Реферат по предмету "Спорт"


Экскурсия по городу Петропавловску

Введение
Петропавловск – город в Казахстане, столица Северо-Казахстанской области. Петропавловск является образовательным и культурным центром Северного Казахстана.

В настоящее время Петропавловск — крупнейший железнодорожный и автодорожный узел, красивый, зеленый город, готовый принять гостей и показать свои городские и окрестные красоты.

Обзорная экскурсия позволяет ознакомиться со всеми аспектами города, его историей, уникальными догстопримечательностями.

Широкий круг объектов показа, многоплановая тематика, разработанность методики ведения экскурсий, профессиональное мастерство экскурсоводов позволяют обзорной экскурсии выполнять определенные функции, каждая из которых играет большую роль в воспитании и образовании человека.
Любая форма культурно-просветительной работы имеет свои отличительные признаки. Основной признак экскурсии — высокая степень наглядности.

Исходя из этого можно сказать, что актуальностью данной работы является большой потенциал города Петропавловска для совершения обзорных экскурсий.

Цель данной работы – составление обзорной экскурсии по городу Петоропавловск, как региона с хорошо сохранившимися, уникальными памятниками истории и архитектуры. Достижение поставленной цели предполагает рассмотрение следующих взаимосвязанных задач:

изучение теоретического аспекта обзорной экскурсии

рассмотрение достопримечательностей города Петропавловск

составление обзорной экскурсии по Петропавловску

Практическая значимость данной работы в том, что экскурсия может использоваться как студентами учебных заведений, так и сотрудниками фирмы, экскурсоводами.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЗОРНОЙ ЭКСКУРСИИ


Экскурсионное обслуживание является как самостоятельной  деятельностью (например, в домах  отдыха, клубах, школах), так и частью комплекса туристских услуг (в туристских фирмах). В настоящее время экскурсии классифицируются:

а) по содержанию;

б) по составу  и количеству участников;

в) по месту  проведения;

г) по способу  передвижения;

д) по продолжительности;

е) по форме  проведения.

Каждая  группа имеет присущие ей компоненты, специфику и особенности.

По содержанию экскурсии подразделяются на обзорные (многоплановые) и тематические.

Обзорные  экскурсии, как правило, многотемные. Не случайно их называют многоплановыми. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т. д.).

В обзорных экскурсиях события излагаются крупным  планом. Это дает общее представление  о городе, крае, области, республике, государстве в целом. Хронологические  рамки такой экскурсии — время  существования города с первого упоминания о нем до сегодняшнего дня и перспективы развития.

Обзорные  экскурсии имеют свои особенности. В отличие от тематических, в них  формулировка темы представляет определенную сложность. Независимо от места, т&€  их готовят и проводят, они практически схожи между собой прежде всего по своей структуре. В каждой из них освещается несколько подтем (история города, краткая характеристика промышленности, науки, культуры, народного образования и др.). В то же время у обзорных экскурсий имеются свои отличительные черты. Они диктуются теми особенностями в историческом развитии, которые присущи определенному городу, области, краю. Например, военно-историческую подтему включают в обзорные экскурсии те города, на территории областей которых происходили военные сражения. Литературные подтемы включаются в обзорные экскурсии городов, связанных с жизнью и деятельностью писателей, поэтов и т. д.

Каждая  экскурсия должна иметь свою четко  определенную тему. Тема в экскурсии — предмет показа и рассказа. Формирование темы представляет собой краткое и концентрированное изложение основного содержания экскурсии. 

Подготовка  новой темы содержания экскурсии — это  многомесячный напряженный труд коллектива работников. Особенностью каждой экскурсионной темы является то, что она тесно связана с объектами показа и с тем экскурсионным материалом, который насыщает ее содержание. Этот материал должен быть подан в таком объеме, который может быть усвоен экскурсантами при показе объектов.

Тема  играет решающую роль в объединении внешне разрозненных частей экскурсии в единое целое. Она регулирует рассказ, не давая возможности экскурсоводу рассказать об объекте все, что он о нем знает, особенно в тех случаях, когда объект бывает многоплановым и содержит обширную информацию. Именно темой экскурсии определяется — как показать объект, какую часть информации дать экскурсантам в данном случае.

Некоторые объекты показываются в нескольких экскурсиях. Например, Кремль и Красная  площадь показываются в обзорных экскурсиях. И в каждой из них об одном и том же объекте дается разный объем информации, в рассказах он освещается в различных ракурсах.

Большое значение имеет выдержанность тематики экскурсии. Весь рассказ и показ  должен «работать» на ее основную тему. По пути следования группы в экскурсию могут «вторгаться» объекты, расположенные на данном маршруте, но не относящиеся к выбранной теме. Сведения о таких объектах могут быть очень интересными, но второстепенными к конкретно рассматриваемой теме. Поэтому экскурсовод может сообщить о них экскурсантам только в качестве ответов на вопросы.

Каждая  тема представляет собой совокупность целого ряда подтем. У каждой подтемы  должна быть полнота и логическая завершенность. Правильно разработанная  подтема должна восприниматься экскурсантами  не сама по себе, а вместе с другими подтемами, в композиции.

Композицией экскурсии называют расположение, последовательность и соотношение подтем, основных вопросов, вступления и заключительной части  экскурсии.

Ведущая подтема — композиционный центр экскурсии, вокруг которого строится весь рассказ экскурсии. Она способствует более глубокому раскрытию содержания экскурсии, делает ее убедительной и запоминающейся.

