Реферат по предмету "Международные отношения"


Интеграционные процессы в Западной Европе

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ САРАТОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) по международным экономическим отношениям ТЕМА: «Интеграционные процессы в Европе» Выполнила: студентка 2 ВЭД Ермоленко Ю. А. № ВДС – 01009 Проверил: Фёдоров Б. П. САРАТОВ, 2002 Содержание Введение….3 ГЛАВА 1.


Международная экономическая интеграция …1. Объективные основы и этапы экономической интеграции …………2. Особенности развития западноевропейской экономической интеграции … 3. Европейская ассоциация свободной торговли… 15 ГЛАВА 2. Особенности развития Западноевропейской экономической интеграции….1. Институциональное оформление западноевропейской интеграции 19 2.2.


Единый внутренний рынок ЕС в условиях новой валюты………….22 ГЛАВА 3. Экономические отношения России с ЕС… 1. Экономическая и финансовая политика руководства ЕС………….2. Политика экономического сотрудничества ЕС со странами Восточной Европы и Россией… 29 Заключение….35 Список литературы….… 36


Введение Развитие интеграционных процессов является важнейшей характеристикой современного мирового хозяйства. Процессы международной экономической интеграции заметно активизировались во второй половине XX века в различных регионах земного шара. Международную экономическую интеграцию (МЭИ) можно определить как процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их воспроизводственных структур на


различных уровнях и в различных формах. Интернационализация хозяйственной жизни во второй половине XX века стала ведущей тенденцией развития современного мирового хозяйства. Одна из основных тен¬денций глобальной интернационализации мирового хозяй¬ства как результата развития международного разделения труда и международной кооперации производства прояв¬ляется в образовании обширных зон влияния той или иной державы или группы наиболее развитых стран.


Эти страны и группы государств становятся своеобразными интеграци¬онными центрами, вокруг которых группируются другие государства, образуя своеобразные материки в океане ми¬рохозяйственных связей. На рубеже 1999 г. в условиях хозяйственной деятельности в большинстве стран Европейского союза (ЕС) произошли кардинальные изменения. На место множества национальных валют пришла единая европейская денежная единица (евро), заменяющая


эти валюты во всех современных функциях денег и во всех деловых операций. 1 января 1999 года вошло в историю как день рождения новой валюты – евро. В течение первых трёх лет она существовала лишь в осязаемой, электронной форме. Но затем в обращении появились новые банкноты и монеты, а знакомые в течение многих десятилетий германская марка, французский франк, итальянская лира, голландский гульден, бельгийский (и люксембургский) франк,


испанская песета, португальский эскудо, ирландский фунт, австрийский шиллинг, и финская марка бесследно исчезнут, оставшись лишь анналах экономической истории. Создание одиннадцатью государствами европейского Союза единой коллективной валюты – это не одномоментная техническая операция, подобная, скажем, пережитому нами в 1998 году обмену старых рублей на новые. В отличие от российской деноминации введение евро имеет три глубоких измерения – прошлое, настоящее


и будущее. Единая валюта – это высший из достигнутых к настоящему времени этапов европейской интеграции. Интеграция, в свою очередь, представляет собой апогей длительной исторической эволюции Западной Европы - её экономики, социальных отношений, политического устройства, Европа шла к евро почти две тысячи лет. На рубеже 1999 г. в условиях хозяйственной деятельности в большинстве стран Европейского союза (УС) произошли кардинальные изменения.


На место множества национальных валют пришла единая европейская денежная единица (евро), заменяющая эти валюты во всех современных функциях денег и во всех деловых операций. Такой шаг существенно продвигает вперёд процесс интеграции, ибо складывающийся единый внутренний рынок ЕС уже не мог опираться на различные денежные системы, остающиеся в национальном подчинении. Это сохраняло бы внутри ЕС очевидные различия в организации кредитов, расчётов, курсовой политики,


а следовательно, и связанные с этим валютные риски, задержки платежей, различия в налогах и ценах и разнобои во внешней валютной политике. С переходом к евро ЕС превращается в мощную и консолидированную валютную зону, способную дополнительно стимулировать экономический рост, заметно снизить операционные расходы предприятий и на равных соперничать с американским долларом и йеной. Именно поэтому европейский бизнес, особенно крупный, с самого начала активно поддержал переход


к новой валюте. А впрочем, её позитивно приняло и общественное мнение стран-участниц. ГЛАВА 1. Международная экономическая интеграция 1. Объективные основы и этапы экономической интеграции Экономическая интеграция создает условия для ускорения интернационализации производства стран — участниц этого процесса, выравнивания их основ¬ных социально-экономических параметров.


