Учет уставного фонда (капитала) и его изменение.
Учет уставного фонда на государственных предприятиях.
Особенности учета уставного фонда на предприятиях негосударственных форм собственности.
Учет УФ кооперативного предприятий и совместных предприятийс иностранными инвестициями.
Учет УФ кооперативного предприятий и совместных предприятийи принципы его формирования в АО и ООО.
Уставный капитал (УФ) характеризует собой совокупностьвкладов в денежном выражении участников (собственников) в имущество присоздании предприятия. УФ формируется для уставной деятельности предприятия вразмерах, определенных учредительными документами.
В государственных предприятиях УФ образуется за счетвыделенного государством имущества в виде основных и оборотных средств длявыполнения возложенных на них задач.
Величина УФ государственного предприятия изменяется впроцессе хозяйственной деятельности: увеличивается при увеличении основных иоборотных средств и наоборот. Увеличение происходит как правило в результатеввода основных средств по оценке реконструированных и дооборудваных объектов, атакже безвозмездного получения от других предприятий что в БУ отражается насчетах записью по Д 01 (ОС) и К 85 (УФ). Уменьшение происходит в результатевыбытия основных средств, а также в результате увеличения износа действующихосновных средств. Эти операции отражаются по Д 85 (УФ) и К 01 или 02.
Основным источником увеличения УФ в части оборотных средствявляется прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, а также стоимостьполученных товароматериальных ценностей, а также других поступлений, обращаемыхна увеличение этой части УФ. Увеличение УФ в части оборотных средств в БУотражается по К 85 и Д 81 (использование прибыли), 98 (перераспределениеприбыли), 05 (материалы), 06 (топливо), 08 (запчасти), 15 (малоценка).
2. В условиях становления и развития рыночных отношенийсоздаются предприятия негосударственной формы собственности.
Для частных предприятий, основанных на собственностиотдельных граждан, как с правом, так и без права найма работников непредусмотрена необходимость создания УФ. Следовательно они несутответственность всем своим имуществом.
2.1. УФ кооперативов при их создании образуется за счетвступительных и паевых взносов членов кооператива и учитывается на счете 85(УФ). Изменение УФ в процессе хоз. деятельности учитывается аналогично учетуизменений УФ на гос. предприятиях.
Имущество предприятий с иностранными инвестициями при егосоздании формируется за счет вкладов его участников в УФ. В приложении к Уставуэтого предприятия обязательно приводится перечень средств, которые вносятсяучастниками в виде вкладов. Размер УФ подлежит регистрации и не подлежит изменениюбез специального решения участников предприятия.
В БУ на сумму вкладов в УФ производятся специальные записипо К85 Д 51,52 (валютный счет) на сумму вкладов денежных и валютных средств.01, 04 на стоимость основных средств и нематериальных активов. 05,12,41(товары) на стоимость внесенных материальных ценностей и др.
После поступления последнего взноса и достижения величиныУФ размеру, зарегистрированному в учредительских документах, записи на счет 85могут быть сделаны только по решению правления предприятия.
УФ может быть увеличен за счет дополнительных вкладовучредителей или за счет отчислений части прибыли. Уменьшение УФ предприятий синостранными инвестициями может быть при выходе одного из несколькихучредителей, а также при списании понесенных убытков, если решением правленияутверждена возможность списания убытков за счет прибыли.
Изменение УФ связанное с изменением основных средств иматериальных активов их выбытием списанием на счет 85 не отражается.
При оприходовании таких объектов в учете делается запись поД01 К33 (капитальные вложения). При начислении амортизации К02 (износ) Д счетовзатрат пр-ва 23, 24, 25, 26, 29, 44, 20 и др.
Списание с баланса реализованных основных средств по К01Д46(реализация), а списание износ Д02 и Д46.
2.2 Принципы формирования УФ АО и ООО регламентируютсязаконом о хоз. обществах Украины.
АО могут создаваться в виде обществ открытого типа изакрытого типа. Для формирования УФ АО могут привлекать собственные средства, атакже привлеченные средства. Начисления УФ отражаются по счету 85 (УФ) иотдельно по субсчетам 85/1 (простые акции) и 85/2 (привелигерованные акции).
Величина УФ определяется суммой предусмотренной уставнымидокументами.
УФ открытых АО определяется в сумме подписки на акции вразмере их номинальной стоимости независимо от цены их реализации.
Аналитический учет по счету 85 и по его субсчетам ведетсяпо видам акций и участниками АО.
Сальдо счета 85 должно быть равно размеру УФ,зарегистрированного в учредительных документах АО и должно быть равно первоначальнойстоимости выпущенных акций. После регистрации АО его УФ оформляется записями посчетам Д75 (расчеты с участниками) и К85.
Учет основных средств и нематериальных активов.
ОС, их классификация и оценка.
Документальное оформление поступления ОС и организация иханалитического учета.
Учет капитальных вложений и зачисление на баланс новыхобъектов.
Учет амортизации и износа ОС.
Учет ремонта ОС.
Учет выбытия ОС.
Учет индексации балансовой стоимости объектов ОС.
Инвентаризация ОС и отражение ее результатов в учете.
Учет нематериальных активов.
1. Важным условием осуществления хоз. деятельностипредприятия является обеспеченность наряду с мат. и трудовыми ресурсамиосновными средствами (ОС). Отличительной особенностью ОС является их длительноеиспользование в процессе хоз. деятельности, постепенная передача стоимости насебестоимость вновь созданного продукта. К ОС относятся средства труда исредства непроизводственного назначения, стоимостью не более 15 необлагаемыхминимумов прожиточного уровня и сроком службы не менее одного года. Исключениесоставляют с/х машины и орудие, выращенный и продуктивный скот, которыеотносятся к ОС не зависимо от стоимости. Для правильной организации учетаразработана нова классификация, которая вступает в действие с 1 января 1997года, в которой все ОС делятся на три группы. В зависимости от назначения ОСделятся на:
производственные
непроизводственные По отраслям нар/хоз. делятся на :
с/х
строительство
транспорт
торговля и общественное питание
мат. — техническое снабжение
жилищно-коммунальное хоз-во и др.
По степени использования :
ОС в эксплуатации
ОС в запасе
ОС в аренде По принадлежности :
собственные
арендованные
Различают три вида оценки ОС: первоначальная, остаточная,восстановительная. Под первоначальной понимают фактическую стоимостьстроительства, изготовления или приобретения объекта, включая расходы потранспортировке и установке на месте использования. По первоначальной стоимостиОС учитывают на протяжении всего времени нахождения в хоз-ве, за исключениемслучаев коренной реконструкции, частичной ликвидации или переоценке по решениюправительства.
Первоначальная стоимость ОС за вычетом суммы износаназывается их остаточной стоимостью. Она является показателем реальнойстоимости объектов на отчетную дату. При составлении баланса отдельнымистатьями отражают первоначальную стоимость ОС, сумму износа, остаточнуюстоимость.
Одинаковые объекты ОС введенные в эксплуатацию в разноевремя могут иметь разную первоначальную стоимость. Поэтому по решениюправительства производится переоценка ОС по их восстановительной стоимости.
Под восстановительной стоимостью понимают стоимостьвоспроизводства, т.е. строительства или приобретения объектов ОС исходя из цен, действующих на дату переоценки. Принципы оценки ОС обязательны для предприятийи организаций всех форм собственности.
2. ОС предприятия формируются в результате кап. Вложенийвзносов учредителей в счет их вкладов в УФ, а также в порядке безвозмезднойпередачи. На каждый принятый в эксплуатацию объект ОС составляется акт приема-передачиОС (типовая форма ОС-1). Этим актом оформляется поступление и выбытие ОС, какту прилагается техническая документация к принятому объекту. Учет ОС вбухгалтерии организуется по классификационным группам в разрезе инвентарныхобъектов. Под инвентарным объектом понимают законченное устройство, предмет совсеми приспособлениями и принадлежностями, относящимися к данному объекту. Ккаждому объекту ОС при его зачислении на баланс предприятия присваиваютинвентарный номер, который наносится на сам объект и отражается на всехдокументах, которые оформляют движение данного объекта, а также в инвентарнойкарточке и в инвентарных описях. Инвентарный номер, присвоенный объектусохраняется за ним в течении всего времени нахождения объекта в хозяйстве.
На каждый объект ОС открывают инвентарную карточку, котораяявляется регистром в аналитическом учете. На однотипные объекты небольшойстоимости, поступившие на предприятие в одном месяце и имеющие одинаковуюстоимость, открывается одна общая инвентарная карточка.
При небольшом количестве объектов ОС на предприятии ихобъединенный учет ведется в инвентарной книге (типовая форма ОС -11), приупрощенной форме БУ на малых предприятиях — в ведомости учета ОС (типовая формаВ — 1).
