Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Уголовная ответственность за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (ст.144 УК РФ)

Кукушкин Д.А.
Еслиобратить внимание на пропуска и удостоверения журналистов, то почти на каждомиз них мы можем обнаружить надпись следующего содержания: «Воспрепятствованиезаконной профессиональной деятельности журналистов преследуется по закону (ст.144 УК РФ)». Но, к сожалению, мало кто из журналистов знает, кого и за какиеконкретные действия можно привлечь к уголовной ответственности по данномусоставу. Данная работа обращена в первую очередь к журналистам и посвященаименно разъяснению ст. 144 Уголовного кодекса РФ (далее — УК).
Согласност. 29 Конституции РФ « … каждый имеет право свободно искать, получать,передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральнымзаконом. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».Содержание ч. 4 статьи 29 Конституции РФ неразрывно связано с реализациейсвободы мысли и слова. Гарантируемая свобода информации реализуется различнымиспособами: устно, письменно, через средства массовой информации и инымизаконными способами. Наиболее распространенным способом поиска, получения,передачи, производства и распространения информации являются средства массовойинформации, под которыми в соответствии с Законом «О средствах массовойинформации» (далее – ФЗ «О СМИ») понимаются периодические издания, радио-,теле-, видеопрограммы, кинохроникальные программы, иные формы периодическогораспространения массовой информации.
Распространениеинформации законными способами предполагает соблюдение определенных ограниченийк доступу информации, отнесенной к государственной тайне или кконфиденциальной. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. «Огосударственной тайне» устанавливает сведения, относимые к государственнойтайне, порядок засекречивания и рассекречивания сведений и их носителей,распоряжения этими сведениями, а также защиту государственной тайны.Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства огосударственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовуюили дисциплинарную ответственность в соответствии с действующимзаконодательством.
Закон«О государственной тайне» одновременно устанавливает перечень сведений, неподлежащих засекречиванию: о чрезвычайных происшествиях и катастрофах,угрожающих безопасности и здоровью граждан и их последствиях, о стихийныхбедствиях, их официальных прогнозах и последствиях; о состоянии экологии,здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельскогохозяйства, а также о состоянии преступности; о фактах нарушения прав и свободчеловека и гражданина и др.
ФЗ«О СМИ» и «Об информации, информатизации и защите информации» запрещаетсяраспространять конфиденциальную информацию, касающуюся частной жизни,нарушающую личную или семейную тайну, сведения, составляющие коммерческую илииную охраняемую законом тайну.
ПровозглашеннаяКонституцией свобода мысли и слова гарантируется свободой массовой информации изапретом цензуры. В ФЗ «О СМИ» установлено, что поиск, получение, производствои распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации,владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранениеи эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов,предназначенных для производства и распространения продукции средств массовойинформации, не подлежит ограничениям. Исключение может быть предусмотренотолько федеральным законом. Воспрепятствование в какой-либо форме законнойдеятельности средств массовой информации со стороны граждан, должностных лиц,государственных органов, общественных организаций посредством установленияцензуры, вмешательства в деятельность и нарушения профессиональнойсамостоятельности редакции, незаконного прекращения либо приостановлениядеятельности средств массовой информации ФЗ «О СМИ» определяет как нарушениесвободы массовой информации, которое может повлечь ответственность — вплоть доуголовной.
Ущемлениесвободы массовой информации может принимать различные формы, основные изкоторых перечислены в ст. 58 ФЗ «О СМИ»: осуществление цензуры; вмешательство вдеятельность и нарушение профессиональной самостоятельности редакции;незаконное прекращение деятельности средства массовой информации; принуждениежурналиста к распространению или отказу от распространения информации и т.п.
Вадминистративном и уголовном законодательстве предусмотрена конкретизация этихположений, однако юридическая ответственность за посягательство на свободумассовой информации в качестве самостоятельного состава правонарушенияустановлена лишь ст. 144 УК.
