Реферат по предмету "Экономика"


Качество продукции

СОДЕРЖАНИЕ:
1. Понятиеи показатели качества продукции………………………….
2.Управление качеством продукции……………………………………
3. Новаястратегия в управлении качеством……………………………
4.Правовое регулирование качества продукции………………………
Заключение……………………………………………………………….

1. Понятие и показатели качества продукции
Современная рыночная экономика предъявляет принципиаль­ноиные требования к качеству выпускаемой продукции. В со­временном миревыживаемость любой фирмы, ее устойчивое по­ложение на рынке товаров и услугопределяются уровнем конку­рентоспособности. В свою очередьконкурентоспособность свя­зана с двумя показателями — уровнем цены и уровнемкачества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место.Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качествупродукции.
Качество — это авторитет фирмы, увеличение прибыли, рост процветания,и работа по управлению качеством на фирме — альфа и оме­га для всего персонала,от руководителя до конкретного исполнителя.
Качество продукции — важнейший показатель деятельностипредприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяетвыживаемость предприятия в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса,рост эффективности производст­ва, экономию всех видов ресурсов, используемых напредприятии. Рост качества продукции — характерная тенденция работы всехведущих фирм мира. Она охватила европейские, американские и азиатскиепредприятия. И качество выпускаемой продукции — основной фактор конкуренциимежду фирмами.
Что же такое качество продукции? Данное понятие регламентиро­ваноГОСТ 15 467—79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины иопределения. Качество — это совокупность свойств продукции, обусловливающих ееПригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ееназначением.
Качество как фактор конкурентоспособности распространяется навсю национальную экономику. Оно способствует рациональному ис­пользованиюресурсов.
Последствия недостаточного уровня качества продукции таковы:
1. Экономические
1.1. Потеря материальных и трудовых ресурсов, израсходован­ныхна изготовление, транспортировку и хранение продукции, вышедшей из строя раньшеплановых сроков физического износа.
1.2. Потери в производственной инфраструктуре (плохой битум —плохие дороги, плохой цемент — плохие средства хранения (элевато­ры), плохиекоммуникации, плохая связь и т.д.).
1.3. Дополнительные затраты на ремонт техники.
1.4. Дополнительные затраты времени у населения на ремонтбытовой техники.
1.5. Потери природных ресурсов в результате использования низ­кокачественныхмашин, используемых для добычи этих ресурсов.
1.6. Недополученная валютная выручка из-за низкой доли экс­портаготовой продукции.
1.7. Дополнительная потеря валютных средств для импортатехники и товаров народного потребления.
1.8. Дополнительные затраты материальных и трудовых ресур­совна осуществление многозвенной и многоступенчатой системы органов техническогоконтроля качества.
2. Социальные
2.1. Дефицитность отечественной продукции.
2.2. Падение престижа продукции, изготовляемой на нацио­нальныхпредприятиях.
2.3. Недостаточное удовлетворение потребностей производст­венно-техническогои личного плана.
2.4. Снижение темпов роста благосостояния населения:
2.5. Нерациональная трата свободного времени населения на уст­ранениедефектов изготовления товаров народного потребления.
2.6. Ухудшение морального климата в коллективе.
2.7. Уменьшение прибыли предприятия. 3. Экологические
3.1. Дополнительные затраты на очистку: воздушного бассейна,водного бассейна, земельных ресурсов.
3.2. Дополнительные затраты на меры по оздоровлениюнаселения.
3.3. Потеря продуктивности продукции сельского хозяйстваиз-за недостаточного качества воздуха, воды и почвы.
3.4. Ускоренная амортизация и дополнительные затраты на ре­монтгражданских зданий и транспорта из-за плохого качества воз­душной среды.
С понятием качества тесно связано и понятие технического,уровня продукции — относительной характеристики качества про­дукции, основаннойна сопоставлении значений показателей, оп­ределяющих техническое совершенствооцениваемой продукции, с соответствующими базовыми показателями, их значениями.
