ) в Берлине министр П. Штайнбрюк. По его мнению, успех программы зависитот нахождения баланса между рынком и государством.
В пакете из 15 пунктовпредложений правительства для вывода экономики из кризиса значатся уменьшениеналогов на машиностроительные предприятия, увеличение субсидий коммунальнымхозяйствам на их оснащение энергосберегающими установками, инвестиции вразвитие транспорта, в программы улучшения региональной экономической структуры.
Руководители Германиинеоднократно заявляли, что фискальные меры для выхода из кризиса вызовут ростгосударственного долга, и, тем самым, могут нанести ущерб евро, спровоцировавотказ других европейских стран от взятых ими на себя обязательств в частиограничения государственного долга в соответствии с Маастрихтским договором.
Германия иВеликобритания намерены тесно сотрудничать в преодолении последствийэкономического кризиса. Об этом договорились в Берлине профильные министрыобеих стран Райнер Брюдерле и Питер Мандельсон. 2.6 Антикризиснаяполитика американской администрации
Вначале она сводилась квыкупу неликвидных банковских активов, национализации двух ипотечныхорганизаций – Fannie Mae и Freddie Mac и страховой компании AIG, а также ростустрахования депозитов в банках и фондах. Одновременно шло сокращение ставкипроцента, которая в начале 2009 г. была срезана почти до 0%. В октябре былпринят план (Troubled Assets Relief Program), согласно которому Минфин США планировалвыделить 700 млрд долл. для вливаний в финансовые институты страны. В ноября2008 г. ФРС объявила о двух новых программах объемом 800 млрд долл. наподдержку ипотеки (600 млрд, включая выкуп mortgage backed securities на 500млрд), а также малого бизнеса и потребительского кредитования (200 млрд).
Администрацияпрезидента Обамы принимает дополнительные меры по преодолению кризиса. Вобъявленном в феврале плане финансовой стабилизации объемом более 2,5 трлндолл. (Financial Stability Plan), помимо выкупа плохих активов у банков икомпаний, планируется выделить до 1 млрд долл. на поддержку потребительскогокредита, а также оказать поддержку 7—9 млн семей с плохими закладными.
В одобренном в марте2009 г. законе об экономическом восстановлении и реинвестировании[2](American Recovery and Reinvestment Act) из общей суммы в 787 млрд долл.предусмотрено выделить 237 млрд долл. на налоговые субсидии для физическихлиц.(для юридических лиц – только 51 млрд долл.), на поддержку малоимущих –82,5 млрд долл., на развитие социальной инфраструктуры (здравоохранения,образования, окружающей среды) – 246 млрд долл., остальное будет потрачено наэнергетику, дороги, науку. ФРС для поддержки ипотечного кредитования и рынканедвижимости планирует выкупить весной-летом этого года ипотечных бумаг на 750млрд долл., для чего придется резко увеличить выпуск долларов.
Можно сделать вывод,что антикризисная политика США реализуется прежде всего в двух направлениях –повышение ликвидности финансового сектора и поощрение потребительского спроса.
2.7Антикризисная политика правительства России и проблемы ее реализациии
У воздействияглобального экономического кризиса на Россию есть свои особенности, связанные снакопленными деформациями структуры экономики, недостаточной развитостью рядарыночных институтов, включая финансовую систему.
Основная проблемароссийской экономики — до сих пор очень высокая зависимость от экспортаприродных ресурсов. В последние годы государство сделало многое в планеразвития отраслей перерабатывающей промышленности, услуг, транспорта, ноключевую роль в экономике все еще играет нефтегазовый экспорт, экспорт иногосырья, металлов. В результате кризиса практически на все товары российскогосырьевого экспорта снизились не только цены, но и спрос.
Вторая проблема — недостаточная конкурентоспособность несырьевых секторов экономики. Когда началисьпроблемы в сырьевых секторах, не нашлось отраслей, способных «поддержать»экономику. Более того, проблемы от сырьевых отраслей начали распространяться насмежные.
Результат — значительное падение промышленного производства, рост числа безработных, снижениезаработных плат и ряд других негативных последствий. Особенно это заметно в техгородах и регионах, в которых находятся крупные сырьевые предприятия, и которыев условиях постоянного роста цен на сырье были весьма обеспеченными.