Онеобходимости установления ответственности за воспрепятствование законнойпрофессиональной деятельности журналистов говорилось на Европейском семинаре поукреплению независимых и плюралистических средств информации, организованном вСофии (Болгария) с 10 по 13 сентября 1997 г. Департаментом общественнойинформации ООН (ДОИ ООН) и ООН по вопросам образования, науки и культуры(ЮНЕСКО). На нем, в частности, отмечалось, что журналисты в ряде случаевявляются жертвами преследований, физического насилия, угроз, пыток, похищений,убийств и пр. И это несмотря на ст. 19 Всеобщей декларации прав человека иРезолюцию 45/76 А Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1946 г., в которойуказывается, что свобода информации является одним из основных прав человека.
Взаявлении российского Уполномоченного к Всемирному Дню свободы печати (3 мая2002 года) подчеркивалось, что события, происходящие вокруг некоторых средствмассовой информации, показали сложности во взаимоотношениях власти и СМИ. Нажурналистов оказывается не только экономическое давление. Их преследуют, имугрожают. В регионах имели место изъятия и аресты тиражей газет, отключениеэфира, причем часто это делалось демонстративно, с привлечением силовыхструктур — ОМОНа и РУБОПа. Борьба за влияние на прессу, радио, телевидениеособенно обостряется во время предвыборных кампаний. Вместе с тем необходиморешение вопроса о недопустимости пропаганды насилия, порнографии, пьянства нагосударственных и частных каналах телевидения. Целесообразна корректировказакона о СМИ.
Онеобходимости защищать средства массовой информации говорилось и в докладахУполномоченного по правам человека в Свердловской области. Участники заседания,организованного 28 октября Фондом защиты гласности при содействии партнеровфонда в регионе, пришли к выводу, что правоохранительные органы области неотличаются рвением в расследовании и раскрытии преступлений против журналистови СМИ. Об этом публично заявили и Уполномоченный по правам человека, ируководитель Свердловского творческого Союза журналистов Д.П. Полянин, ипредседатель регионального отделения Медиасоюза О.А. Ракович.
Соответствующиезаявления о фактах нападений на сотрудников средств массовой информации областибыли направлены летом 2004 года в ГУВД Екатеринбурга. Однако только по двумслучаям нападения на журналистов получены ответы милицейского руководства. Обэтом говорилось и на встрече президента Фонда защиты гласности А.К. Симонова спрокурором Свердловской области Б.В. Кузнецовым.
Поданным Всероссийского фонда защиты гласности в 2002 году в Свердловской областизарегистрировано 9 нападений на сотрудников СМИ, в 2003 году их было ужепятнадцать. По числу произошедших нападений Екатеринбург оказался на второмместе после Москвы, где зарегистрировано 16 подобных случаев. В 2004 годуизвестно о 9 нападениях на журналистов.
Воспрепятствованиезаконной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их краспространению либо к отказу от распространения информации посягает не толькона конституционную свободу поиска, получения, передачи и распространенияинформации, но и на условия, обеспечивающие эту свободу, — профессиональнуюдеятельность журналиста.
Подинформацией в соответствии со ст. 2, 12 ФЗ «Об информации, информатизации изащите информации» понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях,явлениях и процессах независимо от формы их представления. Действующеезаконодательство выделяет два вида информации в зависимости от формы еесуществования: недокументированную и документированную (зафиксированную наматериальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать).Применительно к рассматриваемому составу имеется в виду любое из этих понятий,поскольку журналист может передавать в редакцию и текст своего репортажа, ителефонное сообщение о событиях, фактах.
Совокупностьдокументированной информации образует информационные ресурсы, которые могутпринадлежать государственным органам власти, органам местного самоуправления,частным лицам и организациям. В соответствии с законом журналист имеет право насвободный доступ к государственным информационным ресурсам и не обязанобосновывать перед владельцами этих ресурсов необходимость получениязапрашиваемой ими информации. Исключение составляет информация с ограниченнымдоступом (ст. 12 ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»).
