Реферат по предмету "Экономика"


Роль государства в формировании современной рыночной экономики. Экономическая роль государства в Республике Беларусь

РЕФЕРАТ
Рольгосударства в формировании современной рыночной экономики. Экономическая рольгосударства в Республике Беларусь: курсовая работа, 31 стр., 17 источн.
Ключевыеслова: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, КРИЗИС,ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ, ЗАНЯТОСТЬ
Цель работы – отразить необходимость экономическойполитики государства в переходный период.
Объектом исследования является экономикастраны.
Методыисследования — анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия,обобщение, наблюдение, сравнение, описание, позитивный и нормативный анализ,логический метод, метод сочетания логического и исторического.
Исследования и разработки: результатомнаписания данной курсовой работы стало раскрытие понятия и роли экономическойполитики государства в переходный, отражены особенности экономической политикиРеспублики Беларусь.
Автор работы подтверждает,что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективноотражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературныхи других источников теоретические, методологические и методические положения иконцепции сопровождаются ссылками на их авторов.
 

СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ
1. Роль государства в переходнойэкономике
2. Система планирования и прогнозирования национальнойэкономики РБ. Экономическая роль государства в РБ
2.1 Современная система планирования и прогнозирования в Республике Беларусь
2.2 Основные положения экономической политики РБ впереходный период
2.3 Влияние мирового финансово-экономического кризиса наэкономику Республики Беларусь и особенности экономической политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
 

ВВЕДЕНИЕ
 
По мере развитиярыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальныепроблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частнойсобственности. Появилась необходимость значительных инвестиций в отрасли малорентабельныеили нерентабельные с точки зрения частного капитала, но необходимые дляпродолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые иобщехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении,обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственнойэкономической политики.
Теоретически понятиегосударственной экономической политики шире, чем понятие государственногорегулирования экономики, так как первая может основываться и наневмешательстве государства в хозяйственную жизнь (Известный принципэкономического либерализма laisser faire – laisser passer). В современныхусловиях невмешательство государства в социально — экономические процессынемыслимо. Уже давно споры идут не о необходимости государственногорегулирования, а о его масштабах, формах и интенсивности. Поэтому термины «государственноерегулирование экономики» и «государственная экономическая политика»в наше время идентичны .
Объективная возможностьгосударственного регулирования экономики появляется с достижением определенногоуровня экономического развития, концентрации производства и капитала.Необходимость, превращающая эту возможность в действительность, заключается внарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справитьсягосударственное регулирование экономики. Оно решает различные задачи: это,например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости.Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулированияэкономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблемв той или иной стране в конкретный период.
Цель данной курсовойработы – отразить необходимость экономической политики государства в переходныйпериод.
Задачи, которые следуетвыполнить:
1. Охарактеризоватьроль государства в переходной экономике.
2. Описатьсовременные методы планирования и прогнозирования в Республике Беларусь.
3. Отразить сущностьэкономической политики Республики Беларусь.