Третья проблема — недостаточнаяразвитость финансового сектора, банков. Многие российские предприятия, особеннобыстро развивавшиеся в последние годы, выходившие на внешние рынки, не моглирассчитывать на финансирование внутри страны. Кредиты российской банковскойсистемы были дороже, сроки кредитования — меньше. Компании вынуждены былизанимать за рубежом. В кризис зарубежные рынки капитала стали для предприятийнедоступными.
Национальная экономикав последние годы развивались во многом за счет внешних источников — высоких ценна сырье, «дешевых» кредитов иностранных банков, теперь России для выхода изкризиса и обеспечения долгосрочного устойчивого развития необходимо найтивнутренние источники роста.
Как и в США,антикризисная политика вначале сводилась к активной поддержке финансовогосектора: ведущим российским банкам были предоставлены очень крупные ссуды, былповышен потолок страхования банковских депозитов физических лиц, выкупалисьнесостоятельные банки, а главное – расширялся поток средств Банка России вкредитную систему для смягчения кризиса ее ликвидности. Правительство такжеобязалось помочь ведущим российским должникам выплатить 50 млрд долл. ихвнешнего долга.
После этогоправительство перешло к поддержке реального сектора: за счет госбюджетавыделяются средства для финансирования отдельных отраслей (прежде всего АПК,ВПК, автомобилестроения, жилищного строительства и авиаперевозок), налог наприбыль был снижен с нынешних 24% до 20%, увеличен размер амортизационнойпремии, регионам предоставлено право снижать ставку налога на малый бизнес снынешних 15% до 5%. Уменьшены темпы роста цен в будущем году на тарифыестественных монополий (кроме электроэнергии). Наконец, составлен список системообразующихпредприятий федерального значения, охватывающий 295 предприятий, которымправительство будет оказывать адресную комплексную поддержку из бюджета игосбанков. Подобные списки составлены и региональными властями (1148предприятий).
Были внесены коррективыв бюджет с учетом кризиса и антикризисных мероприятий (по мнению Минфина,федеральный бюджет может быть бездефицитен при цене экспортируемой нефти нениже 60 долл.). В принятом в апреле новом варианте бюджета заложен рострасходов и сокращение доходов, что приведет к смене многолетнего профицитабюджета [3] надефицит в размере 7,4%. Он будет финансироваться в основном за счет Резервногофонда, накопленного в прошлые годы от нефтегазовых доходов страны.
Еще в ноябре 2008 г.антикризисные мероприятия правительства были обобщены в Плане действий,направленном на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отрасляхэкономики. В марте был опубликован для широкого обсуждения и в апреле былпринят антикризисный план – Программа антикризисных мер Правительства РоссийскойФедерации на 2009 год ( Приложение 2). Львиная доля помощи была направлена регионам(300 млрд руб., в основном на выполнение ими социальных обязательств),Пенсионному фонду России (340 млрд руб.), компаниям в виде госгарантий побанковским кредитам (300 млрд руб.) и особенно банкам (более 1055 млрд руб.государственных кредитов).
Можно сказать, чтоантикризисная политика России реализуется прежде всего в трех направлениях –повышение ликвидности финансового сектора, социальная поддержка населения иподдержка ведущих компаний. Стимулирование потребительского спроса не являютсяприоритетами антикризисного пакета, как показывает анализ структурыантикризисных мероприятий.
В кризисных условияхобъективно возрастает роль государства в экономической жизни страны.Правительство будет с максимальной ответственностью подходить ко всем своимдействиям, с тем, чтобы не создавать в экономике неправильных стимулов,искажения мотивации предприятий и населения, подрывающих долгосрочные перспективыразвития. Приоритет опоры в развитии экономики на частную инициативу будетобеспечен и в кризисных условиях. При этом роль государства будет постепенноснижаться по мере посткризисного восстановления.