В инвентарной карточке (или книге) указывается наименованиеи номер учитываемого объекта, его первоначальная стоимость, норма амортизации,№ акта о приемке и дата приемки, характеристика объекта, делаются отметки оремонте, его перемещении и выработки. Для контроля за сохранностью инвентарнойкарточки регистрируются в специальных описях по форме ОС — 7.
В местах использования ОС их учет ведется в инвентарныхсписках (ОС — 09). Внутреннее перемещение объектов ведется по накладной навнутреннее перемещение (ОС — 2). Накладная выписывается в двух экземплярах:для получателя и для бухгалтерии.
Инвентарные карточки на поступление, выбытие, находящиеся вдвижении ОС хранятся в картотеке отдельно. Эти карточки служат основанием длясоставления отчетности о наличии и движении объектов ОС на предприятии.
Капитальные вложения — затраты предприятия настроительство, изготовление и приобретение ОС, включая расходы по доставке иустановки на месте использования.
Источником финансирования кап. вложений являютсясобственные средства: амортизационные отчисления на полное восстановление,фонды производственного развития, прибыль, вклады учредителей, заемныесредства.
Порядок БУ капитальных вложений регламентируется основнымиположениями по учету кап вложений и планы счетов БУ.
Этими нормативными документами предусматривается что всезатраты на кап вложения учитываются на Деб активного калькуляционного счета №33 (кап вложения) в корреспонденции со счетами № 60 на стоимость работ,выполнение строительства; №70 на сумму зарплаты рабочим, за выполнение строительно- монтажных работ; №69 на сумму отчислений на соц. мероприятия; №07 на суммунеизрасходованных материальных ценностей; №26 на сумму накладных расходов построительству или монтажу.
По данным счета 33 определяется фактическая с/сзаконченных и сданных в эксплуатацию объектов ОС, которые списываются с К этогосчета. В гос предприятиях, арендных, основанных на собственности гос-ва,затраты по законченным кап вложениям списываются в уменьшение соответствующегоисточника финансирования сырья в бух записи по Д93 и К33.
Оприходование на баланс предприятия в эксплуатацию объектовОС по их первоначальной стоимости на основании актов о приемке — передаче ОСоформляется бух записью Д01 К85.
На негосударственных предприятиях на первоначальнуюстоимость принятых в эксплуатацию объектов ОС на основании актов о приемке — передаче ОС оформляется бух записью Д01 К33.
При этом использование источников финансированиякапитальных вложений учитывается в след порядке: при осуществлении хозопераций за счет средств и соц. фондов, созданных в соответствии сучредительными документами также для производственного и социального развития идр. аналогичных средств после списания затрат по принятым в эксплуатациюобъектам составляется проводка в уменьшение их финансирования с одновременнымувеличением УФ. Делается бух. запись Д88 К85. Если же К. В. осуществляется засчет оборотных средств, включая амортизационные отчисления на полноевосстановление, то специальная запись в БУ по использованию источниковфинансирования К. В. и увеличение УФ не производится. Принятые на балансосновные средства ограничиваются записью по Д01 К33.
Бух проводки при осуществлении капитальных вложений.
Таблица 1
При поступлении ОС от других предприятий и организаций впорядке безвозмездной передачи кроме первоначальной стоимости на учет принимаюти сумму износа, начисленную по этим объектам. Начисления по этим объектам,передающим предприятием составляют две проводки:
1. На первоначальную стоимость Д01 К85
2. На сумму износа, начисленного передающем предприятиемД85 К02.
При приобретении ОС б/у за плату в порядке долгосрочныхрасчетов составляют такие проводки :
таблица2 ОС, принятые в аренду учитываются на забалансовомсчете 001 (арендованные ОС).
4.Амортизация начисляется по утвержденным правительствомнормам в % от первоначальной стоимости ОС. Нормы А дифференцированы по тремгруппам.
С целью повышения заинтересованности организаций ввосстановлении основных производственных фондов разрешено применение ускореннойА, их основной активной части (машины, оборудование, транспортные средства).
Ускоренная А заключается в полном переносе балансовойстоимости этих средств на издержки производства. Норма ускоренной А не можетпревышать в 2 раза установленные нормы.
Малые предприятия вместе с применением ускоренной А могутпервый год эксплуатации объектов начислять до 30% первоначальной стоимости ОСсо сроком службы более трех лет.
Предприятия, осуществляющие свою деятельность на условияхаренды могут получить разрешение на применение норм ускоренной А как насобственные, так и на арендованные ОС.
Ускоренная А не распространяется на средства основногопроизводства, фонды: машины и оборудование, транспортные средства срокомслужбы до трех лет, а также введенные в эксплуатацию до 1 января 1991 г.;подвижной состав автомобильного транспорта, начисления по которомуосуществляются по нормам, определенным в % — ом отношении к стоимостиавтомобиля, отнесенной к 1000 км. фактического пробега; на уникальную техникуи оборудование, которое предназначается для использования только приопределенных видах испытаний и производстве ограниченного вида конкретнойпродукции.
Не начисляется А на ОС за период их полной остановки нареконструкцию и техническое перевооружение, также по ОС переведенным наконсервацию.
Начисление А производится ежемесячно по ОС на состояние на1-ое число отчетного месяца. Отсюда, по ОС, поступающим в отчетном месяце А неначисляется, а начисляется с 1-го числа следующего месяца.
По выбывающим ОС — вам начисление А прекращается с 1-гочисла месяца, следующего за месяцем выбытия. Отсюда при определении суммы А заотчетный месяц в расчет принимают сумму А, начисленную за прошедший месяц,увеличивают ее на месячную сумму А по ОС поступившим в прошлом месяце иуменьшают на сумму А по ОС, выбывших в прошлом месяце.
При небольшом количестве оборотных ОС начисление Апроизводится по всем объектам путем умножения их первоначальной стоимости намесячную норму А и делением на 100.
По Ос находящимся в запасе А начисляется только на полноевосстановление, а по жилым зданиям — только на капитальный ремонт.
По ОС, сданным в аренду, А начисляется арендодателем.
Для расчета суммы А используется разработочная таблица №6“Расчет А ОС” или ведомость В — 1 “Ведомость учета ОС, начисленных Аотчислений”.
Данные указанных регистров служат основанием для отраженияна соответствующих счетах суммы начисленной А и суммы износа ОС.
Начисление А на основе норм А отчислений подлежит включениюв издержки производства или обращения и относится на затраты техническихучастков где находится в эксплуатации объект. На предприятии создается А фонд.Раздельно на полное восстановление и капитальный ремонт.
В БУ на сумму отчислений А составляются такие проводки:Д20,23,24,25,26,44 н др. К86.
Чтобы отражать в учете уменьшение первоначальной стоимостиОС в следствии их износа, одновременно с начислением А составляют записи наначисление износа: Д85 К02.
Аналитический учет износа ОС ведется в инвентарныхкарточках (книгах) в необходимых случаях может быть определен путемспециального расчета, исходя из первоначальной стоимости нормы А на полноевосстановление и срока эксплуатации.
В негосударственных предприятиях счетом 86 не пользуются.Начисление А и износа ОС объединяется в один процесс и оформляется проводкой поД20,24,25,26 и др. К02.
Средства А фонда остаются в распоряжении предприятия инаправляются в фонд развития производства. Используются эти средства нафинансирование капитальных вложений и кап ремонта, частично могут перечислятсяв централизованный фонд производственного и социального развития соответствующегооргана.
Для сохранности эксплуатационных качеств и эффективностиисполнения, также увеличения срока службы ОС подлежат периодическим ремонтам(текущий и капитальный).
Текущий ремонт осуществляется за счет оборотных средствпредприятия. Затраты на него включаются в издержки производства или обращения.
Затраты на капитальный ремонт производятся за счет средствА фонда и списывается в его уменьшение.
Ремонт ОС осуществляется двумя способами:
1). Хозяйственным, те силами и средствами самого предприятия.
2). Подрядным, те средствами сторонних специализированныхремонтных предприятий или фирм.
Для учета затрат по ремонту ОС планом счетов БУпредусмотрен активный калькуляционный счет 09 — ремонт ОС. При подрядномспособе в БУ на суммы акцептованных расчетно — платежных документов подрядчиксоставляет проводку: Д06 К60.
При оплате платежного документа подрядчика на основаниивыписки банка делают запись по Д60 К51.
При хозяйственном способе выполнения ремонта затратыучитываются по Д03 К05,08,70,69 и др.
Фактическая С/С выполненных ремонтов исчисленная на счете03 относится с К этого счета в уменьшение источника финансирования.
Затраты по капитальному ремонту списываются по Д86 (3) К03(2). Затраты по законченному тек ремонту списываются на затраты производстваили обращения Д24,25,26 и др. К03(1).
