Реферат по предмету "Экономика"


Несовершенная конкуренция и виды неценовой конкуренции при различных рыночных структурах

--PAGE_BREAK--
1.4.        
Потери от несовершенной конкуренции

Модель рынка совершенной конкуренции предполагает наиболее рациональное использование всех ресурсов общества, минимизацию затрат на производство продукции. Рынок же несовершенной конкуренции, по сути, предполагает отклонение от состояния равновесия, сложившегося в условиях совершенной конкуренции. Следовательно, общество несет определенные потери в связи с монополизацией хозяйственной жизни.

В конечном счете, проблема монополии сводится к вопросу о степени власти над ценой. Власть над ценой (а она всегда относительна и никогда не бывает абсолютной) – очень тонкий инструмент в руках монополии, или несовершенного конкурента. Если эта власть одновременно сопровождается уменьшением издержек производства продукции вследствие экономии на масштабе производства, развитием научно-технического прогресса, насыщением рынка массовым выпуском стандартизированной продукции по доступным ценам, то, очевидно, несовершенная конкуренция несет обществу определенный выигрыш.

Потери от несовершенной конкуренции можно проиллюстрировать графически (рис.1.6). На уровне точки Е1 цена Р1 соответствовала бы условиям совершенной конкуренции МС=Р. В условиях несовершенной конкуренции цена  Р2 устанавливается на уровне точки Е2. В этом случае объем предложения фирмы равен Q2.

Графически чистые потери или «мертвый убыток» — это треугольник ЕЕ1Е2. Таким образом, монополия как бы «рвёт на части» излишек потребителя и излишек производителя: часть достается (затененный прямоугольник) самой монополии, а другая часть этого излишка потребителя в виде площади СЕ1Е2 вообще теряется обществом, не достается никому. Так же не достается никому часть излишка производителя (треугольник ЕСЕ1), это недополученное, а точнее, разрушенное богатство общества.

Рис.1.6. Потери от несовершенной конкуренции

1.5.        
Естественная монополия

По характеру и причинам возникновения монополии подразделяются на естественные, легальные и искусственные.

А)  Естественная монополия — ею обладают собственники и организации, владеющие редкими и невоспроизводимыми ресурсами, а также отрасли инфраструктуры (общественный транспорт и т.д.).

Б)   Легальные монополии, образующиеся на законном основании (патенты)

В)   Искусственные монополии.
Естественные монополииохватывают редкие товары, отрасли и виды производства. Эти объединения образуются по поводу тех объектов, относительно которых недопустимо развивать конкуренцию. Обычно сюда относят железные дороги, оборонный комплекс страны, некоторые виды транспорта и энергии. Как отмечал Стэнлейк, “конкуренция между предприятиями данных отраслей приведёт лишь к дублированию затрат на дорогостоящее основное оборудование”. Поэтому в этих отраслях необходимо создавать естественные монополии. Ею обладают собственники и организации, владеющие редкими и невоспроизводимыми ресурсами, а также отрасли инфраструктуры (общественный транспорт и т.д.).

Для естественной монополии характерны:

·                   положительный эффект масштаба в долгосрочном периоде, объясняющийся технологическими причинами;

·                   наличие одной (двух) прибыльных (крупных) фирм в отрасли;

·                   возможно существование и других фирм, которые, однако, будут убыточными в долгосрочном периоде;

·                   нерегулируемое прибыльное ценообразование крупных фирм выше предельных и средних издержек;

·                   убыточное предельное ценообразование.

Предоставление какой-либо компании исключительных монопольных прав на поставки потребителям электро-, водо-, газоресурсов или на транспортное обслуживание на данной территории или в масштабах всего государства вызывает необходимость установления государственного контроля над деятельностью таких монополий. Это делается в целях устранения злоупотреблений властью над рынком и негативных последствий для потребителей от монопольного положения основных поставщиков. В большинстве стран эти отрасли либо находятся в государственной собственности, либо регулируются государством. В обоих случаях цены устанавливаются государством, а не естественной монополией.

На рис.1.7 показаны параметры издержек естественной монополии. Из-за больших постоянных издержек кривая спроса (D) пересекает кривую долгосрочных средних издержек (LAC) в точке Е2, когда средние издержки всё еще понижаются. Если отрасль – естественная монополия, то выпуск продукция и цена устанавливается на уровне Q1 и Р1 соответственно точке (Е), где пересекаются долгосрочные предельные издержки (LMC) и предельный доход (MR), т.е. в условиях максимизации прибыли монополистом.

Так как в этом положении цена (Р1) превышает величину средних издержек, естественный монополист получает значительную прибыль в размере прямоугольника Р1Е1МРм, а цена значительно превышает предельные издержки.

