Реферат по предмету "Экономика"


Малый бизнес, его место и роль в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в России и на Дальнем Востоке

Автономная некоммерческая организация высшего профессиональногообразования
Центросоюза Российской Федерации
«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»
Дальневосточный филиал
 
 
Кафедра Экономики
 
 
 
 
Курсоваяработа
Поэкономической теории
Натему:
 
«Малыйбизнес, его место и роль в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в Россиии на Дальнем Востоке»
Авторкурсовой работы: Бурцева М.Г.
Специальность:Коммерция (Торговое дело) Группа: ДКМ-51
Руководителькурсовой работы: доц. Пономарев С.В.
 
 
 
Хабаровск 2007

Содержание
 
  стр. 1. Введение 3 2. Глава 1. Понятие малого бизнеса и его сущность 4 3. 1.1. Основной критерий малого бизнеса 4 4. 1.2. Правовые основы деятельности малых предприятий 4 5. 1.3. Государственная регистрация предприятия. 9 6. 1.4. Ликвидация и реорганизация предприятия. 10 7. 1.5. Управление предприятием. 11 8. 1.6. Хозяйственная и иная деятельность предприятия. 10 9. Глава 2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса. 10 10. 2.1. Проблемы становления малого бизнеса в России. 10 11. 2.2. Государственная поддержка малого бизнеса 12 12. 2.3. Самостоятельное существование малого бизнеса на Дальнем Востоке 17 13. Глава 3. Роль малого бизнеса в экономике 18 14. Заключение 21 15. Список используемой литературы 23 16. Рецензия на курсовую «Малый бизнес, его место и роль в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в России и на Дальнем Востоке» 24 17. Приложение 1 18. Приложение 2
 

Введение.
В последнее время в Россиисозрел достаточно серьезный вопрос: кто займет место ныне распадающихся крупныхмонополистических предприятий, относящихся как к тяжелой, так и к другим неменее важным отраслям промышленности?
Поэтому необходимо датьсвободу для развития предприятий малого бизнеса. Они могут дать Россиинеобходимую насыщенность рынка, устойчивые цены, среду конкуренции, которой такне хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, апроцесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.
Особенно актуальна проблемавнедрения на рынок малых предприятий в свете последних изменений в экономикенашей страны. В условиях жесточайшего экономического кризиса 1998 года, которыйпривел к банкротству большого числа крупных олигополий, нельзя не вспомнить оподдержке малого бизнеса. Обвал рубля привел к тому, что крупные компаниипотеряли свои позиции на рынке товаров и услуг, а большинство средних и мелкихпредприятий, которые «держались на плаву» до сентября 1998 года, вообщеперестали существовать. Данная экономическая ситуация создала условия дляоптимального варианта экономической единицы, как малое предприятие, малыйбизнес. Экономически это выгодно, потому что появление большого числа фирмпривело к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять вусловиях нестабильного курса национальной валюты, да и это принесет реальныеденьги в бюджет не только центра, но и регионов, что особенно важно, учитываявыделение Москвы и огромный упадок субъектов Российской Федерации. И одним изсамых главных преимуществ является то, что малый и средний бизнес, неизбежноведет к появлению конкуренции на отечественном рынке, что благоприятно скажетсяна экономическом состоянии страны.
Наконец, развитие мелкогопредпринимательства необходимо только потому, что они дают жизнь старымкрупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду какдля себя, так и для рыночной экономики в целом.
Вданной работе будет сделана попытка охарактеризовать малое предпринимательствов России в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства иобозначить основные и наиболее острые его проблемы. А также рассмотретьхарактер развития малого бизнеса на Дальнем Востоке.

Глава 1. Понятиемалого бизнеса и его сущность
 
1.1.Основной критерий малого бизнеса
 
Малые предприятия — это не организационно-правовая форма, термин «малое»характеризует лишь размер предприятия, а критериями отнесения предприятия кмалым являются численность работающих и доля государственной, муниципальнойсобственности и собственности общественных объединений в ус­тавном капиталеэтих предприятий, которая должна составлять не более 25%.
В ряде научных работ подмалым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц,или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общимикритериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является:- численность персонала; — размер уставного капитала; — величина активов; — объем оборота (прибыли, дохода). По данным Мирового банка, общее числопоказателей, по которым предприятия относятся к субъектам малогопредпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемымикритериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странахопределяющим критерием является численность работников за отчетный период.
В российской практикеразвитие малого предпринимательства началось в 1988 г. В этот период к числумалых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегоднозанятых не превышало 100 чел. В последствии критерии отнесения предприятий кмалому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов омалом предпринимательстве. Такие изменения были в 1990 г., в 1991 г., в 1993г., в 1995 г. Под субъектами малого бизнеса понимались коммерческиеорганизации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ,общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов непревышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, неявляющимся субъектами малого бизнеса, не превышает 25% и в которых средняячисленность работников за отчетный период на превышает предельных уровней: впромышленности – 100 человек; в строительстве – 100 человек; на транспорте –100 человек; в сельском хозяйстве – 60 человек; в научно технической сфере – 60человек; в оптовой торговле – 50 человек; в розничной торговле и бытовомобслуживании населения – 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлениидругих видов деятельности – 50 человек.

