Введение
В современныхэкономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта являетсяпредметом внимания обширного круга участников рыночных отношений,заинтересованных в результатах его функционирования.
Чтобыобеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческомуперсоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать экономическоесостояние как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов.Анализ финансовых результатов деятельности предприятия – важнейшаяхарактеристика экономической деятельности предприятия. Конкурентоспособностьпредприятию может обеспечить только правильное управление движением финансовыхресурсов и капитала, которое возможно лишь при объективном анализе финансовыхрезультатов.
Цель даннойработы заключается в изучении теоретических аспектов статистического анализафинансовых результатов деятельности предприятия, проведении анализа поимеющимся данным. Объектом исследования является предприятие ОАО «Дальсвязь»,которое предоставляет различные услуги связи на Дальнем Востоке, в том числе ив Амурской области.
В процессеподготовки работы использовались данные бухгалтерского баланса и отсчета оприбылях и убытках ОАО «Дальсвязь» за 2001 – 2010 годы.
1. Теоретические основы анализа финансовых результатов
1.1 Сущность анализа финансовых результатов
В условиях рыночных отношений целью предпринимательской деятельностиявляется получение прибыли. В соответствии с законодательством РоссийскойФедерации предпринимательская деятельность означает инициативнуюсамостоятельность предприятий, направленную на получение прибыли.
Финансовый результат — это обобщающий показатель анализа и оценкиэффективности деятельности предпринимательской организации. Финансовыерезультаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли иуровнем рентабельности, /14, с. 360/.
Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютнуюэффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности:производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Онисоставляют основу экономического развития предприятия и укрепления егофинансовых отношений со всеми участниками предпринимательской деятельности,/12, с.228/.
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает:
• исследование измененийкаждого показателя за текущий анализируемый период;
• исследование структурысоответствующих показателей и их изменений;
• изучение динамики измененияпоказателей финансовых результатов за ряд отчетных периодов;
• выявление факторов ипричин изменения показателей прибыли и их количественная оценка, /7, с. 523/.
1.2Определение прибыли
Прибыль, представляя собой одну из основных экономических категорийрыночного хозяйства, характеризует конечные финансовые результаты деятельностиорганизации. В показателе прибыли отражаются эффективность производства, объеми качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровеньсебестоимости. Прибыль как конечный финансовый результат деятельностилюбой организации представляет собой положительную разницу между общей суммойдоходов и расходами на производство и реализацию продукции с учетом другиххозяйственных операций. Убыток, напротив, — отрицательная разница междудоходами и расходами по всем хозяйственным операциям организации в целом, /1,с. 159/.
За счет заработанной прибыли осуществляется финансированиемероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитиюорганизации, выплачиваются дивиденды собственникам бизнеса (акционерам). Приэтом в процессе хозяйственной деятельности организация не только может лишитьсяожидаемой прибыли, но и потерять свой капитал частично или полностью. Такимобразом, прибыль является в определенной мере и платой за риск осуществления предпринимательскойдеятельности, /6, с. 279/.
Формирование общего финансового результата можно представитьследующим образом:
Прибыль от продаж + Сальдо прочих доходов и расходов.
В соответствии с отчетом о прибылях и убытках (ф. № 2) в общуюсумму доходов включаются: выручка; проценты к получению; доходы от участия вдругих организациях; прочие доходы; отложенные налоговые обязательства.
К общей сумме расходов относятся: себестоимость проданных товаров,продукции, работ, услуг; коммерческие расходы; управленческие расходы; процентык уплате; прочие расходы; отложенные налоговые активы и текущий налог наприбыль, /8, с. 102/.
На рисунке 1 представлена модель хозяйственного механизмапредприятия, основанная на формировании прибыли.
Оборот – выручка от реализации (без НДС, акцизов и др.)
строка 010 (—)
Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг
строка 020
Валовый доход от реализации продукции (оборота)
строки 010-020 (—)
Расходы периода
строки 030+040
Результат от финансовых и прочих операций
строки 060-070+080+090-100 (+)
Прибыль от реализации продукции
строка 050
Результат от прочих внереализационных доходов и расходов
строки 120-130
(+)
Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности
строки 050+060-070+080+090-100+120-130
Налог на прибыль
строка 150
(—)
Прибыль отчетного периода (балансовая прибыль)
строка 140
Отвлеченные средства
строка 160
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия
строки 140-150
Нераспределенная прибыль отчетного периода
строки 140-150-160
/> /> /> /> /> /> /> />
Рисунок 1 – Модель хозяйственного механизма предприятия
На рисунке 1 представлен механизм формирования различныхисточников прибыли, /2, с. 56/.
1.3 Классификация прибыли
1 По источникам формирования в соответствии сНалоговым кодексом РФ прибыль подразделяют на прибыль от реализации продукции,работ и услуг основной (уставной) деятельности, в />/>рамках которой в целях повышения степенианалитичности анализа можно выделять прибыль от основной деятельностиорганизации и прибыль от прочей реализации. Прибыль от реализации продукции,работ и услуг является основным видом прибыли у организации. Ее формированиенепосредственно связано с отраслевой спецификой деятельности предприятия.
Прибыль от прочей реализации представляет собой доход организацииот реализации различных видов имущества, включая ценные бумаги и имущественныеправа. Этот показатель отражает финансовый результат деятельности, неявляющейся основной для организации, которая ведется не регулярно и незанимает, как правило, высокого удельного веса в общем объеме производства.Кроме того, сюда относится прибыль от внереализационных операций. Онаобразуется как доход от долевого участия в других организациях в видераспределенной прибыли на сумму пая, купли-продажи иностранной валюты, доходыпо заемным обязательствам, штрафы, пени и полученные неустойки.
2По видам деятельностивыделяют прибыль от производственной,инвестиционной и финансовой деятельности.