Распорядительным документом, который служит основанием дляпроведения ремонта является ведомость дефектов. Передача ОС в ремонт и приемкаиз ремонта оформляется приемно — сдаточными актами. В синтетическом учетепередача ОС в ремонт не отражается. Все затраты, связанные с ремонтом оформляютсоответствующими документами, требованиями, нарядами. В них указывается видремонта и объекты ОС на ремонт которых должны быть отнесены затраты.
В соответствии с действующим законодательством предприятияимеют право безвозмездно передавать, передавать другим организациям, обмениватьОС, также ликвидировать их, если они устарели.
В государственных и арендных предприятиях, основанных нагосударственной собственности, безвозмездная передача может осуществлятьсятолько по разрешению фонда имущества Украины. Оформляется актом приема — передачи Ф №ОС-1. Согласно акта приема-передачи в БУ делается запись напервоначальную стоимость объекта Д85 К01, на сумму износа, начисленного попередаваемым объектам за время эксплуатации Д02 К85, на статочную стоимость Д81К85.
Сумму износа ОС, выбываемых из предприятия по каким-либопричинам, берут из инвентарной карточки или определяют расчетным путем.
Пример: Первоначальная стоимость объекта 4000 грн. Норма Аобъекта 16%. Срок эксплуатации — 5 лет. Рассчитать сумму износа.
(4000*16*5)/100=3200 грн.
Ликвидация какого-либо объекта Ос оформляется актом оликвидации объектов ОС (Форма ОС-4). Акт составляет специальная комиссия. Вакте указываются причины ликвидации, первоначальная стоимость, сумманачисленного износа, затраты по ликвидации, также материальные ценности, полученные после ликвидации, которые сдаются на склад по накладным иприходуются по цене возможного использования или реализации.
В случае списания ОС досрочно до начисления А и износа, довеличина их балансовой стоимости не производится.
На основании актов о ликвидации ОС делают записи винвентарных карточках, в инвентарных списках или книгах. Инвентарные карточкиизымаются из картотеки и передаются в архив.
Все операции по ликвидации ОС гос. предприятиями иарендными (гос. формы ) учитываются на счете 85, по Д которого отражаютпервоначальную стоимость ликвидированных объектов и расходы по ликвидации, а поК сумму износа начисленную по ликвидированным объектам, также стоимостьполученных от ликвидации материальных ценностей. Разница между Д и К 85списываются на финансовый результат деятельности предприятий: 1). На суммуполученной прибыли Д85 К80, 2). На сумму убытка Д81 К85.
В негосударственных предприятиях списание первоначальнойстоимости ликвидированных объектов на основании актов, отображают по Д46,внедряя отдельный субсчет, К01. Списание суммы износа отражают по Д46 вкорреспонденции с К60,70 и др. Стоимость полученных от ликвидации материальнысредств отражается на прибыль предприятия Д05,06,08 и др. К46. Результат отликвидации списывается проводкой: на сумму полученной прибыли Д46 К80; насумму убытков Д81 Д46.
Учет операций по реализации ОС могут осуществляться на гос.предприятиях только по разрешению фонда гос. имущества Украины. Оценкастоимости инвентарных объектов, которые подлежат реализации осуществляется всоответствии с постановлением Каб. Мина. “ Про затвердження методики обчислення...”.
Финансовый результат от реализации ОС определяется какразница между продажной ценой с вычетом остаточной стоимости, затрат пореализации и НДС. Финансовый результат от реализации списывается на результатыдеятельности предприятия.
Государственные предприятия отображают операции пореализации на счете 85. На негосударственных предприятиях операции пореализации ОС отражаются на отдельном субсчете счета 46.
В связи с инфляционными процессами в экономике Украиныпериодически по решению правительства производится индексация балансовойстоимости ОС. Работу по индексации осуществляет специально созданная комиссияпод руководством руководителя предприятия. Комиссия составляет ведомостьпересчета балансовой стоимости объектов ОС и их износа. На сумму измененийбалансовой стоимости объектов ОС делается запись по Д01 К88 (субсчет фондиндексации балансовой стоимости).
Сумма износа ОС на дату индексации умножается накоэффициент индексации и полученный результат представляет собой новую суммуизноса. На разницу между новой суммой износа и ранее начисленной делают записьД88 (субсчет фонд индексации балансовой стоимости) К02. Сальдо счета 88 в томже отчетном периоде, в котором отражаются результаты индексации всепредприятия, кроме малых предприятий, работающих по сокращенной форме БУ, предприятийс иностранными инвестициями, АО и др. списывают на увеличение УФ Д88 К85.Проиндексированная стоимость и сумма износа отражаются в инвентарных карточкахи в других формах ведения аналитического учета.
Инвентаризация ОС производится в соответствии с инструкциейоб инвентаризации нематериальных активов, товарно — материальных ценностей,денежных средств, документов и расчетов.
Инвентаризацию производит специально назначенная комиссия всоответствии с положением об организации БУ и отчетности в Украине.
Инвентаризация ОС должна производится на реже одного раза вгод перед составлением годового отчета (но не ранее первого ноября).
Инвентаризацию зданий, сооружений и др. недвижимых объектовразрешается проводить не реже одного раза в три года, а инвентаризациюбиблиотечных фондов — одного раза в пять лет.
Результаты инвентаризации заносятся в инвентарную описьформы №инв-1. При обнаружении не числящихся в учете объектов или недостачисоставляют соответствующие акты. Неучтенное ранее ОС оценивают по восстановительнойстоимости и приходуются на баланс. Недостача ОС списывается с отнесениемостаточной стоимости объекта на счет материально-ответственного лица.
На первоначальную стоимость недостающего объекта Д85 К01.На сумму износа недостающего объекта Д02 К85. На сумму остаточной стоимостинедостающего объекта Д84 К85. На сумму остаточной стоимости делают начетматериально ответственному лицу Д72 К84. Если виновник не обнаружен или неустановлен сумму относят на финансовый результат предприятия. На сумму разницымежду учетной и оценочной стоимости ущерба от недостачи в учете делают записьД72 К83(2).
Возмещение ущерба отражается по Д50,51 К72. Из суммывозмещенного ущерба подлежит перечислению в бюджет НДС Д83(3) К68. Остальнаясумма записывается на финансовые результаты деятельности предприятия Д83(3)К80.
Нематериальные активы — стоимость прав предприятия напользование земельными участками, природными ресурсами, промышленнымиобразцами, товарными знаками, местами на товарной или фондовой бирже, стоимостьпрограммного обеспечения вычислительной техники. Это также право пользованияинтеллектуальной собственностью, патентами правами НОУ-ХАУ. Права пользованиядомами, внесенными в счет вкладов в УФ предприятия, также приобретенных впроцессе деятельности предприятия.
В БУ НМА оцениваются в сумме всех фактических затрат на ихприобретение и приведение в состояние готовности к использованию.
Синтетический учет НМА осуществляется на активном счете 04.Учет НМА ведется на 04 по первоначальной стоимости, которая определяется подоговоренности сторон для объектов, внесенных учредителями в счет вкладов в УФ.Для объектов приобретенных у других предприятий и лиц первоначальная стоимостьопределяется исходя из фактических затрат на их приобретение и приведение всостояние готовности к использованию.
Для объектов, полученных безвозмездно первоначальнаястоимость определяется экспертным путем.
Приобретение НМА осуществляется за счет прибылипредприятия. Создание источника финансирования отмечается записью по Д81К88(субсчет прибыль, используемая на капитальные вложения и приобретения НМА).
Оприходование НМА, внесенных учредителями в счет их вкладовв УФ отражается по Д04 К85. Если НМА приобретены за плату в учете делаетсязапись по Д04 К50,51,52. При безвозмездном получении НМА Д04 К88(субсчетбесплатно полученное имущество).
Аналитический учет НМА ведется по их видам и отдельнымобъектам. Стоимость НМА вычисляется путем включения в издержки производства илиобращения суммы их износа. Величина износа НМА определяется ежемесячно понормам, рассчитанным исходя из первоначальной стоимости и срока их полезногоиспользования.
На сумму начисленного износа в БУ делают записьД20,24,25,44 К02(3).
Аналитический учет износа ведется по каждому виду НМА.Списание НМА отражается записью по Д02,80 К04.
Списание НМА по которым износ не начисляется отражается поД88(прибыль на кап. вложения в НМА) К04.
При реализации НМА другим предприятиям и лицам в БУ делаютзаписи :
Финансовый результат от реализации НМА в отчетной форме №2(отчет о финансовых результатов и их использовании ) показывается в статье “Результат от другой реализации”.
В активе баланса отдельными статьями отражаетсяпервоначальная стоимость НМА, сумма начисленного по ним износа и их остаточнаястоимость. В итог баланса НМА включаются по остаточной стоимости.
Учет материалов и МБП.
Организация учета материалов.
Документальное оформление поступления и расхода материалов.
Учет поступления материалов и расчетов с поставщиками.
Учет расхода материалов.
Особенности учета МБП.