1. Рольгосударства в переходной экономике
Необходимость вмешательства государства в экономику переходного периода(в частности, в Беларуси), обусловлена следующими причинами. Во-первых, прежнийсверхцентрализованный механизм государственного управления, присущийкомандно-административной системе, исчезает вследствие ее развала. Поэтомунеобходимо формирование новой системы государственного управления. Во-вторых, внашей стране существует многовековая традиция сильной государственной власти.В-третьих, для белорусской экономики характерен высокий удельный весгосударственного сектора, доставшийся по наследству от КАС. В-четвертых,переход от планового хозяйства к рыночной экономике не может происходитьстихийно: он нуждается в государственном регулировании. В-пятых, рыночная экономикатребует длительного времени для своего становления. Поэтому государственноеуправление, особенно на первоначальном этапе, должно компенсироватьнеразвитость рыночного механизма регулирования и его институтов. В-шестых,государство само выступает инициатором макроэкономических реформ, поэтому онине могут быть осуществлены без его активного участия. В-седьмых, государство,несмотря на недостатки КАС, накопило огромный опыт макроэкономическогорегулирования и только оно способно обеспечить социальную защиту населения идр.
Таким образом, основная проблема переходной экономики — это не вопрос онеобходимости вмешательства государства, а определение границ государственногорегулирования, его способов и методов, роли в экономике.
В переходной экономике роль государства принципиально отличается от егороли и в командной, и в рыночной экономике. Это обусловлено, во-первых, тем,что процесс разгосударствления значительно сокращает размеры государственногосектора, отвергает всеобъемлющий характер государственного регулирования,присущий командной экономике. Во-вторых, в переходный период рынок находится встадии становления и, следовательно, его регулирующие возможности еще низки.Поэтому, с одной стороны, степень государственного вмешательства в экономикуздесь меньше, чем в КАС. Но с другой стороны, она должна быть более весомой,чем в развитой рыночной экономике. [2, c. 392]
Государство в трансформирующейся постсоциалистической экономикевыступает одновременно инициатором и субъектом экономических реформ: преобразованияотношений собственности, смена методов поддержки малого бизнеса, реорганизациифинансовой и кредитно-денежной систем и др. Кроме того, государство в связи снеразвитостью рыночных отношений берет на себя функции, которые в развитойрыночной экономике выполняют другие рыночные субъекты, например в финансовой,валютной, инвестиционной и других сферах.
Государство влияет на экономику через механизм регулирования — систему организации целенаправленного воздействия государства надеятельность хозяйственных субъектов. Этот механизм включает:
1) цели государственного регулирования (стратегические и текущие);
2)методы регулирования (административные, правовые,организационно-экономические, бюджетно-финансовые, кредит-но-банковские,налоговые, ценовые);
3)формы реализации (индикативное планирование, специальные программыразвития отдельных отраслей, программы-прогнозы);
4)субъекты регулирования (банки, предприятия, домашние хозяйства);
5)объекты регулирования (сферы воспроизводства, производственные ихозяйственные непроизводственные отношения и др.).
С одной стороны, государство в трансформационной экономике выполняет теже функции, что и в любой другой экономической системе. Так, оно осуществляетпроизводство общественных благ; защищает общество от «внешних эффектов»(охрана природной среды); регулирует естественные монополии (энергетику,транспорт, связь); сглаживает неравенство в доходах; занимается стабилизациейэкономики и поддержанием экономического роста.
С другой стороны, одной из основных функций государства в переходнойэкономике становится целенаправленное создание правовых, экономических,социальных и других условий и стимулов для формирования рыночных отношений. Этазадача является весьма сложной и решается белорусским государством впервые. Встранах с развитой рыночной экономикой реализация данной цели происходила путемэволюционного совершенствования складывающихся товарно-денежных отношений. Впостсоциалистических государствах этот процесс идет параллельно с разрушением КАС. Отсутствие опыта подобных преобразований в мировой практике, чрезвычайносложная обстановка, усугубляющаяся в ряде стран глубоким экономическимкризисом, скудость государственных финансов создают значительные трудности дляэффективного государственного регулирования экономики.
Государство в переходном периоде использует прямые и косвенные методырегулирования. На первоначальном этапе преобладают первые, что обусловленоследующими причинами. Во-первых, значительную долю национальной экономикисоставляет государственный сектор как объект преимущественно прямоговоздействия. Во-вторых, рыночная среда, управляемая в основном косвеннымиметодами, еще в полной мере не создана. В-третьих, глубокий кризис, характерныйдля начального этапа переходного периода, может быть преодолен только прямымвоздействием государства.
Государственный сектор в переходной экономике претерпевает коренныеизменения. Уходят в прошлое директивные плановые задания, заменяясьгосударственными заказами. Отсутствует централизованное прикрепление к предприятиюпоставщиков ресурсов и комплектующих, как и гарантированный сбыт продукции.Поэтому предприятия самостоятельно изучают спрос и ищут покупателей и партнеровпо изготовлению своей продукции. Разрыв сложившихся связей, недостатокоборотных средств, взаимные неплатежи — эти и другие трудности переходногоэтапа предприятиям предстоит преодолевать самостоятельно, одновременно постигаяискусство выживания в рыночной экономике.
В переходной экономике можно выделить три основных направлениядеятельности государства.
Во-первых, это создание правовых и организационных институтов, необходимых для функционирования рыночной экономики. К ним относятся:формирование частной собственности, правового государства, обеспечение свободыпредпринимательства, проведение эффективной антимонопольной политики.
Во-вторых, переориентация самой государственной структуры управления на принципы демократии и удовлетворения потребностей рыночногохозяйства. Она требует коренного преобразования аппарата исполнительной власти,использования новых методов управления экономикой. Это длительный, болезненныйи противоречивый процесс. Простое разрушение прежнего механизма управления необеспечит автоматического рождения новой его системы, адекватной рыночнойэкономике. Оно лишь ведет к полной потере управляемости хозяйственнымипроцессами, порождает анархию, предоставляет относительную свободу криминальнымэлементам, усугубляет экономический кризис. Поэтому огромное значениеприобретает работа по реформированию государственной власти на демократическихначалах, сокращению численности государственного аппарата. Необходим переход отсистемы отраслевых министерств к органам функционального управления.
В-третьих, переход к новым формам регулирования, реализации социальной и экономической политики, призванной найтиоптимальный путь для решения триединой задачи: обеспечение структурнойперестройки и экономического роста; остановка инфляции, т.е. стабилизацияэкономики; сохранение устойчивости и порядка в обществе, в котором усиливаетсясоциальное расслоение и может появиться социальная напряженность.
Еще одним важнейшим направлением деятельности государства является выбор приоритетов развития. От его правильности зависят как социально-экономическое развитие, так итемпы экономического роста. Определение приоритетов — многофакторный процесс, вкотором учитываются масштабы страны, еегеополитическое положение, сохранение экономическойбезопасности, экономическая эффективность национального производства,сбалансированность внешней торговли и др. Четко определенные цели и приоритетыдолжны соответствовать национальным интересам страны.
К национальныминтересам следует отнести, прежде всего, задачи,решение которых обеспечивает самосохранение нации, ее выживание: охранаокружающей среды, защита от внешней экспансии, поддержание стабильного уровняжизни, сохранение численности и здоровья населения, интеллектуальногопотенциала и трудовых навыков народа. Это широкий круг проблем — от умноженияинтеллектуального потенциала страны досбережения собственных природных ресурсов для будущихпоколений граждан. В зависимости от периода развития такие задачиконкретизируются в определенные цели экономической политики. Последние должныбыть взаимоувязаны как между собой, так и с необходимыми для них ресурсами, атакже выбором форм и методов использования этих ресурсов для получениямаксимального эффекта при существующих ограничениях.
Особое внимание в переходный период государство должно уделитьвыработке экономической политики, стратегии и тактики реформирования экономики,т.е. направлений воздействия на хозяйственные процессы для достижения целейустойчивого развития общества.
Основные положения действующей политики государства по выработкестратегии и тактики реформирования отражены в важнейших государственныхсоциально-экономических документах: Национальной стратегии устойчивого развитияРеспублики Беларусь до 2015 года; Основных направленияхсоциально-экономического развития Республики Беларусь до 2010 года. В них зафиксированы направления и механизмы реализации выработаннойстратегии реформирования и создания перспективной моделисоциально-экономического развития, которая определена каксоциально-ориентированная рыночная экономика. Кроме того, разработан целый рядотраслевых программ: Национальная программа развития экспорта на 2000—2005годы; Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь до 2015года; Программа возрождения и развития села до 2010 года и др.
Длительный период, необходимый для достижения конечных целей реформ,требует выделения следующих этапов социально-экономического развития Беларуси.
Первый этап (2001—2005 гг.) — создание макроэкономических условий для стабильного социально-экономического и экологического развития, повышения уровня жизни народа на основе ростаэффективности реального сектора экономики. На этом этапе предусматривалосьзавершить создание необходимой законодательно-правовой базы для формированиясоциально ориентированной рыночной экономики и эффективного функционированиясубъектов хозяйствования.
Второй этап (2006—2015 гг.) — этап активной структурной перестройки и модернизации экономики сформированием основных блоков социально ориентированной рыночной (смешанной)экономики. Приоритетными направлениями являются технологическое перевооружениепроизводства на базе внедрения новейших технологий; стимулирование внутренних ивнешних инвестиций и фундаментальных разработок, в том числе в областиресурсосбережения; обеспечение динамичного развития инвестиционных процессов.
Третий этап (после 2015 г.) — формирование основ постиндустриального информационного общества,приближение к уровню жизни населения экономически развитых государств в рамкахсоциального рыночного хозяйства. В этот период начнет формироваться новыйтехнологический базис,обеспечивающий переход к ресурсосберегающему типувоспроизводства. Экономическое развитие будет обеспечено за счет активизациипроцессов структурных преобразований частного бизнеса, внедрения достиженийнауки и техники, создания экологически чистых производств, сбалансированияразвития территорий и населенных пунктов. Социальное развитие должнобазироваться на принципах зрелой демократии и гражданского общества.
Исходя из определенных критериев, экономическую политику можноподразделить на виды. Так, в зависимости от методов воздействия выделяют административную,фискальную, кредитно-денежную, институциональную, инвестиционную политику; отсфер приложения — внешнеэкономическую, научно-техническую, структурную,аграрную, промышленную, социальная и др.
Разработку экономической политики осуществляют органы государственногоуправления. Реализуют ее различные институты государства: парламент,правительство, министерства и ведомства; местные органы власти и управления;центральный банк страны; различные союзы и ассоциации — промышленные, торговые,аграрные, предпринимателей; страховые общества, фонды имущества, пенсионныекассы и др. [2, c. 397]
В 1989 г. влиятельные финансовые и политические организации,высококвалифицированные экономисты различных стран утвердили главныенаправления реформы экономической политики. Это соглашение назвалиВашингтонским Консенсусом. Предполагалось, что передача прав собственности отгосударства в частные руки, а также механизма распределения от государства ксвободному рынку могли бы быстро увеличить объемы капиталов, а также повыситьэффективность распределения, что должно было способствовать стабильному росту.Однако этого не произошло. Во многих странах на стадии перехода, прежде чемначинался экономический рост (а в некоторых странах его вообще не наблюдалось),имело место его резкое сокращение: от 20 % и выше в течение трех лет в Польше,и до более чем 60 % в течение девяти лет в Украине. Эти неблагоприятныерезультаты стали следствием экономической политики, базирующейся на принципахВашингтонского Консенсуса, который подчеркивал важность либерализации,приватизации и открытости постсоциалистической экономики, а также необходимостьподдержки финансовой дисциплины. Однако первоначально этот подход,разрабатываемый для других условий, не учел ряд важных элементов, необходимыхдля системной перестройки, стабилизации и роста. К таким элементам относятся формированиерыночных институтов, совершенствование общего управления государственнымсектором, включая приватизацию и пересмотр роли государства в экономике, но неего полное отстранение. Неправильное предположение о том, что возникающиерыночные силы способны в короткие сроки заменить правительство в сфереинституционального становления, инвестиций в человеческий капитал, а такжеразвития инфраструктуры, стали причиной резкого спада в экономике и ростасоциального напряжения практически на всем постсоветском пространстве, включаяБеларусь.
Важнейшей функцией государства в переходный период является законотворческая деятельность, приобретающая в трансформационной экономике особую значимость. Онанеобходима для предотвращения анархии при перестройке экономических исоциальных отношений; правовой поддержки формирующихся рыночных отношений —защиты прав собственности, конкуренции; проведения демонополизации экономики;правовой защиты населения от инфляции, других негативных проявлений рынка;регулирования взаимоотношений между работодателями и наемными работниками;законодательного обеспечения национальной безопасности, в том числеэкономической.
В Республике Беларусь принят пакет законов, устанавливающих «правилаигры» на рынке: Гражданский кодекс, законы О предпринимательстве в РеспубликеБеларусь, О собственности в Республике Беларусь, О занятости населения вРеспублике Беларусь, Об аренде, О основах государственного социального страхованияи др. Предстоит дальнейшая напряженная законотворческая работа по принятиюнормативных актов, регламентирующих права и обязанности государственных органовв сфере управления народным хозяйством и их взаимоотношений с субъектамихозяйствования с учетом формирования рыночных отношений и защиты участниковрынка.
Еще одна важная задача — регулирование процессов разгосударствления и приватизации. Хотя эти процессы существенно сокращают долю государственного сектора,они должны быть управляемы, иметь законодательную основу, обладать утвержденными инструментами и методами разгосударствления.Поэтому государство разрабатывает законодательную базу приватизации и программуее осуществления.
Государство выступает наиболее крупным инвестором,обеспечивающим структурную перестройку народного хозяйства. Только оно способнопереоснащать отдельные отрасли на основе современных направлений НТР.Государство также активно способствует созданию экономических условий дляинвестиционной деятельности и привлечения иностранных инвестиций. На неговозлагаются прямые государственные расходы и государственные заказыинвестиционного характера. Оно предоставляет экономические гарантии, льготныекредиты и другие виды финансовой помощи.
Существенную роль играет государство и в борьбе синфляцией. Цены растут тогда, когда денег в стране больше, чем товаров. Впереходный период, как правило, осуществляется либерализация цен. Однако опытпоказал, что поспешная всеобщая либерализация может значительно усилитькризисные явления в экономике. Поэтому государство стремится регулировать ценына отдельные товары первой необходимости, чтобы не допустить обнищания населения.Кроме того, оно устанавливает «потолки» цен дляпроизводителей-монополистов.
В переходный период государство проводит гибкую внешнеэкономическую политику, направленную, с одной стороны, на создание условийдля ее либерализации, освобождения от государственного монополизма путемпредоставления лицензирования и права внешней торговли отдельным хозяйствующимсубъектам. С другой стороны, государство вынуждено принимать протекционистскиемеры для защиты отечественных производителей от иностранной конкуренции принаплыве более дешевых иностранных товаров на внутренний рынок. С этой цельювводятся ввозные пошлины, тарифы, нетарифные барьеры, принимаются меры дляувеличения экспорта.
В переходный период могут возникнуть объективныеусловия для усиления социальной напряженности в обществе: резкий ростдифференциации доходов, высокие темпы инфляции, отрицательно сказывающиеся нареальном размере заработной платы, быстро прогрессирующая безработица, резкоеснижение жизненного уровня основной массы населения. Поэтому государствоосуществляет регулированиесоциальных отношений. Сэтой целью оно разрабатывает систему социальной защиты населения, его наиболееуязвимых слоев: инвалидов, престарелых, многодетных семей, студенчества.Государство осуществляет политику регулирования доходов населения, чтобы недопустить значительного разрыва в уровнях жизни и предотвратить социальную напряженностьв обществе.
Важнейшим направлением государственного управления впереходной экономике является природоохраннаядеятельность, направленная назащиту окружающей среды, предотвращение экологического кризиса. В нашей странеприоритет всегда отдавался производству, а природоохранные проблемы отступалина второй план. В настоящее время государству предстоит практически заново, вусловиях формирующихся рыночных отношений, организовать рациональноеиспользование и воспроизводство природных ресурсов и создать комплексмероприятий по охране и защите окружающей среды. При этом перед Беларусью стоитважная задача — добиваться большей сырьевой независимости и проведения политикиресурсосбережения. Предстоит поистине огромная работа по минимизациипоследствий катастрофы на ЧАЭС и социально-экономической реабилитациитерриторий, загрязненных радионуклидами.
Таким образом, в трансформационной экономике значительнаяроль принадлежит государству. Его важнейшими функциями являются создание:создание правовых и организационных институтов для рыночной экономики,перестройка системы управления народным хозяйством, переход к новым формамрегулирования, выработка экономической политики, стратегии и тактикиреформирования экономики.
 