Качество продукции не ограничивается только одним свойст­вом,это совокупность свойств. Свойства продукции количествен­но выражаются впоказателях качества. Общепризнанна классифи­кация на десять групп свойств исоответственно показателей.
Показатели назначения характеризуют полезный эффект от ис­пользованияпродукции по назначению и обусловливают область при­менения продукции. Дляпродукции производственно-технического назначения основным показателем можетслужить производитель­ность, показывающая, какой объем продукции может бытьвыпущен с помощью оцениваемой продукции или какой объем производственных услугможет быть оказан за определенный промежуток времени.
Показатели надежности — безотказность, сохраняемость, ремон­топригодность,а также долговечность изделия. В зависимости от осо­бенностей оцениваемойпродукции для характеристики надежности мо­гут использоваться как все четыре,так и часть из указанных показателей. Для некоторых изделий, связанных сбезопасностью людей, безот­казность может быть основным, а иногда иединственным показа­телем надежности. Чрезвычайно важна безотказность бытовыхэлектро­приборов, некоторых механизмов автомобилей (тормозная система, ру­левоеуправление). Для воздушных судов безотказность — единствен­ный и основнойпоказатель качества. Для характеристики сохраняемости — свойств изделиясохранять свои показатели в течение хранения и транспортирования — применяютсятакие показатели, как средний срок сохраняемости, гамма-процентный сроксохраняемости. Сохраняемость шрает важную роль для пищевой продукции. Ре­монтопригодностьопределяют такие показатели, как средняя стоимость технического обслуживания,вероятность выполнения ремонта в заданное время. Долговечность определяется ве­личинойзатрат на поддержание изделия в работоспособном состоянии.
Показатели технологичности характеризуют эффективностьконструкторско-технологических решений для обеспечения высо­койпроизводительности труда при изготовлении и ремонте про­дукции. Именно спомощью технологичности достигаются массо­вость выпуска продукции, рациональноераспределение затрат ма­териалов, средств, труда и времени при технологическойподго­товке производства, изготовлении и эксплуатации продукции.
Показатели стандартизации и унификации — это насыщенностьпродукции стандартными, унифицированными и оригинальными со­ставными частями, атакже уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Все детали изделияделятся на стандартные, унифи­цированные и оригинальные. Чем меньшеоригинальных изделий, тем лучше как для изготовителя продукции, так и дляпотребителя.
Эргономические показатели отражают взаимодействие челове­ка сизделием и комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических ипсихологических свойств человека, проявляю­щихся при пользовании изделием. Этомогут быть усилия, необхо­димые для управления трактором, расположение ручки ухоло­дильника, кондиционер в кабине башенного крана или расположе­ние руля увелосипеда, освещенность, температура, влажность, за­пыленность, шум, вибрация,излучение, концентрация угарного газа и водяных паров в продуктах сгорания ит.д.
Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность,рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения истабильность товарного вида изделия.
Показатели транспортабельности выражают приспособлен­ностьпродукции для транспортирования.
Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту ипатентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определенииконкурентоспособности. При опреде­лении патентно-правовых показателей следуетучитывать наличие в изделии новых технических решений, а также решений, защи­щенныхпатентами в стране, наличие регистрации промышленного образца и товарного знакакак в стране-производителе, так и в странах предполагаемого экспорта.Экологические показатели — это уровень вредных воздействий на окружающую среду,которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции, например,содержание вредных приме­сей, вероятность выбросов вредных частиц, газов,излучений при хранении, транспортировании и эксплуатации продукции.
Показатели безопасности характеризуют особенности про­дукциидля безопасности покупателя и обслуживающего персонала, т.е. обеспечиваютбезопасность при монтаже, обслуживании, ремон­те, хранении, транспортировании,потреблении продукции.