1.2. Правовые основыдеятельности малых предприятий.
 
По мере развития мелкогопредпринимательства образуются различные формы организации частных фирм. Наданный момент известны три основные правовые формы: единоличные, партнерства икорпорации.
Фирма, находящаяся вединоличном владении наиболее простая форма для мелкого бизнеса. Обычно дляоткрытия такого предприятия достаточно лишь получить лицензию от местныхвластей и зарегистрировать торговое имя. Деловые партнерства представляют собойорганизацию из двух и более лиц, между которыми заключается контракт насовместное владение предприятием. Партнерства могут быть полными иограниченными. Третий тип — корпорации. И хотя формально управление корпорациейдолжно быть отделено от ее владения, нередко бывают случаи, когда корпорациейвладеет и руководит один собственник при помощи подставных лиц, которые реальноне вкладывают в нее средства и не принимают участия в управление ею.
Нормативной базой для созданияи ликвидации МП является закон РФ «О развитии малого и среднего бизнеса», его глава IV.

Предприятие может бытьучреждено в результате выделения из состава действующего предприятия,объединения, организации одного или нескольких структурных подразделений ссохранением за ними существующих обязательств перед предприятием. Предприятиеможет быть учреждено в результате принудительного разделения в соответствии сантимонопольным законодательством РФ.
Учредительными документамипредприятия являются устав предприятия, а также решение о его создании илидоговор учредителей. В уставе предприятия определяются организационно правоваяформа предприятия, его название, адрес, органы управления и контроля, порядокраспределения прибыли и образования фондов предприятия, условия реорганизации иликвидации предприятия. Устав предприятия утверждается его учредителем. Нагосударственном и муниципальном предприятии, а также на предприятии смешаннойформы собственности, в имуществе которого доля государства или местного Советасоставляет более 50%, устав утверждается учредителем совместно с трудовымколлективом.
Предприятие считаетсяутвержденным и приобретает права юридического лица со дня его государственнойрегистрации. (закон  «О развитии малого и среднего бизнеса в РФ», гл. 4)>>

1.3. Государственнаярегистрация предприятия.
 
Государственная регистрацияпредприятия, независимо от его организационно-правовой формы, осуществляетсяместным Советом по месту учреждения предприятия. Данные государственнойрегистрации предприятия в месячный срок сообщаются Советом, зарегистрировавшимпредприятие, в Министерство финансов РФ для включения в Государственный реестр.Деятельность незарегистрированного предприятия запрещается. Доходы, полученныеот деятельности такого предприятия, взыскиваются через суд и направляются вместный бюджет.
Для регистрации предприятияучредитель представляет следующие документы: — заявление учредителя, — уставпредприятия, — решение о создании предприятия или договор учредителей, — свидетельство об уплате государственной пошлины.
Решение о регистрации илиотказ в регистрации предприятия должно быть принято не позднее чем в месячныйсрок с момента выдачи заявления учредителя, устава, договора учредителей исвидетельства об уплате госпошлины. О регистрации предприятия держатель реестраобъявляет в местной печати не позднее чем в недельный срок со дня регистрации.
Отказ в государственнойрегистрации предприятия возможен в случае нарушения установленного Закономпорядка создания предприятия, а также несоответствия учредительных документовтребованиям законодательства РФ. Отказ в регистрации предприятия по другиммотивам является незаконным. О решении отказать в регистрации предприятиясоответствующий орган обязан сообщить в 3-хдневный срок в письменной формеучредителю предприятия. Отказ в регистрации предприятия может быть обжалован всудебном порядке. Предприниматель может взыскать через суд убытки, нанесенные врезультате незаконного отказа в регистрации предприятия.

1.4. Ликвидация иреорганизация предприятия.
 