Прибыль от производственной деятельности является результатомпроизводственно-сбытовой, основной для данной организации текущей деятельностипо ее уставу. Из зарубежной экономической литературы в нашу терминологиюанализа хозяйственной деятельности организации вошло понятие «операционнаяприбыль», под которой понимается, по существу, прибыль от производственнойдеятельности.
Результат инвестиционной деятельности частично отражается вприбыли от прочей реализации в виде доходов от участия в совместнойдеятельности, от владения ценными бумагами и депозитными вкладами, частично отреализации имущества по окончании реализации инвестиционного проекта. Крометого, результаты инвестиций отражаются на производственной прибыли, когдаинвестиции осуществляются в реальные активы по расширению, обновлению имодернизации основного или вспомогательного производства.
Под прибылью от финансовой деятельности понимается косвенныйэффект от привлечения капитала из внешних источников на более выгодных, чемсреднерыночные, условиях. Кроме того, в процессе финансовой деятельности можетбыть получена и прямая прибыль от реализации финансовых проектов вложениясобственного капитала в иные организации.
3По составу элементов, формирующих прибыль, различают валовуюприбыль, прибыль от продажи, прибыль от прочей реализации, прибыль доналогообложения, прибыль от обычной деятельности и чистую прибыль.
Валовая прибыль — положительная разница между суммой выручки-неттои себестоимостью продаж.
Прибыль от продаж представляет собой сумму дохода организации завычетом всех операционных расходов. Данному понятию отвечает понятие «прибыльот продаж» по отчету о прибылях и убытках (форма № 2).
Прибыль от прочей реализации состоит из прибыли от операционнойдеятельности — это положительная разница (сальдо) между суммой доходов от операционнойдеятельности (включая проценты к получению, доходы от участия в другихорганизациях и прочие операционные доходы) и суммой расходов на операционнуюдеятельность. В состав этих расходов включаются проценты к уплате и прочиеоперационные расходы, а также прибыль от внереализационных операций,представляющая собой положительное сальдо внереализационных доходов и расходов.К доходам относятся штрафы, пени, неустойки в пользу предприятия похозяйственным договорам, стоимость безвозмездно полученных активов, прибыльпрошлых лет, выявленная в отчетном году, кредиторская и депонентскаязадолженность с истекшим сроком исковой давности, положительные курсовыеразницы и прочие внереализационных доходы, Внереализационные расходыпредставлены штрафами, пенями и неустойками, выплаченными предприятием похозяйственным договорам, убытками прошлых лет, признанными в отчетном году,дебиторской задолженностью с истекшим сроком исковой давности, отрицательнымикурсовыми разницами и прочими внереализационными расходами.
Прибыль до налогообложения равняется сумме прибыли от продаж иприбыли от прочей реализации.
Прибыль от обычной деятельности представляет собой разницу междувеличиной прибыли до налогообложения и налоговыми отчислениями из прибыли,включающими налог на прибыль и экономические санкции из прибыли.
Чистая прибыль — совокупная (общая бухгалтерская прибыльорганизации) прибыль, уменьшенная на сумму налога на прибыль и аналогичныхплатежей из нее.
4По характеру налогообложениявыделяют налогооблагаемуюи не облагаемую налогом прибыль.
5 По характеру инфляционной очисткиприбыли различаютреальную и номинальную прибыль. Первый показатель характеризует размерноминально полученной суммы прибыли за анализируемый период, скорректированнойв соответствующем порядке на индекс инфляции; второй — такой корректировки непредполагает.
6 По периоду формированиявыделяют прибыль предшествующего и отчетного периодов,а также планируемую прибыль.
7 По регулярности формированияприбыль делится нарегулярно формируемую и так называемую «чрезвычайную» прибыль. В рыночнойэкономике данный вид прибыли характеризует необычный для данной организацииисточник ее формирования или очень редкий характер ее получения.
8По характеру использования в составе прибыли,остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, выделяюткапитализированную и потребленную части. Капитализированная прибыльпредставляет собой ту ее часть, которая направлена на финансирование приростаактивов, а потребленная прибыль — ту ее часть, которая израсходована на выплатусобственникам, персоналу или социальные программы организации, /6, с. 280/.
1.4 Анализ прибыли организации
Анализ прибыли начинают с исследования ее динамики как по общейсумме, так и в размере составляющих ее элементов. Это так называемый горизонтальный(временной) анализ. В этом случае каждая позиции отчетности сравнивается саналогичным показателем базового периода. Затем проводят вертикальный (структурный)анализ, который выявляет структурные изменения в составе прибыли и влияние каждойпозиции отчетности на результат в целом.
Начнем с изложения методики горизонтального анализа. Приобщей оценке динамики прибыли сравнивают ее сумму, полученную в отчетномпериоде, с прибылью за соответствующий базовый период и находят абсолютное отклонение.Затем определяют относительное отклонение. Это могут быть темпы роста или темпыприроста, /10, с. 147/.
Вертикальный анализ проводится на основе оценки влияния показателей,которые включаются в аддитивную модель прибыли.
Анализ каждого слагаемого аддитивной модели позволяет оценитьпоступления и направления использования финансовых ресурсов. Так, ростоперационных доходов, связанных с реализацией основных средств, сдачейимущества в аренду, характерен для предприятий, находящихся в кризисном финансовомсостоянии, /3, с. 309/.
На сумму прибыли организации влияют внешние и внутренние факторы.К внешним относят факторы, не зависящие от деятельностиорганизации, но влияющие на финансовые результаты: состояние рынка, нормыамортизации, Цены и тарифы на производственные ресурсы, уровень развитиявнешнеэкономических связей, нарушение дисциплины со стороны деловых партнеров ит.п.
Внутренние факторы определяют показатели деятельности организации иее финансовые результаты. Внутренние факторы подразделяются на:
факторы первого порядка или составляющие элементы прибыли: величинаприбыли от продаж, наличие прочих доходов и расходов или прочих доходов ирасходов, сумма налога на прибыль и отложенных налоговых активов иобязательств;
факторы второго порядка непосредственно определяют размер прибыли отпродаж: объем реализованной продукции; цена, структура, себестоимостьпродукции; наличие других затрат; качество продукции; политика ценообразованияна предприятии и т.п.
