План :
Характеристика налоговой системы России, ее состав и структура. cтр 2
Принципы построения налоговой системы. 7
Управление налоговой системой РФ. 16
Литература 21
Характеристика налоговой системы России, ее состав и структура.
Совокупность налогов, сборов, пошлин, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему.
Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения:
1) объект налогообложения;
2) налоговая база;
3) налоговый период;
4) налоговая ставка;
5) порядок исчисления налога;
6) порядок и сроки уплаты налога.
В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ (НК) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения государства и муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления действий, включая предоставление определенных прав или выдачу лицензий./>
До перехода к рыночным отношениям, в условиях централизованной плановой экономики, налоговая система в нашей стране практически отсутствовала. Созданная в 1992 г. в результате копирования западных, прежде всего германской, моделей налоговая система России представляла собой на первых порах многоступенчатую, сложную и нередко недостаточно ясную систему налогообложения, к тому же подверженную частым и не всегда продуманным изменениям. />
В новейшей истории становления налоговой системы России, которая началась с 1991 г., выделяются три этапа:
1. Этап налоговой централизации (1992-1993)
2. Этап налоговой децентрализации (1994 – 1996)
3. Этап налоговой централизации (с 1997 г. по настоящее время).
Нынешняя налоговая система России централизована относительно. Здесь федеральный законодатель в рамках полномочий, определенных Конституцией РФ, устанавливает общие принципы налогообложения и формирование налоговой системы ( в том числе исчерпывающий перечень региональных и местных налогов и сборов). НК РФ установил трехзвенную структуру налоговой системы, отражающую федеративное устройство России. Перечень налогов и сборов всех уровней, содержащийся в НК РФ, является закрытым. Согласно НК РФ не могут устанавливаться региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные Кодексом. />
На протяжении 1990-х гг. налоговая система строилась на основе Закона РФ от 27.12. 1991 «Об основах налоговой системы в РФ». Деятельность налоговых органов подчинялась закону РФ от 21.03. 1991 «О налоговых органах РФ». С конца 1990-х гг. налоговая система формируется и развивается согласно кодифицированному федеральному закону – НК РФ. В соответствии со ст.12 НК РФ в РФ установлены три вида налогов и сборов:
— федеральные налоги и сборы;
— налоги субъектов РФ (региональные налоги);
— местные налоги.
Разделение налогов по уровням власти обеспечивает осуществление государством регулирующей функции, позволяя ему воздействовать на социально-экономические процессы на федеральном, региональном и местном уровнях.
Налоговая система формируется и реформируется путем установления и введения новых налогов, их изменения и отмены.
Установить налог или сбор не значит только дать ему название, необходимо определение в НК РФ плательщиков, а также существенных элементов налоговых обязательств: объекта налогообложения, налоговой базы, налогового периода, налоговой ставки, порядка исчисления налога, порядка и сроков уплаты налога, а в необходимых случаях и налоговых льгот. Установить налог можно только путем прямого перечисления в законе о налоге существенных элементов налогового обязательства. Если налог устанавливается путем последовательного издания нескольких нормативно-правовых актов, то такой налог считается окончательно установленным, когда определен его последний элемент.
В настоящее время налоговую систему России составляют 13 налогов и два сбора (госпошлина – это по своим признакам сбор), в том числе федеральных – 10, региональных – 3, местных -2. В рамках специальных налоговых режимов установлены три единых налога:
— единый сельскохозяйственный налог
— единый налог при применении упрощенной системы налогообложения
— единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Разделение налогов по уровням власти обеспечивает осуществление государством регулирующей функции, позволяя ему воздействовать на социально – экономические процессы на федеральном, региональном и местном уровнях.
Разделение налогов по уровням власти целесообразно проводить с учетом следующих принципов:
— налоговые доходы каждого уровня власти должны быть достаточны для финансирования закрепленных сфер или предметов ведения
— чем менее мобильна налоговая база (стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения), тем на более низком уровне государственной власти производится ее налогообложение
— большинство регулирующих налогов закрепляется на федеральном уровне
— косвенные налоги (взимаемые в виде надбавки к цене товара) – акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины – взимаются на федеральном уровне
— число совместных сфер ведения по налоговым вопросам Федерации и ее субъектов должно быть минимизировано/>
Законодательство о налогах и сборах в Российской Федерации представляет собой совокупность актов законодательства, регламентирующих порядок и правила установления, введения, взимания и отмены налогов и сборов на территории Российской Федерации. Законодательство о налогах с сборах в Российской Федерации подразделяется на законодательство РФ о налогах и сборах (федеральное), законодательство субъектов РФ о налогах и сборах (региональное) и нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.
Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК РФ. Нормативные правовые акты органов муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК РФ. />
Начатая в 1998 г. принятием части первой Налогового кодекса налоговая реформа к настоящему времени практически завершена. В 2004 г. приняты законы, отменяющие действие Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и установившие налоговую систему Российской Федерации. К настоящему времени абсолютное большинство налогов, входящих в российскую налоговую систему, регулируется соответствующими главами части второй Налогового кодекса />
Принятие Налогового кодекса прежде всего обеспечивает создание единой в рамках Российской Федерации налоговой системы, включая формирование единой правовой базы налогообложения. Решение этой задачи реализуется за счет установления закрытого перечня налогов и сборов с сокращением их общего числа, а также за счет максимальной унификации действующих режимов исчисления и порядка уплаты различных налогов и сборов.
Одновременно с этим осуществлена унификация налогов и иных обязательных платежей, в том числе и со схожей налоговой базой. Наиболее кардинальное преобразование проведено в части существовавших до принятия кодекса взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, которые объединены в единый социальный налог.
Изменена структура налогов, направленная на минимизацию налогов и сборов, имеющих целевую направленность.
Четко прописаны в Кодексе права и обязанности как налогоплательщиков, так и государства в лице его контрольных органов. Это позиционирует налоговое правовое поле, вводит в законодательное русло процесс налоговых взаимоотношений, улучшает налоговое администрирование. />
Принципы построения налоговой системы.
Под принципами налогообложения понимаются основные исходные положения системы налогообложения. Впервые принципы налогообложения были сформулированы А. Смитом, который считал основными принципами налогообложения справедливость, определенность, удобство для налогоплательщика и экономию на издержках налогообложения. />
Принцип справедливости утверждает всеобщность налогообложения и равномерность распределения налогов между гражданами соразмерно с их доходами. Государственные налоги и расходы должны влиять на распределение доходов. Налоговое бремя возлагается на одних лиц, привилегии предоставляются другим.
Принцип определенности, согласно которому сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику. Это устойчивость основных видов налогов и налоговых ставок в течение ряда лет. В то же время налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся социально-экономическим условиям.
Принцип удобности предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика. Система и процедура выплаты налогов должны быть понятными и удобными для налогоплательщиков.
Принцип экономии, т.е. сокращение издержек взимания налога, рационализация системы налогообложения. Суммы сборов по каждому конкретному налогу должны в соответствии с рассматриваемым принципом существенно превышать затраты на его сбор и обслуживание.
А. Вагнер предлагал девять основных правил, объединенных в четыре группы:
1) Финансовые принципы организации налогообложения
— достаточность налогообложения
— эластичность (подвижность) налогообложения
2) Народно-хозяйственные принципы
— надлежащий выбор источника налогообложения, т.е., в частности, решение вопроса, должен ли налог падать на доход или капитал отдельного лица либо населения в целом
— правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая считалась бы с последствиями и условиями их переложения
3) Этические принципы, принципы справедливости
— всеобщность налогообложения
— равномерность налогообложения
4) Административно-технические правила, или принципы, налогового управления
— определенность налогообложения
— удобство уплаты налога
— максимальное уменьшение издержек взимания />
В современных условиях правильно организованная налоговая система должна отвечать следующим основным принципам:
— налоговое законодательство должно быть стабильно
— взаимоотношения налогоплательщиков и государства должны носить правовой характер
— тяжесть налогового бремени должна равномерно распределяться между категориями налогоплательщиков и внутри этих категорий
— взимаемые налоги должны быть соразмерны доходам налогоплательщиков
— способы и время взимания налогов должны быть удобны для налогоплательщика
— существует равенство налогоплательщиков перед законом (принцип недискриминации)
— издержки по сбору налогов должны быть минимальны
— нейтральность налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности
— доступность и открытость информации по налогообложению. Суть его заключается в том, что не должно существовать ни одного документа по вопросам налогообложения, который был бы недоступен любому налогоплательщику. Открытость и доступность информации может ограничиваться лишь областью правил по контролю за взиманием налогов и отдельными данными о поступлениях по определенным категориям налогоплательщиков и по отдельным территориям и регионам.