Правительство осуществляетсвою деятельность, исходя из семи основных приоритетов:
1. Публичныеобязательства государства перед населением будут выполняться в полном объеме.Гражданам и семьям, наиболее пострадавшим в период мирового экономическогокризиса, будет оказана поддержка. Это предполагает усиление социальной защитынаселения, повышение объемов и качества оказания социальных и медицинскихуслуг, улучшение ситуации с лекарственным обеспечением, особенно жизненноважными препаратами. Особое внимание будет уделено сохранению трудовогопотенциала. Будут расширены масштабы деятельности государства в сферезанятости, противодействия росту безработицы, развития программ переобучения ипереподготовки работников, находящихся под риском увольнения;
2. Промышленный итехнологический потенциал будущего роста должен быть сохранен и усилен.Правительство не будет вкладывать деньги налогоплательщиков в сохранениенеэффективных производств. В то же время, предприятия, повысившие в последниегоды свою эффективность, инвестировавшие в развитие производства и созданиеновой продукции, повысившие производительность труда, вправе рассчитывать насодействие государства в решении наиболее острых проблем, вызванных кризисом;
3. Основойпосткризисного восстановления и последующего поступательного развития долженстать внутренний спрос. Ослабление зависимости экономического роста от внешнихфакторов, максимально эффективное задействование внутренних ресурсов будутключевыми задачами Правительства в ближайшие годы. В условиях кризиса важнуюроль будет играть внутренний спрос со стороны государства (госинвестиции игосзакупки), но по мере стабилизации ситуации частный спрос (спрос на жилье,потребительские товары, услуги отечественного производства) будет играть всебольшую роль, и Правительство предпримет все необходимые меры к егонаращиванию.
4. Кризис — не поводотказаться от долгосрочных приоритетов модернизации страны. Такая работа будетактивизирована и ускорена. Главная модернизационная задача Правительства — смена сложившейся модели экономического роста. Вместо «нефтяного» роста мыдолжны перейти к инновационному. Будут поддержаны важнейшие инновационныепроцессы, включая повышение энергоэффективности экономики. Инвестиции вчеловеческий капитал — образование и здравоохранение — будут ключевымприоритетом бюджетных расходов. Инфраструктурные объекты, необходимые дляповышения эффективности экономики, должны быть реализованы, при этом будетзначительно повышена эффективность расходования как бюджетных, так и частныхсредств.
5. Бизнес должен бытьосвобожден от давления чиновников. Правительство продолжит снижатьадминистративные барьеры для бизнеса, являющиеся одной из причин коррупции.Будет также предложен новый комплекс мер, позволяющий малому бизнесу успешноразвиваться в условиях кризиса.
6. Экономика должнаопираться на мощную национальную финансовую систему. Правительство предприметвсе необходимые усилия для нормализации функционирования финансового сектора,включая банковскую и страховую системы, фондовый рынок, для поступления вэкономику необходимых объемов инвестиционных ресурсов. При этом особое вниманиебудет уделено скорости принятия и реализации решений.
7. Правительство иЦентральный Банк будут реализовывать ответственную макроэкономическую политику,направленную как на поддержание макроэкономической стабильности, так и насоздание необходимых условий, стимулов для роста сбережений населения,повышения инвестиционной привлекательности экономики, на формированиекачественно иной модели экономического развития. Это предполагает взвешеннуюбюджетную политику, поддержание равновесного обменного курса рубля. Денежнаяполитика будет направлена на борьбу с кризисом ликвидности в финансовой сферепри одновременном снижении инфляции. Принимаемые меры должны привести кповышению доверия к национальной валюте, увеличению уровня монетизацииэкономики, снижение инфляции, обеспечивая тем самым необходимые условия длявосстановления устойчивого экономического роста.
Велика вероятностьтого, что кризис будет продолжительным. Правительство учитывает это привыработке и реализации антикризисных мер и исходит из необходимости сохранениянеобходимого объема накопленных финансовых ресурсов для решения какантикризисных задач, так и задач стратегического развития в последующие годы.
Глобальныйэкономический кризис носит системный характер, затрагивает большинство отраслейэкономики и социальной сферы в каждой стране, влияет на структуру мировойэкономики и принципы международных экономических отношений. Поэтому важную рольв преодолении кризиса будет играть тесное сотрудничество с другими странамимира в преодолении кризиса и его последствий. Из глобального кризиса невозможновыбраться в одиночку. Такое сотрудничество будет обеспечено как на основедвустороннего сотрудничества с отдельными странами, так и в рамкахмеждународных организаций (G8 и G20, АТЭС[4], ШОС идр.). Россия будет проводить активную политику по продвижению своихантикризисных инициатив по формированию новой архитектуры мировой экономики ифинансов.