Прекращение деятельностипредприятия может осуществляться в виде его ликвидации или реорганизации(слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование в инуюорганизационно-правовую форму). Ликвидация и реорганизация предприятияпроизводится по решению собственника или органа, уполномоченного создаватьтакие предприятия, с согласия трудового коллектива либо по решению суда.
Предприятия ликвидируются вслучаях: — признания банкротом, — принятия решения о запрете деятельностипредприятия из-за невыполнения условий, установленных законодательством РФ,если в предусмотренный решением срок не обеспечено соблюдение этих условий илине изменен вид деятельности, — признания судом недействительными учредительныхдокументов и решения о создании предприятия, — по другим основаниям,предусмотренным законодательными актами РФ и входящих в его состав республик.
Ликвидация предприятияосуществляется ликвидационной комиссией, образуемой собственником имуществапредприятия или уполномоченным им органом, совместно с трудовым коллективом. Поих решению ликвидация может проводиться самим предприятием в лице его органауправления. Ликвидация предприятия при банкротстве осуществляется всоответствии с законодательством РФ.
Предприятие индивидуальное,семейное или принадлежащее группе лиц, совместно ведущих трудовое хозяйство.Закон РФ о предприятиях и предпринимательской деятельности разрешаеторганизацию и создание предприятий и ведение предпринимательской деятельностина базе их индивидуальной (частной) собственности. Это может быть один человек,несколько членов семьи (или) группа лиц, совместно ведущих трудовое хозяйство.Любая группа физических лиц (не менее 2-х) может образовать акционерноеобщество с ограниченной ответственностью но может создать предприятие и безобразования общества. И если такое предприятие будет создано с соблюдениемустановленных правил, иметь свой устав и зарегистрировано в установленномпорядке, оно признается юридическим лицом. А это значит, что оно само отсвоего собственного имени будет заключать договоры и иные сделки и вступать вобязательства. Оно не будет отвечать по личным обязательствам своихучредителей, а учредители не будут отвечать по обязательствам предприятия.Таким образом учредители рискуют только тем своим имуществом, которое онипередали предприятию и закрепили за ним, т.е. сделали имуществом предприятия.
От учредителей зависитустановить в уставе дополнительную (субсидиарную) или какую-нибудь инуюответственность всех или некоторых из них по обязательствам предприятия.Например, в случае, если кто-либо не передал предприятию имущество, которое онобязался передать. Такая ответственность может быть установлена в уставе длятого, чтобы укрепить репутацию предприятия в глазах будущих клиентов и привлечьих к сотрудничеству или по каким либо другим соображениям.
Имущество, котороеучредители передают предприятию, может быть передано ему в собственность, аможет быть закреплено за ним и на других юридических основаниях, на другомправе со всеми вытекающими последствиями. В уставе можно установить, чтопринадлежащее предприятию имущество является собственностью учредителя, а еслиучредителей несколько, то их общей долевой собственностью; при этом следуетуказать, как распределяются доли в праве, т.е. их соотношение. Признаниесобственником самого предприятия или же его учредителя может (в дальнейшем )существенное значения при разрешении вопросов ответственности как самогопредприятия так и его учредителя.
Следует отметить, что наосновании ст.8 п. 2 Закона РСФСР о предприятиях и предпринимательской деятельности> (ст. 34 Закона о предприятии и предпринимательскойдеятельности). Закон РСФСР предусматривает право предпринимателя (учредителя)взыскать по суду убытки, причиненные незаконным отказом регистрации.

1.5. Управлениепредприятием.
 
Управление предприятиемосуществляется учредителем являющийся высшим органом предприятия. Когдаучредителей несколько — высшим органом управления предприятием является общеесобрание учредителей, принимающие решения единогласно. При несогласии одного изучредителей он вправе выйти из предприятия и получить свою долю в денежномвыражении по окончании операционного года ( возможны и другие варианты решения).
Для осуществления текущегоруководства деятельностью предприятия учредителем назначается директорпредприятия, действующий на основании и в пределах доверенности, выданной отимени предприятия его высшим органом.
С приглашенным директоромзаключается контракт (трудовой договор). Директором может быть назначен один изучредителей. Учредитель, действуя в качестве руководителя предприятия,самостоятельно решает все вопросы деятельности предприятия. Он действует отимени предприятия без доверенности, представляет его во всех организациях иперед всеми лицами, распоряжается имуществом предприятия, совершает сделки изаключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности, открывает счетав банках, утверждает структуру и штатное расписание предприятия, издаетприказы и обязательные для всех работников указания.
Трудовой коллективпредприятия, состоящий из всех лиц, участвующих своим трудом в егодеятельности, исключая учредителей и директора, решает простым большинствомголосов вопрос о заключении коллективного договора, и о содержании этогодоговора и вопросы связанные с выкупом предприятия и согласия учредителя(учредителей). Должность лица предприятия, включая заместителя руководителяпредприятия, руководителей структурных подразделений, мастеров, старшихмастеров и других линейных руководителей, назначаются на должность иосвобождаются от должности директором предприятия (вариант: указать должностьназначение на которое производится с согласия высшего органа или самим высшиморганом предприятия).

1.6. Хозяйственная ииная деятельность предприятия.
 