— соблюдение налоговой тайны/>
Общие принципы построения налоговой системы в России определяет часть первая Налогового кодекса Российской Федерации, принятая на 1 января 2005 г., а также Федеральный закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27.12.91 г. № 2118 – 1 (с изменениями и дополнениями) и Конституция РФ.
НК РФ устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:
1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации
2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов
3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов
4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах
5) формы и методы налогового контроля
6) ответственность за совершение налоговых правонарушений
7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
Действие НК РФ распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено НК РФ (данная норма вводится в действие со дня введения в действие части второй НК РФ). />
В ст.3 «Основные начала законодательства о налогах и сборах» НК РФ формулируются отдельные принципы установления налогов и сборов. К основным началам законодательства о налогах и сборах отнесены следующие:
«1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц, места происхождения капитала. />
Впрочем, и здесь имеется исключение. НК РФ допускает установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара. Цели таких мер могут быть различными – ответная реакция на дискриминацию российских товаропроизводителей, борьба с демпингом, ценовая поддержка отечественных товаров и т.п. />
3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
5. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы так, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. />
7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)».
В п.1 ст.3 НК РФ воспроизведена норма ст. 57 Конституции РФ о том, что «каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы». Данная норма устанавливает принцип правового характера налоговых взаимоотношений. Важно отметить, что словосочетание «каждое лицо» объединяет физических лиц (граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства), а также юридических лиц.
Далее сформулированы принципы всеобщности и равенства прав налогоплательщиков, а также необходимость учета возможностей налогоплательщиков по уплате налогов. Принцип всеобщности налогообложения устанавливает обязанность каждого члена общества участвовать в уплате налогов и исключает предоставление индивидуальных льгот и привилегий при уплате налогов.
В п. 2 ст.3 НК РФ декларируется принцип недискриминации обложения налогами и сборами. Данная норма НК РФ не запрещает устанавливать различные условия налогообложения, относящиеся к способу определения налоговой базы, налогового периода, допускает различия в порядке и способах исчисления налога или сбора в порядке, способах и сроках уплаты.
Принцип обоснованности норм налогового законодательства и принцип недопустимости создания препятствий реализации гражданами своих конституционных прав приводятся в п. 3 ст. 3 НК РФ. Частично этот вопрос раскрывается в ст. 38 НК РФ, определяющей объект обложения налогом или сбором.
В п.4 ст. 3 НК РФ сформулирован принцип единства экономического пространства Российской Федерации. В соответствии со ст. 74 Конституции РФ в Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Пункт 5 ст.3 НК РФ содержит запрет на возложение обязанностей по уплате налогов и сборов, а также иных взносов и платежей, обладающих установленными НК РФ признаками налогов и сборов, не предусмотренных НК РФ, либо установленных в ином порядке, чем это определено в НК РФ, выражает принцип недопустимости нарушения прав и законных интересов налогоплательщика.
В п.6 ст. 3 НК РФ формулируется принцип определенности правил налогообложения. В соответствии с п.1 ст.17 НК РФ при установлении налогов должны быть определены все обязательные элементы налогообложения: налогоплательщик, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок уплаты налога, сроки уплаты налога. В случае, если в соответствующем законодательном акте не определен хотя бы один из обязательных элементов налогообложения, такой налог не может считаться установленным и не должен взиматься. Акты законодательства о налогах и сборах не должны содержать внутренних противоречий, а также текстуальных и смысловых неясностей, не должны противоречить друг другу.
В п.7 ст.3 НК РФ устанавливается принцип истолкования всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу плательщика налога или сбора. Данная норма направлена на обеспечение защиты прав плательщика налогов и сборов, главным образом права собственности. />
Результативность налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу. Различают следующие основные принципы построения налоговой системы:
— соотношение прямых и косвенных налогов
— применение прогрессивных ставок налогообложения и степень их прогрессии или преобладание пропорциональных ставок
— дискретность или непрерывность налогообложения
— широта применения налоговых льгот, их характер и цели
— использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целевая направленность
Нередко к принципам налоговой политики относят также соотношения федеральных, региональных и местных налогов.