Совокупность перечисленных показателей формирует качествопродукции. Изделие должно быть надежным, эстетически радующим глаз, хорошовыполнять свои функции, т.е. удовлетворять те потреб­ности, для которых онопредназначено. Но помимо всех этих показа­телей важна и цена изделия. Именно сценой связан вопрос экономи­чески оптимального качества, или экономическирационального ка­чества. Покупатель, приобретая изделие, всегда сопоставляет,ком­пенсирует ли цена изделия набор свойств, которыми оно обладает. Помимо ценыважны и эксплуатационные характеристики изделия, поскольку они влекут за собойзатраты по эксплуатации и ремонту, а если изделие характеризуется длительнымсроком службы, эти затра­ты вполне сопоставимы с ценой изделия, а по некоторымизделиям и существенно превосходят продажную цену изделия.
 Под экономически оптимальным качеством понимается соот­ношениекачества и затрат, или цена единицы качества, что можно выразить формулой:
К опт = Q/C∑ , 
гдеК опт — экономически оптимальное качество;
Q  — качество изделия;
С ∑— затраты ш приобретение и эксплуатациюизделия, руб.
Определить знаменатель формулы несложно, поскольку онвключает продажную цену изделия, затраты по эксплуатации, ремонту и утилизацииизделия. Сложнее определить числитель, т.е. качество, включающее самыеразнообразные показатели. Этим занимается целая наука квалиметрия, котораяразработала достаточно приемлемые методы по количественной оценке ка­чествапродукции.
Итак, качество продукции в условиях современного производ­ства— важнейшая составляющая эффективности, рентабельности предприятия и поэтомуему необходимо уделять постоянное внимание. Заниматься качеством должны все —от директора пред­приятия до конкретного исполнителя любой операции. Все про­цессыпо обеспечению, проектированию, сохранению качества объединены в системууправления качеством.

2. Управление качеством продукции
Управление качеством — действия, осуществляемые при созда­нии,эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения иподдержания необходимого уровня ее качества.
Универсальная схема управления качеством продукции, пред­ложеннаяпроф. А.В. Гличевым.
Схема состоит из шести блоков. К числу факторов, влияющих накачество (прямоугольник в центральной части схемы), относятся:
•  станки, машины, другое производственное оборудование;
• профессиональное мастерство, знания, навыки, психофизи­ческоездоровье работников.
Обрамляющие прямоугольник факторов условия обеспечениякачества более многочисленны. Сюда относятся:
• характер производственного процесса, его интенсивность,ритмичность, продолжительность;
• климатическое состояние окружающей среды и произ­водственныхпомещений;
• интерьер и производственный дизайн;
• характер материальных и моральных стимулов;
•  морально-психологический климат в производственномколлективе;
• формы организации информационного обслуживания и уровеньоснащенности рабочих мест;
• состояние социально-материальной среды работающих.
Сущность всякого управления заключается в выработке управ­ляющихрешений и последующей реализации предусмотренных этими решениями управляющихвоздействий на определенном объ­екте управления. При управлении качествомпродукции непосредст­венными объектами управления, как правило, являютсяпроцессы от которых зависит качество продукции. Они организуются и проте­каюткак на допроизводственной стадии, так и на производственной ипослепроизводственной стадиях жизненного цикла продукции
Управляющие решения вырабатываются на основании сопос­тавленияинформации о фактическом состоянии управляемого процесса с егохарактеристиками, заданными программой управ­ления. Нормативную документацию,регламентирующую значения параметров или показателей качества продукции(технические за­дания на разработку продукции, стандарты, технические условиячертежи, условия подставки), следует рассматривать как важную часть программыуправления качеством продукции.
Основной задачей каждого предприятия (организации) являет­сякачество производимой продукции и предоставляемых услуг Успешная деятельностьпредприятия должна обеспечиваться про­изводством продукции или услуг, которые
•отвечают четко определенным потребностям, сфере приме­ненияили назначения; 
•  удовлетворяют требованиям потребителя;
• соответствуют применяемым стандартам и техническим условиям;
• отвечают действующему законодательству и другим требо­ваниямобщества;
• предлагаются потребителю по конкурентоспособным ценам
• направлены на получение прибыли.