Предприятие самостоятельнопланирует свою деятельность определяет перспективы развития. Учредитель или сего согласия директор предприятия самостоятельно в соответствии сзаконодательством о труде определяет порядок найма и увольнения работников,формы, системы и размеры оплаты труда, распорядок рабочего дня, сменностьработы, порядок предоставления выходных дней и отпусков, их продолжительность.Предприятие в соответствии с действующим законодательством осуществляетсоциальное и обязательное медицинское и иное обязательное страхование.Предприятие обеспечивает работникам безопасные условия труда в соответствии сустановленными правилами и нормами.
Предприятия могутприобретать необходимые ему ресурсы реализовывать свою продукцию и услуги любымне противоречащим законодательству способом по не противоречащимзаконодательству ценам. Предприятие вправе открывать расчетный и другие счета влюбом банке и осуществлять все виды расчетных, кредитных кассовых и иныхопераций. Предприятие может самостоятельно осуществлять внешнеэкономическуюдеятельность в соответствии с законодательством РФ, входящих в нее республик ииметь валютный счет в соответствующем банке.
Высший орган предприятияопределяет перечень сведений, составляющих коммерческую тайну.
Прибыль, остающаяся упредприятия после уплаты налогов и других платежей в бюджет(чистая прибыль)поступает в полное его распоряжение. Направления использования чистой прибылиопределяется учредителем. Часть чистой прибыли (часть чистой прибыли в размере,ежегодно определяемом учредителем после обсуждения с трудовым коллективом)передается в собственность членам трудового коллектива. Порядок распределенияэтой части чистой прибыли между работниками определяется положением,утвержденным советом предприятия (совместным решением учредителя и трудовогоколлектива). Переданная члену трудового коллектива часть прибыли подлежитвыплате ему или может с согласия высшего органа предприятия образовать вкладработника в средства предприятия. На сумму вклада начисляются подлежащиеежегодной выплате проценты, размер которых определяется решением трудовогоколлектива, утвержденным органом предприятия. Положением, утвержденнымсовместным решением трудового коллектива (или совета предприятия) и высшегооргана предприятии). В случае прекращения трудовых отношений вклад ипричитающиеся на него проценты подлежат выплате по окончании операционногогода.

Глава 2. Проблемы и перспективы развитиямалого бизнеса.
 
2.1. Проблемыстановления малого бизнеса в России.
 
 Конечно же, наивно предполагать, что длястраны таких масштабов малый бизнес может стать основой экономики: в нашихусловиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило быбесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для началаследует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малогобизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числетехнические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин иоборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения.Во-вторых — торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.
В условиях инфляции,налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и материалов начинающиепредприниматели, почувствовав вкус «легких денег», быстроперекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другиекоммерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали импортныезакупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товары изгосударственной торговли, включая продукты питания. Уходя от налогообложения, невкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование, культуру торговли,многие бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения.
Поэтому и не изживается вмассовом сознании представление о предпринимательстве как о чем-то плохом,неприязненном, а о предпринимателе — как о спекулянте.
Потеря административногоуправления, экономический хаос и законодательная неразбериха привели к тому,что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственнойсфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты,выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственномурэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер поподдержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственныхпомещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравноеположение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентациипреимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.
Анализ развитияпредпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфереторговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того,существует большое количество предприятий, зарегистрированных какпроизводственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления,оказания различных услуг), но тем не менее занимающихся торгово-посредническойдеятельностью как основной.
Высокие налоги,всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствиефондового рискового капитала — все это затрудняет продолжение эффективнойдеятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширениепроизводства, а на борьбу за выживание.
Но главная причинасокращения числа малых предприятий — низкий уровень финансовой обеспеченностибольшинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальнымнакоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях,неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малогобизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитостьпроизводственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования,слабость информационной базы.
Еще один очень важный факторнегативного воздействия на малый бизнес — непрекращающийся глубокий спадпроизводства.
Все это приводит к тому, чтотолько часть зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается в несостоянии приступить к реальному производству продукции.
Также в государственнойпрограмме должны быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой,бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системыофициальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условийв развитии предпринимательской деятельности.
В программе необходимопредусмотреть формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры,товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурногопредпринимательства, информационной, консультационной и аудиторскойдеятельности, а также создание комплексной государственно-общественной системыподдержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовкупредпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоевнаселения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержкувнешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций кразвитию предпринимательства.
Для реализации данныхпрограмм должны быть привлечены не столько средства государственного бюджета,сколько возможности частного — отечественного, а при необходимости ииностранного капитала. Основным же направлением использования государственныхресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование ипредоставление гарантий под кредит.