В целом указанные принципы обуславливают основные направления налоговой политики, ее социальный характер и структурные элементы. Используя указанные принципы, государство в условиях стабильно развивающейся экономики стимулирует расширение объемов производства товаров, работ и услуг, инвестиционную активность, качественный рост экономики. Благодаря комплексному применению принципов построения налоговой системы осуществляется реальное структурное и социальное реформирование экономики. В период кризисной ситуации налоговая политика через использование указанных принципов способствует решению задач, направленных на выход экономики из кризисного состояния. />
Разделение налогов по уровням власти установлено в соответствии со ст.12 НК РФ
— федеральные налоги и сборы
— налоги субъектов РФ (региональные налоги)
— местные налоги
В рамках специальных налоговых режимов установлены три единых налога: единый сельскохозяйственный налог, единый налог при применении упрощенной системы налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. />
Федеральные налоги представляют собой обязательные платежи физических и юридических лиц, которые устанавливаются высшим органом законодательной власти федеративного государства. Поступления от федеральных налогов зачисляются в федеральный бюджет либо распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ. Состав федеральных налогов, налогоплательщики, элементы налогообложения (объект, база, ставки, налоговый период, порядок исчисления, а также порядок и сроки уплаты) определяются высшим законодательным органом РФ. Перечень федеральных налогов и сборов устанавливается НК РФ, эти налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории РФ.
Налоги субъектов РФ (региональные налоги) – это обязательные платежи, право устанавливать которые в соответствии с Конституцией РФ или иными законодательными актами принадлежит субъектам РФ. Поступления от налогов субъектов РФ либо зачисляются в бюджет субъекта РФ, либо распределяются между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами. Налоги субъектов РФ определяются исходя из тех функций по расходным полномочиям, которые законодательно отнесены к компетенции властей субъектов РФ. Общий порядок установления и изъятия региональных налогов предусмотрен ст.12 НК РФ. В соответствии с ней перечень региональных налогов устанавливается НК РФ (ст.14) и законами субъектов РФ. Эти налоги обязательны к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. При установлении региональных налогов законодательные (представительные) органы субъекта РФ наделены правом определять указанные в НК РФ элементы налогообложения: налоговые ставки (в пределах, установленных НК РФ), порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности по данному региональному налогу, а также налоговые льготы и основания для их использования плательщиком.
Местные налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц, поступающие в местные бюджеты. Характерными чертами местных налогов являются их регрессивность и множественность. Они оказывают регулирующее воздействие на развитие социальной инфраструктуры. При установлении местных налогов представительные органы местного самоуправления наделены правом определять указанные в НК РФ элементы налогообложения: налоговые ставки (в пределах, установленных НК РФ), порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности по данному местному налогу, а также налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Федеративное устройство России имеет еще одну существенную особенность. Субъекты РФ – города федерального значения Москва и Санкт-Петербург – своими законами вправе устанавливать и вводить в действие не только региональные, но и местные налоги (ст.12 НК РФ). В налоговом праве других федеративных государств – аналогов этому положению нет.
Современная трехуровневая налоговая система РФ достаточно динамична и претерпела за последнее десятилетие ряд существенных изменений. Четкое распределение налогов по уровням государственного управления является одним из основных принципов не только организации, но и реформирования налоговой системы в условиях рыночной экономики./>
Управление налоговой системой РФ.
Субъектами налоговой политики, в зависимости от государственного устройства, выступают федерация, субъекты федерации (земли, республики, входящие в федерацию, области и т.д.) и муниципалитеты (города, районы, городские округа, поселения и т.д.). В Российской Федерации субъектами налоговой политики являются Федерация, республики, области, края, автономные области, города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург, а также местное самоуправление – города, районы, городские округа, поселения, районы в городах. Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах их полномочий, установленных налоговым законодательством. Как правило, субъекты Федерации и муниципалитеты имеют право вводить и отменять налоги в пределах перечня региональных и местных налогов, установленного федеральным налоговым законодательством. Вместе с тем им предоставляются широкие полномочия по установлению налоговых ставок, льгот и других преференций, а также в установлении налоговой базы. Проводя налоговую политику, ее субъекты могут воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков, создавать такие условия их хозяйствования, которые наиболее выгодны как для самих налогоплательщиков, так и для экономики региона в целом.