 Управление качеством продукции должно осуществляться темно,т.е. на предприятии должна функционировать система управления качествомпродукции, представляющая собой организацион­ную структуру, четкораспределяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые дляуправления качеством.
В последние годы широкое распространение получили стан­дартыИСО серии 9000, в которых отражен международный опыт управления качествомпродукции на предприятии. В соответствии с этими документами выделяетсяполитика в области качества — непосредственно система качества, включающаяобеспечение, улучшение и управление качеством продукции (рис. 1).
Политика в области качества может быть сформулирована в видепринципа деятельности предприятия или долгосрочной цели и включать:
• улучшение экономического положения предприятия;
•  расширение или завоевание новых рынков сбыта;
• достижение технического уровня продукции, превы­шающегоуровень ведущих предприятий и фирм;
• ориентацию на удовлетворение требований потребителяопределенных отраслей или регионов;
• освоение изделий, функциональные возможности которыхреализуются на новых принципах;
• улучшение важнейших показателей качества продукции;
• снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;
• увеличение сроков гарантии на продукцию;
• развитие сервиса.
В соответствии со стандартами ИСО жизненный цикл про­дукции,который в зарубежной литературе обозначается как петля качества, включает 11этапов (рис. 2).
 С помощью петли качества осуществляется взаимосвязь изго­товителяпродукции с потребителем, со всей системой, обеспечи­вающей решение задачиуправления качеством продукции.
 Наряду с системами управления качеством продукции важнаяроль в изучении и реализации программ качества принадлежит и кружкам качества(или группам качества). Как показывает зару­бежный опыт, кружки качества — этоформа демократизации ка­питала, она создает заинтересованность рабочих вкачестве, изме­няет психологический климат на предприятии.
Принципы организации кружков качества:
• добровольность участия;
• стремление к коллективным формам поиска правильных решений,их оперативное рассмотрение, внедрение в про­изводство принятых предложений;моральное и материальное удовлетворение достигнутыми ус­пехами, стимулированиерезультатов творческой деятельности; поддержка инициативы руководством иобщественными организациями на всех уровнях управления предприятием;обеспечение гласности и пропаганды их деятельности все­ми формами и средствамимассовой информации, обобще­ние и распространение опыта работы.
Кружки качества первоначально возникли в США, однако су­щественныйимпульс этому движению дали японские фирмы, где произошел и качественный, иколичественный рост кружков. Затем они охватили страны Европы, Америки и Азии.
Кружки качества помогают предприятиям решать кактехнико-экономические, так и социально-психологические задачи предприятия.
Три-четыре человека, обслуживающие тот или иной технологическийпроцесс или часть этого процесса, остаются после работы и
11 обсуждают так называемые «узкие места»: повышениекачества, рост эффективности, снижение затрат. Онимогут собираться и обсуждать проблемы (от одной до трех) один-два раза в месяц(один раз в неде­лю) и обсуждать от одной до трех тем. Обсуждения могутпроходить и в рабочее время, стимулироваться материально или морально.
Кружки качества распространены во всем мире. Они представ­ляютсобой важный элемент общественного участия в управлении качеством наряду собществами потребителей.
 
3. Новая стратегия в управлении качеством
Управлению качеством продукции во всех странах уделяетсядостаточно много внимания. В последние годы сформировался но­вый подход, новаястратегия в управлении качеством. Она ха­рактеризуется рядом моментов:
•  обеспечение качества понимается не как техническаяфункция, реализуемая каким-то одним подразделением, а как систематическийпроцесс, пронизывающий всю орга­низационную структуру фирмы;
• новому понятию качества должна отвечать соответст­вующаяорганизационная структура предприятия;
• вопросы качества актуальны не только в рамках производ­ственногоцикла, но и в процессе разработок, конструиро­вания, маркетинга ипослепродажного обслуживания;
• качество должно быть ориентировано на удовлетворениетребований потребителя, а не изготовителя;
• повышение качества продукции требует применения новойтехнологии производства, начиная с автоматизации проек­тирования и кончаяавтоматизированным измерением в процессе контроля качества;
• всеобъемлющее повышение качества достигается толькозаинтересованным участием всех работников.
