Реферат по предмету "Экономика"


Научно-технические открытия конца XIX — начала XX столетия и их влияние на экономическое мировое развитие

План
Введение
1. Научно-технические изобретения
2. Структурные изменения в промышленности
3. Влияние научно-технической революции на мировую экономику
Вывод
Список литературы

Введение
Развитие мировых производительных сил в конце XIX—начале XX вв.происходило необычайно высокими темпами (так, суммарная выплавка стали с 1870по 1900 гг. возросла в 20 раз), вследствие чего увеличился объем мировогопромышленного производства. Количественные изменения сопровождались бурнымразвитием техники, новшества которой охватывали различные сферы производства,транспорта, быта. Радикальные изменения произошли в организации промышленногопроизводства, его технологии. Возникло много новых отраслей промышленности,которых мир ранее не знал. Произошли существенные сдвиги в размещениипроизводительных сил как между странами, так и внутри отдельных государств.
Такой скачок в развитии мирового промышленного потенциала связан спроизошедшей в рассматриваемый период научно-технической, революции.
Актуальность темы «Научно-технические открытия (конец XIX—началоXXст.), их влияние на экономическое мировое развитие» в том, что благодарявнедрению достижений научно-технического прогресса развитие промышленности задва последних столетия привело к кардинальным изменениям в условиях и образежизни всего человечества.
Объект исследования научно-технические открытия, а его предмет ихвлияние открытий на экономическое мировое развитие
Цель исследования рассмотреть научно-технические открытия (конецXIX—начало XXст.), их влияние на экономическое мировое развитие.
Задачи исследования рассмотреть:
— научно-технические изобретения;
-структурные изменения в промышленности;
— влияние научно-технической революции на мировую экономику

1. Научно-технические изобретения
На основе электричества была создана новая энергетическая основа промышленностии транспорта, т.е. решена крупнейшая техническая проблема. В 1867 г. в ГерманииВ. Сименс изобрел электромагнитный генератор с самовозбуждением, которым припомощи вращения проводника в магнитном поле можно получать и вырабатыватьэлектрический ток. В 70-е гг. была изобретена динамо-машина, которую можно былоиспользовать не только как генератор электроэнергии, но и как двигатель,превращающий электрическую энергию в механическую. В 1883 г. Т. Эдисон (США)создал первый современный генератор. Следующая успешно решенная задача —передача электроэнергии по проводам на значительные расстояния (в 1891 г.Эдисоном создан трансформатор). Таким образом сложилась современная техническаяцепь: получение — передача — прием электроэнергии, благодаря чему промышленныепредприятия могли размещаться вдали от энергетических баз. Производствоэлектроэнергии было организовано на особых предприятиях — электростанциях.
Сначала электроэнергия к рабочим местам направлялась поэлектроприводу, который был общим для всего машинного комплекса. Затем он сталгрупповым и, наконец, индивидуальным. С этого момента каждая машина имелаотдельный двигатель. Оборудование машин электродвигателями увеличило скоростьстанков, повысило производительность труда и создало предпосылки дляпоследующей автоматизации производственного процесса.
Поскольку потребность в электроэнергии неуклонно росла,техническая мысль была занята поисками новых типов первичных двигателей: болеемощных, более быстроходных, компактных, экономичных. Самым удачным изобретениемстала многоступенчатая паровая турбина английского инженера Ч. Парсонса (1884),сыгравшая значительную роль в развитии энергетики — она позволяла во много разповысить скорость вращения.
Наряду с тепловыми турбинами шли разработки гидравлических турбин;впервые они были установлены на Ниагарской гидроэлектростанции в 1896 г., однойиз крупнейших электростанций того времени.
Особенное значение получили двигатели внутреннего сгорания. Моделитаких двигателей, работавших на жидком горючем (бензине), создали в середине80-х годов немецкие инженеры. Даймлер и К. Бенц. Эти двигатели использовалисьмоторным безрельсовым транспортом.