Непосредственнымобъектом ст. 144 УК являются общественные отношения, обеспечивающие свободупечати и других средств массовой информации. Ущемление свободы средств массовойинформации, в том числе воспрепятствование законной деятельности журналистов,как отмечается в ФЗ «О СМИ», должно влечь уголовную, административную,дисциплинарную или иную ответственность.
Потерпевшимпри совершении этого преступления является журналист, т.е. лицо, занимающеесясбором, редактированием, созданием или подготовкой материалов для средствмассовой информации, связанное с ними трудовыми или иными договорнымиотношениями либо занимающееся такой деятельностью по их уполномочию.Воспрепятствование деятельности журналиста путем применения к нему насилия илиугрозы должно квалифицироваться по совокупности ст. 144 и ст. 111 (Умышленноепричинение тяжкого вреда здоровью) или 112( Умышленное причинение среднейтяжести вреда здоровью) УК в зависимости от тяжести насилия либо ст. 119(Угрозаубийством или причинением тяжкого вреда здоровью) УК.
Собъективной (внешней, видимой) стороны преступление, предусмотренное ст. 144,может иметь место в случаях воспрепятствования законной профессиональнойдеятельности журналиста путем принуждения:
1)к распространению информации и
2)к отказу от распространения информации.
Воспрепятствованиедеятельности журналиста предполагает прежде всего воздействие как на самогожурналиста, так и на близких ему лиц, с намерением помешать ему осуществить своюзаконную профессиональную деятельность. Воспрепятствование законнойпрофессиональной деятельности означает лишение возможности выполнять своипрофессиональные обязанности и пользоваться предоставленными ему полномочиямипо сбору информации, а также создание условий, которые существенно затрудняютпрофессиональную деятельность. Профессиональная деятельность ограничиваетсялишь той сферой, которая связана с поиском или распространением информации, атакже выполнением других функций журналиста. Ответственность по ст. 144 УКнаступает лишь в случае воспрепятствования законной профессиональнойдеятельности журналиста. Законной является такая деятельность, которая ненарушает законодательства, прав и свобод других лиц. Для решения вопроса опризнании деятельности журналиста законной необходимо обратиться кзаконодательным актам, регламентирующим деятельность журналистов и средствмассовой информации в целом.
Всоответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации» журналистимеет право:
1.искать, запрашивать, получать и распространять информацию;
2.посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органыобщественных объединений либо их пресс-службы;
3.получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов,содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или инуюспециально охраняемую законом тайну;
4.производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники,кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;
5.посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф,массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которыхобъявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;
6.излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах,предназначенных для распространения за его подписью;
7.отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала,противоречащего его убеждениям;
8.снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по егомнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить илииным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения илиматериала (ст. 47). Журналист наделен также иными правами и обязанностями.Создание препятствий в реализации прав и выполнении обязанностей журналистаобразует признаки состава преступления, предусмотренного ст. 144 УК. В ст. 144УК законодатель уточняет, что воспрепятствование осуществляется путемпринуждения.
Принуждениежурналиста к распространению информации предполагает насильственное воздействиена него или его близких с целью заставить его обнародовать определеннуюинформацию вопреки его воле. Не считается противоправным принуждением краспространению информации требование публикации предусмотренных закономобязательных сообщений, например редакция обязана опубликовать бесплатно и впредписанный срок вступившее в законную силу решение суда, содержащеетребование об опубликовании такого решения через данное средство массовойинформации ст. 35, 43 ФЗ «О СМИ». Не является принуждением к распространениюинформации и не подпадает под признаки рассматриваемого состава законноетребование гражданина к журналистам редакции опровергнуть не соответствующиедействительности и порочащие его честь и достоинство сведения, которые былираспространены в данном средстве массовой информации. Такое право имеют такжезаконные представители гражданина, если сам гражданин не имеет возможностипотребовать опровержения.
Принуждениежурналиста к отказу от распространения информации также заключается ввоздействии на журналиста или близких ему лиц, но с обратной целью — заставитьотказаться от обнародования известной ему информации.