       2.2. Государственная поддержка малогобизнеса
 
В условияхпереходного периода и нарушения производственно-хозяйственных связей междупредприятиями, предпринимательство как важная часть преобразованийэкономических институтов, играет роль экономического демпфера. В России покалишь малый бизнес имеет достаточно высокий потенциал, дающий возможностьприспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды. Исходя из этогонеобходимо оказывать всяческое содействие со стороны законодательной иисполнительной власти.
Для активизациипроизводственной и инвестиционной деятельности малых и средних предприятийусилия Правительства Российской Федерации направлены на:
ü  создание необходимыхусловий для использования малыми предприятиями бездействующих и недозагруженныхосновных фондов, в том числе и при осуществлении санационных мероприятий вотношении предприятий-банкротов;
ü  концентрациюресурсов государственной поддержки на формирование в малом предпринимательствесовременного высокотехнологичного товаропроизводящего и инновационногосекторов;
ü  упрощениеналогообложения малого бизнеса, замену многочисленных налогов единым, упрощениесистемы бухгалтерского учета и отчетности для малых предприятий;
ü  формированиеблагоприятного порядка налогообложения организаций, входящих в инфраструктуруподдержки малого предпринимательства;
ü  создание нормативнойбазы, обеспечивающей государственную поддержку инвестиционных проектовсубъектов малого предпринимательства, а также привлечение и использование дляэтих целей иностранных кредитов.
Для выработкиосновных направлений и определения приоритетов в развитии малых и средних предприятийв субъектах Российской Федерации с учетом основных характеристик можно выделитьтри группы регионов.
Первая группа характеризуетсядостаточно высоким уровнем развития малых предприятий, выполнением комплексныхрегиональных программ и инвестиционных проектов с использованием бюджетных ивнебюджетных источников финансирования. Длявторой группы характерныначальная стадия развития малого бизнеса и системы его государственнойподдержки, незначительный объем бюджетного и внебюджетного финансирования региональныхпрограмм. Третья группа характеризуется сложными общеэкономическими исоциальными условиями, низким уровнем развития малых предприятий, региональныепрограммы поддержки малого предпринимательства не подкреплены организационнымиструктурами, нормативно-правовыми актами и финансовыми ресурсами.
В среднесрочнойперспективе будет осуществлен перенос центра тяжести финансово-кредитнойподдержки малого предпринимательства, построенной на принципах бюджетногофедерализма, на региональный и муниципальный уровень. Это позволит направитьналоговые сборы и платежи от малых предприятий в бюджеты субъектов РоссийскойФедерации. Приоритетный комплекс задач связан с формированием целостной системыфинансово-кредитной и инвестиционной поддержки малых предприятий, включающейсоздание гарантийно-инвестиционных банков, региональных и муниципальныхгарантийных фондов, страховых компаний и обществ взаимного кредитования.
Планируетсяактивизировать предоставление гарантий Правительством Российской Федерации поиностранным инвестиционным кредитам для быстроокупаемых инвестиционных проектовмалых предприятий, прежде всего производственного и инновационногонаправлений, по переработке сельскохозяйственной продукции, производствупродуктов питания, других социально значимых товаров и услуг.
Серьезное вниманиеуделяется укреплению собственной финансовой базы развития малых и среднихпредприятий, развитию микрокредитования, способствуя задействованию внутреннегопотенциала экономического роста.
Важное место вреализации инвестиционной политики занимает финансовый лизинг.
Лизинговые операциипозволяют привлечь значительные объемы негосударственных целевых инвестиций дляперевооружения и модернизации основных фондов предприятий, в том числе малых,перераспределить часть финансовых потоков в реальный сектор экономики,расширить налогооблагаемую базу за счет развития нового вида хозяйственнойдеятельности.
В рамках реализацииФедеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства вРоссийской Федерации, региональных программ поддержки малогопредпринимательства, комплекса мер по развитию лизинга в Российской Федерации создается система межрегиональных опорных лизинговых центров вспециализированных региональных лизинговых компаний. Эти процессы и факторы внаибольшей мере способствуют позитивным структурным изменениям в направлениидальнейшего увеличения числа малых предприятий в промышленности истроительстве. Возможна стабилизация в даже небольшое увеличение доли малыхпредприятий в сферах науки и научного обслуживания, транспорта и связи.
необходимо всоответствии с законодательством предусматривать создание в регионахинновационных центров, которые будут обеспечивать координацию взаимодействия иподдержку участников инновационной деятельности. Наряду с активизациейинновационной деятельности в крупных организациях необходимо создать условиядля привлечения к этому процессу субъектов малого предпринимательства, в томчисле и за счет выделения малых организаций из крупных фирм.
Политика государственнойподдержки малого бизнеса осуществляется на базе налого­вых льгот, создания(хотя еще и в незавершенном виде) цивилизованного законо­дательногопространства, информационной поддержки, обучения кадров, форми­рования сетибизнес-парков, нала­живания эффективной координации в этой об­ласти междуфедераль­ным центром и субъектами Федерации, а также с мест­ными органамивласти. 
    Практика государственногосодействия немонополистическому сектору экономики развитых стран показывает,что правительственный выбор основных направлений этого содействия происходит наоснове исследований данного круга проблем. Поэтому важнейшая задача органоввласти определить приоритетные направления развития малого бизнеса. В Россиик таким направлениям отнесены:
ü производство и переработка сельскохозяйственнойпродукции;
ü производство продовольственных, промышленныхтоваров, товаров народного потребления;
ü лекарственных препаратов и медицинской техники;
ü оказание производственных, коммунальных и бытовыхуслуг;
ü строительство объектов жилищного,производственного и социального назначения.
   Соответственно, одним из важных инструментов государственного содействияразвитию мелкого бизнеса является прямая финансовая помощь, котораяосуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставлениягарантий при получении ими займов из других источников и льготногоналогообложения.
   Важным инструментомгосударственного содействия малым предприятиям в большинстве промышленноразвитых стран является система государственных заказов. Данная форма отношенийпозволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускоритьпроцесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепитьконкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое.
Достаточно широкое развитие получили организуемыегосударственными органами и частными предприятиями специальные службы пооказанию различных консультационных услуг малым компаниям.