Многотемье  обзорной экскурсии не дает возможности  достаточно глубоко раскрыть содержание каждой подтемы, дать более глубокое толкование событий. В такой экскурсии обычно бывает больше фактов без их толкования. Однако обзорная экскурсия имеет большое значение для развития экскурсионной тематики, так как почти каждая ее подтема может в дальнейшем стать темой для разработки самостоятельной экскурсии.

Название  экскурсии — это языковое выражение, в прямой и косвенной форме  обозначающее содержание. Название экскурсии  должно выражать смысл. Оно должно быть точным, не допускающим двоякого толкования. 

У одной  и той же темы может быть несколько названий в зависимости от состава участников и поставленной задачи (например, обзорная экскурсия «Москва — столица России» может иметь и другое название: «Москва вечерняя» и др.).  
В работе по подготовке новой экскурсии можно  выделить два основных направления:

— разработка  новой темы экскурсии (новой  вообще или новой только для  данного экскурсионного учреждения);

— подготовка начинающего или уже работающего экскурсовода к проведению новой для него, но уже ранее разработанной и проводимой в данном учреждении экскурсии.

Первое  направление — процесс создания новой  для экскурсионного учреждения экскурсии.

Подготовка  новой экскурсии проходит три основных ступени:

— Предварительная  работа — подбор материалов для  будущей экскурсии, их изучение (т. е. процесс накопления знаний  по данной теме, определение цели  и задач экскурсии). Одновременно  с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена экскурсия.

— Непосредственная  разработка самой экскурсии включает  в себя: составление экскурсионного  маршрута; обработку фактического  материала; работу над содержанием  экскурсии, ее основной частью, состоящей из нескольких основных вопросов; написание контрольного текста; работу над методикой проведения экскурсии; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовку методической разработки новой экскурсии; написание экскурсоводами индивидуальных текстов.

— Заключительная  ступень - прием (защита) экскурсии  на маршруте. Утверждение новой  экскурсии руководителем экскурсионного  учреждения, допуск экскурсоводов,  защитивших свою тему, до работы  на маршруте.

В простейшем виде схема всех экскурсий независимо от темы, вида и формы проведения одинакова: вступление, основная часть, заключение.

Вступление, как правило, состоит из двух частей:

— организационной  (знакомство с экскурсионной группой  и инструктаж экскурсантов о  правилах безопасности в пути и поведения на маршруте);

— информационной (краткое сообщение о теме, протяженности  и продолжительности маршрута, времени  отправления и прибытия назад,  санитарных остановках и месте  окончания экскурсии).  

Основная  часть строится на конкретных экскурсионных объектах, сочетании показа и рассказа. Ее содержание состоит из нескольких подтем, которые должны быть раскрыты на объектах и объединены темой. Количество подтем экскурсии обычно от 5 до 12. При этом важным для создания экскурсии является подбор объектов таким образом, чтобы были только те объекты, которые помогали бы раскрыть содержание темы экскурсии, причем в определенной дозировке по времени и в зависимости от значимости той или иной подтемы в данной экскурсии.

Заключение, как и вступление, не связано с экскурсионными объектами. Оно должно занимать по времени 5-7 минут и состоять из двух частей. Первая — итог основного содержания экскурсии, вывод по теме, реализующий цель экскурсии. Вторая — информация о других экскурсиях, которые могут расширить и углубить данную тему. Заключение так же важно, как и вступление, и основная часть.

Очень важно, чтобы экскурсия была достаточно интересна. Но не менее важно, чтобы  она не была перегружена потоком  ненужной туристам информации, чтобы  способ подачи материала не был утомительным, а способствовал бы наилучшему восприятию ее той или иной категорией экскурсантов. В связи с этим тематика экскурсии непременно должна быть сориентирована на определенную категорию экскурсантов (взрослых или детей, молодежь, городских или сельских жителей, работников гуманитарных профессий, иностранцев и т. д.). Такой учет называется дифференцированным подходом к экскурсионному обслуживанию. Он должен учитывать не только интересы, но и цели потребителей. Если экскурсия предоставляется, например, в рамках фольклорного тура, то основной упор в рассказе и показе необходимо делать на историю, памятники, национальные особенности региона. Если же экскурсия входит в программу делового тура, то следует уделять внимание показу различных деловых и общественных центров и т. п. При организации экскурсионного обслуживания в рамках курортного отдыха привлекательны экскурсионные прогулки с наблюдением природных ландшафтов, памятников, объектов.

В процессе подготовки новой экскурсии можно  выделить ряд основных этапов, которые располагаются в определенном порядке. Рассмотрим их в той последовательности, которая сложилась в практике работы экскурсионного учреждения.

1. Определение  цели и задач экскурсии.

2. Выбор  темы.

3. Отбор  литературы и составление библиографии.

4. Определение  источников экскурсионного материала.  Знакомство с экспозициями и  фондами музеев по теме.

5. Отбор  и изучение экскурсионных объектов.

6. Составление  маршрута экскурсии.

7. Объезд  или обход маршрута.

8. Подготовка  контрольного текста экскурсии.

9. Комплектование «портфеля экскурсовода».

10. Определение  методических приемов проведения  экскурсии.

11. Определение  техники ведения экскурсии.

12. Составление  методической разработки.

13. Составление  индивидуальных текстов.

14. Прием (сдача) экскурсии.

15. Утверждение  экскурсии. 

Методика  проведения экскурсий направлена на то, чтобы помочь экскурсантам легче  усвоить содержание экскурсий. Делается это с помощью методических приемов, которые делятся на две группы — приемы показа и приемы рассказа, но практика требует применения еще более сложной классификации методических приемов: по их назначению, времени и месту использования и т. д.