Основными приоритетамиантикризисных и модернизационных действий Правительства Российской Федерации в2010 году станут (Приложение 1) :
— поддержка социальнойстабильности и обеспечение полноценной социальной защиты населения;
— поддержка оживленияэкономики, обеспечение устойчивости наметившихся положительных тенденций;
— активизациямодернизационной повестки дня: реализация первоочередных мер по решению проблемроссийской экономики, обусловивших скорость и глубину спада (слабостьнациональной финансовой системы, недиверсифицированность экономики и экспорта,неконкурентоспособность значительной части перерабатывающих производств),совершенствование институциональной среды, выстраивание новой модели регулирования,в том числе на финансовых рынках, наращивание инвестиций в человеческийкапитал. 2.8 Сравнениеантикризисных мер
Сравнительный анализроссийских и зарубежных антикризисных мер показывает: в принципе, все онибазируются на одном – заливании финансового «пожара» бюджетнымиденьгами.
Но суммы, направления иособенности выделения этих средств отличаются, причем довольно сильно.
Запад путем прямыхденежных инъекций пытается взбодрить потребительский спрос – главный «маховик»рыночной экономики.
У нас деньги в рукигражданам давать бояться, предпочитая поддерживать ту же отечественную автопромышленностьпростым выделением колоссальных средств из бюджета Автовазу, ГАЗу, КАМАЗу ипрочим терпящим бедствие автогигантам.
С одной стороны,понятно, что на этих заводах трудятся десятки тысяч людей, которых нельзяпросто так выкинуть на улицу.
С другой — в очереднойраз упускается возможность придать нашей экономике инновационный иконкурентоспособный вид, естественным путем «похоронив» тепроизводства, которые давно уже не отвечают требованиям времени.
В большинстве развитыхстран в условиях кризиса Центробанки активно снижают учетные ставки, чтобысделать кредиты более доступными.
ЦБ РФ их наоборотдовольно долго поднимал, пока не довел до нынешнего уровня в 13%.
С этой проблемой тесносвязана еще одна – высокая инфляция.
Такой проблемы несуществует на Западе, Россия же встретила кризис очередным ростом цен (с начала2009 года они подскочили уже на 5%).
В антикризисных мерахправительства о борьбе с этой напастью говорится много, но ни одной конкретноймеры по обузданию роста цен не прописано.
Более того, мораторий[5]на рост естественных монополий, который многим независимым экспертом кажетсялогичным решением хотя бы на один год, правительством отвергнут.
Считается, что такиеценные кормильцы бюджета, как РЖД, Газпром и энергетики, не должны терпетьнеудобств даже в кризисный период.
Достаточнораспространенной в мире мерой по противостоянию кризису, являетсяманеврирование налогами и пошлинами.
Некоторые страны идутна снижение экспортного НДС – с целью облегчить бремя своим компаниям.
Китай, к примеру,обнулил экспортные пошлины на 102 вида товаров и еще на 23 – резко снизил.
Россия же ограничиласьлишь некоторым понижением налога на прибыль – что бизнесу практическибезразлично: мало кто в этом году ждет прибылей.
Зато, похоже,окончательно похоронена идея предоставления налоговых каникул малому бизнесу.
1. Потребительскийспрос.
На западе этоинструмент получения прибыли и финансирования деятельности клуба ПП дляполучения геополитических преимуществ.
В России Правительствонаправляет его на развитие национальной промышленности и создание собственнойфинансовой системы.
2. Учётная ставка — вСША, Японии практически равны нулю, но не для облагодетельствованияпроизводителя или потребителя, а для поощрения безумного потреплятсва,приведшего к нынешнему кризису.
Понижение ставкирефинансирования в России сегодня приведёт только к поощрению импорта, тогдакак правительственные меры приводят к запуску системообразующих производств,которые и станут двигателем для всей экономики.
Очерёдность не вызываетсомнений — сначала антикризисные меры, сбивающие инфляцию, и только потомснижение ставки рефинансирования.
3. Естесственныемонополии — у нас это Газпром, РЖД, энергетики (поощряемые и тарифами). Но изапад имеет своих священных коров: для СШП это финансовый WallStreet(поощряемый нулевой ставкой рефинансирования), ввергнувший мир в бездну, дляГермании, те же энергетики и автомобилестроители.
4. Налоги и пошлины — применили моментально для закрытия внутреннего рынка и не откажемся вдальнейшем ни от фискальных, ни поощрительных мер.