2. Системапланирования и прогнозирования национальной экономики РБ. Экономическая роль государствав РБ2.1 Современная система планирования и прогнозирования вРеспублике Беларусь
Планирование национальнойэкономики осуществляется ныне как в развитых, так и в развивающихся странах.Любая экономическая деятельность нуждается в планировании, т.к. позволяет четкокоординировать действия, распределять ресурсы и добиться желаемых результатов воптимальные сроки. Планирование необходимо для того, чтобы преодолеть дефицитна частном рынке и гарантировать, что расхождение между частной и общественнойвыгодой может быть компенсировано или сокращено с помощью государственногорегулирования.
Сегодня нельзя сказать,что экономика отходит от принципов планирования. Всегда существует модель, котораябыла бы пригодна для всех экономических систем. Ключевые факторы, определяющиевид планирования, зависят от соотношения государственного и частного влияния наобщественно-политические и социально-экономические процессы. В современнойзарубежной литературе выделяются следующие типы макроэкономического планирования:директивное (административно-командное), индирективное, регулятивное,индикативное и стратегическое.
Директивное(административно-командное) планирование, как правило, свойственносоциалистической системе.[12, c. 241]
Индирективноепланирование также базируется на ведущем месте государственной собственности насредства производства. Государственное управление и в данном случае реализует впланах свою стратегию и приоритеты, но набор средств реализации планов болееширок. В качестве экономических регуляторов здесь используются цены, ставкипроцента, налоги, кредиты, валютные курсы и т.д. Хозяйственным звеньям, несправившимся с планом, уже не грозит административное наказание, хотяприходится отказываться от приоритетов в формировании фондов экономическогостимулирования, первоочередности выделения государственных ресурсов и т.д. Дляреализации индирективных планов требуется не только активное содействиехозяйственным единицам, но и придание соответствующей значимости экономическимпараметрам, которые имитируют конкуренцию и деятельность рынка. На данный типпланирования тоже распространяются недостатки, свойственные директивномупланированию.
Регулятивное планированиехарактерно для смешанной экономики. На хозяйственной арене в данном случаевыступают два главных субъекта: государство и частный сектор экономики. Приэтом доли государственной и частной собственности либо одинаковы, либо один изсекторов является преобладающим, но урезан другим сектором. В такой системевзаимодействуют план и рынок, при этом государственный сектор спланированцентрализованно, а частный — индивидуально. Государственный сектор воздействуетна частный и направляет его развитие посредством налоговой и кредитной систем.Частный сектор оказывает содействие государственному в выполнении плановыхнормативов. Взаимодействие между государственным и частным секторами можетосуществляться как на основе обязательного соблюдения рычагов экономического механизма,так и на договорных принципах.
Промежуточную позицию между государственным и частнымсекторами может занимать кооперативный сектор. Если он будет спланированцентрализованно, то в случае господства в нем частной собственностипланирование может носить индикативный характер. Однако в случае наличиясмешанной экономики субъект государственного управления выполняет функцииглавного координатора национальной экономики. План и рынок выполняют разныефункции. Т.е. участники рынка могут действовать обособленно, государствовынуждено выносить хозяйственные решения с учетом рыночного механизма не толькопо отношению к частному сектору, но и по отношению к своим собственным звеньямэкономики. В результате этого товарное производство из формального превращаетсяв реальное. При регулятивном планировании между планом и рынком формируетсядействительное разделение труда, в рамках которого и план и рынок способныкомпенсировать ошибки друг друга.
Индикативное планирование также типично для смешанногохозяйства, но цели планирования меняются. Плановые нормативы содержат здесьлишь общие контуры государственного прогноза, но могут включать более четкиеориентиры в области государственных расходов и капиталовложений, поэтомуглавной задачей индикативных планов выступает координация использованиягосударственных ресурсов без вмешательства в оперативные действияпредпринимателей. Макроэкономические показатели рассчитываются для того, чтобыони ориентировали частный сектор на достижение возможного объема производства,установление уровня цен на продукцию, давали возможность учитывать объем спросана продукцию. План выполняет здесь весьма скромную роль по отношению к рынку.
Стратегическоепланирование. Оно ориентировано на долгосрочную перспективу и определяетосновные направления социально-экономического развития страны. При этомправительство выбирает приоритеты развития национальной экономики, ведущую рольв реализации которых должно играть государство. При этом целью стратегическогопланирования можно считать обеспечение экономического потенциала страны,достаточного для устойчивого развития национальной экономики. В промышленноразвитых странах стратегическое планирование проявляется в большом внимании кразвитию образования, науки, наукоемких отраслей промышленности.
Формирование смешаннойэкономики и ее движение к рынку требуют учета и использования всех возможныхтипов планирования исходя из их рациональной целесообразности по отношению кнародному хозяйству в целом или отдельным экономическим структурам. В РБ сочетаютсядирективное и индикативное планирование, при этом, в последнее времянаблюдается усиление директивного характера планирования.
Экономическоепрогнозирование представляет собой систему научных исследований о возможныхнаправлениях будущего развития экономики и ее отдельных сфер. Вмакроэкономическом планировании оно играет особую роль, ибо дает возможностьвероятностного видения исследуемого объекта в будущем. Научное прогнозированиевыступает формой научного предвидения. Оно, как правило, предшествует разработкесоциально-экономических и научно-технических программ и планов.
В зависимости от сферыприменения прогнозирование бывает социально-экономическое и научно-техническое.Социалъно-экономическоепрогнозирование дает оценку возможнымперспективам и изменениям экономических и социальных условий жизнедеятельностиобщества. Научно-техническое прогнозирование нацелено на разработку научных,технических и технологических средств реализации перспективных плановсоциально-экономического развития.
В зависимости от уровняуправления прогнозирование подразделяется на народнохозяйственное, отраслевое(или региональное) и прогнозирование развития предприятий. Народнохозяйственноепрогнозирование учитывает возможность оптимальной реализации цели производства,осуществления задач экономического развития. Отраслевое прогнозированиеосуществляется в зависимости и с учетом роли отраслей, регионов в реализацииперспективных планов макроэкономического планирования. Прогнозирование развитияфирм, корпораций определяется с учетом передовых тенденций в экономическом исоциальном аспектах, на основе новейших достижений техники и технологиипроизводства. [15, c. 133]
По степени обоснованности прогнозирование делится напоисковое (исследовательское) и нормативное. Поисковое прогнозирование состоитв оценке перспективных тенденций развития объекта исследования. Нормативноесвязано с определением путей и сроков достижения желаемых состояний исследуемогообъекта на основе сложившихся показателей.
Экономический прогноздолжен дать объективное, достоверное представление о том, что будет при тех илииных условиях. Экономический прогноз может стать надежной основой для принятиягосударственных решений или посылкой для включения прогноза вмакроэкономический план, придав тем самым ему директивный характер. Процесссоставления экономического прогноза должен базироваться на определенныхметодологических принципах.
К числу методологических принципов прогнозирования следуетотнести прежде всего принцип зтапизации прогнозирования. Его сущность состоит впоэтапном решении задач составления прогноза. Первым этапом должно служитьпредвидение того, что может произойти. Речь здесь идет о разработке поисковогопрогноза, отвечающего на вопрос о том, что может произойти в экономике, если,например, государственное воздействие на экономические процессы останетсянеизменным. Ответ на вопрос покажет, какие сферы экономики потребуютгосударственного вмешательства в случае, если прогноз придется реализовывать.Следующим этапом выступает разработка нормативного, или целевого, прогноза. Точноепланирование требует научных, точно выверенных, дающих достоверную информациюрасчетов. Основой для проведения такого рода расчетов должен служитьразработанный на первом этапе поисковый прогноз. Очередной этап по составлениюпрогноза связан с подготовкой для правительства предложений по наборуконкретных мер государственного регулирования и воздействия на экономику.Государство может прибегнуть к налогам и налоговым льготам, процентам закредит, порядку начисления амортизации и т.д., но оно может ввести ииспользовать и более действенные рычаги — бюджетные инвестиции, субсидии,дотации и др. Если возникает необходимость, могут быть введены определенныегосударственные ограничения, касающиеся материально-вещественных или иных потоков,— лицензии, квоты, а также контрактные государственные заказы. Последним этапомпрогнозной деятельности является корректировка нормативного прогноза с учетомреального действия выбранных экономических регуляторов.
Важными методологическимипринципами прогнозирования являются:
— принцип вариативностипрогнозов. Мера и характер воздействия государства на экономику— неединственные элементы сценариев экономического прогнозирования. Вступить в силумогут, например, прогноз погодных условий, определяющий урожайностьсельскохозяйственных культур, прогноз наступления болезней и т.д. В принципетаких вариантов прогнозов может быть очень много, поэтому следует разумноограничивать их число.
- принципсоциальной направленности и приоритетов общественных потребностей. Данныйпринцип означает, что планы развития экономики должны быть направлены наудовлетворение конечных потребностей субъекта. В приоритетном порядке должныразвиваться отрасли экономики, направленные на человека.
- принцип повышенияэффективности общественного производства или принцип оптимальности. Этоозначает, что в прогнозах должны отражаться достижения науки и техники. Онидолжны ориентировать хозяйствующих субъектов на совершенствование структурыпроизводства, повышение объема выпускаемой продукции, более эффективноеиспользование имеющихся ресурсов.
- принциппропорциональности и сбалансированности. Он означает, что прогнозы должны быть сбалансированыпо ресурсам и возможностям экономики, они должны отражать сложившиеся пропорциии ориентировать экономику на формирование прогрессивных пропорций, сдвигов вэкономике.
- принцип сочетанияотраслевого и регионального аспекта прогнозирования. Это значит, что впрогнозах должны быть отражены основные направления развития отраслей экономикии в то же время должен использоваться территориальный подход к прогнозированиюс тем, чтобы обеспечить комплексное использование ресурсов, которымирасполагает данный регион.
- принципприоритетов. Он означает, что из всего многообразия отраслей, производств необходимовыделить главные и направить на их развитие ресурсы, увязать цели развитияэкономики с ресурсами.
- принципнепрерывности. Он предполагает непрерывность процесса прогнозирования, взаимнуюувязку долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов.
- принципкомплексности или системности. Он предполагает рассмотрение экономики каксистемы и в свете системного подхода выявить системные свойства объекта,обеспечить комплексность решения социально-экономических, организационных,научно-технических и др. проблем, оптимизировать структуру и характер развитиясистемы.
— принцип адекватности.Он означает, что прогнозируемые цифры должны отражать объективное состояниеэкономики, применяемые модели прогнозирования должны соответствовать процессами тенденциям развития реальной экономики.