Задача  методических приемов — обеспечить наилучшую  действенность экскурсионного метода сообщения знаний аудитории. Методические приемы могут быть рассмотрены в нескольких аспектах: как оптимальный способ выполнения определенных действий, как средство превращения пассивного осмотра в активное наблюдение объекта экскурсантами; как основа процесса трансформации устной информации в зрительную; как основа анализа и синтеза на экскурсии и т. д.

Все методические приемы, правильное использование которых  составляет одну из основ профессионального  мастерства экскурсовода, могут быть по своему назначению подразделены следующим образом:

— приемы  непосредственного ведения экскурсии  (показ и рассказ);

— приемы, направленные на создание условий  для эффективного проведения  экскурсии. 

Классификация методических приемов

Методические  приемы подразделяются на несколько  групп в зависимости от их назначения: методические приемы, задача которых — помочь экскурсоводу установить прочные контакты между экскурсоводом и экскурсантами; приемы, задача которых добиться устойчивого внимания аудитории к наблюдаемому объекту; приемы, закрепляющие внимание к рассказу, возбуждающие у экскурсантов интерес к определенным вопросам; приемы, обеспечивающие зрительное восприятие экскурсионного материала.

В классификации  приемов проведения экскурсии выделяются две группы:

Приемы  показа, куда входят приемы, организующие наблюдение (изучение, исследование) объектов и позволяющие выделить объект из окружающей среды, из целого; приемы, задача которых, опираясь на воображение экскурсантов, сделать зримыми изменения во внешнем облике объекта; приемы, которые дают возможность увидеть объекты в нужном виде, построенные на движении — приближении экскурсионной группы к объекту, удалении от него, движении вдоль него.

Приемы  рассказа — это приемы, построенные  на пояснении объекта, описании его  внутреннего вида и вызывающие у экскурсантов зрительные ассоциации, а также приемы репортажа, которые дают возможность понять изменения, происходящие в наблюдаемом объекте, и т. д.

ГЛАВА 2 ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ПЕТРОПАВЛОВСКА 1.1 Памятники архитектуры Петропавловска Магазин Черемисинова
В/>центральной части города в 1895 году был выстроен мануфактурный магазин Черемисинова — председателя городской управы. Этот комплекс по архитектурному стилю не спутаешь ни с каким другим зданием нашего города. На старых фотоснимках с видами г.Петропавловска начала XX века — это большой мануфактурный магазин, на фасаде которого, как визитная карточка, имя владельца — В.И. Черемисинова.

Владимир Иванович Черемисинов родился в июне 1866 года в семье мещанина г.Чердыни Пермской губернии. Окончив реальное училище, полный сил и планов на будущее, приехал в Петропавловск вместе со старшим братом Александром. К 30-ти годам, имея приличный по тем временам капитал, построил собственный дом и магазин на Вознесенском проспекте (ныне ул.Конституции). В торгово-промышленных справочниках 1900–1910 годов его имя значится в первых фамилиях списка торговцев чаем, сахаром, мануфактурным и железо скобяным товаром.

В сорокалетнем возрасте его избирают на должность городского головы. Возложив на свои плечи все тяготы управления городским хозяйством, он трудился на этом посту более 15 лет. Сохранились документы, свидетельствующие о его деяниях: планировка городских кварталов, постройка новых учебных заведений и больницы, устройство летнего вокзала в городском саду «во удовольствие горожан».

В благодарность за многолетнее несение государевой службы отцы города приняли решение о присвоении его имени одной из улиц города. Улица В.И.Черемисинова просуществовала до 1924 года (в настоящее время — ул.Пархоменко).
Комплекс Главпочтамта
В/>конце XIX столетия по улице Пушкина был построен двухэтажный магазин, хозяином которого был купец Пайщиков. Позднее он продал его Ганшину, который в 1905 году перестроил его в трехэтажный. Это было единственное трехэтажное здание в городе. Оно принадлежало московскому фабриканту Ганшину и местным купцам братьям Овсянниковым. В нем находился один из лучших магазинов города. Здесь продавались ткани, граммофоны, часы и другие товары. На второй этаж вела лестница, покрытая ковровой дорожкой. Громадное чучело медведя приветствовало покупателей. Стены украшали зеркала. Осенью 1917 года город переживал смутные времена. Забастовки с требованием повышения зарплаты следовали одна за другой. 3 октября газеты опубликовали решение Временного правительства о повышении цен на муку. Утром следующего дня толпа горожан собралась около магазина и потребовала провести учет продовольственных товаров. Обнаружив большой запас спиртного, толпа устроила праздник. Возник традиционный русский бунт. В тот же день скончалось 60 человек. Вечером магазин был подожжен, в лучшем здании города бушевал пожар.

После установления Советской власти принято решение о строительстве в 1926 году на этом месте главпочтамта. Возводилось новое здание на фундаменте бывшего магазина. Следует отметить, что от бывших хозяев почте перешли и дворовые хозяйственные постройки (конюшни и складские помещения). Часть их сохранилась и сегодня.

Центральный почтамт функционирует до наших дней. Здание кирпичное, двухэтажное, в плане имеет форму прямоугольника с двумя выступающими частями в сторону двора. Связь между этажами осуществляется с помощью двух железобетонных лестниц, одна из которых -центральная. Размеры здания 62 х 20 м. Здание представляет интерес как одна из первых построек Советской власти, сохранившая свое назначение до наших дней.
Дом купца Смолина
(/>бывшее ГПТУ-25, угол улиц Пушкина и Букетова)

Дом купца Смолина возведен в 1874 году. К нему в 1916 году пристроено отделение Сибирского торгово-промышленного банка. Во дворе — добротные складские помещения, украшенные замысловатой фигурной кладкой по фронтону. В целом это комплекс из двух основных зданий и соответствующими им лабазом и складскими помещениями. На здании были установлены две мемориальные доски. На первой надпись: «В городе Петропавловске в ноябре 1919 года находился штаб 5-й Красной Армии под командованием М.Н.Тухачевского». На второй: «В этом здании в ноябре 1919 года в политотделе штаба 5-й Красной Армии работал чешский писатель-коммунист Ярослав Гашек».