Схематично про¬цессы, ведущие к экономической интеграции, можно вы¬разить следующей взаимосвязанной (с обратной связью) це¬почкой: развитие производительных сил <-> международ¬ное разделение труда <-> интернационализация производ¬ства и капитала <-^ экономическая интеграция. На экономи¬ческую интеграцию существенным образом влияют два фактора, о которых говорилось выше; научно-технический про¬гресс и транснациональные корпорации.


Накопленный опыт развития интеграционных процес¬сов в мировом хозяйстве свидетельствует о необходимости прохождения четырех этапов в становлении и развитии эко¬номической интеграции. Этапы экономической интеграции Первый этап. Образование зоны свободной торговли с отменой та¬моженных тарифов и других ограничений между странами-участницами, На этой стадии страны-участницы упраздня¬ют взаимные торговые барьеры, но сохраняют полную сво¬боду


действий в экономических связях с третьими страна¬ми, Например, право на отмену или введение новых тамо¬женных пошлин, либо иных ограничений, право на заклю¬чение торгово-экономических договоров, соглашений, аль¬янсов. Вследствие этого между странами сохраняются тамо¬женные границы и посты, контролирующие происхожде¬ние товаров, пересекающих их государственные границы и соответственно препятствующие льготному ввозу товаров


ив третьих стран. Классическим примером такой зоны сво¬бодной торговли считается Европейская ассоциация свобод¬ной торговли, существующая с I960 года. Второй этап. Образование таможенного союза с установлением еди¬ных тарифов в торговле и в движении рабочей силы и ка¬питала. На этом уровне интеграции государства не только устраняют взаимные торговые барьеры, но и учреждают единую систему внешних торговых барьеров и общих тамо¬женных пошлин


по отношению к третьим странам. При этом таможенные службы на внутренних границах упраздняют¬ся, а их функции передаются соответствующим службам на внешних границах. Возникает единое таможенное про¬странство, ограниченное пределами входящих в него госу¬дарств. Примером такого образования является Европейское экономическое сообщество, переросшее в Европейский Союз. Третий этап. Возникновение экономического союза, представляю¬щего собой начальную


фазу реальной экономической ин¬теграции. Па этой ступени государства договариваются о свободном перемещении через национальные границы не только товаров, но и всех факторов производства, вклю¬чая капитал, рабочую силу, технологии, информацию. В результате формируется общее рыночное пространство, так называемый общий рынок. Четвёртый этап. Полная интеграция с единой экономической полити¬кой, общей валютой и органами наднационального регули¬рования. Достижение этого уровня интеграции (политико-экономического союза)


предполагает, что вступающие в него государства, с учетом достигнутых результатов прежних этапов интеграции, договариваются о проведении совместной торговой, а затем и в целом экономической политики по отношению к третьим странам, а также об унификации систем регулирования экономики. Данная ступень интегра¬ции предполагает согласование внешней политики стран-участниц, что дает еще более широкие возможности для взаимовыгодного объединения сил и средств в интересах хозяйственного развития


всего союза в целом и каждой из стран-участниц. Последние два этапа могут включать в себя определен¬ные подэтапы, связанные со спецификой той или иной интеграционной группировки. Большинство из существую¬щих в мире интеграционных группировок находится пока на стадии формальной интеграции, т. е, проходит первый и второй этапы интеграционного развития, Международная экономическая интеграция рассматри¬вается (особенно в ее западноевропейском варианте)


как трехуровневая модель. На микроуровне, т. е. на корпора¬тивном уровне, когда отдельные компании «ступают в пря¬мые хозяйственные связи, развертывают интеграционные процессы, На межгосударственном уровне, когда целенаправлен¬ная деятельность государства (коллективная или односторонняя) способствует интеграционным процессам перепле¬тения труда и капитала в пределах той или иной группы стран, обеспечивает функционирование особых интеграци¬онных инструментов,


Национальный уровень, на котором страны-участницы добровольно передают ряд политико-экономических функ¬ций. 1.2. Особенности развития западноевропейской экономической интеграции Своё наиболее полное развитие экономическая интег¬рация получила в Западной Европе. Помимо объективных экономических процессов, западноевропейская интеграция подпитывалась идеями единой Европы, выдвигаемыми мно¬гими европейскими политическими, общественными деяте¬лями и мыслителями,


среди которых В, Гюго, И. Кант и др. Современная история образования и развития Европей¬ского Союза (ЕС) начинается с 1951 года, В апреле этого года был подписан договор о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС), в который пошли 6 стран — Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Это была сво¬его рода предыстория западноевропейской интеграции.