Все это осуществимо только тогда, когда действует четкоорганизованная система управления качеством, направленная на интересыпотребителей, затрагивающая все подразделения и приемлемая для всего персонала.
Всеобщий контроль качества, осуществляемый фирма­ми США,Японии и стран Западной Европы, предполагает три обязательных условия.
1. Качество как основная стратегическая цель деятельностипризнается высшим руководством фирм. При этом устанавливаются конкретные задачии выделяются средства для их решения. Поскольку требования к качествуопределяет потребитель, не мо­жет существовать такого понятия, как постоянныйуровень качест­ва. Повышение качества должно идти по возрастающей, ибо каче­ство— это постоянно меняющаяся цель.
2. Мероприятия по повышению качества должны затрагивать всеподразделения без исключения. Опыт показывает, что 80—90% меро­приятий неконтролируется отделами качества и надежности. Особое внимание уделяетсяповышению качества на таких этапах, как НИОКР, что обусловлено резкимсокращением срока создания новых изделий.
3. Не прекращающийся процесс обучения (ориентирован наопределенное рабочее место) и повышение мотивации персонала.
Институт Гэллапа США провел опрос около 700 фирм, работаю­щихв промышленности и сфере обслуживания. Опрос показал, что руководители сталибольше внимания уделять вопросам качества: 57% из них заявили, что вопросыкачества предпочтительнее вопро­сов затрат и прибыли, однако 32% поставилиприбыль на первое ме­сто. Более половины предпринимателей не верят в то, чтоповышение качества — один из верных и самых надежных способов уменьшитьзатраты. Более 70% руководителей показали незнание основ эконо­мики руководимыхими фирм, заявив, что затраты на обеспечение качества составляют от 5 до 10%валового объема продаж, в то время как в действительности они составляют от 20до 30%. Каждый шес­той руководитель вообще ответил, что он понятия не имеет овеличи­не затрат, обеспечивающих качество продукции.
Только непониманием проблемы качества можно объяснить такиезаявления руководителей, как «управление качеством продукции оз­начаетужесточение приемки продукции», «управление качеством продукции означает болееактивное внедрение стандартизации», «управление качеством представляет собойстатистику», «управление качеством на практике представляется весьма трудоемкимпроцес­сом», «пусть вопросами управления качеством продукции занимается отделприемки или контроля», «успехи предприятия в управлении качеством продукцииисключают выполнение дополнительных меро­приятий», «управление качеством неимеет отношения к ад­министрации предприятия или отделу реализации».
В условиях острой конкурентной борьбы фирмы смогут успешноразвиваться, лишь внедряя системное управление качеством продук­ции. Растущаятребовательность к повышению качества изделий в настоящее время — одна изхарактерных черт мирового рынка.
Системы разработки новых изделий должны содержать триосновных положения:
• качество рассматривается наравне со всеми техническиминовшествами с самого начала разработки изделия;
• планирование научно-исследовательских и опытно-кон­структорскихработ организуется таким образом, чтобы не ограничивать проектированиевариантов изделия с наи­лучшими характеристиками;
•  ускорение разработки изделия должно стать основнымкритерием эффективности системы разработки.
 
4. Правовое регулирование качества продукции
 Правовое обеспечение управления качеством продукции состо­итв использовании средств и форм юридического воздействия на органы и объектыуправления организации на всех стадиях жиз­ненного цикла продукции с цельюобеспечения ее высокого качества. Правовое обеспечение управления качествомпродукции на­правлено на решение следующих основных задач:
• правовое регулирование отношений, складывающихся на всехуровнях управления качеством продукции;
• создание  нормативно-правовой  базы, обеспечивающейнадлежащее правовое регулирование для эффективной реа­лизации функцийуправления качеством продукции;
• защита прав и интересов работников, вытекающих из тру­довыхотношений.