К числу методологических принципов прогнозирования следуетотнести формирование комплекса, системы прогнозов. Для современнойвнутриполитической обстановки нашей страны нельзя прибегать только к реализацииодного прогноза, например экономического прогноза перехода к рынку, необходимапроработка и составление политического прогноза, прогноза развития национальныхсуверенитетов, демографического и т.д. Комплексность в состоянии обеспечитьбольшую надежность выполнения прогнозов. Для методологии современногопрогнозирования характерным является то, что она должна быть тщательноадаптирована к новым для народного хозяйства рыночным механизмам.
2.2 Основные положения экономическойполитики РБ в переходный период
Основныенаправления, цели и задачи экономической политики государства представлены всистеме государственных прогнозов социально-экономического развития РеспубликиБеларусь на долгосрочную, среднесрочную и текущую перспективы.
Опыт,накопленный Беларусью и другими странами трансформационной группы, показывает,что в переходной экономике можно выделить три стратегические линии поведения государства (рис. 2.1).[8, c. 640]
Перваястратегическая линия определяется тем, что государство уходит из тех сферсоциально-экономической жизни, где доказаны неэффективность инецелесообразность его присутствия (деэтатизация). Местогосударства на данном направлении занимают рыночное саморегулирование иэкономическое самоуправление институтов гражданского общества.
/>
Рис. 2.1Основные стратегические линии поведения государства в переходный период
Благодарятаким изменениям в первую очередь здорово выигрывает налогоплательщик, так какгосударство становится для него более «дешевым». Общий выигрышсостоит в том, что резко расширяется коридор экономической свободы, выступающейпризнанным фактором социального прогресса.
Втораястратегическая линия определяется тем, что государство остается в эпицентреэкономической жизни. Но при этом происходит дебюрократизация его функций, стиля и методов работыорганов государственного управления. Демократическое государство начинаеткропотливо учиться пользоваться рыночным механизмом, заявляет о себе как ополноценном субъекте рыночных отношений.
Например,выделим:
а) проведениебелорусским государством с середины 90-х гг. аукционов и тендеров;
б)последовательное использование при подготовке важных решений экономическойинформации, которую предоставляет рынок;
в) воздействиена рыночные цены через спрос (государственные закупки) и предложение (использованиетоварных резервов, регулирование импорта).
Передачафункций управления государственным предприятием директорскому корпусу,увязывание оплаты труда с конечным финансовым результатом, коммерциализациязначительной части государственных предприятий отражают такого же родасущественные изменения.
Третьястратегическая линия государства состоит в том, что последнее берет на себяответственную роль регулировщика экономическойжизни страны. По тем направлениям, где:
а)       рыночныесигналы проявляются недостаточно интенсивно, постоянно возникают проблемы собеспечением должной экономической ответственности хозяйствующих субъектов и т.п.;
б)       частьрыночных отношений, утратив внутренние импульсы развития, не обеспечиваетнеобходимый уровень экономической и социальной эффективности.
Примечание.Реализуя вторую и третью стратегическую линию, необходимо все же соблюдать объективные пределы, которые существуют для государственноговмешательства в экономическую жизнь страны.
Экономическаяполитика государства. Выполняя в переходный период соответствующие функции(классические и новые), государство разрабатывает и проводит сбалансированнуюэкономическую политику.
Экономическая политика государства есть совокупность мер, направленныхна упорядочение процессов в национальной экономике и предусматривающихдостижение поставленных целей.
Государственнаяэкономическая политика выступает как генеральная линиядействий, проводимых правительством в.области, национальногопроизводства. Основными сферами экономической политики государства выступаютфинансово-кредитный сектор, инвестиции, трудовые отношения, а также внешниеэкономические связи.[8, c. 641]
В переходныйпериод основными объектами экономическойполитики государства непосредственно выступают те задачи, которые определяютсодержание самой трансформации, — стабилизация, либерализация и экономическийрост.
Проведениегосударством экономической политики находит свое отражение в разработке соответствующихдокументов (концепции, прогнозы, программы и т. д.). Обычно выделяютсясреднесрочная и долгосрочная перспективы государственной экономическойполитики. Особо следует выделить те документы, которые после прохождениясоответствующих процедур в парламенте страны приобретают силу закона. В первуюочередь это касается бюджета страны и налоговой политики.
Примечание. Концепция социально-экономического развития обычно включает оценку итоговпредшествующего этапа развития общества и национальной экономики. Определяютсяважнейшие проблемы развития, в соответствии с которыми формулируютсяосновополагающие цели и приоритеты социально-экономической политикигосударства.
Прогноз социально-экономического развитияразрабатывается на основе анализа состояния и перспектив развитиянаучно-технического, производственного потенциала страны, инвестиционныхвозможностей, а также с учетом других социально-экономических факторов.
Программа (основные направления)социально-экономического развития, как правило, имеет общегосударственноезначение. К ее разработке приступают на основе ранее одобренной концепции иимеющихся прогнозов развития по основным направлениям. Поэтому такая программаимеет весьма детализированную внутреннюю структуру. Здесь содержатсяколичественные и качественные показатели дальнейшего социально-экономическогоразвития, а также задания для соответствующих органов государственногоуправления.
В отраслевом аспекте в первую очередь следует выделить концепции промышленной политики,аграрной политики, а также программы типа «Здоровье нации»,региональные программы развития и т.д.
Приреализации своих планов государство опирается на экономический ипроизводственный потенциал, находящийся в его собственности, использует другиефинансовые и материальные резервы, в первую очередь — возможности бюджета,ведет активную законотворческую деятельность.
Законотворчество.Нарождающаяся национальная экономическая система должна иметь свою «экономическуюконституцию». Поэтому в переходный период процесс законотворчества,приобретая особое значение, должен быть направлен на:
а)       защитуправ собственности и формирование режима экономической свободы;
б)       обеспечениенадежности контрактов хозяйствующих субъектов, договоров и соглашений,закрепление в обществе атмосферы законопослушания;
в)       сохранениеединства внутреннего национального рынка, сдерживание тенденций «теневойэкономики»;
г) развитиесвободной конкуренции и недопущение проявлений монополизма.
Процессзаконотворчества должен быть направлен также на недопущение произволачиновников, ликвидацию криминала в экономических отношениях. Принимаемыезаконодательные акты должны проходить тщательную проверку наантикоррупционность, быть стабильными и внутренне непротиворечивыми.
Следуетспециально подчеркнуть важность выработки в таких условиях антимонопольногозаконодательства. Создавая в переходный период новые «правила игры» иобеспечивая их соблюдение всеми субъектами хозяйствования, государствоконтролирует наличие равных условий для конкуренции, не допускает появления нарынке монополистических тенденций.
Сильнуюантимонопольную нагрузку должны нести программы разгосударствления иприватизации, а также процессы либерализации национальной экономики и развитиярыночной инфраструктуры.
Рыночнаяинфраструктура. Анализ показывает, что в современных условиях более половиныиздержек производства, определяющих цену товара, формируется именно в сфереобращения. Это придает рыночной инфраструктуре особое экономическое значение.[8,c. 643]
Не секрет,что в переходный период цивилизованную рыночную инфраструктуру приходитсясоздавать заново, при заметном отставании правовой базы и отсутствиисоответствующего опыта организации рыночных отношений.
Не секрет ито, что установление пределов для административного вмешательства вызывает поройболезненную реакцию у государственных чиновников.
На первомэтапе развития рыночных отношений между поставщиком и покупателем могутпоявиться лишние посредники, что тут же приводит к взвинчиванию рыночных цен иперераспределению добавленной стоимости далеко не в пользу реального сектораэкономики.
Надопризнать, что в период становления внутренний рынок оказывается слабозащищенным от появления товаров и услуг сомнительного качества.
По этим идругим проблемам развития рыночной инфраструктуры целесообразно находитьсвоевременную поддержку со стороны государства. Опыт переходного периодапоказывает, что государство располагает особыми возможностями, чтобы достаточноэффективно развивать рыночную инфраструктуру.
Малый бизнес. Особая роль принадлежитгосударству в развитии инфраструктуры малого бизнеса.
Безусловно,создание ассоциаций и предпринимательских гильдий не нуждается в специальнойгосударственной опеке. Но государство создает фонды поддержки мелкого бизнеса, которые используютсяна возвратной основе для развития частного сектора.
Бизнес-инкубаторы помогают начинающим предпринимателямосвоить бухгалтерский учет, правила налогообложения, организовать маркетинг иразработать бизнес-планы.
Технопарки, кроме специальных услуг,предоставляют в аренду оборудование и производственные площади.
В рамкахпроводимой государством экономической политики развитие получаютторгово-промышленные палаты, агентства по поддержке предпринимательства, атакже специализированные лизинговые компании, товарищества по взаимному кредитованию,внешнеторговые ассоциации и т. п.
Конкретныепримеры такого рода, отражающие состояние дел в Беларуси, постоянно приводятсяна страницах «Национальной экономической газеты», «Белорусскогорынка» и других изданий.
Внешнеэкономическиесвязи. Важным фактором развития рыночных отношений выступают контактыбелорусских производителей с внешним миром. Поэтому здесь также необходиморационально использовать потенциал государства.
Отдаваяпредпочтение тем или иным экономическимсоюзам, государство определяет внешние условия развития национальнойэкономики, ее интеграции в систему международного разделения труда, а такжестепень открытости внутреннего рынка.
В идеалерынок свободной конкуренции в состоянии самостоятельно определить переченьтоваров, которые выгоднее или импортировать, или экспортировать с учетом уровняиздержек производства. Но в переходный период следует учитывать низкуюконкурентную способность местного производителя по сравнению с иностраннымпоставщиком. Поэтому белорусское государство стремится разработать иосуществить оптимальную стратегию внешней экономической деятельности (тарифы,квотирование, льготы экспортерам, регулирование обменного курса, программаимпортозамещения и т. д.).
Существенныекоррективы в данную работу требуется вносить с учетом подготовки Беларуси квступлению в ВТО.
Накопленныйопыт показывает, что на внешних рынках белорусским производителям зачастуюприходится сталкиваться, например, с так называемыми антидемпинговыми процедурами (удобрения, металлы, химволокно,текстиль). Такие процедуры чаще всего заканчиваются повышением ввозныхтаможенных пошлин, что резко снижает конкурентную способность национальногоэкспорта по ценовому фактору.
При этом вход идут и прямые квоты, которые резко ограничивают поступление иностраннойвалюты и загрузку соответствующих белорусских предприятий.
Согласованиетаких позиций на международной арене предполагает активное участие белорусскогогосударства в отстаивании интересов отечественного производителя.
Такимобразом, экономическая политика Республики Беларусь по-прежнему направлена настабилизацию экономики. О том, что экономика несбалансированна, говорит, преждевсего, неустойчивость денежно-кредитной сферы, а также постоянно меняющеесязаконодательство. Немало говорится сегодня о демонополизации, либерализации,однако данные процессы все еще находятся в подвешенном состоянии.
 