Оптимальная, с точки зрения общества, деятельность отрасли соответствует уровню точки Е3, в которой долгосрочные предельные издержки (LMC) совпадают с ценностью дополнительной единицы продукции для потребителей, т.е. с кривой спроса D.
Рис.1.7.  Ценообразование в условиях естественной монополии

Искусственные монополии. Под этим названием имеется в виду объединение предприятий, создаваемое ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:

-Создают барьеры для вхождения на рынок новых фирм;

-Ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;

-Создают высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологий;

-Применяют более крупный капитал;

-«Забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой.

Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм — картель, синдикат, трест и концерн.

Картели— монополистические соглашения о квотах выпускаемой продукции и разделе рынков сбыта.

Синдикаты— монополистические объединения с целью организации совместного сбыта продукции.

Тресты— монополистические объединения на основе совместной собственности и общего управления производством и сбытом товаров.

Концерны— многоотраслевая система предприятий с единым финансовым центром, где общность разветвленной технологии обуславливает многофункциональность выпускаемой продукции.

Конгломераты— объединения, основанные на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи с традиционными сферами деятельности головной фирмы.
1.6.        
Олигополия

Олигополия — наличие на рынке небольшого числа фирм — производителей данного товара, которые действуют совместно. Одной из отличительных черт олигополии является то, что их немного, и они могут воздействовать на рынок индивидуально. Простейшим случаем олигополии является дуополия — участие на рынке  двух производителей определенного товара, каждый из которых может самостоятельно полностью удовлетворить платежеспособный спрос на рынке.

Различают олигополию первого вида и олигополию второго вида. Олигополия первого вида, или чистая олигополия, наблюдается в отраслях с совершенно однородной продукцией и большим размером предприятий. Примером чистой олигополии могут служить нефтедобывающие предприятия. Олигополия второго вида, или дифференцированная олигополия, наблюдается, когда несколько продавцов продают дифференцированную продукцию. Такая ситуация наблюдается, например, в автомобильной промышленности. Олигополии можно квалифицировать и по другим признакам. Например, экономисты П.Самуэльсон и В.Нордхаус разделили олигополии на 3 вида в зависимости от степени контроля над ценой.

1) Тайная олигополия. Возникает, когда олигополисты сговариваются. Рыночная цена в условиях тайной олигополии соответствует ситуации одного монополиста.

2) Доминировавшая олигополия — одна из фирм-олигополистов контролирует 60-80% отраслевого рынка. В этом случае остальные фирмы ориентируются на цену, установленную компанией — лидером.

3) Монополистическая конкуренция. В этом случае на рынке существует много продавцов и покупателей, вход и выход фирм из отраслей свободные, фирмы выпускают дифференцируемую продукцию. В этом случае фирмы не могут влиять на цену друг друга, контроль каждой фирмы над ценами на рынке слабый.

Контроль над ценами в условиях олигополии

Для прогнозирования монополистического поведения фирм в отрасли рассчитывается индекс Герфиндаля. Степень власти над ценой  в условиях олигополии можно подсчитать по следующей формуле:                                                  

       H = S12+ S22 + .....+ Sn2=  SSi2

где Н — степень контроля над ценой (индекс Герфиндаля)

S1, S2  и.т.д.- объем продаж каждой фирмы в процентах

Исходя из этой формулы, в условиях чистой монополии H= 1002=10000

В условиях совершенной конкуренции, если  на рынке действуют 100 фирм и на каждую из них приходится 1% объема продаж, H = 12 + 12 +...+12 = 100.

Очевидно, что, чем больше количество предприятий, тем меньше контроль над ценами. Но если одна из фирм занимает явно лидирующее положение, степень контроля над ценами резко увеличивается. В таком случае возникает так называемое лидерство в ценах: компания-лидер устанавливает цену, на которую ориентируются все остальные предприятия отрасли. В этом случае конкуренция приобретает неценовой характер.

1.7      
Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта
Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта – это тип рынка несовершенной конкуренции. Монополистическую конкуренцию можно представить в виде конкуренции нескольких торговцев, продающих очень похожие товары (обычно это группа товаров специального назначения). Под дифференциацией продукции (этот термин ввел Э.Чемберлин) подразумевается отсутствие однородности благ и услуг. Т.е. продукты отличаются один от другого, хотя они и близки по назначению.

 Продавец стремится сделать свой продукт несколько отличным от других, чтобы продать его по более высокой цене. Дифференциация обычно происходит не по основному назначению продукта, а через различные попытки продавца создать в сознании потребителя представление, что его продукт заключает в себе больше полезности, чем конкурирующий. Полезность, которую несет дифференцированный продукт, является частично психологической по своей природе.