Учет переоценки материальных ценностей.
Инвентаризация материальных ценностей.
1. Одним из условий производства является обеспечение егопредметами его предметами труда (сырьем, материалами, топливом, комплектующими,полуфабрикатами, комплектующими). Отличительная особенность материалов — однократное использование в процессе производства, перенесение всей стоимостина себестоимость вновь выполненного продукта, выполненных работ и услуг. Важноеусловие правильной организации учета — разработка экономически обоснованной ихклассификации. В зависимости от функциональной роли в процессе производства,материалы делятся на: основные и вспомогательные. Основные: материалы,входящие в продукт и составляющие его основу; покупные полуфабрикаты,комплектующие. Вспомогательные: материалы, не составляющие вещественной основывырабатываемой продукции, но участвующие в ее образовании. В особую группувыделяются топливо, тара и запасные части. Приведенная классификация положена воснову действующего плана счетов и субсчетов: СЧЕТА: 05- материалы,06- топливо,08- запасные части.
При дальнейшей классификации группы материалов подразделяютна подгруппы, а внутри их — на виды, сорта, марки и типоразмеры. Такаяклассификация оформляется разработкой номенклатуры-ценника. Важное значение вучете имеет порядок оценки материалов. Согласно действующему положению в учетеи в балансе материалы отражаются по их фактической себестоимости. Фактическаясебестоимость приобретенных материалов включает: покупную цену (оптовую илидоговорную) согласно счетам поставщиков; транспортно-заготовительные расходы.Эта себестоимость выявляется, как правило, в конце месяца, после отражения всехзаготовительных операций. Документы на приход и расход поступают повседневно иотражаются также в учетных регистрах. Текущий аналитический учет материаловведут не по фактической себестоимости, а по принятым учетным ценам, оптовым илидоговорным, с обособленным учетом транспорно-заготовительных расходов или собособленным учетом отклонений фактической себестоимости материалов от ихплановой себестоимости. При составлении баланса сумматранспорно-заготовительных расходов прибавляется к стоимости остатка материаловпо учетным ценам.
Оценка товароматериальных запасов влияет на величинуиздержек производства и конечных финансовых результатов. В условиях рыночнойэкономики, цены на мат. ресурсы колеблются, зависят от спроса и предложения.Учитывая то, что товароматериальные ценности (ТМЦ) множество раз поступают насклад и таким же образом отпускаются в производство или реализацию, в странах срыночной экономикой применяются несколько способов их оценки:
1. Оценка исходя из конкретных поступлений
2. Первое поступление, первый отпуск FIFO. Предполагаетотпуск и реализацию ТМЦ в порядке их поступления.
3. Последнее поступление, первый отпуск LIFO. Опирается напротивоположное утверждение, то есть закупленные последними ТМЦ, отпускаютсяпервыми.
4.По средневзвешенным ценам, исходя из всех поступлений заотчетный период.
Предприятие, фирма самостоятельно выбирает метод оценкиматериалов, согласовывая этот вопрос с налоговой инспекцией. Принятый методоценки не должен заменяться другим в течение года.
Одним из сложных вопросов организации материального учетаявляется получение информации о наличии и движении материальных ценностей всортовом аналитическом разрезе. Основными положениями предусмотрена организациясортового учета материалов по оперативно-бухгалтерскому ( сальдовому методу ).При этом методе количественно-сортовой учет материалов на складах ведется вкарточках складского учета. Карточка открывается на каждый номенклатурный номерматериалов ( форма N-2). Записи в карточках материалов ответственным лицомпроизводятся ежедневно по приходу и расходу материалов с выведением остаткапосле каждой записи. Бухгалтерия осуществляет контроль за правильностьюскладского учета и его соответствие приходно-расходным документам.Аналитический учет материалов в бухгалтерии ведется только в денежном выражениипо группам материалов. Учет ведется в разрезе синтетических счетов, субсчетов илистам хранения. Для увязки бухучета с учетом по карточкам (количественно-стоимостных ), ведется сальдовая ведомость ( книга учетаматериалов). При небольшом количестве материалов и отсутствии складов вместокарточек ведется учет материалов в материальных отчетах, к ним прилагаютсяприходно-расходные документы. В бухгалтерии аналитический учет ведется вкарточках количественно-суммового учета, по данным которых составляютсяоборотные и сальдовые ведомости. При автоматизированном учете вместо карточекскладского учета с помощью ВЦ составляются машиннограммы: сортовая оборотнаяведомость, в которых имеются данные карточек складского учета. Дополнительноведется две графы: норма установленного запаса и отклонения от установленнойнормы.
2. Получение: Основную массу материалов получают отпоставщиков на основе заключенных договоров. На отгруженные в адрес предприятияматериалы поставщик выписывает счет-фактуру и платежное требование-поручение.Один экземпляр — предприятию-покупателю. Прием мате6риалов, поступивших на предприятие,оформляется приходным ордером ( однострочным или многострочным ). Вместовыписки приходных ордеров иногда ставят расписку или штампматериально-ответственного лица на самом счете-фактуре. В случае недостачиматериалов, выявленной при приемке от станции ж/д вокзала, составляетсякоммерческий акт, а недостача при приемке на складе — оформляется приемнымактом. Материалы, полученные со склада поставщика по доверенности идоставленные автотранспортом приходуются товарно-транспортной накладной. Приемматериалов от своих цехов оформляется накладной, которая выписываетсясдатчиком. Отпуск материалов: Оформляется лимитно-заборными картами итребованиями Л-З карты — для отпуска систематически потребляемых материалов.Для отпуска материалов на хоз. и другие нужды, при замене материалов исверхлимитном их отпуске — требования. Ежемесячно цеха составляют отчет обиспользовании сырья, основных материалов, полуфабрикатов, а бухгалтерия,сводный отчет по укрупненной групповой номенклатуре в стоимостных и натуральныхизмерителях и служит основой для соответствующих бухгалтерских записей.
3. Синтетический учет наличия и движения материаловотражается на счете 05,06,08 и др. по фактической себестоимости приобретения.На покупную стоимость приобретенных материалов делают запись: Дебет 05,06,08(68 на сумму НДС по материальным ценностям производственного назначения ) и др.Кредит 60. По мере оплаты счетов поставщиков согласно полученным выпискамбанка делают запись: Дебет 60 Кредит 51, 52, 66, 90, 55/2. На сумму транспорно-заготовительныхрасходов ( ТЗР ), связанных с приобретением материалов: Дебет 05/“транспортно-заготовительные расходы”, 16, ( 68 на сумму НДС ) Кредит 60, 71,50, 76. Таким образом на дебете синтетических материальных счетов будетотражена фактическая себестоимость приобретенных материалов. При учете расчетовс зарубежными поставщиками возникает необходимость отражать расчеты виностранной валюте и в гривнах. С этой целью по счетам — фактурам,подтвержденным приходными документами, производят перечисления валюты в гривныпо курсу Нац. Банка Украины в момент поставки. На стоимость недостачи или порчиматериалов согласно приемным или коммерческим актам в БУ делают запись: Дебет63 Кредит 60. При возмещении ущерба виновниками: Дебет 51 Кредит 63. В случаеотказа от оплаты, поступившие в адрес предприятия материалы принимаются по актуна ответственное хранение и учитываются на забалансовом счете 002. Такиематериалы хранятся обособленно до получении указаний от поставщика об ихвозврате или реализации на месте. Аналитический учет расчетов с поставщикамиза полученные материальные ценности и услуги при журнально-ордерной форме учета- в журнале-ордере N 6, а при упрощенной форме — в ведомости В-7. Записи вуказанные регистры осуществляется линейным ( позиционным ) способом. Прииспользовании ЭВМ на основе обработки первичных документов составляютсясоответствующие машиннограммы: Ведомость приобретения мат.-цен., ВедомостьТЗР, Ведомость оприходования материалов по синтетическим счетам, субсчетам и номенклатурнымномерам, Ведомость учета расчетов с поставщиками.
4. Основанием для отражения операций по списанию материаловна издержки производства служит специальная Таблица-расчет, Разработочнаятаблица N1, Ведомость распределения затрат материалов и топлива по кодампроизводственных затрат. Составляется разработочная таблица на основаниирасходных документов. В ней указывается на какой синтетический счет, участок,изделие, заказ или на какую статью относится стоимость израсходованныхматериалов. В БУ на основании этой ведомости делают запись: Дебет 20, 23, 24,25, 26, 29 Кредит 05 и др. Средний процент исчисляется по формулетранспортно-заготовительных расходов: С%= ((О+О1) * 100) / (Мн+Мп), где О-остаток отклонений от учетных цен, относящихся к остатку материалов на началомесяца; О — отклонение за месяц; Мн — стоимость остатка материалов по учетнымценам на начало месяца; Мп — стоимость по учетным ценам материалов, поступающихна предприятие за месяц.
Таблица 4
Отк5лонение фактической стоимости материалов от ихстоимости по учетным ценам списывается на дебет тех же счетов, куда былисписаны израсходованные в производстве материалы по учетным ценам, что в БУотражается записями: Дебет 20, 23, 24,25,26; Кредит 05/(ТЗР), 16(ТЗР).Аналогичным способом исчисляется и списывается сумма отклонений фактическойсебестоимости материалов от плановых, если текущий учет материалов ведется поплановой себестоимости, при этом перерасход отражается положительной записью,экономия — отрицательной ( красное сторно).
5. Особенности учета МБП.
К МБП принято относить средства труда и средстванепроизводственного назначения стоимостью до 15 необлагаемых налогом доходовграждан за единицу, независимо от срока службы, а также средства, служащиеменее 1 года, независимо от их стоимости. Кроме того к ним относятся независимоот срока службы специальные инструменты и приспособления, спецодежда, спецобувь, постельные принадлежности. В составе МБП выделяют следующие группы:
1. Инструменты и приспособления общего назначения.
2. Специальные приспособления и инструменты.
3. Сменное оборудование.
4. Производственный и хозяйственный инвентарь.
5. Спецодежда и спец обувь.
6. Постельные принадлежности.
Основную массу МБП представляют 1 и 2 группы. Учет МБПрегламентирован положением “о БУ и отчетности”, утвержденным КабинетомМинистров (3.04.93). Аналитический учет МБП ведется по местам их хранения ииспользования. Порядок документального оформления и учета МБП на складаханалогичен порядку оформления и учета материалов. Синтетический учет пофактической себестоимости приобретения и изготовления ведется на активном счете12 (субсчет 1- на складе, 2- в эксплуатации). Особенность учета МБП начинаетсяс их передачи в эксплуатацию. При передаче МБП стоимостью свыше 30% отнеоблагаемого дохода граждан за единицу, в БУ отражается записью: Дебет 12/2Кредит 12/1 — этой записью показывается фактическое перемещение предметоввнутри предприятия (смена материально ответственных лиц). По местам использованияосуществляется оперативный контроль за их сохранностью, с помощью картотекучета типовой формы МБ2, МБ6. По переданным в эксплуатацию МБП начисляетсяизнос, исходя из установленных сроков их службы. По МБП общего назначения дляупрощения учета разрешается начисление износа в размере 50% их стоимости припередаче в эксплуатацию, а остальные 50%, за вычетом стоимости полученныхматериалов, при выбытии пришедших в негодность предметов. По специальныминструментам и приспособлениям, предназначенных для выполнения индивидуальныхзаказов, износ начисляется в размере 100% их стоимости и полностью включается всебестоимость заказа при передаче их в эксплуатацию. Расчет износа МБПпроизводится в специальных таблицах ( разработочная таблица № 8- при полной журнально-ордернойформе учета, в журнале-ордере 05- при сокращенной, в ведомости В3 приупрощенной, при автоматизированной организации учета — в расчетныхмашинограммах). Ежемесячно по переданным в эксплуатацию МБП на сумму износаделают запись: Дебет 20, 23, 24, 25, 26 и др. Кредит 13 (учет износа МБП).Предметы, пришедшие в негодность, на основании актов по выбытию МБП изэксплуатации (МБ8), списываются проводкой: Дебет 05 ( на стоимость отходов иоприходованных на склад материалов по цене их дальнейшего использования илиреализации), 13 (на остаточную стоимость, пришедших в негодность МБП) Кредит12/2 (на первоначальную стоимость выбывших МБП). МБП, стоимость до 30%необлагаемого дохода граждан, полностью списываются на затраты производства вмомент передачи в эксплуатацию. В учете это отражается записью: Дебет 20,24…Кредит 12/1. Однако для предупреждения злоупотребления, контроль засохранностью этих предметов осуществляется с помощью оперативного учета поместам использования. По МБП, приобретенных за счет фондов производственного исоциального развития или средств целевого финансирования, износ начисляется в100% размере. При этом делают запись: Дебет 87, 88, 96 Кредит 13. Списаниебалансовой стоимости пришедших в непригодность предметов оформляется обычнойзаписью: Дебет 13 Кредит 12/2. Материальные ценности, полученные от списанияэтих предметов, отражают записью: Дебет 05 и др. ( на стоимость полученныхотходов) Кредит 12/2. Одновременно на стоимость отходов обновляется источник,за счет которого они были приобретены, записью ( красное сторно ): Дебет 87,88, 96 Кредит 13. В случае возврата на склад МБП, стоимостью свыше 30%необлагаемого налогом дохода граждан, делают запись: Дебет 12/1 Кредит 12/2.
6. В соответствии с постановлением Кабинета Министров(19.04.1993) № 279 предприятиям и организациям всех форм собственностиразрешено производить переоценку остатка товароматериальных ценностей на началокаждого месяца, при условии изменения цен на производственные запасы товаров иматериалов с направлением сумм до оценки, полученных от реализации продукции,на пополнение собственных оборотных средств. Дооценке подлежат:
— покупные материальные ценности;
— материалы, топливо, полуфабрикаты;
— запасные части;
— МБП ( не бывшие в эксплуатации);
— незавершенное производство и готовая продукция;
Не подлежат Дооценке товароматериальные ценности (ТМЦ) в :
— бюджетных учреждениях;
— розничной торговле;
— товары отгруженные;
— остатки ТМЦ и основного производства, образованные напредприятиях оборонного комплекса;
Для проведения до оценки производится инвентаризация. В БУсумма до оценки ТМЦ отражается записью: Дебет 05, 06, 08, 12 (на сумму дооценки незавершенного производства), 40 (на сумму до оценки остатков готовойпродукции) Кредит 14 (сумма до оценки). Например сумма до оценки ТМЦ напополнение оборотных средств предприятия отражается записью: Дебет 14 Кредит85. В малых предприятиях, всех форм собственности, сумму до оценки ТМЦнаправляют на пополнение оборотных средств: Дебет 14 Кредит 88.
Помимо ежемесячной сверки показателей синтетического ианалитического учета для контроля за сохранностью материалов во всех местах иххранения предприятия периодически проводят инвентаризацию. Инвентаризацияостатков материалов должна проводиться не менее раза в год, а наиболеедефицитные материалы — не менее раза в квартал. Для проведения инвентаризацииприказом руководителя назначается инвентаризационная комиссия. До началаинвентаризации материально-ответственные лица предоставляют комиссии расписки отом, что все приходные и расходные документы сданы в бухгалтерию, по всемвыявленным недостачам и излишкам материально-ответственные лица должны датьинвентаризационной комиссии письменные объяснения. Свои выводы и предложениякомиссия оформляет протоколом, который утверждается руководителем в 5-дневныйсрок. Результаты инвентаризации отражаются в БУ, излишки приходуют посоответствующим счетам материальных ценностей и записываются на финансовыерезультаты: Дебет 05,06, 08, и др. Кредит 80. Стоимость недостачи ценностей, независимоот причин возникновения списывают на Дебет 84 с Кредита 05. 06 и др. Послепринятия по этим недостачам в учете делают запись: Дебет 26 (на стоимостьнедостачи в пределах норм естественной убыли), 72 (на сумму недостачи сверхнорм убыли по вине материально-ответственного лица), 80 (на стоимость недостачисверх норм убыли, когда виновный не установлен) Кредит 84.
Тема: Учет труда и его оплата.
1. Организация учета оплаты руда .
2. Начисление зарплаты и пособии по временнойнетрудоспособности.
3. Удержание м выплаты из зарплаты
4. Синтетический учет расчетов по труда.
5. Учет расчета по отчислениям на соцстрахование ипенсионный фонд
1. Зарплата представляет собой вознаграждение определенноев денежном выражении, который в соответствии с трудовым договором собственникили уполномоченное им лицо выплачивает работнику за выполненную работу. Размерзарплаты зависит от сложности и условий выполненной работы. Отпрофессионально-деловых качеств, от результатов труда и хозяйственнойдеятельности предприятий в соответствии с законом Украины “ Об оплате труда”.Зарплата делится на :
— основную- вознаграждение за выполненную работу согласноуставным нормам труда; она устанавливается в виде тарифных ставок, расценок длярабочих и должностных окладов — для служащих.
— дополнительная: вознаграждение за труд сверх норм; затрудовые достижения и изобретательность а также особенные условия труда. Онавключает: доплаты надбавки, гарантированные и компенсационные выплаты,предусмотренные законодательством, а также премии, связанные с выплатой пр-ыхзаданий и организаций.
Правилами применения закона Украины “ О налогообложенииприбыли установлен перечень затрат на выплату основной и дополнительнойзарплаты.
В фонд основной зарплаты включается :
— зарплата начисленная за выполненную работу илиотработанное время по сдельным расценкам, тарифным ставкам, должностнымокладом, надбавки и доплаты.
— зарплата работникам которые не состоят в штатепредприятий
— оплата за выполнение разовых работ
— стоимость бесплатных коммуникационных услуг, продуктовпитания, предметы личного постоянного пользования;
— оплата ежегодных и дополнительных отпусков денежнаякомпенсация за использование отпуска.
— оплата специального перерыва в работе, в случаяхпредусмотренных законодательством.
— оплата льготного времени подросткам.
— оплата за труд в выходные и праздники.
— оплата сверхурочного времени
— выплаты по районным коэффициентам
— процентные надбавки
— доплаты за вредные условия труда и др.
В фонд дополнительной заработной платы входят;
— премии за изобретательство рационализаторство
— поощрение за введение новой техники
— одноразовые поощрения
— премии за производственные результаты
В фонд зарплаты не входят и отражаются отдельно
— начисленные премии
— вознаграждения
— единовременные поощрения
— пособия по соц. страхованию
— пособия по декрету
— пособия по соцстрахование
— и др. выплаты за счет гос. страха.
Все государственные, кооперативные предприятия иорганизации должны иметь раздельный учет.
1 а) Фонда зарплаты рабочих и служащих списочного состава
б) Не списочного состава
2 Фонда материальных поощрений
3.
4. Прочих денежных и натуральных выплат
Источники средств на оплату труда является :
— часть прибыли и др. средства полученные в результате иххозяйственной деятельности.
— в бюджетных учреждениях — источники: бюджетныеассигнования, а также часть доходов полученных в результате хозяйственнойдеятельности.
— в негосударственных предприятиях и отделениях оплатаосуществляется в соответствии с положениями уставных документов, с соблюдениемминимальных норм и гарантий в оплате труда в соответствии с законодательством .
В соотвествтии с законодательством Украины “ О оплате труда“ существуют минимальная зарплата, а также таблица прогрессивногоналогообложения доходов граждан. Размер максимально зарплаты не установлен. Вминимальную зарплату не включаются доплаты, надбавки, материальные поощрения икомпенсации. В зависимости от количества труда или времени различаю две формыоплаты труда.
1) отдельную: в основу расчета берется количество выполненнойработы и расценка за ед.
2) повременную: согласно тарифной ставке за 1 час работыили должностного оклада, оплачивается затраченное время.
Сдельная форма включает системы:
— прямая сдельная: оплата труда рабочих повышается в прямойзависимости от количества выработки при одинаковой расценке за единицу.
— сдельно премиальная: включает помимо сдельного заработкаи премии за количество и качество.
— сдельно прогрессивная: выполненная работа оплачивается впределах нормы по твердым расценкам.
— аккордная: оценивается весь комплекс выполненных работ сучетом предельного срока выполнения.
Повременная включает системы:
— простая повременная
— повременно премиальная
Учет состава работников ведет отдел кадров ведет отделкадров или специализацию. Учет на каждого принятого на работу работниказаполняет карточку, в которой делается отметка о приеме, перемещении,увольнении, отпуске. Бухгалтерия на основании приказа руководителя открывает наработника лицевой счет с указанием справочных данных, и накоплением сведений озарплате и удержания из нее.
Учет рабочего времени ведется в табелях использованиярабочего времени (Т-12, Т-13). Данные табельного учета передаются вбухгалтерию и используются при начислении зарплаты при повременной форме. Присдельной кроме табеля для учета выработки и начислении зарплаты применяется:наряды на сдельную работу ( индивидуальные, бригадные, разовые), рапортывыработки, маршрутные листы.
Для малых предприятий используется система оплаты поконечной операции. Это сокращает объем учетной работы и исключает приписки.Документ на оформление выполненной работы является накладная о сдаче продукциина склад, или акт на сдачу работ.
Порядок начисления зарплаты причитающийся работникампредприятий зависит от применяемых форм оплаты труда и организации выполнениясамих работ.
При повременной оплате основным документом служащим дляначисления зарплаты является табель. В этом случае зарплата определяется исходяиз количества отработанного времени по табелю и месячного оклада либо тарифнойставки.
Пример: Месячный оклад работника 250 гр.
Рабочих дней в месяц 25
Отработанно 21 день
При этом зарплата составит :
Среднедневная зарплата 250/25=10 гр.
Сумма зарплата за месяц= 10*21=210 гр..
При сдельной оплате зарплата определяется :
а) при индивидуальном сдельщике: путем умножения расценкина объем выполненной работы.
б) при бригадном сдельщике: зарплата за выполненные работыначисляют бригаде, а затем распределяют между бригадой пропорциональноколичеству отработанных им часов с учетом квалификации.
В целях более полного учета индивидуального вклада каждогоработника в результат труда бригады с согласия ее работников, могут применятсякоэффициенты трудового участия, представляющие обобщенную качественную оценкутрудового вклада каждого члена бригады в зависимости от производительности икачества работы. С использованием коэффициента трудового участия распределяетсдельный приработок, премии, экономии по ФОТ.
Доплаты в связи с отклонениями от нормальных условий работыоформляют соответственными документами, наряды на сверх урочную работу, листы опростое, акты о браке. Размер доплат за сверхурочные часы для сдельщиковустановлен (кроме зарплаты по сдельным расценкам), за первые 2 часасверхурочной работы в размере 50 % и за каждый следующий час 100%.часовой процентной ставке работника.
При повременной оплате, первые два часа оплачиваются в 1.5размере, а следующий час (каждый) в двойном размере ставки.
Доплаты в ночное время (22 до 6ч) производятся в размере40% часовой тарифной ставки. Простои не по вине рабочего оплачиваются 50-75%ставки.
Оплата за время очередных отпусков производится одинаковокак для работников с повременной, так и сдельной оплаты труда по среднемузаработка исходя из 12 месяцев предшествующих месяцу отпуска. Подсчет среднегозаработка включает все виды зарплаты, премиальные выплаты, пособия по временнойнетрудоспособности, оплачиваемые соц. страхованием.
Не включаются в подсчет среднего заработка компенсационныевыплаты на которые не начисляются страховые взносы. Но предприятия иорганизации в соответствии со статьей 56 закона Украины “ о предприятиях” имеютправо включать средний заработок едиовременные и другие выплаты, если этопредусмотренною коллективным договором.
Общая сумма зарплаты и пособий по нетрудоспособности за 12месяцев делится на 12, полученная сумма делится на 25,2. После определениясреднего заработка, определяют сумму заработка за время отпуска, умножением начисло рабочих дней отпуска.
В бюджетных учреждениях если исчислении исчислениесреднемесячного заработка окажется ниже оклада, то зарплата устанавливаетсясогласно должностному окладу. Если часть отпускного периода переходит наследующий месяц за отчетным, то зарплата за эти дни отпуска выплаченнаяработнику в отчетном месяце учитывается как выданный аванс и при составлениибаланса показывается в активе в статье “ расчеты с прочими дебиторами”указанная сумма включает в состав фактических затрат на оплату труда следующеммесяце за отчетным.
Оплата за время выполнения гос. обязанностей и т.д.осуществляется по среднему заработку последних двух календарных месяцев работы.Все суммы выплат для работников записываются в расчетно-платежную ведомость вкоторой указываются удержания из зарплаты и суммы подлежащие выдачи на руки.Основанием расчетных ведомостей являются первичные документы :
1. Табель учета использования рабочего времени
2. Накопительные карточки.
3. Справки — расчеты с бухгалтерией по всем видамдополнительной зарплаты и пособий по нетрудоспособности.
4. Расчетные ведомости за прошлый период для расчета суммудержания подоходного налога.
5. Решение судебных органов на удержание по дополнительнымлистам.
6. заявление работников на разные перечисления
7. платежные ведомости на ранее выданный аванс (за первуюполовину месяца) и др.
3.Удержание и выплаты из зарплаты.
Из зарплаты могут производится только разрешенные закономудержания:
1. подоходного налога ( подле его перечислено в бюджет изсуммы> суммы минимума)
2. перечисления в пенсионный фонд = 1%
3. по судебно-исполнитекльным листам (алименты, штраф).
4. по решению администрации.
Общая сумма этих удержания не должна превышать 50% суммызаработка, которая остается после вычета подоходного налога. Кроме этого иззарплаты работников могут производить по их заявлению удержания: подобровольному страхованию имущества, по перечислениям сумма по вкладам всберкассах, а также удержания очередных платежей за товары приобретенные вкредит.
По действующему законодательству, своевременно неудержанный подоходный налог подлежит удержанию с заработка в течении трех лет,а излишне удержанная сумма налога возвращается работнику, но не более чем тригода со дня выявления незаконного удержания суммы.