В 1896—1987 гг. немецкий инженер Р. Дизель изобрел двигательвнутреннего сгорания с большим коэффициентом полезного действия. Затем он былприспособлен к работе на тяжелом жидком топливе и получил исключительно широкоприменение во всех отраслях промышленности и транспорта. В 1906 г. в СШАпоявились тракторы с двигателями внутреннего, сгорания. Применение их всельском хозяйстве началось с 1907 г. Массовое производство таких тракторовбыло освоено в годы Первой мировой войны.
Одной из ведущих отраслей становится электротехника, развиваютсяее подотрасли. Так, получает широкое распространение электрическое освещение,вызванное строительством крупных промышленных предприятий, ростом большихгородов, увеличившимся производством электроэнергии.
Изобретение лампы накаливания принадлежит русским ученым: А.Н.Лодыгину (лампа накаливания с угольным стерженьком в стеклянной колбе, 1873) иП.Н. Яблочкову (конструкция электродуговой лампы, «электрической свечи», 1875).
В 1879 г. американский изобретатель Т. Эдисон предложил вакуумнуюлампу накаливания с угольной нитью. В последующем в конструкцию лампнакаливания изобретателями различных стран вносились улучшения. Так, А. Н.Лодыгиным были разработаны лампы с металлическими нитями, в том числе свольфрамовыми, применяемыми и сейчас. Хотя во многих странах мира еще долгоевремя сохранялось газовое освещение, но оно уже не могло противостоятьраспространению электрических осветительных систем.
Вторая НТР — это период широкого развития и такой отраслиэлектротехники, как техника средств связи. В конце XIX в. существенноусовершенствована аппаратура проволочного телеграфа, а к началу 80-х быливыполнены большие работы по конструированию и практическому применениютелефонной аппаратуры. Изобретатель телефона — американец А.Г. Белл, получившийпервый патент в 1876 г. Микрофон, отсутствовавший в аппарате Белла, былизобретен Т. Эдисоном и независимо от него англичанином Д. Юзом. Благодарямикрофону увеличивался радиус действия телефонного аппарата. Телефонная связьстала быстро распространяться во всех странах мира. Первая телефонная станция вСША была построена в 1877 г
Через два года введена строй телефонная станция в Париже, в 1881г. — в Бер. лине, Петербурге, Москве Одессе, Риге и Варшаве. Автоматическаятелефонная станция запатентована американцем А. Б. Строуджером в 1889 г.
Одно из важнейших достижений второй НТР — изобретение радио —беспроволочной электросвязи, основанной на использовании электромагнитных волн (радиоволн). Этиволны были впервые обнаружены немецким физиком Г. Герцем. Практическое созданиетакой связи осуществилвыдающийся русский ученый АС. Попов, продемонстрировавший 7 мая 1885 г первый вмире радиоприемник. Затем последовала передача на расстояние радиограммы, в1897 г. осуществлена радиотелеграфная связь между кораблями на расстоянии 5 км.В 1899 г. достигнута устойчивая длительная передача радиограмм на дистанцию 43км.
Итальянский инженер Г. Маркони в 1896 г. запатентовал способпередачи электрических импульсов без проводов. Значительная материальнаяподдержка английских капиталистических кругов позволила ему в 1899 г.осуществить передачи через Ла-Манш, а в 1901 г. — через Атлантический океан.
В начале XX в. родилась еще одна отрасль электротехники-электроника. В 1904 г. английским ученым Дж. А. Флемингом была разработанадвухэлектродная лампа (диод), которая могла использоваться для преобразованиячастот электрических колебаний. В 1907 г. американский конструктор Ли де Форестпредложил трехэлектродную лампу (триод), с помощью которой можно было не толькопреобразовывать частоту электрических колебаний, но и усиливать слабыеколебания. Начало промышленной электроники было положено введением ртутныхвыпрямителей для преобразования переменного тока в постоянный.
Таким образом, промышленное применение электрической энергии,строительство электростанций, расширение электрического освещения городов,развитие телефонной связи и т.д. обусловили быстрое развитие электротехническойпромышленности.