Бывшая усадьба купца Смолина — одна из старейших в Петропавловске. Эти постройки, находящиеся на пересечении улиц Пушкина и Красноармейской (ныне Букетова), повидали многое на своем веку. Сохра- o нились сведения о том, что цесаревич Николай Александрович посетил это здание по пути с Дальнего Востока в Челябинск, с целью изучения проблем сооружения великой Транссибирской магистрали.

Во время короткой официальной аудиенции петропавловских дворян и именитых купцов будущий монарх просил их больше помогать в сооружении железной дороги, обратил внимание на улучшение обустройства города, его улиц и дорожной сети. Сославшись на жесткий график поездки, цесаревич с небольшой свитой после короткой летней ночи рано утром покинул город. Из ворот дома Смолина, в котором он размещался на отдых, выехал в карете в сопровождении местной казачьей сотни.

В настоящее время Дом Смолина передан в частную собственность и частично разрушен.
Торговый дом Шамсутдинова
В центре улицы Конституции стоят 3 дома, принадлежавшие ранее купцу Шамсутдинову. В двухэтажном особняке, где находилась долгое время центральная аптека, сейчас — частная аптека и ряд магазинов. На торце этого здания, бывшего торгового дома Шамсутдинова, была нарисована огромная бочка, которую в свое время закрашивали. Рядом с аптекой -двухэтажный дом, где жила семья Шамсутдинова. В третьем здании (по улице Амангельды) долгое время находился облздрав. Все строения добротные. На второй этаж самого большого из них ведет крутая лестница. У второго жилого дома, как во всех татарских домах, было две лестницы — мужская и женская (женщины не должны были встречаться с мужчинами). Такие дома еще сохранились в «татарском крае» — так называлась часть города (от улицы Конституции до Кировского переезда).
Дом Романовых
П/>ринадлежит к числу дореволюционных памятников Петропавловска. Известен как Романовское училище или Дом Романовых, так как был возведен в честь 300-летия царской династии Романовых по ходатайству городской думы Петропавловска, обратившейся к правительству с просьбой о строительстве училища за счет государственной казны, так как в городском бюджете средств не хватало.

Проект строительства учебного заведения на 510 мест — двухэтажного дома с домовой церковью на верхнем этаже (ныне здесь актовый зал), с водяным отоплением, что было новшеством по тому времени, выполнен Степаном Афанасьевичем Гранил ыциковым.

Сложное ритмическое построение фасада, овальные обрамления окон второго этажа, декоративные детали, криволинейные, волнообразные орнаменты и завитки, создающие своеобразный силуэт и выразительность всего здания, свидетельствуют о его принадлежности к стилю модерн.

Когда началось строительство, по документам не выяснено. Краевед М.И.Бенюх предполагал, что в 1913 году, поскольку на фронтоне здания есть такая дата, а закончено строительство в 1915-м. Надпись на фронтоне была отреставрирована к 50-летию механического техникума, который располагался в этом особняке.

В настоящее время в бывшем Романовском училище находится экономико-технический образовательный комплекс (ЭТОК).
Дом купцов Янгуразовых («ДОМ НЕВЕСТЫ»)
Горожане наверняка знают это старинное здание, которое находится на пересечении улиц Ульянова и Горького, затейливой архитектуры, с огромными полукруглыми окнами. Неподалеку расположено еще одно старинное здание, где долгое время располагалась детско-юношеская спортивная школа. Здесь в конце прошлого века купцом 1-й гильдии Валитом Янгуразовым была построена мечеть с минаретом. Имелись и кирпичные надворные постройки, в том числе и кирпичное здание мектеп-медресе, ныне снесенное. В начале XX века Валит умер, захоронен на старом мусульманском кладбище (за парком). Был у Валита Янгуразова и деревянный дом, на месте которого его сын Халит с помощью подрядчика построил двухэтажный красавец особняк, который до сих пор обращает внимание горожан. Об этом доме ходят целые легенды.

Однажды Янгуразов по своим торговым делам поехал в Петербург, влюбился там в столичную красавицу и предложил ей свою руку и сердце. Она согласилась стать женой, но поставила условие: пусть построит в своей степи точно такой же дом, в каком она живет в столице. Купец был согласен на все. Выполнил свое обещание и для строительства пригласил итальянского мастера.

Его избранница переехала из Петербурга в Петропавловск, но свадьба не состоялась. За три дня до свадьбы купец скончался, а дом, построенный им, был назван «Домом невесты». Впрочем, у этой истории два разных продолжения. Первое — купец, построив хоромы, разорился, и супруги жили в бедности, второй — жили богато, долго и счастливо.

Дом двухэтажный, с каменной пристройкой.

Архитектура здания интересна и своеобразна. В ней прослеживаются элементы позднего барокко и модерна. Особую строгость зданию придает симметричность композиции главного фасада. По краям дома два выступа — своеобразные колонны с аркой, двумя куполами и возвышающимся шпилем в центре. Окна круглые и вместе с отделкой по краям и балкончиком внизу изображают восходящее солнце. Внутри на втором этаже резные двери (под красное дерево), расписные разноцветные потолки. Самая большая достопримечательность -два камина в боковых комнатах. В первые годы советской власти усадьба Янгуразовых была передана под административное здание Петропавловского Совдепа. В 20-е годы здесь размещается штаб частей особого назначения (ЧОН), в составе которого работал писатель Сабит Муканов. В 60-е годы в здании располагались облфинотдел, затем Госстрах.
Реальное училище
Р/>еальное училище было открыто в Петропавловске на основании высочайше утвержденного совета 6 января 1903 года (ныне ул.В.Булавского, 6). Помещалось в собственном каменном здании. На содержание училища из средств казны было отпущено 17188 руб., кроме того, городское общество выделяло ежегодно по пять тысяч рублей. Плата за учение — 20 руб. в год с ученика (меньше, чем в других местных училищах. Например, в гимназии — 40–60 рублей в год).