При изучении прибыли основное внимание обращается на анализвлияния внутренних факторов на прибыль, так как он позволяет определитьвнутренние резервы роста прибыли.
Для расчета влияния внутренних факторов первого порядкапросчитываются все доходы и расходы предприятия в базисном и отчетном периодахи определяется влияние изменения каждого вида доходов и расходов на изменениеразличных видов прибыли, /8, с. 103/.
1.5 Факторы формирования прибыли
Как отмечалось ранее, главным источником формирования прибылиявляется основная деятельность организации, для осуществления которой она быласоздана. Характер этой деятельности определяется специфической отраслевойособенностью организации. Основу этой деятельности составляетпроизводственно-коммерческая деятельность, которая дополняется инвестиционной ифинансовой.
Прибыль от реализации продукции, работ и услуг (прибыль от продаж)определяется как разница между выручкой от реализации товаров, работ и услуг(за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов и других аналогичныхобязательных платежей) и себестоимостью реализованных товаров, работ и услуг, атакже коммерческими и управленческими расходами, /9, с. 412/.
Важнейшими факторами, влияющими на сумму прибыли от реализации,являются:
1) цена реализации продукции;
2) себестоимость реализованной продукции;
3) величина коммерческих и управленческих расходов;
4) объем реализованной продукции;
5) структура и ассортимент реализованной продукции.
Объем реализациипродукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли.Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличениюприбыли.
Если жепродукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходитуменьшение суммы прибыли.
Структуратоварной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияниена сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции вобщем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, приувеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая суммаприбыли уменьшится.
Себестоимостьпродукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимостиприводит к
соответствующемуросту суммы прибыли и наоборот.
Изменение уровнясреднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямопропорциональнойзависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.
Расчет влиянияэтих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепных подстановок.
Из всех рассмотренных факторов в наибольшей степени от организациизависит динамика себестоимости продукции и коммерческих и управленческихрасходов. Существенные ограничения со стороны рынка оказывает изменение объемаи структуры реализуемой продукции. Еще меньше от организации зависят измененияцен на материальные ресурсы.
В ходе дальнейшего анализа необходимо более тщательно изучитьдействие каждого из перечисленных факторов. Подобный анализ возможен приналичии данных бухгалтерского управленческого учета.
Так, изменение уровня цен на реализованную продукцию зависит отценовой политики. Ценовая политика влияет на прибыль и финансовое положениеорганизации, она формирует имидж у потребителей и стимулирует (или тормозит)продвижение товаров и услуг на рынки, /5, с. 278/.
1.6 Показатели рентабельности
Несмотря на широкие информационные возможности различныхпоказателей экономического эффекта (прибыли), они не всегда позволяют датьобъективную оценку эффективности деятельности организации, поскольку условияполучения результата могут быть несопоставимыми. Кроме того, абсолютныепоказатели экономического эффекта не отвечают требованию пространственнойсопоставимости при проведении рейтингового ранжирования организаций ввидуразличных условий их достижения у разных экономических субъектов. Поэтому дляоценки эффективности деятельности организации целесообразно использоватьпоказатели рентабельности — относительные показатели, позволяющиесоизмерять полученный экономический эффект с показателями условийхозяйствования: стоимостью активов, размерами источников финансированиядеятельности, суммами доходов либо расходов. Аналитический показательрентабельности может представлять собой коэффициент (относительную величину) илирассчитывается в процентах, /15, с. 420/.
В аналитической практике отсутствует единый универсальный показательрентабельности, поскольку обширный круг пользователей аналитической информациирассчитывает большое число показателей рентабельности, отвечающих интересамразличных пользователей. Основной причиной вариантности определения показателейрентабельности является различный подход к определению показателя,характеризующего экономический эффект (прибыль), и актива (капитала,дохода, расхода), задействованного в генерировании этого эффекта, /11, с. 671/.
Общая рентабельностьопределяется по формуле:
Ро=Пб /Ф·100%, (1)
где Пб– общая сумма балансовой прибыли; Ф — среднегодовая стоимость основных производственныхсредств, нематериальных активов и материальных оборотных средств.
Общаярентабельность (рентабельность всех ресурсов) показывает, сколько чистой прибыли(чистый экономический эффект) приходится на рубль всего вложенного ворганизацию капитала, /13, с. 159/.
1.7 Виды показателей рентабельности
Рентабельностьпродажпоказывает, сколько прибыли приходиться на единицу реализованной продукции ирассчитывается:
R1 = прибыль от продаж /выручка от продаж /> 100% (2)
Этот показатель можно рассчитать как для всего объема продажотчетного периода, так и по видам продукции. В первом случае в расчетахиспользуются данные внешней финансовой отчетности, во втором — внутреннихуправленческих отчетов.
Бухгалтерскаярентабельность от обычной деятельности показывает уровень прибыли после выплаты налогаи рассчитывается:
R2 = прибыль доналогообложения / выручка от продаж /> 100% (3)
Чистаярентабельность показывает, сколько чистой прибыли приходится на единицу выручкии рассчитывается:
R3 = чистая прибыль /выручка от продаж /> 100% (4)
Экономическаярентабельность показывает эффективность использования всего имуществаорганизации и рассчитывается:
R4 = чистая прибыль /средняя стоимость имущества /> 100% (5)
Рентабельностьсобственного капитала показывает эффективность использования собственного капиталаи рассчитывается:
R5 = чистая прибыль/ср.стоимость собственного капитала /> 100% (6)
Динамика R5 оказывает влияние науровень котировки акций.