Нормативно-правовая база управления качеством продукциивключает в себя различные нормативные акты и правила.
 Нормативный акт как самостоятельная форма права представ­ляетсобой издаваемый компетентным и уполномоченным на то государственным органомакт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий юридические нормы (правилаповедения). На­пример, соблюдение требований стандартов обеспечивается нор­мативнымиактами гражданского, трудового, административного и уголовного права. Общаяклассификация выделяет среди норма­тивных актов две основные группы: законы иподзаконные норма­тивные акты. Схема нормативных актов РФ.
Верхнюю ступень в иерархии занимает закон, т.е. закон — этонормативный правовой акт, принятый высшим органом государст­венной власти илинепосредственно населением и обладающий высшей юридической силой.
Все иные нормативные акты называются подзаконными и при­нимаютсяуполномоченными на то органами власти и управления:
• указы (и распоряжения) Президента РФ, изданные в пре­делахего компетенции;
• акты {постановления и распоряжения) Правительства РФ(большинство ненормативных правительственных актов именуются распоряжениями);
• акты государственных региональных и местных муници­пальныхорганов {представительных органов и органов ад­министрации), которые всоответствии с компетенцией данных органов обязательны для всех лиц в пределахдан­ной территории — региона, области, города, района;
• ведомственные акты, — акты конкретных министерств,комитетов, департаментов, имеющие в основном внутриве­домственное юридическоезначение и распространяющиеся на лиц, находящихся в системе управленческого,служебного и дисциплинарного подчинения данного ведомства.
Устанавливая контроль качества продукции, организация обя­занавыполнять основные требования ведения производственных процессов и обеспечениясоответствующего качества продукции. При этом качество продукции можетопределяться различными способами: по образцу, по спецификации, на основестандарта, по предварительному осмотру и другими.
Образцом называется экземпляр продукции, служащий эталономкачества для продаваемой продукции. Использование эталона про­дукции (несколькоэкземпляров продукции) в сфере бизнеса — важ­ное условие при разрешении междусторонами споров о качестве.
Определение качества продукции по спецификации (опи­санию) означает, что товар долженсоответствовать всем па­раметрам, эксплуатационным характеристикам, зафиксиро­ваннымв его сопроводительных документах.
Наиболее распространенный способ определения качества продук­ции— отсылка покупателей к соответствующему стандарту. Этот способ широкоиспользуется как в национальном, так и международ­ном торговом обороте. Всовременных условиях метод стандартизации является основным в сфере управлениякачеством продукции.
Управление качеством продукции осуществляется на основемеждународных, государственных и отраслевых стандартов и стан­дартов предприятий1.Государственная система управления качеством Российской Федерации создана сучетом международных стандартов на систе­мы качества (МС ИСО серии 9000).
Международные стандарты ИСО серии 9000 гарантируют потре­бителюправо более активно воздействовать на качество продукции; обеспечиваютзаконодательную базу, нормативы которой предусмат­ривают активную рольпотребителя в процессе изготовления продук­ции. Эти стандарты включают в себяпять основных моделей (МС ИСО серии 9000 — МС ИСО серии 9004) системы качества,в кото­рых установлены основные требования по созданию общих программуправления качеством в промышленности и сфере обслуживания.
Компетентные органы государственного управления качест­вомпродукции разрабатывают государственные стандарты, об­ласти их распространения,сферы их действия и даты их введе­ния. Государственные стандарты являютсяобязательными прави­лами для производителей, так как государственнаястандартиза­ция выступает средством защиты интересов общества и конкрет­ныхпотребителей и распространяется на все уровни управления. Поэтому госстандартыкасаются безопасности продукции для ок­ружающей среды, жизни, здоровья иимущества потребителей, для обеспечения технической и информационнойсовместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля иединства маркировки. Они обязательны и в иных случаях, если это установленокомпетентным органом управления.