Ре¬альный отсчет ее возникновения и развития начинается с 1957 года, когда те же страны подписали договоры о созда¬нии Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Ев¬ропейского сообщества по атомной энергии (Евратом). В состав общества вошли страны с высоким уровнем разви¬тия, что во многом определило высокие темпы его эконо¬мического роста на протяжении последующих 15 лет.


Развитие западноевропейской интеграции с конца 50-х- годов до настоящего времени протекало неравномер¬но и относительно противоречиво. Вместе с тем цели и задачи, поставленные при образовании Европейского экономи¬ческого сообщества на протяжении всего его осуществле¬ния, реализовывались достаточно последовательно и ус¬пешно. Этапы западноевропейской экономической интеграции Первый этап (конец 50-х — середина 70-х годов) счи¬тается "золотым веком" в жизни


Сообщества. Он ознамено¬вался досрочным созданием Таможенного союза, сравнитель¬но успешным формированием единого аграрного рынка, вступлением в ЕЭС трех новых стран: Великобритании, Дании, Ирландии. Цели создания ЕЭС • постепенное устранение всех ограничений в торгов¬ле между странами-участницами; • установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами; • ликвидация ограничений для свободного передвиже¬ния "людей, капиталов, услуг"; • разработка


и проведение общей политики в области транспорта и сельского хозяйства; • создание валютного союза; • унификация налоговой системы; • сближение законодательства; • разработка принципов согласования экономической политики. В целях реализации этих установок была создана комп¬лексная управленческая структура — Совет Министров ЕЭС, Комиссия европейских сообществ, Европейский совет, Ев¬ропейский суд, Европейский парламент. •


Своей первой целью ЕЭС поставило решение задачи создания общего рынка товаров, капиталов, услуг и рабо¬чей силы стран-участниц. Для этого был создан Таможен¬ный союз. Именно Таможенный союз лежит в основе ЕЭС. В рамках Таможенного союза были: • ликвидированы торговые ограничения во взаимной торговле стран-участниц; • установлен единый таможенный тариф по отноше¬нию к третьим странам; • достигнута свобода передвижения


капиталов, кре¬дитов, денежных переводов, предоставления услуг; • обеспечена свободная миграция рабочей силы и сво¬бода выбора места жительства. Все эти меры способствовали ускорению промышлен¬ной интеграции. Одновременно делались попытки по осу¬ществлению аграрной интеграции в форме установления коллективного протекционизма с помощью компенсацион¬ных сборов и финансирования через сельскохозяйственный фонд. Аграрная политика ЕС базируется на единой системе цен, которая гарантирует установление единой минималь¬ной


цены для многих сельскохозяйственных продуктов стран — членов ЕС. Формирование общего рынка ускорило процесс превращения национальных монополий стран ЕЭС в трансна¬циональные, способствовало проникновению в экономику стран-партнеров. Развитие ЕЭС означали интенсивный пе¬реход стран — участниц Сообщества от замкнутых нацио¬нальных хозяйств к экономике открытого типа, обращен¬ной к внешнему рынку.


Второй этап (середина 70-х — середина 80-х годов) вошел в историю ЕС в основном как застойный период. Хотя в этот период странам — членам ЕС удалось принять про¬грамму европейского валютного сотрудничества, создать механизм внешнеполитических консультаций, все же про¬явившиеся негативные тенденции привели к серьезному кризису лапа дно европейской экономической интеграции, получившему название еврпсклероз,


В 70-е и начале 80-х го¬дов разрыв в уровнях развития между странами ЕС увели¬чился. С вступлением в ЕС Греции в 1981 г. эта тенденция Окончательно таможенные барьеры в ЕС были отменены лишь в 1994 г, проявилась еще более отчетливо, поскольку ее экономика находилась на значительно более низком уровне по срав¬нению с другими участниками Сообщества. Третий этап (вторая половина 80-х — начало 90-х годов) — этап дальнейшего расширения состава


Сообщества. В 1986 г. присоединение Испании и Португалии привело к обострению ранее существовавших межстрановых диспропорций. На момент вступления в ЕЭС душевой доход в Пор¬тугалии составлял примерно половину среднего по ЕЭС, в Испании — около 3/4. В новых странах-участницах при¬мерно один из пяти работал в сельском хозяйстве, в то время как в ЕЭС — один из тринадцати. Вместе с тем имен¬но этот период характеризуется новыми


импульсами в раз¬витии западноевропейской интеграции, связанными преж¬де всего с принятием Единого европейского акта (ЕЕА). В ЕЕА подтверждалась общая цель стран — участниц Сообщества: создание Европейского Союза — объединения, которое представляет собой политический альянс участни¬ков Сообщества и предусматривает не только высокую сте¬пень их экономического, валютно-финансового, гуманитар¬ного сотрудничества, но и согласование внешней полити¬ки, включая обеспечение безопасности.