2.3 Влияние мировогофинансово-экономического кризиса на экономику Республики Беларусь и особенности экономической политики
Большинствогосударств, оказавшиеся втянутыми в воронку кризиса, принимают сегодня экстренныемеры поддержки финансового и реального секторов экономики.
Кризиссказался и на экономике нашей страны. Мы стали фиксировать его негативное влияние,начиная со второй половины прошлого года.
Сокращениевнешнего спроса на белорусскую продукцию привело к снижению ее экспорта,уменьшению объемов производства, росту запасов готовой продукции на складах, ухудшениюфинансовых результатов работы предприятий республики.
Ив текущем году мы отмечаем негативное влияние мирового кризиса на экономику. ВВПза январь-август вырос в сопоставимых ценах на -0,3 процента. В прошлом году зааналогичный период рост ВВП составил 10,3 процента.
Заметноухудшились условия торговли и с нашим основным партнером – РоссийскойФедерацией, на долю которой в товарообороте республики традиционно приходитсяболее 45 процентов.
Этиэкономические процессы не могли не отразится и на состоянии бюджета. [16]
Работапо противодействию влиянию негативных последствий мирового финансово-экономическогокризиса в Республике Беларусь носит комплексный характер и охватывает все сферыэкономики страны.
Для того,чтобы понять, каким образом следует проводит макроэкономическую политику,следует проанализировать динамику основных макроэкономических показателей докризиса и во время.
На протяжении 2001-2008 года в РеспубликеБеларусь наблюдался стабильный рост ВВП (рис. 2.3). По 2008 года объемноминального ВВП Республики достиг 59.9 млрд. долларов и увеличился в 4.8 разапо сравнению 2001 годом. В 2008 рост реального ВВП составил 10%. В 2005-2008 гг.среднегодовой темп реального прироста ВВП Беларуси составлял 9.4%. Данныепоказатели росли существенно выше среднемировых, а также показателей соседнихстран, например, в 2008 году рост экономики России составил 6%, Украины — 2.1%,Казахстана – 3.1%, Польши — около 5.4%.
Необходимо отметить, что в четвертомквартале 2008 наблюдалось существенное замедление роста основных компонентовВВП Республики Беларусь. Это связано, в первую очередь, с ситуацией в мировой экономике.
/>
Рис. 2.2 ВВП Беларуси

В общем и целом, в условиях постояннорастущего внутреннего и внешнего спроса, а также не до конца используемыхресурсов, совокупное предложение также росло. Однако, здесь следуетподчеркнуть, что отрицательное внешнее сальдо, растущее из года в год говорит онедостаточном росте предложения, т.е. спрос опережал предложение и очень сильно.
Если смотреть структуру ВВП, то наиболееважная его часть в РБ — объем промышленного. В 2008 году общий объемпромышленного выпуска в Беларуси составил 59.3 млрд.$, что на 10.8% вфизическом выражении больше, чем годом ранее.(рис. 2.3) Наиболее высокие темпыприроста производства были отмечены в топливной промышленности (+11.1%); чернойметаллургии (+9.7%); в машиностроении и металлообработке (+10.2%), а также вотрасли строительных материалов (+10.2%). Необходимо отметить, что в 4-мквартале 2008 года наблюдалось существенное замедление темпов приростапромышленного производства. А в таких отраслях как машиностроение иметаллообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, промышленностьстройматериалов, легкая промышленность и целлюлозно-бумажная наблюдалосьсокращение производства по сравнению с аналогичным периодом 2007 г.
/>
Рис. 2.3 Промышленный выпуск РБ.

Одним из основных компонентов, влияющихна рост ВВП являются инвестиции в основной капитал, строительство. В 2008 годусовокупный объем инвестиций в основной капитал и строительство в Беларусисоставил 16.7 млрд.$.(рис. 2.4) В реальном выражении данный показательувеличился по сравнению 2007 годом на 23.1%. По итогам 2008 года, показательотношения объема инвестиций к номинальному ВВП в Республики Беларусь достиг27.9% по сравнению с 17.8% в 2001 году.
/>
Рис. 2.4 Инвестиции в ОФ
В 2008 году размер среднегодовогономинального объема доходов на населения в Беларуси составил 3582 $. В реальномвыражении (с корректировкой на инфляцию) прирост доходов составил 12%.(рис.2.6)
Основными источниками формированияденежных доходов населения в 2008 году стали оплата труда и социальныетрансферты, которые в январе 2008 года составили 77,3% от общей суммы денежныхдоходов. (оплата труда работников — 57,1%; трансферты населению (пенсиипособия, стипендии). — 20,2%).
Необходимо отметить, что по требованиямМФВ, в связи с выделением кредита, в Беларуси введен мораторий на повышениезарплат и пенсий. Таким образом, в 2009 году рост реальных доходов существенноснизится, а с учетом девальвации в начале 2009 г. доходы в долларовомэквиваленте упали.