Вторая НТР знаменовалась не только созданием новых отраслей, но изатронула старые отрасли промышленности, прежде всего металлургию. Быстроеразвитие производительных сил — машиностроения, судостроения, военного производства,железнодорожного транспорта — предъявляло спрос на черные металлы. Вметаллургии вводились технические новшества, техника металлургии достиглаогромных успехов. Значительно изменились конструкции и увеличились объемыдоменных печей. Были внедрены новые способы производства стали за счет переделачугуна в конверторе под сильным дутьем (Г. Бессемер, Англия, патент 1856) и вспециальной печи — литой стали (П. Мартен, Франция, 1864). Английский металлургС. Томас в 1878 г. предложил для выплавки стали применять железную руду сбольшими примесями фосфора. Этот метод позволял освобождать металл от примесейсеры и фосфора.
В 80-х годах введен электролитический способ получения алюминия,позволивший развивать цветную металлургию. Электролитический метод был такжеиспользован для получения меди (1878). Эти методы составили основу современногосталелитейного производства, хотя томасовский метод во второй половине XX в.был вытеснен кислородно-конверторным процессом.
Важнейшим направлением второй НТР стал транспорт — появились новыевиды транспорта и совершенствовались существовавшие средства сообщения.
Такие потребности практики, как рост объемов и скорости перевозок,способствовали совершенствованию железнодорожной техники. В последниедесятилетия XIX в. завершился переход к стальным железнодорожным рельсам. Всеболее, широко применялась сталь при строительстве мостов. «Эрустальных мостов»открыл арочный мост, построенный в США в 1874 г. через р. Миссисипи у городаСент-Луис. Его автор — Дж. Иде. Проезжую часть висячего Бруклинского моста(около Нью-Йорка) с центральным пролетом в 486 м поддерживали стальные канаты.Холл-Гейтский арочный мост в Нью-Йорке сооружен в 1917 г. полностью излигированной стали (высоко-углеродистой). Крупнейшие стальные мосты были возведеныв России через Волгу (1879) и Енисей (1896) под руководством инженера НА.Боголюбского. С 80-х годов при строительстве мостов наряду со сталью началишире применять железобетон. На железных дорогах, прокладываемых в Альпах, былипрорыты крупнейшие тоннели: Сен-Готардский (1880), Симплон-ский (1905). Самымзначительным из подводных тоннелей был семикилометровый Севернский тоннель вАнглии (1885).
В эти же годы строились тоннели и в России: через Су-рамскийгорный кряж на Кавказе, Яблоновый хребет на Дальнем Востоке и др.
Совершенствовался подвижной состав на железных дорогах — резковозросли мощность, сила тяги, быстроходность, вес и размеры паровозов,грузоподъемность вагонов. С 1872 г. на железнодорожном транспорте введеныавтоматические тормоза, в 1876 г. разработана конструкция автоматическойсцепки.
В конце XIX в. в Германии, России, США велись эксперименты повведению на железных дорогах электрической тяги. Первая линия электрическогогородского трамвая открылась в Германии в 1881 г. В России строительствотрамвайных линий началось с 1892 г. В 90-е годы в ряде стран появилисьпригородные и междугородные электрические железные дороги. Однако против этоговыступали активно железнодорожные, угольные, нефтяные компании.
Развивался флот. С 60-х годов на морских судах стали применятьпоршневые паровые машины с многократным расширением пара. В 1894—1895 гг. былипроведены первые опыты по замене поршневых двигателей паровыми турбинами.Стремились также к увеличению мощности и скорости морских и океанских паровыхсудов: пересечение Атлантического океана стало возможным теперь за семь—пятьдней. Приступили к строительству судов с двигателями внутреннего сгорания —теплоходов. Первый теплоход — нефтеналивное судно «Вандал» было построенорусскими конструкторами в 1903 г. В Западной Европе строительство теплоходовначалось с 1912 г. Крупнейшим событием в развитии морского транспорта былосооружение в 1914 г. Панамского канала, имевшего не только экономическое, но иполитическое и военное значение.
Новый вид транспорта, родившийся в эпоху второй НТР, —автомобильный. Первые автомобили были сконструированы немецкими инженерами К.Бенцем и Г. Даймлером. Промышленное производство автомобилей началось с 90-хгодов, причем в нескольких странах. Способствовало успеху автомобилейизобретение в 1895 г. ирландским инженером Дж. Дэнлопом резиновых шин. Высокиетемпы развития автомобилестроения повлекли за собой строительство шоссейныхдорог.