Центральным поло¬жением ЕЕА явилась зафиксированная в нем цель создания единого экономического пространства, к котором разные страны — члены ЕЭС составляли бы единый хозяйственный организм. С принятием Единого европейского акта усили¬лись интеграционные процессы стран — членов Сообще¬ства в области микро- и макроэкономики, политики и пра¬ва, науки и экологии, регионального развития, социальных отношений. В начале 90-х годов страны — члены


ЕС прак¬тически завершили си;^ишпе основ единого рынка и вплот¬ную приблизились к формированию валютно-экономического и политического союзов, Четвертый этап (середина 90-х годов — начало XXI в.). В соответствии с положением Единого европейского акта с 1 января 1993 г. было введено свободное передвижение факторов производства внутри границ Сообщества. Факти¬чески в немках Сообщества возникло единое экономичес¬кое пространство, означающее вступление


ЕС в качествен¬но новый этап экономической интеграции. На основании Маастрихтского договора (февраль 1992 г.) Европейское экономическое сообщество трансфор¬мировалось с 1 января 1994 г. в Европейский Союз с числом стран-участниц, возросших до 15. В рамках ЕС осуществ¬ляется создание полностью единого внутреннего рынка.


Про¬возглашены цели дальнейшего интеграционного сотрудни¬чества. Они включают создание единого Европейского бан¬ка с правами эмиссии единой валюты ЕВРО, образование единого западноевропейского пространства без внутренних границ. Поступательное развитие ЕС отнюдь не. означает от¬сутствие противоречий и трудностей этого процесса. Выше уже отмечались межстрановые и внутристрановые дис¬пропорции, возникшие в результате присоединения


новых членов ЕС. Значительные проблемы возникали и возникают в процессе осуществления единой аграрной политики, еди¬ных централизованных цен на основные виды сельскохо¬зяйственной продукции тревожит идеологов Евросоюза и падение конкурентоспособности европейских товаров на международных рынках, сокращение доли ЕС в мировой торговле, отставание от США в компьютеризации и др. 1.3. Европейская ассоциация свободной торговли Экономическая интеграция в


Западной Европе не ограничивается только границами ЕС: с начала 60"х годов существует Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), ЕАСТ в отличие от ЕС не имеет наднациональных функций и межгосударственных координирующих институ¬тов. ЕАСТ во главу угла ставит экономическое сотрудничество. В первую очередь она содействовала либерализация торговли и устранению таможенных барьеров.


Страны — члены ЕАСТ (в ВО-с годы их было 7, в сере¬дине 90-х годов — 4 — Норвегия, Исландия, Лихтенш¬тейн, Швейцария) добровольно присоединяются к тому или иному торгово-экономическому соглашению с третьими стра¬нами, а также обладают суверенным правом устанавливать в отношении этих стран любые таможенные тарифы в тор¬говле между странами — членами Европейской ассоциации свободной торговли режим свободного беспошлинного тор¬гового оборота действует


только в отношении промышлен¬ных товаров, так как действие конвенции ЕАСТ не распространяется на сельскохозяйственную продукцию. В 1972 г. каждое государство, входящее в ЕАСТ, подписало соглашение с ЕЭС/ЕС, в соответствии с кото¬рым постепенно были снижены пошлины и количественные: ограничения на промышленные товары. Беспошлинная тор¬говля между другими странами базируется .на системе слож¬ных правил, разработанных


в зависимости от происхожде¬ния товара. Из-за отсутствия единого таможенного тарифа внутри ЕАСТ свобода беспошлинной торговли существует только для товаров, произведенных в странах-членах. В 1994 г. ЕАСТ и ЕС подписали соглашение об образова¬нии "единого экономического пространства" (ЕЭП), в кото¬рое из западноевропейских стран не вошла только Швей¬цария. Основополагающий принцип соглашения — свобод¬ное перемещение капиталов, товаров, услуг и


физических лиц, Следует подчеркнуть, что ЕЭП не является таможен¬ным союзом. Входящие в неги государства в рамках струк¬тур ЕС и ЕАСТ не имеют ни единой торговой политики, ни общих таможенных тарифов по отношению к третьим стра¬нам. Единое экономическое пространство возглавляет со¬вет, состоящий "из министров государств — участников со¬глашения. Несмотря на высокий уровень развития входящих в нее государств и взаимных экономических