/>
Рис. 2.5 Доходы населения в РБ
 
Высокая динамика роста доходов населенияоказывала непосредственное влияние на объем розничного товарооборота вРеспублике в 2001-2008 гг. Так, по итогам 2008 года объем розничноготоварооборота через все каналы реализации составил 23.7 млрд.$ и увеличился вреальном выражении на 20.5% по сравнению 2007 годом(рис 2.8). В 2001-2008 годусовокупный розничный товарооборот в номинальном выражении увеличился в 4.55раза.
Тем не менее, в связи с замедлением ростадоходов населения и объемов потребительского кредитования, уже в 4-м квартале2008 года наблюдалось падение спроса, следовательно, замедление ростатоварооборота.
/>
Рис 2.6 Розничный товарооборот

И наконец, ИПЦ находится также в связи синфляцией. По сути, для борьбы с инфляцией достаточно производить многокачественных, конкурентоспособных отечественных товаров. В условиях нулевойбезработицы только так возможно снизить инфляцию. В 2008 году рост ИПЦ вБеларуси составил 13.3% (декабрь к декабрю) и превысил показатели 2007 года(рис. 2.9). Однако, среднегодовой уровень инфляции достиг 14.8%, что являетсядостаточно высоким показателем, оказывающим отрицательно влияние намакроэкономическую стабильность. Тенденция ускорения инфляции наблюдаетсявторой год подряд.
Это связано со следующими факто рами:
1. Рост цен на поставляемые энергоносители;
2. Рост цен импорта;
3. Высокий темп роста доходов населении, опережающийрост производительности труда;
4. Государственное регулирование цен.
/>
Рис. 2.7 Индекс потребительских цен вБеларуси
Таким образом, на протяжении 8 лет до2009 экономика страны сумела выйти из кризиса и начала довольно быстроразвиваться. Об этом свидетельствуют вышеописанные показатели. Следуетотметить, что данный рост был обеспечен не только повышением эффективностипроизводства, улучшением качества макроэкономической политики, но и общимглобальным ростом мировой экономики, а также высоким ростом таких стран, какРоссия, которая является главным торговым партнером.
Если 2001-2008 гг. РБпоказывала высокие темпы роста и улучшения качества жизни граждан, то 2009 г.внес свои коррективы. Кризисные явления начали проявляться еще в конце 2008 г.,когда начали возникать проблемы со сбытом продукции за рубеж. Соответственно,возник дисбаланс по счету текущих операций и нарушился платежный баланс. Всеэто привело к девальвации в январе 2009. Но с учетом высокого импортногопромежуточного потребления товары за границей не стали дешевле на размердевальвации, что было негативным моментом для экспортоориентированных производителей.
Для анализа влияния кризисана экономику РБ достаточно проанализировать следующие показатели: ВВП, уровеньинвестиций в основные фонды, сальдо сведенного счета платежного баланса, ставкарефинансирования, индекс потребительских цен.
Первоначальное значениеприроста ВВП за январь 2009 г. находилось на уровне 4,2%, затем показатель былпересмотрен сначала до +3,6%, а затем до +2,6%. В этой связи не исключенпересмотр темпов роста ВВП в последующие месяцы. (рис 2.12)
Вместе с тем, за 1 кв.2009 г. произошел резкий рост запасов готовой продукции промышленности.Фактически промышленность вместо адекватного снижения объемов производствавслед за сокращением внутреннего и внешнего спроса продолжала производить инакапливать продукцию.
Наиболее пострадавшимиотраслями стали предприятия легкой промышленности (снижение с 10,1% в 1 кв.2008 г. до 6,9% в 1 кв. 2009 г.), Минсельхозпрода (с 7,1% до 2,2%),Беллесбумпрома (с 12,9% до 2,4%) и Белнефтехима (с 31,7% до 13,4%).

/>
Рис 2.8 ВВП РБ (красным отмечены месяца2009 г.)
 
Касаемо инвестиций восновные фонды, даже в условиях проблем с привлечением внешнего финансированияприрост инвестиций в основной капитал превышает 15% в начале 2009 г.(рис 2.13)
Это дает основанияожидать от экономики Беларуси более оптимистичной динамики в 2009 г., чем отдругих стран СНГ.
/>
Рис 2.9 Инвестиции в основные фонды
 