С помощью дифференциации продукции можно уменьшить эластичность спроса по цене. Часто бывает так, что цена повышается, а объем спроса при этом не сокращается. Так происходит потому, что покупатели привыкают к какому-то определенному виду товара со своими уникальными характеристиками, и они не будут покупать товар другой фирмы даже по более низким ценам.

Из этого следует, что цена в условиях дифференциации продукции не является единственным орудием конкуренции. Важнейшим фактором конкуренции становится еще и качество товара, его различные характеристики, такие как, например, сорт или упаковка. Это уже неценовая конкуренция, речь о которой пойдет в следующей главе курсовой работы.

В настоящее время монополистической конкуренцией с дифференциацией продукции охвачена вся рыночная торговля. Ярким примером такой конкуренции могут служить фирмы одежды со всемирно известными названиями — чем популярней название, тем меньше эластичность спроса по цене, тем большую прибыль может получить продавец.

                                                   1.8   Монопсония
Все, что было сказано выше о монополии, относится к монополии производителя. Но существует также и монополия покупателя — монопсония. Монопсония представляет собой рыночную модель, когда какой-то товар, обычно фактор производства, изготавливается многими конкурирующими производителями при наличии одного покупателя. Примером может служить монополия государства на покупку оружия в некоторых странах.

В условиях монопсонии монопсонист имеет большую власть над ценами, т.е. сам устанавливает закупочную цену, на которую ориентируются производители. С точки зрения монопсониста, цена предложения будет отражать динамику средних издержек всей отрасли. Совокупное предложение отрасли характеризует кривая, отражающая совокупность средних издержек различных фирм данной отрасли (рис.1.8). Кривая предложения для монопсониста – это кривая средних издержек отрасли (АС).  Любая точка, находящаяся на кривой АС, соответствует тому или иному уровню цены предложения монопсониста при закупке им определенного количества товара Q. Таким образом, цена предложения в отрасли, «захваченной» монопсонистом, может быть и понижающейся, и повышающейся. Следовательно, и предельные (дополнительные) издержки приобретения продукции (МС) монопсониста перестают быть неизменными, они могут быть также и понижающимися, и повышающимися.

Рис.1.8. Кривая предложения для монопсониста

Рассмотрим наиболее типичную ситуацию, когда кривая спроса Dмонопсониста пересекает кривую предложения отрасли АС при повышающейся цене предложения (рис.1.9).

АС- кривая средних издержек в отрасли

МС- кривая предельных издержек отрасли

Е1- уровень цены приобретения монопсониста Р1

D— кривая спроса

Рис.1.9. Равновесие монопсонии

ГЛАВА 2.  НЕЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

2.1      
Понятие неценовой конкуренции и ее сущность
Неценовая конкуренция проводится, главным образом, посредством совершенствования качества продукции и условий её продажи, «сервизации» сбыта. Повышение качества может осуществляться по двум основным направлениям: первое – совершенствование технических характеристик товаров; второе – улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителей. Неценовая конкуренция посредством улучшения качества продукции получила название конкуренции по продукту. Этот вид конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путём выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели. 

Основные методы, необходимые для этой конкурентной борьбы — технический уровень и другие качественные показатели товара, сроки поставок, условия платежа, объем и сроки гарантий, объем и качество сервиса, реклама, маркетинг и другие мероприятия.

В настоящее время проблема качества и повышения конкурентоспособности становится ключевой для российских предприятий, способствуя очевидному росту интереса к стратегическим вопросам бизнеса и к проблеме качества, а также к подходам и методам их решения, выражаясь в разных формах:

— сосредоточении усилий широкого круга компаний на налаживании производства продукции конкурентоспособной по своим характеристикам;

— изучении опыта западных компаний, которые поставляют на мировой рынок продукцию, превосходящую по своим параметрам отечественную, с целью возможного его использования на своем предприятии;

— активизации деятельности по разработке и внедрению системы менеджмента качества продукции, отвечающих требованиям международных стандартов (в экономически развитых странах эти системы являются не только источником получения конкурентных преимуществ, но и обязательной инфраструктурной основой для эффективного взаимодействия компаний в условиях стремительно углубляющегося разделения труда);

— постепенном осознании российскими менеджерами необходимости освоения новой философии качества и на ее основе формировании в компаниях принципиально новой для отечественной практики организационной культуры.

Согласно концепции ориентации на продажи, потребители по природе своей никогда не будут добровольно покупать всю выпускаемую компанией продукцию. Поэтому организация должна вести агрессивную политику продаж и интенсивно продвигать на рынок свои товары.

Данная концепция предполагает, что потребителям свойственна некая покупательская инертность и даже сопротивление; они решаются на покупку только после длительных уговоров. Подразумевается также наличие у компании необходимых для применения различных методов продвижения ресурсов и достаточно эффективной системы сбыта.