2.3. Самостоятельноесуществование малого бизнеса на Дальнем Востоке.
 
В регионах Дальнего Востока изначально рождение бизнеса происходило вболее неблагоприятной обстановке по сравнению с западными регионами страны.Становление малого предпринимательства в крае не имело равных стартовыхусловий. Так, в западных регионах страны лучше развиты отрасли, привлекательныедля малого бизнеса, прежде всего, пищевая и легкая промышленность, сфера услуг,производственная инфраструктура, сеть автомобильных дорог, более дешевыеисточники электрической и тепловой энергии, позволяющие производить и реализовыватьконкурентоспособную продукцию.
Уровень развития малого предпринимательства в мировой практикеизмеряется по количеству фактически действующих малых предприятий на однутысячу жителей. В Хабаровском крае этот показатель соответствуетобщероссийскому (6,2 малых предприятий), что выше, чем в дальневосточномрегионе в целом (5,3), но существенно уступает развитым странам (встранах-членах ЕС – не менее 30). В среднем, численность представителей малогопредпринимательства приближается к среднеевропейскому или общемировомупоказателю.[1]
Отраслевая структура малого предпринимательства отражает картину,характерную для России в целом.  Малый бизнес создает свои «ниши» практическиво всех отраслях экономики, однако доминирующей остается сфера торговли и общественногопитания.
В то же время в значительной мере малый бизнес занимает рынок,приносящий высокую добавленную стоимость, прежде всего, рынок информационныхтехнологий. Сегодня наиболее активна его роль в оказании услуг на основетрансферта информационных технологий.
Сложившаяся отраслевая структура на Дальнем Востоке и в частности вХабаровском крае свидетельствует о его развитии преимущественно в сфереторговли и общественного питания, в которой действует почти каждое второе малое предприятие (рис. 1).
Субъекты малого предпринимательства действуют на локальных рынках,постоянно ориентируются на местных потребителей, учитывают местные особенности.И главное – развитие малого предпринимательства обеспечивает рост жизненногоуровня активной части населения, его занятости, смягчает социальную нагрузку набюджет, постепенно ведет к формированию среднего класса как основысоциально-политической стабильности в обществе.
Внастоящее время проводится множество программ по развитию и поддержке малогобизнеса на Дальнем Востоке. К примеру в 2004 году осуществлялась реализацияпятой краевой программы «Развитие и поддержка малого предпринимательства вХабаровском крае на 2004 – 2006 годы», утвержденной постановлениемПравительства края  № 29-пр от 20 октября 2003 года. Положительная динамикаосновных показателей деятельности малого предпринимательства свидетельствует обэффективности мер государственной поддержки.[2]
Также в Хабаровскомкрае продолжает осуществляться финансовая политика поддержки малогопредпринимательства в соответствии с краевой программой развития и поддержкималого предпринимательства путем ее реализации за счет бюджетных и внебюджетныхисточников финансирования. Развивается сетьинфраструктурных организаций, предоставляющих субъектам малого бизнесафинансовые и другие услуги.
Развитие системы финансово-кредитной поддержки малогопредпринимательства по-прежнему связано, в первую очередь, с решением задачдоступности финансовых ресурсов для малого бизнеса, и особенно, для начинающихпредпринимателей. Одной из форм решения этих проблем является развитиемеханизмов микрокредитования. Это одно из основных мероприятий краевойпрограммы развития и поддержки малого предпринимательства, являющееся наиболеевостребованной формой среди предпринимателей.
В 2004 году из краевого бюджета на осуществлениефинансово-кредитной поддержки малого предпринимательства края было выделено 8,2млн.рублей, в том числе на реализацию программы микрокредитования — 3,2млн.рублей.
На фоне кредитных ресурсов, выдаваемыхкоммерческими банками малому предпринимательству, выделяемые бюджетные средствавыглядят скромно.Однако они направляются, в большей степени, наоказание поддержки начинающим предпринимателям, на реализацию небольших, новажных для края и муниципальных образований проектов.
Возможность доступа предпринимателей кфинансовым ресурсам и, прежде всего, начинающих свое дело, является не толькоэкономической, но и политической задачей на ближайшие годы. Решение задачисвязано с совершенствованием системы и форм финансово-кредитной поддержкималого бизнеса.
Это и дальнейшее развитие механизмовмикрофинансирования, как наиболее востребованной формы финансовой поддержкисреди предпринимателей, и долевое финансирование на конкурсной основеинвестиционных и инновационных проектов предпринимателей, а такжеподдержка выставочно-ярмарочной деятельности субъектов малого бизнеса, призваннаясодействовать продвижению продукции и услуг наших товаропроизводителей.
Перспективной формой финансовойподдержки, позволяющей снизить издержки предпринимателя при реализациипроизводственных или социально- значимых проектов, становится новая формафинансовой поддержки малого бизнеса – субсидирование процентной ставки покредитам, выдаваемым коммерческими структурами субъектам малого предпринимательства.За 2004 год принято решение о субсидировании процентной ставки по кредитам 8социально-значимых проектов субъектов малого предпринимательства на сумму 560тыс. рублей.[3]
Таким образом мы можем увидеть, что Правительство Российской Федерациии органы местного самоуправления не оставляю без внимания проблему поддержки иразвития Малого бизнеса на Дальнем востоке.
Рисунок 1:
/>