С начала 2009 г., на фонедевальвации рубля и роста денежных доходов населения более чем на 20%, темпинфляции в Беларуси ускорился и в январе-апреле 2009 г. был выше, чем в среднемпо СНГ.
Темп потребительскойинфляции достиг 4-летнего максимума в середине 2008 г.
Тем не менее, высокаяставка рефинансирования Национального банка (14% с начала 2009 г.) позволиласдержать инфляционные тенденции.(рис. 2.15)
/>
Рис 2.10 Ставкарефинансирования и ИПЦ
Проблемы, описанные вышеявляются выражением того, как мировой финансовый кризис влияет на экономикуРеспублики Беларусь. Однако, проблема не только в рынках сбыта и,соответственно, недополучении валютной выручки для поддержания валютного курса.Проблема заключается в структурной перестройке экономики, в повышении ееконкурентоспособности, приходу частного капитала и т.д.
Экономическаяполитика сегодня нацелена на минимизацию последствий воздействия негативных внешнихфакторов, адаптацию экономики к новым условиям жизни.
Правительствоми Национальным банком выработан и реализуется антикризисный план.
Проводятсямероприятия по поддержке системообразующих предприятий, принимаются активныемеры по улучшению деловой среды и инвестиционного климата.
Вобласти бюджетной политики с конца прошлого года реализуются меры по:
· достижению сбалансированного бюджета;
· обеспечению сдержанного роста заработной платы в бюджетном
· секторе и на государственных предприятиях;
· ограничению государственных инвестиций;
· повышению тарифов на жилищно-коммунальные услуги;
· развитию системы адресной социальной поддержки населения.
Завершаетсяинвентаризация всех государственных, отраслевых и региональных программ.Результат этой работы — оптимизация программ и исключение тех мероприятий, которыепотеряли актуальность или малоэффективны в складывающихся экономических условиях.
Пересматриваетсяпорядок разработки программ и усиливается ответственность государственных органовза их эффективную реализацию.
Министерствомфинансов подготовлен проект уточненного бюджета на 2009 год, в котором существенныеизменения вносятся в доходы и расходы, включая объемы межбюджетных трансфертов.Выдержан целевой показатель нулевого дефицита. При уточнении прогноза рассматриваетсяряд вариантов развития экономики.
Несмотряна сокращение бюджетных расходов, мы будем стараться реализовать эти подходы с тем,чтобы сохранить достигнутый качественный уровень социальных услуг, обеспечить социальнуюнаправленность бюджета и поддержку приоритетным сферам экономики.
Длясмягчения негативных последствий кризиса используются, в том числе и налоговыестимулы. Проводимое реформирование налоговой системы в последние годы было направленона снижение налоговой нагрузки на предприятия реального сектора экономики,либерализацию экономической системы и повышение ее инвестиционнойпривлекательности.
В2008 году налоговая нагрузка в стране снизилась на 1,3 процента к ВВП. Этоттемп сохраняется и в 2009 году, что обеспечивает нагрузку на уровне 30,1процента к ВВП. Мы не отказались от наших планов, но, конечно, более тщательно подойдемк этой ситуации с тем, чтобы попытаться сократить налоговую нагрузку и впредстоящем 2010 году. Учитывая опыт разрушающего воздействия кризиса нанациональный финансовый рынок ряда стран, мы в настоящее время завершаем работунад концепцией развития финансового рынка страны.
Концепцияне только даст целостное представлении об основных направлениях развития имеющихсяна рынке участниках (банков, страховых компаний, организаций инфраструктурырынка ценных бумаг), но и будет служить ориентиром для появления и развития новыхорганизаций. Это, главным образом, небанковские кредитно – финансовыеинституты – инвестиционные, трастовые фонды, венчурные, факторинговые и другие компании.Кроме этого, в концепции будет предусмотрено создание системы мониторинга и предупреждениякризисных явлений на финансовом рынке. Мерой, которая позволит ограничить возможныериски внутри республики является концепция управления совокупным внешним долгомстраны, предусматривающая систему мониторинга внешних заимствований на уровнекорпораций.
Темне менее, несмотря на то, что в стране работает комплексная система противодействиякризису, есть мнение, что потенциал внутренних мер бюджетной и в целомэкономической политики во многом ограничен. Поэтому, на наш взгляд, у нас естьвсе возможности активизировать свою работу по всем стратегическим направлениямсотрудничества в рамках Союзного государства Беларуси и России с тем, чтобы сминимальными потерями выйти из кризисной ситуации.
В2008 г. году между правительствами наших стран достигнута договоренность о взаимопониманиипо вопросам координации мер по повышению конкурентоспособности национальных экономик,в соответствии с которой предусматриваются совместные действия по улучшениюпараметров платежного баланса, совершенствованию условий веденияпредпринимательской деятельности и взаимной торговли между странами.
Болееактивно следует создавать стимулы для:
· взаимной поддержки наших традиционных рынков;
· развития кооперационных связей, их кредитования иурегулирования взаимных неплатежей во взаимной торговле;
· упрощения допуска товаров на внутренние рынки наших стран,включая участие в государственных закупках.
Длятого, чтобы усилия были комплексными и продуктивными по продвижению нашихтоваров на рынки обоих государств необходимо не только принятие мер по совершенствованиюусловий взаимной торговли, допуска на рынки, но и налаживание системы расчетов.Важна реализация межгосударственного соглашения о расширении применения российскогорубля во взаиморасчетах. Это позволит восстановить уровень финансового состояниянаших предприятий и соответственно улучшит положение бюджетов обеих стран. Необходимоотметить, большой потенциал регионального взаимодействия в рамках СНГ и ЕврАзЭСдля преодоления последствий кризиса. И здесь далеко не все резервы ещё исчерпаны.Значительное внимание следует уделять дальнейшему уменьшению региональныхбарьеров во взаимной торговле, повышению мобильности капитала, увеличениюмежрегиональных инвестиционных потоков. [16]
Впоследнее время много говорят о роли международных организаций, главным образом,Международного валютного фонда и Всемирного банка. Наша позиция в данномвопросе проста – МВФ должен существенно усилить свою роль по предупреждениюкризисных явлений. Таким образом, экономика Беларуси, показывая последние 5 летустойчивые экономический рост и находясь на фазе подъема, в 2009 году перешла вфазу спада и рецессии. Причины различны, но, как и остальныеэкспортоориентированные страны, Беларусь пострадала от кризиса от сворачиванияосновных рынков сбыта. При этом на фоне мировых экономических проблем Беларусьуже столкнулась со структурным кризисом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Т.о., переход национальной экономики к рынку невозможен без структурнойперестройки страны. Структурные изменения происходят неравномерно, разнымитемпами. Если одни страны энергично приступают к преобразованиям, то в других,отмечаются незначительные изменения. Целью преобразований является не толькоустановление эффективной экономической структуры народного хозяйства, но ипрекращение спада производства, решение социальных проблем и в конечном итоге –формирование рыночных отношений. Это достигается путем ликвидации убыточныхпроизводств, созданием новых высокоэффективных рабочих мест, переориентациейпроизводства на выпуск экспортной конкурентоспособной продукции, а такжеогромным вложением финансовых средств, в т.ч. иностранных инвестиций.
Общей особенностьюэкономического развития стран, возникших после распада СССР является глобальная несбалансированность( несоответствие между взаимосвязанными отраслями, объемами произведеннойпродукции и потребностями в ней ). Переход от административно-командной системык рыночной в значительной степени определил деформацию воспроизводственногоцикла.
Для ликвидации всеобщейнесбалансированности необходимо более энергично проведение рыночных реформ,формирование оптимальной структуры народного хозяйства адекватной внутреннимпотребностям каждой страны и запросом мирового рынка.
Касаемо экономическойполитики Республики Беларусь, следует отметить следующее. РБ, начиная с 1991г., когда были нарушены все экономические связи, началась перестройкаэкономики. Экономическая политика нашего государства не существовало, и главнойзадачей было разработать эту самую политику и определиться, каким курсом идтиРеспублике. На сегодняшний день мы видим экономическую политику, прежде всего,в разрезе приватизации, либерализации, дебюрократизации. И хотя данные понятияносят скорее политический аспект, это не означает, что они не повлияют наэкономику страны в целом и на отдельных субъектов хозяйствования в частности.При активизации описанных выше процессов Беларусь ждет кардинальное изменениевсех экономических процессов.
Особое место занимаетсегодня мировой финансово-экономический кризис. Экономическая политика РБ вданном аспекте выглядит несколько противоречивой. Основная проблема сегодня –структурный кризис в стране. Именно это и объясняет некоторые особенные чертымирового кризиса в РБ.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.  Агапова Т.А. Серегина С.Ф.Макроэкономика – Москва: Издательство Инфра-М,2004г. – 416с.
2.  Бондарь А.В. Макроэкономика: учебноепособие для студентов экономических специальностей учреждений, обеспечивающихполучение высшего образования / [А. В. Бондарь и др.]. — Минск: БГЭУ, 2009. — 415 с.
3.  Головачев А.С. Макроэкономика. Курслекций. – Мн.: АУП, 2002. – 253 с.
4.  Долан Э.Дж., Линдсей Д.Макроэкономика — С-Пб.: АОЗТ «Литература плюс» 1994г. – 412с.
5.  Дорнбуш, Рудигер. Макроэкономика:Учебник: Пер. с англ… — М.: Изд-во Моск. ун-та: Изд. дом «Инфра-М»,1997. — 783 с.
6.  Ивашковский С. Н. Макроэкономика:Учебник. – М.: Дело, 2002. – 472 с.
7.  Ковалев, Александр Васильевич         Макроэкономика:Курс лекций / Ин-т соврем. знаний. — Мн.: Белорус. гос. политехн. акад., 1996.- 119 с.
8.  Лемешевский И.М. Макроэкономика:социально-экономический аспект: курс лекций для студентов экономическихспециальностей высших учебных заведений / И. М. Лемешевский. — Минск:ФУАинформ, 2007. — 543 с.
9.  Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс:принципы, проблемы и политика — М: Инфра-М, 1999г. – 974с.
10.  Макроэкономика. Теория и российскаяпрактика: Учеб. для студентов, обучающихся по экон. специальностям /А.Г.Грязнова, Н.Н.Думная, А.Ю.Юданов и др… — М.: КноРус, 2004. — 604 с
11.  Макроэкономика. Учеб. пособие. / Подред. Т.В. Юрьевой. – М.: МЭСИ, 2003. – 267 с.
12.  Национальная экономика Беларуси / Подред. В.Н. Шимова. Мн.: БГЭУ, 2005
13.  Сакс Дж. Д., Ларрен Ф. Б. Макроэкономика.Глобальный подход. – М., 1997. – 664 с.
14.  Тарасевич Л.С.Макроэкономика: Учеб.для вузов по экон. специальностям / Л.С.Тарасевич, П.И.Гребенников,А.И.Леусский. — М.: Юрайт-издат, 2003. — 652 с.
15.  Черныш Л.В.Экономическая политикагосударства: Учеб. для вузов по экон. специальностям / Черныш Л.В… — М.:Юрайт-издат, 2006. — 652 с.
16.  Экономические последствия кризиса вРБ [Электронный ресурс] – 2009. – Режим доступа:www.minfin.gov.by/data/doklad.pdf – Датадоступа: 16.11.2009
17.  Экономические последствия кризиса вРБ [Электронный ресурс] – 2009. – Режим доступа:journal.vlsu.ru/index.php?id=67– Дата доступа: 16.11.2009


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.