Новый вид транспорта рубежа XIX и XX вв. — воздушный Онподразделяется на аппараты легче воздуха — дирижабли и тяжелее воздуха —самолеты (аэропланы). В 1896 г. немецкий конструктор Г. Зельферт применил длядирижаблей двигатель внутреннего сгорания, работавший на жидком топливе, чтоспособствовало развитию дирижаблестроения во многих странах. Но решающую роль вразвитии воздушного транспорта сыграли самолеты.
В разработку авиационных проблем и вопросов воздухоплаванияогромный вклад внесли русские ученые и изобретатели основоположники современнойгидро- и аэродинамики Д. И. Менделеев, Л. М. Поморцев, С.К. Джевецкий, К. Э.Циолковский и особенно Н. Е. Жуковский. Большая заслуга в освоении техникиполетов принадлежит немецкому инженеру О. Лилиенталю.
Первые опыты конструирования самолетов с паров двигателямиосуществили А. Ф. Можайский (1882—1885, Россия), К. Адер (1890—1893, Франция)X. Максим (1892-1894, США). Широкое развитие авиации стало возможным послеустановления легких и компактных бензиновых двигателей. В 1903 г. в США братьяУ. и О. Райт совершили четыре полета самолете с двигателем внутреннегосгорания. Сначала самолету имели спортивное значение, потом их сталииспользовать военном деле, а затем — для перевозки пассажиров.
Для второй НТР характерно проникновение и организация химическихметодов обработки сырья практически во все отрасли производства. В такихотраслях, как машиностроение, электротехническое производство, текстильнаяпромышленность, стала широко использоваться химия синтетических волокон —пластических масс, изоляционных материалов, искусственного волокна и пр. Американскимхимиком Дж. Хайеттом в 1869 г. был получен целлулолид. В 1906 г. Л. Бакеландпроизвел бакелит, затем были лучены карболит и другие пластические массы. Разрабфранцузским инженером Г. Шардоне в 1884 г. метода изготовления искусственноговолокна стала основой для произвол нитрошелка, а с 1903 г. — искусственногошелка и вискозы.
В 1899—1900 гг. труды русского ученого И. Л. Конд позволилиполучить синтетический каучук из углеводов. Предложены методЬ1 изготовленияаммиака, служащего исходным веществом для азотной кислоты, и других азотныхсоединений, необходимых в производстве красителей, удобрений и взрывчатыхвеществ. Лучшим методом оказался метод немецких ученых Ф. Габера и К. Боша.
Достижением второй НТР является крекинг-процесс — метод разложениянефти при высоких давлениях и температурах. Он позволял обеспечить повышенныйвыход бензина, поскольку резко возросла потребность в легком жидком топливе.Основы методы были заложены Д. И. Менделеевым, развиты русскими учеными иинженерами, в частности В. Г. Шуховым. Подобные изыскания проводились и в США,где в 1916 г. этот процесс был освоен в промышленном производстве.
Перед Первой мировой войной был получен синтетический бензин. Ещев 1903—1904 гг. русские химики школы А. Е. Фаворского открыли способ производстважидкого горючего из твердого топлива, однако это крупнейшее достижение русскойтехнической мысли не было использовано. Промышленный метод изготовления легкогогорючего из угля осуществил немецкий инженер Ф. Бергиус, что имело важноеэкономическое и военное значение для Германии, не располагавшей естественныминефтяными ресурсами.
НТР внесла много нового для усовершенствования технической сферылегкой, полиграфической и других отраслей промышленности. Это автоматическийткацкий станок, автомат для производства бутылок, механический наборный станок ит. д.