Затратоотдача показывает, сколько прибыли от продажи приходится на 1 тыс.руб. затрат и рассчитывается:
R6 = прибыль от продаж / затраты на производство и реализациюпродукции (7)
Рентабельность перманентного капитала позывает эффективностьиспользования капитала, вложенного в деятельность организации на длительныйсрок, и рассчитывается:
R7 = чистая прибыль / средняя стоимость собственного капитала +средняя стоимость долгосрочных обязательств /> 100%(8)
Коэффициент устойчивости экономического роста показывает, какимитемпами увеличивается собственный капитал за счет финансово-хозяйственнойдеятельности и рассчитывается:
R8 = (чистая прибыль – дивиденды, выплаченные акционерам) / средняястоимость собственного капитала /> 100% (9)
При оценке показателей рентабельности следует иметь в виду такуюспецифическую черту этих показателей, как временная ограниченность результатованализа. Она заключается в использовании при расчетах в качестве показателяэкономического эффекта только реализованной прибыли. При этом не учитываетсявероятный эффект долгосрочных инвестиций, а значит, в случаях, когдаорганизация осуществляет активную инвестиционную деятельность, значениепоказателей рентабельности может снижаться. В дальнейшем, когда долгосрочныевложения начнут окупаться, существует вероятность возникновения обратногоэффекта: теми роста доходов может опережать темп роста расходов. Это приведет кувеличению значения показателей рентабельности, не отражая при этомдействительной эффективности деятельности в отчетном периоде, /4, с. 38/.
2.Статистический анализ финансовых результатов деятельности ОАО «Дальсвязь»
2.1 Анализ динамикиприбыли от продаж ОАО «Дальсвязь» за 2001 –2010 годы
Прибыль отпродаж ОАО «Дальсвязь» за период с 2001 по 2010 года изменялась следующимобразом.
Исходя изграфика 2, прибыль от продаж ОАО «Дальсвязь» значительно увеличилась за 10 лет.В 2001 году она составляла 113405 тысяч рублей, тогда как в 2010 году – 2904052 тысяч рублей. Наблюдается рост прибыли от продаж более чем в 25 раз. Активный рост данноговида прибыли начался в 2005 году, наибольший рост наблюдался в 2009 году.
Рассчитаем показателидинамики: абсолютный прирост, темп роста, темп прироста, абсолютное значение 1%прироста. Полученные значения сведем в таблицу 1.
Таблица 1 –Динамика прибыли от продаж ОАО «Дальсвязь» за 2001-2010 годы на конец годаГод Прибыль от продаж, тыс. руб. Абсолютный прирост, тыс. руб.
Темп роста,
%
Темп прироста,
% Абсолютное значение 1% прироста, тыс. руб. цепной базисный цепной базисный цепной базисный 2001 113405 - - - 100 - - - 2002 177504 64099 64099 156,52 156,52 56,52 56,522 1134,1 2003 242291 64787 128886 136,5 213,65 36,5 113,65 1775 2004 293536 51245 180131 121,15 258,84 21,15 158,84 2422,9 2005 540873 247337 427468 184,26 476,94 84,26 376,94 2935,4 2006 981291 440418 867886 181,43 865,3 81,43 765,3 5408,7 2007 1187835 206544 1074430 121,05 1047,4 21,05 947,43 9812,9 2008 1713683 525848 1600278 144,27 1511,1 44,27 1411,1 11878 2009 2583182 869499 2469777 150,74 2277,8 50,74 2177,8 17137 2010 2904052 320870 2790647 112,42 2560,8 12,42 2460,8 25832 Итого 10737652 2790647 - - - - - -
Цепнойабсолютный прирост показывает, что прибыль от продаж в 2010 году по отношению к2009 году увеличилась на 320870 тысяч рублей. Базисный абсолютный приростпоказывает, что прибыль в 2010 году по отношению к базисному 2001 увеличиласьна 2790647 тысяч рублей.
Цепной темпроста показывает, что прибыль от продаж в 2010 году составила 112,42% от уровня2009 года. Базисный темп роста показывает, что прибыль в 2010 году составила2560,8% от уровня 2001 года.
Цепной темпприроста показывает, что прибыль от продаж в 2010 году по отношению к 2009 годуувеличилась на 12,42%. Базисный темп прироста показывает, что в 2010 году прибыльувеличилась на 2460,8% по отношению к 2001 году.
В 2010 году 1%увеличения прибыли от продаж составил 25832 тысяч рублей.
Рассчитаемсредние показатели: средний уровень ряда, средний абсолютный прирост, среднийтемп роста и средний темп прироста.
Среднийуровень ряда равен 1073765,2 тысяч рублей. Значит, среднегодовая прибыль за 10лет составляет 1073765,2 тысяч рублей. Средний абсолютный прирост показывает,что ежегодно прибыль от продаж ОАО «Дальсвязь» увеличивается на 279064,7 тысячрублей. Средний темп роста составляет 138,3%. Средний темп прироста составляет38,3%, он показывает, что ежегодно прибыль увеличивается на 38, 3%.
Далеепроведем аналитическое выравнивание динамического ряда. Для выравнивания рядапо прямой используем уравнение: Yt=a0+a1t.
Таблица 2 – Расчетныеданные для определения параметров а0и а1 и выровненныхтеоретических значенийГод y t
t2 yt
yt 2001 113405 1 1 113405 -356303,3 2002 177504 2 4 355008 -38510,28 2003 242291 3 9 726873 279282,7 2004 293536 4 16 1174144 597075,7 2005 540873 5 25 2704365 914868,7 2006 981291 6 36 5887746 1232662 2007 1187835 7 49 8314845 1550455 2008 1713683 8 64 13709464 1868248 2009 2583182 9 81 23248638 2186041 2010 2904052 10 100 29040520 2503834 Итого 10737652 55 385 85275008 16804518
Благодарятаблице 2 находим значения а0 = -674096,3 и а1 =317792,99.
Осуществимпрогнозирование прибыли от продаж ОАО «Дальсвязь» на 2008 – 2012 годы.