На практике этой концепции чаще всего придерживаются производители товаров и услуг, рынок сбыта которых ограничен, о необходимости которых потенциальный покупатель даже не задумывается, – например, страхование, различные энциклопедии или участки на кладбище. Именно здесь наиболее активно совершенствуются различные технологии торговли, ведется поиск новых групп потенциальных покупателей.

Одной из сложных проблем современной теории и практики организации конкурентной деятельности участников рыночного процесса является установление причин возникновения и диагностирования качественных и количественных условий перехода ценовой конкуренции в конкуренцию неценовую. К пионерным работам в этом направлении можно отнести труды Дж. Бьюлоу, Дж. Джинакоплоса и П. Клемперера, а также Ж. Тироля и Д. Фьюденберга.

Неценовая конкуренция порождает целый спектр важнейших проблем рынка. Среди них межотраслевой механизм прибылей в форме проблемы входа- выхода, избыточных мощностей, влияния на объем сбыта неценовых факторов, предпочтения и выбора, конкурентоспособности, издержек потребления.

2.2      
Характеристика видов неценовой конкуренции

при различных рыночных структурах

2.2.1   
Совершенствование и разнообразие продукции
Конкуренция продуктов является важным средством реализации технических нововведений и улучшения продукта с течением времени. Такое совершенствование продукта может быть нарастающим в двух различных смыслах.

 Во-первых, удачное улучшение продукта одной фирмы обязывает конкурентов подражать или, если они могут это сделать, превзойти временное рыночное преимущество этой фирмы, в противном случае им не избежать убытков. Во- вторых, прибыли, полученные от удачного улучшения продукта, могут быть использованы для финансирования дальнейших его улучшений.

Более экзотическая тара, яркая упаковка или “наведение блеска” составляют зачастую главные направления изменений продукта. Доказывается также, что особенно в случае с потребительскими товарами длительного пользования и товарами ограниченного срока пользования изменение может происходить по принципу “запланированного морального износа”, когда фирмы улучают свой продукт ровно в той степени, которая необходима для того, чтобы заставить среднего покупателя почувствовать неудовлетворенность прошлогодней модели.

При олигополии и при монополистической конкуренции продавцы на одном и том же рынке часто обеспечивают разнообразие схожих продуктов. Возникает вопрос, обеспечивают ли эти рынки надлежащее разнообразие продукции или стремление фирм как-то отличить свои товары от товаров конкурентов является чрезмерным, приводя к расточительству.

Поскольку обеспечение разнообразия, как правило, обходится дорого, общество должно осуществлять выбор производства только некоторых из огромного количества мыслимых товаров и услуг. Было бы лучше ограничить число наименований производимых благ на большинстве рынков, компенсируя это использованием экономии от масштаба, с тем чтобы производить больший объем каждого вида благ при более низких удельных издержках. Если бы больший объем продукции производился меньшим числом фирм и они устанавливали бы цену, равную величине средних издержек, то цены и удельные издержки были бы ниже. Но это было бы меньшее, чем в условиях монополистического конкурентного равновесия, разнообразие, а потребители хотят и разнообразия, и низких цен.

Чем больше совокупный рынок, тем менее дорогим оказывается обеспечение на нем любого заданного уровня разнообразия. По мере развития экономики и роста богатства людей увеличение разнообразия становится более эффективным, поскольку увеличивается спрос на все блага. В очень бедной стране для удовлетворения спроса на многих рынках может оказаться вполне достаточно продукции только одной фирмы. По мере роста экономики и расширения потребительского спроса открываются возможности для притока большого числа фирм, и рыночные структуры эволюционируют в сторону монополистической конкуренции, обеспечивая потребителям выгоды от разнообразия.

Такого же рода выигрыш может быть получен от использования преимуществ международной торговли между странами. Большая часть торговых операций между промышленно развитыми странами осуществляется в рамках одной и той же отрасли. Например, Германия и Франция продают друг другу машины. Эта торговля в области дифференцированных продуктов обеспечивает людям обеих стран доступ к более широкому ассортименту продуктов, каждый из которых производится для мирового рынка, следовательно, может быть произведен в разумно больших масштабах.

Неценовая конкуренция при широком ассортименте — самый перспективный вид конкуренции. Фирма конкурирует уникальным качеством, а не низкой ценой продукции. Это означает, что только данное предприятие умеет изготавливать определенные изделия и, не снижая цены, конкурирует качеством. Примером может быть мировое судостроение. Так, Япония — единственная страна, строящая крупнотоннажные танкеры более 100 тыс. тонн водоизмещением с уникальной степенью автоматизации. Данный тип конкуренции подходит только для крупных фирм, обладающих большим научно- техническим потенциалом.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :