--PAGE_BREAK--
Норма обслуживания– это количество производственных объектов (единиц оборудования, рабочих мест, производственных площадей и т.д.), которые работник или группа работников соответствующей квалификации должны обслужить в единицу времени в определенных организационно-технических условиях.
Норма управляемости – это численность работников (количество структурных подразделений), которыми может эффективно руководить один менеджер.
Для установления норм труда применяют аналитический и опытно-статистический методы нормирования труда. Аналитический метод предполагает научный подход к формированию норм и предусматривает проведение следующих операций: исследование трудового процесса, расчленение его на составные элементы; изучение всех факторов, влияющих на затраты труда; проектирование более совершенного состава операции и методов ее выполнения; разработка мероприятий по улучшению обслуживания рабочего места; расчет времени на выполнение работы; внедрение нормы в производство.
Аналитический метод нормирования дифференцируется на аналитическо-расчетный, при котором используются готовые нормативы времени, и аналитическо-исследовательский, в соответствии с которым нормы определяются путем применения хронометража, фотографий рабочего дня, выборочного метода изучения потерь рабочего времени.
При опытно-статистическом методе сложившееся положение на предприятии в предыдущие периоды рассматривается как база для сравнения с плановым периодом.
Глава 2. Анализ использования трудовых ресурсов на примере предприятия ЗАО «Подшипниковый завод»
2.1 Исходные данные для анализа
Исходные данные для выполнения данной работы, взяты на предприятии ЗАО «Подшипниковый завод».
Краснодарский подшипниковый завод выпускает широкий ассортимент стандартных и специальных шариковых, роликовых, игольчатых, комбинированных и шарнирных подшипников, а также шарики и ролики к ним. Подшипники производства КПЗ применяются в высокоточных металлообрабатывающих станках, в аппаратах подводного плавания, в железнодорожном и автомобильном транспорте, тракторах, комбайнах, мотоциклах и в других машинах и механизмах.
Все нижеприведенные данные положены в основу анализа использования трудовых ресурсов в 2006 — 2007 годах. Исходные данные приведены в таблицах 2.1.1 и 2.1.2.
Таблица 2.1.1.
Трудовые показатели
Категории работающих
Численность, чел.
Фонд оплаты труда, тыс.р.
Факт
2006 г.
Отчет 2007 г.
Факт
2006 г.
Отчет 2007 г.
План
Факт
План
Факт
1. Рабочие
865
883
828
2 953 660,0
4 223 016,0
3 882 759,0
2. Руководители
40
38
41
229 500,0
283 584,0
303 949,0
3. Специалисты
29
27
23
145 440,0
184 464,0
171 665,0
4. Служащие
23
22
25
89 291,0
94 347,0
102 486,0
ИТОГО
957
970
917
3 417 891,0
4 785 411,0
4 460 859,0
В т.ч. принято
20
15
20
уволено
14
35
35
В т.ч. по собственному желанию и за наруше-ние трудовой дисцип-лины
11
-
7
Таблица 2.2.2
Баланс времени работы одного рабочего, дней
Показатели
План
2006 г.
Факт
2007 г.
1. Календарное время
365
365
2. Выходные и праздничные дни
92
92
3. Невыходы:
основные и дополнительные отпуска
37
38
Болезни
14
16
Прогулы
-
2
Прочие
2
2
4. Эффективный фонд рабочего времени
220
215
5. Средняя продолжительность рабочего дня, час.
7,1
7,6
Эффективный фонд рабочего времени (табл. 2.1.2) определяется путем вычитания из календарного времени выходных и праздничных дней и невыходов по причинам:
,
где — календарное время;
— выходные и праздничные дни;
— невыходы по причинам.
дней
дней
Таблица 2.1.3
Анализ выполнения плана производства продукции
Виды продукции
Производство продукции
Выполнение плана, %
План
Факт
В натуральном выражении, тыс.шт
910
844
92,75
В условно-натуральном выражении, тыс.шт.
1039
1022
98,36
В денежном выражении, тыс.р.
46 521 753,0
48 614 184,0
104,5
2.2 Анализ обеспеченности рабочей силой
В данном разделе анализируется численность рабочих в целом и по каждой категории, рассчитывается абсолютное отклонение численности и относительная экономия (перерасход) рабочей силы. Помимо этого рассчитывается структура работающих с выделением доли рабочих, анализируется ее динамика. Анализ структуры и численности выполнен в таблице 2.2.1
Таблица 2.2.1
Анализ структуры и численности работающих
Категории работающих
Плановая численность
2007 г.
Фактическая численность
2007 г.
Отклонение
чел.
%
чел.
%
чел.
%
1. Рабочие
883
91,03
828
90,29
-55
-6,23
2. Руководители
38
3,92
41
4,47
3
7,89
3. Специалисты
27
2,78
23
2,51
-4
-14,81
4. Служащие
22
2,27
25
2,73
3
13,64
ИТОГО
970
100,00
917
100,00
-53
-5,46
в т.ч. принято
15
1,55
20
2,18
5
33,33
уволено
35
3,61
35
3,82
0
0,00
в т.ч. по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины
-
-
7
0,76
7
-
В анализируемом периоде фактическая численность работающих снизилась на 53 человека. Незначительно изменилась структура работающих – уменьшилась доля рабочих и специалистов на 0,74% и 0,27% соответственно, в то же время увеличилась численность руководителей (0,55%) и служащих (0,46%).
Относительное отклонение численности работающихрассчитывается по формуле:
,
где Чрщ б, Чрщ ф – соответственно численность работающих по плану и фактически;
Кв – коэффициент выполнения плана производства:
= ,
где — производство продукции по факту (согласно исходным данным табл. 2.1.3);
— производство продукции по плану (согласно исходным данным табл. 2.1.3).
Тогда DЧ917 – 970 ´0,927 = 17 чел.
Аналогично можно рассчитать относительное отклонение численности рабочих:
DЧ828 – 883 ´0,927 = 10 чел.
Таким образом, полученное относительное отклонение свидетельствует о фактическом относительном увеличении численности работающих за счет снижения производительности труда.
Наблюдалось сокращение численности рабочих и специалистов при незначительном изменении количества руководителей и служащих.
2.3 Анализ движения рабочих кадров
Движение рабочей силы на предприятии, связанное с приемом и увольнением работников, является важным объектом анализа, поскольку уровень стабильности кадров – один из факторов, оказывающих влияние на производительность труда и эффективность производства.
Анализ движения рабочих кадров выполняется путем расчета следующих коэффициентов:
1) Коэффициент общего оборота, рассчитываемый как отношение числа принятых и уволенных работников за анализируемый период к среднесписочной численности работников.
2) Коэффициент оборота рабочей силы по приему – отношение числа принятых к среднесписочной численности работников.
3) Коэффициент оборота рабочей силы по увольнению – отношение числа уволенных к среднесписочной численности работников.
4) Коэффициент необходимого оборота, равный отношению числа уволенных по неизбежным и независящим от предприятия причинам к среднесписочной численности работников.
5) Коэффициент текучести – отношение численности уволившихся по собственному желанию, за прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины к среднесписочной численности работников. Данный анализ выполним в форме таблицы 2.3.1
Таблица 2.3.1
Анализ движения рабочей силы
Показатели
Значения
Фактически
2006 г.
Отчет
2007 г.
план
факт
Среднесписочная численность, чел.
957
970
917
Принято, чел.
20
15
20
Уволено, чел.
14
35
35
в т.ч. по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины
11
-
7
Коэффициенты:
— общего оборота, %
3,55
5,15
6,00
— оборота рабочей силы по приему, %
2,09
1,55
2,18
— оборота рабочей силы по увольнению, %
1,46
3,61
3,82
— необходимого оборота, %
0,31
3,61
3,05
— текучести, %
1,15
-
0,76
Коэффициент общего оборота рабочей силы увеличился на 0,85% по сравнению с плановым и на 2,45% по сравнению с предыдущим годом, на что следует обратить внимание, так как увеличение коэффициента общего оборота рабочей силы может быть следствием ухудшения условий труда.
В отчетном году наблюдалось увеличение коэффициента необходимого оборота по сравнению с предыдущим годом. Наряду с этим положительной тенденцией является уменьшение коэффициента текучести на 0,39% по сравнению с предыдущим годом, это могло произойти за счет улучшения трудовой дисциплины и уменьшения количества увольнений по собственному желанию.В целях снижения коэффициента оборота рабочей силы по увольнению необходимо обратить внимание на организацию труда в цехе, на условия труда и оплаты работников. продолжение
--PAGE_BREAK--