В конце XIX в. производство стандартизированных изделий создалопредпосылки для разработки поточной системы. Система массового поточногопроизводства требует рациональной организации труда, обрабатывающие машины ирабочие места располагаются по ходу технологического процесса. Процессизготовления расчленяется на большое количество простых операций и совершаетсябезостановочно, непрерывно. Первоначально такая система была введена вконсервном, спичечном производстве, а затем распространилась на многие отраслипромышленности. Особенно важную роль она сыграла в автомобилестроении. Этообъяснялось, с одной стороны, необходимостью быстрого увеличения производстваавтомобилей из-за резкого повышения спроса на них, а с другой стороны, особенностямиавтомобильного производства, построенного на принципах взаимозаменяемости инормализации (стандартизации) деталей и узлов. На автомобильных заводах Г.Форда в США поточно-массовое производство впервые приобрело законченную форму(с применением конвейеров). В 1914 г. скорость сборки одного автомобиля быладоведена до полутора часов.
Внедрение поточного производства изменило характер заводскогооборудования в машиностроении. Стали вводиться специализированные станки дляизготовления деталей — винтов, шайб, гаек, болтов и т. д. В текстильнойпромышленности в 1890 г. появился автоматический ткацкий станок английскогоконструктора Дж. Нортропа.
Значительными были НТР успехи военной техники. Основныенаправления ее развития включали:
автоматизацию стрелкового оружия. На вооружение были принятыстанковые пулеметы американского инженера. X. Максима (1883), тяжелые пулеметыМаксима и Гочкиса, легкие пулеметы Льюиса. Было создано несколько типовавтоматических винтовок;
автоматизацию артиллерии. Перед Первой мировой войной и в ходе еебыли сконструированы новые скорострельные орудия — полуавтоматические иавтоматические. Дистанция обстрела увеличилась с 16—18 км до 120 км. (например,уникальная немецкая пушка «Большая Берта»). Был введен ряд тягачей сдвигателями внутреннего сгорания для передвижения тяжелой артиллерии. Появиласьзенитная артиллерия для борьбы с налетами вражеской авиации. Были созданы танкии бронеавтомобили, вооруженные пулеметами и орудиями небольшого калибра;
производство взрывчатых веществ. Их выпуск возрос в колоссальныхразмерах. Были осуществлены новые изобретения (бездымный порох), развитопроизводство связанного азота из воздуха (сырья для получения взрывчатыхвеществ). Применение отравляющих веществ в ходе Первой мировой войныпотребовало средств защиты от них — в 1915 г. русским инженером Н. Д. Зелинскимбыл разработан угольный противогаз. Началось строительство газоубежищ;
широкое использование средств воздухоплавания и авиации. Самолетывыполняли функции не только военной разведки, но и истребителей С лета 1915 г.самолеты стали вооружать пулеметами. Скорость самолетов-истребителей быладоведена до 190—220 км в час. Появились самолеты-бомбардировщики. Еще до войны(в 1913 г.) авиаконструктор И. Сикорский построил в России первыйчетырехмоторный самолет «Русский витязь». В ходе войны воюющие страныусовершенствовали бомбардировочную авиацию;
создание крупных надводных кораблей — броненосцев, дредноутов.Стало реальностью подводное плавание. В последние годы XIX в. подводные лодкистроили в различных странах. В надводном положении они приводились в движениедвигателями внутреннего сгорания, а в подводном — электродвигателями. Особеннобольшое внимание строительству подводных лодок уделяла Германия, наладившая ихпроизводство к началу Первой мировой войны.
Среди важнейших изобретений этого времени – швейная машинаЗингера, ротационная типографская машина, телеграф Морзе, револьверный,шлифовальный, фрезерный станок, косилка Маккормика, комбинированная молотилка-веялкаХейрема.
 
2.Структурные изменения в промышленности
За сравнительно короткое (с начала XIX века) время утверждениямашинного производства были достигнуты более ощутимые результаты вэкономическом прогрессе общества, чем за всю его предшествующую историю.
Динамизм потребностей, являющихся могущественным двигателемразвития производства в сочетании со стремлением капитала к росту прибылей, азначит, к освоению новых технологических принципов, в огромной степени ускорилпрогресс производства, вызвал к жизни целую серию технических переворотов.
Бурное развитие науки, начиная с конца XIX века, привело кзначительному числу открытий принципиального характера, положивших начало новымнаправлениям научно-технического прогресса. Это — быстрое развитие и практическоеиспользование электрической энергии (электродвигателей, трехфазных линийпередачи электроэнергии); создание двигателя внутреннего сгорания; бурный ростхимической и нефтехимической промышленности на базе широкого использованиянефти как топлива и сырья; внедрение новых технологий в металлургии. Прогресснауки, техники и производства усилил взаимопроникновение, интеграцию науки итехники различных направлений
Развитие промышленности за два последних столетия привело ккардинальным изменениям в условиях и образе жизни всего человечества. Благодарявнедрению достижений научно-технического прогресса масштабы выпуска продукции вабсолютном выражении во всех отраслях промышленности мира продолжаютувеличиваться.
В конце XIX—начале XX вв. произошли структурные изменения впромышленности:
— структурными изменениями в хозяйствах отдельных стран: созданиибольшого машинного производства, преимущественно тяжелой промышленности надлегкой, предоставление преимущества промышленности над сельским хозяйством;
— возникают новые отрасли промышленности, модернизируются старые;
— увеличивается часть предприятий в производстве валовогонационального продукта (ВНП) и национального дохода;
— происходит концентрация производства — возникаютмонополистические объединения;
— завершается формирование мирового рынка в конце ХІХ — в началеХХ ст.;
— углубляется неравномерность в развитии отдельных стран;
— заостряются межгосударственные противоречия.
Ведущими отраслями стали в конце ХІХ — началаХХ ст.: производствоэлектроэнергии, продукции органической и неорганической химии, добывающей,металлургической, машиностроительной, транспортной промышленности.
Развивались новые отрасли: сталеварная нефтедобывающая,нефтеперерабатывающая, электротехническая, алюминиевая, автомобильная.
Ведущее место в организации и управлении производствомпринадлежало обществам акционерной, коллективной собственности. Ростбанковского и промышленного капитала обусловил формирование финансовойолигархии. Капитализм свободной конкуренции перерос в монополистическийкапитализм.
3. Влияние научно-технической революции на мировую экономику
К рубежу XIX—XX вв. кардинально изменились основы научногомышления; переживает расцвет естествознание, идет создание единой системы наук.Этому способствовало открытие электрона и радиоактивности
Произошла новая научная революция, начавшаяся в физике иохватившая все основные отрасли науки. Ее представляют М. Планк, создавшийквантовую теорию, и А. Эйнштейн, создавший теорию относительности,ознаменовавшие прорыв в область микромира.
В конце ХIХ—начале XX вв. связь науки с производством приобрелаболее прочный и систематический характер; устанавливается тесная взаимосвязьнауки с техникой, обусловливающая постепенное превращение науки внепосредственную производительную силу общества. Если до конца ХIХ в. наукаоставалась «малой» (в этой сфере было занято небольшое число людей то на рубежеXX в. способ организации науки изменился — возникли крупные научные институты,лаборатории, оснащенные мощной технической базой. «Малая» наука превращается в«большую» — численность занятых в этой сфере увеличилась, возникли специальныезвенья научно-исследовательской деятельности, задачей которых стало скорейшеедоведение теоретических решений до технического воплощения, в их числе — опытно-конструкторскиеразработки, производственные исследования, технологические,опытно-экспериментальные и др.
Процесс революционных преобразований в области науки охватил затемтехнику и технологию.
 Первая мировая война вызвала огромное развитие военной техники.Таким образом вторая научно-техническая революция охватила различные сферыпромышленного производства. Превзошла она предыдущую эпоху по темпамтехнического прогресса. В начале XIX в. порядок изобретений исчислялсядвузначным числом, В эпоху второй НТР — четырехзначным, т. е. тысячами.Наибольшее число изобретений запатентовано американцем Т. Эдисоном (более1000).
По своему характеру вторая НТР отличалась от промышленногопереворота XVIII—XIX вв. Если промышленный перс-ворот привел к становлениюмашинной индустрии и изменению социальной структуры общества (формированию двухновых классов — буржуазии и рабочего класса) и утверждению господствабуржуазии, то вторая НТР не затронула тип производства и общественную структуруи характер социально-экономических отношений. Ее результаты — изменения втехнике и технологии производства, реконструкция машинной индустрии,превращение науки из малой в большую. Поэтому ее называют не промышленнойреволюцией, а научно-технической.