Субъекты хозяйственной деятельности обязаны соблюдать тре­бованиягосстандартов и поддерживать на соответствующем уров­не систему качествапродукции. Это предусматривается соответст­вующими договорами междуорганизациями, технической доку­ментацией изготовителя (исполнителя,поставщика) продукции.
Для оценки соответствия качества продукции предъявляемымтребованиям существуют стандарты отраслей, предприятий, стан­дартынаучно-технических, инженерных обществ и других общест­венных организаций,которые организуют и производят работы по стандартизации в соответствии сЗаконом РФ «О стандартизации». Каждая отрасль разрабатывает отраслевыестандарты в преде­лах своей компетенции, которые утверждаются соответствующимиорганами государственной системы стандартизации. Действие таких стандартовраспространяется на предприятия конкретной отрасли.
Стандарты предприятий разрабатываются предприятием иутверждаются вышестоящим органом. Предприятие вправе требо­вать соблюдениетребований стандартизации от других хозяйст­вующих субъектов, если этопредусмотрено в договоре с ними.
Стандарты научно-технических, инженерных и иных общест­венныхорганизаций разрабатываются этими организациями и ут­верждаются соответствующиморганом государственного управле­ния по стандартизации. Основная цель такихстандартов — рас­пространение знаний о достижениях науки и техники. Такие стан­дартымогут использоваться субъектами хозяйственной деятельно­сти (заказчик,исполнитель) при заключении договоров между ни­ми соответствующего уровня, вкоторых предусматриваются усло­вия о соответствии продукции, выполняемых работи оказываемых услуг. Рассмотренные стандарты составляются на основе требова­нийгосстандартов и не должны нарушать нормы и правила, преду­смотренные в них.Ответственность за соответствие требований стандартов субъектов хозяйственнойдеятельности обязательным требованиям государственных стандартов несутутвердившие их субъекты хозяйственной деятельности.
В условиях рыночных отношений законодательство РФ предос­тавляетправо организациям самостоятельно выходить на внешний рынок. Такие организациизачастую сталкиваются с проблемой оценки качества своей продукции, котораяоснована на методе соот­ветствия продукции требованиям государственныхстандартов.
Существуют два способа подтверждения соответствии продукции иуслуг требованиям государственных стандартов: пу­тем сертификации или путеммаркировки продукции и услуг зна­ками соответствия государственным стандартам.
  Практика показывает, что основным инструментом, гаранти­рующимсоответствие качества продукции требованиям госстан­дартов, являетсясертификация.
 Маркировка любой продукции регламентируется соответст­вующимГосстандартом или ТУ (технические условия). Основные требования по маркировкепродукции многообразны и специфичны. Нормативные требования дифференцируются взависимости оттого, какая маркировка наносится на продукцию (или упаковку)(произ­водственная, торговая, транспортная, специальная и т.д.). Общиетребования к маркировке продукции: достоверность, доступность, достаточность.Они регламентируются федеральными правилами продажи непроизводственной ипроизводственной продукции.
Маркировка продукции осуществляется с помощью знака соот­ветствиягосударственным стандартам.
Знак соответствия — зарегистрированный в установленном по­рядкезнак, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации,подтверждается соответствие маркированной им про­дукции установленнымтребованиям. Знак соответствия устанавлива­ется организацией, имеющей лицензию,выдаваемую в порядке, уста­новленном Госстандартом Российской Федерации.Организации, по­лучившие такие лицензии, а также продукции и услуги, маркирован­ныеэтим знаком, вносятся в особый государственный реестр.
В Российской Федерации создана комплексная система госу­дарственнойсертификации качества продукции. Первым знаком, связанным с проблемойсоответствия продукции в нашей стране, был «Знак качества». Сейчас существуетмножество знаков соот­ветствия системы оценки качества продукции. К ним следуетотне­сти такие, как знак сертификации советской ассоциации качества, знаксоответствия в системе сертификации средств измерений, в метрологии существуетзнак утверждения типа средств измерений.