Таблица 3 — Годовые прогнозные значения прибыли от продаж ОАО «Дальсвязь» на 2008 – 2012годыГод Прогноз на основе среднего абсолютного прироста среднего темпа роста аналитического выравнивания t
yt 2008 3183116,7 4016442,9 11 2821626,7 2009 3462181,4 5554933,1 12 3139419,6 2010 3741246,1 7682738,4 13 3457212,6 2011 4020310,8 10625595,1 14 3775005,6 2012 4299375,5 14695706,9 15 4092798,6
Изобразимграфически полученные прогнозные значения прибыли от продаж.
/>
Рисунок 1 – График, отражающийгодовые прогнозные значения прибыли от продаж ОАО «Дальсвязь» на 2008 – 2012годы
Исходя изрисунка 3 и таблицы 3, в 2008 – 2012 годах прибыль от продаж ОАО «Дальсвязь»будет расти, причем прогнозные значения на основе среднего абсолютного приростаи аналитического выравниванию близки друг к другу.
В 2012 годуожидаемое прогнозное значение прибыли составит около 4092798,6 тысяч рублей.
2.2 Анализ структуры доходови расходов фирмы за 2009 и 2010 годы
Проанализируемструктуры доходов и расходов предприятия за 2009 и 2010 годы.
Таблица 4 –Структура доходов и расходов ОФО «Дальсвязь» за 2009 и 2010 годыПоказатели (ф. № 2) 2009 год 2010 год сумма, тыс. руб. в% к общей сумме сумма, тыс. руб. в% к общей сумме
Доходы Выручка 10290802 97,443 11203165 95,863 Проценты к получению 89489 0,847 75649 0,647 Доходы от участия в других организациях 719 0,007 1931 0,016 Прочие доходы 179855 1,703 406035 3,474 Итого доходов 10560865 100 11686780 100
Расходы Себестоимость продукции, работ, услуг 7707640 78,758 8299113 76,472 Проценты к уплате 369143 3,772 509342 4,693 Прочие расходы 1196588 12,227 1430061 13,177 Отложенные налоговые обязательства 88278 0,902 60898 0,561 Текущий налог на прибыль 424855 4,341 553038 5,096 Итого расходов 9786504 100 10852452 100
Анализируютаблицу 4, мы наблюдаем, что и в 2009, и в 2010 годах большая часть всехдоходов формировалась за счет результата от основной деятельности – выручки (97%от общей суммы доходов в 2009 году и 96% в 2010 году). Проценты к получениюсоставляли чуть менее 1% от всех расходов в 2009 и 2010 годах. На долю доходовот участия в других организациях приходиться 0,007% в 2009 году и 0,02% в 2010году. Прочие доходы в 2009 году составляли 1, 7% от общей величины доходов, а в2010 – 3,5%.
Как в 2009,так и в 2010 годах основной частью расходов являлась себестоимость продукции,работ, услуг (в 2009 году – 78,7%, в 2010 – 17,5%).
Значительнуюдолю составляют и прочие расходы – 12,2% в 2009 году и 13,2% в 2010 году.Текущий налог на прибыль составлял 4,3% и 5,1% от общей суммы расходов в 2009 и2010 годах соответственно. Проценты к уплате составляют 3,7% и 4,7% от общейсуммы в 2009 и 2010 годах.
На рисунке 4наглядно представлена структура доходов ОАО «Дальсвязь» в 2010 году.
/>
Рисунок 2 – Диаграмма, отражающаяструктуру доходов ОАО «Дальсвязь»
Рисунок 2 наглядно показываетпреобладание выручки в структуре доходов организации. Прочие доходы, проценты кполучению, доходы от участия в других организациях составляют лишьнезначительную часть доходов.
На рисунке 5представлена структура расходов организации в 2010 году.
Себестоимостьпродукции, работ и услуг заметно преобладает в структуре расходов ОАО«Дальсвязь». Однако, весомую долю занимают прочие расходы, проценты к уплате итекущий налог на прибыль.
/>
Рисунок 3 – Диаграмма, отражающаяструктуру расходов ОАО «Дальсвязь»
2.3 Анализфинансовых результатов с помощью средних величин и показателей вариации
Расчетсредних величин доходов предприятия и его прибыли, а также показателей вариациисведем в таблицу 5.
Таблица 5 –Анализ основных доходов, прибыли от продаж, прибыли до налогообложения, чистойприбыли с помощью расчета средних величин и показателей вариации Год Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. Доходы от участия в других организациях, тыс. руб. Прибыль от продаж, тыс. руб. Прибыль до налогообложения, тыс. руб. Чистая прибыль, тыс. руб. 2001 593825 1228 113405 46947 34641 2002 851205 87 177504 152510 114482 2003 1127211 131 242291 228602 163853 2004 1380138 275 293536 197767 143201 2005 2730005 774 540873 242587 135862 2006 6846740 604 981291 379553 232041 2007 8938445 10700 1187835 1616824 1144189 2008 10512736 268 1713683 1268818 851979 2009 10290802 719 2583182 1287494 760734 2010 11203165 1931 2904052 1448264 873672 Итого 54474272 16717 10737652 6869366 4454654
Среднее 5447427,2 1671,7 1073765,2 686936,6 445465,4
Медиана 4788372,5 661,5 761082 311070 197947
Дисперсия 20407070844332,4 10381552,1 1041000437006,6 397783596401,8 169624823163,4
Размах вариации 10609340 10613 2790647 1569877 1109548
Среднее линейное отклонение 4110950,4 1857,5 818738,2 574730,7 369742,5
Среднее квадратическое отклонение 4517418,6 3222,1 1020294,3 630700,9 411855,3
Коэффициент вариации 82,9 192,7 95,0 91,8 92,4
Исходя изданных таблицы 5, среднее значение прибыли от продаж за период с 2001 по 2010год составляет 1073765,2 тысяч рублей. Среднее значение чистой прибылиорганизации за аналогичный период составляет 445465,4 тысяч рублей.