17 октября 1903 г. состоялось торжественное открытие реального училища при 38 учащихся, принятых в первый класс, и 15 — во второй класс училища.

1 января 1909 года здесь уже насчитывалось 183 учащихся, 11 преподавателей. Директором училища был действительный статский советник Петр Николаевич Бережков, выпускник историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета. Имел ордена святого Владимира 3 степени, святой Анны 2 степени, Станислава 2 степени и медаль в память царствования императора Александра III. Преподавал русский язык.

Почетным попечителем с января 1908 г. являлся Владимир Иванович Черемисинов, выпускник Чердынского городского училища.

Сохранившаяся мемориальная доска напоминает об истории одного из старейших учебных заведений города. «В этом здании, бывшем реальном училище, в июле 1917 года начали работу партийные библиотеки и читальня Петропавловской организации РСДРП».

После освобождения территории Петропавловского уезда от белых в здании реального училища была открыта первая советская школа II ступени (позже — средняя школа №2 им.С.М. Кирова). В ней до войны учился будущий Герой Советского Союза Виктор Булавский.

Решением исполкома Петропавловского городского Совета №184 от 25 марта 1965 года ул.Школьная переименована в улицу имени Виктора Булавского.

С 1 сентября 1966 года занятия в средней школе №2 им.С.М.Кирова начались в новом здании по улице Интернациональной. В бывшем реальном училище размещалась восьмилетняя школа №7, а с 1977 года — межшкольный учебно-производственный комбинат №1.

В настоящее время здание по ул.Булавского, 6, как и многие другие памятники архитектуры старого Петропавловска, передано в частную собственность на условиях проведения комплексных ремонтно-реставрационных работ.
Старый вокзал
Р/>ядом с современным вокзалом — старое вокзальное здание. Одноэтажное, вытянутое в длину, примыкающее к автовокзалу, оно не затерялось и среди светящихся кубов двух вокзалов. Старый железнодорожный вокзал строился в 2 этажа: 1-я очередь — 1895 год; 2-я — 1904 год. В то время это было одно из самых крупных и красивых зданий города.

Выполнено из кирпича, кровельные конструкции — деревянные, покрытые кровельным железом. Некоторые помещения внутри имеют сводчатые потолки. Здание имеет стилевые черты позднего барокко. Полезная площадь 578 квадратных метров. Это типовой проект XIX века: такие вокзалы строились по всей Транссибирской магистрали.

О прибытии поездов извещал ярко начищенный медный колокол. Пассажирские поезда стояли в Петропавловске до 10 часов, так как здесь менялись паровозные бригады.

Что же касается знаменитого петропавловского перрона, то начиная с 30-х годов он был знаменит на всей Транссибирской магистрали. На всем протяжении от Москвы до Владивостока не было такого, украшенного фигурной зеленью. Пассажиры до-говаривались друг с другом, чтобы не проспать Петропавловск с его удивительным зеленым чудом, сотворенным руками замечательного мастера зеленой архитектуры Василия Герасимовича Осипова. В очерке писателя Владимира Чивилихина читаем: «… Проезжая железной сибирской дорогой, с нетерпением ждал я Петропавловска. У вокзала там — после пустых зауральских земель — было что-то вроде рая. Вяз мелколистый, кизильник и другие не известные мне кустарники представали кубическими, пирамидальными, яйцевидными, ромбическими образованиями, сгруппированными в радостные по общему тону сочетания. Этот скромный, продуманный в мельчайших деталях скверик нес на себе светлую печаль любви, терпения и трудолюбия, мне всегда хотелось сойти с поезда, разыскать и поблагодарить за праздничное впечатление человека, который все это затеял и осуществил».
1.2 Культурно-развлекательные достопримечательности
Памятник Абаю и Пушкину
Памятник Абаю и Пушкину установлен в центре Петропавловска. Его открытие состоялось во время празднования независимости Дня Республики Казахстан – 16 декабря 2006 года.

Они жили в разные эпохи и, разумеется, никогда не встречались, но их духовное родство очевидно. Абай Кунанбаев перевел на родной язык множество пушкинских произведений. Благодаря ему вся казахская степь распевала знаменитое письмо Татьяны к Онегину как народную песню.

2006 год был объявлен Годом Абая в России и Годом Пушкина в Казахстане, интерес к жизни и творчеству классиков пробудился с новой силой. Как известно, весной в Москве был открыт памятник великому сыну казахского народа. Логично, что на сопредельной с Россией территории, в Петропавловске, было решено установить скульптурную композицию «Абай-Пушкин», которая символизирует вечную дружбу между двумя народами. Открыл памятник аким Северо-Казахстанской области Т.А.Мансуров.

Работа над композицией велась в течение года, был объявлен специальный конкурс, который выиграли скульптор Казбек Сатыбалдин, архитекторы Султан Баймаганбетов и Валерий Затай. Тщательно выбирали и место для установки – им стала главная улица Петропавловска, куда выходит центральный парк культуры и отдыха. Здесь же соорудили эффектную колоннаду. Сама скульптурная композиция состоит из фигур классиков, объединенных древом жизни. Они отлиты из бронзы на одном из заводов Алматы и установлены на мощном гранитном постаменте. Общая высота памятника, который стал украшением города, составляет около семи с половиной метров.