НТР привела к появлению многих новых отраслей промышленногопроизводства, которых история не знала. Это электротехническая, химическая,нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая и нефтехимическая, автомобильнаяпромышленность самолетостроение, производство портландцемента и железобетона идр.  
Происходила не только диверсификация отраслей, но и подотраслей.Это можно видеть на структуре, например, машиностроения. В полную силу заявилоо себе транспортное машиностроение (производство локомотивов, автомобилей,самолетов, речных и морских судов, трамваев и др.). В эти годы наиболеединамично развивалась такая отрасль машиностроения, как автомобильная. Первыеавтомобили с бензиновым двигателем начали создавать в Германии К. Бенц и Г.Даймлер (ноябрь 1886 г.). но вскоре у них уже появились зарубежные конкуренты.Если первый автомобиль на заводе Г. Форда в США был выпущен в 1892 г., то уже кначалу XX столетия это предприятие производило в год 4 тыс. автомобилей.
Бурное развитие новых отраслей машиностроения вызвало изменение структурычерной металлургии — повысился спрос на сталь и темпы ее выплавки значительнопревзошли прирост производства чугуна.
Технические сдвиги конца XIX—начала XX вв. и опережающее развитиеновых отраслей предопределили изменение структуры мирового промышленногопроизводства. Если ДО начала второй НТР в общем объеме выпускаемойпродукт-преобладала доля отраслей группы «Б» (производство предметовпотребления), то в результате второй НТР повысился удельный вес отраслей группы«А» (производство средств производства, отраслей тяжелой промышленности). Этопривело тому, что усилилась концентрация производства, стали преобладатькрупные предприятия. В свою очередь крупное производство нуждалось в крупныхкапитальных вложениях и вызывало необходимость объединения частных капиталов, котороеосуществлялось образованием акционерных обществ. Завершением этой цепочкиизменений стало создание, образование монополистических союзов, т.е. монополийкак в области производства, так и в области капиталов (финансовых источников).
Таким образом, в результате произошедших изменений в технике итехнологии производства и развитии производительных сил, вызванных второй НТР,были созданы материальные предпосылки для образования монополий и переходакапитализма от промышленной стадии и свободной конкуренции к монополистическойстадии. Способствовали процессу монополизации и экономические кризисы,регулярно происходившие в конце XIX в., а также начале XX в. (1873,1883,1893,1901— 1902 и др.). Поскольку в ходе кризисов гибли прежде всего мелкие исредние предприятия, то это способствовало концентрации и централизациипроизводства и капитала.
Монополия как форма организации производства и капитала в концеXIX—начале XX вв. заняла господствующие позиции в социально-экономической жизниведущих стран мира, хотя степень концентрации и монополизации по странам быланеодинаковой; были различными преобладающие формы монополий. В результатевторой НТР вместо индивидуальной формы собственности основной становитсяакционерная, в сельском хозяйстве — фермерская; развивается кооперативная, атакже муниципальная.
На этом историческом этапе ведущее место в мире по промышленномуразвитию занимают молодые капиталистические страны — США и Германия,значительно продвигается Япония, тогда как бывшие лидеры — Англия и Францияотстают. Центр мирового экономического развития при переходе кмонополистической стадии капитализма перемещается из Европы в Северную Америку.Первой державой мира по экономическому развитию стали Соединенные ШтатыАмерики.

Вывод
Бурное развитие науки, начиная с конца XIX века, привело кзначительному числу открытий принципиального характера, положивших начало новымнаправлениям научно-технического прогресса.