Медианапоказывает, что в первой половине периода значение прибыли от продаж меньше761082 тысяч рублей, а во второй половине – больше этой суммы.
Размахвариации для показателя прибыли от продаж составляет 2790647 тысяч рублей. Среднее линейное отклонение для показателя прибыли от продаж показываетабсолютную меру вариации, оно равно 818738,24 тысяч рублей.
Для измерениястепени колеблемости отдельных значений прибыли от продаж от среднего посчитаныосновные обобщающие показатели вариации: дисперсия, среднее квадратическоеотклонение и коэффициент вариации. Полученные значения свидетельствуют обольшой неоднородности прибыли от продаж в период с 2001 по 2010 годы (большоезначение дисперсии — 1041000437006,6, среднего квадратического отклонения — 1020294,3, коэффициента вариации — 95,0).
Исходя изданных таблицы 4, самым неоднородным показателем являются доходы от участия вдругих организациях. Коэффициент вариации данного показателя составляет 192,7%.Дисперсии всех показателей очень большие – это свидетельствует о большойразнице между показателями прибыли за отдельные года и средним значениемприбыли за 10 лет.
2.4 Корреляционно-регрессионныйанализ прибыли от продаж
Рассмотримвлияние на прибыль от продаж себестоимости проданных товаров, продукции, работи услуг. В таблице 6 приведены данные о прибыли ОАО «Дальсвязь», а также данныео себестоимости услуг, оказываемых организацией за 2001 — 2010 годы.
Таблица 6 –Прибыль от продаж и себестоимость товаров и услуг за 2001 – 2010 годыГод Прибыль от продаж, тыс. руб. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. 2001 113405 479574 2002 177504 661925 2003 242291 868544 2004 293536 1319543 2005 540873 2189132 2006 981291 4865449 2007 1187835 5750010 2008 1713683 6799053 2009 2583182 7707640 2010 2904052 8299113 Итого 10737652 38939983
Предположим,что прибыль от продаж зависит от себестоимости. Данные, приведенные в таблице,представим в виде точечной диаграммы – диаграммы рассеивания, которая нагляднопоказывает наличие линейной зависимости прибыли от продаж от себестоимости. Сувеличением себестоимости растет прибыль от продаж.
/>
Рисунок 6 –График, отражающий зависимость прибыли от продаж от себестоимости товаров иуслуг
Вычислимпараметры уравнения регрессии, расчеты сведем в таблицу 7.
Таблица 7 –Расчет сумм для вычисления параметров уравнения прямой по несгруппированнымданным x y
x2
y2 1 479574 113405 229991221476 12860694025 2 661925 177504 438144705625 31507670016 3 868544 242291 754368679936 58704928681 4 1319543 293536 1741193728849 86163383296 5 2189132 540873 4792298913424 292543602129 6 4865449 981291 23672593971601 962932026681 7 5750010 1187835 33062615000100 1410951987225 8 6799053 1713683 46227121696809 2936709424489 9 7707640 2583182 59407714369600 6672829245124 10 8299113 2904052 68875276586769 8433518018704 Сумма 38939983 10737652 239201318874189 20898720980370 xy
yx
(y-yx)
(y-yx)2 1 54386089470 93137,06227 20267,93773 410789299,71 2 117494335200 138818,3086 38685,6914 1496582719,29 3 210440394304 190578,9978 51712,00221 2674131172,89 4 387333374048 303559,9873 -10023,98726 100480320,57 5 1184042392236 521403,0992 19469,90077 379077036,15 6 4774421314659 1191854,57 -210563,5699 44337016948,86 7 6830063128350 1413448,358 -225613,3584 50901387475,60 8 11651421542199 1676246,981 37436,01871 1401455496,68 9 19910236910480 1903859,589 679322,4114 461478938635,44 10 24101055705876 2052031,103 852020,8971 725939609070,46 Сумма 69220895186822 9484938 1252714 1289119468175,64 /> /> /> /> /> /> />
Искомыепараметры уравнения прямой линии регрессии равны: а0 = -145028,297,а1 = 0,312992817.
Построимграфик зависимости теоретических значений прибыли от продаж ух отфакторного признака – себестоимости.
/>
Рисунок 7 –График, отражающий зависимость теоретических значений прибыли от продаж отсебестоимости
Коэффициент а1= 0,312992817. Это означает, что при увеличении себестоимости продукции натысячу рублей ожидаемое значение прибыли от продаж возрастет на 0,312992817тысяч рублей. Свободный член уравнения а0 = -145028,297, этозначение прибыли от продаж при себестоимости, равной 0. Поскольку себестоимостьне может быть равной 0, можно интерпретировать а0как меру влиянияна величину прибыли других факторов, не включенных в уравнение регрессии.
Статистическоймерой вариации фактических значений прибыли от предсказанных значений являетсястандартная ошибка оценки. В нашем случае она равна 314313,0186 тысяч рублей.
Линейныйкоэффициент корреляции равен 0,956892348. Близость его к единицесвидетельствует о тесной положительной связи между прибылью от продаж исебестоимостью товаров и услуг.
Теоретическоекорреляционное отношение равно 0,928658129, общая дисперсия равна9369003933059,6, остаточная дисперсия равна 790341389115,83, факторнаядисперсия равна 8578662543943,77.
Коэффициентдетерминации равен 0,915642965, следовательно, около 91% вариации ежегоднойприбыли от продаж может быть объяснено себестоимостью произведенных товаров иоказанных услуг. Только 9% вариации можно объяснить иными факторами, невключенными в уравнение регрессии.
Индекскорреляционной связи равен 0,956892348, значит связь между прибылью от продаж исебестоимостью достаточно плотная, а модель является точной. Так как изучаемаясвязь прямолинейная, индекс корреляции равняется коэффициенту корреляции.