Скульптор Казбек Сатыбалдин изобразил поэтов стоящими у раскидистого древа жизни. Бронзовые фигуры возвышаются на гранитном постаменте с высеченными на камне именами: Абай и Пушкин. За ними полукругом выстроена изящная колоннада, по бокам которой установлены фонари классического стиля. Возведение композиции стало поистине мажорным завершением Года Абая и Пушкина и продолжением укрепленных временем традиций добрососедства народов двух стран.
Памятник Абылай-хану
В Петропавловске восстановлен памятник истории и культуры – резиденция Абылай-хана. Этот объект особой важности финансировался государственной программой «Культурное наследие». Комплекс «Резиденция хана Абылая» — один из красивейших уголков Петропавловска. Площадь участка, на котором разместился музейный комплекс, превышает полтора гектара. На площади перед ханской резиденцией установлен памятник, изображающий хана Абылая на вздыбленном коне работы скульптора Сатыбалдина.

Абильмансур (1711-1781) – хан Среднего жуза (до 1771 — султан), крупный государственный деятель. Объединив свои силы с силами хана Среднего жуза Абулмамбета, организовал борьбу против набегов иноземцев с Востока. В 1771 после смерти Абулмамбета был провозглашен ханом. Развивал хозяйство и торговлю, ввел новые виды и размеры налогов с населения. Укреплял экономические связи, торговлю с соседними государствами: Россией, Китаем, Джунгарским, Бухарским, Хивинским ханствами.

Абылай сыграл огромную роль в объединении всех трех казахских жузов для борьбы против Джунгарского и Маньчжуро-китайской империи, стремившихся в 18 веке завоевать Казахстан. В 1740 году принес присягу на принятие российского подданства. Для укрепления русско-казахских отношений направлял в Россию послов, лично участвовал в переговорах с царской администрацией. В 1740-41 гг. попал в плен к джунгарскому хунтайчи. В освобождении Абылая из плена приняло участие русское посольство, возглавляемое М.Л.Миллером. В 1772 году Абылай-хан повторно присягнул на верность России, что позволило обезопасить юго-восточные рубежи от возможной китайской агрессии.

Абылай-хан сыграл немаловажную роль в истории возникновения у стен крепости Святого Петра крупнейшие в Сибири ярмарки и таможни.
Северо-Казахстанский областной историко-краеведческий музей
Северо-Казахстанский областной историко-краеведческий создан в 1924 году. Музей располагается в нескольких зданиях, которые являются памятниками архитектуры, построенные в конце 19 века. Основное здание музея находится в доме, принадлежащем в прошлом коммерсанту Т.Л. Аркелю, административное здание музея, фондохранилища и библиотека располагаются в бывшем магазине и складских помещениях купца Стрелова.

С 2004–2005 год была проведена реконструкция музея с учётом современного дизайна. Площадь музея составляет — 2400 кв.м., из них 2000 кв.м. — экспозиционная. Ремонтно-реставрационные работы на музейном комплексе проведены РГП «Казреставрация» г. Алматы, руководитель Туякбаев Канат Кымызович. Художественно-оформительские работы проведены ТОО «Дара» г. Астана, руководитель Джансугиров Алмас Дузельханович. Музей открыт после реконструкции 27 ноября 2005 года.

Общая площадь музейного комплекса — около 2400 кв. метров, экспозиционная площадь — 2000 кв. метров. Экспозиция располагается в 13 залах и построена на принципах общеисторической периодизации, с древнейших времен до современности.

Посетители музея смогут познакомиться с материалами археологических исследований Северного Казахстана, с уникальными экспонатами по древнейшей истории края. Значительно расширена экспозиция по истории становления казахской государственности и этнографии казахского народа. Значительное место занимает экспозиция, отражающая развитие Казахстана в годы независимости. Она включает в себя три зала — «Казахстан в годы независимости», «Северо-Казахстанская область в годы независимости», «Казахстанско-Российские отношения». На основе документов, фотоматериалов показана динамично развивающаяся экономика, демократизация общества, международные отношения. Значительное место отводится Казахстанско-Российским отношениям, сотрудничеству между Северо-Казахстанской областью и приграничными областями Российской Федерации.

В фондах музея числится 350 тыс. экспонатов. Музей пополнял свои коллекции благодаря экспедициям, обмену с другими музеями, помощи горожан. Для совершенствования методологии по обработке музейных коллекции музей приобрел программу «Музеолог».

6 сентября 2006 года музей посетил Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев, который дал высокую оценку музея, назвав его одним из лучших областных музеев Казахстана. После открытия музей посещали высокие гости из Казахстана, России, Индии, Польши, Германи
Музей изобразительных искусств
Музей изобразительных искусств открыт в 1989 году на базе отдела изобразительного искусства историко-краеведческого музея. Здание, в котором размещен музей, является архитектурным памятником 19 века республиканского значения.

Первые коллекции — произведения живописи, графики, скульптуры казахстанских художников были переданы в 60-х годах картинной галерей г. Алматы, а также приобретены полотна у местных художников. Коллекции пополнялись за счёт передач из ВХПО им. Вучетича г. Москвы, Союза художников, Дирекции выставок Министерства культуры Казахстана, закупок и даров.

Основную часть коллекции составляет раздел графики, который представлен творчеством известных художников — В. Фаворского, Кукрыниксы, Г. Поплавского, Р. Хачатряна и т. д. Основную часть раздела живописи составляют работы казахстанских мастеров А. Кастеева, Н. Хлудова, А. Исмаилова, Ж. Шарденова и т. д.

В фонды декоративно-прикладного искусства вошли коллекции русских, украинских, казахских мастеров прикладного искусства: уральские подносы, самовары, значки, предметы керамики и этнографии. Имеется коллекция работ детского творчества.
1.3 Объекты образования
Северо-Казахстанский государственный университет им. Манаша Козыбаева, г. Петропавловск, Казахстан

Северо-Казахстанский государственный университет имени Манаша Козыбаева — одно из старейших учебных заведений Республики Казахстан, которому в 2007 году исполнилось 70 лет. За эти годы вузом подготовлено более 37 тысяч специалистов с высшим образованием, многие из которых стали руководителями производства и образования, заслуженными деятелями искусства и культуры, крупными учеными.
С 2002 года университет возглавляет доктор технических наук, профессор, академик НАН РК Ашимов Ундасын Байкенович.
Под его руководством вуз получил новый импульс по применению передовых информационных технологий в учебном процессе, научных исследованиях и управлении вузом.
Университет представляет собой единый учебно-научный комплекс с многоуровневой системой обучения, включающей довузовскую, вузовскую и послевузовскую подготовки. Компактная инфраструктура университетского городка включает: 10 учебных корпусов, 5 общежитий, собственную поликлинику, астрофизический центр, 5 спортивных и тренажерных залов, спортивные площадки, 3 актовых зала, 2 загородных учебных полигона. Строится плавательный бассейн на уровне международных стандартов.

Является одним из крупнейших учебно-образовательных, научно-исследовательских и культурных центров, входящих в число и аттестованных вузов. Ежегодно растет рейтинг СКГУ, как среди вузов Казахстана, так и в мировом образовательном пространстве.
В 2003 году университет получил «Гран-При» за первое место на Международной выставке «Образование и наука XXI века» в г. Астане за лучшую демонстрацию достижений в области образования и науки. В августе того же года в рамках мероприятий «Год Казахстана в России», СКГУ один из трех вузов Республики принял участие в Национальной выставке в г. Москве, где также был отмечен грамотой. За большой вклад в обеспечение учебного процесса учебниками нового поколения и интенсивное обновление книжного фонда в 2003г. университет награжден медалью им. А. Байтурсынова.
В 2004 году решением Правления Международного фонда (штаб-квартира в Женеве) награжден Золотой медалью «За высокое качество в деловой практике». В феврале 2005года на II-й Казахстанской выставке «Образование и наука ХХI века» в г. Астане СКГУ занял первое место «За лучшее оформление стенда и внедрение современных методов обучения».
ГЛАВА 3 СОСТАВЛЕНИЕ ОБЗОРНОЙ ЭКСКУРСИИ ПО ПЕТРОПАВЛОВСКУ
Экскурсия — это результат двух важнейших процессов: ее подготовки и проведения. Они связаны между собой, взаимообусловлены. Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при непродуманной подготовке.
Рассмотрим этапы разработки обзорной экскурсии по Петропавловску для взрослого населения.
1. Определение цели и задач экскурсии
Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Цель данной экскурсии – ознакомление экскурсантов с памятниками истории и культуры города. Рассказ экскурсовода подчинен той же конечной цели. Задачи экскурсии — достижение данной цели путем обзора памятников города, рассмотрения их значимости.
2/ Выбор темы Выбор темы зависит от потенциального спроса, конкретного заказа или целенаправленного создания определенной тематики экскурсий. Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему.
Тема данной разрабатываемой экскурсии – “Жизнь Петропавловска”. 3. Отбор литературы и составление библиографии В ходе разработки новой экскурсии составляется список книг, брошюр, статей, опубликованных в газетах и журналах, которые раскрывают тему. Назначение списка — определить примерные границы предстоящей работы по изучению литературных источников, оказать помощь экскурсоводам в использовании необходимого фактического и теоретического материала при подготовке текста. Для проведения экскурсии, посвященной обзору достопримечательностей Пеиропавловска можно использовать литературу, представленную в Приложении 1. 4. Определение других источников экскурсионного материала Помимо публикаций в печати, могут быть использованы другие источники. Авторы экскурсии составляют их перечень, в который входят государственные архивы, музеи, хроникально-документальные и научно-популярные кинофильмы, где содержатся материалы по теме экскурсии. В качестве источника могут быть использованы воспоминания участников и очевидцев исторических событий. Для экскурсии по Петропавловску помимо справочной литературы также используются фотоальбомы с картинками объектов города. 5. Отбор и изучение экскурсионных объектов Показ объектов является частью, занимающей главенствующее положение в экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии.
В качестве объектов разрабатываемой экскурсии будут выступать следующие объекты: Церковь Резиденция Абылай хана Дом старого театра Драматический театр им. Погодина Казпочта Мечеть Областная больница СКГУ Областной историко-краеведческий музей Музей искусств Городской парк культуры и отдыха Ботанический сад Казахско-турецкий лицей Парк победы Отбор объектов заканчивается составлением карточки (паспорта) на каждый из них. Карточки для данных объектов изображены на Приложении 2. 6. Составление маршрута экскурсии. Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов. Одна из задач маршрута — способствовать наиболее полному раскрытию темы.
Разработка маршрута — сложная многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокой квалификации и являющаяся одним из основных элементов технологии создания новой экскурсии. При разработке автобусного маршрута следует руководствоваться «Правилами дорожного движения», «Уставом автомобильного транспорта», «Правилами перевозки пассажиров» и другими ведомственными нормативами. Схема данного маршрута изображена на Приложении 3. 7. Объезд (обход) маршрута Объезд (обход) маршрута является одним из важных этапов разработки новой экскурсионной темы. Нужно уточнить место, где расположен объект, а также место предполагаемой остановки экскурсионного автобуса, освоить подъезд на автобусе к объектам или местам стоянок. Время проведения данной экскурсии – 6 часов. 8. Подготовка контрольного текста экскурсии Текст представляет собой материал, необходимый для полного раскрытия всех подтем, входящих в экскурсию. Текст призван обеспечить тематическую направленность рассказа экскурсовода, в нем формулируется определенная точка зрения на факты и события, которым посвящена экскурсия, дается объективная оценка показываемых объектов.

Требования к тексту: краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, наличие информации по теме, полное раскрытие темы, литературный язык. 9. Комплектование «портфеля экскурсовода» "Портфель экскурсовода" — условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии. Эти пособия обычно помещаются в папке или небольшом портфеле.
В «портфель экскурсовода» включаются фотографии, географические карты, а также портреты выдающихся людей, имеющих отношение к данному городу. В "Портфель экскурсовода" данной экскурсии также можно вставить карточки, составляемые на каждый объект. Наглядные пособия «портфеля экскурсовода» должны быть удобны для использования. Количество их не должно быть велико, так как в этом случае пособия будут отвлекать экскурсантов от осмотра подлинных объектов, рассеивать их внимание. 10. Определение методических приемов проведения экскурсии Успех проведения экскурсии находится в прямой зависимости от использованных в ней методических приемов показа и рассказа. Выбор того или иного методического приема диктуется задачами, поставленными перед экскурсией, информационной насыщенностью конкретного объекта. 11. Определение техники ведения экскурсии Разрабатываемая экскурсия будет проходить по следующему маршруту. Экскурсия начинается с остановки у церкви, затем экскурсанты садятся в автобус, остановка перед Резиденцией Абылай хана, экскурсанты выстраиваются перед этим зданием, затем пешком пройти до дома старого театра, в котором сейчас мебельный магазин. Следующий объект – драматический театр, до которого доходят пешком, соблюдая правила дорожного движения, переходя через светофор, остановка на ее площади, затем повернуться в обратную сторону и там будет следующий объект – Казпочта. Затем доехать на автобусе до следующего объекта – мечеть, выстроиться перед ней. Следующий объект – областная больница, доехать на автобусе до него, остановка на ее площади. Затем доехать до университета и остановиться перед ее площадью. Следующий объект – краеведческий музей, небольшая экскурсия в нем. Затем экскурсия в музее искусств. Затем доезжают до улицы Ленина и идут пешком, прогулка по парку культуры и отдыха. Затем доехать на автобусе до ботанического сада, небольшая экскурсия в нем. Затем медленно проехать через казахско-турецкий лицей, чтобы немного рассказать о нем. И последняя остановка – в парке Победы, доехать до него и выстроиться на площади. 12. Составление методической разработки Методическая разработка — документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно. Методическая разработка излагает требования экскурсионной методики с учетом особенностей демонстрируемых объектов и содержания излагаемого материала. Она дисциплинирует экскурсовода и должна отвечать следующим требованиям: подсказать экскурсоводу пути для раскрытия темы; вооружить его наиболее эффективными методическими приемами показа и рассказа; содержать четкие рекомендации по вопросам организации экскурсии; учитывать интересы определенной группы экскурсантов (при наличии вариантов экскурсии); соединять показ и рассказ в единое целое.
Методическая разработка разрабатываемой экскурсии представлена на Приложении 4. 13. Составление индивидуального текста Экскурсионная практика исходит из того, что основой рассказа экскурсовода является индивидуальный текст, который определяет последовательность и полноту изложения мыслей, помогает экскурсоводу логично строить свой рассказ. Такой текст каждый экскурсовод составляет самостоятельно. Основой для индивидуального текста является контрольный текст. 14. Прием (сдача) экскурсии При положительном заключении о контрольном тексте и методической разработке, а также на основании расчета стоимости и определения нормы прибыли новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения издается приказ об утверждении новой экскурсионной темы и списка экскурсоводов, допущенных к ее проведению.





СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Дьякова Р.А., Емельянов Б.В., Пасечный П.С. Основы экскурсоведения.-М.: Просвещение, 2002.-256с.

Емельянов Б.В. Экскурсионное обслуживание населения: Учебное пособие.-М.: ЦРИБ «Турист», 2003.-167с.

Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник.-М.: Советский спорт, 2004.-216с.

Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма: Справочник.-М.: Финансы и статистика, 2000.-368с.

Квартальнов В.А., Сенин В.С. Организация туристско-экскурсионного обслуживания: Учебное пособие.-М.: ЦРИБ «Турист», 2005.-169с.

Долженко Г.П. Экскурсионное дело. – Москва: Изд-во МарТ, 2005. – 271 с.

Калита С.П. Теория и история экскурсионного дела в России: Учеб. Пособие / С.П. Калита. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2004. – 284 с

Основы туристской деятельности: Учебник Сост. Е.Н. Ильина. М: «Советский спорт», 2000. – 199 с.

Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности: Учебное пособие.-М.: Нолидж, 2001. – 312 с.

Дурович А.П. Маркетинг в туризме: Учебное пособие. – Минск: Новое знание, 2001. – 495 с.

Емельянов В.В. В помощь экскурсоводу. М., 2005.

Организация и методика экскурсионной работы. ч. I и II. М., Профиздат, 2003.

Пасечный П.Е. Емельянов В.В. экскурсия. М., Знание, 2006.

В помощь экскурсоводу. Сборник методических и справочных материалов. Сост. Л.С.Плахова. – М.: РМАТ, 2003.-91 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.