Интеграция стран ЕС затронула вопросы сертификации продук­циии маркировки изделий, удовлетворяющих требованиям евро­пейских норм истандартов. Как уже сказано выше, страны ЕС ввели единый знак соответствия,который изображается символом СЕ.
Дня организаций, производящих продукцию, наиболее важнымявляется обязательная маркировка продукции — «марка производ­ственная».Производственные требования к маркировке продукции регламентируютсясоответствующими стандартами на продукцию, упаковку, маркировку. В этомпроизводственном знаке указан из­готовитель продукции. Символика маркипроизводственной (МП) помещается на самом изделии или в крайнем случае на егоупаков­ке. Знак МП должен содержать необходимую исходную информа­цию оборганизации, сорте товара и номере государственного стандарта. Знак МП нерегистрируется и применяется независимо от товарного знака. Однако он служитсредством усиления ответ­ственности организаций за качество выпускаемойпродукции. От­сутствие МП или неправильная маркировка влечет за собой ответ­ственностьорганизации, а для ее руководителей — дисциплинар­ную или уголовнуюответственность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
 
♦ Качество выпускаемой продукции на предприятии —важный фактор деятельности в условиях рынка, по­скольку обеспечивает расширениесегментов рынка, процветание предприятия, рост прибыли.
♦ Международный опыт показывает, что работы по по­вышениюкачества целесообразно проводить в рам­ках системного управления, котороеохватывает весь жизненный цикл продукции — от проектирования до потребления иутилизации.
♦ Управление качеством продукции базируется на стан­дартизации,которая представляет собой нормативно-техническую основу, определяющуюпрогрессивные требования к продукции, изготавливаемой для нужд на­циональногохозяйства, населения, обороны, экспорта.
♦ Конечная оценка качества изготовления продукцииосуществляется с. помощью сертификации, которая означает испытание продукции,выдачу сертификата соответствия, маркировку продукции (знак соответст­вия) иконтроль за состоянием последующего произ­водства с помощью контрольныхиспытаний.
♦  Реализация нормативных актов в управлении качест­вомпродукции позволяет организовать эффективную систему законодательногообеспечения качества и безопасности продукции. Созданная с учетом зару­бежной иотечественной практики нормативно-правовая база управления качеством продукциистоит на защите прав при нарушении прав и интересов гра­ждан и юридических лицна территории РФ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Экономикапредприятия: Учеб. /Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. — М.: Банки ибиржи, ЮНИТИ, 1998.
2.Экономика предприятия: Пер. с нем. — М.: Инфра-М., 1999.
3.Экономика предприятия: Учеб. / Под ред. О И Волкова — М.: Инфра-М, 1998.
4.Экономика предприятия / Под ред. д.э.н., проф. А.Б. Карли­ка: Учеб. пособие. —СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 1999.
5.Экономика предприятия и отрасли промышленности. — 3-е изд. перераб. и доп. /Подред. д.э.н… проф. А.С. Пелика. —Ростов-на-Дону, Феникс, 1999.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Кто сегодня самое сильное звено в логистических компаниях?
Реферат Налоговые последствия нарушения неналогового законодательства
Реферат Уплата неустойки за неисполнение контрактов
Реферат Пенсия за рубежом
Реферат Независимость Центрального банка
Реферат Опровержение теории Карла Маркса
Реферат Как работает электронная цифровая подпись
Реферат Кодекс жив! Новации налогового законодательства в 2011 году
Реферат Международное налоговое планирование
Реферат Основы успешного планирования бизнес-процессов
Реферат Українська національно-демократична революція 1917-1921 рр Боротьба за відродження державності
Реферат Упрощенная система бухгалтерского учета для малого бизнеса
Реферат Анализ и совершенствование системы информационной безопасности на факультете заочного обучения "Пермской ГСХА"
Реферат Как использование опционного контракта позволяет снизить налоговую нагрузку?
Реферат Аутсорсинг в логистике: преимущества и недостатки