Частныйкоэффициент эластичности равен 1,135065187, следовательно, прибыль от продажувеличится на 1,135% при изменении себестоимости на 1%.
Проверимадекватность регрессионной модели с помощью критерия Фишера.
Эмпирическоезначение критерия, равное 9,76893833, больше табличного значения,следовательно, уравнение регрессии является значимым (адекватным).
Эмпирическоезначение t-критерияСтьюдента, равное -0,882844091 для а0и 9,318530323 для а1, большетабличного. Следовательно, параметры а0и а1 признаютсязначимыми.
Проведемоценку коэффициента корреляции с помощью t критерия. Эмпирическоезначение tкритерия, равное 9,318530323, больше табличного, следовательно, линейныйкоэффициент корреляции значим.
Ошибкааппроксимации равна 15%, что свидетельствует о правильном подборе фактора.
Себестоимостьпроданных товаров, продукции, работ и услуг существенно влияет на показатель прибылиот продаж, так как коэффициент корреляции очень близок к единице по абсолютномузначению. Данная зависимость является линейной.
2.5Факторный анализ чистой прибыли
Используем детерминированныйфакторный анализ влияния факторов на чистую прибыль. Данная модель являетсяаддитивной, так как результативный признак представляет собой сумму факторов.
Врассматриваемой модели факторами являются: прибыль от продаж, проценты кполучению, проценты к уплате, доходы от участия в других организациях, прочиедоходы, прочие расходы, расходы по налогу на прибыль.
Пользуясьспособом цепной подстановки получаем:Влияние изменения прибыли от продаж + 320890 Влияние изменения суммы процентов к получению — 13840 Влияние изменения суммы процентов к уплате — 140199 Влияние изменения доходов от участия в других организациях + 1212 Влияние изменения прочих доходов + 226180 Влияние изменения прочих расходов — 233473 Влияние изменения расходов по налогу на прибыль — 47832 Общее влияние факторов + 112938
К снижениюприбыли (на 13840 тыс. руб.) привело снижение процентов к получению и увеличениепроцентов к уплате (на 140199 тыс. руб.). Снижение чистой прибыли обусловленотакже увеличением прочих расходов (на 233473 тыс. руб.) и увеличением расходовпо налогу на прибыль (на 47832 тыс. руб.)
Наиболеесущественное увеличение прибыли связано с ростом прибыли от продаж (на 320890тыс. руб.) и с увеличением прочих доходов (на 226180 тыс. руб.). Небольшоеположительное влияние на прибыль оказал рост доходов от участия в другихорганизациях (на 1212 тыс. руб.).
/>
Рисунок 8 –График, отражающий влияние факторов на чистую прибыль
Совокупное жевлияние всех перечисленных факторов привело к увеличению чистой прибыли на112938 тыс. руб. Положительное и отрицательное влияние рассмотренных факторовпредставлено на рисунке 8.
На рисунке 8мы видим, что максимально на увеличение чистой прибыли повлияло повышениеприбыли от продаж и повышение прочих доходов. Отрицательное же влияние оказалоувеличение процентов к уплате и повышение прочих расходов.
2.6 Расчети анализ специальных показателей финансовых результатов
Рассчитаем все специальные показатели финансового результата на 2010год. Для этого воспользуемся данными отчета о прибылях и убытках ибухгалтерским балансом ОАО «Дальсвязь» за 2010 год.
Рассчитаем общую рентабельность по формуле (1): Rо = 43, 98%. Следовательно, около 44% чистой прибыли приходится нарубль всего вложенного в организацию капитала.
Рассчитаем рентабельностьпродаж по формуле (2): R1 = 2904052 / 11203165/> 100%= 25, 92%. Значит, почти 26% прибыли приходиться на единицу реализованнойпродукции.
Рассчитываем бухгалтерскуюрентабельность от обычной деятельности по формуле (3): R2 = 1448264 / 11203165 /> 100% = 12, 93%. Значит, уровеньприбыли после выплаты налога составляет почти 13%.
Чистаярентабельность по формуле (4) равна: R3 = 873672/11203165 /> 100%= 7,80%. Следовательно, 7,80%чистой прибыли приходится на единицу выручки.
Рассчитываем экономическуюрентабельность по формуле (5): R4 = 5, 71%. Следовательно, 5,71% чистой прибылиприходится на 1 руб., вложенный в активы организации.
Рентабельностьсобственного капитала по формуле (6) равна: R5 = 15, 39%. Значит, 15,39% чистой прибыли приходитсяна единицу собственного капитала.
Рассчитаемзатратоотдачу по формуле (7): R6 = 2904052/ 8299113 /> 100%= 34, 99%.Следовательно, 34,99% прибыли от продажи приходится на 1 тыс. руб. затрат.
Рентабельностьперманентного капитала по формуле (8) равна: R7 = 873672/ 10864139 /> 100% = 8, 43%.Следовательно, капитал, вложенный в деятельность организации на длительныйсрок, используется достаточно эффективно.
Коэффициент устойчивости экономического роста по формуле (9) равен: R8 = (873672– 174176, 8) / 6176693, 5 /> 100% = 12, 32%. Значит,собственный капитал за счет финансово-хозяйственной деятельности увеличиваетсяна 12,32%.
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, чторассматриваемая организация в 2010 году обладала высокими показателямирентабельности, наибольшее значение принял показатель общей рентабельности.
Расчет показателей рентабельности за 2005 – 2010 годы сведем втаблицу 8.
Таблица 8 – Динамика показателей рентабельности ОАО «Дальсвязь»Год
R0,%
R1,%
R2,%
R3,%
R4,%
R5,%
R6,%
R7,%
R8,% 2005 11,67 19,81 8,88 4,98 2,82 4,01 24,71 3,76 2,46 2006 16,78 14,33 5,54 3,39 3,61 6,63 20,17 4,82 4,07 2007 16,03 13,29 18,09 12,80 19,30 28,14 20,66 21,19 25,59 2008 17,72 16,30 12,07 8,10 7,36 17,35 25,20 11,79 14,82 2009 25,24 25,10 12,51 7,39 5,65 13,78 33,51 8,67 10,79 2010 43,98 25,92 12,93 7,80 5,71 15,39 34,99 8,43 12,32
Опираясь натаблицу 8 можно сделать следующие выводы: общая рентабельность ОАО «Дальсвязь» впериод с 2005 по 2010 годы возростала, особенно резкий скачок данногопоказателя наблюдался в 2010 году — 43,98%.