В 1867 г. в Германии В. Сименс изобрел электромагнитный генераторс самовозбуждением, которым при помощи вращения проводника в магнитном полеможно получать и вырабатывать электрический ток. В 70-е гг. была изобретенадинамо-машина, которую можно было использовать не только как генераторэлектроэнергии, но и как двигатель, превращающий электрическую энергию вмеханическую. В 1883 г. Т. Эдисон (США) создал первый современный генератор. В1891 г. Эдисоном создан трансформатор. Самым удачным изобретением сталамногоступенчатая паровая турбина английского инженера Ч. Парсонса (1884)
Особенное значение получили двигатели внутреннего сгорания. Моделитаких двигателей, работавших на жидком горючем (бензине), создали в середине80-х годов немецкие инженеры Даймлер и К. Бенц. Эти двигатели использовалисьмоторным безрельсовым транспортом. В 1896—1987 гг. немецкий инженер Р. Дизельизобрел двигатель внутреннего сгорания с большим коэффициентом полезногодействия.
Изобретение лампы накаливания принадлежит русским ученым: А.Н.Лодыгину (лампа накаливания с угольным стерженьком в стеклянной колбе.
Изобретатель телефона — американец А. Г. Белл, получивший первыйпатент в 1876 г Одно из важнейших достижений второй НТР — изобретение радио
В начале XX в. родилась еще одна отрасль электротехники-электроника. В металлургии вводились технические новшества, техникаметаллургии достигла огромных успехов.
Характерно проникновение и организация химических методовобработки сырья практически во все отрасли производства.
Перед Первой мировой войной был получен синтетический бензин
Среди важнейших изобретений этого времени – швейная машинаЗингера, ротационная типографская машина, телеграф Морзе, револьверный,шлифовальный, фрезерный станок, косилка Маккормика, комбинированнаямолотилка-веялка Хейрема.
В конце XIX—начале XX вв. произошли структурные изменения впромышленности:
— структурными изменениями в хозяйствах отдельных стран: созданиибольшого машинного производства, преимущественно тяжелой промышленности надлегкой, предоставление преимущества промышленности над сельским хозяйством;
— возникают новые отрасли промышленности, модернизируются старые;
— увеличивается часть предприятий в производстве валовогонационального продукта (ВНП) и национального дохода;
— происходит концентрация производства — возникаютмонополистические объединения;
— завершается формирование мирового рынка в конце ХІХ — в началеХХ ст.;
— углубляется неравномерность в развитии отдельных стран;
— заостряются межгосударственные противоречия.
НТР привела к появлению многих новых отраслей промышленногопроизводства, которых история не знала. Это электротехническая, химическая,нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая и нефтехимическая, автомобильнаяпромышленность самолетостроение, производство портландцемента и железобетона идр.  

Список литературы
1. Курс экономики: Учебник. – 3-е изд., доп. / Под ред. Б.А. Райзберга:– М.: ИНФРА – М., 2001. – 716 с.
2. Курс экономической теории: Учебн.пособие /Под ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. — М.: Изд. “АСА”,1996. — 624 с.
3. История мировой экономики: Учебникдля вузов/ Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 1999. –727с
4. Основи економічної теорії:політекономічний аспект. Підручник. /Г.Н.Климко, В.П.Нестеренко. – К., Вищашкола, 1997.
5. Мамедов О.Ю. Современная економика. –Ростов н/Д.: «Феникс», 1998.-267с.
6. Экономическая история: Учебное пособие/В.Г. Сарычев, А.А. Успенский, В.Т. Чунтулов- М., Высшая школа, 1985 г.-237–239с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Банковская система в исламских странах
Реферат Методика аудиторской проверки основных средств
Реферат "Золотое сердце России мерно бьется в груди моей…"
Реферат Необходимость государственного регулирования экономики
Реферат Литовское государство в перипетиях истории
Реферат Классификация страхования
Реферат Історія створення Збройних Сил України
Реферат Идеология русского радикализма. Дворянско-разночинский этап
Реферат Designing Your Own Personal Training Program Essay
Реферат «автомобильные масла»
Реферат Екосистема поняття властивості типи
Реферат Принципы средства и методы закаливания
Реферат Аннотация программы учебной дисциплины «Внешняя политика США и Канады» Цели и задачи дисциплины
Реферат Избирательные системы на муниципальных выборах: законодательство и практика проведения выборов
Реферат Детский крестовый поход 1212 года