Обычнопринуждение осуществляется путем физического или психического насилия. Чащевсего это различного рода угрозы. Дача журналисту советов о целесообразностиили нецелесообразности опубликования конкретных материалов при отсутствиипринуждения уголовной ответственности не влечет.
Действующеезаконодательство предусматривает случаи, когда право журналиста на получениеинформации может быть ограничено. Такое основанное на законе ограничение неможет рассматриваться как воспрепятствование деятельности журналиста. Вчастности, не образует состава преступления воспрепятствование публикациисведений, которые запрещены законом к распространению. Так, в соответствии с п.«б» ч. 1 ст. 12 ФКЗ от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении» наопределенной территории указом Президента РФ вводится ограничение свободыпечати и других средств массовой информации путем введения предварительнойцензуры с указанием условий и порядка ее осуществления, а также временноеизъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающихтехнических средств, множительной техники, установление особого порядкааккредитации журналистов. Ограничения свободы распространения информациивозможны и в период объявления военного положения.
Неявляется преступлением воспрепятствование злоупотреблению журналистом свободоймассовой информации. К таким злоупотреблениям согласно ст. 4 ФЗ «О СМИ»относится использование средств массовой информации в целях совершения уголовнонаказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную илииную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистскойдеятельности, а также для распространения передач, пропагандирующихпорнографию, культ насилия и жестокости.
Оконченнымпреступление, предусмотренное ст. 144 УК, является с момента воздействия нажурналиста с намерением принудить его к совершению определенных действий илибездействию, независимо от того, добился ли виновный желаемого для негоизменения профессиональной деятельности журналиста или нет.
Ссубъективной (внутренней) стороны данное преступление совершается только спрямым умыслом. Виновный сознает, что действия, выразившиеся ввоспрепятствовании законной профессиональной деятельности журналиста, являютсяобщественно опасными, и желает их совершить. Цель таких действий — изменитьхарактер деятельности журналиста, при этом мотивы на квалификацию не влияют.Они могут быть личными (корысть, зависть и пр.), но могут носить и политическийхарактер (например, стремление опорочить кандидата в депутаты).
Субъектпреступления (физическое лицо, совершившее преступление и способное в соответствиис уголовным законом нести уголовную ответственность) — любое физическоевменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Часть2 ст. 144 УК предусматривает ответственность за воспрепятствование законнойпрофессиональной деятельности журналиста лицом, использующим для этого своеслужебное положение.
Вместес тем наличие этого признака может повлечь квалификацию по совокупности ст. 144и ст. 285 УК (злоупотребление должностными полномочиями) или 201 УК(злоупотребление полномочиями) при наличии реальной совокупности.
Вч. 2 ст. 144 УК предусмотрена ответственность за квалифицированный видвоспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов.Квалифицирующим признаком этого деяния законодатель называет совершение еголицом с использованием своего служебного положения. Таким лицом может бытьдолжностное лицо, т.е. лицо, постоянно, временно или по специальному полномочиюосуществляющее функции представителя власти либо выполняющееорганизационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции вгосударственных органах, органах местного самоуправления, государственных имуниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках ивоинских формированиях РФ.
Субъектомч. 2 ст. 144 УК могут быть также лица, занимающие государственные должностиРоссийской Федерации или субъектов федерации, а равно государственные служащиеи служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностныхлиц (ст. 285 УК).
Совершениерассматриваемого преступления должностным лицом с использованием служебногоположения представляет собой одну из форм злоупотребления должностнымиполномочиями, ответственность за которое предусмотрена ст. 285 УК. Однако дляквалификации деяния по ст. 285 УК в отличие от ст. 144 УК требуется дополнительноустановить наличие последствий в виде причинения существенного нарушения прав изаконных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересовобщества и государства, а также специальный мотив совершения преступления — корыстную или иную личную заинтересованность.
 Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта allpravo.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.