Рентабельностьпродаж в 2007 году понизилась до 13,29%, однако потом снова начала расти.Бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности достигла своего максимальногозначения в 2007 году – 12, 80%, но затем снизилась в среднем до 12%.
Чистаярентабельность в 2007 году была максимальной — 19,30, а к 2010 году постепенноснизилась. Экономическая рентабельность достигла своего наибольшего значения в 2007году — 19,30%.
Наивысшийпоказатель рентабельности собственного капитала наблюдался в 2007 году — 28,14%.Затратоотдача постепенно возрастала, максимальное значение наблюдалось в 2007году — 34,99%.
Рентабельностьперманентного капитала также была максимальна в 2007 году — 21,19%. Коэффициентустойчивости экономического роста достигал наибольшего значения в 2007 году — 25,59%.
В целом можносделать следующий вывод: в 2007 году наблюдалось максимальное значениепрактически всех показателей рентабельности, а следовательно, рассматриваемыйпериод был наиболее успешным с точки зрения рассмотренных показателей.
Заключение
В даннойработе были изучены теоретические аспекты статистического анализа финансовыхрезультатов деятельности предприятия. Также был проведен анализ прибыли ирасходов ОАО «Дальсвязь» за период с 2000 по 2010 год. Рассчитаны различныепоказатели рентабельности предприятия.
Порезультатам произведенных расчетов можно сделать вывод, что в отчетном периодеорганизация достигла высоких результатов в своей деятельности. Прибыль отпродаж в 2010 году увеличилась на 320870 тысяч рублей, что составляет 112,42%от уровня 2009 года. В 2010 году 1% увеличения прибыли от продаж составил 25832тысяч рублей. Среднегодовая прибыль за 10 лет составляет 1073765,2 тысячрублей. Ежегодно прибыль от продаж ОАО «Дальсвязь» увеличивается на 279064,7тысяч рублей или на 38, 3%. В 2012 году ожидаемое прогнозное значение прибылисоставит около 4092798,6 тысячрублей.
Былоустановлено, что в структуре доходов организации преобладает выручка, а вструктуре расходов – себестоимость продукции, работ и услуг.
Себестоимостьпроданных товаров, продукции, работ и услуг существенно влияет на показатель прибылиот продаж, так как коэффициент корреляции очень близок к единице по абсолютномузначению. Данная зависимость является линейной.
Былоустановлено, что совокупное влияние на чистую прибыль таких факторов, какприбыль от продаж, проценты к получению, проценты к уплате, доходы от участия вдругих организациях, прочие доходы, прочие расходы, и расходы по налогу наприбыль привело к ее увеличению на 112938 тыс. руб.
Показателирентабельности организации в 2010 году были достаточно высокими, общаярентабельность составила 44%. Однако своего максимального значения большинствопоказателей достигали в 2007 году.
В целом наоснове проведенного анализа можно сделать вывод, что ОАО «Дальсвязь в период с 2001– 2010 развивалось достаточно стабильно, прибыль от продаж, как основнойпоказатель финансового результата, возросла более чем в 25 раз. Организация непонесла убытков ни в одном из рассмотренных периодов, темпы роста и приростаприбыли от продаж положительные. Показатели рентабельности в целомудовлетворительные, а значит деятельность ОАО «Дальсвязь» эффективная.
Библиографический список
финансовый результат ликвидность прибыль
1 Адамов В.Е. Экономика истатистика фирм: Учеб. / В.Е. Адамов. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 288с.
2 Бурцева С.А. Статистикафинансов: Учеб. /С.А. Бурцева. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 288 с.
3 Гусаров В.М.Статистика: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 464 с.
4 Донцова Л.В. Анализфинансовой отчетности: практикум / Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. – М.: Дело исервис, 2007. – 144 с.
5 Ковалев В.В. Финансовыйанализ: управление капиталом, выбор инвестиций. Анализ отчетности: Учеб. / В.В.Ковалев. — М.: Финансы и статистика, 2001. – 326 с.
6 Комплексныйэкономический анализ хозяйственной деятельности: Уч. пособие / Под ред. М.А.Вахрушиной. – М.: Вузовский учебник, 2008. – 463 с.
7 Крылов Э.Н. Анализфинансовых результатов, рентабельности и себестоимости предприятия: Уч. пособие/ Э.Н. Крылов, В.М. Власова, И.В. Журакова. – М.: Финансы и статистика, 2008. –716 с.
8 Макарьева Б.И. Анализфинансово-хозяйственной деятельности организации: Учеб. / Б.И. Макарьева, Л.В.Андреева. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 437 с.
9 Микроэкономическаястатистика: Учеб. / Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: Финансы и статистика, 2007.– 542 с.
10 Пястолов С.М. Анализфинансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. / С.М. Пястолов. – М.:Академия, 2007. – 336 с.
11 Савицкая Г.В. Анализхозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие/ Г.В. Савицкая. – М.:Новое издание, 2005. – 704 с.
12 Скамай Л.Г.Экономический анализ деятельности предприятия: Учеб. / Л.Г. Скамай, М.И.Трубочкина. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 296 с.
13Экономико-статистический анализ: Учебное пособие / Под. ред. С.Д. Ильенковой, — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 216 с.
14 Экономическаястатистика: Учебник / Под ред. Ю.Н. Иванова. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 480 с.
15 Экономический анализ:Учеб. / Под ред. Л.Т. Гиляровской. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 527 с.