1. Лысенко ГИ Государство и рынок:региональный аспект.- Хабаровск: ХНЦ ДВО РАН, 2005.
2. Приложение1
3. Приложение2

Глава 3. Роль малогобизнеса в экономике.
 
Во-первых, как ужеотмечалось, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создаетглубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокаяэффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши,образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться.В-третьих, — создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй,самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которыхрыночная экономика невозможна.
Мелкие и средние предприятияиграют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров,исследовательских и научно-производственных разработках.
Успех малого бизнеса в этойобласти можно объяснить следующими причинами. Углубление специализации внаучных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идутпо более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях.Мелкие фирмы также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений,поскольку при выпуске принципиально нового изделия снижается значение крупныхлабораторий с устоявшимися направлениями исследований. К тому же малые фирмыстремятся как можно скорее наладить массовое производство. Тем самым, значениеразработок, проводимых мелкими предприятиями достаточно важно, прежде всего сточки зрения расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередьактивно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрогоудовлетворения (вновь рожденного) спроса, мотивируемого разработками,проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства.
Отношение нововведений кзатратам на научные исследования и разработки малых предприятий в 3-4 разавыше, чем в крупных. Если проследить путь изобретения, использованного крупнымимонополиями, то нередко оно оказывается результатом работы отдельных ученых илимелких фирм. Однако последующее внедрение осуществляется компаниями,обладающими необходимыми для этого финансовыми и материальными ресурсами.
Обобщая все вышесказанное,хотелось бы обратить внимание на то, что мелкое предпринимательствовоздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений прежде всего врезультате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации истепени приобщенности все более и более широких слоев населения к системепредпринимательства и делового администрирования.
Развитие специализации икооперации вовлекает мелких и средних предпринимателей в сферу влияния крупныхобъединений.
Фактически они теряют своюнезависимость и превращаются в отдельные звенья более крупных монополий, хотяофициальная статистика учитывает их как самостоятельные единицы. Крупныепредприятия привлекают узкоспециализированные мелкие фирмы, производящие дляних отдельные детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в отрасляхмашиностроения, электронной промышленности, группируются обычно по несколькодесятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и техническойпомощью монополий. Для хозяев монополистических объединений также мелкиесубподрядчики удобны и выгодны: они поставляют свою продукцию по достаточнонизким ценам. Их производственные, социальные и другие проблемы мало заботятруководителей монополий. В периоды неблагоприятной конъюнктуры и другихосложнений, монополии (хозяева) рвут связи со своими мелкими поставщиками,бросая их на произвол судьбы. В последнее десятилетие во многих странахусилилась тенденция к объединению мелких предприятий на основе специализации икооперации производства, в крупные отраслевые структуры, которые сейчаспроизводят большие объемы разнообразной продукции, в том числе высокоготехнического и технологического уровня, и довольно успешно конкурируют нарынках с крупными компаниями и монополиями.
Важность малых предприятийеще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, онивынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведьчтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучшедругих, чтобы прибыль доставалась именно им.
Массовый выпуск промышленныхизделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т.п.) крупными предприятиями вызывает потребность в соответствующих промышленныхуслугах по ремонту и обслуживанию, которые часто осуществляют мелкиепредприятия, так как монополии из-за своей громоздкости вынуждены затрачиватьмного усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть маленькихфилиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее восновном для поддержания престижа крупной фирмы.
Деятельность малыхпредприятий в менее развитых районах западноевропейских стран — это основа всейих социальной и экономической жизни и решающая предпосылка их дальнейшегохозяйственного развития.
В то же время, на мелкихпредприятиях отмечается более высокая эффективность труда, малые фирмы сменьшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услугна основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большуюзанятость. Они увеличивают размеры поступлений в муниципальные бюджеты,стимулируют НТП, выполняют другие важные для хозяйства функции.

Заключение.
 