5. Налоговые каникулымалому бизнесу — Правительство пошло по пути снижения административногодавления на бизнес .
Заключение
Все кризисыкогда-нибудь заканчиваются. Текущий не будет исключением. Вероятно, что кризис2008 года можно сравнить лишь с великой депрессией, которая также былаорганизована в США. Как и во время текущего кризиса, во времена великойдепрессии, коммерческие банки, внезапно, перестали выдавать кредиты, ирасцветающая американская экономика резко погрузилась в рецессию. Историяпроходит. Причины кризиса анализируются, и новые люди смотрят на случившеесяпод другим углом.
В данный моментраспространяется мнение, что кризис во времена великой депрессии был созданумышленно группой коммерческих банков, преследовавших свои алчные цели.
Как образовался текущийкризис и был ли он создан искусственно, либо случился внезапно, пока не ясно.Чтобы ответить на этот вопрос, нужно подождать какое-то время, чтобы посмотретьна него, как на случившийся факт.
Каким может быть выходиз кризиса? По всем законам, а в частности по теории длинных волн, выходом измирового кризиса должен стать рост экономик и выход производства из кризисногосостояния. Толчком к этому может послужить инновационный прорыв. Возможно, этобудет дешевый возобновляемый источник энергии. Ведь энергия основа любогосовременного производства. Или завершение кризиса произойдёт после того, какамериканские и банки других развитых стран, возобновят кредитование предприятийреального сектора экономики.
В кризисных условияхобъективно возрастает роль государства в экономической жизни страны. И отантикризисной политики, разработанной правительством, во многом зависит скоростьвыхода стран из кризиса.
По итогам третьегоквартала 2009 года можно констатировать, что российская экономика вышла из остройфазы кризиса. Об этом свидетельствует возобновление роста российской экономикиво второй половине 2009 года. В III и IV кварталах 2009 года, попредварительной оценке, прирост ВВП (с учетом сезонности) составил 1,1% и 1,9%соответственно.
Принимаемые мерыпозволили улучшить ситуацию на рынке труда, уменьшить масштабы безработицы,способствовали стабильной работе аграрного сектора.
ПроводимаяПравительством Российской Федерации антикризисная политика не только позволилапредотвратить более глубокий спад, но и привела к сравнительно быстрому выходуэкономики на положительные темпы роста. Другими важными факторами стали такжерост цен на мировых рынках углеводородов и иных товаров российского экспорта,оживление мировой экономики, в первую очередь в Юго-Восточной Азии.
Приложение1
/>
Приложение 2
Основныемероприятия Правительства Российской Федерации
иБанка России по оздоровлению российской экономики в 2009 г.
1.УСИЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ, СОХРАНЕНИЕ
ИСОЗДАНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ
1.1.Социальная защита
1.2.Поддержка образования
1.3.Здравоохранение, физическая культура и спорт
2.СОХРАНЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО
ИТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
2.1.ОБЩАЯ ПОДДЕРЖКА РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА И РАБОТА С СИСТЕМООБРАЗУЮЩИМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ
2.1.1.Поддержка системообразующих предприятий
2.1.2.Меры налогового стимулирования
2.1.3.Поддержка спроса
2.1.4.Содействие повышению доступности финансовых
ресурсов
2.2.ПОДДЕРЖКА ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ
2.2.1.Сельское хозяйство
2.2.2.Поддержка проектов автомобилестроения и сельскохозяйственного машиностроения
2.2.3.Обеспечение финансовой поддержки предприятий
оборонно-промышленногокомплекса
2.2.4.Транспортный комплекс
2.2.5.Жилищное строительство и ЖКХ
2.2.6.Лесопромышленный комплекс
2.2.7. Иные отрасли
3СНИЖЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ДАВЛЕНИЯ НА
БИЗНЕС
3.1.Снижение административных барьеров при осуществлении предпринимательскойдеятельности
3.2.Государственная поддержка малого и среднего
Предпринимательства
4.ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ
ФИНАНСОВОЙСИСТЕМЫ
4.1.Расширение ресурсной базы и повышение ликвидности банковской системы
4.2.Повышение доступности банковского кредитования
дляпредприятий реального сектора
4.3.Санация банковской системы
5.Взаимодействие Правительства и субъектов Российской Федерации по реализацииантикризисных мер