Удержание подоходного налога с граждан по месту основнойработы исчисляется по следующим прогрессивным ставкам :
Шкала ставок подоходного налога в гривнах
таблица 5
Когда работник уходит в отпуск подоходный налогудерживается:
— отдельно удерживается налог из зарплаты за прошедшиймесяц;
— отдельно из отпускной суммы и зарплаты за текущий месяц,если работник будет находится в отпуске до конца месяца.
— из суммы отпускных, которые приходятся на неполныйследующий месяц при уходе в отпуск налог не удерживается. Налог этих суммудерживается после выхода из отпуска, по совокупности с заработка за весьданный месяц в общем порядке.
— по месту не основной работы, по совместительству, повыполнению разовых работ, по договорам налог начисляется по ставке 20%, приэтом из заработка не исключается налогооблагаемый минимум, и не предоставляютсяльготы, установленные законодательством.
Доходы, получаемые гражданами в виде дивидендов по акциям,а также в результате распределения прибыли облагается подоходным налогом поставке 15%. Начисления, удержания, перечисляемые в бюджет подоходного налогаосуществляется предприятиями всех форм собственности и физическими лицами,субъектами предпринимательской деятельности.
Исчисление налога на протяжении года производится из сумммесячного совокупного необлагаемого дохода по утвержденным ставкам с учетомпредоставляемых льгот.
По окончанию года определяется сумма совокупного годовогодохода. Подоходный налог с годового дохода определяется исходя изсреднемесячного дохода с учетом удержания на протяжении года налога из месячныхдоходов.
Этот перерасчет на предприятии производится до 1 февраляследующего отчетного месяца.
Ведомости по уставной форме передаются до 15 февраля вналоговую инспекцию.
Плательщики налогов, имеющие в течении года доходы не поместу основной работы должны до 1 марта следующего года предоставить вналоговую инспекцию по месту жительства декларацию о сумме его дохода в год.
4. Синтетический учет доходов по оплате труда ведется насчету № 70(пассив) в разрезе двух субсчетов.
Субсчет 1- начисление зарплаты
2-депонированная зарплата
По К 70/1 на основе сводной ведомости начисленной зарплатыи ведомости ее распределения отражается причитающиеся работникам предприятияосновная и дополнительная зарплата, премии, пособии по временнойнетрудоспособности.
По Д 70/1 учитываются удержания из зарплаты, выплаты изкассы, а также перечисления на депоненты своевременно не полученной зарплаты.
В БУ на сумму начисленной зарплаты делают запись Д 20, 23,24, 25, 26 и др. на сумму зарплаты и премий из фонда оплаты труда.
Д87 на сумму премий из фонда премий, поощрений
Д81 на суммы на сумму премий из чистой прибыли
К70 на сумму зарплаты начисленной за время отпуска а такжевознаграждение за выслугу лет отражается записью Д89 К70/1. Если такой резервна предприятии создается.
Суммы удержания из зарплаты отражаются по Д70/1 вкорреспондентском счете К68 на сумму подоходного налога, подлежащегоперечислению в бюджет.
К 69/4 на сумму удержания в пенсионный фонд
К71 на сумму невозвращенных подотчетных сумм
К72 удержание из зарплаты материально ответственных лиц,возмещение недостачи материальных ценностей.
К76 удержание по исполнительным документам.
Выплата причитающихся сумм работникам предприятияотражается Д70/1 К50, или 51.
Зарплата выплачивается из кассы в течении трех дней со дняполучения денег в банке.
Своевременно не полуученая в течении этого срока зарплатадепонируется. Для чего против фамилии лиц, не получивших зарплату, в графе “роспись о получении” проставляется штампом или пишется от руки “депонировано”.
Платежная ведомость закрывается двумя суммами “выданноюналичными” и “ депонировано”.
Сумма депонированной зарплаты записывается в ведомость “невыданной зарплаты”, на основании которой в учете делают запись Д70/1 К70/2.
Сумму депонированной зарплаты предприятия вносят в банк насвой расчетный счет. При этом в объявлении на внесение денег в банк указываются“депонентские суммы”.Это необходимо для того, чтобы банк взял эти суммы наотдельный учет и выдал предприятию их по первому требованию.
Каждая выплата производится по ведомости “ Депонированнойзарплаты” или книге и оформляются исходным кассовым ордером. При этом делаютзапись Д70/2 К50.
Невостребованные депонентские суммы, по которым истеклисроки исковой давности (3 года) подлежат перечислению в бюджет.
При этом в учете делается запись Д70/2 К 68.
При перечислении сумм в бюджет Д68 К51.
Аналитический учет рассветов с рабочими по оплате трудаведется в карточках — лицевых счетах, которые по каждому работнику содержатсведения о начисленных суммах, одержаниях выплате или перечислению. Эти данныеиспользуют для последующих рассветов средней зарплате, при оплате отпускных,пособий по временной безработице, пособие по временной безработице, для выдачивсякого рода справок.
Для обеспечения равномерного включения в себестоимостьпродукции работ и услуг, затрат на оплату отпусков предприятия могут создаватьрезерв на оплату отпусков.
Этот резерв образуется за счет ежемесячного включенияравными суммами в % фактически начисленной зарплаты предстоящих расходов наоплату отпусков.
На сумму создаваемого резерва делают запись по Д20,23,24,25,26 и др. К89/ соответствующий субсчет.
По мере предоставлении рабочим очередного отпускапричитающимся им зарплаты списывается в уменьшение созданного резервабухгалтерской записью Д89 К70/1.
Сальдо К89 показывает остаток неиспользованного резерва. Вконце года производится инвентаризация резерва на оплату предстоящих отпусковрабочим излишне начисленная сумма сторнируется, а не дона численная — доначисляетсяется.
На сумму зарплаты предприятие не создающие резерв на оплатуотпуска работникам зарплату во время отпуска относят на затраты производстваили обращения в общепринятом порядке по Д 20,23,24, и др. К70.
В соответствии с приказом Минфина Украины от 1 февраля 1994г. № 10 разрешено на ряду с резервом на оплату отпускных резервировать средствадля выплаты вознаграждения за выслугу лет.
В тесной связи с зарплатой находится отчисления нагосударственное, социальное и пенсионное страхование.
Порядок их начисления и учета регламентируется закономУкраины о пенсионном обеспечении и инструкцией о порядке начисления и уплаты страховыхвзносов.
Размер взносов на социальное страхование устанавливаетсяправительством в процентах к фонду оплаты труда, включая премиальные выплаты изфонда материального поощрения.
Для предприятий и организаций не зависимо от формсобственности а также граждан предпринимателей использующих наемный труд, тарифобязательных взносов в размере 37% к фонду оплаты труда, и другие выплаты, втом числе и в натуральной форме.
Из перечисленной суммы 88% подлежит перечислению впенсионный фонд Украины, а 12% в фонд соц. страхования. Кроме того установленыобязательные страховые взносы в пенсионный фонд в размере: для граждан 1%размера оплаты труда;
для граждан занимающихся предпринимательской деятельностьюоснованной на личной собственности и исключительно собственном труде, а такжедля адвокатов 9% от суммы доходов.
Обязательное страхование взносы в размере 1% дохода этиграждане не платят.
Для предприятий и организаций, а также для предпринимателейиспользующих наемный труд 33,6 % от суммы вознаграждения выплачиваемого подоговорам гражданскою правового характера.
В состав с постановлением кабинета министров Украина неначисляется взносы на социальное страхование на следующие виды выплат:
компенсации за неиспользованный отпуск
выходное пособие при увольнении
компенсационные выплаты (суточные )
доплаты и надбавки зарплаты за разъездной характер работы идругие выплаты
Указанные суммы не включаются и в подсчет среднегозаработка при начислении пенсий.
Бухгалтерский учет рассветов по соц. страхованию ведется на69(п.) (рассветы по страхованию) и его субсчетах
субсчет 1 — расчеты на соцстрахование
расчеты с пенсионным фондом
На суммы произведенных отчислений делают записьД20,23,24,25,26, 44,87, К69/1 или 69/4.
Согласно действующего законодательства часть средств соц.страхования предприятия могут расходовать на выплату пособий по временнойнетрудоспособности, оплату декретных отпусков, единовременное пособие прирождении ребенка, н организацию санаторною курортного лечения и отдыхаработников предприятия их детей, ветеранов и инвалидов .
Пособия по временной нетрудоспособности исчисляют исходя изсреднего заработка и стажа непрерывной работы:
до 3-х лет 60%
до 8 лет 80%
свыше 8 лет 100% от заработка
Оплата декретных отпусков производится в размере 100% отсреднего заработка не зависимо от стажа работы.
Размер по временной нетрудоспособности определяется исходяиз должностного оклада для повременщиков или среднего заработка за последниедва месяца перед месяцем заболевания для сдельщиков.
В подсчет среднего заработка включается все виды оплаткроме оплаты работ в сверхурочное время, в праздничные дни, посовместительству, выплаты за неотработанное время и премии единовременногохарактера.