Участие государства в регулировании экономики при проведении налоговой политики осуществляется с помощью таких налоговых инструментов, как налоговая ставка, налоговая льгота, налоговые санкции, налоговая база и некоторые другие. Государство использует при этом как прямые, так и косвенные методы использования налоговых инструментов. Благодаря налоговым ставкам централизованная единая налоговая система является достаточно гибкой, что обеспечивается уточнением ставок налогов и приведением налоговой политики в соответствие с реальной экономической конъюнктурой. />В соответствии с принятым в Российской Федерации Налоговым кодексом участниками налоговых правоотношений со стороны государства выступают соответствующие уполномоченные государственные органы и органы местного самоуправления. К ним относятся: Федеральная налоговая служба (ФНС России) и ее территориальные подразделения, т.е. налоговые органы, Федеральная таможенная служба (ФТС России) и ее территориальные подразделения (таможенные органы), Минфин России и финансовые подразделения субъектов РФ и органов местного самоуправления. Налоговый кодекс четко прописывает права и обязанности каждого из этих органов. При этом основным звеном налоговых правоотношений со стороны государства выступают налоговые органы. Права и обязанности других участников со стороны государства в значительной степени сужены.
Налоговые органы России представляют собой единую независимую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (в настоящее время это Федеральная налоговая служба), и его территориальные органы.
ФНС России входит в систему Министерства финансов РФ и подчиняется ему. />
Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ.
Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных НК РФ и иными нормативными правовыми актами РФ. />
Таможенные органы – федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, и подчиненные ей таможенные органы Российской Федерации, за исключением случаев, когда в НК РФ упоминаются таможенные органы иностранных государств.
Таможенными органами являются:
федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела (Федеральная таможенная служба Российской Федерации – ФТС России)
региональные таможенные управления
таможни
таможенные посты
Федеральным органом исполнительной власти исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, являлся Государственный таможенный комитет РФ. В соответствии с п.15 и 26 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Государственный таможенный комитет РФ после вступления в силу соответствующего федерального закона преобразован в Федеральную таможенную службу, а его функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности переданы Министерству экономического развития и торговли РФ. />
Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций. Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ в соответствии с таможенным законодательством РФ, НК РФ, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.
Должностные лица таможенных органов несут обязанности должностных лиц налоговых органов, а также другие обязанности в соответствии с таможенным законодательством РФ.
Федеральное министерство, уполномоченное в области таможенного дела, — федеральное министерство, в ведении которого находится федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, и которое осуществляет контроль и координацию деятельности указанной службы, а также функции по нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, или федеральное министерство, уполномоченное в области финансов, если данное министерство в случаях, установленных указами Президента РФ и принимаемыми в соответствии с ними актами Правительства РФ, осуществляет нормативно-правовое регулирование по отдельным вопросам таможенного дела, но не осуществляет координацию деятельности таможенных органов.
В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, является Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.
Федеральным министерством, уполномоченным в области финансов, является Минфин России.
Минфин России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств. />
Министерство финансов РФ дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения.
Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, уполномоченные в области финансов, дают письменные разъяснения по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах. />
Главная задача налоговых органов Российской Федерации – контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов и сборов, установленных законодательством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, а также нормативными актами представительных органов муниципальных образований в пределах их компетенции./>
Литература:
Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая (по состоянию на 1 января 2005 г.) – М.: Омега-Л, 2005 г.
Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27.12.91 г. №2118-1 (с изменениями и дополнениями)
Приказ Минфина РФ от 19.12.2006 г. №180н
Приказ МНС России от 3.03.2004 г. № БГ – 3 – 09/178
Миляков Н.В. Налоги и налогообложение. Учебник. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА – М, 2006 г.
Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Учебник для вузов.- 7-е изд., доп. и перераб. – М.: МЦФЭР,2006 г.
Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, — 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2005 г.
Скрипниченко В. Налоги и налогообложение. – Спб: ИД «Питер», М.: Издательский дом «БИНФА», 2007 г.
На балансе предприятия ООО «Вита» имеются 2 автомобиля:
легковой — ВАЗ 21065, год выпуска 1998, мощность 75 л.с.
грузовой — ГАЗ 5204, год выпуска 1987, мощность 80 л.с.
За 2009 год транспортный налог на оба транспортные средства начислен в размере 3875,0 руб
Оснований для налоговых льгот не имеется, к уплате в бюджет подлежит сумма 3875,0 руб.