связей между ними, ЕАСТ не стала полноценной интеграционной группировкой. Фактически она явилась своеобразным "подготовительным классом" для новых членов ЕЭС/ЕС, В настоящее время мно¬гие члены ЕАСТ рассматривают ее как потенциальную зону свободной торговли между восточноевропейскими и запад¬ноевропейскими странами. Европейская ассоциация свободной торговли приветство¬вала создание v. начали 1996 г. центрально-европейской


зоны свободной торговли из 12 стран. Не исключено, что со вре¬менем эти государства пополнят ЕАСТ, членство в которой станет для них первым шагом на пути в ЕС. Экономическая мощь ЕС, динамичность его расшире¬ния и сильная зависимость отдельных стран Западной Ев¬ропы от торговли с ним, как считает Вольфганг Хойер, ав¬тор известной книги Как делать бизнес в Европе", в бли¬жайшем будущем поставят перед


остальными странами аль¬тернативу: либо вступить в ЕС и частично отказаться от своего суверенитета, но зато воспользоваться всеми воз¬можностями крупнейших рынков мира либо оставаться в стороне, отрезать себе путь к участию в процессе объеди¬нения Западной Европы со всеми отрицательными послед¬ствиями для собственной экономики. Централъноевропенское соглашение о свободной торговле


После прекращения деятельности интеграционной группировки бывших социалистических государств — Со¬вета экономической взаимопомощи (СЭВ), бывшие члены этой организации не отказались от углубленного сотрудни¬чества. В 1990 г. они образовали свою интеграционную группировку — "Вышеградскую тройку", в которую пошли Вен¬грия, Польша и Чехословакия. После распада Чехослова¬кии эта группировка преобразовалась в "


Вышеградскую чет¬верку". С 1 марта 1993 г. в рамках этой группировки вступи¬ло в силу централъноевропенское соглашение о свободной торговле (СЕФТА), предусматривающее постепенное вза¬имное снижение пошлин. Этот шаг был продиктован тем, что, несмотря на специальные так называемые европей¬ские соглашения" с ЕС каждой из "Вышеградской четвер¬ки", их торгово-экономические отношения развиваются в целом малоудовлетворительно, Поэтому для сохранения и приумножения наработанных да последние десятилетия


торгово-экономических связей Центральной Европы и была со¬здана эта интеграционная группировка- С сентября 1995 г. СЕФТА приобрела статус открытой организации. Важным принципом деятельности СЕФТА ста¬ло то, что "внутренние рынки открываются не для кон¬куренции, а чтобы дополнять друг друга". К договору мо¬жет присоединиться любое государство при условии его членства во Всемирной торговой организации и наличии у него договоров о свободной торговле с


ЕС и каждым из участников СЕФТА. По прогнозам экспертов к началу XXI века в СЕФТЛ могут войти Болгария, Литва, Латвия, Эстония, Украина. Население, проживающее в этой зоне, составит свыше 120 млн. человек. При этом только 30% товаров, циркулирующих в рамках СЕФТА, будет обла¬гаться налогами. В середине 1998 г, была учреждена новая международ¬ная региональная


организация с участием ряда европейс¬ких государств — Черноморское экономическое сотрудни¬чество (ЧЭС). Членами ЧЭС стали 11 государств: Азербайд¬жан, Албания, Армения, Болгария, Греция, Грузия, Мол¬давия, Румыния, Турция, Украина и Россия. Интерес к уча¬стию ЧЭС проявляют также


Казахстан, Узбекистан, Фран¬ция, Иран. Фактически ЧЭС до ее официального создания уже функционировала в течение 5 лет. Реализации планов торгово-экономического сотрудничества в регионе серьёзно мешает ряд конфликтов и нерешённых территориальных проблем, в частности в Косово, Абхазии, Нагорном Карабахе. ГЛАВА 2. Особенности развития Западноевропейской экономической интеграции 2.1. Институциональное оформление западноевропейской интеграции


Итак, к середине XX века эволюция фундаментальных особенностей Западной Европы в области военного дела, международных отношений, национальных политических систем, экономики и социальных институтов создала более благоприятные предпосылки для реализации «европейской идеи», чем когда бы то ни было в истории. Как уже отмечалось, в рамках западноевропейского движения Сопротивления были подготовлены реалистические проекты объединения


Западной Европы, получившие дальнейшее развитие в первые послевоенные годы. Однако для их практического осуществления была необходима политическая воля западноевропейских государств Формирование этого решающего фактора связано с именами трёх христианско-демократических политиков – Роббера Ш



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.