Использование средств соц. страхования отражается записьюД69/1 К70 на сумму начисленных пособий по временной нетрудоспособности и оплатыдекретных отпусков.
При приобретении предприятием путевок для работниковпредприятия в учете делают запись Д69/1 к51.
Суммы полученные в частное возмещение стоимости льготныхпутевок отражаются Д50 К69/1
Наличие и движение путевок как бланков строгой отчетностиотражают на забалансовом счете 001.
Разница между произведенными отношениями на социальноестрахование и используемыми суммами по платежным поручениям при полученииосновных средств на выплату зарплаты перечисляются в фонд соц. страхования илиотраслевому комитету профсоюза.
Эти перечисления в учете отражаются Д69/1 К51.
Обязательное страховые взносы в пенсионный фонд отдельнымигражданами в бухучете отражаются записью Д70/1 К69/4. Перечисления в пенсионныйфонд надлежащих сумм отражается Д69/4 К51.
Учёт затрат н производство и калькулирование себестоимостипродукции
1 Затраты производства их состав и классификация
2 Синтетический и аналитический учёт затрат на производствои калькулирование себестоимости продукции
3 Основные методы учёта затрат на производство .
Процесс производства представляет собой совокупность затратна изготовление продукции, выполнение работ и оказании услуг. Он осуществляетсяпод воздействием средств труда и самого труда. Всё это обуславливаетсоответствующие затраты предприятия на создание продукции. Все эти затраты всовокупности составляют производственную себестоимость производимой продукции.БУ процесса производства должен оградить затраты на создание продукции с однойстороны и выпуск гот. продукции с другой.
Предприятия учёт затрат на производство организуют наоснове отраслевых методических рекомендаций, разработанных в соответствии стиповым положением по планированию, учёту и калькулирование себестоимостипродукции, работ, услуг, утверждённые постановлением Кабина.
Затраты на производство классифицируются по следующимпризнакам:
1 По месту возникновения затрат
-затраты производства
-цеха
-участка
-службы
2 По видам продукции
— работ
-услуг
-затраты на изделие
-группы однородных изделий
-одноразовые заказы
-валовые
-товарные
3 По видам затрат
-затраты по экономическим элементам
-затраты по статьям калькуляции
4 По способу перенесения стоимости
-прямые
-непрямые(косвенные)
5 По способу влияния объёма производства на уровень затрат
-условно-переменные затраты
-условно-постоянные
6 По календарным периодам
-текущие
-одноразовые
Ныне действующим типовым положением предусматриваетсяследующая группировка затрат по элементам, которые обязательно для всехпредприятий, независимо от форм собственности.
1 Мат затраты
2 Затраты на оплату труда
3 отчисления на соц. мероприятия
4 амортизация ОС и немат. активов
5 Прочие расходы
Группировка затрат по элементам используется дляпланирования себестоимости, выявления резервов её снижения, нормированияоборотных средств, и контроля за их оборачиваемостью. Для руководствапроизводственным процессом необходимо знать не только что затрачено напроизводство, а также и куда направлены затраты, на что израсходованы те илииные средства.
Поэтому производят группировку затрат по статьямкалькуляции.
Определена типовая номенклатура статей калькуляции.
1 Сырьё и материалы
2 Покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услугипроизводственного характера, сторонних предприятий и организаций
3 Топливо и энергия на технологические цели
4 Возвратные отходы(вычитаются)
5 Основная з/п
6 Дополнительная з/п
7 Отчисления на соц. мероприятия
8 Затраты, связанные с подготовкой и освоением производства
9 Возмещение износа, спец. инструментов и приспособленийспец назначения
10 Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования
11 Общепроизводственные расходы
12 Общехоз. расходы
13 Расходы вследствие НТП
14 Попутная продукция (вычитается)
15 Прочие производственные расходы
16 Непроизводственные (коммерческие расходы)
Определённые отрасли по согласованию с Минэкономики,Минфином, Минстатом могут внести изменения в типовую номенклатуру статей.
В зависимости от способа включения в себестоимостьконкретных видов продукции затраты делятся на прямые и косвенные
Прямые затраты непосредственно связаны с производствомконкретного вида продукции, а поэтому в её себестоимость они включаются наосновании соответствующих первичных или сгруппированных документов (материалы,з/п)
Косвенные расходы обычно связаны с производством несколькихвидов продукции, а поэтому прямо на себестоимость той или иной продукции немогут быть прямо отнесены. Эти расходы в течении месяца предварительноучитываются на ДТ 24,25,26,43 а в конце месяца распределяются между видамипродукции пропорционально установленному базису. з/п рабочих прямые затраты.
Основные затраты в большинстве случаев являются прямыми, анакладные косвенными.
Однако на предприятиях, которые вырабатывают один видпродукции все затраты как основные так и накладные явл. прямыми.
отдельные расходы предприятий в себестоимость продукции невключаются, а погашаются за счёт других источников(прибыли, спец. фондов)
2 вопрос. Все производственные затраты в большинствеслучаев учитываются на след. счетах 20,23,24,25,26,28,29. Аналитический учёт посчёту 20 и 23 ведётся по видам продукции, работ услуг и статьям калькуляции.аналит. учёт ведётся в многографных карточках, а также в ведомости № 12.Синтетический учёт обобщается в журнале-ордере 10 или 05. При упрощённой формеучета аналит. и синтетич. учет затрат ведется в ведомости В-3. При упрощеннойформе БУ на малых предприятиях учет затрат на производство ведут на 2-х счетах20-26 в ведомостях В-3.
Обобщенная схема учета затрат на производство
см.рис.
Фактическая себестоимость готовой продукции определяется поформуле
Сф=НЗПн+Зм-НЗПк-Б-О
где, НЗПн- затраты на незаверш. производство на нач. месяца
НЗПк-… наконец месяца
Зм-затраты за месяц
Б- себестоимость брака
О- отходы
Остатки незаверш. производства определяются путёмпроведения инвентаризации или по датам оперативного учета оцениваются остаткиНЗП исходя из факт. материальных и трудовых затрат.
3 Вопрос под методом учета затрат и калькулированиесебестоимости продукции понимают систему способов организации учетапроизводственных затрат, обеспечив. определение факт. себестоимости продукции иконтроля за её формированием. Основными методами явл.
-простой
-позаказный
-попередельный
Они могут быть как нормативными так и ненормативными.
Простой (однопредельный) метод использ. в производствах,которые вырабатывают один вид продукции либо имеют короткий производственныйцикл и незначительный размер затрат в незавершенное производство. К такимпредприятиям относят предприятия добывающей промышленности, электростанции,лесозаготовительные пред-я.
Позаказный метод используется в индивидуальных и серийныхпроизводствах, а также в научных. Отличительной чертой этого метода являетсято, что все затраты здесь учитываются по заказам независимо от сложноститехпроцесс. На каждый конкретный заказ открывается калькуляционная карточка. Впределах каждого заказа затраты учитываются по статьям калькуляции. Шифр заказапроставляют на всех первичных документах, которыми оформляют прямые затраты напроизводство. Непрямые (косвенные) затраты учитыв. по местам их возникновения иежемесячно включают в себестоимость отдельных заказов путём распределенияпропорционально установленному базису. Объектом калькулироания при таком методеявляется себестоимость законченных заказов. Затраты по незаконченным заказамостаются на балансе как затраты в НЗП.
Попередельный метод использ. в металлургическойтекстильной, химической, пищевой, деревообрабатыв., бумажной, стекольной и др.отраслях, где техпроцесс состоит из отдельных прерывающихся стадий обработкиисходного сырья. Затраты на производство при этом методе учитыв. по отдельнымпеределам, а внутри их- в разрезе калькуляционных статей.
По способу организации оперативного контроля запроизводственными затратами различают нормативный и ненормативный методы учетазатрат.
При ненормативном методе (метод учета фактических затрат) втечении отчетного периода учитыв фактич. затраты на производство, а отклонениеопределяют по окончании месяца или отдельного заказа. Такой порядок учетазатрудняет осуществление оперативного контроля за формированием себестоимостипродукции. Этот недостаток устраняется при применении нормативного метода.
Нормативный метод предусматривает соблюдение след.принципов:
1 составление предварительной калькуляции нормативнойсебестоимости на основе технич. обоснованных действий нормативных затрат иутверждённых систем накладных расходов.
2 Текущий учет затрат осуществляется раздельно по нормам иотклонениям от норм. Для этого отклонения от норм затрат оформляют путёмсоставления спец. документов счетов-требований на замену или дополнительныйотпуск материалов, листков на доплату и других сигнальных документов.
3 Учет изменений норм, которые имеют место в связи свнедрением новейших достижений науки и техники.
4 Фактическая себестоимость товарной продукции исчисляетсякак сумма затрат по нормам отклонений и изменений норм.
Сф=Зп+-Он+-Ин
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы ссайта www.parny.by.ru/