Хотелось бы надеяться, что вближайшее время и наша страна пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнесак сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Малоепредпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом, что наглядно видноиз данной работы. Следовательно, лучший выход для России – это государственнаяполитика правительства, направленная на расширение и развитие предприятиймалого предпринимательства в нашей стране.
Хотелось бы заметить, чтонесомненная перспективность сектора малого и среднего предпринимательства всовременной экономике и, следовательно, большой интерес к нему, не следуетрассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисных мер. Этодолговременное направление структурной политики, естественным образомобеспечивающей взаимодействие воспроизводственных и рыночных процессов вроссийском хозяйстве, реализацию современной стратегии экономического роста втечение долговременного перехода. Ибо, именно малые предприятия, особенно вслучае удовлетворительной разработки новой государственной политики в областималого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многихотраслях, обеспечивал перелив инвестиций в сферы наиболее эффективногоприложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики иформирование всероссийского рынка.
Таким образом, как у предприятий, так иу государства до сих пор открытыми остается большое количество проблем, но,несмотря на сохранение довольно сложного экономического положения,реформирование экономики  способствовало освоению  новой моделиобщественно-экономического развития, имеющей рыночную ориентацию. Контурысовременной экономики стали определять: направление на доминирование частногосектора, либерализация практически всех отраслей экономики и активизациярыночных регуляторов, локализация очагов кризиса, ориентация наплатежеспособный спрос, то есть создание благоприятных условий для скорогоподъема промышленности.
Социальная значимость МП определяетсямассовостью группы мелких собственников — владельцев малых предприятий и ихнаемных работников, общая численность которых является одной из наиболеесущественных каче­ственных характеристик любой страны с развитой рыночнойэкономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массупотребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстроизменяющимися требованиями рынка. При этом необходимо учитывать следующиеважнейшие социальные факторы:
·  — развитие МП способствует постепенному созданиюширокого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельнообеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихсяосновой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности идемократического развития общества;
·   занятие малым бизнесом является не только источникомсредств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциалаличности;
·   объективно неизбежная реструктуризация экономикивынуждает все большее число граждан заняться самостоятельнойпредпринимательской деятельностью;
·   сектор МП способен создавать новые рабочие места, аследовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальнойнапряженности в стране;
·   массовое развитие МП. способствует изменениюобщественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения,является единственной альтернативой люмпенской психологии и социальномуиждивенчеству.
 
Политическое влияние малого бизнеса вразличных странах достаточно велико, поскольку эта социальная группа давностала основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного посвоей численности и являющегося выразителем политических предпочтенийзначительной части населения. В условиях устойчивого социально-экономического иполитического развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшейприверженностью принципам демократии, политической стабильности и экономическойсвободы. Слой мелких собственников проявляет наибольшую активность и дажеагрессивность при возникновении угрозы в отношении собственности, так как вотличие от крупных и средних собственников для владельцев малых предприятий ихсобственность зачастую является единственным средством к существованию иважнейшим способом самовыражения. Средний класс либо сам формирует своиполитические движения, либо становится объектом борьбы различных политическихсил за голоса избирателей.
Данный фактор определяет неразрывностьсвязи МП с интересами местных и региональных сообществ, что обусловливает егозависимость от национальной основы и составляет питательную среду для егопатриотических настроений. При этом, как свидетельствует исторический опытпатриотические настроения в среде мелких собственников в условияхэкономического спада и политической нестабильности могут принимать крайниеформы и подталкивать их к поддержке наиболее экстремистских политических сил.

Список использованнойлитературы:
 
1.      Лысенко Г.И., Государство и рынок: региональный аспект.-Хабаровск:       ХНЦ ДВО РАН, 2005.
2.      Минакир П.А., Системные трансформации в экономике. –Владивосток:    Дальнаука, 2001.
3.      Минакир П.А., Дальний Восток и Забайкалье – 2010//Программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкальядо 2010 года.- Москва: Экономика, 2002.
4.      СамуэльсонП.Э.,Нордхаус В.Д.,   Экономика.– Москва, 2001.
5.      Краеваяпрограмма «Развитие и поддержка малого предпринимательства в Хабаровском краена 2004-2006 годы». Утвержденапостановлением Правительства края  № 29-пр от 20 октября 2003 года.
6.      Чемберлин Э.,  Теория монополистической конкуренции. – Москва, 1996.
7.      АльянсМедиа. 16 декабря 2004.
8.      Пресса ителевидение России.// Обзор прессы. 15 декабря 2004.
9.      Восток-Медиа 4 июня 2006.
10.    Юркова Т.И., Юркос С.В.,  Экономика предприятий.- Москва,2002.
11.    Успенский И.В.,  Маркетинг. – Санкт-Петербург:СПГУЭ и Ф., 2003.
12.    Клейнер Г.Б.,  Стратегии бизнеса: Аналитическийсправочник. – Москва: «КОНСЭКО», 1998.
13.    Мескон М., Альберт М.,   Основы менеджмента. – Москва:«Дело», 1997.
14.    Багиев Г.Л., Асаул А.Н.,    Организация предпринимательскойдеятельности.- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ., 2001.
15.    Закон «О развитии малого исреднего бизнеса РФ» от 02.10.2006.
16.    Гражданский кодекс РФ, Ч 4.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.